Биография федерико гарсиа лорка


Федерико Гарсиа Лорка

Федерико Гарсиа Лорка — талантливый поэт, иллюстратор и музыкант, центральная фигура «Поколения 27 года». Эта группа объединяла испанских художников, писателей, исполнителей, которые ратовали за эволюцию национальной лирики и не оставались в стороне от политических событий. Последнее, кстати, возвело творчество Лорки на принципиально новый уровень, но невозвратимо погубило его жизнь.

Детство и юность

Полное имя Лорки — Федерико дель Саградо Корасон де Хесус Гарсиа Лорка. Он родился 5 июня 1898 года в небольшом городке Фуэнте-Вакерос, что в 17 км от провинции Гранада на юге Испании. В 1905-м семья переехала в соседнее поселение Вальдеррубио, а в 1909-м — в летний дом Уэрта-де-Сан-Висент на окраине Гранады. Сейчас во всех трех домах, где жил Лорка, организованы музеи.

Федерико Гарсиа Лорка в детстве / El Pais

Отец Федерико Гарсиа Родригес приумножал семейное состояние благодаря расцвету сахарной промышленности. Мать Висента Лорка Ромеро работала учительницей.

В 1915 году Лорка поступил в Университет Гранады. Он изучал право, литературу и композицию. Будущий поэт чувствовал привязанность к музыке сильнее, чем к литературе. С 11 лет он брал уроки игры на фортепиано в местной консерватории. Учитель Антонио Сегура Меза убеждал Лорку стать пианистом. Перо в руки молодой человек взял лишь после смерти Мезы в 1916 году.

Творчество

В 1916–1917 годах Лорка путешествовал по северу Испании вместе с преподавателем из своего университета. Именно он убедил юношу написать первое и единственное прозаическое произведение «Впечатления и пейзажи». В 1919-м поэт переехал в Мадрид.

Читайте также7 звёзд, погибших от огнестрельного ранения

Город оказался центром талантов. Здесь Лорка познакомился с Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем, которым только предстояло стать великими художниками, сблизился с драматургом Эдуардо Маркиной и Грегорио Мартинесом Сьеррой, директором мадридского театра «Хой Эслава». По приглашению последнего в 1920 году Лорка поставил дебютную пьесу «Злое заклинание бабочки» о любви бабочки и таракана.

Первый поэтический сборник Лорки «Книга стихов» увидел свет в 1921 году. Сочинения посвящены религии, природе и одиночеству, это ключевые темы творчества испанского поэта.

В 1927 году Лорка оказался на передовой. Люди разбирали его стихи на цитаты, а в галерее Далмау в Барселоне демонстрировались рисунки поэта. Лирика и графика Лорки — это результат влияния традиционных андалузских мотивов и господствующего в Испании кубизма.

Федерико Гарсиа Лорка и Сальвадор Дали / National Geographic

Интересный факт: на рисунках поэта лица часто накладываются друг на друга. Их Лорка называл «автопортретами», говоря, что печаль и радость в нем самом, как и в любом человеке, неразделимы, как жизнь и смерть.

Сборник «Цыганское романсеро» (1928) принес Лорке известность в Испании и испаноговорящем мире. Намного позже он прославился как драматург, автор пьес «Когда пройдет пять лет» (1930), «Донья Росита, девица, или Язык цветов» (1935), «Дом Бернарды Альбы» (1936). В большинстве своем они посвящены развенчанию культа женщины и гомоэротизму.

Личная жизнь

Федерико Гарсиа Лорка был гомосексуалистом. В 1925–1928 годах он встречался со скульптором Эмилио Аладреном Перохо, но страстно желал Сальвадора Дали. Жесткий отказ художника ввел Лорку в депрессию. Он корил себя за увлечения мужчинами, чувствовал, что попал в ловушку между публичной личностью успешного поэта и подлинным «я», которое могло проявить себя только наедине.

Читайте также8 известных геев, о которых вы не догадывались

Болезнь достигла апогея, когда Дали и Бунюэль вместе снялись в короткометражке «Андалузский пёс» (1929). Лорка воспринял это как личную обиду. Кстати, на съемках Дали встретил свою будущую жену Галу.

Считается, что «Сонеты о темной любви» — последняя поэтическая работа Лорки — вдохновлены актером Рафаэлем Родригесом Рапуном. Дневники, обнародованные в 2012 году, утверждают, что музой служил 19-летний мексиканец Хуан Рамирес де Лукас, с которым Лорка надеялся устроить свою личную жизнь.

Смерть

Политическая и социальная напряженность в Испании усугубилась после убийства видного монархиста Хосе Кальво Сотело. У руля неспокойной Гранады никто не хотел стоять. Пост градоначальника занял шурин Лорки, Мануэль Фернандес-Монтисинос. Его убили через неделю после назначения, а 18 августа 1936 года арестовали и Лорку.

Памятник Федерико Гарсии Лорке в Мадриде / Zarateman, Википедия

Причина смерти Лорки — расстрел, но чьими руками — остается загадкой. Одни утверждают, что поэт стал жертвой зачистки семьи Мануэля, другие говорят, что его убили за социалистические взгляды и то, что он занимался «гомосексуальными, противоестественными вещами».

Биография 38-летнего Лорки оборвалась 18 августа 1936 года. Тело поэта так и не нашли, несмотря на масштабные поиски (в том числе в XXI веке).

Цитаты

  • «Если море тебя печалит — ты безнадежен».
  • «Что такое поэзия? А вот что: союз двух слов, о которых никто не подозревал, что они могут соединиться и что, соединившись, они будут выражать новую тайну всякий раз, когда их произнесут».
  • «Сегодня — это и есть жизнь. Сегодня длится годами. Вчера — умершее сегодня, завтра — не рожденное. Любой наш день — это всегда сегодня».

Библиография

Поэтические сборники:

  • 1921 – «Книга стихов»
  • 1921-1924 – «Песни»
  • 1926 – «Ода Сальвадору Дали»
  • 1936 – «Диван Тамарита»
  • 1936 – «Сонеты о темной любви»

Пьесы:

  • 1927 – «Мариана Пинеда»
  • 1930 – «Чудесная башмачница»
  • 1933 – «Кровавая свадьюа»
  • 1935 – «Донья Росита, девица, или Язык цветов»
  • 1936 – «Дом Бернарды Альбы»
Page 2
эссеист, поэт, философ Ральф Уолдо Эмерсон писатель, блогер, сценарист, психолог, сантехник Слава Сэ писатель-фантаст Дин Кунц писательница Вероника Рот писатель Халед Хоссейни писательница Джордж Элиот писатель Орхан Памук писательница, переводчица Яна Вагнер писатель Андрей Валентинов психолог, писатель Роберт Чалдини писатель, журналист, сценарист Александр Житинский мистик, целитель, писатель Эдгар Кейси писатель, блогер Фредрик Бакман писатель, правозащитник, политик, диссидент Владимир Буковский поэт, переводчик Чуя Накахара писатель Павел Паршиков писательница, сценарист Камилла Лэкберг писатель Франк Тилье писатель, литературовед Евгений Водолазкин писатель, бард Михаил Елизаров

24smi.org

Интересные факты

Федерико Гарсиа Лорка родился в 1898 году, который стал для Испании несчастливым. Война с США положила конец Испанской империи. В этом году президент США Уильям Мак-Кинли-младший под предлогом поддержки национального восстания на Кубе объявил войну Испании. В результате военных действий Испания, согласно Парижскому миру, лишилась Кубы, Филиппин и Пуэрто-Рико. Американцы, объявив эти колонии «свободными государствами», так или иначе, держали их под контролем. Для испанцев эта война стала сильным ударом по национальному самолюбию. Две с лишним тысячи человек погибло в боях, четырнадцать тысяч умерли от болезней. Возможно, по этой причине Федерико не любил эту дату и часто годом своего рождения называл 1899, а то и 1900-й.

* * *

В детстве Федерико был достаточно неуклюжим и неловким. Вполне возможно, что одна нога у него была короче другой, поэтому при ходьбе он всегда прихрамывал. У него было плоскостопие, а также какое-то детское заболевание, из-за которого до четырех лет он плохо ходил. Федерико не любил спорт, его раздражали всякие спортивные соревнования, он не мог бегать как сверстники. По этой причине он очень рано привык жить больше воображением, чем действительностью.

* * *

Испания не принимала участия в Первой мировой войне, но тоже вела боевые действия — в Марокко. Марокканские войска напали на территории, с 1912 года находившиеся под протекторатом Испании и Франции в соответствии с Фесским договором. Немного позднее марокканские националисты развязали Рифскую войну, которая длилась с 1919 по 1926 год. Федерико тоже мог попасть в число тысяч солдат, попавших в зону боевых действий. Избежать этого помогли связи отца, один из его друзей в Гранаде, врач выдал справку об освобождении Федерико Гарсиа Лорки от военных обязанностей. В ней говорилось о его «полной непригодности» в связи с хромотой по причине того, что одна нога несколько короче другой; к этому благосклонный врач прибавил еще ослабленные легкие и даже «некоторые симптомы костномозгового склероза».

* * *

Федерико по своей натуре был очень робок. Он всегда держался подальше от политических событий и всяческих конфликтов. Во время массовых столкновений студентов и рабочих с полицией 2 февраля 1919 года, когда в двух шагах от его дома началась стрельба, робость Федерико проявилась в полной мере. Тогда действовал закон военного времени, торговля была свернута, а общественная гвардия приведена в состояние повышенной готовности. Федерико закрылся в доме и просидел взаперти две недели, а один из друзей приходил к нему под окно сообщить о последних событиях.

* * *

В Мадриде Гарсиа Лорка жил в «Резиденции для студентов» (Residencia de estudiantes), которая считалась в то время центром просвещения и свободомыслия Испании. Несмотря на либеральные тенденции, повседневная жизнь в павильонах «Резиденции» проходила в учебных трудах и в суровой дисциплине. Директор «Резиденции» Альберто Хименес Фрод требовал, чтобы повсюду на территории и в помещениях была абсолютная чистота. Федерико же был очень рассеянным, и ему приходилось тщательно следить за собой в этом храме учебы, чтобы, не дай бог, не бросить на землю окурок. Это случилось с ним, к его великому стыду, только один раз, и как на грех — под укоризненным взглядом Хименеса Фрода: тот, не говоря ни слова, поднял этот окурок и положил его в урну. Больше Федерико таких оплошностей не совершал.

* * *

В 1927 году Сальвадор Дали и Гарсия Лорка задумали создать оперу «большой оригинальности». Было даже написано несколько страниц. Они назвали свое произведение Etre Dieu. В 1972 году Дали вернулся к незаконченному проекту молодости и написал новое либретто. В написании также принимал участие Мануэль Васкес Монталбан. Либретто писалось на музыку французского композитора Игоря Вакевича. В 1974 году состоялась запись с участием Дали, который произносил длинные монологи.

* * *

Еще при жизни Гарсиа Лорки, в 1931 году муниципалитет Фуэнте-Вакероса переименовал улицу Де Ла Иглесиа, на которой поэт провел свое раннее детство, в улицу «Федерико Гарсиа Лорка». В то время ему было всего 33 года.

* * *

В 1930 году Лорка, словно предчувствуя свою судьбу и Гражданскую войну, написал стихотворение «История и круговорот трех друзей»:

Но хрустнули обломками жемчужин Скорлупки чистой формы — И я понял,

Что я приговорен и безоружен.

Обшарили все церкви, все кладбища и клубы, Искали в бочках, рыскали в подвале,

Разбили три скелета, чтоб выковырять золотые зубы.

Меня не отыскали. Не отыскали?

Нет. Не отыскали.

Но помнят, как последняя луна Вверх по реке покочевала льдиной И горе — в тот же миг — по именам

Припомнило все жертвы до единой.

* * *

Сальвадор Дали часто употреблял словечко putrefacto («гнилье»), порой даже злоупотреблял им, и приписывал рождение этого понятия себе. На самом деле, это понятие придумал Лорка, еще в «Аламеде», где собирался узкий круг единомышленников. Хорхе Гильен присутствовал при рождении этого эпитета, и отмечал распространение его в жаргоне артистической молодежи. У Лорки это слово обозначало зарисовки гротескных фигур, и по ассоциации — все, что кажется устаревшим, затхлым, «буржуазным» и отталкивающим, вычурным и фальшивым. Однако именно его сердечный друг Сальвадор сделал это понятие флагом своего искусства и символом своего мрачного гения.

* * *

В студенческие годы в Гранаде Федерико и его друзья облюбовали закуток под лестницей в кафе «Аламеда», где помещалось всего 2—3 столика, отгороженных от зала эстрадой. Место стало называться «уголком», «закоулком», а компания — «закоулочниками». Друзья собирались там каждый вечер, читали стихи, спорили до хрипоты, придумывали веселые забавы. Например, именно там была придумана забавная мистификация. Она вошла в историю наряду с Козьмой Прутковым и Черубиной де Габриак. Молодежь придумала апокрифического поэта Исидора Капдепона. Целью этой затеи был розыгрыш редакций и издательств, которые наводняли свои издания стихами, полными трескучей риторики и высокопарной болтовни. Главным автором стихов нового поэта стал Федерико Лорка. Наделенные всеми пороками устаревшего литературного вкуса, стихи были разосланы по всем редакциям. Эти напыщенные оды, слезливые элегии и приторные мадриалы были ничуть не хуже множества других, публиковавшихся в журналах и газетах Испании. Не распознавшие пародии и не заметившие подвоха редакции охотно печатали произведения Капдепона. Он стал известен в литературных кругах, его даже выдвинули в Королевскую академию. Позднее мистификация была раскрыта. Гораздо позже уже известный поэт Лорка вновь вспомнил эту забаву, он написал несколько статей от имени Капдепона, чтобы высмеять пошлость, риторику и штампы в литературе.

* * *

Часто в своих произведениях Лорка прибегает к грубоватым и острым словечкам. Например, в «Донье Росите, девице...» есть очень колоритный персонаж Кормилица (ее прототипом стала кормилица самого Федерико). Кормилица не стесняется называть вещи своими именами. Если ей надо сказать что-то о женском половом органе, она ничуть не стесняяесь, выкрикивает это слово во весь голос. Свою речь она приправляет солеными шуточками. Самая смешная из ее выходок непереводима с испанского: так, она подсмеивается над маленькой Роситой, которая не может и минуты усидеть на месте: «Вот вечно она — с ярмарки на мельницу, с мельницы на ярмарку, с ярмарки на мельницу, с мельницы на ярмарку!» На это тетушка ей отвечает: «Посмотрим, так ли оно будет!» А «соль» этой испанской игры слов в том, что если несколько раз быстро повторить эту фразу, то будет выговариваться неприличное слово — там, где его не ожидаешь, или, вернее, там, где оно лукаво подразумевается. В данном случае получалось знаменитое «слово из трех букв».

* * *

Во время гастролей народного театра «Баррака» по испанской провинции, случались разные курьезные, смешные, а иногда и угрожающие ситуации. В одном из небольших городков, Сориа, правые консерваторы устроили труппе «горячий прием»: банда распоясавшихся крикунов чуть было не взяла приступом сцену и не раздавила Федерико, испуганного и застывшего как статуя в своих темных покрывалах. К счастью, именно этот мрачный персонаж калдероновской пьесы, Тень, помог спасти положение: зачинщики скандала, увидев перед собой фигуру в темных одеяниях и капюшоне, приняли ее за священника, который к тому же кричал им, что нельзя ходить по площадке, отделявшей сцену от зрительских мест, — из-за протянутых там электрических проводов. Буйствующие молодчики прислушались к словам «священника» и угомонились. После этого вмешалась полиция и проводила труппу в гостиницу.

* * *

В день отъезда из Гаваны 11 июня 1930 года в честь Федерико Лорки был устроен прощальный банкет, на который собралась вся интеллектуальная, художественная и поэтическая элита города — для него стало уже привычным быть центром притяжения в этой атмосфере дружелюбия и восхищения. Неожиданно начался один из тех мощных ливней, которые случаются только в тропиках. Федерико был изумлен, ведь за три месяца, проведеннные на Кубе, он привык к всегда солнечным дням. Настоящий потоп, совсем как в Библии. Он выбежал под дождь на улицу, чтобы вволю полюбоваться им. За ним выбежали и его друзья, продолжая громко разговаривая. И тогда, чтобы этот гомон не отвлекал его от созерцания первозданной стихии, Лорка прижал палец к гумам. Все замолчали. Так что до наших дней дошла легенда о том, как Лорка в ночь с 11 на 12 июня 1930 года, как истинный маг, вызвал сильнейший ливень над Гаваной — просто чтобы полюбоваться им...

* * *

В конце 1980-х годов благодаря исследованиям биографа стало известно о гомосексуальности Гарсиа Лорки. Его любовником в последние годы жизни был журналист и критик Хуан Рамирес де Лукас, которому поэт посвятил «Сонеты темной любви».

* * *

В фильме-файтинге «Неоспоримый 3» колумбийский боец часто держит в руках книгу поэмы Федерико Гарсиа Лорка.

* * *

Участники российской хэви-метал группы «Ария» в 1986 году, чтобы облегчить официальную сдачу программы худсовету, приписали текст песни «Тореро» (на тему корриды), в действительности написанный Маргаритой Пушкиной, перу Гарсиа Лорки.

* * *

В 1996 году вышел CD Александра Градского «Золотое старье», в котором одна из песен («Испания», музыка: А. Градский, стихи: Н. Асеев) была посвящена памяти Федерико Гарсиа Лорки.

* * *

В 1934 году в Буэнос-Айресе вышел сборник стихов аргентинского поэта Рикардо Молинари (1898—1996 гг.), проиллюстрированный рисунками Лорки. Это был единственный случай, когда Лорка нарисовал иллюстрации к чужой книге.

* * *

В бывшей резиденции семьи Росалес в Гранаде, где в последние дни жизни укрывался Федерико Гарсиа Лорка, в настоящее время находится отель Hotel Reina Cristina.

* * *

Драма «Дом Бернарды Альбы» основана на реальных событиях. По свидетельству кузины Лорки Мерседес Дельгадо Гарсиа, в селении Аскероса (ныне Вальдеррубио) жила со своими семью детьми от двух браков Фраскита Альба Сьерра (1858—1924), несомненный прототип Бернарды Альбы. Ее семейная история не столь драматична, хотя в некоторых важных деталях совпадает с сюжетом пьесы.

www.garcia-lorca.ru

Лорка, Федерико Гарсиа

(1898-1936) испанский поэт и драматург

Федерико Гарсиа Лорка относился к тем деятелям испанской культуры, которых называют «поколением 98-го года». Он вошел в литературу в то время, когда испанская культура обратилась к собственным великим корням. Никто из испанских литераторов XX в. так широко и разнообразно не использовал поэтический и музыкальный фольклор своей страны, как это сделал знаменитый поэт.

Он родился в небольшом селении Фуэнте Вакерос, находившемся поблизости от Гранады, центра Андалусии, и был старшим сыном состоятельного арендатора Федериго Гарсиа Родригеса. Мать поэта — донья Висента Лорка — до свадьбы работала учительницей в местной школе. Она была второй женой Федериго Родригеса. Первая жена умерла через три года после свадьбы, так и не родив ему ребенка. Поэтому Федерико был не только старшим, но и самым любимым сыном в семье. Отец не изменил своего отношения к нему даже тогда, когда стали очевидны его нетрадиционные наклонности.

Семья Лорки была известна своей музыкальностью: отец и дед поэта играли на гитаре и пели на всех деревенских праздниках, мать и бабушка были признанными в округе исполнительницами народных песен и романсеро. С трех лет Федерико участвовал в семейных концертах, он оказался самым музыкальным из всех детей. Мать научила его читать и играть на фортепиано.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, семья перебралась в соседнее селение Аскероса. Там находилась частная школа, в которую отец отдал Федерико, как старшего сына в семье. Вскоре учитель подтвердил музыкальные способности мальчика и начал заниматься с ним музыкой. Когда Федерико закончил пятый класс, отец перевез семью в Гранаду, чтобы отдать сына в престижную закрытую школу при монастыре Святого Сердца Иисусова. Федерико был одним из лучших учеников и закончил школу сразу по двум отделениям — литературному и музыкальному.

Однако его дальнейшая судьба стала предметом семейных споров. Учитель Федерико, испанский композитор А. Сегура, советовал юноше поступать в консерваторию, а родители требовали, чтобы тот получил «солидную» профессию и стал адвокатом. Не осмеливаясь выступить против семьи, Федерико поступил сразу на два факультета Гранадского университета — правовой и литературно-философский, но уже с второго курса сделал окончательный выбор в пользу литературы. В университете Федерико Лорка не оставлял занятия музыкой, он даже выступал перед товарищами с небольшими концертами, исполняя произведения Моцарта и Шопена.

Способного юношу заметил профессор литературы М. Берруэта, руководивший студенческим литературно-художественным центром. Вскоре в «Бюллетене» центра появляются стихи Лорки, а затем и статья «Символическая фантазия«, посвященная юбилею великого испанского поэта Хосе Серильи.

Вместе со своим профессором, Федерико Лорка совершает путешествие по Испании, записывает фольклор и осматривает достопримечательности. Во время путешествия Берруэта знакомит Лорку со своими друзьями — писателем Мигелем де Унамуно и поэтом Антонио Мачадо.

Вернувшись в Гранаду, Федерико Лорка печатает книгу очерков и путевых заметок «Впечатления и картины» (1918). Ее выход приводит к конфликту с отцом, который требует, чтобы Федерико бросил литературу и продолжил заниматься юриспруденцией. Лорка снова подчиняется диктату семьи, правда, по совету Берруэты, покидает Гранаду и переезжает в Мадрид. Он поселяется в университетском городке и слушает лекции на правовом факультете, но все свободное время отдает литературе.

На летние месяцы Федерико Гарсиа Лорка возвращается в Гранаду. Он ежегодно выезжает в окрестные селения и записывает народные песни, танцы и сказки. В 1920 г. молодой литератор пишет пьесу-сказку «Колдовство бабочки» и с помощью Антонио Мачадо передает ее в мадридский кукольный театр «Эслава». Пьесу принимают к постановке, и 22 марта 1920 года проходит ее премьера. В течение нескольких недель пьеса шла с постоянным аншлагом. Имя Лорки впервые становится известным широкой публике. Вышедший одновременно с пьесой сборник его стихов получает благожелательные отзывы в критике.

Вдохновленный успехом  Федерико Лорка увез свою пьесу в Гранаду, и вскоре она с триумфом прошла на сцене местного театра. Во время работы над постановкой драматург познакомился с композитором Мануэлем де Фалья. Они начинают работать над сборником канте хондо — старинных андалузских народных песен. В июле 1922 года Лорка и де Фалья организуют в Гранаде фестиваль, на который собираются исполнители канте хондо со всех концов Андалусии. На открытии фестиваля Федерико Лорка выступает с лекцией о канте хондо, которую затем печатает в виде брошюры.

В это же время он знакомится с известным испанским художником Сальвадором Дали, и вскоре между ними завязываются дружеские отношения. Лорка неоднократно навещает Дали в его доме в местечке Кадакес. Под влиянием художника он начинает заниматься графикой и создает серию офортов.

Одновременно он продолжает обрабатывать фольклор и на основе собранных текстов выпускает сборник стихов «Поэма о канте хондо» (1923). В нем Федерико Лорка объединил народные песни в цельное произведение. Героиней становится цыганка Петенера, она бродит по миру, находя утешение в песнях. Каждая глава поэмы построена на основе одной из разновидностей канте хондо.

Вырученные от продаж сборника средства позволяют Лорке обрести долгожданную материальную независимость. В конце августа 1923 года он завершает образование и получает диплом лиценциата права в Гранадском университете. Поэт полон творческих планов, но 13 сентября в стране происходит государственный переворот, и к власти приходит диктатор Примо де Ривера. Вместе с другими деятелями испанской культуры Лорка выступает против диктатуры, отменившей все гражданские свободы. Стихи Лорки, в которых звучит тема стихийного протеста, оказываются созвучны происходящему в стране.

Постепенно из отдельных стихотворений составляется новая книга — «Песни» (1927). Тираж издания мгновенно раскупают, и вскоре стихи Лорки начинают звучать не только в Гранаде, но и в других городах страны. Теперь поэт уже не копирует фольклорные произведения, а создает самостоятельные в жанровом отношении произведении. В них он отражает собственный поэтический мир.

Одновременно с книгой стихотворений, Федерико Лорка завершает первое крупное драматическое произведение — народную драму-романсеро «Мария Пинеда». В основу сюжета была положена легенда о печальной судьбе девушки, убежавшей с любимым. Когда ее поймали, то объявили колдуньей и приговорили к сожжению на костре. Через С. Дали Лорка передает свою пьесу известной испанской актрисе М. Ксиргу. Вскоре она извещает молодого автора, что поставит пьесу в своем театре в Барселоне.

25 июля 1927 года состоялась премьера пьесы в Барселоне. Одновременно проходит выставка офортов Дали, написавшего декорации к спектаклю. А всего через несколько недель М. Ксиргу привозит пьесу в столицу. Там спектакль превращается в демонстрацию, и власти спешат запретить публичный показ пьесы Лорки.

В столице поэт входит в круг крупнейших представителей испанской культуры XX века. В доме художника Рафаэля Альберти он знакомится с известным испанским тореро И. Мехиасом. Образ отважного тореадора вдохновляет Лорку на создание цикла стихотворений. В начале 1928 г. выходит из печати самая крупная книга стихов Лорки — «Цыганский романсеро». В ней автор создает собственный поэтический мир, наполненный образами испанского фольклора. Впоследствии многие стихотворения из этого сборника станут народными песнями. Федерико Лорка пробует писать и прозу: в журнале «Гальо» появляется несколько его рассказов.

В начале 1929 года Федерико Гарсиа Лорка впервые выезжает за пределы Испании. Вместе с несколькими друзьями он отправляется в Париж, затем в Лондон, а оттуда в Нью-Йорк. Несколько месяцев поэт провел в США, он даже закончил курсы английского языка и слушал лекции в Колумбийском университете.

Вернувшись в Испанию в конце 1930 г., Лорка создает своеобразный триптих — книгу стихов «Поэт в Нью-Йорке» и пьесы «Публика» и «Когда пройдет пять лет». В стилистике этих произведений он следует традициям европейского авангарда.

Федерико Лорка с восторгом встречает известие о падении военной диктатуры и восстановлении демократических свобод. Федерация испанских студентов предлагает ему возглавить студенческий театр, и появляется передвижной коллектив «Ла бар-рака» («Балаган»), с которым поэт ездит по всей стране. Он пишет для театра цикл произведений под общим названием «Андалузские трагедии». Пьесы «Кровавая свадьба», «Иерма», «Донья Роста, девица, или Язык цветов» и «Дом Бернарды Альбы» построены на острых романтических коллизиях. В каждой из них действует героиня, которая выступает против нелепых запретов и предрассудков.

Пьесы Лорки идут на лучших сценах Испании, писатель много ездит по стране, выступая с лекциями и чтением стихов, авсентябре 1933 года уезжает в Аргентину. В Буэнос-Айресе его принимают как почетного гостя. Он впервые пробует свои силы как режиссер — ставит собственную пьесу-водевиль «Чудесная башмачница» и комедию Лопе де Веги «Дурочка». Вернувшись в Испанию, Лорка узнает о смертельном ранении своего друга И. Мехиаса во время боя быков и посвящает его памяти поэму «Плач по Игнасио Мехиасу».

В это время в стране поднимается волна забастовок. Федерико Гарсиа Лорка выступает в поддержку шахтеров Андалусии и организует сбор средств для забастовщиков. Он передает им средства, полученные от издания книг и от театральных постановок. Впервые Федерико Лорка четко определяет свою политическую позицию и выступает как сторонник левых сил. Перед парламентскими выборами он снова ездит по стране и агитирует за коммунистов. Его стихотворения звучат на митингах и печатаются как прокламации.

Победу Народного фронта на выборах Лорка отмечает публикацией сборника «Первые песни». Летом 1936 года, закончив дела в столице, он выезжает к родным в Гранаду, а на другой день после приезда узнает о начале фашистского мятежа.

Федерико Лорка пытается добраться до столицы, но власти держат его под домашним арестом, ему негласно предлагают покинуть страну, но он отвечает отказом. Ровно через месяц, 18 августа 1936 года, Федерико Гарсиа Лорка был арестован и на следующий день расстрелян неподалеку от Гранады.

biografiivsem.ru

Семья

Федерико Гарсиа Лорка родился 5 июня 1898 года. Его отец — Федерико Гарсиа Родригес (1859), мать — Висента Лорка Ромеро (1870). В Испании жена оставляет свою девичью фамилию, и детям дается двойная фамилия — первая часть по отцу, вторая по матери.

Будущий поэт родился в городке Фуэнте-Вакерос (Fuente-vaqueros), его название дословно переводится как «пастуший источник», городок часто называли просто Ла фуэнте (фонтан, источник). Этот небольшой городок, в котором жили примерно две с половиной тысячи жителей, находился в 17 километрах от Гранады и 50 километров от моря. Он был расположен на плодородной равнине, рядом две речки — Гениль и Кубийяс. Семья, в которой родился будущий поэт, была зажиточной, его отец сделал состояние на выращивании сахарной свеклы и производстве из нее сахара. Для Федерико Гарсиа Родригеса это был уже второй брак. Первый раз он женился в 21 год на Матильде Паласиос, которая через 14 лет умерла. В этом браке детей не было, так как Матильда была бесплодной. В наследство от первой жены дон Федерико получил обширные земельные угодья и крупную сумму денег. Он удачно вложил эти средства в крупное владение «Даймуз» (арабское слово, означающее «пещерная ферма»). Он стал одним из самых богатых людей края, в 1897 году женился на скромной учительнице школы в Фуэнте-Вакеросе Висенте Лорка Ромеро. Она была из небогатой и незнатной семьи, но образованной и интеллигентной. Возможно, что среди ее предков были евреи, во всяком случае сам поэт считал именно так и даже немного гордился этим, так же как и предполагаемым цыганским происхождением по линии отца. Родственники дона Федерико сочли этот брак мезальянсом. Федерико Гарсиа Лорка унаследовал от матери скромность, а также чувство сострадания к бедным и униженным, от отца же уверенность и непринужденное отношение к жизни, которое свойственно людям с определенным материальным достатком. Отец дал ему возможность посвятить жизнь искусству.

В семье Федерико Гарсиа Лорки было много талантливых людей. У прадеда по линии отца, Антонио Гарсиа Варгаса, был прекрасный голос, он любил петь, аккомпанируя себе на гитаре. Его брат Хуан де Диас был скрипачом. Двоюродный дед поэта, Федерико Гарсиа Родригес играл на испанской мандолине la bandurria, он выступал в кафе «Чинитас» в Малаге и был довольно известным музыкантом. Один из его братьев был учителем в школе и талантливо рисовал, еще один брат, Бальдомеро Гарсиа Родригес, был прекрасным гитаристом, танцором фламенко, поэтом, он стал известен своим богемным образом жизни. Мать Федерико восхищалась дядей Бальдомеро, считается, что юный Федерико тоже относился к нему с большим почтением, даже выучил несколько его стихов и песен. Бабушка поэта по отцовской линии, Исабель Родригес Масуэкос, была очень образованной женщиной, она часто посещала библиотеки и книжные магазины, при этом она читала вслух своим детям, в том числе и будущему отцу Федерико, свои любимые произведения. Особенно семейство любило роман Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». Позднее поэт вспоминал, что его мать тоже часто читала вслух детям свои любимые книги, в основном произведения великих французских писателей. Можно сказать, что Федерико Гарсиа Лорка жил в изысканной литературной и музыкальной атмосфере. Отец Федерико был прекрасным гитаристом, часто вечерами он играл перед домочадцами, младший брат отца Луис превосходно играл на гитаре и пианино, сестра отца тетушка Исабель чудесно пела и играла на гитаре. Именно она научила Федерико играть на гитаре, а также давала ему уроки сольфеджио.

Федерико Гарсиа Лорка был первым из пятерых детей супругов Федерико Гарсиа Родригеса и Висенты Лорка Ромеро. Его крестили 11 июня 1898 года под именем Федерико дель Саградо Корасон де Хесус. Так как роды были тяжелыми, сама донья Висента кормить ребенка не могла. Для новорожденного взяли кормилицу, жену конюха, которая жила недалеко. К своей кормилице Федерико в течение всей жизни относился очень тепло, а дочь кормилицы Кармен, которая была старше мальчика на шесть лет, была его лучшей подругой детства. В 1890 году родился второй ребенок — Луис. Он умер от пневмонии в 1892-м, для Федерико, которому было в то время четыре года, могло стать серьезным потрясением. В 1902 году родился Франсиско, любимый брат Федерико. Позднее родились две девочки: в 1903 году Мария де Консепсьон (Конча), в 1909-м Исабель. Отношения между братьями и сестрами всегда были очень нежными и теплыми.

www.garcia-lorca.ru

ФЕДЕРИКО ГАРСИА ЛОРКА: биография, коротко о жизни поэта

Однажды Федерико познакомился с семнадцатилетним юношей Сальвадором Дали[377] и влюбился в него, поскольку был врожденным гомосексуалистом. Подобные же чувства он испытывал и к Буньюэлю. Так сложилась знаменитая троица, прославившая Испанию в различных направлениях искусства. Поскольку Буньюэль и Дали были гетеросексуалами, ни о каких нестандартных отношениях в данном случае речи быть не может. Разве что друзья иногда потешались над Лоркой, на что он сильно обижался. В Мадриде Лорка продолжил творческую деятельность. Он написал и поставил на сцене фантастическую пьесу «Злые чары бабочки», где в качестве героев действовали насекомые. В 1921 году вышло первое поэтическое издание Лорки – «Книга стихов». Федерико неплохо рисовал. Друзья даже устроили в Барселоне выставку его рисунков[378], но особого успеха она не имела. В 1925 году Лорка впервые посетил семью Дали в Кадакесе. Там он был представлен младшей сестре Сальвадора – Анне Марии. Для девушки поэт стал первой любовью. Она не сомневалась, что Федерико тоже влюблен в нее и долго ждала, когда Лорка сделает ей предложение. В последствии всю жизнь Анна Мария оплакивала гибель своего жениха. Несколько лет каждое лето Лорка приезжал в Кадакес, пока по неизвестным причинам не рассорился с Дали[379]. Вторая половина 1920-х годов стала временем триумфа великого поэта. В 1927 году была поставлена его знаменитая трагедия «Мариана Пинеда»[380]. Лорка работал над ней много лет. Еще в школьные годы его взволновала история патриотки и республиканки Марианы Пинеда, казненной в 1831 году за то, что она вышила революционные лозунги на знамени повстанцев и помогла бежать из тюрьмы повстанцу Педро. Памятник Мариане стоял на одной из площадей Гранады, и мальчик часто приходил к нему. Пьесу с большим успехом играли на Мадридской сцене. А в 1928 году вышла знаменитейшая книга стихов Лорки «Цыганский романсеро». К поэту пришла общеиспанская слава. Простые люди заучивали стихи из «Романсеро» наизусть, распевали их на улицах. О Федерико складывались легенды, он стал знаменит, как тореро. Но успех оказал на поэта своеобразное воздействие – у Лорки началась черная хандра. Кое-кто причину ее видит в разрыве отношений с Дали. Как бы там ни было, но выход из душевного кризиса Лорка нашел в путешествии по США. В Америке поэт провел больше года. Жил в общежитии Колумбийского университета и общался преимущественно с испанцами. Затем по приглашению президента Испано-Кубинского института Лорка побывал на Кубе, где написал сборник стихов «Мотивы сна». Успех книги был оглушительным. Тем временем в Испании быстро накалялась политическая обстановка. В результате муниципальных выборов победили республиканцы. Монархия пала. Сразу же отменили цензуру. Интеллигенция впала в эйфорию: свобода!!! Теперь увидят свет книги и пьесы, годами находившиеся под запретом! Писать начали, кому что Бог на душу послал. И все вместе стали стравливать между собой привыкшее доверять прессе население. Сразу же всплыл еврейский вопрос. Министром просвещения республиканского правительства стал в 1931 году Ф. де лос Риос, друг и учитель Лорки. Он-то и поспособствовал организации передвижного студенческого театра, во главе которого встал Федерико. Театр назвали «Ла Барака»[381]. Ему поэт посвятил последние годы своей жизни. Целью «Ла Барака» было воспитание зрителя. На сцене этого театра были впервые поставлены ставшие впоследствии классическими трагедии Лорки «Кровавая свадьба» (1933), «Донья Росита, девица, или Язык цветов» (1935), «Дом Бернарды Альба» (1936). Все они посвящены трагической судьбе испанской женщины. Театр ездил по деревням и провинциальным городкам, давал представления на площадях, собирал толпы благодарных зрителей. Но и поэзию Лорка не оставлял. Шедевром его позднего творчества стал «Плач по Игнасио Санчесу Михеасу». Друг поэта матадор Михеас погиб в 1935 году во время корриды. Правда, в литературе можно встретить утверждения, будто он был убит фашистами, но это ошибочные сведения. Фашизм в Испании действительно быстро поднимал голову. Во главе движения стоял генерал Баамонде Франко[382]. В начале 1936 года в стране проходили выборы в кортесы[383]. Левые силы объединились в Народный фронт и 16 февраля одержали победу. Прекрасно осознавая, что это может привести к распаду страны и национальному самоуничтожению испанцев, военное руководство Испании взяло курс на государственный переворот. Именно в нем видел Франко единственный путь спасения Испании от окончательной гибели. Понимая, что одураченный народ поддержит республиканцев, фалангисты первоначально провели зачистку наиболее активных демократов и коммунистов. В дни жестокой борьбы за Отечество в газете «Эль Соль» было опубликовано интервью Лорки, в котором поэт недвусмысленно дал понять, на чьей стороне его симпатии. В частности, он сказал: «Я брат всем людям, и мне отвратительны те, кто жертвует собой во имя абстрактной националистической идеи только потому, что они слепо любят родину». Вмешательство Лорки в политику, да еще со столь оскорбительной для нормального испанца идеологией, лишило его права на какой-либо иммунитет против насилия. Он напал первым и должен был за это заплатить. Как было принято в семье Лорки, на день святого Федерико все собирались в Гранаде, в доме родителей. Накануне Федерико предложили эмигрировать на время в США. Он отказался. Рафаэль Мартинес Надаль, друг Лорки, последний, кто видел его в Мадриде, вспоминал, что летом 1936 года поэт был очень печален, растерян и подавлен. 16 июля 1936 года Лорка выехал из Мадрида в Гранаду, а 18 июля начался фашистский мятеж. Особенно сурово расправлялись с политическими противниками в Гранаде. Шли повальные аресты, допросы и многочисленные расстрелы… Через два дня после начала мятежа арестовали мужа сестры Федерико – Мануэля Фернандеса Монтесиноса[384]. Через несколько дней в дом ворвались снова – арестовали брата садовника и предупредили Федерико Лорку, что он будет следующим, поскольку «нанес нам больше вреда пером, чем другие пистолетом». Решено было спрятать Федерико у поэта Луиса Росалеса, поскольку его братья были главарями «фалангистов». Больше двух недель Лорка скрывался в доме Росалеса. Но его все-таки обнаружили. Ранним утром 16 августа 1936 года поэта взяли прямо в постели, не позволили даже переодеть пижаму. Старый друг Лорки, известный композитор Мануэль де Фалья отправился к руководителям гранадской фаланги выручать Федерико. Ответили ему словами, приведенными в начале этой статьи. Обстоятельства гибели поэта не вполне известны. Рассказывали, что «в течение всей ночи на 19 августа Федерико ободрял своих товарищей по заключению. Утром, когда за ним пришли, он сразу же понял, что его собираются отправить “на прогулку”, и… попросил священника…» Расстрел проводили добровольцы. Казнь состоялась в старой оливковой роще вблизи Фуэнте-Гранде. 

 Федерико Гарсиа Лорка (1898–1936)

Федерико Гарсиа Лорка родился 5 июня 1898 года в андалузской деревушке Фуэнте-Вакерос, что значит «Источник Пастухов». Его отец был состоятельным арендатором. Мать — школьной учительницей. Первые впечатления детства мальчика были связаны с музыкой. Все началось с песен, которые под гитару пел отец. Мама играла на фортепиано. Очень много в детстве Лорка слышал плачей, романсов, колыбельных, которые пели простые люди Андалузии: скромные служанки, крестьяне. В шесть лет будущего поэта и драматурга поразил спектакль театра марионеток. После переезда семьи в Гранаду, которую Лорка всю жизнь будет считать историей, поэзией и чистой красотой Испании, в юноше начинается бурный процесс созревания поэта: он целыми днями бродит по древним легендарным улицам, по залам Альгамбры, по площади Марианны Пинеды… В Гранадском университете Федерико увлекся поэзией Рубена Дарио, Мануэля Мачадо, Хуана Рамона Хименеса, сам начал сочинять. Летом 1917 года Федерико с группой студентов объездил Галисию, Кастилию, Леон. Он слушал, наблюдал, запоминал и искал свой способ выражения, свой голос. Из путевых дневников по Испании и родился его первый сборник, но не стихов, а прозы. Книгу он назвал «Впечатления и картины». Книга вышла с рисунками автора. Потом он написал пьесу «Злые чары бабочки», постановка которой провалилась в мадридском театре «Эслава». В 1919 году Лорка был зачислен в мадридскую Студенческую резиденцию, это было привилегированное учебное заведение, что-то типа испанского Оксфорда. Здесь он попал в круговорот споров о современном искусстве, здесь он познакомился с Сальвадором Дали, Хосе Гильеном, Рафаэлем Альберти, сюда приезжали читать лекции Поль Валери, Альберт Эйнштейн, Ле Корбюзье, нередко бывали выдающиеся испанские писатели старшего поколения Антонио Мачадо и Мигель де Унамуно. В 1921 году вышла первая книга стихов, которая так и называлась «Книга стихов». В ней еще чувствовалось ученичество, но что-то уже намечалось и глубоко самобытное и самостоятельное. Самобытность заключалась в соединении поэтом книжной и стихийной, народной культуры. Стихи Лорка писал как песни — для голоса и слуха. Он даже свои стихи в опубликованном виде меньше ценил, чем в устном исполнении, большое значение придавал жесту, звуковым ассоциациям. В 1923 году поэт сдал экзамен на степень лиценциата права. Отец был очень доволен сыном, но к этому времени сам сын гораздо большее значение придавал, например, фестивалю народной андалузской песни, который он затеял с известным композитором Мануэлем де Фальей. Они вместе ездили по Испании и отыскивали и приглашали на праздник канторов — исполнителей редчайшего и древнейшего в Европе типа первобытных песен «канте хондо». Потом у Лорки выйдет книга стихов «Стихи о канте хондо». Он считал этот тип первозданных песен «глубинным пением» и в стихах своих тоже стремился к «глубинному пению». Начинается Плач гитары. Разбивается Чаша утра. Начинается Плач гитары. О, не жди от нее Молчанья, Не проси у нее Молчанья! Неустанно Гитара плачет, Как вода по каналам — плачет, Как ветра над снегами — плачет, Не моли ее О молчанье! Так плачет закат о рассвете, Так плачет стрела без цели, Так песок раскаленный плачет О прохладной красе камелий, Так прощается с жизнью птица Под угрозой змеиного жала. О гитара, Бедная жертва Пяти проворных кинжалов! Это стихотворение — «Гитара» — перевела на русский язык Марина Цветаева. Славу Лорке принесла книга «Цыганское романсеро», изданная в 1928 году. Почти все романсы этой книги были известны читателям еще по спискам, которые ходили по стране по рукам, передавались по памяти, читались и пелись в самых глухих уголках Испании. Так было, например, со стихами Есенина в России: люди и в глаза не видели еще его книг, а «Ты жива еще моя старушка» или «Клен ты мой опавший» пели везде и все. Так же широко знали, например, «Неверную жену» Лорки из «Цыганского романсеро»:

 Неверная жена

И в полночь на край долины увел я жену чужую, а думал — она невинна… То было ночью Сант-Яго, и, словно сговору рады, в округе огни погасли и замерцали цикады. Я сонных грудей коснулся, последний проулок минув, и жарко они раскрылись кистями ночных жасминов. А юбки, шурша крахмалом, в ушах у меня дрожали, как шелковые завесы, раскромсанные ножами. Врастая в безлунный сумрак, ворчали деревья глухо, и дальним собачьим лаем за нами гналась округа. За голубой ежевикой у тростникового плеса я в белый песок впечатал ее смоляные косы. Я сдернул шелковый галстук. Она наряд разбросала. Я снял ремень с кобурою, она — четыре корсажа. Ее жасминная кожа светилась жемчугом теплым, нежнее лунного света, когда скользит он по стеклам. А бедра ее метались, как пойманные форели, то лунным холодом стыли, то белым огнем горели. И лучшей в мире дорогой до первой утренней птицы меня этой ночью мчала атласная кобылица… Тому, кто слывет мужчиной, нескромничать не пристало. И я повторять не стану слова, что она шептала. В песчинках и поцелуях она ушла на рассвете. Кинжалы трефовых лилий вдогонку рубили ветер. Я вел себя так, как должно, — цыган до смертного часа. Я дал ей ларец на память и больше не стал встречаться, запомнив обман той ночи у края речной долины, — она ведь была замужней, а мне клялась, что невинна. (Перевод А. Гелескула) Лорка написал много замечательных стихов, много пьес, блистательных статей. Он побывает еще в Америке, увлечется сюрреализмом, потом вернется к древней арабском традиции — будет писать касыды, из которых сложится «Диван Тамарита». Диван — означает по-арабски сборник. Одним словом, поэт вбирал в себя очень многое. Но остался при этом истинно национальным испанским поэтом, потому что все приобретенное он в себе расплавлял и превращал в испанскую песню, чаще всего это была горькая, трагическая песня о судьбе испанской женщины. У Лорки почти все женщины печальны, женщина для него символ одиночества, они сгорают в любви. Много у него в стихах смерти: смерть в виде всадника на коне, «бессонный всадник». Лорка рано, в 1924 году, написал свое «Прощанье»: Если умру я — не закрывайте балкона, Дети едят апельсины. (Я это вижу с балкона.) Жницы сжинают пшеницу. (Я это слышу с балкона.) Если умру я — не закрывайте балкона. (Перевод А. Гелескула) В этом коротком стихотворении выразилось все главное, чем дышит его творчество: народная жизнь, любимая Испания, открытость души поэта и готовность принять смерть, познав в жизни счастье… Это был очень страстный поэт. Он сам говорил: «Чего поэзия не терпит ни под каким видом — это равнодушия. Равнодушие — престол сатаны, а между тем именно оно разглагольствует на всех перекрестках в шутовском наряде самодовольства и культуры». И еще он говорил: «Миссия у поэта одна: одушевлять в буквальном смысле — дарить душу». Гарсиа Лорка всю свою душу вложил в свои песни, которые в Испании знает каждый. Напоследок еще несколько стихотворений великого испанского поэта.

 Песня

— Если ты услышишь: плачет горький олеандр сквозь тишину, что ты сделаешь, любовь моя? — Вздохну. — Если ты увидишь, что тебя свет зовет с собою, уходя, что ты сделаешь, любовь моя? — Море вспомню я. — Если под оливами в саду я скажу тебе: «Люблю тебя», — что ты сделаешь, любовь моя? — Заколю себя. (Перевод О. Савича)

 Черные луны

Над берегом черные луны, и море в агатовом свете. Вдогонку мне плачут мои нерожденные дети. Отец, не бросай нас, останься! У младшего сложены руки… Зрачки мои льются. Поют петухи по округе. А море вдали каменеет под маской волнистого смеха. Отец, не бросай нас!.. И розой рассыпалось эхо. (Перевод А. Гелескула)

 Тихие воды

Глаза мои к низовью плывут рекою… С печалью и любовью плывут рекою… (Отсчитывает сердце часы покоя.) Плывут сухие травы дорогой к устью… Светла и величава дорога к устью… (Не время ли в дорогу, спросило сердце с грустью.) (Перевод А. Гелескула)

 Прощанье

Прощаюсь у края дороги. Угадывая родное, спешил я на плач далекий — а плакали надо мною. Прощаюсь у края дороги. Иною, нездешней дорогой уйду с перепутья будить невеселую память о черной минуте. Не стану я влажною дрожью звезды на восходе. Вернулся я в белую рощу беззвучных мелодий. (Перевод А. Гелескула)   

www.haiam.ru

Маргарита Мансо

В своих воспоминаниях, рассказанных журналисту Аллену Боске, Сальвадор Дали сообщил о единственной любовной истории Федерико, связанной с женщиной. Это была молодая художница Маргарита Мансо, которая училась в Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. В личном деле Маргариты, сохранившемся в архиве академии, говорится о том, что она родилась 24 ноября 1908 года в Вальядолиде. Жила с родителями в Мадриде, где ее мать работала портнихой. В академию поступила в мае 1925 года. Федерико Лорка познакомился с ней почти сразу же после ее поступления.

Вместе с Лоркой и подругой Сальвадора Дали Марухой Мальо Маргарита приобщилась к модному в то время в Мадриде стилю «пренебрежения нормами». В те годы ношение головных уборов было обязательным для всех, а прогрессивная молодежь демонстративно ходила с непокрытыми головами. Маруха Мальо вспоминала в 1979 году: «Люди считали нас абсолютно аморальными, как будто мы были без одежды, и почти бросались на нас на улицах». При этом она добавила, что в то время Лорка, Маргарита и она всюду появлялись вместе. Вернувшийся Дали тут же присоединился к «бесшляпистам».

Восемнадцатилетняя художница Маргарита Мансо привлекала всех своих однокурсников: у нее была прекрасная мальчишеская фигурка и привлекательная внешность. Она поражала мужчин своей беззаботностью и обаянием. Особенно хороша была ее улыбка, правда достаточно редкая для эмансипированной девицы. Девушка была сексуально раскрепощенной, что в те годы было редкостью. Маргарите нравились оба будущих гения — и Лорка, и Дали. В то время Федерико переживал период неутоленной любви по отношению к своему лучшему другу Дали, который оказался не готов в любовным отношениям с мужчиной. Во всяком случае, в своих воспоминаниях Дали рассказывал, что попытки Федерико овладеть им были безуспешны. Дали говорил по этому поводу, что причин было две: потому что он, Дали, не «педераст», и потому что «это больно»: «Однако, с точки зрения моего личного престижа, я был очень польщен. Глубоко в душе билась мысль, что он действительно великий поэт и что я — Божественный Дали! — все же немного обязан ему своим анусом. В конце концов он использовал девушку, заменившую меня на этом жертвеннике. Потеряв надежду уговорить меня на соитие, он клялся, что жертва, принесенная той девушкой, стала жертвой и для него: он впервые вступил в половой контакт с женщиной».

Этой девушкой стала Маргарита Мансо. Произошло это на любовном свидании втроем. В первый и последний раз Федерико имел связь с женщиной, причем совершил это в присутствии своего друга Сальвадора Дали. Наверняка Дали испытал чувство, похожее на ревность, наблюдая за тем, как после любовных утех Лорка нежно убаюкивал девушку на руках, нашептывая ей на ухо стихи из своего романса «Фамарь и Амнон»:

Фамарь, концы твоих пальцев, как завязь розы, упруги, а в пене грудей высоких

две рыбки просятся в руки...

Некоторое время после этого Федерико и Маргарита были неразлучными. Их можно было часто увидеть в коридорах и садах студенческой «Резиденции». Маргарита Мансо дружила (или была любовницей) студента-скульптора Эмилио Аладрена, ставшего близким другом и Федерико. Возможно, что мужчин связывало нечто большее, чем дружба. Лорка посвятил Маргарите поэму из «Цыганского романсеро» — «Погибший из-за любви», следующая за ней поэма «Романс обреченного» посвящена Эмилио Аладрену.

Позднее у Маргариты Мансо был роман с писателем Хосе Мария Альфаро. В декабре 1933 года Маргарита вышла замуж за художника Альфонсо Понсе де Леона, и вместе с ним имела отношение к гастролям театра «Ла Баррака» (ее муж создавал декорации). В начале гражданской войны де Леон стал фалангистом и был убит в возрасте тридцати лет 20 сентября 1936 года. Его тело было найдено в канаве в деревне Висальваро. Вдова присоединилась к группе Дионисио Ридруэхо в городе Бургос, и, по всей видимости, была как-то связана с вопросами франкистской пропаганды. Ее сестры Кармина и Мария Луиза и мать умерли во время войны. После войны Маргарита вышла замуж второй раз — за врача-эндокринолога Энрике Конде Гаргальо. По некоторым непроверенным данным, Мансо умерла в Мадриде 28 марта 1960 года.

www.garcia-lorca.ru


Смотрите также