Архипова нина актриса биография


3 счастливых брака и непрощенная обида в жизни известной актрисы Нины Архиповой

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

У Нины Архиповой было очень трудное детство. В десять лет покончила с собой мама, ещё через 4 года не стало отца. Она совершенно не мечтала о профессии актрисы, а в театральный кружок записалась в своё время просто от скуки. А вся её дальнейшая жизнь была будто компенсацией за голодные годы без ласки и тепла близких людей. Актриса трижды выходила замуж и каждый её последующий брак оказывался счастливее предыдущего. Только одна непрощенная обида не давала Нине Архиповой покоя. Но даже ей она находила оправдание.

Нина Архипова в детстве с родителями. / Фото: www.kino-teatr.ru

Нина Архипова появилась на свет в 1921 году в Омске, а затем вместе с родителями оказалась в Москве. Ей было 10 лет, когда застрелилась мама из-за проблем во взаимоотношениях с мужчиной. Через четыре года скончался отец, злоупотреблявший алкоголем и наркотиками.Она вовсе не мечтала стать актрисой, но на прогулке с подругой случайно увидела объявление о наборе в театральную студию Дворца пионеров. После премьеры спектакля «Коварство и любовь» по Шиллеру Нина Архипова поняла, что хочет посвятить театру свою жизнь. После окончания школы она подала документы в несколько театральных ВУЗов и на юрфак МГУ. Её зачислили везде, но девушка выбрала для себя Щукинское училище при театре имени Вахтангова.

Нина Архипова, кадр из фильма «Щедрое лето». / Фото: www.kino-teatr.ru

В училище, а затем и в театре она сразу почувствовала себя членом большой и дружной семьи. Студенты беспрепятственно посещали репетиции в театре, а в столовой вполне могли рассчитывать на бесплатный хлеб и гарнир. Именно в театре Нина Архипова и познакомилась со своим первым мужем.

Александр Голубенцев. / Фото: www.vakhtangov.ru

Он заведовал музыкальной частью Театра имени Вахтангова и был старше Нины на 22 года. Она не замечала разницы в возрасте: композитор Александр Голубенцев был умён и образован, знал три иностранных языка и любил ходить под парусом.На недоуменные вопросы приятелей о том, что она нашла в этом «старике», Нина Архипова ответа не знала. Она просто любила и наслаждалась любовью человека, ставшего вскоре её мужем.Во время войны театр эвакуировали в Омск, а там начались у супругов первые проблемы. Властный Голубенцев пытался руководить юной женой, независимая Архипова всячески сопротивлялась давлению. В 1942 году на свет появилась их дочь Наташа. Однако семью от разрушения она не спасла.

Нина Архипова. / Фото: www.7days.ru

Нина сбивалась с ног, пытаясь всё успевать: возилась с дочкой, старалась мало-мальски обустроить их семейный быт, играла в театре. А муж даже ни разу не встретил её после спектакля, когда жена возвращалась домой с маленькой Наташей на руках.

Наталья Голубенцева вот уже много лет озвучивает Степашку в передаче «Спокойной ночи, малыши!» / Фото: www.7days.ru

Точку же в их отношениях поставила измена Александра Голубенцева. Нина Архипова увидела его целующимся с другой. Нина попыталась простить супруга, но после возвращения в Москву поняла: её чувства просто испарились. Она честно сказала мужу о готовности разойтись, но Голубенцев попросил не оставлять его. Какое-то время они продолжали жить вместе, вели хозяйство, воспитывали дочь. Только вот личная жизнь была у каждого своя.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: История отечественного кинематографа и театра знает как счастливые завершения романов актрис с режиссёрами, так и довольно трагические >>

Борис Горбатов. / Фото: www.visualrian.ru

Когда Нину Архипову пригласили сняться в главной роли в фильме «Щедрое лето», руководство театра категорически отказалось идти ей навстречу. Актрисе пришлось уволиться, чтобы иметь возможность сыграть одну из главных ролей в картине Бориса Барнета. Правда, без работы она не осталась. После возвращения со съемок актрису приняли в труппу Театра Сатиры, где она прослужила впоследствии 65 лет.Нину вызвали на первые же гастроли театра в Сталино (ныне Донецк) и срочно ввели в спектакль. Именно там она и познакомилась с Борисом Горбатовым. Писатель влюбился в неё с первого взгляда и даже представить себе не мог, как жить без этой чудесной девушки.

Нина Архипова. / Фото: www.autogear.ru

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Первой женой Бориса Горбатова была великолепная Татьяна Окуневская, перед которой не могли устоять «большие вожди» >>

Далеко не сразу ответила Нина Архипова согласием на его предложение. Она испугалась силы чувств известного писателя настолько, что даже попала в больницу. Через время в этой же московской больнице оказался и сам Горбатов. Секретарь Бориса Леонтьевича помогал обмениваться им письмами, а после передал просьбу Бориса Горбатова. Писатель настаивал, чтобы после больницы Нина переехала к нему. После некоторых колебаний Нина Архипова дала своё согласие.

Нина Архипова с детьми Леной и Мишей. / Фото: www.kino-teatr.ru

Она быстро нашла общий язык с мамой Горбатова и его приёмной дочерью. Борис Леонтьевич не мог нарадоваться близости любимой женщины. Вскоре у супругов родились двойняшки Лена и Миша.Казалось, у них впереди только счастье, но не прошло и года после появления малышей на свет, как Борис Горбатов скончался, не оправившись после очередного инфаркта. Нина Архипова осталась жить в квартире с мамой писателя.Елена Борисовна, когда после смерти сына прошло уже какое-то время, сказала Нине Николаевне о том, что будет счастлива, если Нина сможет устроить свою личную жизнь. Сама актриса о новой любви даже не задумывалась, на её хрупкие плечи легли все заботы о большой семье. Но всё же счастье не заставило себя долго ждать. В жизни Нины Архиповой появился Георгий Менглет.

Георгий Менглет. / Фото: www.mycdn.me

Весной 1954 года Нина Архипова была срочно введена в спектакль «Где эта улица, где этот дом» вместо заболевшей Веры Васильевой. Играла она, что называется «с листа», так как на репетиции не было времени. Георгий Менглет, с которым ей довелось работать, был впечатлён талантом актрисы и вскоре стал оказывать ей знаки внимания. Интересовался самочувствием Нины Николаевны, задавал вопросы о детях, даже давал советы по их воспитанию.

Нина Архипова и Георгий Менглет. / Фото: www.liveinternet.ru

Нина Архипова убеждала себя: это всего лишь дружеское участие. Однако вскоре Георгий Павлович признался ей в любви. Он вошёл в жизнь актрисы так естественно, будто был рядом с ней всегда. Он стал бывать в доме Нины Архиповой, совершенно очаровал детей любимой женщины и даже Елену Борисовну, маму Бориса Горбатова. В тот момент он был ещё женат на Валентине Королёвой. Его дочь Майя уже выросла, у неё была своя семья и подрастал сын. Нина Николаевна никогда не заикалась о том, чтобы стать его официальной женой. Решение принял он сам и переехал жить к Нине.

Майа Менглет. / Фото: www.visualrian.ru

Георгий Менглет и Нина Архипова прожили вместе более 40 лет. За все эти годы они даже ни разу не поссорились. А вот Майя долго не могла простить отца. Она считала, что он предал её и маму, хотя и после развода он не оставлял свою первую семью: помогал, чем мог.Майя же так и не приняла Нину Архипову. В её глазах вторая жена отца навсегда осталась разлучницей, которая увела мужа и отца из семьи. Даже после смерти Георгия Менглета его дочь от первого брака часто общалась с детьми Нины Николаевны, а вот с их матерью не хотела встретиться даже глазами.

Нина Архипова. / Фото: www.kino-teatr.ru

Поначалу Нина Архипова обижалась и переживала по этому поводу. А после решила: Майе просто не за что её любить. Она действительно причинила боль этим людям, хотя совершенно этого не желала. Когда не стало её любимого Жорика, Нина Николаевна постаралась сохранить в доме всё так, как было при нём. Он ушел из жизни в день её 80-летия, а она прожила ещё 15 лет. Нины Архиповой не стало за неделю до её 95-летия, 24 апреля 2016 года. Она до конца дней считала, что судьба была к ней весьма благосклонна.

В 1950-х гг. никому не известная молодая актриса Майя Менглет неожиданно для самой себя стала звездой всесоюзного масштаба. В успех фильма «Дело было в Пенькове», в котором она дебютировала в главной роли, никто не верил, но он стал культовым и принес актерам невероятную популярность. Но в начале 2000-х гг. ей пришлось уехать из страны, хотя это решение было для нее очень непростым.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

kulturologia.ru

Нина Архипова, актриса: биография, личная жизнь, фильмография :

Нина Архипова – известная актриса кино и театра. Ее жизнь трагична, так как еще ребенком она перенесла тяжелую смерть отца и матери, оставшись круглой сиротой. Но в театре и в кино она всегда проявляла свой характер, играла женщин волевых и сильных.

Детские годы

Архипова Нина родилась в Омске 01 мая 1921 года. Ее отец, Николай Матвеевич, был сибиряком. Он раньше жил в Иркутске. Мама, Мария Николаевна, всю свою жизнь прожила в Петербурге. Нину крестили в Самаре, а затем вся семья переехала в столицу. Но отношения между родителями не ладились.

Детский дом

Детство у будущей актрисы Архиповой было непростым и тяжелым. Когда ей исполнилось восемь лет, ее мама бросила семью и уехала с чужим мужчиной в другой город, оставив дочь отцу. Жить вдвоем с папой оказалось трудно, так как он целыми днями был занят на работе.

В результате отец принял решение, что его маленькая дочь не должна быть целыми днями одна дома, и отдал Нину в детский дом, пообещав, что потом ее заберет оттуда. Девочка, понимая, что так надо, даже не плакала. Но и в детском доме жизнь была трудной, так как детей было много, то на одной кровати им приходилось спать вдвоем, а иногда даже втроем.

Не хватало детям и еды. Голод их мучил постоянно. Чтобы уснуть, они тихонечко пробирались на кухню, чтобы попить теплую воду, и пока желудок молчал, старались провалиться в сон. Но больше всего девочке хотелось домой.

Однажды она уговорила своих друзей по детскому дому сбежать. Для этого им нужно было перелезть через высокий деревянный забор. Но когда эта преграда уже почти была позади, одна из досок забора обломилась, и вместо прыжка Архипова Нина упала, сильно ударившись о землю. Удар пришелся на спину, поэтому она даже не смогла подняться. Так она получила серьезную травму позвоночника.

Если в детском возрасте она просто несколько дней пролежала в больнице, не вставая с кровати, то в последние дни своей жизни актриса смогла передвигаться лишь только на инвалидной коляске. Врачи утверждали, что это и был результат той серьезной травмы, которую она получила в детстве. Всего в детском доме Архипова Нина прожила полтора года.

Из детского дома Нину забрала к себе мама. К этому времени она уже нашла себе нового мужа, который был большим начальником. У Ивана Михайловича Кудрявцева была своя отдельная квартира на Арбатской площади, где и поселилась теперь Нина вместе с мамой.

Но прожили они в этой квартире всего лишь несколько месяцев. Мама постоянно ссорилась со своим супругом. Однажды Нина делала уроки в комнате и услышала, как в соседней комнате раздался выстрел. В квартире они были лишь только вдвоем с мамой. Новый муж еще не вернулся с работы, а мама застрелилась. Нине тогда было всего лишь десять лет. Так она никогда и не узнала, почему мама так поступила. Никакой записки мама тоже не оставила. Через четыре года девочка потеряла отца и осталась круглой сиротой.

Образование

В детские годы Нина Архипова, биография которой насыщена событиями, любила петь, танцевать, играла на фортепиано. Эти музыкальные способности ей передались от матери. Любила она посещать и театры, но вот сама никогда не задумывалась о том, чтобы стать актрисой. Однажды, когда они с подружкой гуляли, увидели у Дворца пионеров объявление о том, что идет набор в театральную группу. Девочки решили попробовать свои силы. Это и повлияло в дальнейшем на выбор профессии.

Сразу же по окончании школьного обучения Нина Архипова, актриса, которую знает и любит вся страна, подает документы в несколько учебных заведений. Так, она пыталась поступить в театральную студию при Вахтанговском театре, в ГИТИС, в театральную студию при Малом театре и даже в МГУ, выбрав юридический факультет.

Во всех этих учебных заведениях она успешно сдала экзамены и даже везде была принята. Но Нина Николаевна остановила свой выбор на театральном училище имени Щукина. Она попала на курс знаменитого в то время актерского педагога Мансуровой. Уже в 1945 году она успешно окончила Щукинское училище.

Театральная карьера

Начиная с 1943 года, будучи еще студенткой театрального училища, Нина Николаевна стала выступать на сцене театра имени Вахтангова. Так, в течение восьми лет она сыграла на этой театральной сцене мать Беату в спектакле «Сирано де Бержерак» и другие роли.

В 1951 году талантливая и очаровательная актриса Архипова переходит в столичный театр Сатиры, в котором проработает до конца своей жизни. Она была ведущей актрисой этого театра и исполнила на его сцене более ста ролей. Самые значительные роли в театре этого периода – это роль Александры Гладковой в спектакле «Новогодняя ночь», роль Зои в театральной постановке «Накануне», принцессы Апрелии в спектакле «Над пропастью во ржи».

Кинематографическая карьера

Дебютом в кино очаровательной актрисы Архиповой стала роль учительницы Кати в киноленте «Наше сердце», которая вышла на экраны в 1946 году. Нина Архипова, фильмография которой насчитывает более 20 кинолент, обычно в кино исполняла роли добрых и мягких женщин. В 1950 году Нина Николаевна в киноленте «Щедрое лето» сыграла роль Веры Горошко. Для актрисы эта роль стала самой важной.

Популярность и слава пришли к Нине Николаевне после того, как на экраны вышел телевизионный спектакль «Проснись и пой!». Но все-таки регулярно она стала сниматься в кино лишь только в семидесятые годы. Ее самыми значительными персонажами являются: мама Насти в киноленте «Ох уж эта Настя!», Анна Зайцева в кинокартине «Два гусара», Елена Михайловна в фильме «Утомленные солнцем» и другие.

Последним фильмом талантливой и очаровательной актрисы Архиповой стала кинолента «Белый человек», которая вышла на экраны в 2012 году. В этом фильме она успешно сыграла роль Варвары Уваровой.

Личная жизнь

Выдающаяся актриса Архипова была замужем три раза. Первым ее супругом стал композитор Александр Голубенцев. Во время их знакомства Голубенцев тоже работал в театре, отвечая за музыкальную часть спектаклей. Он был старше Нины Николаевны на двадцать два года, но зато был таким начитанным и образованным, что она слушала, затаив дыхание. Александр Александрович не только знал три иностранных языка, но и увлекался парусным спортом.

Тогда он казался молодой девушке человеком из совершенно другого мира. Поэтому с таким трепетом она слушала его рассказы о живописи и музыке. Но вскоре Александр Александрович сделал Нине предложение, и девушка, не раздумывая, согласилась. Осенью 1942 года в этом браке родилась дочь Наталья, которая затем пошла по стопам матери, став актрисой и телеведущей. Голосом Натальи Голубенцевой разговаривает известный герой Степашка из программы «Спокойной ночи, малыши».

Но однажды Нина Архипова, личная жизнь которой насыщена событиями, поняла, что больше не любит мужа, и об этом сразу же сказала ему. Потом они несколько лет еще жили вместе в одной квартире.

Со своим вторым мужем Нина Николаевна познакомилась на гастролях в Донецке. Борис Горбатов – писатель, который проживал в этом городе. Сначала он показывал ей местность, а затем на третий день знакомства сделал предложение. Она согласилась. А зимой 1953 года в этом браке родились двойняшки Елена и Михаил. Но уже на следующий год муж умер.

Третьим супругом известной актрисы Архиповой стал актер Георгий Менглет. Они познакомились, когда играли в одном спектакле. Умерла актриса Архипова в апреле 2016 года в столице.

www.syl.ru

Архипова Нина Николаевна, актриса: биография, семья, творчество

Архипова Нина Николаевна – талантливая актриса, сыгравшая множество замечательных ролей в кино и театре. «Утомленные солнцем», «Ох уж эта Настя», «Карантин», «Маленькие комедии большого дома», «Люба, дети и завод…», «Письма на стекле. Судьба» - фильмы и сериалы, благодаря которым она запомнилась зрителям. К сожалению, звезды отечественного кинематографа не стало еще в апреле 2016 года. Что же можно рассказать о ее жизни и творческих успехах?

Архипова Нина Николаевна: начало пути

Актриса появилась на свет в Омске, произошло это в мае 1921 года. Архипова Нина Николаевна родилась в семье, которая не имела отношения к миру драматического искусства. Однако судьба щедро одарила девочку разнообразными талантами. Пение, танцы, игра на музыкальных инструментах – у Нины получалось все, за что она бралась.

Интерес к театру Архипова проявила еще в школьные годы. Она с удовольствием посещала спектакли, старалась не пропускать ни одной премьеры. Однако девушка не была уверена в том, что достаточно талантлива для того, чтобы стать известной актрисой. Сомнения в своих силах заставили ее задуматься о профессии юриста.

К моменту окончания школы Архипова Нина Николаевна еще не успела определиться с выбором профессии. Сцена манила будущую звезду, в то же время ей хотелось приобрести «серьезную» профессию. Девушка решила поступать на юридический факультет МГУ и в театральные вузы одновременно.

Нине удалось сдать вступительные экзамены во все выбранные ей учебные заведения. Девушка оказалась перед непростым выбором, в итоге победила тяга к сцене. Архипова остановилась на Щукинском училище. Искусство перевоплощения она осваивала под строгим надзором Цецилии Львовны Мансуровой, благодарность к этой удивительной женщине Нина пронесла через всю жизнь.

Театр имени Вахтангова

Опыт игры на театральной сцене Архипова Нина Николаевна приобрела еще в студенческие годы. Студентка дебютировала в Театре имени Вахтангова, она воплотила образ матери Беаты в постановке «Сирано де Бержерак». Затем девушка исполнила роль Кати в «Синем платочке».

Настоящий успех пришел к начинающей актрисе благодаря мюзиклу «Мадемуазель Нитуш». Сначала предполагалось, что она сыграет второстепенную роль, однако судьба распорядилась иначе. Архипова воплотила образ ключевой героини Денизы, что и помогло ей завоевать любовь зрителей.

Сложно перечислить все постановки Театра имени Вахтангова, звездой которых стала Нина Николаевна. Она сыграла служанку в «Соломенной шляпке», перевоплотилась в Зою в спектакле «Накануне», исполнила центральную роль в «Новогодней ночи». Также пришлись по душе зрителям ее героини в пьесах «Последний день» и «Проклятое кафе».

Театр Сатиры

В 1951 году решилась расстаться со своим первым театром Архипова Нина Николаевна. Биография звезды свидетельствует о том, что она перешла в Театр Сатиры. Именно на его подмостках актрисе удалось продемонстрировать всю многогранность собственного таланта. В ее героинях открылся надрывной драматизм, появилась мягкая ирония.

Нина Николаевна воплотила образ принцессы Апрелии в постановке «Волшебные кольца Альманзора», сыграла Хезиону в спектакле «Дом, где разбиваются сердца». Яркие роли ей достались в пьесах «Проснись и пой» и «Мамаша Кураж и ее дети». Отдельного упоминания заслуживает ее Валентина Дмитриевна из постановки «Гнездо глухаря». Архиповой блестяще удалось сыграть застенчивую и много повидавшую в жизни женщину, которой удается сохранить веру в правду и справедливость. Также она блестяще сыграла тихую и мягкую синьору Фролу, волею судьбы попавшую в комедийную ситуацию, в спектакле «Это так».

Начало кинокарьеры

Архипова Нина Николаевна – актриса, которой больше нравилось играть в театре, чем сниматься в кино. На съемочной площадке звезда впервые оказалась в 1956 году. Девушка дебютировала в драме «Наша сердце», которая рассказывает о событиях, имевших место в начале Великой Отечественной. В этой картине актрисе досталась главная женская роль, она создала образ сильной духом и готовой к самопожертвованию Екатерины.

Архипова Нина Николаевна – актриса, о существовании которой зрители узнали благодаря фильму «Щедрое лето». Она снялась в этой музыкальной драме в 1950 году, исполнив вторую свою кинороль. Звезда воплотила образ Веры Грошко, простой девушки-колхозницы. Нина Николаевна никогда не скрывала, что эта роль – одна из самых ее любимых.

Телефильмы и не только

В 60-70-х звезда отечественного кино активно снималась в телефильмах. Самая известная лента с ее участием – «Мартин Иден», в ней она блестяще воплотила образ Гертруды. Список других телефильмов, в которых сыграла актриса, приводится ниже.

  • «Обнаженная со скрипкой».
  • «Наследники Рабурдэна».
  • «Женский монастырь».
  • «Обратная связь».
  • «Проснись и пой».
  • «Маленькие комедии большого дома».
  • «Дом, где разбиваются сердца».
  • «Она родилась в сорочке».
  • «Обыкновенная Арктика».
  • «Огненный мост».
  • «Семья Зацепиных».
  • «У времени в плену».

Конечно же, Нина Николаевна Архипова, фильмография и биография которой рассматриваются в статье, в этот период снималась и в полнометражных лентах. В картине «Ох уж эта Настя!», предназначенной для семейного просмотра, она убедительно сыграла мать школьницы Насти Рябиной, оптимистки, хулиганки и фантазерки. Также актрису можно увидеть в фильмах «Телеграмма», «Одиножды один», «Ошибки юности», «Утренний обход».

Роли 80-90-х

В этот период Архипова появлялась на съемочной площадке редко, что было связано с ее загруженностью в театре. Она снялась в серии телефильмов о приключениях знаменитого комиссара Мегрэ, воплотив образ супруги знаменитого сыщика. «Два гусара», «Гнездо глухаря» - другие известные телепостановки с ее участием.

В 1983 году Нина Николаевна сыграла в драме «Карантин», где ее героиней стала тетя Полина. Затем она воплотила образ соседки главного героя по даче в ленте «Продлись, продлись, очарование…», исполнила роль Веры Мельниковой в картине «К расследованию приступить. Фильм 2: Клевета», появилась в фильме «Мелодрама с покушением на убийство». Также Архипова сыграла Елену Михайловну в «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова.

Личная жизнь

Конечно же, поклонников интересуют не только роли, которые за свою долгую жизнь сыграла Архипова Нина Николаевна. Дети, муж звезды отечественного кино также занимают общественность. В первый раз актриса вышла замуж за Александра Голубенцева, этот композитор известен зрителям благодаря фильмам «Укрощение строптивой» и «Человек в футляре». Семейное счастье оказалось недолгим, однако Нина успела родить от первого мужа дочь Наталью. Эта женщина известна всем, кто хоть раз смотрел программу «Спокойной ночи, малыши», так как именно она озвучивала Степашку.

Связать себя брачными узами во второй раз Архипова решилась, влюбившись в писателя Бориса Горбатова. Испытание временем не выдержал и этот союз, не спасло его и рождение близнецов (девочки и мальчика). Причины расставания супругов остались за кадром. В Театре сатиры Нина Николаевна встретила свою настоящую любовь. Ее избранником стал Георгий Менглет, с которым актриса сблизилась во время совместной работы над спектаклем. Он известен в первую очередь как театральный актер, зрителям запомнился по телеспектаклям «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Ревизор». С этим человеком звезда прожила счастливо долгие годы, совместных детей у них не было.

Нина Николаевна состоялась не только как актриса, но и как мать. Она подарила жизнь троим детям – двум дочерям и сыну.

Новый век

В новом веке Архипова практически не снималась, так как режиссеры не баловали некогда востребованную актрису предложениями ролей. Она исполнила небольшую роль в рейтинговом телепроекте «Следующий 3», сыграв мать Дюбеля. Со своей задачей звезда справилась настолько хорошо, что ей аплодировали все участники съемочного процесса.

В 2005 году актриса сыграла тетю Любы Орловой в телепроекте «Люба, дети и завод…», в 2006 приняла участие в телеспектакле «Восемь любящих женщин». Затем ее пригласили в картину «Утомленные солнцем 2: Цитадель». Зрители получили возможность встретиться с комдивом Котовым, который вынужден был расплатиться за восстановление своей чести искалеченной судьбой. Герой возвращается в родной дом, о котором грезил долгие и тяжелые годы. Однако возвращение оказывается вовсе не таким радужным, как ему представлялось. В картине «Утомленные солнцем 2: Цитадель» актриса вновь воплотила образ Елены Михайловны.

«Письма на стекле. Судьба» - сериал, в котором сыграла свою последнюю роль талантливая актриса. Этот телепроект был представлен на зрительский суд в 2016 году.

Смерть

Когда и как умерла Архипова Нина Николаевна, где похоронена? Женщина, некогда бывшая кумиром тысяч зрителей, скончалась 24 апреля 2016 года, чуть-чуть не дожив до 95 лет. Причиной смерти звезды отечественного кино стала остановка сердца. Последние дни своей жизни Нина Николаевна провела в реанимации Боткинской больницы. Врачи боролись за ее жизнь, однако их усилия оказались тщетными.

Желание найти последнее пристанище на Кунцевском кладбище рядом с третьим мужем еще при жизни высказывала Архипова Нина Николаевна. Похороны артистки были пышными, попрощаться с ней пришли многие друзья и коллеги. Звезда прожила долгую и счастливую жизнь, пусть и успела сыграть далеко не все роли, о которых мечтала.

fb.ru

Умерла старейшая актриса Театра Сатиры Нина Архипова

?

Умерла народная артистка РСФСР Нина Архипова, старейшая актриса Театра Сатиры, она не дожила неделю до своего 95-летия.Архипова работала в Театре Сатиры с 1951 года, на ее счету около 100 ролей.Также она исполнила около 30 ролей в кино, популярность Архиповой принес фильм-спектакль «Проснись и пой» (1974 год). Актриса снималась у таких режиссеров как Борис Барнет, Ролан Быков, Никита Михалков.Артистка была трижды замужем, в том числе за актером Георгием Менглетом. Он умер в 2001 году в день 80-летия Архиповой. Какое роковое совпадение...Помню Архипову в «Проснись и пой», она была прекрасна.Нина Архипова родилась в Омске, крестили её в Самаре, а затем семья переехала в Москву. Родители — Николай Матвеевич Архипов, сибиряк родом из Иркутска, и Мария Николаевна из Санкт-Петербурга (застрелилась, когда Нине было десять лет).В детстве Нина Архипова любила петь, танцевать, играла на фортепиано. Живя в Замоскворечье, она часто посещала театры и стала задумываться об актерской профессии. После школы решила подать документы не только в театральные студии — при Вахтанговском и Малом театрах и в ГИТИС, но и на юридический факультет МГУ. Архипова сдала экзамены и везде была принята; решила остановить выбор на Театральном училище имени Щукина при Театре имени Евгения Вахтангова. Её педагогом стала знаменитая Ц. Л. Мансурова.В 1945 году окончила театральное училище им. Щукина. С 1943 по 1951 год работала в театре им. Вахтангова, на сцене которого ещё студенткой стала играть мать Беату в пьесе «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943), Катю в «Синем платочке» В. Катаева (1943). В мюзикле Ф. Эрве «Мадемуазель Нитуш» выступала в группе «ласточек».С 1951 года по настоящее время — ведущая актриса Московского театра Сатиры. За годы работы исполнила более 100 ролей.

В кино снималась нечасто, исполняла роли мягких, добрых женщин. Дебютировала в 1946 году в драме А. Столпера «Наше сердце». Спустя четыре года актриса сыграла Веру Горошко в киноповести Бориса Барнета «Щедрое лето». Эту роль считает одной из самых важных в своей карьере. Широкую известность приобрела с выходом на экраны телеспектакля «Проснись и пой!». Регулярно сниматься стала лишь в 1970-е годы. Среди самых известных её ролей — мама главной героини в фильме «Ох уж эта Настя!», Гертруда в телеспектакле «Мартин Иден» по Джеку Лондону и жена комиссара Мегрэ в серии телефильмов по произведениям Жоржа Сименона.Снималась в киножурнале «Ералаш»В 2014 году актриса издала книгу «Жизнь в предлагаемых обстоятельствах».Скончалась 24 апреля 2016 года в Москве.

(отсюда)Вечная память. Tags: кино, некролог, театр

tverdyi-znak.livejournal.com

Нина АРХИПОВА: я человек самый обыкновенный

Текст | Евгений ЕФИМОВ

Фото ИТАР-ТАСС и из архива Нины АРХИПОВОЙ

Нину Архипову надо именовать звездой. Только не хочется: сегодня звезды делаются на конвейере, они искусственные, а Нина Николаевна — существо штучное, единственное. Оттого и ее героини, где бы и в каких временах они ни жили, всегда узнаваемы,

понятны и близки людям.

В 1953-м Театр сатиры задумал поставить забытую к тому времени сатирическую пьесу В. Маяковского «Баня», написанную в 1930

году. Среди важнейших персонажей пьесы — Фосфорическая женщина. «Ее фосфоризм, ее свечение, — говорил постановщик спектакля кинорежиссер Сергей Юткевич, — это не внешний эффект.

Прежде всего это внутренняя “лучистость”, обаяние облика».

Исполнить роль такого человека поручили Нине Архиповой.

От Нины Архиповой напитываешься светом. Наверное, поэтому

публика любит ее спектакли и фильмы — они обладают терапевтическими свойствами.

— Нина Николаевна, не так давно вы сыграли в студенческой выпускной работе по «Преступлению и наказанию»…— Позвонили: не соглашусь ли я? Но сниматься надо было от утра до вечера, каждый день. Подумала, что не выдержу. Потом, представляете себе, — какая из меня процентщица?! И отказалась. Сын Михаил, кардиоревматолог, узнав об этом, сказал: сумасшедшая. «Это же Достоевский! Ты сыграла пять великих ролей, я вытащил пять человек с того света, мы уже выполнили свой долг на земле и можем позволить себе немножко свободы». Я расстроилась. Но через несколько дней ребята позвонили вновь: все артистки, к которым они обращались, первым делом спрашивали о гонораре. А мне это

и в голову не приходило…

Они очень интересно придумали мою роль.

Моя героиня — вовсе не воплощенное зло, которое убить не жалко. Какой-никакой, она человек, со своей судьбой, своей жизнью. В последние минуты она видит себя маленькой

девочкой…

— Нина Николаевна, а вы часто вспоминаете себя маленькой девочкой, детство,

родителей?

— Редко. Слишком мало знаю о них. И помню отрывочно. Особенно маму.

Знаю, что она из Петербурга и звали ее Марией Николаевной, а из какой она семьи — совершенно неведомо. Когда началась революция, Мурочке было 15 или 16 лет, она научилась печатать на машинке и устроилась в какое-то

учреждение…

Однажды в комнату влетела толпа молодых горластых военных. Один из них, красивый, рослый сибиряк, бросил горячий взгляд на нашу Эсмеральду, взял ее под мышку и увез с собой. Мурочка стала женой Николая Матвеевича Архипова, начальника кавалерийской бригады Котовского. И всю Гражданскую войну проскакала с ним на коне, была во всех

походах.

Так что родилась я, можно сказать, в тачанке.

Хотя по документам — в Омске. Меня возили в картонной коробке в обозе, и ухаживал за мной отцовский денщик. Мне было два года, когда наша семья приехала в Москву. Война ушла в прошлое. Жизнь стала другой, внешне вполне благополучной, нэповской, совсем непохожей на ту, за которую проливали кровь мои родители. Они пытались приспособиться к

ней, каждый по-своему. Но, видно, безуспешно.

Война жила в них и продолжала разрушать их психику и судьбы.

Когда я училась в третьем классе, мать, забрав меня, ушла от отца к другому мужчине, в большую квартиру на Арбате. Но и с ним у нее

не сложилось. Они беспрестанно скандалили.

Мама несколько раз прибегала в мою комнату и прятала под мою подушку револьвер. А в один прекрасный день в соседней комнате

между криками, на которые я уже не реагировала, раздался хлопок.

Вскоре пришел отец и увел меня домой.

Я поняла, что мама застрелилась. И перенесла все довольно спокойно. А отец был совершенно уничтожен. Меня взяла к себе в семью жена папиного однополчанина. Я стала видеться с отцом редко, и каждый раз это было страшно и больно. Большой, добрый, смелый, красивый

человек превратился в законченного алкоголика. Когда он умер, я заболела. Тяжело и надолго.

Из девятого класса в десятый меня перевели без экзаменов. Помню, уже когда я выздоравливала, новым ударом для меня стал приход одного мальчика — отличника, комсорга. Он был влюблен в меня, но строго сказал: «Нина, тебя должны принимать в комсомол, но я против этого. Я за тобой много наблюдал — ты никогда не берешь газеты в руки. Тебя что, не интересует жизнь страны?» Я зарыдала: «Витя, я тебя очень прошу, я обещаю тебе, что теперь никакую газету не выпущу из рук…» В комсомол меня приняли. Правда, мое обещание насчет газеты я выполнила не сразу, а через много лет. Это сегодня я читаю все газеты и с головой сижу в политике. А тогда были коньки,

лыжи, прыжки с трамплина, танцы, книги.

Горы книг.

— А как же мечта о театре? Разве вы, подобно всем артистам, не жили ею сызмальства? — В десятом классе нам дали заполнить анкету: кто кем хочет быть после школы. Каждый написал свое: инженером, военным, летчиком, врачом. Как плоско, подумала я, никакой фантазии! И сама написала: артисткой. Из чистого хулиганства. И, надо сказать, это вызвало переполох: вы слышали — наша Архипова в

артистки собралась?! Отступать было некуда.

На ближайшем же праздничном вечере я прочитала со сцены письмо Татьяны к Онегину.

Пересудов и издевки это не остановило, но меня тут же пригласили в школьный драмкружок. Я знала о нем, но до тех пор не проявляла к нему никакого интереса. И настоящий театр обожала, но как-то… несерьезно, что ли. Приглашает меня, скажем, очередной поклонник

в театр, а я ему: если довезешь меня на санках.

И вот он тащит меня, веселую дурочку, в театр на санках.

Но однажды все переменилось. Шатались мы как-то с подружкой по нашему Замоскворечью и увидели у Дома пионеров крупное

объявление: прием в драматическую студию.

«Пойдем? — Да я кроме письма Татьяны ни черта не знаю. А ты? — А я басню помню. — Вообще-то, вечер, темно, как-то неудобно. — Пойдем!» Пошли, и опять это было похоже на хулиганство. Прочитали. Меня приняли. Подружку — нет. Студией руководила артистка Детского театра Евгения Яковлевна Веселовская. И я начала у нее заниматься. Очень скоро она стала для меня самым близким человеком

на свете. Второй матерью.

Когда после школы я собралась поступать в театральное училище, она позвала меня к себе: «Нина, я хочу рассказать тебе правду о театре. Быть может, ты передумаешь». От ее откровений у меня вытаращились глаза. Интриги, зависимость от режиссеров и массы обстоятельств, то, что «и с талантом можно целые годы просидеть без ролей», вместо ожидаемой сладкой жизни — возможная нищета, ежедневный неустанный труд. Ни о чем подобном я понятия не имела. «Подумай хорошенько, надо ли это тебе?» Она успела узнать меня, мой легкий, даже легкомысленный характер. Она поняла, что мне не хватает трудоспособности, воли, зубастости, жертвенности. Что, наконец, и театром я не слишком горю. Она мудрая и

зоркая была, моя учительница.

А я? Я поохала, подумала и — подала заявления в училище им. Щукина при Вахтанговском театре, в ГИТИС и Щепкинское училище при Малом. Одновременно. Тогда можно было так. Всюду читала монолог леди Мильфорд из «Коварства и любви» Шиллера,

поставленный для меня Евгенией Яковлевной.

Стоило мне объявить свой номер, как сразу начинались улыбки: курносая леди. А когда я страстно бросала: «Возьмите ваши брильянты», в комиссии раздавался хохот. Наверное, поэтому меня всюду и приняли. Я побежала к Веселовской: что выбрать? Она сказала: иди к

вахтанговцам.

— Когда вы впервые вышли на профессиональную сцену? — Вскоре после того, как начала учиться в Щукинском. Вахтанговский театр в то время был в эвакуации в Омске, моем родном городе. Роли были маленькие, но пока я бегала по сцене или стояла в кулисах, я успевала выучить все другие роли и мизансцены. И когда в театре случилось то, о чем меня предупреждала Веселовская, — ведущие артистки, Пашкова и Целиковская, рассорились и играть главную роль Денизы в «Мадмуазель Нитуш» было некому, — руководитель нашего театра Рубен

Симонов сказал: «А пусть Архипова сыграет.

Она все знает». И сыграла. Сначала в качестве замены, а потом меня стали ставить в репертуар. Мне очень нравилась эта роль. Веселая,

озорная, с музыкой, танцами.

— Именно с нее, судя по всем справочникам и статьям о вас, и началась артистка Архипова… — Да. Но с таким же успехом на этой роли артистка Архипова могла и кончиться. Мне очень мешали черты, которые подметила Евгения Яковлевна. Я ничего не добивалась. Все принимала как должное: новые роли, аплодисменты. Мне нравилось, что говорили: живая, симпатичная, естественная. Но за этим не было главного — мастерства. Я ничего не накапливала, каждую роль начинала как бы сначала. Играла от себя. Если было хорошее настроение — играла хорошо, нет — так себе. Это была моя страшная, непростительная ошибка. В училище мы занимались литературой, разбором образов, теорией, очень много идеологией. «В этом году, — говорили нам, — мы будем изучать Карла Маркса, в том числе Фридриха Энгельса». Сугубо практическим навыкам уделялось внимания мало. Быть может, виновата война и то, что училище находилось в эвакуации. Но, наверное, в моем слишком растянувшемся освоении профессии больше моей собственной вины. Сейчас я смотрю на молодых актрис: они совершенно другие. Они хищно наблюдают за тем, кто как играет, впитывают, учатся, перенимают, приспосабливают к себе или идут дальше. А рядом со мной работали такие мастера, каких сегодня нет и в

помине! Я же пролетела, как бабочка.

Мой характер сказывался и в другом. Мне недавно напомнили эпизод из моей вахтанговской молодости. Как стою я у доски с распределением ролей в новом спектакле и восклицаю: «Ой, слава Богу, что дали не мне, а N, — она давно ничего не играла». Алла Казанская, которая была старше меня и много играла, говорит: «Ты идиотка. Чему радуешься?» А я браво парирую: «Нет, это вы все склочницы, вам бы только содрать для себя». Ну, какова? А ведь была уже

замужней женщиной, матерью!

— Когда вы успели? — Ну, здесь успевать особенно не требовалось. Требовалось только уворачиваться.

Я вышла замуж за театрального композитора Александра Александровича Голубенцева. Он

заведовал музыкальной частью в нашем театре.

Такого образованного, начитанного, блестящего человека я до тех пор не встречала. Из дворянской семьи. Окончил физмат Петроградского университета, учился на сценических курсах Мейерхольда, в консерватории у самого Глазунова. Знал английский, французский, учил итальянский. Он был старше меня на двадцать с лишним лет. В театре мне говорили: зачем он тебе? Но я была влюблена до невозможности

и думала только о том, чем быть нужной ему.

Что у меня было кроме любви: Замоскворечье, папа-алкоголик, школа, комсомол? Свое ничтожество я компенсировала верной службой.

Я смотрела ему в рот. Пошла в институт Певзнера, чтобы научиться готовить, потому что у него была язва. Стлалась ковром. А он принимал все как должное.

Очень скоро я стала слышать: «Уйди, ты мне мешаешь». Сначала выгонял из комнаты, а когда в эвакуации у нас была одна комната — и вовсе из дому. Хотя я была беременная. Я плакала

у подружек, но всякий раз приползала обратно.

А по возвращении в Москву у меня словно открылись глаза, я прозрела, увидела, что мой муж совсем не такой хороший, я его просто навоображала себе. Образование — великая вещь, но не самая главная в человеке. Тем более если к нему присоединяется высокомерие,

жестокость. И я потихонечку стала охладевать.

А однажды и вовсе призналась мужу в том, что не люблю его и уйду при первой возможности.

В этом университете я уже выучилась.

При моем ротозействе в Вахтанговском театре ролей мне стали давать все меньше и меньше. И я почти одновременно ушла и от

Голубенцева, и из театра.

— Как это случилось? — Борис Барнет предложил мне роль в фильме «Щедрое лето». А директор сказал: не отпускаю, надо ехать на гастроли. Хотя меня легко было заменить. Я ему: но вот Андрей Абрикосов снимается, и вы его отпускаете. А он: «Сравнила!» Я очень обиделась на это «сравнила!», хотя, действительно, нашла с кем себя сравнивать. Абрикосов был очень известный и талантливый артист. И я сказала директору:

тогда я ухожу. И поехала в Киев к Барнету.

Это был выдающийся режиссер, которого все время оттесняли от настоящей работы. Сунули ему эту развесистую колхозную клюкву. Он в ярости рвал сценарий, переписывал целые сцены, пытался хоть как-то вдохнуть в картину жизнь. Видя мои попытки актерствовать, тихо говорил мне: «Нина, тебе это не идет». По сценарию первой парой были Оксана, Герой Социалистического Труда, и Назар, председатель колхоза. Моей Вере Горошко, преображающей колхозную ферму, и передовому бухгалтеру Петру Середе, которого играл Михаил Кузнецов, предназначено было оттенять их сложные производственные и личные отношения. Но Барнет сместил акценты, и мы с Мишей стали главными в фильме. Это была типичная культовая картина о сказочном расцвете сельского хозяйства. И странно, почему ее достали из запасников, часто показывают по телевидению,

выпускают на кассетах, дисках.

— Быть может, потому, что в нем есть великие эпизоды? Например, как вы с Кузнецовым, влюбленные друг в друга, обсуждаете, сколько стройматериалов надо для строительства фермы. Вслух говорите о тёсе, о железе, о кирпиче, а глазами — совершенно иное. По своему внутреннему наполнению и волнению это же сцена Ромео и Джульетты. Или взять вашу встречу на мосту, где вы объясняетесь в любви, не сказав о любви ни слова. Немудрено, что фильм и теперь с интересом смотрится. А в

свое время?

— Письма приносили мешками, меня сразу все узнали. Этот фильм решили послать на фестиваль в Индию. И я была включена в состав делегации наших кинематографистов: кроме меня и оператора были Марецкая, Чирков, Кадочников — имена! Я впервые оказалась за границей — это в ту пору, когда об этом советские люди не могли и мечтать. Да еще в такой

сказочной стране! Мы ехали на несколько дней.

В это время умер король Великобритании Георг VI, отец нынешней Елизаветы II. Индия была уже независимым государством, но Англия попрежнему имела большое влияние. Объявили траур, фестиваль приостановили. Мы пробыли в Индии два месяца! Изъездили ее вдоль и поперек. Я побывала в разных странах — и с театром, и как туристка, но ту первую поездку в Индию не забуду никогда. Нас принимали на ура. Моя Вера Горошко стала для индийцев вроде какого-то национального образца. Ну и я немножко тоже…

После «Щедрого лета» посыпались предложения сниматься. На некоторые я согласилась.

Но кино тогда контролировал сам Сталин.

Он рассуждал так: чтобы прокатать картину по всей стране, нужен месяц. Вот двенадцати фильмов и достаточно, чтобы обеспечить идеологическую работу с населением. Был взят курс

на создание гарантированных киношедевров.

В 1950 году в СССР было сделано 12 фильмов, в 1951-м — 9. Все фильмы, в которых я должна

была участвовать, попали под карандаш.

И опять-таки, меня это не слишком опечалило. Я поступила в Театр сатиры, начала играть.

И на гастролях в Сталино (теперь это Донецк) встретилась с писателем Борисом Горбатовым.

Он был очень известным, его книги «Мое поколение», «Необыкновенная Арктика», «Непокоренные», «Донбасс» широко издавались, по его сценариям ставились фильмы.

На третий день знакомства он сделал мне предложение. Я сказала: «Вы что, с ума сошли?» Спустя какое-то время получаю письмо от его друга, Константина Симонова: как вы могли такое сказать, так отнестись к чувству человека,

он страдает?! Я ощутила себя преступницей.

Борис был мягким, деликатным, заботливым, вдохновенным, чувствительным и ранимым человеком. Он интересовался всем на свете, был отзывчивым и мужественным. Но, несмотря на внешне благополучную судьбу, в душе его не было благополучия, лености, сытости. Я бы даже сказала, что он раздваивался. С одной стороны, он свято верил в коммунизм, в партию, с другой — не мог не видеть и не переживать оттого, что реальная жизнь сильно расходится со словами и идеями. Наверное, это раздвоение и ускорило его болезнь и смерть. Он прекрасно относился ко мне. Совершенно обожал наших двойняшек, Лену и Мишу. Меня хорошо приняла его мама, Елена Борисовна. Я слышала, как она отвечала обо мне по телефону: «Нина

такая невидная, серенькая, но зато непьющая.

С красавицами мы уже намучились».

До меня Горбатов был женат на артистке Татьяне Окуневской. И очень любил ее. А она, по-видимому, нет. В последние годы в печати и по телевидению она говорила о Борисе зло и несправедливо. Мне сказали, что в своей книге воспоминаний Татьяна Кирилловна упомянула обо мне лишь единожды как о некоей артистке, которая неизвестно почему поселилась в ее квартире. Однако именно я, из-за того что Борис не мог этого делать сам, посылала ей в

лагеря посылки. И подписывала: Архипова.

Борис умер в начале 1954-го, когда наши дети были совсем крохами. Никогда не забуду, как он перед смертью смотрел на меня, словно прося прощения за то, что умирает и покидает

меня.

Горбатов — короткая, но очень заметная веха в моей жизни. Мой второй университет.

— А как складывались ваши дела в Театре сатиры? — Этот театр стал моим домом. Моей второй семьей. Именно в его стенах я стала профессиональной артисткой. На его сцене я и сыграла

свои лучшие роли.

— В том числе те пять великих, о которых

говорит ваш сын?

— Он имеет в виду принцессу Апрелию в «Волшебных кольцах Альманзора» Тамары Габбе, Хезиону Хэшибай в «Доме, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу, Эржи в спектакле «Проснись и пой!» Дьярфаша, Иветту Потье в «Матушке Кураж и ее детях» Бертольда Брехта, Бабушку в полицейской комедии «Восемь любящих женщин» Робера Тома. Но было много

и других, как мне кажется, хороших ролей.

Интересных если не для зрителя, то для меня самой — они помогали мне набирать характерности, накапливать желанное мастерство.

Это было непросто. Нужно было преодолевать себя. Помню, как не давалась мне роль проститутки в «Матушке Кураж». По замыслу режиссера Марка Захарова я должна была быть и вульгарной, и злой, и даже плюнуть в зал. Это у меня никак не получалось. Тогда Марк Анатольевич отвел меня в сторону и сказал довольно язвительно: «Нина Николаевна, вы не думайте, что вы такая хорошая, вас так все любят, дают голубые роли. Вы покопайтесь, покопайтесь в себе, в своей жизни. Может быть, найдете

что-то такое, от чего вам захочется плюнуть».

Я всегда играла эту роль с упоением.

— После «Щедрого лета» вы продолжали сниматься в кино? — Нет. Не появлялась двадцать лет. Потому

что… не могла: я поступила в третий университет.

После смерти Бориса за мной стал ухаживать артист нашего театра Георгий Павлович Менглет. Красавец, от которого все женщины

теряли голову. Первый любовник на сцене.

И первый — в жизни. Сети он раскидывал умело. Сначала просто меня жалел: какая я бедненькая, сколько испытаний выпало на мою долю. Потом стал провожать меня, приходить в гости. Я жила с мамой Бориса Горбатова, Леной и Мишей. Дети как-то сразу полюбили его за остроумие, веселость, обаяние. Мама тоже расположилась: Жорик — артист до мозга костей — не пил ни капли. Он стал своим в доме. Я же в него влюблялась постепенно. У него была жена, дочь. У меня трое детей. Попробуй

разберись тут.

Но Менглет не отступал. Как говорила наша общая с ним подруга, первый любовник «подорвался» на Архиповой. Мы прожили с Жориком (а так звали его все близкие и знакомые) без малого 50 лет. И я благодарна Богу за это счастье. Этот университет оказался самым

успешным.

Я никогда не испытывала чувства ревности.

Может быть, потому, что не мужчины меня покидали, а я их. Я и Жорика по-женски никогда не ревновала. Если мне в театре «доброжелатели» говорили: «Нина, смотри, он расцеловался с такой-то», я отвечала: «Ну и что? Значит, жив курилка!» А вот Жорик, кажется, меня ревновал. Это он мне запретил сниматься: «Или я, или кино». Потом он жалел, что я многое

упустила. Ну и что? Зато приобрела больше.

Мы много работали с Менглетом в театре. Он воспитал моих детей. У нас сложилась огромная и дружная семья. И сегодня, когда Георгия Павловича уже нет, она не рушится, а растет и

крепнет.

— На Интернет-странице Московского академического театра сатиры вы занимаете место в первом ряду труппы этого

театра, однако в афише ваше имя не встречается…

— Да, и это моя боль. Все прежние спектакли по разным причинам сошли, а в новых для меня нет ролей, в них самоутверждается молодежь. Наверное, в этом нет ничего удивительного и плохого, я нисколько не сержусь на молодежь — но каково артистке, всю жизнь отдавшей театру, годами жить в ожидании роли! Некоторую отдушину дает телевидение — зовут в различные передачи: рассказать о себе или вспомнить о ком-то и очем-то. Не совсем забыл меня и кинематограф. Только что снялась у Никиты Михалкова в «Утомленные

солнцем-2». Фильм о войне, сложный, тяжелый, но работать было увлекательно, радостно.

Вообще, жить так интересно! Некогда ни унывать, ни скучать.

У меня трое взрослых детей, пятеро внуков и правнуки. Всего 17 человек. Моя старшая дочь Наталья Голубенцева, которую все знают как Степашку в передаче «Спокойной ночи, малыши», живет отдельно. Старший ее сын Никита — компьютерщик, младший Митя —

музыкант. У Наташи есть и внуки.

Со мною вместе живут моя дочь Елена с мужем и сыном и мой сын Михаил с женой и детьми. Дочь преподает английский язык, сын

и его жена — врачи. Мы все любим друг друга.

Правнуки называют меня Ниной. Я не возражаю. Чего церемониться? Я обыкновенный, простой человек.

— Обыкновенный? Но, Нина Николаевна, для того чтобы прожить такую большую и яркую жизнь в нашей стране во времена, которые выпали вам, нельзя быть человеком обыкновенным. Иначе ничего

не получится. Вы…

— Нет-нет, самый обыкновенный. Спросите,

кого хотите.

Нина Николаевна Архипова, артистка театра и кино. Народная артистка России. Окончила театральное училище им. Б.В. Щукина. С 1943 года — актриса театра им. Е.Б. Вахтангова, с 1951 года — Театра сатиры. Играла в спектаклях по пьесам Э. Ростана, Б. Шоу, Б. Брехта, Л. Пиранделло, Э. де Филиппо, В. Маяковского, В. Катаева, В. Соловьева, Т. Габбе, Н. Погодина, В. Розова и др. В 1947-м начала сниматься в кино. Участвовала в фильмах «Наше сердце», «Щедрое лето», «Телеграмма», «Ох, уж эта Настя», «Одиножды один», «Огненный мост», «Семья Зацепиных», «Ошибки юности», «Утренний обход», «Два гусара», «Вознесение», «Мелодрама с покушением на убийство», «Утомленные солнцем-2», «Next-3» и других, а также в многочисленных выпусках киноальманаха «Ералаш». Всего в театре, кино, на радио и телевидении сыграла около 100 ролей. Вице-президент благотворительного общественного фонда содействия театру и телевидению «Маски» им. И.М. Смоктуновского.

Член Совета Международной академии театра.

www.bossmag.ru


Смотрите также