Биография татьяна лиознова


Татьяна Лиознова

В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Картина посвящена созданию новой пластинки Канье Уэста «Jesus Is King».Трейлер сериала «Эпидемия».На старте новой платформы доступны «Утреннее шоу», «Видеть», «Дикинсон» и другие оригинальные сериалы.Владимир Вдовиченков рассказывает роботу о понятиях семьи и любви.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиВойна между двумя боссами сицилийской мафии.Юлия Абдель-Фаттах и Пётр Рыков идут по следу похитителя.72 документальных фильма программы

www.kino-teatr.ru

Татьяна Лиознова: фильмы, биография, фото и интересные факты :

Женщин-режиссеров в мировом кинематографе не так уже и много. С чем это связано – неизвестно, однако, как показывает практика, встав во главе съемочного процесса, представительницы прекрасного пола способны создавать по-настоящему душевные кинопроекты. Среди наиболее известных советских представительниц этой профессии – режиссер Татьяна Лиознова, подарившая зрителям такие шедевры, как «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны» и «Карнавал».

Детские годы

Родилась будущая прима советской режиссуры в 1924 г. в Москве. Отец девочки - Моисей Александрович - был инженером-экономистом. В начале Великой Отечественной он геройски погиб. Мама Татьяны Лиозновой - Ида Израилевна - в отличие от мужа, имела образование всего 3 класса, но это не мешало ей быть по-житейски мудрой женщиной. После смерти супруга она своими силами поднимала дочку на ноги и старалась обеспечить ее самым необходимым.

Окончив школу, Татьяна Лиознова поначалу попробовала свои силы в Авиационном институте г. Москвы. Но через полгода осознала, что это не ее путь, и ушла оттуда.

Учеба во ВГИКе и первые работы

В 1943 г. юная Татьяна Лиознова (фото актрисы вы можете видеть на странице) поступила на режиссерский факультете ВГИКа. Ей повезло попасть в мастерскую к преподавателям Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. Сергей Апполинариевич стал для юной студентки не только учителем, открывшим ей многие тайны режиссерского искусства, но и воспринимался ею как отец. Стоит отметить, что Герасимов очень ценил талант своей ученицы и во время работы над «Молодой гвардией» сделал ее своей ассистенткой на съемках. Более того, он позволили ей самостоятельно руководить съемками небольшого эпизода картины, а также использовал в проекте фрагмент из курсовой работы Лиозновой (танец Любки, который исполнила Инна Макарова).

Несмотря на самые лучшие рекомендации Герасимова и Макаровой, а также участие в создании такой известной ленты, как «Молодая гвардия», после выпуска из ВГИКа работы для талантливой девушки не нашлось.

Чтобы выжить, Татьяна Лиознова поначалу вместе с матерью шила халаты на заказ. Позже смогла устроиться разнорабочей на киностудию. Здесь она бралась за любую работу, в том числе и уборщицы. Этот опыт позже ей очень пригодился, ведь, став режиссером, женщина прекрасно разбиралась во всех тонкостях процесса создания кинофильмов и умела поддерживать жесткую дисциплину на съемочной площадке.

Чтобы помочь своей талантливой ученице, Сергей Герасимов брал ее своей ассистенткой при работе над некоторыми проектами. В частности, вместе с ним и Самсоном Самсоновым они поставили спектакль «Седая девушка» в Вахтанговском театре.

Почти восемь лет после выпуска ассистировала другим Татьяна Лиознова. Фильмография этого периода – это картина «Земля и люди» Станислава Ростоцкого (была вторым режиссером). В эти же годы вместе с Владимиром Беляевым Татьяна Михайловна написала пару пьес на основе фольклора народов Китая и Кореи.

Режиссерский дебют: кинокартина «Память сердца»

В 1958 г. в карьере Татьяны Лиозновой случается прорыв – ее назначают режиссером ленты «Память сердца». Сценарий для этого проекта написали два ее педагога – супруги Сергей Герасимов и Тамара Макарова (последняя сыграла в картине главную героиню – Екатерину Ивановну).

Дебютная лента оказалась весьма успешной. В ней Татьяна Лиознова смогла искренне «рассказать» о любви, чести, верности и невероятной отваге. Конечно, в этой работе еще очень чувствовалось влияние режиссерской манеры ее учителя – Герасимова, однако были заметны и попытки молодой Лиозновой найти собственный стиль.

Работы Лиозновой в шестидесятые

После успешного дебюта стала вполне востребованным режиссером Татьяна Лиознова. Фильмы ее выходили не очень часто, однако каждый из них был настоящим событием. Следующей ее работой стала лента о буднях и праздниках семейства Чернышевых – «Евдокия».

В этой картине Татьяна Михайловна плавно рассказывает об эволюции отношения к мужу обычной сельской женщины Евдокии (Людмила Хитяева).

После мелодрамы о любви в крестьянской семье Татьяна Лиознова взялась за биографическую драму о летчиках-испытателях, участвовавших в создании МиГ-9 в СССР – «Им покоряется небо».

Главные роли в новом проекте исполнили Николай Рыбников и Светлана Светличная. Пропитанная лиричностью и напрочь лишенная пафоса, характерного для кинокартин шестидесятых, третья работа Лиозновой была высоко оценена не только советскими зрителями, но и зарубежными. Она получила первую премию Международного кинофестиваля авиационных и астронавтских кинокартин в Довилле.

После успеха «Им покоряется небо» вновь вернулась к житейским драмам в своей работе Татьяна Лиознова. Фильмы, которые она сняла в ближайшие четыре года, как и «Евдокия», рассказывали о радостях, горестях и душеных метаниях обычных советских людей.

Кинокартина 1965 г. – «Рано утром» – рассказывала о непростой судьбе двух сирот – Алеши и Нади, которые, несмотря на сложную жизнь, смогли вырасти достойными и счастливыми людьми.

После этой киноленты Лиознова сняла самый известный свой фильм шестидесятых – «Три тополя на Плющихе». В нем главные роли сыграли Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Пожалуй, это был самый целомудренный и одновременно чувственный кинофильм того периода о любви и женском счастье. И хотя Доронина была слабо похожа на деревенскую жительницу, ее искренняя игра компенсировала этот недостаток. Кстати, живое исполнение песни «Нежность» в такси главной героиней было сугубо импровизацией, придуманной Лиозновой, однако невероятно удачной.

За эту картину режиссер получила премию в Аргентине. А для отечественных зрителей лента «Три тополя на Плющихе» на многие годы стала любимой.

«Семнадцать мгновений весны»

Несмотря на грандиозный успех последней ленты, следующие несколько лет ничего не снимала Татьяна Лиознова. Биография этого периода не особо известна широкой общественности. Возможно, режиссер в эти четыре года не могла найти для себя интересного проекта.

Однако в 1971 г. она взялась за военный телесериал о советском разведчике Штирлице, действовавшем в самом сердце руководства фашистской Германии. Работа над проектом длилась почти три года. Татьяна Лиознова смогла задействовать в нем лучших артистов современности.

Главная роль была отдана Вячеславу Тихонову, с которым режиссер была знакома еще по работе в «Молодой гвардии». Однако сама Татьяна Михайловна мечтала снять в этой роли Арчила Гомиашвили, с которым на тот момент у нее были близкие отношения. Однако худсовет забраковал Гомиашвили, в первую очередь из-за его неарийской внешности, и утвердил Тихонова. Несмотря на это обстоятельство, неприязни к исполнителю главной роли Татьяна Лиознова не испытывала, и они отлично сработались.

Интересная история была с назначением Леонида Куравлева на роль Курта Айсмана. Сам Леонид Вячеславович был сильно удивлен приглашению на съемки в этом проекте, поскольку на то время был известен в амплуа простого рубахи-парня. Однако Лиознова заявила, что отдаст ему роль Гитлера. Старательно приготовившись к этому, артист в результате стал Айсманом и впервые показался на экране с родной лысиной, без парика.

Леонид Броневой, исполнивший Генриха Мюллера, до «Семнадцати мгновений весны» был малоизвестен в кино и даже сомневался, потянет ли сниматься у самой Лиозновой. Однако, преодолев все сомнения, от прекрасно сыграл и стал настоящей легендой для советских зрителей.

Еще одной находкой Татьяны Михайловны для этой картины стал Евгений Евстигнеев (профессор Плейшнер). Хотя режиссер работала с ним в «Им покоряется небо», однако у окружающих были огромные сомнения, впишется ли он в актерский ансамбль. Евстигнеев не только хорошо сыграл, но и, наряду со Штирлицем и Мюллером, стал героем многочисленных анекдотов.

После премьеры кинокартины «Семнадцать мгновений весны» она моментально превратилась в культовую и была осыпана похвалами и наградами. К сожалению, саму Татьяну Лиознову и автора сценария - Юлиана Семенова - так и не наградили Государственной премией СССР. Режиссер утверждала, что причина кроется в ее еврейском происхождении.

Невероятный успех этого проекта был обусловлен тем, что в ленте впервые фашисты были показаны не как звери или недоумки, а как обычные люди со своими слабыми и сильными сторонами. Это был рискованный шаг, ведь ранее такого себе не позволял ни один режиссер в СССР. Смелое и весьма удачное новаторство Татьяны Михайловны позже было использовано другими режиссерами, снимавшими картины о войне, в частности Олегом Биймой («За ночью день идет…»).

Кинокартины «Мы, нижеподписавшиеся» и «Карнавал»

Несмотря на фантастический успех многосерийного проекта о Штирлице, снова взяла почти на семь лет творческий перерыв Лиознова.

Следующий ее кинофильм вышел на экраны лишь в 1980 г. и назывался «Мы, нижеподписавшиеся». Татьяна Лиознова на этот раз попыталась поработать в непривычном для себя жанре – производственной драме, собрав в этом проекте целую плеяду известных актеров.

Кинолента получилась вполне достойной, хотя и более слабой, нежели ранние работы режиссера.

Не успели закончиться послесъемочные работы, как взялась за постановку новой картины («Карнавал») по написанному ею сценарию Татьяна Лиознова.

Биография, личная жизнь режиссера и годы непосильного труда ради достижения своей цели – все это легло в основу истории Нины Соломатиной. Сама Лиознова в одном из интервью подтвердила, что во многом сама стала прототипом своей героини. Как и Нине, ей долго не удавалось пробиться в профессии и приходилось браться за любую работу. И хотя Татьяна Михайловна была коренной москвичкой, а не дочкой матери-одиночки из провинции, она прекрасно понимала, через что героине пришлось пройти, ведь после гибели отца мать воспитывала ее сама.

На главные роли в этом проекте Лиознова пригласила некоторых артистов, с которыми работала над лентой «Мы, нижеподписавшиеся»: Ирину Муравьеву, Клару Лучко и Юрия Яковлева.

Последняя работа Лиозновой

После невероятного успеха «Карнавала» режиссер взялась за адаптацию пьесы драматурга из США - Артура Копита - «Конец света с последующим симпозиумом». Татьяна Лиознова написала на ее основе собственный сценарий и в 1986 г. начала съемки.

Однако этот проект постоянно преследовали неудачи. Сначала умер оператор П. Катаев, и пришлось искать ему замену. А когда лента была готова, в СССР поменялась политическая ситуация, и картина, критикующая США, уже была неактуальной.

Несмотря на то что картина оказалась фактически ненужной, она была очень неплохо снята и, выйди она чуть раньше, возможно, стала бы успешной.

«Конец света с последующим симпозиумом» стала последней кинолентой, которую сняла Татьяна Лиознова.

«Дожить до светлой полосы...»

После распада СССР режиссер более не снимала кинокартин. Однако, будучи невероятно активной личностью, не сидела сложа руки. Так, она много участвовала в общественной деятельности, пока ей позволяло здоровье.

Будучи очень гордой женщиной, она старалась не просить ни у кого помощи. К счастью, близкие друзья помогали ей по мере сил.

В 2004 г., к моменту 80-летнего юбилея, о режиссере сняли документальный фильм «Дожить до светлой полосы. Татьяна Лиознова», в котором она рассказывала о себе и своей творческой судьбе.

В 2011 г. Татьяны Михайловны не стало. Она была похоронена рядом с матерью.

А в 2016-м на фасаде здания киностудии им. М. Горького, где она проработала сорок лет, была помещена мемориальная доска с ее портретом.

Татьяна Лиознова: личная жизнь

Что касается личного, то, хотя Татьяна Михайловна пользовалась у мужчин популярностью, замуж она так и не вышла. Об именах своих поклонников женщина не очень распространялась, но известно, что за нею ухаживали несколько именитых режиссеров и легендарный Арчил Гомиашвили.

Почти всю жизнь женщина прожила вместе с матерью, которая после смерти отца так и не вышла повторно замуж. С мамой у Татьяны Лиозновой всегда были очень близкие отношения, поэтому, когда та состарилась и много болела, дочка отказывалась от участия во многих проектах, чтобы ухаживать за нею.

Собственных детей у Лиозновой не было. Однако в шестидесятых погиб ее близкий друг - летчик Василий Калашенко, и режиссер удочерила и вырастила его осиротевшую малышку Люду.

Занимательные факты

  • Отчество Татьяны Лиозновой - Михайловна - взято ей вместо родного (Моисеевна) из-за того, что к евреям в СССР тоже относились не очень хорошо.
  • В детстве Лиознова Татьяна Михайловна хотела научиться играть на скрипке, так как обладала абсолютным музыкальным слухом, и ей нравилось это занятие. Стараниями школьного учителя музыки ей удалось убедить мать купить скрипку. Вот только когда она услышала, как отвратительно звучит этот инструмент, когда неправильно берешь ноту, девушка настолько разочаровалась, что отказалась от этой затеи.
  • Во время работы над картиной «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Лиознова пригласила Иосифа Кобзона исполнить все песни, звучащие в ней. Однако она уговорила певца исполнить песни в особой манере, совсем не похожей на то, как он привычно поет. В результате, когда лента вышла на экраны, многие не узнали голос исполнителя бессмертных хитов «Мгновения» и «Я прошу…».
  • По словам самой Татьяны Михайловны, при съемках в Германии ее более всего поразила ухоженность и высокий уровень жизни в стране, которая всего 30 лет назад лежала в руинах.
  • Машина «Волга», на которой ездил главный герой «Трёх тополей на Плющихе», позже «снималась» в кинокартине «Берегись автомобиля», где одну из главных ролей тоже сыграл Олег Ефремов.
  • В одном из своих поздних интервью режиссер рассказывала об открытом финале «Карнавала». Так, по ее замыслу, выступление Нины Соломатиной в конце картины – это не грезы, а ее реальное будущее, которого она обязательно достигнет.

Татьяна Лиознова была человеком удивительного таланта. Очень жаль, что из-за нелепых обстоятельств она сняла всего девять картин, однако даже этим она обессмертила свое имя на века.

www.syl.ru

Татьяна Лиознова – биография, фото, личная жизнь, фильмография, смерть | Биографии

Татьяна Лиознова: биография

Прославленная артистка двадцатого столетия Татьяна Лиознова знаменита примечательными творениями в качестве режиссера, сценариста и педагога. В 1984 году Татьяне Михайловне присвоили звание Народной артистки СССР.

Детство и юность

Будущая создательница кинолент родилась летом, 20 июля 1924 года, в столице СССР. Родители девочки — по национальности урожденные евреи. Отца звали Моисей Александрович. Он отучился на инженера-экономиста. С начала вступления Союза во Вторую мировую войну отправился на фронт, где погиб в 1941 году.

Режиссер Татьяна Лиознова

Мать Татьяны звали Ида Израилевна. Она окончила три класса школы, но по жизни была мудрой женщиной. После гибели мужа Ида Израилевна своими силами поднимала и растила дочь, обеспечивая девочку всем необходимым. Брачными узами она себя больше не связала.

Лиознова отличалась абсолютным музыкальным слухом. Она даже мечтала научиться играть на скрипке. Но когда услышала, как ужасно звучит инструмент, если берешь неправильно ноту, то разочаровалась и отказалась от затеи.

Татьяна Лиознова в молодости

По окончании школы девушку приняли в институт авиации. Она проучилась там один семестр, после чего в 1943 году подала документы во ВГИК и прошла на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Проучив Татьяну один испытательный семестр, преподаватели подумывали отчислить студентку. Они считали, что у девушки не хватает жизненного опыта для режиссерской стези. Татьяна убедила педагогов в обратном, продемонстрировав работы.

Татьяна Лиознова

Для курсового проекта в институте начинающий режиссер поставила «Кармен» по прозе Проспера Мериме. Созданный в постановке танец затем взяли в картину «Молодая гвардия». На третьем курсе института Герасимов взял девушку себе в помощь в театр и на рабочие съемки кинофильмов. В 1949 году Татьяна вышла из дверей института кинематографии. С этого момента началась творческая биография выпускницы в качестве квалифицированного режиссера.

Фильмы

По окончании института девушку распределили на киностудию имени Максима Горького. Но Татьяна не успела приступить к должностным обязанностям – начинающего режиссера сразу уволили. После этого она работала помощником Герасимова и Бориса Бунеева. В 1955 году выступила как второй режиссер в первом фильме Станислава Ростоцкого «Земля и люди».

Режиссер Татьяна Лиознова

В 1952 году в команде с Герасимовым и Самсоном Самсоновым поставила спектакль «Седая девушка». Затем в союзе с Владимиром Беляевым создала пару пьес по сюжету национальных сказок Кореи и Китая.

В 1958 году в фильмографии Татьяны появился дебютный фильм «Память сердца». Сценарий к картине написали Герасимов и Макарова. Вторая в ленте исполнила главную роль. По кинофильму прослеживалось, что Лиознова стремится создавать ярких героических персонажей.

Клавдия Лепанова в фильме Татьяны Лиозновой «Память сердца»

В 1961 году режиссер создала фильм «Евдокия». Лента снята по повести Веры Пановой. Актриса Людмила Хитяева, сыгравшая Евдокию, раскрылась в картине с новой стороны. Героическую тему Лиознова продолжила в фильме «Им покоряется небо» в 1963 году. Лента посвящалась погибшим летчикам-испытателям. В том же году Татьяна стала лауреатом премии «Золотое крыло».

В 1965 году вновь выпустила фильм по прозе Пановой «Рано утром». В создании ленты работала с оператором Петром Катаевым.

Эмилия Мильтон в фильме Татьяны Лиозновой «Рано утром»

В 1967 году мир увидел фильм «Три тополя на Плющихе». Спустя год картину оценили на Международном кинофестивале в Аргентине. История знакомства замужней женщины Анны и шофера такси, волею судьбы проникнувшихся друг к другу, была блистательна исполнена Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым. Критики отметили реальность воплощения жизни человека. Лента снята по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке».

Олег Ефремов и Татьяна Доронина в фильме Татьяны Лиозновой «Три тополя на плющихе»

В 1973 году Татьяна Лиознова создала шедевр под названием «Семнадцать мгновений весны». Фильм, состоящий из двенадцати серий, о советском разведчике Штирлице был тепло принят публикой и отмечен орденом Октябрьской революции.

Многосерийную ленту показывали в течение сорока лет. И сейчас фильм периодически выходит на телеэкраны. Для исполнения песен фильма режиссер пригласила Иосифа Кобзона и уговорила певца спеть в непривычной для того манере. В итоге, когда вышла картина, зрители не узнали голос Кобзона.

Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов на съемках фильма «Семнадцать мгновений весны»

После выхода фильма о Штирлице Лиознова взяла перерыв в съемках на шесть лет. В это время она занималась преподавательской деятельностью и в сотрудничестве со Львом Кулиджановым руководила новой актерской мастерской.

В 1980 году вновь взялась за любимое ремесло и создала двухсерийную ленту «Мы, нижеподписавшиеся». Кинофильм создан по пьесе Александра Гельмана. На тот момент по сочинению был поставлен спектакль, но это не помешало Лиозновой показать другое видение произведения драматургии.

Ирина Муравьева в фильме Татьяны Лиозновой «Карнавал»

В 1981 году Татьяна Михайловна сняла мелодраму «Карнавал». Композитором кинофильма выступил Максим Дунаевский. Он написал музыку на стихи Роберта Рождественского. После выхода картины песни, звучавшие с экрана, слышались отовсюду. Главные роли в кинокартине исполнили Ирина Муравьева, Александр Абдулов и Юрий Яковлев. Муравьева за роль признана лучшей актрисой года по опросу зрителей.

Надежда Румянцева в фильме Татьяны Лиозновой «Конец света с последующим симпозиумом»

В 1986 году Лиознова завершила свой конечный трехсерийный фильм «Конец света с последующим симпозиумом». Съемка ленты начиналась с оператором Петром Катаевым, но он скоропостижно скончался. Поэтому доделывал фильм Михаил Якович. В картине задействованы Армен Джигарханян, Олег Табаков, Евгений Весник, Олег Басилашвили, Дмитрий Певцов. Так как в Союзе случились перемены, фильм с антиамериканской пропагандой стал не нужен. Картину показали один раз в 1987 году и после этого не выпускали на экраны.

Личная жизнь

Татьяна Лиознова не выходила замуж и не имела детей, хотя мужчины часто оказывали знаки внимания женщине. Режиссер не называла имен поклонников, но известно, что за ней ухаживал Арчил Гомиашвили.

Татьяна Лиознова

В течение жизни Татьяна жила с матерью, с которой у нее были близкие отношения. Когда Ида Израилевна постарела и много болела, Лиознова не участвовала в проектах, чтобы ухаживать за мамой.

В шестидесятые годы погиб близкий товарищ Татьяны – летчик Василий Калашенко. Женщина удочерила и воспитала дочку Василия – Людмилу – как родную. Та оставалась с приемной матерью во время болезни той и до последнего дня.

Лиознова сменила отчество с Моисеевны на Михайловну, потому что в СССР к евреям относились не очень хорошо. Татьяна Михайловна входила в состав Антисионистского комитета советской общественности. Она фигурировала в союзе кинематографистов.

В 2004 году в честь 80-летия режиссера сняли документальный фильм «Дожить до светлой полосы. Татьяна Лиознова». Режиссер рассказала о жизненном пути и стезе творца.

Смерть

Борьба с продолжительной болезнью привела к тому, что Татьяна Лиознова ушла из жизни 29 сентября 2011 года. После смерти женщину кремировали. Урну с прахом захоронили в могиле матери.

Татьяна Лиознова в последние годы

В 2016 году на здании киностудии им. М. Горького повесили мемориальную доску с фотографией Татьяны Лиозновой. Режиссер проработала там сорок лет.

Фильмография

  • 1958 — «Память сердца»
  • 1961 — «Евдокия»
  • 1963 — «Им покоряется небо»
  • 1965 — «Рано утром»
  • 1967 — «Три тополя на Плющихе»
  • 1973 — «Семнадцать мгновений весны»
  • 1980 — «Мы, нижеподписавшиеся»
  • 1981 — «Карнавал»
  • 1986 — «Конец света с последующим симпозиумом»

Фото

biografii.net

Страшные мгновения Татьяны Лиозновой

Чтобы оплатить лечение, режиссёр вынуждена была продать квартиру

Чтобы оплатить лечение, режиссер вынуждена была продать квартиру

Ушла легенда. Сегодня Москва простилась с режиссёром Татьяной ЛИОЗНОВОЙ. Она скончалась в больнице на 88-м году жизни после продолжительной болезни. Ее замечательные фильмы любят все. И даже сейчас, если у кого-то не хватает духа пересмотреть «Семнадцать мгновений весны», то «Карнавал» и «Три тополя на Плющихе» до сих пор собирают у телеэкранов миллионы зрителей. Воспоминаниями о «железной леди» отечественного кино с «Экспресс газетой» поделилась ее близкая подруга - арфистка Наталья ПОПОВА-САРАДЖЕВА. Заслуженная артистка Армении познакомилась с Лиозновой еще в школе.

- Мы с Таней начали дружить c девятого класса. В студенческие годы тоже часто встречались, - поделилась Наталья Ивановна. - Тата приглашала меня в свои шумные компании. Она всегда была приветливой, но в то же время закрытой, даже для подруг. Умела слушать, с ней часто делились секретами, но сама - никогда о себе не рассказывала. - Как жили Лиозновы?

- В двух маленьких комнатах в коммуналке. Мама Тани, Ида Израилевна, запомнилась мне очень гостеприимным и добрым человеком. Она всегда чем-нибудь старалась угостить, что в те голодные годы было редкостью. Хотя нам, студентам, давали дополнительные пайки, которые мы между собой называли «УДП» - «умрем днем позже».

Тата окончила ВГИК с красным дипломом

- За что коллеги называли Лиознову «железной леди»?

- Для меня Таня всегда была мягкой и ранимой, но, услышав, как ее кличут, я поинтересовалась: «Неужели ты и, правда, железная?» Она ответила: «А то! Иначе бы не выдержала такой сложной работы и такой жизни, которую прожила». Перед съемками «Семнадцати мгновений…» Лиознова несколько месяцев скрупулезно отсматривала нашу и немецкую кинохронику. На площадке у нее хватало волнений и забот. Еще бы, снять такой огромный фильм и руководить большим количеством капризных звезд. Но Таня отмахивалась: «Сложнее мне дались «Три тополя на Плющихе». Оно и понятно, у Дорониной очень непростой характер.

- Почему Татьяне Михайловне не удалось создать семью и завести детей?

- Да, она не была официально замужем. Но любила и была любимой. А в последние годы за больной уже Татой ухаживала Людмила, дочка ее ближайших друзей, которую Тата считала родной. Люда - хороший человек, постоянно навещала ее в клиниках, договаривалась с врачами, все на себе тянула.

Создатели «Семнадцати мгновений весны»: Татьяна ЛИОЗНОВА, Вячеслав ТИХОНОВ и Юлиан СЕМЕНОВ со своей мамой Галиной Николаевной

- Говорят, ваша подруга страдала от безденежья.

- Средств к существованию у нее действительно совсем не осталось. Только квартира и коллекция гжели, которую она собирала годами. Но ведь посуда нынче почти ничего не стоит. Когда у Тани умерла мама, ей как раз должны были дать «трешку», но она отказалась и взяла двухкомнатную. Потом купила еще одну квартиру где-то в районе Клязьминского водохранилища. Но вынуждена была ее продать, когда понадобились деньги на лечение.

Татьяна Доронина и Олег ЕФРЕМОВ в фильме «Три тополя на Плющихе»

Страсти по Штирлицу

Незадолго до начала съемок «Семнадцати мгновений весны» у Лиозновой случился роман с актером Арчилом Гомиашвили, исполнителем роли Бендера в «12 стульях» Гайдая. Семь лет назад, накануне своей смерти, Арчил признался, что поначалу роль Штирлица должен был играть он. Но Вячеслав Тихонов, дескать, узнав о том, что образ русского разведчика прочат грузину, устроил скандал в ЦК. В результате Лиознова, волнуясь, что фильм у нее могут отнять, выбрала Тихонова. А Гомиашвили навсегда разругался со своей дамой сердца и даже отказался сыграть Мюллера, предложенного ему в качестве компромисса. Пока шли съемки, Арчил женился и обзавелся дочкой. Однажды в самолете, летящим в Тбилиси, Гомиашвили случайно встретился с Лиозновой. Он был с малышкой, а она со своей картиной.

- Вот видишь, - сказал актер, - история решилась сама: ты везешь металлические банки с фильмом, а я - этого маленького человечка.

Ирина МУРАВЬЕВА и Александр АБДУЛОВ в картине «Карнавал»

Игра подруги Натальи на арфе пробирала ЛИОЗНОВУ до глубины души

Романом с Арчилом ГОМИАШВИЛИ Татьяна пожертвовала ради работы

www.eg.ru

Лиознова, Татьяна Михайловна - это... Что такое Лиознова, Татьяна Михайловна?

Татья́на Миха́йловна (Моисе́евна) Лио́знова (20 июля 1924, Москва — 29 сентября 2011, там же[1]) — советский российский кинорежиссёр, сценарист, педагог. Народная артистка СССР (1984)[2][3]. Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976).

Биография

Родилась в Москве 20 июля 1924 года в семье Моисея (Михаила) Александровича и Иды Израилевны Лиозновых[4].

Отец Татьяны Лиозновой, по профессии инженер-экономист, в начале войны записался в народное ополчение и в 1941 году погиб[4].

После школы Татьяна Лиознова поступила в Московский авиационный институт, но проучилась там всего один семестр, а затем поступила во ВГИК (1943) на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, где впервые обучались вместе будущие режиссёры и актёры. По окончании пробного семестра педагоги собирались её отчислить, решив, что небольшого жизненного опыта 19-летней девушки недостаточно для профессии режиссёра. Однако Татьяна Михайловна смогла их переубедить, показав свои учебные работы[4].

В качестве курсовой во ВГИКе Татьяна Лиознова поставила «Кармен» по новелле Проспера Мериме. Присутствовавший на спектакле Александр Фадеев, увидев исполнявшую главную роль Инну Макарову, сказал Герасимову: «Вот вам и Любка Шевцова». Поставленный Лиозновой танец Кармен вошёл впоследствии в фильм «Молодая гвардия» как танец Любки[4].

Ещё на третьем курсе стала помощницей Герасимова как при постановке спектакля по роману Фадеева в Театре киноактёра, так и в съёмках фильма, где она была режиссёром-практикантом по работе с актёрами[4].

В 1949 году Лиознова окончила режиссёрский факультет ВГИКа, получив диплом с отличием. Её распределили на киностудию им. М. Горького, но тут же уволили[4]. Некоторое время работала ассистентом режиссёра у своего учителя Герасимова, Бориса Бунеева, была вторым режиссёром в дебютном фильме Станислава Ростоцкого «Земля и люди» (1955)[3].

В 1952 году поставила совместно с Герасимовым и сокурсником Самсоном Самсоновым спектакль «Седая девушка» по пьесе Хэ Цзинчи и Дин Ни в Театре имени Вахтангова[3]. Увлёкшись дальневосточной культурой, совместно с другим сокурсником Владимиром Беляевым Лиознова написала две пьесы по мотивам китайских и корейских народных сказок. Пьеса «Голубая звезда» была поставлена в Московском ТЮЗе; в спектакле играл ещё малоизвестный тогда Ролан Быков[4].

В 1958 году сняла по сценарию Сергея Герасимова и Татьяны Макаровой свой первый фильм «Память сердца» (Макарова сыграла там главную женскую роль), в 1961-м — «Евдокию» по повести Веры Пановой. В 1963-м вышел фильм о погибших лётчиках-испытателях «Им покоряется небо». Он получил главный приз «Золотое крыло» на Международном фестивале во французском городе Довиле[4].

В 1965 году Лиознова сняла фильм «Рано утром» (снова по повести Пановой). Началось многолетнее сотрудничество с оператором-постановщиком Петром Катаевым. В 1967-м вышли до сих пор любимые многими лирические «Три тополя на Плющихе». Через год этот фильм получил первую премию на Международном фестивале в Аргентине с мотивировкой: «за реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность»[4].

В 1973 году Лиознова закончила почти трёхлетнюю работу над 12-серийным телефильмом «Семнадцать мгновений весны» (по роману Юлиана Семёнова). Вопреки существующему мнению[4] фильм не получил Государственной премии СССР. Госпремии нет ни у Лиозновой[5], ни у Семёнова[6], а исполнитель роли Штирлица Вячеслав Тихонов получил её раньше[7]. Премию фильму заменила многолетняя и непрекращающаяся популярность. Его уже почти сорок лет часто показывают по ТВ. Отмечалось, что лучшие фильмы Лиозновой не стареют; они интересны и пожилым людям, и молодёжи[4].

После «Семнадцати мгновений весны» Лиознова шесть лет не снимала фильмы, углубившись в педагогическую работу. Раньше она обучала студентов ВГИКа в мастерской Герасимова и Макаровой, с 1975-го по 1980 год вместе с Л. А. Кулиджановым руководила новой режиссёрско-актёрской мастерской[4].

В 1980 году Лиознова сняла вышедший на следующий год двухсерийный телефильм «Мы, нижеподписавшиеся» по одноимённой пьесе Александра Гельмана. Пьеса с успехом шла во многих театрах, но это не остановило Лиознову. Как и обычно, хорош был подбор актёров, чего требовал злободневный и психологический фильм. Гельман говорил о Лиозновой, что «она с артистами нежно беспощадна»[4].

Затем происходит резкий поворот, обращение к новому — кинофильм 1981 года «Карнавал» (вышедший в прокат в следующем году), музыкальная мелодрама с элементами мюзикла, но и с элементами драматизма. Лиознова мастерски обращалась с музыкой (чего стоит сотрудничество с Микаэлом Таривердиевым или использование в «Трёх тополях на Плющихе» песни «Нежность»)[4]. Теперь же она пригласила одного из самых ярких композиторов нового поколения — Максима Дунаевского, который подарил фильму неувядаемый хит «Позвони мне, позвони»[8].

Всё началось в 1980-м, когда Лиознова дала задание своим студентам — найти малоизвестное произведение, сделать из него сценарий и отснять несколько эпизодов. Среди принесённых студентами вещей был рассказ Анны Родионовой в старом выпуске журнала «Искусство кино». Об экранизации Лиознова пока не думала, она думала о работах студентов, которые её не устраивали[8].

Анна Родионова дебютировала в 1977-м как сценаристка фильма «Школьный вальс», оператором которого был Пётр Катаев. Сейчас же она стала соавтором сценария вместе с Татьяной Лиозновой[9], которая принесла в сюжет немало своего. Лиознова как-то сказала: «„Карнавал“ чем-то похож на историю моей собственной жизни»[4].

Многим казалось и продолжает казаться, что так неожиданно и завершилось творчество Татьяны Лиозновой. Но был и последний её фильм — трехсерийный, телевизионный, под названием «Конец света с последующим симпозиумом», экранизация пьесы американского драматурга Артура Копита[4]. Фильм начали снимать ещё в 1986 году, но умер оператор Пётр Катаев[10]. Работу оператора-постановщика продолжал и заканчивал Михаил Якович. Снимались такие актёры, как Армен Джигарханян, Олег Табаков, Евгений Весник, Олег Басилашвили, Дмитрий Певцов[3].

Но менялась внешняя политика страны, и антивоенный политический памфлет, обличающий американские власти и вполне подходивший в момент подачи заявки, был уже неугоден. Его показали один раз в начале марта 1987-го и больше не повторяли[4].

С момента создания Антисионистского комитета советской общественности (АКСО) Татьяна Лиознова принимала участие в его работе (в качестве Члена Комитета)[11].

Член Союза кинематографистов СССР.

Татьяна Лиознова не была замужем, у неё осталась приёмная дочь[12].

29 сентября 2011 года умерла в Москве после продолжительной болезни на 88-м году жизни[13][14]. Урна с прахом захоронена на Донском кладбище[15][16] в могилу матери[3].

Награды

  • Народный артист СССР (1984)[2][3]
  • Народный артист РСФСР (1974)[17]
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969)[18]
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1976) — за многосерийный телевизионный художественный фильм «Семнадцать мгновений весны»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 июля 1999 года) — за выдающийся вклад в развитие киноискусства[19]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (20 июля 2009 года) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность[20]
  • Орден Почёта (9 марта 1996 года) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства[21]
  • Орден Трудового Красного Знамени[22]
  • Орден Дружбы народов[17]
  • Орден Октябрьской Революции (1982)[23]
  • МКФ авиационных и астронавтических фильмов в Довиле (1963, Франция, первый приз, фильм «Им покоряется небо»)
  • МКФ в Мардель-Плата (1968, Аргентина, премия Международного католического бюро по кинематографии, фильм «Три тополя на Плющихе»)
  • ВТФ (1981, первая премия, фильм «Мы, нижеподписавшиеся»)
  • ВКФ (1982, приз бюро Эстонского рекламфильма, фильм «Карнавал»)
  • ОРКФ в Сочи «Кинотавр» - специальный приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (12 июня 2000 года)[24]

Фильмография

Режиссёрские работы

Сценарист

  1. 1981 — Карнавал
  2. 1986 — Конец света с последующим симпозиумом

Актёрские работы

Театральные работы

Примечания

dic.academic.ru


Смотрите также