Алексея константиновича толстого биография


Краткая биография Алексея Константиновича Толстого, самое главное

Алексей Константинович Толстой родился в 1817 году в знатной дворянской семье в Санкт-Петербурге. Вскоре после рождения ребенка семья Толстых распалась и мать вместе с сыном уехала на Украину. Детство маленького Алексея прошло в Черниговской губернии.

Алексей получил великолепное домашнее образование. Значительное влияние на характер и мировоззрение мальчика оказал его родной дядя А. А. Петровский, который был довольно известным писателем того времени и активным сторонником декабристов. Именно он стал прототипом в романе «Война и мир» при создании образа Пьера. Некоторые сказки дядя специально сочинял для своего племянника, например, дошедшая до наших дней сказка «Черная курица». Под влиянием дяди Алексей начал интересоваться и заниматься литературой.

А. К. Толстой по праву рождения являлся частью аристократической среды, но в детстве произошло событие, которое еще более поставило мальчика в особое положение. В возрасте 10 лет Алексей попал в число приглашенных для игр с будущим наследником России императором Александром II, с которым у него возникли в дальнейшем дружеские, тесные отношения. В более взрослом возрасте преимущества положения в качестве друга царя использовались А. К. Толстым, но не в личных целях. Так, Толстой делал все возможное для освобождения Тараса Шевченко из ссылки, высказывался в защиту Чернышева.

В 1834 году А. К. Толстой становится студентом в московском архиве Министерства Внутренних дел. В 1835 году Толстой с успехом сдает экзамен в университете и получает заслуженный чин. Дальнейшие годы его жизни с 1837 по 1840 связаны с дипломатической миссией России в Германии. В этот период жизни А. К. Толстой вел бурную жизнь известного светского человека, в которой присутствовали шутки и розыгрыши на грани дозволенного. Все проказы А. К. Толстого с легкостью сходили ему с рук лишь благодаря покровительству Александра II.

Значительное время А. К. Толстой посвящает в эти годы литературному творчеству. В 1841 году под литературной маской Краснорогский выходит его первая публикация фантастической повести «Упырь». В 1854 А. К. Толстой берет себе новый псевдоним и его стихи появляются в «Современнике» под авторством Козьмы Пруткова. Этот псевдоним был придуман в годы молодости А. К. Толстого совместно с его братьями как образ не очень умного и самовлюбленного бюрократа.

Личная жизнь молодого Толстого складывалась непросто. В 1850 году он влюбляется в жену полковника, руководившего конной гвардией. Развитию отношений сильно препятствовал муж, который длительное время не давал согласия на развод. Категорически против брака была и мать Толстого, которая с неприязнью относилась к невесте сына. Долгое время молодые не могли официально оформить брак, который был заключен только в 1863 году.

С 1860 по 1870 годы А. К. Толстой много времени проводил за границей. В эти годы активно печатаются его литературные работы в известнейших журналах того времени, таких как «Русский вестник», «Современник», «Вестник Европы». В 1861 году выходит в свет его поэма «Дон Жуан». Дальнейшие годы связаны с работой над текстами исторической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». В эти годы А. К. Толстой работает над переводами трудов Гейне, Гете, Байрона. В 1867 году выходит собрание стихотворений А. К. Толстого, которое стало последней публикацией писателя в годы его жизни.

Последние годы жизни А. К. Толстой провел уединенно в своей усадьбе Красный Рог, мучаясь приступами астмы и сильнейшими головными болями. Эти годы связаны с серьезным ухудшением финансового состояния писателя, что еще более способствовало развитию заболеваний. Для облегчения физических страданий А. К. Толстой вынужден был принимать морфий, передозировка которого стала причиной его смерти.

Читайте на Парнасе также другие варианты биографий, интересные факты:  

 —------------------------જஓજ જஓજ-------------------------—

Толстой Алексей Константинович (1817-1875)

Комментарии (0)

parnasse.ru

Толстой Алексей Константинович

Граф, русский поэт, писатель и драматург.

Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября) 1817 года в Санкт-Петербурге в семье графа Константина Петровича Толстого. Родители развелись вскоре после его рождения, Алексея воспитывал дядя по матери А. А. Перовский, известный писатель, печатавшийся под псевдонимом «Антоний Погорельский».

Раннее детство А. К. Толстой провел в имении дяди в Черниговской губернии, получил хорошее домашнее образование. С 10-летнего возраста он выезжал за границу, в 1831 году совершил путешествие по Италии. А. К. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего императора Александра II.

В 1834 году А. К. Толстого определили «студентом» в московский архив Министерства иностранных дел. В 1836 году он сдал экзамен за курс словесного отделения в Московском университете. В 1837-1840 годах граф служил в русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. С 1840 года он находился на придворной службе в Санкт-Петербурге. В 1843 году граф получил чин камер-юнкера, был флигель-адъютантом Александра II, затем егермейстером.

В 1840-х годах начал раскрываться литературный талант А. К. Толстого. Его первая публикация - фантастическая повесть «Упырь» (1841), напечатанная под псевдонимом «Краснорогский» - была сочувственно встречена В. Г. Белинским. С 1854 года А. К. Толстой печатал в «Современнике» стихи и литературные пародии от имени вымышленного Козьмы Пруткова (в соавторстве с А. М. и В. М. Жемчужниковыми). В конце 1850-х годов граф сотрудничал в славянофильской «Русской беседе», затем в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы».

В 1850-1860-х годах А. К. Толстой получил известность как лирик и автора баллад. Многие его лирические стихотворения, опубликованные в это время, приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит» «Где гнутся над омутом лозы» и др.).

В 1861 году А. К. Толстой вышел в отставку с придворной службы и сосредоточился на литературных занятиях. Им были опубликованы драматическая поэма «Дон Жуан» (1862), исторический роман «Князь Серебряный» (1863), историческая трилогия - трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). Он жил преимущественно в своей усадьбе «Пустынька» на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом (не сохранилась) или в имении Красный Рог в Мглинском уезде Черниговской губернии (ныне в Почепском районе Брянской области). В 1860-1870-х годах граф много времени проводил в Европе (Италия, Германия, Франция, Англия).

В 1867 году вышло свет первое собрание стихотворений А. К. Толстого. В последнее десятилетие жизни граф писал баллады («Роман Галицкий», «Боривой», «Илья Муромец», «Садко» и др.), поэмы, лирические стихи.

Последние годы жизни А. К. Толстой тяжело страдал от расстройства нервов, облегчая боль приемами морфия. Он умер 28 сентября (10 октября) 1875 года в имении Красный Рог вследствие ошибочного введения большой дозы морфия. Граф был похоронен в фамильном склепе Успенской церкви села Красный Рог.

Творчество А. К. Толстого, проникнутое любовью к здоровой земной жизни, русской природе и родине, отразило движение русской литературы от романтизма к реализму, достижения которого сказались в ясности и точности изображения природы, в верности и глубине раскрытия душевных переживаний. Лирические стихотворения А. К. Толстого отличаются простотой и задушевностью. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной»). Более 70 его стихотворений положено на музыку русскими композиторами - Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. Г. Рубинштейном, С. И. Танеевым и другими.

www.bankgorodov.ru

ТОЛСТОЙ, АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

ТОЛСТОЙ, АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1817–1875) – русский поэт, драматург, прозаик.

Родился 24 августа (5 сентября) 1817 в С.-Петербурге. Отец – граф Константин Петрович Толстой, брат художника Федора Толстого (Лев Толстой по этой линии приходился Алексею Константиновичу троюродным братом). Мать – Анна Алексеевна Перовская – происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский доводился ей родным дедом). После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А.Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку Черная курица, или Подземные жители (1829).

К 1826 мать и дядя перевезли мальчика С.-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). С 1826 Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В.Гете. Одно итальянское путешествие Толстой описал в Дневнике 1831 года. Перовский до своей смерти в 1836 оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника, отдавал их на суд В.А.Жуковскому и А.С.Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение. Все свое довольно значительное состояние Перовский завещал племяннику.

В 1834 Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 выдержал экзамен на чин при Московском университете. В 1837–1840 числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в С.-Петербург, с 1840 числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 – церемониймейстера (5-й класс).

В 1840-х Толстой вел жизнь блестящего светского человека, позволяя себе рискованные шутки и проказы, сходившие ему с рук благодаря покровительству цесаревича. Зимой 1850–1851 на балу он встретил Софью Андреевну Миллер, жену конногвардейского полковника. Завязался бурный роман, ознаменовавшийся ее скорым уходом от мужа. Муж, однако, долго не давал развода, поэтому брак Толстого с Софьей Андреевной был заключен только в 1863. Практически вся его любовная лирика адресована именно ей (в т.ч. посвященное их первой встрече стихотворение Средь шумного бала, случайно…).

В годы Крымской войны добровольцем вступил в армию, но, заболев тифом, участия в боевых действиях не принимал. В 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). Однако карьера придворного и политического деятеля была ему не по душе. Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра (в т.ч. самого императора), он в 1859 добился бессрочного отпуска, а в 1861 – полной отставки (эта житейская коллизия нашла выражение в поэме Иоанн Дамаскин, 1859). После отставки проживал преимущественно в имениях Пустынька под С.-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губ., занимаясь почти исключительно словесностью.

В печати впервые выступил в 1841 с фантастической повестью Упырь (за подписью Красногорский). Действие ее происходит в России, но истоки происшествия ведут в Италию 18 в., куда слушателей переносит рассказ одного из персонажей. Ирреальное в повести получает психологическое объяснение (рассказчик оказывается душевнобольным), но не отменяется вполне. Романтической фантастикой проникнуты две сюжетно связанные между собой повести, написанные в конце 1830-х – начале 1840-х по-французски: La famille du vurdalak (Семейство вурдалака) и Le rendez-vous dans trois cent ans (Встреча через триста лет). Действие их происходит в Сербии и Франции 18 в. Не опубликованные при жизни Толстого, эти повести считаются исследователями наиболее удачными среди его прозаических сочинений. Фантастична и повесть из времен гонений на христиан Амена (1846), в которой языческая богиня оборачивается исчадием ада. Однако, увлеченный тогда преимущественно религиозной проблематикой и «тайнами гроба», Толстой-прозаик отдал дань и натуральной школе: в ее манере выдержан очерк Артемий Семенович Бервенковский (1845).

Высшим его достижением в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного Князь Серебряный (1862). Работа над ним началась, предположительно, уже в 1840-х. Это исторический роман в «вальтерскоттовском» духе, с центральным вымышленным героем, простоватым, но безукоризненно честным, который оказывается жертвой борьбы царя Ивана, устанавливающего неограниченную (в т.ч. моральными преградами) власть, с московским боярством. Симпатии Толстого на стороне последнего, поскольку именно среди них сохраняются старинные представления о чести и справедливости. Среди них, впрочем, есть и свои «ренегаты», вроде князя Вяземского, сознающего свою преступность, но одолеваемого романтической страстью с жене боярина Морозова. Однако главной опорой Ивану служат циничные и безнравственные выскочки, среди которых выделяется мрачная фигура Малюты Скуратова. Они и есть настоящие разбойники, в отличие от разбойников из простонародья во главе с атаманом Ванькой Кольцо, не обделенных авторским сочувствием. Основная сюжетная линия связана с любовным соперничеством, причем с явной аллюзией на Песню… про купца Калашникова М.Ю.Лермонтова. Стихия устного народного творчества пронизывает весь текст романа – от стилизации старинной сказительской манеры в речи от автора, переосмысленных мотивов сказок, легенд и исторических песен до прямого цитирования подлинных народных песен. Современной Толстому критикой роман воспринят не был, но скоро вошел в число образцовых, классических книг для детского и юношеского чтения.

В 1854 Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения. В 1840-х среди них преобладали элегические сетования о запустении дворянских гнезд, о невозвратимости прошлого (Ты помнишь ли, Мария…, Пустой дом, Дождя отшумевшего капли… и др.), в романтическом ключе поэтизировалась русская и украинская история (Колокольчики мои…, Ты знаешь край, где все обильем дышит…). Программные стихотворения о сущности поэтического творчества (Поэт) позднее сопрягаются с религиозными мотивами, но толкуются обычно в духе теории «чистого искусства» (Тщетно, художник ты мнишь, что своих ты творений создатель…). Множество стихотворений о любви (Не верь мне, друг, когда в избытке горя…, Ты жертва жизненных тревог…, На нивы желтые нисходит тишина…, Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре… и др.) связаны с развитием отношений с С.А.Миллер, однако не сложность этих отношений является главным их предметом (хотя есть и это). По замечанию В.С.Соловьева, «только идеальная сторона любви выражена в его стихотворениях на эту тему». В целом для лирики Толстого характерно тяготение к стихотворениям романсового типа (не случайно более половины их положено на музыку), к весенним пейзажам. Стремление запечатлеть миг душевного подъема придает большинству из них подчеркнуто мажорное звучание (То было раннею весной… и др.). Умышленная простота, даже небрежность рифмовки создает впечатление безыскусности, подлинности лирической эмоции. В значительной мере опираясь на народно-песенную традицию, Толстой обращался и к прямым стилизациям фольклорных ритмов и образов (Уж ты нива моя, нивушка…, Не божиим громом горе ударило…, Ты почто, злая кручинушка…, Исполать тебе, жизнь – баба старая…), и звучание их совсем не мажорное; преобладающая в них тематика – «тоска-кручина», заедающая век «добра молодца».

С традициями устного народного творчества связаны баллады и былины Толстого, не являющиеся прямыми стилизациями (сам стих в них подчеркнуто «литературен»: трехсложные и – реже – двухсложные силлабо-тонические размеры, одинаковые строфы с правильной рифмовкой). В его былинах не просто перелагаются известные сюжеты, а выделяются эмоционально значимые моменты, эпизоды, детали, на которых фиксируется внимание читателя. В результате эпическое начало оказывается сильно потеснено лирическим (Илья Муромец, Алеша Попович, Садко). В балладах Толстого развернута целая поэтическая идеализированная концепция русской истории: на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Соответственно, противопоставленные друг другу эпохи привлекают особое внимание поэта – времена князя Владимира Красное Солнышко (Песня о походе Владимира на Корсунь и др.) и царствование Ивана Грозного (Василий Шибанов, Князь Михайло Репнин и др). Былины Толстого насыщаются злободневным содержанием (Змей Тугарин), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности (Поток-богатырь).

Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Среди враждующих политических и литературных группировок эпохи реформ Толстой пытался сохранить независимость, о чем неоднократно заявлял (см., напр., стихотворение Двух станов не боец, а только гость случайный…). Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов (Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинисме, баллада Порой веселой мая… и др.), и на либерализующийся административный порядок (Сон Попова), и даже на самую русскую историю (История государства Российского от Гостомысла до Тимашева). Чаще в подобных стихотворениях важен не определенный «адрес» сатиры (кроме, пожалуй, тех, где речь идет о нигилистах), а блестки неидеологичного остроумия, чистый, хотя иногда и не вполне благодушный юмор. В области пародии Толстой также оказался удачлив, создав в начале 1850-х вместе со своими двоюродными братьями А.М. и В.М.Жемчужниковыми литературную маску Козьмы Пруткова (Толстому принадлежит ок. 10 прутковских стихотворений и, видимо, многие афоризмы).

Если в балладах и былинах Толстого речь шла о русском средневековье, то сюжеты своих поэм он черпал преимущественно в средневековье европейском. Напр., поэмы Алхимик (1869) – о мыслителе 8 в. Раймонде Луллии; Дракон. Рассказ XII века (1875), написанный, в подражание Данте, терцинами. Ведущая в них тематика – религиозная. Так, в поэме Грешница (1858) речь идет о евангельских временах, в поэме Иоанн Дамаскин (1859) – об одном из отцов Церкви, авторе богодухновенных песнопений. В поэме Портрет (1875) – отпечаток детских воспоминаний, экстатического и почти болезненного переживания искусства и вообще сферы прекрасного. Религиозная тематика является ведущей и в драматической поэме Дон-Жуан (1862), в прологе которой отчетливо звучат мотивы книги библейской книги Иова. Речь в ней идет о любви как божественном мировом начале (видимо, в духе немецких романтиков). Дон Жуан здесь не просто соблазнитель, он видит в каждой женщине ее высший, «идеальный» образ, но, достигнув ее, обнаруживает, что в реальности она неизмеримо ниже этого идеала, и жестоко мстит ей.

Поэзия Толстого нашла должное признание лишь после его смерти, когда ее оценили поэты-символистам. Своевременной ее славе отчасти помешало отсутствие прижизненных сборников (единственный вышел в 1867). Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии Смерть Иоанна Грозного (1866), Царь Федор Иоаннович (1868) и Царь Борис (1870). В изложении событий и в трактовке характеров властителей Толстой почти во всем следует Н.М.Карамзину. Однако эта трилогия – не историческая хроника, не зарисовки быта и нравов старых времен: Толстому удалось воскресить жанр трагедии (указывалось, что его трилогия больше связана с трагедиями Шекспира, чем с его же хрониками, где ставились собственно исторические вопросы). Главная ее тема – трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире – власти человека над действительностью, над собственной участью. Русская история предстает как трагедия, лишь отчасти обусловленная нравственными изъянами царей – необузданным властолюбием Ивана, безволием и страхом перед ответственностью Федора, моральными компромиссами Бориса, идущего «окольными» путями к благой, по-видимому, цели. Домашние, лишенные, казалось бы, государственной значимости поступки царей и бояр, участие второстепенных на первый взгляд лиц и т.п. – оказываются не менее важными, поистине роковыми обстоятельствами.

Сквозным, проходящим через всю трилогию, является образ Бориса Годунова, с ним связана мысль о неустранимом конфликте бездействия и действия, «прямого» и «окольного» путей, причем к трагическим итогам приводят и тот, и другой. Люди «прямого пути» (как, напр., боярин Захарьин) не знают цели высшей, чем хранить свою честь, чем поступать по правде, и, лично безупречные, оказываются неспособны реально повлиять на ход событий. Страшная правда заключается в том, что «любовность» пытающегося всех примирить царя Федора приводит к умножению раздоров, его доброта, доверчивость и боязнь согрешить оказывается источником общественных зол. Не оправдывает себя и гораздо более действенный, не стесняющийся в средствах «окольный путь» Бориса, пусть даже он и приводит к желанной и благой цели.

В последней части трилогии оказывается, что «путь к цели легче, чем то состояние, когда она наконец достигнута. На пути средства оправдывались целью. Достигнутая цель не оправдала средств. По ходу драматического действия с Борисом происходит внутреннее перерождение. /…/ Главный, искуснейший и прирожденный «делатель» истории, достигнув власти, выходит из игры, сам раздавленный теми средствами, которые привели его к цели. Таков итог трагедии Царь Борис, которая, вобрав в себя все основные мотивы исторической трилогии, завершает ее» (Виролайнен М.Н. Драматургия А.К.Толстого. – В кн.: История русской драматургии. Вторая половина XIX – начало XX в. Л., 1987. С.359).

Последним произведением Толстого стала драма из древненовгородской истории Посадник. Работа над ней началась сразу по окончании трилогии, но завершить он ее не успел. Алексей Толстой скончался 28 сентября (10 октября) 1875 в своем имении Красный Рог Черниговской губернии от передозировки морфия, который употреблял для облегчения страданий от астмы, грудной жабы и невралгии с тяжелыми головными болями.

Сочинения: Собр. соч.: В 4 т. М., 1963–1964; Собр. соч.: В 4 т. М., 1980; Полн. собр. стихотворений: В 2 т. Л., 1984.

Владимир Коровин

www.krugosvet.ru

Алексей Толстой биография

Алексей Толстой – русский и советский писатель из знаменитого графского рода Толстых – автор романов «Петр Первый», «Хождение по мукам», «Хлеб». Также его перу принадлежат научно-фантастические повести и рассказы.

Родился Алексей Николаевич Толстой 10 января 1883 года (29 декабря 1882 г. – по старому стилю) в семье Николая Александровича Толстого и Александры Леонтьевны Тургеневой. Правда, во всех биографиях Толстого отмечается, что воспитанием мальчика занимался не родной отец, а отчим – Бостром Алексей Аполлонович, за которого мать Алексея Толстого вышла замуж. На хуторе Сосновка, который принадлежал отчиму, и прошло детство будущего писателя. Образованием мальчика занимался приглашенный учитель.

В 1897 г. семья Алексея Толстого переехала в Самару. Там юноша поступил в училище, а по его окончанию в 1901 г. уехал в Петербург, чтобы продолжить образование в Технологическом институте.

В 1907 г., незадолго до защиты диплома, Алексей внезапно принимает решение бросить институт, чтобы заняться литературой. Пробу пера в 1905 году, когда Толстой опубликовал несколько своих стихотворений в провинциальной газете, он посчитал большой удачей, поэтому решение бросить институт далось будущему писателю сравнительно легко. В том же 1907 году Толстой издал сборник стихотворений «Лирика», а в 1908 году журнал «Нева» опубликовал и прозу начинающего писателя Толстого – рассказ «Старая башня». В 1908 г. выходит его вторая книга стихов «За синими реками». Уже в Москве, куда в 1912 г. переехал писатель, он начал сотрудничество с «Русскими ведомостями», где печатал свою прозу малого жанра (в основном, рассказы и очерки) на постоянной основе.

Когда началась Первая Мировая война, Толстой принял решение отправиться на фронт военным корреспондентом. В качестве журналиста во время войны писатель побывал в Англии и Франции.

Февральская революция вызвала у Толстого живой интерес к вопросам российской государственности. Это событие стало своеобразным толчком, после которого писатель серьезно занялся изучением петровской эпохи. Он долгое время проводил за изучением исторических архивов, изучая историю Петра Первого и живо интересуясь судьбами людей из его ближайшего окружения. А вот Октябрьский большевистский переворот Алексей Николаевич воспринял весьма негативно.

В 1918 году в его прозе появляются исторические мотивы. Он пишет рассказы «День Петра» и «Наваждение». Даже в краткой биографии Алексея Николаевича Толстого стоит упомянуть, что впоследствии это увлечение временем Петра Великого, все знания, полученные об этой великой эпохе перемен, выльются в замечательный исторический роман «Петр Первый».

Осенью того же 1918 года автор уехал в Одессу, а оттуда отправился в Париж, а затем в Берлин. За годы эмиграции Толстой написал «Детство Никиты» (1920 г.). В следующие два года свет увидели еще три книги автора: фантастический по содержанию роман «Аэлита», повесть «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью». К жанру фантастики автор также вернулся в книге «Гиперболоид инженера Гарина».

Но настоящим бестселлером стала книга «Золотой ключик», которая рассказывала об увлекательных приключениях деревянного мальчика Буратино (ее рекомендуют для внеклассного чтения ученикам 5 класса, но сказка наверняка подойдет и для начальной школы). Сказочная повесть была написана по мотивам книги «Пиноккио» итальянского автора Карло Коллоди. Находясь в эмиграции, Толстой начал работать над трилогией «Хождение по мукам», которая станет самым важным произведением в жизни писателя.

После эмиграции старые друзья отвернулись от Толстого, но в Берлине, в 1922 г. он приобрел нового друга – Максима Горького, с которым познакомился, когда последний приезжал в Германию. Год спустя, в 1923 г. Алексей Николаевич принял решение вернуться на Родину. Здесь он продолжил работу над трилогией «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое небо»). Тематически к трилогии примыкает и повесть «Хлеб», написанная в 1937 году, которую считают самым неудачным произведением. В нем он исказил историческую истину, лживо описал личность Сталина и события кровавого и голодного времени. Из-за этой лицемерной пропаганды не могли не пострадать историческая правда, нравственные традиции и само творчество писателя.

Толстой как гражданин и Толстой как художник – это два разных человека. Конечно же, он видел, как гибнут от сталинских репрессий его знакомые и друзья, но ни разу ни одному не оказал никакой помощи, хотя был близок к Сталину и обласкан властью. Он попросту игнорировал просьбы о помощи.

23 декабря 1945 года писатель умер от злокачественной опухоли легких.

  • Алексей Толстой считал для себя важным коллекционирование марок. Он был заядлым филателистом.
  • Писатель был женат четыре раза, и все четыре раза вступал в брак по большой любви.
  • С изображением Алексея Николаевича Толстого была выпущена серия, дорогих его сердцу, марок.
  • Писателя всю жизнь презирала А.А.Ахматова за то, что он выслуживался перед советской властью.

После прочтения биографии Толстого Алексея Николаевича попробуйте пройти тест:

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

obrazovaka.ru

Толстой Алексей Константинович

Толстой Алексей Константинович (1817 -1875). Русской литературе на Толстых «повезло». Но, в отличие от Льва и Алексея Толстых, еще один Алексей, больше известен под именем Козьма Прутков.

Мистификация и склонность к таинственному вообще была характерной чертой Алексея Константиновича Толстого. Он стал известен после рассказа «Семья вурдалака» и повести «Упырь» (1840). Возможно, его воспитатель (родной дядя) привил мальчику интерес ко всему необычному; будучи литератором, он написал для племянника известную сказку «Подземные жители».

Мать А.К. Толстого бросила мужа сразу после рождения ребенка, и Алеша провел детство в селе, на Украине. Он путешествовал по Европе еще в юном возрасте. Позднее состоял в окружении наследника престола и был пожалован придворным званием. Толстой сочиняет поэмы, баллады и стихи. Служба при дворе тяготит Алексея. В 1861 году он подает в отставку.

На следующий год был напечатан роман «Князь серебряный», сразу набравший огромную популярность (переиздавался больше ста раз). Начата трилогия «Иоанн Грозный», которую писатель завершил в 1870 году.

Красавец-атлет, богач, охотник, Алексей Константинович отбил жену у гвардейского полковника Миллера. И, несмотря на многие препятствия, оформил отношения с Софьей Миллер. Путешествия по Европе чередовались с пребыванием в имении под Петербургом. Толстой выпускает сборник стихотворений (1867), более двухсот из которых ныне положены на музыку.

Вместе со своими кузенами Жемчужниковыми писатель создал Козьму Пруткова – образ эпигона и графомана воплощавшего многие отрицательные черты чиновничества того времени. В конце жизни А.К. Толстой печатается в популярных журналах, издается, становится член-корреспондентом Академии Наук.

Писатель страдает от мигрени, которую лекари предлагают лечить морфием. Во время одного из приступов Алексей Константинович ввел чрезмерную дозу препарата, что привело его к смерти в возрасте 58 лет.

frigato.ru

Толстой, Алексей Константинович - это... Что такое Толстой, Алексей Константинович?

Портрет графа Алексея Толстого Портрет графа Алексея Толстого в зрелые годы

Граф Алексе́й Константи́нович Толсто́й (24 августа [5 сентября] 1817, Санкт-Петербург — 28 сентября [10 октября] 1875, cело Красный Рог, Черниговская губерния (ныне в Почепском районе Брянской области) — русский писатель, поэт, драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1873).

Биография

Отец — граф Константин Петрович Толстой. Мать — Анна Алексеевна Перовская, воспитанница (внебрачная дочь) графа А. К. Разумовского. Она разошлась с мужем сразу после рождения ребёнка по неизвестным причинам. Вместо отца, Алексея воспитывал дядя по матери А. А. Перовский, известный писатель, печатавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский.

Раннее детство Алексей провёл на Украине, в имении дяди. С 10-летнего возраста мальчика возили за границу, путешествие по Италии 1831 года он описал в дневнике. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего Александра II[1].

В 1834 году Толстого определили «студентом» в московский архив Министерства иностранных дел. С 1837 года он служил в русской миссии в Германии, в 1840 году получил службу в Петербурге при царском дворе. В 1843 году — придворное звание камер-юнкера.

В конце 1830-х — начале 1840-х годов написаны (на французском языке) два фантастических рассказа — «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть «Упырь». Весьма благожелательно отозвался о повести В. Г. Белинский, увидевший в ней «все признаки ещё слишком молодого, но, тем не менее, замечательного дарования».

Зимой 1850—1851 года Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева, 1827—1892). Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой — мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.

После отставки со службы в 1861 году Толстой только изредка наезжал в столицу. Жил в усадьбе «Пустынька» на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом (не сохранилась) или в ещё более далёком от столицы Красном Роге (Черниговской губернии, Мглинского уезда).[2]

В 1860-х—1870-х годах много времени проводил в Европе (Италия, Германия, Франция, Англия).

Печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и др. Сборник стихотворений вышел в 1867 году.

28 сентября 1875 года, во время очередного сильнейшего приступа головной боли, Алексей Константинович Толстой ошибся и ввёл себе слишком большую дозу морфия (которым лечился по предписанию врача), что привело к смерти писателя.

Музей-усадьба Алексея Толстого расположена в Красном Роге (ныне Почепский район Брянской области). Здесь граф провёл детские годы, неоднократно возвращался в эти места в зрелом возрасте, здесь же и был похоронен.

Творчество

Создатель баллад, сатирических стихотворений, исторического романа «Князь Серебряный» (опубликован в 1863 году), драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Автор проникновенной лирики, с ярко выраженным музыкальным началом, психологических новелл в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной»).

В 1898 году постановкой драмы А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» открылся Московский Художественный театр.

Совместно с братьями Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова (более половины произведений Козьмы Пруткова, особенно в поздний период, авторства А. К. Толстого). Большая часть политических сатир опубликована посмертно.

Поэмы

  • Грешница (1858)
  • Иоанн Дамаскин (1859)
  • Алхимик (1867)
  • Портрет (1874)
  • Дракон (1875)
Памятник в имении Красный Рог

Драматургия

Проза

  • Князь Серебряный (1862)
  • Упырь (1841)
  • Семья вурдалака (La famille du vourdalak) (1839)
  • Встреча через триста лет (Le rendez-vous dans trois cent ans) (1839)
  • Волчий приёмыш (1843)
  • Амена (1846)

Публицистика

  • Проект постановки на сцену трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866)
  • Проект постановки на сцену трагедии «Царь Фёдор Иоаннович» (1868)

«История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»

В стихотворении 83 строфы; в такой короткий объём А. К. Толстой ухитряется вместить пародийный рассказ обо всех основных символических событиях российской истории: от призвания варягов (860 год) и крещения Руси — до 1868 года. Написанная в 1868 году, «История…» впервые увидела свет лишь 15 лет спустя, в 1883 году, уже после смерти А. К. Толстого. Это стихотворение впоследствии вдохновило ряд авторов на своеобразные продолжения «Истории государства Российского». Поэт-сатирик В. В. Адикаевский издал собственное стилизованное продолжение «Истории…» до событий 1905 года («От мрака к свету», Санкт-Петербург, 1906).[3]

Примечания

Могила Алексея Константиновича Толстого

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также