Добровольский игорь борисович люксор биография


ИГОРЬ ДОБРОВОЛЬСКИЙ («ЛЮКСОР»): «АКТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КИНОБИЗНЕСА СНИЖАЕТ ИНТЕРЕС ЧАСТНЫХ ИНВЕСТОРОВ»

Наш собеседник — признанный ветеран российского кинобизнеса. Во время беседы, которая продолжалась больше часа, нам удалось затронуть как стратегические проблемы, касающиеся развития системы кинопроката, так и осветить ближайшие планы компании «Люксор» по развитию собственного бизнеса, включая производство анимационных лент.

Игорь Добровольский начинал свой путь в этом бизнесе в конце 80-х годов, и его точка зрения, помноженная на колоссальный опыт, сейчас кажется тем более ценной и актуальной. История (в том числе и бизнеса) никогда не развивается по прямой. 

НА ПУТИ К ВОЗРОЖДЕНИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АНИМАЦИИ

CINEMAPLEX: Помимо сети кинотеатров и дистрибуционной компании, группа компаний «Люксор» начинает активно развивать новое направление — производственное. Вы создаете собственный продюсерский центр?

Игорь Добровольский: Не совсем так. Мы занялись анимацией — подписали договор с компанией «Аргус Интернейшнл» на производство и постановку мультфильмов по русскому эпосу и классике отечественной литературы. Первая лента, которую запускает новообразованная компания LA Studio  – это сценарий Александра Наумовича Митты по мотивам сказки «Руслан и Людмила». Проект называется РУСЛАН И…, в ближайшее время мы представим более подробную информацию об этом проекте. В декабре мы должны завершить подготовительный период, чтобы уже в январе приступить к производству. В течение двух лет мы реализуем этот проект и представим его на рынке.

Многоточие в названии фильма… Создаете собственную франшизу?

Сейчас об этом не думаем, о франшизе говорить рано. Но есть несколько компаний, которые занимаются анимацией в Воронеже, в Екатеринбурге и в Москве. У нас есть сегодня возможность создать хорошую школу по подготовке художников-аниматоров и наладить межгосударственные связи. В анимации требуется обучение по всем направлениям — написание сценария, проработка диалогов, прорисовка образов и  организация подготовительного периода. Наша цель — поднять уровень отечественных аниматоров, которые сегодня нуждаются в организационной структуре, которую мы с Владимиром Репиным (глава киностудии «Аргус Интернейшнл» — прим. ред.) решили им предоставить.

Мы сделали ставку на опытных людей, достигших успеха на российском рынке. Мы привлекаем в отрасль деньги, участвуем в маркетинге проектов. И будем делать качественные анимационные российские ленты для показа не только в России, но и за рубежом — для популяризации наших авторов, нашей культуры.

К сожалению, существующие экспертные советы не помогают нам в решении этой задачи. Наверно, там преследуют собственные интересы. Мы подавали проект РУСЛАН И… на поддержку Фонда Кино, но получили отказ. Не давать такому автору сценария, как Александр Митта, финансовую помощь от государства — я считаю, что это не совсем правильно. И грустно, что сегодняшние лидеры в анимации, препятствуют развитию других анимационных студий, считая, что они уже захватили этот рынок. В любом сегменте кинопроизводства должна быть конкуренция. Это единственное, что наполнит наши кинотеатры хорошим кино.

Но мы найдем деньги Александру Наумовичу на производство фильма. Такие люди, как он или Татьяна Ильина — это наша культура. Профессионалы, которых нужно поддерживать. Это не ДЖУНГЛИ, которые воспитывают безвкусицу на рынке. Произошедшее — лишнее напоминание о том, что не те люди сидят в экспертном совете.  

КИНО ПОД КРЫЛОМ У ГОСУДАРСТВА

В последнее время произошли значительные изменения в Думе и в правительстве, высказываются многочисленные инициативы по поддержке отечественного кинематографа. Как вы их оцениваете?

То, что государство обратило внимание на кино, это хорошо. Другое дело, что многие предложения могут стать губительными для всего кинопроката. Например, у нас был круглый стол, на котором представитель ЛДПР из Волгограда высказался в пользу квотирования. Я выступал против квотирования. Я начал заниматься прокатом в конце 80-х годов, и у нас в стране было более 45 000 экранов. Они покрывали всю страну, а сборы, которые они приносили, исчислялись сотнями миллионов. Сегодня нет такой картины, которая могла бы охватить ту аудиторию. Восстановление индустрии происходит за счет привлечения частных инвесторов, которые строят и постепенно увеличивают количество экранов. Я не думаю, что государству нужно тратить деньги на строительство кинотеатров. Я полагаю, что средства нужно направить на образование наших кинематографистов и более скрупулезно подойти к нашим экспертным советам. Не нужно вводить квотирование в последующие три-четыре года, чтобы не убивать интерес потенциальных инвесторов.

В случае введения квотирования неизбежно произойдет отток инвесторов, и мы станем свидетелями роста цен в кинотеатрах. Как только со стороны государства возникает активная регуляция процесса, это убивает инициативу. Я выступаю за частный кинобизнес. Я считаю, что сегодня он может сделать хорошие кинотеатры, сделать школу для подготовки персонала, наладить коммуникацию с проектировщиками, маркетологами. И второе: я бы не рисковал государственными деньгами, которые по большей части не доходят до пункта назначения и не дают должного эффекта. Эффект возможен, только когда все, включая президента, контролируют, куда пошли деньги.

Частный бизнес более мобилен. Сегодня хорошие российские и зарубежные проекты делают этот бизнес привлекательным. Если сегодня мы отсечём и уменьшим товарооборот кинотеатров, это выльется в отсутствие интереса частного бизнеса, который могут разрушить несвоевременно принятые постановления. Не секрет, что огромное количество российских проектов, которые финансируются  и производятся при участии государства, не доходит до зрителя. Одна из причин — потому что люди, которые их снимали, профессионально не были подготовлены. Хорошего кино не может быть много, и проекты, в большинстве своем, должны иметь коммерческую составляющую!

Должно ли государство вообще выделять деньги?

На производство патриотических фильмов, которые сплачивают нацию и воспитывают подрастающее поколение. Школы и семьи сегодня недостаточно уделяют внимание подрастающему поколени. В России существует эта проблема, и фильмы помогают ее преодолеть, хотя я приветствую реалистический подход к кинематографу. Недавно в прокат вышла АННА КАРЕНИНА — наверно, многие решат, что именно все так и было, потому что они не читали Льва Толстого. Приветствую вмешательство государства с точки зрения облегчения налогового бремени, покупки оборудования, организации образовательного процесса (например, менеджменту в кинотеатрах сегодня никто не учит).

В то же самое время бизнес в маленькие города придет?

Да. Что бы ни говорили сегодня о развлекательной стороне кинопроката, кинотеатр остается активным  и очень важным проводником знаний. Арт-хаус не доходит до зрителя? ФАУСТ  вышел больше, чем на сотне экранов, хотя фильм был на немецком языке и озвучен одним голосом. Это психологическое, серьезное кино. Фильм расписали у себя более 100 кинотеатров, такого никогда не было. Кинотеатры в малых городах также нужно строить.

КУДА УХОДИТ БИЗНЕС, В КАКИЕ ГОРОДА…

Многие считают, что их фильмы не доходят до зрителя, потому что элементарно  не хватает залов. Вместе с тем эксперты, в частности Олег Березин, высказывают мнение, что театральный рынок близок  к насыщению (3142 зала по итогам 2012 года — прим. ред.) При этом никак не заработает на полную мощность проект «Киносити», направленный на строительство залов в небольших городах. Что вы об этом думаете?

Я могу высказать только частную оценку. Сегодня выпускается много фильмов, а кинотеатров для них очень мало. Хороших кинотеатров — еще меньше. 10 лет индустрия набирала опыт, и это сравнительно небольшой период времени. Судить о насыщении рынка сложно. Олег Березин всю жизнь занимался торговлей, и в его компании дистрибуция фильмов никогда не находилась в приоритетном положении. Аналитика говорит о том, что кинотеатров в отдельных городах избыток, но есть огромное количество городов, в которых кинотеатров нет.

Туда бизнесу выгодно заходить?

Если бизнес знает, что с этими городами делать, как маркетировать кинотеатры, как работать с кино, как привлекать публику. Всем людям нужен праздник. Это одна из форм продвижения и развития бизнеса. Поэтому я не соглашусь, что наблюдается перенасыщение. Другое дело, что рядом с успешными кинотеатрами стараются построить больше площадок. Многие относятся к этому бизнесу как к ритейл-бизнесу. Построили супермаркет, рядом поставили чуть дешевле, потому что люди обязательно будут приходить за продуктами. Людям нужно отдыхать, им нужно встречаться.

Если в Голливуде люди приходят за 15 минут до фильма и сразу идут в зал, то наш зритель может прийти за 2 часа. Ему интересно присутствовать в кинотеатре, потому то в большинстве городов кинотеатр — это единственное место массового развлечения. Есть театры, но это вещь, воспитанная в семье. Литературу, кроме бульварной прессы, читают крайне редко, а вот кино является одним из основных источников получения информации.

К разговорам  о том, что фильмы не доходят до экрана, я отношусь с изрядной долей скепсиса. Даже арт-хаусное кино доходит до зрителя. Просто перед тем, как запускать фильм, надо исследовать его маркетинговую составляющую, насколько он актуален. И главное — должен быть правильно написан сценарий: иногда на российских фильмах засыпаешь на первых 10 минутах (улыбается).  

У вас есть залы D— BOX и в Москве, и в Рязани. В столицах такие технологические проекты наверняка успешны, а какова ситуация в регионе?

Кинопрокатная ситуация в Рязани (пять крупных сетевых кинотеатров в центре города рядом друг с другом — прим.ред.) — это яркий пример отсутствия образования и знаний экономики, просто жажда наживы. Жадность порождает бедность. Четыре года назад мы открыли в Рязани первый кинотеатр, и он был очень успешен. Потом мы открыли площадку  в другой стороне города… а то, что произошло потом — апофеоз человеческой глупости.  Безусловно, такая аккумуляция кинотеатров в городе снизила общие доходы всех участников. Каждый новый торговый центр — это вопрос, который приносят риэлторы. Значит, безграмотность проявилась не только с позиции девелоперов кинотеатров, но и безграмотность с позиции девелоперов по недвижимости. Не в каждый торговый центр нужно ставить кинотеатр, есть масса других развлечений.

Конечно, в такой ситуации выигрывают кинотеатры, которые ведут серьезную работу со зрителем, постоянно совершенствуют технику показа. Кинотеатры в маленьких городах — это место встречи, знакомств. При наличии на одном пятаке 5 мультиплексов — где кого встретить? Молодёжь сидит дома и смотрит видео. Кто закроет объект? Все ждут, когда сосед закроет. Такое количество площадок город, может быть, и осилил бы, но их надо было разместить по другим районам. Но всем хочется в центре. Мы в Рязани не особо пострадали: у нас кинотеатры очень отдалены друг от друга.

Но так как мы открыли раньше всех и не снижаем темп... Естественно, произошло снижение стоимости билета, что тоже неплохо, для зрителя.  Другое дело, помогает ли это развитию бизнеса? Некоторые сети не обладают финансовой мощностью, чтобы сделать кинотеатр в другом регионе: деньги всегда конечны. Было бы более грамотно сделать кинотеатр в городе с населением 80 000 человек и быть единственным, развивать кино.

О РЫНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ, КИНОСИТИ И КИНОАЛЬЯНСЕ

Каковы показатели вашей сети — посещаемость и сборы? Цифры говорят, что сейчас происходит стагнация, а в будущем некоторые специалисты предсказывают катастроф на рынке кинопоказа.

Сложно заглядывать в завтра. У нас не снизилось количество посещений, так что я не был бы столь пессимистичен. Другое дело, что изменения рынка и наличие конкуренции побудило нас еще более интенсивно работать, искать другие формы привлечения публики. О стагнации говорить преждевременно. Этот процесс наступил для владельцев кинотеатров, которые построили кинотеатр с точки зрения сборов. Наши зрители получают нечто большее, чем просмотр фильма, они приходят в место для отдыха.

Каково соотношение посещаемости и кассовых сборов? Сейчас  у многих цифры растут за счёт стоимости билетов. Как обстоит ситуация в сети «Люксор»?

Мы не только в тренде с точки зрения повышения стоимости билетов. Наоборот, на некоторых площадках у нас произошло снижение из-за присутствия конкурентов. Мы бьемся за зрителя, и сборы растут. Мы занимаем долю по сборам от 6% до  12% по стране, имея сравнительно небольшую сеть. Мы -  инновационная компания,  мы располагаем сильной командой менеджеров.

С каким прокатным рынком можно сравнить наш  российский рынок?

Сложно сказать. У нас рынок находится в зачаточном состоянии. Считайте, что рынка нет. В стране меньше 1 000 кинотеатров. Залов — около 3 000, но кинотеатров мало. Количество кинотеатров в Европе исчисляется тысячами. В Америке — десятками тысяч.

Идет процесс глобализации нашего кино. Смогут ли выжить небольшие кинотеатры? Люди идут в большие кинотеатры, потому что не хотят ждать свой сеанс. Выживут ли однозальники? Я думаю, да. Потому что они могут занять определенную нишу при профессиональном подходе.

Как бутики?

Как бутики. Ведь работают же в Европе маленькие кинотеатры. Всё глобализуется, никто не сказал, что это процесс плохой. О глобализации в России рано говорить. У нас 1 000 кинотеатров. Когда мы открыли первый мультиплекс в 2002 году, это был единственный мультиплекс. Был момент, когда он зарабатывал до 10% всех сборов в стране. Это тоже не нормально.

То есть для регионов нужна идея?

Идея должна быть всегда. Надо побудить людей в регионах строить хорошие кинотеатры. До маленьких городов нужно  добраться. Люди в регионах не должны смотреть «усеченное кино», в котором нет высококачественного звука, красивых стен. Как только застроятся кинотеатрами большие города, будет освоение маленьких. Это вопрос времени.

Вы являетесь членом «Киноальянса». Что Вы ждете от этой организации в плане поддержки?

Мы сейчас выбрали нового президента, Эдуарда Пичугина, и я надеюсь, что он будет работать. Мы будем ему помогать. Перспектива необходима с точки зрения «Киноальянса» как объединения для решения проблем. На мой взгляд, это нужно. Будет ли работать «Киноальянс»? Покажет время.

Независимые кинотеатры жалуются, что «Киноальянс» не решает проблемы малых кинотеатров. Должна ли эта организация обращать на них внимание? И как быть с росписью со стороны мейджоров, которые зачастую применяют тактику «выжженной земли»? Если не удается договориться по форматам , то компании просто могут оставить единственный кинотеатр в городе без своего пакета.

Я считаю, что любая организация должна обращать внимание на небольшие кинотеатры. Вместе с тем маленькие кинотеатры, когда они выбирают фильмы, не должны бояться, что они останутся без кино, и не давать раздавить себя менеджерам по прокату. Они должны биться за свой бизнес. Ничего страшного не произойдет, если по причине ультиматума в твоем кинотеатре не будет фильмов одного конкретного дистрибьютора. Ни один прокатчик  в здравом уме не откажет кинотеатру в том, чтобы тот зарабатывал для него деньги. Значит, это — вопрос переговоров и выстраивания отношений. Я думаю, что любой кинотеатр должен бороться за свои интересы, и только тогда он выживет. Не захочет — закроется из-за проблемы, которую напрасно посчитает неразрешимой.   

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ — НАДЕЖДА НА БУДУЩЕЕ

Вы стояли у истоков кинопроката в начале 90-х. Как это было?

В 90-м году, конечно, было сложно, но весело. Не было конкуренции, на практике обучались  маркетингу — смотрели, как это происходит за рубежом. Много ездили, естественно, для насыщения знаниями. 90-е годы прошли, эмбарго было снято — значит, надо было стать еще умнее. В 1996 году мы задумали кинотеатр, в 97-м перестраивали старые кинотеатры, привезли хорошие проекторы, привезли звук, научились бары  делать красивые, научили людей улыбаться. Всё было в процессе. Сегодня мы этот процесс не останавливаем.

Где вы открыли первый кинотеатр?

Это был «Орион», по-моему, 98-й год, потом это был Воронеж. Это переоборудованные кинотеатры. Первый мультиплекс на шесть залов мы открыли в 2002-м в Москве. С кинотеатрами, арендованными у государства, работать очень сложно. Сталкиваемся с непониманием чиновников. Становится ясно, что интересы у людей разные, постоянно натыкаешься на закрытые двери. Поэтому сегодня мы двигаемся вперед только с частным бизнесом.

____________________________________________

КИНОТЕАТР — НЕ ГЛАВНОЕ, ГЛАВНОЕ — КИНО? 

Основной принцип сети кинотеатров «Люксор» — создание для зрителей самого высокого уровня сервиса с показом кинофильмов в абсолютном качестве и лучшем звуке. Именно этот симбиоз и позволяет компании быть одним из лидеров современного российского кинорынка. «Люксор» занимает солидную долю на российском кинорынке и является одним из лидеров по показателям прибыльности.

Компания занимается развитием сети многозальных цифровых кинотеатров на территории России. В настоящее время сеть «Люксор» наращивает темпы роста, как по количеству кинотеатров, активно осваивая регионы страны наряду с ее столицей, так и в качественном отношении, постоянно поднимая планку уровня сервиса, доходности и рентабельности предприятий.

Всего группой компаний «Люксор» открыто 17 кинотеатров, 6 из которых расположены в Москве. Самые крупные мультиплексы сети: «Люксор Центр» (14 залов, Москва), «Люксор» Ростов-на-Дону (9 залов) и «Люксор» в «Vegas» (9 залов, Москва), суперкинотеатр «Люксор IMAX»(8 залов, один из которых — IMAX, Сочи). Кроме того, уже открыты многозальные кинотеатры в Рязани и Воронеже — это кинотеатр «Люксор» в ТРЦ «Барс» (Рязань), «Люксор» в ТРЦ «Круиз» (Рязань) и «Люксор» Воронеж (7 залов), а также мультиплекс в Санкт-Петербурге «Люксор Dolby Athmos» (9 залов). 

В настоящий момент осуществляются новые проекты кинотеатров в Брянске и Новосибирске.

В фойе кинотеатров сети «Люксор» помимо традиционных баров с закусками и прохладительными напитками, действует целая сеть разнообразных кофеен и ресторанов, рассчитанных на любой вкус. Все это, помноженное на улыбки и качество работы персонала, создает у зрителей ощущение праздника и счастья, за которым они идут в кинотеатр и которого так не хватает в современном мире.

В ТЕМУ

«КИНО ЭКСПО». 18 СЕНТЯБРЯ: UNIVERSAL, «КАРОПРОКАТ» И ENJOY MOVIES, WEST, «ЛЮКСОР», «ОСТРОВ ВЕЗЕНИЯ», «ДЖАСТИН И РЫЦАРИ ДОБЛЕСТИ»

ПРЕЗЕНТАЦИИ НА «КИНО ЭКСПО»: «ЛЮКСОР»- КРАСИВЫЕ ИСТОРИИ ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО

cinemaplex.ru

Совладелец сети кинотеатров «Люксор» Игорь Добровольский признан банкротом

Ольга Волкова    30 июля 2019, 18:00    

Сооснователь «Люксора» признан банкротом. Фото: @luxor_ryazan

«Люксор» задолжал МТС Банку 107 миллионов рублей

Сооснователь и совладелец сети кинотеатров «Люксор» Игорь Добровольский признан банкротом. Такое решение принял Арбитражный суд г. Москвы по заявлению МТС Банка.

Как сообщает «Интерфакс», суд назначил реализацию имущества Добровольского. Дмитрий Игнатов, утвержденный финансовым управляющим, представит отчет о ходе процедуры, который рассмотрят 16 января 2020 года.

Права бизнесмена на выезд из России не будут ограничены, хотя этого требовали представители МТС Банка.

Сеть кинотеатров «Люксор» задолжала банку 107 миллионов рублей (4 миллиона из них составляют проценты). Ранее, в апреле, банкротом был признан другой сооснователь и совладелец сети — Евгений Ленский.

Как отмечают в МТС Банке, бизнесмены прекратили выполнять обязательства по кредиту три года назад. Кредитная организация обратилась в суд. В ноябре 2016 года обе стороны заключили мировое соглашение, однако со второй половины 2017-го «Люксор» снова начал вносить платежи по кредиту с просрочкой и не в полном объеме.

Общая сумма кредита составляла 280 миллионов рублей. Договор был заключен в 2012 году, залогодателем выступал Ленский.

Читайте также:

www.eg.ru

Игорь Добровольский: «Москва, я терплю тебя»

9 октября в кинотеатре «Люксор» состоялась  премьера фильма «Москва, я терплю тебя!». Фильм лично представил продюсер картины Игорь Добровольский, основатель и президент ГК «Люксор».

Игорь Борисович рассказал журналу Status об идее нового фильма, о качестве современного отечественного кино, о репертуарной политике «Люксора» и о том, что значит Новосибирск для него лично.

ГК «Люксор» объединяет ряд компаний по основным направлениям: дистрибьюция, кинопрокат, развитие собственной кинотеатральной сети, производство анимационных фильмов. Компания работает уже 26 лет. Начинала как дистрибьюторская, причем была первой на отечественном рынке из тех, кто занялся частным кинопрокатом,  открыла первый мультиплекс в России. Компания имеет две собственных анимационных студии.  Кинотеатры сети «Люксор»  самые посещаемые детской аудиторией. В России ГК «Люксор» открыла 22 кинотеатра. В Новосибирске работает мультиплекс «Люксор Dolby Atmos», в котором размещаются 9 инновационных кинозалов.

–  Игорь Борисович, как вы оцениваете активное производство российского прокатного кино? Насколько изменился уровень наших фильмов с технической точки зрения, отвечающей за зрелищность, красивую картинку, спецэффекты, монтаж?

– Конечно же, наше кино меняется, причем в лучшую сторону. В России все происходит не «благодаря», а «вопреки», поэтому в нашей стране есть очень много талантливых людей, достаточно сильна креативная составляющая. В киноиндустрию приходят молодые профессионалы, с хорошими знаниями. Они лучше «видят фильм». Эти люди не идут по уже привычным коридорам, по которым прошли их предшественники. Снимая кино, они пытаются реализоваться. И для этого, с технической точки зрения, например, есть огромное количество возможностей: кино, по большому счету, в наши дни можно снять даже на телефон!

Если у человека есть страсть, есть хорошая история, он может получить соответствующее образование и делать свое кино. К тому же, благодаря интернету, сегодня есть возможность проходить обучение онлайн, получать знания от тех людей, которые действительно добились большого успеха в индустрии.

– На ваш взгляд, любит ли российский зритель отечественное кино, ценит ли он его, уважает?

– Даже очень любит! Особенно хорошее, конечно же. Ведь это – понятные фильмы про своих звезд, своих героев, свои города. На волне народной любви, например, очень выросли в качестве телевизионные сериалы. В киноиндустрии все сложнее, к сожалению, нужна доработка системы поддержки кино, особенно начинающих режиссеров.

– С чем связана репертуарная политика «Люксора», какие тренды прослеживаются в российском прокате.

– Наша репертуарная политика, как и у любой другой сети, завязана на общую репертуарную политику в стране, поэтому от продукции «Голливуда» нам, конечно, никуда не деться. Но и ярким российским проектам всегда есть место в репертуаре. Особое внимание мы уделяем семейным фильмам. Для самых маленьких зрителей обязательно включаем в репертуар анимацию.

«Люксор» работает и в области фестивального кино, мы регулярно проводим различные фестивали, в рамках нашего киноклуба показываем старые ленты, в том числе снятые на пленку 35 мм – все это выводим на большой экран и даем возможность разным аудиториям находить что-то интересное.

Также в нашем репертуаре есть так называемый «альтернативный контент»: например, мы транслируем лучшие театральные постановки из крупнейших театров мира, с качественным изображением и звуком. Есть и документально кино, и образовательное. Наша главная задача состоит в том, чтобы «Люксор» стал местом встреч, где живет настоящее кино. Мы двигаемся в этом направлении и всегда обращены к зрителю.

– Недавно у нас в городе был фестиваль молодежного регионального кино REC. Фестиваль открывался фильмом иркутского режиссера Юрия Яшникова «Похабовск. Обратная сторона Сибири».  Фильм имел у зрителей невероятный успех, его показали  во многих городах восточной части страны. Однако Юрий говорил, что очень сложно вывести свой фильм в широкий прокат. Киносети неохотно идут на переговоры и процесс это сложный и практически ни к чему не приводит.  С чем это связано и почему фильмы регионального производства не показываются в крупных кинотеатрах и столичных в том числе?

– Я уверен в том, что если идея действительно хорошая и прекрасно реализована, договориться с киносетями вполне возможно. Вопрос уровня контента и стараний. И не имеет значения, из какого города режиссер.

– 9 октября вы представили в Новосибирске фильм с необычным названием: «Москва, я терплю, тебя». Расскажите, о чем этот фильм.

– Новосибирск – мой родной город, и он стоил того, чтобы это экспериментальное  кино оказалось здесь, так как этот фильм и о моей истории в том числе. Фильм «Москва, я терплю тебя»  не столько о столице, сколько о тех, кто приезжает в нее. Когда я приехал в Москву, это был конец 80-х – начало 90-х годов, помню, мне тогда хотелось снять фильм «Москва, я тебя ненавижу». Для меня тогда тоже стояла задача, как устроиться, найти свое место. В этом фильме очень понятная мысль. Москва  проверяет каждого на прочность, и сохранить себя настоящего очень непросто в этом городе.  Мне приятно представить это кино именно здесь, в городе в котором я начал приобретать терпение.  Этот сибирский  город закалил меня и моих друзей, это для нас очень важный город, потому что мы родились и работали в Сибири долгое время.  И открывая Люксор здесь, я понял, что это особенный кинотеатр, в него мы  постарались вдохнуть  душу и жизнь.

Ольга Павленко

status-media.com

Кинобизнес / «Нас ждет немало сюрпризов от отечественных кинопроизводителей»

Игорь Добровольский 18.06.2014

Наш журнал продолжает цикл бесед с руководителями компаний, составляющих основу российской киноиндустрии. На этот раз нашим собеседником стал Игорь Добровольский, президент группы компаний «Люксор».

Евгений Володин: Планируя строительство нового кинотеатра, вы обращаетесь к услугам компаний-интеграторов или у вас есть собственное проектное подразделение?

Игорь Добровольский: Наша компания одной из первых на российском рынке начала заниматься оснащением мультиплексов, и за годы работы у нас накопился солидный опыт в области проектирования кинотеатров. Естественно, сегодня часть работ выгодно отдавать на аутсорсинг, но у нас есть мощный отдел развития, который справляется в этой области с задачами любой сложности. В своей работе этот отдел использует много наших собственных разработок и ноу-хау, что позволяет нам сохранять фирменный стиль и узнаваемость брэнда.

- Что же отличает ваши кинотеатры от множества других?

- При проектировании нового кинотеатра мы начинаем с самых азов - с изучения места, где будет строиться кинотеатр, демографической и социальной обстановки в этом месте. Необходимо также тщательно учитывать все пожелания и требования заказчика, управляющего торговым центром, в составе которого мы открываем кинотеатр, и разработать оригинальный дизайн, чтобы наш объект не был безликим. В отличие, скажем, от известных федеральных сетей супермаркетов, сохраняющих единый фирменный стиль, все наши кинотеатры отличает индивидуальность. Ну и, конечно же, открытие каждого нового кинотеатра должно привносить в нашу жизнь и в жизнь его посетителей что-то новое!

- Какими темпами развивается сеть кинотеатров «Люксор»?

- В различные периоды развития темпы расширения нашей сети были разными. За последние девять месяцев нам удалось открыть шесть мультиплексов - в сумме это более полусотни кинозалов. Это весьма немало, но надо понимать, что темпы строительства во многом зависят от заключенных контрактов с владельцами торгово-развлекательных центров.

- Выбирая оборудование для кинотеатра, вы отдаете предпочтение продукции конкретных компаний или выбор поставщиков каждый раз определяется исходя из требований данного проекта?

- Безусловно, мы стараемся использовать новые виды оборудования по мере их появления на рынке. То, что наша сеть уже практически полностью перешла на цифру, подтверждает наше стремление к широкому использованию новых технологий. Мы всегда открыты для диалога с компаниями, продвигающими на рынке новые технологии, более того, мы непосредственно участвуем в разработке некоторых видов оборудования, и, например, кресла для многих наших залов изготовлены по нашему индивидуальному заказу.

- У вас есть какой-то специальный отдел, который занимается такого рода дизайном?

- В уже упомянутом отделе развития работают профессиональные дизайнеры и конструкторы, а для выполнения части работ мы привлекаем сторонних исполнителей из числа специалистов в конкретной области.

- В составе вашей сети сегодня  лишь один зал очень популярного сейчас формата IMAX. Планируете ли вы дальнейшее развитие сотрудничества с этой компанией?

- Мы открыли зал IMAX в Сочи два года назад и внимательно изучаем его эффективность. Вместе с тем для привлечения особо требовательной публики существуют и другие форматы - например, качество звуковых систем Dolby Atmos на сегодня остается совершенно непревзойденным. Мы не делаем ставки на использование одного формата и в каждом конкретном случае изучаем все возможности для сотрудничества с компаниями, предлагающими новые технологии. Если в будущем мы почувствуем необходимость расширения сотрудничества с IMAX, то мы заключим новые контракты.

- А сколько залов сети оборудованы системой Dolby Atmos?

- Сейчас это семь или восемь залов, но в соответствии с заключенным контрактом мы планируем оборудовать этой технологией все наши кинотеатры.

- Используется ли в сети «Люксор» дистанционный мониторинг оборудования?

- Безусловно, все наши кинотеатры подключены к Интернету, и мы постоянно, в режиме онлайн, следим за исправностью оборудования.

- Брэнд «Люксор» включает в себя не только сеть кинотеатров, но и дистрибьюторскую компанию. Какие преимущества дает такое сочетание?

- Дистрибьюторская компания - это совершенно отдельная структура, независимая от сети кинотеатров. Исторически сложилось так, что она работает под брэндом «Люксор», но однозначной связи между кинотеатрами и фильмами, которые прокатывает одноименная дистрибьюторская компания, нет. Кинотеатры показывают картины других компаний, а кинопрокатная компания «Люксор» расписывает свои ленты в других кинотеатрах. Мы стараемся работать с самым разноплановым материалом и заинтересованы как в артхаусных лентах, так и в массовых проектах. Например, нам удалось хорошо прокатать и призера множества фестивалей «Фауста» Александра Сокурова, и долгожданный проект Алексея Германа «Трудно быть богом» - обе картины нашли своего зрителя.

- На сайте «Люксора» перечислены несколько известных зарубежных киностудий, продукцию которых вы прокатываете в России. У вас с ними подписаны долгосрочные контракты или же вы выбираете каждый фильм из их продукции отдельно?

- Конечно же, мы не связываем себя какими-то жесткими обязательствами, и по каждому конкретному проекту подписываем отдельный контракт, выбирая те фильмы, которые представляют для нас коммерческий интерес. Кроме того, в последнее время мы особенно внимательно рассматриваем и отечественную продукцию, потому что современный российский кинематограф поднялся на довольно высокий уровень и пользуется у наших зрителей стабильным спросом. Это общая тенденция, справедливая, пожалуй, для всех кинодистрибьюторских компаний.

- Вы не связываете эту тенденцию с возможным введением законодательных ограничений на показ зарубежного кино?

- Нет, я все-таки надеюсь на то, что здравый смысл возобладает над популистскими предложениями отдельных законодателей. Все участники рынка прекрасно понимают, что любое ограничение, любая попытка квотирования кинопоказа приведет к снижению доходов киноиндустрии и, как следствие, к сокращению инвестиций. Кинопрокатный бизнес сопровождается высокими рисками, и последние восемь месяцев наглядно показали, что в условиях отсутствия крупных кассовых картин доходы кинотеатров существенно снижаются.

- По каким критериям вы отбираете для проката российские фильмы?

- Наибольшее значение имеет, конечно же, качество картины. Также важен и подход продюсерской компании к продвижению своей продукции: если производители сопровождают выход своего фильма грамотной маркетинговой и рекламной кампанией, то фильм имеет хорошие перспективы в прокате.

Каждая выпускаемая картина должна быть актуальной. Кроме того, мы внимательно изучаем ее окружение - какие проекты пойдут одновременно с этой лентой, что прокатывалось в кинотеатрах незадолго до ее премьеры и что запланировано к выходу на ближайшее время. От этого во многом зависит формат букинга, количество копий.

Кроме качества картины, мы принимаем во внимание такие параметры как коммерческий потенциал, игра актеров, актуальность жанра, вызываемые фильмом у публики ассоциации - не секрет, что любая кинофраншиза работает намного увереннее, чем новый фильм. Иногда мы ставим в наши кинотеатры картины, не имеющие коммерческого потенциала, но, по нашему мнению, это хорошие ленты, которые тоже нужно показывать.

- Совсем недавно вы успешно прокатали «сложный» в коммерческом плане фильм «Трудно быть богом», а другой отечественный проект «Владение 18» прошел очень скромно...

- Нельзя сравнивать работу признанного мастера отечественного кино Алексея Германа-старшего и такой жанровый фильм как «Владение 18». Эти проекты очень сильно отличались и по производственному бюджету, и по масштабу режиссера, и по жанру. При этом я не могу согласиться с утверждением о том, что «Владение 18» прошло, как вы говорите, очень скромно. Мы считаем, что для относительно малобюджетного российского хоррора его кассовые показатели были весьма неплохими. Фильм снят независимой компанией с нашим скромным участием - это наш первый опыт совместного продюсирования, и блин получился далеко не комом, воодушевив нас на участие еще в двух проектах. Кстати, по соотношению сборов и бюджета этот фильм оказался успешнее, чем последняя картина Германа.

Прокат же ленты «Трудно быть богом» наглядно показал, что российский зритель уважает большое искусство, что для него много значит авторитет и режиссера, и авторов литературной основы картины, братьев Стругацких. Кроме того, безусловно, прокату способствовали и широкая рекламная кампания, и фактор ожидаемости этой ленты - ее все ждали много лет.

- Дистрибьюторская компания «Люксор» прокатывает, и весьма успешно, большое количество анимационных лент независимых производителей. В чем секрет их успеха? У вас есть ноу-хау в области маркетинга такой продукции?

- Безусловно, мы обладаем большим опытом продвижения анимационных картин независимых производителей. При этом никакого секрета здесь нет: мы стараемся отбирать фильмы с высоким качеством анимации. И нам, и зрителям интересны ленты с животными, фильмы с героями, которым хочется подражать. Это и картины, которые затрагивают проблемы детства (от которого мы не оторвались, потому что занимаемся анимацией долгие годы). Приемы маркетинга и рекламы тоже очевидны и известны всем участникам индустрии - их надо уметь правильно применять. Также мы стараемся привлекать правильных актеров для озвучивания и привозить по возможности авторов: достаточно вспомнить, что на премьеру фильма «Джастин и рыцари доблести» мы привезли Антонио Бандераса, который не только подарил свой голос одному из героев, но и выступил продюсером картины. Все перечисленное, помноженное на большую любовь к жанру анимации и к детям, и составляет секрет нашего успеха в деле проката независимых анимационных лент.

- Буквально через несколько дней откроется Каннский кинофестиваль и сопутствующий ему кинорынок. У вас уже есть какие-то проекты на примете, которые вы хотели бы там при-

обрести?

- Конечно, такие проекты есть, но говорить о них сейчас считаю преждевременным. Могу только сказать, что к приобретению зарубежной кинопродукции мы теперь подходим намного более осторожно, чем прежде. Дело в том, что заметно изменилась схема окупаемости, и хватать любое импортное кино сломя голову сегодня уже нельзя. Телевидение практически не покупает права на показ кинофильмов, видеорынок тоже находится в плачевном состоянии, и кинопрокат остается фактически единственным рынком, где фильм может окупиться. Следовательно, приобретаемый кинопродукт должен иметь достаточно высокий коммерческий потенциал в кинотеатральном прокате, независимо от его географического происхождения - хотя, безусловно, ленты, которые выходят в прокат в Америке, имеют преимущество благодаря рекламной поддержке на американском рынке, отголоски которой докатываются и до нас.

И здесь хочется сказать несколько слов в пользу российского кино. В последнее время отечественная кинопродукция кардинально изменилась в лучшую сторону: она стала более коммерческой и целенаправленной. Если еще несколько лет назад многие российские фильмы снимались непонятно для кого, то сегодня наши продюсеры научились учитывать потребности зрителя. Уверен, что в этом году нас ждет немало сюрпризов от отечественных кинопроизводителей, и наша компания в том числе рассчитывает на хороший прокат нескольких российских проектов, о которых мы, надеюсь, сможем заявить уже на Сочинском кинорынке.                  

Кто:  Игорь Добровольский

www.kinobusiness.com

Кинобизнес / «Нас ждет немало сюрпризов от отечественных кинопроизводителей»

Игорь Добровольский 18.06.2014

Наш журнал продолжает цикл бесед с руководителями компаний, составляющих основу российской киноиндустрии. На этот раз нашим собеседником стал Игорь Добровольский, президент группы компаний «Люксор».

Евгений Володин: Планируя строительство нового кинотеатра, вы обращаетесь к услугам компаний-интеграторов или у вас есть собственное проектное подразделение?

Игорь Добровольский: Наша компания одной из первых на российском рынке начала заниматься оснащением мультиплексов, и за годы работы у нас накопился солидный опыт в области проектирования кинотеатров. Естественно, сегодня часть работ выгодно отдавать на аутсорсинг, но у нас есть мощный отдел развития, который справляется в этой области с задачами любой сложности. В своей работе этот отдел использует много наших собственных разработок и ноу-хау, что позволяет нам сохранять фирменный стиль и узнаваемость брэнда.

- Что же отличает ваши кинотеатры от множества других?

- При проектировании нового кинотеатра мы начинаем с самых азов - с изучения места, где будет строиться кинотеатр, демографической и социальной обстановки в этом месте. Необходимо также тщательно учитывать все пожелания и требования заказчика, управляющего торговым центром, в составе которого мы открываем кинотеатр, и разработать оригинальный дизайн, чтобы наш объект не был безликим. В отличие, скажем, от известных федеральных сетей супермаркетов, сохраняющих единый фирменный стиль, все наши кинотеатры отличает индивидуальность. Ну и, конечно же, открытие каждого нового кинотеатра должно привносить в нашу жизнь и в жизнь его посетителей что-то новое!

- Какими темпами развивается сеть кинотеатров «Люксор»?

- В различные периоды развития темпы расширения нашей сети были разными. За последние девять месяцев нам удалось открыть шесть мультиплексов - в сумме это более полусотни кинозалов. Это весьма немало, но надо понимать, что темпы строительства во многом зависят от заключенных контрактов с владельцами торгово-развлекательных центров.

- Выбирая оборудование для кинотеатра, вы отдаете предпочтение продукции конкретных компаний или выбор поставщиков каждый раз определяется исходя из требований данного проекта?

- Безусловно, мы стараемся использовать новые виды оборудования по мере их появления на рынке. То, что наша сеть уже практически полностью перешла на цифру, подтверждает наше стремление к широкому использованию новых технологий. Мы всегда открыты для диалога с компаниями, продвигающими на рынке новые технологии, более того, мы непосредственно участвуем в разработке некоторых видов оборудования, и, например, кресла для многих наших залов изготовлены по нашему индивидуальному заказу.

- У вас есть какой-то специальный отдел, который занимается такого рода дизайном?

- В уже упомянутом отделе развития работают профессиональные дизайнеры и конструкторы, а для выполнения части работ мы привлекаем сторонних исполнителей из числа специалистов в конкретной области.

- В составе вашей сети сегодня  лишь один зал очень популярного сейчас формата IMAX. Планируете ли вы дальнейшее развитие сотрудничества с этой компанией?

- Мы открыли зал IMAX в Сочи два года назад и внимательно изучаем его эффективность. Вместе с тем для привлечения особо требовательной публики существуют и другие форматы - например, качество звуковых систем Dolby Atmos на сегодня остается совершенно непревзойденным. Мы не делаем ставки на использование одного формата и в каждом конкретном случае изучаем все возможности для сотрудничества с компаниями, предлагающими новые технологии. Если в будущем мы почувствуем необходимость расширения сотрудничества с IMAX, то мы заключим новые контракты.

- А сколько залов сети оборудованы системой Dolby Atmos?

- Сейчас это семь или восемь залов, но в соответствии с заключенным контрактом мы планируем оборудовать этой технологией все наши кинотеатры.

- Используется ли в сети «Люксор» дистанционный мониторинг оборудования?

- Безусловно, все наши кинотеатры подключены к Интернету, и мы постоянно, в режиме онлайн, следим за исправностью оборудования.

- Брэнд «Люксор» включает в себя не только сеть кинотеатров, но и дистрибьюторскую компанию. Какие преимущества дает такое сочетание?

- Дистрибьюторская компания - это совершенно отдельная структура, независимая от сети кинотеатров. Исторически сложилось так, что она работает под брэндом «Люксор», но однозначной связи между кинотеатрами и фильмами, которые прокатывает одноименная дистрибьюторская компания, нет. Кинотеатры показывают картины других компаний, а кинопрокатная компания «Люксор» расписывает свои ленты в других кинотеатрах. Мы стараемся работать с самым разноплановым материалом и заинтересованы как в артхаусных лентах, так и в массовых проектах. Например, нам удалось хорошо прокатать и призера множества фестивалей «Фауста» Александра Сокурова, и долгожданный проект Алексея Германа «Трудно быть богом» - обе картины нашли своего зрителя.

- На сайте «Люксора» перечислены несколько известных зарубежных киностудий, продукцию которых вы прокатываете в России. У вас с ними подписаны долгосрочные контракты или же вы выбираете каждый фильм из их продукции отдельно?

- Конечно же, мы не связываем себя какими-то жесткими обязательствами, и по каждому конкретному проекту подписываем отдельный контракт, выбирая те фильмы, которые представляют для нас коммерческий интерес. Кроме того, в последнее время мы особенно внимательно рассматриваем и отечественную продукцию, потому что современный российский кинематограф поднялся на довольно высокий уровень и пользуется у наших зрителей стабильным спросом. Это общая тенденция, справедливая, пожалуй, для всех кинодистрибьюторских компаний.

- Вы не связываете эту тенденцию с возможным введением законодательных ограничений на показ зарубежного кино?

- Нет, я все-таки надеюсь на то, что здравый смысл возобладает над популистскими предложениями отдельных законодателей. Все участники рынка прекрасно понимают, что любое ограничение, любая попытка квотирования кинопоказа приведет к снижению доходов киноиндустрии и, как следствие, к сокращению инвестиций. Кинопрокатный бизнес сопровождается высокими рисками, и последние восемь месяцев наглядно показали, что в условиях отсутствия крупных кассовых картин доходы кинотеатров существенно снижаются.

- По каким критериям вы отбираете для проката российские фильмы?

- Наибольшее значение имеет, конечно же, качество картины. Также важен и подход продюсерской компании к продвижению своей продукции: если производители сопровождают выход своего фильма грамотной маркетинговой и рекламной кампанией, то фильм имеет хорошие перспективы в прокате.

Каждая выпускаемая картина должна быть актуальной. Кроме того, мы внимательно изучаем ее окружение - какие проекты пойдут одновременно с этой лентой, что прокатывалось в кинотеатрах незадолго до ее премьеры и что запланировано к выходу на ближайшее время. От этого во многом зависит формат букинга, количество копий.

Кроме качества картины, мы принимаем во внимание такие параметры как коммерческий потенциал, игра актеров, актуальность жанра, вызываемые фильмом у публики ассоциации - не секрет, что любая кинофраншиза работает намного увереннее, чем новый фильм. Иногда мы ставим в наши кинотеатры картины, не имеющие коммерческого потенциала, но, по нашему мнению, это хорошие ленты, которые тоже нужно показывать.

- Совсем недавно вы успешно прокатали «сложный» в коммерческом плане фильм «Трудно быть богом», а другой отечественный проект «Владение 18» прошел очень скромно...

- Нельзя сравнивать работу признанного мастера отечественного кино Алексея Германа-старшего и такой жанровый фильм как «Владение 18». Эти проекты очень сильно отличались и по производственному бюджету, и по масштабу режиссера, и по жанру. При этом я не могу согласиться с утверждением о том, что «Владение 18» прошло, как вы говорите, очень скромно. Мы считаем, что для относительно малобюджетного российского хоррора его кассовые показатели были весьма неплохими. Фильм снят независимой компанией с нашим скромным участием - это наш первый опыт совместного продюсирования, и блин получился далеко не комом, воодушевив нас на участие еще в двух проектах. Кстати, по соотношению сборов и бюджета этот фильм оказался успешнее, чем последняя картина Германа.

Прокат же ленты «Трудно быть богом» наглядно показал, что российский зритель уважает большое искусство, что для него много значит авторитет и режиссера, и авторов литературной основы картины, братьев Стругацких. Кроме того, безусловно, прокату способствовали и широкая рекламная кампания, и фактор ожидаемости этой ленты - ее все ждали много лет.

- Дистрибьюторская компания «Люксор» прокатывает, и весьма успешно, большое количество анимационных лент независимых производителей. В чем секрет их успеха? У вас есть ноу-хау в области маркетинга такой продукции?

- Безусловно, мы обладаем большим опытом продвижения анимационных картин независимых производителей. При этом никакого секрета здесь нет: мы стараемся отбирать фильмы с высоким качеством анимации. И нам, и зрителям интересны ленты с животными, фильмы с героями, которым хочется подражать. Это и картины, которые затрагивают проблемы детства (от которого мы не оторвались, потому что занимаемся анимацией долгие годы). Приемы маркетинга и рекламы тоже очевидны и известны всем участникам индустрии - их надо уметь правильно применять. Также мы стараемся привлекать правильных актеров для озвучивания и привозить по возможности авторов: достаточно вспомнить, что на премьеру фильма «Джастин и рыцари доблести» мы привезли Антонио Бандераса, который не только подарил свой голос одному из героев, но и выступил продюсером картины. Все перечисленное, помноженное на большую любовь к жанру анимации и к детям, и составляет секрет нашего успеха в деле проката независимых анимационных лент.

- Буквально через несколько дней откроется Каннский кинофестиваль и сопутствующий ему кинорынок. У вас уже есть какие-то проекты на примете, которые вы хотели бы там при-

обрести?

- Конечно, такие проекты есть, но говорить о них сейчас считаю преждевременным. Могу только сказать, что к приобретению зарубежной кинопродукции мы теперь подходим намного более осторожно, чем прежде. Дело в том, что заметно изменилась схема окупаемости, и хватать любое импортное кино сломя голову сегодня уже нельзя. Телевидение практически не покупает права на показ кинофильмов, видеорынок тоже находится в плачевном состоянии, и кинопрокат остается фактически единственным рынком, где фильм может окупиться. Следовательно, приобретаемый кинопродукт должен иметь достаточно высокий коммерческий потенциал в кинотеатральном прокате, независимо от его географического происхождения - хотя, безусловно, ленты, которые выходят в прокат в Америке, имеют преимущество благодаря рекламной поддержке на американском рынке, отголоски которой докатываются и до нас.

И здесь хочется сказать несколько слов в пользу российского кино. В последнее время отечественная кинопродукция кардинально изменилась в лучшую сторону: она стала более коммерческой и целенаправленной. Если еще несколько лет назад многие российские фильмы снимались непонятно для кого, то сегодня наши продюсеры научились учитывать потребности зрителя. Уверен, что в этом году нас ждет немало сюрпризов от отечественных кинопроизводителей, и наша компания в том числе рассчитывает на хороший прокат нескольких российских проектов, о которых мы, надеюсь, сможем заявить уже на Сочинском кинорынке.                  

Кто:  Игорь Добровольский

www.kinobusiness.com

Игорь Добровольский сегодня: свежие новости о персоне Игорь Добровольский

Терминатор: Темные судьбы

Боевик, Приключение, Фантастика

Купить билет

Семейка Аддамс

Мультфильм, Комедия, Семейный

Купить билет

Малефисента: Владычица тьмы

Приключение, Фэнтези, Семейный

Купить билет

Алла Пугачёва. Тот самый концерт

Документальный, Музыкальный

Купить билет Купить билет Купить билет

Джокер

Триллер, Драма, Криминальный

Купить билет

Дитя погоды

Мультфильм, Фэнтези, Драма

Купить билет

Робо

Приключение, Фантастика, Семейный

Купить билет

Zомбилэнд: Контрольный выстрел

Комедия, Ужасы

Купить билет

Эверест

Мультфильм, Приключение, Комедия

Купить билет

Урфин Джюс возвращается

Мультфильм, Приключение, Семейный

Купить билет

Дождливый день в Нью-Йорке

Комедия, Мелодрама

Купить билет Купить билет

Щенячий Патруль: Мегащенки и Нелла, отважная принцесса

Мультфильм

Купить билет

Арахисовый Сокол

Приключение, Комедия, Драма

Купить билет

Ленин. Неизбежность

Биография, Исторический, Драма

Купить билет

Гемини

Боевик, Триллер, Фантастика

Купить билет

Однажды в... Голливуде

Трагикомедия

Купить билет

kino.rambler.ru


Смотрите также