Биография чесноков павел григорьевич


Чесноков, Павел Григорьевич - это... Что такое Чесноков, Павел Григорьевич?

Па́вел Григо́рьевич Чесноко́в (12 (24) октября 1877 года, Звенигородский уезд, Московской губернии — 14 марта 1944 года) — русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Музыкальные произведения
  • 3 Литература
  • 4 Ссылки

Биография

Родился близ города Воскресенска (ныне Истра) в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Павел и Александр).

В 1895 году Чесноков с отличием окончил Синодальное училище. Впоследствии брал уроки композиции у С. И. Танеева, Г. Э. Конюса и М. М. Ипполитова-Иванова. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах: в 1895—1904 годах преподавал в Синодальном училище, а в 1901—1904 годах был помощником регента Синодального хора. В 1916—1917 годах дирижировал капеллой Русского хорового общества (на Кузнецком Мосту в доме Торлецкого — Захарьина).

В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год — хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра. С 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 года вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 году опубликовал монументальный труд по хороведению «Хор и управление им».

Умер Чесноков в Москве 14 марта 1944 года, похоронен на Ваганьковском кладбище (координаты захоронения: 55°45′58.28″ с. ш., 37°33′2.23″ в. д.).

Музыкальные произведения

Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков — один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором).

Литература

Ссылки

  • Могила П. Г. Чеснокова (фото 1)
  • Могила П. Г. Чеснокова (фото 2)

dic.academic.ru

Павел Чесноков — Биография / История

Павел Чесноков — PianoKafe.comрусский композитор

Классическая музыка

Па́вел Григо́рьевич Чесноко́в (12 (24) октября 1877, Звенигородский уезд, Московской губернии — 14 марта 1944, Москва) — русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций.

Родился близ города Воскресенска (ныне Истра) в семье сельского регента. Отец — Григорий Петрович, мать — Марфа Федоровна Чесноковы. С пяти лет начал петь в хоре отца. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Павел и Александр). В 1895 году Чесноков с отличием окончил Синодальное училище. Впоследствии брал уроки композиции у С. И. Танеева, Г. Э. Конюса и М. М. Ипполитова-Иванова. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах: в 1895—1904 годах преподавал в Синодальном училище, а в 1901—1904 годах был помощником регента Синодального хора. В 1916–1917 годах дирижировал капеллой Русского хорового общества (на Кузнецком Мосту в доме Торлецкого-Захарьина). В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования. С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год — хором церкви Василия Кесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра. С 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 года вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 году опубликовал монументальный труд по хороведению «Хор и управление им». Скончался Чесноков в Москве 14 марта 1944 года от инфаркта миокарда. По распространенной версии он упал, стоя в очереди за хлебом, а причиной инфаркта стало общее истощение организма[источник не указан 746 дней]. Похоронен на Ваганьковском кладбище. С начала 2000-х годов делались попытки получить официальное разрешение на установку памятника на могиле композитора, но ни одна из них успехом не увенчалась. Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков — один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором). Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением комплементарного ритма и доступны, как правило, высококвалифицированным коллективам. Основным направлением творчества Чеснокова была духовная музыка, он написал свыше 400 духовных хоров (почти все — до 1917 года) разных жанров («Литургия», «Всенощная», концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октавы; переложения древнерусских распевов, переложения для мужского хора и др.). Эти сочинения были очень популярны (хотя автор не избежал упреков в «романсовости»). Многие духовные сочинения Чеснокова стали исполняться лишь в постсоветское время. Содержанием светских произведений Чеснокова обычно является созерцательное восприятие природы, именно таковы «Теплится зорька», «Август», «Ночь», «Зимой», «Альпы». Даже в «Дубинушке» музыка Чеснокова смягчает социально заостренный текст Л. Н. Трефолева. Композитор сделал ряд сложных концертных обработок русских народных песен («Эй, ухнем», «Во поле березонька стояла», «Ах ты, береза»), нередко вводя в них солистов («Ах вы, сени», «Канава», «Ходила младешенька», «Лучинушка и дубинушка»). Некоторые его авторские хоры написаны в народном духе, таковы «Лес» на слова А. В. Кольцова, «За рекою за быстрой» и «Не цветочек в поле вянет» на слова А. Н. Островского; в «Дубинушке» используется в виде фона подлинная народная песня. В общей сложности Чесноков написал свыше 60 светских смешанных хоров a cappella, а также (в связи с педагогической работой в женских пансионах) — более 20 женских хоров с развернутым сопровождением фортепиано («Зеленый шум», «Листья», «Несжатая полоса», «Крестьянская пирушка»). Несколько мужских хоров Чеснокова — переложение тех же произведений для смешанного состава.Музыкальные произведения с номером опуса
  • Ор. 1. Семь романсов для голоса и фортепиано
  • Ор. 2. Три хора для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 4. Четыре хора для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 6. «Песнопения Триоди постной»
  • Ор. 9. «Сочинения и переложения для смешанного хора» (1906—1907)
  • Ор. 12. «Панихида № 1» (1907)
  • Ор. 14. Шесть хоров для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 15. «Песнопения литургии» (1908)
  • Ор. 16. «Песнопения литургии» (1908)
  • Ор. 21. «Всенощное бдение» (1909): ноты
  • Ор. 22. «Задостойники на Господские и Богородичные праздники», знаменного распева (1909)
  • Ор. 24. «Литургия Преждеосвященных Даров» (1909—1910)
  • Ор. 28. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 29. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 30. «Песнопения из отпевания мирян» (1910)
  • Ор. 31. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 32. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 34. Девять хоров для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 35. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 39. «Панихида № 2» (1913)
  • Ор. 40. Шесть пьес для смешанных голосов
  • Ор. 41. «Ектении» для диакона с хором (1914)
  • Ор. 42. «Литургия святого Иоанна Златоуста» (1914): ноты
  • Ор. 43. «Ко Пресвятей Владычице» (1915)
  • Ор. 44. «Всенощное бдение» (1915): ноты
  • Ор. 45. «Во дни брани» (1915)
  • Ор. 46. «Последование молебного пения ко Господу Богу, певаемого во время брани против супостатов, находящих на ны» (1915)
  • Ор. 47. «Ирмосы воскресные 8-ми гласов», сокращённого знаменного и сокращённого киевского распевов (1916)
  • Ор. 48. Четыре пьесы для смешанных голосов
  • Ор. 49. «Ко Господу Богу» (1918)
  • Ор. 50. «Литургия», обычного напева (1918)
  • Ор. 50а. «Всенощная», обычного напева
  • Ор. 52. Три русских песни для смешанных голосов
  • Ор. 55. Пять русских песен для смешанных голосов
Музыкальные произведения без номера опуса
  • «60 переложений со смешанного на однородный хор духовно-музыкальных сочинений современных авторов» (1912)
  • «Часы святой Пасхи» (1917)
Хор и управление им. — М.: Музгиз, 1961.

pianokafe.com

Чесноков Павел Григорьевич

/ А. Д. Кастальский, из «Многолетия Павлу Григорьевичу Чеснокову» /

«...П. Г. Чесноков оставил нам неподражаемые образцы высокого религиозного вдохновения, которое тихим пламенем горело в нём всю его жизнь. Не стремясь ни к каким внешним эффектам, Чесноков окрылял слова молитвенных прошений и славословий простейшими мелодиями, звучащими из глубины чистой и совершенной гармонии. Его музыка чужда земных страстей, и земная мысль не проникает в глубину простых и строгих созвучий. Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышняго.» Эти слова, сказанные в некрологе «Журнала Московской Патриархии» в апреле 1944 года, были единственными, которых по своей смерти удостоился в отечественной печати этот гений хоровой музыки XX века. Подобно Баху, вобравшему в себя всю немецкую музыку, существовавшую до него, чтобы затем по кирпичику выстроить грандиозное здание, неподвластное тлению, Чесноков к трагическому 1917 году подвёл итог тысячелетней истории русской церковной музыки, вознеся над миром купол нерукотворного храма, призванного очистить души человеческие. И как тогда, в XVIII веке, слепцы-современники не заметили грандиозного творения, поражающего ныне наше воображение, так и теперь мы, стоя подножия храма, тщетно пытаемся различить очертания креста на куполе, уходящем в облака. Потребовались десятилетия, а также усилия многих людей, чтобы понять и оценить Баха; столь же длительный путь необходимо проделать для постижения Чеснокова.

Истоки его творчества следует искать во глубине веков, когда в монастырях и храмах полуязыческой Руси пелись одноголосные распевы, пришедшие из Греции и Византии. Строгий аскетический дух подвижников раннехристианской эпохи жил в этих песнопениях, устной традицией передаваясь из поколения  в поколение. Помимо знаменного (одноголосного) распева употреблялись многоголосные: демественное пение, путевой распев. При этом голоса никак не соотносились гармонически, каждый шёл своим путём, переплетаясь с остальными в причудливую диссонирующую вертикаль (средний голос назывался «путь» — отсюда название распева, верхний — «верх», нижний — «низ»). Этот факт важен для понимания стиля Чеснокова-композитора. Неторопливый и мирный ход событий был прерван вскоре после 1652 года, когда часть Церкви, воспротивившись реформам патриарха Никона, ушла в раскол. Тучи всё больше сгущались над Православной церковью, и гроза не заставила себя ждать — в 1666 году после суда бывший патриарх Никон был сослан в далёкий монастырь. Этот надлом в Церкви предопределил судьбы России на столетия вперёд. С этого момента прежнее пение осталось только у старообрядцев, для которых время остановило ход; в реформированной же Церкви колесо истории, тронувшись с места, стало набирать обороты. Для богослужебного пения начался первый этап: польско-украинское партесное пение, испытавшее сильное влияние католической церкви, стало неудержимо вытеснять прежние распевы. Вслед за первым периодом (который длился до окончания царствования императрицы Анны Иоанновны (1730–1740 гг.)) последовал   второй — он ознаменовался прибытием  в Москву итальянца Франческо Арайя для «налаживания» музыкальной жизни при дворе. «Просвещённый запад» сначала тоненьким ручейком, затем всё более полноводной рекой хлынул в Россию, дабы обучить изящным искусствам русских варваров. Главным апологетом  итальянского стиля в русской  церковной музыке стал ученик Галуппи — Дмитрий Бортнянский, директор Придворной  певческой капеллы, под знаком господства которой пройдёт весь XIX век. После 1816 года и до самой смерти (1825г.) в течение десяти лет он был единственным, практически всесильным цензором духовно-музыкальных сочинений, допущенных для исполнения в храме и разрешённых к печати. Нужно ли говорить, что это положение весьма способствовало его громадной популярности (разумеется, мы нисколько не склонны уменьшить его творческую  активность и композиторский талант: одних только духовных концертов было написано и издано 59, из которых 20 — двухорные). Богослужебное пение снова разделилось на два пути: приходской и монастырский. И если в монастырях за высокими стенами под неусыпным оком  церковных иерархов ещё сохранялось уставное пение, переданное в устной традиции предыдущими поколениями послушников и монахов, то многострадальные приходы превратились на сей раз в концертные залы, куда наряду с театром публика ходила послушать исполнение (необходимо отметить, зачастую мастерское) той же самой итальянской оперной музыки, только на богослужебные тексты. Вот как отражает нравы того времени  в письме своему сыну Булгаков, бывший  при Екатерине II послом в Константинополе: «Славные певчие Казакова, которые принадлежат ныне Бекетову, поют в церкви Димитрия Солунского в Москве. Съезд такой бывает, что весь Тверской бульвар заставлен каретами. Недавно молельщики до такого дошли бесстыдства, что в церкви кричали «фора» (т.е. «браво», «бис»). По счастию хозяин певчих имел догадку вывести певчих вон, без чего дошли бы до большей непристойности». Таким образом, в сознании как прихожан, так и самих исполнителей пение перестало быть частью богослужения, а стало просто музыкой, вносящей приятное «разнообразие» в ход службы. Хаос, порождённый повальным увлечением нотным итальянским пением, не мог существовать долго, ибо разлагал самые основы церковного богослужения. Конец ему положила властная рука генерала А. Ф. Львова, назначенного в 1837 году управляющим Придворной певческой капеллой, а значит и всей церковной музыкой (здесь мы никак не принимаем во внимание полное отсутствие логики в том положении, когда пение в церкви, неотъемлемая часть богослужения, регламентировалось не уставом и даже не церковными иерархами, а светскими музыкантами, имеющими весьма смутное представление о генезисе богослужебного пения и церковной службы как таковой). С одной стороны, Львов блестяще справился со своей задачей: за 26 лет своей деятельности на этом посту он привёл к единообразию всё обиходное (гласовое) пение, осуществив издание «Обихода простого церковного пения, при Высочайшем Дворе  употребляемого», которое стало обязательным для всех храмов и которым мы пользуемся до сих пор. Для нас также имеет значение, что он освободил из прокрустова ложа симметричного размера и тактовых черт гармонизованные древние распевы, куда загнала их итальянская музыка, основанная на поэтическом стихосложении и танце. И всё же Львов, заменяя итальянскую полифонию «concerto grosso» строгим немецким хоралом, был далёк от осознания того факта, что древнерусская музыка имеет свои, совсем другие законы развития. «Знаменный распев всё ещё продолжал напоминать людям, бравшимся за гармонизацию его, что они не знают его музыкального строения и, прилагая новую европейскую гармонию к нему, не ведают, что творят, и соединяют несоединимое» (Преображенский, «Культовое пение»). Таким образом к концу своего третьего периода  богослужебное пение было снова заведено в тупик. Гласовый обиход, такой богатый мелодиями в древних  богослужебных книгах, свёлся к восьми гласам Обихода Капеллы, а свободосочинённый репертуар в конце XIX века был таким же, как и в начале, плюс изданные произведения самого Львова. Отрицательно сказывалось также отстранение самой Церкви от решения певческих проблем. В некоторых храмах регенты, несмотря на замечания архиереев, позволяли себе совершенно пренебрегать Уставом и в пении придерживались только своего личного вкуса. О своих впечатлениях по вступлении в управление епархией рассказывает в своём письме обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву архиепископ Херсонский и Одесский Никанор: «Ничего подобного я не только не видел, но и вообразить не мог. Вот порядок невообразимостей... Вообще в соборе до шестопсалмия ничего не читают... Прокимны все поют на одной ноте. Старые многосодержательные напевы на глас забыты. Вообще, эти  обиходы Придворной капеллы действуют на всероссийское древнее пение гибельно... Легкомысленный до дерзости регент нанёс мне несколько даже оскорблений, выезжая на утрированной итальянщине, против которой я возражал...» Ему вторит Чайковский: «От столицы до деревни раздаётся слащавый стиль Бортнянского и — увы! — нравится публике. Нужен мессия, который одним ударом уничтожит всё старое и пошёл бы по новому пути, а новый путь заключается в возвращении к седой старине и в сообщении древних напевов в соответствующей гармонизации. Как должно гармонизовать древние напевы, надлежащим образом не решил ещё никто…»

Тем временем в Москве, не затронутой так сильно, как Петербург, реформаторской деятельностью управляющих Придворной певческой капеллой, постепенно вызревал новый период развития богослужебного пения. Начавшись вместе с XX веком, он возник как реакция одарённых, образованных русских музыкантов на засилье в богослужении сначала итальянской, а затем немецкой музыки, и в любом случае  не имеющей абсолютно ничего общего с древними корнями русского церковного пения. Центром нового направления стал Синодальный хор, а также образованное при нём Синодальное училище церковного пения. Необходимые предпосылки для этого были: Синодальный хор по обязанности пел богослужения в Московском Большом Успенском соборе, где действовал свой особый богослужебный устав и сохранились свои  обязательные напевы. Назначенный в 1886 году регентом хора В. С. Орлов, ученик Чайковского, поднял исполнительский уровень хора на небывалую высоту, навсегда похоронив монополию Придворной певческой капеллы на высокохудожественное пение. Директором Училища был в то время С. В. Смоленский (первый и главный учитель Чеснокова), заявлявший, что «Синодальное училище церковного пения имеет своей целью изучение древнего русского церковного пения…» Сам он, будучи крупнейшим теоретиком в этой области, собрал (на свои личные средства) богатейшую, единственную в своём роде библиотеку певческих рукописей.

Теперь мы можем убедиться в том, что к началу XX века была полностью подготовлена почва для появления в русской церковной музыке фигуры такого масштаба, как П. Г. Чесноков, который соединил в своём творчестве все характерные черты предыдущих эпох: инструментальность партесного пения, полифонию итальянской музыки, строгость и красоту гармонии немецкого хорала; всё это он благодатно сочетал с глубоким знанием и внутренним ощущением национальных корней древнерусского церковного распева, что могло быть доступно только искренне верующему человеку.

Родился будущий композитор 24 (12 по старому стилю) октября 1877 года близ города Вознесенска Звенигородского уезда Московской губернии в семье церковного регента. Кроме Павла, у Григория Чеснокова было ещё два сына — Алексей и Александр (последний также был известен как духовный композитор, автор многих произведений для хора, в том числе  «Литургии» op.8 для смешанного  хора). К семи годам у мальчика обнаружились незаурядное музыкальное дарование и прекрасный  певческий голос: они позволили ему без проблем поступить в Синодальное училище, которое он закончил с золотой медалью в 1895 году. В старших классах Чесноков занимался композицией в классе у Смоленского; к этому периоду относятся его первые сочинения. После окончания училища, ощущая недостаточную техническую подготовленность для свободного творческого самовыражения в композиции, Чесноков в течение четырёх лет частным образом брал уроки у С. И. Танеева. В это время композитор работал преподавателем хорового пения в гимназиях и женских пансионах, а в 1903 году стал регентом  хора при церкви Св.Троицы на Покровке  («на Грязях»), который под его руководством стал одним из лучших в Москве, несмотря на свой любительский статус. «Не певчим платили, а певчие платили, чтобы их приняли в хор Чеснокова» — вспоминал в 1960 году один из старожилов-регентов С. Н. Данилов. В журнале «Хоровое и регентское дело» в 1913 году (№4) была напечатана рецензия на юбилейные (к 10-ти летию управления хором Чесноковым) концерты хора, где автор так описывает свои впечатления: «…П. Г. Чесноков в деле дирижирования хором  и виртуоз замечательный, и  тончайший художник. Просто и серьёзно, смиренно и строго пел хор. Никакого стремления удивить необычайным эффектом, подготовить что-нибудь поражающее, какой-нибудь разительный контраст. Все оттенки даются такими, каких  требует внутреннее чувство и музыкальная красота каждого исполняемого произведения». Кроме того, Павел Чесноков регентовал в церкви Космы и Дамиана на Скобелевской площади, а также (1911–1917) преподавал на ежегодных летних регентских курсах в Петербурге у П. А. Петрова (Бояринова), которые назывались «курсами Смоленского», так как были продолжением дела, начатого Смоленским в Москве в 1909 году. Каждый год в конце курсов хор регентов под управлением Чеснокова пел в церкви Спаса на Крови литургию, где звучали произведения как самого Павла Григорьевича (херувимские «Старосимоновская», «На радуйся»), так и других авторов (Чайковского, Гречанинова, Кастальского, Шведова). После литургии всегда служилась панихида по Смоленскому, где исполнялась «Панихида на темы древних распевов» самого Смоленского. Неоднократно Чесноков выезжал из Москвы по приглашениям с мест для дирижирования духовными концертами (Харьков, Нижний Новгород и др.). Не замыкаясь в кругу личных проблем, в это же время Чесноков-регент активно проявлял себя на общественном поприще, участвуя в работе всех (кроме 2-го) регентских съездов, которые играли значительную роль в повышении социального статуса и улучшении материального положения российских регентов. Он ревностно следил, чтобы каждый съезд действительно приносил конкретные результаты и не уходил в сторону от решения именно регентских проблем. Так, журнал «Хоровое и регентское дело» (1910год, №12) под заглавием «Имеющие уши слышати — да слышат» опубликовал письмо, написанное Чесноковым после 3-го съезда в 1910 году, в котором есть такие строки: «…Материальная и общественная забитость регентов родили регентские съезды. И два первых показали ясно, чего и как могут добиться регента. Но тут явились стыдящиеся называться регентами и слили чисто регентское дело с общехоровым. Явился 3-й съезд хоровых деятелей, и мы видим, что он дал. На нём всё, относящееся к регентству, было тщательно затёрто, обойдено… Вот почему я пока против слияния регентских съездов со съездами хоровых деятелей». Регентская деятельность красной нитью проходит через всю жизнь композитора, несмотря ни на какие политические катаклизмы и гонения. Чесноков-регент не мыслил себя вне церкви, оставаясь верным этому служению до конца своих дней.

В 1913 году, возрасте 36 лет, являяcь известнейшим регентом и автором духовных сочинений, Чесноков поступает в Московскую консерваторию (можно только подивиться этому необоримому стремлению к совершенству в сочетании с истинным  христианским смирением!). Там он занимается композицией и дирижированием с М. М. Ипполитовым-Ивановым, а также инструментовкой с С. И. Василенко. Подобно герою евангельской притчи, который на данные ему 5 талантов приобрёл другие пять, чтобы вдвойне вернуть своему господину то, чем господин его одарил, Чесноков к 1917 году, своему сорокалетию, году окончания консерватории имел 36 (из 38 им написанных) духовных опусов (всего к этому моменту их было 50 — вместе со светской музыкой), позади были два десятилетия неустанного труда на хоровом и регентском поприще, активной общественной деятельности. Наверное, не было случайностью то, что именно в этом году Чесноков со своим хором участвовал в интронизации патриарха Тихона (первого со времени отмены патриаршества в 1718 году) которого не удалось сломать адской машине нового строя, и мученическая смерть которого означала, что всё, чем жила Россия до этого, ушло в безвозвратное прошлое, и всё, что не удастся сломать, будет уничтожаться. Так, прекратилась работа летних регентских курсов, Синодальное училище сначала было преобразовано в Хоровую академию, а затем упразднено, храмы закрывались один за другим, а о регентских съездах не могло быть и речи. Все, кто окружал Чеснокова, либо эмигрировали, либо, как и он сам, остались не у дел. В качестве примера можно привести А. В. Никольского, который, подписав согласие «не распространять свои культовые произведения», чтобы не дать умереть с голоду семье, вплоть до 1925 года работал в Пролеткульте, сочиняя новые «пролетарские песни», правда сильно похожие на его духовные произведения. Была сломана судьба Н. М. Данилина, который после краха блестящей карьеры регента Синодального хора (достаточно вспомнить знаменитую поездку в Рим с концертами в Варшаве, Вене, Берлине, Дрездене), пытался найти себе применение в качестве хормейстера Большого театра, руководителя хора бывшей Придворной певческой капеллы, Госхора СССР, но нигде не задерживался надолго, видимо, слишком разителен был контраст между тем, что наполняло его прежнюю жизнь церковного дирижёра и новым репертуаром советских хоров. Не был исключением и Павел Григорьевич, которому на пятом десятке пришлось заново строить жизнь. Этот период жизни композитора достаточно чётко зафиксирован в советской печати. В ней мы можем прочитать, что П. Г. Чесноков «активно включился в работу по развитию советской хоровой культуры» (Музыкальная энциклопедия) и «его деятельность становится на службу народу, наполняется новым содержанием» (К. Б. Птица). Это означает, что в 1917–1922 гг. он руководил 2-ым Госхором, в 1922–1923 гг. — Московской академической капеллой. В 1931–1933 гг. работал  главным хормейстером Большого театра, а одновременно руководил капеллой  Московской филармонии; с 1917 по 1920 г. преподавал  в Музыкальном училище имени Октябрьской революции.

В 1923 году «Народная хоровая академия», созданная вместо упразднённого Синодального училища, прекратила своё существование. В свою очередь, вместо неё был организован подотдел  при инструкторско-педагогическом факультете Московской консерватории. У его истоков стояли главный «идеолог» нового направления А. Д. Кастальский (он уже преподавал в консерватории, и многие даже считали его «красным профессором» — впрочем, несправедливо) и бывшие педагоги Синодального училища, а затем Народной хоровой академии А. В. Никольский, Н. М. Данилин, А. В. Александров. П. Г. Чесноков, который с 1920 года вёл хоровой класс и созданный им курс хороведения в консерватории,  входил в их число. Как всякое новое начинание (его целесообразность не ставится нами под сомнение — в любом случае, другого выхода не было дано), подотдел вступил в длительный период реорганизации и реформ: менялись учебные планы, структура, название, создавались и расформировывались хоры, менялись их руководители. Чесноков руководил хоровым классом подотдела  с 1924 по 1926 год (в этом же году  исполнилось 30 лет церковно-певческой деятельности Чеснокова-композитора и регента, по этому поводу и были написаны Кастальским вдохновенные строки, которые служат эпиграфом этой статьи). Когда в 1932 году создавалась кафедра хорового дирижирования, Чесноков был её первым заведующим, но на подобных должностях он никогда не задерживался долго, ибо обвинения в «церковничестве» (а до 1932 года он был регентом в храме Христа Спасителя) как шлейф тянулись за ним до конца жизни. В эти годы Чесноков работал над главным теоретическим трудом своей жизни — книгой «Хор и управление им», которая вышла в свет в 1940 году (тираж разошёлся за считанные часы). С тех пор труд неоднократно переиздавался — и вполне заслуженно: лучшей книги, соединяющей в себе теорию и практику дирижирования хором, ещё никто не написал. Тем не менее в ней отчётливо ощущается тот внутренний надлом, который произошёл в авторе после революции. По первоначальному замыслу этот труд должен был подвести итоги и сделать обобщение церковно-певческого опыта, наполнявшего жизнь композитора и регента, но из-за агрессивной атеистической политики  советской власти (это было время «безбожной пятилетки»: к 1943 году не должно было остаться в России ни одного храма, ни одного священника, — но помешала война) Чесноков был вынужден написать просто о хоре; единственный пример из церковной музыки в этой книге — «Не отвержи мене во время старости» Березовского, без текста. Творческая деятельность композитора-автора духовных произведений также давно завершилась: последние опусы были светскими. После 1917 года, по имеющимся на сегодняшний день данным, было сочинено только 20 духовных произведений, некоторые из которых были изданы, а другие, оставшиеся в рукописях, вошли в опусы №51 и №53.

Последние годы жизни П. Г. Чеснокова были наполнены нуждой и лишениями. Официальная советская печать ничего не говорит нам об этих годах — да кому захочется лишний раз вспоминать, что мы виноваты в голодной смерти ещё одного русского гения? В лучшем случае мы можем прочитать, что это произошло в «тяжёлые дни Великой Отечественной войны, в апреле  1944 года» (К. Б. Птица). Старые певчие вспоминают, что Чесноков, будучи регентом, не поехал вместе с «большой группой профессоров» Московской консерватории в г. Нальчик и, лишившись хлебных карточек, провёл последние дни в очередях в булочную на улице Герцена, где 14 марта 1944 года и нашли его замёрзшее, бездыханное тело, навсегда покинутое чистой, по-детски наивной душой. Отпевание было совершено в церкви на Брюсовском переулке (ул. Неждановой), а последнее пристанище Павел Григорьевич Чесноков нашёл на Ваганьковском кладбище, где его прах покоится и поныне.

Эта статья не ставит целью исчерпывающе обобщить всю жизненную и творческую биографию композитора, но мы бы хотели, чтобы каждый музыкант, соприкоснувшись с духовным миром самого Мастера, бережно и осторожно подходил к интерпретации его произведений, сознавая величие музыкального дара композитора и глубину его человеческого смирения.

А. Г. Муратов,  Д. Г. Иванов 1994 г.

Список опубликованных духовных сочинений П. Г. Чеснокова

horist.ru

Павел Чесноков: биография и творчество

В 2019 году исполняется ровно 142 года со дня рождения великого русского композитора, дирижера, теоретика академической литургической музыки – Павла Григорьевича Чеснокова. На протяжении многих лет в храмах, церквях и часовнях по всей России хоры и клиросы исполняют песнопения в его аранжировках. Бесценной является и теоретическое письменное наследие Павла Григорьевича, а именно, - масштабный труд под названием «Хор и управление им», включающий в себя все нюансы, которые нужно знать начинающему дирижеру при работе с академическим церковным хором.

Биография Павла Чеснокова представляет собой причудливое сочетание взлетов и падений, удач и черных полос в жизни, а сам композитор является примером мужества, отваги и беззаветной преданности своей Родине и ее многовековой культуре. Всю свою сознательную творческую жизнь дирижер посвятил изучению русских православных церковных песнопений, сохранению найденного материала, восстановлению различных видов и версий того или иного произведения, а также созданию собственных хоровых и сольных аранжировок, в настоящее время уже ставших классикой в репертуаре любого академического хора, имеющего отношение к исполнению духовных песнопений.

Биография

Павел Чесноков родился 12 октября 1877 года в Звенигородском уезде Московской губернии, в семье потомственного сельского регента. С детства Пашу привлекала профессия отца – Григорий Чесноков дирижировал церковным хором, составлял песенные книги, работал с музыкальными духовными произведениями. Маленький Паша рос в атмосфере церковной музыки и молитв, иногда сам пробуя сочинять распевы или исполнять партии в некоторых духовных песнопениях во время церковной службы.

До семи лет мальчик уже практически знал весь ход богослужения наизусть и имел за плечами большой опыт в пении, что позволило ему поступить в Московское Синодальное училище Церковного пения.

Педагогами, у которых занимался Павел Чесноков, были знаменитые дирижеры В. С. Орлов и С. В. Смоленский, которые сразу заметили уникальный музыкальный слух мальчика, а также врожденный талант к изучению, исполнению и созданию академической церковной музыки.

Обучение

В период своей учебы в Синодальном училище Павел проявил себя как прилежный и старательный ученик. Все свои силы юноша отдавал учебному и творческому процессу, не только изучая теоретические основы церковного пения, но и занимаясь также основами композиции, вокалом, дирижерским искусством и регентским делом. Педагоги отмечали поразительное упорство, с которым юный студент изучал все аспекты выбранной профессии.

Ранние годы

Биография Павла Григорьевича Чеснокова сохранила довольно мало сведений о периоде его жизни после завершения обучения.

В 1895 году юный регент с отличием оканчивает Синодальное училище и получает почетный диплом и золотую медаль первого класса, дающую ему право осуществлять преподавательскую деятельность, а также работать в храмах по всей России.

С невероятным рвением Павел приступает к работе, стараясь совместить деятельность регента, дирижера и преподавателя.

Сразу же после выпуска он устраивается регентом в несколько крупных соборов Москвы, берет часы учителя хорового пения в гимназиях и женских институтах, руководит несколькими хоровыми коллективами, а также находит свободное время для музицирования.

Юному мастеру интересна сама структура духовного песнопения и принципы его построения, поэтому он проводит много времени с профессором Московской консерватории С. И. Танеевым, разбираясь в тонкостях полифонии и экспериментируя с различными приемами извлечения звука в сольных произведениях и работах для хорового исполнения.

Карьера преподавателя

После нескольких лет жизни в таком бешеном темпе Павел Чесноков понимает, что морально готов к большой ответственности, и начинает вести активную преподавательскую деятельность. Первым местом его работы стало родное Московское Синодальное училище, где Чесноков в течение десяти лет преподавал теорию академической музыки, а также основы управления хором. Одновременно с этой серьезной работой Павел Григорьевич берет на себя руководство Синодальным хором, спустя несколько лет соглашаясь занять пост дирижера в Капелле русского хорового общества.

Несмотря на чудовищную загруженность и нехватку времени, на всех своих постах Павел Чесноков выполняет свою работу ответственно. Под его чутким руководством вокальные коллективы становились сильнее, выходили на принципиально другой уровень исполнения. Один из старейших регентов Москвы, Николай Данилов, отмечал, что коллективы, которым посчастливилось работать под началом Павла Григорьевича, были настолько популярны, что многие певчие были готовы еженедельно платить за право работать в их составе.

Вскоре краткая биография Павла Чеснокова была напечатана в журнале «Хоровое и регентское дело», в которой, помимо описания жизни мастера, была дана и прекрасная характеристика композитора как человека и музыканта, глубоко преданного своей вере, Родине и собственному делу.

Творческая деятельность

Период популярности композитора Чеснокова приходится на начало прошлого века. Павла Григорьевича называют «маэстро хорового пения», «признанным автором духовной музыки», однако сам Чесноков видит в этом лишь дополнительный стимул к еще более серьезному графику работы.

Мастер принимает решение предпринять несколько гастрольных поездок по России, чтобы в каждом городе по пути следования не только давать концерты академической музыки и дирижировать церковными хорами, но и стараться дать хотя бы несколько уроков или помочь советом маленьким провинциальным академическим и духовным коллективам.

Попутно дирижер активно участвует и в работе различных регентских симпозиумов и съездов композиторов духовной и классической музыки.

В 1917 году заслуженный дирижер Российской империи, гениальный музыкант и регент поступает в Московскую консерваторию. По заверениям самого композитора, его знания о деле, которому он предан всем сердцем, были несовершенными и нуждались в серьезных дополнениях.

Восполнив пробелы, Чесноков заканчивает консерваторию с почетным дипломом и серебряной медалью, которую ему вручил лично сам М. М. Ипполитов-Иванов, ставший близким другом композитора и поддерживавший его долгие годы.

Трудные годы

1918 год начнет заполнять печальные страницы в биографии Павла Григорьевича Чеснокова. Социалистическая революция сбросила «гнет царизма» и отказалась практически от всех традиций, присущих царской России, с запретом религиозных убеждений, закрытием храмов и роспуском церковных коллективов начала подходить к закату и карьера Чеснокова как композитора.

Сам мастер неразрывно связывал свою жизнь и творческую концепцию с православной верой, и сейчас, лишенный возможности творить и работать в привычном русле, был вынужден изменить свою жизнь, не предав при этом свои принципы.

Первое время дирижер продолжает работать, на свой страх и риск организуя концерты академической музыки и принимая участие в богослужениях, кое-как собирая хоры из оставшихся в Москве певчих, однако со временем все больше и больше близких Павлу Григорьевичу людей переезжали в другие страны, оставляя его один на один со своей нелегкой ношей. В 1919 году брат композитора, Александр Чесноков, эмигрирует в Париж, однако сам дирижер отказывается вместе с ним покидать Родину, оставаясь верным своим религиозным убеждениям и преданным патриотом страны.

Написание книги

В 1920 году давний друг и наставник композитора – М. М. Ипполитов-Иванов – приглашает мастера на должность профессора кафедры хоровой музыки, тем самым спасая Чеснокова от голодной смерти. Павел Григорьевич находит утешение в работе над своей первой и, к сожалению, единственной книгой «Хор и управление им», содержащей огромное количество фундаментальной информации, которая целиком и полностью основана на практическом опыте самого Чеснокова.

Книга вышла с задержкой почти в четыре года – советская власть все еще считала композитора «врагом народа» и «религиозным элементом», поэтому намеренно отсрочивала издание книги.

Помимо преподавания в консерватории, Павел Григорьевич активно работал с группами Большого театра СССР.

Убеждения

Вплоть до самой своей смерти во время Второй мировой войны Павел Чесноков оставался преданным патриотом своей родины и настоящим православным христианином. Главным в этой жизни он считал человеческое достоинство, умение правильно и честно прожить отмеренный судьбой срок, сделав как можно больше добрых дел. В памяти людей, полагал композитор, нужно оставаться добродетельным, или не оставаться вообще.

Смерть

Биография Павла Чеснокова оборвалась весной 1944 года. Композитор скончался в нищете и голоде, в городе, где было введено военное положение. Несмотря на всю тяжесть ситуации, над ним провели чин отпевания, и дирижера похоронили по православному обычаю. Могила Чеснокова находится на Ваганьковском кладбище.

Академические работы

Произведения Павла Григорьевича Чеснокова многие авторитетные критики и ценители академической церковной музыки называют гениальными и ставят в один ряд с работами таких признанных мэтров духовной музыки, как Петр Ильич Чайковский или Сергей Васильевич Рахманинов. За свою творческую жизнь Павел Григорьевич создал около пятисот произведений в жанрах академической и духовной музыки. Несмотря на то что композитор посвятил себя духовной музыке, есть у него и немало работ светского характера. Чесноков был большим любителем и ценителем старинной русской культуры. Поэтому бережно хранил и восстанавливал классические народные романсы, писал собственные аранжировки для народных песен и баллад.

fb.ru


Смотрите также