Андрей тарковский биография личная жизнь


Андрей Тарковский биография, фото, личная жизнь

Но что нам известно о Тарковском как о человеке? Каким был его путь к искусству и какой вклад он оставил в советском и мировом кинематографе? Разобраться в этом мы и попытаемся сегодня.

«Это было тяжелое время», - вспоминал те годы известный режиссер. – «Не хватало отца. […] Жизнь была необычайно трудной во всех смыслах. Но все же я много получил от жизни. Всем лучшим я обязан матери».

Здесь Андрей Тарковский начинает посещать среднюю школу. Однако естественные науки его практически никогда не интересовали. Намного большее усердие Тарковский проявлял, когда речь заходила о художественных дисциплинах. С раннего детства он постигал азы игры на фортепиано в районной музыкальной школе, с четырнадцати лет начал посещать еще и уроки рисования в художественной школе.

В 1952-м Тарковский вступает в геологическую партию и отправляется работать коллектором на реку Курейку. Год, проведенный в тайге, по словам самого Андрея Арсеньевича, стал лучшим в его жизни. Здесь, наедине с природой и самим собой, Тарковский окончательно укрепится в своем решении стать режиссером.

становятся ленты «Солярис», «Зеркало», «Сталкер». Вместе со съемками кинофильмов Тарковский работает над театральными и радиопостановками.

Весной 1985-го года Тарковский закончит работу над своим последним фильмом – «Жертвоприношение», действие которого происходит в Швеции. Данная лента получит Гран-при Каннского кинофестиваля, приз Британской киноакадемии, а также огромное количество других наград. Однако о многих из них режиссер уже не узнает.

Двадцать девятого декабря 1986 года Тарковский умирает.

От первого брака у известного автора есть сын Арсений. Первый брак Тарковского распался в 1970-м году. Как отмечают друзья режиссера, причиной тому стал его роман с молодой девушкой Ларисой Кизиловой, которая работала с ним над картиной «Андрей Рублев». Их общение было весьма странным: всю свою жизнь она называла Тарковского на «вы» и была буквально без ума от него. Когда режиссер умер, она умерла вслед за ним.

uznayvse.ru

Андрей Тарковский: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото

Андрей Тарковский – известный советский режиссер  и сценарист, Народный Артист РСФСР. Этот великий человек прожил всего 54 года, но сделал неоценимый вклад в развитие советского кинематографа. Работы Андрея Тарковского признаны лучшими далеко за пределами Советского пространства.

Настоящий талант, самородок и уникальный человек – вот каким был Андрей Тарковский. Даже спустя многие годы, о нем помнят, восхищаются его работами, чтят память об этом талантливом режиссере. К сожалению, Андрея Тарковского унесла из жизни страшная болезнь, но его кинофильмы даже по современным меркам до сих пор являются высокопрофессиональными работами.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Андрея Тарковского

Известный советский режиссер и сценарист с самого детства казался не обычным ребенком. Его всегда тянуло к искусству, прекрасному, великому. Конечно, ему не сразу удалось добиться успеха в карьере, но со временем, он достиг желаемого. Как только мир увидел кинофильмы, над которыми работал Андрей Тарковский, все сразу заговорили о нем. Народ стремился узнать о новом творце, хотел знать о его жизни, какой у него рост, вес, возраст. Годы жизни Андрея Тарковского – 1932-1986.

Удивительно, но на счету режиссера около десятка работ, и все же, для славы и признания этого хватило. Можно только представить, сколько бы киношедевров увидел мир, если бы Андрей Тарковский прожил еще дольше.

Биография и личная жизнь Андрея Тарковского

Биография Андрея Тарковского тогда и сейчас приковывала внимание. Поклонникам его творчества, которых немало и сегодня, всегда не терпелось узнать, чем руководствуется этот человек, какие мысли его посещают. Это и не удивительно, людей всегда тянет к сильным и великим личностям.

Андрей Тарковский родился в небольшом поселке. Семья жила вместе с родственниками по матери. Отец работал сценаристом, а также был поэтом и переводчиком. После пополнения в семействе, Тарковские переезжают в столицу. Спустя два года после рождения Андрея, на свет появилась его младшая сестра Марина.

В 4-хлетнем возрасте Андрей Тарковский остался без поддержки отца, который бросил их ради другой семьи. И сам режиссер, и его сестра, на всю жизнь запомни тот сложный отрезок жизни, когда их мать тяжело работала, чтобы поднять двоих детей. Как бы она не старалась, частенько им приходилось оставаться без элементарных вещей и даже полноценной пищи.

Андрею Тарковскому очень не хватало отца, он скучал по нему, хотя в душе и ненавидел за то, что он их бросил.

Семью Тарковского застала Великая Отечественная война. Тогда они немалое пережили, как и все советские граждане, но все остались живы.

Позже Андрей Тарковский обучается в музыкальной школе, занимается рисованием на художественных курсах. Получив документ о среднем образовании, будущий режиссер сначала поступает в вуз на факультет востоковедения, где занимался изучением арабской культуры. Вскоре, он бросил это учебное заведение, так как посчитал, что это не его профессия.

Некоторое время молодой юноша вел беспорядочный образ жизни, связался с плохой компанией. Помочь выйти из этой ситуации смогла его мама. Она устроила его на работу, а оттуда он был направлен в командировку в тайгу. Здесь он переосмыслил все, а вернулся полным сил, энергии и с конкретной целью.

Далее Андрей Тарковский поступает и обучается режиссуре во ВГИКе. Здесь он повстречал известного Михаила Ромма, который смог рассмотреть в этом бунтарском юноше талант.

Вскоре, Андрей Тарковский выпустит свою первую короткометражную работу. После окончания вуза, режиссер снимает кинофильм «Иваново детство», сделавшим его популярным. Тогда Андрей Тарковский получил массу престижных кинопремий мирового уровня.

После этого последовали еще несколько работ, которые стали настоящими шедеврами кинематографа в СССР и многих странах.

Что касается личной жизни, тот Андрей Тарковский был дважды женат. У него есть трое родных детей и приемная дочь.

Фильмография: фильмы с участием Андрея Тарковского в главной роли

Нередко пользователи сети ищут материал по теме: «Фильмография: фильмы с участием Андрея Тарковского в главной роли». Но здесь найти ничего не светит, ведь он не снимался в кино, а снимал. Из его немногочисленных работ можно выделить самые яркие: «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер».

Многие известные современные кинорежиссеры до сих пор восхищаются стилем работы Андрея Тарковского, его уникальным подходом. Кинофильмы, снятые этим известным режиссером, существенно отличаются от массы работ не менее талантливых режиссеров. Но почерк Андрея Тарковского спутать просто невозможно.

Семья и дети Андрея Тарковского

Семья и дети Андрея Тарковского интересны многим почитателям качественных шедевров советской киноиндустрии. Ведь атмосфера, в которой рос режиссер, трудности, которые ему пришлось преодолеть и сделали его таким.

Непосредственное отношение к творчеству имел отец режиссера, но более значимую роль в его жизни сыграла мать Андрея Тарковского. Именно она была опорой всей семьи, она была хорошей матерью и сильной женщиной.

Во время обучения во ВГИКе, Андрей Тарковский познакомился с девушкой. Окончив вуз, он женился на ней. В браке родился его первенец, однако, менее чем через 10 лет семья распалась.

Второй раз Андрей Тарковский женился на Ларисе Кизиловой. Он удочерил ее дочь от первого брака, а также, у них родился сын.

Сыновья Андрея Тарковского – Арсений, Андрей, Александр

Андрей Тарковский был очень влюбчивым мужчиной. Как следствие, появились на свет сыновья Андрея Тарковского – Арсений, Андрей, Александр. Все три сына от разных женщин.

Первенец – Арсен, родился в первом браке режиссера с Ирмой Рауш. Он работает врачом.

Второй сын – Андрей, родился во втором браке Андрея Тарковского с Ларисой Кизиловой. Сегодня он живет в столице Франции, являясь главой Международного Фонда им. Андрея Тарковского.

Третий сын – Александр, появился незадолго до смерти режиссера. Его мать – художник по костюмам Ингер Персон, норвежка. О существовании третьего сына Александра Андрей Тарковский так и не узнал. Александр проживает в Норвегии вместе со своей матерью.

Жены Андрея Тарковского – Ирма Рауш, Лариса Кизилова (Тарковская)

Несмотря на то, что режиссер был дважды женат, романов у него было намного больше. Жены Андрея Тарковского – Ирма Рауш, Лариса Кизилова (Тарковская) были разными женщинами. Именно союз с Ларисой Кизиловой был долгим и последним. Женщина терпеливо переносила любвеобильность мужа, закрывала на многое глаза из-за большой любви к Андрею Тарковскому.

Сам мужчина никогда не скрывал своего отношения к женщинам, которые, по его мнению, призваны ублажать мужчину и любить.

Часто во время новых работ и съемок фильма, режиссер заводил все новые романы. Некоторые женщины настолько сходили сума от Андрея Тарковского, что готовы были уйти из жизни ради него.

Причина смерти, могила и памятник Андрею Тарковскому

Как в России, так и во многих странах и городах мира есть множество памятных вещей в честь Андрея Тарковского. Не удивительно, что причина смерти, могила и памятник Андрею Тарковскому так привлекают к себе внимание.

Получив призвание в СССР, режиссер выехал работать в Европу, откуда не захотел возвращаться. Из-за этого, ему запретили въезд на родину. Но, узнав о страшной болезни, запрет отменили, а через несколько лет после смерти режиссера даже вручили посмертную премию Ленина.

Андрей Тарковский был болен раком легких, который очень быстро прогрессирует. Он похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа около Парижа. Памятник Тарковскому есть у входа во ВГИК, есть и мемориальная доска на доме во Флоренции, где жил последние годы режиссер. Еще несколько памятников есть в разных городах и странах.

Википедия Андрея Тарковского

Википедия Андрея Тарковского – кладезь информации об известном советском режиссере. Здесь можно найти любые данные, начиная от учебы во ВГИКе и заканчивая работами, посвященными Тарковскому.

Тут же можно посмотреть работы режиссера, мнение коллег о его творчестве.

Википедия содержит несколько цитат Андрея Тарковского, его известные высказывания, его мировоззрение. Довольно большой объем информации Википедия содержит об иммиграции режиссера. Также на Википедии можно найти информацию, касающуюся его памяти, узнать, где и когда похоронен.

starandstar.ru

Андрей Тарковский: роковые женщины великого мастера

Андрей Тарковский — гениальный российский режиссер с мировым именем. Он жил и работал в непростую для любой творческой личности советскую эпоху.

Его фильмы заслужили всемирное признание еще при жизни создателя, а позднее вошли в классику морового кино.

Как и положено человеку большого таланта, Тарковский прожил насыщенную, полную страстей и душевных переживаний жизнь.

Яркие эмоции и сильные чувства вызывал в нем не только процесс создания шедевров кино, но и взаимоотношения с прекрасным полом. Андрей Арсеньевич был влюбчивым человеком, и женщины отвечали ему взаимностью.

Два официальных брака: Ирма Рауш и Лариса Кизилова

Тарковский был женат дважды. Первая супруга — Ирма Рауш училась с ним в одной группе на режиссерском факультете во ВГИКе.

Отношения между молодыми людьми завязались в самом начале первого курса. После окончания третьего курса (в 1957 году) влюбленные поженилась.

Первые несколько лет семейной жизни прошли на съемных квартирах, наполненные творчеством, интересными встречами и оптимистическими ожиданиями. Через несколько лет у пары родился сын.

После этого жизнь Ирмы превратилась в чреду бытовых хлопот и творческого угасания в тени таланта знаменитого мужа.

Постепенно супруги отдалялись друг от друга. Разрыву близких отношений способствовали любовные интриги, которые время от времени заводил великий кинорежиссер. Один из служебных романов окончательно разрушил брак.

Роковой женщиной оказалась Лариса Кизилова. Они познакомились и сблизились на съемках фильме «Андрей Рублев», где Лариса занимала должность ассистента режиссера.

Вторая супруга гения мирового кино стала ангелом хранителем его великого таланта и хрупкой психики.

Она взяла на себя не только все социально-бытовые проблемы, но и активно участвовала в организации съемочных процессов, сопровождала его в творческих (в том числе зарубежных) командировках, содействовала продвижению фильмов мужа в прокат.

Звездные возлюбленные и музы творца

Как и любой кинорежиссер, Андрей Тарковский был окружен самыми красивыми женщинами — актрисами. Краткосрочные связи и продолжительные романы со звездами советского кинематографа, служили эмоциональным фоном творческого процесса.

Так, на съемках фильма «Солярис» режиссер не смог устоять перед красотой и свежестью Натальи Бондарчук. На момент съемок фильма ей исполнился 21 год, Тарковскому было 39.

Ходили слухи о близости режиссера с его музой – Маргаритой Тереховой, снявшейся в нескольких знаменитых картинах. Довольно долго продолжалась связь Тарковского с актрисой Валентиной Малявиной, снявшейся в его картине «Иваново детство».

Любовники сходились, расходились, жил в браке с другими людьми, сохраняя привязанность и влечение друг к другу. Отношения пары не были тайной даже для их супругов.

Дети великого кинорежиссера

Матерью старшего сыны Арсения стала первая жена Тарковского. Развод с Ирмой Рауш и второй брак отдалили ребенка от отца. Ирма была против того, чтобы Арсений ходил в новую семью бывшего мужа.

Мальчик начал общаться с отцом только в старших классах. Андрей Арсеньевич пытался наладить отношения с сыном, однако добиться взаимопонимания и душевной близости ему так и не удалось.

Вторая жена — Лариса Кизилова родила Тарковскому сына Андрея. Несмотря на привязанность режиссера к своему маленькому тезке, в начале восьмидесятых он без колебаний уехал работать в Европу.

Супруга отправилась на запад вместе с ним, оставив маленького Андрея в СССР в качестве гаранта их возвращения в страну. Только после четырех лет разлуки с родителями мальчик вместе с бабушкой приехал в Париж.

Воссоединение с семьей произошло всего за год до смерти отца. Именно последний год жизни мастера был максимально насыщен общением отца с сыном.

Сегодня Тарковский-младший возглавляет Международный институт имени Андрея Тарковского и занимается популяризацией творческого наследия своего великого отца.

© Biografia.Ru, 2018 г.

zen.yandex.ru

Биография Андрея Тарковскогo

 Андрей Тарковский, сын известного русского поэта Арсения Тарковского, родился 4 апреля в 1932 году в селе Завражье Ивановской области. В 1951-1952 он учился на арабском отделении ближневосточного факультета Московского института востоковедения; потом, в 1952-1953 годах, работал во ВНИИ цветных металлов и золота, работал в геологических партиях.

 В 1960 году Андрей Тарковский окончил режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Михаила Ромма. Дипломная работа начинающего режиссера, короткометражка «Каток и скрипка», на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз. Затем он работал на киностудии «Мосфильм». Андрей Тарковский был автором и соавтором сценариев «Антарктида — далекая страна», «Один шанс из тысячи», «Гофманиана», «Берегись! Змей!», он также снялся в фильмах «Мне 20 лет», «Сергей Лазо». Во время учебы он поставил ряд короткометражных фильмов («Убийцы»). Мировую известность принесла Андрею Тарковскому уже первая его полнометражная работа — «Иваново детство», поставленная по мотивам военного рассказа В.Богомолова «Иван». Этот фильм был удостоен многих престижных кинематографических премий, в том числе и «Золотого льва святого Марка» Венецианского фестиваля.

 В дальнейшем все картины Тарковского становились заметными событиями культурной жизни страны, оказывая влияние на духовное развитие общества. Картина «Страсти по Андрею» с Анатолием Солоницыным в главной роли, выпущенная в прокат в 1971 году с сокращениями под названием «Андрей Рублев», была включена в число 100 лучших фильмов в истории кино. Жизнь великого иконописца послужила отправной точкой для размышлений Тарковского о судьбе художника в России.

  Особое место в творчестве режиссера занимают ленты, поставленные им по книгам выдающихся современных фантастов — Станислава Лема и братьев Стругацких: «Солярис» и «Сталкер». Положив эти произведения в основу своих фильмов, Андрей Тарковский философски переосмыслил их, придав им новое звучание. А между этими фильмами он снял автобиографическую картину «Зеркало».

 Тарковский осуществил две театральные постановки: в 1972 году — спектакль по пьесе В.Шекспира «Гамлет» в московском театре имени Ленинского Комсомола, и в 1983 году — пушкинский «Борис Годунов» в Лондоне на сцене «Ковент Гарден».

 В 1982 году режиссер уехал в Италию, где поставил ленту «Ностальгия» с Олегом Янковским в главной роли русского поэта, умершего в Италии от тоски по родине. Тема личной жертвы наибольшее развитие получила в «Жертвоприношении», последнем фильме Тарковского, поставленном режиссером в Швеции.

 Последние несколько лет жизни Андрей Тарковский провел на Западе. В 1984 году, не получив от советских официальных органов разрешения на продление пребывания за границей, Тарковский заявил, что остается на Западе. Он слишком дорожил своим временем, словно предчувствуя, что жить ему остается совсем немного. Между тем возможность работы в СССР представлялась тогда весьма проблематичной. Живя на Западе, режиссер еще успел снять фильм «Жертвоприношение», но это был его последний фильм.

 «Пугает ли меня смерть? — размышлял Андрей Тарковский в документальном фильме Донателлы Баливо, посвященном его творчеству. — По-моему, смерти вообще не существует. Существует какой-то акт, мучительный, в форме страданий. Когда я думаю о смерти, я думаю о физических страданиях, а не о смерти как таковой. Смерти же, на мой взгляд, просто не существует. Не знаю... Один раз мне приснилось, что я умер, и это было похоже на правду. Я чувствовал такое освобождение, такую легкость невероятную, что, может быть, именно ощущение легкости и свободы и дало мне ощущение, что я умер, то есть освободился от всех связей с этим миром. Во всяком случае, я не верю в смерть. Существует только страдание и боль, и часто человек путает это — смерть и страдание. Не знаю. Может быть, когда я с этим столкнусь впрямую, мне станет страшно, и я буду рассуждать иначе... Трудно сказать».  Нет, по-другому рассуждать он не стал. — Дней за десять до смерти,— вспоминает его итальянский друг кинооператор Франко Терилли,— Андрей прислал мне из Парижа листок, на котором были нарисованы бокал и роза. Ему уже было трудно писать. За несколько дней до его смерти мне позвонили и попросили, чтобы я на другой день позвонил Андрею — он хотел сказать мне что-то очень важное. Я смог позвонить только через день. Он поднял трубку, но ничего не сказал. Я понял, что он хотел проститься со мной молчанием.  А за год до этого, кажется, в декабре 85-го он позвонил мне из Флоренции: приезжай сейчас же. Я приехал. Он лежал в постели и попросил Ларису оставить нас вдвоем. «Не бойся того, что я тебе скажу,— произнес Андрей,— сам я этого не боюсь». Он сказал мне, что накануне был звонок из Швеции — у него обнаружили рак, и что жить ему осталось совсем немного. «Я не боюсь смерти»,— Андрей говорил это так спокойно, что я был поражен.  - Все началось в Берлине, куда нас пригласила немецкая академия,— говорит о болезни Андрея Лариса Тарковская.- Он стал сильно кашлять; в детстве у него был туберкулез, он все время кашлял и потому не обращал на это внимания. Но когда в сентябре 85-го он приехал во Флоренцию работать над монтажом «Жертвоприношения», у него постоянно держалась небольшая температура, и это его уже беспокоило. Такое ощущение, как при затяжной простуде... Вот в этот момент он и заболел. Но мы еще не догадывались...  Когда пришло известие о страшном диагнозе, Тарковские находились в сложном материальном положении. Деньги за «Жертвоприношение», еще не были получены; медицинской страховки не было, а курс лечения требовал значительных денег — 40 тысяч франков. Только одно обследование сканнером стоило 16 тысяч. Деньги на это дала Марина Влади. Узнав о бедственной ситуации, она без лишних слов вынула чековую книжку и выписала чек на нужную сумму. В дальнейшем муж Марины Влади, профессор Леон Шварценберг стал лечащим врачом Андрея.  После пройденного лечения состояние Андрея заметно улучшилось, и 11 июля 1986 года он покинул клинику. Марина Влади поселила семью Тарковских у себя. На время дом Марины Влади стал домом Андрея. Тарковский продолжает работу над монтажом «Жертвоприношения», а через некоторое время уезжает из Парижа в ФРГ — чтобы пройти очередной курс лечения в модной клинике («по совету неумного друга» — комментирует Марина Влади).  К сожалению, модная клиника не спасла, хотя Андрей очень на нее надеялся. В итоге он вернулся в Париж, и здесь прошли последние месяцы его жизни. - Он верил в то, что он выздоровеет,- говорит Лариса Тарковская.— Он почему-то верил, что Бог ему поможет. Особенно воспрял он духом, когда приехал сын... Андрей работал до последнего дня, сохраняя абсолютно ясный ум. Заключительную главу книги «Запечатленное время» он закончил за девять дней до смерти! Последние дни он принимал для обезболивания морфий («Я плыву»,—говорил он), но сознание было незамутнено; какая-то внутренняя энергия помогала ему всегда быть собранным. И до последнего часа он был в полном сознании... Помню, в последний день жизни он позвонил мне по телефону; я приехала к нему. Он шутил со мной, смеялся... Боялся, что я уйду. В семь часов приходила сиделка, а мне надо было идти. Я ведь не спала перед тем три месяца — необходимо было каждые три часа давать ему лекарство...  29 декабря 1986 года Андрей Тарковский умер. Сотни людей пришли во двор Свято-Александро-Невского собора, где отпевали Андрея. На церковных ступенях Мстислав Растропович на виолончели играл возвышенно-строгую «Сарабанду» Баха. А последним пристанищем Андрея Тарковского стало кладбище в предместье Парижа — Сент-Женевьев-де-Буа.

www.tarkovsky.su

Страсти по Тарковскому

4 апреля 1932 года родился Андрей Тарковский.

В 1974 г. на международном кинофестивале в Каннах был впервые вручен «Приз экуменического жюри», учрежденный Международным Евангелическим Центром. Целью этого нововведения было привлечение внимания к фильмам религиозной и нравственной тематики. С тех пор этого приза удостоились почти сорок режиссеров. Но есть один, все фильмы которого, снятые после 1974 г., получали эту награду — Андрей Тарковский.

Страсти по Тарковскому

Безотцовщина

Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в семье, которую иначе как литературной не назвать. Отец, Арсений Тарковский, был известным советским поэтом и переводчиком с восточных языков. Мать, Мария Вишнякова, также была поэтом и прозаиком, но известность ее ограничивалась лишь литературными кругами. Позже она уничтожила все свои рукописи. В дневниках она писала, что сделала это ввиду «отсутствия таланта». И отцовское увлечение восточной культурой, и материнская самокритичность позже заметно отразятся на жизни их первенца Андрея.

Место рождения будущего кинорежиссера — небольшой город Юрьевец в Ивановской области. Там он жил вместе с матерью и младшей сестрой почти до самой войны. Отец к 1935-му году окончательно оставил семью, что стало первым сильным потрясением в жизни маленького Андрея. Тема отца и расставания с ним крайне важна для понимания всего творчества Андрея Тарковского.

В 1939 году Мария Вишнякова вместе с детьми перебирается в Москву, где Андрей идет в школу. Но уже спустя два года семья вынуждена вернуться в Юрьевец — началась война. Отец, которого так не хватает подрастающему Андрею, отправляется добровольцем на фронт, где теряет ногу. Пока Арсений Тарковский переносит одну операцию за другой, его бывшая жена Мария в одиночку поднимает двоих детей в голодной российской глубинке. Позже Тарковский напишет о тех годах: «Это было тяжёлое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушел из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссёром, — всем этим я обязан матери».

В 1943 году семья снова едет в Москву. Андрей возвращается в свою школу, где его одноклассником становится Андрей Вознесенский. Мать продолжает работу в типографии. И хотя жизнь начинает налаживаться, Андрей сильно скучает по родному деревянному дому в Юрьевце. Все эти мотивы позже лягут в основу кинофильма «Зеркало».

В школе к наукам Андрей особого интереса не проявляет, зато с увлечением занимается музыкой и рисованием. По окончании средней школы юноша не имеет никаких конкретных устремлений и решает пойти по стопам отца: Андрей поступает в Московский Институт Востоковедения.

Проучившись без особого энтузиазма около года и получив сотрясение мозга на занятиях по физкультуре, Андрей оставляет институт и, не имея определенной цели, связывается с уличной компанией молодых людей крайне сомнительного свойства.

Весьма показателен такой случай из жизни молодого Тарковского: Андрей, одетый в новенький свитер, купленный матерью, шел по двору, на котором местная шпана играла в футбол. Андрею предложили присоединиться и стать вратарем. Дабы не обидеть «друзей», Андрей согласился.

Он занял место в импровизированных воротах и начал ловить грязный кожаный мяч руками. Мяч, попадая в Андрея, оставлял огромные грязные пятна на белоснежном свитере. Но чувство собственного достоинства не позволяло прекратить игру, и Андрей терпел до тех пор, пока она не закончилась. Свитер к тому времени пришел в негодное состояние.

В будущем уже кинорежиссера Тарковского не раз будут подвергать аналогичному испытанию на различных художественных советах и цензурных комиссиях. Не раз еще ему придется терпеть унижения и доказывать свою состоятельность уже как художника.

«В свое время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом — она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет…»—так сам Тарковский вспоминает то время.

Вернувшись из годового путешествия по Сибири, набравшись жизненного опыта, увидев, что есть и другая жизнь, отличная от жизни московской уличной шпаны, летом 1954 года Тарковский подает документы на режиссерский факультет ВГИКа. Мастерскую в тот год набирал Михаил Ильич Ромм, славившийся умением разглядеть «будущих режиссеров» в еще совсем молодых ребятах и девушках. Не подвело чутье прославленного педагога и в тот год. Василий Шукшин, Александр Гордон, Андрей Тарковский, Ирма Рауш, Марика Бейку — известность многих из них позже выйдет далеко за рамки чисто профессиональных кругов.

Авторитетные источники

С началом учебы у Тарковского началась новая жизнь. Необходимо понимать, что доступ к информации в то время был крайне затруднен, а для людей, не принадлежащих к творческой элите, и вовсе невозможен. И если литературу спасал самиздат, то посмотреть классику мирового кино, кроме ВГИКа, было просто негде. Поэтому неудивительно, что Тарковский так много говорит о том, какое значение имело для него знакомство с фильмами Куросавы, Мидзогути, Довженко, Бунюэля.

Особняком в списке любимых режиссеров Тарковского стоит фигура Робера Брессона. Тарковский буквально боготворит французского мэтра. И если внимательно сопоставить творчество обоих художников, становится понятно, почему. Во-первых, Брессон — убежденный христианин, причем совсем не важно, что он — католик (почему, мы поймем чуть позже). Во-вторых, кинематограф Брессона — это крайне чистая материя, не обремененная ни актерской игрой, ни операторской работой, ни монтажом. В этом смысле кинематограф Брессона даже не столько материя, сколько дух.

Когда в 1951 году Брессон снял «Дневник сельского священника», весь кинематографический мир застыл в изумлении. От простого воссоздания обыденной действительности Брессон сделал решительный шаг к созданию действительности собственной. В «Дневнике» молчание важнее слов, неподвижность важнее действий, состояние важнее сюжета. Если мы вспомним труд великого православного богослова и ученого Павла Флоренского «Иконостас», то можем прийти к выводу, что кинофильмы Брессона имеют одну очень важную черту, схожую с православными иконами: они не отражают падающий на них свет, а словно сами его излучают. (Можно утверждать, что таким же свойством обладают «Земля» Александра Довженко и «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини.)

Именно все вышеуказанные свойства кинематографа Брессона увлекли молодого Тарковского, дали ему мощный толчок, показали, что кинематограф, мыслимый всегда как развлечение, на самом деле имеет огромный потенциал именно возвышенного, оторванного от суеты выражения.

Страсти по Тарковскому

В самом начале хрущевской «оттепели» Тарковский вместе с сокурсниками Александром Гордоном и Марикой Бейку снимают на учебной киностудии короткометражку «Убийцы» по одноименному рассказу Эрнеста Хемингуэя. Фильм, безусловно, крайне ученический, но в силу молодого и, как следствие, нового подхода к предмету кино вообще, картина заметно выделяется на фоне того, что снимали в ту пору «большие советские режиссеры». Мастер курса, Михаил Ильич Ромм, высоко оценил проделанную студентами работу.

В 1957 году в личной жизни Тарковского происходят важные изменения: он женится на сокурснице Ирме Рауш и знакомится с первокурсником Андреем Кончаловским. С последним они вместе пишут сценарий дипломного фильма Тарковского — «Каток и скрипка». Фильм был снят в 1960 году на киностудии «Мосфильм». Так как идеологически разнообразить картину по причинам цензуры было затруднительно, Тарковский решил взять сентиментальную историю дружбы юного скрипача и водителя катка и педалировать изобразительную составляющую. Ориентировался режиссер на нашумевший в то время фильм Альбера Ламориса «Красный шар»—трогательную историю взаимоотношений маленького мальчика и красного воздушного шарика. Так же, как и во французской ленте, в короткометражке Тарковского уделяется внимание игре цветов, в чем немаловажная заслуга оператора — Вадима Юсова. «Каток и скрипка» был удостоен первого приза на кинофестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке.

Вскоре состоялся и первый полнометражный дебют Тарковского — фильм «Иваново детство», по мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван». Фильм был поставлен в 1962 году на киностудии «Мосфильм». В этом же году Ирма Рауш родила Тарковскому сына Арсения. Начало работы над первым большим серьезным проектом, равно как и рождение сына, стали для Тарковского первыми большими испытаниями в его жизни. И если на первых порах и здоровье, и относительное семейное благополучие позволяли Тарковскому преодолевать эти испытания, то позже проблем становилось все больше, а сил, чтобы их решать — все меньше.

Ирма Рауш — исполнительница роли матери Ивана в фильме «Иваново Детство», жена Андрея Тарковского

Фильм «Иваново детство» повествует о судьбе 12-летнего разведчика Ивана. Рано лишившись матери, мальчик решает уйти на фронт, чтобы сражаться с врагом, отобравшим его детство. Детство, которое возвращается к Ивану лишь во снах. Сны в этой картине являются чем-то большим, нежели просто художественным приемом. Они образуют ткань фильма, они, по сути, и есть фильм. К тому же, под сцены сна Тарковский сумел замаскировать ту художественную свободу, что никогда не была бы пропущена пресловутым худсоветом как описание обычной жизни пусть и маленького, но все же солдата Советской Армии. Именно эта неслыханная по тем временам свобода самовыражения и принесла фильму мировую известность.

Картина получила главный приз на кинофестивале в Венеции и вдохновила целый ряд режиссеров: например, Сергей Параджанов, посмотрев «Иваново детство», воскликнул: «Теперь я знаю, как снимать кино!». Также высоко оценил фильм и один из кумиров самого Тарковского — Ингмар Бергман. И если мы помним, что Брессон — католик, сам Тарковский — православный, нужно отметить, что Бергман — протестант. Но настоящие христианские ценности понимаются и принимаются людьми любых конфессий.

В 1964 году Тарковский начинает работу над масштабным проектом — «Страсти по Андрею». Цель проекта — показать всю ту внутреннюю работу, которую совершает художник при работе над своими произведениями. В качестве главного героя Тарковский не случайно выбрал великого русского иконописца Андрея Рублева. Получается, что страсти эти не только по Андрею Рублеву, но и по самому Андрею Тарковскому. Это, пожалуй, и есть начало того процесса, в ходе которого режиссер в качестве материала берет свои собственные переживания, а сюжет фильма является своего рода обрамлением. Разумеется, советская цензура в корне пресекает такого рода автобиографичность, и Тарковскому приходится переименовать фильм в «Андрей Рублев». В 1966 году фильм вышел в советский прокат очень ограниченным количеством копий и в крайне обрезанном виде. К счастью, сегодня мы имеем возможность смотреть полную версию фильма.

Фильм «Страсти по Андрею» разделен на 8 новелл, каждая из которых рассказывает о том или ином периоде в жизни Андрея Рублева. Главную роль в фильме исполнил Анатолий Солоницын. Сыграла в картине и жена Тарковского Ирма Рауш. Она исполнила роль юродивой девушки, что следовала за иконописцем по пятам. Весьма примечательна концовка фильма — после двух часов черно-белого повествования о жизни иконописца, мы видим яркие красочные произведения мастера — его иконы. Цветовые возможности кино использованы на самом высоком уровне.

На съемках фильма Тарковский знакомится с Ларисой Кизиловой, которая сыграет значительную роль в его дальнейшей жизни. В 1969 году картину удается отправить на Каннский кинофестиваль, где фильм демонстрируется вне конкурса и получает главный приз Международной Федерации Кинопрессы.

Зазеркалье

После завершения работы над «Андреем Рублевым» Тарковский берется сразу за два сценария: «Солярис» и «Исповедь». Первый, основанный на одноименном романе Станислава Лема, пишется Тарковским вместе со сценаристом Фридрихом Горенштейном. «Исповедь» же, полностью автобиографический проект, создается режиссером в одиночку (лишь много позже к работе подключится Александр Мишарин).

Вообще иметь в голове сразу несколько проектов Тарковский считал необходимым для режиссера. Так, в его дневниках мы можем прочесть, что всегда есть, по крайней мере, десять фильмов, каждый из которых он может начать снимать прямо сейчас. Среди них «Доктор Фаустус», «Игра в бисер», «Достоевский», жизнеописание Иисуса. Другое дело, что возможности, предоставляемые режиссеру государством, были куда меньше возможностей самого режиссера.

В 1972 году Тарковский заканчивает работу над фантастическим фильмом «Солярис». Фильм раскрывает тему этических, нравственных и религиозных проблем человечества посредством взаимоотношений последнего с внеземными цивилизациями. В том же году Тарковский сдает фильм на худсовет. В ответ режиссер получает список замечаний, состоящий из 35(!) пунктов. Среди них: «Изъять концепцию Бога», «Изъять концепцию христианства», «Убрать сцену с матерью». Есть среди замечаний и совсем абсурдные: «Не надо, чтобы Хари становилась человеком», «Зритель ничего не поймет».

Зритель же оказался куда проницательнее чиновников, и очереди в четыре кольца окружили советские кинотеатры. Многие жители больших городов ехали смотреть «Солярис» в провинцию, поскольку там он шел в менее обрезанном виде. Большой приз Каннского кинофестиваля 1972 года стал на этом фоне ожидаемым явлением. Несмотря на это, Тарковский тяжело переживал такое отношение со стороны своего «отечества». В дневниках за 1973 год мы находим: «ты никому не нужен, ты совершенно чужд своей культуре, ты ничего не сделал для нее, ты ничтожество».

В следующем году Тарковский возвращается к работе над «Исповедью», прерванной из-за съемок «Соляриса», и подключает к работе Александра Мишарина. Рабочее название «Исповедь», уже успевшее стать и «Белым днем», и «Белым-белым днем», в итоге становится «Зеркалом», и под этим названием фильм снимается в том же году.

«Зеркало» для многих любителей кино — центральная работа Тарковского. Для такой точки зрения достаточно оснований: фильм полностью автобиографичен, сюжета как такового нет — фильм как бы «плавает» от одного образа к другому, от детства к взрослой жизни, от взрослой жизни к юности. Ярко проявляется образ отца, а точнее образ его отсутствия: стихотворения Арсения Тарковского, прочитанные самим автором, напоминают нам о том расстоянии, что еще в раннем детстве разделило главного героя (режиссера) и его отца. К этому времени Тарковский уже развелся со своей первой женой Ирмой Рауш и женился на Ларисе Кизиловой, которая родила ему сына Андрея. Таким образом, Тарковский стал для своего первого сына Арсения тем, кем стал для него в свое время его отец Арсений.

Также очень важно фактическое отсутствие самого главного героя. То есть мы видим мир его глазами, мыслим его категориями. Роль матери исполнила Маргарита Терехова, физическое сходство которой с матерью Тарковского отрицать довольно трудно.

Однако на фильм обрушилось и немало критики — как раз за его автобиографичность, за излишний символизм. Единственный аспект фильма, превосходность которого никто, кажется, не отрицает — это операторская работа Георгия Рерберга. Мы оставим все мнения и точки зрения на совести их авторов. Все, что мы можем сказать наверняка, — в этой картине полностью отражен ее автор, со всеми своими плюсами и минусами, со всеми благодарностями и обидами. И если мы хотим составить свое собственное мнение о человеке и режиссере Андрее Тарковском, необходимо смотреть в первую очередь «Зеркало».

«На восстановление нет сил»

Сталкер. Кадр из фильма

После «Зеркала» Тарковский несколько лет готовится к съемкам и снимает еще один фантастический фильм — «Сталкер». Сценарий был написан братьями Стругацкими по мотивам их же повести «Пикник на обочине».

Фильм рассказывает о путешествии Писателя и Профессора, сопровождаемых Сталкером, в Зону — место, пораженное странной катастрофой. В Зоне есть некая Комната, где исполняются любые желания. Но дойдя до Комнаты, путники понимают, что желают они на самом деле совсем не того, что задумали. Возвратившись обратно, казалось бы, с пустыми руками, они стали совсем другими людьми.

На съемках фильма, точнее, уже после съемок, с Тарковским приключилась катастрофа, масштабы которой сопоставимы разве что с масштабами катастрофы в Зоне: то ли из-за ошибки проявщика, то ли по чьему-то специальному поручению рабочий негатив был проявлен неверным образом — фильм был фактически смыт с пленки. Тарковский пережил инфаркт.

Немного оправившись, он полностью переснимает фильм. Во время монтажного периода происходит еще один приступ, во время которого Тарковский судорожно записывает в своем дневнике: «Боже! Чувствую приближение Твое. Чувствую руку Твою на затылке моем. Потому что хочу видеть Твой мир, каким Ты его создал, и людей Твоих, какими Ты стараешься сделать их. Люблю Тебя, Господи, и ничего не хочу от Тебя больше». К счастью, приступ оказался не смертельным, и Тарковский закончил фильм. В 1980 году фильм с большим успехом был показан на Каннском кинофестивале.

«Ностальгия». В главной роли — Олег Янковский

К этому времени Тарковский обзаводится знакомствами за рубежом, в частности, большая дружба завязывается с итальянским сценаристом Тонино Гуэрра. И в 1980 году Тарковский отправляется в Италию, где вместе с Гуэрра начинает работу над сценарием фильма «Ностальгия».

Во время путешествий по Италии, связанных с выбором натуры для «Ностальгии», Тарковский снимает документальную картину «Время путешествия». В одной из сцен этого фильма Тарковский, отвечая на письма итальянских студентов, рассказывает о своих предпочтениях в искусстве: Леонардо да Винчи, Лев Толстой, Иоганн Себастьян Бах, Робер Брессон — все они, по мнению Тарковского, достигли гениальной простоты в своих произведениях. Высоко ценит Тарковский фильмы Параджанова, Феллини, Антониони.

При просмотре «Времени путешествия» складывается ощущение, что Тарковский ищет в Италии что-то особенное, что-то, чего в Италии нет. А не Россию ли ищет в Италии Тарковский? Россию, которой в социалистической державе больше нет, которую у режиссера украли, оставив только деревянный сруб в Юрьевце? Вот и герой фильма «Ностальгия» писатель Горчаков ищет в Италии следы творчества русского крепостного композитора Сосновского. Ищет русского композитора, а находит местного сумасшедшего — блаженного Доменико.

В 1983 году Тарковский везет «Ностальгию» на кинофестиваль в Канны. Уже известно, что в Каннах со своим последним фильмом «Деньги» (по мотивам «Фальшивого купона» Толстого) будет 82-летний Робер Брессон. И вот он, исторический момент — большой приз за лучшую режиссерскую работу получают сразу два фильма: «Ностальгия» и «Деньги». На пресс-конференции Тарковский и Брессон сидели рядом, не более чем в полуметре друг от друга. Для Тарковского Брессон, конечно, находился на абсолютно недосягаемом уровне, но для всех собравшихся было ясно, что фигуры этих двух режиссеров вполне сопоставимы. И никто из них не лучше и не хуже — не в этом дело. Дело в том, что каждый из них сумел показать мир так, как видят все — и не видит никто.

В 1984 году Тарковский объявляет о своем решении не возвращаться в Советский Союз. В том же году режиссер едет в Швецию, где договаривается о съемках фильма «Жертвоприношение». Оператором на картине становится Свен Нюквист — бессменный оператор Ингмара Бергмана, фильмами которого так восхищался Тарковский.

Через год Тарковский узнает, что болен раком легких. Однако без промедлений начинает съемки «Жертвоприношения», вероятно, понимая, что это его последний фильм. Картина рассказывает о жизни семьи в преддверии конца света, связанного с атомной войной. Глава семьи, атеист Александр, вопрошает, что же ему надо сделать, какое совершить жертвоприношение, чтобы сохранить жизнь своим детям.

Сам Тарковский так объяснял идею фильма: «Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву».

Андрей Тарковский эту жертву принес. Всего себя он вложил в свои фильмы. В мае 1986 года, будучи уже тяжело больным, Тарковский получает сразу несколько призов на кинофестивале в Каннах. Все кинематографическое сообщество помогает Тарковскому в борьбе с болезнью, но одна химиотерапия за другой лишают организм последних сил. Запись в дневнике от 15 декабря гласит: « на восстановление нет сил», и чуть ниже последняя фраза, записанная рукой Андрея Тарковского: «Негатив, разрезанный почему-то во многих случайных местах…».

Спустя две недели, 29 декабря 1986 года Андрей Тарковский скончался от рака легких в одном из парижских госпиталей. Похороны состоялись 3 января 1987 года на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа недалеко от Парижа. На памятнике, выполненном Эрнстом Неизвестным, выгравирована надпись «Человеку, который увидел ангела».

Опубликовано в журнале «Виноград», июль-август 2011 г.

Читайте также:

Два Андрея

Мария Дегтярева

один итальянец, влюбленный в Россию, заметил: «Я не знаю, чему мы – запад – можем вас учить: у вас есть Андрей Рублев и Андрей Тарковский. Что после этого еще можно делать в искусстве?»

www.pravmir.ru

Жертвоприношение. Деревенская жена Андрея Тарковского

Вместе они выглядели странно. Андрей — породистый, сухой, сдержанный; и Лариса, похожая скорее на жену полковника, а не гениального режиссера. Слишком белокурая, слишком нарядная, слишком энергичная, слишком шумная…

Друзья Тарковского считали, что Лариса бесцеремонно назначила себя его музой, увела из семьи, отвадила от друзей. Все говорили, что Лариса могла быть и поскромнее, но она невозмутимо поставила себя между гением и людьми, которые, как ей казалось, только попусту отвлекали его от творчества.

Марина Влади вспоминала, как после своих проб на роль в «Зеркале» много раз звонила Тарковскому. По телефону отвечала Лариса и сразу же бросала трубку…

Познакомились они на съемках фильма «Андрей Рублев». Лариса Кизилова работала ассистентом режиссера. Очевидцы вспоминают, какой невероятной заботой она окружила Тарковского: умудрялась в гостиничных условиях варить невероятный борщ, нарезала бутерброды… Устраивала ежедневные праздники — накрывала на стол, собирала блестящие компании, где каждый был счастлив поднять тост за гениального режиссера.

И все же они были настолько «не ровня», что, когда первая жена Тарковского, Ирма Рауш, застукала их вместе, она поверила, что Лариса просто делает режиссеру массаж.

На массажистку она была похожа больше, чем на возлюбленную. И уж точно не тянула на соперницу.

Но режиссер и сам не заметил, как Лариса стала ему необходимой и развелся и Инной. Пять лет они жили, не расписываясь, и поженились, когда родился их сын Андрей.

Лариса родилась в деревне на рязанщине, и, хотя изо всех сил старалась стать светской дамой, именно за эту сельскую манеру ухаживать за мужчиной, как за маленьким ребенко, Тарковский ее и ценил.

Теперь в любой квартире, где жили Тарковский и Лариса, было невероятно уютно, тепло и пахло пирогами. Богемные друзья морщились: пошлость. А Андрей обожал эту атмосферу Дома. И заболевал, если Лариса куда-то уезжала. Он без нее мог. Лариса не просто стирала-пекла и вела семейный бюджет. Тарковский вскоре передал ей все свои дела, кроме творческих.

«Не будь Ларочки, меня давно бы уже не было», — записал он в дневнике.

Постоянные измены

Лариса знала, что Тарковский гуляет направо и налево, была в курсе всех его романов. Дочь Ларисы Павловны от первого брака, Ольга, вспоминала:

«У него этих баб полно было. Он маме постоянно изменял. Менял трусики на чистые и уходил из дома. Мама устраивала скандалы, но всё было бесполезно. Он говорил: «Если режиссёр хочет, чтобы актриса поняла, что нужно делать в фильме, нужно с ней переспать».

Режиссер как будто считал, что семья ничему не мешает. Он сам думал, что не умеет любить, но иногда сильно влюблялся, и Ларисе приходилось возвращать его себе.

Наталье Бондарчук, с которой у Тарковского был головокружительный роман, она сказала:

«Девочка, он не для тебя! Ты такого не вынесешь. Андрей не такой, каким тебе кажется. Это очень тяжёлый человек. Увлекается женщинами, может запить, загулять на неделю. Не так давно я узнала, что моя подруга беременна. Беременна от Андрея! Что мне оставалось делать? Я оплатила аборт этой дурочке…»

Лариса говорила, что спасать гения от него самого — ее жертва, ее обязательство перед человечеством.

Последний фильм

В 1984 году Тарковскому предложили снять фильм в Италии. В СССР он после «Соляриса» не мог снять ни одного фильма, поэтому с радостью согласился и снял «Ностальгию». Итальянцы восторженно приняли новый фильм русского режиссера. Мэр Венеции лично вручил Тарковскому с Ларисой ключи от квартиры. За это в одной московской газете его назвали предателем, в КГБ завели дело и запретили режиссеру возвращаться на Родину.

От этой нервотрепки, или от чего-то еще, но Андрей Тарковский заболел. Врачи нашли у него последнюю стадию рака. Ему очень помогала Марина Влади — она летала с ним во Францию на курсы облучения. Режиисер знал, что умирает, но успел доснять свой последний фильм «Жертвоприношение» (первое название «Ведьма) - фильм, в котором жертва принесена не напрасно, мир будет спасен, а финале появятся титры:

«Посвящается моему сыну Андрюше с надеждой и верой».

Фото: kino-teatr.ru

www.goodhouse.ru


Смотрите также