Биография писатель серафимович


Александр Серафимович. Подробная биография

Александр Серафимович, русский писатель. Настоящая фамилия Попов. Родился 7 (19) января 1863 года в станице Нижне-Курмоярской Области Войска Донского (ныне Цимлянский район Ростовской области), сын полкового казначея, есаула Войска Донского.

Детские годы провел в Польше, где был расквартирован полк отца. В 1873 вернулся с семьей на Дон в станицу Усть-Медведицкую (в 1933 году переименована в г. Серафимович). Рано осиротел. Несмотря на большие материальные лишения, окончил гимназию. В 1883-1887 учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, сблизился с революционно настроенными студенческими кругами. Был привлечен к дознанию по делу А.И. Ульянова и его товарищей (1887) и сослан в Архангельскую губернию под надзором полиции. Вернувшись на Дон в 1890 году, установил связи с местными народовольческими группами, которые вели пропаганду среди рабочих.

Первый опубликованный рассказ Серафимовича «На льдине» («Русские ведомости», 1889), как и другие ранние произведения – «Снежная пустыня», «На плотах» (оба 1890), навеяны тяжкими впечатлениями архангельской ссылки. Рассказы были сочувственно встречены Г.И. Успенским и В.Г. Короленко. Внимание к народной среде и быту связывает творчество Серафимовича с традициями демократической литературы 60-70-х годов 19 века. Отчаянное положение трудового человека обрисовано во многих рассказах и очерках Серафимовича («Стрелочник», 1891; «Под землей», 1895; «Маленький шахтер», 1895; «Сцепщик», 1898; «На заводе», 1898). Работа в провинциальной («Приазовский край», «Донская речь»), а затем в московской печати позволила Серафимовичу накопить богатый запас наблюдений из жизни крестьянства, городских низов, промышленного пролетариата, интеллигенции. В публицистике Серафимовича намечены многие мотивы и темы его последующих произведений.

К началу 900-х гг. определился общественный и писательский облик Серафимовича: его убежденный демократизм, критический пафос и реалистическое дарование. Первая книга – «Очерки и рассказы» (1901). Её успех определил дальнейшую судьбу Серафимовича. В 1902 году он переезжает в Москву, становится участником литературной группы «Среда». Тогда же он познакомился с Горьким и начал сотрудничать в издательстве «Знание», которое в 1903-1908 гг. выпустило 3-томное издание «Рассказов» Серафимовича.

В предреволюционное десятилетие (1907-1917) в творчестве Серафимовича усиливается историзм. Он исследует власть собственнических инстинктов, искажающих души людей: рассказы о крестьянстве «Сухое море» (1914), «Фетисов курень» (1916), повесть «Пески» (1908), высоко оцененная Л.Н. Толстым. В романе «Город в степи» (1912) развертывается обобщенная история русского промышленного капитализма. В 1911 году Серафимович выпускает сборник рассказов для юношества «Простая жизнь».

В начале 1915 года Серафимович отправился на фронт в составе санитарного отряда. Его рассказы и очерки военного времени («Чёрный треух», 1914; «Термометр», 1914; «Шрапнель», 1915; «На побывке», 1915; «В Галиции», 1915) отличаются трезвым пониманием масштабов народного бедствия. Писатель чутко отмечает рост антивоенных настроений в народе, начало революционного брожения среди солдат («Сердце сосет», 1915; «Встреча», 1915, и др.).

После Октябрьской революции 1917 года Серафимович заведовал литературно-художественным отделом «Известий», агитмассовым отделом Моссовета, вел большую работу в Наркомпросе, был военным корреспондентом «Правды». Его очерки о гражданской войне на Дону, Северном Кавказе и Украине отличались мастерством и строгой фактической точностью.

В годы революции и гражданской войны Серафимович пережил высокий творческий подъем. Главной его книгой стал роман «Железный поток» (1924). Основой романа послужило реальное событие из истории гражданской войны – героический поход Таманской армии под командованием Е.И. Ковтюха (лето 1918).

В 30-е годы Серафимович работал над большим биографическим повествованием о своей жизни и о писателях-современниках. Во время Великой Отечественной войны престарелый писатель побывал на фронте и снова взялся за перо публициста.

Умер Александр Серафимович в Москве 19 января 1949 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Биография

Произведения

  • Бабья деревня
  • Бригадир
  • Три друга

Критика

Ключевые слова: Александр Серафимович,биография Александра Серафимовича,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 века,русские писатели 20 века,жизнь и творчество Александра Серафимовича

md-eksperiment.org

Серафимович Александр Серафимович: биография, творчество

Серафимович Александр Серафимович – представитель так называемой пролетарской литературы. Творчество этого писателя созвучно с литературной деятельность Максима Горького. Его ранние рассказы находились под влиянием революционных движений второй половины девятнадцатого века. И на протяжении всего своего творческого пути он оставался верен своим взглядам и убеждениям. Какова главная идея произведений, которые создавал Александр Серафимович? В чем заключается ценность его литературного творчества?

Юность

Настоящая фамилия писателя, о котором идет речь в этой статье – Попов. Но в литературной деятельности он использовал псевдоним Серафимович. Развитие его литературных взглядов происходило в довольно сложный период в истории России. Общественная жизнь в стране во второй половине девятнадцатого века характеризуется активным революционным движением. В особенности такие настроения проявлялись среди представителей молодого поколения, а именно – студентов.

Серафимович Александр Серафимович происходил из казацкого рода. В детстве, вместе с родителями провел несколько лет в Польше. Но когда семья вернулась в родные края, будущий писатель получил гимназическое образование, после чего поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. Здесь Александр Серафимович оказался в студенческом обществе, в котором революционные идеи набирали обороты. Марксистское учение мгновенно захватило сына донского казака. Но теоретическими познаниями студент отнюдь не ограничивался. Вскоре он завязал знакомство со старшим братом Ленина, Александром Ульяновым. И за участием в покушении на царя был арестован и сослан в Архангельскую губернию. Жизнь в этих краях оказала решающее влияние на весь творческий путь писателя.

Активная общественная жизнь, которую вел Александр Серафимович еще в студенческие годы, заложила основу для его литературного творчества. Народная тема стала главной в его произведениях. Безусловно, его идеи были направлены на марксистские и социал-демократические идеи.

Жизнь простого народа в конце века была крайне тяжелой. Сторонники идеи о необходимости государственного переворота полагали, что все зло исходит от основ царского режима. Мысли о том, как улучшить жизнь рабочих в России, все больше занимала начинающего писателя. Материалом для ранних произведений Серафимовича стала жизнь простых тружеников. И уже в начале своего творческого пути о его книгах весьма одобрительно отзывались такие писатели, как В. Короленко, Г. Успенский.

Раннее творчество

В девяностые годы главной темой в произведениях Серафимовича была жизнь представителей рабочего класса. Шахтеры, железнодорожные служащие, доменщики, и крестьяне стали героями его книг. В своих произведениях Александр Серафимович стремился показать не только их быт, но и внутренний мир. В первую очередь писателя интересовало то, о чем думает простой труженик.

Но специфической особенностью литературной идеи Серафимовича являлось убеждение, что тяжелые работы не столько утомляют человека физические, сколько убивают в нем общественную активность. А потому, он видел не только причины каторжного труда, но и его последствия. При этом в ранних произведениях этого писателя присутствует вера в силу народа. Он не считал неизменным и непреложным равнодушие рабочих к собственной судьбе. Так, в «Сцепщике» Серафимович изобразил первые ростки протеста, которые обнаруживались, казалось бы, среди самых отсталых социальных слоев.

Мировоззрение писателя окончательно сложилось во время пребывания в ссылке. Именно там он стал свидетелем рабочего быта простых людей и каторжников.

В ссылке

На суровом Севере Александр Попов, биография которого складывалась под влиянием исторических и общественных событий в России, завязал знакомство с одним из передовых рабочих. За спиной этого человека имелся опыт революционной борьбы, в результате чего он и оказался в ссылке. Эстетическое воззрение и литературная направленность находилась, прежде всего, под влиянием от тесного общения с подобными людьми.

Александр Попов, биография которого началась на Донских просторах, в ссылке узнал о судьбах простых людей, проживающих на Севере. Здесь ему открывался новый, неизведанный мир. Писатель слушал с интересом рассказы местных жителей. Поморы содержали свои семьи за счет рыбного промысла. Их труд был тяжелым и небезопасным. Нередко люди погибали в море. Часто возвращались домой с пустыми руками. Если же ловля была удачной, внушительную часть следовала отдавать зажиточным крестьянам, снабжавшим рыбаков снастями.

Пейзаж в творчестве Серафимовича

Писателя завораживала прекрасная, но суровая северная природа. Описание пейзажа занимало важное место в его творчестве. Такую особенность можно обнаружить в рассказе «На льдине». В этом произведении он описал своеобразную природу и быт Севера. Но он и не забывал и южные родные края. Их он не менее живописно отразил в более поздних рассказах.

Описание природы в произведении «На льдине» имеет символический характер. Автор как будто проводит параллель между холодной северной погодой, ледовыми пейзажами, короткими холодными днями и бытом местных жителей. Изображение природы помогает читателю ярче ощутить тяжелые условия, в которых находятся труженики. Против природы человек так же беззащитен, как и против социального гнета. Серафимович – писатель, в чьем творчестве главной идеей является неравенство. Рассказ «На льдине» представляет собой некий обвинительный акт против социальных сил, приведших главного героя к гибели.

«На плотах»

В произведении «На льдине» автор противопоставил бедняка Сороку кулаку. В рассказе «На плотах» социальная драма трудящегося представлена в более сложной форме. Главный герой этого произведения – плотовщик Кузьма. Он в одиночестве добывает себе на хлеб. Каждый день он находится в опасных невыносимых условиях, но его труд бесплоден. В обществе, в котором принято присваивать результаты чужой работы, социальная разобщенность оказывается губительной.

«На плотах» и «На льдине» – рассказы, с которых Серафимович начал свою серию произведений, посвященных социальному неравенству. Позже основным жанром в его творчестве стал очерк. «Снежная пустыня» является, пожалуй, промежуточным звеном между этими литературными формами. Повествование в этом произведении Серафимович ведет от первого лица. С первых страниц у читателя складывается впечатление, что в нем писатель описывает собственные переживания. От части, так и есть. Рассказчик отразил в этом произведении чувства и мысли, которые посещали его в первые дни пребывания на Севере.

После ссылки

В Архангельской губернии Александр Серафимович (Попов) пробыл чуть более года. После ссылки он поселился в станице Усть-Медведицкой, где постоянно находился под надзором полиции. Не смотря на это, он вел здесь активную литературную и общественную деятельность. Кружок, который он организовал, был предназначен для обсуждения важных культурных событий. Однако с первых дней существования организации ее участники яро спорили на политические темы.

В родных краях Серафимович быстро нашел единомышленников. Со временем важной частью в его деятельности стало незаконное распространение марксистской литературы. И именно в этот период в деятельности писателя произошел существенный сдвиг.

Особенность творчества

Советская литература на раннем этапе была представлена рядом революционно настроенных авторов. Имя Александра Серафимовича среди них ярко выделяется. Этот писатель на момент зарождения нового государства стал вполне зрелым автором с устоявшейся прочной социальной позицией. Он не подстраивался под новый общественный строй. Уже в начале двадцатого века он активно начал писать о жизни донецких шахтеров и заводских рабочих. В его творчестве развивается взгляд самостоятельного независимого художника. Советская литература в послевоенные годы включает немного авторов, для которых свойственно своеобразное видение жизни. В произведениях Александра Серафимовича присутствуют оригинальные литературные выражения. Этот писатель стал неким исследователем жизни рабочего класса. Творчество Серафимовича в этом смысле уникально.

«Капля»

Ранние рассказы Серафимовича пронизаны реализмом. Таковы произведения, посвященные быту жителей Севера. Реалистичность присутствует и в рассказах о донецких шахтерах. Революционная романтика появилась позже. Так, в рассказе «Капля» присутствует эпичность, аллегория и вера автора в то, что простой народ могут спасти общность взглядов и труд, направленный на достижение революционных целей.

Символика в этом произведении довольно проста. Существует огромная скала, и одна-единственная капля не может ее разрушить. Она падает на каменную твердыню и мгновенно погибает. Но только сотни, тысячи каплей могут пробить в этой скале отверстие.

Рассказ делится на три части. Каждая из них – революционное движение, происходившее в разные годы. Первое было уничтожено. Второе дало некоторые плоды. Писатель возлагает надежду на третье революционное движение. Именно оно способно, по его мнению, пробить твердыню царского режима.

В Москве

Романтические идеи, присутствующие в творчестве Серафимовича близки литературному стилю Горького. И потому, возможно, после переезда в Москву донской литератор очень быстро сближается с великим пролетарским писателем. И для Серафимовича, и для Горького свойственна вера в необыкновенную силу человека. Неустанная борьба простого труженика, несмотря на многовековое рабство, способная привести к окончательной победе рабочего класса.

Позже Максим Горький создает издательство «Знание», куда в первую очередь привлекает Серафимовича. Революционные события 1905 года проходят на глазах, и даже при некотором участии уроженца донских степей. В это время он снимает квартиру на Пресне и помогает рабочим строить баррикады.

После 1905 года

Исторические события, которые наблюдал Серафимович, нашли отражение в его творчестве. В произведениях этого писателя с тех пор появились пафос и восторженность. Рабочие, одурманенные пьянством и беспросветным пустым существованием, уступили место в его рассказах героям-революционерам. В этом духе создан сборник рассказов «Затерянные огни».

Литературной деятельности Александр Серафимович посвятил более полувека. Во время Второй мировой войны он стал военным корреспондентом, но не переставал писать рассказы и очерки. Главным произведением Серафимовича является повесть «Железный поток». В этом произведении писатель отразил события Гражданской войны.

Память

Александр Серафимович был удостоен множества наград. В его честь названы улицы в Москве, Казани и Минске. В Волгоградской области в честь писателя назван город, в котором после его смерти был открыт литературный музей. В станице Усть-Медведицкая в восьмидесятые годы открыли дом-музей. А в самом Волгограде воздвигнут памятник Серафимовичу.

Писатель ушел из жизни в 1949 году в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

fb.ru

Биография

Подробности Категория: Писатели Опубликовано: 02.02.2016 12:54 Автор: Биограф Просмотров: 1559

Серафимович Александр Серафимович Родился: 7 (19) января 1863 года Умер: 19 января 1949 года

Александр Серафимович Серафимович (настоящая фамилия — Попо́в; 7 (19) января 1863, станица Нижне-Курмоярская, Область войска Донского, Российская империя — 19 января 1949, Москва, СССР) — советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Член РКП(б) с 1918 года.

Родился 7 (19) января 1863 года в станице Нижнекурмоярской (ныне Цимлянского района Ростовской области). Отец — донской казак, был полковым казначеем, есаулом Войска Донского. Детские годы провёл в Польше, где служил его отец. В 1873 году вернулся с семьёй на Дон в станицу Усть-Медведицкую.

Окончил Усть-медведицкую гимназию (1883). Поступив в 1883 в Петербургский университет, на физико-математический факультет, Александр Попов попал в среду революционного студенчества, в кружке познакомился с марксизмом. За участие в революционном движении (вместе с А. И. Ульяновым) и в связи с покушением на Александра III А. Попов был арестован и выслан в Архангельскую губернию. Во время ссылки написал в Пинеге свой первый рассказ «На льдине», который был под псевдонимом Серафимович опубликован в газете «Русские ведомости» в 1889 году. По окончании ссылки А. Серафимович жил на Дону под надзором полиции, продолжая свою литературную деятельность.

В 1902 году переселился в Москву, стал участником литературной группы «Среда».

Во время Первой мировой войны Серафимович был военным корреспондентом «Русских ведомостей».

Безоговорочно принял Октябрьскую революцию. В 1918 году возглавлял литературный отдел газеты «Известия».

Главное произведение Серафимовича, ставшее одним из самых значительных явлений послеоктябрьской литературы, — повесть «Железный поток» (1924). В ней изображены реальные события Гражданской войны — поход Таманской армии под командованием Е. И. Ковтюха (в романе Кожуха) летом 1918.

С ноября 1926 по август 1929 года был главным редактором журнала «Октябрь». Делегат XVI съезда ВКП (б). В 1934 году выбран в состав Президиума правления СП СССР.

Умер 19 января 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Сын А.С.Серафимовича - Анатолий - погиб на Гражданской войне.

Память

Памятник Серафимовичу в Волгограде В 1933 году станица Усть-Медведицкая переименована в Серафимович (ныне город в Волгоградской области).В г. Серафимовиче 17 мая 1949 г. открыт литературно-мемориальный музей А. С. Серафимовича в доме, отданном писателю под дачу. В 1989 г. к 400-летию станицы Усть-Медведицкой был открыт Государственный музей истории Усть-Медведицкого казачества, в состав которого вошел дом-музей Серафимовича.В 1949 году имя писателя было присвоено Волгоградскому государственному педагогическому университету. Перед главным входом вуза в 1981 году установлен бюст А. С. Серафимовича. Университет носил имя писателя несколько десятилетий.Улица Серафимовича в Москве, в Киеве (жилмассив «Березняки»), в Минске, в Казани (Республика Татарстан); в Белгороде (Белгородская область), в Кирове (Кировская область), в Энгельсе (Саратовская область), в Архангельске, в Петрозаводске (республика Карелия), в Ростове-на-Дону, улица и переулок в Воронеже, улица в Ленинском районе города Новосибирск (левый берег), улица в Макеевке Донецкая области, Червоногвардейский р-н Украина.Библиотека им. А. Серафимовича в Выборгском районе Санкт-Петербурга напротив метро Озерки, улица в г. Мезень (Архангельская область) и улица в г. Владикавказе, а также в городе Ульяновске в железнодорожном р-оне( Ульяновская область).Мемориальная доска на доме № 37 по улице Георгиевской в Мариуполе, в котором писатель жил с 15 декабря 1896 года по 18 января 1898 года. Также в честь А. С. Серафимовича названа одна из улиц в Ильичёвском районе города.

орден Ленина (1933)орден Трудового Красного Знамени (18.1.1943)орден «Знак Почёта» (1939)медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»Сталинская премия первой степени (1943) — с формулировкой «За многолетние выдающиеся достижения в литературе».

В годы Великой Отечественной войны передал Сталинскую премию в Фонд обороны.

Сочинения

т. I—III. Рассказы, изд. Кн-ва писателей в Москве, М., 1913т. VI. Город в степи, изд. «Шиповник», СПБ, 1913т. VII. Затерянные огни. Рассказы, М., 1915т. VIII. Сухое море. Рассказы, М., 1915т. IX. Клубок. Рассказы, изд. 2, М., 1918т. X. Галина. Рассказы, изд. Кн-ва писателей, М., 1918Полное собрание сочинений в 15 тт. Гиз, М., 1928—1930Полное собрание сочинений в 11 тт., ред., предисл. и комментарии Г. Нерадова. изд. «Федерация» — «Советская литература», М., 1931—1933 (изд. не закончено)Сочинения, ред., вступ. ст. и примеч. Г. Нерадова. ГИХЛ, М., 1934 (однотомник)

Мышиное царство. Рассказы, ред. Г. Н. Нерадова, Гослитиздат, М., 1935.

Библиография

Соловьев Ев. (Мирский). Наша литература. «Журнал для всех», 1901, XБогданович А. Критические заметки. «Мир божий», 1903Анисимов А. А. Серафимович (35 лет литературной деятельности). «Красная нива», 1923, № 9Вешнев В. А. Серафимович как художник слова. М., 1924 (Здесь же письмо В. И. Ленина к С. от 21/V 1920)Плетнев В. А. Серафимович. «Журналист», 1924, XКоган П. С. Серафимович. «На посту», 1924, I (V)Луначарский А. Критические этюды («Русская литература»). Л., 1925 (гл. XI)Либединский Ю. Имя Серафимовича (Речь на собр., посвящ. 65-летию А. Серафимовича). «На литературном посту», 1928, № 4Гроссман-Рощин. И. К 65-летию А. Серафимовича. (Речь), там же, 1928, № 5 (здесь же ответ С)Фатов Н. Н. А. С. Серафимович. Очерк жизни и творчества. Гиз, М. — Л., 1927А. С. Серафимович. Сборник. изд. «Никитинские субботники», М., 1928Шувалов С. А. Серафимович // сб. Шувалов С., Никитина Е. Беллетристы современники, т. II. М., 1928Нерадов Г. О творчестве А. С. Серафимовича. «Октябрь», 1931, XБоец армии пролетариата. (А. С. Серафимович). «Правда», 1933, 20 январяЛуначарский А. В. Художник пролетариата. «Молодая гвардия», 1933, IIМашбиц-Веров И. А. С. Серафимович. ГИХЛ, М. — Л., 1933Кирпотин В. Надо изучать творчество Серафимовича. «Правда», 1933, 20 январяЛуначарский А. В. Путь писателя. «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1933, 20 январяНерадов Г. Художественное мастерства Серафимовича. «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1933, 20 январяСерафимович А. Как я писал «Железный поток». «На литературном посту», 1928, IVЕго же. Как я работал над «Железным потоком». Профиздат, М., 1934Отзывы о «Железном потоке»|Вешнев В. «Правда», 1924, № 57, 9 мартаФурманов Д. «Октябрь», 1924, IIПереверзев В. «Печать и революция», 1924, VСаввин Н. «Родной язык в школе», 1927, II (опыт проработки для учащихся)Полянский В. «Красная новь», 1925, IIIКовтюх Е. «Октябрь», 1633, IVКубиков И. Комментарии к повести А. Серафимовича «Железный поток». изд. «Мир», М., 1933Линин А. М. Серафимович — детский писатель // Линин А. М. «Литературные очерки». Ростов н/Д., 1935Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина. М., 1928

Владиславлев И. В. Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I. М. — Л., 1928.

biography.su

Серафимович Александр Серафимович

СЕРАФИМОВИЧ, АЛЕКСАНДР СЕРАФИМОВИЧ (1863−1949), русский писатель. Настоящая фамилия Попов. Родился 7 (19) января 1863 в станице Нижне-Курмоярской Области Войска Донского (ныне Цимлянский район Ростовской области), сын полкового казначея, есаула Войска Донского. Рано осиротел (впечатления детства легли в основу серии его автобиографических произведений Из детской жизни, 1898; Поход, 1901; Сережа, 1907; Первые страницы, 1911; вместе с воспоминаниями, над которыми Серафимович работал в 1910-е годы, они должны были войти в исповедально-документальный и мемуарно-исторический роман Писатель). В 1883—1887 учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, сблизился с революционно настроенными студенческими кругами. Был привлечен к дознанию по делу А. И. Ульянова (брата В.И.Ленина) и его товарищей, покушавшихся на жизнь императора Александра III, выслан в Архангельскую губернию (до 1890; позднее в повести У холодного моря, 1909, в рассказах Сопка с крестами, 1907, Гуси, 1927, и др. писатель воссоздаст образы и быт ссыльных «политических» на Севере). С 1890 жил на родине, с 1892 — в Новочеркасске, с 1902 — в Москве, где вошел в круг М. Горького, печатался в руководимом им издательстве «Знание». В годы Первой мировой войны — санитар врачебно-продовольственного отряда. Безоговорочно приняв Октябрьскую революцию, энергично включился в культурное строительство республики (журналист в газетах «Известия» и «Правда», в 1918 организатор первого советского литературно-художественного журнала «Творчество», в 1927—1929 глава журнала «Октябрь», один из руководителей Наркомпроса и др.).

Первые опубликованные рассказы Серафимовича На льдине (1889), Снежная пустыня, На плотах (оба 1890) навеяны тяжкими впечатлениями архангельской ссылки. Внимание к народной среде и быту, связывающее Серафимовича с демократическими традициями русской литературы (В.Г.Короленко, Г. И. Успенский, Ф. М. Решетников и др.), проявилось во многих его рассказах и очерках, натуралистически ярко, лаконично и трезво описывающих отчаянное положение трудового человека в тисках несправедливого социального механизма (Стрелочник, 1891; Маленький шахтер, 1895; На заводе, 1898, и др.), искажение людских душ под властью собственнических инстинктов (рассказы о крестьянстве Сухое море, 1914, Фетисов курень, 1916; повесть Пески, 1908, высоко оцененная Л.Н.Толстым), первые факты открытого протеста, революционные события 1905 (Мертвые на улицах, Снег и кровь, Среди ночи, Погром, На Пресне, все 1906; У обрыва, 1907, здесь впервые обозначается тяготение прозы Серафимовича к многозначным деталям, к «взрывному» синтаксису, лозунгово-публицистической лапидарности), антивоенные настроения и революционные брожения в страдающих массах периода Первой мировой войны (очерки В Галиции, Раненые, На батарее, Шрапнель, Встреча, все 1915). Обобщенную историю русского промышленного капитализма писатель пытается воссоздать в романе Город в степи (опубл. в 1923), где символическая биография «города» отмечена признаками «азиатчины», варварства, насилия и обмана. Главное произведение Серафимовича, ставшее одним из самых значительных явлений послеоктябрьской литературы, — роман Железный поток (1924). В нем писатель, опираясь на реальные события Гражданской войны (поход Таманской армии под командованием Е. И. Ковтюха, в романе Кожуха, летом 1918), стремился передать правду не документально-историческую, как это сделал Д. А. Фурманов в романе Чапаев, «не фотографическую», по собственным словам Серафимовича, а «синтетическую, обобщенную». Поставив с этой целью в центр романа образ «массы» и включая резкий прозаический очерк событий в атмосферу высокой патетики, создаваемую энергией напряженного стиля и экспрессивным метафорическим языком, Серафимович в героико-романтическом плане изобразил процесс «революционного очищения» народа, превращения анархической стихии в закаленную силу сознательных борцов. Среди других произведений писателя — серия очерков, основанных на впечатлениях от путешествия по Дону, побережью Черного моря и Кавказу, По родным степям (1912), Скитания (1913), С сыном в горах (1917); о коллективизации По донским степям (1931); пьесы Марьяна (1923) и Именины в 1919 году (1924), книги для детей и юношества (Мишка-упырь); рассказы (в т.ч. о жизни кавказцев Горное утро, В Чечне, Ингуши, все в конце 1910-х годов); военная публицистика; статьи о советских писателях, многим из которых (в т.ч. Н. А. Островскому, Ф. В. Гладкому, М.А.Шолохову) Серафимович помогал и советом и делом. В 1943 писатель, один из признанных мэтров советской литературы, получил Государственную премию СССР. Умер Серафимович в Москве 19 января 1949.

www.allsoch.ru

Серафимович Александр Серафимович

Литературная деятельность А.С. Серафимовича продолжалась шесть десятилетий. Она связала собой две огромные литературные эпохи. Серафимович вступил в литературу младшим современником Л. Толстого и А. Чехова, первые шаги молодого писателя получили одобрение В. Короленко и Г. Успенского. Серафимович явился продолжателем лучших традиций передовой русской литературы XIX века. В то же время его творчество неотделимо от эпохи пролетарской революции. Он был одним из зачинателей пролетарской литературы.

А.С. Серафимович родился 7 (19) января 1863 года в станице Нижне-Курмоярской (ныне Цимлянский район Ростовской области) в семье донского казака, есаула, казначея казачьего полка. Детские годы провёл в Польше, затем в станице Усть-Медведицкой (с 1933 года — город Серафимович). В 1883-1887 годах учился на физико-математическом факультете Петербургского университета.

Начало творческой биографии писателя связано с мезенской ссылкой, где им написан первый рассказ - «На льдине». Он был напечатан в буржуазно-либеральной газете «Русские ведомости» в 1889 году. В той же газете в 1890 году были напечатаны еще два рассказа Серафимовича - «В тундре» (в собрание сочинений вошел под заголовком «Снежная пустыня») и «На плотах».

В ссылке Александр Серафимович Попов (Серафимович) оказался по делу Александра Ульянова, с которым был в тесной дружбе в университете. Казнь Александра Ульянова потрясла Серафимовича, и он пишет пылкое воззвание, прокламацию, в которой призывает к борьбе с царизмом. Эта прокламация и послужила причиной ареста, а затем и ссылки Серафимовича. Департамент полиции извещал архангельского губернатора князя Голицына, что студент Петербургского университета А.С. Попов обвинялся в политической неблагонадежности и что «г. министр внутренних дел постановил: водворить его на жительство в Архангельскую губернию под гласный надзор на пять лет, считая срок означенного надзора с 11 июня 1887 года».

«Меня на север привезли два голубых архангела – два жандарма», - вспоминал много позднее писатель.

Архангельский губернатор назначил его в Мезень, где Серафимович пробыл год. С августа 1888 года до лета 1890 года он отбывал ссылку в Пинеге.

На южанина Серафимовича захолустный северный городок Мезень и суровый климат Заполярья произвели тяжелое впечатление: «Небольшой городок Мезень – очень глухое и гиблое место. Здесь ужасная сырость, туманы и почти постоянные дьявольские морозы!»

Вероятно, словами «глухое и гиблое» Серафимович характеризует не только тяжелый северный климат, но и условия социальной жизни северян. На литературном вечере в Москве 1 ноября 1933 года он делился своими воспоминаниями: «...поморы жили в нищете. Почему? – Да потому, что поморы бьют на льдине зверя, а на берегу сидит кулак. Для того, чтобы идти в море, нужны средства, нужна лодка, продовольствие, одежда, нужно оружие, припасы, а у поморов, конечно, ничего этого нет. Кулак им все дает и записывает. А когда помор с улова приходит, то оказывается, что у него не только ничего не осталось, но он ещё должен кулаку. И так из года в год беспросветно».

В ссылке Серафимович познакомился с П.А. Моисеенко, организатором знаменитой стачки на фабрике Морозова в Орехово-Зуево.

Рыбаки-поморы частенько заходили к политическим ссыльным, рассказывали им о своём житье. Тогда, по-видимому, и стал известен Серафимовичу случай, который лег в основу рассказа «На льдине». Рассказ этот писался долго, в течение целого года, и первыми читателями (вернее слушателями) его были товарищи по ссылке. Рассказ повествует о тяжёлой судьбе помора-бедняка Сороки, о его трагической гибели в море. Сорока вынужден идти в покрут к кулаку Вороне: у него ветхая курная избушка, семья, голодные дети, долги. И хоть весь промысел уйдет на уплату долгов, он рвется на льдину, чтобы добыть зверя хотя бы для того, чтобы расплатившись, снова можно было брать в долг. И уже возвращаясь с богатой добычей, он слышит, как дрогнул и заскрипел лед, отрываясь от береговой кромки. Бросить добычу – и он еще успеет спастись. Но страх голода и нужды оказывается сильнее страха смерти. Сорока вместе со своей добычей оказывается один на льдине, посреди пустынного холодного моря, обреченный на гибель.

В рассказе «Снежная пустыня» социальная основа несколько приглушена, потому что автор слишком большое место отводит описанию душевных переживаний своего героя во время поездки по тундре, его восприятия природы севера, пейзажным зарисовкам. Лишь часть довольно большого по объему рассказа занимает история самоеда Ламбея, убившего свою жену, и развязка этой истории. Но уже тот факт, что Серафимович одним из первых в русской литературе заговорил о маленьком, прозябающем в темноте и невежестве северном народе – ненцах (или самоедах, как их тогда называли), заговорил с сочувствием – уже одно это свидетельствует о гуманистическом направлении раннего творчества Серафимовича.

Рассказ «На плотах» близок по теме первому рассказу Серафимовича. Так же, как помора Сороку на льдину, крестьянина Кузьму Толоконникова выгнала в лес острая нужда. Его одолевают те же «думы о хозяйстве, о том, сколько выручит с плотов, как сведет концы с концами...»

Целую зиму рубит Кузьма лес, живет в курной таежной избушке, а «кругом на сотни верст ни жилья, ни человеческого голоса, только мерзлые, заваленные снегом болота да вековые леса вплоть до пустынного моря». А когда наступила весна, разлились реки, погнал Кузьма свой плот к Архангельску. Но вот впереди русло реки загородили севшие на мель плоты других мужиков. И Кузьма направляет свою плитку углом в шов загораживающего проход плота. Ценой непоправимого ущерба, нанесенного другим, Кузьма проводит свою «плитку», гонит ее в Архангельск и сдает лес.

Важнейшей особенностью раннего творчество Серафимовича был мужественный и суровый реализм в изображении людей труда, свободный от сентиментальной жалости и от неприязненного осуждения грубой жестокости их быта и нравов. Серафимович не скрывает, что его герои способны быть жестокими. Сорока спаивает самоеда, чтобы задарма отобрать у него оленей, Кузьма Толоконников, не задумываясь, разбивает плоты других сплавщиков, чтобы спасти свою плитку леса. Но в то же время писатель показывает, как в условиях изнуряющего труда выковываются выносливые смелые люди, способные выдержать нечеловеческое физическое перенапряжение и выжить тогда, когда, кажется, жить уже невозможно.

Идейное формирование Серафимовича как пролетарского писателя происходит позднее, под влиянием революционных событий 1906 года, под влиянием Горького. В ранних же произведениях он не идет дальше гуманистического протеста против невыносимых условий существования трудового люда. Но первые рассказы Серафимовича свидетельствуют о его демократической ориентации, о том, что с самого начала творчество писателя развивалось в русле демократических традиций передовой русской литературы.

В известной степени примыкает к трем первым и рассказ «Лесная жизнь». Рассказ этот под заглавием «В лесу» впервые был опубликован в 1908 году в первом номере журнала «Семья и школа».

Когда Серафимович был в ссылке в Пинеге, он, вопреки строгому запрету, нередко ходил с ружьем на охоту. Спутниками его были местные крестьяне, иногда мальчишки. Его восхищало умение деревенских мальчишек ориентироваться в лесной обстановке, выходить из самых затруднительных положений. Эти впечатления и нашли отражение в рассказе. «Я отобразил в рассказе обстановку своей ссылки, – говорит Серафимович. – дана природа нашего севера, – окрестности города Пинеги. Тут много озер с лесистыми островами. Местность очень живописна...»

Герой рассказа – двенадцатилетний крестьянский мальчик Митя, в основе сюжета – его ночное приключение на охоте. Это типичный охотничий рассказ, написанный уже уверенной рукой мастера.

Большое место в рассказе занимает колоритный лесной пейзаж. Но больше всего Серафимовича привлекает обаятельный образ деревенского паренька Мити. Писатель сумел проникнуть во внутренний мир юного героя, верно показал психологию подростка и дал глубоко оправданное и художественно тонкое изображение его переживаний во время ночного приключения на озере.

Особое место среди произведений Серафимовича на северную тематику занимает повесть «У холодного моря», впервые опубликованная в 1909 году в журнале «Современный мир». Это повесть автобиографическая, в ней с большими подробностями описана обстановка ссылки, жизнь и быт ссыльных в Мезени, среди которых, находился Серафимович. Как утверждает писатель, «в повести нет ничего сочиненного», даны «живые портреты». Серафимович не приукрашивает и себя в повести. Он правдиво воссоздает свои переживания в ссылке, смутное ожидание далекого и неуловимого счастья. «Сам я в ту пору был таким, как в повести, – рыхлым и несколько сентиментальным начинающим автором».

Однако повесть «У холодного моря», правдиво воспроизводящая быт и условия политической ссылки на севере накануне революционного подъема 90-х годов прошлого столетия, имеет определенное историко-литературное значение. Повесть эта – свидетельство современника, художественный документ, освещающий страничку прошлого, страничку из истории революционной борьбы в России на одном из ее этапов.

В большом творческом наследии А.С. Серафимовича, автора рассказов о 1905 годе, романа «Город в степи» и классического произведения литературы социалистического реализма – романа «Железный поток» – рассказы о севере не занимают ведущего места, но они имеют определенный интерес для читателя. Эти рассказы дают основание делать выводы о том, как в самом начале творческого пути формировались общественно-политические взгляды Серафимовича, как уже тогда определились некоторые особенности творческой манеры выдающегося писателя.

В 1890 году Серафимович получил разрешение отбывать оставшийся срок наказания на родине, в Усть-Медведицкой (1890-1892). Писатель много и плодотворно работает, создаёт прекрасные рассказы «Стрелочник», «Под землёй», «Ледоход», «Лихорадка», «Маленький шахтёр» и другие.

После издания книги «Очерки и рассказы» (1901) Серафимович переехал в Москву, вошел в литературную группу «Среда», познакомился с М. Горьким, сотрудничал в издательстве «Знание». В очерках и рассказах «Среди ночи», «Погром», «На Пресне» и других нашли отражение события эпохи революции 1905-1907 годов, после которой в творчестве Серафимовича усиливается историзм, углубляется понимание законов буржуазного мира (повесть «Пески» и др.). Роман «Город в степи» (1912) развёрнут как обобщённая история русского промышленного капитализма. Рассказы и очерки Серафимовича периода 1-й мировой войны 1914-1918 годов отличаются трезвым пониманием масштабов народного бедствия, показывают рост антивоенных и революционных настроений в народе.

Серафимович приветствовал Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года. Как военный корреспондент «Правды» был на многих фронтах гражданской войны. Стал членом КПСС в 1918 году. Военную публицистику Серафимовича высоко оценил В.И. Ленин.

Главным результатом писательской жизни Серафимовича стал роман «Железный поток» (1924) – одно из классических произведений советской литературы, в основу которого положен исторический факт – героический поход Таманской армии (1918) под командованием Е.И. Ковтюха. В 30-е годы Серафимович опубликовал серию очерков о коллективизации «По донским степям» (1931), работал над автобиографическим произведением.

В феврале 1941 года Александр Серафимович приехал в Архангельск. Архангелогородцы тепло и радушно встретили автора знаменитого романа «Железный поток».

Руководитель Архангельского областного отделения Союза писателей К. Коничев пригласил Серафимовича в редакцию газеты «Правда Севера». Серафимович держался просто, приветливо. Говорил не спеша, слегка глуховатым голосом. За чашкой чая завязалась беседа, живая и непринужденная. Писатель, обстоятельно отвечая на вопросы, признался, что его давно тянуло на Север, с которым были связаны воспоминания молодости. Интересовался творчеством архангельских литераторов.

Несмотря на преклонный возраст, Серафимович развернул в Архангельске кипучую деятельность. На следующий день после приезда он выступил перед студентами и преподавателями педагогического института. В актовом зале не было ни одного свободного места. Юноши и девушки стояли в проходах, у стен. Аудитория встретила любимого автора рукоплесканиями.

16 февраля большой литературный вечер состоялся в зале Архангельского лесотехнического института.

Прошла встреча в областном драматическом театре, на которой присутствовало около двух тысяч человек. Писателя засыпали вопросами.

Серафимович пробыл в Архангельске почти две недели и ежедневно выступал: перед судоремонтниками завода «Красная кузница», рабочими Соломбальского лесозавода № 16/17, недавно построенного бумажного комбината, портовиками Бакарицы, лесопильщиками Цигломени, красноармейцами и пионерами.

Словно чувствуя скорое наступление военной грозы, писатель, в какой бы аудитории он ни выступал, страстно призывал зорко охранять Советскую Родину, быть готовыми к защите её, к жестоким битвам против фашизма.

Встречи А.С. Серафимовича с архангелогородцами стали примечательным событием в культурной жизни города.

Во время Великой Отечественной войны писатель побывал на фронте и снова взялся за перо. Военные рассказы писателя, как и всё его творчество, проникнуты глубокой верой в неисчислимые силы советского народа.

Умер А.С. Серафимович 19 января 1949 года в Москве.

writers.aonb.ru

Александр Серафимович - это... Что такое Александр Серафимович?

Алекса́ндр Серафимо́вич (урожденный Алекса́ндр Серафи́мович Попо́в; 7 (19) января 1863, станица Нижнекурмоярская, ныне Цимлянский район Ростовской области — 19 января 1949, Москва) — русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Член РКП(б) с 1918 года.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Награды и премии
  • 3 Библиография
  • 4 Ссылки

Биография

Отец, донской казак, служил военным чиновником. Поступив в Петербургский ун-т, на физ.-мат. фак-т, С. попал в среду революционного студенчества, в кружке познакомился с марксизмом. За участие в революционном движении (вместе с Александром Ульяновым) и в связи с покушением на Александра III Серафимович был арестован и выслан в Архангельскую губернию. В ссылке в Пинежье написал свой первый рассказ «На льдине» («Русские ведомости», 1889). По окончании ссылки Серафимович жил на Дону под надзором полиции, продолжая свою литературную деятельность.

В 1901 вышел первый сборник рассказов и очерков С., получивший положительный отзыв В. Короленко. В дальнейшем С. активно работает как литератор, участвуя в сб. «Знание», организованном М. Горьким.

Во время мировой войны Серафимович — на фронте, корреспондент «Русских ведомостей». С начала революции работает в советской прессе, пишет листовки, воззвания по заданиям Московского Совета и МК РКП. С 1918 — член ВКП(б). К 1920 относится письмо Ленина [от 21 мая] к С., в к-ром В. И. пишет: «Ваши произведения и рассказы сестры внушили мне глубокую симпатию к Вам, и мне очень хочется сказать Вам, как нужна рабочим и всем нам Ваша работа».

В 1924 в сб. «Недра» (№ 4) был опубликован «Железный поток», произведение, выдвинувшее С. в ряды крупнейших пролетарских писателей. С. ведет большую общественную работу: был членом президиума РАПП, с 1926—1930 редактировал журнал «Октябрь» и т. д. В 1933 партия и правительство, отмечая 70-летний юбилей писателя, наградили С. Орденом Ленина.

В ранних рассказах С., имеющих очерковый характер [90—900-е гг.], отражены беспросветная нужда, тяжкий, непосильный труд, полное бесправие широких трудовых масс царской России — рабочих-шахтеров («Под землей», «Маленький шахтер», «Семишкура» и др.), жел.-дор. рабочих («Стрелочник», «Сцепщик», «На паровозе»), наборщиков («Инвалид»), крестьян-рыбаков, плотовщиков, звероловов («Месть», «На плотах», «В камышах», «Прогулка», «На льдине» и др.), ремесленного люда («Епишка»).

С. повествует о безрадостной жизни своих героев с «истомленными лицами», с «выражением покорности» на лице, стремясь вызвать у читателя чувство сострадания к ним. Сознание, что «ничего не переделаешь, что так до гроба» («Епишка»), пронизывает его ранние произведения. Мрачный пейзаж усиливает пессимистическую окрашенность произведений. На фоне «мертвой мглы», «мертвого простора» развивается несложное действие рассказов. С. обнажает ряд противоречий капиталистического строя, показывает чудовищную эксплуатацию трудовых масс («Месть», «В пути», «На море», «Степные люди» и т. д.). «Первые мои произведения, — говорит о себе С., — носят отпечаток литературы 70-х гг. Я от семидесятников родился, их традициями был начинен, и я боялся яркости в красках». Эти народнические традиции С. преодолевает в цикле рассказов, посвященных 1905, где даны уже не образы безответных, робких страдальцев, а образы борцов за свободу. Каменщики, плотники, заводские рабочие пробираются среди «кромешной тьмы» к «светящемуся огоньку» — на сходку — для того, чтобы «гаркнуть» так, чтобы «всему миру слыхать было: подымайся, ребята: буде спать» («Среди ночи»). Революционное брожение в городе, в деревне, связь революционного крестьянства с пролетариатом отражены в ряде рассказов («Бомбы», «На Пресне», «У обрыва», «Зарева» и т. д.). Новой тематике и идейной направленности этого цикла соответствует торжественно-приподнятый тон произведений, достигаемый ораторски-декламационными особенностями синтаксиса. Пейзаж, который носит у Серафимовича аллегорический характер, окрашивается в романтические тона: «багровое зарево», «красные закаты», «розовые отсветы» символизируют вспыхнувшую революцию.

В годы реакции С. обращается к темам раннего творчества, но развертывает их разнообразнее и глубже. В рассказе «Пески» (получил высокую оценку Л. Толстого) С. разоблачает власть собственничества и денег; в рассказе «Чибис» раскрывает эксплуатацию батрачества. Это уже не бытовые зарисовки, не «акварельные наброски», по выражению Короленко, а социально-заостренные произведения, дающие реалистические образы.

От жанра бытовых очерков и маленького рассказа С. переходит к созданию большого полотна — пишет роман «Город в степи» [1907—1910]. Показывая строительство и рост капиталистического города в безлюдной, «молчаливой» степи С. реалистически обнажает противоречия капитализма, хищнически-эксплуататорскую сущность русской буржуазии («Захарка»), разоблачает либерально-буржуазную интеллигенцию (Полынов Петя), показывает рост пролетариата (Рябов).

Основному конфликту романа, борьбе рабочего поселка с владыками капитала и его ставленниками подчинены сюжетные линии романа — типические для эксплуататорского строя личные, семейные драмы Полыновых, Короедовых, рабочего Рябова. Богатеющий трактирщик, «кряжистый ростовщик», «первый человек в поселке» — наиболее яркая фигура романа. Менее выразительно даны образы рабочих. Некоторое влияние декадентских романов, рассказов Л. Андреева чувствуется на претенциозном образе Кары и её сына, «хилого урода» с большой головой.

Военные рассказы С., относящиеся к периоду мировой войны «Шрапнель», «Встреча», «Сверху», «Сердце сосет» и т. д.), диссонировали со всей буржуазно-шовинистической лит-рой того времени. Срывая маску героизма с империалистической бойни, говоря правду о «славных подвигах» «русского христолюбивого воинства» (очерки «В Галиции»), С. не освободился ещё от влияния гуманизма и пацифизма. Многочисленные фельетоны, очерки и статьи, написанные С. на фронте, представляют собой то лаконические отчеты о виденном, то организационные предложения — напр. об улучшении политпросветской работы на позициях, о рационализации почтовой связи с фронтом, и т. д. (см. сб. «Революция, фронт и тыл», 1917—1920). В 1918—1920 написаны С. две пьесы: «Марьяна» — из деревенского быта 1918 — и «Именины в 1919» — сатира на буржуазно-либеральную интеллигенцию.

Целый ряд очерков и фельетонов, к-рые до настоящего времени печатает С. на страницах наших газет и журналов, посвящены как прошлому России («Граф Строганов и рабочий Демид», 1922; «История одной забастовки» 1924, и пр.), так и Советскому Cоюзу («Новая стройка», «По донским степям», 1931, о донских колхозах — и т. д.). Цикл послереволюционных рассказов и очерков связан с антирелигиозными темами («Чудо», «Тайна святого причастия» и т. д.).

Органическим завершением всего предыдущего творчества писателя явилось одно из значительных произведений советской лит-ры — героическая эпопея «Железный поток». Созданная на основе конкретных исторических фактов (отступление Таманской армии под начальством Ковтюха из Кубани, охваченной контрреволюционным восстанием), она имеет глубокий обобщающий смысл. В ней отражен процесс превращения анархической стихийной массы крестьянской бедноты под руководством «железного командира» Кожуха в сознательную, спаянную единой целью борьбы за пролетарскую революцию боевую силу, в «железный поток». История «железного потока» — это история трудовых крестьянских масс, под руководством партии, в процессе ожесточенной классовой борьбы, осознающих общность и неразрывность своих интересов с интересами пролетариата.

Характерной особенностью сюжета эпопеи является то, что основу его составляет судьба масс в целом, а не судьбы отдельных героев. Нарастание действия достигается описанием трудностей, препятствий, преодолеваемых Таманской армией. Повторением сцен, ситуаций (напр. сцена митинга в начале и конце похода — гл. II и гл. XI, сцена похорон убитых бойцов — гл. XXXII и гл. XXXIII) Серафимович подчеркивает идейный рост массы. Обрамляющий все повествование пейзаж с доминирующим образом «шумящей реки» также оттеняет идейный смысл произведения. Ту же функцию выполняет и соответствующий подбор метафор, эпитетов, связанных с основным образом «железного потока» (напр., с одной стороны, — «толпа течет бесконечным потоком», «человеческое море», «льется человеческий поток», «выливались воинские массы» и т. д. и т. д.; с другой стороны, — «железные лица», «железное кольцо восставших», «железные шеренги», «железный охват» и т. д.). И чем ближе к концу похода, тем больше закаляется в борьбе армия Кожуха, тем чаще и решительнее употребляется эпитет «железный». Рисуя зрительный и звуковой образ толпы, описывая армию, то в движении, то в ожесточенном бою, то в относительно спокойной обстановке, С. создает реалистически всесторонний целостный образ массы — центральный образ эпопеи.

Из «текучего потока» С. в целях большей конкретизации выделяет отдельные лица, рисует их с сохранением конкретно-бытовых деталей. Таковы образы бабы Горпины и её мужа. Перелом, который происходит с Горпиной, пробуждение её классового самосознания, пробуждение чувства коллективизма, осознание себя членом единого «потока», типично не только для неё, но и для всей массы в целом.

Руководителя «железного потока», Кожуха, С. дает, с одной стороны, в плане героически-обобщенного образа вождя (этим вызвано повторение портретных деталей), с другой стороны, в плане реалистически-бытовом (биография Кожуха, особенности его речи и т. д.). Образ Кожуха, олицетворяющего большевистское руководство массой, получился поэтому рельефным. «Железный поток» представляет своеобразное сочетание героически-эпических элементов с лирическими. Синтаксические особенности языка эпопеи — обилие риторических вопросов, анафорическое построение фразы, повторяющийся союз «и» в начале предложения, придающий эпический тон повествованию, инверсированная речь, употребление слов, характерных для литературно-книжной, высокой лексики, — все это создает торжественный тон, свойственный жанру героической эпопеи.

Эпопея насыщена лиризмом. Лирическими интонациями богата авторская речь — то восторженная, то элегически грустная; обильно использованы лирические рефрены, главным образом связанные с пейзажем. Но этот лиро-эпический, проникнутый пафосом характер произведения осложняется широким использованием сниженно-бытовых элементов повествования — образов, речи. Не только в диалогах, но и в речи самого автора встречается ряд вульгаризмов: «Заревели быками казаки, кинулись с говяжьими глазами в кулаки». Серафимович сумел передать романтическую героику гражданской войны и одновременно придал произведению обобщающий смысл. Героизированный образ Кожуха имеет типическое значение: он воплощает в своем лице типичные черты командира-большевика, органически спаянного с массой, организующего её в единое целое, руководящего ею. Отдельные эпизоды из похода Таманской армии вырастают в типически-обобщенные события и факты из истории гражданской войны. Именно о реалистическом характере «Железного потока» писал красный командир Ковтюх — реальный прототип Кожуха: «Главное достоинство повести — беспощадная, спокойная, суровая правда, пронизывающая строки. Читаешь и чувствуешь какой-то железный костяк, соединяющий в одно целое добротное мастерство, высшую художественную мудрость с напряженностью и убедительностью… Отсюда и вытекает правдивость этой художественной летописи и её классовая сущность. Здесь нет прикрас. Здесь прямой показ неизбежно совершающегося».

«Железный поток» — это только первая часть задуманной Серафимовичем большой работы под названием «Борьба». Отрывки из неё уже печатались в ряде журналов («Новый мир», «Октябрь» и др.).

А. С. Серафимович похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1). В 1949 году его имя было присвоено Волгоградскому государственному педагогическому университету.

Награды и премии

Сталинская премия была передана в Фонд обороны, о чём было сообщено в прессе:

Дорогой товарищ Сталин ! Глубокую сердечную благодарность примите за высокую оценку моей литературной деятельности.

Разрешите премию мою — 100 000 рублей — внести на вооружение оружием наиболее необходимым в деле нашей Красной Армии.

А. СЕРАФИМОВИЧ

Ответ И. В. Сталина

Писателю Александру Серафимовичу СЕРАФИМОВИЧУ Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Александр Серафимович, за Вашу заботу о вооружении Красной Армии. И. СТАЛИН Газета «Известия» 3 апреля 1943 года

Библиография

I. Собрание сочинений, т. I—III. Рассказы, изд. Кн-ва писателей в Москве, М., 1913; т. VI. Город в степи, изд. «Шиповник», СПБ, 1913. т. VII. Затерянные огни. Рассказы, М., 1915; т. VIII. Сухое море. Рассказы, М., 1915; т. IX. Клубок. Рассказы, изд. 2, М., 1918; т. X. Галина. Рассказы, изд. Кн-ва писателей, М., 1918; Полное собр. сочин., 15 тт., Гиз, М., 1928—1930; То же, 11 тт., ред., предисл. и комментарии Г. Нерадова, изд. «Федерация» — «Советская литература», М., 1931—1933 (изд. не закончено); Сочинения, ред., вступ. ст. и примеч. Г. Нерадова, ГИХЛ, М., 1934 (однотомник); Мышиное царство. Рассказы, ред. Г. Н. Нерадова, Гослитиздат, М., 1935.

II. Соловьев Ев. (Мирский), Наша литература, «Журнал для всех», 1901, X; Богданович А., Критические заметки, «Мир божий», 1903, IV; Анисимов А., А. Серафимович (35 лет литературной деятельности), «Красная нива», 1923, № 9; Вешнев В., А. Серафимович как художник слова, М., 1924 (Здесь же письмо В. И. Ленина к С. от 21/V 1920); Плетнев В., А. Серафимович, «Журналист», 1924, X; Коган П. С., Серафимович, «На посту», 1924, I (V); Луначарский А., Критические этюды («Русская литература»), Л., 1925 (гл. XI); Либединский Ю., Имя Серафимовича. (Речь на собр., посвящ. 65-летию А. Серафимовича), «На литературном посту», 1928, № 4; Гроссман-Рощин. И., К 65-летию А. Серафимовича. (Речь), там же, 1928, № 5 (здесь же ответ С); Фатов Н. Н., А. С. Серафимович. Очерк жизни и творчества, Гиз, М. — Л., 1927; А. С. Серафимович. Сборник, изд. «Никитинские субботники», М., 1928; Шувалов С., А. Серафимович, сб. Шувалов С., Никитина Е., Беллетристы современники, т. II, М., 1928; Нерадов Г., О творчестве А. С. Серафимовича, «Октябрь», 1931, X; Боец армии пролетариата. (А. С. Серафимович), «Правда», 1933, 20 января; Луначарский А. В., Художник пролетариата, «Молодая гвардия», 1933, II; Машбиц-Веров И., А. С. Серафимович, ГИХЛ, М. — Л., 1933; Кирпотин В., Надо изучать творчество Серафимовича, «Правда», 1933, 20 января; Луначарский А. В., Путь писателя, «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1933, 20 января; Нерадов Г., Художественное мастерства Серафимовича, «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1933, 20 января Отзывы о «Железном потоке»: Вешнев В., «Правда», 1924, № 57, 9 марта; Фурманов Д., «Октябрь», 1924, II; Переверзев В., «Печать и революция», 1924, V; Саввин Н., «Родной язык в школе», 1927, II (опыт проработки для учащихся); Полянский В., «Красная новь», 1925, III; Серафимович А., Как я писал «Железный поток», «На литературном посту», 1928, IV; Его же, Как я работал над «Железным потоком», Профиздат, М., 1934; Ковтюх Е., «Октябрь», 1633, IV; Кубиков И., Комментарии к повести А. Серафимовича «Железный поток», изд. «Мир», М., 1933; Линин А. М., Серафимович — детский писатель, в книге Линина «Литературные очерки», Ростов н/Д., 1935.

III. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, М., 1928; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I. М. — Л., 1928. Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также