Биография ильи глазунова


Вся биография biography.su

Подробности Категория: Художники Опубликовано: 08.01.2019 11:27 Автор: Роман Просмотров: 214

Глазунов Илья Сергеевич Родился: 10 июня 1930 Умер: 9 июля 2017 (87 лет)

Биография

Илья Сергеевич Глазунов — советский и российский художник-живописец, педагог. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. Академик РАХ (2001). Народный художник СССР (1980). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1997). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец — Сергей Фёдорович Глазунов, историк; дядя по отцу — патологоанатом и коллекционер живописи М. Ф. Глазунов. Мать — Ольга Константиновна Глазунова (Флуг); дядя по матери — востоковед К. К. Флуг.

Пережил блокаду Ленинграда, а отец, мать, бабушка и другие родственники погибли. В 12-летнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни».

Жил в деревне Гребло под Новгородом. После снятия блокады в 1944 году вернулся в Ленинград. Учился в ленинградской средней художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина в мастерской профессора Бориса Иогансона (1951—1957).

В 1956 году женился на Нине Александровне Виноградовой-Бенуа.

В начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ Глазунова, имевшая большой успех.

Его долгие годы опекал поэт Сергей Михалков, как вспоминал о нём сам Глазунов: «которому я обязан буквально всем».

В 1977 году выставка, содержащая картину «Дороги войны» (работа 1957 года), была закрыта как «противоречащая советской идеологии». Картина была уничтожена. Впоследствии художник написал авторскую копию.

C 1978 года преподавал в МХИ. В 1981 году организовал в Москве Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором.

С 1987 года и вплоть до своей смерти являлся ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Скончался 9 июля 2017 года от сердечной недостаточности. Соболезнование в связи с кончиной выразил Президент России Владимир Путин. Соболезнование с кончиной выразил Дом Романовых. Прощание с художником прошло в Сретенском монастыре; отпевание состоялось в Богоявленском соборе в Елохове. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь

Первая супруга — Нина Александровна Виноградова-Бенуа (15 июля 1936 — 24 мая 1986), по официальной версии покончила жизнь самоубийством. Сам же художник считал, что её смерть - убийство.

Сын — Иван Глазунов (род. 1969), заслуженный художник РФ, автор полотна «Распни его!», картин из жизни русских святых, пейзажей русского севера.

Дочь — Вера Глазунова (род. 1973), художник, автор картины «Великая княгиня Елисавета Феодоровна перед казнью в Алапаевске». Будучи женат первым браком, имел роман со студенткой ВГИКа Ларисой Кадочниковой. Кадочникова вспоминала:

«Глазунов поклонялся Достоевскому и хотел, чтобы его окружали и страсти по Достоевскому. На пределе человеческих возможностей. Только тогда он мог работать, это вдохновляло его. Он бесконечно требовал от меня признаний в любви. К нему, гению. Мне в любви он не признавался, но я видела, как горят его глаза. Понимала, что ему необходима. Да, он любил меня. И терзал…»

Вторая жена — Инесса Дмитриевна Орлова (род. 1970), директор картинной галереи Ильи Глазунова.

Творчество

Ранние живописные работы середины 1950-х — начала 1960-х годов выполнены в академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно»).

Дипломная работа в ЛИЖСА «На колхозной ферме» (1957)

Работа «Дороги войны», изображающая отступающую Красную армию в 1941 году (1957). Не сохранилась до наших дней; художником позднее исполнена авторская копия.

Автор цикла графических работ, посвящённых жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных чёрным соусом, художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда («Двое», «Размолвка», «Любовь»). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека.

Автор живописного полотна «Мистерия XX века» (1978). В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего столетия с его борьбой идей, войнами и катастрофами.

Автор живописного полотна «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за тысячу лет (1988).

Автор исполненных в графически стилизованной манере произведений, посвящённых русской старине: циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др.

Автор серии работ на темы основных произведений Фёдора Достоевского (триптих «Легенда о Великом Инквизиторе»). Создал живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (здание ЮНЕСКО, Париж, 1980). Автор картины «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус».

Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Мирей Матьё, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щёлоков).

Автор серии работ «Вьетнам», «Чили» и «Никарагуа».

Театральный художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» Александра Бородина и «Пиковая дама» Петра Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» Арама Хачатуряна в Одесском оперном театре и др.)

Создал интерьер советского посольства в Мадриде. Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлёвского Дворца.

На последних выставках в московском Манеже (2010) и Санкт-Петербургском Манеже (2011) выставил новые полотна «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», а также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике; также зрители увидели лирический автопортрет художника «И снова весна».

Общественная деятельность

В начале 1960-х годов Глазунов создал патриотический клуб «Родина», который вскоре был ликвидирован.

В 1970-е годы Глазунов выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, угрожавшего практически полным разрушением исторической части города. Вместе с единомышленниками создал альбом, посвящённый «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства. Ему и композитору Вячеславу Овчинникову удалось собрать подписи деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован общественностью. После чего план был отозван, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без решения которого разрушения исторической застройки не могли быть допущены.

Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего законную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных памятников.

Один из создателей Петровской академии наук и искусств.

По инициативе Глазунова в Москве в 1987 году была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведётся обучение по специальностям «живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура», «история и теория изобразительного искусства». Со дня основания Глазунов являлся её ректором.

Политические взгляды

Илья Глазунов — сторонник монархии, сословных привилегий и ограничений, противник демократии и равенства прав. 9 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ Владимира Путина. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»:

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (10 июня 2010 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 октября 2005 года) — за выдающиеся заслуги в области отечественного изобразительного искусства и образования

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (9 июня 2000 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 мая 1995 года) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами

Орден Трудового Красного Знамени (24 сентября 1985 года) — за заслуги в развитии советского изобразительного искусства Почётное звание «Народный художник СССР» (6 июня 1980 года) — за большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства

Почётное звание «Народный художник РСФСР» (29 июня 1979 года) — за заслуги в области советского изобразительного искусства

Почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (28 ноября 1973 года) — за заслуги в области советского изобразительного искусства Государственная премия Российской Федерации (1997 год) — за реставрацию Московского Кремля.

Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (Москва, 9 июня 2010 года) — за большие заслуги в области изобразительного искусства и художественного образования

Почётная грамота Правительства Москвы (8 июня 2005 года) — за большой вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, активную общественную деятельность и в связи с 75-летием со дня рождения

Знак «Жителю блокадного Ленинграда» Премия Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность» (13 декабря 2007 года) Знак ордена Александра Невского (2005 год) Всероссийская историко-литературная премия «Александр Невский» 2010 года — за книгу «Россия распятая» издательства «Голос-Пресс»

Орден преподобного Андрея Рублёва I степени РПЦ (4 декабря 2010 года) — во внимание к выдающемуся вкладу в развитие русского изобразительного искусства и в связи с 80-летием со дня рождения

Орден Преподобного Сергия Радонежского РПЦ (1999 год) — в связи с 40-летием творческой деятельности и в ознаменование 10-летия создания возглавляемой им Российской академии живописи, ваяния и зодчества

Орден Крыла Святого Михаила (Португалия) Орден Вишну (Лаос) Премия имени Д. Неру Почётный член объединения «Русское знамя» (1989 год). Действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997 год). «Самый выдающийся художник XX века» по опросу ВЦИОМ (1999 год). Золотая медаль ЮНЕСКО «за выдающийся вклад в мировую культуру». Действительный член Российской академии художеств (2000 год).

10 июня 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин посетил галерею Ильи Глазунова и поздравил его с 79-летием. Рассматривая картину «Князь Олег и Игорь» (1972), Владимир Путин высказал пожелание, чтобы меч князя Олега был несколько увеличен, «а то выглядит, как перочинный ножик. Им как будто колбасу режут». Глазунов обязался картину исправить и похвалил главу правительства за «хороший глазомер».

По воспоминаниям Станислава Куняева, Илья Глазунов перестал сотрудничать с «Нашим современником» и диаметрально изменил мнение о Вадиме Кожинове после публикации в журнале следующего заявления последнего: «Картины Ильи по-своему хороши, и вот если бы их размножить и вывесить, как плакаты на железнодорожных станциях, эффект был бы великолепен!» и неосторожного замечания, что некоторые «работы художника последних лет — это китч…», до этого момента Глазунов тепло отзывался о Кожинове и приглашал читать лекции в Суриковский институт.

biography.su

Илья Глазунов – биография, фото, личная жизнь, картины и причина смерти

Илья Глазунов: биография

Илья Сергеевич Глазунов – советский и российский живописец, руководитель Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, академик РАХ, народный художник СССР. Илья родился 10 июня 1930 года в Ленинграде в семье историка и экономиста, преподавателя ЛГУ Сергея Федоровича Глазунова и дочери действительного статского советника Ольги Константиновны Флуг. В раннем возрасте мальчик занимался в школе искусств, затем поступил в художественную школу на Петроградской стороне.

Илья Глазунов

Во время войны вместе с родителями остался в блокадном городе. Из всех ближайших родственников выжил только Илья, и в 1942 году подростка отправили по Дороге жизни в тыл — в деревню Гребло Новгородской области. После возвращения в Ленинград в 1944 году Илья пошел учиться в среднюю художественную школу при институте живописи. В 1951 году поступил в мастерскую профессора Бориса Иогансона в ЛИЖСА имени И. Е. Репина.

Живопись

В 1956 году молодой художник участвовал в международном конкурсе в Праге, где получил первую премию за портрет участника Движения Сопротивления Юлиуса Фучика. В этом же году был написан первый графический цикл «Русь», посвященный истории русской земли. В студенческие годы начал работать над графическим циклом о современном городе. Начав с лирических зарисовок – «Двое», «Размолвка», «Любовь» – художник углубился в раскрытие темы урбанизации пространства вокруг человека.

Картина Ильи Глазунова из цикла «Русь»

Дипломная работа «Дороги войны», на которой была изображена отступающая в 1941 году Красная армия, получила низкий балл. Холст был уничтожен как не соответствующий советской идеологии, но спустя годы автор сделал точную копию картины. По распределению Илья Глазунов отправился в Ижевск учителем рисования и тригонометрии, а затем перевелся в Иваново. Вскоре художник обосновался в Москве.

Картина Ильи Глазунова «Дороги войны»

Первая выставка Ильи Глазунова состоялась после окончания академии в начале 1957 года в московском Центральном доме работников искусств. Экспозицию составили четыре художественных цикла Глазунова – «Образы России», «Город», «Образы Достоевского и русской классики», «Портрет». Ранние работы Илья Глазунов создавал в академическом стиле, но некоторые картины – «Ада», «Нина», «Последний автобус», «Двое», «Одиночество», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно» – отмечены влиянием импрессионизма.

Илья Глазунов за работой над картиной «Пробудившийся восток»

В 1958 году Глазунов познакомился с советским поэтом Сергеем Михалковым, который стал помогать молодому художнику. В 1959 году Илья Сергеевич работал над портретами литераторов и актеров: Сергея Михалкова, Бориса Слуцкого, Майи Луговской, Анатолия Рыбакова, Татьяны Самойловой. В 60-х годах творчество Ильи Глазунова было отмечено партийным руководством страны, и художник начал получать заказы на создание портретов первых лиц государства. Выезжал живописец и за рубеж.

Портреты знаменитостей Ильи Глазунова

Среди знаменитостей, над портретами которых работал Илья Сергеевич, были политические деятели, писатели, кинематографисты, артисты: Индира Ганди, Федерико Феллини, Джина Лоллобриджида, Мирей Матье, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев. В 1964 году состоялась выставка Глазунова в служебном помещении Манежа. С этого же года Илья Сергеевич возглавил клуб патриотического воспитания «Родина», через год участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Илья Глазунов пишет портрет Джины Лоллобриджиды

В 1967 году был принят в Союз художников СССР. В середине 60-х выпустил книгу «Дорога к тебе. Из записок художника» автобиографического характера. Начиная с 60-х годов Илья Сергеевич регулярно работает над созданием иллюстраций к произведениям русских писателей: Федора Достоевского, Александра Блока, Александра Куприна, Николая Некрасова, Павла Мельникова-Печерского, Николая Лескова.

Иллюстрация Ильи Глазунова к роману Достоевского «Идиот»

Получают известность первые значимые полотна автора – «Господин Великий Новгород», «Русская песня», «Град Китеж», цикл «Поле Куликово». Продолжая пополнять собственную галерею, художник создал ряд портретов исторических персонажей – «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии», «Князь Олег и Игорь», «Иван Грозный», «Дмитрий Донской». С конца 70-х годов мастер обращается к масштабным полотнам и создает всемирно известные эпические картины – «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Разгром храма в Пасхальную ночь». В 1978 году начинает преподавательскую деятельность в Московском художественном институте.

Картина Ильи Глазунова «Мистерия ХХ века»

В 1980 году получает звание Народного художника СССР. В 1981 году при поддержке Министерства культуры РСФСР создает Музей декоративно-прикладного и народного искусства. В 1985 году режиссер А. Русанов на Центральной студии документальных фильмов снял картину «Илья Глазунов», посвященную творчеству художника. В 1986 году Глазунов становится основателем Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Глазунов занимался сценическим оформлением театральных и оперных постановок: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Большом театре, «Князь Игорь» и «Пиковая дама» в Берлинской опере, балет «Маскарад» в Одесском оперном театре. В начале 90-х курировал реставрационные работы зданий Московского Кремля – Александровского и Андреевского парадных залов Большого Кремлевского дворца и 14-го корпуса. В 1997 году Илье Глазунову присвоили Государственную премию РФ.

Художник-постановщик Илья Глазунов балета «Маскарад» в одесском оперном театре

В 2004 году состоялось открытие Московской государственной галереи Ильи Глазунова, в которой разместилось более 300 картин мастера. В 2008 году художник выпустил вторую из книг – «Россия распятая», в основу которой легли размышления о судьбе страны, очерки из собственной биографии. В 2000-х появились картины «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», автопортрет «И снова весна».

Картина Ильи Глазунова «Изгнание торговцев из Храма»

В 2012 году Илья Сергеевич стал доверенным лицом В. Путина. Именем Глазунова назвали одну из малых планет. Илья Глазунов – обладатель четырех Орденов за заслуги перед Отечеством. Русская православная церковь дважды награждала художника: в 1999 году был вручен Орден Преподобного Сергия Радонежского, а в 2010 году – Орден Преподобного Андрея Рублева. В 2010 году прошла юбилейная выставка работ мастера в Манеже «Художник и время».

Илья Глазунов и Владимир Путин

В начале июня 2017 года состоялось открытие Музея сословий, который расположился в крыле галереи Ильи Сергеевича. На трех этажах разместились экспозиции предметов быта, документов и фото, имеющих отношение к сословиям дореволюционного общества: дворянству, крестьянству и православию. Основу экспозиции составили древние иконы, которые Илье Глазунову удалось собрать в советское время по разным уголкам страны, а также полотна русских художников – Рериха, Нестерова, Сурикова, Кустодиева.

Картинная галерея Ильи Глазунова

Последними картинами автора стали законченная «Похищение Европы» и незавершенные полотна «Россия до революции» и «Россия после революции». На официальном сайте художника можно ознакомиться с ретроспективой его творчества, литературными трудами, семейными и рабочими фотографиями.

Личная жизнь

В 1956 году состоялась свадьба Ильи Глазунова и Нины Александровны Виноградовой-Бенуа. Жена выпускника художественной академии тоже училась на живописца. Впоследствии Нина Александровна помогала супругу в оформлении многих полотен, а также в создании сценографии к оперным спектаклям.

Илья Глазунов с семьей

Дети Ильи Глазунова – Иван и Вера – пошли по стопам родителей и оба стали художниками. Сын получил звание Заслуженного художника РФ и прославился созданием картины «Распни его!», а дочь получила известность после написания полотна «Великая княгиня Елисавета Феодоровна перед казнью в Алапаевске».

Илья Глазунов и вторая жена Инна Орлова

В 1986 году Нина Александровна погибла при невыясненных обстоятельствах, хотя следствие настаивало на версии самоубийства. Потеря близкого человека стала большим ударом для Ильи Сергеевича. Художник на долгие годы погрузился в творчество и общественную работу, оставив личную жизнь в стороне. В конце 90-х Глазунов познакомился с Инной Орловой, которая впоследствии стала второй женой мастера, а также заняла пост директора галереи Глазунова.

Смерть

9 июля 2017 года сердце художника остановилось. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Родственники художника получили официальные соболезнования в связи со смертью Ильи Сергеевича от президента В. Путина, а также от Дома Романовых.

Илья Глазунов в 2017 году

Похороны были проведены по православному чину. Прощание с мастером состоялось на территории Сретенского монастыря, отпевание – в Богоявленском соборе в Елохове. Могила художника находится на Новодевичьем кладбище.

Картины

  • «Дороги войны» — 1957
  • Цикл «Поле Куликово» — 1980
  • «Прощание» — 1986
  • «Вечная Россия» — 1988
  • «Великий эксперимент» — 1990
  • «Моя жизнь» — 1994
  • «Мистерия XX века» — 1999
  • «Разгром Храма в Пасхальную ночь» — 1999
  • «Закат Европы» — 2005
  • «И снова весна» — 2009
  • «Изгнание торговцев из храма» — 2011

Фото

udivim.net

Биография - Илья Глазунов

По приглашению молодежного журнала «Доокола свята» («Вокруг света») едет в Польскую народную республику, где летом проходят выставки художника в трех городах – Варшаве, Кракове и шахтерском городе Катовице. Вернисаж выставки в Катовице посетил Генеральный секретарь коммунистической партии Польской народной республики Эдвард Герек. Пишет портреты актрисы Беаты Тышкевич, актера Густава Холобека, дирижера Витольда Равицкого и др. В журнале «Молодая гвардия» публикует дискуссионную статью «Клякса и образ. Заметки о некоторых вопросах современной живописи», в которой впервые обстоятельно и определенно разъясняет свою творческую позицию. Знакомится с писателем и поэтом Владимиром Алексеевичем Солоухиным, который обратился с просьбой сделать обложку его книги. Создает портрет приехавшего в Москву итальянского драматурга Эдуарда де Филиппо, а также молодого поэта Андрея Андреевича Вознесенского для его первого сборника стихов «Мозаика». Зимой совершает поездку в Боровск и Ростов Великий, Архангельскую, Вологодскую и Рязанскую области. В полотнах «Князь Владимир Путивльский», «Ожидание», «Русская песня» и других дает свое осмысление древнерусского исторического и культурного наследия. По просьбе посла Израиля создает графический портрет Анны Франк.

1961

Зимой вместе с Сергеем Владимировичем Михалковым совершает поездку в Харьков к известному врачу-психиатру Казимиру Марковичу Дубровскому, лечившему от заикания. Исполняет его графический портрет. Во второй половине апреля, вскоре после полета Юрия Гагарина в космос, делает графический портрет космонавта. В мае принимается кандидатом в члены Союза художников. В июле во время II Международного кинофестиваля в Москве его находят «звезды» итальянского кино: актриса Джина Лоллобриджида, режиссеры Лукино Висконти и Джузеппе де Сантис, сценарист Эннио де Кончини. Сделав за два часа портреты, вызывавшие восторг, получает приглашение приехать в Рим. Также исполняет портреты американских актеров Элизабет Тейлор и Эдди Фишера. Во Владимире случайно знакомится с бывшим депутатом Государственной Думы Василием Витальевичем Шульгиным и вскоре рисует его графический портрет. Поздней осенью посещает Нижний Новгород, Городец, Семенов и места, связанные с легендами о Граде Китеже. Создает портреты писателей Михаила Николаевича Алексеева, Георгия Дмитриевича Гулиа, Антонины Дмитриевны Коптяевой.

1962

Зимой по командировке ЦК ВЛКСМ посещает Рязань. Впервые приходит в редакцию журнала «Огонек», которая ему заказывает портрет писателя Федора Ивановича Панферова. Знакомится с главным редактором журнала Анатолием Владимировичем Сафроновым. Знакомится с главным редактором газеты «Известия» Алексеем Ивановичем Аджубеем. В газете «Известия» публикует 5 апреля статью «Что помнить, чем гордиться…», в которой призывает по примеру Грузии создать в республиках СССР добровольные общества по охране и изучению памятников культуры. Создает при Советском комитете защиты мира секцию по охране памятников, на основе которой позднее возникнет Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) В июльском номере журнала «Москва» появляется сочувственная статья поэта и общественного деятеля Николая Семеновича Тихонова «Человек беспокойного таланта», посвященная Глазунову. По командировке ЦК ВЛКСМ посещает Переяславль-Залесский. 7 июля в «Литературной газете» появляется статья писателя Сергея Сергеевича Смирнова «Странная судьба одного таланта» в защиту Глазунова, последовательно отвергаемого руководством Союза художников СССР. Летом совершает поездку в Великий Новгород, пишет картину «Спас Нередица». В конце июля – начале августа экспонирует несколько произведений в рамках VIII Международного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки. 26 декабря выступает с речью на совещании творческой молодежи в ЦК КПСС, формулирует свое отношение к задачам творчества, к состоянию современного искусства и говорит о тяжелом положении с охраной памятников русской культуры. В картине «Князь Игорь» под влиянием древнерусских шитых окладов применяет технику коллажа. Делает портреты делегатов Всемирного конгресса за разоружение, в том числе ученых Жолио Кюри и Джона Бернала, а также писателя Сергея Сергеевича Смирнова, композитора Арама Ильича Хачатуряна и других. Для пропаганды древнерусской культуры начинает работу по созданию патриотического клуба, вокруг которого хочет объединить молодежь. Идею поддерживает скульптор Сергей Тимофеевич Коненков.

1963

Весной первый раз едет в Италию по приглашению Лукино Висконти, Федерико Феллини, Джины Лоллобриджиды, Джузеппе де Сантиса, Альберто Моравиа и других деятелей культуры. Делает графические портреты Джульетты Мазины, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Клаудио Кардинале, Сальваторе Адамо, Доменико Модуньо, Эдуардо де Филиппо, Аниты Экберг и др., а также живописный портрет Лоллобриджиды. Знакомится с главным художником миланского театра Ла Скала Николаем (Никколо) Бенуа, родственником Нины Александровны Виноградовой-Бенуа, с художниками Ренато Гуттузо и Джорджо де Кирико. 26 апреля открывается выставка художника в римской галерее «La Nuova Pesa» («Новые весы») на via del Vantaggio. На пресс-конференциях резко выступает с критикой абстракционизма и современных течений в искусстве, подчеркивая значение ценностей христианской цивилизации. Работает над иллюстрациями к произведениям Павла Ивановича Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах», «На горах», «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» и другим для шеститомного собрания сочинений писателя, выходящего в библиотеке «Огонька». Совершает поездку в Заволжье. Пишет картину «Русский Икар». Получает премию журнала «Огонек» как художник-иллюстратор русской классики.

1964

Работает над иллюстрациями к произведениям Александра Ивановича Куприна «Яма», «Поединок», «Брегет», «Жанета», «Молох» для собрания сочинений писателя в девяти томах, выходящего в библиотеке «Огонька». Пишет портрет М.Ю. Лермонтова и иллюстрации к его поэме «Мцыри». В картине «Два князя» и других обращается к теме древнерусской истории. Пишет картину «Русский Икар». Пишет автобиографическую книгу «Дорога к тебе. Из записок художника», в которой излагает свои взгляды на предназначение художника. 22 марта в газете «Известия» публикуется статья «Не хватит ли копья ломать?», подписанная видными учеными и писателями, в которой ставится вопрос об организации персональной выставки Глазунова в Москве, запрещаемой Союзом художником СССР. 8 мая в аудитории Московского химико-технологического института имени Д.И.Менделеева проходит вечер, посвященный древнерусской культуре, на котором принимается решение о создании «Клуба любителей древнерусского искусства», получившего в дальнейшем название патриотического клуба «Родина». Становится фактическим организатором и руководителем этого клуба. В связи с блестящим успехом, который художник имел в Италии, в середине июня с разрешения министра культуры Екатерины Алексеевны Фурцевой открывается выставка в служебном помещении Центрального выставочного зала в Москве (Манеж) со стороны Троицкой башни Кремля, где, в частности, экспонируется картина «Дороги войны». 19 июня в газете «Вечерняя Москва» публикуется письмо в редакцию нескольких московских художников с протестом против открытия этой выставки. Через пять дней по требованию Московского Союза художников выставка закрывается. Летом пишет живописный портрет Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I (Симанского) и других иерархов Русской Православной Церкви. Осенью в Москве проходят гастроли итальянского театра Ла Скала. Делает более двадцати графических портретов, в том числе дирижеров Герберта фон Караяна и Джанандреа Гаваццени, главного художника Николая (Никколо) Бенуа, певиц Габриэллы Тучи и Миреллы Френи, баса Николая Гяурова и других. Портреты лично дарит своим моделям ввиду отказа Министерства культуры СССР представить эти произведения (находятся в музее театра Ла Скала) в качестве памятного подарка о гастролях. В октябрьском номере журнала «Творчество» появляется статья искусствоведа Александра Абрамовича Каменского «Сфинкс без загадки», в которой формулируются основные претензии к Глазунову со стороны советской критики. Пишет целый ряд произведений, в которых отразились чувства творческого одиночества и непонимания: «Пророк», «Осень» и др. Также делает графические портреты работниц Московской ткацкой фабрики №2 для журнала «Молодая гвардия». В октябре на пленуме ЦК КПСС происходит смещение Никиты Сергеевича Хрущева со всех должностей. Первым секретарем ЦК становится Леонид Ильич Брежнев.

1965

В феврале Московское областное управление культуры и областной комитет комсомола утверждают положение о клубе «Родина». Получает мастерскую в башне дома «Моссельпрома» в Калашном переулке. 28 июля постановлением Совета Министров РСФСР учреждается Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). Входит в его организационный комитет. Совершает поездку в Новгород и на Север России. Пишет картины «Господин Великий Новгород», «Деревня Кулига. У Кириллова монастыря». В октябре журнал «Молодая гвардия» начинает публиковать автобиографическую повесть Глазунова под названием «Дорога к тебе. Из записок художника». Пишет картины «Весна в городе», «Старый двор», «Мышеловка», «ХХ век. В ресторане» и др. Выходит поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с иллюстрациями Глазунова.

1966

В начале июня на Учредительном съезде ВООПиК избирается членом правления. В сентябре едет в Данию по приглашению для написания портрета премьер-министра Отто Йенса Крага. Пишет также портрет его супруги киноактрисы Хелле Виркнер Краг и портреты их детей. В ноябре в Копенгагене проходит выставка Глазунова. 11 ноября умирает дядя художника Михаил Федорович Глазунов, оказавший большое влияние на его творческое воспитание. Критическое отношение к современной советской жизни находит отражение в полотнах «В клетке (Горбун)» и «Лифтерша».

1967

В феврале через Владивосток вместе с писателем Сергеем Александровичем Высоцким уезжает в творческую командировку во Вьетнам в качестве специального корреспондента газеты «Комсомольская правда». Ее результатом становится серия из 150 работ о сражающемся Вьетнаме, созданная за 23 дня. В конце марта в Ханое на улице Ювелиров открывается выставка произведений вьетнамского цикла, которая пользуется большим успехом. По возвращении художника в Москву этот цикл демонстрируется в Доме дружбы с народами зарубежных стран. Выходит папка репродукций «Дни и ночи Вьетнама» (М., Изобразительное искусство). Принят в Союз художников СССР по секции графики. Рекомендации дают Борис Ефимович Ефимов, Орест Георгиевич Верейский и Георгий Григорьевич Нисский. Осенью работает в Лаосе по приглашению короля, где пишет портреты членов королевской семьи и пейзажи, создает графические листы, изображающие современную жизнь лаосцев. 9 ноября 1967 награждается лаосским орденом Вишну. Получает почетную грамоту Советского комитета защиты мира. Под давлением партийных органов и Московского городского отделения ВООПиК закрывается созданный художником клуб «Родина», вместо которого возникает новый, чья деятельность сужается, фактически сводясь к реставрационным работам в Крутицком подворье. В новых произведениях на темы русской истории использует технику коллажа, приемы, связанные с древнерусским искусством и народным примитивом: «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии», «Царевич Димитрий», «Погост Нёнокса» и др.

1968

В апреле приезжает в Париж по приглашению Ива Монтана, Симоны Синьоре, Иветт Шовире и графа Сергея Михайловича Толстого для написания портрета президента Франции Шарля де Голля. В июне открывается выставка художника в парижской галерее «Мона Лиза» на rue de Varenne в Сен-Жермен-де-Пре. Живет в Париже три месяца, становится свидетелем студенческих волнений. Пишет портреты членов французского Кабинета министров: Эдгара Фора, Пьера Бийота, Луи Жокса и др. Знакомится с лидером ультраправой партии Жан Мари ле Пеном и пишет его портрет. Задумывает картину «Мистерия XX века». Встречается с художниками Бернаром Бюффе и Юрием Павловичем Анненковым. Знакомится с историком Николаем Николаевичем Рутченко (псевдоним - Н.Рутыч), князем Николаем Васильевичем Вырубовым, Аркадием Петровичем Столыпиным и другими русскими эмигрантами, а также с Галиной Леонидовной Брежневой, приехавшей в Париж и посетившей выставку художника. В сентябре совершает поездку на Русский Север, по результатам которой пишет серию работ: «Русский Север», «Стены Кирилло-Белозерского монастыря», «Золотая осень. Русь», «Северная твердыня», «Белозерск» и другие.

1969

Зимой посещает Нурэкскую ГЭС по приглашению ее дирекции, пишет портреты строителей и пейзажи. В конце июня в Москве в Доме культуры и техники Главмоспромстройматериалов на Волхонке открывается персональная выставка художника. Работает над иллюстрациями к собранию сочинений Алексея Константиновича Толстого, выходящему в библиотеке «Огонька». 13 октября рождение сына Ивана. В ноябре выставка в клубе парфюмерной фабрики «Новая заря». Пишет картины «Штурм града», «После битвы», «Портрет девушки с Волги», «Нина» и др. Работает над иллюстрациями к произведениям А.К. Толстого.

ilya.glazunov.ru

Биография - Илья Глазунов

По приглашению молодежного журнала «Доокола свята» («Вокруг света») едет в Польскую народную республику, где летом проходят выставки художника в трех городах – Варшаве, Кракове и шахтерском городе Катовице. Вернисаж выставки в Катовице посетил Генеральный секретарь коммунистической партии Польской народной республики Эдвард Герек. Пишет портреты актрисы Беаты Тышкевич, актера Густава Холобека, дирижера Витольда Равицкого и др. В журнале «Молодая гвардия» публикует дискуссионную статью «Клякса и образ. Заметки о некоторых вопросах современной живописи», в которой впервые обстоятельно и определенно разъясняет свою творческую позицию. Знакомится с писателем и поэтом Владимиром Алексеевичем Солоухиным, который обратился с просьбой сделать обложку его книги. Создает портрет приехавшего в Москву итальянского драматурга Эдуарда де Филиппо, а также молодого поэта Андрея Андреевича Вознесенского для его первого сборника стихов «Мозаика». Зимой совершает поездку в Боровск и Ростов Великий, Архангельскую, Вологодскую и Рязанскую области. В полотнах «Князь Владимир Путивльский», «Ожидание», «Русская песня» и других дает свое осмысление древнерусского исторического и культурного наследия. По просьбе посла Израиля создает графический портрет Анны Франк.

1961

Зимой вместе с Сергеем Владимировичем Михалковым совершает поездку в Харьков к известному врачу-психиатру Казимиру Марковичу Дубровскому, лечившему от заикания. Исполняет его графический портрет. Во второй половине апреля, вскоре после полета Юрия Гагарина в космос, делает графический портрет космонавта. В мае принимается кандидатом в члены Союза художников. В июле во время II Международного кинофестиваля в Москве его находят «звезды» итальянского кино: актриса Джина Лоллобриджида, режиссеры Лукино Висконти и Джузеппе де Сантис, сценарист Эннио де Кончини. Сделав за два часа портреты, вызывавшие восторг, получает приглашение приехать в Рим. Также исполняет портреты американских актеров Элизабет Тейлор и Эдди Фишера. Во Владимире случайно знакомится с бывшим депутатом Государственной Думы Василием Витальевичем Шульгиным и вскоре рисует его графический портрет. Поздней осенью посещает Нижний Новгород, Городец, Семенов и места, связанные с легендами о Граде Китеже. Создает портреты писателей Михаила Николаевича Алексеева, Георгия Дмитриевича Гулиа, Антонины Дмитриевны Коптяевой.

1962

Зимой по командировке ЦК ВЛКСМ посещает Рязань. Впервые приходит в редакцию журнала «Огонек», которая ему заказывает портрет писателя Федора Ивановича Панферова. Знакомится с главным редактором журнала Анатолием Владимировичем Сафроновым. Знакомится с главным редактором газеты «Известия» Алексеем Ивановичем Аджубеем. В газете «Известия» публикует 5 апреля статью «Что помнить, чем гордиться…», в которой призывает по примеру Грузии создать в республиках СССР добровольные общества по охране и изучению памятников культуры. Создает при Советском комитете защиты мира секцию по охране памятников, на основе которой позднее возникнет Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) В июльском номере журнала «Москва» появляется сочувственная статья поэта и общественного деятеля Николая Семеновича Тихонова «Человек беспокойного таланта», посвященная Глазунову. По командировке ЦК ВЛКСМ посещает Переяславль-Залесский. 7 июля в «Литературной газете» появляется статья писателя Сергея Сергеевича Смирнова «Странная судьба одного таланта» в защиту Глазунова, последовательно отвергаемого руководством Союза художников СССР. Летом совершает поездку в Великий Новгород, пишет картину «Спас Нередица». В конце июля – начале августа экспонирует несколько произведений в рамках VIII Международного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки. 26 декабря выступает с речью на совещании творческой молодежи в ЦК КПСС, формулирует свое отношение к задачам творчества, к состоянию современного искусства и говорит о тяжелом положении с охраной памятников русской культуры. В картине «Князь Игорь» под влиянием древнерусских шитых окладов применяет технику коллажа. Делает портреты делегатов Всемирного конгресса за разоружение, в том числе ученых Жолио Кюри и Джона Бернала, а также писателя Сергея Сергеевича Смирнова, композитора Арама Ильича Хачатуряна и других. Для пропаганды древнерусской культуры начинает работу по созданию патриотического клуба, вокруг которого хочет объединить молодежь. Идею поддерживает скульптор Сергей Тимофеевич Коненков.

1963

Весной первый раз едет в Италию по приглашению Лукино Висконти, Федерико Феллини, Джины Лоллобриджиды, Джузеппе де Сантиса, Альберто Моравиа и других деятелей культуры. Делает графические портреты Джульетты Мазины, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Клаудио Кардинале, Сальваторе Адамо, Доменико Модуньо, Эдуардо де Филиппо, Аниты Экберг и др., а также живописный портрет Лоллобриджиды. Знакомится с главным художником миланского театра Ла Скала Николаем (Никколо) Бенуа, родственником Нины Александровны Виноградовой-Бенуа, с художниками Ренато Гуттузо и Джорджо де Кирико. 26 апреля открывается выставка художника в римской галерее «La Nuova Pesa» («Новые весы») на via del Vantaggio. На пресс-конференциях резко выступает с критикой абстракционизма и современных течений в искусстве, подчеркивая значение ценностей христианской цивилизации. Работает над иллюстрациями к произведениям Павла Ивановича Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах», «На горах», «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» и другим для шеститомного собрания сочинений писателя, выходящего в библиотеке «Огонька». Совершает поездку в Заволжье. Пишет картину «Русский Икар». Получает премию журнала «Огонек» как художник-иллюстратор русской классики.

1964

Работает над иллюстрациями к произведениям Александра Ивановича Куприна «Яма», «Поединок», «Брегет», «Жанета», «Молох» для собрания сочинений писателя в девяти томах, выходящего в библиотеке «Огонька». Пишет портрет М.Ю. Лермонтова и иллюстрации к его поэме «Мцыри». В картине «Два князя» и других обращается к теме древнерусской истории. Пишет картину «Русский Икар». Пишет автобиографическую книгу «Дорога к тебе. Из записок художника», в которой излагает свои взгляды на предназначение художника. 22 марта в газете «Известия» публикуется статья «Не хватит ли копья ломать?», подписанная видными учеными и писателями, в которой ставится вопрос об организации персональной выставки Глазунова в Москве, запрещаемой Союзом художником СССР. 8 мая в аудитории Московского химико-технологического института имени Д.И.Менделеева проходит вечер, посвященный древнерусской культуре, на котором принимается решение о создании «Клуба любителей древнерусского искусства», получившего в дальнейшем название патриотического клуба «Родина». Становится фактическим организатором и руководителем этого клуба. В связи с блестящим успехом, который художник имел в Италии, в середине июня с разрешения министра культуры Екатерины Алексеевны Фурцевой открывается выставка в служебном помещении Центрального выставочного зала в Москве (Манеж) со стороны Троицкой башни Кремля, где, в частности, экспонируется картина «Дороги войны». 19 июня в газете «Вечерняя Москва» публикуется письмо в редакцию нескольких московских художников с протестом против открытия этой выставки. Через пять дней по требованию Московского Союза художников выставка закрывается. Летом пишет живописный портрет Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I (Симанского) и других иерархов Русской Православной Церкви. Осенью в Москве проходят гастроли итальянского театра Ла Скала. Делает более двадцати графических портретов, в том числе дирижеров Герберта фон Караяна и Джанандреа Гаваццени, главного художника Николая (Никколо) Бенуа, певиц Габриэллы Тучи и Миреллы Френи, баса Николая Гяурова и других. Портреты лично дарит своим моделям ввиду отказа Министерства культуры СССР представить эти произведения (находятся в музее театра Ла Скала) в качестве памятного подарка о гастролях. В октябрьском номере журнала «Творчество» появляется статья искусствоведа Александра Абрамовича Каменского «Сфинкс без загадки», в которой формулируются основные претензии к Глазунову со стороны советской критики. Пишет целый ряд произведений, в которых отразились чувства творческого одиночества и непонимания: «Пророк», «Осень» и др. Также делает графические портреты работниц Московской ткацкой фабрики №2 для журнала «Молодая гвардия». В октябре на пленуме ЦК КПСС происходит смещение Никиты Сергеевича Хрущева со всех должностей. Первым секретарем ЦК становится Леонид Ильич Брежнев.

1965

В феврале Московское областное управление культуры и областной комитет комсомола утверждают положение о клубе «Родина». Получает мастерскую в башне дома «Моссельпрома» в Калашном переулке. 28 июля постановлением Совета Министров РСФСР учреждается Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). Входит в его организационный комитет. Совершает поездку в Новгород и на Север России. Пишет картины «Господин Великий Новгород», «Деревня Кулига. У Кириллова монастыря». В октябре журнал «Молодая гвардия» начинает публиковать автобиографическую повесть Глазунова под названием «Дорога к тебе. Из записок художника». Пишет картины «Весна в городе», «Старый двор», «Мышеловка», «ХХ век. В ресторане» и др. Выходит поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с иллюстрациями Глазунова.

1966

В начале июня на Учредительном съезде ВООПиК избирается членом правления. В сентябре едет в Данию по приглашению для написания портрета премьер-министра Отто Йенса Крага. Пишет также портрет его супруги киноактрисы Хелле Виркнер Краг и портреты их детей. В ноябре в Копенгагене проходит выставка Глазунова. 11 ноября умирает дядя художника Михаил Федорович Глазунов, оказавший большое влияние на его творческое воспитание. Критическое отношение к современной советской жизни находит отражение в полотнах «В клетке (Горбун)» и «Лифтерша».

1967

В феврале через Владивосток вместе с писателем Сергеем Александровичем Высоцким уезжает в творческую командировку во Вьетнам в качестве специального корреспондента газеты «Комсомольская правда». Ее результатом становится серия из 150 работ о сражающемся Вьетнаме, созданная за 23 дня. В конце марта в Ханое на улице Ювелиров открывается выставка произведений вьетнамского цикла, которая пользуется большим успехом. По возвращении художника в Москву этот цикл демонстрируется в Доме дружбы с народами зарубежных стран. Выходит папка репродукций «Дни и ночи Вьетнама» (М., Изобразительное искусство). Принят в Союз художников СССР по секции графики. Рекомендации дают Борис Ефимович Ефимов, Орест Георгиевич Верейский и Георгий Григорьевич Нисский. Осенью работает в Лаосе по приглашению короля, где пишет портреты членов королевской семьи и пейзажи, создает графические листы, изображающие современную жизнь лаосцев. 9 ноября 1967 награждается лаосским орденом Вишну. Получает почетную грамоту Советского комитета защиты мира. Под давлением партийных органов и Московского городского отделения ВООПиК закрывается созданный художником клуб «Родина», вместо которого возникает новый, чья деятельность сужается, фактически сводясь к реставрационным работам в Крутицком подворье. В новых произведениях на темы русской истории использует технику коллажа, приемы, связанные с древнерусским искусством и народным примитивом: «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии», «Царевич Димитрий», «Погост Нёнокса» и др.

1968

В апреле приезжает в Париж по приглашению Ива Монтана, Симоны Синьоре, Иветт Шовире и графа Сергея Михайловича Толстого для написания портрета президента Франции Шарля де Голля. В июне открывается выставка художника в парижской галерее «Мона Лиза» на rue de Varenne в Сен-Жермен-де-Пре. Живет в Париже три месяца, становится свидетелем студенческих волнений. Пишет портреты членов французского Кабинета министров: Эдгара Фора, Пьера Бийота, Луи Жокса и др. Знакомится с лидером ультраправой партии Жан Мари ле Пеном и пишет его портрет. Задумывает картину «Мистерия XX века». Встречается с художниками Бернаром Бюффе и Юрием Павловичем Анненковым. Знакомится с историком Николаем Николаевичем Рутченко (псевдоним - Н.Рутыч), князем Николаем Васильевичем Вырубовым, Аркадием Петровичем Столыпиным и другими русскими эмигрантами, а также с Галиной Леонидовной Брежневой, приехавшей в Париж и посетившей выставку художника. В сентябре совершает поездку на Русский Север, по результатам которой пишет серию работ: «Русский Север», «Стены Кирилло-Белозерского монастыря», «Золотая осень. Русь», «Северная твердыня», «Белозерск» и другие.

1969

Зимой посещает Нурэкскую ГЭС по приглашению ее дирекции, пишет портреты строителей и пейзажи. В конце июня в Москве в Доме культуры и техники Главмоспромстройматериалов на Волхонке открывается персональная выставка художника. Работает над иллюстрациями к собранию сочинений Алексея Константиновича Толстого, выходящему в библиотеке «Огонька». 13 октября рождение сына Ивана. В ноябре выставка в клубе парфюмерной фабрики «Новая заря». Пишет картины «Штурм града», «После битвы», «Портрет девушки с Волги», «Нина» и др. Работает над иллюстрациями к произведениям А.К. Толстого.

academy.glazunov.ru


Смотрите также