Биография сергей дмитриевич меркуров


Меркуров Сергей Дмитриевич — Биография

Серге́й Дми́триевич Мерку́ров (1881—1952) — русский и советский скульптор-монументалист.

Автор многочисленных монументов И. В. Сталину (в том числе трех самых крупных на территории СССР) и В. И. Ленину. Народный художник СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947). С февраля 1944 года по 1949 год — директор ГМИИ имени А. С. Пушкина. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1951). Член ВКП(б) с 1945 года. Довел до высокого искусства технику посмертной маски. Был также членом АХРР. Двоюродный брат философа-мистика Георгия Гурджиева.

Ранние годы

Родился Сергей Меркуров 26 октября (7 ноября) 1881 года в городе Александрополь (ныне Гюмри в Армении) в семье предпринимателя.

В 1901 году окончил реальное училище в Тифлисе и поступил в Киевский политехнический институт, но был вскоре исключен за участие в политических волнениях. Осенью 1902 года Меркуров продолжил образование в Швейцарии на факультете философии Цюрихского университета. Тогда же впервые присутствовал на политических дебатах с участием В. И. Ленина. Продолжая изучать философию, Меркуров стал учеником швейцарского скульптора Адольфа Мейера (Adolf Mayer). Вскоре по совету последнего Меркуров поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где учился до 1905 года у профессора Вильгельма Рюмана (Wilghelm von Ruman). С осени 1905 по 1907 год Меркуров жил и работал в Париже. В этот период Меркуров познакомился со скульптурными работами француза О. Родена и бельгийца К. Менье, что нашло отражение в его собственных работах.

Россия

В 1907 году, уже будучи скульптором, Меркуров вернулся в Россию и жил в Тифлисе и Ялте. Осенью 1910 года Меркуров переехал в Москву и 7 ноября был приглашен сделать посмертную маску Л. Н. Толстого.

План «монументальной пропаганды»

12 апреля 1918 года СНК принял декрет «О памятниках республики», а 30 июля 1918 года утвердил список имен исторических деятелей, монументы которых надлежало установить в городах России. К этому моменту в мастерской Меркурова уже были две готовые гранитные статуи из этого списка — Ф. М. Достоевского, выполненная в 1914 году по заказу миллионера Шарова, и Л. Н. Толстого, выполненная в 1912 году Скульптура Достоевского была задумана Меркуровым в 1905 году, тогда он вылепил около 20 бюстов писателя, прежде чем перейти к материалу статуи — шведскому граниту. Моделью для статуи Достоевского был А. Н. Вертинский. Об этом говорят сцепленные в страстном бессилии, как у Пьеро Вертинского, руки статуи. Меркуров предложил Моссовету эти уже готовые статуи и специальная комиссия, возглавлявшаяся А. В. Луначарским, одобрила их по представлению помощника наркома имуществ республики Н. Виноградова. Это был первый большой успех Меркурова при новой власти.

Некоторые современники восприняли памятник Ф. М. Достоевскому критически:

Глубже и ниже, к подъему крутому, где отдается с букетом в руке Трубная площадь бульвару Цветному, где Достоевский застыл в столбняке…

писал поэт Иван Приблудный, прообраз известного персонажа «Мастера и Маргариты» — Ивана Бездомного.

Сергей Меркуров в двадцатые годы был членом масонской ложи «Единое трудовое братство».

Период культа личности Сталина

Меркуров стал одним из первых скульпторов-монументалистов, регулярно получавших государственные заказы на статуи Ленина и Сталина. Он создал огромное количество этих монументов. Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам: монумент в Ереване высотой 49 м вместе с постаментом; в Дубне памятники Ленину и Сталину по две стороны от входа в Канал имени Москвы; и на ВСХВ в Москве. Искусствоведы эпохи с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь этих памятников. Но с середины 1940-х годов скульптурные образы вождей уступали место под работы других авторов — Томского, Вучетича и др. А в 1952 году во время реконструкции ВСХВ в Москве был демонтирован самообрушающийся монумент Сталину. В эпоху хрущёвской «оттепели» многие монументы Сталину были демонтированы или уничтожены, из них в Москве сохранилось два — в Парке искусств «Музейон» и во дворе ГТГ в Лаврушинском переулке. А вплоть до перестройки Меркуров был известен в истории Советской скульптуры как непревзойдённый мастер образа «Ленина», многие из которых не сохранились. Но самый большой памятник Ленину сохранился в Дубне. В 2011 году был открыт «новый» монумент Ленину УФЕ — точная копия с аналогичного памятника на Тверской площади.

Член ВКП(б) с 1945 года.

С. Д. Меркуров умер 8 июня 1952 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

pomnipro.ru

Биография художника Меркуров Сергей Дмитриевич

  • AI Аукцион
  • Прием лотов
  • Правила участия
  • English
  • 18+
  • ARTinvestment.RU
  • Художники и цены
  • Меркуров Сергей Дмитриевич
  • Биография

Скульптор, график

Из семьи предпринимателя; двоюродный брат философа-мистика Г. Гурджиева. Окончил реальное училище в Тифлисе. Учился в Киевском политехническом институте (1901–1902), в Цюрихе — на философском факультете университета (1902) и одновременно у скульптора А. Майера. В 1902–1903 занимался в Академии художеств в Мюнхене у скульптора В. Рюмана. В 1903 посетил Италию, в 1905–1907 работал в Париже; встречался в О. Роденом. Испытал влияние символизма и скульптурной архаики (Месопотамия, Древний Египет).

В 1907 вернулся в Александрополь, затем переехал в Тифлис; в 1908–1909 жил в Ялте, с 1910 — в Москве. Работал в монументальной, станковой и мемориальной скульптуре.

По плану монументальной пропаганды выполнил памятники Ф. М. Достоевскому (1911–1913, установлен в 1918), К. А. Тимирязеву (1922–1923) в Москве, К. Марксу (1921) в Симбирске. Снимал посмертные маски с деятелей государства, науки и культуры. В 1924 снял посмертную маску с В. И. Ленина и начал работу над скульптурной группой «Смерть вождя» (1949).

В конце 1930-х работал над колоссальной статуей Ленина для Дворца Советов в Москве. Выполнил памятники Ленину для зала Верховного Совета СССР в Москве (1939, Государственная (Сталинская) премия 1941), Волгограда, Магнитогорска, Ульяновска и ряда других городов. Создал монументальные памятники И. В. Сталину на входе в канал им. Москвы (1937), на ВСХВ (1939) в Москве и в Ереване (1950, Государственная (Сталинская) премия 1951); все — демонтированы в период «оттепели».

Автор памятников С. Г. Шаумяну в Ереване (1931), Ф. Э. Дзержинскому в Волгограде (1935), М. В. Ломоносову в Москве (1945), 26-ти бакинским комиссарам в Баку (1924–1946); надгробий В. А. Гиляровского (1937–1941), маршала П. С. Рыбалко (1946), авиаконструктора Н. Н. Поликарпова («Икар», 1947), статуи «Мысль» (1913, установлена на могиле автора).

Член объединений «Свободное искусство», АХРР — АХР (с 1925).

В 1944–1950 занимал должность директора ГМИИ им. А. С. Пушкина. За свою деятельность был удостоен званий народного художника СССР (1943), действительного члена Академии художеств СССР (1947).

Автор книги «Записки скульптора» (М., 1959).

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Произведения Меркурова находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее.

  • 31.10.2019 Swatch выпустила совместные часы с Лувром В оформлении часов «музейной коллекции» используются фрагменты пяти знаменитых картин из собрания Лувра, включая «Мону Лизу» и «Свободу, ведущую народ»
  • 30.10.2019 «Спаситель де Гане» стал звездой Лувра в отсутствие «Спасителя мира» Крупнейшая выставка, приуроченная к 500-летию с года смерти Леонардо, открылась в Париже неделю назад. Но самую дорогую аукционную картину мира — Salvator Mundi — на нее так и не привезли. И где она находится — по-прежнему достоверно неизвестно
  • 29.10.2019 «Икону с кухни» продали за $26 500 000 По информации СМИ, гигантскую сумму (в 6 раз выше эстимейта) заплатил американский фонд Alana. Очевидно, его консультанты согласились, что доска, найденная на кухне, — это шедевр флорентийского живописца Чимабуэ, учителя Джотто
  • 28.10.2019 Николай Иванович Касаткин. 02.03.1932 — 26.10.2019 Шестидесятник, разработчик собственного художественного метода «картина в картине», Николай Иванович Касаткин скончался на 88-м году жизни
  • 23.10.2019 Как Шагал спас Джанлуиджи Буффона Легендарный голкипер рассказал болельщикам, как картина русского авангардиста вывела его из депрессии почти пятнадцать лет назад
  • 01.11.2019 Итоги AI Аукциона № 302 Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Пермь — география покупателей аукциона, который завершился в пятницу, 1 ноября 2019 года
  • 28.10.2019 Открыты 302-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это четырнадцать живописных работ, два листа оригинальной и два — печатной графики и две работы в смешанной технике
  • 25.10.2019 Итоги AI Аукциона № 301 Сегодня, 25 октября, было продано 55 % лотов. Покупатели — Магадан, Гусь-Хрустальный, Сергиев Посад, Краснодар, Москва и Санкт-Петербург
  • 23.10.2019 Антикварные книги XVIII–XX веков, автографы, ИЗО на аукционе в «Антиквариуме» 26 октября в 16:00 состоится очный аукцион № 60 «Редкие книги и автографы. Тамиздат. Плакаты. Живопись и графика»
  • 23.10.2019 Christie’s выставит на «русских торгах» Фешина за $3 000 000 Портрет 1917 года, ценного, доэмиграционного периода, станет топ лотом торгов Important Russian Sale в Лондоне 25 ноября 2019 года

Наверх

artinvestment.ru

Биография Сергей Меркуров

Меркуров считается одним из величайших советских мастеров в создании посмертных масок и был автором трех самых больших памятников Сталину (Joseph Stalin) на территории СССР (USSR).

11.11.2011

Сергей Дмитриевич Меркуров (Sergey Dmitrievich Merkurov) – знаменитый советский скульптор-монументалист греко-армянского происхождения. Он был Народным художником СССР (с 1943 года), членом Советской академии искусств (Soviet Academy of Arts) и с 1944 по 1949 год - директором Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Pushkin Museum of Fine Arts).

Сергей Меркуров фотография

Меркуров считается одним из величайших советских мастеров в создании посмертных масок и был автором трех самых больших памятников Сталину (Joseph Stalin) на территории СССР (USSR). Философ-мистик и композитор Георгий Иванович Гурджиев (George Ivanovich Gurdjieff) был его двоюродным братом.

Реклама:

Он родился 7 ноября 1881 года в Александрополе Эриванской губернии (Alexandrapol, Erivan Governorate) – сегодня город носит свое старинное название Гюмри и является частью независимой Армении (Gyumri, Armenia). Он учился в Киевском политехническом институте (Kyiv Polytechnic Institute), но был вынужден покинуть его после политического скандала. Меркулов отправился в Швейцарию (Switzerland), где стал учеником Адольфа Майера (Adolf Mayer), одновременно изучая философию в Цюрихском Университете (University of Zurich). В 1902-1905 годах он учился в Германии (Germany), в Мюнхенской академии художеств (Academy of Fine Arts, Munich), после чего учился в студии Огюста Родена (Auguste Rodin) в Париже (Paris).

Сергей Меркуров фотография

Меркуров познакомился с Владимиром Лениным (Vladimir Lenin) и слушал его выступления, когда будущий революционный лидер жил за границей. Личное знакомство пригодилось, потому что впоследствии Меркуров стал автором множества ленинских статуй, в том числе, того памятника, который в советское время украшал собой площадь Ленина (Lenin Square) в Ереване (Yerevan).

В 1907 году Меркуров вернулся в Россию (Russia), чтобы выполнить посмертную маску католикоса Мкртича Хримяна (Mkrtich Khrimian) по приглашению Армянской апостольской церкви (Armenian Apostolic Church). Это была его первая работа такого рода. Затем он жил в Тбилиси (Tbilisi), Ялте (Yalta), Москве (Moscow) и изготовил посмертные маски Льва Толстого (Leo Tolstoy), Ованеса Туманяна (Hovhannes Tumanyan), Владимира Ленина (Vladimir Lenin) и Надежды Крупской (Nadezhda Krupskaya), Максима Горького (Maxim Gorky), Владимира Маяковского (Vladimir Mayakovsky) и других известных лиц того времени. Техника изготовления таких масок сама по себе - нелегкий процесс. Автор помещает жидкий моделировочный гипс на лице тела, затем снимает ее и заливает внутрь гипсовой маски другой материал, например, бронзу, получая, таким образом, слепок лица умершего в натуральном размере.

Меркуров был выдающимся представителем академического современного стиля и широко использовал в своем творчестве темы смерти и размышлений, изготавливая статуи из каменных блоков. Он был также известен как вольнодумец и необыкновенный человек. Он был членом масонской ложи, Ассоциации художников революционной России (Association of Painters of Revolutionary Russia) и Коммунистической партии Советского Союза (Communist Party of the Soviet Union). Будучи директором Пушкинского музея, он спас памятник Екатерине Великой (Catherine the Great), тайно переправив его в Ереван, где статуя пряталась на протяжении десятилетий и вернулась в Россию только в 2006 году.

На 70-летие Сталина Меркуров изваял особый подарок, очень дорогой гранитный монумент, который Сталин отказался принять – и тогда в жизни скульптора началась сложная полоса.

Он скончался 8 июня 1952 года и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище (Novodevichy Cemetery). В 1953-м были опубликованы его 'Записки скульптора' (Notes of a Sculptor).

Самый вонючий человек в миреПосетило:176 Лагерь из колючей проволокиПосетило:147 Предсказал свою смертьПосетило:146

В 1984 году в доме семьи Меркурова в Гюмри открылся его музей, где экспонируются посмертные маски 59 советских лидеров и знаменитых личностей, в том числе единственная оригинальная посмертная маска Ленина.

О встече с болшим художником Вадим Егоров 07.10.2014 05:31:54

Мой отец, скульптор Владимир Егорович Егоров,встречался и общался с С.Д.Меркуровым, вплотную, хоть и недолго, в 1950-51г.г.В то время отец оканчивал Московское художественно-промышленное училище имени М.И.Калинина.С преподавателями- Г.Д.Алексеевым, М.А.Шмаковым и др. Меркуров был в хороших отношениях, выступал перед студентами.Темой дипломной работы Володи Егорова был барельеф Дзержинского. И Меркуров когда-то ваял Дзержинского, что студенты знали. Егоров попросил Меркурова разрешения как-то посмотреть работу мэтра, и тот... пригласил его к себе в гости. У Меркурова был большой загородный дом с мастерской и усадьбой. Ворошилов,друживший с Меркуровым ,в этой связи говорил: Знаю я в СССР только одного помещика. Это ты, Сергей Дмитриевич!Встретив начинающего скульптора, Меркуров стал рассказывать ему о своей работе. А потом,- вспоминал В.Е.Егоров,- он привел меня в сарай, где хранились его некоторые старые работы. На дворе была зима начала пятьдесят первого года...или конца пятидесятого и пол сарая был засыпан снегом.Меркуров сразу нашел своего Дзержинского и тростью расчистил на нем снег. Потом победно-сурово глянул на меня и спросил: Нравится ?- Да,здорово! - ответил я. Но,честно говоря, ждал много большего. И про себя подумал : Барахло ты сделал,Сергей Дмитрич! Я лучше сделаю ! В общем, юношеские амбиции взыграли,.. работу Егорова преподаватели хвалили. Так или иначе, встреча начинающего скульптора с большим мастером произвела на В.Е.Егорова сильное впечатление.

О бароне Вадим Егоров 14.11.2014 02:18:19

Начинающему скульптору,студенту -дипломнику,Владимиру Егорову Сергей Дмитриевич Меркуров рассказывал,что когда он был еще подростком, 14-й год вроде бы пошел ему, то он приехал как талантливый юный русский художник в Париж.И там,буквально сразу по приезд,о нем стали заботиться люди какого-то очень богатого и влиятельного лица, которого называли просто барон. Он распорядился о комфортном жилье юному художнику. Его одели по последней парижской моде, накрывали всегда прекрасный стол,не сразу нашли,правда, подходящую обувь. Кажется, у юного дарования был довольно большой размер ноги.Доставили карандаши, бумагу,глину и т.п.,чтобы мсье Серж мог работать.А потом появился и сам барон.Это оказался барон Жорж Геккерен- Дантес.Странные чувства испытал молоденький Сергей Меркуров- и ненависть к навеки проклятому его родной Россией убийце А.С.Пушкина,и любопытство и даже некоторую признательность за такую встречу за границей. В общем,свой несмываемый грех перед Россией отмаливал дантес.

Меркуров, Дантес и Вадим Егоров Ида 17.06.2015 05:31:41

Вадим, не надо мутить воду, Меркуров в Европе появился в 1902 году, когда ему было 21 год, а упомянутый вами Дантес был мертв уже 7 лет.

Возможно... Вадим Егоров 08.12.2015 12:20:50

Память у меня очень хорошая. Но всякое бывает.Никакую воду мутить мне,профессору,нет резона.Возможно,что С.Д.Меркуров рассказал это В.Е.Егорову как эпизод из юности одного из своих приятелей возрастом немного постарше.

Лучшие недели
Бабочкины крылья Посетило:362 Реинкарнация отпетого вруна Посетило:376 Киприан КондратовичПосетило:2884

www.peoples.ru

Сергей Меркуров

Меркуров считается одним из величайших советских мастеров в создании посмертных масок и был автором трех самых больших памятников Сталину (Joseph Stalin) на территории СССР (USSR).

Сергей Дмитриевич Меркуров (Sergey Dmitrievich Merkurov) – знаменитый советский скульптор-монументалист греко-армянского происхождения. Он был Народным художником СССР (с 1943 года), членом Советской академии искусств (Soviet Academy of Arts) и с 1944 по 1949 год - директором Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Pushkin Museum of Fine Arts).

Меркуров считается одним из величайших советских мастеров в создании посмертных масок и был автором трех самых больших памятников Сталину (Joseph Stalin) на территории СССР (USSR). Философ-мистик и композитор Георгий Иванович Гурджиев (George Ivanovich Gurdjieff) был его двоюродным братом.

Он родился 7 ноября 1881 года в Александрополе Эриванской губернии (Alexandrapol, Erivan Governorate) – сегодня город носит свое старинное название Гюмри и является частью независимой Армении (Gyumri, Armenia). Он учился в Киевском политехническом институте (Kyiv Polytechnic Institute), но был вынужден покинуть его после политического скандала. Меркулов отправился в Швейцарию (Switzerland), где стал учеником Адольфа Майера (Adolf Mayer), одновременно изучая философию в Цюрихском Университете (University of Zurich). В 1902-1905 годах он учился в Германии (Germany), в Мюнхенской академии художеств (Academy of Fine Arts, Munich), после чего учился в студии Огюста Родена (Auguste Rodin) в Париже (Paris).

Меркуров познакомился с Владимиром Лениным (Vladimir Lenin) и слушал его выступления, когда будущий революционный лидер жил за границей. Личное знакомство пригодилось, потому что впоследствии Меркуров стал автором множества ленинских статуй, в том числе, того памятника, который в советское время украшал собой площадь Ленина (Lenin Square) в Ереване (Yerevan).

В 1907 году Меркуров вернулся в Россию (Russia), чтобы выполнить посмертную маску католикоса Мкртича Хримяна (Mkrtich Khrimian) по приглашению Армянской апостольской церкви (Armenian

Apostolic Church). Это была его первая работа такого рода. Затем он жил в Тбилиси (Tbilisi), Ялте (Yalta), Москве (Moscow) и изготовил посмертные маски Льва Толстого (Leo Tolstoy), Ованеса Туманяна (Hovhannes Tumanyan), Владимира Ленина (Vladimir Lenin) и Надежды Крупской (Nadezhda Krupskaya), Максима Горького (Maxim Gorky), Владимира Маяковского (Vladimir Mayakovsky) и других известных лиц того времени. Техника изготовления таких масок сама по себе - нелегкий процесс. Автор помещает жидкий моделировочный гипс на лице тела, затем снимает ее и заливает внутрь гипсовой маски другой материал, например, бронзу, получая, таким образом, слепок лица умершего в натуральном размере.

Меркуров был выдающимся представителем академического современного стиля и широко использовал в своем творчестве темы смерти и размышлений, изготавливая статуи из каменных блоков. Он был также известен как вольнодумец и необыкновенный человек. Он был членом масонской ложи, Ассоциации художников революционной России (Association of Painters of Revolutionary Russia) и Коммунистической партии Советского Союза (Communist Party of the Soviet Union). Будучи директором Пушкинского музея, он спас памятник Екатерине Великой (Catherine the Great), тайно переправив его в Ереван, где статуя пряталась на протяжении десятилетий и вернулась в Россию только в 2006 году.

На 70-летие Сталина Меркуров изваял особый подарок, очень дорогой гранитный монумент, который Сталин отказался принять – и тогда в жизни скульптора началась сложная полоса.

Он скончался 8 июня 1952 года и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище (Novodevichy Cemetery). В 1953-м были опубликованы его 'Записки скульптора' (Notes of a Sculptor).

В 1984 году в доме семьи Меркурова в Гюмри открылся его музей, где экспонируются посмертные маски 59 советских лидеров и знаменитых личностей, в том числе единственная оригинальная посмертная маска Ленина

facecollection.ru

Сергей Дмитриевич Меркуров - это... Что такое Сергей Дмитриевич Меркуров?

Серге́й Дми́триевич Мерку́ров, иногда Меркулов (7 ноября (26 октября) 1881 — 8 июня 1952) — российский советский скульптор-монументалист, родом из Армении[1]. Автор многочисленных монументов И. В. Сталину (в том числе трех самых крупных на территории СССР)[2] [3] и В. И. Ленину[4]. Народный художник СССР (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947) [5] [6] [7]С февраля 1944 г. по 1949 г. — директор Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.[8] Довел до высокого исккусства технику посмертной маски.[9] В 1920-е годы был членом масонской ложи «Единое трудовое братство»[2]. Был также членом АХРР[3]. Член КПСС с 1945 г. Двоюродный брат философа-мистика Георгия Гурджиева[10].

Биография

Ранние годы

Родился Сергей Меркуров в Армении в городе Александрополь (Гюмри) в семье предпринимателя. В 1901 окончил реальное училище в Тифлисе и поступил в Киевский политехнический институт, но был вскоре исключен за участие в политических волнениях. Осенью 1902 года Меркуров продолжил образование в Швейцарии на факультете философии Цюрихского университета. Тогда же впервые присутствовал на политичеких дебатах с участием В. И.Ленина. Продолжая изучать философию, Меркуров стал учеником швейцарского скульптора Адольфа Мейера (Adolf Mayer). Вскоре по совету последнего Меркуров поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где учился до 1905 г. у профессора Вильгельма Рюмана (Wilghelm von Ruman). С осени 1905 до 1907 Меркуров жил и работал в Париже. В этот период Меркуров познакомился со скульптурными работами француза О. Родена (Auguste Rodin) и бельгийца К. Мениера (Constantine Menier), что нашло отражение в его собственных работах.

Россия

В 1907, уже будучи скульптором, Меркуров вернулся в Россию и жил в Тифлисе и Ялте. Осенью 1910 Меркуров переехал в Москву и 7 ноября был приглашен сделать посмертную маску Льва Толстого.[11]

План «монументальной пропаганды»

12 апреля 1918 года Совнарком принял декрет «О памятниках республики», а 30 июля 1918 года утвердил список имен исторических деятелей, монументы которых надлежало установить в городах России. К этому моменту в мастерской Меркурова уже были две готовые гранитные статуи из этого списка — Ф. М. Достоевского, выполненная в 1914 г. по заказу миллионера Шарова, и Л. Н. Толстого, выполненая в 1912 г. Скульптура Достоевского была задумана Меркуровым в 1905 году, тогда он вылепил около 20 бюстов писателя, прежде чем перейдти к материалу статуи — шведскому граниту. Моделью для статуи Достоевского был Александр Вертинский. Об этом говорят сцепленные в страстном бессилии, как у Пьеро Вертинского, руки статуи.[12] Меркуров предложил Моссовету эти уже готовые статуи и специальная комиссия, возглавлявшаяся А. В. Луначарским, одобрила их по представлению помощника наркома имуществ республики Н. Виноградова. Это был первый большой успех Меркурова при новой власти.[13]

Современники восприняли памятник Ф. М. Достоевскому критически:

Глубже и ниже, к подъему крутому, где отдается с букетом в руке Трубная площадь бульвару Цветному, где Достоевский застыл в столбняке…

писал поэт Иван Приблудный.[14]

Период культа Сталина

Меркуров стал одним из первых скульпторов-монументалистов, регулярно получавших государственные заказы на статуи Ленина и Сталина. Он создал огромное количество этих монументов. Ему принадлежит первенство в создании трех самых гигантских по размерам: монумент в Ереване высотой 49 м вместе с постаментом; в Дубне памятники Ленину и Сталину по две стороны от входа в Канал имени Москвы; и на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Искусствоведы эпохи с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь этих монстров. Все они были снесены в период хрущёвской «оттепели» (сохранился лишь памятник Ленину в Дубне).

Похоронен Меркуров на Новодевичьем кладбище Москвы.

Музей скульптора в Армении

В 1984 в Гюмри открылся музей Меркурова в доме, построенном в 1869 году дедом скульптора Федором Меркуровым.[15] Сергей Меркуров считается одним из выдающихся армянских скульпторов.[16]

Произведения

Статуи и монументы

  • Статуя, гранит Л. Н. Толстого, 1913, в 1972 г. установлена у здания музея Толстого на Пречистенке в Москве.
  • Статуя, гранит Ф. М. Достоевского, 1911-13
  • Символическая фигура, гранит «Мысль», 1913, установлена на могиле автора в 1956 г.
  • Памятник К.Марксу, 1921, Симбирск [17]
  • Памятник К. А. Тимирязеву, 1922-23, Москва
  • Памятник Н. П. Бурденко Москва, ул. Фадеева.
  • Памятник А. В. Вишневскому Установлен перед институтом, носящем его имя.
  • Памятник К. Э. Циолковскому, Москва
  • Горельеф «Расстрел 26 бакинских комиссаров», 1924-46, открыт в Баку в 1958 г. Снесен в 1990-х годах.
  • Голова, гранит Степан Шаумян 1929
  • Две гранитные монументальные скульптуры Ленина и Сталина на канале имени Москвы, 1937 (При сооружении было использовано до двадцати железнодорожных составов крупнозернистого серо-розового гранита, а вес отдельных глыб достигал ста тонн.)[2]
  • Мраморная статуя Ленина для зала заседаний, Верховного совета СССР 1939 г. Сталинская премия 1941 г.
  • Гранитный скульптурный памятник Ленину возле Института марксизма-ленинизма в Москве. 1940 г.
  • Мраморная скульптура Сталина на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, 1940. Сталинская премия 1951 г.
  • Статуя Сталина из кованой меди в Ереване, 1950. Сталинская премия 1951 г.
  • Многочисленные, часто гигантских размеров, гранитные статуи Ленина и Сталина[18].
  • Памятник В.Ленину в Киеве (1949 г.)

Посмертные маски (всего более 300)

Надгробные памятники

  • Надгробие Гиляровского. 1937—1941

Надгробные памятники у Кремлевской стены

Книги

Меркуров С. Д. Записки скульптора, Москва, Изд-во Академии художеств СССР 1953 г. 100 с.

Книги о скульпторе

Сергей Меркуров Сост. Г. С. Меркуров; Авт. вст. ст. И. Г. Меркурова. Москва, Изд-во Изобразит. искусство, 1988, 159 с.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

МЕРКУРОВ Сергей Дмитриевич

Российский скульп­тор, народный художник СССР (1943) и Армении ССР (1950), действительный член АХ СССР (1947)

С дет­ст­ва обу­чал­ся ре­мес­лу ка­ме­но­тё­са и рез­чи­ка по де­ре­ву. В 1901 по­сту­пил в Ки­ев­ский по­ли­тех­нич. ин-т, но был ис­клю­чён за уча­стие в по­ли­тич. вол­не­ни­ях. Пе­ре­ехав в Швей­ца­рию, про­дол­жил об­ра­зо­ва­ние на фи­лос. ф-те Цю­рих­ско­го ун-та, од­но­вре­мен­но учил­ся скульп­ту­ре у А. Май­е­ра (1902), за­тем в мюн­хен­ской АХ (1902–05) у В. фон Рю­ма­на. По­се­тил Ита­лию (1903 и 1905), в 1905–1907 ра­бо­тал в Па­ри­же. Ис­пы­тал влия­ние О. Ро­де­на (с ко­то­рым по­зна­ко­мил­ся в 1906), а так­же не­ои­деа­лиз­ма и мо­дер­на, др.-вост. скульп­ту­ры. В 1907 вер­нул­ся в Рос­сию, жил в Тиф­ли­се и Ял­те, с 1910 – в Мо­ск­ве. В 1911–13 слу­шал лек­ции в Ар­хео­ло­гич. ин-те.

Твор­че­ст­во М. на всём его про­тя­же­нии от­ме­че­но об­раз­но-сти­ле­вым един­ст­вом. Под влия­ни­ем А. фон Хиль­деб­ран­да на­чал соз­да­вать скульп­ту­ры в кам­не и, сле­дуя про­воз­гла­шён­но­му им прин­ци­пу рель­е­фа, вы­се­кал объ­ём с со­хра­не­ни­ем мо­но­лит­но­сти, пло­ско­ст­но­сти, стре­мясь к ар­хи­тек­то­нич­но­сти и мо­ну­мен­таль­но­сти об­раза. Про­из­ве­де­ния М. от­ли­ча­ют вы­со­кая ме­ра обоб­ще­ния, ла­ко­низм, ла­пи­дар­ность, яс­но чи­тае­мый си­лу­эт, че­кан­ная трак­тов­ка де­та­лей. По­сле Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 уча­ст­во­вал в осу­ще­ст­в­ле­нии мо­ну­мен­таль­ной про­па­ган­ды пла­на: па­мят­ни­ки – Ф. М. Дос­то­ев­ско­му (гра­нит, 1911–17; ус­та­нов­лен в 1918 на Цвет­ном буль­ва­ре в Мо­ск­ве, в 1936 пе­ре­не­сён в сквер пе­ред зда­ни­ем быв. Ма­ри­ин­ской боль­ни­цы), Л. Н. Тол­сто­му (гра­нит, 1911–28; ус­та­нов­лен на Де­вичь­ем по­ле, с 1972 – пе­ред Му­зе­ем Л. Н. Тол­сто­го) и К. А. Ти­ми­ря­зе­ву (1922–23) для Мо­ск­вы, К. Мар­ксу (1921) для Сим­бир­ска, С. Г. Шау­мя­ну (1931) для Ере­ва­на. Чл. АХРР (с 1925).

Под воз­дей­ст­ви­ем идей Ф. Ницше М. об­ра­тил­ся к те­мам смер­ти, тра­ге­дий­но­сти су­ще­ст­во­ва­ния, борь­бы ге­роя-сверх­че­ло­ве­ка. Сни­мал по­смерт­ные мас­ки пи­са­те­лей (Л. Н. Тол­стой, М. Горь­кий, В. В. Мая­ков­ский, М. А. Бул­га­ков), ху­дож­ни­ков (Г. Г. Мя­со­едов, В. И. Су­ри­ков), по­ли­тич. дея­те­лей (В. И. Ле­нин, Ф. Э. Дзер­жин­ский, Я. М. Сверд­лов и др.), не­ред­ко пе­ре­ра­ба­ты­вая их в порт­ре­ты и над­гро­бия (в т. ч. у Крем­лёв­ской сте­ны в Мо­ск­ве). Над­гроб­ны­ми па­мят­ни­ка­ми ста­ли и ком­по­зи­ции М. – «Икар» (гра­нит, ко­ва­ная медь, 1912–46; на мо­ги­ле авиа­кон­ст­рук­то­ра Н. Н. По­ли­кар­по­ва), «Мысль» (гра­нит, 1914; с 1956 на мо­ги­ле С. Д. Мер­ку­ро­ва; оба – на Но­во­де­вичь­ем клад­би­ще, Мо­ск­ва). В зре­лый пе­ри­од твор­че­ст­ва М. ра­бо­тал над мно­го­фи­гур­ны­ми ком­по­зи­ция­ми ме­мо­ри­аль­но­го ха­рак­те­ра: го­рель­еф «Рас­стрел 26 ба­кин­ских ко­мис­са­ров» (гра­нит, 1924–1946, ус­та­нов­лен в 1958 в Ба­ку; де­мон­ти­ро­ван в 2009); груп­па «Смерть во­ж­дя» (гра­нит, 1927–47, в 1958 ус­та­нов­ле­на в Гор­ках Ле­нин­ских Моск. обл.).

С кон. 1930-х гг. раз­ра­ба­ты­вал эс­кизы гран­ди­оз­ной ста­туи В. И. Ле­ни­на для Двор­ца Со­ве­тов в Мо­ск­ве. «Ме­га­ло­ма­ния» это­го не­осу­ще­ст­в­лён­но­го мо­ну­мен­та (выс. ок. 100 м) на­шла вы­ра­же­ние и в пар­ных ста­ту­ях В. И. Ле­ни­на и И. В. Ста­ли­на на вхо­де в Ка­нал им. Мо­ск­вы (гра­нит, 1937; выс. 26 м), ста­туе Ста­ли­на на ВСХВ (гра­нит, 1939–40), мо­ну­мен­те «По­бе­да» для Ере­ва­на (ко­ва­ная медь, 1950; все ны­не де­мон­ти­ро­ва­ны). Сре­ди др. про­из­ве­де­ний – па­мят­ни­ки Ле­ни­ну (в Тве­ри, 1926; Кие­ве, 1938, и др.; ста­туя для за­ла за­се­да­ний ВС СССР в Крем­ле, мра­мор, 1939; так­же час­тично де­мон­ти­ро­ва­ны), Н. Н. Бур­ден­ко (1949), М. В. Ло­мо­но­со­ву (1954, де­мон­ти­ро­ван) и К. Э. Ци­ол­ков­ско­му (1959) для Мо­ск­вы. Ав­тор ком­по­зи­ций «Ас­та­по­во. 7 но­яб­ря 1910 го­да» («Л. Н. Тол­стой на смерт­ном од­ре», пес­ча­ник, 1911, Му­зей Л. Н. Тол­сто­го на ж.-д. ст. Лев Тол­стой), «Аго­ния» (по­свя­ще­на Г. Г. Мя­со­едо­ву; мра­мор, 1911, Мин-во куль­ту­ры РФ), «Скорбь» (гра­нит, 1940, Дом- му­зей М., Гюм­ри, Ар­ме­ния).

М. соз­дал эта­лон­ные для со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма об­раз­цы па­мят­ни­ков и над­гроб­ных мо­ну­мен­тов. Фи­ло­со­фич­но­стью, мо­ну­мен­таль­но­стью сво­их ра­бот по­вли­ял на фор­ми­ро­ва­ние иск-ва Э. И. Не­из­вест­но­го (ра­бо­тал в мас­тер­ской М. в 1940-х гг.), в даль­ней­шем про­ти­во­по­ста­вив­ше­го се­бя то­та­ли­тар­но­му иск-ву, гл. пред­ста­ви­те­лем ко­то­ро­го в СССР был позд­ний М. Ди­рек­тор ГМИИ (1944–50). Гос. пр. СССР (1941, 1951). На­гра­ж­дён 2 ор­де­на­ми Ле­ни­на. В Гюм­ри от­крыт Дом-му­зей М. (1984).

Сочинения:

За­пис­ки скульп­то­ра. М., 1953;

Мой твор­че­ский путь // Ис­кус­ст­во. 1983. № 1.

Автор статьи: А. М. Му­ра­тов.

Награды

Литература

  • [Ти­хо­но­ва В.]. С. Д. Мер­ку­ров. [Аль­бом]. М., 1958
  • Мер­ку­ро­ва И.Г. С. Мер­ку­ров. М., 1988
  • Ор­лов С.И. С. Мер­ку­ров: от ка­мер­но­го па­мят­ни­ка к ги­пер­мо­ну­мен­ту // Пу­ти и пе­ре­пу­тья. М., 2001

w.histrf.ru


Смотрите также