Биография асмолов александр григорьевич


Биография

Александр Григорьевич Асмолов — доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования (РАО), зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Федерального Института Развития Образования (ФИРО).

А.Г. Асмолов родился в Москве в семье служащих (мать Мария Самойловна — экономист, отец Григорий Львович — заслуженный энергетик СССР). В 1966 г. поступил в Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской, а в 1968 г. перевелся на II курс факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил в 1972 г. Здесь же на факультете он прошел путь от лаборанта лаборатории психофизики до заведующего первой в России кафедрой психологии личности (с 1998 г. по настоящее время). В 1976 г. А.Г. Асмолов защитил кандидатскую диссертацию на тему «О месте установки в структуре деятельности» под руководством А.Н. Леонтьева, а в 1996 г. — докторскую диссертацию «Историко-эволюционный подход к психологии личности».

В сфере государственной службы А.Г.Асмолов занимал должности главного психолога Гособразования СССР (1988—1992); заместителя и первого заместителя министра образования России (1992—1998). Наряду с научной, организационной и педагогической деятельностью А.Г. Асмолов активно участвует в общественной деятельности. С 1989 по 1992 г. он был вице-президентом Общества психологов СССР при АН СССР. В настоящее время — председатель специализированного совета по защите докторских диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии» в МГУ им. М.В. Ломоносова; член Научно-координационного совета Министерства образования и науки РФ; председатель экспертной группы «Совершенствование содержания и технологий образования» Федерального института развития образования; член Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Министерства образования и науки РФ; член президиума по психологии УМО по классическому университетскому образованию; вице-президент Российского психологического общества; член Президиума Федерации психологов образования России.

А.Г. Асмолов является последователем научной школы культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, прямым учеником А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Он один из ведущих разработчиков методологии системно-деятельностного подхода в психологии и его реализации в социальной практике образования. Научные и педагогические труды А.Г. Асмолова способствовали выделению психологии личности как самостоятельной дисциплины в современной психологии. Вошедшие в хрестоматии, учебники, энциклопедии и словари представления об иерархической уровневой природе установок как механизмов регуляции поведения личности, о бессознательном, о смысловых образованиях как структурных единицах личности и историко-эволюционном подходе к развитию личности стимулировали фундаментальные исследования нового поколения ученых.

В 1995 г. А.Г. Асмолов был избран членом-корреспондентом, а в 2008 г. — действительным членом РАО. В ходе своей профессиональной и общественной деятельности он способствовал развитию следующих направлений науки, образования и социальной практики:

• разработка и формирование в общественном сознании установок межкультурного диалога, миролюбия, толерантности, профилактики межнациональных и межличностных конфликтов;

• разработка принципов историко-эволюционного подхода и представлений о взаимопомощи, кооперации в ходе процесса эволюции как методологии анализа закономерностей биологической эволюции, социальной истории и индивидуального развития человека в социальных и поведенческих науках;

• психология личности как самостоятельное направление человекознания и образовательной дисциплины в университетах России.

Научные и педагогические труды Асмолова способствовали выделению психологии личности как самостоятельной дисциплины в современной психологии. За последние 5 лет А.Г. Асмоловым опубликовано более 40 статей по методологии психологии и модернизации образования. Асмолов является одним из самых цитируемых авторов согласно авторскому указателю по тематике «Психология» по числу цитирований (РИНЦ).

Научные результаты исследований А.Г. Асмолова нашли отражение в следующих работах: «Деятельность и установка» (1979), «Личность как предмет психологического исследования» (1984), «Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход» (1985), «Психология индивидуальности: основы методологии историко-эволюционного подхода» (1986), «Психология личности: принципы общепсихологического анализа» (1990), «Культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996), «Образование и развитие человеческого потенциала в России» /В кн.: «Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации» /Программа развития ООН/ (1999), «По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии» (2002), учебник по психологии для классических университетов «Психология личности: принципы общепсихологического анализа» (1990, 2002), «Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека» (2007), «Социальная компетентность классного руководителя. Режиссура совместных действий» (2007, в соавторстве), «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» (2008, в соавторстве). В 2008 г. им опубликованы работы по методологии психологии и модернизации образования: «Неодеятельностная историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование», «Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества». В 2013 году вышла книга «Оптика просвещения: социкультурные перспективы», в которой раскрываются мотивы, риски и перспективы модернизации образования через оптику системно-деятельностного историко-эволюционного подхода к пониманию развития человека в изменяющемся мире. 

Труды А.Г. Асмолова переведены на иностранные языки включая монографию на английском «Vygotsky Today: On the Verge of Non — Classical Psychology» (1999).В 2014 году вышла монография на немецком языке «Das Persönlichkeitsproblem. Methodologische Grundlagen der kulturhistorischen Tätigkeitstheorie zur Untersuchung der Persönlichkeit im Prozess von Evolution und Geschichte» («Проблемы личности. Методологические основы культурно-исторической теории деятельности изучения личности в историко-эволюционном процессе»). 

На основе методологии системно-деятельностного подхода с 1988 по 2008 г. А.Г. Асмоловым были разработаны и внедрены проекты, концепции и программы, оказавшие влияние на развитие системы образования РФ и формирование установок толерантности в современном обществе:

• организация службы практической психологии образования в СССР и России; разработка программы подготовки кадров по новому направлению «практическая психология образования»;

• разработка и реализация государственных программ «Творческая одаренность», «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Социально-правовая и психолого-медико-педагогическая служба помощи детям и подросткам», «Дети Чернобыля: социально-психологические и медико-педагогические аспекты»;

• участие в восстановлении репрессированной в 1936 г. педологии — комплексной науки о диагностике и поддержке индивидуального развития ребенка;

• создание концепции вариативного образования как основы проектирования образования, обеспечивающего компетентный выбор человеком индивидуальных образовательных траекторий и самореализацию личности; внедрение стратегии и принципов вариативности в систему образования РФ;

• разработка, организация и осуществление научного руководства федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001—2005), а также разработка проектов по толерантности в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» (с 2005 г.).

А.Г. Асмолов является главным редактором журнала «Век толерантности», членом редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Мир психологии». Он автор более 330 работ по проблемам межкультурного диалога, социального доверия, формирования установок толерантного сознания, профилактики конфликтов, культурно-исторической психологии и образования. Под его руководством защищено 15 кандидатских и 5 докторских диссертаций.

В контексте разработанной по поручению Президента РФ федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» А.Г. Асмоловым развиваются представления о толерантности как цивилизационной норме, обеспечивающей возможность межкультурного диалога и согласия между различными народами, религиями и мировоззрениями. А.Г. Асмолов неоднократно выступал в составе государственных и общественных делегаций с докладами, посвященными формированию политики и идеологии миролюбия, веротерпимости и толерантности на конференциях, симпозиумах и семинарах по линии ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, ЮНИСЕФ, Института Европы в Стокгольме, Страсбурге, Вене, Женеве, Варшаве, Париже, Вашингтоне, Сеуле и Токио.

В 2007 г. под руководством А.Г. Асмолова была разработана и реализована первая в России инновационная программа по психологии переговоров и разрешению конфликтов.

А.Г. Асмолов активно способствует формированию в обществе установок миролюбия, толерантности, веротерпимости и профилактике ксенофобии, выступая в широком спектре средств массовой информации.

За профессиональную деятельность профессор А.Г. Асмолов отмечен следующими наградами: нагрудным значком «Высшая школа СССР» за заслуги в области высшего образования СССР, медалью К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук, золотой медалью «За достижения в науке» Российской академии образования, орденом Дружбы, медалью Л.С. Выготского Российской академии образования, юбилейным нагрудным знаком «250 лет МГУ имени М.В.Ломоносова». А.Г.Асмолов является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования, лауреатом Национального психологического конкурса «Золотая психея», победителем в номинации «Личность года в российской психологии» Национального психологического конкурса «Золотая психея». А.Г. Асмолову присуждены звания: «Заслуженный работник высшей школы Российской федерации»; «Заслуженный профессор Московского Университета».

Дополнительные источники:

http://www.voppsy.ru/ubiley/ubiAsmol.htm

Статья в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Асмолов,_Александр_Григорьевич

asmolovpsy.ru

Асмолов, Александр Григорьевич - это... Что такое Асмолов, Александр Григорьевич?

Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов (род. 22 февраля 1949, Москва) — известный российский психолог, политик и учёный. Академик Российской академии образования.

Биография

Окончил факультет психологии МГУ в 1972 г. Старший лаборант, ассистент кафедры общей психологии (1972—1981), доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ (1981—1988). Кандидат психологических наук (1976), доктор психологических наук (1996), профессор (с 1996 г.). Работает в МГУ с 1972 г., в должности профессора кафедры общей психологии с 1992 г. Заведующий кафедрой психологии личности. Главный психолог Гособразования СССР (1988—1992 гг.); зам. и первый зам.министра образования России (1992—1998); вице-президент Общества психологов СССР при АН СССР (с 1989 г.); вице-президент Российского Общества Психологов (с 2000 г.), член-корр. Российской академии образования (с 1995 г.) академик Российской академии образования (с 2008 г.), зам.председателя Экспертного совета по психологии и педагогики ВАК’а; директор Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ [1]; заведующий лабораторией Центр психологии и педагогики толерантности Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования [2]; главный редактор журнала «Педология» (1999—2004), гл.редактор журнала «Век толерантности», главный редактор журнала «Образовательная политика», член 5-ти редакционных советов и 2-х экспертных советов, член Международного общества культурно-деятельностных исследований ISCAR.

Научная деятельность

Область научных интересов: общая психология, психология личности, методология психологии, культурная антропология,историческая психология,этнопсихология, практическая психология образования.

Докторская диссертация выполнена на тему: «Историко-эволюционный подход в психологии личности» (1996). В работе реализован комплексный междисциплинарный подход к психологии личности, соединяющий биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую ориентацию на базе межкультурного взаимодействия.

Представлена оригинальная концепция личности, реализующая общесистемные принципы анализа человека, подчеркивающая роль культуры, историко-эволюционный смысл деятельности личности, её предадаптивной, неадаптивной и адаптивной активности.

Выделены универсальные закономерности развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе, выступающие в качестве основы понимания эволюционного смысла возникновения различных индивидных свойств человека и проявлений индивидуальности в эволюции природы и общества (принцип роста вариативности элементов системы как критерий прогрессивной эволюции; принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению как условие развития эволюционирующих систем, обеспечивающее их адаптацию и изменчивость, принцип возникновения избыточных преадаптивных элементов эволюционирующих систем, способных обеспечить резерв их вариативности в неопределенных критических ситуациях и др.).

Данные принципы позволили раскрыть специфику эволюции в социальной истории человечества и эвристичность использования в психологии личности представлений об особом «рассеивающем отборе».

А. Г. Асмолов прогнозирует появление научных дисциплин, рассматривающих психологию как конструктивную науку, выступающую фактором эволюции общества.

Разработана концепция уровневой природы установок личности, как механизмов стабилизации поведения, дана классификация неосознаваемых психических явлений, смысловая концепция индивидуальности.

Обоснована парадигма развивающего вариативного образования, способствовавшая изменению социального статуса психологии в сфере образования России, а также общей гуманизации образования.

На факультете психологии МГУ А. Г. Асмолов ведет раздел фундаментального курса общей психологии «Психология личности и индивидуальности», а также спецкурс «Историческая психология личности».

А. Г. Асмоловым опубликовано свыше 330 научных работ.

Основные научные труды

  • Деятельность и установка (1979)
  • Личность как предмет психологического исследования (1984)
  • Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов (1985)
  • Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе (1986)
  • Культурно-историческая психология и конструирование миров (1996).
  • Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
  • По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.:Смысл. 2002—480 с.
  • Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007—528 с.
  • Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Просвещение. 2007
  • Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования № 1, 2008 С.65-86
  • Vygotsky today: on the verge of non-classical psychology. New York. 1998

Награды

  • Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2005).
  • Награждён орденом Дружбы.
  • Награждён почетными значками Гособразования СССР, Минобразования Российской Федерации.
  • Награждён медалью К. Д. Ушинского.
  • Награждён золотой медалью Российской академии образования.
  • Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея».
  • Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010) за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактика рисков ксенофобии в системе общего образования»[1].

Примечания

dic.academic.ru

Асмолов Александр Григорьевич

Российский психолог, политик, публицист; доктор психологических наук, заслуженный профессор Московского университета, академик Российской академии образования, вице-президент Российского психологического общества, заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, награжден орденом Дружбы, медалью К.Д. Ушинского и медалью Л.С. Выготского.

Последователь научной школы культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, прямой ученик А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия; разработчик идеологии системно-деятельностного подхода и историко-эволюционного анализа развития личности; их реализации в стратегии социокультурной модернизации образования и в культурных практиках вариативного персонального образования.

Член Союза писателей Москвы, член Союза журналистов России, главный редактор журнала «Образовательная политика», член редколлегии и редсоветов журналов «Вопросы психологии», «Мир психологии», «Психологические исследования», «Культурно-историческая психология», «Вопросы образования», «Учительской газеты».

Автор более 400 работ в России и за рубежом по методологии и теории эволюции развивающихся сложных динамических систем, культурно-исторической психологии, психоистории, политической психологии, этологии, нейрокогнитивной науке, психологии личности, психологии переговоров и конфликтов, практической психологии образования, а также по проблемам межкультурного диалога, толерантности и профилактики агрессивного поведения.

Автор монографии «По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии», учебника «Психология личности» для психологических факультетов университетов, а также фундаментальной монографии «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» (2012 г.; 2015 гг.).

А.Г. Асмолов занимается популяризацией идей человековедения, культуры достоинства, мотивации саморазвитии человека в изменяющемся мире в различных авторских циклах передач на радио и телевидении, в публикациях в СМИ и в интернете.

Под руководством А.Г. Асмолова разработаны система практической психологии образования России как основы персонального образования, стратегия социокультурной модернизации образования, новое поколение стандартов дошкольного и общего образования, концепция мотивации персонального дополнительного образования детей и подростков, концепция универсальных учебных действий, как основы развития образования личности в эпоху неопределенности, сложности и разнообразия.

www.hse.ru

Асмолов Александр Григорьевич

Психолог. Директор Федерального Института Развития Образования.Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. Ломоносова.

Александр Асмолов родился 22 февраля 1949 года в городе Москва. В 1966 году поступил в Московский областной педагогический институт имени Н.К. Крупской. Спустя год перевелся на второй курс факультета психологии Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова, который успешно окончил в 1972 году. 

     Здесь же молодой человек начал работать после окончания университета старшим лаборантом лаборатории психофизики. Затем являлся ассистентом кафедры общей психологии. В период работы на кафедре в 1976 году Асмолов защитил кандидатскую диссертацию на тему «О месте установки в структуре деятельности». 

     С 1988 года в течении четырех лет Александр Григорьевич Асмолов занимал должность главного психолога Гособразования СССР. Параллельно участвовал в общественной деятельности. С 1989 года являлся вице-президентом Общества психологов СССР при Академии наук СССР. После чего в течении шести лет находился на посту заместителя и первого заместителя министра образования России. С 1995 года член-корреспондент Российской академии образования

     В 1996 году Александр Григорьевич защитил докторскую диссертацию на тему «Историко-эволюционный подход к психологии личности», получив ученую степень доктора психологических наук и ученое звание - профессор.

     С 1998 года находится на должности заведующего первой в России кафедрой психологии личности. Пост вице-президента Российского Общества Психологов Асмолов занял в 2000 году. С 2008 года является академик Российской академии образования. Также занимает пост директора Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, заместителя председателя Экспертного совета по психологии и педагогики ВАКа, член Президиума Федерации психологов образования России.

     Александр Григорьевич является главным редактором журнала «Век толерантности», членом редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Мир психологии». Входит в состав пяти редакционных советов и двух экспертных советов, член Международного общества культурно-деятельностных исследований ISCAR.

     Под руководством Асмолова разработана и реализована первая в России инновационная программа по психологии переговоров и разрешению конфликтов. Ученый активно способствует формированию в обществе установок миролюбия, толерантности, веротерпимости и профилактике ксенофобии, выступая в широком спектре средств массовой информации.

Награды Александра Асмолова

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

Орден Дружбы.

Почетными значок Гособразования СССР

Почетный значок Минобразования Российской Федерации.

Медаль К.Д. Ушинского.

Золотая медаль «За достижения в науке» Российской академии образования.

Лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» в номинациях «Личность года в психологической науке» и «Личность года в российской психологии».

Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за создание цикла трудов «Формирование установок толерантного поведения и профилактика рисков ксенофобии в системе общего образования».

ruspekh.ru

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

Александр Григорьевич Асмолов — доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования (РАО), зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Федерального Института Развития Образования (ФИРО).

А.Г. Асмолов родился в Москве в семье служащих (мать Мария Самойловна — экономист, отец Григорий Львович — заслуженный энергетик СССР). В 1966 г. поступил в Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской, а в 1968 г. перевелся на II курс факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил в 1972 г. Здесь же на факультете он прошел путь от лаборанта лаборатории психофизики до заведующего первой в России кафедрой психологии личности (с 1998 г. по настоящее время). В 1976 г. А.Г. Асмолов защитил кандидатскую диссертацию на тему «О месте установки в структуре деятельности» под руководством А.Н. Леонтьева, а в 1996 г. — докторскую диссертацию «Историко-эволюционный подход к психологии личности».

В сфере государственной службы А.Г.Асмолов занимал должности главного психолога Гособразования СССР (1988—1992); заместителя и первого заместителя министра образования России (1992—1998). Наряду с научной, организационной и педагогической деятельностью А.Г. Асмолов активно участвует в общественной деятельности. С 1989 по 1992 г. он был вице-президентом Общества психологов СССР при АН СССР. В настоящее время — председатель специализированного совета по защите докторских диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии» в МГУ им. М.В. Ломоносова; член Научно-координационного совета Министерства образования и науки РФ; председатель экспертной группы «Совершенствование содержания и технологий образования» Федерального института развития образования; член Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Министерства образования и науки РФ; член президиума по психологии УМО по классическому университетскому образованию; вице-президент Российского психологического общества; член Президиума Федерации психологов образования России.

А.Г. Асмолов является последователем научной школы культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, прямым учеником А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Он один из ведущих разработчиков методологии системно-деятельностного подхода в психологии и его реализации в социальной практике образования. Научные и педагогические труды А.Г. Асмолова способствовали выделению психологии личности как самостоятельной дисциплины в современной психологии. Вошедшие в хрестоматии, учебники, энциклопедии и словари представления об иерархической уровневой природе установок как механизмов регуляции поведения личности, о бессознательном, о смысловых образованиях как структурных единицах личности и историко-эволюционном подходе к развитию личности стимулировали фундаментальные исследования нового поколения ученых.

В 1995 г. А.Г. Асмолов был избран членом-корреспондентом, а в 2008 г. — действительным членом РАО. В ходе своей профессиональной и общественной деятельности он способствовал развитию следующих направлений науки, образования и социальной практики:

• разработка и формирование в общественном сознании установок межкультурного диалога, миролюбия, толерантности, профилактики межнациональных и межличностных конфликтов;

• разработка принципов историко-эволюционного подхода и представлений о взаимопомощи, кооперации в ходе процесса эволюции как методологии анализа закономерностей биологической эволюции, социальной истории и индивидуального развития человека в социальных и поведенческих науках;

• психология личности как самостоятельное направление человекознания и образовательной дисциплины в университетах России.

Научные и педагогические труды Асмолова способствовали выделению психологии личности как самостоятельной дисциплины в современной психологии. За последние 5 лет А.Г. Асмоловым опубликовано более 40 статей по методологии психологии и модернизации образования. Асмолов является одним из самых цитируемых авторов согласно авторскому указателю по тематике «Психология» по числу цитирований (РИНЦ).

Научные результаты исследований А.Г. Асмолова нашли отражение в следующих работах: «Деятельность и установка» (1979), «Личность как предмет психологического исследования» (1984), «Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход» (1985), «Психология индивидуальности: основы методологии историко-эволюционного подхода» (1986), «Психология личности: принципы общепсихологического анализа» (1990), «Культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996), «Образование и развитие человеческого потенциала в России» /В кн.: «Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации» /Программа развития ООН/ (1999), «По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии» (2002), учебник по психологии для классических университетов «Психология личности: принципы общепсихологического анализа» (1990, 2002), «Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека» (2007), «Социальная компетентность классного руководителя. Режиссура совместных действий» (2007, в соавторстве), «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» (2008, в соавторстве). В 2008 г. им опубликованы работы по методологии психологии и модернизации образования: «Неодеятельностная историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование», «Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества». В 2013 году вышла книга «Оптика просвещения: социкультурные перспективы», в которой раскрываются мотивы, риски и перспективы модернизации образования через оптику системно-деятельностного историко-эволюционного подхода к пониманию развития человека в изменяющемся мире.

Труды А.Г. Асмолова переведены на иностранные языки включая монографию на английском «Vygotsky Today: On the Verge of Non — Classical Psychology» (1999).В 2014 году вышла монография на немецком языке «Das Persönlichkeitsproblem. Methodologische Grundlagen der kulturhistorischen Tätigkeitstheorie zur Untersuchung der Persönlichkeit im Prozess von Evolution und Geschichte» («Проблемы личности. Методологические основы культурно-исторической теории деятельности изучения личности в историко-эволюционном процессе»).

На основе методологии системно-деятельностного подхода с 1988 по 2008 г. А.Г. Асмоловым были разработаны и внедрены проекты, концепции и программы, оказавшие влияние на развитие системы образования РФ и формирование установок толерантности в современном обществе:

• организация службы практической психологии образования в СССР и России; разработка программы подготовки кадров по новому направлению «практическая психология образования»;

• разработка и реализация государственных программ «Творческая одаренность», «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Социально-правовая и психолого-медико-педагогическая служба помощи детям и подросткам», «Дети Чернобыля: социально-психологические и медико-педагогические аспекты»;

• участие в восстановлении репрессированной в 1936 г. педологии — комплексной науки о диагностике и поддержке индивидуального развития ребенка;

• создание концепции вариативного образования как основы проектирования образования, обеспечивающего компетентный выбор человеком индивидуальных образовательных траекторий и самореализацию личности; внедрение стратегии и принципов вариативности в систему образования РФ;

• разработка, организация и осуществление научного руководства федеральной целевой программой «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001—2005), а также разработка проектов по толерантности в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» (с 2005 г.).

А.Г. Асмолов является главным редактором журнала «Век толерантности», членом редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Мир психологии». Он автор более 330 работ по проблемам межкультурного диалога, социального доверия, формирования установок толерантного сознания, профилактики конфликтов, культурно-исторической психологии и образования. Под его руководством защищено 15 кандидатских и 5 докторских диссертаций.

В контексте разработанной по поручению Президента РФ федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» А.Г. Асмоловым развиваются представления о толерантности как цивилизационной норме, обеспечивающей возможность межкультурного диалога и согласия между различными народами, религиями и мировоззрениями. А.Г. Асмолов неоднократно выступал в составе государственных и общественных делегаций с докладами, посвященными формированию политики и идеологии миролюбия, веротерпимости и толерантности на конференциях, симпозиумах и семинарах по линии ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, ЮНИСЕФ, Института Европы в Стокгольме, Страсбурге, Вене, Женеве, Варшаве, Париже, Вашингтоне, Сеуле и Токио.

В 2007 г. под руководством А.Г. Асмолова была разработана и реализована первая в России инновационная программа по психологии переговоров и разрешению конфликтов.

А.Г. Асмолов активно способствует формированию в обществе установок миролюбия, толерантности, веротерпимости и профилактике ксенофобии, выступая в широком спектре средств массовой информации.

За профессиональную деятельность профессор А.Г. Асмолов отмечен следующими наградами: нагрудным значком «Высшая школа СССР» за заслуги в области высшего образования СССР, медалью К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук, золотой медалью «За достижения в науке» Российской академии образования, орденом Дружбы, медалью Л.С. Выготского Российской академии образования, юбилейным нагрудным знаком «250 лет МГУ имени М.В.Ломоносова». А.Г.Асмолов является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования, лауреатом Национального психологического конкурса «Золотая психея», победителем в номинации «Личность года в российской психологии» Национального психологического конкурса «Золотая психея». А.Г. Асмолову присуждены звания: «Заслуженный работник высшей школы Российской федерации»; «Заслуженный профессор Московского Университета».

* данные биографии основаны на информации из открытых источников

president-sovet.ru

Юбилей Александра Григорьевича Асмолова | Александр Асмолов. Психология. Образование. Жизнь.

Tags: личное

Юбилей Александра Григорьевича Асмолова

22 февраля юбилей директора по исследованиям развития человека НИУ ВШЭ Александра Григорьевича Асмолова.

От лица всего коллектива университета поздравляем с юбилеем и желаем долгих лет! Публикуем поздравительный адрес Исака Фрумина и Ярослава Кузьминова.

Воину света Александру Асмолову в честь 70-летия

Специалист по развитию личности. Мастер по неодинаковости. Человек, который поддерживает индивидуальность. Кто мог придумать такие исключительно точные характеристики, как не Александр Асмолов? Так он сказал о практических психологах образования — и эти же слова лучше всего характеризуют его самого. Сегодня Александр Григорьевич отмечает замечательный юбилей.

Выдающийся психолог и педагог, человек-эпоха — да, это всё о нём, но это не просто громкие слова. «Эпоха Асмолова» в психологии началась, когда он нашел своего учителя — великого Алексея Николаевича Леонтьева. «Эпоха Асмолова» в образовании началась в 1988 году, когда реформатор образования, тогдашний министр Геннадий Ягодин создал психологическую службу в советской еще школе — и тогда же Главным психологом Гособразования СССР стал Александр Асмолов. То, что последние тридцать лет наша школа учится видеть в ребенке, подростке — пусть с переменным успехом, но учится — не «винтик», не tabula rasa для вложения предметных знаний, а Личность, Индивидуальность — во многом заслуга именно Александра Григорьевича.

«Эпоха Асмолова» шире, чем эти тридцать лет. Она образует живую связь с лучшими достижениями нашей педагогики и психологии 20-х – 30-х годов (тогда же, в 1936-м, разрушенными и задушенными), с педологической школой, одной из сильнейших в мире, с «эпохой Выготского». «Я счастлив, что вернулись уникальные комплексные программы развития личности ребенка. Я возрождал, создавал службу практической психологии образования, для меня это призвание и миссия. Это работа всей моей жизни», — говорил сегодняшний юбиляр в недавнем интервью «Новой газете».

Александр Асмолов, единомышленники Асмолова, ученики Асмолова — это те люди, которые несли свет в российское образование, и сегодня, когда раздаются голоса, что-де не нужны психологи в школе, они продолжают этот свет отстаивать и хранить, выступая против «варваров, которые всегда борются с разнообразием», в данном случае самым важным — разнообразием личностей.

Хочется говорить об этом, и о том, что «воины света» остаются на боевом посту, а не только о достижениях, наградах и званиях, которых у юбиляра немало: Александр Асмолов — академик РАО, лауреат премии Правительства России, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека etc etc. Для нас очень важно, что он планирует создание в Вышке специального центра поддержки диалога и многообразия. Но главное, что Александр Григорьевич — наш соратник в том, чтобы образование ставило перед собой прежде всего — как он сам говорит — человековедческие задачи.

Будьте счастливы и здоровы, дорогой Александр Григорьевич.  

Поздравление от научного руководителя Центра фундаментальной и консультативной персонологии Вадима Петровского.  

Википедия не скупится, перечисля достижения и регалии юбиляра*. Можно продолжить этот ряд. Но каждый год прибавляет новое. Мы не станем соревноваться с Фейсбуком. Будем говорить о Личности юбиляра. Слово — одному из его друзей и коллег.

Александр Асмолов… Празднуем юбилей… Семьдесят...

Александр Асмолов

Но ведь время жизни исчисляется не годами. А. Асмолов — человек сквозь время. Его творчество — объединительно. В нем — разные времена, разные пространства мысли и чувств: психология, биология, образовательная политика, поэзия, публицистика. Асмолову, в отличие от многих из нас, дано ощущать гражданственность науки, которой служит. Он, если вооружится известной метафорой, не «прораб духа», он — «движитель» мысли в ее участности, действенности, включенности в жизнь.

Асмолов, если вспомнить слова одного из наших философов, есть «республика субъектов». Он родился лидером в семье лидеров. Его выдающаяся семья, его прекрасные учителя, его — ровесникиразных возрастов (именно ровесники притом возрастов разных), его одаренные ученики (одаренные им самим как личностью, а не только мамами-папами), — всё это в нем живо, всё в движении, всё воплощается. Как там сказано у Аристотеля? — «Неподвижный источнник движения?» С Асмоловым — не проходит!  Он — само беспокойство, страстность, натиск, передающиеся тем, кто рядом.

Асмолов пристрастен. Не о нем ли, среди своих друзей, близкая ему по юности Белла, писала стихи о пристрастности? «Все остальное ждет нас впереди. Да будем мы к своим друзьям пристрастны! Да будем думать, что они прекрасны! Терять их страшно, бог не приведи!» Быть другом, и в этом смысле быть пристрастным, — это его дар бесценный, и каждый кто был близок ему в сложных ситуациях жизни мог бы сказать: «Асмолов сделал для меня всё, что мог». Асмолов пристрастен в отстаивании интересов близких ему людей, готовности жертвовать временем, деньгами, здоровьем, быть жестким и категоричным, если требуется. Он может быть «неудобен». Его находчивость и разящее остроумие беспощадны, если кто-то позволяет себе неосмотрительность в оценке его друзей.

Его наука — это его наука. Начиная с первых работ «От психофизики чистых ощущений к психофизике сенсорных задач» (совм. С М.Б. Михалевской) (1974 г.) и сейчас (в работах постнеклассического направления), Асмолов отстаивает проблему субъектности. Психоаналитики бы сказал: «Проекция» — и были бы, по своему, правы! Субъектность автора во всех работах (начиная с университетской курсовой Александра, написанной полвека назад) вполне отчетливо проступает, не оставляя равнодушными всех, как пристрастных, так и равнодушных.

Каждая книга Асмолова и многие его статьи — событие. Назову лишь несколько книг: «Культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996), учебник «Психология личности» (помню обсуждение книги, вопрос: «На какой платформе стоите?», ответ Асмолова: «Хватит стоять! Пора бы уже и поехать!»), «По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии» (2002), «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» (2012). Масштаб охватываемых тем огромен: от проблем эволюционной биологии до человека в поиске смысла. Особенно дороги мне его ранние книги: «Деятельность и установка» (1976), где была предпринта попытка соотнести теорию деятельности А.Н.Леонтьева и теорию установки Д.Н.Узнадзе (это был старт нашего сотрудничества с Асмоловым, посвященного  инерционным и надситуативным моментам движения деятельности), а также его самые последние работы, посвященные преадаптации к неопределенности (2017) и междисциплинарный проект «Mobilis in mobile: личность в эпоху перемен» (2018).

Личностное отторжение «адаптивности», как приспособления к социуму, в работах Асмолова состоялось вполне…

И в этом — особая ипостась его, как политика. Смелость — это то, что, может быть, первым, бросается в глаза. Каждодневный риск человека, живущего в наше время. Родные и близкие поражаются, но остановить не могут. Чиновничья орава, уповая на свой административный ресурс, в своей огульной критике человека, движущего время вперед, ничем не рискует (разве что — потерять достоинство, с которым и так неважно). СМИ неистовствует, но смириться Асмолову не дано. Он знает, на что идет. Индивидуальность свою отстаивает, позиции не сдает.

Асмолов рассказывал мне, как Геннадий Алексеевич Ягодин, возглавлявший тогда наш перестроечный Госкомитет образования, журил его (в шутку, конечно): «Ты у нас чиновник молодой, начинающий…». Это было время, когда Асмолов  стал работать в должности главного психолога этой организации. Асмолов так и остался — «начинающим»: начиная и проводя настоящие, а не фиктивные, реформы в образовании. Он не врос в кресло чиновника, он сразу из него вырос. Роль чиновника-функционера была ему тесна. И сейчас, как в те далекие годы, он продолжает борьбу с чинократией. Сегодня он член Совета по развитию гражданского общества и правам человека, и этот высокий статус, думаю, как раз по нему.

По итогам XIV Национального психологического конкурса «Золотая Психея» (2013) Асмолов стал победителем в номинации «Личность года в российской психологии». Вот строки из представления на конкурс, подготовленного членами большого жюри Владимиром Петровичем Зинченко, Людмилой Николаевной Собчик и мной: «Асмолов не только пишет о неадаптивности, он являет собой то, о чем пишет (что, согласимся, бывает редко!). При этом ничего похожего на прожектерство. В отличие от людей, живущих «завтрашним днем» и  упускающих настоящее во имя того, что будет упущено в будущем, Александр Асмолов всецело принадлежит настоящему, живет настоящим, вполне присутствует здесь и теперь. Не адаптируется и не просто теоретизирует о «неадаптантах». Он — действует. Творит то, к чему, быть может, рано или поздно придется «адаптироваться» тем, у кого приспособление в крови. В его трудах — не «преадаптация к будущему» (поспорим с Асмоловым!), а предвоплощение будущего».

Асмолов поднимается «над» адаптацией. Он сам никогда ни для кого не превратится в образец, потому что он — единственный. Такой, как есть. Человек своего времени, — времени перемен.

Источникhttps://www.hse.ru/our/news/life/244542138.html

asmolovpsy.ru


Смотрите также