Биография джузеппе гварнери


320 лет со дня рождения Джузеппе Гварнери (дель Джезу). — Музей Фелицына

Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери — представитель знаменитой семьи итальянских мастеров смычковых инструментов XVII — XVIII веков.

Джузеппе Гварнери (1608 — 1744) — внук Андреа Гварнери и младший сын Джузеппе Джованни Баттиста Гварнери — самый прославленный из династии Гварненри. По мнению некоторых музыкантов и экспертов, его инструменты даже превзошли скрипки Страдивари. Прозванный «дель Джезу» («от Иисуса») за свой талант, либо за то, что бо́льшую часть своей жизни делал скрипки для церкви и на её деньги, он подписывал скрипки монограммой «I.H.S» (священный знак Христа — «Иисус Христос Спаситель»). На его инструментах играли многие выдающиеся скрипачи — на скрипке «Il Cannone Guarnerius» играл Никколо Паганини.

Скрипки Амати и Страдивари ценились еще при жизни этих великих мастеров, а Джузеппе Гварнери дель Джезу прославился уже после смерти в основном благодаря своему не менее знаменитому земляку Никколо Паганини.

 В начале XIX века скрипка стала необычайно популярной в Европе. Такой интерес был вызван триумфальными гастролями Никколо Паганини. У скрипача было семь или девять инструментов работы Страдивари, скрипки тирольских мастеров, возможно, также инструменты работы Вильома. Но однажды некий торговец сахаром после концерта предложил Паганини купить скрипку мало известного в то время мастера, Джузеппе Гварнери, на нижней деке которой был знак «I.H.S». Великий музыкант влюбился в скрипку Гварнери, назвал ее «Пушка» («Cannone») за убийственную мощь звука и завещал родному городу Генуя. После такой рекламы инструменты Гварнери дель Джезу стали цениться не меньше, чем творения Страдивари. В наши дни скрипка по имени «Пушка» по-прежнему хранится в музее Палаццо Дориа-Турси в Генуе и застрахована на 3 миллиона евро. После смерти Маэстро скрипка получила еще одно имя – «Вдова Паганини». В завещании Великого музыканта Паганини было указано, чтобы коллекция скрипок, и особенно «Cannone» была передана в подарок его родному городу – Генуе, и никогда не покидала его пределов.

Скрипка хранится в зале музея, но и сегодня она продолжает звучать. Это право даровано далеко не каждому – играть на скрипке Маэстро может лишь тот музыкант, который будет объявлен победителем музыкального конкурса имени Паганини. И этот музыкант играет на знаменитой скрипке перед переполненным залом…

Леонид Коган предпочитал инструмент, изготовленный кремонским мастером Гварнери дель Джезу. На такой скрипке, купленной в 1958 году, он исполнил за кадром «роль» великого итальянца в фильме Леонида Менакера «Никколо Паганини». Всю жизнь он стремился разгадать феномен «скрипача-дьявола». Как и Паганини, он предпочитал скрипкам Страдивари инструмент, изготовленный Гварнери дель Джезу, считая, что «ее и сложность, и преимущество в том, чтобы делать звук самому, на них индивидуальный звук скрипача со временем доходит до слушателя гораздо полнее и легче, чем у Страдивари».

felicina.ru

Говорят, он до сих пор жив: в чем секрет скрипичного мастера Гварнери

Японская скрипачка Киоко Йонемото, сыгравшая на самой дорогой скрипке в мире «Экс-Вьетан» работы Гварнери дель Джезу в Большом зале консерватории / Источник: Изображение:: ИТАР-ТАСС / Алексей Филиппов

Гварнери посвящал свои скрипки Иисусу и почти задаром работал на орден иезуитов, о нем сплетничали, что он продал душу дьяволу

21 августа 1698 года в итальянской Кремоне в семье скрипичных дел мастера Иосифа Гварнери родился мальчик, которого назвали Бартоломео Джузеппе Антонио. В наши дни он известен как Джузеппе Гварнери дель Джезу. Ему завидовал сам Страдивари. Инструменты, изготовленные его руками, на сегодня самые дорогие в мире. И никто не может сказать, почему.

Из чего делали певучие струны

Будущее маленького Джузеппе было предопределено. Его дед учился еще у великого Амати, уже в то время прославившего свое имя созданием прекрасных певучих струнных инструментов. Ему пришлось начинать свое обучение с мальчика на побегушках.

Вначале он постигал науку распознавать и сортировать дерево, потом готовить кишки ягнят для изготовления струн, потом обращаться со столярными инструментами — в общем, все, как обычно для подмастерья. Только некоторые его уроки проходили отдельно от других учеников: семейные секреты изготовления волшебных инструментов передавались от отца к сыну вдали от чужих глаз.

Скрипки Джузеппе Гварнери отличаются небрежностью исполнения, но прекрасным звучанием. Источник: YouTube

Мальчик быстро перенимал мастерство отца и деда. Мало того, что он свободно повторял их работы, так его копии превосходили оригиналы звучанием. Вроде бы то же дерево, тот же лак, еще неумелые руки молодого мастера, а скрипка — поет!

Впоследствии даже Иосиф копировал сыновние технологии, стараясь повторить его шедевры. Но дошедшие до наших дней скрипки отца и сына кардинально различаются по звуку, его тембру и наполненности.

Конкуренция со Страдивари

Семье Гварнери приходилось нелегко. В то же время расцвета достиг гений другого скрипичного мастера — Антонио Страдивари. Его скрипки вошли в моду, мастер был продуктивен, имел влияние и деньги. Страдивари производил около 25 скрипок в год, притом что обычно из-под рук мастера выходит всего до пяти качественных инструментов.

Конечно, в мастерской Страдивари работали подмастерья, но все равно это было слишком много. Ниша дорогих инструментов была заполнена, а тут еще Джузеппе достался своенравный характер деда Андреа. Он был невоздержан во хмелю и постоянно попадал из-за этого в передряги. Некоторые исследователи жизни великого мастера считают, что именно по этой причине Джузеппе оказался в ордене иезуитов. Он жил и работал в монастыре, продавая свои скрипки церкви практически за бесценок.

Легендарная «Пушка» работы Гварнери хранится в мэрии Генуи. Источник: YouTube

Только вот не все оправдывают пребывание мастера в монастыре попыткой избавиться от земных пороков или бегством от нищеты. Современники Гварнери судачили, что он жил среди монахов не просто так. Гварнери надеялся спрятаться за монастырскими стенами от дьявола, которому он продал душу за то, чтобы его инструменты стали лучшими, превзойдя работы Страдивари.

К моменту становления Гварнери как отличного производителя скрипок противостояние между двумя конкурирующими семействами достигло своего апогея. Страдивари почувствовал в молодом Джузеппе сильного соперника и применял в борьбе с ним все свои связи.

Инструменты Гварнери не покупали, тем более, он не признавал дорогой отделки, предпочитая уделять внимание голосу скрипки часто в ущерб ее внешнему виду. Работы Гварнери в сравнении со Страдивари неряшливы. Эфы (резонаторные отверстия) вырезаны неровно, можно сказать, даже небрежно. Лак положен где-то даже комками. И таких непростительных огрехов — множество.

Те, кто изучал скрипки руки Гварнери в разное время, пытались улучшить звучание, отшлифовав покрытие или доведя до правильной формы ту деталь, что казалась неправильной. В результате скрипка теряла свое волшебное звучание. Из-за таких горе-улучшателей до наших дней дошли всего несколько неиспорченных скрипок дель Джезу.

Концертный зал Музея скрипки, Кремона, Италия. Источник: YouTube

Тень дьявола

Однажды, спустя много лет после смерти Джузеппе, великому скрипачу Никколо Паганини предложили купить скрипку почти неизвестного мастера. Музыкант, привыкший к изяществу и совершенным формам инструментов Страдивари, недоверчиво отнесся к грубой скрипке с нарушенными пропорциями.

Но стоило ему заиграть, как он влюбился в ее звук. Свое имя «Пушка» скрипка получила именно за особенность своего голоса. Глубокий насыщенный, сильный — он долетал до любой точки любого концертного зала.

Говорили, что когда Паганини играл на ней, за его спиной можно было видеть тень дьявола. А кое-кто поговаривал, что в «Пушку» вселилась проданная этому самому дьяволу душа самого Джузеппе Гварнери, которая после смерти не знает покоя.

В 1999 году «Пушка» попала в руки Богодара Которовича, известного скрипача. Вспоминая опыт игры на ней, маэстро говорил о полнейшей мистике. Инструмент не представлял ничего особенного, репетиции не показали никакого сверхзвука, которого так ждал от легендарной скрипки музыкант. Артист переживал о том, что и выступление будет посредственным.

Но стоило заиграть на концерте, как скрипичный голос необъяснимым образом преобразился. Которовичу казалось, что кто-то стоит за спиной и играет вместе с ним.

Говорят, неупокоенная душа мастера кочует за скрипкой Гварнери до сих пор. Источник: YouTube

Смерть в нищете

Скрипки Гварнери действительно превзошли работы самых известных мастеров. Они стоят в два раза дороже работ Страдивари. Но даже если Гварнери продал душу дьяволу, то он плохо читал контракт… Дьявол не стал долго дожидаться и прибрал душу великого мастера всего в 46 лет. Умер Джузеппе дель Джезу в нищете и безвестности, в тюрьме. И не осталось даже сведений о том, почему он там оказался. Известно только, что в последние годы он создал лучшие свои скрипки.

Владельцу «Пушки», легендарному Паганини, тоже не повезло прожить долгую жизнь и обрести покой после смерти. За пару лет до смерти скрипач потерял голос. Говорят, что скрипка Гварнери в тот же день тоже потеряла звучание. Но если скрипку смогли починить, то Паганини до самой своей смерти не мог говорить.

После того как Паганини умер, церковь не дала разрешения похоронить его на освященной земле, объявив музыканта нечестивцем и пособником дьявола из-за тех самых слухов о сатанинской тени за его спиной. С тех пор гроб с телом виртуозного скрипача ждала жуткая одиссея, продолжавшаяся 56 лет.

www.eg.ru

Андреа Гварнери (скрипичный мастер): биография и интересные факты

Андреа Гварнери один из известнейших скрипичных мастеров, чье имя стоит наравне с именем Антонио Страдивари. Андреа является основоположником целой династии мастеров. В 1626 году в семье резчика по дереву Бартоломео родился сын. Семья проживала в Кремоне, относящемуся тогда к Миланскому герцогству. Неподалеку от дома семьи Гварнели проживал известный скрипичных дел мастер Николо Амати.

Многие исследователи предполагают, что Амати и Гварнели связывали родственные отношения. В 1641 году Андреа становится учеником Николо Амати. В 1652 году, в возрасте 26 лет, будущий мастер женится и переезжает в дом к тестю. Супругой его становится Анна Мария Орчелли. Примерно в это же время он выходит из под покровительства Николо и начинает собственную деятельность. Однако, на некоторых скрипках, выпущенных уже после переезда, стоит знак «Allumnis Nicolai Amati», обозначающий в переводе «Ученик Николо Амати». Это свидетельствует, что мастер иногда изготавливал инструменты для своего учителя.

Антонио Страдивари и Андреа Гварнели учились у одного мастера

Оба самых известных изготовителя музыкальных инструментов обучались у мастера Амати, проживающего в Кремоне, правда Гварнели закончил обучение ранее, чем Страдивари приступил к работе подмастерьем.

В семье мастера было 4 детей

Вскоре после свадьбы, у мастера появился первенец – дочь Анжела Тереза, следом за ней в семье родилось трое сыновей – Пьетро Джованни, Эусебио Амати и Джузеппе Джованни Батиста. Относительно имени Эусебио Амати, исследователи жизни Гварнели предполагают, что Никола Амати стал крестным отцом ребенка.

Один из сыновей Гварнели стал самостоятельным мастером

Старший сын Гварнели, Пьетро Джованни, рано стал помогать отцу в мастерской. Исходя из анализа мастерства изготовления скрипок дома Гварнери, предполагают, что уже в 1670-1675 юноша делал детали инструментов, однако вскоре появляются инструменты, полностью выполненные им. В возрасте 24 лет старший сын принимает решение о переезде в город Мантуя. Там молодой человек основывает собственную мастерскую и становится известным мастером под именем Пьетра Мантуанского.

Младший сын Джузеппе Джованни Батиста продолжил дело отца

Младший сын Гварнели, Джузеппе Джовани в юном возрасте стал работать в семейной мастерской и уже в 1860 г. выделяют инструменты, выполненные Джузеппе. Считается что уже через 5 лет уровень мастерства его был настолько велик, что он превзошел своего отца Андреа Гварнели.

Джузеппе Джованни Батиста

Андреа Гварнели старался различать работу членов семьи от работ других сотрудников мастерской

В семейной мастерской Андреа работали не только мастер с сыновьями, были другие подмастерья и помощники. Их имена остались неизвестны, хотя в работах имеются особенности. Основатель дома Гварнели стремился делать отличия между работой, выполненной членами семьи, и работой остальных. На инструментах, выполненных подмастерьями и помощниками ставилась метка «Sotto la disciplina». Это обозначало, что инструмент выполнен под руководством кого-то из членов семьи Гварнели. Этот прием позже переняла и мастерская Страдивари.

Многие подмастерья дома Гварнели стали известными скрипичными мастерами

Уровень подготовки учеников и подмастерьев в мастерской Гварнели был настолько велик, что многие из них начали собственную карьеру, снискав славу скрипичных мастеров. К таким мастерам относится Джакомо Дженнаро.

До наших дней дошло около 250 инструментов работы семьи Гварнели

Музыкальные инструменты, изготовленные в Кремоне всегда высоко ценились. Мастерские скрипичных мастеров процветали, изготавливая и не очень дорогие инструменты и инструменты высочайшего уровня. До нашего времени сохранилось примерно 250 музыкальных инструментов, изготовленных в мастерской Гварнели. В большинстве своем это скрипки, но есть альты и виолончели.

В завещании Андреа уменьшил наследство старшему сыну

Что произошло в отношениях Гварнели со старшим сыном, не известно. В завещании мастер сокрушается о выборе старшего сына, связанном с переездом в Мантую. Желая наказать наследника, Андреа выделяет ему значительно меньшую часть, упрекая в неблагодарности. Также мастер требует от сына ответ за некоторые вещи и предметы, увезенные во время переезда из мастерской.

Известный скрипач Никколо Паганини предпочитал играть на скрипке Гварнери

В начале XIX в. триумфальные гастроли Никколо Паганини вызвали всплеск неподдельного интереса к скрипке. Этот инструмент стал пользоваться огромной популярностью. У известного испольнителя было 9 инструментов, изготовленных разными мастерами, в том числе и Антонио Страдивари. После одного из концертов, великому скрипачу предложили купить скрипку дома Гварнели. Великий скрипач влюбился в инструмент и после смерти завещал городу, в котором он родился. Это была лучшая реклама династии скрипичных мастеров. Сейчас скрипка, принадлежащая Паганини, хранится в музее Генуи, за ней бережно ухаживают. Скрипка до сих пор принимает участие в концертах.

Инструменты дома Гварнели имеют индивидуальные особенности

В процессе творчества и поиска собственного стиля мастер придал своим инструментам индивидуальные особенности, некоторые из которых различают только специалисты. Говоря о размерах инструментов, нужно отметить, что и размеры их отличаются от общепринятых: виолончели достаточно велики, ассиметричны, скрипки обычных размеров. Лак красноватого оттенка положен достаточно плотным слоем. Звук, издаваемый инструментами очень нежный, но не сильный.

Инструменты каждого представителя семьи Гварнели имели отличия

Узкие специалисты могут отличить инструмент каждого представителя семьи итальянских скрипичных мастеров по внешнему виду, положению эфов, цвету, тембру.

В российской Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов храниться альт работы Андреа Гварнели

Альт, принадлежащий Георгию Метленбург-Стрелецкому, в 1919 г. был передан в Государственную коллекцию уникальных музыкальных инструментов. Инструмент выполнен во второй половине XIXвека основателем династии скрипичных мастеров. Инструмент крупный, по внешнему виду напоминает работы Николо Амати, но уже обладает индивидуальными чертами инструментов Гварнели.

Другие факты об Андреа Гварнели

  • Смерть основателя дома скрипичных мастеров наступила 7 декабря 1698 г.
  • Фамилию скрипичных мастеров Гварнери представляют 10 человек.
  • Самым знаменитым представителем династии считают младшего сына — Джузеппе Гварнери Дель Джезу.
  • Дель Джезу на своих инструментах ставил монограмму IHS. Значение этих символов до сих пор не разгадано. Часть исследователей предполагает, что эта аббревиатура обозначает “Иисус Христос Спаситель”. Другие уверены, что надпись гласит «Под этим знаменем победишь».
  • У исследователей есть предположение, что младший сын Андреа жил и работал в монастыре, принадлежа к определенному религиозному ордеру.
  • Считается, что самые знаменитые и именитые исполнители предпочитают скрипки работы дома Гварнели.
  • На сегодняшний день скрипки дома Гварнели стоят вдвое дороже, чем скрипки Страдивари.
  • В династии скрипичных мастеров Гварнели известно 3 поколения семьи.

vivareit.ru

Умер Джузеппе Гварнери (1698-1744), скрипичный мастер

21 августа 1698 года в итальянском городке Кремона в знаменитой семье создателей смычковых инструментов Гварнери родился Джузеппе Антонио Гварнери, будущий великий скрипичный мастер.

Кремона в течение 200 лет была столицей струнных инструментов. Здесь работали Амати и Страдивари. Если инструменты Страдивари отличает воздушный и блестящий звук, то скрипкам Гварнери присущ голос более мощный, круглый и теплый. Джузеппе Гварнери прозвали «дель Джезу» за то, что он в отличие от других Гварнери, традиционно посвящавших свои инструменты Святой Терезе, сопровождал свою подпись на скрипках крестом - символом Христа.

Сделать хорошую скрипку – большое искусство. Мастера комбинировали элементы из ореха, клена и лимонного дерева. Их высушивали в течение двух лет в естественных условиях, потом вытачивали и вручную соединяли между собой натуральными клеями. Затем на подготовленные панели наносили множество слоев натурального лака из льняного масла, прополиса, винного спирта, натурального воска и сандалового экстракта. Струны мастера делали из кишок 7-8 месячных альпийских ягнят. Гварнери был радикалом и экспериментатором, его скрипки больше по размеру и имеют оригинальную форму. Поэтому они и звучат по-другому – ярко и певуче.

Никто так и не может объяснить, почему голоса скрипок, сделанных Гварнери, звучат так божественно. Подражатели терпеливо разбирали уникальные скрипки, измеряли каждую часть до сотых долей дюйма и делали точную копию - но так и не смогли добиться повторения волшебства. Химики исследовали лак и дерево. И все безрезультатно.

Одна из самых знаменитых скрипок Гварнери – инструмент по имени «Cannone» - «пушка». Так ее назвал игравший на ней великий скрипач Николо Паганини за ее «дальнобойность», то есть за то, что звучание этой скрипки прекрасно ощущается во всех нюансах даже в самых, казалось бы, акустически сложных точках зрительного зала. При этом современные скрипичные мастера и эксперты, взращенные на изысканных образцах Амати и Страдивари, не пропустили бы этот инструмент даже на первый тур конкурса, - настолько он далек от идеала скрипки по внешнему виду.

Скрипку долго считали просто некрасивой и неудачной, а ее главное достоинство - звук - было оценено в полной мере лишь в 19 веке. Головка скрипки - это своеобразная «визитная карточка» мастера. На нее, прежде всего, смотрят мастера и искусствоведы. Так вот, головка «пушки» с точки зрения современного идеала - это монстр. Все пропорции нарушены, спираль завитка неровная, работа грубая — из-под стамески, лак спекшийся, наложенный неровно, комками. Такого пренебрежения к внешней форме не позволил бы себе ни один копиист!

А для Джузеппе Гварнери это было естественно. Он был аскетом, вел монашеский образ жизни и, судя по всему, считал, что скрипке – «певице» голос важнее внешности. Жизнь Гварнери сложилась нелегко, и он умер в 46 лет, а его скрипкам пришлось тяжеловато. Из-за внешнего неизящества форм их не раз пытались улучшить и переделать. В итоге скрипка теряла свое звучание. Сейчас в мире осталось всего около 130 скрипок работы Гварнери, они стоят сотни тысяч долларов. Только две из них, в том числе и скрипка Паганини, остались нетронутыми, и стоят они несколько миллионов долларов каждая.

Недавно из престижного музыкального училища в Кельне была похищена одна из скрипок Гварнери. Инструмент стоимостью свыше полумиллиона долларов принадлежал одному из шведских банков и был предоставлен напрокат 22-летней скрипачке. Скрипку украли во время перерыва в репетиции, когда девушка, выйдя покурить, легкомысленно оставила ее в раздевалке. Инструмент так и не нашли.

Подпишись на Telegram-канал и посмотри, что будет дальше!

www.obozrevatel.com


Смотрите также