Дмитрий дмитриевич шостакович биография


Дмитрий Шостакович

Шостакович Дмитрий Дмитриевич – советский пианист, общественный деятель, педагог, доктор искусствоведения, народный артист СССР, один из наиболее плодовитых композиторов XX века.

Дмитрий Шостакович появился на свет в сентябре 1906 года. У мальчика было две сестры. Старшую дочь Дмитрий Болеславович и Софья Васильевна Шостаковичи назвали Марией, она родилась в октябре 1903 года. Младшая сестра Дмитрия получила при рождении имя Зоя. Любовь к музыке Шостакович унаследовал от родителей. Он и его сестры были очень музыкальны. Дети вместе с родителями с юных лет принимали участие в домашних импровизированных концертах.

Дмитрий Шостакович в детстве

Дмитрий Шостакович с 1915 года учился в коммерческой гимназии, в это же время он начал посещать уроки в знаменитой частной музыкальной школе Игнатия Альбертовича Гляссера. Учась у знаменитого музыканта, Шостакович приобрел хорошие навыки пианиста, но наставник не обучал композиции, и юноше приходилось заниматься этим самостоятельно.

Дмитрий вспоминал, что Гляссер был человеком скучным, самовлюбленным и неинтересным. Через три года юноша решил покинуть курс обучения, хотя мать всячески препятствовала этому. Шостакович даже в юном возрасте не менял своих решений и ушел из музыкальной школы.

Дмитрий Шостакович в юности

В своих мемуарах композитор упоминал об одном событии 1917 года, которое сильно врезалось ему в память. В возрасте 11 лет Шостакович увидел, как казак, разгоняюший толпу народа, разрубил саблей мальчика. В юном возрасте Дмитрий, вспоминая об этом ребенке, написал пьесу под названием «Траурный марш памяти жертв революции».

Образование

В 1919 году Шостакович стал студентом Петроградской консерватории. Знания, приобретенные им на первом курсе учебного заведения, помогли юному композитору окончить свое первое крупное оркестровое сочинение - Скерцо fis-moll.

В 1920 году Дмитрий Дмитриевич написал «Две басни Крылова» и «Три фантастических танца» для фортепиано. Этот период жизни молодого композитора связан с появлением в его окружении Бориса Владимировича Асафьева и Владимира Владимировича Щербачева. Музыканты входили в «Кружок Анны Фогт».

Шостакович учился прилежно, хотя испытывал трудности. Время было голодное и сложное. Продуктовый паёк для учащихся консерватории был очень мал, юный композитор голодал, но не оставлял занятий музыкой. Он посещал филармонию и занятия, несмотря на голод и холод. Отопления в консерватории зимой не было, многие студенты заболевали, были и случаи летального исхода.

В своих мемуарах Шостакович писал, что в тот период физическая слабость вынуждала его ходить на занятия пешком. Чтобы доехать до консерватории на трамвае, необходимо было протискиваться сквозь толпу желающих, так как транспорт ходил редко. Дмитрий был слишком слаб для этого, он выходил из дома заранее и долго шел пешком.

Дмитрий Шостакович в блокадном Ленинграде

Шостаковичи очень нуждались в деньгах. Ситуацию усугубила смерть кормильца семьи Дмитрия Болеславовича. Чтобы заработать немного денег, сын устроился работать тапёром в кинотеатр «Светлая лента». Об этом времени Шостакович вспоминал с отвращением. Работа была низкооплачиваемая и изнурительная, но Дмитрий терпел, так как семья очень нуждалась.

Через месяц этой музыкальной каторги Шостакович пошел к владельцу кинотеатра Акиму Львовичу Волынскому, чтобы получить жалование. Ситуация оказалась очень неприятной. Владелец «Светлой ленты» стыдил Дмитрия за его желание получить заработанные гроши, убеждал в том, что люди искусства не должны заботиться о материальной стороне жизни.

Дмитрий Шостакович

Часть суммы семнадцатилетний Шостакович выторговал, остальное можно было получить только по суду. Через некоторое время, когда Дмитрий уже имел некоторую известность в музыкальных кругах, его пригласили на вечер памяти Акима Львовича. Композитор пришел и поделился своими воспоминаниями об опыте работы с Волынским. Организаторы вечера пришли в негодование.

В 1923 году Дмитрий Дмитриевич окончил Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, а еще через два года – по классу композиции. Дипломной работой музыканта стала Симфония №1. Произведение было впервые исполнено в 1926 году в Ленинграде. Зарубежная премьера симфонии состоялась годом позже в Берлине.

Творчество

В тридцатые годы прошлого века Шостакович представил поклонникам своего творчества оперу «Леди Макбет Мценского уезда». В этот период он также закончил работу над пятью своими симфониями. В 1938 году музыкант сочинил «Джазовую сюиту». Наиболее известным фрагментом этого произведения стал «Вальс №2».

Появление в советской печати критики относительно музыки Шостаковича заставило его пересмотреть свой взгляд на некоторые работы. По этой причине Четвертая симфония не была представлена публике. Шостакович остановил репетиции незадолго до премьеры. Публика услышала Четвертую симфонию только в шестидесятые годы двадцатого века.

После блокады Ленинграда Дмитрий Дмитриевич считал партитуру произведения утерянной и стал заниматься переработкой сохранившихся у него набросков для фортепианного ансамбля. В 1946 году в архивах документов были найдены копии партий Четвертой симфонии для всех инструментов. Через 15 лет произведение было представлено публике.

Великая Отечественная война застала Шостаковича в Ленинграде. В это время композитор начал работу над Седьмой симфонией. Покидая блокадный Ленинград, Дмитрий Дмитриевич увозил с собой наброски будущего шедевра. Седьмая симфония прославила Шостаковича. Наиболее широко она известна как «Ленинградская». Симфония была впервые исполнена в Куйбышеве в марте 1942 года.

Окончание войны Шостакович ознаменовал сочинением Девятой Симфонии. Ее премьера состоялась в Ленинграде 3 ноября 1945 года. Через три года композитор оказался в числе музыкантов, попавших в опалу. Его музыка была признана «чужой советскому народу». Шостаковича лишили звания профессора, полученного в 1939 году.

Дмитрий Шостакович

Учитывая тенденции времени, Дмитрий Дмитриевич в 1949 году представил публике кантату «Песнь о лесах». Основной задачей произведения было восхваление Советского союза и его триумфального восстановления в послевоенные годы. Кантата принесла композитору Сталинскую премию и хорошее расположение критиков и властей.

В 1950 году музыкант, вдохновленный творчеством Баха и пейзажами Лейпцига, начал сочинение 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано. Десятая симфония была написана Дмитрием Дмитриевичем в 1953 году, после восьмилетнего перерыва в работе над симфоническими произведениями.

Дмитрий Шостакович у рояля

Через год композитор создал Одиннадцатую симфонию, получившую название «1905 год». Во второй половине пятидесятых годов композитор углубился в жанр инструментального концерта. Его музыка стала более разнообразной по форме и настроению.

В последние годы своей жизни Шостакович написал еще четыре симфонии. Он также стал автором нескольких вокальных произведений и струнных квартетов. Последней работой Шостаковича была Соната для альта и фортепиано.

Личная жизнь

Близкие к композитору люди вспоминали, что его личная жизнь началась неудачно. В 1923 году Дмитрий встретил девушку по имени Татьяна Гливенко. У молодых людей были взаимные чувства, но Шостакович, обремененный нуждой, не осмелился сделать возлюбленной предложение. Девушка, которой было 18 лет, подыскала себе другую партию. Через три года, когда дела Шостаковича немного наладились, он предложил Татьяне уйти от мужа к нему, но возлюбленная отказала.

Дмитрий Шостакович с первой женой Ниной Вазар

Через некоторое время Шостакович женился. Его избранницей стала Нина Вазар. Жена отдала Дмитрию Дмитриевичу двадцать лет жизни и родила двоих детей. В 1938 году Шостакович стал отцом в первый раз. У него родился сын Максим. Младшим ребенком в семье была дочь Галина. Первая жена Шостаковича скончалась в 1954 году.

Дмитрий Шостакович с женой Ириной Супинской

Композитор был женат трижды. Второй его брак оказался скоротечным, Маргарита Кайнова и Дмитрий Шостакович не сошлись характерами и быстро оформили развод.

Третий раз композитор вступил в брак в 1962 году. Супругой музыканта стала Ирина Супинская. Третья жена преданно ухаживала за Шостаковичем в годы болезни.

Болезнь

Во второй половине шестидесятых годов Дмитрий Дмитриевич заболел. Его болезнь не поддавалась диагностике, а советские врачи только разводили руками. Супруга композитора вспоминала, что мужу назначали курсы витаминов для замедления процесса развития болезни, но недуг прогрессировал.

Шостакович страдал от болезни Шарко (боковой амиотрофический склероз). Попытки вылечить композитора предпринимали американские специалисты и советские врачи. По совету Ростроповича Шостакович отправился в Курган на прием к доктору Илизарову. Лечение, предложенное врачом, помогло на некоторое время. Болезнь продолжала прогрессировать. Шостакович боролся с недугом, делал специальную зарядку, принимал лекарства по часам. Утешением для него было регулярное посещение концертов. На фото тех лет композитор чаще всего изображен вместе с женой.

Ирина Супинская ухаживала за мужем до последних его дней

В 1975 году Дмитрий Дмитриевич с супругой отправились в Ленинград. Там должен был состояться концерт, на котором исполняли романс Шостаковича. Исполнитель забыл начало, чем очень взволновал автора. По возвращению домой супруга вызвала для мужа “скорую помощь”. У Шостаковича диагностировали инфаркт и отвезли композитора в больницу.

Могила Дмитрия Шостаковича

Жизнь Дмитрия Дмитриевича оборвалась 9 августа 1975 года. В этот день он собирался смотреть с женой футбол в больничной палате. Дмитрий отослал Ирину за почтой, а когда она вернулась, супруг был уже мертв.

Похоронен композитор на Новодевичьем кладбище.

Page 2

Нина Еремина

Баскетболистка, заслуженный мастер спорта СССР, спортивный комментатор, телеведущая

24smi.org

Дмитрий Шостакович биография

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975) – великий русский советский композитор, пианист, и преподаватель. А ещё он был противоречивым человеком. Личная жизнь и биография Шостаковича – это по сути один сплошной глубокий внутренний конфликт.

Д.Д. Шостакович появился на свет в Санкт-Петербурге. Это событие в семье Дмитрия Болеславовича Шостаковича и Софии Васильевны Шостакович произошло 25 сентября 1906 года. Семья была очень музыкальной. Мама будущего композитора была талантливой пианисткой и давала уроки фортепианной игры начинающим. Несмотря на серьезную профессию инженера, отец Дмитрия просто обожал музыку и сам немного пел.

В доме по вечерам часто устраивались домашние концерты. Это сыграло огромную роль в становлении и развитии Шостаковича, как личности и настоящего музыканта. Свою дебютную работу – фортепианную пьесу он представил в возрасте девяти лет. К одиннадцати годам их у него уже несколько. А в тринадцать лет он поступил в Петроградскую консерваторию на класс композиции и фортепиано.

Юный Дмитрий все своё время и силы посвятил занятиям музыке. О нем отзывались, как об исключительном даровании. Он не просто сочинял музыку, а заставлял слушателей погружаться в неё, переживать её звуки. Особенно им восхищался директор консерватории А.К. Глазунов, который впоследствии, после скоропостижной смерти отца выхлопотал для Шостаковича персональную стипендию.

Однако материальное положение семьи оставляло желать лучшего. И пятнадцатилетний композитор поступил на работу музыкального иллюстратора. Главной в этой удивительной профессии была импровизация. И он прекрасно импровизировал, сочиняя на ходу настоящие музыкальные картины. Начиная с 1922 и по 1925 годы, он сменил три кинотеатра, а этот бесценный опыт остался с ним навсегда.

Для детей первое знакомство с музыкальным наследием и краткой биографией Дмитрия Шостаковича происходит ещё в школе. Из уроков музыки им известно, что симфония – это один из сложнейших жанров инструментальной музыки.

Дмитрий Шостакович сочинил свою первую симфонию в 18 лет, и в 1926 году она была исполнена на большой сцене в Ленинграде. А еще через несколько лет её исполняли в концертных залах Америки и Германии. Это был невероятный успех.

Однако, после консерватории перед Шостаковичем всё еще стоял вопрос о его дальнейшей судьбе. Он не мог определиться с будущей профессией: автор или исполнитель. Какое-то время он старался совмещать одно с другим. Вплоть до 30-х годов он выступал сольно. В его репертуаре нередко звучали Бах, Лист, Шопен, Прокофьев, Чайковский. А в 1927 году он получил почётный диплом на Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве.

Но с годами, несмотря на возрастающую славу талантливого пианиста, Шостакович отказался от этого рода деятельности. Он справедливо полагал, что она реальная помеха композиции. В начале 30-х он искал свой неповторимый стиль и много экспериментировал. Он попробовал свои силы во всём: в опере («Нос»), песнях («Песня о встречном»), музыке для кино и театра, фортепианных пьесах, балетах («Болт»), симфониях («Первомайская»).

  • Каждый раз, когда Дмитрий Шостакович собирался жениться, непременно вмешивалась его мама. Так, она не позволила ему связать свою жизнь с Таней Гливенко, дочерью известного лингвиста. Не нравилась ей и вторая избранница композитора – Нина Вазар. Из-за её влияния и своих сомнений он не появился на собственной свадьбе. Но, к счастью, через пару лет они помирились и вновь пошли в ЗАГС. В этом браке родились дочь Галя и сын Максим.
  • Дмитрий Шостакович был азартным карточным игроком. Он сам говорил, что однажды в молодости выиграл крупную сумму денег, на которую потом приобрел кооперативную квартиру.
  • Перед смертью великий композитор болел много лет. Врачи не могли поставить точный диагноз. Позже оказалось, что это была опухоль. Но лечить было уже поздно. Умер Дмитрий Шостакович 9 августа 1975 года.

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Будь в числе первых на доске почета

obrazovaka.ru

Краткая биография Дмитрия Шостаковича

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906—1975), композитор.

Родился 25 сентября 1906 г. в Петербурге. В 1919 г. поступил в Петроградскую консерваторию, которую окончил по двум специальностям — в 1923 г. как пианист (класс Л. В. Николаева) и в 1925 г. как композитор (класс М. О. Штейнберга). Дипломная работа — Первая симфония сразу принесла композитору известность.

Жанр симфонии стал ведущим в творчестве Шостаковича. Им создано 15 симфоний, среди которых знаменитая Седьмая, посвященная Ленинграду и написанная в тяжёлом блокадном 1941 году. Композитор лично пережил все ужасы блокады. Образ надвигающегося врага возникает в первой части симфонии, когда звучит тема нашествия. Кроме того, в сочинении отражён контраст картин мирной жизни и разрушительной войны. Произведение олицетворяет борьбу народа против иноземных захватчиков. Кроме симфоний одним из излюбленных жанров Шостаковича стал струнный квартет.

Композитор написал 15 струнных квартетов, получивших всемирное признание. Он внёс вклад и в развитие оперного жанра. В 1930 г. Шостакович написал свою первую оперу — «Нос» на сюжет Н. В. Гоголя. В 1934 г. появилась опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», новая редакция 1956 г.) по повести Я. С. Лескова. Последняя опера — «Игроки» по Гоголю — не была закончена и прозвучала лишь после смерти композитора, в 1978 г., в концертном исполнении.

Если заслуги Шостаковича-симфониста были оценены сразу, то его оперное творчество долгое время не принималось как публикой, так и критикой. Общую тенденцию выразила статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» за 28 января 1936 г. То же неприятие постигло и балеты Шостаковича: «Золотой век» (1930 г.), «Болт» (1931 г.) и «Светлый ручей» (1935 г.). С 1937 г. композитор начал педагогическую деятельность в Ленинградской консерватории, в 1939 г. получил должность профессора композиции.

В период 1943—1948 гг. преподавал также в Московской консерватории. Среди учеников Шостаковича — такой мастер, как Г. В. Свиридов. Композитор являлся почётным членом многих зарубежных академий и почётным доктором ряда университетов. Творчество Шостаковича оказало огромное влияние на развитие мирового музыкального искусства.

Умер 9 августа 1975 г. в Москве.

citaty.su

Шостакович, Дмитрий Дмитриевич - это... Что такое Шостакович, Дмитрий Дмитриевич?

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (1906—1975) — советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1954), Герой социалистического труда (1966). Лауреат пяти Сталинских премий и одной Государственной премии СССР.

Биография

Д. Д. Шостакович родился 12 (25) сентября 1906 года в Санкт-Петербурге.

Предки и происхождение

Прадед Шостаковича по отцовской линии — Пётр Михайлович Шостакович (1808—1871) — родился в местечке Шеметово (Завилейский уезд Виленской губернии). Пётр Михайлович, первоначально вольнослушатель Виленской медико-хирургической академии (с 1834 года), окончил её в 1837 со званием ветеринарного лекаря[1], коллежский асессор, жил в Екатеринбурге, с 1858 — в Казани. В сороковые годы XIX века Петр Михайлович с женой Марией-Юзефой Ясинской оказался в Екатеринбурге. Здесь 27 января 1845 года у них родился сын, названный Болеславом-Артуром. Болеслав Петрович Шостакович (1845—1919) участник народовольческого движения, в 1866 был арестован в Казани, заключён в Петропавловскую крепость по обвинению в посредничестве между московскими поляками и членами кружка Ишутина, а также в содействии к побегу в 1864 и укрывательстве политического преступника Я. Домбровского. Предан Верховному уголовному суду, приговорен 24 сентября 1866 к каторжным работам, замененным ввиду чистосердечного раскаяния лишением всех особых и по состоянию присвоенных прав и преимуществ, и ссылкой в Томскую губерию[2], впоследствии в Нарым[3]. Там же родился Дмитрий Болеславович Шостакович (1875—1922), отец композитора. В середине 1890-х он переехал в Петербург, где изучал гистологию в Петербургском университете, по окончании которого был принят на работу в Палату мер и весов.

Дед Шостаковича по линии матери, Василий Кокоулин (1850—1911), был одним из начальников на золотых приисках в Бодайбо. Его дочь, Софья Васильевна (1878—1955), была пианисткой и училась сначала в Иркутске, а затем — в Петербургской консерватории у Александры Розановой. В Петербурге она познакомилась с Дмитрием Шостаковичем, а в 1903 году состоялась свадьба.

Детство и юность

Мемориальная доска на доме 2 по Подольской улице, где родился Шостакович

Шостакович был средним из трёх детей в семье. Его старшая сестра, Мария (1903—1973), стала впоследствии пианисткой, младшая, Зоя (1908—1990), — ветеринаром.

В 1915 году Шостакович поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и к этому же времени относятся его первые серьёзные музыкальные впечатления: после посещения представления оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» юный Шостакович заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой. Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, и по прошествии нескольких месяцев занятий Шостакович смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога И. А. Гляссера.

Семья придерживалась либеральных политических взглядов. Среди первых сочинений Шостаковича — траурный марш памяти руководителей партии кадетов, А. И. Шингарёва и Ф. Ф. Кокошкина, убитых в январе 1918 года матросами и солдатами.

Б. Кустодиев. Портрет Д.Шостаковича (1919).

Обучаясь у Гляссера, Шостакович достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве, однако тот не разделял интерес своего ученика к композиции, и в 1918 году Шостакович покинул его школу. Летом следующего года юного музыканта слушал А. К. Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью того же года Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством М. О. Штейнберга, контрапункт и фугу — у Н. А. Соколова, параллельно также занимаясь дирижированием. В конце 1919 года Шостакович написал своё первое крупное оркестровое сочинение — Скерцо fis-moll.

На следующий год Шостакович поступил в класс фортепиано Л. В. Николаева, где среди его однокурсников были М. В. Юдина и В. В. Софроницкий. В этот период формируется «Кружок Анны Фогт», ориентирующийся на новейшие тенденции западной музыки того времени. Активным участником этого кружка становится и Шостакович, он знакомится с композиторами Б. В. Асафьевым и В. В. Щербачёвым, дирижёром Н. А. Малько. Шостакович пишет «Две басни Крылова» для меццо-сопрано и фортепиано и «Три фантастических танца» для фортепиано.

1920-е

В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. В. Николаева), а в 1925 году — по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его дипломной работой была Первая симфония. Обучаясь в аспирантуре консерватории, преподавал чтение партитур в музыкальном техникуме имени М. П. Мусоргского. По традиции, восходящей к Рубинштейну, Рахманинову и Прокофьеву, Шостакович собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. Однако по свидетельству Константина Игумнова, его игре не хватало «чувства и силы». В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, где Шостакович исполнил также сонату собственного сочинения, он получил почётный диплом. К счастью, необычный талант музыканта ещё раньше, во время своих гастролей в СССР, заметил знаменитый немецкий дирижёр Бруно Вальтер; услышав Первую симфонию, Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру ему в Берлин; зарубежная премьера симфонии состоялась 22 ноября 1927 года в Берлине. Вслед за Бруно Вальтером Симфонию исполняли в Германии — Отто Клемперер, в США — Леопольд Стоковский (американская премьера 2 ноября 1928 г. в Филадельфии) и Артуро Тосканини, тем самым сделав русского композитора знаменитым[4].

Молодой Шостакович (1925 год)

В 1927 году произошли ещё два значительных события в жизни Шостаковича. В январе в Ленинграде побывал австрийский композитор Нововенской школы Альбан Берг. Приезд Берга был обусловлен российской премьерой его оперы «Воццек», что стало огромным событием в культурной жизни страны, а также вдохновило Шостаковича приняться за написание оперы «Нос», по повести Н. В. Гоголя. Другим важным событием явилось знакомство Шостаковича с И. И. Соллертинским, который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал Шостаковича знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего. Так, после изучения партитуры Kammermusik No. 2 (op. 36) Хиндемита, Шостакович создал знаменитый в наши дни свой Первый фортепианный концерт.

Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х гг., были написаны следующие две симфонии Шостаковича — обе с участием хора: Вторая («Симфоническое посвящение Октябрю», на слова А. И. Безыменского) и Третья («Первомайская», на слова С. И. Кирсанова). Эти две наиболее «экспериментальные» по форме и языку симфонии Шостаковича особенно сильно тяготеют к эстетике футуризма и конструктивизма.

1930-е

Его опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова (написана в 1930—1932, поставлена в Ленинграде в 1934), первоначально принятая с восторгом и уже просуществовав на сцене полтора сезона, подверглась разгрому в советской печати (статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года).

В этом же 1936 году должна была состояться премьера 4-й Симфонии — произведения значительно более монументального размаха, чем все предыдущие симфонии Шостаковича, сочетающего в себе трагический пафос с гротеском, лирическими и интимными эпизодами, и, возможно, долженствовавшего начать новый, зрелый период в творчестве композитора. Шостакович приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой. 4-я Симфония была впервые исполнена только в 1961 году.

В мае 1937 года Шостакович выпустил в свет 5-ю Симфонию — произведение, чей насквозь драматический характер, в отличие от предыдущих трёх «авангардистских» симфоний, внешне «спрятан» в общепринятую симфоническую форму (4 части: с сонатной формой первой части, скерцо, адажио и финалом с внешне триумфальным концом) и другие «классичные» элементы. Выход 5-й Симфонии Сталин на страницах «Правды» комментировал фразой: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику»[5]. После премьеры сочинения вышла хвалебная статья в «Правде», и за симфонией официально закрепилась слава «образца произведения социалистического реализма в симфонической музыке».[источник не указан 352 дня] Отношения с властью на время наладились, но с этого момента жизнь Шостаковича приобрела двойственный характер.[источник не указан 184 дня]

С 1937 года Шостакович вёл класс композиции в ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова. В 1939 году он становится профессором.

Дмитрий Шостакович в каске пожарного на обложке журнала Time за 1942 год

1940-е

Сообщение Шостаковича о написании седьмой симфонии
Ленинград, радиопередача 1941 года
Помощь по воспроизведению

Находясь в первые месяцы Великой Отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начинает работать над 7-й симфонией — «Ленинградской». Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года — в Колонном зале московского Дома Союзов. 9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Организатором и дирижером выступил дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.

Через год Шостакович пишет 8-ю Симфонию, в которой словно следуя завету Малера о том, что «в симфонии должен быть отображён весь мир», рисует монументальную фреску происходящего вокруг.

В 1943 году композитор переезжает в Москву и до 1948 года преподает в Московской консерватории. У него обучались В. Д. Биберган, Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов (в Ленинградской консерватории), Б. И. Тищенко (в аспирантуре Ленинградской консерватории), К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, А. Г. Чугаев.

Для выражения своих сокровенных идей, мыслей и чувств Шостакович использует жанры камерной музыки. В этой области им созданы такие шедевры как Фортепианный квинтет (1940), Фортепианное трио (1944), Струнные квартеты № 2 (1944), № 3 (1946) и № 4 (1949).

В 1945 году, после завершения войны, Шостакович пишет 9-ю Симфонию, полную иронии и сатирического гротеска по отношению к окружающей жизни[источник не указан 184 дня]. В этой «лёгкой» на первый взгляд симфонии композитор возвращается к одной из главных тем своего творчества — обличению пошлости. В советской прессе появились статьи недоумённых рецензентов, ожидавших от главного музыкального «соцреалиста» страны громоподобного гимна победе, а вместо этого получивших малогабаритную симфонию «сомнительного» содержания.[источник не указан 184 дня]

В 1948-м обвинён в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом»[источник не указан 184 дня]. Шостакович был обвинён в профнепригодности и изгнан из Московской консерватории[источник не указан 184 дня]. Главным обвинителем был секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов. В 1948 году он создаёт вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», и вновь оказывается под ударом — на сей раз как «потворник безродных космополитов и врагов народа»[источник не указан 184 дня], но оставляет его в столе. Написанный в 1948 году Первый скрипичный концерт в связи с этими событиями был скрыт композитором[источник не указан 184 дня], и первое его исполнение состоялось лишь в 1955 году.

В 1949 году Шостакович пишет кантату «Песнь о лесах» — образец[источник не указан 184 дня] патетического «большого стиля» официального искусства тех времён (на стихи Е. А. Долматовского, в которых повествуется о триумфальном послевоенном восстановлении Советского Союза). Премьера кантаты проходит с небывалым успехом и приносит Шостаковичу Сталинскую премию.

1950-е

Пятидесятые годы начались для Шостаковича очень важной работой. Участвуя в качестве члена жюри на Конкурсе имени Баха в Лейпциге осенью 1950 года, композитор был настолько вдохновлён атмосферой города и музыкой его великого жителя — И. С. Баха, — что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано, произведения, отдающего дань уважения великому композитору и его «Хорошо темперированному клавиру». В 1954 году пишет «Праздничную увертюру» к открытию ВСХВ и получает звание Народного артиста СССР.

С «оттепелью» композитор связывал надежды на бо́льшую свободу в обществе и большую независимость от власть имущих[источник не указан 184 дня]. Многие произведения второй половины десятилетия проникнуты оптимизмом и неприсущей Шостаковичу ранее радостной игривостью. Таковы 6-й Струнный квартет (1956), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1957), оперетта «Москва, Черёмушки». В этом же году, композитор создаёт 11-ю Симфонию, назвав её «1905 год», продолжает работу в жанре инструментального концерта: Первый концерт для виолончели с оркестром (1959).

В эти годы начинается сближение Шостаковича с официальными органами власти. В 1957 году он становится секретарем СК СССР, в 1960 — СК РСФСР (в 1960—1968 — первый секретарь). В том же 1960 году Шостакович вступает в КПСС.

1960-е

С. Прокофьев, Д. Шостакович и A. Хачатурян

Тяжело Шостакович перенёс вынужденное вступление в партию (как только что избранный Первый секретарь Союза композиторов РСФСР, он был фактически обязан это сделать). В письмах к своему другу Исааку Гликману он жалуется на отвратительность этого компромисса и открывает подлинные причины, побудившие его к написанию ставшего впоследствии знаменитым Струнного квартета № 8 (1960). В 1961 году Шостакович осуществляет вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в пару к Одиннадцатой Симфонии «1905 год» пишет Симфонию № 12 «1917 год» — произведение ярко выраженного «изобразительного» характера (и фактически сближающее симфонический жанр с киномузыкой), где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, убежища В. И. Ленина на озере Разлив и самих октябрьских событий. Совсем иную задачу он ставит перед собой годом позже, когда обращается к поэзии Е. А. Евтушенко — сначала написав поэму «Бабий Яр» (для солиста-баса, хора басов и оркестра), а затем дописав к ней ещё четыре части из жизни современной России и её недавней истории, создав тем самым «кантатную» симфонию, Тринадцатую — которая была исполнена в ноябре 1962 года.

После отстранения от власти Н. С. Хрущёва, с началом эпохи политического застоя в СССР тон произведений Шостаковича вновь приобретает сумрачный характер. Его квартеты № 11 (1966) и № 12 (1968), Второй виолончельный (1966) и Второй скрипичный (1967) концерты, Скрипичная соната (1968), вокальный цикл на слова А. А. Блока, проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В Четырнадцатой Симфонии (1969) — снова «вокальной», но на сей раз камерной, для двух певцов-солистов и оркестра, состоящего из одних струнных и ударных — Шостакович использует стихи Г. Аполлинера, Р. М. Рильке, В. К. Кюхельбекера и Ф. Гарсиа Лорки, которые связаны одной темой — смертью (в них повествуется о несправедливой, ранней или насильственной смерти).

1970-е

В эти годы композитором созданы вокальные циклы на стихи М. И. Цветаевой и Микеланджело, 13-й (1969—1970), 14-й (1973) и 15-й (1974) струнные квартеты и Симфония № 15, сочинение, отличающееся настроением задумчивости, ностальгии, воспоминаний. Шостакович использует в музыке симфонии цитаты из увертюры Дж. Россини к опере «Вильгельм Телль» и тему судьбы из оперной тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга», а также музыкальные аллюзии на музыку М. И. Глинки, Г. Малера и свою собственную. Симфония была создана летом 1971 года, премьера состоялась 8 января 1972 года. Последним сочинением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано.

В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 года и был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде

  • 12.09.1906 — 1910 — Подольская улица, 2, кв. 2;
  • 1910—1914 — Николаевская улица, 16, кв. 20;
  • 1914—1934 — Николаевская улица (ул. Марата), 9, кв. 7;
  • 1934 — осень 1935 года — Дмитровский переулок, 3, кв. 5;
  • осень 1935—1937 — дом Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества работников искусств — Кировский проспект, 14, кв. 4;
  • 1938 — 30.09.1941 года — доходный дом Первого Российского страхового общества — Кронверкская улица, 29, кв. 5;
  • 30.09.1941 — 1973 — гостиница «Европейская» — улица Ракова, 7;
  • 1973—1975 — улица Желябова, 17, кв. 1.

Значение творчества

Монограмма DEsCH («Дмитрий Шостакович»), зашифрованная с помощью нот D-E♭(Es)-C-H, используется в ряде произведений Шостаковича.

Шостакович — один из самых исполняемых в мире композиторов. Высокий уровень композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы, мастерское владение полифонией и тончайшее владение искусством оркестровки, в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали его музыкальные произведения яркими, самобытными и обладающими огромной художественной ценностью[источник не указан 47 дней]. Вклад Шостаковича в развитие музыки XX века общепризнан как выдающийся[источник не указан 47 дней], он оказал существенное влияние на многих современников и последователей. Открыто о влиянии на них музыкального языка и личности Шостаковича заявляли такие композиторы, как Пендерецкий, Тищенко, Слонимский, Шнитке, Канчели, Бернстайн, Салонен, а также многие другие музыканты[источник не указан 47 дней].

Жанровое и эстетическое разнообразие музыки Шостаковича огромно, в ней сочетаются элементы музыки тональной, атональной и ладовой, в творчестве композитора переплетаются модернизм, традиционализм, экспрессионизм и «большой стиль».

Записи

Запись полного комплекта всех симфоний Шостаковича осуществили дирижёры В. Д. Ашкенази, Р. Б. Баршай, Э. Инбал, Д. Китаенко, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, М. Л. Ростропович, Л. Словак, Б. Хайтинк, М. Д. Шостакович, М. Янсонс, Н. Ярви. Значимые записи симфоний Шостаковича осуществили также К. Анчерл (№ 1, 5, 7, 10), Л. Бернстайн (№ 1, 5—7, 9, 14), А. В. Борейко (4,9,15), В. А. Гергиев (№ 1—11, 15), К. Зандерлинг (№ 1, 5, 6, 8, 10, 15), Г. фон Караян (№ 10), Р. Кемпе (№ 5, 9, 10), О. Клемперер (№ 9), А. Клюитанс (№ 11), К. Мазур (№ 1, 5, 7, 13), И. Маркевич (№ 1), Е. А. Мравинский (№ 5—8, 10—12, 15), Д. Ф. Ойстрах (№ 7, 9), Ю. Орманди (№ 1, 4—6, 10, 13—15), В. Э. Петренко (№ 1, 3, 5, 8—11), А. Превин (№ 8), Ф. Райнер (№ 6), С. Рэттл (№ 1, 4, 10, 14), Е. Ф. Светланов (№ 1—3, 5—10, 13, 15),[6] Ю. Х. Темирканов (№ 1, 5—7, 9, 10, 13), А. Тосканини (№ 7), К. П. Флор (№ 10), С. Челибидаке (№ 1, 7, 9), Г. Шолти (№ 5, 8—10, 13, 15), К. И. Элиасберг (№ 7).

Все сценические произведения Шостаковича (четыре оперы, три балета, оперетта) записал Г. Н. Рождественский. Другие значимые записи его опер осуществили В. А. Гергиев, М. Л. Ростропович.

Запись всех квартетов Шостаковича осуществили Эмерсон-квартет (англ. Emerson Quartet), Квартет имени Бородина, Фицвильям-квартет (англ. Fitzwilliam Quartet), Квартет имени Бродского, Санкт-Петербургский струнный квартет.

Музыка

В ранние годы Шостакович испытал влияние музыки Г. Малера, А. Берга, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, П. Хиндемита, М. П. Мусоргского. Постоянно изучая классические и авангардные традиции, Шостакович выработал свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира.

Самыми заметными жанрами в творчестве Шостаковича являются симфонии и струнные квартеты — в каждом из них он написал по 15 произведений. В то время как симфонии писались на протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов Шостакович написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний — Пятая и Восьмая, среди квартетов — Восьмой и Пятнадцатый.

В творчестве Д. Д. Шостаковича заметно влияние любимых и почитаемых им композиторов: И. С. Баха (в его фугах и пассакалиях), Л. Бетховена (в его поздних квартетах), Г. Малера (в его симфониях), А. Берга (отчасти — наряду с М. П. Мусоргским в его операх, а также в использовании приёма музыкального цитирования). Из русских композиторов наибольшую любовь Шостакович питал к М. П. Мусоргскому, для его опер «Борис Годунов» и «Хованщина» Шостакович сделал новые оркестровки. Влияние Мусоргского особенно заметно в отдельных сценах оперы «Леди Макбет Мценского уезда», в Одиннадцатой симфонии, а также в сатирических работах.

Основные произведения

Основная статья: Список произведений Дмитрия Шостаковича

  • 15 симфоний
  • Оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки» (окончена Кши́штофом Ме́йером)
  • Балеты: «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935)
  • 15 струнных квартетов
  • Цикл, Двадцать четыре прелюдии и фуги, соч. 87 (1950—1951).[7]
  • Праздничная увертюра 1954 года к открытию ВСХВ для ночной светомузыкальной программы фонтанов
  • Квинтет
  • Оратория «Песнь о лесах»
  • Кантата «Над Родиной нашей солнце сияет»
  • Кантата «Казнь Степана Разина»
  • Антиформалистический раёк
  • Концерты и сонаты для различных инструментов
  • Романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром
  • Оперетта «Москва, Черемушки»
  • Музыка к кинофильмам: «Простые люди» (1945), «Молодая гвардия» (1948), «Взятие Берлина» (1949), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1971).
Марка СССР, 1976 год Марка России 2000 год
  • Член КПСС с 1960 года.
  • Был членом Советского комитета защиты мира (с 1949 года), Славянского комитета СССР (с 1942 года), Всемирного комитета защиты мира (с 1968 года).
  • Почётный член шведской Королевской музыкальной академии (1954), итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965).
  • Почётный доктор музыки Оксфордского университета (1958), Северо-Западного университета Эванстона (США, 1973), Французской академии изящных искусств (1975), член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член Английской королевской музыкальной академии (1958), Национальной академии наук США (1959).
  • Почётный профессор Мексиканской консерватории.
  • Президент общества «СССР—Австрия» (1958).
  • Доктор искусствоведения (1965).

К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя. Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.

Музыка Д. Шостаковича в мультфильме М. Цехановского «Сказка о глупом мышонке» (1940)

Радиообращение Д. Шостаковича: передача из блокадного Ленинграда 16 сентября 1941 

Библиография

Тексты Шостаковича:

  • Шостакович Д. Д. Знать и любить музыку: Беседа с молодежью. — М.: Молодая гвардия, 1958.
  • Шостакович Д. Д. Избранные статьи, выступления, воспоминания / Ред. А. Тищенко. — М.: Советский композитор, 1981.

Исследовательская литература:

  • Акопян Л. О. Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии творчества. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.
  • Волков С. Шостакович и Сталин: художник и царь. — М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  • Данилевич Л. Дмитрий Шостакович: Жизнь и творчество. — М.: Советский композитор, 1980.
  • Дворниченко О. Дмитрий Шостакович: путешествие. — М.: Текст, 2006.
  • Дворниченко О. Москва Кремль Шостаковичу. — М.: Текст, 2011. — 669 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7516-0955-9.
  • Житомирский Д. В. Шостакович официальный и подлинный // Даугава. — 1990. — № 4.
  • Лукьянова Н. В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. — М.: Музыка, 1980.
  • Максименков Л. В. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная революция 1936—1938 гг. — М.: Юридическая книга, 1997. — 320 с.
  • Мейер К. Шостакович: Жизнь. Творчество. Время / Пер. с польск. Е. Гуляевой. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 439[9] с.: ил. — (Жизнь замечательных людей: Сер. биогр.; Вып. 1014).
  • Петров В. О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века. — Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. — 188 с.
  • Сабинина М. Шостакович-симфонист: Драматургия, эстетика, стиль. — М.: Музыка, 1976.
  • Хентова С. М. Шостакович. Жизнь и творчество (в двух томах). — Л.: Советский композитор, 1985—1986.
  • Хентова С. М. В мире Шостаковича: Беседы с Шостаковичем. Беседы о композиторе. — М.: Композитор, 1996.
  • Д. Д. Шостакович: Нотографический и библиографический справочник / Сост. Е. Л. Садовников. 2-е изд., доп. и расшир. — М.: Музыка, 1965.
  • Д. Шостакович: Статьи и материалы / Сост. и ред. Г. Шнеерсон. — М.: Советский композитор, 1976.
  • Д. Д. Шостакович: Сборник статей к 90-летию со дня рождения / Сост. Л. Ковнацкая. — СПб.: Композитор, 1996.
  • Шостакович та ХХІ століття (до 100-річчя від дня народження) Науковий вісник Національної музичної академії України імені П. І. Чайковського. Збірник наукових праць. Вип. 66. — Kиїв, 2007.
  • Dmitri Schostakowitsch und das Jüdische musikalische Erbe = Dmitri Shostakovich and the Jewish heritage in music / Hrsg. Von Ernst Kuhn… — Berlin: Kuhn, 2001. (Schostakowitsch-Studien; Bd. 3); (Studia slavica musicologica; Bd. 18) — ISBN 3-92864-75-0.

Примечания

  1. ↑ Bieliński J. Stan nauk lekarskich za czasów Akademii Medyko-chirurgicznej wileńskiej, bibliograficznie przedstawiony. — Warszawa, 1889. — S. 751.
  2. ↑ Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Т. 1: От предшественников декабристов до конца «Народной воли». Ч. 2: Шестидесятые годы. — М., 1928. — Стб. 472.
  3. ↑ Шостакович Б. С. Революционер-шестидесятник Болеслав Шостакович в Сибирской ссылке (по сохранившимся отрывкам его воспоминаний и другим неопубликованным материалам) // Ссылка и общественно-политическая жизнь в Сибири (XVIII — начало XX в.). — М., 1978. — С. 175—204.
  4. ↑ Официальный сайт Д. Д. Шостаковича
  5. ↑ Волков С. История русской культуры ХХ века: От Льва Толстого до Александра Солженицына. — М.: Эксмо, 2008. — С. 162.
  6. ↑ Svetlanov List of recordings
  7. ↑ Курт Зандерлинг назвал это произведение «Интимным дневником» Дмитрия Шостоковича.
  8. ↑ Биография. Хренников Тихон Николаевич

 Шостакович, Дмитрий Дмитриевич на сайте «Герои страны»

  • Официальный сайт Дмитрия Шостаковича — биография, документальная хроника, фотоальбом, каталог сочинений, дискография, публикации, письма, Архив Д. Д. Шостаковича.
  • Официальный сайт издательства «Дмитрий Шостакович» («DSCH») — каталог полного собрания сочинений Д. Д. Шостаковича, прокат нотных материалов.
  • «Свидетельство». Воспоминания Дмитрия Шостаковича, записанные и отредактированные Соломоном Волковым (обратный перевод с английского)
  • Биография. Примеры в нотах. Очень много информации
  • Список сочинений, библиография, дискография
  • Дмитрий Шостакович. Биография, характеристика произведений, портреты
  • Сумбур вместо музыки // «Правда», 28 января 1936 года
  • Балетная фальшь // «Правда», 6 февраля 1936 года
  • Коллекция документов и фотографий
  • Волков С. Сталин и Шостакович: случай «Леди Макбет Мценского уезда» // Знамя. — 2004. — № 8.
  • Захарова О. А. Шостакович Дмитрий Дмитриевич // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира».
  • Shostakovich: the string quartets. Характеристика пятнадцати струнных квартетов Шостаковича. Анализ взаимосвязей с его пятнадцатью симфониями и событиями в личной жизни. Страница на английском.
  • Еврейская доминанта Дмитрия Шостаковича

dic.academic.ru

Дмитрий Шостакович биография, фото, личная жизнь и его жена

Родился Дмитрий Шостакович в Санкт-Петербурге в 1906 году. Родители его были родом из Сибири, куда сослали деда (по отцовской линии) будущего композитора за участие в народовольческом движении. Отец мальчика - Дмитрий Болеславович был инженером-химиком и страстным любителем музыки. Мать – Софья Васильевна, училась в свое время в консерватории, была хорошей пианисткой и педагогом фортепианной игры для начинающих.

В семье, кроме Дмитрия росли еще две девочки. Старшая сестра Мити - Мария впоследствии стала пианисткой, а младшая Зоя – ветеринаром. Когда Мите исполнилось 8 лет началась Первая мировая война. Слушая постоянные разговоры взрослых о войне, мальчуган написал свое первое музыкальное произведение «Солдат».

В 1915 году Митю отдают на учебу в гимназию. В этот же период мальчик серьёзно увлекся музыкой. Мать стала его первой учительницей, а через несколько месяцев маленький Шостакович начал обучение в музыкальной школе известного педагога И. А. Гляссера.

В 1919 Шостакович поступает в Петроградскую консерваторию. Его педагогами по классу фортепиано были А. Розанова и Л.Николаев. Дмитрий окончил консерваторию сразу по двум классам: в 1923 году по фортепиано, а через два года и по композиции.

Первым значительным произведением Шостаковича стала симфония №1 - дипломная работа выпускника консерватории. В 1926 году состоялась премьера симфонии в Ленинграде. Музыкальные критики заговорили о Шостаковиче как о композиторе, способном восполнить утрату Советским Союзом эмигрировавших из страны Сергея Рахманинова, Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева. Знаменитый дирижёр Бруно Вальтер, пришел в восторг от симфонии и попросил Шостаковича прислать ему партитуру произведения в Берлин. 22 ноября 1927 года состоялась премьера симфонии в Берлине, а через год и в Филадельфии. Зарубежные премьеры симфонии №1 сделали русского композитора всемирно знаменитым.

Воодушевленный успехом, Шостакович пишет Вторую и Третью симфонии, оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» (по произведениям Н.В.Гоголя и Н.Лескова).

Критики восприняли оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» чуть ли не с восторгом, но «вождю народов» она не понравилась. Естественно, тут же выходит резко отрицательная статья - «Сумбур вместо музыки». Через несколько дней появляется еще одна публикация - «Балетная фальшь», в которой разгромной критике подвергается балет Шостаковича «Светлый ручей».

От дальнейших неприятностей Шостаковича спасло появление Пятой симфонии, которую прокомментировал сам Сталин: «Ответ советского художника на справедливую критику».

Война 1941 года застала Шостаковича в Ленинграде. Композитор начал работу над Седьмой симфонией. Произведение, получившее название «Ленинградская симфония», впервые было исполнено 5 марта 1942 года в Куйбышеве, куда эвакуировали композитора. Через четыре дня симфония прозвучала в Колонном зале московского Дома Союзов. 9 августа симфонию исполнили в блокадном Ленинграде. Это произведение композитора стало символом борьбы с фашизмом и стойкости ленинградцев. До 1948 года у композитора не было никаких неприятностей с властью. Более того, он получил несколько Сталинских премий и почетных званий. Но в 1948 году в Постановлении ЦК ВКП(б), в котором говорилось об опере композитора Вано Мурадели «Великая дружба», музыка Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна признавалась «чуждой советскому народу».

Подчиняясь партийному диктату Шостакович «осознает свои ошибки». В его творчестве появляются произведения военно-патриотического характера и «трения» с властью прекращаются.

По воспоминаниям близких к композитору людей, Шостакович был робок и неуверен в общении с женщинами. Первой его любовью была 10-летняя девочка Наташа Кубе, которой тринадцатилетний Митя посвятил небольшую музыкальную прелюдию. В 1923 году начинающий композитор познакомился со своей ровесницей Таней Гливенко. Семнадцатилетний юноша без памяти влюбился в красивую, хорошо образованную девушку. У молодых людей завязались романтические отношения. Несмотря на пылкую любовь, Дмитрий не думал делать Татьяне предложения. В конце концов Гливенко вышла замуж за другого своего поклонника. Только через три года после этого Шостакович предложил Тане бросить мужа и выйти за него замуж. Татьяна отказалась – она ждала ребенка и попросила Дмитрия навсегда забыть о ней. Поняв, что любимую ему не вернуть, Шостакович женится на Нине Варзар - молодой студентке. Нина подарила супругу дочку и сына. В браке они прожили более 20 лет, до смерти Нины. После кончины супруги Шостакович женился еще два раза. Брак с Маргаритой Кайоновой был непродолжительным, а третья жена - Ирина Супинская заботилась о великом композиторе до конца его жизненного пути.

Музой композитора все-таки стала Татьяна Гливенко, которой он посвятил свою Первую симфонию и Трио для фортепиано, скрипки и виолончели.

В 70-ые годы XX века композитор написал вокальные циклы на стихотворения Марины Цветаевой и Микеланджело, 13, 14 и 15 струнные квартеты и Симфонию № 15. Последним сочинением композитора стала Соната для альта и фортепиано. В конце жизни Шостакович болел раком легких. В 1975 году болезнь свела композитора в могилу.

Похоронен Шостакович на Новодевичьем кладбище в Москве.

Шостаковича не только ругали. Время от времени он получал правительственные награды. К концу жизни у композитора скопилось значительное число орденов, медалей и почетных званий. Он был героем Соцтруда, имел три ордена Ленина, а также ордена Дружбы народов, Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени, серебряный Крест Австрийской Республики и французский орден Искусств и литературы. Композитору были присвоены звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР и СССР, Народного артиста СССР. Шостакович получил Ленинскую и пять Сталинских премий, Государственные премии УССР, РСФСР и СССР. Был лауреатом Международной премии Мира и премии им. Я.Сибелиуса.

Шостакович являлся почетным доктором музыки Оксфордского и Эванстонского Северо-Западного университетов. Был членом Французской и Баварской академий изящных наук, Английской и Шведской Королевских музыкальных академий, академии искусств «Санта-Чечилия» в Италии и т.д. Все эти международные награды и звания говорят об одном – всемирной славе великого композитора XX века.

Редакция УзнайВсё.ру

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Поделитесь с друзьями и получите подарок

uznayvse.ru

Дмитрий Шостакович: биография и творчество. Интересные факты из жизни :

Сегодня мы узнаем о советском и русском композиторе и пианисте Дмитрии Шостаковиче. Кроме названых профессий, он также был музыкально-общественным деятелем, педагогом и профессором. Шостакович, биография которого будет рассмотрена в статье, имеет множество наград. Его творческий путь был тернистым, как путь всякого гения. Не зря его считают одним из крупнейших композиторов прошлого века. Дмитрий Шостакович написал 15 симфоний, 3 оперы, 6 концертов, 3 балета и множество произведений камерной музыки для кино и театра.

Происхождение

Интересный заголовок, не правда ли? Шостакович, биография которого является темой этой статьи, имеет весомую родословную. Прадед композитора был ветеринаром. В исторических документах сохранились сведения о том, что сам Петр Михайлович причислял себя к стану крестьян. При этом он был вольнослушающим студентом Виленской медико-хирургической академии.

В 1830-х годах был участником польского восстания. После того как оно было подвалено властями, Петр Михайлович со своей спутницей Марией был отправлен на Урал. В 40-вые годы семейство проживало в Екатеринбурге, где у пары в январе 1845 года родился сын, которого назвали Болеслав-Артур. Болеслав был почетным жителем Иркутска и имел право повсеместного проживания. Сын Дмитрий Болеславович родился в то время, когда молодая семья проживала в Нарыме.

Детство, молодость

Шостакович, краткая биография которого представлена в статье, родился в 1906 году, в доме, где позже Д. И. Менделеев арендовал территорию для Городской поверочной палатки. Мысли о музыке сформировались у Дмитрия примерно к 1915 году, в то время он стал студентом Коммерческой гимназии М. Шидловской. Если быть конкретнее, то мальчик заявил о том, что хочет связать свою жизнь с музыкой, после просмотра оперы Н. А. Римского-Корсакова под названием «Сказка о царе Салтане». Самые первые уроки фортепиано мальчику преподавала его мать. Благодаря её упорству и желанию Дмитрия через полгода он смог сдать вступительные экзамены в популярную на то время музыкальную школу И. А. Гляссера.

За время обучения мальчик достиг определенных успехов. Но в 1918 году парень покинул школу И. Гляссера по собственному желанию. Причиной этому послужило то, что преподаватель и ученик имели разную точку зрения на композицию. Через год о парне хорошо отозвался А. К. Глазунов, у которого Шостакович проходил слушание. Вскоре парень поступает в Петроградскую консерваторию. Там он обучается гармонии и оркестровке под руководством М. О. Штейнберга, контрапункту и фуге - у Н. Соколова. Помимо этого, парень также изучал дирижирование. Уже к концу 1919 года Шостакович создал первое оркестровое сочинение. Затем Шостакович (краткая биография - в статье) поступает в класс фортепиано, где обучается совместно Марией Юдиной и Владимиром Софроницким.

Приблизительно в это же время свою деятельность разворачивает «Кружок Анны Фогт», который ориентируется на новейшие западные веяния. Одним из активистом организации становится молодой Дмитрий. Здесь он знакомится с такими композиторами, как Б. Афанасьев, В. Щербачев.

В консерватории молодой человек учился очень прилежно. У него было истинное рвение и жажда знаний. И всё это при том, что время было очень напряженное: Первая мировая война, революционные события, гражданская война, голод и беспредел. Конечно же, все эти внешние события не могли обойти стороной консерваторию: в ней было очень холодно, а добраться туда можно было через раз. Обучение зимой было испытанием. Из-за этого многие студенты пропускали занятия, но только не Дмитрий Шостакович. Биография его демонстрирует упорство и твердую веру в себя на протяжении всей жизни. Невероятно, но почти каждый вечер он посещал концерты Петроградской филармонии.

Время было очень тяжелое. В 1922 году умирает отец Дмитрия, и вся семья оказывается без денег. Дмитрий не растерялся и начал искать работу, но вскоре ему пришлось перенести сложную операцию, которая чуть не стоила ему жизни. Несмотря на это, он быстро восстановился и устроился работать пианистом-тапёром. В это трудное время большую помощь оказал ему Глазунов, который позаботился о том, чтобы Шостакович получал персональную стипендию и имел дополнительный паек.

Жизнь после консерватории

Что же делает дальше Д. Шостакович? Биография его явно показывает, что жизнь его особо не жалела. Не убыл ли от этого его дух? Вовсе нет. В 1923 году молодой человек заканчивает консерваторию. В аспирантуре парень преподавал чтение партитур. По старой традиции известнейших композиторов он планировал стать гастролирующим пианистом и композитором. В 1927 парень получает почетный диплом на конкурсе имени Шопена, который проходил в Варшаве. Там он исполнил сонату, которую сам написал для дипломной работы. Но первым это сонату заметил дирижер Бруно Вальтер, который попросил Шостаковича немедленно прислать ему партитуру в Берлин. После этого Симфонию исполняли Отто Клемперер, Леопольд Стоковский и Артуро Тосканини.

Также в 1927 году композитор пишет оперу «Нос» (Н. Гоголь). Вскоре он знакомится с И. Соллертинским, который обогащает молодого человека полезными знакомствами, историями и мудрыми советами. Эта дружба проходит через жизнь Дмитрия красной лентой. В 1928 году, после знакомства с В. Мейерхольдом, работает пианистом в одноименном театре.

Написание трех симфоний

А тем временем жизнь идет вперед. Композитор Шостакович, биография которого напоминает американские горки, пишет оперу «Леди Макбет Мценского уезда», которая полтора сезона вызывает у публики восторг. Но вскоре «горка» идет вниз - советская власть просто уничтожает эту оперу руками журналистов.

В 1936 году композитор заканчивает писать Четвертую симфонию, которая является пиком его творчества. К сожалению, впервые услышать её получилось только в 1961 году. Это произведение имело поистине монументальный размах. Оно сочетало в себе пафос и гротеск, лирику и интим. Считается, что именно эта симфония обозначила начало зрелого периода в творчестве композитора. В 1937 году мужчина пишет Пятую Симфонию, которую товарищ Сталин воспринял положительно и даже прокомментировал её в газете «Правда».

Эта симфония отличалась от предыдущих ярко выраженным драматическим характером, который был умело замаскирован Дмитрием в обычную симфоническую форму. Также с этого года он преподавал класс композиции в Ленинградской консерватории и вскоре стал профессором. И вот в ноябре 1939 года он презентует свою Шестую симфонию.

Время войны

Первые месяцы войны Шостакович проводит в Ленинграде, где начинает работать над следующей симфонией. Седьмая симфония была исполнена в 1942 году в Куйбышевском театре оперы и балета. В этом же году симфония звучит в блокадном Ленинграде. Организовал все это Карл Элиасберг. Это стало важным событием для сражающегося города. Всего через год Дмитрий Шостакович, краткая биография которого не перестает удивлять своими поворотами, пишет Восьмую симфонию, посвященную Мравинскому.

Вскоре жизнь композитора приобретает иное направление, так как он переезжает в Москву, где преподает инструментовку и композицию в столичной консерватории. Занимательно, что за все время преподавательской деятельности у него обучались такие видные люди, как Б. Тищенко, Б. Чайковский, Г. Галынин, К. Караев и другие.

Для того чтобы правильно выразить все то, что накопилось в душе, Шостакович прибегает к камерной музыке. В 1940-е годы он создает такие шедевры, как Фортепианное трио, Фортепианный квинтет, Струнные квартеты. А после окончания войны, в 1945 году, композитор пишет свою Девятую симфонию, которая выражает сожаление, грусть и обиду за все события войны, которые неизгладимым образом отразились на сердце Шостаковича.

1948 начался с обвинений в в «формализме» и «буржуазном декадентстве». Кроме того, композитора нагло обвинили в профнепригодности. Для того чтобы полностью уничтожить его веру в себя, власть лишила его звания профессора и поспособствовала скорейшему изгнанию из Ленинградской и Московской консерваторий. Более всего на Шостаковича нападал А. Жданов.

В 1948 году Дмитрий Дмитриевич пишет вокальный цикл под названием «Из еврейской народной поэзии». Но публичного представления не состоялось, так как Шостакович писал «в стол». Это было вызвано тем, что в стране активно развернулась политика «борьбы с космополитизмом». Первый скрипичный концерт, написанный композитором в 1948 году, был опубликован лишь в 1955-м по той же причине.

Шостакович, биография которого пестрит белыми и черными пятнами, смог вернуться к педагогической деятельности только после долгих 13 лет. Его приняли на работу в Ленинградскую консерваторию, где он управлял аспирантами, среди которых были Б. Тищенко, В. Биберган и Г. Белов.

В 1949 году Дмитрий создает кантату под названием «Песнь о лесах», которые является образцом патетического «большого стиля» в официальном искусстве на то время. Кантата была написана на стихи Е. Долматовского, которые рассказывали о восстановлении Советского Союза после войны. Естественно, премьера кантаты прошла просто замечательно, так как это устраивало власть. И вскоре Шостакович получил Сталинскую премию.

Конкурс и советская власть

В 1950 году композитор принимает участие в Конкурсе имени Баха, который проходит в Лейпциге. Волшебная атмосфера города и музыка Баха очень вдохновляет Дмитрия. Шостакович, биография которого не перестает удивлять, пишет 24 Прелюдии и Фуги для фортепиано по приезде в Москву.

В течение следующих двух лет он сочиняет цикл пьес под названием «Танцы кукол». В 1953 году он создает свою Десятую симфонию. В 1954 композитор становится Народным артистом СССР, после такого как пишет «Праздничную увертюру» ко дню открытия ВСХВ. Творения этого периода полны жизнерадостности и оптимизма. Что случилось с вами, Шостакович Дмитрий Дмитриевич? Биография композитора не дает нам ответа, но факт остается фактом: все творения автора полны игривости. Также эти годы характерны тем, что Дмитрий начинает все больше сближаться с властью, благодаря чему занимает хорошие должностные посты.

1950-1970 годы

После того как Н. Хрущев был отстранён от власти, произведения Шостаковича снова стали приобретать более грустные нотки. Он пишет поэму «Бабий яр», а потом добавляет еще 4 части. Таким образом получается кантатная Тринадцатая симфония, которая публично прозвучала в 1962 году.

Последние годы композитора были тяжелыми. Биография Шостаковича, краткое содержание которой приведено выше, заканчивается печально: он много болеет, и вскоре у него обнаруживают рак легких. Также у него проявляется тяжелое заболевание ног.

В 1970 году Шостакович три раза приезжал в город Курган для лечения в лаборатории Г. Илизарова. Всего он провел здесь 169 дней. Умер этот великий человек в 1975 году, его могила находится на Новодевичьем кладбище.

Семья

Имел ли семью и детей Д. Д. Шостакович? Краткая биография этого талантливого человека показывает, что личная жизнь всегда отражалась на его творчестве. Всего у композитора было три жены. Первая супруга Нина была профессором астрофизики. Интересно, что она училась у известнейшего физика Абрама Иоффе. При этом женщина отказалась от науки, чтобы полностью посвятить себя семье. В этом союзе появились двое детей: сын Максим и дочь Галина. Максим Шостакович стал дирижером и пианистом. Был учеником Г. Рождественского и А. Гаука.

Кого выбрал после этого Шостакович? Интересные факты биографии не перестают удивлять: его избранницей стала Маргарита Кайнова. Этот брак был лишь увлечением, которое быстро прошло. Пара пробыла вместе совсем недолго. Третьей спутницей композитора стала Ирина Супинская, которая работала редактором «Советского композитора». С этой женщиной Дмитрий Дмитриевич был до самой смерти, с 1962 по 1975 год.

Творчество

Что же отличает творчество Шостаковича? Он владел высоким уровнем техники, умел создавать яркие мелодии, отлично владел полифонией, оркестровкой, жил сильными эмоциями и отражал их в музыке, а также очень много работал. Благодаря всему вышеперечисленному он создавал музыкальные произведения, которые имеют самобытный, насыщенный характер, а также обладают большой художественной ценностью.

Его вклад в музыку прошлого столетия просто неоценим. Он до сих пор в значительной степени влияет на всех, кто хоть немного разбирается в музыке. Шостакович, биография и творчество которого были одинаково ярки, мог похвастаться большим эстетическим и жанровым разнообразием. Он сочетал тональные, ладовые, атональные элементы и создавал настоящие шедевры, которые сделали его всемирно известным. В его творчестве переплетались такие стили, как модернизм, традиционализм и экспрессионизм.

Музыка

Шостакович, биография которого полна взлетов и падений, учился отражать свои эмоции посредством музыки. На его творчество значительное влияние оказали такие деятели, как И. Стравинский, А. Берг, Г. Малер и т. д. Сам композитор все свободное время посвящал изучению авангардных и классических традиций, благодаря чему сумел создать собственный неповторимый стиль. Его стиль очень эмоционален, он трогает сердца и побуждает к мысли.

Наиболее яркими в его творчестве считаются струнные квартеты и симфонии. Последние писались автором на протяжении всей жизни, а вот струнные квартеты он сочинял только в последние годы жизни. В каждом из жанров Дмитрий написал по 15 произведений. Считается, что Пятая и Десятая симфонии - самые популярные.

В его творчестве можно заметить влияние композиторов, которых Шостакович уважал и любил. Сюда относятся такие личности, как Л. Бетховен, И. Бах, П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Берг. Если брать во внимание творцов из России, то наибольшую преданность Дмитрий питал к Мусоргскому. Специально для его опер («Хованщина» и «Борис Годунов») Шостакович написал оркестровки. Влияние этого композитора на Дмитрия особенно ярко проявляется в некоторых отрывках оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и в разных сатирических произведениях.

В 1988 на экране вышел художественный фильм под названием «Свидетельство» (Британия). Он был снят по мотивам книги Соломона Волкова. Как утверждает автор, книга написана на основе личных воспоминаний Шостаковича.

Дмитрий Шостакович (биография и творчество кратко изложены в статье) – это человек необычайно судьбы и большого таланта. Он проделал долгий путь, но слава никогда не была его первостепенной целью. Он творил только из-за того, что эмоции переполняли его и молчать было невозможно. Дмитрий Шостакович, биография которого дает много поучительных уроков, - настоящий пример преданности своему таланту и жизненной стойкости. Не только начинающие музыканты, а все люди должны знать о таком великом и удивительном человеке!

www.syl.ru


Смотрите также