Архитектор душкин биография


Алексей Николаевич Душкин, архитектор

Главный советский архитектор Душкин Алексей Николаевич оставил большое унаследование и оказал значительное влияние на отечественное зодчество и градостроительство. Пир (жизненный) его складывалась непросто, однако он смог реализовать принадлежащий талант. Расскажем о том, как формировался архитектор А. Н. Душкин, нежели он знаменит, как сложилась его творческая биография и личная долгоденствие.

Семья и детство

В рождественский сочельник 1904 года в селе Александровка Харьковской губернии появился получи свет мальчик, будущий архитектор Душкин. Биография началась с праздника, хотя жизнь Алексея Николаевича не всегда была полна радостных событий — в ней перестаньте драматических историй. Но тогда все было идеально. Близкие, в которой родился Алексей, была из интеллигентного круга. Мамуля происходила из среды обрусевших немцев из Швейцарии, звали ее Надя Владимировна Фихтер. Отец Николай Алексеевич был довольно известным ученым-почвоведом, работал агрономом и управляющим имений крупного промышленника, сахарозаводчика, мецената П. И. Харитоненко и имений семьи Кенинг. Фазер будущего архитектора родился в Вологде и был потомственным почетным гражданином сего города. Атмосфера в семье была очень дружелюбная, культурная, в хата посещало немало интересных, образованных людей.

У Алексея был старший черноризец Николай, ставший впоследствии писателем и художником. Его ждала во всем другая судьба. В 18 лет брат стал служить в царской армии, прошел с ней всю Восточную Европу, получил боевую награду – крест Святого Георгия. В Россию он больше не вернулся, с 1926 годы жил во Франции, где получил большую известность в качестве кого художник-миниатюрист. Братья со времен своей ранней юности предпочтительно никогда не встречались.

Детские годы Алексея были паче чем благополучными: образованная, счастливая семья, дружные дети, месье, интересная атмосфера. Все это позволяло детям гармонично развертываться.

Образование

В царской России в состоятельных семьях было полагается давать детям домашнее образование, не была исключением и династия архитектора Душкин. Биография мальчика закладывалась в доме, где исполнение) братьев наняли специального учителя, обучавшего их азам всех наук. Сие позволило юноше без труда поступить в неплохое училище не принимая во внимание прохождения курса в гимназии.

По окончанию училища Алексей сообразно настоянию отца поступает в мелиоративный институт в Харькове. Но призвания к сельскому хозяйству безусый человек не испытывал. В 1923 году он перевелся нате химический факультет, но и здесь долго не задержался. В 1925 году, дружно после кончины отца, он переводится на инженерно-строевой факультет. А потом добивается того, что его принимают в мастерскую знаменитого украинского архитектора Алексея Николаевича Бекетова.

Дипломный вариант «Здание комбината печатников» Душкина был принят наставниками благосклонною. В 1930 году возлюбленный завершает обучение, но документа об окончании института Защитник Николаевич так и не получает по причине невозможности может ли быть нежелания ликвидировать задолженность по украинскому языку.

Начало карьеры

Чрез (год) выпуска из института архитектор Душкин был распределен нате работу в харьковский Гипрогор. Начало его творческого пути связано с конструктивизмом. Возлюбленный попал под сильное творческое влияние знаменитых советских архитекторов Леонида, Аля и Виктора Весниных. В 1933 году он устраивается на работу в мастерскую Ивана Александровича Фомина, идеже увлекается эстетикой ар деко. В этот период он работает в команде по-над проектами новой среды в городе Донбасс, зданием Автодорожного института в Харькове. В настоящий период Душкин активно участвует в различных конкурсах, чтобы подпустить турусы о своем видении современной архитектуры. Среди наиболее заметных проектов: Терем радио, Институт Маркса-Энгельса-Ленина, Академический кинотеатр в столице Гулаг. В них Душкин был частью команды, но пока до этого времени не лидером коллектива. Совместно с Я. Додицей он сделал вариант клуба железнодорожников в Дебальцево, по причине чего коллектив был удостоен первой премии.

Терем Советов

В 1931 году в Москве проводится Всесоюзный конкурс нате проект Дворца Советов. Этот грандиозный замысел вынашивался руководством страны паки (и паки) с начала 20-х годов. Конкурсное задание было масштабным: в здании кажется помещаться несколько тысяч человек, там должны быть Непомерный и Малый залы. Кроме того, облик здания должен подтверждать торжество социализма как лучшей в мире идеологии. Архитектор Лексейка Душкин в составе группы Якова Николаевича Додицы принял отзывчивость над подготовкой проекта к этому конкурсу. Проект под лозунгом «Кумачевый прапор» получил первую премию, его создатели были награждены суммой в 10 тысяч рублей, хотя проект не был принят к реализации.

Всего на состязание было представлено 160 работ, в том числе от знаменитых архитекторов Ле Корбюзье и Гропиуса. Соревнование выявил множество талантливых архитекторов и породил много ярких идей, же ни одна из них не была принята к реализации. Всё-таки для Душкина это был шанс получить заказы, в которых спирт смог реализовать свой талант. Также он познакомился с выдающимися архитекторами-современниками Щусевым и Жолтовским. Исключая того, благодаря этому проекту, Душкин с семьей перебрались в Москву.

Метрополитен

Основа основ достижение Душкина – это создание проектов станций московского метрополитена. В 1934 году градостроитель начал работу над проектом станции «Дворец Советов» (вот-вот «Кропоткинская»). Работа шла непросто: Душкину приходилось для всех уровнях доказывать правомерность и ценность своего замысла. В проекте были использованы новейшие технологии отливки колонн изо бетона. Сегодня их формы поражают изяществом линий и лаконичностью.

Каста станция буквально спасла архитектору жизнь. В начале марта 1935 году его арестовали и отправили в Бутырку: НКВД имело к нему какие-ведь претензии. Но 15 марта открылась станция, посмотреть ее приехала иностранная делегация. Они пожелали войти в курс дела с автором, чем умело воспользовалась жена Душкина, написавшая грамотка в правительство. Через три дня архитектора освободили, но каста история навсегда оставила след на его душе. К работе Душкину позволили вернуться и возлюбленный создал еще целый ряд великолепных проектов, это станции: «Агора Революции», «Маяковская», «Автозаводская» (в те времена «Фабрика имени Сталина»), «Новослободская», «Павелецкая» (радиальная). Сии проекты широко известны не только в России, но и кайфовый всем мире. Станция «Маяковская» даже получила Гран возле на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.

За исключением этого, Алексей Николаевич вырастил целую плеяду последователей, которые создавали станции безлюдный (=малолюдный) только в Москве, но по всему Советскому Союзу. Его школу пусть даже называли архитектурой движения. Основными принципами, обоснованными Душкиным стали:

  • нуждаемость четко выявлять основу конструкции, обходясь без лишних объемов,
  • рекуперация света как средства формирования архитектурного образа,
  • единство архитектурной конструкции с декором,
  • надежные полы.

Основные проекты

А архитектор Душкин, работы которого в Министерстве путей сообщения были с размахом известны, продолжал создавать и наземные постройки. В его наследии упихивать здания посольств СССР в Бухаресте и Кабуле, высотное здание в Москве получи «Красных воротах», знаменитое здание «Детского мира» на Лубянской площади.

Новаторство

Свою славу художник-) строитель Душкин заслужил не только за умение создать красивые сооружения, а и за серьезный вклад в практику градостроительства. Он много работал с путями сообщений, проектировал мосты и вокзалы и понимал, точно здание должно не только поражать внешними эффектами, а -побывать) функциональным. Он всегда умело сочетал красоту декора с общей темой сооружения и качественным конструктивом.

Страдная) пора в Министерстве путей сообщения

В 50-е годы во многие министерства приходили быть у дел практики из разных отраслей. Не минул этой участи и зодчий Душкин. Фото его работ можно встретить во многих справочниках таблица по устройству метрополитена. Его пригласили на должность архитектора в Метропроект. Засим он быстро идет по карьерной лестнице, сначала заняв положение начальника архитектурного отдела Метропроекта, а затем — главного архитектора мастерской быть МПС.

Также он параллельно работает над целым обок зданий вокзалов. Сначала он оформляет порталы по железнодорожной силуэт Сочи – Адлер – Сухуми. После войны симпатия создает проекты вокзалов в Сталинграде, Евпатории, Севастополе. Он принимает деятельное жалость в восстановлении железных дорог после Второй мировой войны. В пора с конца 30-х по 1956 год он очень (целый) короб и напряженно работает. Под его руководством открывается немало станций и вокзалов в южной части Советское государство. И в 1956 году его снимают с должности главного архитектора Мосгипротранса, а по вине год отстраняют от авторского надзора над всеми проектами.

Гонения

В времена Н. С. Хрущева началась борьба с космополитизмом, и под эту кампанию попало по первое число немало талантливейших художников, в том числе и архитектор Душкин. Супруга Алексея Николаевича вспоминала, что в 1957 году, в самом расцвете творческих сил, его выкинули с архитектуры. Еще в 1956 году к нему начали предъявлять претензии со стороны партийных и профсоюзных органов. Не возбраняется сказать, что это было начало дискредитации архитектора. В 1957 году в результате длительных терзаний, вызванных Постановлением «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 лета, Душкин был отстранен от всех проектов и снят со всех должностей. Сие было большим стрессом для архитектора.

Выход из кризиса

Душкин, по прошествии времени того как ему пришлось расстаться с большой архитектурой, стал пре отдаваться живописи, которая раньше служила лишь хобби. Равно как он начинает работать в монументальной скульптуре, создает памятники в Саранске, Владимире, обелиск Гагарину в Москве в тандеме со скульптором Бондаренко, монумент Победы в Новгороде. Душкин делает изрядно надгробий (Станиславскому, Эйзенштейну), которые можно увидеть на Новодевичьем майдан.

В 1959 году он приходит на работу в Метрогипротранс получи и распишись должность главного архитектора. В начале 60-х годов его привлекают пользу кого работы над проектами линий метро в Ленинграде, Тбилиси, Баку, да авторских проектов вести ему не дают. В 1966 году спирт переносит микроинфаркт, но продолжает работать. В 1976 году Душкин начинает вносить книгу о своем творчестве, но закончить ее не успевает.

Преподавательская операция

В 1947 году архитектор Душкин начинает работать со студентами Московского архитектурного института. Тут. Ant. там он проработал до 1974 года. За эти годы некто выпустил немало архитекторов, которые продолжали нести его идеи.

Регалии

За свою насыщенную творческую жизнь архитектор Душкин получил предварительно досадного мало наград. На его счету три Сталинских премии (по (по грибы) станции метро и за проект высотки в Москве). Также некто был удостоен Ордена Ленина и дважды получил Орден Трудового Красного Знамени. Нате счету архитектора несколько профессиональных премий.

Личная существование (бренное)

Еще в ранней молодости архитектор Душкин, жена и дети на которого пока не были в приоритетных планах, знакомится с Тамарой Дмитриевной Кетхудовой. Симпатия была в то время студенткой консерватории. Ее отец был известным строительным инженером, выпускником Санкт-Петербургского инженерного института. Минуя три года, в 1927 году, молодые люди поженились. Не молодые начали в доме у родителей Тамары в Харькове. Свой медоточивый месяц они провели в Кичкасе, где Алексей проходил практику.

В 1928 году у туман родился сын Олег. В 1940 году у Душкиных родился следующий сын Дмитрий. С 1941 по 1945 год многих москвичей отправили в эвакуацию, уехали в Екатеринбург супруга и дети Душкина, а архитектор всю войну оставался в столице и старательно работал.

5 июня 1977 года Душкины отпраздновали золотую свадьбу, разлюли-малина их была сильным союзом, в котором жена всегда и умереть и не встать всем поддерживала мужа. А он слышал в ней музыку и воплощал ее в своих зданиях. Аминь исследователи отмечают эту особую музыкальность архитектуры Душкина. 1 октября 1977 годы жизнь Алексея Николаевича оборвал сердечный приступ. Тамара Дмитриевна пережила мужа в 22 года, и все эти годы старательно сберегала наследство мужа, старалась его популяризировать.

Память и наследие

Сохранением памяти об архитекторе об эту пору занимается его внучка Наталья Олеговна Душкина, историк архитектуры, лектор МАРХИ. Она написала несколько статей о творчестве деда, а тоже сегодня читает лекции о его работах. В 1993 году получай доме, в котором 25 лет прожили Душкины, была установлена мемориальная дощечка.

Поделитесь ссылкой. Благодарение ツ

zdavnews.ru

О судьбе архитектора симферопольского вокзала Алексея Душкина

Как-то в начале восьмидесятых годов в Крым приехала делегация художников из Рима. Больше всего в обшарпанном и унылом Симферополе тех лет итальянцев поразил железнодорожный вокзал. Как рассказал переводчик Вадим Кухарук, сопровождавший группу, они восхищались зданием вокзала, уверяя, что он выглядит «совершенно по-итальянски» и что они чувствуют здесь себя «как дома». Построенное в конце позапрошлого века здание симферопольского вокзала, пе-риодически подлатываемое властями, простояло до Второй мировой войны, когда в результате многочисленных бомбежек от него не осталось камня на камне. Последним, что взорвали немецкие войска, отступая в 1944 году, была труба котельной вокзала. Два года спустя началось строительство нового здания. Автор проекта — архитектор Алексей Душкин — представлял «ворота Крыма» в виде воздушного итальянского палаццо. Строительство велось пять лет. В 1951 году вокзал был сдан в эксплуатацию. Его итальянский дворик очень напоминает итальянский дворик в Ливадийском дворце — тот же фонтан, те же клумбы и колонны. Автор фото — Александр ДжулайНа фонтане в итальянском дворике не хватает двух голубей — они были убраны сразу же после обнаружения того факта, что статуэтки голубей фонтана образуют свастику.Особое внимание было уделено Сталину. На вокзале, кроме барельефа в здании, ему установили сразу два памятника: на перроне — средних размеров, на привокзальной площади — побольше. Вождь «встречал» всех пассажиров и «провожал» их на привокзальной площади. Позже в начале бульвара, который начинается сразу возле вокзала, был установлен еще один монумент — Ленину и Сталину, они сидели на скамейке и беседовали. Уже в хрущевские времена все три памятника Сталину были снесены, от Ленина его просто отпилили, барельеф в главном вестибюле тоже сняли. Вокзал был единственным в СССР на территории которого было два памятника Сталину.Во времена возведения вокзала в Симферополе Алексей Душкин (на фото) уже считался мэтром отечественной архитектуры. Он родился в селе Александровка, Харьковской губернии, в декабре 1903-го в семье агронома. С семнадцати лет работал грузчиком и техником-строителем в Харькове, затем поступил на химический факультет технологического института, откуда перешел на архитектурный факультет строительного института, который окончил в 1930 году. Приняв участие в конкурсе на архитектурный проект московского Дворца радио, молодой провинциальный архитектор переехал в столицу. За проект станции метро «Дворец Советов» (сейчас «Кропоткинская») Душкин в 1937 году получил «Гран-при» на Международной выставке в Париже. Спустя два года в Нью-Йорке западные коллеги признали шедевром станцию «Маяковская». В московском архиве Союза архитекторов сохранились фотографии, на которых Душкин показывает макет «Маяковской» в Нью-Йорке: построил одну секцию станции в натуральную величину, а с двух сторон поместил зеркала. В результате — бесконечно разбегающиеся арки, нью-йоркцы в восторге, Душкину — первый приз. По собственному признанию автора, «стальной» образ станции возник у него под впечатлением стихов Маяковского и музыки Баха и Прокофьева. «Алексей Николаевич всегда объединял архитектуру с музыкой, считал их родственными искусствами», — напишет позже его жена Тамара Душкина в своей «Книге воспоминаний». Подземная архитектура этих станций метро принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая сближается благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций, в частности стальных опор на «Маяковской», с международным стилем ар-деко.

Однако признание мировых специалистов и множество Сталинских премий не уберегли архитектора от политических гонений. В 1955-м Алексей Душкин больше всех пострадал от хрущевского указа «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Поводом стал его вокзал в Сочи, построенный в духе палаццо раннего Ренессанса.

Московские генералы от архитектуры Чечулин, Власов, Мордвинов и другие, явно не чуждые излишеств, в отличие от Душкина, отделались легким испугом. При этом в ходе борьбы с излишествами в пример ставились душкинские же «Кропоткинская» и «Маяковская» 30-х годов как соответствующие новой эстетике, но уже без упоминания фамилии автора. Доносы и клевета менее удачливых коллег сопровождали архитектора всю жизнь. Так, его обвиняли еще и в космополитизме — за то, что публично употреблял слова «капите́ль», «ренесса́нс», «архитра́в», «баро́кко». Обруганный и гонимый, Душкин достроил-таки огромный магазин «Детский мир» в Москве (тоже палаццо, но уже без излишеств), и все — больше ему ничего не дали сделать. Кстати, потом благодаря масштабным аркам, фасадам из стекла, алюминиевым конструкциям и большим площадям «Детский мир» признали первым отечественным универмагом европейского уровня. А Душкин вплоть до своей смерти в 1977 году был вынужден заниматься только преподаванием. Одновременно с крахом профессиональной карьеры жизнь Алексея Николаевича омрачила личная трагедия — невозможность увидеться с любимым старшим братом, которого он считал погибшим. Брат архитектора, Владимир Николаевич Душкин, покинул Россию с Белой армией восемнадцатилетним юношей. На его долю выпал типично русский эмигрантский путь — из Крыма в турецкий порт Галлиполи. Дальше — русский лицей в Софии, тяжелая работа на угольных шахтах, затем разгрузка вагонов в Париже. Во Франции он и осел, а в 1931 году начал заниматься там росписью миниатюрных фигурок.

Спустя двадцать лет Владимира Душкина признали основателем неповторимого стиля миниатюрной пластики, которую расхватывали коллекционеры всего мира. Он много писал, оставив после себя философскую прозу, книгу «Забытые» и несколько рассказов. О том, что его старший брат жив, Алексей Душкин узнал только в середине 50-х, но страх перед советской карательной системой был настолько силен, что никаких связей он так и не наладил, хотя очень хотел увидеться с ним. Лишь после смерти Алексея Владимир и вдова архитектора Тамара начали переписываться.

— Башня с часами — один из самых узнаваемых видов Симферополя. Диаметр каждого из четырех циферблатов, повернутых во все стороны света, более 3 м, длина минутных стрелок — 2 м, часовых — 1,5 м. Механизм часов приводится в движение гирями весом по 250 килограммов. Их подтягивают раз в десять дней. Обслуживают хронометр механики службы связи. — Существует версия, что в 1912 году именно на перроне симферопольского вокзала впервые был исполнен знаменитый марш Василия Агапкина «Прощание славянки». Так началась традиция, продолжающаяся долгие годы: поезда в Москву и Киев и сегодня уходят под звуки этой музыки:

Екатерина Бородкина, «События»

Читайте также:

crimeanblog.blogspot.com

Душкин Алексей Николаевич (1904–1977)

Советский архитектор и градостроитель, педагог; разработал важнейшие принципы при проектировании станций метрополитена, воспитал несколько поколений последователей. Член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1950). Лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1941, 1946, 1949).

Родился в селе Александровка Харьковской губернии. Получил вместе со старшими братьями домашнее образование, поступил в реальное училище в Харькове, где учился до 1919 года. По настоянию отца поступил в Харьковский мелиоративный институт; в 1923 году перевелся на второй курс химического факультета Технологического института в Харькове, где проучился два года (1923–1925). В 1925 году сменил специальность и перевелся на инженерно-строительный факультет того же института с понижением на курс и досдачей многих предметов. Добился зачисления в класс академика архитектуры Алексея Николаевича Бекетова, одного из крупнейшейших архитекторов юга России и Украины. В 1930 – завершил учёбу (инженерно-архитектурный отдел факультета), защитив диплом «Комбинат печатников». Диплома о высшем образовании не получил (из-за задолженности по укр. языку; был выдан, когда Алексей Душкин уже был известным архитектором). Направлен на работу в Гипрогор в Харькове.

На протяжении жизни Алексей Николаевич работал во всех областях архитектуры, в том числе был специалистом в области транспортного строительства. Начало его творческой деятельности связано с конструктивизмом, в молодости испытал творческое влияние братьев Весниных. С 1927 году еще до окончания Харьковского технологического института, Алексей Душкин работал в харьковском Гипромезе, консультантом которого был В. А. Веснин. В 1931 году молодые харьковские архитекторы Алексей Душкин и Яков Додица, принимали участие в трёх турах конкурса на проект здания Дворца Советов. Их конструктивистский проект был удостоин первой премии (всего было вручено 3 первых премии). В 1933–1939 годах А. Н. Душкин – автор-архитектор в 3-й мастерской Моссовета академика И. А. Фомина; в этот период стал работать на основе переосмысления исторического наследия, в том числе, в стилистике ар-деко. Участвовал в проектировании «соцгородов» Донбасса (1930–1932; Новая Горловка, Новый Краматорск, частично реализованы), Автодорожного института в Харькове (1932–1934, совместно с Э. Л. Гамзе, осуществлён). Принимал участие во многих архитектурных конкурсах: Дворца Советов (1931–1932, совместно с Я. Н. Додицей, I премия), Дворца Радио (I премия, 1933) и Института Маркса-Энгельса-Ленина (ИМЭЛ, 1933) – оба совместно с А. Г. Мордвиновым и К. И. Соломоновым; Академического кинотеатра (1936) в Москве и других.

В 30-х годах А. Н. Душкин проектировал станции Московского метрополитена. По своим особенностям и конструктивно-художественным решениям они стали самым ярким примером проявления стиля ар-деко в СССР. Этот переходный стиль наиболее ярко был представлен проектами станций «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»), «Аэропорт», «Сокол» и «Маяковская», созданных по его проекту. На линиях второй очереди Московского метрополитена ярким, оптимистическим звучанием отличаются архитектурные композиции Душкина станции «Маяковская» (1938; художник А. А. Дейнека). Облик перечисленных станции отличается высокой образностью, единством и цельностью композиции, умелым применением богатой палитры отделочных материалов, гармоничностью архитектурной темы и декоративного искусства. Станции «Дворец Советов» (архитекторы А. Н. Душкин и Я. Г. Лихтенберг) и другие вошли в сокровищницу советской архитектуры и ныне признаны архитектурными памятниками.

А. Н. Душкин внес новаторский вклад в метростроение, создав концепцию безоконного подземного пространства и став фактически создателем нового направления в архитектуре – подземной урбанистики; работал в этой области в 1934–1967 годах, в том числе находясь на должности главного архитектора института «Метрогипротранс». В 1941–1943 годах Душкин – главный архитектор Метропроекта и Метростроя, а также Центральной архитектурной мастерской Наркомата путей сообщения СССР (с 1943 года). В 1947–1974 годы преподавал в Московском архитектурном институте (МАРХИ). Среди других творений А. Н. Душкина – железнодорожные вокзалы в Днепропетровске (1951), Симферополе (1951), Сочи (1952), в Брянске (1952) и Евпатории (1953). Он создал крупные градостроительные ансамбли в Москве – с высотным зданием Министерства транспортного строительства у Красных ворот (1947–1953) (с Б. С. Мезенцевым) и универмагом «Детский мир» на Лубянской площади (1953–1957).

Подземная архитектура станций метро и крупные административные здания созданные Душкиным принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая сближается благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций, в частности стальных опор на «Маяковской», с международным стилем ар-деко. Однако признание мировых специалистов и три сталинских премии не уберегли архитектора от гонений. В 1955 году Душкин пострадал от хрущевского указа направленного на борьбу с «архитектурными излишествами». Поводом стал его вокзал в Сочи, построенный в духе палаццо раннего Ренессанса и «Дом с башенками» около Белорусского вокзала.

Именно сочинский вокзал фигурировал в постановлении №1871 и сыграл трагическую роль в творческой жизни его автора, нарушил жизнь и спокойствие семьи. Проект вокзала утверждался не только в МПС, но и в Комитете по делам архитектуры, в Совете Министров СССР, потом в ЦК, где Каганович в то время курировал транспорт, и, наконец, был показан Сталину. Вокзал был открыт в 1952 году за год до его смерти и вызвал много хвалебных отзывов как профессионалов так и простых жителей Сочи.

После прихода к власти Хрущева, началась борьба с любыми проявлениями в архитектуре наследия его предшественника, которая странным образом коснулась не столько самих ампирных зданий (строительство которых, хотя, и с изменениями было завершено), сколько превратилась в месть ведущим архитекторам. В 1955 – вышло известное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В связи с новым курсом власти на борьбу с помпезностью и удешевлению массового строительства, начались гонения за «архитектурные излишества» в проектировании, незаслуженно пострадали многие выдающиеся архитекторы сталинской эпохи – Алексей Душкин был смещен с должности главного архитектора «Мосгипротранс». Последней крупной работой архитектора стало здание универмага «Детский мир» на Лубянской площади (1953–1957; соавторы Г. Г. Аквилев и И. М. Потрубач), которое строилось в период реакции в архитектурной жизни страны.

Обвиненный в космополитизме, постоянно критикуемый, обруганный и гонимый, Алексей Душкин все-таки достроил огромный магазин. Который, потом благодаря масштабным аркам, фасадам из стекла, алюминиевым конструкциям и большим площадям был признан первым отечественным универмагом европейского уровня. После этой масштабной работы Душкин практикой не занимался, вплоть до своей смерти был вынужден только преподавать.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

tramvaiiskusstv.ru

Душкин, Алексей Николаевич - это... Что такое Душкин, Алексей Николаевич?

Алексе́й Никола́евич Ду́шкин (11 (24) декабря 1903(19031224) — 8 октября 1977) — советский архитектор. Член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1950). Лауреат трёх Сталинских премий второй степени (1941, 1946, 1949). Член КПСС с 1952 года.

Родился 11 (24) декабря 1903 года в селе Александровка (ныне Богодуховского района Харьковской области Украины) в семье агронома. Из-за Гражданской войны не смог получить начальное образование, в школу не ходил. Тем не менее, в 1919 году поступил в Технологический институт[1] в Харькове. Проучился 2 года (с 1923 по 1925) на химическом факультете, затем, резко сменил специальность и закончил обучение на факультете архитектуры у А. Н. Бекетова (с 1925 по 1930)[1][2].

Алексей Николаевич был увлечён конструктивизмом, испытывал творческое влияние братьев Весниных[2].

Высотка у Красных Ворот, арх. Алексей Душкин

В 1933—1939 годы был архитектором в мастерской И. А. Фомина. Принимал участие в архитектурных конкурсах Дворца Советов (1931—1932), Дворца Радио (1933), Института Маркса-Энгельса-Ленина[2].

Спроектировал ряд станций Московского метрополитена — «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская», совместно с Я. Г. Лихтенбергом, 1935), «Площадь Революции» (1938), «Маяковская» (1938), «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская», 1943), «Новослободская» (1952), железнодорожные вокзалы в Днепропетровске (1951), Симферополе (1951), Сочи (1952), в Брянске (1952) и Евпатории (1953), создал крупные градостроительные ансамбли в Москве — с высотным зданием Министерства транспортного строительства у Красных ворот (1947—1953) (с Б. С. Мезенцевым) и универмагом «Детский мир» на Лубянской площади (1953—1957).

Главный архитектор Метропроекта и Метростроя (1941—1943), а также Центральной архитектурной мастерской Наркомата (потом Министерства) путей сообщения СССР (с 1943 года). В 1947—1974 годы преподавал в Московском архитектурном институте.

А. Н. Душкин скончался 8 октября 1977 года. Похоронен на Армянском кладбище в Москве[3].

Награды и премии

Семья

Внучка — архитектор, профессор МАРХИ Н. О. Душкина.

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, Живопись. Скульптура, Графика, Декоративное искусство / Гл. ред В. М. Полевой; Ред. кол.: В. Ф. Маркузон, Д. В. Сарабьянов, В. Д. Синюков — М.: «Севетская Энциклопедия». Книга 1 А-М., 1986—447 с., ил., 32 л. ил.
  2. ↑ 1 2 3 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 9. Динамика атмосферы — железнодорожный узел. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. — 767 с.: ил.: карт.
  3. ↑ Армянское кладбище (Проверено 13 ноября 2009)

dic.academic.ru

Душкин Алексей Николаевич

Другие известные архитекторы

Московское метро по праву считается одним из красивейших в мире. Образ лучших станций Московского метрополитена связан с именем Алексея Николаевича Душкина. 

Родился он в 1903 году в селе Александровка Богодуховского района Харьковской области. Его трудовая деятельность началась в Харькове в 1919 году. Душкин был рабочим на складе Губнаробраза, затем техником-строителем Второго Госхолодильника. В 1921 году он поступил на химический факультет технологического института, но с четвертого курса перешел на архитектурный факультет Харьковского строительного института, который окончил в 1930 году.

В 1930-1932 годах Душкин работал инженером-строителем Гипромеза УССР, был автором-архитектором правительственной комиссии по проектированию городов Донбасса при СНК Украины, разрабатывал для городов Горловки и Краматорска генеральные планы, по которым построены жилые кварталы. По проекту Душкина, выполненному совместно с архитектором Э.Л. Гамзе, построен автодорожный институт в Харькове на Бассейной улице (1932). 

В 1932-1933 годах Алексей Николаевич участвовал в конкурсе на проект Дворца Советов в Москве и затем был назначен архитектором строительства Дворца Советов. 

В 1933 году Душкин совместно с архитекторами А.Г. Мордвиновым и К.И. Соломоновым участвовал в конкурсе на Дворец радио на Миусской площади в Москве. Перед проектировщиками была поставлена сложная технологическая, конструктивная и архитектурно-художественная задача. Авторы проекта, получившие первую премию, предусмотрели радиотеатр на тысячу двести мест, сорок студий с фойе, помещениями редакций, помещениями технического и административного обслуживания и т.д. Дворец должен был стать крупнейшим из зданий такого типа в Европе. 

Заслуженную известность принесла Душкину, разработавшему проект совместно с архитектором Я.Г. Лихтенбергом, станция «Кропоткинская» первой очереди метрополитена (1935). Эта станция мелкого заложения представляет собой единый просторный зал. Здесь нет лишних деталей. Скромно оформлен перрон с двумя рядами лотосообразных колонн, которые при пересечении с плафоном образуют пятиконечные звезды. Скрытая подсветка, выявляющая конструкцию перекрытия, стала одним из главных средств архитектурной композиции. Немалую роль играет и цветовое решение станции светлый мрамор колонн и стен в сочетании с белой штукатуркой потолка придают ей праздничный характер. Все это создает ощущение парадности, легкости, художественной выразительности конструкций. 

Станция «Кропоткинская» до настоящего времени считается классической в истории советского метростроения благодаря простоте архитектурных форм и лаконизму общего замысла. За проектирование и строительство станции «Кропоткинская» Душкин получил в 1941 году Государственную премию СССР. 

Высотное здание на площади Красных Ворот

В 1937 году по проекту Душкина была сооружена станция метро «Площадь Революции». В интерьере подземного зала автор стремился зрительно облегчить тяжесть пилонов, что с успехом было достигнуто устройством над проходами архивольтов, захватывающих окончанием своих дуг части пилонов, и заполнением глухих стен почти круглой скульптурой, выполненной скульптором М.Г. Манизером. Наружный вестибюль станции «Площадь Революции» (1938) с основной частью - эскалаторным залом, сооруженный рядом с Центральным музеем В.И. Ленина, спроектирован Душкиным как скромный вестибюль, ведущий к площади, и, в отличие от интерьера станции, решен спокойно и просто. 

При строительстве станции глубокого заложения «Маяковская» (1938) впервые бетон внутренних опор был заменен металлом, и таким образом тяжелые пилоны превратились в изящные колонны. Два ряда колонн поддерживают три продольных свода овального сечения и завершаются овальными же арками; каждое звено центрального свода завершается поперечным куполом, трактованным как источник освещения зала. Новым в этой станции явилось использование нержавеющей стали в качестве декоративного материала, а также применение в куполах мозаики из смальты на тему «Авиация» (художник А.А. Дейнека). Станция «Маяковская» может служить примером новаторского решения архитектурных задач. 

Следующей станцией метро явилась станция «Автозаводская» с вестибюлем (1940-1943), за которую автор получил Государственную премию СССР 1946 года. Колонны и стены подземного зала облицованы светлым мрамором и украшены мозаичными панно на тему труда и обороны. 

История жизни Алексея Николаевича Душкина

В послевоенные годы Алексей Николаевич совместно с архитектором Б.Д. Хилькевичем спроектировал в Сталинграде вокзал (1944) и совместно с тем же Хилькевичем и Н.Д. Панченко - Пантеон героям Отечественной войны. По его проектам были построены железнодорожные вокзалы в Симферополе (соавтор Г.Г. Аквилев, при участии архитектора И.М. Потрубач, 1949), Днепропетровске (соавтор архитектор Потрубач, 1950), Сочи (соавтор архитектор Аквилев, 1951). 

Кремлёвская АЗС на Волхонке по одному из предположений построена по типовому проекту Душкина

С конца 1930-х до 1960-х годов Алексей Николаевич занимал ряд ответственных постов он был начальником архитектурного отдела Метропроекта, главным архитектором Центральной архитектурной мастерской МПС, главным архитектором Мосгипротранса, главным архитектором Метрогипротранса Министерства транспортного строительства. 

В 1951 году по совместному проекту Душкина и А.Ф. Стрелкова была построена станция Кольцевой линии третьей очереди метрополитена «Новослободская». Основной замысел авторов в композиции перронного зала состоит в применении цветных, подсвеченных изнутри витражей на пилонах. Этот прием впервые использовался в оформлении станций. 

В 1951 году по совместному проекту Душкина и Б.С. Мезенцева было построено высотное здание Министерства транспортного строительства СССР на Лермонтовской площади. Это сложный комплекс административных и жилых корпусов, архитектурно представляющих собой единый объем, имеющий в плане форму незамкнутого прямоугольника. Центральная часть здания была занята управлениями министерства, боковые корпуса - жилые. Административная часть здания в виде центральной башни имеет шестнадцать рабочих этажей и достигает высоты около сто десяти метров. С обеих сторон ее - торцевые башни. 

Башенная часть здания состоит из трех гармонично убывающих по высоте и сечению объемов. С каждым уступом архитектурные членения становятся все тоньше, а рельеф сложнее, пластически насыщеннее, завершается башня шпилем. В целом авторы создали убедительный образ государственного здания в формах, развивающих лучшие традиции русского зодчества. 

Симферопольский вокзал

Здание универмага «Детский мир» также построено по совместному проекту Душкина, Аквилева, Вдовина и Потрубача. 

В 1958 году Алексей Николаевич совместно с архитекторами Вдовиным и Тхором участвовал в конкурсе на проект Дворца Советов на Ленинских горах. Их проект под девизом «Вся власть Советам» был удостоен поощрительной премии. 

Будучи не только одаренным архитектором, но и художником, живописцем, рисовальщиком, Душкин тонко чувствовал художественную форму и владел ею. Не случайно в его творчестве большое место занимает совместная работа со скульпторами над созданием ряда монументов и памятников. В разные годы он работал над ленинской темой, создавал памятники воинам, павшим в Великую Отечественную войну; защитникам Заполярья в Североморске, монументы Победы в Новгороде (совместно со скульптором А.Н. Филипповой) и в Саранске монумент-ансамбль в честь 850-летия Владимира (совместно со скульптором Д.Б. Рябичевым). 

Алексей Николаевич активно участвовал в деятельности Союза архитекторов, был членом правления СА СССР, вел большую общественную работу. С 1947 по 1953 год он избирался депутатом Московского городского Совета. 

Вокзал в Сочи

Немалую роль в его творческой биографии играет и преподавательская деятельность. До 1974 года Алексей Николаевич был профессором Московского архитектурного института. В целом, включая работу по совместительству, Алексей Николаевич преподавал в этом институте более двадцати пяти лет (с 1947 года). 

Обладая огромным практическим опытом, профессор Душкин успешно осуществлял подготовку многих поколений советских архитекторов, среди которых были Б.И. Тхор, М.Ф. Марковский, А.А. Грум-Гржимайло, А.И. Томский и многие другие. 

Живописи Алексей Николаевич посвящал все часы досуга. Его портреты, пейзажи, архитектурные композиции, чаще всего посвященные памятникам русской архитектуры и любимой Москве, сделаны с большим профессиональным мастерством. 

Выдающийся мастер советской архитектуры, талантливый художник и педагог, обаятельный человек, Душкин снискал заслуженное уважение и любовь учеников и коллег по профессии. Серьезные заслуги в области архитектуры и строительства были неоднократно отмечены правительственными наградами. 

Умер Алексей Николаевич Душкин в 1977 году. 

tunnel.ru

Душкин Алексей Николаевич

Алексей Душкин родился 24 декабря 1903 года в Харьковской губернии. Рос в семье агронома. С 1919 года начинается его самостоятельная жизнь, он работает грузчиком и техником-строителем в Харькове. Через некоторое время Душкин поступает на химический факультет местного Технологического института. Затем переходит на архитектурный факультет Строительного института. Обучение Алексей заканчивает в 1930 году.

    Приняв участие в конкурсах на московские Дворец советов и Дворец радио в 1932-1933 годах, переехал в Москву. А с 1934 года Душкин проектирует станции московского метро - «Дворец Советов», ныне «Кропоткинская» - в 1935 году, «Площадь Революции» 1935-1937 годы, «Завод имени И.В. Сталина», ныне «Автозаводская», 1940-1943 годы, «Новослободская» 1953 год, будучи главным архитектором Метропроекта и Метростроя, а также Центральной архитектурной мастерской Наркомата, потом Министерства путей сообщения СССР.

    За некоторые свои проекты он получил Сталинские премии. Подземная архитектура станций, спроектированных Душкиным, - особенно «Кропоткинской» и «Маяковской» - принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая сближается с международным «ар деко».

    Исполненные под его руководством проекты легли в основу целого ряда вокзальных зданий, решенных в духе послевоенного российского «стиля триумф». Так, среди известных творений Душкина - железнодорожные вокзалы в Симферополе и Днепропетровске, Сочи и Брянске, Евпатории.

    Не менее знамениты созданные им крупные градостроительные ансамбли в Москве - с высотным зданием на площади Красных ворот с Б.С. Мезенцевым и универмагом «Детский мир» на Лубянской площади.

    Параллельно с работой он занимался и педагогической деятельностью - в 1947-1974 годах преподавал в Московском архитектурном институте.

    Алексей Николаевич Душкин умер 8 октября 1977 года в Москве, в возрасте 73 лет, был похоронен на Армянском кладбище столицы.

08.10.1977

ruspekh.ru


Смотрите также