Боровиковский биография художник


Боровиковский биография

Главная / Великие русские художники / Боровиковский биография

Происходящий из небогатой казацкой семьи, Боровиковский Владимир Лукич (1757 —1825) появился на свет в Украине. Оба его брата и отец занимались религиозной живописью – они писали иконы для местных храмов. Немалый талант Владимира был заметен уже тогда, и кроме икон, сам Владимир Боровиковский пользовался популярностью и как талантливый портретист. 

Настоящую же удачу ему принесли два аллегорических портрета, написанных для «путевого дворца» — одного из небольших, но роскошных имений, возведенных на пути императрицы Екатерины II в Крым. Архитектор, художник и музыкант Н.А. Львов, бывший в свите императрицы, обратил внимание на картины Боровиковского Владимира и нашел художника. Уже через год Владимир переехал в Петербург и первое время обретался в доме Львова и его семьи. 

Быстро набравший популярность и клиентуру в Петербурге, Боровиковский никогда не зазнавался. Работал он очень много. Брался и за парадные портреты, и за «домашние сцены», и за иллюстрации к книгам и романам, и за копии, используя красивый багет для картин. «Портрет М. И. Лопухиной», написанный в 1797 году, считается одним из каноничных для стиля Боровиковского. Репродукции картин Боровиковского Владимира отличаются мягкой цветовой гаммой, лиричным настроением и умением выразить характер изображенного на них человека, при этом подчеркнув именно лучшие его черты.

Работал Владимир Боровиковский до глубокой старости. Постепенно популярность его пошла на спад, художник сделался мрачен и хмур, перестал поддерживать переписку с друзьями, углубился в мистику и последняя серия его картин, альбомы с набросками – это своего рода «конспект» той мифологии и мистики, которую он изучал. Самой же последней его работой был иконостас в церкви Смоленского кладбища в Петербурге, где и похоронен художник Владимир Лукич Боровиковский.

Боровиковский известные картины

Портрет великой княжны Александры Павловны

Портрет великой княжны Елены Павловны

Портрет генерал-майора Ф. А. Боровского

Портрет Е. А. Нарышкиной

Портрет М. И. Лопухиной

Портрет Павла I

👤 Блинцов | 2017-05-11, 10:53

art-assorty.ru

БОРОВИКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЛУКИЧ

Российский живописец, портретист, иконописец, академик и советник Императорской Академии художеств. Широкую известность В.Л. Боровиковскому принесли разнообразные по типологии портреты: от репрезентативных полотен большого формата до малоформатных камерных изображений.

Ранние годы

Боровиковский родился в небольшом городке Миргород (совр. Полтавская область, Украина) в семье потомственного иконописца и военного из казачьей среды. Детство и юность Владимира Лукича, вероятно, прошли в обстановке, которая способствовала проявлению и развитию его живописного дарования: Лука Боровик (Лука Иванович Боровиковский), отец будущей петербургской знаменитости, стал его первым учителем иконописи. В 1774 г. согласно обычаю юноша вступил в Миргородский полк, где числился «сверх комплекта» до первой половины 1780-х гг., когда в чине поручика вышел в отставку. В этот период он посвящает себя религиозной живописи, создавая для местных храмов образа, не сохранившиеся до наших дней.

Санкт-Петербург

Переломным в судьбе живописца стал 1787 г., когда Екатерина II решила совершить путешествие в Тавриду через Малороссию. В.В. Капнист, поэт и предводитель дворянства, поручил В.Л. Боровиковскому исполнить два панно для путевого дворца в Кременчуге, где должна была остановиться императрица. Блестяще исполненные художником аллегорические композиции произвели на «казанскую помещицу» должное впечатление, и В.Л. Боровиковский был приглашен в Санкт-Петербург. Особое покровительство ему также оказал находящийся в свите правительницы архитектор Н.А. Львов, пригласивший мастера остановиться у себя в доме. Пребывание Боровиковского в Почтовом стане, где жила семья Львовых, затянулось на десять лет.

Именно встреча с Н.А. Львовым стала отправной точкой в петербургской карьере Боровиковского. Гостеприимный хозяин, известный архитектор и прекрасный рисовальщик, Львов не только предоставил кров молодому художнику, но и, вероятно, развивал мастерство его рисунка, а также способствовал знакомству Боровиковского с произведениями западноевропейского искусства. Также немаловажно, что именно Львов познакомил Владимира Лукича с Дмитрием Левицким, в то время являвшимся ключевой фигурой живописного мира Санкт-Петербурга. Документальных свидетельств ученичества Боровиковского у вышеупомянутого прославленного портретиста не существует, однако манера и различные живописные приемы, свойственные раннему петербургскому периоду творчества Боровиковского, указывают на влияние Д.Г. Левицкого. В это же время Боровиковский сближается с поэтами Д.И. Хвостовым, М.Н. Муравьевым,  В.В. Капнистом и композитором Е.И. Фоминым, входящими в кружок Державина-Львова. От них он воспринимает идеи Жан-Жака Руссо, которые позднее повлияли на появление сентименталистских настроений в его творчестве.

Тем не менее, первые заказы, которые Боровиковский также получает благодаря покровительству Н.А. Львова, - это иконы для церквей, построенных по преимуществу самим архитектором. В 1790-1792 гг. художник выполняет 37 образов для Борисоглебского собора в Торжке, а в 1793-1794 гг.  работает для собора св. Иосифа в Могилеве. Эти произведения отличает отход от древнерусских иконописных канонов, красочность палитры и большое внимание к  изображению красоты и богатства предметного мира.

1794 год открывает новую главу в творчестве В.Л. Боровиковского как выдающегося портретиста. В частности, в это время им создаются как миниатюрные портреты, выполненные маслом на картоне, меди, цинке и дереве, так и произведения большего формата. Абсолютно новаторским является портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке, где художник показал иное понимание портретных задач. Это первый пример камерного толкования образа императрицы, явившийся итогом усвоенных Боровиковским идей сентиментализма. Для этого направления характерен отказ от прославления разума, рассудочности и нормативности нравственных воззрений. На первый план выходит индивидуальная неповторимость человека и его жизненного пути, эмоциональная и чувственная сторона личности, интерес к внутреннему миру и гармония человека с природой. Поэтому вместо привычного парадного портрета императрицы, фокусирующегося лишь на одном аспекте ее личности, мы видим у Боровиковского Екатерину - пожилую даму, одетую «по-домашнему», в салопе и чепце, неспешно прогуливающуюся по парку в компании своей любимицы – английской левретки.  

Столь необычная трактовка образа императрицы, вероятно, была придумана в кружке Н.А. Львова, однако Боровиковскому не удалось добиться ожидаемого эффекта: по-видимому, Екатерине II портрет не понравился, т.к. он не был приобретен дворцовым ведомством. Однако благодаря хлопотам И.Б. Лампи, австрийского живописца и «почетного общника» петербургской Академии художеств, за эту работа Боровиковский был удостоен звания «назначенного» в академики.

Вышеупомянутый И.Б. Лампи приехал в Санкт-Петербург в 1792 г. и наравне с Д.Г. Левицким может считаться учителем и покровителем Боровиковского. Владимир Лукич под руководством признанного  мастера копировал его произведения, изучая приемы и технику современной европейской живописи. Впоследствии, уезжая из России в 1797 г., Лампи оставил бывшему ученику свою мастерскую на Миллионной улице. Покровительство выдающихся деятелей искусства, мыслителей и литераторов благотворно сказывалось на карьере Боровиковского. Именно способность синтезировать все те знания, которые он получил от своих учителей, и новаторский подход в жанре портрета сделали Владимира Лукича важной фигурой в живописной среде.

В 1795 г. он создает портрет Великого князя Константина Павловича, за который получил звание академика, и портрет Г.Р. Державина. Постепенно Боровиковский получает все больше заказов вне круга своих покровителей. В этот период в творчестве мастера формируется своеобразный композиционный канон женских портретов: поясное изображение фигуры, часто опирающейся на тумбу, дерево, реже стол; плод или цветок в руке портретируемого или рядом; природный фон; размещение фигуры на стыке светлого (небо) и темного (кроны деревьев/кустов). Все это позволяет назвать Боровиковского создателем сентиментального портрета.

Самым знаменитым воплощением такого типа портрета стало изображение Марии Ивановны Лопухиной (1797). Созданный Боровиковским образ овеян поэтичностью, выраженной через певучую линейность рисунка и ритм тончайших светотеневых нюансов. Изгиб фигуры Марии Ивановны вторит изгибу дерева на заднем плане, колосьям ржи и бутону розы. Белое платье с прямыми складками перекликается с цветом березок, шелковый пояс – с голубыми васильками, нежно-лиловая шаль – с розами справа. Эмалевые, прозрачные, с множеством лессировок краски Боровиковского создали удивительный по своей жизненной достоверности образ. Это полотно произвело неизгладимое впечатление на современников, став удивительным примером портрета, где воплощены просветительские идеалы и глубина чувств, которых до этого не знала русская портретная живопись.

На конец 1790-х - начало 1800-х гг. приходится время расцвета творчества Боровиковского. Он получает множество заказов, становясь наравне с Д. Левицким главным портретистом петербургской знати. Постепенно  сентименталистские тенденции уступают место строгой пластичности, скульптурности форм и усилению объемности, свойственной классицизму. Он создает парадные портреты императора Павла I и князя А.Б. Куракина. В 1802 г. становится Советником Академии художеств. Своеобразным итогом предыдущего сентиментального периода творчества мастера может рассматриваться портрет сестер Гагариных.

Для 1800-1810 гг. характерен интерес Боровиковского к семейным групповым портретам, где при сохранении внешних индивидуальных черт превалируют монументальные и даже героические черты. В этот же период он снова обращается к иконописи, участвуя в создании образов для Казанского собора и церкви Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге.

Светская жизнь В.Л. Боровиковского продолжает протекать в рамках разных кружков и масонской ложи «Умирающего сфинкса», куда он вступил в 1802 г. Впоследствии он покинул ложу и  в 1819 г. стал членом  мистического кружка Е.Ф. Татариновой «Союз братства». Биографы отмечают, что вступление в это объединение было вызвано поиском духовного единства, атмосферы, созвучной его внутреннему миру, и примирения с несправедливой действительностью. Однако Боровиковский был разочарован в очередной раз. «Все мне кажутся чужды… Одно высокомерие, гордость и презрение» - писал он в своем дневнике. Современники отмечали, что художник жил в одиночестве, без семьи, в свободное время развлекал себя игрой на гуслях и очень тосковал по Малороссии.

Стоит отметить еще один аспект деятельности известного живописца – преподавание. Хотя он никогда официально не имел своей школы, у него обучались И.В. Бугаевский-Благодарный, А.Г. Венецианов и др. Последний в письме по смерти художника назвал своего учителя «почтеннейшим и великим мужем».

Владимир Лукич Боровиковский умер 6 (18)апреля 1825 г. в Санкт-Петербурге, достигнув славы и почета, о которых  не мог и мечтать. Все свое имущество, «состоящее в нескольких картинах, небольшом количестве книг, денег и в прочих домашних вещах», он завещал раздать неимущим.

В.Л. Боровиковский был похоронен на Смоленском кладбище, а потом перезахоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. 

Литература

  • Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII—XIX веков. М., 1975.
  • Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII – XX веков. Т. 2. М., 1998.
  • Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. М., 1999.
  • Маркина Л.А. Владимир Боровиковский // Великие имена. Из собрания Государственной Третьяковской Галереи. 2007. № 26.
  • Петинова Е. Русские художники XVIII – начала XX века. 50 биографий. СПб., 2001.
  • Серков А. И. Русское масонство. 1731—2000 гг. Энциклопедический словарь. Российская политическая энциклопедия, 2001.

w.histrf.ru

Боровиковский Владимир русский художник, картины

Главная / Великие русские художники / Боровиковский Владимир русский художник, картины

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.) — русский художник (украинского происхождения), мастер исторической и портретной живописи.

Владимир Лукич был сыном небогатого дворянина, в молодости он состоял на военной службе, но оставил ее в чине поручика и поселился в своем родном городе — Миргороде (Полтавская губерния). Его отец и два брата были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Владимр Лукич тоже взялся за написание икон, но кроме них он писал и портреты, в стиле немного наивной живописи, которая имела широкое  распространение на Украине в то время.

Выбраться из провинции талантливому художнику помог интересный случай. В 1787 году путь Екатерины II на юг России лежал через Миргород. Местное дворянство заказало у В.Л.Боровиковского несколько работ, которые были размещены в комнатах дома. На холстах были изображены аллегорические сцены с участием императорских особ. Императрица советовала художнику ехать в Петербург. Так он и сделал, но поступить в Академию Художеств Владимиру Лукичу не удалось из-за возраста.

С 1792 года Боровиковский брал уроки у И.Б.Лампи (австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II) и Д.Г.Левичкого. В 1795 году Владимиру Лукичу присвоено звание академика, а в 1802 году — советника Академии Художеств. Он стал модным портретистом, многие высокопоставленные особы желали быть изображенными кистью известного мастера.

Как художник В.Л.Боровиковский был трудолюбив и скрупулезен. В серии женских портретом наиболее ярко раскрылся его талант: они не так пышны, как мужские, небольшие по размерам, сходны по композиционному решению, но их объединяет нежное душевное чувство и тонкость в передаче характеров.

Так случилось, что ни Боровиковский В.Л., ни его учитель Лампи И.Б. не оставили описания своих технических приемов живописи. Также известно, что Владимир Лукич был левша.

Дети с барашком

Екатерина II на прогулке в Царском парке

Лизонька и Дашенька

Портрет А.В.Поликарпова

Портрет Великой Княжны Александры Павловны

Портрет Великой Княжны Елены Павловны

Портрет А.Б.Куракина в одеянии кавалера Мальтийского Ордена

Портрет А.Г. и А.А.Лобановых

Портрет А.И.Безбородко с дочерьми

Портрет А.Б.Дубовицкого

Портрет Великой Княгини Марии Павловны

Портрет Великой Княгини Марии Федоровны

Портрет Великой Княжны Анны Павловны и Великого Князя Николая Павловича, детей императора Павла I

Портрет вице-канцлера

Портрет генерал-майора Ф.А.Боровского

Портрет Д.А.Державиной

Портрет Е.А.Архаровой

Портрет Е.А.Нарышкиной

Портрет Е.Г.Потемкиной

Портрет княгини М.И.Долгорукой

Портрет князя Г.С.Волконского

Портрет М.И.Лопухиной

Портрет мореплавателя Ю.Ф.Лисянского

Портрет Муртазы Кули-хана

Портрет Н.А.Толстого

Портрет Павла I в белом далматике

Портрет поэта Г.Р.Державина

Портрет сестер А.Г. и В.Г.Гагариных

Портрет торжсковской крестьянки Христиньи

Расцвет искусства Боровиковского В.Л. был недолгим — чуть более дсятка лет на рубеже XVIII-XIX вв., — но прекрасным. В 1810-х гг. его активность ослабла. На смену прежним вкусам пришли новые, и имя Боровиковского угасло, уступая место молодым мастерам. Старость Боровиковского была безрадостной: будучи одиноким человеком, довольствуясь узким кругом друзей, он теперь совсем стал нелюдимым. Он начал увлекаться мистицизмом, но и это не принесло ему радости. В конце жизни Владимир Лукич не писал портретов, а занимался только религиозной живописью.

Например, в Казанском Соборе Санкт-Петербурга сохранились прекрасные работы Боровиковского в этом роде: «Благовещение», «Константин и Елена», «Великомученица Екатерина», «Антоний и Феодосий». Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Александр Невский

Архангел Гавриил

Благовещение

Бог Отец, созерцающий мертвого Христа

Богоматерь с младенцем

Евангелист Иоанн

Евангелист Лука

Евангелист Марк

Евангелист Матфей

Иосиф с младенцем Христом

Портрет отца Михаила Десницкого

Притча о мудрых и неразумных девах

Распятие

Святая Екатерина

Спас нерукотворный

Товий с ангелом

Христос с окружении ангелов

Царь Давид

  Боровиковский В.Л. воспитал двух учеников, одним из которых был А.Г.Венецианов, перенявший от своего наставника тонкое, поэтическое восприятие мира.

Лучший ремонт и дизайн для вашей квартиры сделают специалисты компании remontsrem. Обращайтесь уже сейчас и вы не разочаруетесь.

👤 Наташа | 2012-02-27, 10:54

art-assorty.ru

книги, учебники, альбомы по истории, искусству, культуре, медицине, религии

НОВОЕ В БИБЛИОТЕКЕ:

:: Крепостное право в России    :: ИНОСТРАННОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО    :: Происхождение человека   

:: Берингия    :: Геохронология    :: Кактусы    :: Теория доказательств в уголовном процессе    :: Палеоботаника - ботаническая палеонтология    :: о биологически активных веществах животного происхождения    :: Минералы - поделочные камни    :: Мхи    :: Певчие птицы    :: Полярное сияние    :: Конституция. Правовое государство. Конституционный суд    :: Насекомые    :: История человеческого тела с древнейших времен    :: Солнечная энергетика - соляной пруд   

:: Крымское землетрясение 1927 года    :: ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ    :: Экономическая история капиталистических стран    :: Головоногие моллюски - осьминоги, кальмары, наутилусы    :: Чудеса природы    :: Белые медведи    :: Чёрный камень шунгит    :: Палео океанология    :: Покровский. 2 том. Русская история с древнейших времён    :: Покровский. 1 том. Русская история с древнейших времён    :: Необычные деревья    :: Белкин. Криминалистика, том 3   

:: Энтомология    :: Поиски динозавров в пустыне Гоби    :: Происхождение брака и семьи    :: Химия почвы    :: Жизнь пруда    :: Геологическая экскурсия по Крыму    :: Тактика и психология допроса    :: Оледенение и Жизнь    :: Вулканические моря Луны и Земли    :: Соборное Уложение 1649 года    :: Вендский период. Вендские жители земли    :: Необычные растения    :: Пчеловодство    :: Серебристые облака    :: Херсонес Таврический    :: Криминалистика. Белкин. 2 том    :: Водные динозавры    :: Биология для поступающих 

:: Янтарь    :: Динозавры пустыни Гоби    :: Метеориты    :: Загадки памяти    :: Вулканы Карадага    :: Мамонт    :: История суда и уголовного процесса    :: Историческая геология с основами палеонтологии    :: Вулканы и жизнь. Биовулканология    :: Палеоген Белоруссии    :: Чатыр-Даг в Крыму    :: Этология. Поведение животных    :: Почему вымерли мамонты    :: Российская криминалистика    :: Вулканиты :: Кремень и яшма для изготовления орудий в каменном веке :: Лагонаки :: Уголовный процесс в США :: Тринкер. Вечный бетон. ПАВ добавки в бетоны

www.bibliotekar.ru

Биография В.Л. Боровиковского

The-biografii.ru информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах. На The-biografii.ru Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте. The-biografii.ru подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых. Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей. Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на The-biografii.ru. Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности. Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям. А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.

Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

the-biografii.ru

Владимир Боровиковский - картины (всего 108) - WikiArt.org

Влади́мир Луки́ч Боровико́вский (1757, Миргород, Малороссия —1825) — русский художник, мастер портрета, академик Императорской академии художеств. Родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720—1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца. С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов. В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем. Несколько лет занимался живописью у И. Б. Лампи.

В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.

Масон. Посвящён в масонство в петербургской ложе Умирающего сфинкса, которой руководил А. Ф. Лабзин и членом которой был Д. Г. Левицкий, 25 января 1802 года. Впоследствии вышел из ложи и с 26 мая 1819 года состоял в мистическом кружке Е. Ф. Татариновой «Союз братства».

Женат не был; детей не имел. Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний — гранитный саркофаг на львиных ногах. Своё имущество он завещал раздать нуждающимся. Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста. В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец. Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной». Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера — А. Г. Венецианова. В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.). В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801—1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней. Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть. Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.

В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

www.wikiart.org


Смотрите также