Биография михаил леонтьевич миль


Миль, Михаил Леонтьевич

Михаил (Моисей) Леонтьевич Миль (22 ноября 1909, г. Иркутск, Российская империя – 31 января 1970, г. Москва, РСФСР, СССР) — советский конструктор вертолётов, доктор технических наук (1945), профессор. Герой Социалистического Труда (1966).

Энциклопедическая справка

Главный конструктор опытного конструкторского бюро по вертолетостроению, доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968), Герой Социалистического Труда. Родился в семье служащего. После окончания школы в Иркутске получил высшее образование в Новочеркасском авиационном институте. С 1931 начал инженерную и научную деятельность в ЦАГИ. Практическое становление М.Л. Миля как инженера и учёного в предвоенный период проходило в тесном сотрудничестве с другим крупнейшим конструктором, по рождению иркутянином, Н. И. Камовым. В 1948 М.Л. Миль был назначен главным конструктором опытного конструкторского бюро по вертолетостроению. За 2 последующих десятилетия под его руководством. были созданы несколько поколений отечественных вертолётов: «Ми-1», «Ми-2», «Ми-4», «Ми-6», «Ми-8», «Ми-10» и «Ми-12». Эти машины нашли широкое применение как в народном хозяйстве СССР и России, так и за рубежом. На них были установлены многие мировые рекорды. М.Л. Миль проявил себя и как автор многих научных трудов в области вертолётостроения.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. Иркутск, 2011

Биография 

Родился в Иркутске, в доме по ул. Карла Либкнехта (бывшая Саламатовская), 5 — в доходном доме, которым владел купец Штанбок. При рождении получил имя Моисей. Отец, Леонтий Самойлович Миль, был железнодорожным служащим, мать, Мария Ефимовна — зубным врачом. До того как обосноваться в Иркутске, отец Миля 20 лет проработал на золотых приисках. Его дед, Самуил Миль, был кантонистом (Кантони́сты — малолетние и несовершеннолетние сыновья нижних воинских чинов, название кантонисты относилось и к еврейским детям — рекрутам.), после 25 лет на флоте осел в Сибири.

С детства мальчик проявил множество различных талантов: он прекрасно рисовал, увлекался музыкой, с легкостью изучал иностранные языки. Он мог бы стать блестящим художником или музыкантом, а стал ученым-конструктором. Возможно, выбор Миля объяснялся тем, что его юность пришлась на 20-е годы XX века — время, когда все увлекались авиацией.

В детстве посещал авиамодельный кружок. В 10-летнем возрасте принял участие в Сибирском конкурсе авиамоделистов, его работу отметил специалисты и отправили мальчика в Новосибирск, на следующий этап соревнований, где иркутянин Миша Миль завоевал один из призов. Начальное образование будущий конструктор получил в Иркутске. Кроме всего прочего вместе с сестрой брал уроки живописи у художника Копылова.

В 1925 году Миль поступил в Сибирский технологический институт, проучился там два года.  Сразу стал членом планерной секции. Построив легкий одноместный планер, Михаил впервые поднялся на нем в небо и «заболел» им на всю жизнь. Но судьба словно решила испытать Михаила на прочность. Молодой человек никогда не обращал внимания на доску объявлений института. Но в тот день что-то словно заставило его остановиться перед ней. Там он прочел выписку из приказа о своем исключении «за непролетарское происхождение». Позднее выяснилось, что один из однокурсников сообщил в соответствующие органы, что в квартире Милей имеется мягкая мебель. А у них действительно были прекрасные венские стулья с резными ножками.

Год Михаил проработал в Новосибирске в кожевенной лаборатории, а затем как представитель рабочего класса поступил в Новочеркасский политехнический институт на недавно открытое авиационное отделение.Летом 1929 года молодой студент проходит практику в качестве механика в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где под руководством конструктора Николая Ильича Камова принимает участие в создании первого советского автожира КАСКР-1 «Красный инженер» (названного так по первым буквам в фамилиях Камова и Скржинского).

Окончив институт в 1931 году, Миль работал в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) им. Н. Е. Жуковского, участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15, работал на авиазаводе заместителем Николая Камова. В это время выходят его научные работы, посвященные аэродинамике, аэроупругости, прочности винтокрылых машин, а также создана общая теория несущего винта, применяемая для различных случаев обтекания.

К началу 1940-х годов Михаил Леонтьевич стал одним из ведущих отечественных специалистов по теории автожиров и вертолетов. Помимо теоретических исследований он также имел и богатый конструкторский опыт, конструировал лопасти и другие агрегаты, изучал особенности автожиров с прыжковым взлетом.

В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 гг. Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай, в основном занимаясь усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости. Главной проблемой было то, что нагруженный боеприпасами самолет, потеряв скорость, тут же попадал в штопор, выйти из которого был практически не способен, так как пилоту просто не хватало физической силы. Миль разработал устройство, которое позволяло решить эту проблему.

Испытания устройства проходили на фронтовом аэродроме в присутствии командующего. Летчики не очень доверяли новому изобретению и рисковать не хотели. Так как от них требовалось умышленно ввести самолет в штопор. А это, по их мнению, означало верную гибель. Положение спас летчик Э. А. Лебединский. Испытания устройства прошли блестяще, оно было пущено в серийное производство.

В течение нескольких месяцев Миль находился на аэродромах, лично устанавливал устройство на самолеты и объяснял летчикам принцип его действия.

За годы войны Милю пришлось пережить множество потерь. По дороге в эвакуацию умер его 5-летний сын, прожив всего 9 дней в роддоме умерла от холода новорожденная дочь, так как не работало отопление. Отец еще даже не знал о ее рождении... Но на этом беды не кончились. Михаил Леонтьевич потерял мать и родного брата. Но, назло всем бедам он продолжал работать, В 1945 г. М.Л.Миль успешно защитил докторскую диссертацию «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и ее приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера»у и возглавил в ЦАГИ лабораторию № 5, где занимался работой над устойчивостью самолетов, разрабатывал вертолеты. За работы по усовершенствованию боевых самолетов Миль в 1945 году получил орден Отечественной войны.

Вернувшись из эвакуации, Миль вновь продолжил работу в лаборатории ЦАГИ. Он дни и ночи проводил на работе, изучал спасенный ранее архив, задавшись целью создать летательный аппарат, который смог бы подниматься в воздух с помощью винтов. Он настойчиво писал И. В. Сталину, убеждая того в необходимости начать работы по созданию винтовых летательных аппаратов. И добился своего. Несмотря на многочисленные советы противников идеи, Сталин дал добро на организацию в Москве конструкторского бюро по геликоптеростроению во главе с Милем. Так началось создание машин, которые позже были названы вертолетами.

Член КПСС с 1943 года. Его карьера развивалась стремительно: инженер, заместитель главного конструктора опытного КБ по винтокрылым аппаратам, начальник лаборатории в ЦАГИ.

В 1947 году Миля назначили главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению. В 1951 под его руководством был создан первый советский серийный 3-местный вертолёт Ми-1. В 1964 Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24, В-12 и другие, на которых было установлено 60 официальных мировых рекордов.

Умер 31 января 1970 года в Москве. Похоронен на Юдинском кладбище недалеко от железнодорожной платформы Перхушково.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в развитии советской авиации Милю Михаилу Леонтьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Является также кавалером трех орденов Ленина, орденов Отечественной войны 2 степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Ордена Возрождения Польши.

Имя конструктора Миля носит Московский вертолётный завод. В Москве его именем названа улица в районе Жулебино. В 2009 году на пересечении улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского бульвара был установлен бюст Миля. В Казани именем конструктора названа улица в Авиастроительном районе. Именем Миля названа московская средняя школа № 1 738. В 2009 году в честь Миля был выпущен почтовый блок марок России. На корпусе факультета технологических машин и роботов ЮРГТУ (НПИ) (Новочеркасск) установлена мемориальная доска: «Здесь учился и окончил НПИ в 1931 году конструктор вертолетов, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, д.т. н. М. Л. Миль (1909—1970)». В 2009 году в Иркутске в честь 100-летия со дня рождения Михаила Леонтьевича Миля по инициативе поэта Г. Гайды была установлена мемориальная доска. Предложено назвать именем Миля улицу, на которой он родился и рос.

Музей авиации Иркутской области

irkipedia.ru

Михаил Миль - художник и конструктор

Михаил Леонтьевич Миль – советский конструктор вертолетной техники, создатель прославленного семейства гражданских и военных вертолетов «Ми», Герой Социалистического Труда. Будучи всесторонне одаренной творческой личностью, он мог стать художником или музыкантом, но еще в юношестве решил связать свою судьбу с авиацией.

1. Михаил Миль родился 9 (22) ноября 1909 года в Иркутске. Его отец служил на железной дороге, подрабатывал на золотых приисках, а мать была зубным врачом. Дед будущего конструктора, Самуил Миль, был евреем-кантонистом литовского происхождения, двадцать пять лет отслужившим на флоте. Как и многие юноши 20-х годов, Михаил проявлял живой интерес к технике, в особенности к авиации. В 12-летнем возрасте он построил свою первую модель летательного аппарата, которая получила первый приз на конкурсе в Новосибирске.

Иркутск в начале ХХ века

Источник: statehistory.ru

2. В 1926 году Миль поступил в Томский технологический институт, где присоединился к секции планеристов. Однако уже через год он был отчислен за «непролетарское происхождение». Позже выяснилось, что кто-то из сокурсников, бывавший в гостях у Милей, написал донос, в котором отмечал «буржуазную роскошь» обстановки в их доме. Проработав год в лаборатории кожевенного производства для обеспечения себе пролетарской биографии, Миль перевелся в Донской политехнический институт сразу на 3-й курс.

Здание Томского технологического института в начале ХХ века

Источник: oldtomsk.narod.ru

3. Важную роль в формировании Миля как инженера и конструктора стало обучение в Донском политехническом институте, где он имел возможность экспериментально проверять свои выкладки в теории воздухоплавания, пользуясь одной из двух аэродинамических труб, имевшихся тогда в Союзе. Лекции по аэродинамике ему читал молодой профессор В. И. Левков – будущий создатель первых в мире судов на воздушной подушке. В 1929 году студент Михаил Миль узнает о новом летательном аппарате – автожире, сконструированном десятью годами ранее испанцем Хуаном де ла Сиервой, и всерьез увлекается теорией его полета.

Студенты и преподаватели Донского политехнического института

Источник: novocherkassk.net

4. Определяющее значение в судьбе будущего конструктора имело письмо Н. И. Камову, который в то время заведовал отделением автожиров в ЦАГИ. Прочитав его, земляк Миля и уже состоявшийся инженер Камов счел возможным привлечь студента из Новочеркасска к созданию первого отечественного автожира КАСКР-1 – в рамках летней практики. Стоит отметить, что, несмотря на мягкость характера, Миль умел добиваться своего. Например, окончив в 1931 году институт, он по распределению попал на Таганрогский авиазавод, однако смог убедить комиссию в том, что сможет принести больше пользы государству, занимаясь автожирами в ЦАГИ.

Автожир КАСКР-1 и его создатели. Крайний справа – Н. И. Камов

Источник: planetavvs.ru

5. Работая в ЦАГИ, Михаил Миль стал не только авиаконструктором, но и серьезным ученым-теоретиком, получившим в 1945 году степень доктора технических наук. Не ограничиваясь вертолетной тематикой, он участвовал в доработке самолетов других конструкторов, в частности легендарного штурмовика Ил-2, занимался теорией устойчивости и управляемости воздушного судна, а также глубоко изучал проблему штопора. Интересно, что в 30-е годы Милю, получавшему в ЦАГИ совсем небольшую зарплату, приходилось подрабатывать редактором и учителем немецкого языка.

Самолёт СПБ конструкции Поликарпова №1/0 во время натурных испытаний в аэродинамической трубе. ЦАГИ, 1940 год. Источник: os.colta.ru

6. В 1941 году группа под руководством Миля занималась испытаниями автожиров А-7 конструкции Камова в боевых условиях под Москвой. Их планировалось использовать в качестве корректировщиков артиллерийского огня, однако неплохо показав себя в мирной жизни, аппараты оказались пригодными только для тылового использования. В ходе этих испытаний имел место эпизод, когда после быстрого прорыва немцев Милю пришлось с оружием в руках предотвращать панику среди вверенных ему людей, чтобы обеспечить разборку и эвакуацию автожиров в тыл. Немцам тогда машины не достались.

Группа конструкторов автожира А-7 с военными перед отправкой на фронт. В белых рубашках, слева направо – Миль и Камов

Источник: http://topwar.ru/

7. С началом войны все работы по созданию винтокрылых машин были отложены до лучших времен, а конструкторы группы Камова – распределены по другим производствам. Миль оказался в эвакуации в поселке Билимбай Свердловской области, где занимался совершенствованием систем управления существующими самолетами, принимая личное участие в испытаниях. Результатом этих работ стала кандидатская диссертация и награждение Михаила Миля боевым орденом Красного Знамени.

Штурмовики Ил-2 над Берлином

Источник: waralbum.ru

8. В 1942 году М. Л. Миль совместно с С. А. Пасхиным разрабатывают противотанковое ружье оригинальной конструкции, которое должно было вести огонь по танкам и ДОТам реактивными снарядами РС-82. Это необычное оружие в серию не пошло, а Миль, лично участвовавший в испытаниях, чуть не получил тяжелые увечья от раскаленной реактивной струи. В тот момент будущего создателя первого советского серийного вертолета спас кем-то наброшенный на него полушубок.

М. Л. Миль и С. А. Пасхин со своим изобретением

Источник: http://i2.guns.ru/

9. Миль увлекался живописью, уделяя своему хобби немало времени, если учитывать его плотный рабочий график. Персональные экспозиции Миля нередко устраивались в заводском доме культуры, а в 1981 году, уже после смерти конструктора, в Москве прошла выставка «Ученые рисуют», и картина Михаила Миля «Нарциссы. Угол кабинета», признанная художниками вполне профессиональной работой, стала ее эмблемой. Интересно и то, что в конструкторском бюро Миля работал целый штат художников, создававших рисунки, призванные наглядно показать потенциальным заказчикам боевое или хозяйственное применение проектируемых машин.

Одна из акварелей Михаила Миля

Источник: y-savinskiy.ru

10. М. Л. Миль скончался 31 января 1970 года в возрасте 60 лет, менее чем через полтора года после первого полета его самого известного детища – ударного вертолета Ми-24. Конструктор не дожил до начала эксплуатации и триумфа первого советского и второго в мире вертолета этого класса. Произведенная в количестве более 3500 экземпляров, машина приняла участие в десятках конфликтов, состоя на вооружении многих стран мира. Знаменитый «Крокодил» можно по праву считать самым воюющим вертолетом в мире.

Вертолеты Ми-24 в небе Афганистана

Источник: topium.ru

warspot.ru

Красвоздух

Михаил Леонтьевич Миль в рабочем кабинете

Сейчас мы все без исключения понимаем, что представить себе сегодняшний мир без вертолётов невозможно! В конце 40-х годов 20-го века в СССР мало кто понимал, зачем вообще нужны эти «летающие мельницы». Неоценимый вклад в становление в СССР вертолётной составляющей авиации сделал Михаил Леонтьевич Миль.  Помимо прямой конструкторской деятельности Михаил Леонтьевич Миль читал лекции, которые он начинал такими словами: «Древняя мечта человечества, о которой говорится в сказке о ковре-самолёте, наиболее полно воплощается в вертолёте!» Вертолёты с маркой «Ми» известны и летают более чем в 100 странах мира!

Михаил Леонтьевич Миль в рабочем кабинете

Михаил Леонтьевич Миль родился 22-го ноября 1909-го года в Иркутске. Его отец Леонтий Самуилович работал на железной дороге в должности инженера. Мать Мария Ефимовна работала зубным врачом. Михаил рос спокойным ребёнком. Девятилетний гимназист любил рисовать, читать книги, учился играть на фортепьяно, интересовался поэзией. Родители предполагали, что Михаил будет художником, музыкантом или учёным. Его характер подходил для гуманитарных занятий.  В своей биографии сам Михаил Леонтьевич Миль написал. Начитавшись разных книг, я стал ощущать в себе много разных талантов. Потом благодаря книгам же в них и разуверился.

Михаил Леонтьевич Миль с детства увлёкся авиацией, он ещё в детстве начал заниматься авиамоделизмом. Однажды он участвовал в соревнованиях по авиамоделизму в Новосибирске, и его модель заняла первое место! В 1925-м году после окончания школы Михаил Леонтьевич Миль поехал в город Томск и поступил там, в Томский Технологический институт. Но через год он был отчислен из института. Позже он выяснил, что на него кто-то написал анонимный ДОНОС. Предлогом доноса послужил тот факт, что у Михаила Леонтьевича Миля дома была МЯГКАЯ МЕБЕЛЬ. В то время это было признаком богатства, а богатство было не позволительным.

Михаил Леонтьевич Миль с будущей женой Паной Руденко

Михаил Леонтьевич Миль не упал духом и устроился на работу на кожевенный завод в химическую лабораторию. Через год работы на кожевенном заводе он получил профсоюзный билет рабочего кожевника и рабочую характеристику. С получением рабочей характеристики появилась возможность поступить в высшее учебное заведение. Миль поступает в Новочеркасский Политехнический Институт на авиационный факультет сразу на 3-й курс! Именно в этот ВУЗ Михаил Леонтьевич Миль поступил потому, что на тот момент Новочеркасский Политехнический являлся одним из лучших в стране, начиная с дореволюционных времён! Одним из преподавателей этого ВУЗа был профессор Владимир Израилевич Левков, который преподавал курс «теория воздушных потоков». Студента Михаила Миля этот предмет захватил целиком и полностью. Он целыми днями пропадал в лаборатории аэродинамики!

Михаил Леонтьевтч Миль с дочерьми

Во время учёбы Михаил Леонтьевич Миль познакомился со студенткой Панной Руденко. Вначале его избранница отнеслась к нему прохладно. Поначалу ей не понравилось его поведение. Миль всё время пытался обратить на себя внимание. Панна Руденко поначалу его остерегалась. Но Михаил так упорно за ней ходил, что Панна к нему привыкла. Позже Милю удалось её к себе расположить, и они стали жить вместе. Правда Панна согласилась оформить брак официально только после того, как у них уже родилось 3 дочери.

Автожир А-7

В 1929-м году Михаил Леонтьевич Миль узнал от СОКУРСНИКА про изобретение испанца Хуана де ля Сиервы – АВТОЖИР, который был изобретён в 1928-м году. Автожир – это летательный аппарат, который держится в воздухе не за счёт крыльев, а за счёт несущего винта, а поступательное движение вперёд получает за счёт вертикального винта, ориентированного фронтально. Этот аппарат может взлетать с площадок очень маленьких размеров и приземляться почти вертикально! Автожир очень быстро стал популярным во всём мире!

Автожир КаСкр-1

Михаила Леонтьевича Миля автожир совершенно, полностью захватил! Он  с огромной увлечённостью начал изучать теорию автожира и вообще любую информацию об автожирах! В 1929-м году отдел винтокрылых машин в ЦАГИ возглавил земляк Миля Николай Ильич Камов. Вскоре после этого Михаил Леонтьевич Миль посылает письмо Камову с расчётами по теории полёта автожира. В конце письма Миль написал просьбу взять его в КБ Камова на практику. Просьба была удовлетворена, и Миль всё лето проработал с Камовым на испытаниях первого советского автожира «КаСкр-1».

В 1931-м году Михаил Леонтьевич Миль с отличием оканчивает Новочеркасский Политех. После института получает распределение на Таганрогский авиационный завод. Но мечта Миля об автожирах была настолько сильна, что он смог добиться устройства на работу в ЦАГИ! К этому времени в ЦАГИ в отделе автожиров уже сложился коллектив опытных конструкторов: Николай Ильич Камов, Иван Павлович Братухин, Алексей Михайлович Черёмухин, Николай Кириллович Скржинский. Учёные: Борис Васильевич Бункин, Николай Дмитриевич Кузнецов.

Автожир А-7БИС без вооружения во время высотных испытаний на Памире

Летом 1931-го года Михаил Леонтьевич Миль попал в группу аэродинамики. На тот момент ему было 22 года, а выглядел он ещё моложе! Однако целеустремлённость Миля, способность докапаться до сути и постоянно учиться удивила мэтров. Через 3 года Михаил Леонтьевич Миль стал начальником научной бригады и сделал большую часть аэродинамических расчётов винтокрылых аппаратов, которые проектировались в ЦАГИ. Так же Михаил Леонтьевич Миль участвовал в расследовании аварий автожиров, предлагал новые не стандартные конструктивные новшества. «Мальчик быстро растёт»: говорили про Михаила Леонтьевича Миля сотрудники ЦАГИ.

Автожир Михаила Леонтьевича Миля и Н.К.Скржинского А-12

В числе винтокрылых аппаратов, в которых Михаил Леонтьевич Миль принимал непосредственное участие в расчётах, был и первый советский вертолёт 1ЭА, конструкции А.М.Черёмухина. В 1932-м году на своём вертолёте сам Черёмухин установил неофициальный рекорд Мира высоты полёта – 605 метров! Время полёта составило 20 минут. В то время это было неслыханно! Европейские геликоптеры того времени поднимались на высоту только 18 метров. Правда, надо сказать, что на тот момент геликоптеры были не достаточно надёжными! Поэтому автожиры казались более перспективными! После этого полёта Черёмухина Михаил Леонтьевич Миль вспоминал: «Жизнь всё время ставила меня в свои рамки. Я хотел быть конструктором, а стал аэродинамиком. Это мне очень помогло. Ведь не случайно, что конструкторы, имеющие практический успех в вертолётостроении, являются крупными учёными теоретиками».

Михаил Леонтьевич Миль (справа) и Николай Ильич Камов Прославленные создатели вертолётов

В ЦАГИ за 10 лет было создано 14 типов автожиров! Совместно с Н.К.Скржинским Михаил Леонтьевич Миль сконструировал автожир-истребитель «А-12», который достиг рекордной высоты полёта 5 000 метров и скорости 260 км/ч. Но аппарат потерпел катастрофу лётчик погиб. На этот раз Михаил Леонтьевич Миль участвовал в расследовании уже своего детища. Ему пришлось на себе почувствовать всю тяжесть ответственности того кто конструирует летательные аппараты! После расследования выяснили, что катастрофа произошла по причине усталостного разрушения лопасти. Можно было бы продолжить работу над проектом, но наступил 1937-й год. Репрессии пришли и в коллектив ЦАГИ. Многих ведущих специалистов уволили и арестовали. Работа в отделе особых конструкций была свёрнута. Михаила Леонтьевича Миля пригласил работать на свой завод автожиров Н.И.Камов.

В 1930-е годы автожиры и вертолёты развивались одновременно. Но автожиры к этому времени достигли большего совершенства потому, что они появились раньше вертолётов и являются более простым техническим устройством. Михаил Леонтьевич Миль понимал перспективу, которая ждёт вертолёты, но время вертолётов на тот момент ещё не пришло. Миль одновременно занимался и конструкторской деятельностью и присутствовал на испытаниях, создаваемых им летательных аппаратов. Так же параллельно с этим он занимался ещё и фундаментальными исследованиями в области создания винтокрылых машин.

Михаил Леонтьевич Миль на фронте в возрасте 34-х лет

В 1939-м году Михаил Леонтьевич Миль опубликовал статью «О динамике несущего винта с шарнирным креплением лопастей при криволинейном движении». Данная работа Миля была переведена на несколько языков и сделала его известным во всём мире! Перед самой войной Миль получил должность заместителя директора завода автожиров.

В августе 1941-го года Михаила Леонтьевича Миля в звании лейтенанта ВВС отправили на фронт проверять в реальных боевых условиях автожиры «А-7». В мирное время автожир А-7 хорошо зарекомендовал себя в сельском хозяйстве. На фронте его пытались использовать как корректировщик артиллерийского огня. В этом качестве он оказался  не состоятельным. Он был слишком шумным и не мог применяться без сопровождения истребителей. Автожир А-7 оказался полезен в качестве связного и транспортного средства. В сентябре 1941-го года немецкие танки прорвали советскую оборону под Ельней. Советская армия начала отступать. Солдаты воинской части Михаила Леонтьевича Миля в панике бросили автожиры. В этот момент Михаил Леонтьевич Миль с пистолетом в руке восстановил порядок в части. Он приказал разобрать автожиры, погрузить их на полуторки и под огнём противника их вывезли.

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-1

В войне скоростных машин автожиры оказались беспомощными! В начале войны все работы по винтокрылым машинам в СССР были свёрнуты. КБ Камова расформировали, а сотрудников распределили по другим авиационным КБ. Некоторые авиационные заводы эвакуировали в Свердловскую область в посёлок городского типа Билимбай. Специалиста по аэродинамике Михаила Леонтьевича Миля задействовали в решении тогдашней крайне насущной проблеме авиации, попаданию самолётов в «штопор». Миль принимал участие в доработке системы управления «Ил-2», «Ил-4» и других самолётов, а так же сам участвует в их испытаниях на фронте.

Михаил Леонтьевич Миль

При выполнении этой работы потребовалось очень, много теоретических расчётов в области устойчивости и управляемости. В результате этой работы Михаил Леонтьевич Миль в 1943-м году защитил кандидатскую диссертацию и вернулся в ЦАГИ.

Миль самостоятельно разрабатывал необычный на тот момент вид оружия – противотанковое реактивное ружьё. При испытаниях этого ружья Миль чуть не получил, ожёг лица от газовой струи. Его спас полушубок, который набросили на ружьё до выстрела на всякий случай! За разработку военной техники во время войны, Миля наградили орденом Боевого Красного Знамени и Отечественной войны 2-й степени!

В конце Великой Отечественной войны Михаил Леонтьевич Миль возобновил работу над винтокрылыми машинами. В 1945-м году он защитил докторскую диссертацию. Тема диссертации: «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей». Михаил Леонтьевич Миль стал одним из первых специалистов ЦАГИ, который начал настойчиво отстаивать именно ВЕРТОЛЁТНОЕ направление в развитии винтокрылых машин. Благодаря НАСТОЙЧИВОСТИ Миля начались именно ВЕРТОЛЁТНЫЕ исследования и 5-ю лабораторию ЦАГИ «штопоры» переименовали в лабораторию «штопоры и геликоптеры». Группа Михаила Леонтьевича Миля, состоящая примерно из 20-ти человек, изучала на экспериментальных стендах поведение и свойства несущих вертолётных конструкций. Во время этой работы Миль стремился быстрее выйти на натурные испытания!

Вертолётной темой в СССР кроме Михаила Леонтьевича Миля занимались ещё несколько КБ. Вот только правительство СССР не проявляло особого интереса к вертолётам. Изменить отношение советского правительства к вертолётам заставили американцы. Они начали применять вертолёты ещё во время Второй Мировой войны. Вывозили раненых с поля боя, спасали сбитых лётчиков, доставляли секретные документы, корректировали артиллерийский огонь. Конечно, никакой решающей роли в войне они не внесли, но отчётливо выявилась перспектива летательных аппаратов, которым НЕ НУЖНЫ АЭРОДРОМЫ. Это были вертолёты русского эмигранта Игоря Ивановича Сикорского!

Успехи американцев в вертолётостроении не остались незамеченными. Они подвигли советское правительство объявить в 1947-м году конкурс на разработку лёгкого вертолёта связи. В конкурсе помимо Михаила Леонтьевича Миля участвовали КБ Александра Сергеевича Яковлева и Ивана Павловича Братухина. Но Миль у себя в ЦАГИ уже занимался конструированием вертолёта и в отличие от конкурентов предоставил проект, проработанный уже в деталях.  Это была почти полная натурная установка вертолёта, то есть был фюзеляж и полноразмерный винт. Практически это был готовый вертолёт, не хватало только лишь хвостовой балки с хвостовым винтом. Группа Михаила Леонтьевича Миля в свободное от работы время тайно от руководства ЦАГИ сконструировала все недостающие элементы – остекление кабины, шасси, хвостовую балку с хвостовым винтом и получился полноценный вертолёт.

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-1

Самым сильным конкурентом группы Михаила Леонтьевича Миля являлось КБ Александра Сергеевича Яковлева. Машина Яковлева по некоторым техническим характеристикам даже превосходила машину Миля. Но у вертолёта Михаила Леонтьевича Миля было преимущество в том, что его вертолёт опережал конкурентов по степени законченности на целый ГОД. Госкомиссия оценила все «за» и «против» предложенных проектов и выбрала вертолёт Миля.

В 1947-м году 12-го декабря вертолётная лаборатория Михаила Леонтьевича Миля была выведена из состава ЦАГИ и стала отдельным КБ. Эта дата считается датой основания вертолётного КБ Михаила Леонтьевича Миля. Поначалу небольшой коллектив КБ обосновался под Москвой в Химках и продолжил работу над своим вертолётом. В то время авиационная промышленность СССР считала вертолёты бесперспективными машинами в авиастроении! Советские авиазаводы не брались за постройку вертолётов. Три первые экспериментальные машины через год с большим трудом удалось построить в Киеве. Сначала испытания шли достаточно успешно. Михаил Леонтьевич Миль даже пошутил: «Дуракам везёт!» Но потом произошёл ряд катастроф.

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-1

Первая катастрофа в НИИ ВВС произошла, когда проводились испытания по достижению «потолка» полёта. На высоте 5 200 метров в системе управления вертолёта замёрзла смазка. Опытному лётчику-испытателю Матвею Карловичу Байкалову удалось спастись на парашюте. Смазку заменили и испытания продолжились. Вторая катастрофа произошла в декабре 1949-го года. Полёт уже подходил к концу. Собственно вертолёт оставалось только посадить. На высоте 100 метров вертолёт потерял управление. У лётчика просто физически не было ни времени, ни возможности выбраться из вертолёта. Лётчик-испытатель Байкалов погиб. Михаил Леонтьевич Миль работал в комиссии по расследованию лётного происшествия. В результате расследования через 3 дня сотрудникам КБ он заявил, что ошибок в конструкции и расчётах вертолёта нет. Причиной катастрофы оказался приводной вал рулевого (хвостового) винта. В нём оказались дефекты в результате некачественной сварки – пустоты и пережог в месте соединения вала. Третий вертолёт срочно перевезли с завода в Киеве в ЦАГИ и доработали прямо там! После этого лётного происшествия Михаил Леонтьевич Миль в своём интервью ответил: «Генеральным конструктором может стать тот, кто способен пережить первую катастрофу и сможет продолжить строить такую же машину, если уверен, что всё сделал верно».

К началу 1950-х годов полный цикл лётных испытаний вертолёта Михаила Леонтьевича Миля был закончен. Машина получила высокую оценку госкомиссии! Вертолёт получил название «Ми-1» и начался его серийный выпуск. Пилот вертолёта 1, пассажиров 2, скорость полёта 200 км/ч, дальность полёта 400 км, грузоподъёмность 330 кг. На Ми-1 было установлено 23 мировых рекорда! К параду в Тушино в 1951-м году, удалось построить на московском вертолётном заводе, только 15 машин, причём с большим напряжением сил. На этом производство вертолёта Михаила Леонтьевича Миля, Ми-1 приостановилось. Дело в том, что в то время советские руководители буквально не понимали, что это за техника — вертолёт, зачем она нужна, как её применять. Чиновники знали реактивную авиацию, стратегическую авиацию, ракеты, а тут какое то «безобразие», которое можно «сбить палкой»!

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-4

Второй раз интерес к вертолётам Михаила Леонтьевича Миля в начале 1950-х годов подхлестнули опять американцы! Это оказались опять вертолёты И.И.Сикорского. Американцы очень эффективно использовали их в войне в Корее. Там у американцев уже кроме лёгкого «S-51» появился ещё и транспортный вертолёт «S-55». Он сыграл решающую роль в победе над Северной Кореей! На транспортном вертолёте S-55 американцы быстро совершали уже масштабные десантные операции. В тыл Северной Кореи было переброшено 2 000 десантников и 50 тонн грузов. Только за 1-ни сутки 12 вертолётов S-55 сделали более 260-ти вылетов – вывезли всех раненых, обеспечили бесперебойную поставку боеприпасов.

В 1951-м году 23-го сентября состоялось заседание в Кремле по поводу отставания СССР в вертолётостроении. Сразу было принято решение о крупносерийном производстве вертолёта Михаила Леонтьевича Миля, Ми-1. Так же на этом совещании присутствовали кроме М.Л.Миля, А.Н.Туполев (смотри статью «Андрей Николаевич Туполев»), А.С.Яковлев (смотри статью «Александр Сергеевич Яковлев»), С.В.Ильюшин (смотри статью «Сергей Владимирович Ильюшин»), Н.И.Камов. Правительство дало задание авиаконструкторам сконструировать десантно-транспортные вертолёты разной грузоподъёмности. На эту работу отводили 1 год! Взялись за эту работу из-за сроков только А.С.Яковлев и Михаил Леонтьевич Миль.

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-4

Дело в том, что у обоих этих конструкторов по предстоящему заданию уже был задел. Яковлев имел информацию по американскому транспортному двухвинтовому вертолёту продольной компоновки. А Михаил Леонтьевич Миль уже больше года конструировал похожий на американский S-55, свой вертолёт! Правда стоит заметить, что Камов к этому моменту тоже начал проектировать свой транспортный вертолёт, который назывался «Иван Грозный». Он имел продольную компоновку, причём был ровно в 2 раза большей грузоподъёмности, чем  машина Михаила Леонтьевича Миля. Но Камова категорически не устроили сроки, отведённые на эту работу. Миль всегда предвидел ближайшее будущее в развитии авиации! Вертолёт проектировался под мощность поршневого двигателя 1 000 л.с. Однако в процессе работы стало ясно, что такой поршневой двигатель к нужному сроку готов не будет. Тогда Миль принимает решение строить машину под большую мощность двигателя. В результате у Михаила Леонтьевича Миля получился вертолёт в 1,5 раза большей грузоподъёмности, чем американский S-55.

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-4

Миль умел увлечь людей своими идеями! Большинство сотрудников КБ Михаила Леонтьевича Миля работали по 12 часов в сутки, кто-то почти круглосуточно, некоторые спали прямо на работе. Через 4 месяца после начала работы вертолёт появился в реальном образце! Во дворе КБ осуществили запуск двигателя. Крутящиеся лопасти несущего винта начали страшно изгибаться, возникла непредвиденная вибрация, угрожая разрушением машины. Двигатель немедленно выключили, работники КБ задумались. Михаил Леонтьевич Миль высказал предположение, что это «флаттер» (сочетание изгибно-крутильных деформаций лопастей винта вертолёта или крыльев самолёта). Для проверки предположения за ночь были сделаны специальные грузы, которые установили на лопасти несущего винта! Днём эксперимент повторили, лопасти вели себя удовлетворительно, но это была временная мера. Необходимо было определить изначальную причину возникновения данного явления и дать научное объяснение как избежать данного явления.

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-2

Через 7 месяцев после начала работ по транспортному вертолёту в апреле 1952-го года КБ Михаила Леонтьевича Миля подготовило первый экземпляр вертолёта для лётных испытаний. Сначала вертолёт всегда испытывается на привязи. Затем 3-го июня лётчик-испытатель Всеволод Владимирович Виницкий впервые совершил полёт на новом вертолёте. Машина прошла полностью все испытания в 1953-м году. Вертолёт получил название «Ми-4». Под этим названием пошёл в серийное производство и был принят на вооружение в армии. Экипаж 3 человека, пассажиры 16 человек, скорость полёта 220 км/ч, дальность полёта 460 км, грузоподъёмность 1 200 кг. КБ Михаила Леонтьевича Миля выполнило задание в установленный срок.

Любой тип летательного аппарата в начале эксплуатации проявляет так называемые «детские болезни». С некоторыми из них пришлось столкнуться впервые. Эти технические проблемы были вызваны размерами машины. В тот момент времени поршневой Ми-4 являлся самым большим и грузоподъёмным серийным вертолётом в мире! Именно Ми-4 научил КБ Михаила Леонтьевича Миля создавать вертолёты! При создании именно Ми-4 была заложена ОСНОВА проектирования, испытаний, доводки и эксплуатации НОВОГО вертолёта!

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-2 Военная модификация

Со временем большинство «детских болезней» исправили. Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля, Ми-4 превзошёл по многим техническим параметрам американский вертолёт S-55. Первый советский транспортный поршневой вертолёт в армии применялся в нескольких специализациях: штабной, десантный, огневой поддержки, противолодочный. В гражданской авиации он применялся как медицинский, пожарный, пассажирский. Всего было выпущено около 1 000 штук вертолётов Михаила Леонтьевича Миля, Ми-4. Н.С.Хрущёв после возвращения из Америки заказал себе личный вертолёт-салон на базе Ми-4. На всемирной авиационной выставке в Брюсселе в 1958-м году Ми-4 получил «Золотую медаль»!

В одном из писем своей жене Михаил Леонтьевич Миль написал, что у него есть одна черта характера, которая очень усложняет жизнь – он крайне остро переживает свои ошибки. Несмотря на это он выбрал профессию, где много непредсказуемого. Это непредсказуемое может обернуться гибелью людей. Главный конструктор первым принимает удар на себя! Противопоставить случайности конструктор может своё упорство, способность находить нестандартные решения. Вокруг Михаила Леонтьевича Миля всегда было много друзей. Он был не только талантливым человеком, но и благожелательным, снисходительным к чужим слабостям. Ему не нравились только бездельники и ненавистники вертолётов! Михаил Леонтьевич Миль был мягким и ранимым человеком. Тем не менее, он говорил, что авиаконструктор не имеет права отчаиваться.

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-2

Милю довелось многое пережить, но одно событие повлияло на его здоровье очень сильно. Долгое время директором Московского Вертолётного Завода (МВЗ) работал Юрий Борисович Ескин, который был человеком активным, деловым, видным. С Милем они давно дружили. В конце 1950-х годов вышло постановление правительства – каждое предприятие, кроме основной продукции,  должно выпускать товары народного потребления. Директор быстро набрал заказы на такие товары народного потребления и начал отдалять Михаила Леонтьевича Миля от управления заводом. Дошло даже до партийного собрания, на котором ставился вопрос о несоответствии Михаила Леонтьевича Миля занимаемой должности. На собрании Миль не стал оправдываться, а открыто изложил о планах производства вертолётной техники. Затея Ескина провалилась, и он был уволен. Однако Миль попал в больницу в пред инфарктном состоянии! После того как врачи разрешили посещать Михаила Леонтьевича Миля в палате, он устроил прямо там совещание по поводу вертолётостроения!

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-6

В середине 1950-х годов стало ясно, что время поршневых вертолётов подходит к концу и наступает эпоха газотурбинных двигателей. Как только Михаил Леонтьевич Миль понял, что у него получается Ми-4, он сразу начал думать о следующей более мощной машине! Ми-4 конечно получился не сразу и не без технических трудностей, но уже в ходе работ по Ми-4 Михаил Леонтьевич Миль начинал понимать, как он подобные технические проблемы будет решать на более мощной машине.

Этой более мощной машиной стал транспортный «ВМ-6». Аббревиатура «ВМ» означала «Вертолёт Миля», а цифра «6» означала грузоподъёмность – 6 100 кг. Этот вертолёт, как и многое другое в СССР делался с учётом всё возрастающих требований военных. Он предназначался, прежде всего, для перевозки военной техники.

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-6

Проект этой машины был утверждён в июне 1955-го года. После этого вертолёт получил название «Ми-6». Многое в конструкции вертолёта Михаила Леонтьевича Миля, Ми-6 применялось впервые. Прежде всего, смелыми были размеры вертолёта. Например, диаметр несущего винта, состоящего из 5-ти лопастей, составлял 35 метров! Такого на тот момент не было не только в СССР, но и в мире! Двигатели впервые поставили газотурбинные и расположили их впервые за кабиной пилотов, над большим грузовым отсеком.

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-6

Ми-6 первый раз поднял в воздух заводской лётчик-испытатель Рафаил Иванович Капрэлян 5-го июня 1957-го года. Максимальный взлётный вес вертолёта составлял 40 тонн – на тот момент самый большой в мире! В дальнейшем в ходе усовершенствования машины грузоподъёмность Ми-6, Михаила Леонтьевича Миля была увеличена с 6-ти до 12-ти тонн! Кроме того, несмотря на свои размеры и вес, Ми-6 оказался ПЕРВЫМ в МИРЕ вертолётом, достигшим СКОРОСТИ свыше 300 км/ч! Всего Ми-6 установил 16 Мировых рекордов! Вертолёт запустили в серийное производство в 1959-м году ещё до окончания испытаний. Армия крайне нуждалась в таком вертолёте!

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-10

КБ Михаила Леонтьевича Миля доказало, что не решаемых задач для него нет! Дело в том, что в КБ Миля на тот момент выросли такие конструктора, которые в некоторых случаях разбирались в авиационных вопросах уже лучше самого Миля. Но Михаил Леонтьевич Миль умел направить их в верном направлении и мог правильно использовать их интеллектуальный потенциал. Вокруг Миля по сути дела сформировалась школа не просто авиационных конструкторов, а и научная кузница. Вообще Миль никогда не забывал о подготовке новых кадров. Для этого он много читал лекций для студентов и популяризировал вертолётную технику в нашей стране.

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-10

Во время доводки гиганта Ми-6 и разработки на его основе вертолёта-крана «Ми-10», который в своё время установил рекорд грузоподъёмности 15 тонн, Михаил Леонтьевич Миль предлагал замену поршневых вертолётов Ми-1 и Ми-4 на машины нового поколения, с газотурбинными двигателями.

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-10

То есть создать новые машины вместо них. В конце 1950-х годов вертолётная техника развивалась стремительно! Миль в отличие от военных хорошо понимал, что отставание допустить нельзя. Но военных устраивали Ми-1 и Ми-4, и никто не хотел менять отлажено работающий механизм крупносерийного производства. Тогда Михаилу Леонтьевичу Милю пришлось пойти на хитрость. Он представил новую машину не как новую, а как МОДИФИКАЦИЮ уже существующего вертолёта Ми-4, только с газотурбинными двигателями!

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-8

В результате в 1961-м году появился один из самых известных вертолётов в мире,  «Ми-8». Экипаж 3 человека, пассажиры 24 человека, скорость полёта 260 км/ч, дальность полёта 480 км, грузоподъёмность 4 000 кг.

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-8

Однако путь Ми-8 в «свет» был не простым. Михаилу Леонтьевичу Милю приходилось пробивать стену равнодушия различных министерств и ведомств. Дело в том, что, несмотря на все свои успехи в представлении советских чиновников вертолётная промышленность была всё ещё, не важна. Но Михаил Леонтьевич Миль умел убеждать чиновников, причём в нужную для него сторону! Миль был неудобным для чиновников и за свою настойчивость, и целеустремлённость несколько раз получал выговоры от министров. Цель Михаила Леонтьевича Миля была одна – создавать лучшие в мире вертолёты. Для достижения этой цели он считал возможным иногда обмануть какого-либо несведущего чиновника.

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-8

На авиасалоне в Лэ Бурже в 1965-м году советские образцы вертолётной техники произвели ТРИУМФ. Это было первое представление советской техники на международном авиасалоне. Вокруг каждого советского вертолёта крутилась ТОЛПА посетителей! На ряду, с гигантами Ми-6 и Ми-10 на выставке был представлен и, на тот момент новейший, вертолёт среднего класса Михаила Леонтьевича Миля, Ми-8, который был признан одним из самых удачных вертолётов такого класса в МИРЕ! Ми-8 обладал достаточно низким уровнем шума и вибрации, был простым в управлении. Ми-8 и сегодня успешно применяется во многих странах мира!

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-26 Грузоподъёмность 20 тонн

Михаил Леонтьевич Миль мечтал на этом авиасалоне увидеться с Игорем Ивановичем Сикорским, который сам тоже хотел специально приехать на этот авиасалон, но не приехал из-за болезни. Вместо него приехал сын авиаконструктора, Сергей Игоревич Сикорский, который работал на фирме отца. Сергей Сикорский добровольно взял на себя обязанности переводчика Михаила Леонтьевича Миля. Так же Сергей Сикорский помог организовать пробные полёты лётчиков-испытателей США на советских вертолётах! Американцам советская техника понравилась! Вертолёты Михаила Леонтьевича Миля были признаны ГЛАВНЫМ событием выставки! На пресс конференции журналисты спросили Миля: «Господин Миль, что Вы ещё любите кроме вертолётов?» Он ответил: «Вертолёты люблю не я один, мы все любим вертолёты! А ещё мы любим своих жён!»

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-26 Грузоподъёмность 20 тонн Перевозка на внешней подвеске самолёта Ту-134

На авиасалоне Михаил Леонтьевич Миль обратился с просьбой к руководителям советской делегации организовать сбор всех вертолётных конструкторов авиасалона на советской площадке. Интересен тот факт, что свои советские чиновники поначалу чуть ли не на смех подняли эту идею, а потом оказалось, что практически все иностранные конструктора вертолётов приняли это предложение! Существует фотография, подтверждающая данное событие. Общим мнением конструкторов, собравшихся на советской вертолётной площадке, Михаил Леонтьевич Миль был признан самым выдающимся конструктором вертолётов! Один из конструкторов спросил Миля: «В чём секрет Ваших успехов?» Миль ответил: «В том, что мне удалось создать коллектив единомышленников!»

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-26 Грузоподъёмность 20 тонн Перевозка на внешней подвеске полуразобранного Ми-26

Нужно отметить, что атмосфера общения с Михаилом Леонтьевичем Милем была непринуждённой! Миль обязательно каждый день заходил в само КБ. Во время таких посещений КБ Михаил Леонтьевич Миль, как правило, подсаживался к какому-нибудь конструктору и лично обсуждал с ним конструкцию будущего агрегата. Были случаи, когда сотрудник КБ возражал Милю в том или ином вопросе. Тогда Миль проанализировав предлагаемый сотрудником вариант в случае, если сотрудник оказывался прав, принимал вариант рядового конструктора! То есть Михаил Леонтьевич Миль НЕ БЫЛ начальником по принципу – «если я начальник, то я всегда прав, а если ты подчинённый, то ты всегда дурак»! Вместе с тем Миль умел убедительно доказывать свою точку зрения. Были и такие случаи, когда предлагаемый Милем вариант казался сотрудникам буквально диким! Но потом в процессе работы оказывалось, что Миль прав! Поэтому работники КБ относились к Михаилу Леонтьевичу Милю с большим доверием.

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-26 Грузоподъёмность 20 тонн Перевозка на внешней подвеске полу разобранного американского вертолёта Чинук

Михаил Леонтьевич Миль был настоящим патриотом. Он говорил, что наша страна, словно специально сконструирована для вертолётов. Машины Миля оказались незаменимы, например, при освоении дальних месторождений нефти и газа. По словам председателя госплана СССР Николая Байбакова доступ к этим месторождениям благодаря именно вертолётам ускорился примерно на 15 лет! Михаил Леонтьевич Миль многократно бывал в местах, где непосредственно работали его вертолёты, и интересовался именно у тех лётчиков и технического персонала, которые непосредственно эксплуатировали эти вертолёты, какие технические характеристики, по их мнению, необходимы вертолётам и, что ещё необходимо улучшить. Он живо реагировал на замечания и, не обижаясь, принимал их к сведению! Надо сказать, что эти же принципы остались на фирме имени Михаила Леонтьевича Миля и сегодня!

Работу над новой машиной Михаил Леонтьевич Миль начинал с РИСУНКОВ карандашом в блокноте. Только после того как находилась ОПТИМАЛЬНАЯ ФОРМА в РИСУНКЕ, Миль приступал к технической реализации вертолёта. Так же в КБ Миля работали художники, которые делали зарисовки уже существующих машин в деле и будущих проектов. Михаил Леонтьевич Миль любил рисовать всю жизнь! Иногда он рисовал просто для отдыха от тяжёлого рабочего дня.

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-24

Но Миль не был художником в обычном понимании этого слова. Он мог нарисовать, например портрет дочери или жены, натюрморт или пейзаж! В одном из своих воспоминаний Миль написал, что его жизнь состояла из двух половин – одна любовь, другая творчество! В нём жила душа художника и поэта! Семье Михаила Леонтьевича Миля удалось пронести тёплые, нежные семейные отношения сквозь все невзгоды и трудности жизни.

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-24

Семье Миля пришлось пережить смерть от болезни 5-тилетнего сына Вадима. Жена Миля, Панна Гурьевна даже в чём-то помогала мужу по служебным делам.

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-24

В 1965-м году началась война во Вьетнаме. Там американцы впервые применили кроме лёгких и транспортных вертолётов бронированные ударные вертолёты «Хью Кобра». Данный факт привёл к тому, что советские военные решили дать задание КБ Михаила Леонтьевича Миля разработать вертолёт-боец. Этот вертолёт получил название «Ми-24». Он стал самым ВОЮЮЩИМ вертолётом в мире! Михаил Леонтьевич Миль задумал и начал работу над этим вертолётом ещё до начала войны во Вьетнаме. Он ПЫТАЛСЯ ещё ДО войны во Вьетнаме убедить военных и руководство страны в необходимости иметь на вооружении такой вертолёт! Однако решение вопроса растянулось на несколько лет.

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-12 Грузоподъёмность вертолёта 40 тонн

Вершиной конструкторской мысли Михаила Леонтьевича Миля стал СВЕРХТЯЖЁЛЫЙ вертолёт «Ми-12». Он был предназначен для перевозки стратегических ракет. Дело в том, что новая секретная стратегическая ракета не входила в уже существующие транспортные средства. Во время выбора схемы, по которой предстояло создавать эту машину, было «сломано много копий». В мире ничего, даже подобного, не существовало! В результате анализа возможных конструкций Михаил Леонтьевич Миль выбрал ПОПЕРЕЧНУЮ схему с винтомоторными группами на крыльях ОБРАТНОГО СУЖЕНИЯ. После экспериментов он обосновал и отстоял данную схему  в ЦАГИ и в министерстве авиации.

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-12 Грузоподъёмность вертолёта 40 тонн

Первый раз Ми-12 поднялся в воздух 27-го июня 1967-го года. После отрыва от земли Ми-12 вдруг начал «плясать». Эта «пляска» длилась около 18-ти секунд. Лётчик-испытатель Василий Петрович Колошенко с большим трудом смог частично справиться с раскачкой и посадить вертолёт! Посадка оказалась жёсткой, в результате лопнуло колесо, и погнулась нога шасси. После этого возникли слухи, что на борту произошёл взрыв! Михаил Леонтьевич Миль присутствовал на первом взлёте Ми-12, но его здоровье было уже подорванным, он болел. Первый взлёт Ми-12 произвёл на него удручающее впечатление, как и на всех остальных! В доводке машины Миль не смог принять участие из-за микро инсульта. Теперь уже ученики Михаила Леонтьевича Миля занялись в КБ расследованием причин аварийного поведения вертолёта Ми-12. Они определили, что причиной такой раскачки вертолёта явилось резонансное совпадение частоты колебаний конструкции и органов управления.

Вертолёт Михаила Леонтьевича Миля Ми-12 Грузоподъёмность вертолёта 40 тонн

Благодаря огромному опыту и научным знаниям сотрудников КБ, неполадки удалось устранить. Летом 1968-го года гигант Ми-12 совершил первый благополучный полёт! Когда Михаилу Леонтьевичу Милю сказали об удачном полёте Ми-12, он произнёс: «Знаете, Вы не вертолёт вылечили, Вы меня вылечили!» Вскоре Ми-12 установил несколько фантастических рекордов! В 1969-м году Ми-12 установил АБСОЛЮТНЫЙ рекорд мира для ВЕРТОЛЁТОВ – поднял на высоту 2 250 метров 40 тонн груза! Этот рекорд НЕ ПОБИТ никем в мире ДО СИХ ПОР и скорее всего, останется не побитым ещё много лет! Экипаж 6 человек, пассажиры 196 человек, скорость полёта 260 км/ч, дальность полёта 500 км, грузоподъёмность 40 000 кг.

Вертолёт-амфибия КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-14

В 1969-м году 21-го ноября праздновали 60-тилетие генерального конструктора Михаила Леонтьевича Миля. Помимо предыдущих наград Миля наградили 2-м Орденом Ленина. В конце торжественного вечера он, превозмогая болезнь, выступил с благодарственной речью: «Всем тем, что я сделал, я обязан нашему коллективу, рабочим, инженерам, конструкторам, лётчикам. Земной поклон всем! Мы ещё поработаем друзья!» В 1970-м году 31-го января Михаила Леонтьевича Миля не стало. Ему было 60 лет. Всю свою жизнь он посвятил работе, много из намеченного он не успел сделать, но он сделал главное — оставил школу и коллектив единомышленников, продолживших его дело. Михаил Леонтьевич Миль не только конструировал те или иные машины, но и заложил принципы, лежащие в основе создания следующих поколений вертолётов!

Вертолёт-амфибия КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-14

Ученики Михаила Леонтьевича Миля довели проекты боевого Ми-24, вертолёта-амфибии «Ми-14». По концепции вертолёт-штурмовик спроектировали «Ми-28Н», который известен под прозвищем «ночной охотник». Линию лёгких вертолётов продолжил «Ми-34». В 1970-е годы в классе ТЯЖЁЛЫХ машин создали гигант «Ми-26», который является на сегодняшний день САМЫМ БОЛЬШИМ вертолётом в МИРЕ, производимым СЕРИЙНО! Традиции, заложенные в легендарном вертолёте Ми-8, продолжаются в новейшем вертолёте «Ми-38».

Вертолёт-амфибия КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-14 в полёте без шасси

Гигант Михаила Леонтьевича Миля, Ми-12 впервые был показан мировой общественности на авиасалоне в Лэ Бурже в мае 1971-го года. Вертолёт получил приз имени Игоря Ивановича Сикорского, причём за номером «1»! Когда сын знаменитого авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского, Сергей Сикорский увидел Ми-12 Михаила Леонтьевича Миля, он сказал: «Перед таким грандиозным сооружением, каким является Ми-12, можно только молча снять шляпу! Выполнена исключительно новаторская работа!» К сожалению, в серийное производство Ми-12 НЕ пошёл по причине изменения к этому времени размеров ракеты. Военные отменили свой заказ. Ми-12, Михаила Леонтьевича Миля остался изготовленным в количестве 2-х штук.

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-28Н с вооружением

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-28Н

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-28Н с полным вооружением

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-28Н

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-34

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-34

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-34

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-38

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-38

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-38

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-17

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-17

Вертолёт КБ Михаила Леонтьевича Миля Ми-17

krasvozduh.ru

Миль, Михаил Леонтьевич - это... Что такое Миль, Михаил Леонтьевич?

Михаи́л Лео́нтьевич Миль (9 [22] ноября 1909, Иркутск — 31 января 1970, Москва) — советский конструктор вертолётов и учёный, доктор технических наук (1945), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии СССР (1968).

Михаил Миль родился в Иркутске, в семье еврейского происхождения[1][неавторитетный источник? 369 дней], его отец, Леонтий Самойлович Миль, был железнодорожным служащим, мать, Мария Ефимовна, — зубным врачом. Его дед, Самуил Миль, был кантонистом, после 25 лет на флоте осел в Сибири.

В двенадцатилетнем возрасте Михаил сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Томске. В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт, проучился там два года, а затем перевёлся на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске, где была авиационная специальность.

Окончив институт в 1931 году, Миль работал в ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского, участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15, работал на автожирном заводе заместителем Николая Камова. В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 гг. Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай, в основном занимаясь усовершенствованием боевых самолётов, улучшением их устойчивости и управляемости.

В 1947 году Миль стал главным конструктором опытного КБ по вертолётостроению. В 1951 году под руководством Миля был создан первый советский серийный 3-местный вертолёт Ми-1. В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и др.

Могила Миля М. Л. на Юдинском кладбище

Умер 31 января 1970 года в Москве. Похоронен на Юдинском кладбище недалеко от железнодорожной платформы Перхушково.

М. Л. Миль на купоне от марочного листа почты России Вертолёт Ми-4 на марке СССР 1960 г.

Память

  • Имя Миля носит Московский вертолётный завод.
  • В Москве, именем конструктора названа улица в районе Жулебино. В 2009 году на пересечении улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского бульвара был установлен бюст Миля.[2]
  • В Казани именем конструктора названа улица в Авиастроительном районе.
  • Именем Миля названа московская средняя школа № 1738.
  • В 2009 году в честь Миля был выпущен почтовый блок марок России.
  • На корпусе факультета технологических машин и роботов ЮРГТУ (НПИ) (Новочеркасск) установлена мемориальная доска: «Здесь учился и окончил НПИ в 1931 г. конструктор вертолетов, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, д.т. н. М. Л. Миль (1909—1970)».[3]
  • В 2009 году в Иркутске в честь 100-летия со дня рождения Михаила Леонтьевича Миля по инициативе поэта Г. Гайды была установлена мемориальная доска. Предложено назвать именем Миля улицу, на которой он родился и рос.[4]

Награды

Примечания

 Миль, Михаил Леонтьевич на сайте «Герои страны»

dic.academic.ru

Миль Михаил Леонтьевич.

Миль Михаил Леонтьевич (1909-1970).

Михаил Леонтьевич родился 22 ноября 1909 года в Иркутске в семье интеллигентов. Его отец — Леонтий Самойлович, был железнодорожным служащим, а мать — зубным врачем. С детства будущий конструктор увлекался авиационной техникой, в двенадцатилетнем возрасте Михаил сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Томске. По окончании средней школы поступил в 1926 году в Сибирский технологический институт в Томске, где активно участвовал в работе планерного кружка. Однако сибирский институт не готовил авиационных инженеров. Поэтому, через два года, Миль перевелся на третий курс механического факультета Донского политехнического института, где существовала авиационная специальность.

Еще будучи студентом, М.Л.Миль заинтересовался винтокрылыми летательными аппаратами и во время производственной практики летом 1929 года участвовал в постройке первого советского автожира КАСКР-1. По окончании института, в 1931 году молодой инженер поступил на работу в Секцию особых конструкций (СОК) Экспериментально-аэродинамического отдела ЦАГИ, где быстро зарекомендовал себя перспективным специалистом. Уже через год, в январе 1933 года при преобразовании СОК в Отдел особых конструкций возглавил бригаду аэродинамических расчетов и экспериментальных исследований. В это же время выходят первые его печатные работы с описанием автожиров. В последующих публикациях Миль глубоко исследовал различные вопросы аэродинамики и динамики полета, аэроупругости и прочности винтокрылых машин. Под его руководством создана общая теория несущего винта, применяемая для различных случаев обтекания.

К началу 40-х годов Михаил Леонтьевич стал одним из ведущих отечественных специалистов по теории автожиров и вертолетов. Помимо теоретических исследований он также имел и богатый конструкторский опыт, конструировал лопасти и другие агрегаты, изучал особенности автожиров с прыжковым взлетом. Миль принял активное участие в проектировании и испытаниях автожиров ЦАГИ А-6, А-7, А-8 и А-14. Вместе с В.А.Кузнецовым и Н.К.Скржинским он был главным конструктором автожира А-12 и автожира А-15. С образованием в 1940 году завода винтовых летательных аппаратов № 290 М.Л.Миль был назначен на должность заместителя главного конструктора и под руководством Н.И.Камова участвовал в серийном производстве автожиров А-7-3А, а также в проектировании и постройке опытного «прыгающего» автожира АК.

В начале Великой Отечественной войны Миль служил инженером в эскадрильи автожиров-корректировщиков, принимавшей участие в битве под Смоленском. Однако эскадрилья вскоре была расформирована, а завод № 290 — эвакуирован и затем закрыт. В 1943 году Михаил Леонтьевич вернулся в ЦАГИ, где продолжил начатые еще до войны исследования по устойчивости и управляемости самолетов. Они послужили основой для его кандидатской диссертации, защищенной в 1943 году. За свой вклад в развитие авиационной техники в годы войны Миль был награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды.

В 1945 году М.Л.Миль успешно защитил докторскую диссертацию «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и ее приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера». По окончании Великой Отечественной войны появилась возможность возобновить в ЦАГИ исследования по вертолетостроению и Михаил Леонтьевич возобновил научно-экспериментальные исследования аэродинамики несущих винтов, в частности работы по измерению полей скоростей вокруг него. Им была создана натурная геликоптерная установка, ставшая прообразом вертолета Ми-1. В марте 1947 года М.Л.Миль возглавил вновь созданную «вертолетную» лабораторию ЦАГИ, а в конце того же года Миль стал во главе ОКБ по вертолетостроению, от которого ведет свою историю ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля».

Под руководством М.Л.Миля создано девять базовых типов серийных вертолетов: Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10К, Ми-14 и Ми-24, а также их многочисленные модификации. Опытные винтокрылые машины Ми-3 и Ми-12, а также экспериментальный В-7 открыли путь к разработке новых направлений в развитии винтокрылой авиации. Машины марки «Ми» составляют основу вертолетных парков нашей страны и еще ряда иностранных государств. Вместе со своими учениками Миль разработал теорию современного вертолета, позволившую на практике осуществить решение ряда сложнейших проблем, относящихся к аэродинамике несущего винта, усталостной прочности вертолетных агрегатов, флаттеру лопастей винтов, земному резонансу, устойчивости и управляемости вертолетов и другим вопросам проектирования и расчета винтокрылых летательных аппаратов. Михаил Леонтьевич Миль – основоположник ведущей мире научно-конструкторской школы вертолетостроения. Им воспитаны тысячи высококвалифицированных специалистов. В 1967 году Кафедра вертолетостроения МАИ избрала М.Л.Миля профессором.

За вклад в развитие вертолетостроения Михаилу Леонтьевичу было присвоено в 1966 году высокое звание Героя Социалистического Труда, присуждены Ленинская (1958 г.) и Государственная (1968 г.) премии СССР.

Михаил Леонтьевич умер 31 января 1970 года в Москве. Похоронен на Юдинском кладбище недалеко от железнодорожной платформы Перхушково. Именем М.Л.Миля назван Московский вертолётный завод, улицы в Москве и Казани, московская средняя школа № 1738.

В 2009 году в Москве на пересечении улицы Авиаконструктора Миля и Жулебинского бульвара был установлен бюст М.Л.Миля. В Москве на доме, в котором он жил и в городе Жуковский Московской области на территории ЦАГИ установлены мемориальные доски.

Награды: -золотая медаль «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда СССР (1966 г.); -три ордена Ленина; -орден Отечественной войны 2 степени; -орден Красной Звезды; -орден Трудового Красного Знамени;

-польский «Орден Возрождения Польши».

Студент Новочеркасского политехнического института М.Л.Миль. 1928 г.

М.Л.Миль (крайний слева) среди студентов Новочеркасского политехнического института. 1928 г.

М.Л.Миль. 1931 г.

М.Л.Миль в период командировки в действующую армию. 1941 г.

Авиаконструктор М.Л.Миль во время летных испытаний вертолета Ми-1. 1950 г.

.

.

Список источников: Михаил Леонтьевич Миль. Cайт «Герои Страны». И.В.Самсонова. Михаил Леонтьевич Миль.

Д.И.Гай. Вертолёты зовутся МИ.

Page 2

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Дети Миля

В декабре 1941 года в дифтеритном отделении поселка Билимбай умер Вадим Миль. Сын знаменитого авиаконструктора скончался от дифтерита и был похоронен на билимбаевском кладбище. В перестройку могила была забыта и заброшена.

Вадик Миль

Летом 2012 года ее поиском и восстановлением занимались первоуральские журналисты, энтузиасты, предприниматели. Могилу нашел местный предприниматель Николай Козлов. Она была заросшей, со ржавой оградой и неказистым памятником, через ржавчину с трудом читалось одно слово «Миль».

Так могила Вадика Миля выглядела, когда мне её показал Н. Козлов Такой могила была в советские годы

Однако уверенности в том, что это и есть та самая могила, не было. Поэтому я позвонил в Москву на вертолетный завод имени М. Л. Миля. Оказалось, что одна из дочерей авиаконструктора Надежда Миль продолжает трудиться на предприятии и заведует заводским музеем. Надежда Михайловна выслала фото могилы, сделанное в 70-х годах прошлого века. Сомнений не было — это была та самая!

Кроме того, Надежда   Миль  сообщила, что кроме  сына  авиаконструктора в могиле покоится еще и его дочь Маня, умершая в Билимбае вскоре после рождения.

В декабре 1941 года на площадке билимбаевского труболитейного завода и принадлежащего ему клуба (ныне это Свято-Троицкая церковь — памятник архитектуры) разместилось три авиационных завода и их конструкторских бюро: КБ агрегатного завода Привалова по конструированию грузовых парашютов, КБ Болховитинова по конструированию реактивных самолетов и КБ Камова-Миля по конструированию автожиров — предшественников современных вертолетов.

 Сыну   Михаила  Леонтьевича  Миля , когда семья прибыла в эвакуацию, только исполнилось пять лет. Как раз в день своего рождения в дороге он и разболелся. В Билимбае имелось специализированное дифтеритное отделение, но у мальчика было больное сердце. Промучившись полтора месяца, 19 декабря он умер. Но несчастье одно не ходит. После Нового года у жены  Михаила   Миля   — Паны — родилась девочка. Назвали Маней. Прожила девочка совсем мало. В билимбаевском роддоме было очень холодно. Тем не менее врач дал указание малышей купать. Несколько младенцев простудились и умерли. Говорят, что врача судили. Среди умерших младенцев была и Маня. Ее похоронили рядом с Вадиком. Могилу обнесли общей оградкой.

В советские годы за захоронением ухаживала кладбищенская сторожиха. Однако женщина умерла, и про него забыли. Мы решили восстановить могилу. На помощь Николаю и мне пришел житель Первоуральска Эдуард Вольхин. Нашли спонсора, заключили договор с одной из похоронных организаций. Но главное — активно содействовал всей этой затее Эдуард Коридоров, отвечавший в то время на ПНТЗ за связи с общественными организациями.

В августе работы на могиле детей Миля были закончены. Посетить ее захотели дочери авиаконструктора: Надежда и Елена. В том же месяце они побывали в Первоуральске и в Билимбае.

Сестры Миль на восстановленной могиле брата и сестры Могила восстановлена по личному рисунку М.Л. Миля. Он долго собирался установить новый памятник но так и не успел.

Сам Михаил Леонтьевич пока был жив, часто вспоминал сына. И даже написал стихотворение. В нем есть такие строки:

Сына нет, далеко схоронили, Он весенний свет унес с собой…

Более того, сам авиаконструктор сделал акварельный рисунок проекта надгробья. Именно по этому рисунку с небольшим отличием и выполнен современный памятник детям  Михаила  Миля  в Билимбае.

Дочери Миля Надежда и Елена на встрече с А. Гусевым в Первоуральске Помогал восстанавливать могилу детей Миля акционер «Группы ЧТПЗ» А.А. Фёдоров

КСТАТИ

Билимбаевская «базука»

Известно, что в Билимбае в годы войны КБ Болховитинова был сконструирован и построен первый советский истребитель БИ-1. О том, что здесь шла работа над автожирами, знают немногие. Первоначально здесь ремонтировали винтокрылые машины А-7, получившие повреждения в боях.

Еще меньше людей знают, что в Билимбае был сконструирован и испытан один из первых советских гранатометов. В 1942 году у Миля возникла идея создать противотанковое реактивное ружье. Был изготовлен опытный экземпляр. Первый выстрел конструктор решил произвести сам. К сожалению, тогда на ружье, которое сейчас бы называлось гранатометом, не удалось обратить внимание высоких лиц, и оно в серийное производство не пошло.

 Михаил  Леонтьевич  Миль , советский конструктор вертолетов, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР. В 1947 году Миль стал главным конструктором опытного КБ по вертолетостроению. В 1951 году под руководством Миля был создан первый советский серийный 3-местный вертолет Ми-1.

В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и другие.

Умер Миль 31 января 1970 года в Москве. В настоящее время имя Миля носит Московский вертолетный завод.

Источник: Анатолий Гусев

pervo.info


Смотрите также