Бахаа абдуррахман биография


Muntaqa

Исламский писатель и литературовед, д.н. Абдуррахман Рафат аль-Баша (ар.: عبد الرحمن رأفت الباشا) известен русскоязычным мусульманам книгами «Истории (или: картинки) из жизни сподвижников» и «Истории из жизни последователей сподвижников (табиинов)». Редкий человек не слышал об этом имени, и в то же время о личности, которая стоит за этим именем, людям практически ничего не известно. Постараемся пролить свет на жизнь человека, который в прошлом веке сделал существенный вклад в укрепление исламского призыва еще одной опорой — художественной силой слова.

Родился Абу аль-Яман Абдуррахман  (Абд ар-Рахман) Рафат аль-Баша 17 рамадана 1338 г.х. (4 апреля 1920 г.) в городке Эриха (ударение на «и») неподалеку от г. Идлиб в Сирии. Отец умер, когда Абдуррахман был еще ребенком, и заботу о нем взял на себя его дед, который был хатыбом и учителем религии в Эриха.

В родном городе он закончил начальную школу, затем в г. Алеппо (Халяб) исламскую среднюю школу.

После этого отправился в Египет, поступил в Университет Фуада Первого на культурологический факультет и закончил его в 1945 г. по специализации «Основы религии». В 1948 г. в Алеппском Университете он получил лицензию преподавателя арабского языка.

После работал в Сирии учителем и ревизором по предмету арабского языка и стал главным ревизором. Это было время насаждения и распространения в арабском мире западных ценностей ввиду колониального присутствия и постколониального влияния ряда европейских стран. Арабский язык был одной из тех ценностей мусульманских народов, которую неравнодушным приходилось отстаивать вопреки сложившимся тенденциям.

С 1964 г. аль-Баша работал преподавателем в Дамасском Университете на факультете литературы. В этом же году он переехал в Саудовскую Аравию для работы преподавателем на факультете арабского языка при Исламском Университете им. Мухаммада ибн Сауда в эр-Рияде.

Там сразу же был принят в ученый совет Университета. Преподавая в эр-Рияде, он смог защитить в Каирском Университете диссертацию магистра (1965 г.), а после и доктора наук (1967 г.) в арабской литературе. Во время работы в Университете возглавил Отделение красноречия, литературной критики и исламской литературы. Был также назначен главой комитета исследований и научных публикаций при Университете. Неоднократно становился научным руководителем учащихся в магистратуре и докторантуре, назначался в члены комиссий по защите научных работ.

И в Университете и вне его прилагал много усилий, чтобы показать, что литературная деятельность может служить делу исламского призыва, и чтобы научить этому других.

Под его руководством была подготовлена и издана своего рода энциклопедия ранней исламской поэзии, посвященная поэзии исламского призыва времени пророка, мир ему и благословение Аллаха, поэзии исламского призыва во время правления праведных халифов, поэзии исламского призыва во время правления династии Омейядов и поэзии исламского призыва во время правления династии Аббасидов.

Сам он богатым красочным арабским языком написал целую серию о жизни сподвижников, сподвижниц и табиинов, о времени праведного халифата, опираясь на информацию из классических источников, так что общий объем изданного материала превысил 1000 страниц. Его перу принадлежат также исследования о значении арабского языка в Исламе, об исламском подходе к литературе и литературной критике, а также другие сочинения.

Кроме того он вел на радио эр-Рияда передачу о литературе исламского призыва и в последние пять лет жизни возглавлял Всемирный союз исламской литературы.

Умер в пятницу 12 зуль-ка’да 1406 г.х. (18 июля 1986 г.) в г. Стамбул. Похоронен там же на кладбище Фатих, да помилует его Аллах.

muntaqa.info

Биография шейха Абдуррахмана аль-Баррака

Абдуррахман бин Насер бин Баррак бин Ибрагим аль-Баррак. Его род ответвляется от Аль Урейна, из племени Субейъ аль-Мудария аль-Аднания.

Шейх родился в г. аль-Букейрия, в районе аль-Къасым, в 1352 г. Его отец умер, когда он был маленьким, и он его не застал. Его мать занялась его воспитанием и прекрасно с этим справилась. Аллах пожелал, чтобы шейха постигла болезнь, которая стала причиной его слепоты в девятилетнем возрасте.

Требование знаний и шейхи:

Шейх начал требовать знания в молодом возрасте. Он выучил наизусть Коран, когда ему было около 12 лет. Сначала он читал под руководством некоторых своих родственников, а потом – с мукъриъ (чтецом) города – Абдуррахманом бин Салемом аль-Курейдисом. Он учился в своем городе у шейха Мухаммада бин Мукъбиля аль-Мукъбиля, судьи аль-Букейрии, и у шейха Абдулазиза бин Абдуллы ас-Сабиля, который также был судьей в аль-Букейрии.

Потом ему было предопределено поехать в Мекку, и в ней он оставался в течение нескольких лет. Там он занимался с шейхом Абдуллой бин Мухаммадом аль-Халифи, имамом Запретной мечети, и там же он встретил достойного человека, одного из крупных учеников аль-аллямы Мухаммада бин Ибрагима – шейха Салеха бин Хусейна аль-Иракъи. Затем, в 1369 году, он переехал в сопровождении шейха аль-Иракъи к шейху Ибн Базу, когда тот был судьей в г. ад-Дилям. Он оставался с шейхом Ибн Базом около 2 лет, и это оставило большой след в его научной жизни.

Его учеба.

Шейх поступил в научный институт в Эр-Рияде, когда тот открылся 1 мухаррама 1371 г., и закончил его. В 1378 году он поступил на факультет шариата. В институте и шариатском факультете преподавали многие известные шейхи: среди них Мухаммад аль-Амин аш-Шанкъити, и он учил студентов в институте тафсиру и усуль аль-фикху; аль-алляма Абдурраззакъ аль-Афифи, который учил их тавхиду, нахву (грамматике), а затем усуль аль-фикху, и другие, да помилует их всех Аллах. Также шейх аль-Баррак посещал некоторые уроки Мухаммада бин Ибрагима Аль аш-Шейха.

Самый великий из его шейхов, который сильнее всего повлиял на него – имам Абдулазиз бин Баз ???? ????, и он получал пользу от него в течение более чем 50 лет, начиная с 1369 г., когда Ибн Баз был в г. ад-Дилям, вплоть до его смерти в 1420 г. На втором месте был шейх аль-Иракъи, от которого он взял любовь к далилам и оставление такълида, точность в науках языка и нахва, сарфа и аруда.

Шейх выучил наизусть Священный Коран, «Булюг аль-марам», Книгу Единобожия, «Кашф аш-Шубугат», «аль-Усуль ас-Саляса», «Шурут ас-Салят», «аль-Аджуррумию», «Къатр ан-нада», «Альфию» Ибн Малика и т.д.

Есть матны, которые шейх хорошо помнит, например, «ат-Тадмурия», «Шарх ат-Тахавия», и шейх преподавал их несчитанное количество раз, и они были прочитаны ему в университете и мечети, также «Зад аль-мустанкъаъ» и т.д.

Работа, которой занимался шейх

  1. Шейх работал преподавателем в научном институте г. Эр-Рияд 3 года, с 1379 по 1381 гг.
  2. После этого он преподавал на шариатском факультете в Эр-Рияде.
  3. Когда был открыт факультет усуль ад-дин (основ религии), он переместился туда на отделение акъиды и работал там вплоть до 1420 г.
  4. В течение этого времени он руководил десятками научных работ (на магистратуру и докторантуру).
  5. После выхода на пенсию факультет хотел договориться, чтобы шейх и дальше на нем работал, но он отказался.
  6. Также шейх Ибн Баз ???? ???? сильно хотел, чтобы тот занялся работой в Дар аль-Ифта, но он не захотел. Ибн Баз хотел, чтобы аль-Баррак замещал его в Дар аль-Ифта в Эр-Рияде летом, когда муфтии переезжали в ат-Таиф, и аль-Баррак ответил на его просьбу, заместив его два раза, но затем он оставил эту работу.
  7. После смерти шейха Ибн База ???? ???? муфтий Абдулазиз Аль аш-Шейх попросил, чтобы аль-Баррак стал членом в Дар аль-Ифта, но тот отказался, предпочтя вплотную заниматься преподаванием в своей мечети.

Его усилия в распространении знания.

Шейх занимается преподаванием в своей мечети, в которой он работает имамом – мечети аль-Халифи в районе аль-Фарукъ, и большинство его уроков проходят в ней. Также он преподавал у себя дома перед несколькими своими избранными учениками. У него есть уроки в других мечетях в дополнение к его участию в различных научных семинарах, которые проводятся летом, дачи им лекций в Эр-Рияде и других регионах страны. За неделю число его уроков достигает более чем 20 уроков в различных шариатских науках. Также шейх преподает языковые науки, логику и балягъу.

Его ученики.

У шейха много учеников, которых сложно пересчитать. Большинство из них – преподаватели в университетах, известные даъватчики и многие другие люди, которые берут пользу от шейха. Многие студенты из-за границы слушают уроки шейха через интернет в прямом эфире через сайт аль-басс аль-ислями.

Шейх прилагает много усилий в повелении к одобряемому и запрещении порицаемого, советуется с ответственными людьми и переписывается с ними. Он предостерегает людей от бидаъ (нововведений) и других отклонений и противоречий в религии, и у него есть много фатв в этой сфере, о которых все знают.

Его внимание к делам мусульман.

Шейх ???? ???? уделяет большое внимание делам мусульман во всех частях мира, он сильно печалится и испытывает боль из-за того, что происходит с ними во многих странах, он всегда следит за их новостями, особенно в периоды кризисов, постоянно упоминает мусульман в дуа аль-къунут, делает за них дуа в намазе, дуа против их врагов, и у него есть несколько фетв в этой сфере, которые везде распространились.

Его аскетичность и благочестие.

Шейх аскетичен, не любит показуху, известен удивительной скромностью, простотой, малым количеством еды, одежды, жилья и средств передвижения, и это знает каждый, кто его видел и общался с ним. Из примеров его скромности – то, что он не пишет книг, хотя для этого у него есть все возможности: широкий кругозор, осведомленность со словами предшественников и их потомков, глубокие познания в различных науках, то, что он помнит наизусть далилы, имеет проницательный ум, знает предмет противоречий, умеет выигрывать в спорах, и его кассеты и уроки лучше всего об этом свидетельствуют. Если тот, кто его не знает, прослушает кассеты, на которых записаны его уроки, и заметки студентов, то он сильно удивится.

Шейх отличается углубленностью в акъиде, и он один из главных, к кому обращаются сегодня по вопросам акъиды.

Его научные достижения.

Выше говорилось, что шейх не любит писать книги, т.к. занят преподаванием, поэтому у него мало книг, но у него есть уроки, различные шархи, некоторые из которых были записаны, и среди них:

- Вступление к науке акъиды;

- Шарх «аль-Усуль ас-саляса»;

- Шарх «аль-Къаваид аль-арбаъа»;

- Шарх «Китаб ат-Тавхид»;

- Шарх книги «Калимат аль-ихляс» Ибн Раджаба;

- Шарх «Хаия» Ибн Аби Дауда;

- Шарх «Масаиль аль-джахилия»;

- Шарх «аль-Акъида аль-васитыя»;

- Шарх «аль-Акъида ат-Тахавия» и многое другое, и того, что не записано на кассеты, больше того, что записано.

Также изданы его книги:

- «Джаваб филь-иман ва навакъидих»;

- «Шарх ат-Тадмурия»;

- «Шарх аль-Васитыя».

Мы просим Аллаха благословить шейха, подготовить для него того, кто соберет его знания и фатвы, и мы ни кого не восхваляем перед Аллахом, и также мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Тот продлил его век в здоровье и благополучии, богобоязненности, и чтобы мусульмане извлекли пользу из его знаний.

Научный кабинет шейха

http://www.albrrak.net

http://www.al-iman.ru

www.muslimka.ru

Иоганн Себастьян Бах биография

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, органист, музыкальный педагог, мастер полифонии. Творчество Баха включает в себя более 1000 произведений различных жанров.

Родился (21) 31 марта 1685 года в городе Эйзенах. В маленьком Бахе изначально была заложена страсть к музыке, ведь его предки были профессиональными музыкантами.

В десятилетнем возрасте после смерти родителей, Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе.

В 15 лет Бах поступил учиться в вокальную школу Имени Святого Михаила, в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 начинается музыкальная биография Иоганна Себастьяна Баха. Им была написана первая органная музыка.

После окончания учёбы Иоганн Себастьян был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его поменять работу. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. Краткое содержание статьи не даёт возможности подробно остановиться на творчестве великого композитора, но именно в это время им было создано много талантливых произведений. Сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, придворным музыкантом Телемахом обогащало музыку новыми мотивами. В 1707 Бах переезжает в Мюльхузен, продолжает работать церковным музыкантом и заниматься творчеством. Власти довольны его работой, композитор получает вознаграждение.

В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. Он снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются шестеро детей. Трое умерли в младенчестве, а трое в будущем становятся известными музыкантами.

В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм. Счастливая семья имела 13 детей.

В 1717 году Баха переходит на службу к герцогу Анхальт – Кётенскому, высоко ценившему его талант. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).

В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты.

В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»)

В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона.

Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным.

Краткая биография Баха не даёт полного представления о сложном жизненном пути композитора, о его личности. Подробно с его судьбой и творчеством можно познакомиться, прочитав книги Иоганна Форкеля, Роберта Франца, Альберта Швейцера.

  • Бах был не единственной творческой личностью в своей семье. Считается, что он принадлежал к пятому поколению музыкантов. Около 50 его близких родственников также занимались музыкальным творчеством, двое его детей смогли стать довольно известными композиторами.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Баха

Несколько простых вопросов о краткой биографии Баха:

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

obrazovaka.ru

Рахман, Абдул (Джоэль) - это... Что такое Рахман, Абдул (Джоэль)?

Абдул Рахман (перс. ‎ عبدالرحمن, Кабул, Афганистан, 1965 г.) — афганский гражданин, арестованный афганскими властями в феврале 2006 года, которому угрожала смертная казнь за обращение в католицизм. Дело Абдула Рахмана вызвало широкий международный резонанс. Под сильным давлением иностранных правительств и международных правозащитных организаций афганский суд 26 марта 2006 года, сославшись на «следственные пробелы», был вынужден вернуть дело Абдула Рахмана в прокуратуру.

Абдул Рахман был выпущен на свободу 27 марта 2006 года. 29 марта 2006 года Абдур Рахман прибыл в Италию, где итальянское правительство присвоило ему статус беженца.

Международное сообщество повлияло на судебный процесс, указав афганской судебной системе на явное противоречие между Конституцией Афганистана, в которой признаётся ограниченная свобода совести, и шариатским судом, предусматривающим смертную казнь за вероотступничество.

Случай с Абдулом Рахманом привлёк широкое международное внимание к положению прав человека в Афганистане, значительно повлияв на решение правительств Великобритании и США возглавить кампанию против талибского движения в Афганистане[1].

Биография

Абдул Рахман родился в 1965 году в Кабуле в семье этнических таджиков, происходившей из Панджшерского ущелья. С 1990 года он работал в качестве сотрудника в католической благотворительной организации, которая оказывала гуманитарную и медицинскую помощь афганским беженцам в Пешаваре, Пакистан. Через некоторое время он обратился в христианство и был крещён католическим священником, приняв имя Джоэль (Иоиль). В 1993 году он прибыл в Германию, а затем переехал в Бельгию, где безуспешно пытался оформить статус беженца по религиозным мотивам. В 2002 году его депортировали в Афганистан.

Вернувшись на родину, Абдул Рахман узнал, что его жена развелась с ним, а его родители отреклись от него. Абдул Рахман не имел возможности общаться со своими двумя дочерьми. Его не принимали на работу и Абдул Рахман был лишён средств к существованию.

Арест и суд

В феврале 2006 года члены его семьи сообщили об Абдуле Рахмане в полицию.[2]. Он был арестован и при обыске у него обнаружили Библию[3]. После ареста ему не предоставили адвоката. Власти запретили западным СМИ общаться с арестованным. Прокурор ссылался на статью 130 Конституции Афганистана, которая позволяла обвинять подследственного в соответствии с законами шариата и требовал смертной казни.

Судебное заседание началось 16 марта 2006 года и получило широкую огласку в международном сообществе. Суд первой инстанции предложил Абдулу Рахману вернуться в ислам. [4]. Абдул Рахман отказался от предложения суда, заявив, что он верит в Иисуса Христа и является христианином.

Попытки суда избежать смертной казни

Из-за широкой огласки суд не решался открыто приговорить к смертной казни Абдула Рахмана. 22 марта 2006 года представитель афганского посольства в Вашингтоне заявил, что необходима оценка психического состояния Абдула Рахмана. Афганский суд, чтобы изменить обвинение, пытался рассмотреть его обращение в христианство как следствие психической болезни[5]. Чтобы изменить судебное решение, суд также пытался приписать Абдулу Рахману иностранное гражданство.

Итог судебного процесса

24 марта 2006 года афганские власти сообщили, что в ближайшее время рассмотрят дело Абдула Рахмана.[6]. Несмотря на жестокое давление консервативных мусульманских кругов, 25 марта 2006 года специальное заседание афганского правительства решило освободить Абдула Рахмана. 26 марта 2006 года было сделано официальное сообщение о том, что Абдул Рахман был освобождён из заключения 27-го марта. .[7]. 29 марта премьер-министр Италии Сильвио Берлускони объявил, что его кабинет одобрил предоставление Абдулу Рахману политического убежища в Италии [8]. В тот же день Абдул Рахман прибыл в Рим.

Реакция в Афганистане

Представители государственных органов власти

  • Бывший министр иностранных дел Афганистана Абдулла заявил во время пресс-конференции в США: «Я знаю, что это очень чувствительный вопрос и мы понимаем озабоченность американского народа. Наше посольство получило сотни писем такого рода. Насколько я понимаю, дело в том, что жена зарегистрировала иск против своего мужа. Правительство Афганистана не имеет ничего общего с этим делом. Это … правовые и судебные дела и я, надеюсь, что конституционный процесс даст положительный результат. Каждый раз, когда мы имеем такое дело, это является тревожным знаком. Эти противоречия (между свободой религией и шариатом) не ограничатся одним или двумя случаями» [9], [10].

Мусульманская реакция

После возникновения широкой международной реакции на дело Абдула Рахмана, мусульманские духовные лидеры Афганистана высказывались против его возможного освобождения. Многие мусульманские духовные лидеры выступали в средствах массовой информации, призывая казнить Абдула Рахмана.

  • Маулави Хабибулла заявил на многочисленном митинге в Кабуле, что «Афганистан не имеет каких либо обязательств перед международными законами. Пророк гласит, что отступник должен быть казнён» [11].
  • Ахмад Шах Ахмадзай, один из видных моджахедов, лидер и глава «Хизб-и-Иктадар-и-Ислами», бывший и. о. премьер-министра в правительстве Бурхануддина Раббани сказал, что «Независимо от решения суда, существует единодушное согласие, что приговор должен быть выполнен. Существует широко распространённое отрицательное мнение против деятельности христианских миссионеров. Эти миссии эксплуатируют бедность афганского народа и они платят, желающим принять христианство» [12].
  • Мусульманский религиозный деятель Абдул Рауф заявил, что: «Отказ от ислама обижает Бога. Мы не позволим, чтобы Бог был униженным. Этот человек должен умереть» [13] .

Международная реакция

  • Германия. Канцлер Ангела Меркель сказала журналистам, что она получила заверения Хамида Карзая в телефонном разговоре, что Абдул Рахман не будет казнён.
  • Евросоюз. Министр иностранных дел Австрии Урсула Плассник заявила, что «мы защитим основные права Абдула Рахмана, чтобы защитить и свою жизнь».
  • Ватикан. Римский папа Бенедикт XVI призвал Хамида Карзая помиловать Абдула Рахмана и обратился к Президенту Афганистана «уважать права человека, которые Конституция Афганистана гарантирует в своей преамбуле» [15].

В поддержку Абдула Рахмана высказывались представители государственных органов Австралии, Канады, Великобритании, международной правозащитной организации Amnesty International и многочисленные международные общественные организации.

Примечания

  1. ↑ AFGHANISTAN: Government to have greater control over aid pledged in London, IRIN (March 28, 2007).
  2. ↑ Abdul Waheed Wafa Afghan Judge in Convert Case Vows to Resist Foreign Pressure, The New York Times (March 23, 2006). Проверено 23 марта 2006.
  3. ↑ Cooney, Daniel Afghan Convert May Be Unfit for Trial Associated Press, March 22, 2006, accessed March 22, 2006
  4. ↑ Report. BBC (20 марта 2006). Архивировано из первоисточника 9 августа 2012. Проверено 22 марта 2006.
  5. ↑ Constable, Pamela. For Afghans, Allies, A Clash of Values, The Washington Post (23 марта 2006), стр. A01. Проверено 23 апреля 2010.
  6. ↑ Karzai Searches For Solution On Christian, Associated Press (26 марта 2006).
  7. ↑ Christian Convert Released From Prison, Amir Shah, AP, 28 March 2006
  8. ↑ Afghan convert 'arrives in Italy', BBC, 29 March 2006, 17:07 GMT
  9. ↑ U.S.-Afghanistan Strategic Partnership Briefing, Scoop, March 23, 2006, retrieved March 28, 2006
  10. ↑ Constable, Pamela. For Afghans, Allies, A Clash of Values, Washington Post (March 23, 2006).
  11. ↑ «Preachers in Kabul Urge Execution of Convert to Christianity», by Abdul Waheed Wafa, The New York Times, March 25, 2006, retrieved March 28, 2006
  12. ↑ http://www.atimes.com/atimes/South_Asia/HC25Df02.html The New York Times. March 25, 2006
  13. ↑ http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2006/03/24/AR2006032400360.html. Washington Post. 2006-03-24
  14. ↑ http://news.bbc.co.uk/2/hi/south_asia/4841812.stm. Afghan convert 'may be released' BBC News. March 25, 2006.
  15. ↑ http://www.foxnews.com/story/0,2933,189440,00.html AFGHAN CHRISTIAN CONVERT FLEES TO ITALY

dic.academic.ru

Абдур-Рахман Джами - поэт и суфий

Абдур-Рахман Джами - поэт и суфий

Джами - поэт и суфий

В последние годы, когда борьба с коррупцией государственных чиновников вышла в России на новый уровень, приходят на ум не потерявшие актуальности строки из стихов Джами, обращенные к правителю страны: «О шах! Простой народ – сокровищница; помни, / Что золотые в ней таятся клады жизни./ Как вору, отруби ты руку полководцу, / Что грабит подданных – сокровище отчизны».

           
               

Мавлана Нуриддин Абдур-Рахман ибн Низамиддин Ахмад Джами (1414-1492) — знаменитый персидский по­эт - завершитель классического периода поэзии на персидском языке, блистательный ученый, богослов. Он родился в провинции Джам около Герата (современный Афганистан)  в Хорасане в семье влиятельного духовного лица, обучался в престижной религиозной школе Герата, где достиг значительных успехов в области арабской риторики. В 22 года он написал трактат по астроно­мии и геометрии, который послал в Самарканд в академию точных наук Улугбека.

Результатом было приглашение учиться в академии. Таким образом,  Джами продолжил образование в Самарканде, изучая среди других предметов также астрономию и математику. Большую часть жизни Джами провел в Герате под покровительством султана Хусейна Байкары из династии Тимуридов. Султан также оказывал покровительство известным художникам-миниатюристам Бихзаду и Шаху Музаффару. Прославленный множеством талантов, Джами не раз получал приглашение жить при дворе в Дели и Стамбуле, однако роскоши столиц он предпочел родной город.

Историческая справка

     С переходом в 1469 году Мавераннахра к детям Абу Саида, а Хорасана - к потомкам Умаршайха, империя Тимура полностью распалась. В этот период наиболее крупным владетелем Хорасана был султан Хусейн (1469-1506), установивший относительно прочную власть и около сорока лет правивший в Герате. Султан Ахмад правил в 1469-1494 годах в  Закаспийских владениях и Мавераннахре с центром в Самарканде. Время Тимура и тимуридов было для Средней Азии эпохой величайшего внешнего блеска. Столицу Тимура  Самарканд, украшенный величественными архитектурными сооружениями, был одним из крупнейших и богатейших городов мира. Город этот стал центром науки при внуке Тимура - Улугбеке. После смерти Улугбека в культурном отношении стало возвышаться значение Герата, где произошел подъем культуры, проявившийся в развитии поэзии, миниатюрной живописи, каллиграфии, музыки.

По пути духовного совершенствования

      В возрасте не старше 40 лет Джами встал на путь тасаввуфа в Герате. Его духовным наставником стал шейх Саадиддин Мухаммад  Кашгари, ученик великого  Шаха Бахауддина Накшбанди. Позднее Джами познакомился с шейхом Убайдуллой Ахраром, с которым переписывался на протяжении всей своей жизни. Джами оказал влияние на персидских, тюркских и индийских суфиев. Особо место принадлежит написанному им трактату - сборнику биографий суфийских шейхов «Нафахат-аль-унс» («Дуновения обители святости»). Трактаты Джами «Лаваких» («Вспышки света») и «ад-Дурра аль-фахира» («Славная жемчужина») посвящены рассмотрению сложных вопросов суфийской философии. В «Лаваких» автор вкратце изложил историю идей тасаввуфа.

       Все письменное наследие Джами, состоящее в формах  двустиший маснави, газелей, рубаи, кыт’а - сборников лирических стихотворений, а также сборников поучительных историй и притч, пронизано ароматом тасаввуфа. Джами писал трактаты, в том числе коммен­тарии к Священному Корану, к суфийской поэзии Ибн аль-Фарида, произведениям Мухийаддина Ибн аль-Араби. В  касыдах «Море тайн» и «Сияние духа» Джами осуждал рационализм Ибн Сины. Он также написал еще целый ряд прозаических рассуждений о филологии, стилистике, приемах поэтического творчества, стихосложении - рифме и метрике, о музыке – композиции и ритме, арабском синтаксисе.  Всего после него осталось около 40 произведений.

       Джами воспевал любовь к Аллаху и рассуждал о проблемах человека – наилучшего творения Всевышнего. Его призыв к утверждению идеа­лов общечеловеческой справедливос­ти — равенства людей независимо от их сословно­го происхождения,  нравственные тре­бования, обращенные к каждому че­ловеку, сохранили свою актуальность по сей день.

     Джами помог доверенному сановнику тимуридского султана Хусейна Мир Алишеру Навои (1441– 1501) встать на путь тариката - духовного очищения. Позднее Навои основал и содержал ханаку ихласийа в Герате, а также 90 рибатов. Алишер Навои известен как покровитель искусств и выдающийся поэт и прозаик,  первый поэт, писавший на тюркском  чагатайском языке:

«Но наслаждались люди «Арбаин» лишь на языке фарси,

А тюрки с пользою постичь стихи те не могли.

Тогда я цель поставил пред собою: для народа моего,

Переложу стихи, не пропустив из «Арбаина» ничего».

Абдур-Рахман Джами - поэт и суфий

      Джами всячески поощрял усилия Навои в деле развития тюрко-язычной, литературы. В свою очередь, успехи гератской школы литературы и науки на фарси были многим обязаны деятельности Навои. Вокруг Джами и Навои группировались поэты, ученые, историки, художники, каллиграфы, архитекторы. Его учениками счи­тали себя не только поэты и писате­ли, но музыканты и певцы, каллигра­фы и ученые-богословы. Многие круп­нейшие произведения литературы XV века были посвящены Джами или созданы под влиянием его творчества. К нему приезжали многие писатели и ученые из Мавераннахра, Азербайджана, Индии и Ирака. Ма­лой Азии и Аравии, многие вели с ним постоянную переписку. Со­хранилось 337 писем-автографов. В них Джами давал советы о благоустройст­ве городов и строительстве дорог, бо­ролся против беззаконий чиновников, оказывал материальную помощь дея­телям культуры и учащимся, добивался облегчения бедственного положения простых тружеников, уменьшения налогов.

      Несмотря на свою известность, Джами был в прост в быту, как простой земледелец или ремесленник. В произведениях современников Джами говорится о его своеобразии, необычайной скромности, простоте, разумности.

Тасаввуф и поэзия        

      Поэтическое творчество и тонкие духовные переживания в тасаввуфе отличаются друг от друга: самовыражение и самоутверждение личности, с одной стороны, и добровольное растворение в Аллахе — с другой. Суфии сосредотачиваются на свете (нур), любви (мухаббат) и излияниях (фейз) Аллаха,  поэты стремятся выразить свои утонченные и почти неуловимые переживания в творческом процессе. Иногда духовное переживание и поэтическое творчество могут дополнять друг друга или даже полностью отождествляться друг с другом.  Поэты и суфии, говоря о своем духовном опыте, часто используют символы и аллегории, позволяющие выразить тончайшие переживания. Это невозможно передать с помощью логически стройных рассуждений, требующих ясности, четкости, предсказуемости и строгой взаимосвязи между объектом и языком описания.

      Поэтический опыт и опыт духовных практик обладают эмоциональным, а не фактическим содержанием.  Их воздействие на читателя или слушателя в значительной степени определяется его способностью уловить связь между почти неуловимыми ассоциациями и соотнести их со своими собственными переживаниями. Поэтому нередко духовные переживания на пути тасаввуфа нередко облачаются в поэтическую форму. Однако суфийскую поэзию нельзя расценивать как простое вербальное воспроизведение духовных переживаний.   Поэтические образы и переживания суфия определяются символами и ценностями исламской традиции, в которой он был воспитан, и его личным индивидуальным мировоззрением и темпераментом.

      Тонкие переживания на пути тасаввуфа позволяют увидеть мир не таким, каким его воспринимают простые верующие. Такое особое восприятие мира зачастую вызывает у него желание в устной или письменной форме поведать другим людям о своем полном духовном перерождении. Эти переживания нельзя передать простыми словами, жестами, движениями, описать с помощью формальной логики. Язык поэзии принципиально отличается как от логически последовательного языка науки, так и от языка, принятого в повседневном общении. Важной чертой поэтического способа выражения является то, что он позволяет создать текст, допускающий сразу несколько разных толкований, отличается пластичностью и способностью описывать одновременно несколько предметов, явлений и ощущений. Это позволяет каждому читателю найти в одном и том же тексте свое собственное понимание поэтических образов и аллегорий.

      И поэзия, и переживание суфия имеют эмоциональный и интуитивный характер.  Именно с этой точки зрения следует рассматривать творческое наследие великих суфийских поэтов, как Аттар, Руми и Джами.

Семь престолов (Большая медведица)

      Главную поэтическую славу Мавланы Абдурахмана Джами составляет цикл романтических и суфийско-философских поэм под названием «Хафт авранг» («Семь престолов»).  «Дар благородным» («Тухфат аль-ахрар») – о благородной нравственности и любви к Аллаху.  «Четки праведников» («Субхат аль-абрар»)  — суфийского и дидактического содержания.  «Юсуф и Зулейха» — одно из наиболее изящных произведений персидской словесности. У суфиев любовь Золейхи к Иосифу означает любовь раба к своему Создателю.  «Лейли и Меджнун»  —  идиллическая поэма из жизни кочевых арабов, герой и героиня принадлежат к двум враждующим родам. «Книга мудрости Искандера» («Хиреднаме-и-Искендер») - дервишское рассуждение о тщете людского счастья. «Золотая цепь» («Сельселет-аз-захаб») пронизано суфийскими аллегориями. «Саламан и Абсаль» - эпическая поэма, наполненная аллегориями.

Три дивана любви

        Лирические стихотворения Джами заключаются в трех его «Диванах». Это сборники газелей, рубай, строфических стихов, разделенных в соответствии с основными этапами его жизни – «Первая глава юности» («Фатихат-аш-шабабб»), «Средняя жемчужина в ожерелье» («Васитат аль-икд»), «Завершение жизни» («Хатимат аль-хайат»).

Любовь для него — движущая сила Вселенной, самое возвышенное чувство, объеди­няющее в единое целое духовное и телесное, человека и природу, вечное и преходящее, божественное и мир­ское. Все явления приро­ды, вопросы морали, нравственности, политики, истории, общественной жиз­ни в лирике автор рассматривал с позиции влюбленного.

Блестящий мастер ритма, рифмы, тонкий знаток языка, Джами выступал против усложненности стиля литера­турного произведения, добиваясь яс­ности поэтической мысли. По мнению Джами, «стих должен быть прозрач­ным родником, рубинами обильным,— не песком...». Рубины мысли он ценил едва ли не больше стилистического изящества.                            

      Стихами изложено также описание двух святынь — Мекки и Медины  и «Доказательства пророческого достоинства Мухаммада (мир ему и благословение)».

Бахористон

Цветы поэзии Джами не вя­нут вот уже в течение пятисот лет. В его поэме «Весенний сад» («Бахористон»), состоящей из 8 книг, есть прозаические части, завораживающие рифмы, назидательные новеллы. Это увлекательная энциклопедия жизни и нравов людей — от мусорщика до падишаха, поэтиче­ский ответ на поэму Саади «Гулистан». Язык прост и ясен и напоминает народную речь с обили­ем пословиц, несущих мудрость веков. Рифмованная проза — «садж» — строга и проз­рачна, как додуманная до конца мысль.

Абдур-Рахман Джами - поэт и суфий

Сталь  закаленную  разгрызть зубами,

Путь процарапать сквозь гранит ногтями,

Нырнуть вниз головой в очаг горящий,

Жар  собирать  ресниц  своих совками,

Взвалить на спину ста  верблюдов ношу,

Восток и Запад измерять шагами —

Все это для  Джами  гораздо легче,

Чем   голову  склонять   пред   подлецами.

Таков урок челове­ческого достоинства. Поэт убежден, что «нельзя уважать подлеца лишь потому, что он красив, нельзя вбивать в глаз гвоздь лишь потому, что он золо­той».

Величайшим счастьем для человека Джами считал облегчение им страда­ний и тягот народа. Вот истинный критерий оценки че­ловека, а не знатность и богатство, положение в обществе. Главное в том, что несет человек людям, каков его духовный мир. Нередко правители XV века свой деспотизм прикрывали религи­озным рвением.Поэт срывает с них маски ложного благочес­тия. По его убеждению, справедли­вость правителя в течение часа богоугоднее, чем его молитвы в течение шестидесяти лет. Однако,  правители должны быть добродетельными только в отношении добрых и честных людей и карающими — в отношении жесто­ких, злых и бессердечных.  Джами описал идеальное государства без войн, безбедных и богатых, где царят равенство, добро, свободный труд, справедливость и знание.

 То город был особенных людей.

 Там  не было  ни  шаха, ни  князей.

 Ни богачей, ни бедных. Все равны,

 Как братья, были люди той страны.

 Был труд их легок, но всего у них

 В достатке было от плодов земных.

 Их нравы были чисты. И страна

 Не ведала, что в мире есть война.

      По утверждению поэта, улучшения общества можно добиться путем мо­рального усовершенствования челове­чества. Джами ставил конкретную работу, приносящую пользу окружающим людям, – труд  ремес­ленника, крестьянина, собирателя хвороста выше происхождения, богатства, высоких чинов,  выше показного, неискреннего и лицемерного поклонения Всевышнему.

Значение творчества

      Джами прожил 78 лет и два дня. Умер 9 ноября 1492 года. В день его смерти весь город Герат был в трауре. По повелению султана, поэту-дервишу были устроены блестящие похороны. С тех пор прошло более полтысячелетия. Стихи Джами еще при жизни переводил на тюркский Алишер Навои. Кашмирский поэт Сривара тогда же переложил на санскрит поэму Джами «Юсуф и Зулейха». Его произведения были по­пулярны среди грузин, азербайджан­цев, туркмен, узбеков, индийцев, ара­бов. Его читают на хинди, татар­ском, арабском, на язы­ках пушту, урду и пенджаби, европейских языках.

Творчество Джами тем ценно, что оно воспевает любовь к Аллаху, то, без чего обязательное поклонение Всевышнему не может быть искренним.

Примеры стихов

Я на рассвете у цветка

спросить решился, удручен:

«Зачем, таясь от соловья,

 столь поздно он раскрыл бутон?»

 Шепнул мне ветер:

«Оттого он улыбнуться опоздал, —

Своею кровью обожжен,

он от других скрывает стон». 

Как может зеркало души

мир просветленно отражать,

Когда лик друга твоего

раздумья тенью омрачен?

Ношу я, как серьгу в ушах,

совет седого мудреца,

Алмазом мысли речь свою

не зря оттачивает он:

«Эй, правду выслушай, сынок,

коль мне сопутствовать  решил,

Земные страсти погреби,

забудь, что ты самовлюблен».

Джами, испытывай себя,

не устрашась грядущих мук, —

Перл, что достался без труда,

 никем не будет оценен!

                                         ГАЗЕЛИ

   

                    * * *

Не хочу я пустословьем обеднять родной язык, Потакать лжецам и трусам в сочиненьях не привык. В бесполезных поученьях затупить свое перо – Все равно, что бросить в мусор горсть жемчужин дорогих. В суете и праздномысльи я растратил много лет И раскаиваться буду до скончания дней моих. Лишь с годами постигая смысл сокрытый ремесла, Тайно слезы проливаю, еле сдерживаю крик, Лег от Кафа и до Кафа* слов немереный простор, Поиск верного созвучья вел не раз меня в тупик. Рифмы, образы и ритмы трудно подчинить себе, – Как поймать рукою ветер, содрогающий тростник? И сказал я на рассвете вдохновенью своему: «Мне мучительно с тобою каждый час и каждый миг. Я устал гранить и мерить, находить и вновь терять, Пребывать хочу в молчанье, отвратив от песен лик». «О Джами, – раздался голос, – ты хранитель многих тайн,

Ты богатствами владеешь, я раздариваю их»!

                               * * *

Доколе будем мы внимать своим страстям, Обманывать, петлять по всем земным путям? Устав от бытия, мы умоляем Бога

О том небытии, где будет сладко нам.

                          * * *

Этот мир, зеленый, алый, голубой. Скоро будет отнят у тебя судьбой. Так ступай и сердце ты вручи Тому,

Кто всегда с тобою, кто везде с тобой.

           
         

                            * * *

Ты вздохом горестным моим учись внимать, о сердце, В пути далеком мы должны ровней дышать, о сердце. А всех, не помнящих добра, презревших правды свет,

Забудь, коль можешь! Нам таких не надо знать, о сердце!

                                 

                            КЫТ`А 

* * *

Не обольщайся прелестью красавиц, Пленительно расцветших в том саду. Ты в будущем году к ним охладеешь,

Как к прошлогодним – в нынешнем году.

           
                   

                                  * * *

Бездарному, как ни старайся, ничем нельзя помочь. Бесплодны все твои усилья, и труд напрасен твой. На глиняный забор сухую колючку положи, –

Не расцветет она от солнца и влаги дождевой.

                                   * * *

Я поднял выю помыслов высоких, Освободившись от ярма стяжанья; Презрел богатства, власть. Мне светит бедность;

Пред ней, как ночь пред солнцем, тьма стяжанья.

    * * *

Глупцов и подлецов, о ты, мой юный друг, Во имя благ мирских не восхваляй беспечно. Блага придут на срок и выскользнут из рук,

А между тем позор останется навечно.

   * * *

Джами, ты ворот жизни спас из лапы бытия, Но не схватил рукой подол того, что алчешь ты. Погибло шесть десятков лет. Закинь же невод свой,

Чтобы с уловом он пришел всего, что алчешь ты.

           

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

islam-today.ru

Омар Абдуррахман, полузащитник, Аль-Джазира

Подпишитесь на новости по теме

Я подписан на тег Подписаться на тег 40

Показывать  Новости Материалы Записи в блогах Видео

14 декабря 2016 16:00|Блог Вы это видели?

Омар Абдуррахман, нареченный «арабским Месси», показывает класс. Настоящий Месси одобряет пенальти в стиле Паненки!

Рейтинг +28

26 сентября 2016 01:13|Блог Goal Paper

Рассказ пойдет об одной из главных звезд Олимпиады 2012 года Омаре Абдуррахмане, который до сих пор не решился на переезд в Европу, несмотря на все свои футбольные таланты.

Рейтинг +11

7 апреля 2016 11:00|Блог Телевизор 3.0

Известный по своей технике и финтам футболист сборной ОАЭ и клуба «Аль-Айн» не стесняется показывать свою технику даже во время матчей азиатской Лиги чемпионов.

Рейтинг +379

1998 — 2019 © Sports.ru18+ Tribuna.com Украина Tribuna.com Беларусь

www.sports.ru


Смотрите также