Алексей смирнов биография личная жизнь


Алексей Смирнов: трагическая биография комического актёра

Алексей Смирнов в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Кадр из фильма

Актёр Алексей Смирнов родился 28 февраля 1920 года. Он был любимцем зрителей (особенно юных), комиком и шалопаем на экране. При этом немногие знают о его героической фронтовой биографии, количестве орденов и острейшем жизненном одиночестве.

Юные годы

Родился Алексей Смирнов в городе Данилов Ярославской области. В семье было двое детей: старший Алексей и младший Аркадий. Будучи совсем маленьким, Алексей переехал в Ленинград, где вместе с семьёй проживал в коммуналке. Отец мальчика, Макар Степанович, рано умер, оставив жену, Анну Ивановну Смирнову, одну с двумя детьми на руках.

С ранних лет Алексей мечтал о сцене. В конце 30-х годов он поступил в театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии. Окончив её в 1940 году, Смирнов некоторое время работал актёром на подмостках этого же театра.

В этот период случилось также его знакомство с девушкой по имени Лидия Маслова. Промелькнула искра, и в Новый 1941 год Смирнов сделал девушке предложение. Но до ЗАГСа дойти они не успели – началась война.

Кадр из фильма «Полосатый рейс». Режиссер Владимир Фетин. 1961 г. Ленфильм. СССР. На снимке: Алексей Смирнов Фото: www.russianlook.com

Военный период

На фронт Алексей ушёл добровольно. Попав в войсковую разведку, он проявил необыкновенный героизм и мужество. Не раз его посылали в тыл врага, его войсковые заслуги отмечены не одной государственной наградой. В своё время Смирнов был удостоен медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги», стал кавалером ордена Славы 2-й и 3-й степени и кавалером ордена Красной Звезды.

Вот один из показательных эпизодов: 20 июля 1944 года немцы атаковали 283.0 высоту. В бой против 40 бойцов противника первым кинулся Смирнов, своим примеров вдохновляя боевых товарищей. Отбившись от неприятеля, бойцы оставили на поле боя 17 немецких солдат, а семерых противников Смирнов лично взял в плен.

Удивительно, но кроме военных мероприятий, Алексей Смирнов умудрялся заниматься в полку художественной самодеятельностью. Благодаря его участию, полк удостоился первого места на смотре красноармейской художественной самодеятельности.

В одном из боёв Алексей был сильно контужен взрывом снаряда и отправлен на лечение в госпиталь.

Кадр из фильма «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». Режиссер Элем Климов. Мосфильм. 1964 г. СССР. На снимке: Алексей Смирнов. Фото: www.russianlook.com

Театральный период

Тяжёлая контузия привела к тому, что Алексей Смирнов утратил возможность иметь детей. По этой причине, вернувшись после лечения домой в Ленинград, он решил порвать со своей девушкой Лидой. С тех пор самой близкой для него женщиной оставалась его мать.

Время шло, и Алексей решил вновь вернуться на сцену. В 1946 году его приняли в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии, но первое время играть ему удавалось только в массовке.

Жил Смирнов достаточно бедно, ролей в кино и значимых ролей в театре поначалу ему не предлагали, а Алексею приходилось в перерывах между гастролями ухаживать за больной матерью, которая после смерти на войне его брата Аркадия страдала от расстройства психики.

Через какое-то время Алексею начали доверять второплановые роли, сугубо комедийного характера. Благо образ у него был – что ни на есть простодушный и подходящий для исполнения юмористических партий без намёка на драматизм персонажа. Особенно радовались его выходу на сцену дети.

К началу 50-х годов Смирнову удалось сыграть несколько заметных ролей, в том числе в пьесе-сказке Николая Адуева «Табачный капитан», где он исполнил роль Петра I.

Любопытно, что коллеги Смирнова по цеху не знали о его боевых заслугах. Только по стечению обстоятельств об этом стало известно – на гастролях Смирнов повстречал отдыхающих военных, среди которых был маршал Жуков. Маршал был наслышан о Смирнове и, узнав, что Алексей работает артистом, пообещал прийти на его выступление.

Алексей Смирнов в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Фото: www.russianlook.com

Личная жизнь

Большую часть времени Алексей проводил со своей матерью. Женщин он стеснялся, считая себя слишком большим, неуклюжим и непривлекательным.

Было у него и довольно своеобразное хобби – Смирнов коллекционировал насекомых и пресмыкающихся. Ловил бабочек, змей, жуков, накалывал на булавки и спиртовал.

Так и не найдя себе спутницу жизни, Алексей решил усыновить ребёнка. Во время частых посещений дома-интерната Алексей обратил внимание на мальчика Ваню, у которого был врождённый порок сердца. Целых семь лет он добивался разрешения на усыновление. Везде ему отказывали под предлогом того, что актёр не сможет уделять ребёнку должного внимания.

Весной 1960 года ему наконец выдали разрешение на усыновление, но случилась трагедия. Мама Алексея – Анна Ивановна – умерла. Горюющий Алексей пришёл в интернат в состоянии алкогольного опьянения, тем самым поставив крест на усыновлении – его выпроводили из детского дома, и больше он туда не возвращался.

Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

Кинокарьера

В конце 50-х годов Смирнов был приглашён на съёмки фильма «Кочубей» Юрия Озерова. После эпизодической роли в этом фильме ему было предложено сразу 6 других ролей – так сильно он понравился кинорежиссёрам.

Далее последовали роли в картинах «Полосатый рейс», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и, наконец, «Вождь краснокожих» Леонида Гайдая. После этого комедийный талант Смирнова был оценён всеми зрителями без исключения. Удивительно, но у актёра оказался покладистый характер, за что его очень ценили коллеги. Он безоговорочно исполнял все трюки, понимал режиссёрские задумки с полуслова.

В 1964 году Смирнов снялся в кинофильме «Зайчик» Леонида Быкова и в знаменитой советской комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» Элема Климова.

И вот, в 1965 году на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», где Смирнов сыграл одну из главных ролей за всю свою кинокарьеру – роль тунеядца и лоботряса Феди. За первый год показа этот фильм посмотрела целая треть страны.

Потом он снимался у Ролана Быкова в «Айболите-66», у Андрея Тутышкина в «Свадьбе в Малиновке», у Евгения Карелова в «Семь стариков и одна девушка».

Его киногерои превратили застенчивого и неповоротливого добряка в любимца публики. Стоило ему пройти по улице, как его тотчас узнавали и приветствовали.

Были в арсенале актёра и драматические роли. Одной из них стала роль механика Макарыча в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни старики» 1974 года. Актёр как-то обмолвился, что сожалеет о том, что поздно нашёл своего режиссёра.

Алексей Смирнов в фильме «Полосатый рейс». Фото: www.russianlook.com

Последние годы жизни

Одной из последних крупных ролей Смирнова стала комедия Олдриджа Липского «Соло для слона с оркестром», где актёр снялся в роли клоуна.

Осенью 1978 года у актёра случился сердечный приступ. Больше полугода он пролежал в Мариинской больнице – за всё это время его никто не навещал. Единственный раз приехал к нему Леонид Быков 25 марта 1979 года. Проведав друга, Леонид Фёдорович на прощание процитировал фразу героя из фильма «В бой идут одни старики»: «Будем жить, Макарыч! Будем жить».

Через две недели режиссёр трагически погиб в автомобильной катастрофе. Сам Смирнов об этом узнал случайно, накануне выписки 7 мая. По одной из версий, Алексей Макарович накрыл стол для врачей по поводу своего выхода из больницы и, подняв бокал, хотел сказать тост за своего друга Леонида Быкова. Но врач сказал, что его уже нет в живых. Смирнов молча вернулся в свою палату и там умер. По другой версии, известие о смерти Быкова застало его уже после выписки, дома. Смирнову вновь стало плохо, его забрали в больницу, где он скончался.

Алексей Смирнов умер за два дня до празднования Дня Победы, 7 мая, в возрасте 59 лет. Похоронили его на Южном кладбище в Санкт-Петербурге.

aif.ru

Три трагедии в жизни Алексея Смирнова

Смирнов родился в обычной семье в Данилове Ярославской области, однако под Ярославлем семья долго не прожила. Мальчик был совсем маленьким когда его вместе с младшим братом родители перевезли в Москву. Взрослел и учился Смирнов в столице, в коммунальной квартире.

Известно, что отец семейства рано ушел из жизни. Маме пришлось растить сыновей в одиночку, тяжело работать, чтобы прокормить семью. Однако парни не унывали. Например Леша с детства знал, что создан для сцены.

После школы артистичный юноша поступил в школу-студию при Ленинском театре музкомедии, а закончив ее, остался в труппе театра. Тогда же он влюбился в красавицу Лиду Маслову. Он сделал ей предложение в новогоднюю ночь, когда вместе с юной возлюбленной и мамой встречал 1941 год. Девушка согласилась.

Война

Свадьбу молодые планировали на лето. Но сыграть ее было не суждено: в июне, сразу после объявления о начале войны, Смирнов ушел на фронт добровольцем.

Известно, что актер был доблестным солдатом: участвовал в сложных боях, имел массу наград и даже однажды лично взял в плен семерых немцев. Однако война поменяет всю его жизни и обречет актера на вечное одиночество.

Алексей Смирнов в молодости

Из очередного боя Смирнов вышел с контузией. Ранение было тяжелым, врачи констатировали: актер никогда не сможет иметь детей. Весть так поразила мечтавшего о большой семье мужчину, что вернувшись с фронта, он первым делом порвал с Лидой, объяснив это тем, что не будет лишать женщину счастья материнства.

Мальчик

Смирнов замкнулся в себе и не мыслил никаких отношений с женщинами. Зато стал все чаще появляться на подмостках, оказавшись очень интересным комедийным актером и любимцем театральной публики. А вот в кино его по‑прежнему не брали.

Смирнов по‑прежнему страдал от одиночества: ухаживать за женщинами он стеснялся, считая себя слишком полным, неуклюжим и неповоротливым. Однажды решился на усыновление ребенка из детского дома.

У мальчика, с которым подружился актер, был врожденный порок сердца, долгих семь лет его не разрешали усыновлять, мотивируя это тем, что у гастролирующего актера не будет достаточно времени на воспитание парня. А когда Смирнов добился разрешения, умерла его мама, за которой он долго ухаживал.

Расстроенный актер выпивал, а однажды, в таком состоянии отправился к своему другу — будущему сыну, чтобы поделиться переживаниями и успокоиться. Завидев выпившего мужчину, Смирнова выпроводили из детского дома, объяснив, что разрешение он теперь точно не получит.

Жуков

Придя в себя, актер повинился и решил, что приходить в детдом теперь просто стыдно. Мальчика он так и не усыновил.

Он продолжал активно работать в театре, где никто из его коллег не знал о героическом прошлом солдата Смирнова. Лишь на гастролях, в каком-то из городов труппа застала маршала Жукова.

Тот был наслышан о боевых заслугах артиста и объявил, что непременно сходит на спектакль, где играет Смирнов. Так благодаря маршалу театральный мир узнал военную историю Алексея Макаровича.

Звезда

Спустя время его карьера пошла в гору. В 50-х он как будто бы дорос до своих главных и самых запоминающийся ролей: восход начался с комической роли в фильме «Кочубей». Небольшой выход актера очаровал целую обойму отличных режиссеров: после выхода фильма Смирнов получил сразу шесть предложений.

Кинофильмом, который прославил актера на весь Союз стала «Операция Ы»: отрицательный персонаж, реплики которого разобрали на цитаты, стал узнаваемым не только в киносреде, но и во всем СССР. Кино за год проката посмотрела треть населения всей огромной страны. Теперь Смирнова останавливали на улице, дружески жали руку, обнимали.

Он состоялся не только как комедийный добродушный и немного ленивый герой. Драматический талант раскрылся в нем в фильме «В бой идут одни старики». Это был новый взлет популярности артиста, новая страница его биографии — фильм, в котором он сыграл со своим близким другом Леонидом Быковым.

Лег и умер

Когда Смирнов сляжет с сердечным приступом, навещать его будет только старинный приятель. Лежал артист в больнице около полугода. Перед выпиской накрыл стол для медперсонала кардиологического отделения, которые поставили Смирнова на ноги. Произнес тост: дескать за здоровье хорошего друга, который вот уже пару недель как забыл про него и не приходит, Леонида Быкова.

Во время застолья Смирнову рассказали, что как раз недели две назад Быков разбился в автокатастрофе. Согласно легенде, потрясенный актер не говоря ни слова вернулся в палату, лег на свою кровать и умер.

Есть и альтернативная версия: якобы Смирнов успел вернуться домой, где узнал о гибели лучшего друга. Состояние актера ухудшилось, в этот раз до больницы его не довезли.

www.goodhouse.ru

Актёр Алексей Смирнов

foto_history

sizrayt

О своих фронтовых заслугах Алексей Смирнов не любил распространяться: «Ну, служил, ну, есть какие-то награды - так ведь в войну все отличились. А я ничего особенного не сделал».«Какими-то наградами» были: два ордена Славы - 2-й и 3-й степени, орден Красной Звезды, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».

В конце 1930-х годов Алексей Смирнов поступил в театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии, и после ее окончания в 1940 году Смирнов некоторое время работал актером эстрады. Когда началась Великая Отечественная война, оба брата ушли на фронт, и вскоре младший брат Алексея погиб. А Алексей Смирнов командовал огневым взводом в 169-м минометном полку, прошел путь от рядового до лейтенанта

О том, как воевал старший сержант Алексей Смирнов, можно было прочесть в его наградных листах:

«9 апреля 1944 года в районе деревни Пилява после мощных артналётов два батальона противника при поддержке 13 танков перешли в атаку.

Тов. Смирнов со взводом открыл мощный миномётный огонь по немецкой пехоте. В этом бою огнём взвода было уничтожено: 4 станковых и 2 ручных пулемёта, 110 фашистских солдат и офицеров. Контратака немцев была отбита.

20 июля 1944 года в районе высоты 283.0 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею.

Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой с личным оружием. Огнём из винтовки и автоматов батарея отбила нападение немцев. На поле боя осталось 17 гитлеровцев, Смирнов лично взял в плен 7 гитлеровцев».

Один из орденов Славы Смирнов получил за бой близ деревни Посташевице.

В наградном листе было записано: «Товарищ Смирнов с тремя бойцами бросился на немцев и лично из автомата убил трех гитлеровцев и двух взял в плен.

22 января 1945 года, несмотря на интенсивный ружейно-пулеметный и артиллерийско-минометный обстрел, с расчетом переправил на себе миномет на левый берег реки Одер. Откуда огнём из миномёта уничтожил 2 пулемётные точки в деревне Эйхенрид и до 20 гитлеровцев. 36-й артполк овладел деревней и плацдармом на левом берегу реки Одер».

Во время одного из боев Алексей Смирнов был сильно контужен и после долгого лечения в госпитале вернулся домой к матери.

Алексей решил вернуться к профессии актера, и в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии.

Послевоенные годы для Смирнова выдались очень тяжелыми.

Он очень мало зарабатывал, в кино еще в то время не снимался, в театре он играл лишь в массовках, и заботился о больной престарелой маме.

В театре долгое время не знали о боевых заслугах Смирнова. А сам он очень не любил распространяться на эту тему.

Но однажды во время гастролей в 1954 году в городе Капустин Яр актеры театра увидели отдыхающих военных.

Тогда Смирнов строевым шагом направился к одному из них и отрапортовал: «Товарищ маршал, разрешите доложить: лейтенант Алексей Смирнов!»

Директор театра вспоминал: «Я присмотрелся: перед нами - сам маршал Жуков.

«Смирнов?.. Слышал-слышал. А что сейчас делаете?» - «Я артист, работаю у вас во Дворце культуры». – «Хорошо, вечером обязательно приду на ваш концерт».

В тот день Жуков действительно пришел на наше выступление.

Потом адъютант шепнул Смирнову: «Маршал лично приглашает вас на банкет».

Так мы узнали о заслугах нашего коллеги»

Любой выход актера на сцену вызывал у зрителей восторг и веселье.

Особенно любили Алексея Смирнова маленькие зрители.

В начале 1950-х годов на счету Смирнова было несколько сыгранных заметных ролей в репертуаре Театра комедии, в том числе в таких спектаклях, как «Вольный ветер» и «Девичий переполох».

А в спектакле по пьесе-сказке Н.Адуева «Табачный капитан» Смирнов сыграл свою первую драматическую роль Петра Первого.

Директор театра музыкальной комедии рассказывал: «Многие вокалисты, которым посчастливилось услышать Смирнова, считали, что ему надо бросить театральную карьеру и заняться пением. У него был великолепный грудной бас - просто он никогда не занимался вокалом. Таких голосов по всей России тогда насчитывались единицы! Все восхищались, когда Смирнов играл драматические роли. До сих пор его Петра Первого никто не может переиграть. Жалко, что он ушел в кино. Там использовали его внешность.К концу 1950-х годов слава об интересном актере-комике распространилась не только в театральной среде, но и среди кинематографистов.Первым появлением в кино была роль матроса в фильме «Балтийская слава»

В 1959 году режиссер Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину «Кочубей», в которой актер сыграл единственного комического героя

Смирнова заметили и другие кинорежиссеры. В 1961 году на экраны СССР вышли два новых фильма с участием Смирнова. В комедии Владимира Фетина «Полосатый рейс» Смирнов сыграл матроса Кныша, а в картине «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александр Роу доверил Смирнову роль посла. Оба фильма пользовались огромной популярностью у зрителей, а Смирнов стал известным и популярным актером.

Спустя два года благодаря роли Билла в комедии Леонида Гайдая «Деловые люди» актер стал еще более популярен. Фильм имел огромный успех у зрителей, и Смирнов начал свое триумфальное шествие по съемочным площадкам страны.

Режиссеры с удовольствием приглашали его в свои картины, работать со Смирновым им было чрезвычайно легко, так как он понимал установки режиссера с полуслова и безоговорочно выполнял любые комедийные трюки – умел смешно прыгать, падать, бегать на четвереньках и даже соглашался купаться в ледяной воде. В 1964 году Смирнов снялся у Леонида Быкова в фильме «Зайчик» и у Элема Климова в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». А в 1965 году его снова позвал исполнить роль в своей комедии «Операция «Ы» и Другие приключения Шурика» Леонид Гайдай.

Алексей Смирнов охотно исполнил в этой картине роль хулигана и тунеядца Феди и уже в первый год проката фильм посмотрела треть населения страны, а в последующие годы фильм регулярно демонстрировался по телевидению. В результате такие реплики из фильма, как «Надо, Федя, надо», «А компот?!», «Если я встану, ты у меня ляжешь», «У вас несчастные случаи на стройке были?» - «Нет». – «Будут» - стали фольклором, а картина стала практически вневременным явлением в отечественном кинематографе.

В течение 1960-х годов Смирнов снялся еще в нескольких фильмах: «Айболит-66», «Свадьба в Малиновке», «Удар, еще удар» и «Семь стариков и одна девушка»

Эти фильмы оказались настолько популярными у зрителей, что актеры, снявшиеся в них, превратились практически в национальных героев. Это случилось и со Смирновым, который, даже играя роли второго плана, сумел стать одним из самых популярных комиков советского кино.В 1974 году в фильме «В бой идут одни «старики» Быков сыграл роль командира эскадрильи Титаренко, а своему другу Смирнову доверил сыграть роль его механика. Против кандидатуры Смирнова возражало все руководство Госкино СССР: «Это же Федя из «Операции «Ы», все будут смеяться». Но несмотря на сопротивление худсовета, Быков все же утвердил Смирнова на роль и после выхода фильма стало ясно, что Быков не ошибся. Всем запомнился эпизод, когда механик Макарыч тайком крестит взлетающий самолет. Этого эпизода не было в сценарии, его придумал Смирнов, знавший – что такое война. Именно эта роль впервые по-настоящему показала способность Смирнова играть серьезные драматические роли. А сам Смирнов в одном из разговоров с коллегами с горечью отметил: «Как жаль, что я так поздно нашел своего режиссера»

Но из-за запрета чиновников в Госкино Смирнов все же не смог сняться в картине своего друга Леонида Быкова «Аты-быты, шли солдаты», куда тот его настойчиво приглашал. А последней крупной работой Смирнова в кино была комедия чехословацкого режиссера Олдржиха Липского «Соло для слона с оркестром». Артист сыграл в ней клоуна по фамилии Смирнов. Позже он снялся еще в трех картинах - «Маринка, Янка и тайны королевского замка», «Дипломаты поневоле» и «Лес, в который ты никогда не войдешь», однако его появление в них ограничилось короткими эпизодами

В октябре 1978 года у Смирнова случился сердечный приступ, после которого он длительное время провел в больнице. 25 марта 1979 года к нему в гости приехал Леонид Быков. Это была последняя встреча друзей. Посмотреть на знаменитого режиссера сбежался весь персонал ленинградской больницы. Быков принес Смирнову апельсины и провел у постели больного друга два часа. На прощание, похлопав его по плечу, сказал фразу из фильма: «Будем жить, Макарыч! Будем жить». Спустя две недели Леонид Быков погиб в автокатастрофе. Врачи не сказали Смирнову о трагической гибели друга, опасаясь, что такое известие окончательно подорвет здоровье актера. Но при выписке кто-то все же сообщил Алексею Макаровичу эту трагическую весть. Смерть единственного друга потрясла Смирнова. Своим здоровьем он больше не занимался. Вскоре домой к Смирнову была вызвана «скорая помощь», но до больницы врачи Смирнова не довезли. 7 мая 1979 года Алексей Смирнов скончался от сердечного приступа.

(C)

Leave a Comment to the Entry

This page was loaded Nov 4th 2019, 12:35 am GMT.

foto-history.livejournal.com

Алексей Смирнов: комедийный актер с трагической судьбой

Алексей Смирнов запомнился миллионам зрителей по ролям пьяницы-тунеядца Феди («Операция «Ы» и другие приключения Шурика»), механика Макарыча («В бой идут одни «старики») и множеству других. Он производил впечатление добродушного и беззаботного увальня, но на самом деле был человеком драматической и даже трагической судьбы. Жизнь актера оборвалась ровно 40 лет назад, 7 мая 1979 года, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Актером он решил стать в юности. Еще в школе играл в драмкружке. После окончания студии при Ленинградском театре музкомедии был принят в труппу этого театра. Тогда же встретил свою любовь – Лиду Маслову. И любовь эта оказалась взаимной. Алексей был счастлив, жизнь казалась прекрасной, а будущее предсказуемо успешным. Но на сцене получилось сыграть только одну роль, а дойти до ЗАГСа молодые люди не успели – грянула война.

Миллионы зрителей, наблюдая его забавных персонажей в фильмах «Айболит-66», «Деловые люди», «Свадьба в Малиновке», «Семь стариков и одна девушка», цитируя фразы его героев «Влип, очкарик!», «Кто не работает, тот ест», «Учись, студент!» и многие другие, ушедшие в фольклор, даже не подозревали о героическом военном прошлом Алексея Смирнова. Да что зрители, об этом не знало и большинство его коллег-актеров. Смирнов никогда не вспоминал о войне, храня свои награды в пыльном ящике  под кроватью. А среди этих наград между прочим орден Красной Звезды и два ордена Славы II и III степеней.

Он вообще был человеком скрытным, одиноким, всю жизнь прожил в коммуналке с мамой. Никогда не был женат и не имел детей. О личной трагедии актера стало известно только после его смерти. Даже его бывшая невеста Лида, дождавшаяся с фронта своего Алешу живым, лишь много лет спустя узнала причину, по которой он порвал с ней отношения.

20-летнего Алексея Смирнова определили в войсковую разведку. Всю войну он провел на передовой, периодически совершая рейды через линию фронта в тыл врага. По фронтовым фото видно – отчаянный парень, которому не страшен сам черт.

В наградном листе к приказу по третьей артиллерийской дивизии от 15 сентября 1944 года к ордену Славы 3-й степени отмечалось: «20 июня 1944 года в районе высоты 283 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Товарищ Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой, отбил нападение гитлеровцев. На поле боя осталось 17 немцев, сам лично взял в плен 7 гитлеровцев…» А к ордену Славы 2-й степени записано так: «Товарищ Смирнов с тремя бойцами бросился на немцев и лично из автомата убил трех гитлеровцев и двух взял в плен. 22 января 1945 года, несмотря на интенсивный ружейно-пулеметный и артиллерийско-минометной обстрел, с расчетом переправил на себе миномет на левый берег реки Одер, в этом бою было уничтожено две пулеметные точки и двадцать гитлеровцев».

Дойти до Берлина ему помешало тяжелое ранение, после которого его комиссовали. Оно же изменило его жизнь. Дело в том, что Смирнов лишился возможности иметь детей. Возвращаясь домой, он принял решение порвать со своей возлюбленной, но объяснить ей причину не решился.

«Я на скорую руку испекла яблочный пирог и побежала к Смирновым, — вспоминала Лида день, когда узнала о возвращении с фронта своего возлюбленного. — Ведь я столько лет его ждала! Я знала, что Леша жив, он мне каждый месяц весточку с фронта отправлял. Так вот, открыла я дверь в комнату — и остолбенела. Леша даже не поднялся с кровати. «А, это ты, — лениво повернулся он в мою сторону. – Ну, как дела?» Я так и застыла на месте. „Лешка, я тебе пирог принесла“ – „Да не хочу я твоего пирога, и вообще, кто тебя звал?!!“ — вскипел он».

Девушка в слезах выбежала из комнаты. А Алексей выпил залпом стакан водки, закусил принесенным Лидой пирогом и горько заплакал. Даже матери не решился объяснить, в чем дело, только отмахнулся: «Свадьбы не будет! Никогда! И не спрашивай меня больше об этом».

Смирнов так и не смог создать семьи. Но детей обожал и те тянулись к нему. По отзыву коллег по актерскому цеху, дети липли к нему, как к Деду Морозу, а он самозабвенно вырезал для них деревянные фигурки. Эти и другие игрушки он относил в дом-интернат для детей-инвалидов. Около десяти лет Алексей Макарович навещал в приюте мальчика-сироту с врожденным пороком сердца, из которых семь лет добивался права на его усыновление. Ему отказывали – не женат, все время на съемках или гастролях. И все же разрешение наконец было получено. Оставалось согласовать формальности. И в этот момент умерла мама Смирнова – единственный родной и близкий человек. Актер отдал все свои сбережения на достойные похороны, а потом  ушел в глубокий запой. Вопрос об усыновлении отпал сам собой. Конец жизни Смирнов был обречен провести в полном одиночестве.

«Прежде всего в Алексее Макаровиче удивлял разрыв «между формой и содержанием». Внешне казалось, что это такой увалень, невежда, мужлан, который прочёл всего две книжки, да и в кино его взяли будто бы из-за фактуры… Но все это — маска, за которой скрывался умный, ранимый, начитанный человек, который действительно много знал и много чем интересовался, — говорил о Смирнове сценарист знаменитых гайдаевских комедий Яков Костюковский. И действительно, пообщавшись со Смирновым всего несколько минут, люди, доселе не знавшие его лично, всегда были поражены сочетанием внешней простоты и глубоких знаний, эрудированности собеседника.

Режиссеры его любили – за покладистость, за умение схватывать суть с полуслова, за точное попадание в образ, а еще — за готовность переносить любые лишения и неудобства, связанные со съемками, и самому выполнять трюки, вплоть до падений в ледяную воду и контактов с дикими животными.

В 1974 году ему повезло сняться в фильме «В бой идут одни старики» у Леонида Быкова. Сам Быков сыграл капитана Титоренко, а Смирнов – его механика Макарыча. Зрители увидели Смирнова в драматической роли. Наконец, говорил сам Смирнов, он встретил своего режиссера, о котором мечтал долгие годы. Между Смирновым и Быковым установилась прочная связь, узы понимания, которых так не хватало Алексею Макаровичу все эти годы.

Осенью 1978 года у Смирнова случился сердечный приступ. За полгода, что он пролежал в Мариинской больнице, его навестил только Леонид Быков. А 11 апреля 1979 года Быков трагически погиб в автомобильной катастрофе. Смирнову об этом не сказали – берегли его сердце.

О смерти друга Смирнов узнал случайно в день выписки из больницы, 7 мая. Алексей Макарович устроил на прощание маленький банкет для медперсонала. Тут один из врачей и проговорился о случившейся трагедии. А когда к тосту за грядущий День Победы кто-то добавил: «Когда смотрю «В бой идут одни «старики», всегда плачу…», Смирнов вдруг помрачнел, поставил рюмку на стол, вернулся в палату, из которой его уже выписали, лег в койку и умер. Ему было 59 лет.

Похоронили заслуженного артиста России на Южном кладбище Санкт-Петербурга, в то время еще Ленинграда. Он хотел быть похороненым под вальс «На сопках Маньчжурии», но об этом факте, как и многих других из его жизни, стало известно гораздо позднее, так что эта воля актера не была выполнена.

«Приуменьшать его вклад очень самонадеянно и глупо, это всё равно что с презрением относиться к реке, уважая только океан, — отмечал Ролан Быков. — Это довольно чистая река. Он типичный пример Лицедея. Место, которое он занял, было вакантно до него и остаётся таковым поныне. Наверное, закономерно, что он так рано умер, не выдержав этой жизни, этого одиночества, этой неприкаянности. Он ничего не видел, кроме кино, кроме съёмочной площадки, сырой простыни и гостиницы…»

Читайте также:

На свои похороны Быков заказал «Смуглянку». Как жил и погиб актер, которого любили все

minsknews.by


Смотрите также