Байсангур беноевский биография


Байсангур Беноевский – биография

Байсангур Беноевский известен как чеченский полководец и лидер войска в Кавказкой войне.

Родился в 1794 году в семье простого крестьянина древнейшего рода Эди. О его детстве и юности мало что известно.

Знаменит стал только в возрасте 38 лет, когда впервые взял в руки оружие. Своей отчаянной храбростью был замечен впоследствии руководителем повстанцев шейхом Байбулатом Шаймиевым. Спустя время, Байсангур стал предводителем боевого отряда.

После того, как повстанцы выиграли войну, место имана занял Гази-Муххамод. Байсангур решил не бросать военную карьеру и примкнул к новому правителю в качестве полководца.

Позже Байсангур станет главной опорой и товарищем имана. В 1839 году во время Кавказкой войны его семья приняла у себя дома защитников Ахульго, подлатав раненых и дав им пищу.

Жители того аула где родился и жил Байсангур, отличались смелостью и не непокорством. По словам историков, они всегда враждовали с русскими и их откровенно ненавидели.

Свою отвагу и смелость Байсангур продемонстрировал, когда русские войска под руководством графа Воронцова ранили наиба и забрали его в плен. Казалось, жизнь наиба прекращена, ведь во время захвата его ранили в глаз и шансов у него оставалось слишком мало.

В то время Байсангур взял под свое руководство конвой и смог отбить имана у русских. В 1847 году, когда он перевозил имана в крепость под Грозным, и был ранен в ногу во время взрыва. Русские взяли раненого Байсангура в плен и привязали раненую ногу к седлу.

От полученных гематом и ссадин ему ампутировали левую ногу, продлив тем самым жизнь. По мнению историков, ампутацию произвел знаменитый врач Пирогов.

Позже спасенный иман Шамиль отдал долг своему товарищу и отбил его из вражеского русского отряда. Когда он увидел Байсангура без ноги и с подбитым глазом, не смог сдержать свои эмоции и заплакал. Так в возрасте 51 года Байсангур стал инвалидом, и казалось бы его карьера закончилась.

Но через два года, он смог оправиться от ранений и вновь взял оружие. Без глаза и ноги он успешно вел отряд к цели.

Однако русские войска окружили отряд Байсангура в лесной степи под Губиной, где и прошел решающий бой. Численность русского войска значительно превышало чеченской, на каждого чеченского бойца приходило 100 русских. Многие отряды самостоятельно сдавались в плен, потому что понимали угрозу, которая над ними зависла.

Но Байсангур приказал своему войску сражаться до конца. Тем не менее их взяли в плен. В нем они пробыли меньше суток, так как под четким руководством Байсангура его войско смогло оказать очередное сопротивление и 300 чеченцев вместе с предводителем могли сбежать. После этого боя Байсангур еще ни раз вступит в схватку с русскими, в одной он даже разобьет целое войско под руководством генерала Мусы.

Плен и смерть

В 1861 году Байсангур был снова пленен русскими войсками во главе майора Кундухова и полковника Головачева.

В течении первого полугодия 1861 года русские войска уничтожили и разграбили более пятнадцати чеченских аулов. После чего восстание было подавлено, но Байсангуру удалось вырваться и он спрятался в районе родного аула Беной, где его и настигли вновь русские войска.

В ходе сопротивления был убит любимый конь предводите чеченских войск. Байсангура взяли в плен уже с сыновьями и женой. Позже они были помещены в тюрьму, а далее переданы военному суду.

Первого марта 1861 года Байсангура решили казнить. Казнь проходила на главной площади Хасавюрта под руководством генерала Кемпферта. Во время казни случился инцидент, который войдет в историю, как показатель чеченской неукротимости.

Во время того, как Байсангур уже стоял у виселицы и один из палачей должен был выбить стул из-под ног, Байсангур одной ногой смог столкнуть своего палача. Это действие повлекло смерть предводителя, так как он не смог вернуть ногу на стул. Даже на смертном одре, Байсангур смог оказать сопротивление, которое прославило его на многие века.

Его сыновья и родственники были сосланы в Сибирь, где и погибли от жёсткого обращения надзора и болезней.

Тело предводителя было погребено на одном из кладбищ Ауха, на перепутье трех дорог. Об захоронении его жены и детей ничего не известно.

В память о Байсангуре и его семье было создано множество песен и романов. В Дагестане была названа улица в честь него. В историческом романе “Долгие ночи”, автор смог описать образ Байсангура, по которому будет снято не мало исторических фильмов.

Байсангур стал национальным героем, который, несомненно, заслуживает уважение. Историки утверждают, что многие русские полководцы его боялись и поймать Байсангура было большим успехом. Несмотря на низкую численность отряда, он никогда не отступал.

bystriy-zaym.ru

Байсангур Беноевский – биография

Известный полководец Наиб Имам Шамиль — Байсангур Беноевский. Волевой и сильный человек, имеющий интересную биографию. Его достоинства и достижения не описать в двух словах. Его уже нет в живых, но он остался в сердцах и мыслях многих людей. Так, кто он?

Биографические сведения

Год рождения 1794, местечко Беной (Чечня), так считает Д. А. Хожаев. Родился будущий полководец в доме простого чеченца Баршкъи. Биографических сведений до 30-х гг. почти нет, но достоверно известно, что в 25—26 гг. Беноевский был задействован в в восстанческих столкновениях, возглавлял которые Б. Таймиев.

В 1828 г. когда Г. Мухаммад стал имамом, Байсангур примкнул к нему. В 34 г того же столетия вошел в ряды националистов, дагестанских и чеченских воинов гор, а в 39 г защитники Ахульго, Шамиль и его мюридов стали частью семьи Байсангура.

К 46 г. в столкновениях с войсками известного воителя М. С. Воронцова, Беноевский был серьезно ранен, остался без глазного яблока и руки, а в 47 при военном сражении за Гергебиль наиб лишился ноги, и это привело к тому, что чеченский воин стал пленником царских войск.

Однако союзники не оставили друга на погибель, мюриды имама, напали на патруль, который переправлял наиба в крепость Грозный. Так Беноевский был освобожден, и чтобы перевезти больного раненого солдата домой, по преданиям, его привязали к коню.

Байсангур Беноевский

Ногу, вероятнее всего, оперировал Н. И. Пирогов. Знаменитый врач так описал событие:

«В палатку занесли раненных мюридов. Эти волевые собраться Байсангура поражали твердостью и спокойствием к боли. Один тихо и безэмоционально сидел, никаких перемен в лице, был удивлен весь медицинский пункт.

Нижняя конечность обмотана бинтами: подумалось, судя по спокойствию раненого, травма несерьезная. Однако я был шокирован когда, убрал тряпки, рассмотрел, что конечность серьезно поражена пушечным ядром выше коленного сустава, болталась практически на одной лишь коже!

На следующие сутки после операции он все также спокойно и стойко сидел с ранеными солдатами, не показывая вида, что ему дико больно».

Когда произошла осада крепостного сооружения Гуниб в 59-ом, Наиб самовольно стал пленником. По преданиям из народа, Беноевский не был согласен с решением имама, и говорил, что надо стоять на своем, сопротивляться, чтобы прорваться на чеченскую территорию.

А вот современники пришли к выводу, что Байсангур совместно с личным отрядом все-таки пробился через окружение и попал на родные земли, возвратившись в Беной.

Между тем, историк П. И. Тахнаева засомневалась в факте участия Беноевского в событиях, что имели связь с осаждением Гуниба. Объясняла она свою версию тем, что нет по факту каких-то документальных сведений, о том, что в этот временной период Беноевский присутствовал на Гунибе

Факт нахождения в августовские дни 1859 г Наиба на Гунибе все-таки придуман, так как известное предание не нашло доказательств ни в чеченских, ни в отечественных писаниях (военных печатных изданиях тех лет, множественных воспоминаниях современников, воинов, которые были задействованы в осаждении Гунибе).

Может быть, эта драма распространилась после того, как в 1972 г в Грозном был напечатан известный роман «Долгие ночи». Чуть позже, однако, без присутствия ссылок, данный момент, как часть истории был введён в науку Д. Хожаевым (Грозный, 1998 г.) в отчасти беллетризированном исследовании.

В мае 60 г. Беноевский и его наибы У. Дуев и А. Атаев собрали единомышленников и восстали вновь. Летом того же года солдаты одержали победу в столкновении у Пхачжу, сразили войска М. А. Кундухова.

Смерть полководца

В феврале в сражении у Бена дук недалеко от Беноя под Беноевским был убит его любимый конь, а сам Имам совместно, с его детьми был взят в плен. Сидели они в тюремной крепости Хасавюрта, и скоро состоялся военный суд. 1 марта 61 г. Имама Шамиля приговорили к смерти через повешение.

Приговорил к смерти полководца суд, который состоялся по приказу ни без известного П. И. Кемпферта. Казнили Байсангур в Хасавюрте на публике. Сегодня на этом месте выстроен церковный храм.

В старинных книгах есть писание о том, что для того чтобы привести казнь в исполнение, толкнуть подставку на которой находился осужденный, был найден за денежное вознаграждение палач, добровольно согласившийся из людей присутствующих в массе зевак.

Д. А. Хожаев, написал, что полководец сам хладнокровно сошел с табурета. Хладнокровного полководца схоронили в Аухе на пересечении 3-х дорог. Всех, кто участвовал в боевых действиях, детей казненного Алхазура и Тахира в том числе, сослали в сибирские лагеря, на поселение.

Байсангур Беноевский оставил след в истории, запомнился как герой своего времени, смелый, отчаянный и справедливый солдат.

kreditnyi-zaym.ru

Байсангур Беноевский

В 1794 году в семье крестьянина Эди из аула Беной родился мальчик. Назвали его Байсангуром. Ещё свежи были в памяти народа битвы восставших горцев Северного Кавказа под предводительством Шейха Мансура (Ушурмы Шаабазова) с царскими войсками. В год рождения Байсангур первый имам Кавказа умер в каземате Шлиссельбургской крепости.

О периоде жизни Байсангура до 1839 года пока ничего не известно. Но ясно другое: он не мог стоять в стороне от антиколониальной борьбы, в которой активнейшее участие принимали члены беноевского общества.

Здесь в Беное скрывался от царских войск предводитель повстанцев Чечни Ташу-Хаджи. Сюда бежал потерпевший поражение в Дагестане, но увенчанный славой мужественного воина в Ахульго Шамиль со своей семьей и несколькими соратниками. Измученного имама Дагестана приютил у себя предводитель беноевцев Байсангур. Здесь в Беное, в начале 1939 года у жены Шамиля родился сын Муххамед-Шефи.

Именно в Беное скрепилась многолетняя боевая дружба старых знакомых, не раз ходивших прежде в бой. Вместе с Ташу-Хаджи, Шоип-муллой из Центороя и Джавадханом из Дарги Байсангур разворачивает бурную деятельность в Нохч-мохке (Ичкерия) для провозглашения Шамиля имамом Чечни. В Беной съезжаются предводители чеченских обществ для знакомства с будущим лидером горцев. Тогда же в 1839 году на горе Кхеташон-корта у села Центорой на съезде представителей ичкеринских обществ и народа знаменитый ученый, храбрый воин и имам Дагестана, шейх Шамиль был провозглашен имамом Чечни и Дагестана, отцом страны и отцом шашки (тур да), то есть, предводителем и главным полководцем.

Чечня и Дагестан, объединенные призывом газавата (священной войны), поднялись на борьбу с царскими колонизаторами.

В начале января 1844 года чеченцы и аварцы пишут царским военачальникам: «Со времени появления низких ног ваших на стесненных землях и горах наших, вы всегда обманывали людей наших несправедливыми словами своими и подлогами, что неприлично людям благоразумным и действительно храбрым, а в особенности великим государям, имеющим влияние, силу и средства действовать противу равного себе и могущих избавить угнетенных от преследования притеснителей. Вы же всегда разоряли имущество наше, жгли деревни и перехватывали людей наших, чего хотя и неприятно было переносить нам, но притеснения эти противу желания носили на себе до сего времени; потому, во-первых, что не имели нужных инструментов и оружия и, во-вторых, что между нами находились люди глупые, которые из видов своих предавались вам, ради временной пользы непостоянного света. …Словом, между нами и вами не остается ничего более, кроме вражды, обнаженных шашек и войны. А потому должно вам отступить от земель наших немедля времени, а в противном случае вы делаете то, что вам угодно, и мы также постараемся по желанию своему до тех пор, покуда не свершится воли Божией. Впрочем, вы не думайте, чтобы мы боялись и отступили назад: напротив мы приняли присягу на имя Бога, алкорана, библии, Евангелия и псалтыря в том, чтобы упорно драться с вами до тех пор, покуда из двух сторон до последнего уничтожится, или покуда вы не оставите места наши».

Прямодушный и бесхитростный Байсангур отказался от почетных званий и должностей, которые ему предлагал имам, не желая идти против своих принципов; ему претило желание власти над людьми. Шамиль и его окружение с огромным уважением и любовью относились к мужественному лидеру беноевцев. «Таш адам Байсангур» (Байсангур — человек из камня), — отзывался о нем Шамиль.

Байсангур со своим отрядом беноевцев участвует во многих сражениях, ведя их в бой под своим знаменем.

Летом 1845 года в Ичкерии чеченцы, в числе которых и Байсангур, дагестанцы и русские повстанцы громят многочисленные войска графа Воронцова. После этого разгрома царские генералы в течение 14 лет уже не решались заходить в Ичкерию.

В боях летом 1845 года Байсангур лишается руки.

1847 год. Царские войска осадили аул Гергебиль в горном Дагестане. Одноглазый и однорукий Байсангур со своим отрядом беноевцев защищает участок обороны в районе садов. Царские военачальники время от времени начинают штурм селения. Пушечным ядром чеченскому наибы отрывает ногу. Истекающего кровью, без сознания, 53-х летнего наиба в наступивших сумерках подбирают царские солдаты.

Весть о пленении Байсангура мгновенно облетает горы. Шамиль тяжело переживает это известие. Он лично оказывает помощь друзьям и родичам в организации побега из плена. Тяжело раненного Байсангура под большим конвоем отправляют из Дагестана в крепость Грозную. По дороге на колонну нападают мюриды и освобождают наиба.

Байсангура с ликованием встретили горцы. Но радость их была омрачена видом бесстрашного воина. Он был калекой.

Нестерпимым огнем, особенно в ненастье, горело израненное тело, жизнь становилась невыносимой, словно муки ада. И все таки побеждала железная воля. Об этих героях, рыцарях свободы писали в «Коммунистическом журнале» печатном органе, руководимом К. Марксом и Ф. Энгельсом, с сентябре 1847 года : «Храбрые горцы снова нанесли русским несколько серьезных поражений…Народы, учитесь у них, на что способны люди, желающие остаться свободными!»

Без одного глаза, без руки и без ноги Байсангур остается в строю. В бою его привязывают к коню, и его единственная, но сильная рука уверенно сжимает шашку. Почти 25 лет изнурительной войны ослабевают имамат. Против кавказских горцев царизмом бросается 300-тысячная армия. Народ уже не в состоянии оказывать длительное сопротивление как прежде. Только население Чечни сократилось в 5 раз. Конец был предрешен. Преодолевая сопротивление непокорных, сжигая аулы царские войска постепенно занимают территорию Чечни и Дагестана. Шамиль покидает Чечню. 12 марта 1859 года вся Чечня была занята царскими войсками, за исключением Беноя и прилегавших к нему селений. Непокорный Байсангур уходит со своим отрядом в горный Дагестан к Шамилю. Беной сожжен. Имам Шамиль, теснимый многочисленными царскими войсками, с 400 защитниками и 3 пушками укрепляется на горе Гуниб. Байсангур организует оборону Гуниба. 25 августа 1859 года после осады имам Шамиль сдался в плен.

Байсангур был одним из двух чеченских наибов, вместе с Османом Мичикским, которые до конца остались с имамом Шамилем.

Предание, сохранившееся у чеченцев и ингушей, донесло до нас отголоски тех событий: «С чеченским отрядом, в котором большинство было беноевцев Бойсхар (Байсангур) участвовал в последнем сражении Шамиля с царскими войсками. Когда Бойсхар узнал, что имам идет сдаваться, то он поскакал к Шамилю. Увидев идущего к выходу из аула Шамиля Бойсхар окликнул его и попросил поговорить с ним. На окраине аула стояла сакля, вдвоем они зашли туда. Бойсхар всячески возражал против сдачи в плен имама. Он убеждал его, что ещё не все потеряно, что они как ангелы на крыльях пронесут его через тройное кольцо вражьих войск. Что они вновь поднимут Чечню на борьбу. Однако Шамиль был непоколебим в своем решении и направился в сторону царских войск. Бойсхар выхватил пистолет и навел его на удалявшегося Шамиля, окликнув его по имени: «Шемал!» (Назвать имама без звания по имени было очень непочтительно). Шамиль не оборачиваясь продолжал идти. Еще дважды окликнул Бойсхар имама, но тот не обернулся.

Когда царский генерал спросил Шамиля, почему тот не обернулся, когда наиб звал его, то Шамиль ответил: «Если бы я обернулся, то он застрелил бы меня».

«А разве он не мог застрелить тебя и так?» — удивился генерал.

«Это был Бойсхар, а он в спину не выстрелит», — ответил Шамиль.

После сдачи Шамиля в плен Байсангур вместе с чеченским отрядом прорывается сквозь тройное кольцо врагов и уходит в Чечни. В этом историческом прорыве погибает почти весь его отряд.

Байсангур со своей семьей скрывается в пещерах рядом с Беноем. Неукротимый предводитель беноевцев совместно с одним из соратников Солтамурадом и лидерами других чеченских общин готовит восстание. В Аргунском ущелье одновременно и в контакте с ними энергично готовятся к выступлению «старый волк» Ума Дуев из Дзумсоя и Атабай Атаев. Проведя за зиму подготовку, в мае происходят вооруженные выступления. В Ичкерии знамя свободы поднимает 66-летний Байсангур и более молодой Солтамурад. Происходят периодические столкновения с царскими войсками с переменным успехом. По преданию, бывший имам Шамиль по настоянию царя пишет ему письмо, укоряя в том, что он напрасно губит людей в безнадежной борьбе, что силы русских неисчислимы. Говорят, что Байсангур ответил со свойственной ему решительностью, что Шамиль опозорил себя навеки тем, что променял борьбу за свободу на рабство и плен, и что сам Байсангур будет сражаться за свободу своего народа, пока будет жив.

Выходя из окружения под Байсангуром погибает конь, сам он раненный попадает в плен.

Военно-полевой суд проговорил Байсангура к смертной казни через повешение. В тот воскресный день на площадь перед церковью в Хасав-юрте собрали народ. Многие кумыки, горные дагестанцы, чеченцы сами пришли посмотреть на знаменитого предводителя горцев. Под барабанный бой везли на телеге одноглазого, однорукого и одноногого чеченца. Кто знает, что думал этот человек перед казнью? Что хотел сказать этим людям в оборванных одеждах, с надеждой на чудо взиравших на него, и не стесняясь утиравших слезы, мучаясь от своего бессилия ему помочь.

Тяжело передвигавшегося 67-летнего Байсангура подвели к виселице. Стоявшие на площади горцы начали читать предсмертную молитву «ясин». Раздавались команды офицеров. Остановили барабанную дробь. Зачитали приговор. И тут царские палачи применили изуверский прием: начали вызывать из толпы горцев, желающего совершить казнь над Байсангуром, в награду обещаны деньги. Толпа угрюмо молчала. Но нашелся один..(в народе утверждают, что это был кумык, и чтобы не было случайностей в царской пропаганде, палач из горцев был подкуплен заранее). У Байсангура задрожали губы. Он не стал ждать и, сверкнув глазами, сам выбил из под себя скамью. Возглас ужаса и скорби пронесся над толпой. Многие мужчины плакали…

Трудно удивить горцев храбростью. Но всегда во всех честных людях особое и неизменное восхищение вызывало имя Байсангура Беноевского. Этот человек, являющийся одним из самых легендарных героев чеченского народа, остался в истории образцом неукротимости, мужества и несгибаемой воли. Его образ, как и многих других героев, воспитывал лучших сынов чеченского народа, таких, как Алибек Алданов, Зелимхан Харачоевский, Асламбек Шерипов, сказавший в 1918 году: «Благодаря русской революции мы получили ту прекрасную свободу, за которую столетия бились наши предки и кидались на штыки побежденные».

Имя Байсангура долгое время было одним из «белых пятен» официальной истории, а сейчас оно должно занять подобающее ему место и стать на её страницах рядом с именами Имама Мансура, имама Шамиля и многих других, известных и неизвестных героев, отдавших свои жизни за свободу и счастье Чечни и Дагестана.

(с) Нохчалла

nohchalla.com

Чеченский герой – Байсангур Беноевский

Байсангур – является эталоном мужественности, отваги и чести для любого чеченца. Несмотря на то, что во время сражений он лишился одного глаза, руки и ноги, он все еще нагонял ужас на своих врагов до конца своей жизни. Его неистовый нрав был той искрой, что разжигала костер внутри его союзников и помогала биться с врагом до последней капли крови.

Влияние Байсангура на Кавказскую войну

Особенно хорошо, Байсангур запомнился мировой истории своим влиянием на ход Кавказкой войны, а именно в переломном сражении на Гунибе. Так, в 1859 году, крепость Гуниб, в которой находились чеченские воины и их предводитель Имам Шамиль, была окружена царскими войсками. Смирившись с поражением, Шамиль решает сдаться и собирает вокруг себя своих людей, чтобы обсудить с ними это решение. Сильно возмутившись, Байсангур решает образумить Имама, говоря, что они смогут вырваться, но все его попытки тщетны. Шамиль уже сделал свой выбор, и начал направляться в стан врага.

Байсангур, кипевший от ярости, окрикнул Имама с просьбой обернуться. Но тот не стал этого делать, потому что

знал, что Байсангур выстрелит в него.

P.S. Выстрелить в спину Байсангур не мог, потому что это перечило кодексу чести.

Таким образом, Шамиль сдался в плен и Байсангур начал собирать оставшихся воинов для того чтобы прорваться сквозь осаду. И получилось ведь. Чеченские воины, хоть и с большими потерями, но прорвали 3 кольца русских войск.

Байсангур перед казнью

Байсангур Беноевский воевал до 1961 года, пока не был схвачен в плен, а затем казнен. Примечательно то, что во время казни, российские офицеры приказали дагестанцу выбить стул из под Байсангура, но тот сам спрыгнул с него, чтобы не разжечь вражду между чеченским и дагестанским народами.

Спасибо за внимание)Не забывайте ставить лайки и подписываться)

zen.yandex.ru

Байсангур Бенойский - это... Что такое Байсангур Бенойский?

Байсангу́р (Байсунгур) Бено́йевский (чеч. БойсанхІар Бено) (1794, Беной, Чечня — 1861, Хасав-Юрт, Дагестан) — чеченский полководец XIX века, наиб имама Шамиля, участник Кавказской войны 1817—1864 годов.

Биография

Родился в 1794 году в чеченском ауле Беной, в семье крестьянина Баршкъе из рода (некъе) Эди. Период жизни Байсангура до 1830-х годов в исторических книгах не упоминается.

Когда Гази-Мухаммед был провозглашён имамом, примкнул к его движению. Аул Беной стал опорой Гази-Мухаммада в Чечне. Историк М. Н. Чичагова писала об этом:

«Жители этого аула, окружённого лесными дебрями, всегда отличались непокорностью и не скрывали своей ненависти к русским. Они охотно оказали гостеприимство Шамилю»

— «Шамиль на Кавказе и в России»[1]

Наиб имама Шамиля

В то время как Шамиль ушёл в Дагестан с остатками преданных ему войнов, Байсангур скрывался в лесах Чечни со своим отрядом и не прекратил сопротивление войскам Российской империи даже после того как Шамиль был пленён и присягнул на верность императору Александру II.

В мае 1859 года 40-тысячная армия князя Барятинского блокировали остатки войска Шамиля в горной крепости Гуниб. Гарнизоном крепости составлял менее 500 мюридов. 26 августа 1859 года имам, под давлением родных, поверив обещаниям Барятинского, что сдавшихся беспрепятственно отпустят в Мекку, объявил о прекращении сопротивления и с группой приближенных сдался царским войскам. Раздраженный и глубоко разочарованный в Шамиле Байсангур с отрядом в 100 мюридов прорвал кольцо окружения и ушел на территорию Чечни. Из 100 человек до Беноя живыми удалось добраться только 30[источник?].

В 1860 году Байсангур и бывшие наибы Шамиля Ума Дуев и Атаби Атаев подняли новое восстание в Чечне. В июне того же года отряд Байсангура и Солтамурада нанес поражение войскам царского генерал-майора Мусы Кундухова в бою около местечка Пхачу. Повстанцы Атаби Атаева блокировали укрепление Евдокимовское, а отряд Умы Дуева освободил аулы Аргунского ущелья, однако, ввиду малочисленности (не превышала 1500 человек) и плохой вооружённости повстанцев, царские войска быстро подавили сопротивление.

Казнь

После поражения основных сил повстанцев, Байсангур с несколькими приближенными скрывался в окрестностях села Беной. В одном из боёв был убит его конь и Байсангур попал в плен.

Весной 1861 года Байсангур Бенойский был предан военно-полевому суду официальных властей Кавказа, был приговорен к повешению. Могила Байсангура находится в Бенойе. Другие участники восстания, в том числе сыновья Байсангура Алхазур и Тахир, были сосланы в Сибирь.

Отражение в массовой культуре

  • Чеченский бард Тимур Муцураев посвятил песню Байсангуру с одноименным названием[2], а также песню, в которой фигурирует Байсангур, посвященную обороне Гуниба.

См. также

Примечания

  1. ↑ М. Н. Чичагова (1889), «Шамиль на Кавказе и в России», Спб., с. 59 
  2. ↑ Байсангур Бенойский  (рус.). You Tube. Проверено 10 ноября 2012.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.

dic.academic.ru

Байсангур Беноевский — чеченский полководец, наиб имама Шамиля

Интересные отрезки из жизни одного человека.

К 1846 году в боях с российскими войсками графа М. С. Воронцова, наиб потерял одну руку и один глаз, а в 1847 году в боях за Гергебиль ему пушечным ядром оторвало ногу, и в результате такого серьезного ранения попал в плен к царским войскам, из которого его вызволили мюриды Шамиля, напавшие на конвой, переправлявший Байсунгура в крепость Грозный. Согласно народным преданиям, чтобы он мог держаться в седле его привязывали к лошади.

1 марта 1861 года Байсангур Беноевский был приговорен к повешению по приговору военно-полевого суда, состоявшегося по приказу генерал-майора П. И. Кемпферта. Казнь состоялась на площади Хасавюрта, на том месте, где позднее была построена православная церковь.

В чеченских преданиях сохранился рассказ о том, что для того чтобы выбить табурет, на котором стоял Байсангур, был вызван за деньги палач-доброволец из толпы. Как пишет Д. А. Хожаев, Байсангур сам соскочил с табуретки.

pikabu.ru


Смотрите также