Александров в а биография


Композитор А.В. Александров

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента. Много было хорошего и плохого. А жизнь была сплошной борьбой, полная труда, забот, трудностей. Но я не сетую ни на что. Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли какие-то плоды дорогой Отчизне и народу. В этом – большое счастье.

А.В. Александров

Генерал-майор Александр Васильевич Александров, Народный артист СССР (1937), лауреат двух Сталинских премий (1942 и 1946), выдающийся русский композитор, дирижер, профессор Московской Государственной Консерватории (1922), доктор искусствоведения (1940) последний регент Храма Христа Спасителя, один из основателей и первый руководитель дважды Краснознаменного ансамбля советской (российской) Армии, автор песни «Священная война», автор Гимна нашей страны.

Родился Александр Васильевич 1 апреля 1883 г.в селе Плахино Захаровского района Рязанской области в семье крестьян Василия Александровича и Анастасии Никитичны в километре от церкви, где прислуживали родители. Родители и маленький Саша любили петь духовные песни, русские народные песни и частушки. У маленького Саши оказался абсолютный слух и звучный альт, поэтому его часто приглашали петь в церковном хоре и на народных гуляниях.

В 1890–1892 годах Саша учился в земской школе, пел в школьном хоре. У мальчика оказался абсолютный слух, чудный голос, он быстро схватывал и запоминал мелодии и тексты песен. Его не раз приглашали петь в местный церковный хор, а так же на свадьбы и народные гуляния.

В 1889 г. в село приехал солист Петербургского церковного хора, уроженец села Плахино Заливухин П.А.. Послушав пение маленького Саши Александрова, столичный певчий уговорил родителей отпустить его в столицу для обучения. Родители мальчика понимали, что это единственная возможность дать сыну образование и выбиться в люди. Кроме того это освобождало семью от лишнего рта, ибо Александровы жили бедно, и кроме Саши в семье было еще пятеро братьев и сестер. В том же 1889 году он стал певчим хора Казанского собора, окончил курс пения Казанской певческой церковно-приходской школы Петербурга. В 1897–1900 годах занимался в регентских классах Придворной певческой капеллы, по окончании которой в 1900 г. получил звание регента.

Саша Александров – ученик регентских классов Придворной певческой капеллы.

Окончив регентские классы в Петербургской придворной певческой капелле, Александр Васильевич Александров поступает в 1900 г.в Петербургскую консерваторию, где учится у великих музыкантов Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова и А.К. Лядова. Два года учебы в консерватории остались позади. Тяжелое материальное положение и болезнь вынуждают прервать обучение и начать работать. В 1902–1906 годах Александров уезжает в Бологое, где начинает работать регентом соборного хора и преподает хоровое искусство в железнодорожном и техническом училищах.

Александр Александров в студенческие годы

В 1902 г. он знакомится с хористкой соборного хора Ксенией Морозовой, которая становится в 1904 г. его женой. Через год у них родился первенец Борис, ставший впоследствии блестящим продолжателем дела отца.

В 1905 году Александр Васильевич возобновляет занятия в консерватории, но революционные события вновь вынуждают его прервать учебу. И в 1906 году Александрова приглашают принять участие в конкурсе на место регента Спасо-Преображенского собора города Твери. Всего в этом конкурсе участвовали более десяти человек: хормейстеры из Курска, Саратова, Пензы и других городов. Испытание длилось несколько дней, и в итоге победу одержал самый молодой его участник – Александров.

В скором времени он сделал соборный хор лучшим в Тверской губернии. Некоторые любители музыки даже приезжали послушать этот хор из других городов. Семья Александровых поселилась неподалеку от Спасо-Преображенского храма, в Соборном переулке (ныне улица Ивана Седых). Там, где сегодня стоит обувная мастерская «Сапожок», в ту пору и располагался небольшой деревянный дом. Гостеприимство Александровых было известно всему городу. Здесь собирались врачи, учителя, артисты и, конечно же, музыканты. В скором времени без уроков Александрова невозможно было представить ни одно из учебных заведений города. Он вел хоры в реальном училище, в мужской классической гимназии, в женском коммерческом училище, на земских курсах, в учительской семинарии, в школе Морозовской фабрики. Лишь из духовной семинарии пришлось уйти, поскольку ему не разрешили заниматься с семинаристами светской музыкой.

То, что он сделал за это время в Твери, порой просто поражает. Непонятно, как при такой нагрузке он все это успевал?!

Кроме занятий с соборным хором и музыкальных уроков он практически полностью поставил в Твери оперы «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Фауст» Гуно, подготовил сцены из опер «Иван Сусанин» Глинки и «Русалка» Даргомыжского. Александров был и режиссером, и хормейстером, и дирижером, и даже порой сам пел в операх отдельные партии. В опере «Евгений Онегин» он спел партию Ленского.

В Твери Александров написал и свои первые произведения. Это три крупных симфонических произведения: увертюра-поэма «Смерть и жизнь», симфония в трех частях, а также одноактная опера «Русалка» по поэме Пушкина.

В Твери Александров также работал над оперой «Смерть Иоанна Грозного». Первую часть этой оперы он показал в Москве Ф.И. Шаляпину, которому это произведение очень понравилось, и он просил быстрее закончить его. К сожалению, ни одно из этих музыкальных произведений Александрова не сохранилось, а опера «Смерть Иоанна Грозного» дописана не была.

В 1915 году Александров открыл в Твери музыкальную школу, которая работала от Московского отделения Русского музыкального общества. В ней были фортепианный и скрипичный классы, а также классы хорового мастерства, музыкально-теоретических предметов и сольного пения. Надо сказать, что в то время, когда регент соборного хора Александров вел в Твери музыкальные уроки, одним из его воспитанников был будущий член Политбюро Андрей Жданов. Он в ту пору учился в Тверском реальном училище. Позднее, вручая Александрову в Кремле очередную награду, Жданов напомнил, что когда-то пел у него в хоре.

С 1908 г. Александр Васильевич вновь продолжает обучение в консерватории, но теперь уже Московской.

В 1913 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Сергея Василенко с большой серебряной медалью, а в 1916 – по классу пения (класс профессора Умберто Мазетти). После окончании Московской Консерватории, его приглашали солистом Большого Театра.

Несмотря на огромную занятость, Александрова никогда не покидала мысль о том, что ему нужно завершить высшее образование. Он устроился преподавать музыку в железнодорожное училище, что дало ему возможность бесплатно ездить в Москву. Александров возобновил занятия в консерватории – на этот раз в Московской. Представьте себе: днем он работает в Твери, ночью едет в Москву, занимается там весь день в консерватории, затем вновь возвращается в Тверь. И так пять лет.

С 1913 года в Твери преподавал хоровое пение, был директором и педагогом основанного им в 1916 году музыкального училища.

В 1918 году Александров, получив приглашение работать преподавателем в Московской консерватории и покидает с семьей Тверь.

Прошло всего четыре года преподавательской деятельности и в 1922 году его утверждают в звании профессора Московской консерватории. Работу в консерватории не оставляет до конца жизни: преподаёт сольфеджио, полифонию, дирижёрское и хоровое мастерство, возглавляет хоровую кафедру и дирижёрско-хоровой факультет. В 1918-1946 годах преподавал в Московской консерватории. С 1922 года профессор, в 1932-1934 годах – заведующий хоровой кафедрой, в 1929-1936 годах — заместитель декана военно-дирижерского факультета, с 1940 года — декан дирижерско-хорового факультета, с 1942 года – декан объединенного дирижерско-хорового и музыкально-педагогического факультетов Московской консерватории.

Среди его учеников – хоровые дирижеры Георгий Дмитревский, Константин Лебедев, Василий Мухин, композитор Дмитрий Кабалевский. С 1919 по1930 год Александров преподавал композицию и хоровое пение в музыкальном техникуме имени Скрябина (ныне Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского).

Параллельно с работой в консерватории в 1918 г. Александр Васильевич был приглашен Патриархом Тихоном регентом в главный воинский храм России в Храм Христа Спасителя, где он и проработал до 1922 года. В период 1918-1922 гг.также исполнял обязанности главного регента Русской Православной церкви. А.В. Александров активно занимается практической работой, будучи регентом хора в Храме Христа Спасителя (1918-1922 гг.), он написал большую поэму «Христос воскрес» для хора, оркестра, органа и солистов, ряд других духовных произведений, начал осуществлять первые обработки русских народных песен.

С 1922 года работал хормейстером в камерном театре режиссера Александра Таирова, руководил Московской государственной академической капеллой (1926-1930), консультировал работу хора в музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (1928-1930).

В конце 1930-х гг. выступил инициатором создания детского коллектива, известного впоследствии как ансамбль песни и танца имени Локтева.

А.В. Александров – руководитель главного ансамбля РККА

Однако все это было лишь подготовкой к начавшемуся в 1928 г. яркому расцвету творческой жизни, когда Александрову предложили стать музыкальным руководителем организуемого при Центральном доме Красной Армии Ансамбля красноармейской песни. По замыслу инициатора создания коллектива Ф.Н. Даниловича и приглашенного им опытного режиссера П.И. Ильина ансамбль должен был посредством литературно-музыкальных монтажей пропагандировать песни о Красной Армии. Работа А.В. Александрова заключалась в подборе и музыкальной обработке соответствующих песен, в разучивании их с вокальной группой. Первое выступление состоялось 12 октября 1928 г., прошло с большим успехом, и 1 декабря ансамбль в составе из восьми певцов, двух танцоров, баяниста и чтеца был зачислен в штат ЦДКА. За короткий срок были выпущены несколько литературно-музыкальных композиций, причем в первых программах Ансамбля не было ни одной оригинальной песни Александрова. С 1929 г. Александр Васильевич начинает публиковать свои обработки песен времен гражданской войны, ставшие ценнейшим вкладом в историю русской революционной песни. Это и «Гулял по Уралу Чапаев-герой», и «Гей по дороге», «Слушай, рабочий», «Наш паровоз», «Там, вдали за рекой» и, конечно, знаменитая «По долинам и по взгорьям», которая в исполнении Ансамбля покорила не только нашу страну, но и весь мир. Однако в последующих композициях произведения А.В. Александрова составляют подавляющее большинство, причем такие как «Волжская бурлацкая» и «Эшелонная» остаются в репертуаре коллектива на долгие годы.

За первые 5 лет своей работы Ансамбль побывал и на Дальнем Востоке (дважды), и в Средней Азии, на Балтийском флоте, на Урале, на Украине, в Приволжском, Северокавказском и Закавказском военных округах, преодолел в поездках 100 тысяч километров, обслужил 2,5 млн. зрителей, заслуженно завоевав их любовь и признательность.

В 1933 г. состоялось первое выступление Ансамбля перед руководством страны, а его музыкальному руководителю А.В. Александрову и начальнику П.И. Ильину было присвоено почетное звание «заслуженный артист РСФСР». В эти годы происходит не только количественный рост (к концу 1935 г. в составе ансамбля было уже 135 певцов, музыкантов и танцоров), но и качественные перемены, в результате которых возросли творческие возможности коллектива. Александр Васильевич понимал, что литературно-музыкальные композиции исчерпали себя, и пошел по пути создания концертного коллектива нового типа с практически неограниченными возможностями. Репертуар пополняется большим количеством народных песен в обработке Александрова, в которых не искажена душа народной песни, сохранена ее первоначальная красота. Возросшие исполнительские возможности Ансамбля позволили включить в репертуар и многочисленные оперные хоры. Таким образом, в исполнительском искусстве коллектива произошел своеобразный синтез традиций народного исполнительства, советской массовой песни и классического пения. А. В. Александров собрал и обработал много песен времен гражданской войны, и в этом сказалась патриотическая направленность его творчества.

С первых шагов Ансамбля в его жизни прямое участие принимали такие военачальники, как К.Е. Ворошилов, Е.А. Щаденко, М.С. Буденный (он консультировал 2-ой монтаж ансамбля «1-ая конная в боях»).

В 1933 г. впервые услышал ансамбль И.В. Сталин. С тех пор ни один правительственный концерт не обходился без выступления Ансамбля. Сталин очень благоволил Александру Васильевичу, звонил ему домой, приглашал деда на обед или завтрак. Внук композитора вспоминал, как однажды ночью раздался звонок по телефону:

– Позовите Александра Васильевича!

– Кто говорит?

– Скажите, Сталин…

У нас такой переполох поднялся, дед бежал к телефону, одеваясь на ходу. Так и разговаривал: в одной руке трубка, а другой, поддерживая брюки.

А оказалось, что Сталин просто пожелал услышать на правительственном концерте русскую народную песню «Калинушка», но не ту знаменитую «Калинку».

Срочно разыскали солдат, которые исполняли ее когда-то, записали слова, мелодию, и, собрав ночью ансамбль, Александр Васильевич разучил эту песню с исполнителями.

Услышав на следующий день на концерте эту песню, Сталин сидел, попыхивая трубкой, и усмехался в усы – очень уж ему понравилась эта оперативность и мастерство ансамбля с его руководителем.

26 ноября 1935 г. Постановлением ЦИК СССР за исключительные заслуги в культурной деятельности Ансамбль красноармейской песни и пляски награжден Почетным Революционным Красным Знаменем с орденом «Красная Звезда» на нем и ему присвоено звание «Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски Союза ССР». А.В. Александров награжден орденом «Красная Звезда» и назначен художественным руководителем коллектива.

В марте 1937 г. общественность отметила тридцатилетие музыкально-педагогической деятельности А.В. Александрова. Правительство высоко оценило заслуги Александрова как композитора и дирижера, присвоив ему звание Народного артиста СССР.

Когда Советский Союз впервые участвовал во Всемирной выставке, в 1937 году, Сталин ломал голову: кого послать демонстрировать культурные достижения страны? И единственным «политически верным» решением было признано отправить в Париж красноармейский ансамбль. В сентябре Ансамбль в составе 185 человек под руководством А.В. Александрова совершил свою первую зарубежную поездку во Францию на Международную выставку техники и искусства в Париже, где ему был присужден «Гран-при». Музыкальные критики, искусствоведы и рецензенты газет всех направлений чрезвычайно высоко оценили выступление коллектива. Вот некоторые из их высказываний. «…СССР прислал нам великолепный хор. Удивительная живость, гибкость хора и мастерство его почтенного руководителя – это подлинный триумф» («Се Суар»). «…Как прекрасен отрывок «Тише, тише» из «Риголетто». Зал, встав, устроил долгую овацию этим мастерам народной песни и пляски. Эта овация была прекраснее всех, потому что она шла от души» («Пари Суар»). Перед изумленной Европой предстал экстравагантный хор – в буденовках с красными звездами, удивительно профессионально исполнявший ряд песен на французском языке. Это был ансамбль песни и пляски Красной Армии, который с конца 20-х годов возглавлял профессор Московской консерватории Александр Александров. На Родину ансамбль вернулся с триумфом.

Последующие гастроли ансамбля в Чехословакии произвели не меньший эффект. «В хоре из оперы Верди «Риголетто» мастерство профессора Александрова можно сравнить только с мастерством знаменитейшего в мире борца-антифашиста Тосканини» («Руде Право»). Видный музыкальный ученый и общественный деятель профессор Зденек Неедлы писал: «Трудно сказать, чем прежде всего восхищаться - голосами ли, единственными в своем роде… или же искусством хорового пения. Всякая Опера могла бы гордиться солистами этого хора. Хор в целом стоит выше любого самого лучшего оперного хора. Пианиссимо его просто поразительно. Затем ритм: в этом отношении наши гости стоят на недосягаемой высоте… И наконец, весь стиль пения и экспрессия исполнения просто изумительны. Играющие на музыкальных инструментах, как и певцы, безукоризненны. А танцоры! Какие виртуозы! У нас никто никогда еще не видел чего-либо подобного».

В 1938 г. коллектив осуществил почти полугодовую командировку на Дальний Восток, выступал перед участниками боев у озера Хасан, посетил Монголию.

В январе 1939 г. было торжественно отмечено 10-летие Ансамбля, получившего всенародное признание и ставшего одним из лучших художественных коллективов страны, в связи с чем А.В. Александров был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1939 г. Александр Васильевич написал «Песню Партии Большевиков» на слова Лебедева-Кумача. Услышав ее на концерте, Сталин попросил Александра Васильевича исполнить ее еще раз, но только медленнее, величаво, словно огромный сильный корабль мчится по океану, разрезая могучие волны. Песня зазвучала совершенно по-новому, и Сталин удовлетворенно сказал: «Вот так хорошо, назовем ее «Гимном партии большевиков». Впоследствии эта музыка была взята за основу Гимна Советского Союза на новые слова Эль-Регистана и С. Михалкова.

В 1940 г. профессору А.В. Александрову присваивают ученую степень доктора искусствоведения, он вновь становится деканом хорового факультета Московской консерватории.

Именно Александров стоял у истоков советского песенного искусства, во многом определив его идентичность на годы вперед. Основанный им в 1928 году Ансамбль красноармейской песни и пляски (впоследствии Дважды Краснознаменный Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова) был не просто крупнейшим художественным коллективом СССР — он представлял собой уникальное явление в мировом масштабе. Подобное сочетание традиций бытового, камерного, оперного, церковного и солдатского пения до сих пор не имеет аналогов. Александров вывел отечественное хоровое искусство на международную профессиональную сцену и сделал это настолько убедительно, что многие западные артисты (от академических исполнителей до поп- и рок-звезд) впоследствии почитали за великую честь поработать с ансамблем.

Сочетая в своем коллективе традиции русского бытового, камерного, оперного, церковного и солдатского пения, Александров вывел отечественное хоровое искусство на международную профессиональную сцену. Мужской полифонический хор с солистами, смешанный оркестр, состоящий из симфонических и народных инструментов, и балет ансамбля и сегодня остаются непревзойденными.

Наиболее яркие и значительные достижения Александорва-композитора и дирижера связаны с работой в ансамбле. Александров – автор многих музыкальный обработок и песен в музыкально-литературных композициях (монтажах), с которых начинался репертуар ансамбля. Среди наиболее талантливых композиторских работ в период до создания Ансамбля красноармейской песни — исполняемые до сих пор концерт для хора в четырёх частях, поэма «Христос воскресе» для хора, оркестра, органа и солистов, соната для скрипки и фортепиано, ряд духовных песнопений, а также симфоническая поэма «Смерть и жизнь», опера «Русалка», симфония в 3 частях, обработки народных песен «Утушка луговая», «Ночуй, Дунюшка», «Вниз по матушке по Волге» и других.

Александров автор песенных композиций: «22-я Краснодарская дивизия» (1928), «Первая Конная» (1929), «Песнь о Магнитострое» (1930), «Перекоп» (1932), а также песни: «Песня 2-й Приамурской дивизии» (1929), «Эшелонная», «Волжская бурлацкая», «Голубая ноченька» (1933), «Забайкальская», «Бейте с неба, самолеты» (1934), «Песня о военном комиссаре» (1938) и др.

Династия Александровых

Все Александровы отдали свою жизнь и таланты служению Армии, Родине, Ансамблю. Это и три сына Александрова:

• старший Борис с 1946 г. возглавил после смерти отца Краснознаменный ансамбль, до этого работая его заместителем;

• средний Владимир, родившийся в 1910 г., с 1942 г. руководил оркестром ансамбля;

• младший сын Александр, родившийся в 1912 г., с 1938 г. по 1942 г. руководил оркестром ансамбля, в 1942 г. он погиб.

Внуки Юрий и Олег так же работали в ансамбле. Юрий Александрович работал концертмейстером и хормейстером ансамбля, Олег Борисович работал в оркестре музыкантом. Внук Евгений Александров работает в качестве директора Музея Ансамбля.

Период Великой Отечественной войны

Из рассказа внука композитора Евгения Александрова: «Когда началась война, руководство ансамбля переехало жить в Ц.Д.К.А. Однажды утром во время завтрака к А.В. Александрову подошел политработник с газетой в руках: «Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача». Прочитав стихи, дед тут же взял газету и уехал домой. К вечеру песня была готова. Ночью вызвали артистов ансамбля, дед разлиновал на доске мелом ноты, написал стихи, и к утру, песня была выучена. Уже утром следующего дня «Священная война» начала выполнять свой солдатский долг. Ансамбль исполнил ее для солдат, уходящих на фронт на Белорусском вокзале. Причем солдаты все встали и молча стоя слушали песню. После окончания стояла гробовая тишина. Дед и Борис переглянулись, думали – провал, но вдруг раздался шквал аплодисментов, бойцы требовали повторять и повторять ее. Это был концерт одной песни, она звучала семь или восемь раз, и солдаты садились в «теплушки», исполняя песню наизусть. С этого памятного дня и началась ее большая жизнь.»

А. В. Александров во время работы над песней «Священная война»

В первые дни Великой Отечественной войны А.В. Александров на слова В.И. Лебедева-Кумача создает произведение, выразившее истинность масштабов бедствия и грандиозность предстоящих испытаний, вызвавшее высокий душевный порыв на борьбу с врагом, - гениальную «Священную войну».

Сами авторы «Священной войны» скупо рассказывали об обстоятельствах и творческом процессе написания песни. Сохранился, к примеру, лишь черновик неопубликованной статьи А.В. Александрова, которую он предполагал озаглавить «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война». Вот отрывок из этой статьи:

«Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало во мне, как и во всех советских людях, чувство возмущения, гнева и мести. Я никогда не был военным человеком, но у меня все-таки оказалось могучее оружие в руках, это – песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие… И потому с первых же дней я принялся со святым, искренним чувством за создание собственного оружия, которым я лучше всего владею, – песни. К первому июля 1941 года я сочинил свои первые песни: «Священная война» на слова Лебедева-Кумача, «В поход! В поход!» на слова Прокофьева. А затем, через несколько дней – «Вставай, разгневанный народ» и «За великую землю Советскую». Из них «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму. Не могу обойти молчанием такие факты: когда пластинку с этой песней принимал художественный совет на студии грамзаписи, то профессор А.Б. Гольденвейзер, я сам и другие заплакали. Когда я с группой Краснознаменного ансамбля выступал на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и мы – исполнители – нередко плакали. Таково было тогда воздействие этой песни на сердца людей, и она доносилась нашим радио во все концы Советского Союза и фронта…»

Любопытно, что написанная на стихи Лебедева-Кумача песня в течение нескольких месяцев широко не исполнялась. Ведь в ней война изображалась не легкой прогулкой: о скорой победе малой кровью не было и речи — огромной стране предстояло «встать на смертный бой». И лишь в октябре 1941 года, когда вермахт уже захватил ряд крупных городов, «Священная война» стала ежедневно звучать по радио. Впоследствии она приобрела массовую популярность на всех фронтах, неизменно поддерживая боевой дух как на передовой, так и в тылу: за время войны песня неоднократно издавалась на грампластинках. «Священную войну» узнал весь народ. На фронтах и в тылу звучала она призывным набатом. Очевидец рассказывает, что прозвучала она как воинская присяга, как священная клятва воинов — драться до последней капли крови, до последнего дыхания.

Впоследствии эту песню стали называть «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны». И это вполне справедливо. Священная война» — песня-гимн. В ней передано «историческое величие народа, вставшего на смертный бой за родное Отечество». (А. Сохор)

В первые дни Великой Отечественной Краснознаменный ансамбль был разделен на четыре группы для обслуживания частей Красной Армии. Нередко ансамбль гастролировал и в полном составе, всего за время войны коллектив дал около 1500 концертов, продолжал записывать пластинки, выступал на радио, было разучено за годы войны около 200 песен.

Сам А.В. Александров выезжал с коллективом в действующую армию в 1941 г. (Северо-Западный фронт) и в 1944 г. (Карельский фронт).

В 1941-45 гг. Александров написал лучшие песни, постоянно звучавшие многие годы в концертах, на радио и телевидении: «Священная война», «Поэма об Украине», «25 лет РККА» («Несокрушимая и легендарная»).

В 1942 г. Александрову присуждается Сталинская премия первой степени, весь гонорар которой он отдал в фонд обороны страны. Этот поступок характеризует Александра Васильевича как патриота, гражданина своей страны.

В июле 1943 г. в связи с 60-летием и 40-летием творческой деятельности, Александров награждается орденом Ленина, ему присваивается звание генерал-майора (до этого он был комбригом).

В дни XVIII съезда ВКП(б) Александров написал песню на стихи Лебедева-Кумача, начинавшиеся словами: «Страны небывалой свободные дети,/ Сегодня мы гордую песню поем…» Произведение очень понравилось Сталину, он встал из-за стола и произнес: «Надо поздравить товарища Александрова с большой творческой удачей! Неплохо бы назвать эту вещь гимном партии большевиков».

В конце 1943 г., когда в войне наступил коренной перелом. В это время Сталин решил, что страна должна иметь свой государственный гимн, песню, которая объединяла бы весь народ, вдохновляя его на борьбу с гитлеровскими захватчиками. Началась эпопея создания Государственного гимна СССР. Ни один из представленных вариантов (из более чем 200 отобрано было 50) Сталину не нравился. И тогда он вспомнил свой любимый «Гимн партии большевиков» на основе своего «Гимна партии большевиков». Поэтам Михалкову и Эль-Регистану было поручено написать на этот клавир новый текст. Осенью 1943 года композитор упорно работает над созданием Гимна Советского Союза, музыка которого впервые прозвучала в ночь на 1 января 1944 г. Глубокой ночью в зале Большого театра ансамбль Александрова исполнял перед вождем сначала гимны Великобритании и США, затем «Боже, царя храни!» и, наконец, «Союз нерушимый...» – Сталин хотел прослушать его на фоне всех остальных, чтобы убедиться в качестве. Александров создал величественную мелодию, которая с 1944 года официально стала гимном СССР.

Слова, написанные Г. А. Эль-Регистаном и С. В. Михалковым, частично отредактированы самим И.В. Сталиным. Эта же мелодия с 2000 года является Гимном России.

В начале 1945 г. Ансамбль выступал в Финляндии. Вновь небывалый успех и восторженные отзывы прессы. «Душой ансамбля является его замечательный руководитель - композитор Александров. Интересно отметить сочетание качеств руководителя, композитора и военного начальника у профессора Александрова. Он с большим мастерством обработал народные песни. Программа разнообразна: воспитывающая, развлекающая. Она построена на высоком уровне, включает в себя народные песни и оперные хоры…» («Финляндская социал-демократия», 28.01.1945). «Хор поет мастерски. Он когда-нибудь прославится на весь мир» («Афтонпокстен», 03.02.1945).

Дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской Армии, дирижирует А.В. Александров

Вскоре после возвращения из Финляндии у Александра Васильевича обострилась болезнь сердца, случился инфаркт, и ему пришлось на несколько месяцев прервать работу. Врачи запретили ему даже дирижировать. К.Е. Ворошилов писал Александрову «Александр Васильевич, берегите себя. Генералов в Красной Армии много, а Александров у нас один».

Но Александр Васильевич был страшный трудоголик, он даже дирижировать никому не давал. Уже на следующих гастролях в Польше и Чехословакии он пренебрег советам врачей и проводил концерты сам.

Последняя гастрольная поездка ансамбля во главе с А.В. Александровым состоялась в 1946 г. в Чехословакию и Польшу. В знак признания больших заслуг А.В. Александрова в укреплении дружбы народов двух стран Правительство Чехословакии наградило его орденом Белого Льва III степени.

В 1945 году Ансамбль песни и пляски дал концерт для участников «Большой тройки». Дважды планировались гастрольные поездки и в Северную Америку. Однако в первый раз их пришлось отменить из- за начала мировой войны, а во второй, после её окончания, президент США Трумэн поставил условие, чтобы гвардейцы Александрова выступали в его стране в гражданском, на что руководство ансамбля не пошло.

28 июня 1946 г. за концертную деятельность А.В. Александрову во второй раз была присуждена Сталинская премия 1-й степени, а 8 июля он скоропостижно скончался от разрыва сердца.

Находясь в Чехословакии рядом с Германией, Александр Васильевич решил посмотреть на поверженный рейхстаг, Берлин и поехал туда на машине. В результате сердце не выдержало – второй обширный инфаркт и смерть.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Творчество композитора и дирижера было отмечено многочисленными наградами. В 1937 году ему присвоено почетное звание народный артист СССР. Он был награжден орденами Ленина (1943), Трудового Красного Знамени (1939), Красной Звезды (1935), удостоен Государственных премий СССР (1942, 1946).

После смерти Александрова были учреждены стипендии его имени на Хоровых факультетах Московской и Ленинградской Консерваторий. Его имя присвоено Ансамблю песни и пляски. В 1980 г. на дом, где жил Александров, установлена мемориальная доска.

Медаль «Генерал-майор Александр Александров»

В 1970 г. были учреждены Золотая и серебряная медали имени А.В. Александрова. Учредители – Министерство Культуры СССР, Союз Композиторов, Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского флота. Согласно Положению медалью «Генерал-майор Александр Александров» награждаются военнослужащие Вооружённых Сил, лица гражданского персонала Вооружённых Сил, ветераны Вооружённых Сил, находящиеся в запасе или отставке, а также другие граждане Российской Федерации и иностранные граждане за большой личный вклад в создание и популяризацию военно-патриотической музыки России и развитие армейской музыкальной культуры.Награждение медалью производится приказом начальника Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации по представлению начальника Главного управления воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации — заместителя начальника Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны РФ.

Золотую медаль №1 получил Борис Александрович Александров, сын и достойный продолжатель дела отца.

В связи со 120-летним юбилеем со дня рождения, в апреле 2003 г. на родине А.В. Александрова в селе Плахино Рязанской области был торжественно открыт бюст великому русскому композитору, музею средней общеобразовательной школы села Плахино присвоено имя Александрова.

Бюст А.В. Александрову в селе Плахино

7 октября 2005 г. в Ансамбле Российской Армии открылись концертный зал «Александровский» и музей Академического Ансамбля Российской Армии и семьи Александровых.

В 2003 году открыт знак Александрову на «Аллее звёзд» в Москве, а в 2008-м – памятный камень у здания ансамбля, на месте которого вскоре будет установлен памятник. В честь великого русского музыканта планируется также назвать одну из новых улиц российской столицы. В одном из последних писем, как бы подводя итог своей жизни, Александр Васильевич писал: «...Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента... Много было хорошего и плохого. А жизнь была сплошной борьбой, полная труда, забот... Но я не сетую ни на что. Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли какие-то плоды дорогой Отчизне и народу. В этом большое счастье...»

В 2013 году 13 апреля Александрову исполнилось 130 лет! В честь данного события в Земледельческом переулке, был установлен памятник Александрову. В ознаменование этой даты в Москве, перед зданием Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии в Земледельческом переулке Москвы установлен памятник выдающемуся советскому композитору, дирижеру и педагогу.

Монумент выполнен знаменитым скульптором А.Таратыновым и не менее известным архитектором Михаилом Корси.

Памятник Александрову установлен в сквере прямо перед зданием репетиционной базы Академического ансамбля вооруженных сил России, носящего имя Александрова. Александрова изобразили в строгой военной форме, держа дирижерскую палочку в правой руке.

Памятник А.В. Александрову в Москве

СОЧИНЕНИЯ А.В. АЛЕКСАНДРОВА:

• музыка государственного гимна СССР (1943)

• опера «Руслана» (1913)

• кантата «Поэма об Украине» для сол., хора и орк. (1943)

• Симфония (1912)

• поэма «Смерть и жизнь» (1911)

• Соната для скр. и фп. (1913, нов. ред. 1924)

• песенные композиции: «22-я Краснодарская дивизия» (1928), «Первая Конная» (1929), «Песнь о Магнитострое» (1930), «Перекоп» (1932) и др.

• песни (для хора), в т.ч. «Песня 2-й Приамурской дивизии» (1929), «Эшелонная», «Волжская бурлацкая», «Голубая ноченька» (1933), «Забайкальская», «Бейте с неба, самолеты» (1934), «Песня о военном комиссаре» (1938), «Гимн партии большевиков» (1939), «Песня о Ленине», «Священная война» (1941), «Святое Ленинское знамя» (1942), «Цвети, Советская страна» (1943), «Песня победы» (1945) и др. обр. песен гражд. войны: «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Дальневосточная партизанская» («По долинам и по взгорьям») и др. обр. нар. песен, в т.ч. «Дуня-тонкопряха», «Снеги белые, пушистые», «Ноченька», «Распрягайте, хлопцы, коней», «Сусидка» и др.

Наши современники до сих пор являются свидетелями феноменальной жизнеспособности александровских мелодий. После развала Советского Союза сам собой возник вопрос о необходимости создания нового гимна. Однако ни основанная специально по этому поводу правительственная комиссия, ни попытки узаконить мелодию Глинки в качестве официальной государственной мелодии, ни даже объявленный всероссийский конкурс на написание гимна не решили проблемы. Величественное произведение, созданное Александровым в 1943 году, оказалось вне конкуренции — пусть даже текст был заново переписан. И в самом деле, лучшую мелодию для гимна огромной и гордой державы сложно себе представить.

Таким образом за свою удивительно творческую жизнь А.В. Александров создал три грандиозных по своим масштабам символа:

1. Международно признанным символом нашей страны стал и созданный Александровым Ансамбль красноармейской песни и пляски (с 1949 г. Дважды Краснознаменный ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Советской Армии имени Александрова).

2. Другое всемирно известное творение Александрова – музыка Гимна Советского Союза, стала символом нашей державы, а потому возвращенная спустя десятилетие после развала СССР. Ибо нынешняя Российская Федерация не смогла обойтись без советских великих символов.

3. Символом Великой Отечественной войны стала песня А.В. Александрова «Священная война».

rzn-patriot.ru

Краткая биография Александра Александрова

Александров Александр Васильевич (1883—1946), композитор.

Родился 13 апреля 1883 г. в селе Плахине Рязанской губернии в крестьянской семье.

В девять лет мальчик, отличавшийся исключительным музыкальным дарованием, уже пел в хоре Казанского собора в Петербурге. Затем обучался в Придворной певческой капелле, а в 1900 г. поступил в Петербургскую консерваторию.

С 1918 г. Александров работал преподавателем в Московской консерватории. Имя Александрова теснейшим образом связано с деятельностью созданного им в 1928 г. Ансамбля песни и пляски Красной армии (ныне Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова), которым он руководил до конца жизни. Коллектив, состоявший поначалу из участников самодеятельности, вскоре достиг высокого профессионального уровня, завоевав огромную популярность в СССР и за рубежом. В репертуаре важное место занимал жанр музыкально-литературного монтажа. Главная роль в нём принадлежала песне, которая органично дополнялась литературными и танцевальными номерами. Ансамбль много гастролировал по стране, в том числе во время Великой Отечественной войны. «Где бы ни появлялся коллектив, он своими песнями и плясками поднимал настроение и способствовал подъёму в работе», — вспоминал Александр Васильевич. Следуя традициям русской музыкальной классики, композитор создал походные, шуточные, плясовые песни, частушки, уделял много внимания обработке фольклора.

Александров — автор песни «Священная война» на слова В. И. Лебедева-Кумача, ставшей поистине народной («Вставай, страна огромная, / Вставай на смертный бой…»). Впервые она была исполнена в начале июля 1941 г. на Белорусском вокзале, откуда отправлялись прямо на фронт воинские эшелоны.

В 1943 г. Александров, наряду с Д. Д. Шостаковичем, А. И. Хачатуряном и другими композиторами, работал над гимном СССР. Стихи Г. Эль-Регистана и С. В. Михалкова были положены именно на его музыку.

Скончался 8 июля 1946 г. в Берлине.

citaty.su

Александр Александров (VIII)

Джонни Депп танцует джигу-дрыгу со смертьюНа этот раз компании друзей придется вернутся в опасную игру, чтобы спасти одного из своих приятелей.Равшана Куркова о своей героине Аделаиде, которая ведёт музыкальный конкурс.Съемки фильма «Герцог» стартуют в январе 2020-го.Никита Ефремов о роли Ивана Царевича, которого он озвучивает в четвёртый раз.Актер сыграет главную роль в триллере «Каждый твой вздох».Французской актрисе и певице было 80 лет.Актрису задержала полиция на борту самолета Москва – Тель-АвивАктриса решила не влезать в судебную тяжбуКирилл Кяро на горнолыжном курорте влюбляется в замужнюю женщину.3 ноября, 23:15, Первый канал2000-2004: От «Убойной силы» и «Бригады» до «Участка» и «Моей прекрасной няни»

www.kino-teatr.ru

Краткая биография Александра Васильевича Александрова

Александр Васильевич Александров

Известный по всему Советскому Союзу Александр Васильевич Александров был рожден 13 апреля 1883 года. Его первым домом стало небольшое село Плахино. Мальчик родился в семье, где родители были простыми крестьянами. Когда ему исполнилось 7 лет, он являлся учеником земской школы, там он пел в рядах школьного хора. Спустя два года Александр с необычайным даром к музыке, прибыл в Петербург, там продолжил петь, при Казанском соборе состоя в хоре. Кроме того, тут он успешно оканчивает курсы по пению. С наступлением 1900 года он становится студентом в консерватории Петербурга. По истечению двух лет, учеба была прервана по причине болезни, а через три года снова взялся за учебу. Проживая в Твери, Александр работал дирижёром в хоре. А в 1908 году снова становится студентом консерватории, однако, уже в Москве. Пять лет он учится и заканчивает ее сначала по специальности композиции, причем с отличием, а спустя еще три года по специальности пения. С наступлением 1913 года Александров становится педагогом и работает в Твери, занимается преподаванием хорового пения. Немного позже он основывает музыкальное училище, где выполняется обязанности директора и преподавателя. Александров был очень умным, имел талант музыки и всегда саморазвивался. Так, начиная с 1918 года, он работает учителем в местной консерватории. Александр постепенно повышает свой профессионализм, и уже 1922 году он добивается звания профессора, а в 1932 он становится заведующим кафедрой по хоровому пению, затем его должность - заместитель декана военно-дирижерского факультета, а через два года работал деканом объединенных факультетов дирижерско-хорового также музыкально-педагогического направления в консерватории Москвы. В одно время Александр Васильевич был работником в техникуме музыки имени Скрябина, педагогом композиции и пения в хоре. Параллельно с этим он постоянно практиковался. Являясь дирижером в хоре, он пробовал обрабатывать народные песни родной страны. В 1922 году он уже работал дирижером хора в театре им. Александра Таирова, где кроме того, руководил капеллой. Самый значительный вклад Александров внес в развитие ансамбля. Практически все его самые большие заслуги пришлись на момент работы в этом ансамбле. Его руками и мыслями обработано множество музыкальных композиций. Когда ансамбль удачно завершил выступления на Всемирной выставке, которая к слову состоялась в 1937 году во Франции, Александр Васильевич получил должность художественного руководителя ансамбля. С приходом Великой отечественной войны, ансамбль разделился на несколько частей, который независимо друг от друга выступали для разных уголков Красной армии. Однако были случаи и совместных выступлений, где принимали участие сразу все части ансамбля. За все время войны, ансамбль дал более 1500 выступлений, не прекращали запись пластинок и выступать на радио волнах. За эти пять лет Александров сочинил песни, которые можно услышать и сегодня. Именно он был создателем гимна Советского Союза, а теперь России. Заслуги композитора вознаграждены множеством наград. Еще с 1937 года ему присвоили почетное звание народного артиста Советского Союза. Во времена Второй мировой войны, Александров нес службу в звании генерал-майора. Великий композитор имел в женах прекрасную женщину Ксению Морозову, которая когда-то пела в хоре при соборе. У них было трое сыновей - Александр, Борис и Владимир. Смерть настигла Александрова 8 июля 1946 года, в столице Германии, городе Берлин, а похоронили его в Москве.

kratkie-biografii.info

Александр Васильевич Александров композитор автор музыки гимна России

Какая, на первый взгляд, может быть связь между храмом Христа Спасителя и гимном СССР? Между тем она существует. И олицетворяет ее композитор Л. В. Александров. Это знаменитая личность России.

Композитор Александр Васильевич Александров появился на свет в селе Плахине Рязанской губернии в крестьянской семье. Точная дата его рождения неизвестна — 1 апреля 1883 года то ли по старому стилю (13 апреля по новому), то ли по новому (20 марта по старому). Когда мальчику было восемь лет, семья переехала в Петербург, где его зачислили в хор Казанского собора. В 1897 году Александрова взяли в Придворную певческую капеллу, откуда спустя три года он вышел в звании регента хора.

Решив получить профессиональное образование, Александров поступил в Петербургскую консерваторию, но в 1902 году, захворав и не имея возможности содержать себя в столице, прервал обучение и отправился в село Бологое Тверской губернии. Там он служил регентом хора в церкви, а также преподавал хоровое искусство в железнодорожном и техническом училищах. В 1906 году молодой композитор переехал в Тверь, где организовал музыкальную школу. Тогда же он начал писать симфоническую поэму «Смерть и жизнь», завершенную 1911 году.

Первые произведения композитора Александрова

В 1909 году Александров совершил вторую «консерваторскую» попытку — на этот раз в Московской консерватории. И эта попытка оказалась успешной. Консерваторию он окончил сразу по двум классам— композиции (1913 год) и пения (1916 год). С 1918 года Александров начал преподавать в консерватории, четыре года спустя став профессором. Уже в дореволюционные годы он заявил о себе как о крупном композиторе, сочинив симфонию (1912 год), оперу «Русалка» (1913 год), сонату для скрипки и фортепиано (редакции 1913 и 1916 годов) и концерт для хора в четырех частях (1917 год).

Жизнь Александрова после переворота 1917 года

После октябрьского переворота 1917 года будущий автор гимна СССР не спешил примкнуть к большевикам. Напротив — с 1918 года он служил регентом хора храма Христа Спасителя в Москве. Главное его произведение этого времени — поэма для хора, солистов, оркестра и органа под названием «Христос воскресе». В некотором роде регентская деятельность композитора оказалась исторической: в 1922 году храм перешел к обновленцам,и хор в нем упразднили. Таким образом, Александров оказался последним регентом знаменитого собора — того собора, который в 1931 году был стерт с лица земли.

Композитор Александр Александров возглавлял кафедру хорового дирижирования Московской консерватории

По мере укрепления советской власти росла лояльность композитора по отношению к ней. В конечном счете, он сумел прекрасно вписаться в советскую действительность и добился «степеней известных», исправно и талантливо исполняя тогдашний «социальный заказ». В 1925—1943 годах он возглавлял кафедру хорового дирижирования Московской консерватории, в 1939 году вступил в ВКП (б).

Военно-патриотические песни Александра Александрова

Широкую известность принесли Александрову сочиненные им военно-патриотические песни. Среди них «Песня 2-й Приамурской дивизии» (1929), «Голубая ноченька» (1933), «Песня о военном комиссаре» (1938). Во время Великой Отечественной войны композитор написал ставшие воистину народными песни «Несокрушимая и легендарная» и «Священная война» — под звуки последней отправлялись на фронт миллионы солдат и офицеров.

Умер Александров 8 июля 1946 года во время гастролей его ансамбля в Берлине.

Александр Александров автор гимна СССР

Самое известное его произведение до сих пор звучит в России на всех официальных мероприятиях. В 1939 году он сочинил «Гимн партии большевиков» на слова В. И. Лебедева-Кумача. Спустя четыре года эта музыка с другим текстом (его написали С. В. Михалков и Г. А. Эль-Регистан) стала гимном Советского Союза. В 1955 году, в эпоху хрущевской «оттепели», текст с упоминанием Сталина упразднили. В 1977 году был утвержден слегка измененный Михалковым текст, соответствовавший тогдашнему партийному взгляду на историю.

Александр Александров автор гимна России

По удивительному стечению обстоятельств, в самом конце XX века возродились из небытия сразу две вещи, неразрывно связанные с именем Александрова. В 2000 году уничтоженный храм Христа Спасителя, где он когда-то служил регентом, буквально восстал из небытия — на прежнем месте. Нечто похожее произошло и с александровской музыкой гимна СССР — она стала музыкой гимна новой России. Таким образом, личность композитора в некотором роде превратилась в символ преемственности истории Российского государства.

posmotrim.by

Александров, Александр Васильевич - это... Что такое Александров, Александр Васильевич?

Алекса́ндр Васи́льевич Алекса́ндров (1 [13] апреля 1883, с. Плахино, Рязанская губерния — 8 июля 1946, Берлин) — советский российский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог. Народный артист СССР (1937), дважды лауреат Сталинской премии первой степени (1942, 1946), доктор искусствоведения (1940), генерал-майор (1943). Автор музыки Гимна СССР[1], и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации.

Биография

Родился в селе Плахино (ныне — Захаровский район Рязанской области), 1 [13] апреля 1883 года (по другим источникам — 20 марта (1 апреля) 1883 года[2]) в крестьянской семье.

В 1891 году Александров переехал в Санкт-Петербург, где пел в хоре Казанского собора, а с 1897 года — ученик Придворной певческой капеллы, по окончании которой в 1900 году получил звание регента. Через некоторое время поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. Однако в 1902 году вследствие болезни и тяжелого материального положения А. В. Александров был вынужден прервать учебу и уехать в Бологое, где работал регентом соборного хора, а также педагогом по хоровому искусству в железнодорожном и техническом училищах. С 1906 года А. В. Александров работал в Твери, где работал хормейстером, организовал и возглавил музыкальную школу. Написал в это время симфонию и симф. поэму «Смерть и жизнь».. В 1909 году решил продолжить свою учёбу в Московской консерватории, которую закончил в 1913 году по классу композиции, а в 1916 году — по классу пения.

В 1918 году Александров был приглашён в Московскую консерваторию, (с 1922 года - профессор), в роли преподавателя. С 1918 по 1922 годы работал регентом Храма Христа Спасителя. С 1925 по 1929 - декан и заведующий хоровой кафедрой педагогического факультета, в 1929—36 - зам. декана военно-дирижерского факультета. В 1919—30 - преподаватель композиции и хорового пения в музыкальном техникуме имени Скрябина, одновременно — хормейстер Камерного театра (1922—28), консультант МАМТ имени Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и дирижер Московской академической хоровой капеллы (1928—1930).

Совместно с Ф. Н. Даниловичем и П. И. Ильиным в 1928 году организовал Ансамбль красноармейской песни и пляски, с которым объехал практически весь Советский Союз и ряд зарубежных стран, завоевал Гран-При на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Во время Великой Отечественной войны создал известные песни «Священная война», «В поход! В поход!», «Несокрушимая и легендарная» и др.

В 1943 году Сталин решил, что страна должна иметь свой государственный гимн, песню, которая объединяла бы весь народ, вдохновляя его на борьбу с гитлеровскими захватчиками. Александров на основе своего «Гимна партии большевиков» создал величественную мелодию, которая с 1944 года официально стала гимном СССР. Слова были написаны Г. А. Эль-Регистаном и С. В. Михалковым, частично отредактированы самим И.В. Сталиным. Эта же мелодия с 2000 года является Гимном России.

Умер Александр Васильевич 8 июля 1946 года (по другим источникам — 9 июля[3]) во время европейского турне Краснознамённого ансамбля в Берлине. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Вклад в музыку

А. В. Александров, сочетая в своём ансамбле традиции российского бытового, камерного, оперного, церковного и солдатского пения, вывел отечественное хоровое искусство на международную профессиональную сцену. Мужской полифонический хор с солистами, смешанный оркестр, состоящий из симфонических и народных инструментов, и балет ансамбля признаны и остаются одними из лучших в мире. По образцу александровского коллектива в России и за рубежом создано и работает ряд военных музыкально-хореографических ансамблей. Им сделаны мастерские обработки десятков песен народов разных стран.

Семья

Сыновья:

  • Александров, Борис Александрович (1905—1994) — композитор, дирижер, педагог, народный артист СССР (1958), лауреат Ленинской (1978) и Сталинской премий (1950), Герой Социалистического Труда (1975), генерал-майор (1973), начальник, художественный руководитель и главный дирижёр Краснознамённого ансамбля в 1946—1986 гг.
  • Александров, Владимир Александрович (1910—1978) — композитор, дирижёр, заслуженный деятель искусств России (1960), заслуженный артист России (1949), руководитель и дирижёр оркестра Краснознамённого ансамбля (1942—1968)

Память

Имя А. В. Александрова присвоено созданному им ансамблю, школе в Рязанской области, в его честь построен и назван государственный концертный зал «Александровский» (Москва). В 2003 году на родине музыканта в селе Плахино открыты бюст и музей, а также установлен памятный знак на «Аллее звёзд» в Москве. Министерством культуры и Союзом композиторов учреждены Золотая и Серебряная медали имени А. В. Александрова за лучшие сочинения на патриотическую тему, Министерством обороны — медаль «Генерал-майор Александр Александров», в ряде консерваторий установлены стипендии его имени. На доме, где в последние годы жил композитор, — мемориальная доска.

Награды

Наиболее известные произведения 1929—1946 гг

  • Гимн пятилетки
  • Бронепоезд
  • Забайкальская
  • Бейте с неба, самолёты
  • Гимн партии большевиков
  • Винтовка
  • Кантата о Сталине
  • В поход! В поход!
  • Вспомним-ка товарищи
  • Священная война
  • Ударом на удар
  • За великую землю Советскую
  • Песнь о Советском Союзе
  • Святое Ленинское знамя
  • Слава Советскому Союзу
  • 25 лет Красной Армии (Несокрушимая и легендарная)
  • Песня о Родине
  • Гимн СССР
  • Славься Советская наша страна
  • Цвети, Советская страна
  • Наша гвардия
  • Песня победы
  • Поэма об Украине
  • Сторонка родная
  • Песня о маршале Рокоссовском
  • Торжественная победная кантата

Инструментальная, оперная и духовная музыка

  • «Смерть и жизнь», симфоническая поэма (1911).
  • «Симфония fis-moll» в 3 частях (1912).
  • «Смерть Ивана Грозного», опера в трёх действиях, либретто А. К. Толстого (1913, не окончена).
  • «Соната для скрипки и фортепиано» (1-я редакция — 1913, 2-я редакция — 1924).
  • «Концерт для хора в четырёх частях» (1917).
  • «Христос воскресе», поэма для хора, оркестра, органа и солистов (1918).

См. также

  • Медаль «Генерал-майор Александр Александров»

Примечания

dic.academic.ru


Смотрите также