Биография архимандрит рафаил карелин


архимандрит Рафаил (Карелин)

Архимандри́т Рафаи́л (в миру Русла́н Никола́евич Каре́лин) - священнослужитель Грузинской Православной Церкви, архимандрит, духовный писатель, публицист, критик церковного модернизма и экуменизма.

Родился в Тбилиси, в семье инженера и учительницы.

Сразу после получения среднего и высшего образования оставил светскую жизнь и выбрал монашество.

Монашество и сан

По собственному признанию, его всегда особенно интересовала правда, истина, были скучны многие детские игры. Когда мать водила его в детстве в цирк, то перевернутые зеркала как образ лжи и шутовства вызывали у него не улыбку, а грусть. Поэтому почти естественным путём для него была монашеская жизнь.

В 1954 году был пострижен в монахи и в этом же году рукоположён в иеродиакона и иеромонаха. Вскоре после рукоположения служил в храме святого великомученика Георгия Победоносца в с. Илори близ г. Очамчиры, Абхазской АССР (Грузинская ССР). В илорский период о. Рафаил какое-то время совершал по просьбе прихожан отчитки бесноватых, и состояние аффекта с недюжинной силой больных и ненависть их ко всему в христианстве заставили его задуматься об особой демонической реальности, враждебной светлым силам.

В Сухуми

Позднее служил в Преображенской кладбищенской церкви в пригороде Сухуми. В сухумский период будущий архимандрит и встретил первого духовного отца (в 2010 г. канонизированного) глинского старца архимандрита Серафима (Романцова) прославившегося особой духовной опытностью, чуткостью к людям и настоящей евангельской любовью. Святой особым образом умел замаскировать любовь и заботу о людях умеренной строгостью, чем и отводил от себя неразумных поклонников. Прп. Серафим прославился также тем, что после закрытия Глинской пустыни в 1961 г., где служил 12 лет в Киргизии жил в непрестанной молитве и сидением ему служил простой камень. Также близко знаком был отец Рафаил с митрополитом Тетрицкаройским Зиновием (Мажугой), канонизированным в 2010 г. известным любовью к Иисусовой молитве, и сумевшим сочетать бурную административную деятельность с постоянной молитвой.

Преподавательская деятельность

С 1975 года преподавал в Мцхетской духовной семинарии славянский язык и временно исполнял обязанности инспектора.

В 1980-х годах Рафаил посещал святые места в России, монастыри, особенно Псково-Печерский монастырь. Духовником его становится схиигумен Савва, документы канонизации которого сейчас собираются. Схиигумен Савва получил техническое образование и после работы инженером на заводе поступил в монастырь, где со временем получил славу человека, познавшего истинную любовь к людям. Известны как минимум несколько случаев исцелений тяжело больных людей по его молитвам уже при его жизни. Отец Рафаил в эти же годы оканчивает Московскую духовную семинарию заочно. Схиигумен Савва благословил его писать на духовные темы. Затем отец Рафаил преподавал в Тбилисской духовной академии в разное время славянский язык, историю религии, богословие и аскетику.

Последним местом его священнической службы является храм святого благоверного князя Александра Невского в Тбилиси.

azbyka.ru

Архим. Рафаил (Карелин). О духовных недугах нашего времени / Православие.Ru

На вопросы портала Православие.Ru отвечает современный грузинский подвижник и духовный писатель архимандрит Рафаил (Карелин).

Архимандрит Рафаил (Карелин) –Отец Рафаил, вы прожили долгую жизнь, застали разные политические эпохи. Каждую из них характеризуют свои особенные духовные недуги. Каков главный духовный недуг нашего времени?

– Главным недугом настоящего времени я считаю ложь и двуличность, которые становятся стилем жизни современного человека. Религия уже перестает быть доминантой жизни человека и императивом его поведения. Скорее, религия служит удовлетворением определенных душевных потребностей, подобно эстетическому удовлетворению, которое дает искусство.

На самом деле религия во многом является делом воли. Внутренняя жизнь христианина – это постоянная борьба со своими страстями и греховными навыками, противостояние миру, который, по словам Христа, «лежит во зле». Эта борьба кажется мучительной для многих современных христиан, поэтому их религиозность принимает внешние формы и застывает в них.

Другим недугом нашего времени является обособленность людей и их эмоциональная холодность. В технологический век человек меньше нуждается в помощи другого человека и меньше дорожит им – его заменяет машина. Средства массовой информации способствуют стандартности   мышления. Телевизор, компьютер и другие технические изобретения все более заменяют живое общение: человек уходит в виртуальный мир, который становится его второй действительностью. В этом мире он не несет ответственности, чувствует себя свободным от обязанностей и забот – иллюзорный мир ничего не требует от него. Духовное отчуждение нередко переходит в аутизм. Человек чувствует свое одиночество, но и в этом случае телевизор и компьютер предлагают ему общение на расстоянии, виртуальные связи без любви, какое-то мертвое общение, похожее на общение теней. Техника сокращает физические расстояния между людьми и в то же время на эмоциональном плане дистанцирует их друг от друга. Человек перестает любить человека; ближний оказывается дальним. У него пропадает желание видеться с друзьями, ему комфортнее сидеть у компьютера. Здесь кажущееся удобство переводит общение людей на уровень прагматики.

Техника сокращает физические расстояния между людьми, но на эмоциональном плане дистанцирует их друг от друга

Эмоциональная холодность и отчуждение принимают степень нравственного кризиса, который более опасен, чем экономический кризис.

Этот процесс в различных формах проявляется везде, причем, в технически развитых странах с большей силой и разрушительностью.

– Складывается ощущение, что у современных христиан вопросы догматики отошли на задний план: если о чем-то и говорят, то лишь о социальном служении и прочем. О различии в вере говорить и вовсе не принято. Так ли это?

– Догматическое мышление неразрывно связано с духовным состоянием человека, особенно с его мистическими интуициями. При оскудении молитвы и либерализации морали человек перестает чувствовать действие благодати в своей душе, теряет православное мышление и внутреннее свидетельство истины. Характерно, что для святых догмат представлял собой не отвлеченное понятие, а живую истину, и отклонение от догмата воспринималось и ощущалось ими как потеря благодати. У современных людей притуплено это внутреннее свидетельство. Они воспринимают догматы как философские постулаты и тезисы, рассматривают их на уровне плоского рассудочного мышления и поэтому у них стирается граница между догматической истиной и духовной ложью. Теологический максимализм прежнего времени все более вытесняется гуманистическим антропологизмом, при этом ориентиры истины теряются, духовные центры бытия и шкала нравственных ценностей сдвигаются и смещаются со своих мест.

Догматический индифферентизм – это слепота тех, у кого притупились или атрофировались религиозные интуиции

Догматический индифферентизм – это слепота тех, у кого притупились или атрофировались религиозные интуиции. Интеллектуальная всеядность воспринимается как широта мышления и даже свидетельство любви.

Этот вопрос очень важен, поэтому повторим нашу мысль.

Мистические интуиции делают догмат реальной, осязаемой истиной, а современный человек с его приглушенными духовными интуициями воспринимает догмат как продукт определенного времени и эпохи, рассматривает его вроде философской абстракции, сознательно или несознательно прилагает к Церкви и Откровению принцип эволюции, и таким образом делает догмат релятивистским и плюралистическим понятием. По их мнению, догматы можно до времени уважать, как уважают стариков, но можно также безболезненно изменить их или проигнорировать. Практическим проявлением такого рационализма в религии являются экуменизм, униатство и многоголовая гидра модернизма.

pravoslavie.ru

Рафаил Карелин: биография архимадрита, книги духовного отца, проповеди Путь христианина, встреча патриарха и папы

Рафаил Карелин — архимандрит, священнослужитель Грузинской православной церкви. Его заслуженно считают выдающимся богословом современности, защитником Православия и опытным пастырем для всех нуждающихся. Он является духовным писателем и публицистом, автором множества известных трудов и статей.

Кроме того, преподобный Рафаил известен тем, что резко критикует церковный модернизм. Это направление в теологии, которое призывает служителей церкви к обновлению вероисповедания; к тому, что религия должна приспособиться к новым общественно-историческим условиям, к изменившемуся сознанию верующих. Также он выступает против экуменизма. Имеется в виду движение за объединение всех вероисповеданий различных христианских конфессий.

Детство Рафаила

В детстве Рафаил (в миру Руслан Николаевич Карелин) никогда не интересовался обычными для детей играми и игрушками, вместо этого он всегда тянулся к правде и истине. Однажды во время болезни он прочитал отрывки из Евангелия, принадлежавшего его бабушке. Эта необычная книга вызвала у него странное чувство — как будто кто-то перенес его в то место и в те далекие времена, когда был жив Иисус Христос. Для Руслана немалый интерес представляли знания о душе и жизни человеческой.

Происхождение и рождение

Карелин Руслан Николаевич появился на свет в городе Тбилиси 1 января 1931 года. Мать его — Александра Николаевна Чуркина — была учительницей, а отец — Николай Александрович Карелин — инженером.

Семья

Будущий священнослужитель рос в самой обычной советской семье. Отец его никогда не верил в Бога. Но при этом он умел уважать чувства и убеждения окружающих. Мать была верующей, но не показывала своей религиозности. Она понимала, что человек сам для себя решает, верить ему в Бога или нет.

Бабушка Евдокия лишь один раз привела мальчика в церковь. На всю дальнейшую жизнь запомнилось ему это событие, потому что он каким-то внутренним чутьем ощутил, что существует новый, неведомый мир, о котором ему только предстоит узнать. Но, в целом, никаких познаний о Боге и религии семья ему не дала.

Юношеские годы и молодость

Однажды будущему священнослужителю в руки попало очень редкое по тем временам издание — сочинения святого Иоанна Златоуста. Оно увлекло молодого человека блестящим стилем написания, новизной мысли. На его дальнейшую жизнь эта книга повлияла очень сильно. После окончания школы юноша поступил в Тбилисский педагогический институт на филологическое отделение. Но впоследствии в его душе произошли изменения, и он решил, что пришла пора послужить Богу. Поэтому по завершении учебы, он принял решение пойти в монахи.

Монашеский постриг

В советские годы в Грузии большая часть монастырей была разрушена или заброшена. Поэтому юноша решил постричься в монахи тайно. Не сделал он этого только потому, что его призвал архимандрит Зиновий Мажуга. Выяснилось, что для одного прихода требуется священник. Произошло то, к чему молодой человек стремился долгие годы.

В 1954 году Руслан принял монашество. Наречен он был Рафаилом по имени известного Архистратига. Вскоре он стал иеродиаконом, а затем и иеромонахом. Учебных заведений духовной направленности в Грузии в советские годы не существовало. Рафаил вынужден был отправиться в Ольгинский монастырь, где его обучали церковным таинствам, службам, молитвам и многому другому.

Затем молодого священника отправили служить в с. Илори, где действовал храм Георгия Победоносца. Там, по многочисленным просьбам прихожан, ему пришлось бороться с одержимыми. Тогда и пришло понимание, что на самом деле существует недоступная для нас реальность демонов, которые являются противовесом божественным силам.

Церковная служба в Сухуми

С 1958 по 1973 гг. архимандрит Рафаил Карелин служил в Сухумо-Абхазской епархии. Здесь ему посчастливилось ближе сойтись с отцом Серафимом.

Он был знаменит тем, что 12 лет просидел на обычном камне в Глинской пустыне и все это время непрерывно молился.

Впоследствии отца Серафима официально признали святым человеком.

Этот праведник стал для Рафаила настоящим духовным отцом. Вспоминая те годы, он не раз упоминал, что его духовная жизнь была наиболее богата событиями именно в период службы в Сухумо-Абхазской епархии. Затем из-за болезни пришлось оставить службу и вернуться в Тбилиси для лечения.

Зрелый возраст

В зрелом возрасте отец Рафаил много поездил по святым местам и монастырям России. Не единожды он посещал Псково-Печерский монастырь, который оставил в его душе наиболее сильный отпечаток. Уже будучи взрослым человеком, он окончил Московскую духовную семинарию. Духовным наставником его был схиигумен Савва, который прославился тем, что читал молитвы над больными людьми. Известно множество случаев, когда после этого люди выздоравливали. Именно схиигумен Савва подсказал отцу Рафаилу начать писать книги .

Преподавание в духовной академии

1975 год ознаменовался для архимандрита Рафаила преподаванием славянского языка в Мцхетской духовной семинарии, а также аскетики, истории религий и богословия — в Тбилисской духовной академии.

Служба в храме

Последнее место, где служил отец Рафаил, — храм князя Александра Невского в Тбилиси. Болезнь, сильнейшая потеря зрения не дали ему продолжить службу.

В 2016 году впервые состоялась встреча папы Римского и патриарха всея Руси, на которой была подписана совместная декларация. Архимандрит Рафаил был в числе нескольких священнослужителей, крайне отрицательно высказавшихся о встрече патриарха и папы. Они заявили, что их совместная декларация — еретический документ, поскольку из-за этой встречи были нарушены все существующие церковные правила.

Писательская деятельность

В начале 1990-х годов архимандрит Рафаил решил заняться тяжелым писательским трудом. Он освещает вопросы о Боге, церкви, душе и о многом другом, что так тревожит современного читателя.

Труды отца Рафаила предназначены для широкой аудитории. Огромная эрудиция и прекрасное владение стилем, духовный опыт и познания отличают автора от других священников-писателей. Поэтому его труды помогают каждому человеку приобрести святоотеческое знание о смысле жизни, вере в Бога и о многом другом.

Нравственно-аскетические труды

Нравственно-аскетические труды преподобного Рафаила посвящены проблемам духовного мира, его структуре и взаимным связям. В них рассказывается об умеренности, самоограничении, удовлетворенности своим положением, каким бы оно ни было. Произведений на эту тематику у него много. Поэтому остановимся лишь на некоторых.

В книге отца Рафаила «Церковь и интеллигенция» повествуется о взглядах и настроениях интеллигенции, а также об их взаимоотношениях с церковью. Автор объясняет, почему интеллигентным людям порой бывает трудно посетить церковь. Ведь так же, как и священнослужители, интеллигенция должна охранять истину и нравственность.

Труд «В поисках истины» написан в форме бесед духовника со своими прихожанами. Это очень разные люди, со своими сложными характерами и судьбами. Но объединяет их то, что каждый человек ищет истину. Беседуя с духовником, эти люди получают ответы на вопросы, в связи с чем их духовная жизнь обогащается.

Главная тема труда под названием «Умение умирать, или Искусство жить» — это жизнь и смерть. По мнению автора, чтобы добиться достойной и праведной жизни, нужно для начала... умереть. То есть человек сначала должен умереть для грехов, которых так много в этом мире, для страстей, поработивших наши сердца. Наша короткая, полная печалей жизнь на земле — это время для покаяния, а не для радости. Но человек получил от Бога драгоценный подарок — вечную жизнь. Только после смерти мы обретаем Бога в своей душе, тогда и можно радоваться.

В монографии, которая называется «О языке православной иконы», автор представляет православную икону, как неотделимую частицу Церкви. Он не рассматривает достоинства икон с позиции произведений изобразительного искусства. Иконы интересуют его как основные элементы православной иконографии. Автор считает, что нарушая каноны иконописи, художник помогает миру демонов связаться с нашим сознанием. В качестве примера приводятся религиозные картины Дали и Врубеля.

Сборники

В своих сборниках архимандрит Рафаил дает ответы на вопросы православных. Вся информация сгруппирована по темам. Тематика вопросов разнообразна: вера в современном мире, слово Божие и молитвы, истина, ложь, покаяние и многое другое. Преподобный Рафаил — опытный духовный собеседник. Его советы могут быть полезны всем, кто пытается исправить свои ошибки и ищет спасения души.

В этой серии вышли следующие сборники:

  1. «Да никтоже прельстит вас. Вопросы и ответы».
  2. «Тайна сия велика есть. Вопросы и ответы о семейной жизни».
  3. «Море житейское. Ответы на вопросы читателей».
  4. «На камени веры. Вопросы и ответы».

Кроме того, вышло несколько сборников статей и очерков, освещающих современные проблемы церкви, псевдокультуру, церковный модернизм.

Среди них наиболее известны:

  1. «Православие и соблазны мира сего».
  2. «На пути из времени в вечность. Воспоминания».
  3. «О вечном и преходящем».
  4. «Тайна спасения. Беседы о духовной жизни».

Проповеди

Проповеди преподобного Рафаила — это явление в современной духовной литературе самобытное и необычное. Впервые придя в церковь, человек частенько не понимает смысл религиозных таинств, молитв и песнопений. В этот момент ему необходимо слово священника, духовного отца. Наставления могут научить, вразумить и утешить любого человека, стремящегося к истине. Из таких слов и состоят проповеди отца Рафаила.

В 1999 году люди смогли познакомиться со сборником проповедей архимандрита Рафаила под названием «Путь христианина».

Эти проповеди рассказывают нам о внутренней жизни церкви. С их помощью мы можем либо приблизиться к Богу, либо, напротив, удалиться от него. В проповедях есть советы, как на практике бороться с демонами и с нашими страстями.

На данный момент этот труд — самое полное собрание проповедей и бесед духовного наставника Рафаила. Его слово разгоняет скорби и утешает душу. Оно помогает людям найти свою дорогу к Богу и Церкви.

Видео

В этом видео архимандрит Рафаил отвечает на вопросы, рассказывает о том, как найти духовного наставника в современных условиях. 

proreligiu.club

Рафаил (Карелин) - это... Что такое Рафаил (Карелин)?

В этой статье следует указать мирское имя и отчество данного священнослужителя

Архимандри́т Рафаи́л (фамилия — Каре́лин; род. 28 декабря 1931, Тбилиси, Грузия) — священнослужитель Грузинской православной церкви, архимандрит, богослов, миссионер, духовный писатель и публицист.

Биография

Родился 29 декабря 1931 года в Тбилиси, в семье инженера и учительницы. Сразу после получения среднего и высшего образования оставил светскую жизнь и выбрал монашество.

Монашество и сан

По собственному признанию, его всегда особенно интересовала правда, истина, были скучны многие детские игры. Когда мать водила его в детстве в цирк, то перевернутые зеркала как образ лжи и шутовства вызывали у него не улыбку, а грусть. Поэтому почти естественным путём для него была монашеская жизнь.

В 1954 году был пострижен в монахи и в этом же году рукоположён в иеродиакона и иеромонаха. Вскоре после рукоположения служил в храме святого великомученика Георгия Победоносца в с. Илори близ г. Очамчиры, Абхазской АССР (Грузинская ССР). В илорский период о. Рафаил какое-то время совершал по просьбе прихожан отчитки бесноватых, и состояние аффекта с недюжинной силой больных и ненависть их ко всему в христианстве заставили его задуматься об особой демонической реальности, враждебной светлым силам.

В Сухуми

Позднее служил в Преображенской кладбищенской церкви в пригороде Сухуми. В сухумский период будущий архимандрит и встретил первого духовного отца (в 2010 г. канонизированного) глинского старца архимандрита Серафима (Романцова) прославившегося особой духовной опытностью, чуткостью к людям и настоящей евангельской любовью. Святой особым образом умел замаскировать любовь и заботу о людях умеренной строгостью, чем и отводил от себя неразумных поклонников. Прп. Серафим прославился также тем, что после закрытия Глинской пустыни в 1961 г., где служил 12 лет в Киргизии жил в непрестанной молитве и сидением ему служил простой камень. Также близко знаком был отец Рафаил с митрополитом Тетрациркойским Зиновием (Мажугой), канонизированным в 2010 г. известным любовью к Иисусовой молитве, и сумевшим сочетать бурную административную деятельность с постоянной молитвой.

Преподавательская деятельность

С 1975 года преподавал в Мцхетской духовной семинарии славянский язык и временно исполнял обязанности инспектора. Последним местом его священнической службы был храм святого благоверного князя Александра Невского в Тбилиси.

В 1980-х годах Рафаил посещал святые места в России, монастыри, особенно тогда открытый Псково-Печерский монастырь. Духовником его становится схиигумен Савва, документы канонизации которого сейчас собираются. Схиигумен Савва получил техническое образование и после работы инженером на заводе поступил в монастырь, где со временем получил славу человека, познавшего истинную любовь к людям. Известны как минимум несколько случаев исцелений тяжело больных людей по его молитвам уже при его жизни. Отец Рафаил в эти же годы оканчивает Московскую духовную семинарию заочно. Схиигумен Савва благословил его писать на духовные темы. Затем отец Рафаил преподавал в Тбилисской духовной академии в разное время славянский язык, историю религии, богословие и аскетику.

Последним местом его священнической службы является храм святого благоверного князя Александра Невского в Тбилиси.

Литературная деятельность

В 1988 году в силу ослабшего здоровья (снижение зрения) находится на покое и занимается литературной деятельностью. На его сайте karelin-r.ru размещены труды автора богословской и полемической направленности. Как и о. Даниил (Сысоев), архим. Рафаил резко критикует проф. Осипова за искажение учения Православной церкви.[1][2][3]

Книги

1994
  • Икона «Слава Грузинской Православной Церкви». Салоники, 1994 г.
1995
  • О теософии. Салоники, 1995 г.
1997
  • Мистика земного времени. СПб., 1997 г.
  • Две проповеди. Москва, 1997 г.
  • Проповеди. Москва, 1997 г.
  • О языке православной иконы. Санкт-Петербург, 1997 г.
  • Великие Христианские Праздники. Санкт-Петербург, 1997 г.
1998
  • Казнь над нерожденными. Санкт-Петербург, 1998 г.
1999 2000
  • Падение гордых. Москва, 2000 г.
2001
  • Узаконенное беззаконие. Киев, 2001 г.
  • В аду на земле. Москва, 2001 г.
  • Тайна спасения. Беседы о духовной жизни из воспоминаний. Москва, 2001 г. ISBN 5-7789-0117-8
2002
  • Какое согласие между Христом и… профессором А. И. Осиповым? Москва, 2002 г.
2003
  • Православие одного дня. Тбилиси, 2003 г.
  • Ещё раз о еретических заблуждениях профессора МДА А. И. Осипова. Москва, 2003 г.
  • Наш календарь. Москва, 2003 г.
  • Векторы духовности. Москва, 2003 г.
2004
  • Умение умирать, или искусство жить. Москва, 2004. ISBN 5-7789-0164-X
  • В поисках истины. Саратов, 2004 г. ISBN 5-98599-014-1
  • Как вернуть в семью потерянную радость. Санкт-Перебург, 2004 г.
  • Культ и культура в истории человеческого сознания. Санкт-Перебург, 2004 г.
  • О духовном делании. Москва, 2004 г.
2005
  • Вся жизнь в нашем мире — хождение по водам. Москва, 2005 г.
  • Путь христианина: слова и беседы. Москва, 2005 г.
2007 2008
  • На пути из времени в вечность. Воспоминания. Саратов. 2008 г. 592 с. ISBN 978-5-98599-050-8
  • Море житейское. Ответы на вопросы читателей. Москва, 2008 г.
  • Да никтоже прельстит вас. Вопросы и ответы. Самара, 2008 г.
  • На пути из времени в вечность. Воспоминания. Саратов, 2008 г. ISBN 978-5-98599-050-8
2009
  • Церковь и интеллигенция. Саратов, 2009 г.

Статьи

  • «О грехах детоубийства» // Духовный Собеседник. 1997. № 1(9)
  • «О молитве» // Духовный Собеседник. 1997. № 2(10)
  • «Монашество и мир», «О фанатизме»//Духовный Собеседник. 1997. № 3(11)
  • Песнь Богородице // Духовный Собеседник. 1997. № 4(12)
  • «О единстве» // Духовный Собеседник. 1998. № 1(13)
  • «О теософии» // Духовный Собеседник. 1998. № 4(16)
  • «О трех видах света», «Узаконенное беззаконие», «Грузинская Фиваида» // Духовный Собеседник.1999. № 3(19)-4(20)
  • «Путь, истина и жизнь»//Духовный Собеседник. 2000. № 2(22)
  • «Падение гордых»//Духовный Собеседник. 2001. № 1(25)-2(26)
  • «Встреча в Барганах» // Духовный Собеседник. 2004. № 1(37)
  • «Свет и тени Екатеринбурга» // Духовный Собеседник. 2005. № 3(43)-4(44)
  • «Выше в горы — ближе к Богу» // Духовный Собеседник. 2006. № 3(47)
  • «Духовное небо Тбилиси» // Духовный Собеседник. 2006. № 4(48)

Примечания

dic.academic.ru

Клирик Грузинской Православной Церкви архимандрит Рафаил Карелин

Выдающийся богослов, критиковавший церковный модернизм и экуменизм, публицист, священнослужитель Грузинской ПЦ архимандрит Рафаил Карелин считается очень самобытным и интересным церковным писателем нашей современности. Он стал автором ряда книг: «В поисках истины», «Путь христианина», «Тайна спасения» и многих других.

Архимандрит Рафаил Карелин: биография

В миру Александр Николаевич Карелин родился в Тбилиси 29 декабря 1931 года в интеллигентной семье, где отец был инженером, а мать - учительницей. Сразу после окончания института он решил уйти в монашескую жизнь. Это произошло по его собственному желанию, так как он всегда интересовался правдой, а всякого рода обман или иллюзию обмана не переносил. Сам он вспоминает, как в детстве мама водила его в цирк, и он почему-то страшно не любил фокусы: перевернутые зеркала представлялись ему искажением жизни, а разного рода шутовство не вызывало никакой радости, а скорее наоборот - навевало грусть. Поэтому уже в сознательном возрасте он пришел в монашескую жизнь.

В 1954 году он был посвящен в монахи, и в том же году его произвели в сан иеродиакона и иеромонаха. После этого он начал служить в храме святого Георгия Победоносца в селе Илори неподалеку города Очамчиры Абхазской АССР.

Именно в этот период иеродиакон Рафаил по просьбе прихожан стал совершать отчитки бесноватых. Эти встречи с бесноватыми людьми, а точнее, их состояние аффекта и дикая одержимость, недюжинная сила и ненависть к христианской вере заставили его обратить свое внимание на изучение демонической реальности и враждебной силы, угрожающей всему человечеству.

Сухуми

Прошло время, Рафаил Карелин переехал в Сухуми и стал служить там в Преображенской кладбищенской церкви. Именно в этот период будущий архимандрит познакомился со своим первым духовным отцом - архимандритом Серафимом (Романцовым), который, обладая особой духовной опытностью, с вниманием и чуткостью ко всем людям и евангельской любовью, смог достичь самых главных высот в своем постриге и стал святым старцем. Его имя было канонизировано в 2010 году. Святой Серафим любовь и заботу о людях маскировал под умеренной строгостью, поэтому неразумных поклонников у него не было.

Преподавательский путь

Архимандрит Рафаил Карелин был знаком и с митрополитом Зиновием (Мажугой), причисленным к лику святых в 2010 году. Он был известен своею любовью к Иисусовой молитве и обладал удивительной способностью сочетать активную административную деятельность с непрестанной молитвой.

В 1975 году отец Рафаил становится преподавателем славянского языка в Мцхетской духовной семинарии и временным исполнителем обязанностей инспектора.

В начале 80-х годов он часто посещает святые места и монастыри России. И особенно полюбил он Псково-Печерскую обитель. В это время его духовным отцом был схиигумен Савва, к канонизации которого уже готовится Православная Церковь. Этот старец был известен несколькими случаями исцеления смертельно больных людей.

Примерно в эти же годы отец Рафаил заочно заканчивает Московскую духовную семинарию и получает благословение у Схиигумена Саввы на написание текстов на духовную тему. Затем Архимандрит Рафаил Карелин становится преподавателем славянского языка, истории религии, аскетики и богословия в Тбилисской духовной академии.

Последние годы священнической службы он проводит в храме святого Александра Невского в городе Тбилиси. А с 1988 года Архимандрит Рафаил Карелин в связи с ухудшением состояния здоровья (плохого зрения) уже не ведет такую активную деятельность, но и не прекращает заниматься написанием духовной литературы.

Архимандрит Рафаил Карелин: сайт

Огромный список книг, разного рода статей и бесед, а также аудио- и видеоматериала можно посмотреть на специальном сайте Архимандрита Рафаила. И нужно отдать должное ему как автору, так как все, о чем он пишет, читается с огромным интересом. Он открывает глаза на многие вещи. Это может быть психология семейной жизни, воспитание подрастающего поколения или еще что-нибудь. На каждый вопрос он может всегда дать лаконичный ответ, который может кому-то показаться слишком философскими или нереальным. Однако это только на первый взгляд, так Архимандрит Карелин, прежде всего, заставляет человека думать и жить духовной жизнью, а значит, он сеет то самое зерно, которое непременно взрастет при правильном подходе людей к любой жизненной проблеме.

Разногласия с Осиповым

Многие начинают искать какие-то разногласия во взглядах и учениях по разным духовным тематикам таких богословов, как архимандрит Рафаил и А. И. Осипов. На некоторых форумах развернулись целые дискуссии по поводу того, кто же из них прав. Но не надо в это глубоко вникать, потому как каждый из этих духовных литераторов будет прав по-своему. И в этом нет ничего предосудительного, если кто-то в открытую выскажет свое мнение.

Архимандрит Рафаил Карелин об Осипове высказался, в частности, из-за статьи «Евхаристия и священство». Там ему не понравились некоторые высказывания. Но если предоставить поле для спора этих двух титанов богословской литературы, то они никогда друг друга не переспорят, так как и они не имеют полных знаний о мире духовном, а потому тоже могут в чем-то заблуждаться.

fb.ru

Архимандрит Рафаил Карелин

Познать Бога в середине 20 века, а тем более принятие монашества в послевоенное время было равносильно подвигу первых христиан.

Архимандрит Рафаил Карелин — священник Грузинской Православной Церкви, клирик, филолог по образованию, философ, противник духовного модернизма, богослов, книги которого изданы на грузинском, болгарском, сербском и других языках.

Детство и юношество

28 декабря, накануне Нового года, а 1931 году семья Николая Карелина и Александры Чуркиной пополнилась сыном, которого назвали Русланом. Местом его рождения стал прекрасный город Грузии Тбилиси. Николай Александрович работал инженером, считал себя атеистом, но никогда не относился с пренебрежением к церкви и богослужениям, лояльно воспринимал различные верования.

Архимандрит Рафаил Карелин

Александра Николаевна преподавала в школе, с детства была верующей, но никогда явно не проявляла своей веры, втайне молилась и постилась в силу веяний того времени. В возрасте 5-6 лет Руслан впервые попал в храм вместе с бабушкой Евдокией, безусловно, самого богослужения он не помнил, но светлая атмосфера коснулась души ребенка, навсегда оставив в ней отпечаток тепла и покоя.

Со временем впечатления от посещения церкви стерлись из памяти ребенка, но вновь буквально взорвались через несколько лет более яркими ощущениями присутствия Божьего. Второй раз коснулся Руслана Дух Божий во время болезни, когда он впервые взял в руки Новый Завет, оставленный на подоконнике бабушкой.

Интересно! Юноша буквально погрузился во времена, когда Иисус проповедовал на земле. Не совсем понимая смысла написанного, мальчик пережил особые чувства, в нем возникло желание посвятить себя Творцу.

Будучи учеником выпускного класса в школе, Руслан начал искать смысл жизни. Религиозная литература была под запретом, поэтому найдя послания святителя Иоанна Златоуста, юноша открыл для себя совершенно другой мир.

В середине 20 века в Грузии не было ни одного законно открытого монастыря, монахи под видом сторожей устраивались в обителях и тайно служили Богу. После окончания школы Руслан становится студентом филологического факультета в Тбилисском педагогическом институте, после окончания которого юноша решает принять монашеский постриг.

Монашество

Тайно приняв монашество в 1954 году с именем архистратига Рафаила, он вскоре рукополагается в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.

За отсутствием духовных заведений в Грузии молодой священник отправляется в монастырь святой Ольги для обучения, там погружается в изучение церковных таинств, служб, молитв и всех остальных тонкостей, которые необходимо знать священнику.

Первым место его службы стало село Илори, в котором находился Георгиевский храм. Именно здесь отец Рафаил впервые столкнулся с проявлением демонических сил, освобождая от них одержимых злыми духами молитвой и постом.

Путь служителя

В 1958 году архимандрит Карелин переведен в пригород Сухуми священником в кладбищенскую церковь Преображения Господня, где за 15 лет служения прошел основной путь своего духовного становления, описанный автором в книге «На пути от времени в вечность».

Рафаил Карелин является клириком Грузинской православной церкви

В Сухумо-Абхазской епархии Господь даровал молодому священнику уникальную встречу со святителем Серафимом, старцем Глинской пустыни, в которой он провел 12 лет. После закрытия пустыни архимандрит Серафим (Романцов), живя в Киргизии, все свое время проводит в молитвах, читает их, сидя на камне.

В лице отца Серафима, в 2010 году признанного святым, отец Рафаил нашел настоящего духовного отца, попечителя и наставника. Мудрый старец обладал уникальным даром любви к людям, которую скрывал под напускной строгостью, но всегда старался проявить чуткость к людским проблемам.

В Сухумский период встретился на пути преподобного митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), истинный поклонник Иисусовой молитвы, он был канонизирован в 2010 году. Будучи зрелым человеком, отец Рафаил много ездит по святым обителям России, посещение Псковско-Печерского монастыря особенно впечатляет Карелина.

Окончив заочно Московскую Духовную академию, Карелин приобретает духовного наставника в лице схиигумена Саввы, известного в широких кругах даром исцеления и пророчества. В 1975 года острое заболевание горло вынуждает священника вернуться в Тбилиси для лечения, здесь он в течение 20 лет преподает в Духовной семинарии и академии такие предметы:

  • аскетика;
  • славянский язык;
  • основное богословие;
  • история религии.

В 1995 году к болезни горла присоединяются проблемы с глазами, из-за чего архимандрит Карелин прекращает все виды служений, начиная в 1990 году вплотную заниматься литературной деятельностью.

Книга Рафаила Карелина «Путь христианина»

В 2016 году он резко критикует встречу Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, выступая против подписания совместной декларации, которую несколько священников, в том числе и Каверин, назвали еретическим документом.

Собор благоверного князя Александра Невского стал местом последней службы в качестве священника. С благословения духовного наставника архимандрит Рафаил решает серьезно заняться литературной деятельностью.

Литературная деятельность

Будучи духовным публицистом, о. Рафаил издал множество книг с критикой церковного модернизма, лояльно относящегося к различным течениям вероисповедания, Он совершенно нетерпим к экуменизму, допускающему объединение всех христианских конфессий, среди которых протестанты, католики, униаты и другие.

Архимандрит Карелин, книги которого не оставляют никого равнодушным, пытается донести до широкой аудитории ответы о назначении церкви, пути души и духа, значении Бога и смысле жертвы Христа. Основываясь на широкой эрудиции, прекрасно владея литературным стилем, имея духовный опыт, священник пытается помочь человечеству найти ответ в вечном вопросе о смысле жизни, грехе и вере.

Его литературное творчество можно условно разделить по направлениям.

  • В нравственно-аскетических трудах преподобный Рафаил глубоко вникает в проблемы духовного мира, объясняя широкому читателю структуру и взаимные связи в нем. В работах священника этого направления много говорится о том, что человек должен довольствоваться тем, что имеет, уметь самоограничиваться и во всем знать меру.
  • В послании «Церковь и интеллигенция» рассматривается вопрос о взаимоотношении церкви и интеллигенции, ведь обе эти структуры призваны нести истину, нравственность и свет в мир.
  • В сборнике вопросов — ответов «В поисках истины» автор разбирает тему о смысле жизни, обогащая духовную жизнь читающих его произведения. Достойная и праведная жизнь, по мнению священника, возможна только после смерти для греха. Страсти поработили основную часть людей, не понимающих, что короткое время на земле отведено не для наслаждения и радости, а для поиска пути в вечную жизнь, дарующую настоящее счастье.
  • В книге «О языке православной иконы» автор с трепетом относится к святым образам, написанным святыми иконописцами, но подвергает резкой критике картины на религиозную тему кисти Врубеля и Дали.
  • Отдельно следует выделить сборники посланий архимандрита Рафаила, в которых батюшка по темам разложил ответы на вопросы, волнующие прихожан.
Рафаил Карелин. Христианство и модернизм

На основе анализа собственных ошибок, он дает советы ищущим Бога людям в сборниках:

  • «На камени веры. Вопросы и ответы»;
  • «Да никто же прельстит вас. Вопросы и ответы»;
  • «Море житейское. Ответы на вопросы читателей»;
  • «Тайна сия велика есть. Вопросы и ответы о семейной жизни».

В своих сборниках преподобный поднимает проблемные вопросы церкви, псевдокультуры, современного модернизма в православии: «Тайна спасения. Беседы о духовной жизни», «Православие и соблазны мира сего», «О вечном и преходящем», «На пути из времени в вечность. Воспоминания».

Проповеди архимандрита Рафаила заслуживают особого внимания. В самобытной и необычной форме священник во время богослужений учит, вразумляет и утешает тех людей, которые ищут истину жизни.

В 1999 году вышел сборник проповедей «Путь христианина», описывающий внутреннюю сторону церковной жизни. В своих откровениях священник делится советами, как приблизиться к Господу, и что может отдалять христиан от Него, как преодолевать страсти, и какую борьбу вести с демонами.

Критика и непринятие высказываний преподобного Рафаила (Карелина)

Его максимализм и непринятие греха вызывают критику со всех сторон.

Зайцев А.А. отвечает на брошюру священника «Какое согласие между Христом и… профессором А.И.Осиповым» книгой «Расспроси ближнего своего прежде, нежели грозить ему», обвиняя архимандрита в популизме и цинизме по отношению к профессору.

Алексей Остальцев в своем послании «Православный романтизм архимандрита Рафаила» называет автора порой скандальных изданий ниспровергателем авторитетов, в посланиях которого много чувственности и эмоциональности.

Важно! За картинами страшного мира, погрязшего в потоках грязи, крови и лжи просматривается аналогия с мрачным романтизмом Эдгара По. Остальцев приписывает автору сакрализацию древности, называя его исторические исследования зарисовками.

Хотите узнать мнение самого архимандрита Рафаила о том или ином вопросе, тогда заходите не его страничку в интернете и начинайте диалог, Карелин открыт для общения с каждым.

Слово старца Рафаила Карелина о нашем времени

molitva-info.ru


Смотрите также