Биография писатель одоевский
Владимир Одоевский
Владимир Одоевский – литератор, музыковед и общественный деятель. Выходец из знатного рода, он входил в число самых образованных людей в России дореформенной эпохи. Князь был последним представителем семейной линии Рюриковичей. Его предок Михаил Одоевский причислен к лику святых после мучительной смерти в Орде, принятой в 1246 году. Биографы часто спорят об ударении в фамилии писателя. Принято считать, что оно приходится на второй слог.
Детство и юность
Владимир Федорович Одоевский родился в Москве 30 июля (11 августа) 1803 года. Его отец был военнослужащим, а затем принял статскую должность директора московского отделения Государственного ассигнационного банка. Мать будущего писателя была из простолюдинов. Несмотря на благородное происхождение, семья Одоевских не отличалась достатком.

Когда мальчику было 5 лет, отец скончался. Мать повторно вышла замуж, а ребенка отдали на воспитание родственникам по отцовской линии. Дядя взял мальчика на попечение. В детстве Владимир дружил с двоюродным братом, будущим декабристом Александром Одоевским.
В 1816 году юноша стал учеником Московского университетского благородного пансиона. Здесь он особенно интересовался философией. Любимым автором Одоевского был Фридрих Шеллинг. Молодой человек стал завсегдатаем литературных кружков и посещал собрания Общества любителей российской словесности. Владимир завершил обучение с золотой медалью.

После выпуска Одоевский погрузился в изучение философии и литературы, знакомство с анатомией, химией, физикой и точными науками. В 1823 году с компанией одноклассников молодой человек организовал философское общество. Создатели видели своей целью создание оригинальной российской философии, которая станет фундаментом для новой литературы. Члены общества звали себя «любомудрами» и пропагандировали философию как науку, являющуюся ключом к познанию бытия.
Книги
Первые произведения Одоевского были изданы еще в годы учебы в пансионе. «Дни досад» и «Разговор о том, как опасно быть тщеславным» опубликовали в журнале «Вестник Европы». Поддерживая дружбу с некоторыми декабристами, писатель участвовал в издании альманаха «Мнемозина». После восстания декабристов журнал закрыли, и, исключая любые риски, Одоевский уничтожил протоколы собраний редколлегии.

Женившись в 1826 году, автор переехал в Санкт-Петербург и принял пост в Цензурном комитете Министерства внутренних дел. Одоевский участвовал в создании либерального цензурного устава и входил в число составителей законов, связанных с авторским правом. Биография писателя была тесно связана с культурной деятельностью страны. Занимаясь творчеством, он взаимодействовал с редакторами «Литературной газеты» и изданием «Северные цветы». Рассказы Одоевского публиковались в журнале «Современник».
Открыв собственный литературный салон, писатель принимал в гостях мэтров литературы. В его доме бывали Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Николай Гоголь, Федор Достоевский и другие.

В 1833 году были опубликованы «Пестрые сказки». Они привели в восторг Гоголя и вызвали положительный отклик у читателей. Спустя год отдельной книгой выпустили «Городок в табакерке». Произведения Одоевского для детей сравнивали со сказками Ганса Христиана Андерсена.
Классикой считаются вышедшие из-под пера автора в 1838 году «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», изданные в сборнике. В него вошла и сказка «Мороз Иванович». Творчество литератора в этот период было окутано мистицизмом. Интересный факт: неизданный им роман «4338 год: Петербургские письма» содержал отсылки к будущему. Автору удалось предсказать блага цивилизации, ставшие доступными в 20 веке: принтеры, мобильные телефоны и другие гаджеты.

Одоевский опубликовал повести «Косморама», «Саламандра», «Сильфида», «Княжна Мими», философский роман «Русские ночи». Вдохновленный музыкальными сюжетами, он написал: «Себастиан Бах» и «Последний квартет Бетховена». Писатель ратовал за просвещение, поэтому вошел в число издателей сборника «Сельское чтение», в котором публиковались общеобразовательные статьи.
С 1846 по 1861 годы Владимир Одоевский служил помощником директора Императорской публичной библиотеки. Он также заведовал Румянцевским музеем, выступая хранителем культурного наследия, которое позднее вошло в библиотечный фонд. В этот период Одоевский был придворным вельможей. Его карьера заключалась в повышении с должности камергера до статского советника и сенатора. В 1860-е увлечение литературой сменилось большой занятостью в сфере благотворительности, и литератор почти не писал.
Музыка
Владимир Одоевский с детства увлекался музыкой. Особенный интерес для него представляла теоретическая часть. Исследователя интересовала классика и народная традиция. Он записывал народные напевы и составлял собственные теории.
В 1840-е годы литератор занялся изысканиями в области церковного музыкального направления. Он узнавал традиции, уточнял возможности инструментов. Библиографию автора пополнили книги «Об исконной великорусской песне», «Русская и так называемая общая музыка», «Музыка с точки зрения акустики». Одоевский стоял у истоков музыковедения в России.

Вельможа заказал изготовление придуманного им инструмента – энгармонического клавицина. Он стоил 300 серебряных и представлял собой молотковое фортепиано с разделенными надвое клавишами. Инструмент сегодня выставлен в музее им. Глинки в Москве.
Одоевский был уверен в том, что музыка основывается на математических законах. Его мнением интересовались знаковые композиторы и музыканты того времени. Салон Одоевского посещали Милий Балакирев, Михаил Глинка, Антон Рубинштейн.
Общественная деятельность
Большую честь Одоевскому делали занятие благотворительностью и участие в общественной жизни страны. Писатель был противником крепостного права. Отстаиваемая точка зрения даже настроила против писателя некоторых дворян. Вельможа поддерживал тюремную реформу и выступал за введение принятой в Великобритании системы суда с участием присяжных.

Заслугой Одоевского стало участие в жизни сирот. Писатель спонсировал организацию и благоустройство детских приютов. Ему принадлежат решение об основании Максимилиановской больницы, а позднее и учреждение Елизаветинской больницы. Благодетель поддерживал малоимущих и всех, кто нуждался в помощи. В 1846 году он участвовал в создании Общества посещения бедных в Петербурге.
Вернувшись из Петербурга в Москву в 1862 году вслед за Румянцевским музеем, Одоевский продолжил деятельность в родном городе. Писатель помогал в основании консерватории и создании Русского музыкального общества. Его приглашали на собрания Московского артистического кружка и заседания Общества любителей российской словесности. Дворянин выступал в роли лектора и всегда был занятным собеседником.
Личная жизнь
В 1826 году Владимир Одоевский женился на Ольге Ланской. Их брак помогла устроить тетушка Одоевского. Будучи фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны, Ольга убедила окружающих в привязанности к возлюбленному. Одоевский, брат декабриста, был не лучшей партией, да и в семье невесты его невзлюбили.
Жена сумела одарить супруга той нежной и материнской любовью, которой писателю не хватало в детстве. По свидетельству сохранившегося портрета кисти художника Соколова, Ланская была хороша собой, но типичная светская дама не сходилась с Одоевским темпераментом.

Со временем забота и тщеславие избранницы стали обузой для литератора. Тем не менее, супруга помогала держать литературный салон. Вскоре он разделился на две части: светский, которым управляла жена, и литературно-музыкальный, созданный мужем.
Владимир и Ольга горевали по причине того, что не смогли стать родителями. Его личная жизнь была непростой. После себя Одоевский не оставил детей, хотя очень любил малышей и мечтал о них.
Смерть
Владимир Федорович Одоевский скончался в 1869 году. Ему было 64 года. Причины смерти оказались вполне естественными. К тому моменту у него не было большого состояния, поэтому оставить в наследство супруге было нечего.

Смерть писателя положила конец знаменитому роду дворян. Могила литератора и музыковеда находится на Донском кладбище.
Цитаты
«Общество образует чиновников, воинов, правоведов, ремесленников, но для поэта нет воспитания… Вместо звания действователя он носит звание воспринимателя».«Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают».«Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть».«Поэзия есть предвестник того состояния человечества, когда оно перестанет достигать и начнет пользоваться достигнутым».Библиография
- 1833 – «Реторта»
- 1833 – «Игоша»
- 1834 – «Княжна Мими»
- 1837 – «Сильфида»
- 1839 – «Княжна Зизи»
- 1840 – «Косморама»
- 1840 – «4338-й год: Петербургские письма»
- 1841 – «Сказки дедушки Иринея»
- 1844 – «Саламандра»
- 1844 – «Русские ночи»
- 1849 – «Рассказы о Боге, человеке и природе»
- 1855 – «Два дерева»
- 1868 – «Ворожеи и гадальщики»
Page 2




















24smi.org
Краткая биография Одоевского самое главное
Владимир Одоевский происходил из древнего и знатного рода. С одной стороны, он был в родстве и с русскими царями, и с самим Львом Толстым, а с другой, мать его – крепостная крестьянка. Особого значения титулам Одоевский никогда не придавал. Владимир всегда участвовал в общественных кружках, занимался музыкой и литературой.
Жизнь Одоевского условно делится на три периода.
Первый. Московский.
Сирота Владимир воспитывался у дяди. Позже его отдают на обучение в пансион. Огромное значение придавал Владимир влиянию брата.
Первый общественный кружок, где участвовал Одоевский, закрыли по «вине» декабристов. В то время Владимир начинал писать роман, но не завершил это произведение. Зато он много редактирует, в том числе журналы. В тот период Одоевский увлекся мистикой, оккультизмом.
Питерский.
Перебравшись в северную столицу, Одоевский женился. Вместе с женой они открыли популярный литературный салон, где много уделялось внимания и музыке, и даже кулинарии. Увлечение оккультизмом перерастает в интерес к алхимии и магии. Однако дружит Одоевский и со священниками, помогает им.
Он пишет публицистические статьи, издаёт сборник эссе. Также создаёт роман-утопию о 4338 году (одноименный), где предрекает появление Интернет сетей.
Последний. Московский.
Разочарованный в мистицизме, Одоевский поверил в просвещение. Заняв сенаторскую должность и пост директора музея (Румянцевского), ратовал за отмену крепостничества и смягчение цензуры. С другой стороны, призывал запретить ввоз в Россию «вредных» книг.
В последние годы Одоевский много помогал бедным. Даже не оставил наследства жене (детей у них не было). Владимир Фёдорович запомнился современникам как разносторонний человек. Его интересы иногда противоречили сами себе. И в этом противоречии развивались.
Биография Одоевского для детей 3, 4 класса
В.Ф.Одоевский родился в августе 1803 года в Москве, в семье князя Одоевского и являлся последним представителем рода Рюриковичей. Владимир Федорович считается одним из известных писателей-мыслителей, философом и публицистом. Вообще Одоевский был великим человеком, во время своей жизни он не только писал книги, но и занимался меценатством, был изобретателем музыкальных инструментов, работал с бедными, помогал строить детские дома, больницы.
Свое образование Владимир Одоевский получил в Московском институтском благородном пансионе. Уже во время учебы он занялся вплотную литературой. Первыми его работами были переводы с немецкого языка писем известных философов.
По окончанию учебного заведения Одоевский начал работать в Московском архиве Коллегии иностранных дел, одновременно он стал посещать собрание №Общество любомудрия», где познакомился с такими известными людьми, как Грибоедов, Киреевский, Кюхельбекер.
В 1824-1825 годах совместно с друзьями выпустил альманах «Мнемозина», в который вошли не только работы Одоевского, но и Пушкина, Грибоедова. В те же года Одоевский начал писать роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретина», но к сожалению так этот роман и не был закончен.
В 1826 году Владимир Федорович Одоевский переезжает в Санкт-Петербург и устраивается на службу помощником директора Петербургской императорской канцелярии, а впоследствии становится директором «Румянцевской библиотеки». Во времена жизни в Петербурге Одоевский увлекся алхимией и кулинарией, что сказалось на его творчестве. В это время из-под его пера выходят сказки для детей, утопический роман «4338год», где предсказал появление таких современных технологий как интернет, мобильные телефоны.
В 1840 году Владимир Федорович кардинально меняет свои взгляды на европейскую философию и начинает продвигать в массы знание русской словесности. В это же время он ближе познает законы русской церкви, становится близким другом священника и исследователя церковной музыки Д.В. Разумовского.
В 1861 году Одоевский вернулся в Москву и продолжил свою работу по укоренению русских обычаев в высшем обществе, он был против французского языка в общении, и ввозу иностранных философских книг в Россию.
До конца своей жизни Владимир Федорович Одоевский занимался самосовершенствованием. Его интересы охватывали различные стороны жизни.
Умер Одоевский в Москве 11 марта 1869 года и похоронен на Донском кладбище.
Биография Одоевского 3 класс, 4 класс для детей
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
- Антонио Вивальди
Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции, Италия. Итальянский композитор и скрипач, оставивший решающий знак в форме концерта и стиле поздней барочной инструментальной музыки.
- Глинка Михаил Иванович
Михаил Иванович является выдающимся и очень известным русским композитором. Его авторство стоит на множестве произведений, которые известны всему миру.
- Всеволод Большое Гнездо
В 1154 г в семье у князя Юрия Долгорукого от второго брака появился на свет младший сын Всеволод. Впоследствии кончины папы, возглавлять Владимиро-Суздальскую державу стал старший сын Андрей Юрьевич.
- Джеймс Кук
Джеймс Кук – выдающийся английский мореплаватель и первооткрыватель, совершивший 3 кругосветных путешествия.
- Иван III Васильевич
Иван III - был великим Московским князем, объединившим вокруг Москвы значительное количество земель. Мудрый политический деятель управлял государством 43 года
chitatelskij-dnevnik.ru
Одоевский Владимир Федорович
Одоевский Владимир Федорович (1804-1869). Князь, вельможа, искусствовед, меценат и писатель. Дети зачитывались сказками его дедушки Иринея, а взрослые знали Владимира Федоровича, как «русского Фауста».
Последний из старинного рода Одоевских родился в Москве, воспитывался дядей, так как родители мальчика умерли. После обучения в пансионе поступает на службу. В его квартире собираются литераторы и философы «Общества любомудрия». Одоевский участвует в издании альманаха «Мнемозина» (1824-1825).
Владимир Одоевский был знаком со многими декабристами, но в антигосударственном перевороте участия не принимал. Он получает должность в комитете цензуры. Имея возможность быстрого роста по служебной лестнице, князь предпочитает не высокие посты, а интересную работу. К своему титулу он относится равнодушно (его мать была крепостной). Зато в доме Одоевских собирается интересное общество.
Владимир Федорович увлекается алхимией, магнетизмом, отдает дань мистическим учениям и масонству. Он пишет повести (Косморама), сказки (Городок в табакерке, Игоша, Пестрые сказки), публицистические статьи. Итог своим увлечениям Одоевский подвел в сборнике «Русские ночи», а фантастический роман «4338-й год», в котором писатель предугадал мобильную связь, интернет и отдельные черты геополитики будущего, остался незаконченным.
Отойдя от мистицизма Владимир Одоевский начал пропагандировать научные знания. Он становится директором музея и сенатором. Князь участвует в благотворительных мероприятиях, пишет научные работы о музыке. Он ведет просветительскую работу среди крестьян, выпуская дешевые, написанные простым языком брошюры по естествознанию.
Отмену крепостного права князь Одоевский считал началом новой эры и праздновал этот день, как Новый год.
После смерти Владимир Федорович был похоронен в Донском монастыре, а его архив положил начало развития музея Московской консерватории.
frigato.ru
Владимир Одоевский – биография писателя, портрет, жена и дети, жизненный путь, причина смерти
Ударение в фамилии Одоевский ставится на вторую букву О.
Вскоре Одоевский создал так называемое «Общество любомудрия» — литературно-философский кружок, куда входили Дмитрий Веневитинов, Иван Киреевский. Члены кружка изучали немецкую идеалистическую философию, читали и обсуждали произведения Шеллинга, Бенедикта Спинозы, Канта. «Общество любомудрия» издавало собственный альманах «Мнемозина», где члены кружка размещали свои произведения, а также критические статьи и публицистику.
В этот период Одоевский написал роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино» о двух писателях эпохи Возрождения.
С таким же пылом Одоевский увлекался мистикой, магией, алхимией и масонскими учениями. Эти увлечения сильно повлияли на сборник страшных рассказов «Русские ночи», который считают первым образцом русского хоррора. Рассказы поражают безумием и мрачностью, особенно «Игоша» и «Косморама». Писал он и детские сказки, самой известной из которых остается повесть «Городок в табакерке».
Вместе с женой занимался благотворительностью, основал в Петербурге больницы для бедных. Ратовал за отмену крепостничества, поддерживал тюремную реформу, выступал за британскую систему суда с участием присяжных. Спонсировал организацию и благоустройство детских приютов.
К сожалению, они так и не смогли завести детей, и род Одоевских прервался со смертью Владимира.
uznayvse.ru
Биография А.И. Одоевского
Александр Иванович Одоевский родился 26 ноября 1802 г. в богатой княжеской семье. Он получил хорошее домашнее образование. К декабрю 1825 г. Одоевский – корнет лейб-гвардии конного полка. За год до этого он был принят в Северное тайное общество. В его петербургской квартире собираются члены тайного общества, обсуждаются ближайшие планы. В ноябре 1825 г. Одоевский получает отпуск и уезжает во Владимирскую губернию, чтобы навестить отца. Кто знает, как сложилась бы его дальнейшая судьба Одоевского, если бы в Москве он не встретился с И. Пущиным. Оба спешно возвращаются в северную столицу, чтобы принять участие в восстании. Затем арест, несколько месяцев в Алексеевском равелине, следствие, приговор. Одоевский был осужден по IV разряду (12 лет каторги). В феврале 1827 г. его отправляют в Сибирь. Сначала в Читинский Острог, через три года в Петровский Завод. С декабря 1832 г. он на поселении. А еще через 5 лет он вместе со своими товарищами (Лорерси, Нарышкиным, Розеном) переведен рядовым в Кавказский корпус («Этим господам путь в Россию лежит через Кавказ», – писал Николай I). 15 августа 1839 г. Одоевский умирает от тяжелой болезни.
***
Из всего творческого наследия А.И. Одоевского до нас дошло чуть более трех тысяч строчек. Блестящий импровизатор, он не любил переписывать свои стихи («Я почти никогда не кладу стихов своих на бумагу», – писал он отцу 22 ноября 1833 г.). Стихи Одоевского сохранились благодаря прекрасной памяти его друзей, «соузников» по острогу и ссылке. Автографов Одоевского почти не сохранилось, все дошедшие до нас переписаны его товарищами. Поэтому и датировка некоторых стихотворений Одоевского весьма условна.
При жизни А. Одоевского несколько его стихотворений (без указания имени автора) были опубликованы в изданиях Пушкина и Дельвига «Литературная газета» и «Северные цветы». В 1841 г. три стихотворения (за подписью А-ий) появляются в «Отечественных записках». В 1853 г. в некрасовском «Современнике» – «Как носятся тучи за ветром осенним...» И только в 1857 г. в «Русской беседе» впервые указано полное имя автора при публикации стихотворения «Куда несетесь вы, крылатые станицы?»
В 1883 г. декабрист А.Е. Розен издает Полное собрание стихотворений А.И. Одоевского.
А.И. Одоевский – поэт декабристской каторги. О его творчестве до восстания известно очень мало. В свободные от военной службы часы он, по его собственному признанию, много читает и сочиняет («Мечтаю иногда, что я поэт...»). 19 марта 1824 г. А. Одоевский пишет двоюродному брату Вл. Ф. Одоевскому (издателю «Мнемозины»), что у него готовы «десяток од, столько же посланий, пять или шесть элегий и начало двух поэм...» Ничего из приведенного списка не сохранилось. Это в какой-то мере можно объяснить и чрезмерной требовательностью поэта к своему творчеству и излишней, завышенной строгостью.
А ведь 1824–1825 гг. – особый период в личной жизни Одоевского. Круг его общественных и творческих интересов широк. В это время окрепла его дружба с А.С. Грибоедовым, с В.К. Кюхельбекером, он общается с людьми, близкими ему по духу, – К.Ф. Рылеевым и А.А. Бестужевым-Марлинским (издателями «Полярной звезды») – их сближают литературные интересы и в определенной степени политические воззрения.
На Сенатской площади А. Одоевский был уверен, что погибнет за свободную Россию, за благо Отечества. До нас дошли его слова: «Умрем, ах как славно мы умрем!» – это был не просто своеобразный порыв. «Весело ляжем живые // За святую Русь!» – рефрен из одного его сибирского стихотворения.
Но тюрьма, где он провел несколько месяцев, вынужденное одиночество, страшное однообразие будней, постоянный вопрос «Что будет?» с ним, некогда блестящим гвардейским офицером, – едва не сломили Одоевского. Однако даже в этом «гробу», куда его «зарыли» (собственные слова поэта), он умудряется писать стихи: может быть, это и спасло его от ужасной участи – безумия.
► Читайте также другие статьи о жизни и творчестве А.И. Одоевского:
► Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века
Page 2
Авторы: Чубукова Е.В, Мокина Н.В.
Книга содержит очерки о жизни и творчестве ведущих русских поэтов XIX века: В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, К.Ф. Рылеева, П.А. Вяземского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова и др. В контексте творческой биографии поэтов проводится авторский литературный анализ их произведений.
Книга адресована учащимся старших классов школ, лицеев и гимназий, абитуриентам, студентам-филологам и всем, кто увлечен русской поэзией.
Page 3
В эти же годы Дельвиг работает над возрождением жанра, почти исчезнувшего из русской поэзии, – идиллии. Подражания древним, произведения в античном духе были любимы им еще в Лицее. Преподаватель словесности Н.Ф. Кошанский поощрял своих питомцев писать стихи. Интерес Дельвига к античности в Лицее также развивался под непосредственным влиянием Кошанского, переводчика древних поэтов, автора нескольких изданий классических писателей, главного проповедника античности в среде лицеистов. Несомненно, лицейским преподаванием, в определенной степени, можно объяснять интерес юного поэта к античной мифологии и его увлечение античными поэтами. В своих идиллиях 1820-х гг. Дельвиг стремится к воссозданию мира античности, «золотого века», где царили гармония, счастье, где человек был совершенен. Дельвиг воспевает естественные человеческие чувства, не идеализируя скудное и скромное существование. Любой человек, по убеждению поэта, достоин благ и наслаждений. Земная жизнь многогранна и прекрасна. Наслаждайтесь ею, – как бы призывает поэт. И эти мысли – новые в традиционном жанре.
Идиллии Дельвига – это не стилизация ради стилизации. «Какую силу воображения должно иметь, дабы так совершенно перенестись из XIX столетия в золотой век, и какое необыкновенное чутье изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы. Эту роскошь, эту негу, эту прелесть», – писал Пушкин о Дельвиге.
Тематика идиллий Дельвига – это сфера простых человеческих чувств – взаимное уважение, дружба, любовь. Не случайно в идиллиях «Цефиз» и «Дамон» встретится одна и та же строчка: «Здесь проходчиво все – одна непроходчива дружба». Дружба – это то чувство, которое помогает человеку вынести все беды:
Много опытов прежних Боги на нас насылали.
Мы дружбою все усладили.
Герой идиллий Дельвига – старец, познавший земные радости и не страшащийся смерти, вызывает у молодежи желание ему подражать:
(...) О боги, –
Молились, – пошлите вы нам добродетель и мудрость!
Пусть весело встретим мы старость, подобно Дамону!
Пусть также без грусти, но с тихой улыбкой скажем:
«Бывало, любили меня, а нынче не любят!»
Вероломство и предательство в дружбе и измена любимой девушке приводят к концу золотого века – эта мысль прозвучала в идиллии «Конец золотого века» (1828): «...Точно, мы счастливы были, и боги любили счастливых: / Я еще помню оное, светлое время! Но счастье / (После узнали мы) гость на земле, а не житель обычный... / Ах, путешественник, горько ты плачешь! Беги же! / В землях иных ищи ты веселья и счастья! Ужели / В мире их нет, и от нас от последних их позвали боги!»
Еще в Лицее у Дельвига возникла идея создать русскую идиллию о герое-солдате, участнике Отечественной войны 1812 года. Замысел был осуществлен в 1829 году, когда была написана идиллия «Отставной солдат». Дельвиг отказывается от привычного гекзаметра, прибегает к пятистопному ямбу, употребляет разговорную речь («уши вянут», «свое житье-бытье», «свежо нам стало», «убрались все, как святочные хари», «варили щи», «тележка скачет») – подобные выражения невозможно встретить в идиллиях современников Дельвига – Николая Ивановича Гнедича и Владимира Ивановича Панаева.
В своих идиллиях Дельвиг не смешивает греческие и русские мотивы. Его герои носят греческие имена (Филинт, Хлоя, Микон), живут в идиллическом мире вместе с греческими божествами (Аполлоном, Палладой, Гефестом) и привычными героями греческой мифологии (Дафной, Фавном).
► Читайте также другие статьи о жизни и творчестве А.А. Дельвига:
► Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века
licey.net
Владимир Фёдорович Одоевский — аристократ и философ
Князь Одоевский Владимир Федорович — русский писатель и мыслитель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания. В 1823—1825 годах председатель юношеского общества любомудров. Издатель ряда журналов и альманахов. С 1846 года — директор Румянцевского музея.
Краткая биография – Одоевский В. Ф.
Вариант 1
В 1804 году родился Владимир Федорович. Его дворянская семья была уникальной. С одной стороны имели родственные связи с семьей Рюриковичей, с другой стороны с Львом Толстым. Живя в Москве, он учился в пансионате для дворянских детей. Далее, благодаря своему усердию в учебе, в 1823 году его берут на службу в Москве в архив Коллегии иностранных дел. В его доме собирался литературно — философский кружок. Общение со многими творческими людьми, благотворно влияет на Владимира Федоровича. Он пишет и выпускает свои первые литературные труды.
В 1826 году переезжает в Санкт — Петербург, и поступает на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел. Его дом по-прежнему открыт для деятелей культуры. Федор Владимирович любил угощать своих друзей своеобразными блюдами. Собственные рецепты он публиковал в газете.
Кроме своего увлечения химией и кулинарией, Одоевский интересовался мистикой. На этот период приходиться написание многих повестей, сказок. Стоить отметить его незаконченный роман «4338 год» пророчит появления, что — то похожего на нынешний интернет и блоги.
В 1840годы возвращается в Москву. Там он продвигает идеи об ликвидации крепостного права, введению судебных присяжных.
Среди увлечений Владимира Федоровича была музыка. Одоевский собирал и реставрировал многие церковные произведения. Многие его личные музыкальные произведения так и не получили признания. Заинтересовавшись стенографией, он стал писать пособие по изучении русской скорописи. Также стоить отметить, что пользуясь своей властью, он организовал больницы по оказанию помощи бедным людям.
В 1869 году Владимир Федорович умер. После его смерти чаще всего издавалась сказка «Городок в табакерке», а в советское время по мотивам это той сказке был снят мультфильм.
Вариант 2
В.Ф. Одоевский родился в августе 1803 года в Москве, в семье князя Одоевского и являлся последним представителем рода Рюриковичей. Владимир Федорович считается одним из известных писателей-мыслителей, философом и публицистом. Вообще Одоевский был великим человеком, во время своей жизни он не только писал книги, но и занимался меценатством, был изобретателем музыкальных инструментов, работал с бедными, помогал строить детские дома, больницы.
Свое образование Одоевский Владимир Федорович получил в Московском институтском благородном пансионе. Уже во время учебы он занялся вплотную литературой. Первыми его работами были переводы с немецкого языка писем известных философов.
По окончанию учебного заведения Одоевский начал работать в Московском архиве Коллегии иностранных дел, одновременно он стал посещать собрание №Общество любомудрия», где познакомился с такими известными людьми, как Грибоедов, Киреевский, Кюхельбекер.
В 1824—1825 годах совместно с друзьями выпустил альманах «Мнемозина», в который вошли не только работы Одоевского, но и Пушкина, Грибоедова. В те же года Одоевский Владимир Федорович начал писать роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретина», но к сожалению, так этот роман и не был закончен.
В 1826 году Одоевский Владимир Федорович переезжает в Санкт-Петербург и устраивается на службу помощником директора Петербургской императорской канцелярии, а впоследствии становится директором «Румянцевской библиотеки». Во времена жизни в Петербурге Одоевский Владимир Федорович увлекся алхимией и кулинарией, что сказалось на его творчестве. В это время из-под его пера выходят сказки для детей, утопический роман «4338год», где предсказал появление таких современных технологий как интернет, мобильные телефоны.
В 1840 году Владимир Федорович кардинально меняет свои взгляды на европейскую философию и начинает продвигать в массы знание русской словесности. В это же время он ближе познает законы русской церкви, становится близким другом священника и исследователя церковной музыки Д.В. Разумовского.
В 1861 году Одоевский Владимир Федорович вернулся в Москву и продолжил свою работу по укоренению русских обычаев в высшем обществе, он был против французского языка в общении, и ввозу иностранных философских книг в Россию.
До конца своей жизни Одоевский Владимир Федорович занимался самосовершенствованием. Его интересы охватывали различные стороны жизни.
Умер Одоевский Владимир Федорович в Москве 11 марта 1869 года и похоронен на Донском кладбище.
Вариант 3
Писатель, филолог, музыковед и педагог Одоевский Владимир Федорович был рождён 1-ого (первого) августа 1803-его года в Москве. С 1816-ого по 1822-ой года, будущий писатель и знаменитый филолог учился в Московском университетском благородном пансионе. В то же самое время Одоевский Владимир Федорович начинает сотрудничать с журналом «Каллиопа» (в 1820-ом году). Кроме того, писатель принимал участие в деятельности «Вольного общества российской словесности», а с 1823-его по1825-ый года он возглавлял самый первый философский кружок в России – «Общество любомудрия».
Центральным произведением Владимира Фёдоровича стали «Русские ночи», которые принято считать основным литературным памятником русского любомудрия. В 1826-ом году Одоевский Владимир Федорович переезжает в Петербург, и поступает на службу в Комитет иностранной цензуры. Здесь публикуется его статья «О вражде к просвещению». В 1844-ом году выходит его полное собрание сочинений в трех томах. С 1846-ого года Одоевский Владимир Федорович служил помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. 27-ого февраля 1869-ого года Владимир Фёдорович Одоевский скончался в Москве.
Полная биография — Одоевский В. Ф.
Одоевский, Владимир Феодорович, князь — русский писатель и общественный деятель. Родился в Москве, 30 июля 1803 г. Окончив курс в благородном пансионе при Московском университете, сотрудничал в «Вестнике Европы»; сблизившись с Грибоедовым и Кюхельбекером, издавал в 1824 — 1825 годах альманах «Мнемозина»; позднее служил в ведомстве иностранных исповеданий и редактировал «Журнал Министерства Внутренних дел». В 1846 г. был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. С переводом в 1861 г. музея в Москву, назначен сенатором московских департаментов Сената и состоял первоприсутствующим 8-го департамента. Скончался 27 февраля 1869 г. и погребен на кладбище Донского монастыря.
Человек самого разностороннего и глубокого образования, вдумчивый и восприимчивый мыслитель, талантливый и оригинальный писатель, Одоевский чутко отзывался на все явления современной ему научной и общественной жизни. Искание во всем и прежде всего правды («Ложь в искусстве, ложь в науке и ложь в жизни, — писал он в свои преклонные годы, — были всегда и моими врагами, и моими мучителями: всюду я преследовал их, и всюду они меня преследовали»), уважение к человеческому достоинству и душевной свободе, проповедь снисхождения и деятельной любви к людям, восторженная преданность науке, стремление всесторонне вникнуть в организм духовной и физической природы отдельного человека и целого общества — характерные черты его произведений и его образа действий.
Они проявляются уже в полемике с Булгариным , в письмах к «Лужницкому старцу», в «Стариках», где в прозрачной и ядовитой аллегории выставляются жалкие и отрицательные стороны служебной и общественной жизни — и красной нитью проходят через все им написанное. Одоевский — не только занимательный повествователь или, по его собственному выражению сказочник, но и научный мыслитель, популяризатор нравственно-философских, экономических и естественно-исторических учений. Зорко следя за открытиями в науке и за новыми теориями, он в той или другой форме знакомит с ними своих читателей. Его язык — живой и образный, иногда слишком богатый сравнениями и метафорами — в передаче сложных и отвлеченных понятий очень определителен и ясен. В нем почти постоянно слышится подмеченный Белинским «беспокойный и страстный юмор», а некоторые страницы напоминают блестящие ораторские приемы.
Главное место среди сочинений Одоевского принадлежит «Русским ночам» — философской беседе между несколькими молодыми людьми, в которую вплетены, для иллюстрации высказываемых ими положений, рассказы и повести, отражающие в себе задушевные мысли, надежды, симпатии и антипатии автора. Так, например, рассказы: «Последнее самоубийство» и «Город без имени» представляют, на фантастической подкладке, строго и последовательно до конца доведенный закон Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии, а произведений природы — в арифметической, со всеми выводимыми из него заключениями, и теорию Бентама, кладущую в основание всех человеческих действий исключительно начало полезного, как цель и как движущую силу.
Лишенная внутреннего содержания, замкнутая в лицемерную условность светская жизнь нашла живую и яркую оценку в «Насмешке Мертвеца» и в патетических страницах «Бала», где описывается страх смерти, овладевший собравшейся на бале публикой. Жестоко порицаемое стремление к чрезмерной специализации знаний, с утратой сознания общей между ними связи и гармонии, служит сюжетом для «Импровизатора» и ряда других рассказов. В «Русских ночах» особенно выдаются два рассказа, «Бригадир» и «Себастиан Бах»: первый — потому, что в нем автор, за пятьдесят лет до появления «Смерти Ивана Ильича», затрагивает ту же самую — и по основной идее, и по ходу рассказа — тему, которую впоследствии, конечно, с неизмеримо большим талантом, разработал Л.Н. Толстой ; второй — потому, что здесь (а также в «Последнем квартете Бетховена») автор высказал свою восторженную любовь к музыке, «величайшему из искусств».
Серьезному изучению ее истории и теории он посвятил в значительной мере свою жизнь. Еще в 1833 г. он написал «Опыт о музыкальном языке», много занимался затем вопросом о наилучшем устройстве своего любимого инструмента — органа и даже изобрел особый инструмент, названный им энгармоническим клавесином. Отдавшись, после переселения в Москву, изучению древней русской музыки, Одоевский читал о ней лекции на дому, в 1868 г. издал «Музыкальную грамоту, или Основания музыки для не музыкантов» и открыл московскую консерваторию речью «Об изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки». Смерть застала Одоевского за усиленными работами об устройстве в Москве съезда археологов (он был одним из учредителей археологического общества, а также Императорского географического общества), во время которого ученики консерватории должны были, под его руководством, исполнять древние русские церковные напевы.
Среди повестей и рассказов, не вошедших в «Русские ночи», выделяются: большая повесть «Саламандра» — полуисторический, полуфантастический сюжет которой навеян на автора изучением истории алхимии и исследованиями Я.К. Грота о финских легендах и поверьях, — и серия полных злой иронии рассказов из светской жизни («Новый год», «Княжна Мими», «Княжна Зизи»). Сатирические сказки («О мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем», «О господине Коваколе» и другие), из которых иные отличаются мрачным колоритом и, ввиду господствовавших тогда в правящих сферах взглядов, большою смелостью, составляют переход от фантастических рассказов, где чувствуется сильное влияние Гофмана, к серии прелестных и остроумных, нравоучительных («Душа женщины», «Игоша», «Необойденный дом») детских сказок, одинаково чуждых как деланной сентиментальности, так и слишком раннего, безжалостного ознакомления детей с ужасами жизни и ее скорбями.
Значительная часть последних сказок была издана отдельной книжкой под названием «Сказок дедушки Иринея». Одной из выдающихся сторон литературной деятельности Одоевского была забота о просвещении народа, в то время крайне редкая и многими рассматривавшаяся как странное чудачество.
Долгие годы состоял Одоевский редактором «Сельского Обозрения», издававшегося Министерством внутренних дел, вместе с другом своим, А.П. Заболоцким-Десятовским , он выпустил в свет книжки «Сельского чтения», под заглавиями: «Что крестьянин Наум твердил детям и по поводу картофеля», «Что такое чертеж земли и на что это пригодно» (история, значение и способы межевания); написал для народного чтения ряд «Грамоток дедушки Иринея» — о газе, железных дорогах, порохе, повальных болезнях, о том, «что вокруг человека и что в нем самом»; наконец, издал «Пестрые сказки Иринея Гамозейки», языком которых восхищался знаток русской речи Даль , находивший, что некоторым из придуманных Одоевским поговорок и пословиц может быть приписано чисто народное происхождение. Одоевский дорожил званием литератора и гордился им.
Друг Пушкина и князя Вяземского , он радушно раскрывал свои двери для всех товарищей по перу, брезгливо относясь лишь к Булгарину и Сенковскому , которые его терпеть не могли, и ставил свои занятия литературой выше всего, что давалось ему его знатным происхождением и общественным положением. «Честная литература, — писал он, — точно брандвахта, аванпостная служба среди общественного коварства». Он всегда стоял на страже против всяких двусмысленных и нечистых литературных приемов, предупреждал писателей о грозивших им опасностях, в тревожные времена горячо заступался за них, где только мог, настойчиво заботился о расширении круга изданий. Его хлопотам обязаны были своим разрешением «Отечественные Записки». Приветствуя облегчение цензурных правил в 1865 г. (о чем он и прежде писал в составленных им обстоятельных записках о цензуре и ее истории у нас),
Одоевский высказывался против взятой из наполеоновской Франции системы предостережений и ратовал за отмену безусловного воспрещения ввоза в Россию враждебных ей книг. До пятидесятых годов по своим взглядам на отношение России к Западу Одоевский приближался во многом к славянофилам, хотя никогда систематически к ним не примыкал; но уже в начале 40-х годов он высоко ставил Петра , а личное знакомство с «гнилым Западом» во время поездок за границу, начиная с 1856 г. (в 1859 г. он был депутатом Императорской публичной библиотеки на юбилее Шиллера в Веймаре), заставило его изменить свой взгляд на смысл европейской цивилизации. Это выразилось с особой силой в его записках и бумагах, составляющих интереснейшее собрание замечаний по поводу всевозможных вопросов (оно хранится в публичной библиотеке).
Признаки «нашей прирожденной болезни» Одоевский видит в «общенародной лени ума, в непоследовательности и недостатке выдержки» и негодует на то наше свойство, которое он называет «рукавоспустием». Идеализм в народе — пишет он — является большей частью в виде терпимости к другим народам и понимания их. Вместе с тем он до конца верил в русского человека и его богатые задатки: «а все-таки русский человек — первый в Европе не только по способностям, которые дала ему природа даром, но и по чувству любви, которое чудным образом в нем сохранилось, несмотря на недостаток просвещения, несмотря на превратное преподавание религиозных начал, обращенное лишь на обрядность, а не на внутреннее улучшение. Уж если русский человек прошел сквозь такую переделку и не забыл христианской любви, то стало быть в нем будет прок — но это еще впереди а не назади».
Преобразования Александра II , обновившие русскую жизнь, встретили в Одоевском восторженное сочувствие. Он предлагал считать в России новый год с 19 февраля и всегда, в кругу друзей, торжественно праздновал «великий первый день свободного труда», как он выразился в стихотворении, написанном после чтения манифеста об упразднении крепостного права.
Когда в 1865 г. в газете «Весть» проводился под предлогом упорядочения нашего государственного устройства, проект дарования дворянству таких преимуществ, которые, в сущности, были бы восстановлением крепостного права, только в другой форме, — Одоевский написал горячий протест, в котором, от имени многих, его подписавших, так определял задачи дворянства: «1) приложить все силы ума и души к устранению остальных последствий крепостного состояния, ныне с Божьей помощью уничтоженного, но бывшего постоянным источником бедствий для России и позором для всего ее дворянства; 2) принять добросовестное и ревностное участие в деятельности новых земских учреждений и нового судопроизводства, и в деятельности этой почерпать ту опытность и знание дел земских и судебных, без которых всякое учреждение осталось бы бесплодным, за недостатком исполнителей; 3) не поставлять себе целью себялюбивое охранение одних своих сословных интересов, не искать розни с другими сословиями пред судом и законом, но дружно и совокупно со всеми верноподданными трудиться для славы Государя и пользы всего отечества и 4) пользуясь высшим образованием и большим достатком, употреблять имеющиеся средства для распространения полезных знаний во всех слоях народа, с целью усвоить ему успехи наук и искусств, насколько то возможно для дворянства».
Протест этот возбудил в некоторых кругах Москвы ожесточенное негодование против Одоевского; его обвиняли в измене своему времени, в предательстве дворянских интересов, в содействии прекращению «Вести». Одоевский, с негодованием опровергнув эти обвинения, говорил: «мои убеждения — не со вчерашнего дня; с ранних лет я выражал их всеми доступными для меня способами: пером — насколько то позволялось тогда в печати, а равно и в правительственных сношениях, изустной речью — не только в частных беседах, но и в официальных комитетах; везде и всегда я утверждал необходимость уничтожения крепостничества и указывал на гибельное влияние олигархии в России; более 30 лет моей публичной жизни доставили мне лишь новые аргументы в подкрепление моих убеждений. Учившись смолоду логике и постарев, я не считаю нужным изменять моих убеждений в угоду какой бы то ни было партии.
Никогда я не ходил ни под чьей вывеской, никому не навязывал моих мнений, но зато выговаривал их всегда во всеуслышание весьма определительно и речисто, а теперь уж поздно мне переучиваться. Звание русского дворянина, моя долгая, честная, чернорабочая жизнь, не запятнанная ни происками, ни интригами, ни даже честолюбивыми замыслами, наконец, если угодно, и мое историческое имя — не только дают мне право, но налагают на меня обязанность не оставаться в робком безмолвии, которое могло бы быть принято за знак согласия, в деле, которое я считаю высшим человеческим началом и которое ежедневно применяю на практике в моей судейской должности, а именно: безусловное равенство пред судом и законом, без различия звания и состояния!» С чрезвычайным вниманием следил Одоевский за начатой в 1866 г. тюремной реформой и за введением работ в местах заключения. Еще в «Русских ночах» он указал на вредную сторону исправительно-карательных систем, основанных на безусловном уединении и молчании.
Обновленный суд нашел в нем горячего поборника. «Суд присяжных, — писал он, — важен тем, что наводит на осуществление идеи правосудия таких людей, которые и не подозревали необходимости такого осуществления; он воспитывает совесть. Все, что есть прекрасного и высокого в английских законах, судах, полиции, нравах — все это выработалось судом присяжных, то есть возможностью для каждого быть когда-нибудь бесконтрольным судьей своего ближнего, но судьей во всеуслышание, под критикой общественного мнения. Никогда общественная правдивость не выработается там, где судья-чиновник, могущий ожидать за решение награды или наказания от министерской канцелярии».
Смущенный слухами о возможности, под влиянием признаков политического брожения, изменения коренных начал, вложенных в преобразования Александра II, Одоевский, незадолго до своей смерти, составил всеподданнейшую записку для государя, в которой, указывая вредное влияние на нравственное развитие молодежи того, что ей пришлось видеть и слышать в частной и общественной жизни в дореформенное время, при господстве крепостного права и бессудия, умолял о сохранении и укреплении начал, положенных в основу реформ. Записка была представлена императору после кончины Одоевского, и Александр II написал на ней: «прошу благодарить от меня вдову за сообщение письма мужа, которого я душевно любил и уважал». Князю Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петрограде больница для приходящих, получившая впоследствии наименование Максимилиановской; он же был учредителем Елизаветинской детской больницы в Петрограде.
В осуществлении задуманных им способов прийти на помощь страждущим и «малым сим» Одоевский встречал поддержку со стороны великой княгини Елены Павловны , к тесному кружку которой он принадлежал. Главная его работа и заслуга в этом отношении состояла в образовании в 1846 г. Общества посещения бедных в Петербурге. Широкая и разумно поставленная задача этого общества, организация его деятельности на живых, практических началах, обширный круг его членов, привлеченных Одоевским, сразу выдвинули это общество из ряда других благотворительных учреждений и создали ему небывалую популярность среди всех слоев населения столицы.
Посещение бедных, обязательное для каждого члена не менее раза в месяц, три женских рукодельни, детский «ночлег» и школа при нем, общие квартиры для престарелых женщин, семейные квартиры для неимущих, лечебница для приходящих, дешевый магазин предметов потребления, своевременная, разумная личная помощь деньгами и вещами — таковы средства, которыми действовало общество, помогая, в разгар своей деятельности, не менее как 15 тысяч бедных семейств. Благодаря неутомимой и энергетической деятельности Одоевского, совершенно отказавшегося на все время существования общества от всяких литературных занятий, средства общества дошли до 60 тысяч ежегодного дохода.
Необычная деятельность общества, приходившего в непосредственные сношения с массой бедных, стала, однако, под влиянием событий 1848 года, возбуждать подозрения — и оно было присоединено к Императорскому человеколюбивому обществу, что значительно стеснило его действия, лишив их свободы от канцелярской переписки, а отчеты общества, составлявшиеся самим Одоевским, — своевременной гласности, поддерживавшей интерес и сочувствие к обществу. Последовавшее затем воспрещение военным участвовать в нем лишило его множества деятельных членов. Несмотря на усилия Одоевского спасти свое любимое детище от гибели, Общество должно было в 1855 г. прекратить свои действия, обеспечив, по возможности, своих пенсионеров и воспитанников. Новый почетный попечитель, великий князь Константин Николаевич , желая почтить «самоотверженную деятельность князя Одоевского», вступил в переписку об исходатайствовании ему видной награды, но вовремя узнавший о том Одоевский отклонил ее письмом, исполненным достоинства.
«Я не могу, — писал он, — избавить себя от мысли, что, при особой мне награде, в моем лице будет соблазнительный пример человека, который принялся за под видом бескорыстия и сродного всякому христианину милосердия, а потом, тем или иным путем, все-таки достиг награды... Быть таким примером противно тем правилам, которых я держался в течение всей моей жизни; дозвольте мне, вступив на шестой десяток, не изменять им...». Отдал Одоевский долю участия и городским делам, исполняя обязанности гласного общей Думы в Санкт-Петербурге и живо интересуясь ходом городского хозяйства. Когда Дума, снабжая домовладельцев обывательскими грамотами, получила такую обратно от одного из них с надменным заявлением, что, происходя из старинного московского дворянского рода и «не причисляя себя к среднему роду людей», он не считает возможным принять присланный Думой документ, Одоевский — прямой потомок первого варяжского князя — немедленно обратился в Думу с письменной просьбой о выдаче ему обывательской грамоты.
Последние годы его в Москве протекли среди внимательных и усидчивых занятий новым для него судебным делом. За три года до смерти он снова взялся за перо, чтобы в горячих строках статьи: «Недовольно!», полных непоколебимой веры в науку и нравственное развитие человечества и широкого взгляда на задачи поэзии ответить на проникнутое скорбным унынием «Довольно» Тургенева . — Сочинения Одоевского вышли в 1844 г. в 3 томах. — См. А.П. Пятковский «Князь В.Ф. Одоевский» (СПб., 1870; 3-е изд., 1901), «В память о князе В.Ф. Одоевском» (М., 1869); Н.Ф. Сумцов «Князь В.Ф. Одоевский» (Харьков, 1884); «Русский Архив» (1869 и 1874); В.В. Стасов «Румянцевский Музей» (1882); «Сочинения» Белинского (том IX); А.М. Скабичевский «Сочинения»; Панаев «Литературные воспоминания» (1862); Некрасова «Сказки Одоевского»; Б. Лезин «Очерки из жизни и переписки В. Одоевского» («Харьковского Университета Известия», 1905 — 1906), А.Ф. Кони «Очерки и воспоминания»; Сакулин «Из истории русского идеализма. Князь Одоевский» (М., 1913). А.Ф. Кони.
Одоевский является одним из выдающихся наших музыкальных деятелей. Ему принадлежит ряд музыкально-критических и музыкально-исторических статей, заметок и брошюр, а также и несколько музыкальных произведений (романсов, фортепианных и органных пьес и т.д.) Занимаясь теорией и историей нашего церковного пения, Одоевский собрал много старинных церковных нотных рукописей. Большой любитель органной музыки вообще и музыки Иоганна Себастьяна Баха в частности, Одоевский соорудил для себя компактный орган чистого (не темперированного строя), названный им в честь Баха «Себастьянон» и впоследствии подаренный им московской консерватории. Им было построено также такое фортепиано «натурального», то есть чистого строя.
Одоевский не был лишен и композиторского дарования: «Татарская песня» из «Бахчисарайского фонтана» Пушкина в «Мнемозине» 1824 г.; «Le clocheteur des Trepasses», баллада, в лирическом альбоме на 1832 г. Ласковского и Норова , «Колыбельная» для фортепиано (напечатана в 1851 г. в «Музыкальном альбоме с карикатурами» Степанова и переиздана затем с незначительными исправлениями М.А. Балакиревым ). Ряд пьес для органа и другие музыкальные рукописи Одоевского находятся в библиотеке московской консерватории. — См. «Музыкальная деятельность князя Одоевского» речь о. Д.В. Разумовского («Труды I Археологического Съезда в Москве», 1871).
20 интересных фактов из жизни Одоевского
Талантливый музыковед, писатель и один из столпов русского романтизма — всё это в равной степени применимо к Владимиру Одоевскому. Потомственный князь, он получил великолепное образование и сделал неоценимый вклад в развитие культуры своей эпохи. Его литературные труды до сих пор крайне высоко оцениваются самыми разными литературными критиками.
Интересные факты из жизни Одоевского
- Отцом Одоевского был князь и руководитель отделения Госбанка в Москве, а матерью – крепостная крестьянка.
- Лишившись родителей в раннем детстве, он стал последним представителем древнего княжеского рода, одной из старших ветвей Рюриковичей. Сам Владимир, впрочем, почти не придавал этому значения.
- Одоевского воспитывал его дальний родственник, генерал Закревский. Мальчик жил в Малом Козловском переулке, почти все постройки в котором принадлежали его отцу.
- После окончания пансиона будущий писатель работал в МВД, где отвечал за вопросы цензуры.
- Когда Одоевскому было 20 лет, он с друзьями основал «Кружок любомудрия», члены которого читали немецких философов, обсуждали прочитанные книги и зачитывали собственные сочинения на возвышенные темы.
- Одоевский издавал литературный альманах, где печатались Пушкин, Баратынский и Грибоедов.
- Во время работы в императорской канцелярии он стал составителем нового цензурного устава, вступившего в силу в конце 1820-х годов.
- В середине 19 века Одоевского назначили главой музея, где разместилась коллекция книг, монет и документов госканцлера Румянцева. Перебравшись вместе с экспозицией в Москву, он одновременно руководил местными департаментами сената.
- За увлечение оккультизмом и мистикой он удостоился звания «русского Фауста».
- Этот писатель был одним из родоначальников жанра философской повести в России.
- Одоевский был не только чиновником и писателем, но и любителем музыки. Его считают первым в России автором критических статей о музыке и композиторах, а также являлся автором научных трудов, по которым можно узнать всё о развитии российской музыки за 4 десятка лет.
- В особняке Одоевского был установлен небольшой орган, который он назвал «Себастионом» в честь Баха. Громкость инструмента оригинальной конструкции зависела от положения особых переключателей.
- В Москве хранится уникальный клавицин, созданный по теоретическим выкладкам литератора. Внешне он напоминает пианино, у которого удвоено количество черных клавиш. Одоевский считал, что такой инструмент больше подходил для исполнения народной музыки.
- Двоюродный брат Одоевского Александр был литератором и декабристом.
- В середине 19 века он участвовал в основании РГО.
- Литератор предлагал ставить знаки вопроса и восклицания с обеих сторон предложения. Это заимствование из испанского, по его мнению, облегчило бы задачу чтецов.
- Одоевский иногда подписывался странным набором заглавных букв — К.В.О. и Ь.Ъ.Й. Это первые и последние буквы его титула и имени.
- В своем незаконченном романе-утопии литератор фактически предсказал изобретение Сети.
- Он также выпускал несколько журналов для крестьян, в которых простым языком рассказывалось о последних достижениях наук, медицины и литературы.
- Одоевский вместе с друзьями праздновал Новый год 19 февраля, так как считал день отмены крепостного права началом новой эры.
litfest.ru
Знаменитые морские сражения