Дунаевский биография композитор


Максим Исаакович Дунаевский

Максим Дунаевский — талантливый композитор, сочинивший замечательную музыку, которая исполняется симфоническими оркестрами, звучит в фильмах, в театрах и на эстраде. Композиции Максима Исааковича приобрели популярность в советские времена и не перестают радовать слушателей сегодня.

Максим Дунаевский родом из Москвы. Родился 15 января 1945. Никто в тот морозный день не подозревал, что родившийся мальчик станет выдающимся композитором. Об отце, Исааке Осиповиче, корифее советской классической музыки, двухразовом лауреате Сталинских премий, народном артисте РСФСР, известно было его маме Зое Ивановне Пашковой да близким друзьям. Тем не менее, творческий талант был унаследован Максимом от своего именитого отца. Родители мальчика не жили одной семьей, и не потому совершенно, что не любили друг друга. Жить постоянно вместе им мешал брак отца с Зинаидой Судейкиной, где также подрастал мальчик по имени Евгений. До 16 лет Максим носил фамилию мамы.

Максим Дунаевский в детстве

Мама, Зоя Пашкова была харизматичной, подающей надежды, балериной, работала она в то время в Московском театре оперетты солисткой.

Однажды увидев молодую красавицу на сцене, сердцеед Исаак влюбился в нее, передав романтическую записочку за кулисы, после чего состоялась их встреча. Зоя была настоящей красавицей, пользовалась большим вниманием мужчин, но отдавала всю свою любовь на протяжении пятнадцати лет только одному мужчине — отцу. Старший Дунаевский буквально жил на две семьи, проводя львиную долю времени с Зоей и Максимом, одновременно заботясь о материальном благосостоянии обеих женщин и их сыновей.

Зоя Ивановна, отца любила очень сильно до самой смерти, когда Исаак Дунаевский умер, у нее отказали ноги. Мама Максима, которому тогда исполнилось десять лет, тяжело пережила смерть человека, который так и не стал официальным мужем и официальным отцом ее сына. Она еще долго страдала после его смерти и болела, но когда пережила горе, решила дать сыну то, что не сделали они вдвоем — фамилию отца. Несмотря на то, что законная супруга не поддерживала эту инициативу, с помощью папиных друзей, известных композиторов, которые подключили партийные инстанции, мальчик был признан законным сыном Исаака Осиповича. Так Пашков Максим стал Максимом Дунаевским.

Биография Максима Исааковича не сразу переросла в творчество всей жизни. Мальчик был, как и все сверстники, шустрым, подвижным, длительные занятия музыкой ему были не по душе. Но когда отца не стало, Максим не мог выносить тишину. В этот период он принял серьезное решение, несвойственное для возраста десятилетнего мальчика, что станет музыкантом, как и его отец. С тех под его жизнь тесно переплелась с музыкой и стала делом всей его жизни.

Год 1965 стал годом окончания теоретико-композиторского отделения музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Затем были годы учебы в самой консерватории. Максим Исаакович вначале планировал стать композитором академической музыки, но в процессе учебы планы изменились. После того, как он побывал, будучи старшекурсником, студенческий театр «Наш дом», он переключил свое внимание на саундтреки для спектаклей и кинофильмов.

Максим Дунаевский в начале своего творческого пути работал дирижером. Целых пять лет он с успехом руководил оркестром театра им. Евгения Вахтангова.

После этого Максим занял вакансию музыкального руководителя в столичном Мюзик-холле и Театре-студии музыкальной драмы. Будучи художественным руководителем и главным дирижером Государственного эстрадного оркестра РСФСР, он тесно сотрудничал с выдающимися советскими музыкантами, в том числе с Андреем Давидяном, Ириной Понаровской и другими незаурядными личностями.

Дунаевский Максим еще студентом, начал сочинять различные музыкальные произведения. Это были и камерные, и вокально-академические, и симфонические композиции. Из-под его пера то и дело выходили новые шедевры. В этот период был написан концерт для фортепиано с оркестром, для хора a cappella — кантата «Старые корабли», циклы замечательных романсов. Затем композитор начал творить для кино, театра и эстрады. Вся страна наслаждалась уникальными музыкальными пьесами «Двенадцать стульев», «Тили-тили-тесто…», «В поисках капитана Гранта». Позднее многие из них стали основой для саундтреков одноименных кинолент.

Максим Дунаевский дирижирует

Но для одаренного, энергичного Максима Дунаевского этого было мало, и он в 1977 году стал организатором ВИА «Фестиваль», который исполнял музыку композитора и песни в стиле «рок». Музыканты участвовали в записях саундтреков ко многим художественным фильмам с музыкой Максима Исааковича. Коллектив радовал слушателей до 1990 года.

В период распада СССР, когда казалось, что всем нет дела до музыки, кино и театра, Максим Дунаевский переехал жить в США.

Там он прожил с 1992 по 1999 год. Несмотря на кардинальные перемены в личной жизни, композитор не прекращал сочинять музыку. В Америке он активно писал статьи в газету, брал участие в телевизионных передачах. Все было не плохо, но Родина звала обратно, и Дунаевский вернулся в Москву.

Родина ждала своего одаренного сына. Дунаевский становился все более и более популярным. Песни на музыку Максима Исааковича исполняли звезды отечественной эстрады и кино: Н. Караченцов, Д. Харатьян, Жанна Рождественская, Михаил Боярский, Татьяна Буланова, Маша Распутина и многие другие артисты. Максим Исаакович любил работать с талантливыми и ответственными людьми, он немножко скептически относился к современным молодым исполнителям, но талант Димы Билана и Александра Панайотова вызывал у него уважение. Также он отдельно отмечал Ангелину Сергееву — финалистку второго сезона телеконкурса «Голос».

Максим Дунаевский на концерте

Слава Максима Дунаевского окрыляла его на новые творческие рубежи, особенно всем слушателям нравились его саундтреки к советским и российским кинофильмам. Не было, наверное человека, который на любил бы песни «Гадалка» из комедии «Ах, водевиль, водевиль…», «Спасибо, жизнь!» и «Позвони мне, позвони!» из драмы «Карнавал», «Ветер перемен» и «Непогода» из сказки «Мэри Поппинс, до свидания!», из мультфильма — «Летучий корабль» «Частушки Бабок-Ёжек».

Кинофильм «Д’Артаньян и три мушкетера» захватил все страну, песня их которого «Пора, пора, порадуемся на своем веку», стала настолько популярной, что ее пели не только взрослые, но и дети. Она даже вошла в число обязательных упражнений по ритмике при поступлении в ЦМШ, что приравнивалось к сверх популярности. Эта школа специализировалась на академизме, а о том, чтобы использовать примеры из эстрадной музыки на занятиях и речи, казалось, не могло идти но, тем не менее, это случилось.

Фамилия Дунаевский стала известна всем, когда диктор ее произносил, все слушатели в зале, находясь у телевизора или радио, знали, что сейчас будет звучать блестящее произведение, которое дарит радость, вселяет оптимизм. На счету композитора было до двухсот превосходных хитов, лучшие из которых были записаны на пластинках, а также они вошли в официальные сборники «Золотая коллекция».

Эпоха двадцатого века осталась позади, наступил очередной — двадцать первый, а композитор Дунаевский как писал прекрасную музыку, так и продолжает ее писать. Дунаевский работает над сопровождением к приключенческой мелодраме «Граница. Таежный роман», затем музыка Максима Исааковича прозвучала в фильмах «Двенадцать стульев», «Утесов. Песня длиною в жизнь», «Парк советского периода». «1812: Уланская баллада», приключенческая лента с звездами кино Сергеем Безруковым и Анной Чиповской, последний проект Дунаевского, над которым он работал. Но все любители его творчества точно знают, что будут новые хиты.

За период своих творческих лет им было создано 20 мюзиклов, а он мечтает еще создать один под названием «Алые паруса».

Максим Исаакович Дунаевский не только популярный композитор, но и уважаемый, авторитетный специалист, поэтому ему и предложили войти в состав судьей музыкального конкурса «Народный артист», а также он стал членом экспертного совета российского отбора на конкурс «Евровидение».

Личную жизнь Максима Дунаевского можно сравнить с горящим вулканом любви. Также как и творческая Муза его не покидала никогда и не покидает сегодня, так и любовь всегда пылает в его сердце. Встретив «свою» женщину, он загорался огромной любовью и предлагал ей выйти за него замуж. Горячие чувства Максима были отданы избранницам семь раз. Семь раз он женился, но кроме этого он был влюблен еще несколько раз, не состоя в официальном браке.

Максим Дунаевский и Наталья Андрейченко

Первой его избранницей, в которую он влюбился студентом, была Наталья Леонова. Она была дочерью отца, занимавшего пост секретаря ЦК КПСС. Но студенческие чувства быстро прошли. Через два года брак был расторгнут.

Второй женой была певица Регина Темирбулатова. Третья жена — Елена Дунаевская.

О четвертой жене сам Максим Исаакович вспоминает с искренним уважением к чувствам, которые он к ней испытывал. Это была Наталья Андрейченко, популярная актриса. Надо отметить, что перед бракосочетанием с Андрейченко, у композитора состоялся серьезный роман с Ниной Спада, длившийся более двух лет. От этого бурного романа у Дунаевского родилась дочь, одаренная девочка, выступавшая, впоследствии, во Франции. Она сочиняет песни на трех языках, российском в том числе.

В 1982 году у пары Максима и Натальи Андрейченко родился сынишка, которому дали имя Дмитрий. В период смутного времени у Натальи появился шанс уехать работать в Америку, в Голливуд. Этим шансом был, увлекшийся ею, Максимилиан Шелл. Между Андрейченко и Шеллом возникло нечто, что стало заметно Максиму, и он просто ее отпустил, не имея права, как он считал, препятствовать ее карьере и будущему. Это было для Дунаевского не простое время, но он справился со своими чувствами и стал жить дальше.

Пятой супругой стала манекенщица Ольга Данилова, Ольга Шеронова была шестой законной женой. Это были непродолжительные браки, быстро закончившиеся разводами.

Максим Дунаевский с Мариной Рождественской

Сегодня Максим Исаакович состоит в седьмых брачных отношениях с Мариной Рождественской, которая младше супруга на 27 лет, но это не мешает их счастью. Марина подарила мужу дочурку, которой дали имя: Полина. Но в семье есть еще одна дочь по имени Мария. Ее Максим Исаакович удочерил и дал свою фамилию. Супруги любят друг друга, Дунаевский говорит всем: «Марина оказалась неуловимо похожа на мою маму — и характером, и даже внешностью». Наверное, в этом кроется секрет столь длительной любви и большого уважения к последней супруге — Марине.

С остальными взрослыми детьми Максим Исаакович ныне не поддерживает связь. Комментировать это он не желает, оставляя за собой право, поступать так, как считает нужным. Свою личную жизнь Дунаевский ни от кого не скрывает и часто радует зрителей интересными фактами своей биографии.

  • 1972 — Синие зайцы, или Музыкальное путешествие
  • 1975 — Повторная свадьба
  • 1978 — Д’Артаньян и три мушкетёра
  • 1979 — Ах, водевиль, водевиль…
  • 1980 — Кодовое название «Южный гром»
  • 1981 — Карнавал
  • 1981 — Куда он денется!
  • 1981 — Семь счастливых нот
  • 1981 — Проданный смех
  • 1982 — Кошкин дом
  • 1982 — Трест, который лопнул
  • 1983 — Зелёный фургон
  • 1983 — Мэри Поппинс, до свидания!
  • 1985 — Опасно для жизни!
  • 1986 — На острие меча
  • 1989 — Светлая личность
  • 1990 — Живая мишень
  • 1990 — Подземелье ведьм
  • 1990 — Ловушка для одинокого мужчины
  • 1991 — Год хорошего ребёнка
  • 1992 — Ребёнок к ноябрю
  • 1992 — Мушкетёры двадцать лет спустя
  • 2000 — Граница. Таёжный роман
  • 2000 — Рыцарский роман
  • 2002 — Атлантида
  • 2004 — Двенадцать стульев
  • 2004 — Убойная сила-6. Мыс Доброй надежды
  • 2006 — Утёсов. Песня длиною в жизнь
  • 2006 — Парк советского периода
  • 2012 — 1812: Уланская баллада
  • 2013 — Сокровища О. К.
  • 2017 — О любви
  • 2018 — Зелёный фургон. Совсем другая история

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

Исаак Дунаевский

Исаак Дунаевский — человек, творчество которого можно смело назвать классикой советской песни. «Сердце, тебе не хочется покоя», марш «Веселый ветер», «Школьный вальс», «Каким ты был, таким ты и остался» - эти песни знала наизусть вся страна, да и сейчас уже новое поколение меломанов напевает душевные мелодии Исаака Осиповича Дунаевского.

Детство и юность

Биография будущего композитора началась в городе Лохвице, что на Украине. Исаак Осипович родился 30 января 1900 года. Отец мальчика был обеспеченным человеком, владеющим собственной компанией, производящей фруктовые напитки. В семье Дунаевских воспитывалось пятеро сыновей и дочь.

Композитор Исаак Дунаевский

Музыкальный талант Исаака Дунаевского проявился с раннего детства. Мальчик с легкостью воспроизводил сложные мелодии, поражая родственников чистотой голоса. Там же, в Лохвице, маленький Исаак начал учиться в музыкальной школе.

Исаак Дунаевский в детстве и молодости

В 1910-м семья Дунаевских перебралась в Харьков, где Исаак уже оканчивал обычную гимназию и одновременно - консерваторию по классу композиции и скрипки. После окончания гимназии и консерватории Исаак Дунаевский также окончил университет, выбрав юридическую специальность.

Музыка

К счастью для поклонников, юриспруденция не стала главным делом в жизни Исаака Дунаевского. Молодой человек сделал выбор в пользу музыки, устроившись работать в оркестр драматического театра в Харькове. Там юное дарование произвело впечатление на Синельникова, режиссера театра. Исааку Дунаевскому предложили написать музыкальное сопровождение для одной из постановок.

Композитор Исаак Дунаевский

Недолго думая, Исаак Осипович согласился. Это стало первым профессиональным успехом композитора. Спустя некоторое время Исаак Дунаевский дослужился до должности заведующего музыкальной частью. В 1924 году Исаак Осипович перебрался в Москву, полагая, что столица подарит гораздо больше интересных возможностей. Молодой человек не прогадал: действительно, московские театры оказались рады талантливому композитору, наперебой предлагая Исааку Дунаевскому присоединиться к коллективу.

Исаак Дунаевский и Любовь Орлова

Первые два года столичной жизни Исаак Дунаевский посвятил театру «Эрмитаж», затем перешел на службу в московский Театр сатиры. Спустя еще пять лет, в 1929-м, Исаак Осипович снова сменил место жительства. На этот раз композитора пригласили в Северную столицу, предложив работу в театре под названием «Мюзик-холл».

Именно там Исаак Дунаевский познакомился с Леонидом Утесовым. Знакомство это привело к созданию комедийного фильма «Веселые ребята», который полюбился зрителям на долгие годы. Утесов сыграл в картине главную роль.

«Веселые ребята» даже побывали на кинофестивале в Венеции, очаровав иностранных судей. После столь грандиозного успеха Исаак Осипович продолжил сочинять музыку для кинокартин. «Цирк», «Волга-Волга», «Весна», «Дети капитана Гранта» - мелодии из кинофильмов, сочиненные Дунаевским, на десятилетия оставались в душах и сердцах зрителей.

Исаак Дунаевский

Оперетты «Белая акация» и «Вольный ветер» до сих пор остаются актуальными, а трогательная увертюра «Летите, голуби!», исполненная детскими голосами, стала, пожалуй, самым ярким моментом картины о приключениях бесстрашных подростков. Спустя много лет Станислав Говорухин, решивший снять сериал по мотивам романа Жюля Верна, оставил музыкальное сопровождение Дунаевского неизменным.

С 1937 года Исаак Осипович руководил Союзом композиторов в Ленинграде. Спустя год композитора Дунаевского выбрали депутатом Верховного Совета страны. Позже, во время Великой Отечественной войны, Исаак Осипович руководил музыкальным ансамблем, разъезжая по стране с концертами.

Произведения Исаака Дунаевского, а также русская народная музыка, исполнявшаяся ансамблем, помогали людям не терять душевные силы и веру в победу в то сложное и страшное время. Песня «Моя Москва» написана Исааком Дунаевским в 1942 году, в самый разгар войны. В 1950-м Дунаевский получил заветное звание народного артиста, что являлось высшей наградой для творческого человека в то время.

Личная жизнь

Личная жизнь Исаака Дунаевского всегда была наполнена влюбленностями, взаимными и нет. Дело в том, что Исаак Осипович был очень пылким молодым человеком. В 16 лет юноша впервые влюбился в Евгению Леонтович, известную харьковскую актрису. Женщина даже не подозревала о чувствах Дунаевского.

Исаак Дунаевский и Максим Дунаевский

Спустя три года сердце Дунаевского снова затрепетало, на этот раз от чувства к сорокалетней актрисе Вере Юреневой. Женщине льстило обожание юноши, но вскоре Дунаевский наскучил замужней Юреневой. Это настолько расстроило Исаака Осиповича, что тот решил немедленно жениться. Избранницей Дунаевского стала студентка университета, в котором юноша учился. Разумеется, подобный брак, заключенный сгоряча, быстро распался.

Уже в Москве, в 1924-м, Исаак Осипович познакомился с очаровательной балериной Зинаидой Судейкиной. Влюбленные поженились. Вскоре Зинаида подарила супругу первенца — сына Евгения. Евгений Дунаевский также выберет творческую профессию, однако, в отличие от отца, предпочтет живопись.

Исаак Дунаевский и Лидия Смирнова

Несмотря на официальный матримониальный статус, Исаак Осипович постоянно влюблялся вновь и вновь. Наталья Гаярина, танцовщица, долго владела сердцем композитора. Еще одной музой и предметом обожания для Исаака Осиповича являлась актриса Лидия Смирнова.

Ни муж Смирновой, ни жена Дунаевского не удержали влюбленных и не ослабили страсти. Исаак Осипович каждый день отправлял Смирновой телеграммы, подписываясь, как мальчишка, чужим именем. Вскоре композитор, не выдержав накала страстей, предложил красавице актрисе руку и сердце, однако женщина отказала Дунаевскому, сославшись на то, что больше не питает к нему никаких чувств.

Исаак Дунаевский и Зоя Пашкова

Переживания Исаака Осиповича оказались велики, но вскоре композитор утешился творчеством и новыми влюбленностями. В начале 1940-х у Дунаевского сложился серьезный роман с Зоей Пашковой, тоже танцовщицей. Спустя несколько лет, в 1945-м, женщина подарила Исааку Осиповичу второго сына, которого назвали Максимом. Максим Дунаевский пошел по стопам отца, став известным композитором.

Смерть

В 1955 году, 22 июля Исаак Осипович Дунаевский ушел из жизни. Обнаружил композитора шофер, больше никого в тот момент не было дома. Смерть известного композитора моментально обросла слухами и домыслами. Озвучивались версии о самоубийстве и даже об убийстве Дунаевского, однако ни одна из них не нашла официального подтверждения.

Исаак Дунаевский в последние годы

Было объявлено, что жизнь Исаака Осиповича подкосила сердечная недостаточность. Могила маэстро находится на Новодевичьем кладбище, что в Москве. Фото и грампластинки с записями великого композитора до сих пор можно найти в коллекциях меломанов.

Могила Исаака Дунаевского

В память о таланте Исаака Дунаевского именем композитора в столице названа улица, на которой располагалась его квартира. Есть такие улицы и переулки и в Новосибирске, Алма-Ате, Липецке, Ростове-на-Дону. Также памяти Дунаевского посвящены две мемориальные доски. Одна расположена в Харькове, на стене дома, в котором жила семья Дунаевских. Вторую мемориальную доску Исааку Дунаевскому можно увидеть в Санкт-Петербурге, на нынешней Гороховой улице.

Фильмография

Картины, в которых прозвучала музыка Дунаевского:

  • 1933 — «Первый взвод»
  • 1934 — «Весёлые ребята»
  • 1935 — «Путь корабля»
  • 1935 — «Три товарища»
  • 1936 — «Вратарь»
  • 1936 — «Дети капитана Гранта»
  • 1936 — «Искатели счастья»
  • 1936 — «Цирк»
  • 1938 — «Волга-Волга»
  • 1940 — «Моя любовь»
  • 1940 — «Светлый путь»
  • 1947 — «Весна»
  • 1949 — «Кубанские казаки»
  • 1957 — «Белая акация»
  • 1961 — «Вольный ветер»
Page 2

Шахрукх Кхан

Актер, телеведущий, сценарист

24smi.org

Биография Максима Дунаевского

Максим Исаакович Дунаевский – известный композитор России и СССР. Биография Максима Дунаевского содержит много фактов, интересующих широкий круг людей. Публике известны написанные Дунаевским композиции к кинолентам «Карнавал», «Мэри Поппинс, до свидания», «Ах, водевиль, водевиль». Композитор носит звание «Народного артиста РФ», присвоенное ему в 2006 году. Биграфия и личная жизнь композитора рассмотрены далее.

Детство

Отец Максима Исаак Дунаевский был знаменитым композитором-классиком. Мать Зоя Пашкова была балериной в московском театре. Официально родители в браке не состояли, потому что отец был официально женат на Зинаиде Судейкиной. В этом союзе у него был сын Евгений, приходящийся сводным братом Максиму.

Исаак Дунаевский ушел из жизни очень рано, когда Максим еще учился в средних классах. Далее стал вопрос о наследстве. По содействию влиятельных в музыке деятелей Максима и его мать признали законными наследниками. До 1961 года Максим Дунаевский писал произведения под девичьей фамилией матери, а после смерти отца взял его фамилию.

Заинтересовался Максим музыкой еще в раннем детстве. Он часто садился за пианино, придумывал мелодии, импровизировал. Но усидчивостью не отличался, поэтому родители не настаивали на занятиях. После скоропостижной смерти Дунаевского-старшего Максим серьезно взялся за музыку и поставил себе цель стать знаменитым композитором, как отец.

Студенческие годы

Максим поступил в музыкальное училище, окончил его с высокими показателями и продолжил обучение в консерватории имени П.И. Чайковского. Будущий талантливый композитор занимался классической музыкой. Но знакомство со студенческим театром «Наш дом» перевернуло всю жизнь композитора. Он стал писать композиции к фильмам и спектаклям.

Будучи студентом, Максим создавал классические произведения. В его творческой коллекции: концерты для фортепиано, многочисленные романсы и кантаты. Немного позже композитора заинтересовало создание историй для эстрады и кино.

Музыкальные пьесы из «Двенадцати стульев» и в «Поисках капитана Гранта» принадлежат авторству Максима Исааковича. На экраны телевизора вышло более 60 кинолент, в которых звучала прекрасная музыка маэстро. Не обошел стороной композитор и телеспектакли, мультфильмы, Дунаевский к ним написал множество композиций.

Успех

Вместе с успехом в сочинительстве музыки Дунаевский был и талантливейшим дирижером. К его профессиональной карьере относится руководство оркестром в театре Вахтангова и заведование музыкальной частью в Мюзик-холле в Москве.

В 1977 году Максим Исаакович основал ВИА «Фестиваль», который исполнял написанные им рок-композиции. Музыканты группы трудились над саундтреками к различным фильмам. Коллектив проработал 13 лет.

После иммиграции

В 1992 году Максим переехал в Америку и прожил там до 1999 года. За границей композитор продолжил свое творчество, занимался изданием статей и выступал в телепередачах. Для Голливуда мастер написал музыку к нескольким фильмам.

В конце века Дунаевский вернулся в Россию

Песни Максима Исааковича были популярны среди эстрадных исполнителей, таких как Татьяна Буланова, Михаил Боярский и Маша Распутина. Для Николая Караченцова маэстро написал более 10 песен, которые вошли в альбом «Моя маленькая леди».

О современных исполнителях автор песен отзывается не всегда лестно. По его мнению, многим из них не стоило выходить на сцену. Единственные, кого из молодых музыкантов он хвалит за профессионализм, это Дима Билан и Александр Панайотов.

Саундтреки к кинофильмам и шлягеры

Широкую популярность Дунаевский завоевал, создав музыку к полюбившимся фильмам:

  • «Гадалка» из ленты «Ах, водевиль, водевиль»,
  • «Позвони мне, позвони» фильм «Карнавал»,
  • «Ветер перемен» из «Мэри Поппинс, до свиданья».

Особой популярностью пользовались шлягеры из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера». Прославленный хит «Пора, пора, порадуемся…» стал обязательным ритмическим испытанием для студентов музыкальных заведений, хотя ранее популярный стиль был неприемлем для музыкальных школ.

У Дунаевского более 150 хитов, выпущенных на пластинках и в сборниках «Золотая коллекция».

В начале 21 века на экраны вышел фильм «Граница. Таежный роман». Максим Исаакович сочинил музыку к мелодраме. Без произведений известного композитора не обошлись и другие киноленты: «Двенадцать стульев», «Утесов», «Летучий корабль». В настоящее время Дунаевский участвует в создании новых проектов. Это фильм «1812: Уланская баллада», главные роли в котором сыграли Сергей Безруков и Анна Чиповская.

Признание

Дунаевский участвовал в телевизионной программе, посвященной оперетте «С легким жанром!». А также был в судейской команде передачи «Народный артист», входил в состав экспертов отборочного тура в «Евровидении». Участвовал композитор в создании ежегодной телепередачи «Новые песни о главном».

Отдельной вехой творчества композитора стало написание произведений к мюзиклам. Всю жизнь Дунаевский хотел создать мюзикл «Алые паруса». И у него это получилось. Впервые представление показали на сцене театра РАМТ, вторая редакция имела успех в Екатеринбургском театре комедии. В Перми и Новосибирске актеры спектакля получили премии «Золотая маска».

Яркой страницей в биографии композитора стала передача на одном из федеральных каналов, посвященная творчеству Дунаевского

Личная жизнь

Личная жизнь Максима Дунаевского поистине вызывает удивление: каждую из 7 своих пассий композитор вел под венец. Известно, что у композитора было 7 жен. И это только официальные отношения.

Наталья Леонова

Впервые Максим женился, будучи студентом. Избранницей стала Наталья Леонова, дочь секретаря ЦК КПСС, прекрасная актриса, сыгравшая во многих кинолентах. Через два года брак распался. Маэстро сам признает, что без любви не может быть брака и, если чувства остыли, нужно уходить.

Влиятельный отец Натальи грозил Максиму всяческими проклятиями, но максимум, что он сделал – выбил временный запрет на выезд за границу. Союзы с певицей Региной Темирбулатовой и Еленой Дунаевской тоже были короткими. Каждой своей бывшей супруге композитор оставлял все нажитое имущество и квартиры.

Наследник

Следующей супругой Максима Исааковича стала Наталья Андрейченко. Славу этой актрисе принесла главная роль в фильме «Мэри Поппинс…». Наталья родила мужу сына Дмитрия. Но отношения были недолгими, и актриса ушла от Дунаевского. Она влюбилась в иностранного актера Максимилиана Шелла и уехала с ним за границу. Сын Дмитрий сейчас живет в Швейцарии, с отцом связи не поддерживает.

Дочь Алина

Параллельно официальным отношениям с Андрейченко у композитора был роман с Ниной Спада, который продлился 2 года. Женщина работала переводчиком с иностранных языков, а также писала книги, одной из которых стало откровения о Максиме Дунаевском.

Нина была музой для написания песни «Позвони мне, позвони» из фильма «Карнавал»

Возлюбленная Максима родила от него дочь Алину. Но Дунаевский не хотел связывать себя официальными отношениями. Через какое-то время Нина вышла замуж за француза и переехала жить за границу. Дочь Алина выросла в Париже, стала известным музыкантом. Создала свою группу, выступала с песнями на французском и русском языках. Участвовала в различных музыкальных мероприятиях.

Ген талантливого отца и деда передался и ей. Алина переделала песню из фильма «Карнавал», вдохнув в нее новую жизнь. Девушка принимала участие в создании документального фильма на канале НТВ, в котором рассказывалось о дочерях прославленного композитора.

Два непродолжительных брака

Романы с моделью Ольгой Даниловой и певицей Ольгой Шероновой привели композитора в ЗАГС, но стали непродолжительными. Причиной тому была прошедшая любовь.

Марина Рождественская

Седьмой женой композитора стала Марина Рождественская. Она была значительно младше мужа. Сам Дунаевский рассказывал, как девушка напоминает внешне и характером его мать. Женщина родила Максиму дочь Полину. От прошлых отношений у нее был еще один ребенок – дочь Мария, которую Дунаевский впоследствии удочерил и дал свою фамилию.

Супруги счастливы в браке уже 20 лет. Отношения композитора не были еще такими продолжительными. Максим признается, что стал более терпеливым в отношениях. Брак – это труд, который дается не каждому. Стабильная личная жизнь сказалась хорошо и на творчестве. Марина стала единственной женой, с которой Дунаевский обвенчался.

Прерванные связи

Со многими своими детьми Дунаевский прервал отношения. Так, он совсем не общается с сыном от Натальи Андрейченко Дмитрием и дочерью от Нины Спада Алиной. Комментировать свое решение Максим отказывается. Младшая дочь Полина ушла с головой в актерскую карьеру. Старшая Мария учится в Щепкинском училище.

Максим Дунаевский сейчас

И по сей день Максим Исаакович продолжает творить. В 2017 году он написал музыку к мелодраме «О любви» Владимира Бортко. В главных ролях известные актеры России. В 2018 году Дунаевский принял участие в программе «Честное слово», ведущий которой является Юрий Николаев. На встрече он рассказал о своем отце, детях и супругах. И также был откровенен по поводу состояния современного шоу-бизнеса.

Последняя супруга композитора Максима Дунаевского, с которой он находится в браке и по сей день

У прославленного композитора есть свой сайт, а также профиль в инстаграме, куда он периодически выкладывает новую информацию и фото с концертов и гастролей. Кроме творчества, Дунаевский занимается благотворительностью. Существует фонд, президентом которого он является.

stories-of-success.ru

Максим Дунаевский

Максим Исаакович Дунаевский — знаменитый советский и российский композитор. Хотя он писал музыку и для симфонического оркестра, и для театра, и для эстрады, наиболее известны песни Максима Дунаевского, предназначенные для фильмов. На многие годы популярными стали композиции из таких картин, как «Д’Артаньян и три мушкетера», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Карнавал», «Ах, водевиль, водевиль…» и других. За заслуги перед искусством композитору в 2006 году присвоили звание Народного артиста.

Максим Дунаевский родился в Москве в начале 1945 года. Его отец – легенда советской классической музыки Исаак Дунаевский. Мать Зоя Пашкова тоже была публичной личностью, хотя и не настолько известной, как ее любимый человек. Она танцевала в Московском театре оперетты и в Ансамбле песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова. Родители мальчика в браке не состояли, так как Исаак Осипович был официально женат на другой женщине, Зинаиде Судейкиной.

Композитор Максим Исаакович Дунаевский

По отцу у Дунаевского был старший брат Евгений, который стал художником. В 10-летнем возрасте Максим в последний раз видел знаменитого родителя: Исаак Дунаевский скоропостижно скончался. Благодаря помощи известных композиторов, которые довели дело до партийных инстанций, мальчик был признан законным сыном Исаака Осиповича, даже несмотря на то, что официальная супруга отца всячески этому препятствовала. Во взрослом возрасте Максим Дунаевский стал использовать фамилию отца вместо материнской – Пашков, под которой учился в школе.

Музыкой он увлекся еще в детские годы, любил перебирать клавиши, импровизировать. Но систематические занятия его раздражали, поэтому родители не стали настаивать на обучении.

Родители Максима Дунаевского, Исаак Осипович и Зоя Ивановна

После смерти отца Дунаевский-младший стал тяготиться тишиной в доме и заявил матери, что пойдет по стопам Исаака и тоже будет музыкантом и композитором. В 1965 году он окончил музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, а позднее и саму консерваторию. Максим Исаакович собирался стать композитором академической музыки, но на старших курсах стал посещать студенческий театр «Наш дом» и переключился на саундтреки для спектаклей и кинофильмов.

Стоит добавить, что Максим Дунаевский долгое время был блистательным дирижером. Пять лет он руководил оркестром театра имени Евгения Вахтангова, затем заведовал музыкальной частью в Московском Мюзик-холле и Театре-студии музыкальной драмы. В качестве художественного руководителя и главного дирижера Государственного эстрадного оркестра РСФСР сотрудничал с лучшими советскими музыкантами, например, с Андреем Давидяном и Ириной Понаровской.

Музыка

В студенческие годы композитор Максим Дунаевский писал камерные, симфонические и вокально-академические произведения. Его перу принадлежат концерт для фортепиано с оркестром, циклы романсов и кантата «Старые корабли» для хора a cappella. Но затем он увлекся музыкой для театра, кино и эстрады. Им были созданы музыкальные пьесы «Тили-тили-тесто…», «Двенадцать стульев», «В поисках капитана Гранта». Многие из них позднее стали основой для саундтреков одноименных фильмов.

Максим Дунаевский

В 1977 году Максимом Дунаевским был организован ВИА «Фестиваль», который исполнял музыку композитора и песни в стиле «рок». Музыканты помогали записывать саундтреки ко многим кинолентам с музыкой Дунаевского. Коллектив просуществовал до 1990 года.

В 1992 году музыкант иммигрировал в США, где прожил до 1999 года. В Америке Максим продолжил писать музыку, создавал статьи в газету, выступал на телевидении. В конце столетия Дунаевский вернулся на родину.

Композиция Максима Дунаевского - «Позвони мне, позвони!»

На эстраде песни Максима Дунаевского исполняли Николай Караченцов, Жанна Рождественская, Дмитрий Харатьян, Маша Распутина, Михаил Боярский, Татьяна Буланова и другие артисты. К вокальным возможностям многих современных эстрадных исполнителей Максим Исаакович относится с долей скепсиса. Тем не менее, он высоко оценил талант Димы Билана и Александра Панайотова. Последние годы в число артистов, исполнителей песен Максима Дунаевского, вошла и финалистка второго сезона телеконкурса «Голос» Ангелина Сергеева.

Наибольшую славу Максиму Дунаевскому принесли его саундтреки к советским и российским кинофильмам. Конечно, в первую очередь публика вспоминает песни «Гадалка» из комедии «Ах, водевиль, водевиль…», «Позвони мне, позвони!» и «Спасибо, жизнь!» из драмы «Карнавал», «Ветер перемен» и «Непогода» из сказки «Мэри Поппинс, до свидания!», «Частушки Бабок-Ёжек» из мультфильма «Летучий корабль».

Композиция Максима Дунаевского «Ветер перемен» в фильме «Мэри Поппинс, до свидания!»

Песня «Пора, пора, порадуемся на своем веку» из цикла шлягеров картины «Д’Артаньян и три мушкетера» вошла в число обязательных упражнений по ритмике при поступлении в ЦМШ, что на тот момент казалось невероятным. Центральная музыкальная школа славилась своим академизмом, использование примеров из популярной музыки на занятиях считалось неприемлемым.

Кроме этого, у Дунаевского есть еще более полторы сотни прекрасных хитов, лучшие из которых выходили на отдельных пластинках, а также в официальных сборниках «Золотая коллекция». В новом веке композитор продолжил писать музыку для кинофильмов. В 2000 году Дунаевский создал сопровождение к приключенческой мелодраме «Граница. Таежный роман», в середине 2000-х с музыкой Максима Исааковича выходили фильмы «Двенадцать стульев», «Утесов. Песня длиною в жизнь», «Парк советского периода». Из последних проектов Дунаевского – приключенческая лента «1812: Уланская баллада», где главные роли сыграли Сергей Безруков и Анна Чиповская.

Отрывок из мюзикла Максима Дунаевского - «Алые паруса»

На российском телевидении с участием Максима Дунаевского выходила программа, посвященная оперетте, «С легким жанром!». Позднее композитора пригласили в судейский состав музыкального конкурса «Народный артист». Максим Дунаевский входит в экспертный совет национального отбора на конкурс «Евровидение».

За творческую карьеру композитором было создано 20 мюзиклов. В 2010 году Максим Дунаевский загорелся идеей создать мюзикл «Алые паруса». Первая редакция произведения использовалась при постановке театром РАМТ, через год спектакль вышел на сцене екатеринбургского Театра музыкальной комедии и других театральных коллективов страны. Пермская и новосибирская премьеры принесли исполнителям премии «Золотая маска».

Личная жизнь

Как и у многих творческих людей, у Максима Исааковича процесс поиска музы был напрямую связан с любовью. Он всегда был влюбчивым человеком, а испытывая горячие чувства, вел избранницу в ЗАГС. Поэтому в личной жизни Максима Дунаевского было семь жен, причем речь идет только об официальных браках, не считая многочисленных романов без регистрации отношений. Впервые композитор женился еще в студенческие годы. Его избранницей стала Наталья Леонова, дочь одного из секретарей ЦК КПСС. Но через два года чувства остыли, а Дунаевский привык, что если нет любви, то не может быть и семьи, поэтому брак распался.

Максим Дунаевский с четвертой женой Натальей Андрейченко и их сыном Дмитрием

По той же причине были недолговечными и союзы с Региной Темирбулатовой и Еленой Дунаевской. Следующим был брак Максима Дунаевского и Натальи Андрейченко. Актриса, прославившаяся как исполнительница роли Мэри Поппинс, оказалась единственной женщиной, которая сама ушла от мужа, а не стала дожидаться, когда у того опять пройдет любовь. Кстати, Наталья подарила супругу и его единственного сына Дмитрия, который, впрочем, воспитывался в Америке, а затем и в Швейцарии другими мужчинами.

Свадьбе с Андрейченко предшествовал серьезный роман Максима с Ниной Спада, длившийся более двух лет. Ей композитор посвятил красивую композицию «Позвони мне, позвони!» из кинофильма «Карнавал». И благодаря этой любви Нина родила дочь Алину. Но так как Максим Дунаевский оформлять эти отношения не захотел, то Спада вышла замуж за французского подданного и переехала в Париж. Когда дочь Максима Дунаевского выросла, она обнаружила в себе музыкальный талант, передавшийся по наследству от отца и деда. Девушка организовала собственную группу «Markize», с которой и выступает во Франции, сама пишет песни на французском, английском и русском языках.

Нина Спада с дочерью Дунаевского Алиной

Еще два романа с манекенщицей Ольгой Даниловой и моделью Ольгой Шероновой привели к официальному бракосочетанию, впрочем, как и все предыдущие – к непродолжительному. Последней официальной супругой композитора стала Марина Рождественская, которая младше мужа на 27 лет. Супруга подарила Дунаевскому дочь Полину, а также Максим Исаакович удочерил Марию, дочь Марины от предыдущих отношений. У девушки теперь знаменитая фамилия ее отчима. Из-за огромного количества браков актриса Наталья Андрейченко, знакомая с большинством из этих женщин, ввела термин «Клуб жен Максима Дунаевского».

Сейчас Максим Дунаевский не поддерживает связь с детьми от Натальи Андрейченко и Нины Спада. С Дмитрием он перестал общаться после финансового скандала, в который сын втянул мать. Что касается Алины, то в 2008 году отец порвал с ней отношения и больше не видится с дочерью. От комментариев родитель отказался.

Максим Дунаевский с женой Мариной Рождественской и дочерьми

Младшая дочь композитора Полина уже начала актерскую карьеру. Девушка убедила родителей попробовать свои силы в постановке «Алые паруса». По примеру старшей Марии, которая поступила в Щепкинское театральное училище, она планирует учиться на актрису.

У Максима Дунаевского действует официальный сайт, есть персональный профиль в «Инстаграме», где музыкант размещает фото со своих концертов и выступлений.

Максим Дунаевский сейчас

В 2017 году Максим Дунаевский создал музыкальное сопровождение к мелодраме Владимира Бортко «О любви». В фильме речь пошла о любовной связи между молодой переводчицей и банкиром, которая превращается во всепоглощающую страсть. Главных героев сыграли Анна Чиповская, Дмитрий Певцов, Алексей Чадов и Мария Миронова.

Максим Дунаевский в программе «Честное слово»

В июне 2018 года Максим Дунаевский стал гостем программы Юрия Николаева «Честное слово». В интервью Максим Исаакович рассказал об Исааке Дунаевском, о своих женах и детях. В эфире Дунаевский поговорил о состоянии современного шоу-бизнеса и познакомил зрителей с интересными фактами своей биографии.

Музыка к фильмам

  • 1978 — «Д’Артаньян и три мушкетера»
  • 1979 — «Ах, водевиль, водевиль…»
  • 1979 — «Летучий корабль»
  • 1981 — «Карнавал»
  • 1981 — «Проданный смех»
  • 1983 — «Зеленый фургон»
  • 1983 — «Мэри Поппинс, до свидания!»
  • 1999 — «Танцуй со мной»
  • 2000 — «Граница. Таежный роман»
  • 2008 — «Красное и черное»
  • 2012 – «1812: Уланская баллада»
  • 2017 – «О любви»
Page 2

Шахрукх Кхан

Актер, телеведущий, сценарист

24smi.org

Биография

Подробности Категория: Композиторы Опубликовано: 05.02.2016 10:48 Автор: Биограф Просмотров: 3224

Дунаевский Исаак Осипович Родился: 18 (30) января 1900 года. Умер: 25 июля 1955 (55 лет) года.

Исаак Осипович Дунаевский (полное имя Исаак Бер Иосиф Бецалев Дунаевский; 18 января 1900, Лохвица, Полтавская губерния — 25 июля 1955, Москва) — советский композитор и дирижёр, музыкальный педагог. Автор 13 оперетт и балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен, народный артист РСФСР (1950), лауреат двух Сталинских премий (1941, 1951). Депутат Верховного Совета РСФСР 1-го созыва.

Дунаевский родился 18 (30) января 1900 года в городке Лохвица (ныне Полтавская область, Украина) в еврейской семье мелкого банковского служащего Цале-Йосефа Симоновича и Розалии Исааковны Дунаевских. Двойное имя отца — Цале-Йосеф — послужило основой для отчества будущего композитора — Осипович. Семья была музыкальной. Дед был кантором, мать играла на фортепиано и пела. Пятеро братьев Исаака тоже стали музыкантами (можно отметить Дунаевского Бориса Осиповича, 1896—1976, известного хормейстера). С детства проявил незаурядные музыкальные способности, с восьмилетнего возраста брал уроки скрипки у Григория Полянского.

В 1910 году семья переехала в Харьков. В 1910 году он поступил в Харьковское музыкальное училище, где занимался игрой на скрипке (преподаватель — Константин Горский) и композицией. В 1918 году с золотой медалью окончил гимназию, а через год — Харьковскую консерваторию по классу скрипки (преподаватель — И. Ю. Ахрон), композицией занимался у С. С. Богатырёва.

С 1919 года работал скрипачом в оркестре, концертмейстером.

С 1920 года — композитор и дирижёр в Харьковском русском драматическом театре, возглавляемом Н. Н. Синельниковым. Во время работы читал лекции о музыке и руководил армейской самодеятельностью. Дебютировал как театральный композитор в 1920 году — музыка к спектаклю «Женитьба Фигаро».

В 1924 году переехал в Москву. В 1924—1926 годах — музыкальный руководитель театра «Эрмитаж». В 1926—1929 годах — Театра сатиры. Для этого театра он пишет свои первые оперетты — «Женихи» и «Ножи».

В 1927 году оперетта «Женихи» ставится в Московском государственном театре оперетты.

В 1929 году переехал в Ленинград. До 1934 года — композитор и главный дирижёр Ленинградского Мюзик-Холла. Начал сотрудничать с Л. О. Утёсовым.

И. Дунаевский вместе с кинорежиссёром Г. В. Александровым стали создателями жанра советской музыкальной кинокомедии, сделав музыку одним из главных компонентов драматургии фильма. Первый их совместный фильм «Весёлые ребята» вышел на экраны в декабре 1934 года и принёс И. Дунаевскому широкую известность. Затем последовали фильмы «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938) и «Светлый путь» (1940).

С 1934 по 1940 год И. Дунаевский сочинил музыку к шестнадцати кинофильмам. Он также часто сам участвовал в озвучивании, играл на рояле и пел (например, в фильме «Весна» поёт романс Глинки).

Симфонический дар Дунаевского высоко ценил Д. Д. Шостакович. Об увертюре к кинофильму «Дети капитана Гранта» Дмитрий Дмитриевич писал: «Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента…». Композитор и сам считал эту увертюру одним из лучших своих произведений.

С 1937 по 1941 годы возглавлял Ленинградский союз композиторов. Был дружен с М. А. Булгаковым. В 1938 году был избран депутатом Верховного совета РСФСР.

Во время Великой Отечественной войны был художественным руководителем ансамбля песни и пляски железнодорожников, много выступал по всей стране. Среди многих песен времён войны, самой знаменитой стала песня «Моя Москва», написанная в 1942 году.

С 1945 года жил в Москве. В 1947 году написал музыку к фильму «Весна». В 1949 году написал музыку к фильму кинорежиссёра И. А. Пырьева «Кубанские казаки».

В 1950 году, в год своего пятидесятилетия, удостоен звания народного артиста РСФСР. При этом в творчестве И. Дунаевский сталкивался с обычными для сталинской эпохи ограничениями: партитуры его произведений не издавались из-за пренебрежительных бюрократических установок по отношению к «лёгкой музыке», в ходе борьбы с космополитизмом были забракованы многочисленные произведения Дунаевского на еврейские темы.

Умер в Москве 25 июля 1955 года от сердечного спазма. Существует неподтверждённая версия о самоубийстве И. Дунаевского, объяснявшегося властным давлением или полностью необоснованными измышлениями (возможно, клеветническими слухами) о какой-то семейной драме криминального характера. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Адреса в Ленинграде

1930—1936 — жил на Бородинской ул., 9 (деревянный дом во дворе, не сохранился)1930 — жил на Лассаля ул. (ныне — Михайловская), 2 (так в алфавитном указателе жителей Ленинграда на 1930 г.)1933 — жил на Бородинской ул., 4, кв. 1 (так в алфавитном указателе жителей Ленинграда на 1933 г.)1934 — жил на ул. Марата, 70-а, кв. 3 (так в алфавитном указателе жителей Ленинграда на 1934 г.)

1936—1941 — дом страхового общества «Саламандра» — Дзержинского улица (ныне — Гороховая), д. 4 (мемориальная доска).

Семья

Братья и сестра:

Борис Осипович Дунаевский (1896—1976), дирижёр, хормейстерЗинаида Осиповна Дунаевская (1898—?), педагогМихаил Осипович Дунаевский (1904—?), всемирно известный дирижёрСемён Осипович Дунаевский (1906—1986), дирижёр, хормейстер, народный артист РСФСР (1950)

Зиновий Осипович Дунаевский (1908—1981), композитор

.

Жёны и дети:

И. Дунаевский был с 1925 года женат на Зинаиде Александровне Судейкиной (1902—1979). В этом браке в 1932 году родился сын Евгений Исаакович Дунаевский (ум. 2000) — московский художник-«станковист».В 1945 году у Дунаевского от романа с балериной Большого театра Зоей Ивановной Пашковой (1922—1991) родился сын Максим. Фамилию Дунаевский Максим получил в 10-летнем возрасте, по специальному решению государственных и партийных инстанций, принявших во внимание его необычайную музыкальную одарённость. Максим Дунаевский — эстрадный композитор (кинофильмы «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Мэри Поппинс, до свидания!» и др.)

Творчество

Исаак Дунаевский обладал уникальным мелодическим даром и внёс большой вклад в формирование жанра советской музыки. Наиболее значительных результатов Дунаевский достиг в лёгкой музыке

.

В музыке к фильмам и опереттах лёгкая музыка непринуждённо сочеталась с симфоническим жанром. Даже фрагменты оперетт по существу являются законченными и целостными музыкальными произведениями и часто исполняются в концертах отдельно. Произведения Дунаевского отличаются развитым мелодическим ходом и гармоническим языком, при кажущейся лёгкости требуют от певца высокого вокального мастерства и больших голосовых ресурсо

в.

Оперетты

«И нашим, и вашим» (1924)«Женихи» (1927)«Соломенная шляпка» (1927)«Ножи» (1928)«Полярные страсти» (1929)«Миллион терзаний» (1932)«Золотая долина» (1937)«Дороги к счастью» (1940)«Вольный ветер» (1947)«Сын клоуна» (1950)

«Белая акация» (1955) (не окончена).

Балеты

«Отдых фавна» (1924)«Мурзилка» (1924)«Невеста и автомат» (1934)«Джекки — 14-летний матрос»Музыка к спектаклям|«Тартюф» (Мольер)«Женитьба Фигаро» (Бомарше)

«Принцесса Турандот» (Гоцци)

Фильмография

1933 — «Первый взвод»1934 — «Дважды рождённый»1934 — «Весёлые ребята»1934 — «Золотые огни»1935 — «Путь корабля»1935 — «Три товарища»1936 — «Вратарь»1936 — «Девушка спешит на свидание»1936 — «Дети капитана Гранта»1936 — «Искатели счастья»1936 — «Концерт Бетховена»1936 — «Цирк» (Сталинская премия первой степени, 1941)1937 — «Теремок»1937 — «Дочь Родины»1937 — «Наш цирк» (короткометражный)1938 — «Богатая невеста»1938 — «Волга-Волга» (Сталинская премия первой степени, 1941)1939 — «Юность командиров»1940 — «Концерт на экране»1940 — «Моя любовь»1940 — «Светлый путь»1947 — «Весна»1947 — «Новый дом»1949 — «Кубанские казаки» (Сталинская премия второй степени, 1950)1949 — «Машенькин концерт»1954 — «Запасной игрок»1954 — «Испытание верности»1957 — «Белая акация»1961 — «Вольный ветер»1972 — «Только ты»1983 — «Вольный ветер»

1986 — «В поисках капитана Гранта»

Песни

Создал новый тип популярной, массовой советской песни. Их стиль основан на городской бытовой музыке, джазе, оперетте. Исаак Дунаевский является автором музыки более чем 100 песен:

«Моя Москва» («Дорогая моя столица»), ставшая в 1995 году официальным Гимном Москвы«Песня о Родине» (из фильма «Цирк»; текст В. И. Лебедева-Кумача), служившая позывными Всесоюзного радио.«Эх, хорошо!»«Марш весёлых ребят» (из фильма «Весёлые ребята»)«Песня о Каховке»«Спортивный марш»«Песня о весёлом ветре» (из фильма «Дети капитана Гранта»)«Песенка о капитане» (из фильма «Дети капитана Гранта»)«Ой, цветёт калина»«Каким ты был»«Песня о Сталине» (текст М. Инюшкин)«Марш энтузиастов»«Пути-дороги»«Дорожная песня»«Дальняя сторожка» (текст Е. Долматовский, 1939г)«Летите, голуби»«Вечер вальса»«Школьный вальс» (1950)«Молчание»«Не забывай»«Заздравная»«Курортная» (текст В. Волженин)«Молодёжная» (текст В. И. Лебедева-Кумача)«До чего же хорошо кругом»«Скворцы прилетели»«Марш юннатов»

«Звёзды милой Родины»

Звания и награды

заслуженный деятель искусств РСФСР (1936)народный артист РСФСР (1950)Сталинская премия первой степени (1941) — за музыку к кинофильмам «Цирк» (1936) и «Волга-Волга» (1938)Сталинская премия второй степени (1951) — за музыку к кинофильму «Кубанские казаки» (1949)орден Трудового Красного Знамени (1936)орден «Знак Почёта» (1942)орден Красной Звезды (1945)

медали

Память

В 1962 году его именем была названа улица в Москве, на которой он жил (бывший 5-й Можайский переулок).Улица Дунаевского (Новосибирск)Улица И. Дунаевского (Алма-Ата)Переулок Дунаевского (Липецк, исчез в 1990х)Улица имени Дунаевского (Днепропетровск)Переулок Дунаевского (Ростов-на-Дону)Детская музыкальная школа им. И. О. Дунаевского (Москва, Чапаевский пер., д.5а)Детская музыкальная школа им. И. О. Дунаевского (г. Лохвица Полтавской области, Украина)Детская школа искусств им. И. О. Дунаевского в г. Гуково Ростовской областиДетская музыкальная школа № 13 им. И. О. Дунаевского (Екатеринбург)Детская школа искусств № 5 им. И. О. Дунаевского (Украина, Харьков)Детская школа искусств № 16 им. Исаака Осиповича Дунаевского (Россия, Самара, ул. Свободы, 198).

Детская школа искусств имени Исаака и Максима Дунаевских (Калининградская область).

biography.su

Исаак Дунаевский: Художник радости человеческой

Если будущее, да и нынешнее, не слишком подкованное в знании истории поколение вдруг спросит: «а что это было – Советский Союз?», вместо долгих объяснений и разъяснений можно просто включить плеер и проиграть несколько песен Исаака Дунаевского. Да, это будет в большой мере фасадный и мифологический портрет-ассоциация «молодой советской республики» и её народа первых десятилетий советской власти, но, в то же время, и во многом правдивый, передающий как сейчас говорят – мейнстримовское настроение большинства людей того времени, и уж во всяком случае - отражающий атмосферу, в которую народ был погружён, и в которой он действительно стремился жить, несмотря на все драматичные и даже трагичные стороны бытовой и политической реальности. Жить высокими мечтами и свершениями.

Без преувеличения титанические по масштабу и воздействию произведения Дунаевского не только отвлекали простых людей от их тяжёлой жизни, но и, что важнее - помогали выживать и вдохновляли на подвиги. Композитор в полной мере уловил требования и веяния огненного времени и сам своим творчеством разжигал пламя высоких и благородных помыслов человека новой эры.

Все эти пафосные слова к месту по одной простой причине – они вполне соответствуют той музыке, о которой у нас пойдёт речь. И главное - музыке гениальной. Недаром одним из его прозвищ был «красный Моцарт».

Гений Исаака раскрылся рано. В 8 лет Дунаевский начал учиться играть на скрипке. Его успехи были столь разительны, что уже в 1910 году (в возрасте 10 лет) он становится учащимся Харьковского музыкального училища, а в 1919-ом заканчивает Харьковскую консерваторию. Уже учась в консерватории, он много сочинял, а поступив на службу в драматический театр, очень быстро стал его основным композитором. У молодого Дунаевского создание музыки, помогающей действию и даже развивающей его, стало законом. Этого принципа он придерживался и в дальнейшем: в Московском эстрадном театре «Эрмитаж», музыкальным руководителем которого он был с 1924 по 1926 год, в Московском театре сатиры на посту заведующего музыкальной частью (1926—1929) и в Московском театре оперетты, где с огромным успехом была поставлена в 1927 году его оперетта «Женихи». Этот закон соавторства с театральными и, в дальнейшем кино режиссёрами действовал в работе Дунаевского на протяжении всей его сверхтворческой жизни.

В 1929 году композитор переселяется из Москвы в Ленинград, куда его пригласили в качестве композитора и дирижера открывшегося эстрадно-музыкального театра Мюзик-холл. В Ленинградском мюзик-холле постоянно выступал со своим джазом Леонид Утесов. Там и произошла встреча двух замечательных музыкантов, перешедшая в многолетнюю дружбу. Дунаевский сразу же увлекся джазом и стал писать музыку для ансамбля Утесова. Уже зрелые к тому времени музыканты очень часто работали вместе. «Я любил эти встречи», — писал Утесов. — «Меня особенно увлекала в Дунаевском способность целиком отдаваться музыке, не замечая окружающего».

И именно знаменитый советский джазист свёл Исаака с начинающим комедиографом Григорием Александровым на своей квартире. Новая комедия режиссёра была только в планах, а Дунаевский уже предложил музыкальные темы для неё. По воспоминаниям очевидцев, Дунаевский подошел к роялю. «Об этой работе, музыка которой, как мне кажется, уже приближается к нам, мне хочется сказать... ». И он в раздумье опустил руки на клавиши. Музыка, разрастаясь, превращалась то в размышление о счастье, то в веселые куплеты и галоп, то обретала ритм жизнерадостного марша. Когда растаял последний звук этой романтической импровизации, Дунаевский повернулся к Александрову и Утесову и доверительно спросил «Похоже немножко?» Пораженный Александров молча смотрел на композитора. Сейчас, в какое-то короткое мгновение, сквозь музыкальные картины, набросанные Дунаевским, он вдруг увидел кадры еще не созданного фильма. А музыка уже зримо вычертила контуры будущей работы… Это были знаменитые «Весёлые ребята».

С Александровым Дунаевский со-творил (именно так) несколько популярнейших фильмов, по сути создав новый жанр советской комедии, но и с другими режиссёрами Исаак Осипович поработал на славу. На славу себе и отечественного кино.

Хиты на все времена

1

Для фильма Дунаевский написал около двадцати различных музыкальных опусов. Но наиболее возвышающимся над всеми остальными номером эксцентричной картины и ставшим настоящим кредо композитора, безусловно, является «Марш весёлых ребят». Его можно назвать гимном песне, как важнейшей части жизни человека. Он о том, как реально много песня значит для нас.

Марш сделан живо и непринуждённо, в весёлом джазовом обрамлении. В Венеции, куда отправили картину, «Марш веселых ребят», переведенный на итальянский язык, распевали повсюду.

2

«Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запАсном пути». Крылатая фраза, определяющая, собственно, мироощущение нашей страны во все времена. Она отсюда, из «Каховки».

Исаак Осипович вспоминал: «музыку к песне «Каховка» мне удалось записать буквально за несколько минут. Помню, как я подошел к роялю. Тут же сидел автор стихов Светлов. Не отходя от рояля, я полностью сыграл песню от начала до конца».

Несмотря на определённый пафос, песня по-человечески проста, душевна и трогательна.

3

«Ну-ка солнце ярче брызни, золотыми лучами обжигай». Музыка Дунаевского к песне из фильма «Вратарь» полностью соответствует её словам. При этом, как и все его произведения, она необычайно мелодична и прилипчива. Вообще, хиты «Дуни», как его часто называли, всем хитам хиты. Они вдохновляли многих других художников. Например (уникальный факт) - не роман Льва Кассиля «Вратарь республики» стал основой сценария, а сценарий фильма и музыка к нему повлекли за собой рождение книги.

4

Мэтру советской песни всегда хотелось, чтобы музыка была «настоящей», а песня — искренней, заразительной, словно родившейся в сердце героя фильма. Ну вот как у юного Роберта, поднимающегося на мачту шхуны «Дункан».

Но одновременно с кажущейся лёгкостью звучания, сочинения Дунаевского имели прямо-таки классическую стройность и силу. «Когда я вспоминаю музыку к фильму «Дети капитана Гранта», — писал Шостакович, — я не могу не испытывать сожаления по поводу того, что блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта композитора, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане. Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента».

5

В том же году, что и «Дети капитана Гранта», Дунаевский написал музыку и ко второй по счёту легендарной комедии Александрова - «Цирку». Работоспособность композитора была титанической - он буквально бегал по «Мосфильму» и работал одновременно над музыкой к разным фильмам, «с ходу разрабатывая вдруг родившуюся мелодию, изображая чуть ли не весь оркестр».

Основной песней к очередному шедевру Александрова стала «Песня о родине». Этой песней, передававшейся по радио с января 1938 года каждое утро без 5 минут 6, начинался новый трудовой день СССР.

6

Широк как Волга жанровый диапазон музыкальных тем и песен в следующей популярнейшей комедии Александрова. Но основным связующим лейтмотивом фильма является всё же «Песня о Волге». Вообще, пожалуй, секрет успеха музыки Дунаевского в широкой народной распевности, трогательной душевности и духовной возвышенности. «Песню о Волге», сочетающей все эти качества, можно назвать и народной, и классической одновременно. В фильме мелодия песни звучит в разных оркестровых вариациях, образно описывая как саму великую реку, так и перемену настроения героев искромётной картины.

7

В 1940 году Александров снимал фильм «Светлый путь». Музыку и для этого фильма писал Дунаевский...

Когда уже окончательно определилась музыка основной темы марша, припев к маршу долго не сочинялся. «Помнится, композитору сначала никак не удавался припев к «Маршу энтузиастов», — вспоминал Соловьев-Седой. Был момент, когда он отчаялся его сочинить и предлагал товарищам по жанру, в том числе и автору этих строк, в порядке соавторства дописать припев к «Маршу». Но, в конце концов, конечно, нашел его сам!»

И помог в этом композитору завод «Электросила». В один из своих приездов к рабочим Дунаевский выступил с концертом во время обеденного перерыва в крупнейшем турбогенераторном цехе. Вслушиваясь в ритмичный гул станков, композитор вдруг «услышал» четкий ритм музыки будущего припева. Возвращаясь после концерта, Исаак Осипович увидел на заводском дворе группу рабочих, бодро и дружно шедших заступать в рабочую смену. Ритм их шагов будто еще что-то подсказал Дунаевскому.

«Друзья мои! — воскликнул композитор, обращаясь к провожавшим его рабкорам заводской газеты. — Так ведь это же и есть «Марш энтузиастов»! Сережа (это уже к шоферу), гони к роялю!»

Если абстрагироваться от «официозной пафосности» этой песни, ставшей ещё одним гимном советскому строю, то тут просто захлёбываешься от духовной мощи, излучаемой музыкой.

8

А вот «марш весны» из очередной кинокомедии Александрова наполнен таким светом и радостью, что трудно даже представить себе более оптимистичную песню. Она очень иронична и как бы спускает слушателя с небес на землю – с величественных гимнов о великой стране на простые человеческие чувства и желания. И, в то же время, сохраняет ощущение небес в душе человека.

9

Ещё одной знаковой советской картиной стали «Кубанские казаки» другого мэтра отечественного кино Ивана Пырьева. На этом явно подкрашенном полотне жизни колхозников, благодаря музыке Исаака Дунаевского выделяются обычные человеческие чувства, присутствующие во все времена и среди всех народов. Даже трудно поверить, что песня «Ой, цветёт калина» не народная, а имеет своё конкретное авторство.

10

«Отсчет этой музыки», — говорил Дунаевский, — «идет от войны». Великая Отечественная Война со своими ужасами безусловно оставила рану в душе чувственного композитора. Поэтому в песне «Летите голуби, летите» явственно слышится мольба о мире, по-настоящему искренняя, ненадуманная, глубокая. Главное – трогающая за душу.

11

Лебединой песней Дунаевского стала его оперетта «Белая акация», которую композитор назвал «весенним интермеццо». Она вся в мелодиях любви и весны. Это его последнее, неоконченное сочинение. Он написано словно не смертельно больным человеком, а юношей, влюбленным и мечтательным.

Премьера «Белой акации» состоялась 15 ноября 1955 г. в Москве. Поставил ее и Одесский театр музыкальной комедии. «И грустно подумать», — писал главный режиссер театра И. Гриншпун, — «что Исаак Осипович не увидел „Белой акации“ на сцене, не смог быть свидетелем той радости, которую он дал и актерам, и зрителям... А ведь он был художником радости человеческой».

Исаак Осипович Дунаевский отдал музыке всё свой сердце. 25 июля 1955 года ровно в 11 часов утра оно не выдержало.

Кроме музыки к десяткам фильмов, ему принадлежат 14 оперетт, 3 балета, 2 кантаты, 80 хоров, 80 песен и романсов, музыка к 88 драматическим спектаклям, 43 сочинения для эстрады и 12 для джаз-оркестра, 17 мелодекламаций, 52 симфонических и 47 фортепианных произведений, но ценят «красного Моцарта» прежде всего за те его впечатляющие гимны человеку, жизни, стране (напомним, что и нынешний гимн Москвы – песня Дунаевского «Дорогая моя столица»), которые мы представили вам и те, что не вместились в наш скромный формат.

www.soyuz.ru


Смотрите также