Дочь аркадия райкина фото и биография


Екатерина Райкина

Екатерина Аркадьевна Райкина – советская и российская актриса театра и кино, дочь Аркадия Райкина. В копилке работ актрисы значатся роли в кинокартинах «Софья Перовская», «Благочестивая Марта», «Клуб женщин».

Екатерина появилась на свет в апреле 1938 года в Ленинграде. Ее родители, актеры Руфь Марковна Иоффе и Аркадий Исаакович Райкин, обожали дочь. Но времени, чтобы постоянно находиться с ней рядом, у артистов не было.

Екатерина Райкина с родителями и братом

А когда дочери исполнилось 3 года, грянула война. Но и это обстоятельство не привело к тому, чтобы Катя стала чаще видеться с родителями: Райкины ездили по стране еще больше, давая концерты по всей линии фронта. А крошечную дочь отправили подальше от блокадного Ленинграда, в глубь страны, в жаркий Ташкент. Там мама нашла женщину, которая согласилась взять маленькую Катю в свой дом. За это Руфь Марковна регулярно высылала ей продукты и деньги.

Екатерина Райкина вспоминает, что едва не умерла от голода у ташкентской «няньки». Как оказалось, женщина прятала дома от мобилизации мужа и двух взрослых сыновей, которых нужно было кормить. Поэтому Кате попадали только крошки со стола.

Екатерина Райкина в молодости

После окончания войны семья, наконец, воссоединилась, но ненадолго. Уже через год родители снова зачастили на гастроли, оставив дочь на попечение любимой бабушки. Наверное, чувствуя вину за то, что так мало внимания уделяют подрастающей Кате, родители взяли ее в Сочи, куда отправились работать в 1945-ом. Опять девочка купалась в любви папы и мамы целый год. Но ей нужно было идти в школу, и Екатерину отправили в Ленинград, где она жила в коммуналке с бабушкой и ходила в школу.

Самое большее – это три месяца в году: столько дочь видела папу и маму, которых гастрольная судьба бросала по всей стране. Зато каждая встреча была невероятным праздником.

Актер Екатерина Райкина

Творческая биография Екатерины Райкиной началась, когда ей исполнилось 12 лет. Девочка вышла на сцену вместе с актерами знаменитого Вахтанговского театра. Этот «случайный дебют» состоялся по причине болезни актрисы, которая играла Козетту в постановке «Отверженные». Режиссер Николай Акимов, ехавший со своей труппой на гастроли в Ленинград, спросил своих попутчиков Райкиных, не смогла бы их дочь сыграть Козетту.

Когда родители по приезде домой спросили об этом Катю, она за секунду собралась и помчалась на репетицию. С тех пор театр плотно и навсегда вошел в ее жизнь.

Екатерина Райкина в театре

Спустя 2 года Рубен Симонов, на то время худрук Вахтанговского театра, прибыл с гастролями в Ленинград. По иронии судьбы, он привез «Отверженных». И снова Екатерине Райкиной повезло выйти на подмостки в роли Козетты. Ее игра так понравилась Симонову, что он посоветовал девушке учиться в Москве, пообещав, что после окончания вуза непременно заберет актрису в Вахтанговский театр.

Вскоре Райкины перебрались в Москву. Екатерине на тот момент исполнилось 17. Она без труда поступила в Щукинское училище и после его окончания действительно попала в труппу Театра имени Е. Вахтангова. На тот момент Райкина уже была состоявшейся актрисой, ведь играть начала еще со 2 курса «Щуки». К концу учебы у нее уже имелись две главные роли в спектаклях.

Фильмы

Узнаваемость пришла к Екатерине Аркадьевне после появления на экране, хотя она сама кино не особо жаловала: всегда считала себя больше театральной артисткой.

Впервые актриса появилась на экранах в 1962 году, сыграв эпизод в картине «Западня». В том же году ее задействовали в фильмах «Мой белый город», «Свадебное путешествие», «Юность отцов», тоже в эпизодических ролях. Через год Райкина появилась в актерском составе музыкальной комедии «Короткие истории», где также сыграли Лилия Трунина, Евгений Леонов, Михаил Пуговкин, Анатолий Папанов. Вскоре последовала еще одна роль в комедии «Коллекция Капы». В фильме актриса перевоплотилась в девушку, влюбленную в музейного работника, которого сыграл Ростислав Плятт.

Екатерина Райкина в фильме «Софья Перовская»

Вскоре репертуар Екатерины пополнился совместной работой с Аркадием Райкиным. Отец и дочь появились на экране в новогоднем музыкальном фильме «На два часа раньше», где также участвовали Леонид Каневский, Марсель Марсо, Валентина Толкунова, Екатерина Шаврина. Екатерине Райкиной довелось исполнить в фильме вокальный номер «Золушка», который был тепло воспринят телезрителями.

Заметная работа в кино пришла к ней в 1967 году: Райкина сыграла Хесю Гельфман в художественном фильме Лео Арнштама «Софья Перовская». В фильме речь пошла о русской революционерке, которая входила в состав подпольной организации «Народная воля». Героиня участвовала в покушении на царя Александра II, после которого была осуждена и казнена. В фильме, помимо Екатерины Райкиной, появились Александра Назарова, Виктор Тарасов, Борис Хмельницкий, Георгий Тараторкин, Александр Лукьянов. Роль Александра II исполнил Владислав Стржельчик.

Екатерина Райкина в фильме «...И снова май!»

Через год с участием Екатерины Райкиной вышла приключенческая картина на революционную тематику «...И снова май!». Фильм стал дебютом для Николая Караченцова. Увлекательный сюжет киноленты был посвящен работе революционной типографии в условиях полицейской слежки.

Потом последовал ряд телеспектаклей театра им. Е. Вахтангова, в которых играла Екатерина Райкина. В комедии «Дамы и гусары» актриса исполнила роль Софьи, в «Принцессе Турандот» перевоплотилась в рабыню Зелиму. В экранизации пьесы Бернарда Шоу «Миллионерша» Райкина сыграла роль мисс Смит, а в социальной драме «Ситуация» появилась в образе героини Зинаиды.

Екатерина Райкина в фильме «Дамы и гусары»

Самые яркие работы актрисы последовали в 80-е годы. Екатерина Райкина появилась в телеспектакле «Антоний и Клеопатра» в роли прислужницы главной героини. Затем снялась в экранизации пьесы Тирсо де Молина «Благочестивая Марта» в роли доньи Инес. Фильм Яна Фрида принес популярность всему актерскому составу, куда вошли Маргарита Терехова, Эммануил Виторган, Николай Караченцов, Светлана Тома, Владислав Стржельчик.

Следующей значимой работой в фильмографии Райкиной стала главная роль в мелодраме Владимира Фокина «Клуб женщин». В фильме речь пошла о подругах, которые недавно вышли на пенсию и решили начать новую жизнь. Супруга героини Екатерины Райкиной сыграл Игорь Кваша.

Екатерина Райкина в фильме «Благочестивая Марта»

В новом веке актрисе удалось появиться на экране только единожды. В 2003 году актриса снялась в эпизоде мелодрамы «Замыслил я побег». Театр по-прежнему оставался приоритетным в ее творчестве.

Знаменитый отец никогда не пользовался своим влиянием, чтобы помочь дочери сделать карьеру. Он всегда стыдился этого. Впрочем, его протекция и не нужна была Екатерине Райкиной. Она прекрасно справлялась сама. Но после смерти родителей, которые в последние годы жизни сильно болели, карьера актрисы начала идти на спад. Ролей было все меньше. В конце концов, актриса покинула подмостки.

Екатерина Райкина в фильме «Клуб женщин»

Опять почувствовать вкус славы и зрительского восхищения Екатерина Аркадьевна смогла в преклонном возрасте. Ее пригласили играть в спектакль «Бабье лето» в Монреальском русском театре имени Леонида Варпаховского. Райкина переехала в Канаду, где репетировала, а потом и гастролировала по городам Канады и Америки, где были большие русские диаспоры. Приезжал театр в Россию и Украину, где постановка пользовалась огромным успехом.

Личная жизнь

Любовь, как и театр, занимала важное место в жизни Екатерины Райкиной. Впервые девушка вышла замуж рано – в 19 лет. Ее мужем стал красавец Михаил Державин. Это событие случилось на 3 курсе театрального вуза. Как тогда казалось девушке, она безумно влюбилась в старшего на 2 года Мишу. Родители тепло приняли выбор дочери и не препятствовали ему. Поселились молодожены вместе с семьей Державиных в 2-комнатной квартире.

Екатерина Райкина с родителями, братом и первым мужем Михаилом Державиным

Спустя два года Райкину захлестнуло новое чувство. В театре Екатерина увлеклась коллегой Юрием Яковлевым. Будущая звезда «Иронии судьбы» тоже влюбился. На пути к своему счастью были снесены все преграды: два предыдущих брака – Райкиной и Яковлева – были разрушены для создания нового союза. Юрий ради Екатерины оставил беременную жену. После рождения дочери, по словам Екатерины Райкиной, Юрий Яковлев показывал фото девочки и уверял, что она – не его ребенок. Позднее актер поменял свое мнение.

К сожалению, супружеская жизнь двух артистов оказалась недолговечной. По утверждению Екатерины Аркадьевны, всему виной оказалось пагубное пристрастие Яковлева к спиртному. Однажды артист сел за руль выпившим и уснул. Избежать страшного конца удалось только чудом. На тот момент Райкина уже носила под сердцем сына Алешу. К счастью, все остались живы. Но выпивать муж не прекратил даже после едва не случившийся трагедии. Они расстались, когда сыну Алеше исполнилось 3 года.

Юрий Яковлев и Екатерина Райкина

Личная жизнь Екатерины Райкиной пошла на новый виток после встречи с актером Владимиром Ковалем. Но двум творческим натурам, ярким артистам, оказалось слишком тесно в одном доме. После нескольких лет супруги разъехались, но официально так и не расстались. В отличие от предыдущих мужей, с Владимиром актриса общалась долгие годы. Они созванивались почти каждый день, беспокоясь о здоровье друг друга.

В 2013 году Владимира Коваля не стало.

Алексей Яковлев с дочерью

Однако в жизни Екатерины Райкиной осталась любовь. У нее есть сын Алексей Яковлев. В 2003 году появилась внучка Лиза, которую бабушка обожает. А еще есть брат Константин Райкин, талантливый и знаменитый, которым старшая на 12 лет сестра гордится.

Екатерина Райкина сейчас

Сейчас Екатерина Райкина в силу возраста находится на заслуженном отдыхе. Актриса все время отдает семье. В 2018 году, после смерти Михаила Державина, Екатерина Райкина в интервью выразила сожаление по поводу ухода первого супруга из жизни, ведь на протяжении всех лет актеры поддерживали теплые отношения.

Фильмография

  • 1962 — «Западня»
  • 1962 — «Свадебное путешествие»
  • 1962 — «Мой белый город»
  • 1962 — «Юность отцов»
  • 1967 — «Софья Перовская»
  • 1974 — «Миллионерша»
  • 1976 — «Дамы и гусары»
  • 1979 — «Кот в сапогах»
  • 1980 — «Благочестивая Марта»
  • 1987 — «Клуб женщин»
  • 2003 — «Замыслил я побег»
Page 2

24smi.org

Екатерина Райкина: Костя появился на свет благодаря любовнице отца!

Сев за руль пьяным, Юрий Яковлев едва не погубил беременную жену

Сев за руль пьяным, Юрий Яковлев едва не погубил беременную жену

В нынешнем году гениальному Аркадию РАЙКИНУ исполнилось бы

100 лет. В преддверии юбилея мы встретились с его дочерью - актрисой Екатериной РАЙКИНОЙ. Она впервые раскрыла интимные секреты отца и рассказала о непростых отношениях со своими знаменитыми мужьями - Юрием ЯКОВЛЕВЫМ и Михаилом ДЕРЖАВИНЫМ.

- Екатерина Аркадьевна, вы много лет служили в Театре имени Вахтангова. Но почему часто оказывались невостребованной на сцене?

- Такова уж моя судьба. Было обидно и больно, что режиссеры будто не замечают меня. Я плакала, сходила с ума, на нервной почве отнимались ноги. На какое-то время я даже уходила из театра. Но всю жизнь любила родные подмостки, ведь пришла туда еще подростком. Когда мне было 12, в Ленинград приехал на гастроли Вахтанговский театр. В пьесе «Отверженные» Козетту должна была играть московская девочка, но родители не пустили ее в Питер. Через друга нашей семьи Николая Акимова меня пригласили на эту роль. С тех пор я не мыслила себя без театра, актеров, которые позже приняли в свой коллектив.

Екатерина Аркадьевна, вспоминая прошлое, наслаждается настоящим (фото teatrunikitskihvorot.ru)

- В отличие от брата Кости вы никогда не работали с отцом.- Театр, который создал мой папа, скорее был предназначен для одного актера - его самого. Куда уж мне было лезть? Тем более, я постоянно переживала, что отец в этом плане не думает о маме. Она же могла сыграть интересные роли, сама писала блестящие монологи, но постоянно находилась в тени мужа. Добрая, щедрая, сердечная, мудрая, к тому же блестящая актриса, но папа даже не помог ей получить звания. Стеснялся, считал, что неприлично посылать представления в министерство на свою жену. Ей было очень обидно, хотя никогда ничего не высказывала. Быть женой Райкина очень сложно - женщина должна всю себя отдать любимому. Вот мама и отдавала. Они прожили вместе более 50 лет.

Летом семья легендарного сатирика отдыхала под Ленинградом, у озера Долгое: жена Руфь Марковна ИОФФЕ с сестрой, Аркадий Исаакович, зять Михаил ДЕРЖАВИН, дочь Екатерина (на руках держит своего кузена Ленечку), в центре - сын Костя

Во главе угла - секс

- В свое время ходили слухи, что, если бы не родился ваш брат Костя, Аркадий Исаакович ушел бы к другой женщине...

- У родителей был замечательный брак, но бабы буквально липли к отцу. Если он уезжал на гастроли без мамы, то дамочки не давали ему прохода. Романы, конечно, у Аркадия Исааковича были, но мама его обожала и не представляла своей жизни без него. Мудрая женщина, она, например, простила отцу отношения с одной актрисой Театра Вахтангова. Причем эта история продолжалась и тогда, когда мама носила под сердцем Костика. Любовница отца была очень красивой в жизни, но талантами не блистала. Злющая такая, с противным голосом, ставила перед собой единственную задачу - «схватить» папу. Мама очень страдала, ей же все доносили.

Из-за страсти к РАЙКИНОЙ ЯКОВЛЕВ бросил беременную жену, медсестру Киру МАЧУЛЬСКУЮ

- Как звали эту женщину? - Я бы не хотела произносить вслух ее имя. При желании вы легко ее можете вычислить. (Наведя справки, я узнала, что любовницей Райкина была актриса Антонина Гунченко. - Я. Г.)

- Как отец с ней познакомился?

- Их первая встреча произошла в Москве на каком-то банкете. Не думаю, что папа ее любил. Тут во главе угла стоял секс. Хотя ко мне эта женщина относилась с невероятной нежностью, особенно когда я пришла в театр. Старалась приблизиться, подружиться. Но я держала дистанцию, помня, что она пыталась разрушить нашу семью. В театре мне потом рассказывали, как в свое время эта дама брызгала слюной: «Если бы не этот жиденок - имея в виду родившегося Костю, - он был бы мой!» - имея в виду папу. Представляете, «жиденок»! Как будто папа был другим! Не уверена, что у нее могло получиться увести Аркадия Исааковича, ведь мамина любовь к отцу перевешивала. Ну, царство небесное этой даме, ее уже нет на свете. Кстати, у нее самой была семья: дочь, муж - актер Максим Греков. Он страшно умер: поехал на гастроли в Свердловск, где искупался в озере. В это время там произошел атомный взрыв, который потом скрывали. В результате Греков заболел и быстро скончался.

В Юрмале РАЙКИН ностальгировал о детстве (на фото с супругой и детьми, начало 80-х)

Цветные сны

- Ваш отец был состоятельным человеком?

- Как сказать. Например, он всю жизнь мечтал побывать в Америке, показать там свое искусство. Папу каждый год приглашали американские импресарио, но в органах госбезопасности упорно отвечали, что он на других гастролях или болен. Впрочем, единственный раз ему все-таки позволили выехать в США, но 90 процентов от гонорара забрали в пользу государства. Подобную экспроприацию однажды пытались осуществить и в 1985 году в Болгарии на моих глазах. Папа тогда себя плохо чувствовал, лежал в отеле. Вечером к нему пришел человек из посольства с маленьким сейфом в виде чемоданчика. Выпив чаю, он сказал: «Простите меня, Аркадий Исаакович, вы же знаете, зачем я пришел? Вы посольству должны». На что папа резко ответил, что никому ничего не должен. Получается, первый раз в жизни, когда в СССР уже началась перестройка, отец решился не делиться со страной честно заработанными деньгами. Всю жизнь он получал гроши, постоянно недоплачивали. Потом, когда этот человек из посольства ушел, папа мне об этом подробно рассказал.

Между любовницей Антониной ГУНЧЕНКО...

- Давайте поговорим о вашем брате Константине. Аркадий Исаакович, по-моему, сына боготворил?

- При папиной жизни брат делал большие успехи. Когда вышел фильм «Труффальдино из Бергамо» у нас еще не было цветного телевизора. Костя его купил, поставил и ушел. Вначале шла какая-то скучная передача, папа лег на диван и уснул. Я его разбудила, когда началась картина. «Катя, цветной телевизор - это чудо! - не мог нарадоваться отец. - Представляешь, под него видишь цветные сны». Фильм с Костей ему очень понравился.

- Косте в начале карьеры пришлось нелегко?

- Совершенно верно. Таланты папы и Кости разные. Жаль только, что супруга брата, Лена Бутенко, мало играет в театре. Думаю, ей обидно, но Костя, как и папа, придерживается мнения, что неудобно помогать жене. Зато их дочка Полина уже играет в «Сатириконе», хотя до сих пор состоит в штате Театра Станиславского. Костя пытается ее перетянуть к себе, считает, что ей плохо в том театре - портится вкус, приходится подбирать огрызки.

...и сыном Костей Аркадий Исаакович сделал выбор в пользу второго

Осколки в волосах

- У родителей был единственный брак. А вы побывали замужем трижды.

- Актриса должна уметь любить. Меня это прекрасное чувство не обошло стороной, так что грех жаловаться.

- Все ваши мужья были писаными красавцами. Для вас в мужчине так важна внешность?

- Не сказала бы, просто так получилось. Я рано вышла замуж - в 19 лет. Вообще родители всех моих супругов любили. Хотя папа немного ревновал, но это было от сердца.

- Брак с Михаилом Державиным считаете ошибкой юности?

- Вовсе нет, я его очень любила. Мы поженились на третьем курсе института, но потом я пришла в театр, увидела Юру Яковлева и потеряла голову. Я никогда не жалела, что ради Юры оставила Мишу. Ведь с Яковлевым у нас родился Леша. В семье сына растет прелестная дочка Лиза, моя внучка.

Полина, дочь актёров Константина РАЙКИНА и Елены БУТЕНКО, пошла по родительским стопам

- Почему сына не назвали Аркадием, в честь дедушки?- Так решил Юра. Предложил назвать Алексеем в честь своего погибшего на войне дяди. У евреев не принято называть в честь живых. Когда сын пошел получать паспорт, он у меня спросил: «Мама, какую национальность писать?» - «Русский», - ответила я. В нашей стране это было очень важно, чтобы не возникало никаких преград.

- Почему вы расстались с Яковлевым?

- По примеру своей мамы я могла простить мужу любой недостаток, кроме пьянства. Мой отец совсем не пил, а вот у Юры была такая проблема. Однажды то, что Яковлев выпил и сел за руль, едва не стоило нам жизни. В мае 1961 года, когда была на четвертом месяце беременности, мы ехали из Москвы в Ленинград на гастроли. Я и моя подруга уселись сзади в «Москвиче». Юра утолил жажду пивом и через некоторое время заснул за рулем. В итоге мы оказались в канаве. Спасло, что рядом не было высокой насыпи, навстречу никто не ехал и рядом не стояло никаких столбов. Вылетели из машины вместе с чемоданами. Сзади ехало какое-то авто. Те, кто в нем сидел, увидели нашу аварию и вызвали перевозку трупов. Они и предположить не могли, что мы остались живы. Когда приехала труповозка, вышел мужик в грязном халате и спросил: «Ну и где покойники?» Я, сидя на пригорке, ответила: «Это мы!»

Вторая супруга подарила Алексею ЯКОВЛЕВУ чудесную дочку Лизоньку

- Ужас!

- Когда мы все-таки добрались до Ленинграда, позвонила моя мама и сказала: «Мне приснился страшный сон, что вы погибли в автомобильной катастрофе». Врач, когда я пришла к нему на осмотр, сказал, что произошло чудо. Ведь я была вся в синяках, в волосах застряли мелкие осколки стекла, но все остальное оказалось целым. После аварии мы даже сыграли спектакль, Юра вышел на сцену с трещиной в лопатке. Увы, Яковлев так и не понял, что пьянство мешает нормальной жизни и работе. Мы разошлись, когда нашему ребенку было всего три годика.

- Ради сына не хотели сохранить семью?

- Когда уходит любовь, маленький человек это чувствует, и его душу калечит фальшь. Поэтому надо разойтись, но не терять отношений, как это получилось у нас с Юрой. Оба родителя должны понимать, что нельзя лишать ребенка общения ни с мамой, ни с отцом. Лично я пришла к этому не сразу. Бывают обиженные друг на друга родители, в которых играют мерзкие черты - жестокость и желание отомстить. Когда 18-летний Леша уже учился в Щукинском, Юре сказали: «Приди посмотри, у тебя чудесный наследник». И он пришел. И спустя 15 лет после разлуки снова познакомился с сыном, и они заново стали строить отношения.

- Ваш третий муж Владимир Коваль тоже выпивал, как и Яковлев?

- С ним все оказалось сложней - не сошлись характерами. Мы играли в одном театре, он прекрасный актер. И до сих пор официально женаты, но уже лет 15 вместе не живем. Хотя нормально общаемся, каждый день созваниваемся. Если нет звонка, начинаю нервничать, ведь возраст уже немолодой.

Лилия АМАРФИЙ, звезда московской оперетты, ушла из жизни в сентябре прошлого года в 60 лет (фото womenofrussia.org)

Взрослый сын

- Ваш сын Алексей Яковлев ушел из актерской профессии?

- Да. После Щуки он работал в Театре Ермоловой. Им был доволен главный режиссер Володя Андреев. У Алексея было много интересных ролей. Но потом получилось так, что актеры стали подписывать письма, желая привести в театр Валерия Фокина. За отставку Андреева подписался и Леша. Но когда Фокин пришел, он привел свою команду. Леша сразу покинул театр. И тут появился Саша Пономарев, прелестный человек, талантливый актер и режиссер, и они создали с сыном театр «Чет-нечет», который развалился из-за отсутствия денег. Сейчас сын работает риэлтором.

- С первой женой сына - королевой оперетты Лилией Амарфий, которая недавно скончалась, вы дружили?

- Очень! Так жалко, невозможно поверить в ее смерть. Ей было 60 лет, она на 12 лет старше Леши, но меня не волновала их разница в возрасте. Помню, пришла на ее юбилей в Дом актера. Лилия любила театр, свою профессию, прекрасно пела и танцевала, могла бы сделать карьеру на Бродвее. У Амарфий от первого брака остался сын Саша. Леша его воспитывал как родного, ведь своих детей с Лилией у них завести не получилось. Сейчас Александр уже взрослый. У него скоро родится второй ребенок. Если будет девочка, уверена, назовут в честь бабушки - Лилией.

www.eg.ru

Екатерина Немоляева Райкина

Екатерина Райкина – советская, российская актриса театра, кино, прославившаяся ролями в кинолентах «Софья Перовская», «Благочестивая Марта». Отец Екатерины – знаменитый Аркадий Райкин, мама – актриса Руфь Иоффе.

Екатерина Райкина родилась в Ленинграде 15 апреля 1938 года в семье знаменитых актеров. Этот был первый ребенок, и родители очень радовались его появлению. Единственной проблемой была их постоянная занятость, из-за специфики работы они очень мало времени проводили с дочерью. Через 12 лет после рождения Кати в семье появился еще один ребенок – Константин, который впоследствии сделает головокружительную карьеру в театре и кино.

Екатерина Райкина в юности

Когда Кате было три года, началась война, девочка стала еще реже видеть своих родителей. Они все время ездили по стране, участвуя в концертах, которые велись по всей линии фронта, поднимали боевой дух бойцов. Катю отправили в Ташкент, подальше от голода и бесконечных бомбежек, которым подвергался блокадный Ленинград. У Райкиных не было родственников в этом жарком городе, маме просто удалось найти женщину, которая согласилась приютить малышку в своем доме. Платой за содержание Кати были продукты и деньги, которые мама регулярно отправляла в Ташкент.

Ташкентская «нянька» оказалась глубоко непорядочным человеком, маленькая ленинградка едва не умерла с голоду от ее «ухода». Впоследствии выяснилось, что все деньги и продукты, которые отправляли Райкины, шли на прокорм мужа и двух взрослых сыновей этой женщины, прятавшихся в доме от мобилизации. А беззащитному, беспомощному ребенку доставались только крошки с их стола. После Победы родители забрали Катю в Ленинград, и целый год она купалась в родительской любви и ласке. Однако через год у них снова начались гастроли, во время которых девочка оставалась с бабушкой.

Екатерина до сих пор вспоминает благословенный период в своей жизни, когда она жила вместе с папой и мамой в Сочи, где они работали в течение целого года. Когда девочке исполнилось семь лет, родители привезли ее в Ленинград. Катя осталась с бабушкой, жили они в коммунальной квартире. Девочка училась в школе, и сколько помнит себя, все время ждала возвращения родителей с гастролей. Примерно три месяца в году они бывали в Ленинграде, и каждое их возвращение домой было для Кати самым большим праздником.

Молодая Екатерина Райкина

Кате было 12 лет, когда она впервые вышла на сцену. Это произошло совершенно случайно. Актеры Вахтанговского театра ехали на гастроли в северную столицу, их попутчиками были Райкины, возвращавшиеся домой. Николай Акимов, режиссер, решил узнать у них, не смогла бы их дочь сыграть Козетту вместо заболевшей актрисы. Добравшись до дома, родители спросили Катю, как она относится к этому предложению. Через минуту обрадованная девочка уже бежала на репетицию. С той самой минуты театр навсегда вошел в ее жизнь.

Через два года, Рубен Симонов, художественный руководитель Вахтанговского театра, прибывает на гастроли в Ленинград. И опять московские актеры ставили «Отверженных», и опять для выхода на сцену не хватало Козетты. Тут вспомнили о Екатерине Райкиной. Симонов был настолько потрясен игрой маленькой актрисы, что рекомендовал девочке поступать на актерский факультет в столичном ВУЗе. Более того, он обещал ей после получения диплома место в труппе Вахтанговского театра.

Через три года Райкины уехали в Москву на постоянное место жительства. После окончания школы Екатерина без всяких проблем поступила учиться в Щукинское училище. Дипломированную специалистку сразу же приняли в труппу театра имени Вахтангова. К этому времени Екатерину считали состоявшейся актрисой, так как она стала выходить на сцену уже со второго курса. К моменту получения диплома она уже имела две главные роли в спектаклях.

Екатерина всегда считала себя театральной актрисой, однако она не отказывалась и от ролей в кино. Впервые она появляется на экране в 1962 году в фильме «Западня», здесь у Райкиной была эпизодическая роль. В этом же году она сыграла эпизодические роли в кинокартинах «Мой белый город», «Юность отцов», «Свадебное путешествие». Через год ее пригласили принять участие в съемках музыкальной комедии «Короткие истории». В этом фильме снимались звездные актеры – Анатолий Папанов, Евгений Леонов, Михаил Пуговкин, Лилия Трунина. После этого она снимается в фильме «Коллекция Капы». Здесь Екатерина создала образ девушки, которая влюблена в работника музея. Ее партнером был Ростислав Плятт.

Екатерина Райкина в фильме «На два часа раньше»

Фильмография актрисы совсем скоро пополнилась еще одним фильмом. Это была новогодняя музыкальная кинолента под названием «На два часа раньше», где вместе с дочерью снимался и сам Аркадий Райкин. Кроме Райкиных, в фильме снимались Леонид Каневский, Екатерина Шаврина, Валентина Толкунова, Марсель Марсо. Екатерина исполняла в этой киноленте вокальный номер «Золушка», который очень понравился зрителям.

В 1967 году молодая актриса сыграла заметную роль в кино. Ее пригласили на роль Хеси Гельфман в кинокартину «Софья Перовская». Это был фильм Лео Арнштама о русской революционерке, которая состояла в подпольной организации «Народная воля». Софья стала участницей покушения на императора Александра II, после которого ее приговорили к смертной казни. В роли Александра II был задействован Владислав Стрежельчик. Также здесь играл Георгий Тараторкин, Борис Хмельницкий, Александр Лукьянов, Виктор Тарасов, Александра Назарова.

Екатерина Райкина в фильме «Софья Перовская»

Через год Екатерине предлагают роль в картине «…И снова май!», приключенческом фильме на тему революции, где свою первую роль сыграл Николай Караченцов. Это была увлекательная истории о революционной типографии, работавшей в непростых условиях полицейской слежки. В тот период становятся очень популярными телеспектакли. В некоторых телевизионных спектаклях, поставленных театром имени Вахтангова, участвовала Райкина. В «Дамах и гусарах» она играла Софью, в «Принцессе Турандот» — рабыню Зелиму, в «Миллионерше» — мисс Смит. В популярной социальной драме «Ситуация» Екатерина перевоплощалась в Зинаиду.

Самым ярким периодом в творческой биографии актрисы являются 80-е годы. В телеспектакле «Антоний и Клеопатра» она играет роль прислужницы, в «благочестивой Марте» — донью Инес. Это был яркий, успешный фильм Яна Фрида, который сделал популярным весь актерский состав. В картине снимались Владислав Стрежельчик, Николай Караченцов, Маргарита Терехова, Эммануил Виторган, Светлана Тома.

Екатерина Райкина в фильме «Благочестивой Марте»

В фильме «Клуб женщин» Екатерина Райкина сыграла главную роль. Это фильм Владимира Фокина, история о подругах, которые, выйдя на пенсию, решили начать новую жизнь. Партнером по фильму у Екатерины был Игорь Кваша, он играл мужа главной героини. Далее в кинокарьере актрисы наступил большой перерыв. После этого она сыграла единственную эпизодическую роль в киноленте «Замыслил я побег» (2003). Но актриса нисколько не расстраивалась из-за отсутствия приглашений на работу в кино, ведь самой большой ее любовью всегда был и оставался театр.

Знаменитому отцу и в голову не приходило помочь дочери сделать карьеру. Для него это было недопустимо и стыдно. Однако Екатерина и без того была самодостаточной, она прекрасно обходилась без протекции. В последние годы жизни ее знаменитые родители сильно болели. Через некоторое время после их кончины Екатерина решила покинуть подмостки. В это время ее карьера шла на спад, ролей становилось все меньше, и актриса уже не видела никаких перспектив.

Екатерина Райкина в фильме «Клуб женщин»

Уже в преклонном возрасте актриса вновь выходит на сцену. Ей предложили роль в спектакле «Бабье лето». Приглашение пришло от Монреальского русского театра имени Леонида Варпаховского. Екатерина переезжает в Канаду, репетирует, гастролирует по канадским, американским городам, где имеются большие русские диаспоры. Монреальский театр приезжал и в Россию, на Украину. Спектакль «Бабье лето» всегда пользовался большим успехом у зрителей.

Юная Екатерина Райкина была очень красивой и влюбчивой, любовь занимала в ее жизни такое же важное место, как и театр. Она рано выходит замуж, ее первым избранником стал Михаил Державин. Девушка в то время училась на третьем курсе «Щуки». Михаил был старше Екатерина на два года, молодожены жили вместе со старшими Державиными в их двухкомнатной квартире. Райкины поддержали свою дочь, Михаил казался им очень порядочным, положительным молодым человеком.

Екатерина Райкина и Михаил Державин

Однако уже через два года Екатерина стала работать в театре, где и повстречала свою новую любовь, Юрия Яковлева. Молодой человек в этот период тоже был женат, его супруга ждала ребенка. Ничто не могло остановить влюбленную пару, вскоре последовало два развода. Был создан новый союз, но он стал недолговечным. Екатерина Аркадьевна не собиралась мириться с пагубным пристрастием Юрия к спиртному. Она вспоминает случай, как ее пьяный муж сел за руль автомобиля и уснул. В то время женщина была беременна, и только счастливый случай помог пассажирам и пьяному водителю избежать трагедии. Однако даже это не остановило Юрия, он продолжал выпивать. Когда их сыну Алексею исполнилось три года, Екатерина и Юрий расторгли брак.

Екатерина Райкина и Юрий Яковлев

Екатерина еще раз выходила замуж, третьим ее избранником стал актер Владимир Коваль. Но эти яркие артисты вскоре почувствовали, что им стало тесно и неуютно жить под одной крышей. Они решили разъехаться, однако их официальный брак не был расторгнут. С Владимиром актриса долгие годы сохраняла дружеские отношения, они почти каждый день говорили друг с другом по телефону.

Екатерина Райкина с третим мужем Владимиром Ковалем

В 2013 году Владимир скончался. Сейчас Екатерина живет для своей семьи, она очень любит своего сына Алексея, брата Константина, внучку Лизу, которой недавно исполнилось пятнадцать лет.

  • 1962 — Западня
  • 1963 — Короткие истории
  • 1967 — Софья Перовская
  • 1974 — Миллионерша1976 — Дамы и гусары
  • 1979 — Кот в сапогах
  • 1980 — Благочестивая Марта
  • 1987 — Клуб женщин

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

Чем сегодня занимаются внуки и правнуки Аркадия Райкина

Говорят, на детях знаменитостей природа отдыхает. Иногда это так и есть. Но в случае с Аркадием Райкиным народная мудрость сама «отдыхает». Дочь Екатерина Райкина Екатерина Райкина и Николай Караченцов в фильме «…И снова май!» (1968 г.)

Старшей дочери Аркадия Исааковича — 80. Екатерина Аркадьевна — заслуженная артистка РСФСР, она много лет играла на сцене Театра им. Е. Вахтангова, снималась в кино.

больше по теме

Бывшая супруга Державина рассказала о последних днях жизни актераСегодня стало известно, что на 82-м году жизни скончался Михаил Державин. Его экс-жена Нина Буденная поведала, в каком состоянии находился народный артист последние несколько дней. Оказалось, что он перед трагедией находился в бессознательном состоянии. Свою первую роль Екатерина сыграла в 12 лет — это была роль Козетты в спектакле по роману Виктора Гюго «Отверженные», а взяли на нее девочку потому, что основная исполнительница неожиданно заболела. С того самого дня Вахтанговский театр стал для Кати вторым домом.

После окончания школы девушка легко поступила в Щукинское училище, и все годы совмещала учебу с игрой в театре им. Е. Вахтангова, там же стала и работать, когда получила диплом. Снималась она и в кино, но своей главной работой все же считала сцену.

При этом знаменитый отец никогда не использовал свое влияние в театральном мире, чтобы как-то «протолкнуть» дочь, способствовать ее карьере: в семье Райкиных подобное поведение считалось непорядочным, так что Екатерина всего добивалась сама.

Екатерина Райкина и Николай Караченцов в фильме «Благочестивая Марта» (1980 г.)

Ее первым мужем стал актер Михаил Державин. Кате тогда было всего 19 лет, красавец Михаил был на 2 года старше, девушка влюбилась в парня по уши. Но прошло всего два года и повзрослевшая Екатерина поняла: пришла новая любовь. На этот раз ее избранником стал Юрий Яковлев — они вместе играли в театре. Молодые люди, не задумываясь, разрушили свои предыдущие браки, чтобы создать новую семью. При этом Яковлев ушел от беременной жены. В браке с Яковлевым Екатерина родила сына Алексея (1961 г.). Когда мальчику было 3 года, супруги расстались: как признавалась Екатерина, она больше не могла выносить постоянного пьянства супруга. Внук Алексей Яковлев Алексей Яковлев в фильме «Миллион в брачной корзине» (1985 г.)

После развода с Екатериной Юрий Яковлев долго не общался ни с бывшей женой, ни с сыном. Отец и сын начали общение лишь тогда, когда Алексею исполнилось 17 лет — это была инициатива юноши.

Получая паспорт, Алексей решил посоветоваться с матерью — какую фамилию ему брать? И Екатерина, не раздумывая, сказала: «Только Яковлев! В нашей стране легче жить русским». Выбирая будущую профессию, парень прислушивался к матери, которая видела своего сына историком или филологом. Однако решающим оказалось мнение знаменитого деда.

больше по теме

«Ирония судьбы. Продолжение»Сиквел картины Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» от режиссёра Тимура БекмамбетоваОн произнес только одну фразу: «Нечего его уговаривать, все равно станет артистом. В университет идти — только время зря терять…».

Так и получилось. В 1983 году потомок известных актеров окончил Высшее театральное училище им. Щукина. Несколько лет Алексей выходил на сцену Московского театра им. М. Ермоловой, а затем вместе с Александром Пономаревым (актером и режиссером) создал собственный театр и назвал его «Чет-нечет».

Некоторое время Алексей был телеведущим, а в 90-х годах ушел из профессии: пришли сложные времена, надо было выживать… Алексей Юрьевич стал заниматься недвижимостью, риелторский бизнес увлек его и остается делом жизни до сих пор.

Первой женой Алексея стала королева оперетты Лилия Амарфий — очень красивая и талантливая женщина. Совместных детей у них не было, но Алексей воспитывал, как родного, сына Лилии от первого брака — Александра. Во втором браке у Алексея Яковлева родилась дочь Лиза (2003 г.). Сын Константин Райкин Константин Райкин в фильме «Труффальдино из Бергамо» (1976 г.)

Константин Райкин с детства увлекался многим — он успешно учился в физико-математической школе, увлекался спортивной гимнастикой, не оставляя этих занятий даже после перелома носа, который он получил, упав с брусьев.

После школы Костя планировал поступать на биофак, даже не задумываясь о карьере актера. То, что произошло потом, стало неожиданностью для него самого. Константин уже был принят в Ленинградский университет, и вдруг ему пришло в голову: а почему бы не испытать судьбу? Родители в те дни были в Чехословакии, на гастролях.

больше по теме

Актриса театра «Сатирикон» Полина Шанина трагически погиблаКак сообщают источники, тело девушки обнаружили сегодня утром под окнами ее дома на Новоостанкинской улице в Москве. Никому ничего не сказав, Костя поехал в Москву и буквально штурмом взял приемную комиссию Щукинского театрального училища: пел, танцевал, читал басни, и все это с таким бешеным темпераментом, что его просто не могли не принять. После окончания училища его уже ждала Галина Волчек в театре «Современник». На его сцене Константин трудился 10 лет. Затем последовал театр «Сатирикон» — сначала Константин служил там актером, а после смерти отца, в 1987 году, стал художественным руководителем.

Снимался Райкин-младший и в кино — зрители помнят, например, его искрометного персонажа в фильме «Труффальдино из Бергамо».

Создать прочную семью у Константина Аркадьевича получилось только с третьего раза.

В браке с Еленой Бутенко у него родилась дочь Полина (1988 г.). Внучка Полина Райкина Полина Райкина в фильме «Сталинград» (2013 г.)

Полина продолжила династию — окончила в 2007 году Театральный институт им. Щукина, несколько лет была актрисой театра им. Станиславского, затем перешла в «Сатирикон».

Кроме того, она преподает актерское мастерство в «Высшей школе сценических искусств» и в Школе при Ансамбле танца И. Моисеева.

Снимается Полина и в кино, а также озвучивает художественные и мультипликационные фильмы.

Актерские династии были в нашей стране всегда. Династия Райкиных — одно из ярких подтверждений тому, что порой сила таланта настолько велика, что его хватает и на детей, и на внуков.

Возможно, правнуки легендарного Аркадия Райкина тоже станут актерами и подхватят эстафету, начатую прадедом.

kino.rambler.ru

Екатерина Райкина – дочь знаменитого артиста и первая жена Михаила Державина

Свою первую супругу Екатерину Райкину Михаил Державин встретил в аудитории Щукинского училища. Как признавался потом актер, он влюбился в нее с первого же взгляда. Тогда Михаил учился на втором курсе, причем заново. Дело в том, что в тот момент он был занят на съемках фильма и пропустил почти год обучения. Так как в семье он остался единственным кормильцем, руководство училища пошло ему навстречу.

Романтические отношения с Екатериной Райкиной быстро переросли в серьезные и молодые люди, спустя два года, решили узаконить их. Державин очень переживал, как его примет семья избранницы, ведь имя Аркадия Райкина – отца Кати тогда гремело на весь СССР. Как вспоминал потом Державин, вопреки слухам о том, что Райкин – человек жесткий и требовательный, с его стороны он видел только доброжелательное отношение.

Аркадий Райкин помог молодой семье с жильем. Он договорился со своими знакомыми и снял у них комнату для семьи. Однако браку было суждено просуществовать совсем недолго. После окончания Щукинского училища Михаил и Екатерина устроились в разные театры. Графики их работы не совпадали, в постоянные гастроли лишь отдаляли супругов друг от друга.

Брак развалился, когда Екатерина влюбилась в Юрия Яковлева. Ее не смутило ни то, что он был женат, ни то, что его жена на тот момент носила под сердцем ребенка. Райкина рассталась с Державиным и забеременела от Яковлева, который ушел из семьи. Его бывшая супругу Кира Мачульская родила дочку уже без него… Однако отношения с Яковлевым также не были долгими, однако, Райкина никогда ни о чем не жалела, ведь она родила от Юрия Яковлева любимого сына – Алексея. Рассталась пара, когда Алеше было три годика.

Третьим мужем Райкиной стал актер Владимир Коваль. Однако две творческие личности не смогли ужиться и через несколько лет расстались, хотя официально не развелись. Несмотря на расставания Коваль и Райкина тепло общались, вплоть до его смерти.

zen.yandex.ru

Екатерина Райкина

- В КОНЦЕ ноября 1987 года папа, я и Костя приехали из Америки, где у папы прошло 24 концерта. Вернулись счастливые! Было невероятно трогательно - зрители приносили папе на подпись программки и билеты с его старых спектаклей. Представляете, люди уезжали из Союза навсегда и брали с собой на память программки Райкина! К сожалению, у папы тогда правая рука уже почти не работала, поэтому мы запирались с ним в гримерке, и я расписывалась за него. Пусть люди на меня за это не обижаются, я хотела как лучше.

Вернувшись, он сыграл еще 14 спектаклей 'Мир дому твоему' (последний был 300-м по счету), а после этого попал в больницу. Совершенно случайно. Раз в десять дней ему надо было принимать лекарство, выводящее воду из организма, а он забыл, что уже выпил его, и назавтра принял снова, тем самым очень ослабив сердце. Приехала 'скорая' и тут же забрала его в больницу. Оттуда он уже не вышел.

- Когда вы в последний раз видели отца?

- Где-то 15 декабря я была у него в больнице, и мы даже гуляли с ним по парку. Он шел молча, а я рассказывала ему о семейных новостях, о том, что темы, которые он раньше поднимал на своих спектаклях и которые тогда были опасными, сейчас открыто обсуждаются в газетах. Помню, вернувшись в палату, он сказал мне: 'Для меня очень важно подумать о том, с чем я завтра выйду на сцену. Надо решить, о чем говорить зрителю, когда все позволено'. Понимаете, он думал о будущем, он не понимал, что его дни были сочтены.

Когда Котенька (Константин Райкин. - Ред.) пришел в больницу на следующий день, врач сказал, что папу только что увезли в реанимацию. Костя спросил: 'Может, он что-то просил передать?' 'Аркадий Исаакович просил передать, чтобы вы берегли свое здоровье...' - сказал потом доктор. Сколько я просила, умоляла врачей пустить меня к папе, чтобы посидеть с ним рядом, поухаживать, - тщетно, 'не положено!'. Да нигде в мире такого нет! Они же знали, что он умирает, почему нельзя было пустить дочь?!.

Самое ужасное, что я не простилась с папой. Я не могла оставить маму одну. Она была после инсульта, уже 15 лет не говорила, очень тяжело болела, и мы решили не рассказывать ей о случившемся. Я, как клоун, отвлекала ее, шутила, что-то рассказывала, но, мне кажется, мама все равно чувствовала неладное, часто начинала плакать... Сказали мы обо всем ей только через несколько дней после похорон. Я попросила сделать это друзей родителей - Владимира Львовича Кассиля и его жену Верочку, они оба врачи. Владимир спас маму в 1975 году, когда у нее случился страшный инсульт, и подарил еще 15 лет жизни. После смерти папы она прожила два года.

'Его лицо превратилось в маску, глаза остановились'

- ОТЕЦ просил вас с Костей беречь здоровье. А к своему он как относился?

- Когда он работал, о здоровье не думал. Но больное сердце не давало забывать о себе. Папа же еще в 13 лет перенес тяжелый ревматизм с осложнением на сердце, а в 23 года после очередного сердечного приступа врачи приговорили его к смерти, отказываясь делать операцию. А у папы уже был роман с мамой... 'Почему вы заживо хороните молодого человека?!. Используйте хоть полшанса!' - возмущался дедушка и добился-таки операции. Спустя много лет папа встретил на Невском проспекте одного из профессоров, ставивших на нем крест, представился... 'Вы живы?' - удивился тот и как будто даже расстроился, что его прогноз не сбылся и пациент до сих пор жив.

Периодически папа ложился на лечение в больницу, но, как только после капельницы ему становилось полегче, он тут же удирал оттуда, иногда прямо в пижаме. Звонил водителю или друзьям, шел гулять в больничный парк и потихоньку сбегал.

Я помню, у него случился очередной приступ, а он должен был выступать на юбилее в Театре им. Вахтангова. Едет он на 'скорой' и просит доктора: 'А вы не могли бы проехать по Арбату? (Арбат тогда был еще проезжей улицей.) Остановите здесь, пожалуйста. Мне нужно выступить, всего 15 минут, а потом поедем в больницу'. 'Аркадий Исаакович, но вы не можете!' - уговаривал врач, но, понимая, что это бесполезно, заставил папу написать расписку, чтобы не брать на себя ответственность. Папа написал расписку, выступил, а потом опять лег на носилки...

Выходя на сцену в последнее время, он совершал актерский подвиг. Ему трудно было начать говорить - все мышцы были скованны, поэтому он приходил заранее и начинал их разминать. Его всегда живое лицо с яркой мимикой превратилось в маску, глаза остановились. Даже зрители писали: 'Аркадий Исаакович, мы вас так любим, но не надо больше выходить на сцену, без слез на это смотреть невозможно'.

- Вы показывали ему эти письма?

- Нет. Если бы я показала их, он назавтра бы слег и умер. Сцена его всегда возрождала.

'Папе открыто угрожали'

- РАЙКИНЫ всегда были долгожителями. Папин дедушка в 90 лет еще на столе танцевал. Слава богу, живы две папины сестры (одной сейчас 89 лет, другой - 86). Мне кажется, и папа мог бы прожить гораздо больше, если бы не его жанр. И безответственно говорить, что у Райкина была счастливая, безоблачная жизнь. Так считают те, кто не знает, каких нервов стоил ему выпуск каждой программы! Ему же открыто угрожали на очень высоком уровне. А сколько пускали всевозможных сплетен, чтобы снизить его невероятный авторитет у народа!

- Каких?

- Не хочу даже вспоминать об этом. Настолько все они были грязными и мерзкими. Большинство ленинградских начальников боялись его и мешали как могли, заставляли выбрасывать целые монологи. Как-то журналист 'Ленинградской правды' посмел написать, что 'Райкин всегда актуален'. Тут же приехал в редакцию Захаров, зам. первого секретаря Ленинградского обкома, и потребовал, чтобы в редакции забыли фамилию Райкина, поскольку он 'нанес ущерб идеологической работе в Ленинграде и его надо гнать отсюда'.

- В конце концов они добились этого.

- Очень показательна история переезда папы в Москву. Еще со времен войны у него сложились добрые отношения с Брежневым, но он всегда чувствовал дистанцию и не пытался напомнить о себе. В начале 60-х годов, когда Брежнев был еще председателем Президиума Верховного Совета, они встретились на приеме после концерта.

- Ну, как ты живешь? - поинтересовался Брежнев.

- Хорошо.

- Как же хорошо? Ты ведь до сих пор живешь в гостинице. Тебе нужна квартира в Москве?

- Было бы неплохо...

Прошло 5 лет, они снова встретились, вспоминали войну, а напоследок Брежнев сказал, что распоряжение о квартире уже дано. Но опять все замерло. И тут добрый человек из Моссовета намекнул отцу, что надо поговорить с ленинградским начальством. Папа позвонил тогдашнему первому секретарю обкома Толстикову, сказал, что необходимо его 'добро', и добавил, что речь идет только о квартире, а театр остается в Ленинграде.

- Я понимаю, театр вам недорог, вы у нас не бывали, впрочем, как и в других театрах тоже.

- И почему меня так не любит интеллигенция?

- А вы издайте приказ, чтобы вас с 1 мая начали любить.

Прощаясь, отец обронил:

- Мне жаль, что у вас разное мнение с генсеком.

- А что, есть такое мнение? - удивился тот и тут же добавил: - А вы думаете, Толстиков дурак? Я вам и в Ленинграде оставлю квартиру.

Родители получили квартиру в Москве, перевезли туда все вещи. В Ленинграде не были больше года, потом позвонили, чтобы заказать номер в гостинице, а им сообщили, что их бывшее жилье действительно не тронуто. Первое время жили в пустой квартире, обедали на подоконнике. Но Толстиков так это дело не оставил. Приехал в Ленинград Косыгин, пошел на спектакль в БДТ, и Толстиков ему стал петь: 'А Райкин-то наш каков! Мало того что в Москве, он и в Ленинграде имеет квартиру...' Говорят, продолжить донос ему помешал сидевший рядом Товстоногов. Потом Толстикова назначили послом в Китае, а его место занял Григорий Романов. Тот вообще никогда не хотел видеть Райкина. Папа много раз пытался пробиться к нему - напрасно.

'Маме было больно, но она терпела'

- ОТЕЦ делился с вами своими проблемами?

- Конечно, делился. И со мной, и особенно с мамой. Я вообще не представляю, как бы он жил без нее.

- Как они встретили друг друга?

- Папа выступал в школьной самодеятельности, и однажды их пригласили на 'гастроли' в соседнюю 41-ю школу. Вот как папа вспоминал об этом: 'Выхожу на сцену, выступаю и вдруг обращаю внимание на девочку-старшеклассницу, сидящую ряду в пятнадцатом. На девочке был красного цвета берет, примечательный не только своей яркостью, но еще и тем, что в нем было проделано отверстие, а сквозь него пропущена прядь иссиня-черных волос. Я еще не знал, что девочку зовут Рома. Года полтора спустя я увидел ее на Невском. Узнал мгновенно. Она шла мимо меня. Шла так, как будто все должны уступать ей дорогу. Мне захотелось заговорить с ней, но я не решился.

Прошло еще три года. Я уже учился на последнем курсе института. Однажды прихожу в нашу студенческую столовую, становлюсь в очередь. Кто-то встал за мной. Вначале я не замечаю, кто это. Но вдруг словно почувствовал что-то. Оборачиваюсь - за мной стоит она. Она заговорила первой, и этот разговор я помню слово в слово.

- Как хорошо, что вы тоже учитесь здесь.

Я после паузы:

- Что вы делаете сегодня вечером?

- Ничего.

- Пойдемте в кино.

- Пойдемте...

В тот же вечер мы встретились у кинотеатра 'Гранд-Палас'. Что мы смотрели? Бог его знает. Я все время смотрел на нее. Как только начался сеанс, я наклонился к ней и прошептал:

- Выходите за меня замуж'.

Через несколько дней мама ответила согласием, но поженились они значительно позже - против студенческого брака были категорически настроены ее родители.

- Как Аркадий Исаакович называл вашу маму дома?

- Ромочка или Ромашка. Мы с Костей говорили 'мамочка' или 'мамулька', а я еще звала ее 'мамулявка'. Мама была красавицей. Очень яркая, талантливая, веселая, глубоко образованная. Она знала массу историй, анекдотов, и даже Ираклий Андроников, приходя к родителям в гости, всегда говорил: 'Ромочка - прекрасный рассказчик, мне лучше помолчать'. У нее был и литературный талант, отмеченный многими критиками, но времени писать не хватало. Она играла в театре, была папиным секретарем и буквально не отходила от телефона. Я говорила: 'Мама, ты - как коза на веревочке. Нельзя же так, надо делать перерывы'. Я ненавидела телефон и до сих пор смотрю на него, как на врага, потому что он всю жизнь отнимал у меня маму.

- Вашего отца постоянно окружали красивые актрисы, поклонницы... Мама не ревновала?

- Были моменты, когда я понимала, что маме тяжело, обидно, больно. Но что сделать, се ля ви, как говорят французы. Она была очень мудрой женщиной. Случались критические периоды, которые стоили ей большого здоровья, но приходилось терпеть и переживать. Она очень любила папу, поэтому бросила ему под ноги всю свою жизнь, все свои таланты. Она понимала, кто такой Райкин. Ведь почему часто два талантливых человека не уживаются вместе? Обязательно кто-то должен пожертвовать собой ради совместной жизни и любви. А это не каждый может. Безусловно, папа был благодарен ей. Особенно это проявилось, когда мама заболела. Папа ухаживал, был с ней очень нежен и внимателен.

'В войну я чудом осталась жива'

- ЕКАТЕРИНА Аркадьевна, вы помните свои первые впечатления об отце?

- Мне шел четвертый год, когда началась война, поэтому страшные перипетии, происходившие со мною, перебили все былые светлые воспоминания. Родители обслуживали фронт, ездили по всей стране, естественно, они не могли тащить за собой маленькую девочку. А бабушка с дедушкой остались в блокадном Ленинграде. Мама отдала меня чужой тетке в Ташкенте. Родители присылали ей продукты, но мне ничего не доставалось. Одна, маленькая, без родителей, вся больная, голодная, в экземе, с дизентерией - удивляюсь, как я вообще тогда осталась жива. Если бы бабушка приехала за мной на два месяца позже, я бы недотянула...

А первое мое счастливое воспоминание связано с 1945 годом. Родители взяли меня с собой на гастроли в Сочи, а потом мы остались там на два месяца отдохнуть, я даже в 1-й класс опоздала. Мы вместе с папой бегали, плавали, играли в мяч, прыгали, как козлики, на гигантских шагах - это такая карусель. Я была счастлива, что находилась рядом с родителями, и панически боялась от них оторваться.

- С Костей вы в детстве дружно жили или мутузили друг друга?

- У нас же с ним разница в 12 лет - я уже на сцену вышла, когда он родился. В 17 лет уехала в Москву учиться, в 19 лет вышла замуж, появились своя семья, свои заботы. Я всегда обожала Котю и до сих пор им восхищаюсь. Он вырос в Мастера. Когда смотрю сейчас на него, каждый раз думаю: 'Господи, какое было бы счастье, если бы родители видели его. Как бы они им гордились'.

- А были моменты, когда вы расстраивали родителей?

- Однажды был очень смешной случай. Когда приходили гости, я обычно встречала их, вытаскивала на стол какую-нибудь бутылочку, расставляла рюмочки, сама немного выпивала... Помню, прибегает как-то ко мне Костька, глаза вытаращены.

- Что случилось? - спрашиваю.

- Мама сказала, ты спиваешься.

- Ты что, с ума сошел? - говорю ему.

Мама мне потом объяснила свою тревогу: 'Катенька, ну я же вижу, что у вас в доме существует эта привычка и у нас дома ты иногда выпиваешь рюмочку'. 'Мама, да я никогда не сопьюсь, у нас же в генах этого нет', - успокаивала я ее. А Костя потом еще долго смеясь спрашивал у меня при встрече: 'Ну как, ты еще не спилась?'

- А Аркадий Исаакович тоже не употреблял?

- Никогда. Мог весь вечер просидеть с одной рюмкой коньяка. И в театре не терпел ника ких алкоголических проявлений. Помню, был у них в оркестре пьющий человек. Заметив это, папа решил его проучить. Пришел как-то в ресторан поужинать и видит этого музыканта на пару с полным стаканом. Папа встал, подошел к нему: 'Что это у тебя?' - 'Вода'. - 'Я так хочу пить!' - сказал он и выпил этот стакан залпом. Мама потом рассказывала, что он пришел в номер и просто 'умер' до утра. Непьющий же человек! Зато тот артист понял это жесткое предупреждение и больше не пил.

- Как Аркадий Исаакович относился к так называемой ненормативной лексике? Мог ввернуть какое-нибудь словечко?

- Я даже представить себе не могла, что папа мог что-то такое сказать. Иногда мама, рассказывая анекдот, предупреждала: 'Тут есть слово, которое из песни не выкинешь, вы уж меня простите'. 'Ромочка, ну не надо, пожалуйста', - просил он ее. И даже когда слышал что-то типа 'жопа', начинал морщиться. Вот такое у него было воспитание.

cumir.ru


Смотрите также