Цветаева биография стихи о любви


Любовь и самоотречение Марины Цветаевой

Дорогие читатели, сегодня, в выходной день, я предлагаю нам всем наполниться глубокими и мелодичными стихами Марии Цветаевой. Ее строфы переложили на музыку, они стали украшением саундтреков нескольких фильмов. Ее томики стихов и прозы не залеживаются на полках библиотек и книжных магазинов. Как это бывает с истинными гениями, она чутко уловила биение сердца эпохи, но сумела и заглянуть далеко вперед, предугадав законы развития космической общенародной и даже общечеловеческой кармы.

Мы, обычные читатели, нечасто задумываемся об этом вселенском масштабе ее творчества, о глубине провидческого дара поэта. Мы просто наслаждаемся ее стихами, и каждый находит в них нечто, созвучное со своими переживаниями, открытиями, со своим видением мира и себя в нем. Она каким-то непостижимым образом могла сочетать простое и сложное, сиюминутное и вечное, обыденное и великое. Я приглашаю вас, дорогие читатели блога, еще раз обратиться к перипетиям этой непростой судьбы, вспомнить некоторые факты биографии и почитать любимые стихи Марины Цветаевой.

Московское детство с европейским «оттенком»

Марина Цветаева москвичка, родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года. Отец, Иван Владимирович, преподавал в Московском университете, слыл знающим филологом и искусствоведом. Позже он возглавил Румянцевский музей, его заслугой считают и основание Музея изящных искусств.

Мать, Мария Мейн, была потомком выходцев из обрусевшей немецко-польской семьи. Она брала уроки музыки у Николая Рубинштейна, мечтала, чтобы и дочь Марина стала пианисткой.

У девочки рано открылся поэтический дар, с шести лет она начала писать стихи сразу на трех языках: родном русском, немецком и французском. С тех пор стихи и биография Марины Цветаевой сплелись в неразрывный клубок радостей и печалей, откровений и противоречий.

Кроме Москвы и Тарусы Марина подолгу жила в детстве в европейских странах, славившихся курортным сервисом: в Италии, Швейцарии и Германии. Это было вызвано слабым здоровьем матери. Поэтому и образование она получила не только столичное, но и европейское: сначала была частная женская гимназия в Москве, затем пансионы Швейцарии и Германии.

В первых же коротких стихах Цветаевой ощущается богатый внутренний мир девушки, который полон тревог и сомнений. Может быть, «черные» мысли, отчасти, это дань времени, символизму и романтизму поэзии, что тогда были в моде. Но порой эти пессимистические настроения становятся навязчивыми, практически болезненными. Как в этой «Молитве», написанной в 1909 году.

Молитва

Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, Ты не скажешь строго: — «Терпи, еще не кончен срок». Ты сам мне подал — слишком много! Я жажду сразу — всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана Идти под песни на разбой, За всех страдать под звук органа и амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне, Вести детей вперед, сквозь тень… Чтоб был легендой — день вчерашний, Чтоб был безумьем — каждый день!

Люблю и крест, и шелк, и каски, Моя душа мгновений след… Ты дал мне детство — лучше сказки И дай мне смерть — в семнадцать лет!

У подножия Парнаса

Она рано осталась без матери, и свои нереализованные чувства пыталась воплотить в литературном творчестве. В 1910 году публикуется первый сборник стихов Цветаевой, «Вечерний альбом».

Ее дебют не остался незамеченным. Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай Гумилев обратили внимание на юное дарование. А Марина идет дальше. Оставаясь сама еще в категории ученичества, пишет первую критическую статью, где больше восхищается учителем, чем делает серьезный разбор творчества: «Волшебство в стихах Брюсова».

«Волшебный фонарь» — так был назван ее второй сборник, который последовал вскоре, вдогонку первому. Она общается с представителями российского символизма, сама переболела этим увлечением. Особенно сблизилась с Максимилианом Волошиным, гостила у него в Коктебеле несколько раз в период с 1911 по 1917 годы.

В 1913 году, в одно из посещений творческого «гнезда» Волошина, родились знаменитые строки Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано». Тут уже ощущается довольно «твердая поступь» поэта, а плюсом к ней обретена и вера в себя, свое предназначение.

* * *

Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я — поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, — Нечитанным стихам! —

Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

В 1911 году состоялось романтическое знакомство поэтессы с будущим мужем Сергеем Эфроном. В лучших стихах о любви Марина Цветаева не раз отдает дань этому человеку, ставшему на четверть века стержнем ее жизни, опорой, которой ей так не хватало раньше, и которую она безнадежно потеряет в трагические 30-е.

* * *

Легкомыслие!- Милый грех, Милый спутник и враг мой милый! Ты в глаза мне вбрызнул смех, и мазурку мне вбрызнул в жилы.

Научив не хранить кольца,- с кем бы Жизнь меня ни венчала! Начинать наугад с конца, И кончать еще до начала.

Быть как стебель и быть как сталь в жизни, где мы так мало можем… — Шоколадом лечить печаль, И смеяться в лицо прохожим!

В 1911-м Марина как раз гостила в Крыму у Волошина, а Сергей прибыл в этот благословенный край, чтобы подлечить чахотку и оправиться после самоубийства матери. В своих девичьих грезах Марина видела, что обретет семейное счастье с человеком, который подарит ей камень, что приглянется поэтессе. Видение воплотилось в реальность: Эфрон нашел на пляже сердолик и вручил его очаровательной девушке, не подозревая, что выполняет некую важную для нее миссию.

В январе 1912 года состоялось замужество, а в сентябре у молодой пары родилась дочь Ариадна (Аля). Так случилось, что рождение дочери с символичным именем не стало для творческой натуры Ариадниной нитью в мир тихого семейного счастья. Она сама туда не стремилась, похоже, и не была никогда готова к роли заботливой матери и верной супруги.

В числе лучших стихов Цветаевой практически все антологии включают ее посвящение дочери. Но как далеки эти строки от привычных морализаций, нравоучительных поучений, психологических материнских «настроев» других авторов. Нет, эти размышления совсем о другом, зато они так близки к реальности, в которой и пребывала «пифия Парнаса».

Але

А когда — когда-нибудь — как в воду И тебя потянет — в вечный путь, Оправдай змеиную породу: Дом — меня — мои стихи — забудь.

Знай одно: что завтра будешь старой. Пей вино, правь тройкой, пой у Яра, Синеокою цыганкой будь. Знай одно: никто тебе не пара — И бросайся каждому на грудь.

Ах, горят парижские бульвары! (Понимаешь — миллионы глаз!) Ах, гремят мадридские гитары! (Я о них писала — столько раз!)

Знай одно: (твой взгляд широк от жара, Паруса надулись — добрый путь!) Знай одно: что завтра будешь старой, Остальное, деточка,— забудь.

В тот же период рождаются посвящения Ахматовой, Мандельштаму и другим кумирам, к этой же категории можно отнести и короткую «оду» Байрону.

Байрону

Я думаю об утре Вашей славы, Об утре Ваших дней, Когда очнулись демоном от сна Вы И богом для людей.

Я думаю о том, как Ваши брови Сошлись над факелами Ваших глаз, О том, как лава древней крови По Вашим жилам разлилась.

Я думаю о пальцах, очень длинных, В волнистых волосах, И обо всех — в аллеях и в гостиных — Вас жаждущих глазах.

И о сердцах, которых — слишком юный — Вы не имели времени прочесть, В те времена, когда всходили луны И гасли в Вашу честь.

Я думаю о полутемной зале, О бархате, склоненном к кружевам, О всех стихах, какие бы сказали Вы — мне, я — Вам.

Я думаю еще о горсти пыли, Оставшейся от Ваших губ и глаз… О всех глазах, которые в могиле. О них и нас.

Первая катастрофа в жизни

Ариадне было всего 2 года, когда, в 1914-м, Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок. Два года длился их роман, который сама Марина потом назовет «первой катастрофой в своей жизни». Марина Цветаева стихи о женщине, что произвела столь мощное потрясение в ее душе, собрала в сборник «Подруга».

Парадоксальность этих отношений она позже сформулирует таким образом: «Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное — какая скука!»

Стихотворение «Под лаской плюшевого пледа» из того цикла.

***

Под лаской плюшевого пледа Вчерашний вызываю сон. Что это было? — Чья победа? — Кто побежден?

Всe передумываю снова, Всем перемучиваюсь вновь. В том, для чего не знаю слова, Была ль любовь?

Кто был охотник? — Кто — добыча? Всe дьявольски-наоборот! Что понял, длительно мурлыча, Сибирский кот?

В том поединке своеволий Кто, в чьей руке был только мяч? Чье сердце — Ваше ли, мое ли Летело вскачь?

И все-таки — что ж это было? Чего так хочется и жаль? Так и не знаю: победила ль? Побеждена ль?

Эти стихи идеально легли на мелодию песни, ставшей популярным шлягером после того как она прозвучала в известном фильме «Жестокий романс». А это другой хит, другая песня на стихи Цветаевой, уже в исполнении Аллы Пугачевой, песня «У зеркала», которую страна узнала и полюбила, посмотрев впервые «Иронию судьбы». Давайте ее послушаем.

И вот еще один короткий стих о любви Цветаевой, датированный 1915 годом. Тогда отношения с Парнок были в разгаре.

***

Есть имена, как душные цветы, И взгляды есть, как пляшущее пламя… Есть темные извилистые рты С глубокими и влажными углами.

Есть женщины. — Их волосы, как шлем, Их веер пахнет гибельно и тонко. Им тридцать лет. — Зачем тебе, зачем Моя душа спартанского ребенка?

Обратите внимание: хотя пишет Марина Цветаева стихи о любви, и на тот момент сама является матерью, в душе она остается ребенком: наивным, неприспособленным к жизни. Партнерша ее явно использовала, ей льстила симпатия поэтессы, хоть и молодой, но уже достаточно известной. Этот мезальянс не мог длится долго: Марина вернулась к супругу, который стоически терпел ее многочисленные увлечения.

Лебединый стан или лебединый стон?

1917 год стал для нее новым потрясением. Родилась дочка Ирина, а Цветаева очень хотела мальчика. Видимо, эта нелюбовь сказалась на судьбе малышки. Шла Гражданская война, был настоящий голод. Марина решила, что в приюте ребенку будет лучше, во всяком случае, там хоть покормят. Но в возрасте трех лет Ириша умерла от истощения…

Сергей Эфрон служил в армии «белых», Марина оставалась в Москве. Пыталась писать, этим отчасти отвлекалась от происходящего, а с другой стороны, пыталась анализировать. Еще в мае 1917-го она написала два четверостишия, которые можно смело отнести к пророческим.

***

Из строгого, стройного храма Ты вышла на визг площадей… — Свобода! — Прекрасная Дама Маркизов и русских князей. Свершается страшная спевка, — Обедня еще впереди! — Свобода! — Гулящая девка На шалой солдатской груди!

В эти годы она создает ряд пьес, выпускает цикл «Лебединый стан», эти стихи Цветаевой о родине пронизаны тоской о былом, тревогой о будущем, там немало строк, где белое движение описывается с симпатией. Это уже откровения конца октября того же бурного, буйного 17-го года.

***

Плохо сильным и богатым, Тяжко барскому плечу. А вот я перед солдатом Светлых глаз не опущу. Город буйствует и стонет, В винном облаке — луна. А меня никто не тронет: Я надменна и бедна.

В мае 1922 года она переезжает в Европу – к супругу, который после разгрома армии Деникина стал эмигрантом, на тот момент учился в Пражском университете. Три года в предместьях Праги дали новые знакомства, новую сердечную бурю. Написаны в те годы «Поэма Горы» и «Поэма Конца» были посвящены Константину Родзевичу. Его многие считали отцом ее сына Георгия, рожденного в 1925-м. Тогда же семейство перебралось в Париж.

Жизнь в чужих краях не сложилась. Как поэта ее заграничная среда не принимала, правда, публиковались и были довольно востребованными прозаические произведения: литературная критика, пьесы, повести. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…».

Положение осложнилось подозрениями в эмигрантской среде в отношении Эфрона. Его посчитали агентом НКВД, и атмосфера вокруг них стала невыносимой. В числе популярных стихов Марины Цветаевой, относящихся к периоду их заграничных скитаний, относятся ее посвящения России, которую считала погибшей, чужой.

Страна

С фонарем обшарьте Весь подлунный свет! Той страны — на карте Нет, в пространстве — нет.

Выпита как с блюдца,- Донышко блестит. Можно ли вернуться В дом, который — срыт?

Заново родися — В новую страну! Ну-ка, воротися На спину коню

Сбросившему! Кости Целы-то хотя? Эдакому гостю Булочник ломтя

Ломаного, плотник — Гроба не продаст! …Той ее — несчетных Верст, небесных царств,

Той, где на монетах — Молодость моя — Той России — нету. — Как и той меня.

Роландов рог

Как бедный шут о злом своем уродстве, Я повествую о своем сиротстве: За князем — род, за серафимом — сонм, За каждым — тысячи таких, как он,— Чтоб, пошатнувшись,— на живую стену Упал — и знал, что тысячи на смену!

Солдат — полком, бес — легионом горд, За вором — сброд, а за шутом — все горб. Так, наконец, усталая держаться Сознаньем: долг и назначеньем: драться,— Под свист глупца и мещанина смех,— Одна за всех — из всех — противу всех, Стою и шлю, закаменев от взлету, Сей громкий зов в небесные пустоты.

И сей пожар в груди — тому залог, Что некий Карл тебя услышит, Рог!

Но вот наступил 1934-й. Весь мир следил за героическим вызволением «Челюскина» из арктического плена. Кто-то с плохо скрываемым злорадством, а многие искренне восхищались мужеством полярников и их спасателей. Парижская затворница тогда пишет о них оду, ставшую одним из лучших стихов Марины Цветаевой, что не относятся к разряду лирических.

Челюскинцы

Челюскинцы: звук — Как сжатые челюсти! Мороз на них прет, Медведь на них щерится.

И впрямь челюстьми — На славу всемирную — Из льдин челюстей Товарищей вырвали!

На льдине (не то Что — черт его — Нобиле!) Родили дитё И псов не угробили —

На льдине! Эол Доносит по кабелю: «На льдов произвол Ни пса не оставили!»

И спасши (мечта Для младшего возраста!), И псов и дитя Умчали по воздуху.

«Европа, глядишь? Так льды у нас колются!» Щекастый малыш, Спеленатый — полюсом!

А рядом — сердит На громы виктории — Второй уже Шмидт В российской истории:

Седыми бровьми Стесненная ласковость…

Сегодня — смеюсь! Сегодня — да здравствует Советский Союз!

За вас каждым мускулом Держусь — и горжусь, Челюскинцы — русские!

Неласковые объятия Родины

Весной 1937 года в Россию вернулась Ариадна, а в октябре Сергей Эфрон вынужден был бежать на родину. Во Франции его посчитали причастным к политическому убийству. Но воздухом Отечества они наслаждались недолго: в 1939-м оба «возвращенца» были арестованы. Ариадне выпали на долю 15 лет тюрьмы и ссылки. Эфрона расстреляли в октябре 1941-го. А в январе 1940-го родилось это короткое стихотворение Цветаевой.

***

Ушел — не ем: Пуст хлеба вкус. Всё — мел. За чем ни потянусь.

…Мне хлебом был, И снегом был. И снег не бел, И хлеб не мил.

Марина вернулась в страну в 1939-м. жила трудно, скудно, занималась в основном переводами. Но весной 1939-го она пишет очередное стихотворение-предчувствие.

* * *

О слезы на глазах! Плач гнева и любви! О, Чехия в слезах! Испания в крови!

О, черная гора, Затмившая весь свет! Пора — пора — пора Творцу вернуть билет.

Отказываюсь — быть. В Бедламе нелюдей Отказываюсь — жить. С волками площадей

Отказываюсь — выть. С акулами равнин Отказываюсь плыть Вниз — по теченью спин.

Не надо мне ни дыр Ушных, ни вещих глаз. На твой безумный мир Ответ один — отказ.

Война: общее горе и личная трагедия

Война еще не началась, когда в феврале 1941-го у Цветаевой рождаются эти горькие строки:

* * *

Пора снимать янтарь, Пора менять словарь, Пора гасить фонарь Наддверный…

В июне 1941-го она трудилась над переводом Гарсиа Лорки. Июль прошел в смятении, а в августе события развивались стремительно: все катилось под горку, набирая скорость. 8 августа она вместе с сыном отправляется в эвакуацию, плывет с другими членами писательской общины на теплоходе. 18-го высаживается в тихой провинциальной Елабуге, что на Каме. Большинство литераторов расквартированы в Чистополе, там она надеялась получить работу… посудомойки в столовой Литфонда.

А 31 августа 1941 года она кончает жизнь самоубийством в Елабужском домике, куда их с Георгием заселили. Когда Цветаева собиралась в эвакуацию, ей помогал Борис Пастернак. Обвязывая ветхий чемодан веревкой, он пошутил, мол, крепкая, при случае на такой и повеситься можно. Как оказалось, именно так и сделала Марина: использовала для сведения счетов с жизнью ту самую веревку.

В своих предсмертных записках друзьям – семье Асеевых, коллегам писателям и сыну она поясняла причины своего отчаянного шага. Вот что было в коротком послании Георгию: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».

Коллег она умоляла позаботиться о сыне, для которого сама, как была уверена, больше не могла быть опорой. Похоронили ее 2 сентября. Но до сих пор нет точной уверенности, что место ее захоронения обозначено достоверно.

Еще немного стихов

Завершая наше краткое путешествие, предлагаю вспомнить еще несколько лирических стихов Марины Цветаевой. Наверняка у вас, уважаемые друзья, есть свои, самые душевные, самые заветные любимые строки, рожденные этой удивительной женщиной. Поделитесь ими с другими читателями блога, ведь хороших стихов много не бывает!

В раю

Воспоминанье слишком давит плечи, Я о земном заплачу и в раю, Я старых слов при нашей новой встрече Не утаю. Где сонмы ангелов летают стройно, Где арфы, лилии и детский хор, Где всё покой, я буду беспокойно Ловить твой взор. Виденья райские с усмешкой провожая, Одна в кругу невинно-строгих дев, Я буду петь, земная и чужая, Земной напев! Воспоминанье слишком давит плечи, Настанет миг,- я слез не утаю… Ни здесь, ни там,- нигде не надо встречи, И не для встреч проснемся мы в раю!

***

В синее небо ширя глаза… В синее небо ширя глаза — Как восклицаешь:- Будет гроза! На проходимца вскинувши бровь — Как восклицаешь:- Будет любовь! Сквозь равнодушья серые мхи — Так восклицаю:- Будут стихи! В черном небе слова начертаны… В черном небе слова начертаны — И ослепли глаза прекрасные… И не страшно нам ложе смертное, И не сладко нам ложе страстное. В поте — пишущий, в поте — пашущий! Нам знакомо иное рвение: Легкий огнь, над кудрями пляшущий,- Дуновение вдохновения!

***

Два солнца стынут,- о Господи, пощади!… Два солнца стынут,- о Господи, пощади!- Одно — на небе, другое — в моей груди. Как эти солнца,- прощу ли себе сама?- Как эти солнца сводили меня с ума! И оба стынут — не больно от их лучей! И то остынет первым, что горячей.

Декабрь и январь

В декабре на заре было счастье, Длилось — миг. Настоящее, первое счастье Не из книг! В январе на заре было горе, Длилось — час. Настоящее, горькое горе В первый раз!

***

Как правая и левая рука — Твоя душа моей душе близка. Мы смежны, блаженно и тепло, Как правое и левое крыло. Но вихрь встаёт — и бездна пролегла От правого — до левого крыла!

Я благодарю Любовь Миронову, читателя моего блога и журнала «Ароматы счастья» за помощь в подготовке этой статьи.

И в заключении статьи я предлагаю еще послушать немного стихов Марии Цветаевой. Их исполняет Алиса Фрейндлих. Слушаешь, и мурашки по коже бегут….

Ли Кэрол. «Путешествие домой»Профилактика гриппа и простудыОмар Хайям и его поэтичная мудрость. Будь счастлив теперь!Железо в продуктах питания - важная составляющая здоровья человекаВосстановление после инсульта: опыт, который лучше получить заочноЛечение изжоги в домашних условиях

irinazaytseva.ru

Стихи Цветаевой о любви

  1. Марина Цветаева — Мне нравится, что вы больны не мной
  2. Марина Цветаева — Бабушке
  3. Марина Цветаева — Я тебя отвоюю у всех земель
  4. Марина Цветаева — Прохожий
  5. Марина Цветаева — Дружить со мной нельзя
  6. Марина Цветаева — Имя твое, птица в руке
  7. Марина Цветаева — Ты расскажи нам про весну
  8. Марина Цветаева — Лежат они, написанные наспех
  9. Марина Цветаева — В гибельном фолианте
  10. Марина Цветаева — Могу ли не вспоминать я
  11. Марина Цветаева — Коли милым назову, не соскучишься
  12. Марина Цветаева — И взглянул, как в первые раза
  13. Марина Цветаева — Так
  14. Марина Цветаева — Страсть оглушает молотом
  15. Марина Цветаева — Сегодня таяло, сегодня
  16. Марина Цветаева — Психея
  17. Марина Цветаева — Полночь
  18. Марина Цветаева — Плохое оправданье
  19. Марина Цветаева — Над Феодосией угас
  20. Марина Цветаева — Наконец-то встретила
  21. Марина Цветаева — Не возьмешь моего румянца
  22. Марина Цветаева — Оставим это, Обещать одно
  23. Марина Цветаева — Осыпались листья
  24. Марина Цветаева — Светло-серебряная цвель
  25. Марина Цветаева — Я с вызовом ношу его кольцо
  26. Марина Цветаева — Я Вас люблю всю жизнь и каждый день
  27. Марина Цветаева — Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе
  28. Марина Цветаева — Ты проходишь своей дорогою
  29. Марина Цветаева — Листья ли с древа рушатся
  30. Марина Цветаева — Новолунье
  31. Марина Цветаева — Как правая и левая рука
  32. Марина Цветаева — Мальчиком, бегущим резво я предстала Вам
  33. Марина Цветаева — Ты мне чужой и не чужой
  34. Марина Цветаева — Вспомяните, всех голов мне дороже
  35. Марина Цветаева — Соперница, а я к тебе приду
  36. Марина Цветаева — Не поцеловали, приложились
  37. Марина Цветаева — Хочу у зеркала, где муть
  38. Марина Цветаева — Писала я на аспидной доске
  39. Марина Цветаева — Ваш нежный рот, сплошное целованье
  40. Марина Цветаева — Не чернокнижница
  41. Марина Цветаева — Следующей
  42. Марина Цветаева — Повторю в канун разлуки
  43. Марина Цветаева — Мы с тобою лишь два отголоска
  44. Марина Цветаева — По холмам круглым и смуглым
  45. Марина Цветаева — По ночам все комнаты черны
  46. Марина Цветаева — Откуда такая нежность
  47. Марина Цветаева — Ночи без любимого
  48. Марина Цветаева — Мне полюбить Вас не довелось
  49. Марина Цветаева — Мировое началось во мгле кочевье
  50. Марина Цветаева — Колдунья
  51. Марина Цветаева — Кроме любви
  52. Марина Цветаева — Кошки
  53. Марина Цветаева — Любовь (Ятаган, Огонь)
  54. Марина Цветаева — Люблю, но мука еще жива
  55. Марина Цветаева — Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе
  56. Марина Цветаева — Легкомыслие, Милый грех
  57. Марина Цветаева — Здравствуй, Не стрела, не камень
  58. Марина Цветаева — Каждый стих дитя любви
  59. Марина Цветаева — Из Польши своей спесивой
  60. Марина Цветаева — Из сказки в сказку
  61. Марина Цветаева — Заповедей не блюла
  62. Марина Цветаева — Декабрь и январь
  63. Марина Цветаева — Два солнца стынут
  64. Марина Цветаева — Гибель от женщины
  65. Марина Цветаева — Вчера ещё в глаза глядел
  66. Марина Цветаева — Вот опять окно
  67. Марина Цветаева — В чёрном небе слова начертаны
  68. Марина Цветаева — В синее небо ширя глаза
  69. Марина Цветаева — В раю
  70. Марина Цветаева — Цыганская страсть разлуки
  71. Марина Цветаева — Ушел, не ем
  72. Марина Цветаева — Цветок к груди приколот
  73. Марина Цветаева — Ты, меня любивший фальшью
  74. Марина Цветаева — Только девочка
  75. Марина Цветаева — Под лаской плюшевого пледа
  76. Марина Цветаева — После бессонной ночи слабеет тело
  77. Марина Цветаева — Попытка ревности
  78. Марина Цветаева — Приметы
  79. Марина Цветаева — Быть нежной, бешеной и шумной
  80. Марина Цветаева — Старей любви (Пора! для этого огня)
  81. Марина Цветаева — Ошибка
  82. Марина Цветаева — Август

rupoets.ru

Стихи о любви

Мне нравится, что вы больны не мной,Мне нравится, что я больна не вами,Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами...

Читать дальше...

Вчера еще в глаза глядел,А нынче - все косится в сторону!Вчера еще до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче - вороны!

Читать дальше...

Когда снежинку, что легко летает,Как звездочка упавшая скользя,Берешь рукой - она слезинкой тает,

И возвратить воздушность ей нельзя...

Читать дальше...

Мы с тобою лишь два отголоска:Ты затихнул, и я замолчу.Мы когда-то с покорностью воска

Отдались роковому лучу.

Читать дальше...

Легкомыслие! - Милый грех,Милый спутник и враг мой милый!Ты в глаза мне вбрызнул смех,

и мазурку мне вбрызнул в жилы.

Читать дальше...

Идешь, на меня похожий,Глаза устремляя вниз.Я их опускала – тоже!

Прохожий, остановись!

Читать дальше...

Под лаской плюшевого пледаВчерашний вызываю сон.Что это было? - Чья победа? -

Кто побежден?

Читать дальше...

Повторю в канун разлуки, Под конец любви, Что любила эти руки

Властные твои

Читать дальше...

Святая ль ты, иль нет тебя грешнее,Вступаешь в жизнь, иль путь твой позади, — О, лишь люби, люби его нежнее!Как мальчика, баюкай на груди,Не забывай, что ласки сон нужнее,

И вдруг от сна объятьем не буди.

Читать дальше...

Не любила, но плакала. Нет, не любила, но все жеЛишь тебе указала в тени обожаемый лик.Было все в нашем сне на любовь не похоже:

Ни причин, ни улик.

Читать дальше...

Cледующая страница 1 2 3 4

stihiolubvi.ru

Стихи Марины Цветаевой о любви

Мне нравится, что Вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не Вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной – Распущенной – и не играть словами, И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что Вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не Вас целую. Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем ни ночью – всуе… Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо Вам и сердцем и рукой За то, что Вы меня – не зная сами! – Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не-гулянья под луной,

За солнце не у нас на головами,...

Читать далее...
Page 2

Вчера еще в глаза глядел, А нынче – все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, –

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, чтó тебе я сделала?!»

И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще – в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал, –

Жизнь выпала – копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду Стою – немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:...

Читать далее...
Page 3

Вчера еще в глаза глядел, А нынче – все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, –

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, чтó тебе я сделала?!»

И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще – в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал, –

Жизнь выпала – копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду Стою – немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:...

Читать далее...
Page 4

Вчера еще в глаза глядел, А нынче – все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, –

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, чтó тебе я сделала?!»

И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще – в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал, –

Жизнь выпала – копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду Стою – немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:...

Читать далее...
Page 5

Вчера еще в глаза глядел, А нынче – все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, –

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, чтó тебе я сделала?!»

И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще – в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал, –

Жизнь выпала – копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду Стою – немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:...

Читать далее...
Page 6

Вчера еще в глаза глядел, А нынче – все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, –

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, чтó тебе я сделала?!»

И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще – в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал, –

Жизнь выпала – копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду Стою – немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:...

Читать далее...
Page 7

Вчера еще в глаза глядел, А нынче – все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, –

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, чтó тебе я сделала?!»

И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще – в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал, –

Жизнь выпала – копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду Стою – немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:...

Читать далее...
Page 8

Вчера еще в глаза глядел, А нынче – все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, –

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, чтó тебе я сделала?!»

И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще – в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал, –

Жизнь выпала – копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду Стою – немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:...

Читать далее...
Page 9

Вчера еще в глаза глядел, А нынче – все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, –

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, чтó тебе я сделала?!»

И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще – в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал, –

Жизнь выпала – копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду Стою – немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:...

Читать далее...
Page 10

Вчера еще в глаза глядел, А нынче – все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, –

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, чтó тебе я сделала?!»

И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще – в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал, –

Жизнь выпала – копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду Стою – немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:...

Читать далее...
Page 11

Вчера еще в глаза глядел, А нынче – все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, –

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, чтó тебе я сделала?!»

И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще – в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал, –

Жизнь выпала – копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду Стою – немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:...

Читать далее...
Page 12

Вчера еще в глаза глядел, А нынче – все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, –

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, чтó тебе я сделала?!»

И слезы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще – в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал, –

Жизнь выпала – копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду Стою – немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:...

Читать далее...

ollam.ru

Марина Цветаева стихи: читать стихотворения - Поэзия, красивые произведения поэтессы Марины Ивановны Цветаевой на Рустих

Марина Цветаева является одной из самых известных поэтесс ХХ века. Начало творчества сопровождалось обществом активных символистов (Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин), что нашло свое отражение в ранних работах поэтессы.

Тематика стихов Марины Цветаевой:

Кроме того, поэтесса еще писала стихи на немецком и французском языке. Основными тематиками стихотворений Марины Цветаевой были любовь, жизнь, Родина, которую она покинула на некоторый период, а также дружба, природа и война.

Также под конец своего творческого пути Цветаева активно занималась переводами стихов зарубежных поэтов на русский язык.

В данном разделе сайта мы предлагаем Вам насладиться лучшими работами великой русской поэтессы Марины Цветаевой и найти именно то, что Вам по душе.

Все стихи Марины Цветаевой на одной странице

Марина Цветаева: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

rustih.ru

Те самые сердечные дребезги… Стихи Марины Цветаевой о любви

Дорогие читатели, сегодня мне бы хотелось вспомнить и перечитать вместе с вами замечательные стихи о любви Марины Цветаевой. На мой взгляд, её стихи никого не могут оставить равнодушными, ведь они – настоящая эмоциональная встряска. Несмотря на то, что ее стихи биографичны, каждый из нас при прочтении увидит и ощутит в них себя в определенный момент жизни. Настолько ее поэзия живая, пульсирующая, искренняя.

В них нашла свое отражение горящая мятежная душа поэтессы. Как она свободна и открыта в них! Как на ладони раскрывает она перед нами свою душу. Сама Марина Цветаева о своем творчестве писала так: «Дело в том, чтобы мы любили, чтобы у нас билось сердце — хотя бы разбивалось вдребезги! Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи – те самые сердечные дребезги». И она, как всегда, была права.

Приглашаю вас, дорогие читатели, окунуться в волшебный мир любви вместе с неповторимой Мариной Цветаевой.

На солнце, на ветер, на вольный простор любовь уносите свою…

В жизни поэтессы всегда присутствовала любовь. Это чувство было ее музой, наполняло ее силой, давало освобождение ее внутренней свободе. Стихи о любви Марины Цветаевой такие же страстные и нежные одновременно, как и она сама.

Легкомыслие! – Милый грех…

Легкомыслие! — Милый грех, Милый спутник и враг мой милый! Ты в глаза мне вбрызнул смех,

и мазурку мне вбрызнул в жилы.

Научив не хранить кольца,- с кем бы Жизнь меня ни венчала! Начинать наугад с конца,

И кончать еще до начала.

Быть как стебель и быть как сталь в жизни, где мы так мало можем… — Шоколадом лечить печаль,

И смеяться в лицо прохожим!

Шампанское вероломно…

Шампанское вероломно, А все ж наливай и пей! Без розовых без цепей

Наспишься в могиле темной!

Ты мне не жених, не муж, Твоя голова в тумане… А вечно одну и ту ж —

Пусть любит герой в романе!

На солнце, на ветер, на вольный простор…

На солнце, на ветер, на вольный простор Любовь уносите свою! Чтоб только не видел ваш радостный взор Во всяком прохожем судью. Бегите на волю, в долины, в поля, На травке танцуйте легко И пейте, как резвые дети шаля, Из кружек больших молоко. О, ты, что впервые смущенно влюблен, Доверься превратностям грез! Беги с ней на волю, под ветлы, под клен, Под юную зелень берез; Пасите на розовых склонах стада, Внимайте журчанию струй; И друга, шалунья, ты здесь без стыда В красивые губы целуй! Кто юному счастью прошепчет укор? Кто скажет: «Пора!» забытью? — На солнце, на ветер, на вольный простор

Любовь уносите свою!

Приметы

Точно гору несла в подоле — Всего тела боль! Я любовь узнаю по боли

Всего тела вдоль.

Точно поле во мне разъяли Для любой грозы. Я любовь узнаю по дали

Всех и вся вблизи.

Точно нору во мне прорыли До основ, где смоль. Я любовь узнаю по жиле,

Всего тела вдоль

Cтонущей. Сквозняком как гривой Овеваясь, гунн: Я любовь узнаю по срыву

Самых верных струн

Горловых,- горловых ущелий Ржавь, живая соль. Я любовь узнаю по щели, Нет!- по трели

Всего тела вдоль!

Ошибка

Когда снежинку, что легко летает, Как звездочка упавшая скользя, Берешь рукой — она слезинкой тает,

И возвратить воздушность ей нельзя.

Когда пленясь прозрачностью медузы, Ее коснемся мы капризом рук, Она, как пленник, заключенный в узы,

Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.

Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах Видать не грезу, а земную быль — Где их наряд? От них на наших пальцах

Одна зарей раскрашенная пыль!

Оставь полет снежинкам с мотыльками И не губи медузу на песках! Нельзя мечту свою хватать руками,

Нельзя мечту свою держать в руках!

Нельзя тому, что было грустью зыбкой, Сказать: «Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!» Твоя любовь была такой ошибкой, —

Но без любви мы гибнем. Чародей!

Откуда такая нежность?

Откуда такая нежность? Не первые — эти кудри Разглаживаю, и губы

Знавала — темней твоих.

Всходили и гасли звезды (Откуда такая нежность?), Всходили и гасли очи

У самых моих очей.

Еще не такие песни Я слушала ночью темной (Откуда такая нежность?)

На самой груди певца.

Откуда такая нежность? И что с нею делать, отрок Лукавый, певец захожий,

С ресницами — нет длинней?

Не поцеловали – приложились

Не поцеловали — приложились. Не проговорили — продохнули. Может быть — Вы на земле не жили,

Может быть — висел лишь плащ на стуле.

Может быть — давно под камнем плоским Успокоился Ваш нежный возраст. Я себя почувствовала воском:

Маленькой покойницею в розах.

Руку на сердце кладу — не бьется. Так легко без счастья, без страданья! — Так прошло — что у людей зовется —

На миру — любовное свиданье.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…

Вы пробовали когда-нибудь читать стихи Цветаевой вслух? Контраст между чтением про себя и в голос просто разителен! А положенные на музыку, они становятся настоящими чувственными гимнами. Лучшие из стихов Марины Цветаевой о любви превратились в прекрасные романсы и песни, так знакомые многим.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,

Оттого что я тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей, У всех золотых знамен, у всех мечей, Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты — О проклятие! — у тебя остаешься — ты: Два крыла твои, нацеленные в эфир, —

Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир!

Мне нравится, что вы больны не мной…

Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной — Распущенной — и не играть словами, И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не вас целую. Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе… Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня — не зная сами! — Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши негулянья под луной, За солнце, не у нас над головами,- За то, что вы больны — увы! — не мной,

За то, что я больна — увы! — не вами!

Под лаской плюшевого пледа…

Под лаской плюшевого пледа Вчерашний вызываю сон. Что это было? Чья победа? Кто побежден? Кто побежден? Всё передумываю снова, Всем перемучиваюсь вновь. В том, для чего не знаю слова, В том, для чего не знаю слова,

Была ль любовь?

Кто был охотник? Кто добыча? Всё дьявольски наоборот. Что понял, длительно мурлыча, Сибирский кот, сибирский кот? В том поединке своеволий Кто в чьей руке был только мяч? Чье сердце? Ваше ли, мое ли? Чье сердце? Ваше ли, мое ли Летело вскачь? И все-таки что ж это было? Чего так хочется и жаль? Так и не знаю: победила ль? Так и не знаю: победила ль?

Побеждена ль?.. Побеждена ль?..

Хочу у зеркала, где муть…

Хочу у зеркала, где муть И сон туманящий, Я выпытать — куда Вам путь

И где пристанище.

Я вижу: мачта корабля, И Вы — на палубе… Вы — в дыме поезда… Поля

В вечерней жалобе —

Вечерние поля в росе, Над ними — вороны… — Благословляю Вас на все

Четыре стороны!

В гибельном фолианте…

В гибельном фолианте Нету соблазна для Женщины. — Ars Amandi*

Женщине — вся земля.

Сердце — любовных зелий Зелье — вернее всех. Женщина с колыбели

Чей-нибудь смертный грех.

Ах, далеко до неба! Губы — близки во мгле… — Бог, не суди! — Ты не был

Женщиной на земле!

Ты меня не любишь больше – истина в пяти словах…

К сожалению, любовь не всегда бывает счастливой. И в некоторых стихах мы как раз читаем об этом: о боли, о предательстве, о разлуке и о соперницах.

Вчера еще в глаза глядел…

Вчера еще в глаза глядел, А нынче — все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, —

Все жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей — вода, и кровь — Вода, — в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха — Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал, —

Жизнь выпала — копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду Стою — немилая, несмелая. Я и аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать: «За что, за что терплю и бедствую?» «Отцеловал — колесовать:

Другую целовать», — ответствуют.

Жить приучил в самом огне, Сам бросил — в степь заледенелую! Вот, что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе — я сделала?

Все ведаю — не прекословь! Вновь зрячая — уж не любовница! Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.

Само — что дерево трясти! — В срок яблоко спадает спелое… — За все, за все меня прости,

Мой милый, — что тебе я сделала!

Повторю в канун разлуки…

Повторю в канун разлуки, Под конец любви, Что любила эти руки

Властные твои

И глаза — кого — кого-то Взглядом не дарят! — Требующие отчета

За случайный взгляд.

Всю тебя с твоей треклятой Страстью — видит Бог! — Требующую расплаты

За случайный вздох.

И еще скажу устало, — Слушать не спеши! — Что твоя душа мне встала

Поперек души.

И еще тебе скажу я: — Все равно—канун! — Этот рот до поцелуя

Твоего был юн.

Взгляд—до взгляда — смел и светел, Сердце — лет пяти… Счастлив, кто тебя не встретил

На своем пути.

Следующей

Святая ль ты, иль нет тебя грешнее, Вступаешь в жизнь, иль путь твой позади, — О, лишь люби, люби его нежнее! Как мальчика, баюкай на груди, Не забывай, что ласки сон нужнее,

И вдруг от сна объятьем не буди.

Будь вечно с ним: пусть верности научат Тебя печаль его и нежный взор. Будь вечно с ним: его сомненья мучат, Коснись его движением сестер. Но, если сны безгрешностью наскучат,

Сумей зажечь чудовищный костер!

Ни с кем кивком не обменяйся смело, В себе тоску о прошлом усыпи. Будь той ему, кем быть я не посмела: Его мечты боязнью не сгуби! Будь той ему, кем быть я не сумела:

Люби без мер и до конца люби!

Ты, меня любивший фальшью…

Ты, меня любивший фальшью Истины — и правдой лжи, Ты, меня любивший — дальше

Некуда! — За рубежи!

Ты, меня любивший дольше Времени. — Десницы взмах! — Ты меня не любишь больше:

Истина в пяти словах.

Мы с тобою лишь два отголоска…

Мы с тобою лишь два отголоска: Ты затихнул, и я замолчу. Мы когда-то с покорностью воска

Отдались роковому лучу.

Это чувство сладчайшим недугом Наши души терзало и жгло. Оттого тебя чувствовать другом

Мне порою до слез тяжело.

Станет горечь улыбкою скоро, И усталостью станет печаль. Жаль не слова, поверь, и не взора, –

Только тайны утраченной жаль!

От тебя, утомленный анатом, Я познала сладчайшее зло. Оттого тебя чувствовать братом

Мне порою до слез тяжело.

Горечь! Горечь! Вечный привкус…

Горечь! Горечь! Вечный привкус На губах твоих, о страсть! Горечь! Горечь! Вечный искус —

Окончательнее пасть.

Я от горечи — целую Всех, кто молод и хорош. Ты от горечи — другую

Ночью за руку ведешь.

С хлебом ем, с водой глотаю Горечь-горе, горечь-грусть. Есть одна трава такая

На лугах твоих, о Русь.

Молодую рощу шумную…

Молодую рощу шумную — Дровосек перерубил. То, что Господом задумано —

Человек перерешил.

И уж роща не колышется — Только пни, покрыты ржой. В голосах родных мне слышится

Темный голос твой чужой.

Все мерещатся мне дивные Темных глаз твоих круги. — Мы с тобою — неразрывные,

Неразрывные враги.

Все минуты свои я тобою наполнила…

Стихи Марины Цветаевой о любви к мужчине откровенны и полны страсти. В них вся она: яркая, бурная, безудержная, отдающая себя всю без остатка, но и столько же требующая взамен.

Кроме любви

Не любила, но плакала. Нет, не любила, но все же Лишь тебе указала в тени обожаемый лик. Было все в нашем сне на любовь не похоже:

Ни причин, ни улик.

Только нам этот образ кивнул из вечернего зала, Только мы — ты и я — принесли ему жалобный стих. Обожания нить нас сильнее связала,

Чем влюбленность — других.

Но порыв миновал, и приблизился ласково кто-то, Кто молиться не мог, но любил. Осуждать не спеши! Ты мне памятен будешь, как самая нежная нота

В пробужденьи души.

В этой грустной душе ты бродил, как в незапертом доме. (В нашем доме, весною…) Забывшей меня не зови! Все минуты свои я тобою наполнила, кроме

Самой грустной — любви.

Писала я на аспидной доске

Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблеклых, И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду, и кольцом на стеклах, —

И на стволах, которым сотни зим, И, наконец, — чтоб всем было известно! — Что ты любим! любим! любим! любим! —

Расписывалась — радугой небесной.

Как я хотела, чтобы каждый цвел В веках со мной! под пальцами моими! И как потом, склонивши лоб на стол,

Крест-накрест перечеркивала — имя…

Но ты, в руке продажного писца Зажатое! ты, что мне сердце жалишь! Непроданное мной! внутри кольца!

Ты — уцелеешь на скрижалях.

Дарю тебе железное кольцо

Дарю тебе железное кольцо: Бессонницу — восторг — и безнадежность. Чтоб не глядел ты девушкам в лицо,

Чтоб позабыл ты даже слово — нежность.

Чтоб голову свою в шальных кудрях Как пенный кубок возносил в пространство, Чтоб обратило в угль — и в пепл — и в прах

Тебя — сие железное убранство.

Когда ж к твоим пророческим кудрям Сама Любовь приникнет красным углем, Тогда молчи и прижимай к губам

Железное кольцо на пальце смуглом.

Вот талисман тебе от красных губ, Вот первое звено в твоей кольчуге, — Чтоб в буре дней стоял один — как дуб,

Один — как Бог в своем железном круге!

Ваш нежный рот – сплошное целованье…

Ваш нежный рот — сплошное целованье… — И это все, и я совсем как нищий. Кто я теперь? — Единая? — Нет, тыща!

Завоеватель? — Нет, завоеванье!

Любовь ли это — или любованье, Пера причуда — иль первопричина, Томленье ли по ангельскому чину —

Иль чуточку притворства — по призванью…

— Души печаль, очей очарованье, Пера ли росчерк — ах! — не все равно ли, Как назовут сие уста — доколе

Ваш нежный рот — сплошное целованье!

После бессонной ночи слабеет тело…

После бессонной ночи слабеет тело, Милым становится и не своим, — ничьим. В медленных жилах еще занывают стрелы —

И улыбаешься людям, как серафим.

После бессонной ночи слабеют руки И глубоко равнодушен и враг и друг. Целая радуга — в каждом случайном звуке,

И на морозе Флоренцией пахнет вдруг.

Нежно светлеют губы, и тень золоче Возле запавших глаз. Это ночь зажгла Этот светлейший лик, — и от темной ночи

Только одно темнеет у нас — глаза.

Расстояние: версты, мили…

Рас-стояние: версты, мили… Нас рас — ставили, рас — садили, Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали… Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв,

И не знали, что это — сплав

Вдохновений и сухожилий… Не рассорили — рассорили, Расслоили… Стена да ров.

Расселили нас как орлов —

Заговорщиков: версты, дали… Не расстроили — растеряли. По трущобам земных широт

Рассовали нас как сирот.

Который уж, ну который — март?! Разбили нас — как колоду карт!

Имя твое…

Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке, Одно единственное движенье губ, Имя твое — пять букв. Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту,

Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! — Имя твое — поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век, Имя твое — поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим — сон глубок.

Как правая и левая рука твоя душа моей душе близка…

Бывают моменты, когда множества слов и не требуется. Короткие стихи Марины Цветаевой о любви настолько пронзительно ошеломляющи, что после их прочтения нужно какое-то время, чтобы прийти в себя.

Ушел — не ем: Пуст — хлеба вкус. Всё — мел.

За чем ни потянусь.

…Мне хлебом был, И снегом был. И снег не бел,

И хлеб не мил.

Вот опять окно

Вот опять окно, Где опять не спят. Может, пьют вино, Может, так сидят. Или просто – рук Не разнимут двое. В каждом доме, друг, Есть окно такое. Крик разлук и встреч – Ты, окно в ночи! Может – сотни свеч, Может – две свечи… Но и нет уму Моему покоя… И в моем дому

Завелось такое…

Все твое…

Все твое: тоска по чуду, Вся тоска апрельских дней, Все, что так тянулось к небу,- Но разумности не требуй. Я до смерти буду

Девочкой, хотя твоей.

Милый, в этот вечер зимний Будь, как маленький, со мной. Удивляться не мешай мне, Будь, как мальчик, в страшной тайне И остаться помоги мне

Девочкой, хотя женой.

***

В синее небо ширя глаза — Как восклицаешь:- Будет гроза!

На проходимца вскинувши бровь — Как восклицаешь:- Будет любовь!

Сквозь равнодушья серые мхи — Так восклицаю:- Будут стихи!

Мы с вами разные…

Мы с Вами разные, Как суша и вода, Мы с Вами разные, Как лучик с тенью. Вас уверяю — это не беда,

А лучшее приобретенье.

Мы с Вами разные, Какая благодать! Прекрасно дополняем Мы друг друга Что одинаковость нам может дать?

Лишь ощущенье замкнутого круга.

Мальчик мой…

Мир утомленный вздохнул от смятений, Розовый вечер струит забытье… Нас разлучили не люди, а тени,

Мальчик мой, сердце мое!

Высятся стены, туманом одеты, Солнце без сил уронило копье… В мире вечернем мне холодно. Где ты,

Мальчик мой, сердце мое?

Ты не услышишь. Надвинулись стены, Все потухает, сливается все… Не было, нет и не будет замены,

Мальчик мой, сердце мое!

Два солнца

Два солнца стынут — о Господи, пощади! — Одно — на небе, другое — в моей груди.

Как эти солнца — прощу ли себе сама? — Как эти солнца сводили меня с ума!

И оба стынут — не больно от их лучей! И то остынет первым, что горячей.

Цыганская страсть разлуки

Цыганская страсть разлуки! Чуть встретишь — уж рвешься прочь! Я лоб уронила в руки,

И думаю, глядя в ночь:

Никто, в наших письмах роясь, Не понял до глубины, Как мы вероломны, то есть —

Как сами себе верны.

Ты солнце в выси мне застишь…

Ты солнце в выси мне застишь, Все звезды в твоей горсти! Ах, если бы — двери настежь! —

Как ветер к тебе войти!

И залепетать, и вспыхнуть, И круто потупить взгляд, И, всхлипывая, затихнуть,

Как в детстве, когда простят.

Ты, мерящий меня по дням…

Ты, мерящий меня по дням, Со мною, жаркой и бездомной, По распаленным площадям —

Шатался — под луной огромной?

И в зачумленном кабаке, Под визг неистового вальса, Ломал ли в пьяном кулаке

Мои пронзительные пальцы?

Каким я голосом во сне Шепчу — слыхал? — О, дым и пепел! — Что можешь знать ты обо мне,

Раз ты со мной не спал и не пил?

В лоб целовать — заботу стереть…

В лоб целовать — заботу стереть. В лоб целую.

В глаза целовать — бессонницу снять. В глаза целую.

В губы целовать — водой напоить. В губы целую.

В лоб целовать — память стереть. В лоб целую.

Я — страница твоему перу…

Я — страница твоему перу. Все приму. Я белая страница. Я — хранитель твоему добру:

Возращу и возвращу сторицей.

Я — деревня, черная земля. Ты мне — луч и дождевая влага. Ты — Господь и Господин, а я —

Чернозем — и белая бумага!

Конечно же, невозможно уместить здесь все прекрасные стихи Марины Цветаевой, но я надеюсь, дорогие читатели, что эта подборка моих любимых стихотворений не оставила вас равнодушными и вы получили такое же удовольствие, как и я, перечитывая знакомые строки.

Продолжить беседы о прекрасном чувстве любви можно здесь: Все начинается с любви Стихи Эдуарда Асадова о любви Согреться нотами любви Любовь и музыка

А в качестве душевного подарка очень хочу вместе с вами прослушать прекрасный романс. Полина Агуреева — Мне тебя уже не надо. Музыка Таривердиева, стихи Марины Цветаевой.

Ли Кэрол. «Путешествие домой»Любовь и самоотречение Марины ЦветаевойКакую власть порой имеет взгляд… О глазах в цитатах и афоризмахГармония звуков: стихи о музыке и музыка стихаВесеннее настроение в цитатах и афоризмахКак здорово, что в жизни снова лето… Цитаты и афоризмы про лето

irinazaytseva.ru


Смотрите также