Биография писатель одоевский


Владимир Одоевский

Владимир Одоевский – литератор, музыковед и общественный деятель. Выходец из знатного рода, он входил в число самых образованных людей в России дореформенной эпохи. Князь был последним представителем семейной линии Рюриковичей. Его предок Михаил Одоевский причислен к лику святых после мучительной смерти в Орде, принятой в 1246 году. Биографы часто спорят об ударении в фамилии писателя. Принято считать, что оно приходится на второй слог.

Детство и юность

Владимир Федорович Одоевский родился в Москве 30 июля (11 августа) 1803 года. Его отец был военнослужащим, а затем принял статскую должность директора московского отделения Государственного ассигнационного банка. Мать будущего писателя была из простолюдинов. Несмотря на благородное происхождение, семья Одоевских не отличалась достатком.

Владимир Одоевский в молодости

Когда мальчику было 5 лет, отец скончался. Мать повторно вышла замуж, а ребенка отдали на воспитание родственникам по отцовской линии. Дядя взял мальчика на попечение. В детстве Владимир дружил с двоюродным братом, будущим декабристом Александром Одоевским.

В 1816 году юноша стал учеником Московского университетского благородного пансиона. Здесь он особенно интересовался философией. Любимым автором Одоевского был Фридрих Шеллинг. Молодой человек стал завсегдатаем литературных кружков и посещал собрания Общества любителей российской словесности. Владимир завершил обучение с золотой медалью.

Владимир Одоевский и Александр Одоевский

После выпуска Одоевский погрузился в изучение философии и литературы, знакомство с анатомией, химией, физикой и точными науками. В 1823 году с компанией одноклассников молодой человек организовал философское общество. Создатели видели своей целью создание оригинальной российской философии, которая станет фундаментом для новой литературы. Члены общества звали себя «любомудрами» и пропагандировали философию как науку, являющуюся ключом к познанию бытия.

Книги

Первые произведения Одоевского были изданы еще в годы учебы в пансионе. «Дни досад» и «Разговор о том, как опасно быть тщеславным» опубликовали в журнале «Вестник Европы». Поддерживая дружбу с некоторыми декабристами, писатель участвовал в издании альманаха «Мнемозина». После восстания декабристов журнал закрыли, и, исключая любые риски, Одоевский уничтожил протоколы собраний редколлегии.

Портрет Владимира Одоевского

Женившись в 1826 году, автор переехал в Санкт-Петербург и принял пост в Цензурном комитете Министерства внутренних дел. Одоевский участвовал в создании либерального цензурного устава и входил в число составителей законов, связанных с авторским правом. Биография писателя была тесно связана с культурной деятельностью страны. Занимаясь творчеством, он взаимодействовал с редакторами «Литературной газеты» и изданием «Северные цветы». Рассказы Одоевского публиковались в журнале «Современник».

Открыв собственный литературный салон, писатель принимал в гостях мэтров литературы. В его доме бывали Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Николай Гоголь, Федор Достоевский и другие.

Книги Владимира Одоевского

В 1833 году были опубликованы «Пестрые сказки». Они привели в восторг Гоголя и вызвали положительный отклик у читателей. Спустя год отдельной книгой выпустили «Городок в табакерке». Произведения Одоевского для детей сравнивали со сказками Ганса Христиана Андерсена.

Классикой считаются вышедшие из-под пера автора в 1838 году «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», изданные в сборнике. В него вошла и сказка «Мороз Иванович». Творчество литератора в этот период было окутано мистицизмом. Интересный факт: неизданный им роман «4338 год: Петербургские письма» содержал отсылки к будущему. Автору удалось предсказать блага цивилизации, ставшие доступными в 20 веке: принтеры, мобильные телефоны и другие гаджеты.

Иллюстрация к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»

Одоевский опубликовал повести «Косморама», «Саламандра», «Сильфида», «Княжна Мими», философский роман «Русские ночи». Вдохновленный музыкальными сюжетами, он написал: «Себастиан Бах» и «Последний квартет Бетховена». Писатель ратовал за просвещение, поэтому вошел в число издателей сборника «Сельское чтение», в котором публиковались общеобразовательные статьи.

С 1846 по 1861 годы Владимир Одоевский служил помощником директора Императорской публичной библиотеки. Он также заведовал Румянцевским музеем, выступая хранителем культурного наследия, которое позднее вошло в библиотечный фонд. В этот период Одоевский был придворным вельможей. Его карьера заключалась в повышении с должности камергера до статского советника и сенатора. В 1860-е увлечение литературой сменилось большой занятостью в сфере благотворительности, и литератор почти не писал.

Музыка

Владимир Одоевский с детства увлекался музыкой. Особенный интерес для него представляла теоретическая часть. Исследователя интересовала классика и народная традиция. Он записывал народные напевы и составлял собственные теории.

В 1840-е годы литератор занялся изысканиями в области церковного музыкального направления. Он узнавал традиции, уточнял возможности инструментов. Библиографию автора пополнили книги «Об исконной великорусской песне», «Русская и так называемая общая музыка», «Музыка с точки зрения акустики». Одоевский стоял у истоков музыковедения в России.

Энгармонический клавицин Владимира Одоевского

Вельможа заказал изготовление придуманного им инструмента – энгармонического клавицина. Он стоил 300 серебряных и представлял собой молотковое фортепиано с разделенными надвое клавишами. Инструмент сегодня выставлен в музее им. Глинки в Москве.

Одоевский был уверен в том, что музыка основывается на математических законах. Его мнением интересовались знаковые композиторы и музыканты того времени. Салон Одоевского посещали Милий Балакирев, Михаил Глинка, Антон Рубинштейн.

Общественная деятельность

Большую честь Одоевскому делали занятие благотворительностью и участие в общественной жизни страны. Писатель был противником крепостного права. Отстаиваемая точка зрения даже настроила против писателя некоторых дворян. Вельможа поддерживал тюремную реформу и выступал за введение принятой в Великобритании системы суда с участием присяжных.

Владимир Одоевский

Заслугой Одоевского стало участие в жизни сирот. Писатель спонсировал организацию и благоустройство детских приютов. Ему принадлежат решение об основании Максимилиановской больницы, а позднее и учреждение Елизаветинской больницы. Благодетель поддерживал малоимущих и всех, кто нуждался в помощи. В 1846 году он участвовал в создании Общества посещения бедных в Петербурге.

Вернувшись из Петербурга в Москву в 1862 году вслед за Румянцевским музеем, Одоевский продолжил деятельность в родном городе. Писатель помогал в основании консерватории и создании Русского музыкального общества. Его приглашали на собрания Московского артистического кружка и заседания Общества любителей российской словесности. Дворянин выступал в роли лектора и всегда был занятным собеседником.

Личная жизнь

В 1826 году Владимир Одоевский женился на Ольге Ланской. Их брак помогла устроить тетушка Одоевского. Будучи фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны, Ольга убедила окружающих в привязанности к возлюбленному. Одоевский, брат декабриста, был не лучшей партией, да и в семье невесты его невзлюбили.

Жена сумела одарить супруга той нежной и материнской любовью, которой писателю не хватало в детстве. По свидетельству сохранившегося портрета кисти художника Соколова, Ланская была хороша собой, но типичная светская дама не сходилась с Одоевским темпераментом.

Владимир Одоевский и его жена Ольга Ланская

Со временем забота и тщеславие избранницы стали обузой для литератора. Тем не менее, супруга помогала держать литературный салон. Вскоре он разделился на две части: светский, которым управляла жена, и литературно-музыкальный, созданный мужем.

Владимир и Ольга горевали по причине того, что не смогли стать родителями. Его личная жизнь была непростой. После себя Одоевский не оставил детей, хотя очень любил малышей и мечтал о них.

Смерть

Владимир Федорович Одоевский скончался в 1869 году. Ему было 64 года. Причины смерти оказались вполне естественными. К тому моменту у него не было большого состояния, поэтому оставить в наследство супруге было нечего.

Могила Владимира Одоевского

Смерть писателя положила конец знаменитому роду дворян. Могила литератора и музыковеда находится на Донском кладбище.

Цитаты

«Общество образует чиновников, воинов, правоведов, ремесленников, но для поэта нет воспитания… Вместо звания действователя он носит звание воспринимателя».«Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают».«Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть».«Поэзия есть предвестник того состояния человечества, когда оно перестанет достигать и начнет пользоваться достигнутым».

Библиография

  • 1833 – «Реторта»
  • 1833 – «Игоша»
  • 1834 – «Княжна Мими»
  • 1837 – «Сильфида»
  • 1839 – «Княжна Зизи»
  • 1840 – «Косморама»
  • 1840 – «4338-й год: Петербургские письма»
  • 1841 – «Сказки дедушки Иринея»
  • 1844 – «Саламандра»
  • 1844 – «Русские ночи»
  • 1849 – «Рассказы о Боге, человеке и природе»
  • 1855 – «Два дерева»
  • 1868 – «Ворожеи и гадальщики»
Page 2
эссеист, поэт, философ Ральф Уолдо Эмерсон писатель, блогер, сценарист, психолог, сантехник Слава Сэ писатель-фантаст Дин Кунц писательница Вероника Рот писатель Халед Хоссейни писательница Джордж Элиот писатель Орхан Памук писательница, переводчица Яна Вагнер писатель Андрей Валентинов психолог, писатель Роберт Чалдини писатель, журналист, сценарист Александр Житинский мистик, целитель, писатель Эдгар Кейси писатель, блогер Фредрик Бакман писатель, правозащитник, политик, диссидент Владимир Буковский поэт, переводчик Чуя Накахара писатель Павел Паршиков писательница, сценарист Камилла Лэкберг писатель Франк Тилье писатель, литературовед Евгений Водолазкин писатель, бард Михаил Елизаров

24smi.org

Краткая биография Одоевского самое главное

Владимир Одоевский происходил из древнего и знатного рода. С одной стороны, он был в родстве и с русскими царями, и с самим Львом Толстым, а с другой, мать его – крепостная крестьянка. Особого значения титулам Одоевский никогда не придавал. Владимир всегда участвовал в общественных кружках, занимался музыкой и литературой.

Жизнь Одоевского условно делится на три периода.

Первый. Московский.

Сирота Владимир воспитывался у дяди. Позже его отдают на обучение в пансион. Огромное значение придавал Владимир влиянию брата.

Первый общественный кружок, где участвовал Одоевский, закрыли по «вине» декабристов. В то время Владимир начинал писать роман, но не завершил это произведение. Зато он много редактирует, в том числе журналы. В тот период Одоевский увлекся мистикой, оккультизмом.

Питерский.

Перебравшись в северную столицу, Одоевский женился. Вместе с женой они открыли популярный литературный салон, где много уделялось внимания и музыке, и даже кулинарии. Увлечение оккультизмом перерастает в интерес к алхимии и магии. Однако дружит Одоевский и со священниками, помогает им.

Он пишет публицистические статьи, издаёт сборник эссе. Также создаёт роман-утопию о 4338 году (одноименный), где предрекает появление Интернет сетей.

Последний. Московский.

Разочарованный в мистицизме, Одоевский поверил в просвещение. Заняв сенаторскую должность и пост директора музея (Румянцевского), ратовал за отмену крепостничества и смягчение цензуры. С другой стороны, призывал запретить ввоз в Россию «вредных» книг.

В последние годы Одоевский много помогал бедным. Даже не оставил наследства жене (детей у них не было). Владимир Фёдорович запомнился современникам как разносторонний человек. Его интересы иногда противоречили сами себе. И в этом противоречии развивались.

Биография Одоевского для детей 3, 4 класса

В.Ф.Одоевский родился в августе 1803 года в Москве, в семье князя Одоевского и являлся последним представителем рода Рюриковичей. Владимир Федорович считается одним из известных писателей-мыслителей, философом и публицистом. Вообще Одоевский был великим человеком, во время своей жизни он не только писал книги, но и занимался меценатством, был изобретателем музыкальных инструментов, работал с бедными, помогал строить детские дома, больницы.

 Свое образование Владимир Одоевский получил в Московском институтском благородном пансионе. Уже во время учебы он занялся вплотную литературой. Первыми его работами были переводы с немецкого языка писем известных философов.

 По окончанию учебного заведения Одоевский начал работать в Московском  архиве Коллегии иностранных дел, одновременно он стал посещать собрание №Общество любомудрия», где познакомился с такими известными людьми, как Грибоедов, Киреевский, Кюхельбекер.

В  1824-1825 годах совместно с друзьями выпустил альманах «Мнемозина», в который вошли не только работы Одоевского, но и Пушкина, Грибоедова. В те же года Одоевский начал писать роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретина», но к сожалению так этот роман и не был закончен.

В 1826 году Владимир Федорович Одоевский переезжает в Санкт-Петербург и устраивается на службу помощником директора  Петербургской императорской канцелярии, а впоследствии становится директором «Румянцевской библиотеки».  Во времена жизни в Петербурге Одоевский увлекся алхимией и кулинарией, что сказалось на его творчестве. В это время из-под его пера выходят сказки для детей, утопический роман «4338год», где предсказал появление таких современных технологий как интернет, мобильные телефоны.

 В 1840 году Владимир Федорович кардинально меняет свои взгляды на европейскую философию и начинает продвигать в массы знание русской словесности. В это же время он ближе познает законы русской церкви, становится близким другом  священника и исследователя церковной музыки  Д.В. Разумовского.

В 1861 году Одоевский вернулся в Москву и продолжил свою работу по укоренению русских обычаев в высшем обществе, он был против французского языка в общении, и ввозу иностранных философских книг в Россию.

 До конца своей жизни Владимир Федорович Одоевский занимался самосовершенствованием.  Его интересы охватывали различные стороны жизни.

Умер Одоевский в Москве 11 марта 1869 года и похоронен на Донском кладбище.

Биография Одоевского 3 класс, 4 класс для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

  • Антонио Вивальди

    Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции, Италия. Итальянский композитор и скрипач, оставивший решающий знак в форме концерта и стиле поздней барочной инструментальной музыки.

  • Глинка Михаил Иванович

    Михаил Иванович является выдающимся и очень известным русским композитором. Его авторство стоит на множестве произведений, которые известны всему миру.

  • Всеволод Большое Гнездо

    В 1154 г в семье у князя Юрия Долгорукого от второго брака появился на свет младший сын Всеволод. Впоследствии кончины папы, возглавлять Владимиро-Суздальскую державу стал старший сын Андрей Юрьевич.

  • Джеймс Кук

    Джеймс Кук – выдающийся английский мореплаватель и первооткрыватель, совершивший 3 кругосветных путешествия.

  • Иван III Васильевич

    Иван III - был великим Московским князем, объединившим вокруг Москвы значительное количество земель. Мудрый политический деятель управлял государством 43 года

chitatelskij-dnevnik.ru

Одоевский Владимир Федорович

Одоевский Владимир Федорович (1804-1869). Князь, вельможа, искусствовед, меценат и писатель. Дети зачитывались сказками его дедушки Иринея, а взрослые знали Владимира Федоровича, как «русского Фауста».

Последний из старинного рода Одоевских родился в Москве, воспитывался дядей, так как родители мальчика умерли. После обучения в пансионе поступает на службу. В его квартире собираются литераторы и философы «Общества любомудрия». Одоевский участвует в издании альманаха «Мнемозина» (1824-1825).

Владимир Одоевский был знаком со многими декабристами, но в антигосударственном перевороте участия не принимал. Он получает должность в комитете цензуры. Имея возможность быстрого роста по служебной лестнице, князь предпочитает не высокие посты, а интересную работу. К своему титулу он относится равнодушно (его мать была крепостной). Зато в доме Одоевских собирается интересное общество.

Владимир Федорович увлекается алхимией, магнетизмом, отдает дань мистическим учениям и масонству. Он пишет повести (Косморама), сказки (Городок в табакерке, Игоша, Пестрые сказки), публицистические статьи. Итог своим увлечениям Одоевский подвел в сборнике «Русские ночи», а фантастический роман «4338-й год», в котором писатель предугадал мобильную связь, интернет и отдельные черты геополитики будущего, остался незаконченным.

Отойдя от мистицизма Владимир Одоевский начал пропагандировать научные знания. Он становится директором музея и сенатором. Князь участвует в благотворительных мероприятиях, пишет научные работы о музыке. Он ведет просветительскую работу среди крестьян, выпуская дешевые, написанные простым языком брошюры по естествознанию.

Отмену крепостного права князь Одоевский считал началом новой эры и праздновал этот день, как Новый год.

После смерти Владимир Федорович был похоронен в Донском монастыре, а его архив положил начало развития музея Московской консерватории.

frigato.ru

Владимир Одоевский – биография писателя, портрет, жена и дети, жизненный путь, причина смерти

Ударение в фамилии Одоевский ставится на вторую букву О.

Вскоре Одоевский создал так называемое «Общество любомудрия» — литературно-философский кружок, куда входили Дмитрий Веневитинов, Иван Киреевский. Члены кружка изучали немецкую идеалистическую философию, читали и обсуждали произведения Шеллинга, Бенедикта Спинозы, Канта. «Общество любомудрия» издавало собственный альманах «Мнемозина», где члены кружка размещали свои произведения, а также критические статьи и публицистику.

В этот период Одоевский написал роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино» о двух писателях эпохи Возрождения.

С таким же пылом Одоевский увлекался мистикой, магией, алхимией и масонскими учениями. Эти увлечения сильно повлияли на сборник страшных рассказов «Русские ночи», который считают первым образцом русского хоррора. Рассказы поражают безумием и мрачностью, особенно «Игоша» и «Косморама». Писал он и детские сказки, самой известной из которых остается повесть «Городок в табакерке».

Вместе с женой занимался благотворительностью, основал в Петербурге больницы для бедных. Ратовал за отмену крепостничества, поддерживал тюремную реформу, выступал за британскую систему суда с участием присяжных. Спонсировал организацию и благоустройство детских приютов.

К сожалению, они так и не смогли завести детей, и род Одоевских прервался со смертью Владимира.

uznayvse.ru

Биография А.И. Одоевского

Александр Иванович Одоевский родился 26 ноября 1802 г. в богатой княжеской семье. Он получил хорошее домашнее образование. К декабрю 1825 г. Одоевский – корнет лейб-гвардии конного полка. За год до этого он был принят в Северное тайное общество. В его петербургской квартире собираются члены тайного общества, обсуждаются ближайшие планы. В ноябре 1825 г. Одоевский получает отпуск и уезжает во Владимирскую губернию, чтобы навестить отца. Кто знает, как сложилась бы его дальнейшая судьба Одоевского, если бы в Москве он не встретился с И. Пущиным. Оба спешно возвращаются в северную столицу, чтобы принять участие в восстании. Затем арест, несколько месяцев в Алексеевском равелине, следствие, приговор. Одоевский был осужден по IV разряду (12 лет каторги). В феврале 1827 г. его отправляют в Сибирь. Сначала в Читинский Острог, через три года в Петровский Завод. С декабря 1832 г. он на поселении. А еще через 5 лет он вместе со своими товарищами (Лорерси, Нарышкиным, Розеном) переведен рядовым в Кавказский корпус («Этим господам путь в Россию лежит через Кавказ», – писал Николай I). 15 августа 1839 г. Одоевский умирает от тяжелой болезни.

***

Из всего творческого наследия А.И. Одоевского до нас дошло чуть более трех тысяч строчек. Блестящий импровизатор, он не любил переписывать свои стихи («Я почти никогда не кладу стихов своих на бумагу», – писал он отцу 22 ноября 1833 г.). Стихи Одоевского сохранились благодаря прекрасной памяти его друзей, «соузников» по острогу и ссылке. Автографов Одоевского почти не сохранилось, все дошедшие до нас переписаны его товарищами. Поэтому и датировка некоторых стихотворений Одоевского весьма условна.

При жизни А. Одоевского несколько его стихотворений (без указания имени автора) были опубликованы в изданиях Пушкина и Дельвига «Литературная газета» и «Северные цветы». В 1841 г. три стихотворения (за подписью А-ий) появляются в «Отечественных записках». В 1853 г. в некрасовском «Современнике» – «Как носятся тучи за ветром осенним...» И только в 1857 г. в «Русской беседе» впервые указано полное имя автора при публикации стихотворения «Куда несетесь вы, крылатые станицы?»

В 1883 г. декабрист А.Е. Розен издает Полное собрание стихотворений А.И. Одоевского.

А.И. Одоевский – поэт декабристской каторги. О его творчестве до восстания известно очень мало. В свободные от военной службы часы он, по его собственному признанию, много читает и сочиняет («Мечтаю иногда, что я поэт...»). 19 марта 1824 г. А. Одоевский пишет двоюродному брату Вл. Ф. Одоевскому (издателю «Мнемозины»), что у него готовы «десяток од, столько же посланий, пять или шесть элегий и начало двух поэм...» Ничего из приведенного списка не сохранилось. Это в какой-то мере можно объяснить и чрезмерной требовательностью поэта к своему творчеству и излишней, завышенной строгостью.

А ведь 1824–1825 гг. – особый период в личной жизни Одоевского. Круг его общественных и творческих интересов широк. В это время окрепла его дружба с А.С. Грибоедовым, с В.К. Кюхельбекером, он общается с людьми, близкими ему по духу, – К.Ф. Рылеевым и А.А. Бестужевым-Марлинским (издателями «Полярной звезды») – их сближают литературные интересы и в определенной степени политические воззрения.

На Сенатской площади А. Одоевский был уверен, что погибнет за свободную Россию, за благо Отечества. До нас дошли его слова: «Умрем, ах как славно мы умрем!» – это был не просто своеобразный порыв. «Весело ляжем живые // За святую Русь!» – рефрен из одного его сибирского стихотворения.

Но тюрьма, где он провел несколько месяцев, вынужденное одиночество, страшное однообразие будней, постоянный вопрос «Что будет?» с ним, некогда блестящим гвардейским офицером, – едва не сломили Одоевского. Однако даже в этом «гробу», куда его «зарыли» (собственные слова поэта), он умудряется писать стихи: может быть, это и спасло его от ужасной участи – безумия.

► Читайте также другие статьи о жизни и творчестве А.И. Одоевского:

► Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Page 2

Авторы: Чубукова Е.В, Мокина Н.В.

Книга содержит очерки о жизни и творчестве ведущих русских поэтов XIX века: В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, К.Ф. Рылеева, П.А. Вяземского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова и др. В контексте творческой биографии поэтов проводится авторский литературный анализ их произведений.

Книга адресована учащимся старших классов школ, лицеев и гимназий, абитуриентам, студентам-филологам и всем, кто увлечен русской поэзией.

Page 3

В эти же годы Дельвиг работает над возрождением жанра, почти исчезнувшего из русской поэзии, – идиллии. Подражания древним, произведения в античном духе были любимы им еще в Лицее. Преподаватель словесности Н.Ф. Кошанский поощрял своих питомцев писать стихи. Интерес Дельвига к античности в Лицее также развивался под непосредственным влиянием Кошанского, переводчика древних поэтов, автора нескольких изданий классических писателей, главного проповедника античности в среде лицеистов. Несомненно, лицейским преподаванием, в определенной степени, можно объяснять интерес юного поэта к античной мифологии и его увлечение античными поэтами. В своих идиллиях 1820-х гг. Дельвиг стремится к воссозданию мира античности, «золотого века», где царили гармония, счастье, где человек был совершенен. Дельвиг воспевает естественные человеческие чувства, не идеализируя скудное и скромное существование. Любой человек, по убеждению поэта, достоин благ и наслаждений. Земная жизнь многогранна и прекрасна. Наслаждайтесь ею, – как бы призывает поэт. И эти мысли – новые в традиционном жанре.

Идиллии Дельвига – это не стилизация ради стилизации. «Какую силу воображения должно иметь, дабы так совершенно перенестись из XIX столетия в золотой век, и какое необыкновенное чутье изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы. Эту роскошь, эту негу, эту прелесть», – писал Пушкин о Дельвиге.

Тематика идиллий Дельвига – это сфера простых человеческих чувств – взаимное уважение, дружба, любовь. Не случайно в идиллиях «Цефиз» и «Дамон» встретится одна и та же строчка: «Здесь проходчиво все – одна непроходчива дружба». Дружба – это то чувство, которое помогает человеку вынести все беды:

Много опытов прежних Боги на нас насылали.

Мы дружбою все усладили.

Герой идиллий Дельвига – старец, познавший земные радости и не страшащийся смерти, вызывает у молодежи желание ему подражать:

(...) О боги, –

Молились, – пошлите вы нам добродетель и мудрость!

Пусть весело встретим мы старость, подобно Дамону!

Пусть также без грусти, но с тихой улыбкой скажем:

«Бывало, любили меня, а нынче не любят!»

Вероломство и предательство в дружбе и измена любимой девушке приводят к концу золотого века – эта мысль прозвучала в идиллии «Конец золотого века» (1828): «...Точно, мы счастливы были, и боги любили счастливых: / Я еще помню оное, светлое время! Но счастье / (После узнали мы) гость на земле, а не житель обычный... / Ах, путешественник, горько ты плачешь! Беги же! / В землях иных ищи ты веселья и счастья! Ужели / В мире их нет, и от нас от последних их позвали боги!»

Еще в Лицее у Дельвига возникла идея создать русскую идиллию о герое-солдате, участнике Отечественной войны 1812 года. Замысел был осуществлен в 1829 году, когда была написана идиллия «Отставной солдат». Дельвиг отказывается от привычного гекзаметра, прибегает к пятистопному ямбу, употребляет разговорную речь («уши вянут», «свое житье-бытье», «свежо нам стало», «убрались все, как святочные хари», «варили щи», «тележка скачет») – подобные выражения невозможно встретить в идиллиях современников Дельвига – Николая Ивановича Гнедича и Владимира Ивановича Панаева.

В своих идиллиях Дельвиг не смешивает греческие и русские мотивы. Его герои носят греческие имена (Филинт, Хлоя, Микон), живут в идиллическом мире вместе с греческими божествами (Аполлоном, Палладой, Гефестом) и привычными героями греческой мифологии (Дафной, Фавном).

► Читайте также другие статьи о жизни и творчестве А.А. Дельвига:

► Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

licey.net

Владимир Фёдорович Одоевский — аристократ и философ

Князь Одоевский Владимир Федорович — русский писатель и мыслитель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания. В 1823—1825 годах председатель юношеского общества любомудров. Издатель ряда журналов и альманахов. С 1846 года — директор Румянцевского музея.

Краткая биография – Одоевский В. Ф.

Вариант 1

В 1804 году родился Владимир Федорович. Его дворянская семья была уникальной. С одной стороны имели родственные связи с семьей Рюриковичей, с другой стороны с Львом Толстым. Живя в Москве, он учился в пансионате для дворянских детей. Далее, благодаря своему усердию в учебе, в 1823 году его берут на службу в Москве в архив Коллегии иностранных дел. В его доме собирался литературно — философский кружок. Общение со многими творческими людьми, благотворно влияет на Владимира Федоровича. Он пишет и выпускает свои первые литературные труды.

В 1826 году переезжает в Санкт — Петербург, и поступает на службу в Цензурный комитет Министерства внутренних дел. Его дом по-прежнему открыт для деятелей культуры. Федор Владимирович любил угощать своих друзей своеобразными блюдами. Собственные рецепты он публиковал в газете.

Кроме своего увлечения химией и кулинарией, Одоевский интересовался мистикой. На этот период приходиться написание многих повестей, сказок. Стоить отметить его незаконченный роман «4338 год» пророчит появления, что — то похожего на нынешний интернет и блоги.

В 1840годы возвращается в Москву. Там он продвигает идеи об ликвидации крепостного права, введению судебных присяжных.

Среди увлечений Владимира Федоровича была музыка. Одоевский собирал и реставрировал многие церковные произведения. Многие его личные музыкальные произведения так и не получили признания. Заинтересовавшись стенографией, он стал писать пособие по изучении русской скорописи. Также стоить отметить, что пользуясь своей властью, он организовал больницы по оказанию помощи бедным людям.

В 1869 году Владимир Федорович умер. После его смерти чаще всего издавалась сказка «Городок в табакерке», а в советское время по мотивам это той сказке был снят мультфильм.

Вариант 2

В.Ф. Одоевский родился в августе 1803 года в Москве, в семье князя Одоевского и являлся последним представителем рода Рюриковичей. Владимир Федорович считается одним из известных писателей-мыслителей, философом и публицистом. Вообще Одоевский был великим человеком, во время своей жизни он не только писал книги, но и занимался меценатством, был изобретателем музыкальных инструментов, работал с бедными, помогал строить детские дома, больницы.

Свое образование Одоевский Владимир Федорович получил в Московском институтском благородном пансионе. Уже во время учебы он занялся вплотную литературой. Первыми его работами были переводы с немецкого языка писем известных философов.

По окончанию учебного заведения Одоевский начал работать в Московском архиве Коллегии иностранных дел, одновременно он стал посещать собрание №Общество любомудрия», где познакомился с такими известными людьми, как Грибоедов, Киреевский, Кюхельбекер.

В 1824—1825 годах совместно с друзьями выпустил альманах «Мнемозина», в который вошли не только работы Одоевского, но и Пушкина, Грибоедова. В те же года Одоевский Владимир Федорович начал писать роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретина», но к сожалению, так этот роман и не был закончен.

В 1826 году Одоевский Владимир Федорович переезжает в Санкт-Петербург и устраивается на службу помощником директора Петербургской императорской канцелярии, а впоследствии становится директором «Румянцевской библиотеки».  Во времена жизни в Петербурге Одоевский Владимир Федорович увлекся алхимией и кулинарией, что сказалось на его творчестве. В это время из-под его пера выходят сказки для детей, утопический роман «4338год», где предсказал появление таких современных технологий как интернет, мобильные телефоны.

В 1840 году Владимир Федорович кардинально меняет свои взгляды на европейскую философию и начинает продвигать в массы знание русской словесности. В это же время он ближе познает законы русской церкви, становится близким другом  священника и исследователя церковной музыки  Д.В. Разумовского.

В 1861 году Одоевский Владимир Федорович вернулся в Москву и продолжил свою работу по укоренению русских обычаев в высшем обществе, он был против французского языка в общении, и ввозу иностранных философских книг в Россию.

До конца своей жизни Одоевский Владимир Федорович занимался самосовершенствованием.  Его интересы охватывали различные стороны жизни.

Умер Одоевский Владимир Федорович в Москве 11 марта 1869 года и похоронен на Донском кладбище.

Вариант 3

Писатель, филолог, музыковед и педагог Одоевский Владимир Федорович был рождён 1-ого (первого) августа 1803-его года в Москве. С 1816-ого по 1822-ой года, будущий писатель и знаменитый филолог учился в Московском университетском благородном пансионе. В то же самое время Одоевский Владимир Федорович начинает сотрудничать с журналом «Каллиопа» (в 1820-ом году). Кроме того, писатель принимал участие в деятельности «Вольного общества российской словесности», а с 1823-его по1825-ый года он возглавлял самый первый философский кружок в России – «Общество любомудрия».

Центральным произведением Владимира Фёдоровича стали «Русские ночи», которые принято считать основным литературным памятником русского любомудрия. В 1826-ом году Одоевский Владимир Федорович переезжает в Петербург, и поступает на службу в Комитет иностранной цензуры. Здесь публикуется его статья «О вражде к просвещению». В 1844-ом году выходит его полное собрание сочинений в трех томах. С 1846-ого года Одоевский Владимир Федорович служил помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. 27-ого февраля 1869-ого года Владимир Фёдорович Одоевский скончался в Москве.

Полная биография — Одоевский В. Ф.

Одоевский, Владимир Феодорович, князь — русский писатель и общественный деятель. Родился в Москве, 30 июля 1803 г. Окончив курс в благородном пансионе при Московском университете, сотрудничал в «Вестнике Европы»; сблизившись с Грибоедовым и Кюхельбекером, издавал в 1824 — 1825 годах альманах «Мнемозина»; позднее служил в ведомстве иностранных исповеданий и редактировал «Журнал Министерства Внутренних дел». В 1846 г. был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. С переводом в 1861 г. музея в Москву, назначен сенатором московских департаментов Сената и состоял первоприсутствующим 8-го департамента. Скончался 27 февраля 1869 г. и погребен на кладбище Донского монастыря.

Человек самого разностороннего и глубокого образования, вдумчивый и восприимчивый мыслитель, талантливый и оригинальный писатель, Одоевский чутко отзывался на все явления современной ему научной и общественной жизни. Искание во всем и прежде всего правды («Ложь в искусстве, ложь в науке и ложь в жизни, — писал он в свои преклонные годы, — были всегда и моими врагами, и моими мучителями: всюду я преследовал их, и всюду они меня преследовали»), уважение к человеческому достоинству и душевной свободе, проповедь снисхождения и деятельной любви к людям, восторженная преданность науке, стремление всесторонне вникнуть в организм духовной и физической природы отдельного человека и целого общества — характерные черты его произведений и его образа действий.

Они проявляются уже в полемике с Булгариным , в письмах к «Лужницкому старцу», в «Стариках», где в прозрачной и ядовитой аллегории выставляются жалкие и отрицательные стороны служебной и общественной жизни — и красной нитью проходят через все им написанное. Одоевский — не только занимательный повествователь или, по его собственному выражению сказочник, но и научный мыслитель, популяризатор нравственно-философских, экономических и естественно-исторических учений. Зорко следя за открытиями в науке и за новыми теориями, он в той или другой форме знакомит с ними своих читателей. Его язык — живой и образный, иногда слишком богатый сравнениями и метафорами — в передаче сложных и отвлеченных понятий очень определителен и ясен. В нем почти постоянно слышится подмеченный Белинским «беспокойный и страстный юмор», а некоторые страницы напоминают блестящие ораторские приемы.

Главное место среди сочинений Одоевского принадлежит «Русским ночам» — философской беседе между несколькими молодыми людьми, в которую вплетены, для иллюстрации высказываемых ими положений, рассказы и повести, отражающие в себе задушевные мысли, надежды, симпатии и антипатии автора. Так, например, рассказы: «Последнее самоубийство» и «Город без имени» представляют, на фантастической подкладке, строго и последовательно до конца доведенный закон Мальтуса о возрастании населения в геометрической прогрессии, а произведений природы — в арифметической, со всеми выводимыми из него заключениями, и теорию Бентама, кладущую в основание всех человеческих действий исключительно начало полезного, как цель и как движущую силу.

Лишенная внутреннего содержания, замкнутая в лицемерную условность светская жизнь нашла живую и яркую оценку в «Насмешке Мертвеца» и в патетических страницах «Бала», где описывается страх смерти, овладевший собравшейся на бале публикой. Жестоко порицаемое стремление к чрезмерной специализации знаний, с утратой сознания общей между ними связи и гармонии, служит сюжетом для «Импровизатора» и ряда других рассказов. В «Русских ночах» особенно выдаются два рассказа, «Бригадир» и «Себастиан Бах»: первый — потому, что в нем автор, за пятьдесят лет до появления «Смерти Ивана Ильича», затрагивает ту же самую — и по основной идее, и по ходу рассказа — тему, которую впоследствии, конечно, с неизмеримо большим талантом, разработал Л.Н. Толстой ; второй — потому, что здесь (а также в «Последнем квартете Бетховена») автор высказал свою восторженную любовь к музыке, «величайшему из искусств».

Серьезному изучению ее истории и теории он посвятил в значительной мере свою жизнь. Еще в 1833 г. он написал «Опыт о музыкальном языке», много занимался затем вопросом о наилучшем устройстве своего любимого инструмента — органа и даже изобрел особый инструмент, названный им энгармоническим клавесином. Отдавшись, после переселения в Москву, изучению древней русской музыки, Одоевский читал о ней лекции на дому, в 1868 г. издал «Музыкальную грамоту, или Основания музыки для не музыкантов» и открыл московскую консерваторию речью «Об изучении русской музыки не только как искусства, но и как науки». Смерть застала Одоевского за усиленными работами об устройстве в Москве съезда археологов (он был одним из учредителей археологического общества, а также Императорского географического общества), во время которого ученики консерватории должны были, под его руководством, исполнять древние русские церковные напевы.

Среди повестей и рассказов, не вошедших в «Русские ночи», выделяются: большая повесть «Саламандра» — полуисторический, полуфантастический сюжет которой навеян на автора изучением истории алхимии и исследованиями Я.К. Грота о финских легендах и поверьях, — и серия полных злой иронии рассказов из светской жизни («Новый год», «Княжна Мими», «Княжна Зизи»). Сатирические сказки («О мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем», «О господине Коваколе» и другие), из которых иные отличаются мрачным колоритом и, ввиду господствовавших тогда в правящих сферах взглядов, большою смелостью, составляют переход от фантастических рассказов, где чувствуется сильное влияние Гофмана, к серии прелестных и остроумных, нравоучительных («Душа женщины», «Игоша», «Необойденный дом») детских сказок, одинаково чуждых как деланной сентиментальности, так и слишком раннего, безжалостного ознакомления детей с ужасами жизни и ее скорбями.

Значительная часть последних сказок была издана отдельной книжкой под названием «Сказок дедушки Иринея». Одной из выдающихся сторон литературной деятельности Одоевского была забота о просвещении народа, в то время крайне редкая и многими рассматривавшаяся как странное чудачество.

Долгие годы состоял Одоевский редактором «Сельского Обозрения», издававшегося Министерством внутренних дел, вместе с другом своим, А.П. Заболоцким-Десятовским , он выпустил в свет книжки «Сельского чтения», под заглавиями: «Что крестьянин Наум твердил детям и по поводу картофеля», «Что такое чертеж земли и на что это пригодно» (история, значение и способы межевания); написал для народного чтения ряд «Грамоток дедушки Иринея» — о газе, железных дорогах, порохе, повальных болезнях, о том, «что вокруг человека и что в нем самом»; наконец, издал «Пестрые сказки Иринея Гамозейки», языком которых восхищался знаток русской речи Даль , находивший, что некоторым из придуманных Одоевским поговорок и пословиц может быть приписано чисто народное происхождение. Одоевский дорожил званием литератора и гордился им.

Друг Пушкина и князя Вяземского , он радушно раскрывал свои двери для всех товарищей по перу, брезгливо относясь лишь к Булгарину и Сенковскому , которые его терпеть не могли, и ставил свои занятия литературой выше всего, что давалось ему его знатным происхождением и общественным положением. «Честная литература, — писал он, — точно брандвахта, аванпостная служба среди общественного коварства». Он всегда стоял на страже против всяких двусмысленных и нечистых литературных приемов, предупреждал писателей о грозивших им опасностях, в тревожные времена горячо заступался за них, где только мог, настойчиво заботился о расширении круга изданий. Его хлопотам обязаны были своим разрешением «Отечественные Записки». Приветствуя облегчение цензурных правил в 1865 г. (о чем он и прежде писал в составленных им обстоятельных записках о цензуре и ее истории у нас),

Одоевский высказывался против взятой из наполеоновской Франции системы предостережений и ратовал за отмену безусловного воспрещения ввоза в Россию враждебных ей книг. До пятидесятых годов по своим взглядам на отношение России к Западу Одоевский приближался во многом к славянофилам, хотя никогда систематически к ним не примыкал; но уже в начале 40-х годов он высоко ставил Петра , а личное знакомство с «гнилым Западом» во время поездок за границу, начиная с 1856 г. (в 1859 г. он был депутатом Императорской публичной библиотеки на юбилее Шиллера в Веймаре), заставило его изменить свой взгляд на смысл европейской цивилизации. Это выразилось с особой силой в его записках и бумагах, составляющих интереснейшее собрание замечаний по поводу всевозможных вопросов (оно хранится в публичной библиотеке).

Признаки «нашей прирожденной болезни» Одоевский видит в «общенародной лени ума, в непоследовательности и недостатке выдержки» и негодует на то наше свойство, которое он называет «рукавоспустием». Идеализм в народе — пишет он — является большей частью в виде терпимости к другим народам и понимания их. Вместе с тем он до конца верил в русского человека и его богатые задатки: «а все-таки русский человек — первый в Европе не только по способностям, которые дала ему природа даром, но и по чувству любви, которое чудным образом в нем сохранилось, несмотря на недостаток просвещения, несмотря на превратное преподавание религиозных начал, обращенное лишь на обрядность, а не на внутреннее улучшение. Уж если русский человек прошел сквозь такую переделку и не забыл христианской любви, то стало быть в нем будет прок — но это еще впереди а не назади».

Преобразования Александра II , обновившие русскую жизнь, встретили в Одоевском восторженное сочувствие. Он предлагал считать в России новый год с 19 февраля и всегда, в кругу друзей, торжественно праздновал «великий первый день свободного труда», как он выразился в стихотворении, написанном после чтения манифеста об упразднении крепостного права.

Когда в 1865 г. в газете «Весть» проводился под предлогом упорядочения нашего государственного устройства, проект дарования дворянству таких преимуществ, которые, в сущности, были бы восстановлением крепостного права, только в другой форме, — Одоевский написал горячий протест, в котором, от имени многих, его подписавших, так определял задачи дворянства: «1) приложить все силы ума и души к устранению остальных последствий крепостного состояния, ныне с Божьей помощью уничтоженного, но бывшего постоянным источником бедствий для России и позором для всего ее дворянства; 2) принять добросовестное и ревностное участие в деятельности новых земских учреждений и нового судопроизводства, и в деятельности этой почерпать ту опытность и знание дел земских и судебных, без которых всякое учреждение осталось бы бесплодным, за недостатком исполнителей; 3) не поставлять себе целью себялюбивое охранение одних своих сословных интересов, не искать розни с другими сословиями пред судом и законом, но дружно и совокупно со всеми верноподданными трудиться для славы Государя и пользы всего отечества и 4) пользуясь высшим образованием и большим достатком, употреблять имеющиеся средства для распространения полезных знаний во всех слоях народа, с целью усвоить ему успехи наук и искусств, насколько то возможно для дворянства».

Протест этот возбудил в некоторых кругах Москвы ожесточенное негодование против Одоевского; его обвиняли в измене своему времени, в предательстве дворянских интересов, в содействии прекращению «Вести». Одоевский, с негодованием опровергнув эти обвинения, говорил: «мои убеждения — не со вчерашнего дня; с ранних лет я выражал их всеми доступными для меня способами: пером — насколько то позволялось тогда в печати, а равно и в правительственных сношениях, изустной речью — не только в частных беседах, но и в официальных комитетах; везде и всегда я утверждал необходимость уничтожения крепостничества и указывал на гибельное влияние олигархии в России; более 30 лет моей публичной жизни доставили мне лишь новые аргументы в подкрепление моих убеждений. Учившись смолоду логике и постарев, я не считаю нужным изменять моих убеждений в угоду какой бы то ни было партии.

Никогда я не ходил ни под чьей вывеской, никому не навязывал моих мнений, но зато выговаривал их всегда во всеуслышание весьма определительно и речисто, а теперь уж поздно мне переучиваться. Звание русского дворянина, моя долгая, честная, чернорабочая жизнь, не запятнанная ни происками, ни интригами, ни даже честолюбивыми замыслами, наконец, если угодно, и мое историческое имя — не только дают мне право, но налагают на меня обязанность не оставаться в робком безмолвии, которое могло бы быть принято за знак согласия, в деле, которое я считаю высшим человеческим началом и которое ежедневно применяю на практике в моей судейской должности, а именно: безусловное равенство пред судом и законом, без различия звания и состояния!» С чрезвычайным вниманием следил Одоевский за начатой в 1866 г. тюремной реформой и за введением работ в местах заключения. Еще в «Русских ночах» он указал на вредную сторону исправительно-карательных систем, основанных на безусловном уединении и молчании.

Обновленный суд нашел в нем горячего поборника. «Суд присяжных, — писал он, — важен тем, что наводит на осуществление идеи правосудия таких людей, которые и не подозревали необходимости такого осуществления; он воспитывает совесть. Все, что есть прекрасного и высокого в английских законах, судах, полиции, нравах — все это выработалось судом присяжных, то есть возможностью для каждого быть когда-нибудь бесконтрольным судьей своего ближнего, но судьей во всеуслышание, под критикой общественного мнения. Никогда общественная правдивость не выработается там, где судья-чиновник, могущий ожидать за решение награды или наказания от министерской канцелярии».

Смущенный слухами о возможности, под влиянием признаков политического брожения, изменения коренных начал, вложенных в преобразования Александра II, Одоевский, незадолго до своей смерти, составил всеподданнейшую записку для государя, в которой, указывая вредное влияние на нравственное развитие молодежи того, что ей пришлось видеть и слышать в частной и общественной жизни в дореформенное время, при господстве крепостного права и бессудия, умолял о сохранении и укреплении начал, положенных в основу реформ. Записка была представлена императору после кончины Одоевского, и Александр II написал на ней: «прошу благодарить от меня вдову за сообщение письма мужа, которого я душевно любил и уважал». Князю Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петрограде больница для приходящих, получившая впоследствии наименование Максимилиановской; он же был учредителем Елизаветинской детской больницы в Петрограде.

В осуществлении задуманных им способов прийти на помощь страждущим и «малым сим» Одоевский встречал поддержку со стороны великой княгини Елены Павловны , к тесному кружку которой он принадлежал. Главная его работа и заслуга в этом отношении состояла в образовании в 1846 г. Общества посещения бедных в Петербурге. Широкая и разумно поставленная задача этого общества, организация его деятельности на живых, практических началах, обширный круг его членов, привлеченных Одоевским, сразу выдвинули это общество из ряда других благотворительных учреждений и создали ему небывалую популярность среди всех слоев населения столицы.

Посещение бедных, обязательное для каждого члена не менее раза в месяц, три женских рукодельни, детский «ночлег» и школа при нем, общие квартиры для престарелых женщин, семейные квартиры для неимущих, лечебница для приходящих, дешевый магазин предметов потребления, своевременная, разумная личная помощь деньгами и вещами — таковы средства, которыми действовало общество, помогая, в разгар своей деятельности, не менее как 15 тысяч бедных семейств. Благодаря неутомимой и энергетической деятельности Одоевского, совершенно отказавшегося на все время существования общества от всяких литературных занятий, средства общества дошли до 60 тысяч ежегодного дохода.

Необычная деятельность общества, приходившего в непосредственные сношения с массой бедных, стала, однако, под влиянием событий 1848 года, возбуждать подозрения — и оно было присоединено к Императорскому человеколюбивому обществу, что значительно стеснило его действия, лишив их свободы от канцелярской переписки, а отчеты общества, составлявшиеся самим Одоевским, — своевременной гласности, поддерживавшей интерес и сочувствие к обществу. Последовавшее затем воспрещение военным участвовать в нем лишило его множества деятельных членов. Несмотря на усилия Одоевского спасти свое любимое детище от гибели, Общество должно было в 1855 г. прекратить свои действия, обеспечив, по возможности, своих пенсионеров и воспитанников. Новый почетный попечитель, великий князь Константин Николаевич , желая почтить «самоотверженную деятельность князя Одоевского», вступил в переписку об исходатайствовании ему видной награды, но вовремя узнавший о том Одоевский отклонил ее письмом, исполненным достоинства.

«Я не могу, — писал он, — избавить себя от мысли, что, при особой мне награде, в моем лице будет соблазнительный пример человека, который принялся за под видом бескорыстия и сродного всякому христианину милосердия, а потом, тем или иным путем, все-таки достиг награды... Быть таким примером противно тем правилам, которых я держался в течение всей моей жизни; дозвольте мне, вступив на шестой десяток, не изменять им...». Отдал Одоевский долю участия и городским делам, исполняя обязанности гласного общей Думы в Санкт-Петербурге и живо интересуясь ходом городского хозяйства. Когда Дума, снабжая домовладельцев обывательскими грамотами, получила такую обратно от одного из них с надменным заявлением, что, происходя из старинного московского дворянского рода и «не причисляя себя к среднему роду людей», он не считает возможным принять присланный Думой документ, Одоевский — прямой потомок первого варяжского князя — немедленно обратился в Думу с письменной просьбой о выдаче ему обывательской грамоты.

Последние годы его в Москве протекли среди внимательных и усидчивых занятий новым для него судебным делом. За три года до смерти он снова взялся за перо, чтобы в горячих строках статьи: «Недовольно!», полных непоколебимой веры в науку и нравственное развитие человечества и широкого взгляда на задачи поэзии ответить на проникнутое скорбным унынием «Довольно» Тургенева . — Сочинения Одоевского вышли в 1844 г. в 3 томах. — См. А.П. Пятковский «Князь В.Ф. Одоевский» (СПб., 1870; 3-е изд., 1901), «В память о князе В.Ф. Одоевском» (М., 1869); Н.Ф. Сумцов «Князь В.Ф. Одоевский» (Харьков, 1884); «Русский Архив» (1869 и 1874); В.В. Стасов «Румянцевский Музей» (1882); «Сочинения» Белинского (том IX); А.М. Скабичевский «Сочинения»; Панаев «Литературные воспоминания» (1862); Некрасова «Сказки Одоевского»; Б. Лезин «Очерки из жизни и переписки В. Одоевского» («Харьковского Университета Известия», 1905 — 1906), А.Ф. Кони «Очерки и воспоминания»; Сакулин «Из истории русского идеализма. Князь Одоевский» (М., 1913). А.Ф. Кони.

Одоевский является одним из выдающихся наших музыкальных деятелей. Ему принадлежит ряд музыкально-критических и музыкально-исторических статей, заметок и брошюр, а также и несколько музыкальных произведений (романсов, фортепианных и органных пьес и т.д.) Занимаясь теорией и историей нашего церковного пения, Одоевский собрал много старинных церковных нотных рукописей. Большой любитель органной музыки вообще и музыки Иоганна Себастьяна Баха в частности, Одоевский соорудил для себя компактный орган чистого (не темперированного строя), названный им в честь Баха «Себастьянон» и впоследствии подаренный им московской консерватории. Им было построено также такое фортепиано «натурального», то есть чистого строя.

Одоевский не был лишен и композиторского дарования: «Татарская песня» из «Бахчисарайского фонтана» Пушкина в «Мнемозине» 1824 г.; «Le clocheteur des Trepasses», баллада, в лирическом альбоме на 1832 г. Ласковского и Норова , «Колыбельная» для фортепиано (напечатана в 1851 г. в «Музыкальном альбоме с карикатурами» Степанова и переиздана затем с незначительными исправлениями М.А. Балакиревым ). Ряд пьес для органа и другие музыкальные рукописи Одоевского находятся в библиотеке московской консерватории. — См. «Музыкальная деятельность князя Одоевского» речь о. Д.В. Разумовского («Труды I Археологического Съезда в Москве», 1871).

20 интересных фактов из жизни Одоевского

Талантливый музыковед, писатель и один из столпов русского романтизма — всё это в равной степени применимо к Владимиру Одоевскому. Потомственный князь, он получил великолепное образование и сделал неоценимый вклад в развитие культуры своей эпохи. Его литературные труды до сих пор крайне высоко оцениваются самыми разными литературными критиками.

Интересные факты из жизни Одоевского

  • Отцом Одоевского был князь и руководитель отделения Госбанка в Москве, а матерью – крепостная крестьянка.
  • Лишившись родителей в раннем детстве, он стал последним представителем древнего княжеского рода, одной из старших ветвей Рюриковичей. Сам Владимир, впрочем, почти не придавал этому значения.
  • Одоевского воспитывал его дальний родственник, генерал Закревский. Мальчик жил в Малом Козловском переулке, почти все постройки в котором принадлежали его отцу.
  • После окончания пансиона будущий писатель работал в МВД, где отвечал за вопросы цензуры.
  • Когда Одоевскому было 20 лет, он с друзьями основал «Кружок любомудрия», члены которого читали немецких философов, обсуждали прочитанные книги и зачитывали собственные сочинения на возвышенные темы.
  • Одоевский издавал литературный альманах, где печатались Пушкин, Баратынский и Грибоедов.
  • Во время работы в императорской канцелярии он стал составителем нового цензурного устава, вступившего в силу в конце 1820-х годов.
  • В середине 19 века Одоевского назначили главой музея, где разместилась коллекция книг, монет и документов госканцлера Румянцева. Перебравшись вместе с экспозицией в Москву, он одновременно руководил местными департаментами сената.
  • За увлечение оккультизмом и мистикой он удостоился звания «русского Фауста».
  • Этот писатель был одним из родоначальников жанра философской повести в России.
  • Одоевский был не только чиновником и писателем, но и любителем музыки. Его считают первым в России автором критических статей о музыке и композиторах, а также являлся автором научных трудов, по которым можно узнать всё о развитии российской музыки за 4 десятка лет.
  • В особняке Одоевского был установлен небольшой орган, который он назвал «Себастионом» в честь Баха. Громкость инструмента оригинальной конструкции зависела от положения особых переключателей.
  • В Москве хранится уникальный клавицин, созданный по теоретическим выкладкам литератора. Внешне он напоминает пианино, у которого удвоено количество черных клавиш. Одоевский считал, что такой инструмент больше подходил для исполнения народной музыки.
  • Двоюродный брат Одоевского Александр был литератором и декабристом.
  • В середине 19 века он участвовал в основании РГО.
  • Литератор предлагал ставить знаки вопроса и восклицания с обеих сторон предложения. Это заимствование из испанского, по его мнению, облегчило бы задачу чтецов.
  • Одоевский иногда подписывался странным набором заглавных букв — К.В.О. и Ь.Ъ.Й. Это первые и последние буквы его титула и имени.
  • В своем незаконченном романе-утопии литератор фактически предсказал изобретение Сети.
  • Он также выпускал несколько журналов для крестьян, в которых простым языком рассказывалось о последних достижениях наук, медицины и литературы.
  • Одоевский вместе с друзьями праздновал Новый год 19 февраля, так как считал день отмены крепостного права началом новой эры.

litfest.ru


Смотрите также