Басилашвили олег валерианович биография


Олег Басилашвили (Oleg Basilashvili): фильмография, фото, биография. Актер.

Любовь к театру у юного Олега зародилась, когда он начал посещать драматический кружок.

После школы он поступил на курс Павла Массальского в Школу-Студию МХАТ. Однокурсниками Басилашвили были такие известные личности, как Евгений Евстигнеев, Татьяна Доронина и Михаил Козаков. С Татьяной Дорониной Олег Валерианович вскоре после поступления сочетался узами брака.

В 1956 году после окончания Школы-Студии у Дорониной было множество вариантов работы: ей сделали предложение сразу несколько театров, а Басилашвили пригласил лишь Сталинградский драматический театр. Именно в нём пара и начала свою актёрскую деятельность.

Через некоторое время актёрская семья переехала в Санкт-Петербург. Олег Басилашвили стал работать в Театр имени Ленинского комсомола, а Татьяна Доронина в ленинградском БДТ. Через восемь лет их брак распался.

В театре Олег Валерианович зарекомендовал себя как талантливый комедийный актёр. Среди самых заметных спектаклей с его участием стоит отметить такие постановки, как «История лошади», «Ревизор», «Дачники», «Пиквикский клуб» и «На всякого мудреца довольно простоты».

Дебют артиста в кино состоялся в 1956 году с роли Андрея Андреевича в драме «Невеста». Затем фильмография артиста пополнилась такими картинами, как «Живой труп», «Гранатовый браслет», «Возвращение «Святого Луки», «Вечный зов», «Врача вызывали?», «Старшая сестра», «Раба любви» и «Дни Турбиных».

Переворотом в кинокарьере актёра стала роль в комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман». Лента имела невероятный успех, её посмотрели 58 миллионов человек. Олег Валерианович в одночасье стал звездой советского кинематографа.

Затем последовали не менее удачные работы в таких фильмах, как «Осенний марафон», «Противостояние», «Вокзал для двоих» и «Курьер».

Из более поздних киноработ актёра стоит отметить следующие: «Орёл и решка», «Яды, или Всемирная история отравлений», «Что сказал покойник», «Мастер и Маргарита» и «Азазель».

www.ivi.ru

Биография Олега Басилашвили

Олег Валерианович Басилашвили — актёр театра и кино, родился 26 сентября 1934 года в Москве. Он имеет огромное количество различных премий, доказывающих любовь публики к артисту. В его коллекции ордена «за заслуги перед Отечеством», «Трудового Красного Знамени», «Мира» и «Дружбы». Также актёр удостоился чести быть Заслуженным и народным артистом РСФСР, является членом академии художеств.

Семья и детские годы

Будущий артист родился в семье интеллигентов. Его отцом был Валериан Ношреванович Басилашвили, он работал директором Московского политехникума связи. Мать Олега, Ирина Сергеевна Ильинская, имела степень доктора филологических наук. Её авторству принадлежит книга «Лексика стихотворений Пушкина», несколько учебников по русскому языку. Разумеется, с такой семьёй от мальчика ожидались большие достижения в творческой отрасли.

Дед Басилашвили был архитектором, благодаря его проекту построили храм святых мучеников Адриана и Натали. В одном доме с ними жила и бабушка, державшая всех родственников под своим руководством. Она занималась воспитанием детей, изредка прибегала и к умеренным физическим наказаниям. Во время войны вся семья переехала в Тбилиси, где умер старший брат будущего актёра. Сам Басилашвили умудрился заболеть туберкулёзом из-за слабого иммунитета, но впоследствии он вылечился.

Детство Олег провёл в родной Москве, с юных лет его не покидали мечты о театральной деятельности. Парень отлично понимал, что в учёбе у него ничего не получается, а Художественный театр обворожил. Ему хотелось участвовать в этом магическом действе, попасть в другой мир. До самой старости Басилашвили ощущает нечто подобное, этим и манят его подмостки. Примечательно, что другие театры не вызывали такого трепета в душе юноши, а МХАТ он готов был защищать до последнего. Первоначально мальчик даже не надеялся стать артистом, он согласился бы мыть полы.

Первая любовь и театр

Басилашвили удалось поступить в школу-студию на курс Павла Массальского, закончил обучение он в 1956 году. Коллегами будущего артиста были Михаил Козаков, Татьяна Доронина и Евгений Евстигнеев. Таня ещё в учебном заведении была популярна среди мужчин благодаря своей внешней привлекательности, острому уму и природному обаянию. Немногим удавалось подойти к ней поближе, поскольку Доронина была очень горда ко всему прочему. Но Олегу удалось покорить её сердце, через некоторое время пара расписалась.

Татьяна была весьма талантливой актрисой, поэтому сразу после окончания школы-студии она получила несколько предложений от разных театров. Её возлюбленный на тот момент не пользовался таким успехом, он направился в драматический театр Сталинграда. Женщина пожертвовала всеми творческими возможностями ради брака, отказалась от предложений, чтобы уехать вместе с Басилашвили. Там у них обоих не складывалась карьера, поэтому уже в 1959 году молодожёны перебрались в Ленинград.

В новом городе отношения партнёров постепенно начали разлаживаться. Они совместно трудились в театре имени Ленинского комсомола, через некоторое время получили предложение от Большого Драматического театра. В 1963 супруги расстались. Олег обвинял во всём жену, уверяя, что её характер изменился под влиянием театра и супружеской жизни.

Через некоторое время Басилашвили встретил свою вторую жену, которой стала журналистка Галина Мшанская. Она работала в Санкт-Петербургском отделении ВГРТК. Они прожили два года вместе, после этого расписались. В 2011 году пара отметила золотую свадьбу. За это время у них появилось две дочери, Ольга и Ксения, а также внуки, которых назвали Тимофей и Мариника. Старшая дочь Оля работает на петербургском телевидении, а младшая раскрывает свой потенциал в качестве корреспондентки радиостанции «Эхо Москвы».

С 1967 года актёр лучше всего раскрывался в комедийных ролях. Его персонажи отличались тонкой иронией, некоторой отстранённостью. Олега Валериановича по праву называют мастером перевоплощения, ведь его образы абсолютно не похожи друг на друга. Лучшими актёрскими работами считаются такие роли, как Хлестаков в пьесе «Ревизор», Серпуховский из «Истории лошади», Джингль из постановки «Пиквикский клуб» и другие.

Особенно выделяют критики образ Войницкого из бессмертной повести Чехова «Дядя Ваня». Басилашвили удалось передать все тонкости характера персонажа, описанного писателем. Сам артист считает своим успехом сыгранную роль в пьесе Шукшина «Энергичные люди».

Роли в кино

Дебют Басилашвили на большом экране состоялся ещё в 1956 году в картине Григория Никулина «Невеста». Но его роль была скорее эпизодической, поэтому появление артиста не вызвало ажиотажа среди зрителей. И только семидесятые годы стали для актёра прорывом в области кино. Именно тогда режиссёры стали приглашать его на главные роли. Одним из первых ярких образов стал Лахновский в сериале «Вечный зов».

В 1985 году актёр сыграл главную роль в мелодраме «Вокзал для двоих», его партнершей по съёмкам стала популярнейшая Людмила Гурченко. Впоследствии Олег Валерианович нередко называл именно её своей любимой актрисой. Примечательно, что он не ограничивался актёрской деятельностью, выступая часто в качестве соавтора сценария и сорежиссёра. В интервью артист сообщал, что никогда не соглашался играть антипатичных ему персонажей. Все картины вызывали у него неподдельный интерес, хотя своей работой Басилашвили доволен далеко не всегда.

Конечно же, большинство людей помнит Самохвалова из ленты «Служебный роман», которого также сыграл Олег Валерианович. Благодаря этой комедии он стал известным на весь СССР, но ненадолго стал заложником амплуа антигероя. Но уже в 1985 актера пригласили в мини-сериал «Противостояние», где он сыграл всецело положительного полковника Владислава Костенко.

Даже в девяностые годы Басилашвили продолжал съёмки. Одним из его приятелей был знаменитый Эльдар Рязанов, поэтому он принял участие в его картине «Предсказание», несмотря на дефолт. В 2005 году Олег снова доказал своё мастерство, сыграв роль Воланда в нашумевшей экранизации романа «Мастер и Маргарита».

За два года до этого он участвовал в съёмках другого сериала по роману Федора Достоевского «Идиот». Незадолго перед съёмками Олег Валерианович попал в аварию, но это не помешало ему выйти на площадку сразу же их больницы. На сегодняшний день актёр продолжает по мере своего здоровья и возможностей играть в театре и кино.

stories-of-success.ru

Непростой ребенок и счастливый взрослый. Судьба Олега Басилашвили

Он родился в семье директора Московского политехникума связи и знаменитого в СССР филолога. Известно, что актер принадлежит к знатному кавказскому роду, который в царские времена был премирован плодородными угодьями на границе между Грузией и Южной Осетией.

Посещая родные края, актер однажды упомянул об этой семейной легенде и тут же получил ответ: действительно, эти земли до сих пор принадлежат его семье. При желании Олег Валерианович может приехать и распоряжаться ими: строить дома, разбивать сады, разводить скот.

Впервые в те места он попал, когда началась Великая Отечественная война. Мальчику было семь лет и он вспоминает, что голод добрался и до солнечного и плодородного Кавказа. Семье не дала погибнуть строгая бабушка, которая лично вела хозяйство и контролировала деятельность каждого из членов. В интервью актер вспоминал, что та воспитывала в домашних характер, а детей могла приструнить хрестоматийными методами. Правда, хлестала по мягкому месту несильно.

В Москву они вернулись, не дожидаясь окончания войны — в 1943-м. Олега сразу отдали в третий класс, что его очень огорчило. Занятия не нравились, точные науки не давались. В попытке победить алгебру, он бросал все остальные предметы. А когда спохватывался и работал над другими — по математике хватал одни двойки.

Зато мальчишка был вдохновлен изобразительным искусством. Ему нравились новые направления, и он делал попытки творить в них, пока не был вызван на серьезный разговор с руководством художки. Ребенка обвинили в подражании постимпрессионизму и выгнали с позором в связи с идейными разногласиями.

Нечто подобное случилось и в обычной школе, когда Басилашвили, прочитав запрещенного «Золотого теленка», написал на него восторженный отзыв. В общем, ребенком он был крайне политизированным, хотя сам об этом, скорее всего, даже не догадывался.

Студент

Горячая душа (1959)

В старших классах Олег заболел театром. Вместе с приятелем они старались не пропускать ни одной премьеры в Московском художественном академическом театре и даже сами начали участвовать в самодеятельности. А ближе к выпускному в их юношеской компании появились разговоры о том, чтобы Басилашвили и сам мог бы попробовать поступить в театр-студию МХАТ.

С первого раза юноша сдал все экзамены. Но студенческая жизнь в уважаемом вузе не стала для старательного Басилашвили особенно веселой. Актер рассказывает, что в школе-студии приходилось много трудиться, работать над собой и совсем не оставалось времени на традиционные студенческие хохмы.

Зато на третьем курсе еще совсем юный Олег Валерианович сделал предложение любимой женщине — своей однокурснице Татьяне Дорониной. Та дала свое согласие.

Окончив вуз, супругов распределили в Сталинградский драматический театр. Почти год работы в провинции не принесли актерам ни опыта, ни славы, ни удовлетворения: ни театру, ни зрителю не требовались новые актеры. Семья приняла решение покинуть город.

Ленинград

Подзорная труба (1973)

Они отправились на Танину родину, в Ленинград, и скоро устроились в театр имени Ленинского комсомола. Но талантливая Доронина долго там не проработала — ее позвали на собеседование в БДТ. Там властная и сильная женщина поставила условие: в первой постановке будет играть только с супругом! Растерянному худруку оставалось лишь руками развести.

Но симпатичный и интеллигентный Басилашвили не пришелся ко двору в БДТ, где любили сочных и темпераментных героев. Играл эпизоды, нечасто выходил на сцену, пока его супруга забирала на себя всю любовь и внимание публики.

В кино он впервые снялся в середине пятидесятых, но дебют молодого актера оказался для него почти провальным: фильм «Невеста» никто не заметил. Только в 60-х он появился на широких экранах в «Вечном зове», а следом — в «Дне приема по личным вопросам». Наконец, типаж тонкого интеллигента, которому соответствует внешность Олега Валериановича, вошел в моду. На актера посыпались предложения.

Актер

Служебный роман (1977)

Всесоюзная слава пришла к Басилашвили после знаменитой роли начальника Самохвалова из «Служебного романа». Рязанов так вдохновился работой с актером, что даже написал расписку, что снимет его во всех своих картинах.

Обещание почти сдержал: в «Гараже» Басилашвили не смог сняться по личным причинам, а в «С легким паром» все-таки мелькнул, правда, в киноляпе: его, а не Юрия Яковлева фото героиня Барбары Брыльски достает из сугроба.

Еще один кинофильм, после которого Олег Валерианович утвердился в роли любимца публики — «Вокзал для двоих». Он еще не успел почувствовать себя звездой, и страшно мандражировал, когда узнал, что партнершей будет блистательная Людмила Гурченко.

В воспоминаниях о съемках актер рассказывал, как стеснялся целовать знаменитую актрису и напрочь забывал слова. Но Гурченко — высококлассный профессионал. Поняв, что молодой человек смущен, она сначала переписала его реплики, сделав их более легкими для произнесения. А когда актеры остались наедине, первой поцеловала его. До сих пор Басилашвили считает ее высококлассной актрисой и своим педагогом.

Доронина

Вокзал для двоих (1982)

Конечно, ему приписывали множество романов. Одна из сплетен довела до трагедии союз с Дорониной. «Доброжелатели» нашептали актрисе, что супруг нашел новую пассию. В это же время Татьяна Васильевна выяснила, что беременна. Ни словом не обмолвившись с мужем, она сделала аборт и подала на развод.

Ошеломленный произошедшим, Басилашвили пришел объясняться, но было уже поздно. Справедливости ради надо заметить, что и после этих событий пара продолжала быть вместе. Но в отношениях уже наметился серьезный надлом, склеить который оказалось невозможно. Они прожили еще несколько лет, после чего расстались друзьями, оставив в прошлом все взаимные обиды.

Потом он скажет, что благодарен первой супруге за разрыв. Если бы Доронина не ушла, он не встретил бы свою вторую и, может быть, единственную настоящую любовь.

Любовь

Противостояние (1985)

Как-то Басилашвили с приятелем пробовали привезенную с Кавказа чачу и смотрели питерский канал. На экране показалась красивая телеведущая, заставившая Басилашвили опустить чарку. «Вот на ней я женюсь!», — заявил актер.

И судьба их свела. Снимаясь в какой-то передаче Олег Валерианович действительно познакомился с Галиной Мшанской. Журналистка отличалась яркой внешностью и необычной харизмой. В ту пору за ней по‑настоящему волочились толпы поклонников. Букеты с пометкой «для Мшанской» на телецентре не переводились.

Но Басилашвили рискнул. Навязался провожать красавицу, а когда понял, что та не противится, стал ухаживать. Завязался роман. Актер почти сразу сделал любимой предложение, но она не спешила. Лишь через два года согласилась узаконить отношения.

У влюбленных родились две дочки — Ольга и Ксения. Несколько лет назад Олег и Галина отпраздновали золотую свадьбу, а теперь воспитывают двоих внуков. Актеры уверены, что дедушки и бабушки чувствуют с внуками особую связь, и считают младших наследников лучшими подарками, которые могли сделать родителям их дочери.

Мастер и Маргарита (2005)

Дни Турбиных (1976)

Живой труп (1968)

Осенний марафон (1979)

Гранатовый браслет (1964)

Смешные люди! (1977)

Чайка русской сцены (1970)

www.goodhouse.ru

Олег Валерианович Басилашвили - это... Что такое Олег Валерианович Басилашвили?

Оле́г Валериа́нович Басилашви́ли (26 сентября 1934, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР (1984)[1][2].

Сторонник СПС[3][4].

Биография

В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского) и получил распределение в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола.

В 1959 году был приглашён в труппу АБДТ. Принимал участие в постановках Г. А. Товстоногова («Варвары», «Океан», «Горе от ума», «Три сестры», «История лошади»).

Популярность актёру принесли роли в кинофильмах Эльдара Рязанова («Служебный роман», «Вокзал для двоих», «О бедном гусаре замолвите слово»), Георгия Данелия («Осенний марафон»).

1990—1993 — народный депутат РСФСР (Российской Федерации) В 2006 г. участвовал в выпуске книги «Автограф века».

Женат. Первый брак, с актрисой Татьяной Дорониной распался через восемь лет. Вторая жена — Галина Мшанская, дочери Ольга Мшанская и Ксения Басилашвили. Все они так или иначе связаны с журналистикой, культурой и искусствоведением, работают на телевидении и радио.

Награды

Творчество

Роли в театре

  • 1964 — «Три сестры» Чехов А.П. — Андрей Прозоров
  • 1975 — «История лошади» по Л.Н.Толстому — Серпуховской
  • 1978 — «Пиквикский клуб» по Ч.Диккенсу
  • 1973 — «Ревизор» Н.В.Гоголь — Хлестаков И.А.
  • 1982 — «Дядя Ваня» А.П.Чехов — Иван Петрович Войницкий
  • 2005 — «Квартет»
  • 2008 — «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского. Режиссёр: Т. Н. Чхеидзе — князь К.

Роли в кино

В роли Воланда (телесериал «Мастер и Маргарита», 2005)

Озвучивание

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru


Смотрите также