Береговой космонавт биография


Космонавт Береговой Георгий Тимофеевич

Космонавт: Береговой Георгий Тимофеевич (15.04.1921-30.06.1995 гг.)

Космонавт: Береговой Георгий Тимофеевич (15.04.1921-30.06.1995 гг.)

  • 12-й космонавт СССР, позывной «Аргон»
  • Длительность полета: 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд (1968г.)

Краткая биография

Георгий Тимофеевич был рожден 15 апреля 1921 года в с. Фёдоровка, ныне Полтавская область, Украина. Несколько позже сменил место жительства на г. Енакиево, Донецкой области. Еще в средней школе Георгий начал увлекаться авиационным спортом в городском аэроклубе, а также — авиамоделированием, и стал руководителем данной секции. После завершения 8-летней учебы в школе устроился слесарем на местный металлургический завод. Окончив аэроклуб в 17 лет, Георгий отправился на 3-хлетнее обучение в Ворошиловградскую школу военных лётчиков.

Карьера летчика

В 1942-м году по завершении военной школы, юноша в качестве летчика был послан на войну. В период с 1942-го по 1944-й год был трижды сбит и один раз ранен в голень. Провел 185 боевых полетов на разных аппаратах, среди которых и известный Ил-2. За проявленные в сражениях героизм и отвагу в 1944-м году был удостоен звания Героя Советского Союза.

По завершению Великой Отечественной войны продолжил службу в ВВС, где достиг звания полковника гвардии. Окончив в 1948-м году курсы летчиков-испытателей, занимался испытанием различной воздушной техники. В 1961 г. был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». На награждении Георгий Береговой встретился с другим известным человеком, удивительно схожим с ним внешне — Леонидом Брежневым.

Космическая подготовка

42-хлетний герой войны, Георгий Береговой дважды подавал заявление на зачисление в отряд космонавтов, и, несмотря на пройденное медицинское обследование, не был принят.  Однако в январе 1964-го года главнокомандующий ВВС К.А. Вершинин единолично принял решения о зачислении Г. Берегового в отряд космонавтов.

Летчик-испытатель проходил обучение управления космического аппарата «Восход-3», однако после закрытия программы был привлечен к программе «Союз». В то время данная программа столкнулась с рядом проблем: первый беспилотный корабль взорвался при запуске, другие два не стартовали, четвертый, на борту которого был космонавт Владимир Комаров, потерпел крушение.

Когда указанные проблемы были представлены Леониду Брежневу, генсек напомнил ведущим проекта, что в их отряде космонавтов имеется заслуженный летчик испытатель. Осенью 1968-го года Георгий Тимофеевич завершил обучение на роль командира-пилота космического аппарата «Союз-3».

Космическая миссия

Записи не найдены

26-го октября 1968-го года Георгий Береговой стартовал на борту «Союз-3». Целью летчика было испытание корабля новой модели, определение его недостатков, а также проведение состыковки с беспилотным аппаратом «Союз-2». Ранее стыковка проводилась аппаратами автоматически, однако на этот раз данный маневр должен был выполнить космонавт собственноручно.

«Союз-3» без происшествий стартовал с Байконура и на высоте 4 000 км Георгий Береговой перешел к ручному управлению. Находясь на расстоянии в 200 метров от корабля «Союз-2», Георгий Тимофеевич начал подготовку к стыковке. Так как операция проходила в тени Земли, ориентация «Союз-3» должна была происходить по световым сигналам, установленным на беспилотном корабле. Однако космонавт неверно определил положение корабля и попытался провести стыковку «Союз-3» с «Союз-2» — «вниз головой». Береговой провел еще несколько попыток сближения, которые ни к чему не привели. Космонавту, удалось обнаружить проблему лишь, когда оба корабля вышли из тени Земли. Но запаса топлива было недостаточно для проведения еще одного маневра и Георгию Береговому пришлось возвращаться на Землю.

Результаты космической миссии

Космонавт Береговой провел полет общей длительностью 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. Также Георгий Тимофеевич стал старейшим на то время человеком, посетившим орбиту нашей планеты.

В результате опыта полученного во время миссии корабля «Союз-3», сделали два основных вывода:

  • Не производить стыковку в тени
  • Не производить стыковку на первом витке вокруг Земли

Несмотря на подробный отчет с множеством нюансов и подробным описанием недостатков корабля, который был тщательно составлен Георгием Береговым, космонавт не был доволен своей работой. Сегодня же результат модернизаций корабля данной серии очевиден, кораблями «Союз» было проведено 47 полетов с целью доставки экипажа на Международную космическую станцию.

Дальнейшая жизнь

За испытание космического аппарата и проведения сложной и опасной мисси космонавт Береговой второй раз был удостоен звания Героя Советского Союза.

Из-за своего внешнего сходства с тогдашним генсеком Леонидом Брежневым, в 1969-м году автомобиль с Георгием Береговым по ошибке был обстрелян. В результате покушения серьезно пострадал шофер, а космонавту достались лишь легкие ранения от разбитого стекла.

После завершения космической миссии Береговой продолжил работу в отрасли космонавтики, проработав некоторое время начальником Центра подготовки космонавтов. Георгием было написано несколько научных и художественных книг в области космонавтики.

Жизнь 74-летнего Георгия Берегового оборвалась в 1995-м году во время операции на сердце. В честь летчика-испытателя и космонавта были установлены памятники, посвящена надпись на колоколе в Свято-Георгиевском храме (г. Енакиево), названы улицы, донецкий планетарий, поезд «Полтава — Москва», в 2011-м году выпущена монета в 5 гривен, посвященная ему. Также есть предположения, что именно Георгий Береговой  служил прототипом главного героя «Песни лётчика-испытателя» В. Высоцкого.

comments powered by HyperComments

spacegid.com

Сын космонавта Берегового рассказал о драматичном полете «Союза»

Нештатная ситуация, которая произошла 11 октября 2018 года при запуске с космодрома Байконур к МКС пилотируемого корабля «Союз МС-10» с космонавтом Овчининым и астронавтом Хейгом на борту, еще раз заставила вспомнить о непростой судьбе кораблей серии «Союз». Полет первого корабля нового поколения «Союз-1» 23 апреля 1967 года закончился трагически. При приземлении произошел отказ парашютной системы, космонавт Владимир Комаров погиб. Ровно 50 лет назад, 26 октября 1968 года, стартовал «Союз-3» с космонавтом Георгием Береговым на борту. Была запланирована стыковка с беспилотным кораблем «Союз-2», который был запущен днем ранее, но она не состоялась. О том, почему задача не была выполнена, а также о судьбе отца, его любви к небу, о том, как он выжил в войну, совершив 186 боевых вылетов на штурмовиках Ил-2, и едва не погиб от пули террориста, покушавшегося на Брежнева, рассказал «МК» сын дважды Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, генерал-лейтенанта авиации Георгия Берегового — Виктор Береговой.

— Георгий Тимофеевич рассказывал дома о своей работе?

— Отец 16 лет работал летчиком-испытателем. Когда я учился в школе, как раз испытывалась реактивная техника, которая только-только начинала становиться «на крыло». Ни о каких технических характеристиках самолетов дома он не говорил. Единственное, что я помню с его летного периода, это брошенные фразы, типа «ручку недотянул», «ногу недодал», когда они компанией собирались за столом. Это были разговоры, понятные только профессионалам, а для нас — абсолютно китайский язык. Это теперь, пройдя институт, получив диплом авиационного инженера, я прекрасно понимаю, о чем шла тогда речь.

— Как поняли, что отец попал в отряд космонавтов?

— Меня поставили перед фактом, что с первого сентября я буду учиться в другой школе. Я, конечно, встал на рога, мне не хотелось расставаться с одноклассниками и дворовыми друзьями. Меня резонно спросили: ты что, будешь ездить на Чкаловскую учиться? И все, вопрос был закрыт.

В Звездном городке работали как летчики, штурманы, так и те, кто готовил экипажи. К кому относился отец, я не знал. Помню, мы стояли на Чкаловской, ждали маму. К отцу подошел знакомый, поинтересовался: «Как новая работа?» Он ответил: «В деньгах я потерял, но работа интересная». Вот и весь разговор двух профессионалов.

Отец всю жизнь мотался по командировкам. Только машину «отрабатывали», как ехали ее «вводить в войска», объясняли, показывали строевым летчикам, как с ней надо работать. Тем более что там были проблемы со стреловидным крылом. В отряде космонавтов командировок тоже хватало, они ездили по предприятиям, с которыми работали. Поэтому, уехал ли отец в поездку или в это время сидит в сурдокамере, мы не знали. Кстати, собираясь в отряд космонавтов, отец сначала обследовался у знакомых медиков, когда подтвердилось, что он проходит по здоровью, он уже пошел на ВЛК.

— Георгию Тимофеевичу, когда он пришел в отряд космонавтов, было 43 года. Он был самым старшим в отряде, единственный, кто пришел в него со звездой Героя Советского Союза, имея за плечами боевой опыт. Как его встретили?

— Командиром первого отряда космонавтов был Юрий Алексеевич Гагарин. Отец пришел позже, в 1964 году, это была группа ВВС №2, дополнительный набор. И, естественно, отношение космонавтов из первого набора к вновь прибывшим было такое: пока мы не слетаем, вам в космосе делать нечего. Это было понятно, их долгое время готовили, а тут вдруг появляются новые люди. Борис Валентинович Волынов из первого набора, еще в 1960 году был зачислен в отряд космонавтов, а полетел в космос только в 1969 году. А были люди из первого отряда, кто так и не попал в космос. — Берегового считали «блатным», любимчиком генерал-полковника авиации Николая Каманина, который был заместителем главкома ВВС по космосу. В годы войны Николай Петрович командовал авиакорпусом, в котором воевал Береговой.

— Подобные воспоминания есть и у Каманина, и у Мишина. Но потом все встало на свои места, разобрались, стали называть отца уважительно — Дедом.

— Говорят, что Георгий Тимофеевич, привыкший бороться за машину до конца, не любил парашютные прыжки. Подготовка в отряде космонавтов давалась ему непросто?

— Ни один из летчиков не любит прыгать с парашютом. Что касается тренировок, отец о них ничего не рассказывал. То, что было тяжело, и так было видно. Отец весил 96 килограммов, когда пришел в отряд. Потом его вес стал 84, отец много работал на батуте, выполнял прыжки, за короткий срок сбросил 12 килограммов. Помню, когда мы отдыхали на Кавказе, он каждый день бегал вдоль железной дороги. И я с ним наматывал за компанию по десять километров. В Звездном городке у нас утром выбегал на зарядку весь дом, как взрослые, так и дети. Этажом ниже жили Комаровы, тремя этажами ниже — Павел Попович, Валентина Терешкова, Гагарины. Отцу нужно было проходить морскую подготовку, но тут выяснилось, что он не умеет плавать. Детство его прошло в небольшом городке Енакиево, на Украине. Водоемов глубоких рядом не было, одно мелководье. После прихода в отряд ему в срочном порядке пришлось учиться плавать. Он знал, что надо делать, помогали тренеры. Справился, поплыл.

— Как узнали, что Георгий Тимофеевич Береговой полетел на «Союзе-3» в космос, став двенадцатым космонавтом СССР с позывным «Аргон»?

— Это была суббота, 26 октября 1968 года. Я был в институте, на лабораторных работах по химии. Во время перемены в кабинет влетел наш однокурсник Сашка Гаврилов, закричал с порога: «Ребята, космонавта запустили». И потом, обернувшись, показал на меня: «Вот его отца!» И все, я оказался как в зоопарке. Позвонил ректор с напутственными словами…

— Полеты трех первых беспилотных кораблей «Союз» завершались аварийно. В 1967 году во время приземления погиб Владимир Комаров, который испытывал «Союз-1». Отец не делился, какой у него настрой был перед полетом?

— Отец в воспоминаниях описывал один случай. Это было уже в конце войны, в 1944 году. Они базировались на аэродроме, на котором приземлялись американские самолеты. Союзники занимались челночной бомбардировкой, взлетали в Англии, бомбили Германию и садились у нас. Заправившись и вооружившись, отправлялись челноком в обратную сторону. И вот первыми уходят американцы, за ними следом должны взлетать наши летчики. Начинается взлет, три машины падают, взрываются и начинают гореть. А отец взлетал уже, по его воспоминаниям, «через костер»… Боевой приказ отменить было нельзя. Его закалили военные годы и испытательная работа. Я помню, как мы с мальчишками бегали смотреть на упавший самолет. Он горел, разворачивался над Чкаловской, шел на посадку на аэродром. А за год до этого мы с отцом были в гостях у этого летчика. Для испытателя идти на задание, которое закончилось ранее катастрофой, с точки зрения психологии нормально. Они продолжали работу, чтобы дальше не гибли люди. Наверное, это один из факторов, который сыграл решающую роль в выборе, кто полетит в космос на «Союзе-3».

Что касается полета Владимира Михайловича Комарова на «Союзе-1», который завершился трагически, спустя годы мне попалась фотография космонавта, которая была сделана в апреле 1967 года, за несколько дней до старта. Он сидит со сцепленными пальцами, как Христос в пустыне на картине Крамского. Во всем облике Владимира Михайловича — понимание того, что корабль еще «сырой»… Уже после катастрофы была проведена определенная работа, устранены все недоработки.

— Что Георгий Тимофеевич вспоминал о своем полете на «Союзе-3» в октябре 1968-го?

— Однажды к нам на занятие пришел читать лекцию специалист с предприятия, которое теперь называется РКК «Энергия». И сказал, что в том полете по программе должна была произойти стыковка космического корабля «Союз-3» с беспилотным кораблем «Союз-2». Но она не состоялась по вине космонавта. На первом витке автоматика сблизила корабли с 20 тысяч до 200 метров. Затем космонавт в ручном режиме произвел три неудачные попытки стыковки. Ошибка была в ориентации по крену на 180 градусов. То есть «Союз-3» как бы перевернулся «вверх ногами». Сближение кораблей при этом достигало одного метра. Но топливо было на исходе, и попытки пришлось прекратить. Газеты об этом не писали.

— Тут надо напомнить, что сближение происходило в тени Земли, то есть в темноте, с использованием установленных на «Союзе-2» световых сигналов, относительно которых выполнялась ориентация «Союза-3».

— Все верно. Приехав домой, я спросил отца: в чем причина неудачи? На что получил, я считаю, прекрасный ответ. Отец сказал: «Ты со светлого коридора, где горит лампочка, войдя в темную комнату — быстро найдешь стол и что-нибудь на этом столе?» Я возразил, что глаза должны привыкнуть к темноте. Отец поддержал: «Правильно, нужно время на адаптацию». В последующем полете стыковку перенесли с первого витка больше чем на сутки. И рано утром 16 января 1969 года впервые в истории произошла стыковка двух пилотируемых космических кораблей — «Союза-4» с космонавтом Владимиром Шаталовым на борту и «Союза-5» с Борисом Волыновым, Алексеем Елисеевым и Евгением Хруновым. До расстояния 100 метров между ними их вела автоматика, а завершал стыковку уже Владимир Шаталов. При этом воскликнув: «Есть рукопожатие!» Шла прямая трансляция. Я как раз был дома, слушал. Ее потом повторили в записи, показали по центральному каналу. И она уже была существенно сокращена, ее подрезали.

— В документальном фильме «Космический камикадзе. Угол атаки космонавта Берегового» рассказывается, что у Георгия Тимофеевича из-за того, что стыковка не состоялась, на всю жизнь осталась психологическая травма.

— Истоки этого нужно искать в его военном прошлом. Для отца это было сродни невыполнению боевого приказа. И Каманин с этим, кстати, сталкивался. Сказался и большой опыт летно-испытательной работы отца. У летчика есть программа, ее необходимо выполнить, иначе будут катастрофы и нештатные ситуации. Другое дело, что это была не только ошибка отца. Она уже была заложена в программе. Космонавту не дали время на адаптацию.

— В январе 1966 года умер главный конструктор Сергей Павлович Королёв — идеолог и настоящий мотор советской космической программы. Как воспринял эту утрату Георгий Тимофеевич?

— Я помню, как отец пришел домой «без лица». Когда вошел, взял телефон, набрал чей-то номер и сказал: «Он умер». Для всех это стало огромной трагедией. Утрата была невосполнимой.

— Георгий Тимофеевич в войну был трижды сбит, ранен в голень. Но едва не погиб в теракте 22 февраля 1969, когда по кортежу из правительственных машин начал стрелять младший лейтенант Советской армии Виктор Ильин… — В Кремлевском Дворце съездов должен был состояться прием в честь членов экипажей космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5». До этого состоялась торжественная встреча космонавтов в аэропорту «Внуково», затем они и другие советские космонавты, а также высшие лица государства проследовали по улицам столицы в Кремль. Телевидение вело прямой репортаж. Мы сидели, ждали трансляцию из Кремлевского Дворца съездов. Зал показывали, а президиум еще не вышел. Задержка была около сорока минут. Потом показали подъезд к Боровицким воротам. Все вошли в зал, причины задержки не объяснили. Но когда они все уже вернулись домой, то сели за стол и почему-то стали пить за день рождения. Только спустя время отец рассказал, как в тот день Леонид Ильич Брежнев подошел и каждого космонавта, кто сидел в той «Чайке», как сына, по-отечески ощупал, спросил, все ли нормально. В машине тогда кроме отца были Алексей Леонов, Андриян Николаев, Валентина Терешкова. И только после этого как-то все начало успокаиваться.

Позже стало известно, что Ильин украл из части Ленинградского военного округа, где проходил службу, два пистолета Макарова. А приехав в Москву к дяде, стащил у него милицейскую шинель с погонами сержанта и фуражку. Благодаря форме беспрепятственно прошел через милицейское оцепление у Боровицких ворот. Когда в ворота въехал правительственный кортеж, пропустив первую машину, открыл огонь по второму автомобилю марки «Чайка». Самое интересное, как рассказал отец, стрельбу Ильин вел сразу из двух пистолетов, которые прятал в рукавах шинели. Первые выстрелы были выпущены на одном уровне, а потом руки стали опускаться. То ли понял, что не по тому стреляет, то ли ожидал каких-то поддерживающих действий. Водитель получил смертельное ранение и умер. Отец успел перехватить управление и остановил машину. Андрияну Николаеву пуля оцарапала спину. Также пострадал мотоциклист, который закрыл террористу сектор обстрела. Там был еще один любопытный момент. Отец рассказывал, что в тот раз на маршруте прохождения кортежа по Ленинскому проспекту среди встречающих были люди, которые стреляли из хлопушек. Ни раньше, ни потом этого не было… Перед въездом в Боровицкие ворота машину Брежнева переставили — и вторым пошел автомобиль с космонавтами. Нападавший был признан невменяемым и отправлен в казанскую специализированную психиатрическую больницу. Через 20 лет был освобожден, жил в Санкт–Петербурге, получал пенсию по инвалидности.

— Коллеги рассказывали, что Георгий Тимофеевич мастерски водил автомобиль. Причем все свои машины страховал, а вот жизнь, как и другие летчики и космонавты, из суеверия — никогда.

— Приведу один пример. Когда я уже получил права, вез их откуда-то с мамой, и отец сказал: «Давай я проверю „технику твоего пилотирования“. Как только въехали в городок, он предложил мне остановить машину так, чтобы одна половина колеса была на обочине, а другая — на асфальте. Я попытался, у меня, конечно же, ничего не получилось. Он сел за руль и точно поставил машину, как было задумано. У него было великолепное чувство машины, техники, с которой он работал. Он сам постоянно думал, анализировал и меня этому учил.

Благодарим за помощь в создании материала телестудию »Роскосмоса».

Читайте НАС ВКонтакте

Источник

news.rambler.ru

Береговой Георгий Тимофеевич

1921-1995

Г.Т.Береговой

Дважды Герой Советского Союза (26.10.1944, 1.11.1968), Летчик-космонавт СССР (01.11.1968), Заслуженный летчик-испытатель СССР (14.04.1961), генерал-лейтенант авиации (14.02.1977). Лауреат Государственной премии за подготовку экипажей для полетов по программе «Интеркосмос» (29.12.1981), Герой Социалистического труда НРБ (1970). Родился 15 апреля 1921 г. в с. Федоровка Полтавской области. Окончил Ворошиловоградскую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса в июне 1941 г. Через год он освоил пилотирование штурмовика Ил-2 и начал воевать командиром эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка. Участник Великой Отечественной войны. За время участия в боевых действиях с мая 1942 г. совершил 186 боевых вылетов, бомбил и штурмовал вражеские танки, артиллерийские батареи, речные переправы и эшелоны, 3 раза был сбит, 3 раза горел в самолете, но всегда возвращался в строй. В ходе боев за Сандомирский плацдарм гвардии капитан Береговой был участником легендарного «звездного» налета советской авиации на фашистский аэродром под Львовом. А служил он в 5-м штурмовом авиационном корпусе, которым командовал один из первых семерых Героев Советского Союза генерал-майор Н.П.Каманин. В октябре 1944 г. Береговому тоже присвоили звание Героя Советского Союза. С 9 июля 1947 по 23 августа 1948 года был слушателем командного факультета Краснознамённой Военно-воздушной академии (КВВА). Затем перевёлся на заочное отделение, которое окончил 25 декабря 1956 года, получив специальность «офицер ВВС с высшим командно-штабным образованием». С 23 августа 1948 года служил летчиком-испытателем, а с 30 июня 1949 года – старшим летчиком-испытателем отдела летных испытаний Управления испытаний самолетов ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова. 19 января 1951 года был переведен в 3-е отделения отдела летных испытаний истребительных самолетов. 5 апреля 1952 года был переведен во 2-е отделение этого отдела на должность заместителя начальника отделения по летной части. 29 октября 1953 года был освобожден от должности зам.начальника отделения с сохранением должности летчика-испытателя. 8 июля 1957 года был назначен заместителем начальника 1-го отдела по летной работе с сохранением должности старшего летчика-испытателя. С 8 августа 1959 года был назначен главным летчиком-испытателем 1-й испытательной авиационной эскадрильи Управления испытаний комплексов перехвата и самолетов-истребителей. С 25 февраля 1961 года служил старшим летчиком-испытателем, с 23 марта 1962 года служил заместителем командира эскадрильи, с 13 апреля 1963 года до зачисления в отряд космонавтов служил командиром 1-й авиационной испытательной эскадрильи, старшим летчиком-испытателем службы летных испытаний 1-го управления ГКНИИ ВВС, в/ч 15650. Поднял в первый полет (в качестве 2 летчика) и выполнил испытания Р-2 (И-320; 9.09.1949). Участвовал в испытаниях МиГ-19П, СМ-12, СМ-30 (МиГ-19), Як-27К, Су-9 (1958), Ту-128 (1962), ведущий летчик-испытатель по гос.испытаниям Як-25. Однажды в полете на Су-9 Береговой ощутил частичное заклинивание в системе управления — ручка не шла «на себя». Такая неисправность, как правило требует катапультироваться. После нескольких попыток преодолеть упор, Береговой с силой рванул на себя ручку, и она пошла! Оказалось, что в элемент проводки системы управления (до бустера) попал какой-то болт, а при сильном рывке он выскочил. за проявленную выдержку и спасение самолета П.О.Сухой наградил Георгия Тимофеевича кинокамерой. Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4. Им было испытано более 60 типов самолётов. В 1964 г. был зачислен в отряд советских космонавтов. Помощь бывшего фронтового командира Н.П.Каманина, который тогда руководил подготовкой первого отряда советских космонавтов, помогла 43-летнему испытателю преодолеть возрастной ценз (35 лет). В 1968 в Центр управления полетами в Евпатории приехала группа новых будущих космонавтов, среди которых были Герой Советского Союза, 47-летний полковник Георгий Береговой и 41-летний подполковник Владимир Шаталов. Не проявив привычного почтения к техническому руководству полетами, эти офицеры заявили, что опытных летчиков, как это принято в авиации и на флоте, необходимо привлекать не только к тренировкам к полету на готовом космическом корабле, но и к самой разработке пилотируемой космической техники. Береговой смело заявил, что члены Госкомиссии, техническое руководство и прочие руководители проявляют излишнюю осторожность, на годы растягивают беспилотные пуски (после смерти В.М.Комарова). Если форсировать запуски космических кораблей с человеком на борту, то и новые пилотируемые конструкции будут создаваться гораздо быстрее. 28 августа 1968 г. был запущен еще один космический корабль 7К-ОК под названием «Космос-238», благополучно вернувшийся на Землю. Все 5 беспилотных полетов кораблей этой серии прошли успешно, и правительственная комиссия приняла решение о подготовке пилотируемого полета. Необходимо было не только повторить полет, который выполнял В. Комаров, но и пойти дальше — осуществить стыковку двух космических кораблей, что позволило бы начать подготовку к запуску долговременных космических станций. 25 октября без замечаний был произведен запуск беспилотного корабля-мишени 7К-ОК N 10 «Союз-2». Его бортовые системы работали нормально. Было решено, что дальнее сближение с беспилотным кораблем будет производиться в автоматическом режиме с помощью поисковой системы «Игла», а с расстояния 150 метров пилот «активного корабля «Союз-3» начнет сближение вручную. Так как баллистики рассчитали проведение стыковки на затемненной, ночной части орбиты, то для визуального ориентира на «Союзе-2» в виде пирамиды засветятся сигнальные огни. Многие не соглашались с проведением стыковки на неосвещенной части орбиты. Многие понимали, что без определенного периода адаптации к невесомости и привыкания к ощущениям реального полета поставленную задачу с ходу будет выполнить очень сложно… Ракета-носитель стартовала 26 октября в 11 часов 34 минуты 18,1 секунды. Космонавт доложил: «Дальность — 40». То есть шеститонные космические корабли друг от друга отделяло всего 40 метров, и в это время они ушли из зоны радиовидимости наземных пунктов слежения. Как только корабли вновь появились в зоне связи, все поняли, что «слепая» стыковка не состоялась… Когда у Берегового спросили о самочувствии, он ответил: — Самочувствие отличное, настроение паршивое. А произошло вот что, «Союз-2» при приближении к нему пилотируемого аппарата оказался перевернутым по продольной оси на 180 градусов. Только что перенеся стартовые перегрузки и волнение, не имея времени, чтобы привыкнуть к необычному состоянию невесомости, неприятным ощущениям тошноты, космонавт обязан был осуществить стыковку вручную, хотя до него с этой задачей прекрасно справлялась автоматика. Береговой с трудом адаптировался к быстро наступившей темноте и «погнался» за четырьмя трапециевидными огнями на приближающемся «Союзе-2». Когда он на дальности 30 метров затормозил, то сообразил, что надо перевернуть свой «Союз», иначе штырь его «активного» корабля не состыкуется с конусом «пассивного» двойника. Потом решил выйти в световую зону и нечаянно зацепил одну из ручек управления. Его «Союз-3» завертело. В течение 3 минут космонавт выправлял крен, расходовал около 40 кг топлива и понял, что продолжать сближение космических объектов уже опасно. Многое, что пришлось испытать Береговому в том героическом полете, на Земле никто не предусмотрел, многому не обучили на тренажерах, а кто-то еще вдобавок ошибся в расчетах и предположениях. В тот раз конструкторы-проектировщики, баллистики и специалисты по автоматике невольно создали такие условия для космического рейда отважного человека, что он в сложной цепи управления орбитальным полетом стал самым «напряженным» звеном. И все же космонавт вернулся на Землю с огромным числом ценных замечаний, которые помогли устранить ошибки и недоработки в подготовке новой смены космонавтов и проектировании более совершенных космических кораблей. «За успешное выполнение орбитального полета и проявленные при этом мужество и героизм» Береговой был награжден второй медалью «Золотая Звезда» и удостоен звания дважды Героя Советского Союза. 22 января 1969 в Кремле во время торжественной встречи космонавтов офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и лёгкое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла. 9 апреля 1969 года был назначен старшим инструктором-космонавтом, заместителем начальника 1 НИИ ЦПК. С 26 июня 1972 по 3 января 1987 года служил начальником 1 НИИ ЦПК им.Ю.А.Гагарина. Отчислен из отряда космонавтов 25 февраля 1982 года. Продолжил службу в НИИ ЦПК. 3 января 1987 г. в звании генерал-лейтенанта уволен в запас по возрасту. Работал в ВИЦ «Лидар» АН СССР, а затем в совместном предприятии. Имел труды в области космонавтики и инженерной психологии. Кандидат психологических наук. Являлся соавтором научных открытий в области физики верхней атмосферы. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 8-10 созывов (1974-1989); был командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры «Орленок», командующим Всесоюзным юнармейским движением; являлся заместителем председателя Общества советско-венгерской дружбы, членом Президентского совета общества «СССР-Франция», председателем Общества советско-польской дружбы; избирался председателем совета Межреспубликанского союза ветеранов и воинов запаса. Автор книг «Угол атаки» (1971), «Небо начинается на Земле» (1976), «О времени и о себе» (1982), «Три высоты» (1986), «Земля — стратосфера — космос», «Космос — землянам», «Грань мужества», «По зову сердца». Соавтор книг «Оптические явления в атмосфере по наблюдениям с пилотируемых космических кораблей» (1972), «Космическая академия». М.: Машиностроение, 1987 Умер 30 июня 1995 года после операции по шунтированию коронарных сосудов. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы. Лауреат Государственной премии СССР (1981); награждён двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и двумя орденами Ленина (26 октября 1944 года, 1 ноября 1968 года), двумя орденами Боевого Красного Знамени (1942, 1943), орденом Богдана Хмельницкого III степени (1944). орденом Александра Невского (1943), двумя орденами Отечественной Войны I степени (1945, 1985), двумя орденами Красной Звезды (1954, 1955), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» Ш степени (1975). Медалями «За боевые заслуги» (1949), «За победу над Германией» (1945), «За взятие Будапешта» (1945), «За взятие Вены» (1945) и 11-ю юбилейными медалями. Награды иностранных государств:

Был награждён медалью «Золотая Звезда» Героя Социалистического труда НРБ и орденом Георгия Димитрова (НРБ, 1970), медалью «25 лет народной власти» (НРБ), медалью «100-летие падения Османского ига» (НРБ, 1979), медалью «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 1983), орденом Государственного Знамени (ВНР, 1985), орденом Красного Знамени с бриллиантами (ВНР), Золотой медалью «За боевое содружество» (ВНР, 1980), Крестом Грюнвальда III степени (ПНР), орденом Тудора Владимиреску V степени (СРР), орденом «Народный Герой Югославии» II степени.

Смотри также:

testpilot.ru

Георгий Береговой

Гео́ргий Тимофе́евич Берегово́й (15 апреля 1921, село Фёдоровка, Полтавская губерния, Украинская ССР (ныне Карловский район, Полтавская область, Украина) — 30 июня 1995, Москва, Россия) — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (единственный, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй — за полёт в космос). Заслуженный лётчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат психологических наук, космонавт СССР № 12. Г. Т. Береговой родился раньше всех из побывавших на орбите людей (он родился на 3 месяца раньше Джона Гленна, но позже Джо Уокера, совершившего суборбитальные космические полеты на X-15 в 1963 году и погибшего в 1966 году, до полета Берегового).

Совершив космический полёт в 47-летнем возрасте, Береговой в течение нескольких лет являлся старейшим человеком, побывавшим на орбите (в 1974 году его превзошёл Лев Дёмин).

Биография

Родился 15 апреля 1921 в селе Фёдоровка Полтавской губернии Украинской ССР (ныне Карловского района Полтавской области Украины). Украинец. Вскоре после его рождения семья переехала в город Енакиево в Донбассе.

Во время обучения в средней школе в Енакиево (1928—1936) был инструктором, затем руководителем секции авиамоделирования на городской Детской технической станции. После окончания восьмого класса начал трудовую деятельность учеником электрослесаря на Енакиевском металлургическом заводе. Занимался в Енакиевском аэроклубе. В 1938 году окончил Енакиевский аэроклуб и был призван в Красную армию. В 1941 году окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

Великая Отечественная война

Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 г. (командир авиазвена 3-й воздушной армии, Калининский фронт).

« день, когда я с группой других лётчиков получил назначение на Калининский фронт, наступил для меня как-то неожиданно. А вскоре случилось то, чему поначалу я просто отказывался верить . Явившись в пункт назначения, на один из фронтовых аэродромов в районе Осташкова, я услышал сразу и вместе те имена, которые впервые соединились ещё в моих мальчишеских грёзах . Командующим 3-й воздушной армией был М. М. Громов, одним из ее корпусов командовал Н. П. Каманин, а дивизией, в которую входил мой полк, — Г. Ф. Байдуков. Три прославленных лётчика страны, три Героя Советского Союза, получивших это почётное звание ещё в мирные годы, жизнь которых [я] брал для себя за образец».

— Береговой Г. Т. Три высоты

С марта 1943 г. заместитель, а с сентября — командир эскадрильи 671-го штурмового авиационного полка (с мая 1943 г. — 90-й гвардейский) в составе 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии (5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я воздушная армия) сначала в составе Воронежского, затем 1-го Украинского, а позднее 2-го Украинского фронтов. За годы войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Был трижды сбит. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, 26 октября 1944 г. удостоен звания Герой Советского Союза.

Испытания самолётов

В 1948 окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. В 1948—1964 работал лётчиком-испытателем. Им было испытано более 60 типов самолётов, в том числе: МиГ-15 (1949), МиГ-19П (1955), СМ-12 (1957), СМ-30 (МиГ-19) (1956), Як-25 (1949), Як-27К (1956), Су-9 (1958), Ту-128 (1962). Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4. В 1949 г., испытывая истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом, впервые освоил пилотирование реактивного самолёта в условиях штопора. Обучал лётчиков входу в штопор и выводу самолёта из штопора на самолётах Су. В 1956 окончил Военно-воздушную академию (с 1968 имени Ю. А. Гагарина). В 1961 был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

Космос

В 1963 зачислен в отряд советских космонавтов (группа ВВС № 2 — дополнительный набор). Прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа Союз. 26—30 октября 1968 совершил космический полет на космическом корабле Союз-3. В полете была выполнена попытка стыковки с беспилотным кораблём Союз-2 в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. За совершение космического полёта награждён 1 ноября 1968 второй медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

22 января 1969 во время торжественной встречи космонавтов в Кремле офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и определённое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.

В 1972—1987 — начальник Центра подготовки космонавтов. Имел научные труды в области космонавтики и инженерной психологии. Защитил кандидатскую диссертацию в Институте физической культуры имени Лесгафта и получил степень кандидата психологических наук. В 1987 году ушёл в отставку в звании генерал-лейтенанта.

Депутат Верховного Совета СССР 8—10-го созывов (1974—1989). Вёл большую общественную работу.

Лауреат Государственной премии СССР (1981).

Скончался 30 июня 1995 во время операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 2271 (26 октября 1944)
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 48 (1 ноября 1968)
  • 2 ордена Ленина
  • 2 ордена Красного Знамени
  • Орден Богдана Хмельницкого III степени
  • Орден Александра Невского
  • 2 ордена Отечественной войны I степени
  • 2 ордена Красной Звезды
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
  • Медаль «За боевые заслуги» (1949)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
  • Медаль «За взятие Будапешта» (1945)
  • Медаль «За взятие Вены» (1945)
  • 11 юбилейных медалей
  • Герой Социалистического Труда НРБ
  • Орден «Георгий Димитров» (НРБ, 1970)
  • Медаль «25 лет народной власти» (НРБ)
  • Медаль «100-летие падения Османского ига» (НРБ, 1979)
  • Медаль «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 1983)
  • Орден Государственного Знамени (ВНР, 1985)
  • Орден Красного Знамени с бриллиантами (ВНР)
  • Золотая медаль «За боевое содружество» (ВНР, 1980)
  • Крест Грюнвальда III степени (ПНР)
  • Орден Тудора Владимиреску V степени (СРР)
  • Орден Народного героя (Югославия)
  • Золотая медаль имени К. Э. Циолковского АН СССР
  • Золотая медаль имени Ю. А. Гагарина (FAI)
  • Государственная премия СССР (1981 год)

Память

  • Почётный гражданин городов Калуга, Щёлково (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Телави (Грузия), Плевен, Сливен (Болгария).
  • Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Г. Т. Берегового на Аллее Воинской Славы в Парке Вечной Славы города Киева торжественно открыл Премьер-министр Украины Н. Азаров 1 мая 2013 года (автор идеи создания Аллеи Воинской Славы — гвардии полковник авиации Олег Гук).
  • В Енакиево установлен бронзовый бюст.
  • В Енакиево установлена памятная стела почетному гражданину города.
  • В Енакиево именем Георгия Тимофеевича Берегового названы проспект, парк и сквер.
  • В Енакиево есть музей космонавта Г. Т. Берегового (бывший краеведческий музей).
  • Мемориальная доска на школе в Енакиево, где Г. Береговой учился с 1928 по 1936 гг.
  • На доме в посёлке Чкаловский (Щёлково), в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.
  • В городе Алма-Ата в честь Берегового названа улица.
  • Донецкому планетарию в 2011 году было присвоено имя Георгия Берегового.
  • 8 апреля 2011 г. Национальный банк Украины выпустил серебряную монету номиналом 5 гривен, посвящённую Георгию Береговому.
  • 15 апреля 2011 г. Южная железная дорога с Карловского железнодорожного вокзала торжественно запустила новый поезд № 92/91 сообщением «Полтава — Москва» под названием «Георгий Береговой».
  • В 2012 году имя Г. Т. Берегового присвоено Донецкому лицею с усиленной военно-физической подготовкой и учебно-воспитательному комплексу школе-лицею «Открытый космический лицей» Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым.
  • Является прототипом космонавта генерала Крутогорова из романа Александра Казанцева «Фаэты» (1974).

«Крутогоров был старейшим из космонавтов. Он прославился ещё во время Великой Отечественной войны, свершая на своём истребителе невероятные подвиги. После победы он продолжал летать, испытывая новые самолеты, помогая конструкторам создавать самые смелые конструкции, которые он и перегружал выше всякого предела в воздухе. Уже будучи Героем Советского Союза, он стал космонавтом».

— «Фаэты», ч. II, гл. 1

  • Предположительно послужил прототипом заглавного героя «Песни лётчика-испытателя» Владимира Высоцкого.

nekropole.info

Первый космонавт Донбасса. Две звезды Георгия Берегового

С завода — в небо

Как и многие известные выходцы из Донбасса, Береговой родился вдали от него — 15 апреля 1921 года на Полтавщине. Но отец подался на шахты, и первые двадцать лет жизни Георгия прошли среди шахтных терриконов и заводских труб и домен.

Енакиево — старый индустриальный центр региона, металлургический завод здесь построили позже Луганского, но раньше Юзовского. В тридцатые годы прошлого века здесь кипела обычная для советского промышленного города жизнь, а значит, был и свой аэроклуб. В него и записался Георгий.День в истории. 27 ноября: Пущена первая домна Енакиевского металлургического завода

Работать же начал рано — едва окончил 8 классов средней школы. Пошел учеником слесаря на Енакиевский металлургический завод. Но не искусство варить сталь манило парня, а небо. Туда же смотрел еще один молодой рабочий завода — Фёдор Янукович, тоже записавшийся в аэроклуб. Юноши сдружились. Неисповедимы пути Господни — кто же знал, что много лет спустя Георгию предстоит сыграть решающую роль в жизни сына Федора — Виктора?

Из аэроклуба, где Жора Береговой был в числе первых, дорога была одна — в летное училище. А оно — вот, под боком, в Ворошиловграде, как тогда назывался по имени своего знаменитого уроженца Луганск. Береговой учился на пилота бомбардировочной авиации. На фронте пришлось переучиваться — с 1942 года он — лётчик-штурмовик.

Мастерство и везение «аса» штурмовки Берегового

То, что штурмовики ИЛ-2 были грозой для немцев, «летающим танком», «бетонным», «черной смертью», «чумой», хорошо известно. Но штурмовик работает по целям с малых высот, а значит, и риск быть сбитым — в разы выше, чем на других типах самолетов. Учитывая потери в штурмовой авиации первого года войны, риск полета на нем, уже за 10 удачных вылетов на задание летчик ИЛ-2 получал звание героя Советского Союза. Но, когда воевать начал Береговой, «ИЛы» получили стрелка-радиста. Ценз на звание Героя СССР повысили до 30 полетов, потом до 80. Но ты еще выживи в этих тридцати и восьмидесяти полетах!

Береговой совершил за войну 185 боевых вылетов на штурмовку войск противника. Звание Героя он получил в 1944 году — за 108 вылетов. Ему везло — трижды сбивали. Несколько жестких посадок, но остался цел. После войны работал летчиком-испытателем. Его классность была столь высокой, что Берегового пригласили в отряд космонавтов СССР, несмотря на солидный возраст.

Береговой для книги рекордов космонавтики

Вообще надо сказать, что в отряде космонавтов Георгий Тимофеевич был фигурой более чем заметной. Он был единственным лётчиком-космонавтом, получившим первого Героя СССР не за полет в космос, а за боевые вылеты. Он также был единственным по-настоящему боевым летчиком и участником войны — Беляев успел только в сорок пятом немного в войне с Японией полетать на истребителе. Георгию Береговому принадлежит и возрастной рекорд — он управлял космическим кораблем в возрасте 47 лет. Это уникальный случай в мировой космонавтике.День в истории. 7 февраля: в Подмосковье родился знаменитый киевский авиаконструктор© РИА Новости, Василий Малышев | Перейти в фотобанк

В 1968 году он поднял к звездам «Союз-3». Корабль во многом новаторский, экспериментальный. Дело новое, значит, и летчик должен быть с опытом испытателя. У него он был. В 1948-1964 годах Георгий Тимофеевич испытал 60 новых самолетов. Тем не менее, к отбору подходили беспощадно строго, простой насморк мог перечеркнуть мечту всей жизни. Сам Береговой страшно переживал накануне, что не полетит. В свой книге «Угол атаки» он так описал свои сомнения:

«…мне уже как-никак сорок семь, а космические корабли отправляются пока еще не с частотой летних электричек, да и пассажиров берут не густо. Нет, мне нельзя откладывать сегодня на завтра. Что может быть обиднее, чем после стольких лет подготовки навсегда остаться в звании наземного космонавта?»

Полет прошел нормально. Береговой стал космонавтом № 12 в СССР и тридцать вторым в мире. Газеты бесстрастно сообщили: «Сегодня, 26 октября 1968 года, в 11 часов 34 минуты московского времени на орбиту искусственного спутника Земли мощной ракетой-носителем выведен космический корабль «Союз-3». Космический корабль пилотирует гражданин Советского Союза летчик-космонавт, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР полковник Береговой Георгий Тимофеевич».

Первый космонавт Донбасса

Енакиево и весь Донбасс ахнули — наш парень в космосе! Рабочий край очень гордился Георгием Береговым. Еще бы — он был первым и единственным космонавтом из Донбасса целых 12 лет, пока осенью 1980 года не взошла звезда уроженца Красного Лимана Леонида Кизима. Еще пять лет спустя космос покорил уроженец Горловки Александр Волков. И по сей день Донецкий край остается единственным, давшим такую гроздь космонавтов.

А тогда, тогда он был первым. Сегодня трудно передать тот уровень известности, который был у Берегового на малой родине. Кстати, и Енакиево, и Донецкую область, и Ворошиловградскую Береговой посещал весьма часто, несмотря на большую загруженность делами. Со многими руководителями региона его связывали неофициальные, дружеские связи. А в конце семидесятых ему пришлось в Донецке вспомнить дружбу с Федей Януковичем, с начала которой прошло ровно сорок лет.

Таинственная «память о друге»

История с Виктором Януковичем, тогда безвестным заключенным одной из колоний Донецкой области, мутна до беспредела. Известно, что первый раз за «хулиганку» будущему президенту Украины дали в 1967 году 3 года, но отсидел он всего 7 месяцев и вышел на свободу досрочно. Три года спустя ему снова пришлось познакомиться с камерой примерно за то же самое. Прокурор просил два года, судья был не против. Адвокат, правда, утверждал, что Янукович защищал девушку. Следствие шло почти год, сроку дали Януковичу два. В общем, тоже обошлось ему все малой кровью.День в истории. 29 ноября: Янукович подписал себе приговор© РИА Новости, Андрей Мосиенко | Перейти в фотобанк

А 1978 году Донецкий областной суд внезапно решает пересмотреть все уголовные дела Виктора Януковича. И тут появляется фигура Берегового. Будто бы именно он попросил суд разобраться. Тот якобы внял и снял все судимости с Януковича, который к тому времени успел получить диплом Енакиевского горного техникума, добраться до третьего курса Донецкого политехнического и стать директором небольшой автобазы. Неплохой, а главное, какой типичный для вчерашнего зэка трудовой путь, не так ли?

Добавим, что через несколько лет он возглавил Донецкое областное управление автотранспорта, и дальше его карьера все время поднималась в гору. Чем все закончилось — известно. Что касается Берегового, то много лет спустя сторонники Януковича рассказали трогательную историю о том, как первый космонавт Донбасса в память о юношеской дружбе с отцом помог его сыну.

Так оно было или нет — Берегового уже не спросишь, он скончался в 1995 году. Но, думается, что, если бы Георгий Тимофеевич знал о том, как подставит Донбасс и всю Украину тот, за кого он в семьдесят восьмом поручился, может, и не стал бы руки марать.

Память о легенде

Георгий Береговой по праву считается великим сыном народа Донбасса. И памятью о нем служит не только бюст и специальная стела на родине героя — в Енакиеве, не только тот самый колокол от семьи Януковичей.

Его именем названы улицы и школы, и малая планета, в его честь выпускались юбилейные монеты, а поезд «Полтава-Москва» именовался «Георгий Береговой». Где нынче тот поезд?

В свое время Георгий Тимофеевич был главным консультантом на съемках культовых подростковых фильмов о скитаниях в комических далях — «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Он вообще любил фантастику. Но никакого воображения не хватило бы у космонавта, чтобы увидеть в страшном сне, как сыны родины его предков пойдут убивать детей его Донбасса, места, где он стал тем, кем стал — легендой. Да и у кого бы хватило в то время?

ukraina.ru

Георгий Береговой

95-лет со дня рождения космонавта Георгия Берегового: памяти великого сына Донбасса посвящается

15 апреля 1921 года родился наш легендарный земляк, на весь мир прославивший Донбасс, – космонавт Георгий Тимофеевич Береговой, дважды Герой Советского Союза, единственный, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй — за полёт в космос...

«Личное дело»

Георгий Береговой родился в селе Федоровка Полтавской области. Вскоре после его рождения семья переехала в город Енакиево (Донбасс), где прошли детство и довоенная юность будущего космонавта. Во время учебы в школе Береговой занимался в кружке авиамоделирования при городской Детской технической станции. Окончив восьмой класс, пошел работать слесарем на Енакиевский металлургический комбинат. Одновременно проходил обучение в аэроклубе ОСОАВИАХИМ. После окончания аэроклуба в декабре 1938 года поступил на военную службу и был направлен в Ворошиловградскую военную авиационную школу имени Пролетариата Донбасса. Окончив ее 25 июня 1941 года, служил в авиации Приволжского военного округа.

Берегового, как и многих его товарищей, распределили в разведывательную авиацию. В Белоруссии начались для него «пороховые будни» войны. Береговой был командиром авиационного звена в штурмовом авиаполку на Калининском фронте. В декабре 1942 – марте 1943 прошел переобучение и освоил пилотирование штурмовика Ил-2. Стал командиром эскадрильи в Пятом штурмовом авиационным корпусе, которым командовал легендарный летчик и военачальник Николай Каманин. Во время боевых вылетов Георгий Тимофеевич трижды горел в самолете, но возвращался живым и снова поднимался в небо. В 1942 году – в 21 год – Береговой получил свою первую боевую награду — орден Красного Знамени за успешные бомбардировки противника.

Есть в биографии Георгия Тимофеевича и страница, посвященная битве на Курской дуге. На Воронежском фронте он воевал с 27 июля 1943 года в должности заместителя командира эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка. Бои здесь были жаркими. В день самолеты совершали по несколько боевых вылетов. За это время летчиками эскадрильи было совершено 182 боевых вылета, уничтожены 161 автомашина с разными грузами и войсками противника, 28 танков, 5 артиллерийских батарей на огневых позициях, 18 железнодорожных вагонов с боеприпасами и до 500 человек боевой силы противника, сбиты 3 самолета. 28 июля 1943-го самолет Берегового был подбит, но Георгию Тимофеевичу удалось благополучно приземлиться на парашюте не на оккупированной территории. За отличное выполнение восемнадцати боевых вылетов в качестве ведущего группы в сентябре 1943-го Г.Т.Береговой был награжден вторым орденом Красного Знамени. Позже за успешные бои на Харьковском и Киевском направлениях его отметили орденами Александра Невского и Богдана Хмельницкого III степени. А в 1944 году на груди гвардии капитана Георгия Берегового засверкали золотая Звезда Героя Советского Союза, ордена Ленина и Отечественной войны первой степени.

Война для него закончилась в Чехословакии, неподалёку от города Брно. Боевой вылет 11 мая 1945 года стал для Г.Т. Берегового 185-м и последним. В зале боевой славы мемориала «В честь героев Курской битвы» есть материалы об авиации, части которой громили врага в небе и на земле. Среди предметов — летный шлем Г.Т. Берегового времен войны, а из археологического оружия — двигатель, редуктор, авиационная пушка ДШК и пулемет калибра 12,7 мм от штурмовика «Ил-2». На таком штурмовике воевал и Г.Т. Береговой.

После войны многие ее участники ушли в запас. Он остался. Когда потребовались знания, Георгий Тимофеевич трижды садился за парту. Сначала по программе за 9-10 классы средней школы, потом – Липецкая высшая офицерская летно-тактическая школа. Продолжал службу в военной авиации штурманом и начальником воздушно-стрелковой службы штурмового авиаполка, штурманом истребительного авиаполка в Одесском военном округе. В 1947 – 1948 годах обучался в Военно-воздушной академии Монино, в 1956 году окончил ее заочно. С августа 1948 года стал летчиком-испытателем Государственного Краснознамённого научно-испытательного института ВВС. Через его руки прошли около шестидесяти различных типов самолётов. Он первым в СССР осваивал полёты в гермошлеме, первым на практике доказал, что попадание реактивного самолёта в «штопор» — не верная смерть, а рабочий момент. 14 апреля 1961 года Георгий Береговой был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР»

В январе 1964 года Георгий Береговой был принят в отряд космонавтов. 26 октября 1968 года он отправился в космическую экспедицию на корабле Союз-3 продолжительностью 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. Это был первый пилотируемый полет после гибели космонавта Владимира Комарова. С апреля 1969 года Георгий Береговой стал заместителем начальника, а с июня 1972 – начальником Центра подготовки космонавтов. Написал ряд научных работ по инженерной психологии, успешно защитил кандидатскую диссертацию. В январе 1987 года вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта авиации. С 1974 по 1989 год был депутатом Верховного совета СССР.

Умер Георгий Береговой во время операции по шунтированию сосудов сердца 30 июня 1995 года.

Чем знаменит

Георгий Береговой – единственный из советских космонавтов, кто получил первое звание Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны, а второе – за полет в космос. В годы войны летчик-штурмовик гвардии капитан Береговой совершил 186 боевых вылетов, бомбил и штурмовал вражеские танки, артиллерийские батареи, речные переправы и эшелоны, трижды был сбит, три раза горел в самолете, но всегда возвращался в строй. В ходе боев за Сандомирский плацдарм гвардии капитан Береговой был участником легендарного «звездного» налета советской авиации на фашистский аэродром под Львовом.

Не меньше, чем в годы войны и при полете в космос, прославился Георгий Береговой, работая летчиком-испытателем. Он поднял в первый полет и выполнил испытания самолета Р-2 (И-320) в 1949 году. Участвовал в испытаниях МиГ-19П, СМ-12, СМ-30 (МиГ-19), Як-27К, Су-9, Ту-128, был ведущим летчиком-испытателем на государственных испытаниях самолета Як-25. 14 апреля 1961 года он был удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

Береговой стал почетным гражданином городов Калуга (Россия), Луганск, Енакиево, Винница (Украина), Плевен, Сливен (Болгария). Он удостоен звания Героя Болгарии, высоких наград Польши, Венгрии, Румынии, Югославии.

Он был лауреатом Государственной премии СССР (1981 года), а также отмечен Золотой медалью имени К. Э. Циолковского АН СССР и Золотой медалью имени Ю. А. Гагарина (FAI).

Среди самых высоких наград Родины, которых был удостоен Георгий Береговой, – Орден Ленина, Орден Богдана Хмельницкого 3-й степени, Орден Александра Невского, Орден Боевого Красного Знамени, отметим три медали победного 1945-го года: «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены»…

Цитаты Георгия Берегового

«Говорят, долгое ожидание притупляет, а то и сводит на нет радость от ожидаемого. Может, и так. Не берусь судить. Скажу только, что сам я этого не заметил. И хотя после выхода из сурдокамеры путевой лист, открывающий дорогу в космос, получить мне удалось не скоро, чувство радости от этого не поблекло и не притупилось. И скорее всего, потому, что работы в Центре оба эти года для меня хватало. А работая, я все отчетливее понимал, что космический корабль – не «Жигули» и даже не Ил-62. Обкатать его, как машину или самолет, строго говоря, невозможно, так что ни один космический полет не назовешь серийным. Меняются не только типы кораблей или их отдельные узлы, не только продолжительность полетов и количественный состав экипажей, но и сами задачи. Стереотипа тут быть не может, а дубли исключаются. Так что по справедливости каждый космонавт пока еще всегда «первый». И когда наконец наступил мой черед, я ничуть не чувствовал себя обделенным из-за двухлетней задержки. Наоборот, все, что происходило тогда, переживалось как-то необыкновенно остро и ярко — всей силой чувств и души. Я хорошо усвоил, что жизнь щедра на эпизоды, но скупа на события. Случается, многие годы промелькнут, а зацепиться не за что. Вспомнить, понятно, есть о чем. Рассказать — тоже. При желании можно и выводы из прожитого сделать. И все это нужно, без этого не обойтись. Но событие... Тут совсем иной разговор. События, значительные, ломающие привычное течение дней, в жизни человека — редкость. Может, поэтому смысл их постигаешь не сразу и не в полной мере, а как бы от случая к случаю, постепенно. Свой полет в космос осмыслить мне удалось тоже не сразу. Для этого понадобилось немало времени. И вовсе не оттого, что в нем было что-то из ряда вон выходящее. Нет, конечно. Просто и здесь действовала та же психологическая закономерность: верный масштаб требует расстояния» (из книги Георгия Берегового «Три высоты»).

«Вошел в плотные слои атмосферы. На термометре все те же семнадцать по Цельсию — система терморегулирования в кабине работает как часы. А ведь на обшивке сейчас несколько тысяч градусов! Правда, «Союз» - не «Восток»... У тех спуск был не управляемый, а баллистический. Обшивка от трения с воздухом в буквальном смысле слова пылала, да и перегрузки доходили до 8–10 единиц. А здесь перегрузки значительно меньше, порядка 4–5 единиц. Когда я вновь заглянул в иллюминатор, Земля была уже совсем рядом. «Мать честная! — мелькнуло в голове. — Да где же я ахнусь?! До Земли рукой подать, а подо мной еще только Аравийский полуостров!» Но, взглянув затем на приборы, я успокоился: высоты было более чем достаточно... Опять, как в первые минуты после старта, подвело зрение. Весь спуск — от включения двигателя до приземления — занимает каких-нибудь полчаса. Глазам же, для того чтобы реадаптироваться, перестроиться снова с космических на земные условия, этого мало. Они все еще, так сказать, настроены на «космическую дальность». Привыкнув видеть Землю с высоты орбиты, какие-то семь-восемь десятков километров показались мне сгоряча сущим пустяком. Не дотяну, дескать, при такой высоте туда, куда надо, сяду где-нибудь на склонах Иранского нагорья. На самом же деле все шло, как положено. Система управления исправно выдавала команды, ориентируя аппарат так, чтобы обеспечить посадку точно в заданном районе. Но, хотя я следил за показаниями приборов и отчетливо сознавал, что спуск проходит без отклонений, глаза по-прежнему отказывались принимать очевидное: Земля все еще казалась мне какое-то время значительно ближе, чем это было на самом деле» (из книги Георгия Берегового «Угол атаки»).

«…Ружейно-автоматная канонада в деревне не прекращалась. И вдруг из-за ближайшего дома навстречу нам выскочил какой-то пехотинец.

— Конец! Конец!.. — орал он во все горло, разряжая раз за разом в небо свою винтовку.

— Какой конец? Чего ты орешь?! — схватил его кто-то из нас за полу шинели.

— Да войне конец! Война, война кончилась... Понимаешь? — крикнул в ответ тот, вскидывая вновь винтовку. — Пали, друг, подбавь салюта!

Так среди ночи на улице одной из чехословацких деревень внезапно, будто его и не ждали, наступил для нас день, о котором непрестанно думалось все эти четыре года... Я отогнул рукав гимнастерки и взглянул на часы: было без четверти три, часа через полтора должен был заняться рассвет раннего майского дня — Дня Победы.

Но ждать рассвета мы не стали. Отпраздновать такое важное, самое важное в тот момент для большинства человечества событие — разгром и капитуляцию фашизма, — можно было и ночью.

Вернувшись в дом, мы вытряхнули на койку содержимое своих вещмешков. Пара банок тушенки, банка каких-то рыбных консервов, изрядный ломоть домашнего деревенского сала, початый кусок колбасы и несколько плиток шоколада. Вот и все богатство.

Тост! Без тоста в такую минуту не обойтись. Кто-то должен встать и сказать что-то такое, что останется в памяти на всю жизнь. Мы стояли посреди комнаты, держа кружки с разбавленным спиртом, и чуть-чуть растерянно смотрели друг на друга: кто? Кто возьмет на себя смелость произнести этот тост, кто отважится сформулировать в одной фразе ту огромность чувств, которую мы все испытывали в эти секунды?

Молчание затянулось, никто из нас не решался...

Наконец кто-то из летчиков, не помню уже его фамилию, как-то застенчиво улыбнулся и сказал то, что в ту минуту, видимо, повторяли миллионы и миллионы людей:

— За Победу!

А через несколько часов мы вновь влезали в кабины своих штурмовиков. Война кончилась не для всех — для нас она все еще продолжалась. Группа Шернера не пожелала признать подписанной в Берлине капитуляции, и боевые вылеты наши продолжались вплоть до 12 мая. Продолжали погибать и люди…» (из мемуаров Г.Т. Берегового).

7 фактов о Георгии Береговом

- Однажды во время испытаний Су-9, когда возникла опасная ситуация, Береговой не стал катапультироваться и сумел спасти самолет. За это авиаконструктор Петр Сухой наградил испытателя кинокамерой.

- В ходе подготовки к космическому полету во время испытания в сурдокамере Георгий Береговой вырезал перочинным ножом из дерева модель самолета Як-3, на котором летал в войну.

- Георгий Береговой внешне был несколько похож на Леонида Брежнева, и это обстоятельство чуть не стало для космонавта трагическим. 22 января 1969 года офицер Виктор Ильин, задумавший совершить покушение на генерального секретаря, проник в Кремль в день встречи космонавтов и обстрелял машину с Георгием Береговым. Шофер был убит, сидевший рядом с ним Береговой получил легкие ранения осколками стекла. Он сумел перехватить руль и остановить машину.

- Георгий Береговой был консультантом на съемках фильмов «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной».

- Береговой был прототипом генерала Крутогорова из фантастического романа Александра Казанцева «Фаэты».

- Береговой – автор нескольких автобиографических книг («Угол атаки» (1971), «Небо начинается на Земле» (1976), «О времени и о себе» (1982), «Три высоты» (1986). Кроме того, он входил в авторские коллективы научных трудов по космонавтике и проблемам подготовки к полетам в космос.

- Георгий Береговой был командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры «Орленок».

При подготовке материала использованы публикацииhttp://www.belnovosti.ru/nb/geroy-voyny-geroy-kosmosa,https://polit.ru/news/2016/04/15/beregoboy/, http://nnm.me/…/girlfrien…/bezumstvu_hrabryh_poem_my_pesnyu/

evgensemenihin.livejournal.com


Смотрите также