Артист александр демьяненко биография


Александр Сергеевич Демьяненко

Имя Александра Демьяненко очень хорошо известно зрителям старшего поколения. Молодое поколение почти не помнит, как звали актера, но стоит сказать «Шурик», и тут же становится ясно, о ком идет речь. Этот персонаж стал его наградой, и одновременно наказанием, потому что для актера нет ничего хуже, чем оставаться в тени своего образа. Именно так и произошло с Александром Демьяненко – на него обрушилась невероятная слава и любовь зрителей, но иногда она настолько утомляла, что его привычная жизнь стала напоминать кошмар. Когда он появлялся где-нибудь на улице, каждый старался к нему подойти, заговорить, взять автограф, и даже предложить «сообразить на троих». Это было просто невыносимо, потому что у Александра был довольно замкнутый характер, и такое панибратство ему совершенно не импонировало.

Александр Демьяненко прославился после выхода культовых комедий «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию».

Родился Александр Демьяненко 30 мая 1937 года в городе Свердловск. Отца звали Сергей Петрович, он служил артистом в местном Оперном театре и учил студентов консерватории театральному мастерству. Мама Галина Васильевна работала бухгалтером. Саша был совсем крохой, когда отец их бросил, и создал семью с другой женщиной. В том браке родились двое деток – мальчик Владимир и девочка Надя, но и они не сделали этот брак крепким и счастливым. Сергей бросил вторую семью, выпросил прощения у первой жены, и вернулся. После его возвращения семья пополнилась еще двумя девочками – Саша стал старшим братом для сестричек Тани и Наташи.

Александр Демьяненко в молодости

Несмотря на такие немужские поступки отца, Саша все равно был сильно к нему привязан, и именно благодаря Сергею Петровичу мальчик впервые соприкоснулся с искусством, и полюбил его. Демьяненко-старший в свое время окончил ГИТИС, выступал с агитационной труппой «Синяя блуза». Практически ежедневно после школьных занятий Саша отправлялся на работу к отцу, и часами наблюдал за всем, что происходило в оперном театре. Мальчику так нравилось все, что он видел на сцене, что он даже не заметил, как сам захотел стать актером. Его больше не интересовало ничего – только театр. Отец прожил в семье не очень долго, он был человеком влюбчивым и увлекающимся, поэтому снова бросил семью, и завел отношения еще с одной женщиной. Но Саша все равно любил папу, и считал его неоспоримым авторитетом. Когда дети Сергея Петровича от разных браков подросли, то у них сложились по-настоящему родственные отношения.

Александр Демьяненко получил среднее образование в одной из свердловских школ, в которой углубленно изучался немецкий язык. Аттестат об окончании школы парень получил в 1954-м, и начал строить планы о поступлении в вуз. Ему повезло, в тот год в их городе начала работу приемная комиссия МХАТа, которая прибыла в Свердловск в поисках молодых дарований.

Демьяненко понял, что это сама судьба дает ему шанс воплотить в реальность детскую мечту и пошел на экзамены. Волнение было жутким, Саша никак не мог с ним справиться, и конечно же провалился.

После этого недолго думая, Александр Демьяненко начинает штурм юридического института, и в этом же году становится студентом первого курса. Молодой человек учился достаточно прилично, но после первого года обучения к нему пришла мысль, что это не его призвание. Он не хотел тратить впустую время, изучать нужные, но совершенно ему не интересные науки, потому что эта профессия ему была совершенно не по душе. Демьяненко забирает документы из института, и уезжает в Москву, чтобы сделать вторую попытку, и заняться любимым делом.

Столица не отвергла парня из провинции. Демьяненко пробовался одновременно в два театральных института, и ходил на экзамены в ГИТИС и в «Щуку». На этот раз удача была на стороне скромного абитуриента, и он сумел пройти в оба. С выбором он долго не мучился, и остановился на ГИТИСе, в котором когда-то учился его отец. И вскоре в Свердловск полетела телеграмма с радостным известием для родителей — их сын стал студентом театрального вуза.

Диплом о высшем образовании Александру выдали в 1959-м, а до этого счастливого момента были напряженные годы учебы. Он был несомненно талантлив, но иногда бездумные выходки его эксцентричного характера ставили в тупик всех преподавателей. Саша мог запросто бросить учебу прямо посреди семестра, и рвануть на родину в Свердловск, проведать родных. Руководителем Демьяненко в вузе был Иосиф Раевский, который уговаривал парня посещать хотя бы уроки актерского мастерства. Другие преподаватели хоть и сердились на незадачливого студента, но в списки на отчисление его не подавали.

Свою кинематографическую биографию Александр Демьяненко начал еще на втором курсе театрального института. Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов доверили молодому актеру сыграть Митю в картине «Ветер». Эта картина завершила комсомольскую тему, которую освещали две предыдущие ленты «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». В этой ленте Александр Демьяненко впервые предстал перед зрителями, и им очень понравился этот скромный и интеллигентный паренек, готовый ради идеи на настоящий подвиг. Этот типаж навсегда закрепился за артистом с тех самых пор.

После получения диплома Александр оказался в труппе Московского театра им.Маяковского, на сцену которого выходил на протяжении трех лет. Но родным этот театр так и не стал, Демьяненко больше предпочитал работу в кинематографе.

Те же режиссеры Алов и Наумов выпустили в 1961-м еще одну картину под названием «Мир входящему», в которой опять был задействован Александр Демьяненко. Его персонаж – лейтенант Ивлев, только что закончивший военное училище. Сюжет переносит зрителя в последние дни военных действий, перед лейтенантом поставлена задача сопровождать беременную немку до госпиталя. Фильм понравился не только советским зрителям, его с большим интересом смотрели за рубежом. Лента получила многочисленные призы, причем на самых знаменитых фестивалях – Брюссельском и Венецианском.

Буквально сразу вышли еще два фильма с участием Демьяненко, которые сделали его узнаваемым. Первой была комедийная лента «Карьера Димы Горина», где он стал кассиром, а вторая называлась «Взрослые дети», в которой Демьяненко и молодая актриса Лилия Алешникова стали молодыми супругами, проживающими на одной жилплощали с родителями.

В 1962-м Демьяненко решил уходить из театра им.Маяковского и уехать в Ленинград. У него была сильнейшая мотивация так поступить. Во-первых, он получил в Ленинграде свою первую квартиру, и во-вторых, его звали на киностудию «Ленфильм», где вышли несколько картин с его участием.

Александр продолжает активно сниматься, и очень скоро на суд зрителей была представлена новая работа с его участием – фильм «Порожний рейс», снятый режиссером Владимиром Венгеровым. Демьяненко сыграл смелого журналиста Сироткина, который пытается распутать целый клубок финансовых махинаций. Картина прошла с большим успехом, популярность Демьяненко растет с каждым новым проектом.

Таким же успешным стал и следующий фильм с участием Александра. Картина носила название «Государственный преступник», снял ее режиссер Николай Розанцев. Александру Демьяненко доверили роль молодого, но очень проницательного следователя Поликанова, который ведет только особо важные дела. На этот раз он занимался военным преступником.

Этот период в творчестве актера можно уверенно назвать временем стремительного роста. Его начали узнавать даже простые прохожие, типографии выпустили фото артиста, которые можно было купить в любом киоске «Союзпечать». Никто даже не предполагал, что пройдет совсем немного времени, и эта слава станет просто оглушительной, поначалу радующей, а потом даже мешающей нормально жить.

Впереди была судьбоносная встреча с режиссером Гайдаем, которая откроет новую страницу творчества Александра Демьяненко. Чтобы посмотреть на артиста и понять, подходит он ему или нет, Леонид Гайдай отправился в Ленинград, куда к тому времени переехал Демьяненко. Перед этим режиссер проводил пробы в Москве, и не утвердил ни одного из сорока претендентов на главную роль в картине «Несерьезные истории». Ему нужен был простой, незадачливый юноша, такой себе растяпа с интеллигентной внешностью, который постоянно во что-то вляпывается.

При первом же знакомстве режиссера и актера, Гайдай понял, что нашел то, что так долго искал и не видел у предыдущих претендентов. Он увидел человека точь-в-точь похожего на главного героя Владика, который мог оставаться самим собой, ведь именно таким Гайдай и видел этого персонажа своей ленты. Во время съемочного процесса было решено переименовать героя, и с легкой руки режиссера Владик стал Шуриком. Единственное, что не соответствовало образу, это цвет волос, которые у Демьяненко были черного цвета, а его герой был блондином. Тут уж пришлось потрудиться стилистам, которые всеми возможными способами пытались сделать из него блонда. Они так старались, что кожа на голове актера покрылась волдырями. По воспоминаниям вдовы Демьяненко, Людмилы Акимовны, краски для волос в те годы были очень агрессивными, и все боялись, что от такой интенсивности актер может даже облысеть.

После проката картины «Операция «Ы», популярность Демьяненко взлетела до небес. Никто даже не пытался обращаться к нему по имени, он стал просто Шуриком. Артисту даже не пришлось играть, он будто проживал в картине отрывок своей собственной жизни. Ему не нужно было использовать актерское мастерство или другие штучки, чтобы вжиться в образ, он был самим собой. В одном из интервью Александр сказал журналистам, что ему не нужно было перевоплощаться, а на съемочную площадку он приходил, как домой.

По мнению многих критиков персонаж Шурик был собирательным образом, в котором просматриваются черты характера режиссера и актера Демьяненко. Они в реальной жизни были такими же, как этот обаятельный юноша – замкнутыми неразговорчивыми очкариками, которые шутили, а сами оставались серьезными.

На имя режиссера Гайдая стали приходить мешки писем, в которых была только одна просьба – снимать продолжение приключений полюбившегося Шурика. Леонид Гайдай решил не разочаровывать поклонников его творчества, и через два года выпустил новую картину под названием «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». И снова зрители могли наслаждаться невероятными приключениями их любимого персонажа.

В 1973-м на экраны вышла еще одна лента, которая пришлась по душе миллионам зрителей. Это была комедийная история «Иван Васильевич меняет профессию». И тут нашлась роль для Александра Демьяненко. Это был не полюбившийся Шурик, но зрители приняли картину с восторгом. Лента стала настоящим шедевром, и заняла свое достойное место среди золотого фонда кино.

И вот в это самое время, когда, казалось бы, актер находится в зените славы, его обожают поклонники и хвалят режиссеры, у него начинается полоса невезения. Демьяненко ассоциируют исключительно с Шуриком, режиссеры в большом затруднении, ведь из-за прилепившегося к нему образа, его уже не воспринимают в другом амплуа. Ему все труднее стало найти подходящий образ, он стал настоящим заложником звездной роли.

Александру Демьяненко было немного обидно, что его драматических персонажей из картин «Мир входящему», «Мой добрый папа», «Угрюм-река» уже почти никто не помнит, а комедийный персонаж так врезался в память миллионам поклонников.

Демьяненко страдал от публичности, которая пришла вслед за громкой славой после фильмов Гайдая. К нему могли запросто подойти посреди улицы, хлопнуть по спине или плечу, назвать Шуриком, и пригласить на рюмашку. Актера часто звали на вечера встреч со зрителями, и он отвечал согласием, потому что за них платили. Он считал, что каждый человек имеет право на свою жизнь, и пускать в нее посторонних не было совершенно никакого желания.

Режиссеры так и не определились, какой типаж героя можно предложить Александру, поэтому у него практически не было работы. Но, несмотря на то, что новых картин не было, его все равно донимали поклонники. Ходить по улицам ставало все невозможнее, и это очень огорчало артиста. В отсутствии работы, Демьяненко занялся озвучиванием зарубежных картин. Его голосом говорили многие звезды иностранного кино и даже мультяшные герои.

Иногда поступали предложения от режиссеров сыграть роль второго плана или засветиться в небольшом эпизоде настоящего кино. И Александр с радостью согласился стать приказчиком Иваном Сохатых в ленте «Угрюм-река» или Шестаковым в картине «Зеленый фургон».

За всю свою творческую биографию актер снялся более чем в семидесяти картинах.

Когда Демьяненко ушел из «Ленфильма», то стал актером Театра комедий им.Акимова. В середине 90-х он перешел в Санкт-Петербургский театр «Приют комедиантов», в котором играл в спектаклях «Владимирская площадь» и «Антигона». Его персонажи были совершенно не похожи друг на друга, но Александр очень органично смотрелся в каждом из них, что лишний раз подтверждает наличие настоящего драматического таланта, который так и не был до конца раскрыт. Зал в театре «Приют комедиантов» вмещает небольшое количество зрителей, поэтому постановку видело очень мало зрителей, и его работа не получила должной оценки.

В 1991-м Александру Демьяненко присвоили звание Народного артиста РСФСР, и эта награда стала завершением его творческой карьеры. Артист по-прежнему был задействован в театре и продолжал дублировать и озвучивать картины, но ощущал неизбежность скорого заката – и карьеры, и самой жизни.

Первую супругу Александра Демьяненко звали Марина Склярова. Их семейный союз существовал 16 лет. Они были знакомы еще со свердловского драмкружка, жили счастливо, вместе проводили много времени. Брак был бездетным. Марина была очень энергичная, во время тотального дефицита могла наполнить домашний холодильник разными вкусностями. Женщине приходилось крутиться самой, потому что муж в бытовых вопросах не разбирался.

Фото: Александр Демьяненко с женой

Никто не знает, какие чувства связывали Александра с супругой, он был молчаливым и замкнутым. В один из дней он вернулся домой, собрал все свои вещи и ушел, оставив Марину в недоумении, ведь они прожили без единой ссоры все эти годы.

Женщину, к которой он ушел, звали Людмила Акимовна, она работала режиссером дубляжа на киностудии «Ленфильм». Демьяненко стал ее вторым мужем. Общих детей у них не было, зато актер сумел быстро сблизиться с дочерью Людмилы от первого брака – Анжеликой. С Людмилой он прожил до конца своих дней. Анжелика стала актрисой и служит в Малом драматическом театре Льва Додина.

Демьяненко любил уединенные места, поэтому почти все время проводил на загородной даче, где мог спокойно читать, мечтать и слушать любимую классику.

Проблемы с сердцем у Александра Демьяненко начались давно, и усугубились напряженной работой на съемках сериала «Клубничка». Лента снималась в Москве, и артисту приходилось ездить на съемки, жить в гостиничном номере.

Каждый выходной он должен был выходить на сцену «Приюта комедиантов», потому что его задействовали в спектакле. Дисциплина у актера была на первом плане, поэтому он ни разу в жизни не опоздал на съемки или представление.

Фото: Могила Александра Демьяненко

Во время съемок одной из серий у Александра случилось отслоение сетчатки. Доктора прооперировали глаз, применив серьезный наркоз, из которого артист еле вышел. Через некоторое время его опять госпитализировали, подозревая, что у актера язва желудка. При обследовании выяснилось, что у него совсем другой диагноз – инфаркт, причем повторный. Первый Александр перенес на ногах и даже не знал об этом.

Доктора начали готовить артиста к операции по шунтированию, но было уже поздно. Александра Демьяненко не стало 22 августа 1999 года. Он скончался от отека легкого.

Ходили разговоры о том, что артист злоупотреблял спиртным, и именно это привело к такому исходу. Но это было правдой только в некоторой степени. В трезвенниках актер не значился, но и запойным не был.

Местом упокоения великого артиста стало Серафимовское кладбище Санкт-Петербурга, и рядом с ним спустя несколько лет нашла покой его вторая жена Людмила.

  • 1958 Ветер
  • 1963 Первый троллейбус
  • 1965 Операция «Ы» и другие приключения Шурика
  • 1967 Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
  • 1973 Иван Васильевич меняет профессию
  • 1973 Умные вещи
  • 1978 По улицам комод водили
  • 1981 Пропавшие среди живых
  • 1983 Я тебя никогда не забуду
  • 1990 Каталажка
  • 1995 Дом
  • 1998 Старые песни о главном-3

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

Александр Демьяненко (Aleksandr Demyanenko): фильмография, фото, биография. Актер, Продюсер, Оператор, Актер-дублер, Актер дубляжа.

Александр родился 30 мая 1937 года в Екатеринбурге (раньше – Свердловск) в семье актера, массовика-затейника. Ушел из жизни в 62 года, 22 августа 1999 года в Санкт-Петербурге после продолжительной болезни сердца. В детстве Александр посещал кружок художественной самодеятельности при Дворце культуры, играл на сцене. А после школы твердо решил стать актером. Но попытки поступить в прославленный МХАТ провалились. Тогда Александр решил стать юристом и поступил в местный университет. Но, промаявшись в стенах вуза полгода, понял, что навсегда «инфицирован» сценой. Александр собрал вещи и уехал в столицу, где ему удалось стать студентом ГИТИСа (мастерская Григория Конского) – вуза, который в свое время окончил его отец.

Дебют в кино состоялся уже на втором году обучения. Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов пригласили второкурсника на роль Мити в военную драму «Ветер» (1958). Тогда впервые Александр появился в амплуа скромного интеллигентного юноши, гимназиста, который совершает героические поступки. После учебы актера приняли в труппу Московского академического театра имени Владимира Маяковского, где он проработал три года. До своей триумфальной роли легендарного Шурика актер семь лет снимался в кино, в таких лентах, как «Катя-Катюша», «Пять дней – пять ночей», «Первый троллейбус», «Государственный преступник». Ленты «Карьера Димы Горина» и «Взрослые дети», где Александр играл честных и справедливых героев, принесли ему некоторую известность в стране.

Но жизнь в Москве была неустроенной – у актера не было своего жилья, да и чаще сниматься звали на «Ленфильм». В итоге Александр переехал в Ленинград, где ему выделили комнату (в итоге, он остался жить в Северной столице до конца своих дней).

В 1965 году режиссер Леонид Гайдай с ног сбился искать героя-интеллигента в свою комедию, которую впоследствии назвал «Операция “Ы” и другие приключения Шурика». Мастеру посоветовали выехать из Москвы в Ленинград и посмотреть на актера Демьяненко. В итоге Александр был утвержден на роль правильного героя Шурика. Ему даже пришлось сменить облик – перекраситься в блондина. Комедия стала настоящим событием в Советском Союзе. Фильм был лидером проката – его посмотрели почти 70 миллионов зрителей. Имя и облик 28-летнего актера Демьяненко стали известны в самых далеких уголках страны. Несмотря на то, что актер снялся в более чем ста фильмах, он навсегда стал заложником этой роли – интеллигентного, чуть рассеянного и смешного очкарика Шурика. Его популярность закрепила комедия Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966). Амплуа интеллигентного парня в очках актер воплотил еще в одной известной картине Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (1973). «Были моменты, когда меня в кино катастрофически мало брали на работу, поскольку я был настолько популярен, что режиссеры говорили: “Ну зачем же – тебя все узнают, пусть ты будешь врача играть или играть какого-то полярника – скажут вон Шурик играет какую-то роль…” Эта популярность не приносила мне такой радости, поскольку я очень замкнутый человек, и меня чудовищно раздражает, когда ты на улице под пристальным вниманием», – говорил Александр. Последний фильм с актером вышел в 1998 году: в короткометражке «Содержанка» Александр сыграл пожилого композитора, влюбившегося в проститутку. Демьяненко был дважды женат, детей у него не было.

  • 1961 Вечера на хуторе близ Диканьки Смотреть онлайн

www.ivi.ru

Александр Демьяненко биография актера, фото

Александр Демьяненко – это один из самых известных актеров в истории советского кинематографа. За свою жизнь он исполнил огромное множество самых разных ролей, однако, в конце концов, стал заложником одного единственного образа – образа чудаковатого интеллигента Шурика, благодаря которому сегодня его и помнят зрители. В настоящий момент известного киноактера уже давно нет с нами, однако, вспоминая его роли в кино, каждому из нас все также хочется узнать чуть-чуть больше о жизни любимого киноактера. Заглянуть за ширму, чтобы на миг представить себе каким человеком был Александр Демьяненко, и как развивалась его творческая судьба. Будущий актер родился в российском городе Свердловске (ныне – Екатеринбург). Его отец был артистом Оперного театра, а также преподавателем театрального мастерства в одной из местных консерваторий. Практически сразу после рождения сына Демьяненко-старший ушел из семьи, чтобы создать новую. Однако, некоторое время спустя, оставил вторую жену и вернулся к матери Александра. Таким образом, детство нашего сегодняшнего героя прошло между двумя домами в окружении многочисленных братьев и сестер. Стоит отметить, что некоторое время спустя Сергей Демьяненко вновь ушел из семьи к новой возлюбленной. Но, несмотря на этот факт, Александр всегда очень любил его и старался быть к нему, как можно ближе. Вместе с отцом он часто посещал представления свердловского оперного театра и уже с ранних лет мечтал об актерской карьере.

Окончив школу Александр Демьяненко, отправился в Москву, где предпринял попытку поступить во МХАТ, однако первая попытка оказалась неудачной. После провала на вступительных экзаменах, будущий актер вернулся обратно в Свердловск, где стал студентом юридического факультета одного из местных ВУЗов. Александр учился неплохо, но мечта о карьере актера никак не покидала его. Во многом именно поэтому год спустя Демьяненко оставил юриспруденцию и предпринял еще одну попытку покорить Москву. В этот раз для «Шурика» все сложилось значительно более удачно. Демьяненко успешно сдал экзамены сразу в два престижных ВУЗа - Щукинское училище и ГИТИС. Выбирая между двумя высшими заведениями, Демьяненко выбрал последнее.

Сниматься в кино будущий любимиц советской публики начал в двадцать два года, еще будучи студентом второго курса ГИТИСа. В конце пятидесятых - начале девяностых Александр Демьяненко отметился в таких примечательных лентах как «Все начинается с дороги», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Взрослые дети», «Карьера Димы Горина», «Мир входящему», «Порожний рейс», «Каин XVIII» «Сотрудник ЧК» и других. Весьма примечательно, что уже в этот период актер стал часто появляться в кино в образе открытого и немного незадачливого юноши, отличающегося, однако, врожденной честностью и интеллигентностью.

После окончания института Александр продолжил сниматься в кино, а параллельно с этим начал часто появляться на театральных подмостках. Некоторое время спустя по приглашению одной из ленинградских студий, актер переехал в город над Невой. Именно здесь по иронии судьбы он и познакомился с Леонидом Гайдаем, который, по одной из версий, специально приехал в Ленинград из Москвы, чтобы посмотреть на игру талантливого актера. «Смотрины» прошли успешно, и уже очень скоро Александр Демьяненко начал сниматься в картине «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Комедия вышла на экраны в 1965-м году и сразу же стала любимой лентой миллионов советских граждан. Несколько лет спустя появилась и вторая часть популярной киноленты – «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика». В этот момент Александр Демьяненко окончательно утвердился в качество популярного и успешного киноактера. Режиссеры стали предлагать ему новые роли, однако ни одна из лент, вышедших в период с 1967-го по 1973-й, не стала столь популярна как фильмы про легендарного Шурика. Артист в своем творческом пути часто пересекался с такими коллегами как Наталья Варлей, Андрей Миронов,

В какой-то момент популярность Александра Демьяненко стала идти на спад, однако положение дел выправил новый фильм Леонида Гайдая. Вновь вернувшись к амплуа порядочного, но немного незадачливого интеллигента в картине «Иван Васильевич меняет профессию», Александр Сергеевич вновь приобрел всесоюзную популярность. После выхода на экраны популярной советской комедии, актер часто снимался в кино, однако последующие его роли не принесли ему такой популярности и славы, как роли в легендарных лентах Гайдая.

В 1991-м году Александр Демьяненко получил звание Народного артиста РСФСР. Однако эта награда в какой-то мере ознаменовала конец его яркой карьеры. В девяностые годы актер снова начал часто играть в театре, а также работать над озвучиванием многих иностранных фильмов. Так, его голос можно услышать в таких голливудских фильмах как «Шоугёлз», «Воздушная тюрьма», «Враг государства», «Армагеддон», «Мой любимый марсианин» и многих других. Кроме того, актер также участвовал в работе над озвучиванием многих диснеевских мультфильмов, среди которых значатся такие известные ленты как «Принцесса-лебедь», «Геркулес», «Тарзан», «Мулан» и другие.

В конце девяностых Александр Демьяненко начал часто болеть. В этот период у него случилось отслоение сетчатки, которое потребовало проведения серьезной операции. Наркоз и прочие потрясения оказались серьезным ударом для престарелого актера, и некоторое время спустя все недуги Демьяненко стали проявляться еще острей. В 1999-м году актера госпитализировали, однако намеченной на первое сентября диагностической операции он так и не дождался. Двадцать второго августа Александр Сергеевич умер от отёка лёгкого, вызванного коронарной болезнью сердца. Первой женой Александра Демьяненко была его сокурсница по драматическому кружку - Марина Склярова. В какой-то мере двое молодых людей просто не представляли, чего они ждут от брака и как себя вести, уже будучи супругами, а потому данное супружество очень скоро распалось. Совсем другое дело – брак со второй женой. С режиссером дубляжа Людмилой Демьяненко актер прожил в браке до самой смерти. Александр Сергеевич удочерил дочь жены от первого брака - Анжелику Неволину. Своих детей у актера не было.
  • 7.3

    Иван Васильевич меняет профессию

    Ivan The Terrible: Back To The Future

    Роль: инженер Тимофеев (Шурик)

    комедия, фантастика

    СССР

    1973

  • 5.7

    Кавказская пленница, или новые приключения Шурика

    Kavkazskaya plennica, ili novye priklyucheniya Shurika

    Роль: Шурик

    комедия

    СССР

    1967

  • 7.2

    Операция Ы

    Operaciya Y

    Роль: Шурик

    комедия

    СССР

    1965

uznayvse.ru

Александр Демьяненко - биография, фото, личная жизнь, фильмы

Но такая оглушительная популярность, пришедшая к нему с лёгкой руки режиссёра Леонида Гайдая, имела обратную сторону, тёмную. Демьяненко стал заложником одного образа, что для любого артиста – трагедия. К тому же шумиха и суета вокруг Александра Сергеевича, которая поднималась всюду, где бы он ни появился, крайне раздражали актёра, молчуна от природы и очень замкнутого человека. Желание дотронуться до кумира, взять его автограф, поговорить со звездой приносили ему адские муки и невероятный дискомфорт в обыденной жизни.

Каким он был человеком? Как складывалась его карьера помимо нашумевших приключений Шурика?

Детские годы

Родился Александр Демьяненко на севере России, в Свердловске, в мае 1937 года. Вскоре после рождения первенца отец ушел из семьи к другой женщине. Она родила ему двоих детей – сына Владимира и дочь Надежду. Но дети не удержали мужчину в новой семье. Он вернулся к первой супруге, где подрастал Саша. Вскоре у мальчика появились родные сёстры Татьяна и Наталья.

Именно отец сыграл определяющую роль в судьбе Александра Демьяненко. Дело в том, что Сергей Петрович Демьяненко был человеком увлекающимся, творческим, настоящим артистом. В прошлом студент ГИТИСа, участник агитационной труппы «Синяя блуза» – в Свердловске он работал актёром Оперного театра и преподавал театральное мастерство в консерватории. После уроков Саша бегал к отцу в оперный театр и проводил там всё свободное время. Там он «заболел» актёрством и ни о какой другой профессии больше не мог мечтать. Не смотря на то, что отец опять увлёкся и снова оставил семью, для Александра Демьяненко он навсегда остался кумиром и главным авторитетом. Примечательно, что все дети от разных браков отлично поладили между собой.

Среднее образование любимый миллионами Шурик получил в Свердловской школе № 37, учебная программа которой включала углубленной изучение немецкого языка. В1954 году, когда пришло время определиться с профессией в северный город прибыли представители приемной комиссии МХАТа для набора студентов. Александр Демьяненко,  конечно же не мог упустить шанс поступить в престижный театральный ВУЗ. Но он так переволновался, что с треском провалил экзамен.

Будущая звезда кинематографа отправился в местный университет и поступил на юридический факультет. Учился студент неплохо, но спустя год понял, что юристом ему не быть. Ещё несколько лет «грызть» юриспруденцию, чтобы приобрести профессию, к которой душа не лежала, Александр Демьяненко не хотел. Он бросил вуз и отправился во второй раз попытать счастья в столичных театральных институтах.

Учеба в Москве

Москва приняла свердловского паренька радушно. Александр Демьяненко успешно сдал экзамены сразу в два знаменитых вуза – ГИТИС и Щукинское училище. Выбрал, как и когда-то отец, ГИТИС, о чём тут же радостно проинформировал родителей, отправив телеграмму в Свердловск.

Высшее театральное образование и диплом Александр Демьяненко получил в 1959 году. Нельзя сказать, что учёба в ГИТИСе для будущего Шурика оказалась безоблачной. У талантливого студента уже тогда отчётливо проявлялся эксцентричный характер. Он запросто мог, никому ни слова не сказав, отправиться в родной Свердловск в разгар учебного года. Но у преподавателей и его наставника профессора Иосифа Раевского рука не поднималась отчислить Сашу. Раевский лишь просил Демьяненко хотя бы не пропускать занятия, на которых учили актёрскому мастерству.

Жизнь в кинематографе

Кинематографическая биография Александра Демьяненко началась довольно рано, когда он был студентом второго курса ГИТИСа. Начинающий актёр дебютировал в роли Мити в киноленте «Ветер» Александра Алова и Владимира Наумова. Зрители и режиссёры заметили артиста в этой оптимистической драме, завершавшей «комсомольскую» трилогию «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». Именно в «Ветре» родился образ скромного и интеллигентного юноши, способного совершить подвиг. Этот образ уже тогда прочно закрепился за Александром Демьяненко.

После окончания театрального вуза артиста пригласили в Московский драматический театр имени В. Маяковского. Здесь сибиряк проработал три года, но кинематограф всё больше затягивал Александра Сергеевича.

В 1961 году на экраны вышел новый фильм Алова и Наумова. В свой проект – драму «Мир входящему» – они снова позвали Александра Демьяненко. Тот сыграл лейтенанта Ивлева, выпускника училища, который в последний день войны получил ответственное задание – доставить в госпиталь беременную немецкую женщину. Картина имела огромный успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Фильм был осыпан призами, в том числе несколькими на конкурсах в Брюсселе и Венеции.

Ещё две картины, вышедшие следом за драмой «Мир входящему», закрепили Александра Демьяненко в советском кинематографе. Лирическая комедия «Карьера Димы Горина», в которой молодой актёр сыграл честного кассира, сделала его узнаваемым. Закрепила успех блистательная комедия «Взрослые дети», в которой Демьяненко в дуэте с Лилией Алешниковой сыграл молодую семейную пару, которая живёт вместе с родителями.

В 1962 году Александр Демьяненко принял окончательное решение оставить театр Маяковского и переехать в северную столицу. На это имелось две причины. В Ленинграде артисту дали квартиру. К тому же он не раз снимался на «Ленфильме», и здесь ему предложили работу.

Вскоре актёр порадовал своих поклонников новым фильмом – он появился в киноповести Владимира Венгерова «Порожний рейс». Зрители с удовольствием наблюдали за действиями отважного журналиста центральной газеты Сироткина, который распутывал финансовые махинации. Не менее громкий успех сопровождал детектив режиссёра Николая Розанцева «Государственный преступник». Здесь Александр Демьяненко сыграл молодого следователя по особо важным делам Андрея Николаевича Поликанова, которому доверили расследовать дело военного преступника.

Карьера артиста стремительно развивалась. Его узнавали на улицах. В каждом киоске «Союзпечати» продавались открытки с изображением Александра. Но оглушительная слава и пик популярности ждали его после встречи с Леонидом Гайдаем. Знаменитый московский режиссёр приехал в Ленинград на «смотрины» Демьяненко. Ведь в столице он отверг четыре десятка претендентов на роль главного персонажа своего фильма по сценарию «Несерьезные истории». Требовался типаж незадачливого юноши Владика Арькова, интеллигентного растяпы, вечно попадающего в курьёзные ситуации.

Гайдай, увидев Александра Демьяненко, понял, что это именно тот артист, который ему нужен. Перед ним стоял человек, которому не нужно было напрягаться и перевоплощаться: это был готовый Владик. Но в процессе съёмок Владик превратился в Шурика. Чтобы добиться полного попадания в образ, артисту пришлось осветлить смоляные волосы. Стилисты, добиваясь радикального блонда, выжгли волосы актёра до такой степени, что на коже появились волдыри.

Позже вдова актёра, Людмила Акимовна, вспоминала, что краски в то время были такими беспощадными, что осталось загадкой, как Демьяненко не облысел.

Выход на экраны золотой комедии «Операция «Ы»» был подобен разорвавшейся бомбе. Александр Демьяненко проснулся знаменитым. Теперь его иначе, как Шуриком, никто не называл. Он действительно не сыграл, а прожил роль в этой комедии. Артист не прибегал ни к каким актёрским ухищрениям – он просто оставался собой. Позже он признался, что роль Шурика не была сопряжена для него ни с муками творчества, ни с трудностями перевоплощения.

Многие кинокритики и биографы Гайдая и Демьяненко утверждают, что Шурик – это на самом деле «сборный» образ режиссёра и артиста. Оба оказались в жизни похожими на этого обаятельного героя: нелюдимые очкарики, несколько замкнутые и неразговорчивые, хмурые и шутившие без тени улыбки.

Роль, поглотившая актера

Леонида Гайдая засыпали мешками писем с просьбой продолжить историю обаятельнейшего Шурика. Режиссёр пошёл навстречу пожеланиям зрителей и спустя два года снял «Кавказскую пленницу, или Новые приключения Шурика». Александр Демьяненко снова появился в амплуа любимого миллионами очкарика-растяпы.

В 1973 году зрители увидели новый киношедевр с участием Демьяненко. Это блистательная комедия «Иван Васильевич меняет профессию». Она, как и две комедии с Шуриком, вошла в золотой фонд отечественного кинематографа. По прошествии десятилетий зрители и сегодня поднимают себе настроение, глядя на героев, в которых перевоплотились Александр Демьяненко, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Юрий Никулин, Александр Яковлев и Леонид Куравлёв.

 

Но в то время, когда вся страна готова была на руках носить любимого артиста, у него начались проблемы, связанные с обратной стороной славы. Александр Демьяненко превратился в заложника своего Шурика. Режиссёрам трудно было подыскать ему роль, потому что шлейф смешного блондина тянулся за актёром, словно приклеенный.

Сам Александр Сергеевич не раз жаловался, что все вспоминают лишь эту роль, хотя она не потребовала от него никаких усилий. А трудную и достойную работу в замечательных картинах «Мир входящему», «Мой добрый папа» и «Угрюм-река» никто не вспоминает. 

Артист признавался, что ему в тягость та публичность, которая стала неотвратимой после комедий Леонида Гайдая. К нему подходили на улице, хлопали по плечу, обращались на «ты». Александр Демьяненко был вынужден принимать приглашения на встречи со зрителями, потому что они приносили хоть какой-то доход. На этих встречах его выпытывали о личном, требовали откровенности и «душевного стриптиза». То есть именно того, что больше всего претило артисту.

Дошло до того, что актёру почти не предлагали новых ролей в кино, но при этом он не мог пройти по улице спокойно. И это его раздражало невероятно. Александр Демьяненко с головой ушёл в озвучивание и дубляж иностранных фильмов. Его голосом заговорили герои Жана-Поля Бельмондо, Омара Шарифа, Уго Тоньяцци, Джона Войта и Роберта Де Ниро. Практически во всех советских фильмах Александр Демьяненко озвучил Донатаса Баниониса. Не отказывался он и от озвучивания мультфильмов.

Изредка актёру предлагали интересные эпизоды или маленькие роли в хороших картинах. Так он сыграл приказчика Ивана Сохатых в «Угрюм-реке», Шестакова в «Зелёном фургоне».

В общей сложности фильмография Александра Демьяненко – это семь десятков названий фильмов.

Театр

После ухода со студии «Ленфильм» артист какое-то время служил в Театре комедий имени Н. П. Акимова на Невском проспекте. С середины 1990-ых он выходил на сцену Санкт-Петербургского театра «Приют комедиантов», что на Малой Морской. Театралы видели любимого актёра в постановках «Владимирская площадь» и «Антигона». Он превосходно сыграл двух совершенно разножанровых героев, ведь Александр Демьяненко был блестящим драматическим актёром. Но театр на Малой Морской небольшой, посетителей в нём не так уж много, поэтому работу артиста оценили немногие.

В 1991 году Александр Демьяненко стал Народным артистом РСФСР. Но, кажется, эта награда словно подвела черту под его творческой биографией. Он всё ещё выходил на театральные подмостки и озвучивал иностранные фильмы, но уже понимал, что карьера его, как и жизнь, близится к закату.

Личная жизнь

С первой женой – Мариной Скляровой – Александр Демьяненко прожил 16 лет. Пара познакомилась ещё в Свердловске, в драмкружке. Кажется, их семейная жизнь была безоблачной. Супруги часто ходили, держась за руку, понимали друг друга с полуслова. Детей у них не было. Коллеги и друзья Александра Сергеевича запомнили Марину, как энергичную добытчицу всяческих дефицитов. Сам артист был удивительно неприспособленным к обыденной жизни. Поэтому швейцарский сыр, балык и икра в их доме появлялись исключительно благодаря хозяйственной супруге.

Но что было в душе и на уме у крайне замкнутого и вечно углублённого в свои мысли Александра Демьяненко – никому неизвестно. Его друг Олег Белов в своих воспоминаниях рассказал случай, который, на самом деле, ярко характеризовал артиста. Однажды в Ашхабаде, куда Демьяненко и Белов поехали на кинофестиваль, артистов повезли на экскурсию. Вдруг в автобус зашла Наталья Селезнева, вместе с которой Александр Демьяненко снимался в комедиях «Операция «Ы» и «Иван Васильевич меняет профессию».

После нескольких лет, прошедших после съёмок этих фильмов, Селезнёва страшно обрадовалась их встрече. Она кинулась к Демьяненко, собираясь его расцеловать, но тот лишь невозмутимо кивнул коллеге, бросив холодное «привет». Наталья Селезнёва окаменела от удивления.

Наверное, то же самое почувствовала первая супруга артиста Марина, когда в один день муж, с которым она ни разу не поссорилась, пришел домой, молча собрал в чемоданчик свои вещи и ушел к другой женщине, с которой прожил до конца своих дней в таких же любви и согласии, как и с первой супругой.

Второй женой артиста стала Людмила, режиссёр дубляжа из «Ленфильма». Для неё это был второй брак. От первого осталась дочь Анжелика. Отношения с падчерицей у Александра Сергеевича сложились замечательные. Впоследствии Анжелика Неволина стала известной артисткой Малого драматического театра Льва Додина.

Последние годы жизни

Мало кто знал о том, что у артиста было больное сердце. Но в последние годы жизни ему пришлось работать на износ. В Санкт-Петербурге Демьяненко не предлагали работы в кино. Поэтому на поступившее из Москвы предложение сняться в сериале «Клубничка» он ответил согласием. Актёр мотался из Питера в столицу, жил в гостиницах. Каждый день снималась новая серия ленты.

На выходные Александр Демьяненко спешил в Санкт-Петербург, ведь в театре «Приют комедианта» шел спектакль с его участием. Он был очень ответственным человеком и не мог допустить срыва представления.

Александр Демьяненко очень любил уединение, для чего как нельзя лучше подходила дача под Санкт-Петербургом. Здесь он увлечённо читал, слушал классическую музыку и мечтал.

На съёмках сериала у актёра отслоилась сетчатка. Пришлось делать операцию на глаза под наркозом. Демьяненко перенёс его трудно. Вскоре он снова попал в больницу с подозрением на язву желудка. Как оказалось, это был второй инфаркт. О первом артист и не догадывался.

Врачи решили делать Александру Сергеевичу шунтирование. Но до операции он не дотянул одного дня. Причиной смерти был отёк лёгкого.

Многие говорили о любви актёра к спиртному. Некоторые даже утверждали, что причиной проблем с сердцем был алкоголь. Ради справедливости стоит признать, что трезвенником Александр Демьяненко действительно не был. Но как утверждали его друзья, он никогда не переходил ту грань, за которой терял контроль над собой и человеческий облик.

Похоронили знаменитого артиста в Санкт-Петербурге, на Серафимовском кладбище. Спустя несколько лет рядом появилась могила его второй супруги Людмилы.

ussr-akter.ru

Актер Александр Демьяненко: биография, личная жизнь, фильмы и фото :

Лицо этого человека известно практически каждому, но мало кто может назвать его имя и фамилию. Для всех он был и останется в памяти Шуриком. Любимый всеми, советский артист Александр Демьяненко много лет жизни положил на то, чтобы его начали воспринимать как настоящего многопрофильного актера, а не субтильного и неловкого юношу из комедий Гайдая. Это история жизни талантливого человека, который стал заложником одной роли.

Биография Александра Демьяненко

Родился Александр 30 мая 1937 года в Свердловске. После его рождения в семье начали происходить настоящие мексиканские страсти. Отец был актером и режиссером, натурой творческой и увлекающейся. Едва маленький Саша появился на свет, мужчина ушел к одной из своих поклонниц и создал новую семью. Молодая супруга подарила гению еще одного сына и дочь. Но семейная жизнь не сложилась, и через 2 года он вернулся к первой жене. Женщина приняла его назад и позднее родила еще двух дочерей. Однако это не остановило любвеобильного мужчину, и он снова нашел себе молодую спутницу через несколько лет. Несмотря на это, Александр любил отца и был частым гостем в его новой семье.

Александр Демьяненко решил пойти по стопам отца. После окончания школы он едет поступать во МХАТ. Но волнение и страх перед приемной комиссией лишили его шанса сдать экзамены. Он возвращается домой и поступает в Свердловский юридический институт. Полгода учебы ясно дали ему понять, что он занимается не своим делом. Летом он совершает очередную попытку, и в этот раз его принимают сразу в два места – ГИТИС и Щукинское училище. Демьяненко останавливается на первом варианте и сообщает об этом событии телеграммой своим родителям.

Первые роли

Александр не был в числе примерных студентов. Ему легко давалась учеба, но он часто пропускал занятия. Если бы не профессор Раевский, то его бы отчислили за прогулы. Он был любимчиком, поэтому ему многое спускали с рук. Уже на втором курсе стало ясно, что прогульщик Сашка далеко пойдет. Ему доверили сыграть Митю в картине «Ветер», и он блестяще справился с ролью. К тому времени кино выходило на новый уровень, и образ героя кардинально менялся. Если раньше кумирами были деревенские парни, которые строили колхозы, то теперь настала пора интеллигентных молодых людей, которые могут совершить подвиг ради светлого будущего и коммунизма.

Вторая роль в фильме «Мир входящему» стала для него знаковой – картину хорошо приняли на фестивале в Венеции, и она получила несколько премий. Демьяненко стал узнаваемым артистом не только в Советском Союзе. К тому времени он уже окончил ГИТИС и пробовал себя в Театре Маяковского. Но, отведав вкус славы в кино, он уже не мог отказаться от ее сладких плодов. Три года на сцене, и он уезжает в город на Неве, где планирует продолжить актерскую карьеру на «Ленфильме». К тому же там ему давали квартиру, а в столице он был вынужден мотаться по общежитиям. Да и сама Москва ему никогда не нравилась: жить он мечтал в другом месте.

Серьезное начало

В 1962 году он снимается в киноповести «Порожний рейс», где исполняет роль журналиста Сироткина, который мастерски раскрывает махинации. Сразу же после выхода картины ему предлагают участие еще в одном проекте. В этот раз ему предстоит сыграть молодого детектива Поликанова. Картина «Карьера Димы Горина», где ему снова досталась главная роль, окончательно закрепила его на киностудии. История молодого бухгалтера, который отказался от всех благ в столице и оказался в суровых таежных условиях, встретив там свой идеал девушки, до сих пор любима почитателями старого кино. Все фильмы имели большой успех у зрителя: люди начали узнавать талантливого актера. Он еще не догадывался, что в это самое время Леонид Гайдай уже проводит кастинг на роль главного героя в своей легендарной комедии.

«Несерьезные истории»

Именно такое название носил сценарий к фильму «Операция Ы и другие приключения Шурика». Среди 40 претендентов Леонид Гайдай не нашел актера, которого он видел в главной роли. Кстати, тогда и самого легендарного Шурика в сценарии еще не было. Главного героя должны были звать Владик Арыков. Соломин, Леньков, Жариков – все эти актеры были отвергнуты режиссером. Зато идеально подошел ленинградский актер Александр Демьяненко. Единственное, что смущало – волосы артиста.

Ради роли

Вдова Демьяненко потом вспоминала, как Александра перекрашивали в блондина. Качественной краски в то времена не было, поэтому из волос буквально выжигали черный цвет. Сам актер имел густые от природы волосы, что и спасло его от полного облысения. После экспериментов с окрашиваем у него вся голова была в волдырях и ожогах. Но представить темноволосого Шурика сейчас уже просто невозможно.

Тяжелое бремя славы

После выхода картины на большой экран Демьяненко стал не просто популярным актером, его узнавали на улице абсолютно все. Очереди в кассы на «Шурика» были длиннее, чем в Мавзолей. Люди бросались на актера и протягивали любые бумажки для автографа. Никто не звал его по имени или фамилии, для всех он был «Шуриком», парнем, которого можно позвать в пивную или похлопать по спине. Для Александра это было настоящим адом, он шарахался от толпы и старался меньше бывать на публике. Считал, что все эти люди лезут в его душу, кричал, что не хочет так жить, и мучился. Но от роли в «Кавказской пленнице» не отказался.

Трудные съемки

Вторая комедия режиссера с Демьяненко в главной роли имела еще более оглушительный успех. Фильм разобрали на цитаты, в кинотеатрах был настоящий аншлаг. Фото Александра Демьяненко и Натальи Варлей появились в журналах. Но никто не знал, что творилось на съемочной площадке. В это время актер подружился с оператором, который был известен своим пристрастием к спиртным напиткам. Вместе они часто стали «поддавать», и нередко рабочий процесс из-за этого вставал. К тому же Александр закрутил роман с гримершей, хотя дома его ждала жена Марина Склярова. Об этом знали не многие, да и те закрывали глаза на происходящее. Несмотря на все трудности, очередная комедия про Шурика стала еще популярнее первой части.

Конец популярного квартета

После выхода «Кавказской пленницы» Госкино потребовало у Гайдая снять еще один фильм про приключения гармоничной четверки. Но к тому моменту Никулин уже решил сниматься в серьезных картинах, а конфликт Гайдая и Моргунова поставил точку в их совместной работе. Зато оставался Александр Демьяненко. Было решено снимать очередную комедию, но на роль Ивана Васильевича позвали Юрия Яковлева, хотя изначально сниматься должен был Никулин. Злоключения изобретателя, управдома, вора и царя имели бешенный успех у всего советского народа. Эту комедию россияне до сих пор ставят в первые числа самых любимых. А в фильмографии Александра Демьяненко роль Шурика стала камнем преткновения.

«Гайдаевский актер»

После комедии «Иван Васильевич меняет профессию» актер поставил жирную точку на работе с Гайдаем. Как и Никулин, он стремился к другим ролям, хотел показать свой талант, играя серьезных героев. Но другие режиссеры не спешили предлагать роли суперпопулярному в стране артисту. Все так привыкли к тому, что он снимается в комедиях Гайдая, что не претендовали на этого актера. Хотя впереди у него была еще долгая творческая карьера и он снялся не в одном десятке фильмов, его до самой смерти звали Шуриком. Это невероятно бесило актера, но сам он признавался, что ни капли не жалеет о том, что снялся в трех частях, и считал это своей удачей.

Король дубляжа

Мало кто знает, что Александр Демьяненко озвучивал многих зарубежных актеров, и его голосом говорили многие русские артисты в кино. Всего на его счету ровно 100 картин (в том числе и мультфильмы), в которых он принимал участие в качестве актера дубляжа. Свою последнюю роль в кино он сыграл в 1998 году в фильме «Содержанка», а последней работой стал дубляж в картине «Мой любимый марсианин».

Личная жизнь

Александр Демьяненко был дважды женат. С первой супругой он познакомился еще в юности: вместе они прожили 20 лет. Актер ушел от Марины Скляровой без объяснений. Просто собрал чемодан и навсегда закрыл за собой дверь. Второй супругой стала режиссер дубляжа на «Ленфильме» Людмила Акимовна. Ни в одном из браков Александр не имел детей, но была падчерица от первой жены. Свободное время он любил проводить на даче, которую содержал в идеальном состоянии до самой смерти. Близкие вспоминают, что Александр от природы был очень чистоплотным и любящим порядок человеком. Даже мимо кучи с мусором в лесу спокойно пройти не мог.

Смерть

В 1999 году лето было необыкновенно жарким, поэтому врачи запланировали операцию по коронарографии на 1 сентября. Актер не дожил до нее 10 дней. Ему было всего 62 года, и он мог сыграть еще не в одном десятке фильмов. Александр Демьяненко был похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

www.syl.ru

Александр Демьяненко: причина смерти и биография актёра

Актер Александр Демьяненко ушел из жизни 22 августа 1999 года в возрасте 62 лет. Причиной смерти стал отек легких, связанный с коронарной болезнью сердца. Александр Сергеевич снимался не только в комедиях, на его счету и драматические роли, он также озвучивал мультипликационные и художественные фильмы. Был дважды женат, но своих детей у него не было.

Причиной смерти легендарного Александра Демьяненко стал отёк лёгких, произошедший в результате коронарной болезни сердца. Актёр, запомнившийся исполнением роли застенчивого студента Шурика, скончался на 63-м году жизни в Москве. Произошло это 22 августа 1999 г.

Причина смерти

Легендарный Шурик всю жизнь работал на износ. Так и за год перед смертью, несмотря на чудовищную жару и проблемы с сердцем, Александр Демьяненко получил предложение принять участие в съёмках сериала «Красная жара». Актёр согласился, несмотря на то, что находился в ожидании процедуры сердечной коронарографии, которая должна была состояться 10 сентября 1999 г.

К сожалению, до неё он не дожил. В первые дни осени попадает в больницу из-за ухудшения состояния здоровья. 22 августа 1999 г. Демьяненко скончался в петербургской клинике. Врачебное заключение было предсказуемо, смерть наступила в результате отёка лёгких, вызванного ишемической болезнью сердца. Ему было всего 62 года.

Где похоронен

Церемония прощания проходила на закрытой территории Ленфильма. В этот день, 26 августа, двери студии были открыты для всех желающих проститься с легендарным Шуриком. Гроб с телом был установлен в павильоне дубляжа, в котором ещё никогда не было так тесно.

После того, как панихида была окончена, провожающие направились на Серафимовское кладбище, где на 13-м участке произошло захоронение.

Краткая биография

Александр Сергеевич Демьяненко родился 30 мая 1937 г. в Свердловске (Екатеринбург). За свою творческую биографию снялся более чем в 100 художественных картинах, занимался озвучиванием советских и иностранных мультиков и фильмов. В 1991 г. получил звание Народного артиста РСФСР.

Получение образования

В семье Демьяненко считалось, что будущее мальчика предопределено с рождения. Отец занимал должность режиссёра свердловского оперного театра. Ещё одним подарком судьбы была выездная приёмная комиссия московского МХАТА, приехавшая в Свердловск год его выпуска из школы.

Однако на этом везение будущего Шурика закончилось, талантливый парень не сдаёт вступительный экзамен из-за того, что сильно переволновался. Чтобы не терять времени, предпринимает попытку поступления в юридический, она заканчивается успешно. Саша становится студентом. Но после 6-месячного обучения понимает, что юриспруденция не является его призванием, и бросает учёбу.

В следующем году приезжает в столицу, где успешно сдаёт экзамен в Щукинское и ГИТИС. Предпочтение отдаёт последнему, попадая в группу профессора И. Раевского. В 1959 г. оканчивает обучение, зачисляется в штат Московского академического театра имени Маяковского.

Переезд в Ленинград

Спустя 3 года молодой перспективный актёр, уже «засветившийся» в картинах «Мир восходящему», «Карьера Димы Горина» и ряде других фильмов, получает интересное предложение от Ленфильма. Оно заключалось в сотрудничестве с этой киностудией и предоставлением квартиры. Молодой человек принимает предложение и перебирается в северную столицу.

Рождение Шурика

Рост популярности Демьяненко был впечатляющим ещё до работ с Гайдаем. Его фотографии можно было встретить на открытках в киосках «Союзпечати». Именитому кинорежиссёру был нужен застенчивый, робкий парень – студент, которого он и увидел в лице Александра.

Персонаж Шурика в их первой совместной комедии затмил героев того времени: Вицина, Моргунова и Никулина. Оглушительный успех «Операции Ы…» стал причиной того, что спустя 2 года после премьеры выходит продолжение комедии «Кавказская пленница», а в следующем году зритель видит уже повзрослевшего героя, который изобретает машину времени.

Герой одной роли?

Ошеломляющий успех комедий о приключениях Шурика позволили актёру почувствовать на себе всенародную популярность. Его узнавали прохожие, на двери машины нацарапали имя «Шурик». Усиленное внимание окрыляло артиста. Казалось, вот она популярность, теперь предложения от режиссёров должны посыпаться одни за другим. Но этого не произошло.

Именно с этого момента начинается угасание киношной биографии Александра Демьяненко. Хотя он продолжал сниматься, часто получая главные роли, зритель ждал от него не этого. В начале фильма, когда народный любимец появлялся на экране, ожидалось, что это снова будет уморительная комедия, но в большинстве случаев это были серьёзные, драматические картины. Со временем он стал всё реже появляться на экранах, всё больше внимания уделял дубляжу. Однако он не перестал сниматься полностью. Всего в его фильмографии насчитывается около 100 работ.

Таблица 1. Избранная фильмография А. С. Демьяненко
Название фильма Персонаж Год выхода на экран
Карьера Димы Горина Горин 1961
Мир восходящему Ивлев 1961
Операция «Ы»… Шурик 1965
Кавказская пленница… Шурик 1967
Угрюм-река Илья 1969
Миссия в Кабуле Смыков 1970
Иван Васильевич меняет профессию Александр 1973
Всё решает мгновение Мартынов 1978
Лиха беда начало Семёнов 1985
Семь сорок Виктор Павлович 1992

Два брака

Знакомство с первой женой, Мариной Скляровой произошло ещё на родине, в Свердловске. По рассказам друзей и коллег их отношения казались безупречными. Единственное, чего не хватало в их браке – это дети. После пятнадцатой годовщины свадьбы Александр молча пришёл домой, сложил личные вещи в небольшой чемоданчик и ушел к другой женщине, с которой прожил до самой смерти.

Его выбор пал на Людмилу Неволину, работавшую режиссёром дубляжа на Ленфильме. Женщина воспитывала дочь, оставшуюся после первого брака, с ней у Александра сложились тёплые отношения. Общих детей у пары так и не появилось.

Застенчивый и интеллигентный, Александр Демьяненко в жизни являлся практически точной копией главного героя своей жизни. Большим шумным компаниям предпочитал спокойствие и уединение. Ему нравилось читать книги, слушать композиции из классической музыки. 30 мая он мог бы отметить свой очередной юбилей, к сожалению, не смог перенести очередной приступ болезни.

Видео

Документальный проект Первого канала «Шурик против Шурика»

aeternamemoria.ru


Смотрите также