Биография сергей шевкуненко


актер Сергей Шевкуненко

Род-ся: 20.11.1959 Погиб: 11.02.1995

Сергей Юрьевич Шевкуненко родился 20 ноября 1959 г. в Москве.

Отец - Шевкуненко Юрий Александрович - директор 2-го творческого объединения киностудии «Мосфильм».

Мать - Шевкуненко Полина Васильевна - ассистент режиссера киностудии «Мосфильм».

Сестра - Шевкуненко Ольга Юрьевна - старше Сергея на 14 лет.

В 1963 г. Шевкуненко Ю.А. скончался после тяжелой болезни.

В 1972 г. Ольга эмигрировала в Израиль, а затем в США.

Сергей остается один с матерью. Начиная с 1973 г. снимается в кино.

В 1973 г. Сергей играет роль идейного пионера Миши Полякова в 3-х серийном фильме «Кортик» по одноименному произведению А.Н. Рыбакова (киностудия «Беларусьфильм»). Затем в 1974 г. - съемка в 3-х серийном продолжении «Бронзовая птица» (киностудия «Беларусьфильм»).

В 1974 г. Сергей закончил 8 классов 74 средней школы. Продолжать учебу он не захотел.

В 1975 г. Сергей сыграл одну из главных ролей в приключенческой картине «Пропавшая экспедиция» (киностудия им. А.М. Горького). В этом же году после очередной драки Сергея отправляют в спецПТУ.

В марте 1976 г. Сергей ввязывается в драку. Его действия квалифицируют по статье 206 ч. II УК РСФСР как «хулиганство с особой дерзостью и жестокостью» и приговаривают к одному году лишения свободы. В лагере Сергей получает среднее образование. После выхода на свободу устраивается на «Мосфильм» осветителем.

В 1978 г. получает второй срок - 4 года заключения за кражу продуктов из мосфильмовского буфета (статья 89 УК РСФСР). Выходит на свободу осенью 1981 г. 8 декабря 1981 г. Сергея повторно по протекции матери принимают на «Мосфильм» осветителем 2-го разряда с 2-х месячным испытательным сроком.

В 1982 г. - арест за квартирную кражу и хранение наркотиков. По совокупности 2-х статей (статья 210 УК РСФСР «за квартирную кражу» и статья 144 «за привлечение несовершеннолетних в преступную деятельность») получает 4,5 года лишения свободы. Во время заключения за отказ работать на администрацию лагеря и попытку к бегству Сергею продлевают срок еще на 1,5 года.

В тюрьме Сергей заболевает туберкулезом в открытой форме. В 1988 г. освобождается инвалидом II группы. Из-за отказа прописки в Москве едет в Смоленск к родственникам, где в течение года лечится от туберкулеза.

В 1989 г. Сергей женится на Елене Н. В этом же году получает новый срок один год за хранение оружия (статья 218 УК РСФСР). Почти сразу после освобождения его арестовывают за хранение краденых икон и дают срок 3 года.

В 1994 г. Сергей выходит на свободу. Организует бизнес, сколачивает бригаду, которая контролирует ряд точек в районе Мосфильмовской улицы.

11 февраля 1995 г. Сергей вместе со своей 76-летней матерью убит в квартире на ул. Пудовкина при невыясненных обстоятельствах. Убийство до настоящего времени не раскрыто.

Page 2

через сервис ЯндексДеньги

через сервис WebMoney

shevkunenko.ru

Сергей ШЕВКУНЕНКО

С. Шевкуненко родился в Москве 20 ноября 1959 года (Скорпион-Свинья). Читаем в гороскопе:

«Земляная Свинья (ее год длился с 8 февраля 1959 по 27 января 1960 года; повторяется каждые 60 лет) поистине добрая душа, прекрасный организатор, по-умному распоряжается своими средствами и хорошо разбирается в бизнесе. Она ведет активную общественную жизнь, хотя порой может переборщить в отношении выпивки.

Скорпион-Свинья: Она способна перерыть целый огород, чтобы найти то, что ей необходимо. Порой она не очень привлекательная с виду, но душой, как правило, обращена к человеку и может быть очень домашней. Личность весьма чувствительная, честолюбивая, производит впечатление рассудительного и толкового человека. Внешне щедра и готова отдать последнюю рубаху, но бывает очень мстительна в том случае, если ей противоречат и стоят у нее на пути. Такой человек знает свои права и способен отстаивать их и даже превращаться в диктатора. Нужных же ему людей он использует достаточно долго и жестко, не отпуская в другое стадо. У него много творческих талантов, он способен объединить партнеров в коллектив, но любого, кто попытается уйти от него, готов уничтожить. Умеет идти на компромиссы, уступать в мелочах, чтобы выиграть в главном. У него высокий сексуальный и творческий потенциал и, как правило, очень хорошие и способные дети.

Мужчина-Свинья: Он может посвятить себя любой профессии. Он всегда проявит себя добросовестным и трудолюбивым работником. Но дела его также могут принять плохой оборот. Одна из самых его несимпатичных черт – пристрастие к грязи, где он может распластаться во всех видах. С материальной точки зрения и какой бы ни была среда, он всегда найдет то, что ему необходимо для прожиточного минимума. У него будут и работа, и деньги, и для этого он не затратит больших усилий. В течение всей жизни ему будут помогать, и благодаря этой помощи он сможет достичь самых высоких финансовых сфер.

Значение имени: Сергей – замечательный друг. Способен сострадать, проблемы друзей переживает, как собственные, всегда готов утешить и протянуть руку помощи. При этом Сергей неохотно говорит о своих неприятностях, предпочитает сдерживать свои чувства, хотя он крайне эмоциональный человек. В раздражении он становится властным, капризным, иногда буйным. Сергей довольно обидчив, но умеет скрывать свои обиды, ненавидит жаловаться. Он старается воспринимать жизнь такой, какая она есть, предпочитая «плыть по течению».

Как правило, Сергей – женский любимец. Он обаятелен, очаровательно ухаживает за девушками, не терпит конфликтных ситуаций. Он не позволяет себе грубостей по отношению к женщине, всегда заступится за нее. Сергей долго не женится, но не из-за любви к «легким» романам. Он долго ищет спутницу, похожую на него – добрую, чувствительную, нежную. Она должна быть необыкновенной, отличаться от остальных. Сергей трогательно любит своих детей, хотя для их воспитания ему не хватает строгости. Он не будет верным мужем, любые «рамки» вообще не для него. Но даже после развода Сергей сохранит приятельские отношения с женой.

Нельзя сказать, что Сергей везучий человек. Жизнь его будет полна трудностей и препятствий, особенно в молодости. Часто ему не хватает уверенности в себе и сил, чтобы достичь намеченной цели. Он не привык пробивать себе «локтями» дорогу, никогда не станет унижаться или использовать другого человека в своих интересах. Все, чего он добьется, будет добыто усердием и трудолюбием. Сергей не «восстает» против жизни, радости и неудачи он воспринимает одинаково спокойно.

Здоровьем Сергей также не блещет, но обладает способностью быстро восстанавливать свои силы. Если вдруг он пристрастится к пагубным привычкам, то здоровье его сильно подорвется, и последствия могут оказаться неблагоприятными».

И вновь вернемся к биографии Сергея Шевкуненко.

Он родился в семье творческих работников: его отец – Юрий Александрович (1920, Обезьяна) – был известным драматургом, пьесы которого шли во многих театрах страны, мама – Полина Васильевна (19 августа 1919 года, Лев-Коза) – в молодые годы была актрисой. В 1938 году она поступила в ГИТИС, однако из-за начавшейся вскоре войны не смогла его закончить (ушла после третьего курса). Она устроилась работать актрисой в Театр Красной армии, где судьба и свела ее с Шевкуненко, который в то время проходил службу в армии в качестве актера ЦТКА (он перед этим закончил Воронежское театральное училище). В 1942 году молодые поженились.

Читаем в гороскопе: «Женщина-Коза – Мужчина-Обезьяна: Целеустремленность, трудолюбие жены прекрасно сочетаются с постоянной жаждой действий мужа. Супруги вполне могут найти общую область приложения своих способностей. Пусть это будет, например, их дом. Жена должна помнить, что ее стремление все запротоколировать, делать все в определенных рамках не найдет понимания у мужа. Разнообразие во всем – его жизненный принцип. Семейное строительство будет целиком на его плечах. При выяснении спорных вопросов жене лучше оставить слезы, но помнить, что они с мужем – одинаковые люди и всегда есть возможность понять друг друга».

Спустя три года после свадьбы – 17 июля 1945 года – у молодоженов родилась дочь Ольга (Рак-Петух). Согласно астрологии, у матери и дочери – круглая дисгармония, что потом отразится на судьбе героя нашего рассказа – Сергее Шевкуненко. Впрочем, не будем забегать вперед.

Осенью 1952 года семья Шевкуненко вернулась на родину из Германии (супруги играли в драмтеатре при Группе советских оккупационных войск) и устроились в труппу Московского драмтеатра (Спартаковская улица, 26). Однако если Полину актерская стезя вполне устраивала, то Юрий в ней разочаровался и с головой ушел в литературу. Он стал выступать во многих печатных изданиях с рецензиями, посвященными театру и кино. В 1955 году поступил на заочное отделение Литературного института имени Горького. А в октябре следующего года его пригласили в качестве старшего редактора с окладом в 1410 рублей на главную киностудию страны «Мосфильм». Протеже Шевкуненко в этом случае выступил режиссер Московского драмтеатра Валентин Невзоров (29 июля 1918 года, Лев-Лошадь), с которым Юрий подружился, работая в труппе актером (видимо, они гармонировали по месячным знакам, поскольку между Обезьяной и Лошадью мало общего; напомним, что и жена Шевкуненко тоже была Львом). В середине 50-х Невзоров ушел из театра в кинематограф и в 56-м решил пополнить отечественную кинолениниану собственным фильмом на эту тему – «Семья Ульяновых». И в качестве помощника в написании сценария (он базировался на пьесе Ф. Попова «Семья») взял Шевкуненко. А когда работа была завершена, рекомендовал Юрия руководству «Мосфильма» на должность старшего редактора.

На новом месте Шевкуненко достаточно быстро освоился, обзавелся полезными знакомствами и приложил руку к созданию многих известных кинофильмов. Среди них: «Поединок» (1957) и «Накануне» (1959) Владимира Петрова, «Ветер» (1958) Александра Алова и Владимира Наумова, «Капитанская дочка» (1959) Владимира Каплуновского, «Неотправленное письмо» (1961) Михаила Калатозова и др. Кроме этого, Шевкуненко продолжал выступать в печати с критическими статьями, а также писал пьесы для театров.

Вся эта деятельность приносила ему неплохой заработок, который позволял молодой семье с оптимизмом смотреть в свое будущее. Каких-нибудь несколько лет назад они ютились в скромной комнатке в Новоконюшенном переулке, но после того как Юрий перешел работать на «Мосфильм», семья получила ордер на куда более просторную квартиру в новом доме напротив киностудии – улица Пудовкина, дом 3, куда они переехали впятером (с ними еще жила 65-летняя мама Юрия Александровича Елена Васильевна). Все эти обстоятельства позволили Полине Шевкуненко уйти из театра и целиком посвятить себя домашнему хозяйству. А спустя какое-то время супругам пришла мысль завести второго ребенка. И хотя в августе 1959 года Полине Васильевне исполнилось 40 лет, будущих родителей это не испугало. В итоге 20 ноября того же года на свет появился мальчик, которого назвали Сергеем (Скорпион-Свинья).

Радость родителей новорожденного была безмерной. Например, отец мальчика, вдохновленный этим событием, написал пьесу «Сережка с Малой Бронной» (заметим, что в репертуаре у Марка Бернеса была песня с таким же названием, но она родилась чуть раньше – в 53-м, а спета была в 57-м).

Между тем служебная карьера главы семейства продолжала идти ввысь. В январе 1960 года Шевкуненко занял кресло главного редактора 2-го творческого объединения «Мосфильма» с окладом в 2000 рублей. Прошло всего-то ничего – восемь месяцев, – и Шевкуненко получил новое повышение – стал директором этого объединения. И его оклад вырос еще на тысячу рублей. Следом за главой семьи сюда же потянулись и его родственники.

Сначала на киностудию пришла Ольга. Летом 1962 года она закончила среднюю школу № 74 Ленинского района Москвы и в июле того же года была принята на «Мосфильм» в качестве ученицы монтажницы 1-го разряда. Девушка быстро завоевала в новом коллективе авторитет: вошла в редколлегию стенной газеты, была принята в ряды ВЛКСМ. В 1963 году ее включили в агитационную бригаду на очередных выборах в местные Советы.

Так продолжалось до марта 1963 года, пока над головой Юрия Шевкуненко внезапно не сгустились тучи. Руководство студии обвинило вверенное ему объединение в низкой эффективности и наказало его директора понижением по службе. И Юрий Александрович вновь вернулся в кресло исполняющего обязанности главного редактора 2-го объединения. Говорят, это понижение сильно ударило по самолюбию Шевкуненко. Переживания, сопутствующие этому, привели к развитию болезни века – рака. И еще совсем недавно пышущий здоровьем мужчина превратился в глубокого старика. Развязка наступила в конце 1963 года. 20 ноября в семье было торжественно отмечено 4-летие самого младшего представителя семейства Сергея, а спустя месяц Юрий Александрович скончался. По роковой случайности Шевкуненко ушел из жизни на 44-м году жизни – в том самом возрасте, в котором два года назад умер и его киношный протеже и близкий друг Валентин Невзоров (он умер 4 марта 1961 года). Так некогда благополучная семья Шевкуненко в одночасье потеряла свою главную опору.

Именно потеря кормильца вынудила Полину Васильевну снова устраиваться на работу. В декабре того же 63-го она написала заявление с просьбой оформить ее на «Мосфильм». Учитывая тот авторитет, которым пользовался все эти годы на студии ее муж, отказать женщине не посмели. И 2 января 1964 года Полина Шевкуненко была принята на главную киностудию страны в качестве ассистента режиссера 1-й категории. И сразу была включена в состав съемочной группы фильма «Дайте жалобную книгу» режиссера Эльдара Рязанова (18 ноября 1927 года, Скорпион-Кот – дисгармония со Львом-Козой по месячным знакам, гармония по годовым) с месячным окладом в 130 рублей. А за 4-летним Сережей взялась присматривать его бабушка Елена Васильевна.

По словам тех, кто знал эту семью, Сергей с малых лет рос чрезвычайно талантливым ребенком. В четыре года он уже умел читать, в восемь – осилил двухтомную «Сагу о Форсайтах». Как ни странно, но в отличие от большинства своих сверстников, которые буквально бредили кино и мечтали стать актерами, у Сергея такой мечты не было. И это при том, что и мама, и его старшая сестра Ольга имели самое непосредственное отношение к кинематографу и трудились на «Мосфильме». Мама, как мы помним, работала с Эльдаром Рязановым (на «Дайте жалобную книгу» и «Берегись автомобиля!»), а Ольга в качестве монтажера (к февралю 1964 года она прошла путь от монтажера 1-го разряда до 6-го) принимала участие в работе над несколькими хитами, в том числе монтировала «Андрея Рублева» А. Тарковского. Но Сергея в те годы кино мало привлекало. Он больше хотел стать военным, чем артистом, и его родственники эту мечту в нем поддерживали, поскольку хорошо были знакомы с изнанкой актерской профессии. Однако жизнь рассудила по-своему.

Увлечение Сергея литературой отнюдь не означало, что он рос домашним ребенком. Большую часть времени он все-таки проводил во дворе на улице Пудовкина по соседству с «Мосфильмом», где считался неформальным вожаком, причем достаточно агрессивным. Впрочем, для ребенка-Скорпиона это вполне типично: они любят власть и добиваются ее в том числе и с помощью агрессии. А поскольку рос он в семье, где были одни женщины и не было сильной мужской руки, то эта агрессия никем не контролировалась и не пресекалась. Хотя, конечно, Петух (сестра) и относится к боевитым знакам, однако все равно это был Петух-женщина.

Кстати, рассмотрим подробнее астрологические характеристики Полины Васильевны и Ольги, а также их взаимоотношения с Сергеем.

Итак, Лев-Коза (мать): «Такая Коза слишком высоко держит голову, напоминая жирафа. Однако ее слабость в сочетании с львиными претензиями делает такого человека весьма уязвимым для окружающих, и часто ему приходится избегать трудностей и испытаний, находясь под влиянием внутренних противоречий. Эта Коза хотела бы твердо стоять на ногах, однако без поддержки окружающих постоянно ощущает робость и нерешительность. Лев, родившийся в год Козы, всегда будет стремиться оправдать доверие, которое ему оказывают окружающие. Он достаточно критично относится к самому себе, замкнут и бывает загадочен и непонятен для окружения. В то же время избыток львиной теплоты помогает Козе проявлять себя в разговоре, она бывает болтлива и поэтому утомительна, однако способна менять свое поведение – это для нее способ управлять окружением. Партнерам нельзя забывать о гордости и обидчивости таких людей, поскольку, если вы хотя бы раз нарушили их покой или пытались подорвать авторитет, они никогда не забудут этого».

Рак-Петух (сестра): «Это очень расторопный Петух с чересчур прямым характером, поэтому его часто обманывают или он сам обманывается. Это тетерев-показушник, который очень много обещает, но мало делает, иногда скандалист и драчун. Тем не менее это человек, который может быть приятным и обаятельным в компании, всегда хорошо осведомлен о потребностях других, но иногда бывает навязчив и может оказать медвежью услугу. Эмоциональная сфера его достаточно гармонична, однако этот Петух склонен к злоупотреблению алкоголем, и тогда он становится весьма агрессивен. Как партнер такой Петух очень любит контролировать всех своих близких и коллег, создавая свой собственный гарем, что доставляет ему большое количество хлопот и проблем».

Со Львом-Козой (мама) у Скорпиона-Свиньи дисгармония по месячным знакам и гармония по годовым. Как вещает гороскоп: «Скорпион и Лев – два сильных знака и постоянно борются за власть и авторитет. А что касается отношений Свиньи и Козы – они обожают друг друга».

С Раком-Петухом (сестра) у Скорпиона-Свиньи гармония только по месячным знакам, поскольку Скорпион и Рак из одной стихии – Вода. Как написано в гороскопе: «У них будет много общих тем для разговоров, они хорошо понимают и дополняют друг друга. Рак обретет уверенность в себе, а Скорпион поможет ему справиться с нестандартными ситуациями».

Выйдет все, как по написанному: ближе всего Сергею будет сестра, поскольку они астрологические «одностихийцы», да и разница в возрасте между ними была не такая существенная. Правда, эта дружба продлится недолго и прервется под влиянием внешних обстоятельств. Но об этом чуть позже, а пока вернемся к детским годам жизни героя нашего повествования.

Итак, в среде сверстников он был лидером. У него и прозвище среди сверстников было соответствующее – Шеф. Поначалу оно звучало иначе – Шева, как производное от его фамилии, но потом, когда в Сергее все ярче стали проступать лидерские качества, предпоследняя буква поменялась сама собой, а последняя вовсе отпала за ненадобностью. Шевкуненко его прозвище нравилось: верховодить он действительно любил. Так было и в родном дворе, и за его пределами: даже в пионерском лагере для детей киношников «Экран» под Загорском Сергей всегда был в эпицентре внимания. А когда тамошние вожатые попытались приструнить не по годам делового паренька, он попросту… сбежал из лагеря в Москву.

О своих дворовых амбициях Сергей забывал только в стенах родного дома. Здесь безусловным авторитетом пользовалась его старшая сестра Ольга, к которой мальчик был сильно привязан (сказывалась гармония месячных знаков). Поскольку их мать большую часть времени проводила на работе (моталась со съемочными группами фильмов «Да и нет», «Весна на Одере», «Бег иноходца», «Дубровский», «Путь в бездну», «Возвращение «Святого Луки» по экспедициям, из-за чего и отпуска у нее обычно выпадали на конец года – на ноябрь и декабрь), воспитанием Сергея занималась именно Ольга, которая была старше своего брата на 14 лет. Но эта большая разница в возрасте совершенно не отражалась на их взаимоотношениях. Глядя на них, мать не могла нарадоваться: в редких семьях, где росли брат и сестра, было такое взаимопонимание между детьми, как это было в семье Шевкуненко. Но эта идиллия длилась недолго.

Летом 1967 года Ольга надумала поступать во ВГИК и уволилась с «Мосфильма». Экзамены она сдала успешно и уже в сентябре стала студенткой сценарного факультета. К тому времени в стране свои последние дни «доживала» хрущевская «оттепель». Длилась она недолго – чуть меньше десяти лет, однако след в жизни общества оставила незабываемый. Оживление отмечалось во всех сферах жизни, в том числе и в кинематографе. Появилась целая плеяда молодых и талантливых режиссеров, которые в своих работах попытались выйти за рамки общепринятого «социалистического реализма» и показать тогдашнюю действительность чуть более критично, чем это было принято официально. Однако после смещения Никиты Хрущева в октябре 1964 года была постепенно свернута и пресловутая «оттепель». Брежневское руководство взяло курс на ограничение дарованных «оттепелью» свобод, поскольку те очень часто становились для либеральной интеллигенции средством для выставления претензий советской власти. Как итог: появились запрещенные фильмы (тот же «Андрей Рублев» лег на полку на пять лет), книги, спектакли. И центр жарких диспутов о политическом переустройстве страны переместился с широких площадей на малогабаритные кухни. Не стало исключением и семейство Шевкуненко: Полина Васильевна и Ольга часто собирали у себя дома коллег из творческой среды, и жаркие дебаты на политические темы иной раз продолжались до рассвета.

А тут еще Ольгу угораздило влюбиться в еврея – студента того же ВГИКа Семена Галкина. А еврейская среда (особенно в «оттепельные» годы) была настроена по отношению к официальной власти оппозиционно. Советские либерал-евреи большие надежды возлагали на Хрущева, и он в общем и целом их надежды оправдывал (именно при нем евреи вернули себе многие привилегии, отобранные у них при Сталине). Однако после смещения «дорогого Никиты Сергеевича» для еврейской интеллигенции наступили иные времена, которые им жутко не понравились. Особенно курс Брежнева на возрождение патриотизма в обществе, который грозил евреям новыми притеснениями со стороны славян. И когда в августе 1968 года брежневское руководство подавило «бархатную революцию» в Чехословакии (а эта революция была детищем чешских евреев), многие советские евреи ясно осознали – их страна становится для них чужой. И они стали вынашивать планы отъезда из СССР на свою историческую родину – в Израиль. Однако необходимые условия для этого созрели только в начале следующего десятилетия.

Все началось 24 февраля 1971 года, когда в центре Москвы, прямо напротив Кремля, несколько десятков евреев захватили приемную Верховного Совета СССР и потребовали от советских властей разрешения покинуть страну. Поскольку к этой акции были привлечены зарубежные корреспонденты, уже вечером того же дня о ней стало широко известно за границей. И советское руководство побоялось применять к «захватчикам» репрессии. Более того, в Кремле немедленно собралось Политбюро и обсудило возникшую проблему. Большинство высказалось за то, чтобы разрешить всем желающим лицам еврейской национальности эмигрировать из страны. Правда, с одним условием: они должны были заплатить своеобразный оброк – как плату государству за те деньги, которое оно потратило на их образование, бесплатную медицину и т. д. Деньги получались солидные – несколько тысяч рублей, – но будущих отъезжантов это не испугало. И уже во второй половине 1971 года из страны уехало около сотни человек, в том числе и достаточно знаменитых. Речь идет об эстрадном певце Жане Татляне, кинорежиссере Михаиле Калике, оперном певце Михаиле Александровиче. В следующем году к этой плеяде присоединился и поэт Иосиф Бродский.

Именно в 1972 году разрешение на отъезд получили Ольга и Семен Галкины. Супруги эмигрировали в Израиль, а чуть позже перебрались оттуда в США.

Отъезд Ольги больнее всего ударил по ее младшему брату. Это событие стало тем рубежом, после которого жизнь Сергея Шевкуненко медленно пошла под откос. Незадолго до этого из жизни ушла его бабушка Елена Васильевна, а с уходом из дома сестры он потерял самого близкого человека (астрологического «одностихийца»), который все это время опекал его и направлял по жизни. И мама Сергея прекрасно это понимала. Да и как было не понять, когда после отъезда Ольги у Сергея все пошло наперекосяк: он стал плохо учиться, связался с дурной компанией и был взят на учет детской комнатой милиции. Мать забила во все колокола, стала лихорадочно искать любую возможность, чтобы не дать сыну скатиться в пропасть. И как за спасительную соломинку ухватилась за кинематограф.

Как мы помним, большой мечты сниматься в кино у Сергея никогда не было. Однако, когда в семье почти все родственники работают в кинематографе, да и сам ты живешь в двух минутах ходьбы от «Мосфильма», то волей-неволей будешь относиться к кино как к чему-то близкому и родному. Так что кинематограф рано или поздно должен был взять «в оборот» Сергея, и он его взял. В 1972 году состоялся его кинодебют: в фильме П. и И. Хомских «Сестра музыканта» Шевкуненко сыграл небольшую роль – своего сверстника Петьку (премьера – 20 ноября 1972 года).

Несмотря на то что ничего особенного эта роль из себя не представляла, однако она подвигла Полину Васильевну сделать так, чтобы этот опыт не стал единственным для ее сына. Она увидела в кинематографе ту спасительную соломинку, которая могла бы отвадить Сергея от дурного влияния улицы. И Полина Васильевна чуть ли не собственноручно вновь привела его на съемочную площадку. Произошло это в самом начале 1973 года.

В те дни на «Беларусьфильме» режиссер Николай Калинин (20 мая 1939 года, Телец-Кот) задумал экранизировать дилогию Анатолия Рыбакова (14 января 1911 года, Козерог-Собака – круглая гармония со Скорпионом-Свиньей) «Кортик» и «Бронзовую птицу» и усиленно искал исполнителей на главные детские роли. По большому счету, шансы получить роль у Шевкуненко были. Правда, роль одну из многих, но отнюдь не главную. Однако автор дилогии Рыбаков был когда-то дружен с его отцом Юрием Александровичем, что во многом предопределило дальнейший ход событий. Но бесспорно и другое: не будь Сергей талантлив, вряд ли протекция автора книги сыграла бы решающую роль в его утверждении на роль Миши Полякова.

Заметим, что немалую роль в этом утверждении сыграла и круглая астрологическая гармония Скорпиона-Свиньи и Тельца-Кота (Калинин). Как вещает гороскоп: «Между Скорпионом и Тельцом возможно весьма благоприятное сотрудничество. И хотя между ними возможны трения, однако общего у них больше, чем разного. У Кота со Свиньей тоже хороший контакт. Про такой союз говорят: удачливость плюс проворство – успех в кармане».

Кстати, партнерами Шевкуненко по съемочной площадки оказались ребята, которые тоже хорошо подходили ему с точки зрения астрологии. Так, на роли друзей Миши Полякова были утверждены: Игорь Шульженко (1958, Собака) – Слава Эльдаров, и Володя Дичковский (1960; Крыса) – Гена Петров. Как утверждает гороскоп: «Свинья и Собака глубоко любят друг друга и преданы друг другу. Свинья избавит Собаку от ее беспокойства.

Свинья и Крыса – это два добрых приятеля, которые любят погулять и пошуметь вместе. Агрессивность Крысы не найдет отклика».

Съемки «Кортика» и «Бронзовой птицы» велись параллельно весной-осенью 73-го в Гродно и Вильнюсе. По мнению многих участников съемок, Шевкуненко довольно споро справлялся с ролью и совершенно не тушевался в присутствии маститых актеров, как и он, занятых в картине: Зои Федоровой (она была другом их семьи), Эммануила Виторгана, Михаила Голубовича, Романа Филиппова и других. Правда, и без трений не обошлось. Дворовое воспитание Шевкуненко иногда давало о себе знать: например, несколько раз он приходил на съемочную площадку «подшофе». И это в 13 лет! Как написано в характеристике мужчины-Свиньи: «Одна из самых его несимпатичных черт – пристрастие к грязи, где он может распластаться во всех видах».

И все же с ролью своей Шевкуненко справился отменно, вот только озвучить ее ему не довелось – опыта в этом деле ему не хватило. Поэтому в обоих фильмах он говорит голосом актера Ярослава Турылева. Кстати, и Володю Дичковского тоже озвучивал другой человек, причем женщина – Анна Власова. Но это только сыграло на руку фильмам.

Премьера «Кортика» состоялась в самом начале июня 1974 года. Как принято говорить в подобных случаях: на следующий день Сергей Шевкуненко проснулся знаменитым.

Практически каждое десятилетие советский кинематограф выдавал «на-гора» одного, двух, а то и сразу нескольких детей-звезд. В 50-е это были: Олег Вишнев («Васек Трубачев и его товарищи»), Слава Муратов («Последний дюйм»), Паша Полунин («Судьба человека»), в 60-е: Вова Семенов («Нахаленок»), Коля Бурляев («Иваново детство»), Сеня Морозов («Семь нянек»), Сережа Тихонов («Деловые люди»), Лина Бракните («Три толстяка»). Парадоксально, но факт: впоследствии только двое из этой когорты детей-звезд избрали кино своей профессией – Николай Бурляев и Семен Морозов. Остальные выбрали другой путь: кто-то стал библиотекарем (Бракните), кто-то военным (Муратов), кто-то таксистом (Полунин). А судьба некоторых почти в точности повторила судьбу нашего героя Сергея Шевкуненко.

Сережа Тихонов проснулся знаменитым в 1963 году, когда сыграл Вождя краснокожих в комедии Леонида Гайдая «Деловые люди». Затем были роли еще в двух фильмах: «Сказка о Мальчише-Кибальчише» и «Дубравка». Больше никогда талантливый актер-подросток в кино не снимался. В киношных кругах ходили разные версии на этот счет. Например, говорили, что Сергей связался с дурной компанией и по этой причине его не взяли во ВГИК. Спустя несколько лет Сергей погиб: якобы во время одной из разборок кто-то из недругов толкнул его под трамвай. По другой версии – он погиб в автомобильной катастрофе вскоре после того, как вернулся из армии в начале 70-х.

Не менее трагично сложилась судьба и Володи Семенова. После «Нахаленка» он снялся еще в нескольких фильмах, однако, когда подрос, его шарм и обаяние, которые так нравились режиссерам, исчезли. И парню показали от ворот поворот. За свою недолгую жизнь Семенов сменил множество профессий, но к какому-то одному берегу прибиться так и не смог. В итоге он стал бомжем и умер в 2004 году в абсолютной нищете и забвении.

С середины 70-х на небосклоне советского кинематографа зажглось имя еще одного юного дарования – 14-летнего Сережи Шевкуненко. После триумфальной премьеры «Кортика» о нем прочно утвердилось мнение, как о талантливом юном актере, и предложения сниматься в других картинах посыпались как из рога изобилия. Однако из всего вороха предложений он выбрал одно, которое импонировало ему больше всего, – приключенческую картину Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция». В апреле 1974 года Сергей завершил работу над «Бронзовой птицей» (отметим, что фильм заканчивал не Николай Калинин, который внезапно скончался в феврале 74-го, а другой режиссер), а спустя полтора месяца отправился на Урал, где проходили съемки «Экспедиции».

Символично, что режиссером этого фильма тоже был мужчина, рожденный в год Кота – Вениамин Дорман (12 февраля 1927 года, Водолей-Кот). С ним у Шевкуненко была только гармония годовых знаков. Что, конечно же, сказалось: тех отношений, что у Сергея сложились некогда с Николаем Калининым, в этот раз не получилось.

В новой работе повзрослевший Шевкуненко играл роль своего сверстника – таежного проводника Мити, сопровождающего геологическую экспедицию профессора Смелкова, разыскивающую золото на реке Ардыбаш. В отличие от двух предыдущих картин, где герою Шевкуненко приходилось больше говорить, чем действовать, в новом фильме все было наоборот – здесь его герой говорил мало, зато активно действовал: он стрелял, скакал на лошади, взбирался на крутые горные кручи. И – по мнению большинства – с ролью справился блестяще.

Кстати, роль его киношной матери – Марфы – исполнила украинская актриса Ольга Матешко, которая была… астрологическим «клоном» Шевкуненко – тоже Скорпионом-Свиньей (26 октября 1947 года).

Говорят, на съемках Сергей был тайно влюблен в другую исполнительницу – Евгению Симонову (1 июня 1955 года, Близнецы-Коза), и, вполне вероятно, именно эта юношеская влюбленность сыграла свою положительную роль в его игре: в присутствии дамы сердца он хотел выглядеть не хуже своих более взрослых партнеров. Увы, но эта любовь оказалась безответной. Симонова была старше Сергея на четыре с половиной года, и у нее на съемочной площадке был другой кавалер – ее будущий супруг Александр Кайдановский (23 июля 1946 года, Лев-Собака).

Кстати, с Шевкуненко у Симоновой была гармония по годовым знакам (как уже отмечалось, Свинья и Коза обожают друг друга), а с Кайдановским – по месячным (Близнецы и Лев ладят друг с другом). Как мы знаем, чуть позже Симонова и Кайдановский поженятся, но, прожив вместе всего несколько лет, разлетятся в разные стороны. Потому что влияние годовых знаков сильнее влияния месячных. А по годовым у них значилось: «Коза и Собака на дух друг друга не переносят». Вот и не перенесли.

Но вернемся к Сергею Шевкуненко.

Когда он снимался в «Экспедиции», его мать была спокойна – она видела, что сын увлечен съемками и не думает ни о чем дурном. Однако осенью 74-го работа над картиной была благополучно завершена, и у Сергея вновь появилась масса свободного времени. К тому времени он закончил 8 классов 74-й средней школы и дальше продолжать учебу не захотел. Тогда, используя свои связи на «Мосфильме», Полина Васильевна устроила сына учеником слесаря в механический цех киностудии. Первый рабочий день Шевкуненко на новом месте датирован 26 марта 1975 года.

Несмотря на то что для 15-летнего Шевкуненко был установлен укороченный рабочий день (6 часов), большого интереса к работе он не проявлял. Это было странно, учитывая, что новое место поднимало Сергея в глазах его сверстников: во-первых, он единственный среди них работал, во-вторых – зарабатывал неплохие для подростка деньги – 60 рублей. И все равно Шевкуненко чувствовал себя неуютно. Разгадка этого явления крылась в самом коллективе, куда он пришел. Там к нему относились без того уважения, к какому он привык в дворовой компании, а порой и вовсе пренебрежительно. Прозвище «Артист», которым наградили парня в цехе, звучало в устах осветителей и слесарей язвительно: эй, «артист», принеси это, эй, «артист», принеси то. Естественно, ни о каком рвении со стороны Шевкуненко после подобных шуточек и речи быть не могло. А тут еще и киношная карьера юного артиста пошла под откос.

В декабре 1975 года на экраны страны вышла «Пропавшая экспедиция». К тому времени Дорман уже работал над продолжением фильма – «Золотая речка», где собирался сохранить тот же актерский костяк. И только одного человека он в новый проект не взял – Сергея Шевкуненко. Во-первых, сказалась дисгармония Водолея и Скорпиона (как написано в гороскопе: «Конфликтный Скорпион тяготит вольнолюбивого Водолея»), во-вторых – режиссер, наслышанный о проблемах юноши, просто не захотел взваливать на себя лишнюю обузу и дал сценаристам команду избавиться от Мити. И те «отправили» парня учиться в город.

Когда об этом узнал Шевкуненко, ничего, кроме злости, он не испытал. К тому времени он уже по-настоящему заболел кинематографом, который позволял ему ярко выделяться среди сверстников, быть на голову выше большинства из них. И вот теперь эту возможность у него отнимали. Но быть одним из многих Шевкуненко явно не хотел. Он был эгоцентриком по натуре, человеком, который считал, что все внимание окружающих должно вращаться исключительно вокруг него. Для любого артиста такой характер – большое подспорье в профессиональной карьере. Но, поскольку Шевкуненко от актерской профессии отлучили, он решил наверстать упущенное хотя бы в той среде, где его продолжали понимать и ценить, – в дворовой компании. Ведь взрослые с таким упорством и настойчивостью записывали его в «плохие мальчики», что он искренне поверил, будто это его единственное призвание. И, попадись ему хоть однажды на пути толковый педагог, направь он бьющую через край энергию парня в нужное русло, судьба Шевкуненко могла сложиться совсем по другому сценарию. Но таких людей, увы, не нашлось. Не могла помочь сыну и его родная мать, поскольку не могла уделять ему слишком много времени из-за своей вечной занятости. Да и воспитывала она его чаще всего с помощью окриков (Лев как-никак!), а с детьми-Скорпионами так нельзя – они от этого становятся еще более агрессивными. Поэтому на все последующие поступки Сергея стоит смотреть именно сквозь эту призму.

Без сомнения, отлучение Шевкуненко от кинематографа во многом произошло по его собственной вине. Будь он по характеру рассудительным и самокритичным парнем, вполне мог бы трезво разобраться в случившемся и сделать правильные выводы. Но он, к сожалению, был человеком импульсивным, из тех, кто сначала совершает поступки, а потом начинает думать, правильно он поступил или нет. Да и возраст у него был такой, когда такая черта, как самокритичность, людям почти несвойственна. Поэтому, вместо того чтобы задуматься о своем будущем, он пошел самым легким путем – еще сильнее озлобился. С этого момента взрослый мир стал для него тем средоточием зла, с которым он стал всеми силами бороться. И любого, кто пытался его перевоспитать (в том числе и собственную мать), он стал считать своим врагом.

Стоит отметить, что к подобной позиции Сергей пришел не сразу. И немалую роль при этом сыграла его киношная карьера. А начался этот процесс еще несколько лет назад, когда он общался с друзьями сестры – весьма критически настроенными к советскому строю людьми. Но тогда он был еще совсем юным, чтобы задумываться о неблагополучной ситуации в обществе, где слова и дела очень часто расходились друг с другом. Когда же Сергей окунулся в мир кино, процесс осмысления действительности пошел еще быстрее. Шевкуненко выпало играть в фильмах с ярко выраженной идеологической окраской. Он играл вожака пионеров, который помогал своим старшим товарищам комсомольцам и коммунистам разоблачать матерых врагов революции. Однако цинизм ситуации заключался в том, что едва на съемочной площадке заканчивалась работа, как те же актеры, пять минут назад игравшие коммунистов, легко травили… анекдоты про Ленина. Для 15-летнего подростка, каким в ту пору был Шевкуненко, это было шоком. Потом он к этому привык, а чуть позже и сам стал поступать так же. А когда пришло время, с такой же легкостью преступил и закон.

Все это четко укладывалось в его астрологический знак – Скорпион. Представители его – люди достаточно циничные и часто становятся заложниками этого цинизма. Вообще жизненный путь Скорпионов может развиваться по трем направлениям. Каким?

Первое – «скорпионье». Такие Скорпионы с большим трудом находят свое место в социуме. Из-за этого они становятся агрессивными и даже опасными. У таких Скорпионов проявляются самые низменные качества: нечеткие моральные принципы, жестокость, коварство. Они подвержены порокам и опасным пристрастиям, могут встать на путь преступлений.

Второе направление – «орлиное». Следующие по нему Скорпионы – личности благородные и сильные. Они осознают свою власть и стараются распоряжаться ею разумно. Они не обижают слабых, а всю свою агрессию переводят в творчество. Эти люди пользуются большим уважением в обществе, борются с несправедливостью.

Наконец, третье направление – «серой ящерицы». Эти Скорпионы идут по пути наименьшего сопротивления. Они энергичны, но с трудом могут приспособить свою бьющую через край энергию к нужному делу. Из-за этого они вечно недовольны собой, однако изменить что-либо в себе и в жизни не хотят – у них нет для этого достаточной силы воли.

Судя по всему, Сергей Шевкуненко в большей мере вобрал в себя признаки первого направления.

Еще будучи школьником, он имел первые опыты с алкоголем (а у Свиней это ахиллесова пята – пристрастие к алкоголю и наркотикам). Тогда в молодежной среде было модным «раздавить» в компании пару-тройку бутылок портвейна и отправиться на поиски разного рода сомнительных приключений. Когда же Шевкуненко устроился работать на «Мосфильм», возлияния стали регулярными – среди тамошних работяг было много любителей «зеленого змия», которые старались приобщить зеленого пацана к изнанке трудовой жизни, в том числе и к так называемой «прописке» – когда первая зарплата пропивалась в родном коллективе.

Несмотря на все «художества» Шевкуненко, руководство киностудии не торопилось выгонять его с работы. Этому были свои объяснения. Руководители студии продолжали чтить память его уважаемого отца и с таким же уважением относились к его вдове. За те десять лет, что Полина Васильевна работала на «Мосфильме», ничего плохого про нее ни то что сказать, даже подумать было нельзя. Она продолжала трудиться ассистентом режиссера и работала с такими корифеями советского кинематографа, как Александр Столпер («Четвертый», 1972), Сергей Юткевич («Маяковский смеется», 1974) и др. Ее творческая карточка была буквально испещрена благодарностями. А в одной из характеристик, данной ей для поездки в творческую командировку в ГДР, отмечалось: «За время работы на студии тов. Шевкуненко П. В. зарекомендовала себя как скромный и честный человек, исполнительный и добросовестный работник, к любой порученной работе относится с большой ответственностью. П. Шевкуненко пользуется доверием и уважением в съемочном коллективе. Дисциплинированна, моральна устойчива…»

Еще одна причина, по которой студия не торопилась расставаться с Сергеем, – тогдашние законы, которые обязывали руководителей всеми мерами перевоспитывать трудных подростков, а не выкидывать их на улицу. Но переделать Шевкуненко было уже невозможно. Единственное, на что хватало его начальников, – вкатывать ему выговоры за прогулы. Так было дважды: 9 июня, когда Сергей в 8 утра ушел с работы на свадьбу к двоюродной сестре, и 23 июня, когда он ушел с работы в час дня, не поставив об этом в известность своих начальников. Вот почему, когда на «Мосфильм» пришел запрос из 76-го отделения милиции по поводу Шевкуненко, его начальники выдали ему убойную характеристику. В ней отмечалось: «Шевкуненко С. Ю. работал без желания. Уходил с рабочего места (прогуливал). Проявлял грубость к матери и взрослым работникам цеха. На замечания старших не реагировал».

Единственным местом, где Сергей чувствовал себя легко и свободно, была дворовая компания, где он продолжал верховодить. Вообще Москва начала 70-х считалась хулиганским городом. В основном это были дети из простых и неблагополучных семей, родившиеся аккурат в короткий промежуток хрущевской «оттепели» (конец 50-х – начало 60-х). Пока их родители дни напролет трудились, пытаясь обеспечить семье достаток выше среднего (именно в те годы мечта о красивой и достойной жизни стала в советском обществе преобладающей), дети были предоставлены сами себе. Многие из них посещали различные кружки и секции, однако были и такие, кто находил радость в криминальном времяпрепровождении. Такие подростки собирались в «бригады» и с помощью кулаков наводили «порядок» у себя в районе, а также на прилегающих к ним территориях. Массовые драки с участием подростков в Москве в 70-е годы приобрели массовый характер. Я в те годы жил в районе Курского вокзала (улица Казакова) и хорошо помню те «махьяны» (на тогдашнем молодежном жаргоне так называли массовые драки). Наш район враждовал с районом Сыромятников, и на этой почве периодически устраивались побоища. В качестве оружия обычно использовались очень популярные в те годы солдатские ремни.

Конечно, милиция пыталась бороться с хулиганством, однако полностью искоренить его не могла, поскольку у этого явления была питательная почва – низкая культура, безотцовщина, алкоголизм. Пик хулиганства в СССР пришелся на 1966 год, когда было зафиксировано рекордное количество преступлений по этой статье – 257 015. В следующем десятилетии хотя и произошло снижение преступлений подобного рода, однако не настолько, чтобы пребывать в успокоенности. Так, пик хулиганства в 70-х пришелся на 1973 год – 213 464. В отдельных городах СССР эта проблема становилась поистине вселенской – например, в Казани, где молодежные группировки переродились в настоящие банды и начали убивать людей. В конце 70-х по этому поводу были проведены широкомасштабные чистки в МВД Татарии, а суд над одной из таких банд («Тяп-Ляп») широко освещался в печати.

Вообще пропаганда в те годы делала все от нее зависящее, чтобы отвадить молодежь от хулиганства. Тот же кинематограф тоже в этом активно участвовал: в конце 70-х было снято несколько фильмов на эту тему, а один из них – «Несовершеннолетние» – в 1977 году стал лидером проката, собрав на своих сеансах 44 миллиона 600 тысяч зрителей (1-е место). Но палка оказалась о двух концах: прокат за счет подобного рода фильмов пополнял государственную казну баснословными прибылями, а идеологический эффект антихулиганских фильмов равнялся нулю – молодежь почему-то выбирала себе в кумиры не положительных персонажей, а их антиподов. В результате в те годы в советском кинематографе появился молодой антигерой, который в чем-то был похож на героя нашего рассказа. Молодой актер, игравший этого антигероя, был настолько обаятелен, умен и завораживающе циничен, что невольно привлекал к себе внимание зрителей, уставших от засилья на советских экранах кондовых комсомольских секретарей и передовиков-стройотрядовцев. Звали этого актера Леонид Каюров. Он, кстати, является астрологическим «родственником» Шевкуненко – тоже Скорпион (8 ноября), только Обезьяна (1956).

Однако в параллели Шевкуненко с Каюровым вышла парадоксальная история. Если наш герой, играя в кино положительных пионерских вожаков и таежных подростков, помогавших большевикам, в итоге стал преступником, то Каюров, создававший диаметрально противоположных персонажей – хулиганов («Несовершеннолетние»), пособников бандитов («Следствие ведут знатоки. Дело № 13», «До третьего выстрела»), трудных подростков («Последний шанс»), – стал в итоге священником, настоятелем одного из подмосковных храмов. Воистину неисповедимы пути господни.

Но вернемся в Москву 70-х. Район улиц Пудовкина и Мосфильмовской в те годы тоже считался хулиганским, и добропорядочным гражданам ходить по вечерам там было опасно. А верховодил мосфильмовской шпаной Сергей Шевкуненко. Парадоксально, но скажи в то время любому советскому мальчишке об этом, он поднял бы говорившего на смех. Ведь Шевкуненко был кумиром детворы, снявшись в роли правильного пионера Миши Полякова. Но такова была изнанка кинематографа: на экране актер мог представать в образе благородного рыцаря, а в жизни быть чуть ли не исчадием ада. Нечто подобное произошло и с нашим героем. Стремление Шевкуненко к лидерству было явлением отрадным, и, сложись все несколько иначе, он мог бы сделать успешную карьеру в том же кинематографе – ведь не каждый начинающий студент ВГИКа имел за плечами главные роли в трех популярных картинах. Но Сергей выбрал иной путь приложения своих талантов.

Осенью 1975 года Сергей в очередной раз угодил в милицию за участие в групповой драке. Дело отправили в комиссию по делам несовершеннолетних при исполкоме Гагаринского райсовета. Как ни странно, узнав об этом, руководство «Мосфильма» попыталось выручить парня, хотя легче было его попросту утопить, учитывая те неприятности, которые он успел доставить студии. Тем более что на ней Шевкуненко уже не работал с 27 июня. Однако студия протянула Сергею руку помощи: в комиссию было отправлено ходатайство, где отмечалось, что руководство студии готово взять парня на поруки. Не получилось. В середине ноября 75-го на «Мосфильм» пришел ответ из комиссии, где сообщалось, что ходатайство отклонено. А в январе 1976 года на студию пришло еще одно письмо, где была поставлена точка в затянувшемся споре: «За кражи, драки и злоупотребление спиртными напитками направить Шевкуненко С. Ю. в СПТУ для трудных подростков».

По советским меркам спецучилище – это аналог колонии. Для большинства подростков попасть туда – настоящая беда. Но для Шевкуненко это бедой не стало. Амбиций в нем было выше крыши, постоять за себя он умел, поэтому свалившиеся на него там невзгоды он перенес если не легко, то, во всяком случае, без излишней трагедии. Как итог: уже спустя пару месяцев он умудрился и там стать неформальным лидером. И его эгоцентризм получил очередную подпитку в виде обожания и восхищения окружающих. Увы, но ни к чему хорошему это опять не привело.

Следующая глава

biography.wikireading.ru

Сергей Шевкуненко: биография, фото

Сергей Юрьевич Шевкуненко — советский ребенок-актер (а также некоторое время помощник слесаря и осветитель) киностудии «Мосфильм». В будущем известный криминальный авторитет, имеющий немало отсидок и криминальную кличку Артист.

Биография Сергея Шевкуненко

Сергей родился 20 ноября 1959 года. Его отец — известный в Советском Союзе драматург Юрий Шевкуненко. К сожалению, долго он не прожил — умер от рака в 1963 году. Мама, Полина Шевкуненко, — ассистент режиссера на студии «Мосфильм». Также у Сергея есть старшая сестра Ольга, которая была киномонтажером, но вышла замуж за еврея и переехала на постоянное место жительства за границу.

После того как умер отец и уехала сестра, будущий актер Сергей Шевкуненко остался с мамой жить в Москве на улице Пудовкина. Он с детства был весьма талантливым мальчиком, быстро научился читать, но жизнь свою с творчеством связывать не собирался, хотел стать военным.

В дворовой компании был лидером, у него даже была интересная кличка Шеф. Также был весьма упрямым, своенравным, конфликтным. Однажды из-за конфликта с вожатыми он сбежал из лагеря.

Сестра еще могла как-то повлиять на характер. Но после того как она уехала, а также после смерти любимой бабушки Сергей Шевкуненко совсем распустился — практически бросил школу, вступил в очень плохую компанию, часто ночевал в московских отделениях милиции.

Карьера

Мама очень переживала за своего сына, поэтому пыталась применить различные методы, чтобы его оградить от дурного влияния. В конце концов она привела его на «Мосфильм». Мальчик попробовался, его сразу взяли на небольшие роли в такие кинофильмы, как «Сестра музыканта» и «Пятьдесят на пятьдесят».

Сергею понравилось сниматься в кино, он решил работать в этой сфере дальше. Попробовался на роль главного героя в фильмы «Кортик» и «Бронзовая птица». Его утвердили, и когда фильмы вышли на экраны, мальчик сразу стал знаменитым на весь Советский союз.

Фильмы с Сергеем Шевкуненко:

  • 1971 — «Сестра музыканта»;
  • 1972 — «Пятьдесят на пятьдесят»;
  • 1973 — «Кортик»;
  • 1974 — «Бронзовая птица»;
  • 1975 — «Пропавшая экспедиция».

Если бы не скатился по наклонной, то смог бы стать хорошим актером.

Дальнейшая жизнь

Закончив восемь классов, Сергей Шевкуненко вдруг решил, что учеба ему больше не нужна. Он устроился помощником слесаря на «Мосфильм», так как из-за его неуживчивого характера и недисциплинированности никто не хотел его снимать.

Уже в пятнадцать лет Сергей взялся за бутылку, стал злоупотреблять алкоголем. Подростка не увольняли только потому, что очень уважали его маму и в память о знаменитом отце.

Судимости

В 1975 году Сергей стал участником групповой драки, из-за чего угодил в милицию. «Мосфильм» попытался выгородить непутевого парня, но у студии ничего не вышло.

В 1976 году Сергей Шевкуненко попал в СПТУ для трудных подростков. Там он сразу занял позицию лидера, но выдержал там всего четыре месяца.

В марте 1976 года Сергей избил мужчину, за что получил наказание в виде лишения свободы на один год. Выйдя, Сергей стал работать на «Мосфильме» осветителем, помог снять несколько кинофильмов.

Еще через год Шевкуненко снова попал в тюрьму за то, что украл еду в буфете киностудии. Он провел в местах не столь отдаленных год, потом его освободили за хорошее поведение. Мама снова постаралась для сына, убедила руководителей студии, чтобы сына взяли обратно на работу.

В 1982 году Сергей Шевкуненко вместе с дружками ограбил квартиру одной небедной женщины. Его снова поймали, осудили, но едва он освободился, снова принялся за старое.

Незадачливого вора посадили в тюрьму на четыре года, однако Сергей не был согласен с таким раскладом и попытался сбежать. Этого ему сделать не удалось, зато к сроку прибавили еще полтора года. В тюрьме парня чуть не убили, но благодаря счастливому случаю он сумел выкарабкаться.

Тем не менее он стал известным уголовным авторитетом.

Когда Сергей вышел из тюрьмы, у него обнаружилось тяжелое заболевание — туберкулез. В Москву уголовника не пустили, и он почти год пролежал в больнице города Смоленска.

Только вылечившись, Сергей Шевкуненко снова был задержан, теперь за хранение оружия, и попал в тюрьму на год.

Казалось бы, что стоит уже задуматься и попытаться встать на путь нормального человека. Однако такое ему в голову не пришло. Снова был осужден, снова сел в тюрьму, из которой вышел в 1994 году.

Он смог вернуться в столицу теперь уже России, стал проживать в квартире матери. В криминальной среде его прозвали Артистом.

У него была группировка, названная Мосфильмовской, которая занималась рэкетом, угоном, похищениями, торговлей запрещенными веществами, махинациями.

Убийство

Мосфильмовская группировка перешла дорогу другой, одной из самых влиятельных в Москве — Казанской. Шевкуненко активно пытались устранить, поэтому Сергей решил, что пора бежать. Он собирался забрать маму и переехать к сестре в Штаты. Однако немного не успел.

11 февраля 1995 года Сергей с охраной приехал в свой двор. Увидев, что в нем никого нет, Артист отпустил свою охрану.

Киллеры поджидали Сергея в подъезде. Как только он их увидел, попытался убежать в квартиру.

Все бы получилось, но Шевкуненко забыл вытащить ключ из дверей квартиры. Он крикнул матери, чтобы та срочно звонила в милицию. Мама успела только взять в руки телефон, как вбежал киллер. Он выстрелил в нее. Сергей Шевкуненко попытался после этого обезвредить убийцу, но тот несколько раз выстрелил Сергею в голову. Он погиб на месте. Их похоронили вместе с мамой рядом с могилой отца. Преступление не раскрыли.

Личная жизнь

Хоть биография Сергея Шевкуненко очень трагична и связана с криминалом, у него была жена Елена и маленькая дочь. К счастью, они не пострадали. Незадолго до убийства Елена поссорилась с мужем и, забрав дочь, уехала к маме. Это спасло жизнь несчастной женщине. Биография Сергея Шевкуненко очень трагична.

fb.ru

Сергей Шевкуненко: биография и роли актера :

Сегодня мы вспомним человека, оставившего яркий след не только в российском кинематографе, но и в криминальной сфере. Это Сергей Шевкуненко. Биография и причина его смерти по-прежнему интересуют многих людей. В статье представлена подробная информация о нем.

Биография: семья

Сергей Шевкуненко (фото см. выше) родился в Москве в 1959 году (20 ноября). Воспитывался в творческой семье. Отец нашего героя, Юрий Александрович, работал на киностудии «Мосфильм». На протяжении нескольких лет он занимал должность директора 2-го творческого объединения. А еще он был драматургом. А его мать, Полина Васильевна, трудилась ассистентом режиссера на том же «Мосфильме».

Сережа появился на свет, когда его родителям было уже за 40 лет. Они сочли это чудом. Столь радостное событие вдохновило отца на создание пьесы. Ее название говорит само за себя – «Сережка с Малой Бронной». Позже одноименную песню исполнил Марк Бернес.

Тяжелые времена

Юрий Александрович хотел поставить сына на ноги: дать ему достойное образование и уверенность в будущем. Но в 1963 году мужчина ушел из жизни. В семье наступил тяжелый период. Ведь Полина Васильевна несколько лет не работала. Она занималась воспитанием детей и ведением домашних дел. Главным кормильцем являлся муж. А после его смерти женщины вынуждена была вернуться на прежнюю должность в «Мосфильм». Сделать это не удалось бы без помощи Эльдара Рязанова.

Сережа рос активным и чрезвычайно талантливым ребенком. Уже в 4 года он умел читать по слогам. А в 8-летнем возрасте смог осилить «Сагу о Форсайтах», выпущенную в двух томах. Но главным его увлечением было кино. Мальчик с удовольствием смотрел советские киноленты и мечтал когда-нибудь оказаться на месте известных артистов. Мама знала об этом, но не спешила приводить сына на съемочную площадку.

У Сергея была старшая сестра Ольга. В 1972 году она вышла замуж за иностранца и эмигрировала в США. После этого друзья и родственники отвернулись от нее. Для 13-летнего подростка такой поступок сестры стал настоящим ударом. Однако со временем он смог простить и даже оправдать ее действия.

Сергей Шевкуненко: фильмы с его участием

В 1971 году наш герой смог реализовать свою главную мечту – появиться на экранах. Он сыграл Петьку в музыкальной ленте «Сестра музыканта». Затем его утвердили на эпизодическую роль (посыльного) в шпионском фильме «Пятьдесят на пятьдесят». Юному актеру нравилось работать в кадре.

В 1973 году на студии «Беларусьфильм» режиссер Н. Калинин приступил к съемкам приключенческой ленты «Кортик» (по произведению А. Рыбакова). Однако у него возникла проблема с поиском исполнителя главной роли – Миши Полякова. На пробы пришло немало мальчишек-подростков. Сережа выглядел убедительнее своих конкурентов. Именно его выбрал сам автор произведения «Кортик» – Рыбаков Анатолий Наумович. Озвучивал персонажа (Мишу Полякова) Ярослав Турылев.

Сергей Шевкуненко в кадре вел себя уверенно, ни разу не сбился и не забыл текст. Его коллегами по площадке были мастистые актеры, такие как Михаил Голубович, Федорова Зоя и Эммануил Виторган.

«Кортик» завоевал огромную популярность среди советской публики. В итоге через год на экраны вышло трехсерийное продолжение ленты – «Бронзовая птица». В съемках снова был задействован актер Сергей Шевкуненко. Биография симпатичного и талантливого мальчика заинтересовала многих граждан СССР. А предложения от режиссеров посыпались со всех сторон. Но наш герой оказался разборчивым. Он внимательно изучал сценарии.

Из множества предложений мальчик выбрал приключенческую драму «Пропавшая экспедиция». Сергей Шевкуненко успешно перевоплотился в своего экранного персонажа – юного партизана Митьку. Этот образ получился ярким и реалистичным, завоевал зрительскую симпатию.

Съемки ленты начались летом 1974 года в сибирской тайге. В предыдущих картинах Сережа больше говорил, чем действовал. А режиссер «Пропавшей экспедиции» поставил перед ним противоположную задачу – быть очень активным. И подросток с этим справился. В новом фильме он скакал на лошади, стрелял по врагам и взбирался на горы с крутыми обрывами. Критики высоко оценили актерскую игру Шевкуненко.

Режиссер задумал снять продолжение этой картины, даже выбрал название – «Золотая речка». Но нашему герою не суждено было пополнить свою творческую копилку данной кинолентой.

После окончания восьми классов Сережа не захотел продолжать обучение в средней школе. В 1975 году он в очередной раз подрался с ровесниками. После этого его отправили в специальное ПТУ.

Первый срок

Сергей Шевкуненко - актер и человек необычный. По своей натуре он был лидером. И не любил, когда ему перечили. И вот 28 марта 1976 года жесткий характер сыграл с ним злую шутку. В этот день Сережа вместе с другом распили бутылку «Портвейна». Затем они разошлись. По дороге домой актер увидел мужчину, выгуливающего собаку. Он подошел к псу и потрепал его за щеки.

Хозяин собаки разглядел в поведении Шевкуненко нечто предосудительное, попросил отойти подальше. Но выпивший молодой человек не сделал этого. Он с кулаками набросился на собачника. История закончилась тем, что пострадавший написал заявление в 76-е отделение московской милиции. Дело рассматривалось в Гагаринском суде. В итоге Сергей Шевкуненко отправился за решетку на один год.

Жизнь с чистого листа

В 1977 году наш герой вышел на свободу. Благодаря связям матери Сереже удалось устроиться осветителем на «Мосфильм». Он надеялся на то, что кто-нибудь из режиссеров вспомнит его и пригласил в кино, хотя бы в эпизод. Но этого не произошло. Никто не хотел сотрудничать с бывшим зеком.

В 1978 году Сергей Шевкуненко, биография которого нами рассматривается, снова встал на скользкий путь. В один из дней молодой человек выпивал с такими же, как он, сотрудниками киностудии (осветителями, электриками). Запас алкоголя был внушительным. А вот закуска быстро закончилась. Но Сережа не растерялся. Он взломал студийный буфет и «добыл» там еды на несколько десятков рублей. Этот поступок не остался безнаказанным. Шевкуненко судили по статье «Грабеж» и назначили 4 года тюрьмы.

Недолгая свобода

Отбывать весь срок Сергею не пришлось. Уже через год его отпустили домой за примерное поведение. Наш герой хотел вернуться на «Мосфильм», но дорога туда ему была закрыта навсегда. Даже в качестве осветителя.

Он понимал, что человеку с двумя судимостями практически нереально заработать деньги честным путем. Поэтому сколотил банду из местных пацанов-воришек. Ребята грабили квартиры обычных граждан. Вскоре милиция задержала нескольких представителем банды, которые все и рассказали. Сергея, как главаря, посадили на 4 года.

Почти все следующее десятилетие бывший актер провел за решеткой. В 1983 году он вышел на свободу и сразу же совершил кражу. Ему дали 4 года. Сережа пытался бежать из колонии. За это к его сроку прибавилось 1,5 года. А вместе с тем возрастал и авторитет Шевкуненко в уголовном мире.

Сокамерники ценили его за дерзость, сообразительность и великолепные организаторские способности. За нашим героем закрепилось два прозвища – Артист и Шеф.

Освобождение и женитьба

Какие же планы на будущее строил Сергей Шевкуненко? Дети, заботливая жена, уютный дом и успешный бизнес – вот о чем он мечтал. Но с годами шансы на реализацию задуманного уменьшались.

В 1988 году его выпустили из тюрьмы. Это был уже не энергичный и дерзкий молодой человек, а инвалид II группы. У Сергея обнаружили туберкулез. В столицу его не пустили. Шевкуненко пришлось уехать в Смоленск. В местной больнице он пробыл почти год. Там же познакомился с очаровательной девушкой по имени Елена.

Выйдя из больницы, Сережа привез возлюбленную в Москву. Вскоре они расписались в ЗАГСе. У них родился общий ребенок, информация о котором до сих пор не разглашается.

Темная история

К сожалению, счастливая семейная жизнь оказалась недолгой. Уже в декабре 1989 года снова был арестован Сергей Шевкуненко. Жена уверена в том, что его подставили. Она утверждала, что весь день была дома одна. Ближе к вечеру к ним в дверь позвонил незнакомый мужчина и попросил передать Сергею пакет. А в нем оказался заряженный пистолет.

Слова супруги Шевкуненко никто не воспринял всерьез. Следователи не сомневались в том, что бывший актер не собирался «завязывать» с криминальным прошлым. Он вел двойную жизнь – с женой был добрым и нежным, а с врагами и конкурентами – жестоким.

Тогда привлечь Шевкуненко к уголовной ответственности не получилось. Дело «развалилось» из-за недостаточности улик.

Снова в тюрьму

Летом 1990 года Сергей оказался замешанным в кровавой разборке в среде местной братвы. Он был пассивным участником – держал на мушке конкурентов. На момент приезда оперативников ему удалось отбросить подальше пистолет. Иначе нашему герою грозил бы приличный срок. А так он отправился в колонию на 1 год.

Очередные преступления

В 1991 году Сергей Шевкуненко был освобожден, как оказалось, ненадолго. Через 49 дней его арестовали за кражу икон. Он утверждал, что не совершал никакого преступления. Якобы неизвестный мужчина принес ему эти иконы. Но суд поверил имеющимся уликам, а не словам обвиняемого. Следующие несколько лет Сергей Юрьевич провел в тюрьме.

Криминал

Он освободился в 1993 году, в период разгула преступности и становления дикого бизнеса. Для начала наш герой прописался в квартире у матери. Там же Артист фактически проживал. В короткие сроки Шевкуненко сколотил свою бригаду, которая контролировала весь район «Мосфильма».

К тому времени в криминальной иерархии Сергей достиг уровня «положенец». Он был буквально в одном шаге от самого высокого титула в этой среде – «вор в законе». Шевкуненко и его бригада входили в состав осетинской ОПГ. Однако в 1994 году главарь группировки, а с ним 8 подельников были осуждены. ОПГ распалась. Бригаде Шефа (второе прозвище Сергея) пришлось самостоятельно отбиваться от многочисленных конкурентов. Интересы ребят часто пересекались с казанской группировкой.

В начале 1995 года Сережа решил вместе с мамой, женой и ребенком эмигрировать в США, где проживала его родная сестра Ольга. Ведь в Москве ему было опасно оставаться. За короткий срок наш герой смог оформить необходимые документы. Но Шевкуненко не суждено было уехать в Америку.

Убийство

11 февраля 1995 года поздно вечером (в 22:30) Сергей Юрьевич подъехал к своему дому на ул. Пудовкина. Он отпустил охрану. После того как Артист зашел в подъезд, раздался выстрел. Первая пуля попала ему в живот. Шевкуненко смог забежать в лифт и нажать на кнопку 6-го этажа. Вторая пуля отскочила от стенки кабины. Убийца побежал вверх по лестнице. Бывший актер успел зайти в квартиру, но совершил роковую ошибку – оставил ключ в замке. Этим и воспользовался киллер. Вооруженный мужчина открыл дверь. В коридор на шум выбежала мама Сергея, Полина Васильевна. Она пыталась выставить его. Киллер выстрелил в нее 2 раза. Пожилая женщина скончалась на месте. Из комнаты вышел Сергей и увидел мать, лежащую в луже крови. Он начал кричать: «Что же вы делаете?!» После этого получил три пули в лоб. Киллер быстро скрылся. Прибывшие на место происшествия медики констатировали смерть 35-летнего мужчины и его матери.

Последний приют

До сих пор не известен человек, по приказу которого был убит Сергей Шевкуненко. Похороны бывшего актера были достойными. Братва не пожалела денег на то, чтобы проводить в последний путь уважаемого ими человека. Проститься с нашим героем пришли его одноклассники и люди, для которых он всегда остается отважным и честным Мишей Поляковым из киноленты «Кортик». Они не могли сдержать слезы.

Сергей и его мать Полина Васильевна обрели вечный покой на Новодевичьем кладбище. Их могилы находятся рядом. Несколько лет назад друзья и родственники установили им памятник из черного гранита – один на двоих.

В заключение

Мы рассказали о том, где родился, в какой семье воспитывался и как ушел из жизни Сергей Шевкуненко. Пусть будет пухом ему земля…

www.syl.ru

Сергей Шевкуненко (Sergey Shevkunenko): фильмография, фото, биография. Актер.

Детство Сергея трудно было назвать простым: в 1963 году умер отец, а через десять лет эмигрировала в Соединённые Штаты Америки его старшая сестра Ольга, которая была для него другом и наставником. Тем не менее, Сергей уже в детстве мечтал о профессии актёра, много читал, любил бывать на съёмочной площадке.

Его дебют в кино состоялся в 1973 году, когда советские зрители увидели трёхсерийный фильм «Кортик» Николая Калинина, снятого по одноимённому произведению Анатолия Рыбакова. Тогда Сергею Шевкуненко удалось прекрасно показать себя на пробах, он так убедительно выглядел, что ни у кого не было сомнений, что главную роль Миши Полякова следует доверить именно ему. Так и случилось. Картина имела большой успех, поэтому почти сразу было принято решение снимать продолжение, которое называлось «Бронзовая птица», публика смогла увидеть его в 1974 году.

Эти две работы мгновенно сделали Шевкуненко одним из самых востребованных начинающих актёров. Предложений от кинорежиссёров было много, но сыграть он успел только одну роль – Митьку в приключенческой ленте «Пропавшая экспедиция».

Казалось бы, впереди его ждало блестящее будущее, но судьба распорядилась иначе. Весной 1976 года произошло событие, которое в корне изменило его жизнь далеко не в лучшую сторону. После встречи с приятелями, во время которой они распивали спиртное, он отправился домой, но по пути по совершенно пустяковой причине ввязался в драку с прохожим. Его посадили в тюрьму на один год за хулиганство. Но этого оказалось достаточно, чтобы мир кинематографа закрылся для него навсегда. Позднее он ещё не раз сидел за самые разные преступления, был лидером преступной группировки. Такая жизнь не могла привести ни к чему хорошему.

11 февраля 1995 года Сергей Шевкуненко и его мать были убиты в собственной квартире наёмным убийцей.

  • 1975 Пропавшая экспедиция Смотреть онлайн
  • 1974 Бронзовая птица

www.ivi.ru

Шевкуненко, Сергей Юрьевич - это... Что такое Шевкуненко, Сергей Юрьевич?

Сергей Юрьевич Шевкуненко (20 ноября 1959, Москва — 11 февраля 1995, Москва) — советский киноактёр, экс-лидер Мосфильмовской организованной преступной группировки.

Биография

Детство

Родился в семье кинематографистов: отец Шевкуненко Юрий Александрович — директор второго творческого объединения киностудии «Мосфильм», мать Шевкуненко Полина Васильевна (1919—1995) — ассистент режиссёра на той же киностудии.

В 1963 году отец умер, а в 1972 году старшая сестра Ольга эмигрировала из страны. Сергей остался с матерью.

С 1973 года он снимался в первых двух фильмах приключенческой трилогии по произведениям Анатолия Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица», а также в фильме «Пропавшая экспедиция».

Жизнь после кино

После окончания восьми классов средней школы Сергей не захотел продолжать учёбу, в 1975 году после очередной драки его отправляют в специальное ПТУ.

Лишение свободы

В марте 1976 года он вновь участвует в драке и на этот раз приговаривается к году лишения свободы. В заключении он получает среднее образование, а выйдя на свободу, устраивается осветителем на «Мосфильме». В 1978 году Сергей получает четыре года заключения за кражу, освобождается в 1981 году, по протекции матери вновь принят на работу на «Мосфильм» осветителем.

В 1982 году вновь арестован за квартирную кражу и хранение наркотиков, осуждён на 4,5 года. За отказ сотрудничать с администрацией и попытку к бегству срок заключения продлён ещё на 1,5 года. В 1988 году освобождён из заключения инвалидом 2-й группы (открытая форма туберкулёза), уезжает к родственникам в Смоленск.

В 1989 году женится, тогда же получает новый срок — один год за хранение оружия. После освобождения вновь арест и три года заключения за хранение краденых икон. Выйдя на свободу в 1994 году, продолжает криминальную деятельность, создаёт преступную группировку.

В общей сложности, за 5 судимостей Шевкуненко провёл в учреждениях системы наказания 14,5 лет.

Убийство

11 февраля 1995 года убит в своей квартире на улице Пудовкина вместе со своей матерью Полиной Васильевной Шевкуненко.

11 февраля 1995 г примерно в 22.30 Сергей Шевкуненко подъехал к своему дому. Отпустил охрану и вошел в подъезд. …Первая пуля попала Шевкуненко в живот. Вторая — в закрывшиеся двери лифта. По рассказам соседей, они услышали крик: «Стой, падла! Все равно убью!». Он мог спастись, если бы не роковая ошибка. Заскочив в квартиру, Сергей забыл вынуть ключи. Убийца начал открывать замок оставленными ключами. На шум выбежала из спальни 76-летняя мать Полина Васильевна. Она сразу поняла, что происходит, и попыталась помешать преступнику войти в квартиру. Но силы были не равны. Убийце удалось приоткрыть дверь, и он дважды выстрелил. Пули попали Полине Васильевне в голову. Смерть наступила мгновенно. Увидев смерть матери, Сергей закричал на весь дом: «Что вы делаете, суки! Что вы делаете…» Но помощи ждать было неоткуда. Его добили одним выстрелом в голову.

[1]

Преступление не было раскрыто. Похоронен с матерью в Москве на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.
  • В честь рождения Серёжи Шевкуненко отец Юрий Александрович Шевкуненко написал пьесу «Серёжка с Малой Бронной», к которой была написана песня «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой», исполненная М. Бернесом. Стихотворение Е. Винокурова «Москвичи» было написано в 1945 году, а музыка к стихотворению «Москвичи», она же «Сережка с Малой Бронной», по воспоминаниям самого А. Эшпая, была написана в 1955 году, за четыре года до рождения Сергея Шевкуненко.
  • На момент съёмок «Кортика» 13-летний Шевкуненко уже состоял на учёте в детской комнате милиции.
  • В начале 1990-х годов Сергей Шевкуненко отбывал наказание в специальной Владимирской колонии строгого режима. В это же время в ней находился исполнитель роли Петрухи в фильме «Белое солнце пустыни» Николай Годовиков.
  • Будучи криминальным авторитетом и лидером Мосфильмовской ОПГ, имел клички «Шеф» и «Артист».

Творчество

Фильмография

Фильмы о С. Шевкуненко

  • 2004 — «Криминальная звезда» (документальный)[2]

dic.academic.ru


Смотрите также