Александр збруев артист биография


Александр Викторович Збруев

Становление Александра Збруева как актера проходило во времена советского кинематографа, когда фильмы были другими – добрыми, светлыми и человечными. Поэтому в новом веке он часто отказывается от предложений, и работает только с действительно интересными проектами.

Известность к Александру Збруеву пришла сразу после дебюта в кино. Его первой, и уже заметной работой, стала картина «Мой младший брат». Следующая лента «Пядь земли» только закрепила успех молодого актера.

Александр Збруев родился 31.03.1938 года в столице. У отца мальчика Виктора Збруева на то время был довольно высокий пост – заместитель народного комиссара по связи в СССР. Во время сталинских репрессий 1937 года его арестовали и через шесть месяцев расстреляли. Саше только исполнилось полтора месяца. Мама Татьяна Александровна была актрисой, к тому же в ее роду были дворяне. Последним местом ее работы стала кинофабрика им. Чайковского.

Фото: Александр Збруев в детстве

Женщину с маленьким ребенком выслали в Рыбинск Ярославской области, где они прожили 5 лет. Только в 1943-м Татьяна Александровна сумела получить разрешение вернуться в Москву, ведь она и так не находила себе места все эти годы из-за разлуки со страшим сыном Евгением, который оставался сам в столице. Они вернулись в квартиру на Арбате, где жили раньше. Только сейчас им досталась всего одна комната, в остальных жили чужие люди.

Саша пошел в школу уже в Москве, но учился очень плохо. Он был заядлым второгодником – два раза остался на второй год. Единственное место, где ему было комфортно, был двор. Он проводил там почти все свое свободное время, водил дружбу с дворовыми пацанами, пробовал с ними выпивать и воровать.

Саша был подростком, когда впервые украл деньги у соседей и его поймали. Это событие многое изменило в биографии Александра, ему было безумно стыдно, и после этого он сам себе дал слово – никогда и ничего чужого не брать. Часто дворовые компании дают только отрицательный жизненный опыт, но в случае со Збруевым получилось наоборот. У него появилась ответственность, он был готов выручить друга из любой беды и неприятности, и стал увлекаться спортом. Занятия спортом нужны были для поддержания формы, ведь драки во дворе случались постоянно, поэтому надо было уметь за себя постоять. Основной упор Саша делал на гимнастику и бокс.

Окончив 8 классов, Саша решил забрать документы из школы и искать работу. У него не было определенной мечты, ему нравилось водительское дело, поэтому парень решил стать шофером. Семья в лице мамы и старшего брата Евгения встала на дыбы и не дали Александру уйти из школы. Под нажимом родственников, он окончил девятилетку и отправился поступать в Щукинское училище. Мама и брат уговорили Сашу попробовать себя в мире искусства, ведь они сами были актерами. Женя к тому времени уже был в труппе Театра им.Вахтангова, мама в довоенное время тоже выступала на сцене театра.

В училище преподавателем Збруева стал еще одни «вахтанговец» — Владимир Этуш. Александр поначалу не воспринимал всерьез свое занятие, но со временем кардинально изменил свои взгляды. Молодой человек стал серьезнее, расстался с хулиганскими замашками и дворовой компанией, и все время отдавал учебе.

Диплом об окончании училища Збруев получил в 1961-м и стал актером театра Ленком.

Александр сумел как-то быстро прижиться в труппе театра. На протяжении двух лет он выходил на сцену в образе второстепенных персонажей, пока в 1963-м в театре не сменилось руководство. Режиссером назначили А.Эфроса, который и увидел талант молодого актера. Он сразу же предложил Александру участие в постановке «О Лермонтове…», где отдал ему главную роль. Збруев сумел передать всю романтичность и пылкость молодого поэта, поэтому после премьеры о нем заговорили, его имя стало известно каждому московскому театралу.

Спустя два года А.Эфрос поставил еще один спектакль – «Мой бедный Марат», в котором одна из ярких ролей снова досталась Збруеву. Работал актер и с Марком Захаровым, который с удовольствием давал Александру роли в своих постановках. Все спектакли этого режиссера собирали полные залы.

Збруев уже много лет выходит на сцену родного Ленкома. За всю его актерскую карьеру он не раз получал приглашения на работу от других режиссеров и театров, но он не предал сцену, которая сделала из него настоящего артиста. В настоящее время Збруев задействован в пяти постановках – от классики до современности.

Дебют Збруева в кино состоялся в 1962-м, когда он снялся в картине «Мой младший брат». Партнерами по фильму стали Олег Даль и Андрей Миронов. Фильм стал самым кассовым в 1963 году, его пришли посмотреть свыше 20 миллионов человек.

Потом был еще один фильм, который добавил славы молодому актеру – «Пядь земли». Александр стал лейтенантом Мотовиловым, защищавшим небольшой, но стратегически важный участок фронта. Картина была в духе того времени – насыщенная, светлая и добрая.

Александра Збруева охотно снимают все режиссеры. С каждой новой работой в кино популярность актера растет. На экране он был мужественным, простым и романтичным, это были те качества, которые так нравились и зрителям и критикам. Его киношные герои были благородными и героическими личностями, а сам актер выглядел на экране очень солидно и значимо.

В 60-70-х годах прошлого века очень интенсивно снимали кино о войне, поэтому многие персонажи Збруева имеют непосредственное отношение к военному делу. Затем модным стал детектив и фильмы о шпионах, где амплуа актера Збруева было как раз в тему. Одной их таких работ стала картина «Кольцо из Амстердама», где Збруев стал штурманом флота.

В 90-е годы работы в кино у Александра поубавилось. Дело в том, что в основном снимали криминальный жанр и красивую жизнь, а такое кино Збруеву было не по душе. За десять лет до нового века его фильмография пополнилась всего одиннадцатью фильмами, причем он играл в них второстепенных персонажей. Самой заметной работой того периода стала драма «Ты у меня одна», где на первый план выходят извечные человеческие ценности – предательство и любовь.

В 2004-м актер заявил об уходе из кинематографа. Это известие шокировало не только поклонников, но и режиссеров, которые были готовы работать с ним дальше. Но Збруев своего решения не поменял.

В 2011-м в прессе появилась информация о болезни актера, и что именно по этой причине он перестал сниматься в кино. Некоторые источники сообщали, что у Збруева онкология, но после это известие не подтвердилось. Журналисты пытались докопаться до истины, расспрашивали близких Александру людей. Где-то откопали сведения о болезни сосудов и рассеянном склерозе, но Збруев не спешил ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию. Александр по-прежнему выходил на сцену родного театра в постановках «Женитьба», «Вишневый сад», «Борис Годунов».

После почти десятилетнего перерыва в кинематографе, Збруев дал согласие на участие в съемках картины «Кино про Алексеева», где сыграл главного героя.

Збруев актер очень разноплановый, поэтому он так органично смотрится в мелодрамах, комедиях, боевиках, исторических картинах и даже мюзиклах. Редко встретишь в актере такую способность перевоплощаться в самых разных персонажей, а это дорогого стоит.

Александр снова ушел в творческий перерыв в кинематографе, но со сценой театра не распрощался. В 2015-м он участвовал в создании телевизионного спектакля «Все оплачено». В 2016-м актер стал князем в одноименной постановке театра «Ленком».

Александр Збруев всегда отказывался от интервью и практически ничего не рассказывал о себе. Сейчас актер приподнял завесу над своей жизнью и биографией, его приглашают в разные шоу, и он соглашается поделиться интересными фактами своей жизни с многочисленной аудиторией. В 2017-м Збруев принял приглашение от передачи «Мой герой», которую ведет Т.Устинова, и в тот же период начал сниматься в фильме-биографии «Александр Збруев. Небольшая перемена».

Александра Збруева по праву считают знаменитым артистом советского и российского кинематографа. Вклад в его развитие был по достоинству оценен правительством, и актер в 1989 году стал Заслуженным артистом РСФСР. Потом его коллекция пополнилась и другими высокими наградами – Государственной премией РФ, Орденом Почета, двумя Орденами «За заслуги перед отечеством» III и IV степени. Эти награды только лишний раз свидетельствуют о том, что заслуги Александра Збруева оценены достойно.

В личной жизни актера нашлось место нескольким женщинам. Первый раз Збруев женился на актрисе Валентине Малявиной. Они прожили вместе четыре года и развелись.

Фото: Александр Збруев с семьей

Спустя некоторое время у Александра возник роман еще с одной актрисой. Это была Людмила Савельева, которая в 1967-м стала его официальной женой. У них родилась дочка Наташа, которая тоже стала актрисой.

Был в личной жизни Збруева и бурный роман, после которого он снова стал отцом. В 1993-м у него и его любимой Елены Шаниной родилась дочь Татьяна. Девушка тоже выбрала актерскую стезю и уже блистает в «Ленкоме».

Еще одним продолжателем актерской династии можно назвать и Петра Федорова, который доводится Збруеву внучатым племянником. Он уже снялся в нескольких лентах и имеет своих поклонников.

  • 1962 — Мой младший брат
  • 1969 — Сотвори бой
  • 1982 — Наследница по прямой
  • 1987 — Филёр
  • 1991 — Гений
  • 1994 — Маэстро вор
  • 2001 — Северное сияние
  • 2004 — Кожа саламандры
  • 2014 — Кино про Алексеева

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

Александр Збруев (Aleksandr Zbruyev): фильмография, фото, биография. Актер.

Родился 31 марта 1938 года в Москве. Его отец был государственным чиновником и стал жертвой сталинских репрессий еще до рождения Александра. Так что матери, работавшей на киностудии, пришлось одной воспитывать сына. При этом мать и сына сослали в исправительный лагерь, а в столицу разрешили вернуться лишь спустя пять лет. Александр с мамой вернулись в свою, когда-то в прошлом просторную, отдельную квартиру, ставшую теперь коммунальной, им в ней выделили лишь комнату. В школе учеба Александру особо не давалась, и ему приходилось оставаться на второй год. Но при этом он увлеченно занимался спортом и проводил много времени на улице со сверстниками. В итоге среднее образование он получил лишь в 1958 году и уже нацелился стать актером. А через какое-то время благополучно поступил в Щукинское театральное училище.

В студенческие годы Збруев сдружился с Валентиной Малявиной, ставшей впоследствии актрисой. Пара поженилась в 1959 году, когда Валентине еще не исполнилось и восемнадцати. После окончания учебы в 1961 году Александр стал играть на сцене Театра имени Ленинского комсомола, а спустя пару лет, благодаря ряду спектаклей, к нему пришел первый успех. Примерно в то же время Збруев сыграл и свои первые роли в кино. Дебютной для него стала лента «Мой младший брат», а следом на экраны вышли такие фильмы, как «Путешествие в апрель», «Здравствуй, жизнь!» и «Пядь земли». В 1963-м году распался брак актера с Малявиной.

Очередная волна популярности настала в 1966 благодаря картине «Два билета на дневной сеанс». А в 1967 году Александр женился во второй раз, его избранницей стала актриса Людмила Савельева. Постепенно актерская карьера Збруева шла вверх, и к началу 70-х он стал одним из ведущих советских актеров, в свет вышли фильмы «Опекун», «Антрацит», «Марат, Лика и Леонидик», «Круг», «Романс о влюбленных» и особенно сериала «Большая перемена». Параллельно с работой на съемочной площадке он продолжал активно играть и на театральной сцене.

Расцвет творчества Збруева пришелся на 80-е годы, когда с его участием на экраны вышел целый ряд фильмов, среди которых «Кольцо из Амстердама», «Наследница по прямой», «Шел четвертый год войны...», «Тайна виллы “Грета”», «Успех», «Храни меня, мой талисман» и «Филер». Но и в 90-х годах, несмотря на тяжелое для кинематографа время, Александр продолжал успешно сниматься. Наиболее яркими работами того периода стали ленты «Ты у меня одна», «Все будет хорошо» и «Бедная Саша». Кроме того, Збруев вместе с другом открыл собственный ресторан, названный «Театральный ресторан актеров Москвы», а в 2000-м году стал преподавать в РАТИ. Несмотря на возраст, актер продолжает сниматься в кино, в 2011-м году Збруев отметился в телефильме «Вишневый сад».

www.ivi.ru

Александр Збруев

День рождения: 31.03.1938

Будущий актер появился на свет в марте 1938 года в столичном семействе. Александр никогда не знал своего отца: почти сразу после рождения наследника его, как опального политического деятеля, посадили за решетку, а после — расстреляли.

Детские годы

Семью «врага народа» выслали из Москвы в Ярославскую область, где прошло детство маленького Саши. Лишь во время Великой Отечественной войны его матери удалось вернуться в столицу, где продолжал жить ее сын от первого брака.

В школьные годы Збруев был настоящим хулиганом: откровенно плохо учился, убивал время в компании дворовых ребят, среди которых слыл настоящим задирой. Будучи подростком, он был пойман с поличным на краже денег у соседей. Этот случай настолько сильно повлиял на паренька, который испытал сильное чувство вины, что в дальнейшем он даже не помышлял о подобном.

Однако «дворовая» жизнь принесла будущему актеру немало пользы. Именно там, среди таких же ребят, как и он сам, он научился дружбе, взаимовыручке. Кроме того, чтобы не быть постоянной жертвой во время регулярных драк, Александр серьезно занимался боксом и гимнастикой, и любовь к спорту пронес через всю жизнь.

Закончив восьмой класс, юный Збруев планировал бросить школу и работать обычным шофером. Однако мать и старший брат чуть ли не силком заставили его окончить девятый класс и подать документы в Щукинское театральное училище. Дело в том, что брат Александра, Евгений, к тому времени уже выступал в театре, мать до войны также работала актрисой.

Неожиданно для самого себя, Александр, который не видел в своей жизни никаких серьезных перспектив, стал студентом театрального вуза. Поначалу он скептически относился к учебе, но под влиянием своего наставника Владимира Этуша и своей семьи спустя время изменил свое мнение о профессии актера.

Александр стал гораздо более серьезным: он забросил свои хулиганские привычки, стал много времени уделять учебе. В 1961 году он, будучи выпускником Щукинского училища, был сразу же принят в Театр им. Ленинского комсомола.

Театральная деятельность

В течение двух лет молодому актеру доверяли лишь второстепенные роли. Этого времени хватило, чтобы он набрался необходимого опыта у старших коллег. Когда в «Ленком» перевелся новый театральный режиссер Анатолий Эфрос, он сразу разглядел в живом и эмоциональном Збруеве большой актерский потенциал. Александр вскоре получил свою первую центральную роль: в спектакле «О Лермонтове…» он сыграл юного поэта. Уже после первой премьеры о Збруеве заговорили как об очень перспективном актере.

Не менее яркой и значимой для Збруева оказалась постановка Эфроса «Мой бедный Марат». Далее последовали главный роли одна за другой, и Збруев смог утвердиться в театре в качестве одного из ведущих актеров.

Александр оказался верен «Ленкому»: он часто получал заманчивые предложения от других театров, но никогда не изменял родной сцене, прославившей его. На подмостках «Ленкома» Збруев выступает до сих пор.

Фильмография

Свой первый опыт в отечественном кинематографе Збруев получил в 1962 году, сыграв в картине «Мой младший брат». Следующей работой стал фильм «Пядь земли», в котором Александр сыграл лейтенанта Мотовилова. Старт в кино оказался удачным, и Збруева регулярно приглашали на съемки. В облике актера весьма гармонично сочетались такие черты как мужественность, простота и романтичность, что очень подкупало зрителей.

Типаж Александра был одинаково хорошо востребован в картинах на военную и шпионскую тематику. Но, когда в 90-х годах стало модным снимать кино о криминале, актер остался не у дел: он не хотел сниматься в картинах на столь пошлую тему. В этот период времени он сыграл лишь в одиннадцати картинах, и практически везде – на вторых ролях.

В 2004 году актер заявил, что собирается уйти из кино. Эта новость стала настоящим шоком для преданных поклонников его таланта. Появились слухи, что Збруев серьезно болен, и не в состоянии выдерживать плотный график съемок. Однако актер никак не подтверждал и не опровергал эти слухи.Он продолжал, как и прежде, выступать на подмостках «Ленкома».

Лишь в 2014 году Збруев вновь появился на экранах, сыграв главную роль в картине «Кино про Алексеева». Спустя год на экраны вышел телеспектакль с участием актера под названием «Все оплачено». Актер периодически появляется в биографических программах, где рассказывает о том, каким был его творческий путь.

Личная жизнь

Первой супругой Александра стала его коллега, актриса Валентина Малявина. Однако этот брак продлился лишь несколько лет: молодые люди расстались по взаимному согласию. В 1967 году Збруев женился во второй раз на актрисе Людмиле Савельевой, которая подарила ему дочь Наталью.

У актера есть еще один ребенок – внебрачная дочь от бурного романа с актрисой Еленой Шаниной. Дочери Збруева пошли по стопам родителей и также выбрали актерскую профессию.

Фильмы Александра Збруева

rustars.tv

Биография Александра Збруева

Александр Збруев (род. 1938) — популярный советский и российский актер, один из патриархов отечественной театральной сцены. С 1961 года бессменно служит в Ленкоме. Массовому зрителю он запомнился по великолепной роли лоботряса Ганжи из «Большой перемены». Всего в фильмографии артиста представлено около 60-ти киноработ.

Детство и юность

Александр Викторович родился в очень статусной и интеллигентной семье. Его отец Виктор Алексеевич занимал высокий пост в Наркомате связи, мать Татьяна Александровна была выходцем из дворянской семьи и трудилась на кинофабрике имени Чайковского. Однако своего папу, расстрелянного спустя месяц после его рождения, актер так никогда и не увидел.

После пятилетней ссылки в Рыбинск Саша с матерью возвратился в столицу. В школе он больших лавров не снискал, зато активно занимался спортом — боксом и гимнастикой. Свой характер актер закалял на улице и всегда мог защитить себя от любых нападок. Позднее он скажет, что был отпетым хулиганом, но имел вполне мирное прозвище Интеллигент. Нелегкое детство научило Збруева не пасовать перед трудностями и, несмотря ни на что, идти вперед.

И все же жизненной судьбой Александра стал театр. Еще будучи подростком, он нередко посещал спектакли Вахтанговского театра, где и «заболел» актерской профессией. Благословила юношу на учебу в Щукинском училище сама Надежда Михайловна Вахтангова, хорошо знавшая его мать. Спустя месяц, Збруев поступил на курс Владимира Этуша.

Начало актерской карьеры

Пребывание в театральном вузе порядком изменило Александра. Он стал гораздо серьезнее и ответственнее относиться к учебе и по-настоящему увлекся искусством. Немало доверявший ему наставник сумел вселить уверенность в своих силах, за что Владимир Абрамович снискал отдельную благодарность от звездного ученика.

После окончания Щуки Збруев попал в труппу Ленкома и сразу оказался там на вторых ролях. Все изменилось в 1963 году, когда театр возглавил Анатолий Эфрос. Он поверил в начинающего актера и дал ему шанс, которым Александр с лихвой воспользовался. Роли, сыгранные в спектаклях «День свадьбы» и «До свиданья, мальчики», сделали актеру громкое имя. В это же время он получает приглашение в кино и снимается в первых фильмах:

  • Мой младший брат (1962);
  • Пядь Земли (1964);
  • Чистые пруды (1965);
  • Два билета на дневной сеанс (1966).

Звезда на небосклоне

Работы актера в кино и театре не остались без внимания советского зрителя. Герои Александра Викторовича были далеки от привычной кальки соцреализма, отличаясь душевностью, непосредственностью и тонкой самоиронией (вспомним Ганжу из «Большой перемены»). В 70-е гг. он заслуженно попал в обойму самых звездных актеров.

С приходом в Ленком Марка Захарова (1973) Збруев получил несколько характерных ролей, надолго запомнившихся почитателям его таланта.

  • «Хория» — учитель Хрия Миронович;
  • «Диктатура совести» — Андре Марта;
  • «Автоград XXI» — Хотынский.

Однако Марк Анатольевич все равно продолжал воспринимать Збруева как актера не своей обоймы. Может быть, поэтому самые звездные постановки режиссера обошли его стороной. Ставка маэстро была сделана на других — Н. Караченцова, А. Абдулова, О. Янковского. В этой ситуации оставалось только терпеливо ждать. Спустя время, Александр Викторович получит роль в «Шуте Балакиреве», блестяще проявит себя в пьесе «Ва-банк», вместе с другими звездами талантливо сыграет в гоголевской «Женитьбе».

Блестящие актерские дарования Збруева, наконец, разглядели и кинорежиссеры. С начала 70-х и до развала Советского Союза он снимется в более чем 30-ти фильмах. Именно в это время за ним закрепилась слава романтического героя. Но Александру удалось переломить стереотипы и представить на экране ряд неоднозначных героев, к примеру, Сталина («Ближний круг») и Якова Пяткина («Филер»).

В дальнейшем страсть к кинематографу постепенно будет сходить на нет. Несмотря на ряд запомнившихся ролей, например, Тимошин в фильме «Ты у меня одна», Збруев не раз критически высказывался о состоянии современного российского кинематографа.

«Сейчас везде звезды»

Александр Викторович любим и обожаем многими поколениями зрителей. Один из секретов его популярности — завидная по нынешним временам скромность. Еще с детских времен в его компании не принято было выпендриваться. Этому принципу Збруев остается верен и сейчас. Он до сих пор не любит свои дни рождения и категорически отказывается праздновать юбилеи.

Обходит стороной любимый артист и многочисленные телепроекты с воспоминаниями о прошлом. «Не хочу я других видеть спустя 40 лет», —говорит Александр. Делясь секретами успеха, актер отмечает, что за годы профессиональной карьеры научился собираться и выдавать такие эмоции, какие желает режиссер.

Однажды во время съемок фильма «Опекун» Александру Викторовичу пришла телеграмма о тяжелой болезни матери. Он срочно примчался в столицу, а на следующий день мамы не стало. После похорон нужно было вновь ехать на съемки и играть в кадре комедию. «В таких трудных ситуациях и закаляется характер, а вместе с этим растет актерское мастерство», – убежден актер.

Личная жизнь

Александр Збруев был дважды официально женат. Первый брак с актрисой Валентиной Малявиной был бездетным и продолжался всего 4 года. Спустя несколько лет он женится на одной из самых красивых актрис советского кинематографа Людмиле Савельевой. В 1968 году у них родилась дочь Наталья. Кроме того, у Александра Викторовича есть еще внебрачная дочь Татьяна от актрисы Елены Шаниной.

stories-of-success.ru

Биография, личная жизнь, фильмография Збруева Александра

Александр Збруев - известный и любимый многими актер. Хотите узнать, когда он родился и где учился? Фильмография Збруева вас интересует? Тогда рекомендуем ознакомиться содержанием статьи. Желаем приятного чтения!

Актер Збруев Александр: биография

Родился 31 марта 1938 года в Москве. Он из интеллигентной и обеспеченной семьи. Отец Александра, Виктор Алексеевич, занимал пост заместителя наркома связи СССР. Спустя годы его повысили. Он получил должность председателя строительного управления Наркомсвязи.

Яркая внешность и актерские способности достались нашему герою от матери. Татьяна Александровна была представительницей знатного дворянского рода.

Сложное время

Когда Саше было всего полтора месяца, его отца арестовали и приговорили к расстрелу. Малыша вместе с матерью выслали из Москвы в Рыбинск. В этом городе они провели 5 лет. У Александра есть старший брат (от первого брака мамы). Его зовут Евгений. Пока близкие родственники были в Рыбинске, он проживал в их квартире на Арбате.

В 1943 году Саша с мамой вернулись в Москву. Их уютная 5-комнатная квартира на тот момент превратилась в коммуналку. На небольшой территории проживало несколько семей. Война была в самом разгаре. Поэтому выяснять отношения и выселять кого-то никто не стал.

В 1945 году Збруев-младший пошел в первый класс. В послевоенное время школы испытывали сложности, связанные с нехваткой учебников. Ребятам приходилось объединяться в группы по 3-5 человек, чтобы получать знания и выполнять домашние задания.

Александра Збруева нельзя было назвать примерным учеником. В его дневнике часто появлялись двойки и тройки. Поведение тоже хромало. Наш герой мог подраться с кем-нибудь на перемене.

Чтобы направить энергию сына в мирное русло, мама отдала его в секцию гимнастики. В этом виде спорта Збруев добился немалых высот. В подростковом возрасте Саша увлекся боксом. Он часами пропадал на тренировках.

Студент

В 1958 году Збруеву вручили «аттестат зрелости». Он до последнего не мог определиться с профессией. Поступать в театральный вуз ему посоветовала подруга мамы. Парень подал документы в ВТУ им. Щукина. Саша успешно справился с экзаменами. Его зачислили на курс В. Этуша.

Учеба в театральном вузе пошла Збруева на пользу. За короткий срок он из дворового хулигана он превратился в серьезного и интеллигентного парня.

В 1961 году Александр окончил «Щуку». Теперь ему предстояло применить полученные знания на практике. В том же году молодого актера приняли в труппу Ленкома. Збруеву доставались лишь небольшие роли. Но наш герой не отчаивался. Он знал, что однажды придет и его время.

В 1963 году на работу в театр устроился режиссер Анатолий Эфрос. Именно он разглядел в Александре огромный талант и перспективы. Збруев был утвержден на главную роль в спектакле «Мой бедный Марат». Молодой актер на все 100% справился с поставленными перед ним задачами.

В 1973 году худруком театра был назначен Марк Захаров. При нем Збруев стал одним из ведущих актеров Ленкома. За всю карьеру на сцене этого учреждения Александр Викторович исполнил более 20 ролей. Он был задействован в таких постановках, как «Дым Отечества», «Ва-Банк», «Хория», «Вишневый сад» и других.

Знакомство с кино

На широких экранах артист Александр Збруев появился в 1962 году. Ему досталась роль Димки Денисова в фильме «Мой младший брат». Наш герой был очень счастлив. Ведь он получил возможность продемонстрировать свой талант и способности на всю страну. Его коллегами по съемочной площадке были Олег Даль и Андрей Миронов.

Когда режиссеры узнали, кто такой Александр Збруев, фильмы с его участием стали выходить регулярно. В период с 1962 по 1972 гг. он снялся в нескольких полнометражных кинолентах. Фильмография Збруева пополнилась ролями в таких картинах, как «Чистые пруды» (1965), «Сотвори бой» (1969), «Антрацит» (1971) и «Круг» (1972).

После выхода на экраны фильма «Большая перемена» (1973) Александр Викторович проснулся знаменитым. Ему удалось вжиться в образ хулигана Григория Ганжи.

Сотрудничество с Д. Астраханом

В 1990-х годах неразбериха царила во всем – в политике, экономике и кинематографе. Многие актеры месяца просиживали без работы. Но только не Александр Збруев. Фильмы, в которых он играл главные роли, продолжали выходить.

На одном из творческих вечеров в театре актер познакомился с режиссером Дмитрием Астраханом. Вскоре тот предложил Збруеву взаимовыгодное сотрудничество.

В 1993 году на экраны вышел фильм «Ты у меня одна». Александр Викторович сыграл простого инженера Евгения Тимошина. Зрителям пришелся по душе этот образ.

В 1995 году Астрахан выпустил еще одну картину с участием Збруева. Она называлась «Все будет хорошо». На этот раз актер примерил на себя образ миллионера Константина Смирнова.

На сегодняшний день фильмография Збруева Александра представлена 60 ролями в картинах, относящихся к разным жанрам. Можно сказать, что перед нами - универсальный актер.

Александр Збруев и его семья

С юных лет наш герой был покорителем женских сердец. Он мог легко познакомиться с девушкой на улице, взять у нее номер телефона и пригласить на свидание.

Первой супругой Збруева стала актриса Валентина Малявина. Они были красивой парой. Однако брак продлился всего 4 года. О причинах расставания двух актеров ничего не известно.

Вскоре Александр познакомился с красавицей Людмилой Савельевой. Она тоже актриса. Многие зрители помнят ее по роли Наташи Ростовой. Збруев долго и настойчиво ухаживал за Люсей. В итоге она ответила ему взаимностью.

В 1967 году состоялась свадьба Александра и Людмилы. На торжество были приглашены родственники и друзья жениха и невесты, а также их коллеги по цеху.

В 1968 году в семье Збруевых случилось пополнение. Родилась дочка Наталья. Молодой отец все свободное от работы время посвящал общению с малышкой. Он сам купал и переодевал ее.

В 1990-х годах появились слухи о романе Збруева со звездой Ленкома Еленой Шаниной. Супруга Людмила отказывалась верить в это. Со временем слухи сошли на нет.

В 1993 году Елена Шанина родила дочку Таню. Она призналась, что это ребенок Збруева. Девочку актриса записала на свою фамилию, поставив прочерк в графе «отец» в свидетельстве о рождении.

Александр признал внебрачную дочь. Но уходить от супруги не стал. Людмила нашла в себе силы и простила его за интрижку на стороне. И по сей день они живут в законном браке.

Может ли назвать себя счастливым человеком Александр Збруев? Дети, заботливая супруга, любимая работа и уютный дом – все это у него есть. Артист вполне доволен своей жизнью. Единственное, от чего разрывается сердце Збруева, это от невозможности помочь своей больной дочери. У Наташи серьезное расстройство психики. В 2005 году девушка подожгла собственную квартиру. Лишь благодаря соседям удалось спасти имущество.

В заключение

Фильмография Збруева является ярким примером того, как талантливый актер может примерять на себя любые роли – от простого работяги до владельца «заводов, газет и пароходов».

fb.ru

Александр ЗБРУЕВ

А. Збруев родился 31 марта 1938 года в Москве, на Арбате, в знаменитом роддоме имени Грауэрмана. На Арбате же и жил. Его отец был крупным руководителем и занимал пост заместителя наркома связи. Мать была из адвокатской семьи, имела актерское образование и на момент рождения сына работала на кинофабрике имени Чайковского. В самом конце 1937 года, после возвращения из служебной командировки в Америку, отца арестовали как «врага народа». Суд над ним длился всего лишь 15 минут и приговор был краток: расстрел. Так что своего отца А. Збруев живым уже не застал. А вскоре настал и их с матерью черед вкусить все прелести сталинской демократии. Как членов семьи «врага народа» их арестовали и этапом отправили на пять лет в исправительно-трудовой лагерь под Рыбинском.

Что такое сталинский лагерь, читателю, думаю, объяснять не надо. Миллионы людей были перемолоты в пыль в этих жерновах, и семью Збруевых в конце концов ожидало то же самое. Но судьба оказалась к ним благосклонна. Лагерное начальство пожалело молодую женщину с младенцем на руках и заменило лагерь ссылкой. Там они прожили до 1943 года, после чего им разрешили вернуться в Москву.

Они вернулись на родной Арбат, в квартиру, в которой родился Саша. Из вещей там практически ничего не осталось: самое ценное вынесли работники НКВД, а остатки подобрали соседи. Но когда хозяева вернулись назад, им так ничего и не вернули.

В 1945 году Александр пошел в первый класс 69-й московской школы. По собственному признанию, учился он плохо, не знал алгебру, тригонометрию. Дважды его оставляли на второй год. И если бы не мать, которая всеми силами тянула его из класса в класс, он бы школу так и не окончил. Единственным серьезным увлечением А. Збруева в школе был спорт: одно время он занимался боксом, затем — гимнастикой. В последнем виде спорта заработал 1-й разряд, неплохо выступал на районных соревнованиях. Однако затем и это дело забросил.

Между тем среди местной шпаны Збруев был в авторитете, несмотря на то, что по годам был самым младшим. Кличка у него тогда была соответствующая его происхождению — Интеллигент. Когда их шайка шла по Арбату (а заводилами в ней были Пиджак, Колчак, Придурок и Пан, одетые в «прохаря», в кармане финский нож), вся окрестная детвора разбегалась во все стороны. Драться эти ребята умели и очень любили.

Свой первый стакан водки Саша выпил, когда учился в четвертом классе. Однако раннее приобщение к алкоголю вызвало у н «го обратную реакцию: однажды он так напился, что ему стало плохо.

А. Збруев вспоминает: «К моему другу приехал его старший брат — вор в законе, отсидевший много лет на зоне. На пирушку собралось много блатных ребят. И я по-соседски пришел. Там-то я и выпил свой стакан сорокаградусной… Помню огромную скворчащую сковородку — яичница, колбаса, картошка. Первая стопка, вторая — пацан, много ли мне нужно было? А отказаться нельзя, такая мысль даже не возникала. Очнулся в полном разборе, домой под руки вели».

С тех пор Александр если и пил, то всегда знал меру. В те же годы он начал и курить. Школу он откровенно не любил. Да и за что ее было любить? Его считали сыном «врага народа» и в открытую презирали. В пятом классе с ним произошел случай, который ожесточил его еще сильнее. Тогда его решили принять в пионеры и на утренней линейке в торжественной обстановке повязали на шею красный галстук. Однако через два дня вспомнили, кем был его отец, и так же торжественно, на линейке, галстук сняли.

Несмотря на свои хулиганские замашки, Саша пользовался большой популярностью среди девчонок (хотя, может, из-за них и пользовался). Про свою первую любовь А. Збруев вспоминает:

«Я учился в четвертом классе, и меня по блату устроили в лесную школу — были тогда такие — на целый год. Я влюбился в девочку, она гимнастикой занималась. Делала стойку на руках, а физкультурник ее поддерживал. Я очень ревновал. В результате остался на второй год. Как-то потом, уже на дипломном спектакле за кулисы пришла девушка и говорит: «Здравствуй… те». Это была та самая гимнастка. На следующий день она фотографию принесла, где мы в лесной школе. Но она была уже совсем, совсем другая. Потом еще одна девочка мне очень нравилась. Циркачка с Арбата. Блондинка, небольшого росточка…»

Стоит отметить, что среди арбатской шпаны Збруев, наверное, был единственным, кто любил театр. Объяснить эту любовь легко. Во-первых, его мать имела актерское образование и с ранних лет прививала сыну любовь к этой профессии. Во-вторых, его старший брат — Евгений Федоров (родился в 1920 году) — работал актером в труппе Театра имени Вахтангова. Сам театр располагался всего в пяти минутах ходьбы от дома, где жил Збруев, поэтому при первой возможности он старался туда заскочить. Так, еще в детстве, он увидел игру знаменитых актеров этого театра: Рубена Симонова, Михаила Астангова, Николая Гриценко и других. Последнего актера наш герой считал своим идеалом.

В 1958 году, в возрасте 20 лет, Збруев наконец окончил десятилетку. К тому времени он уже окончательно определился в своем выборе и решил идти в артисты. Большое значение для него имела встреча с женой Е. Вахтангова (она была подругой его матери), которая в домашних условиях приняла у него экзамен и весьма лестно отозвалась о его артистических способностях. Окрыленный ее похвалой, Александр летом 1958 года, в сопровождении своих дворовых друзей, пришел к дверям театрального училища имени Щукина. Экзамены сдавал с таким энтузиазмом и азартом, что его приняли с первого захода. Курсом тогда руководил ныне известный Владимир Этуш.

В 1959 году в личной жизни Збруева произошло знаменательное событие: он женился. Его супругой стала бывшая ученица его же школы Валентина Малявина, впоследствии ставшая известной киноактрисой. Послушаем ее воспоминания:

«Саша учился со мной в одной школе, но затем его перевели в школу напротив. Все девчонки в него влюблялись, а мне он казался недосягаемым. Он был старше, и у меня был другой поклонник. Но однажды, уже студентом Щукинского училища, он поздоровался со мной на улице. Он всегда очень элегантен, а на мне в тот день была ярко-красная модная куртка — подозреваю, что поздоровался-то он тогда, собственно, не со мной — с курткой. Она и решила наши отношения. Мы стали встречаться, подобралась чудесная компания: Ваня Бортник, ныне знаменитый артист, Инна Гулая, Саша и я. И как-то очень быстро определилось, что мы с Сашей будем мужем и женой. Я даже перевелась в вечернюю школу, чтобы выйти за него замуж. Отправились мы в загс, никому из домашних не сказали ни слова, и там выяснилось, что расписать нас не могут — мне до восемнадцати не хватало двух месяцев. Меня там спросили: «Девочка, тебе же нет восемнадцати, как же ты замуж выходишь?» А я ответила: «А мне очень хочется». Потом мы пошли в райсовет и там получили специальное разрешение…

Мы с Сашей жили у его мамы, она меня очень любила и все делала по дому. Мы были счастливы. Дома я успевала только читать. До глубокой ночи, стоя у старинного бюро, читала толстенный том Гоголя…»

Дальше я очень легко поступила в училище при МХАТе, но вскоре пришлось перейти в Щукинское. Во мхатовском сниматься не разрешали, а я еще в школе играла маленький эпизод, и когда начались пробы на Наташу Ростову, познакомилась на «Мосфильме» с Андреем Тарковским. Так в 1961 году я попала в его картину «Иваново детство»…

Почти в то же время состоялся кинодебют и у Збруева. Интересно отметить, что в студенческих спектаклях он стремился уйти от своих внешних данных (симпатичного и подтянутого парня) и играл в основном характерные роли: хромых, лысых, толстых, старых людей. А вот режиссер Александр Зархи увидел в нем именно современного мальчишку и пригласил его на роль Димки в свой фильм «Мой младший брат». Картина вышла на экраны страны в 1962 году и принесла исполнителям главных ролей в ней (А. Збруеву, А. Миронову и О. Далю) первый успех у зрителей.

Стоит отметить, что почти одновременно с Зархи Збруева рассмотрели и два других известных кинорежиссера: Марлен Хуциев и Михаил Калатозов. Правда, их сотрудничество тогда так и не состоялось. На роль в картине «Застава Ильича» Збруев не прошел, а фильм «А, Б, В, Г, Д…» Калатозову снимать не разрешили.

Между тем, окончив училище в 1961 году, Збруев попал в труппу Театра имени Ленинского комсомола. В спектаклях того периода он в основном играл своих современников, в общем-то похожих один на другого. Но в 1963 году в труппу театра пришел Анатолий Эфрос, и именно при нем к Збруеву пришел первый театральный успех. Он прекрасно сыграл роль 17-летнего Марата Евстигнеева из блокадного Ленинграда в спектакле «Мой бедный Марат». Не менее успешными оказались и сыгранные им роли в спектаклях «До свидания, мальчики!», «День свадьбы».

В 1963 году распался брак Александра с В. Малявиной. Она внезапно увлеклась молодым режиссером с киностудии имени Горького Павлом Арсеновым. Вот что она вспоминает об этом:

«Мы с Сашей тогда начали строить квартиру. Но тут Паша пригласил меня в фильм «Подсолнух». Я долго не ехала, но вдруг захотелось в степь. Прибыла. По степи на коне несся очень красивый человек. С Сашей Збруевым мы вели светскую жизнь, думали — очень взрослые (хотя совершенные дети), а здесь нечто иное. Паша — очень открытый, добрый, наивный и вылитый Жан Марэ в молодости. Я не могла отвести от него глаз. Правда, мне сказали, что он влюблен в Наташу Фатееву, и на меня он особенно не реагировал, вел себя несколько отстраненно. Но однажды мы с ним вечером гуляли, над нами были звезды, в стороне паслись лошади. И вдруг оба словно очнулись. Мы целовались всю ночь. Так я ушла от Саши Збруева, хотя не хотела его обидеть. Он хороший, просто я всегда была свободна и ни одному мужчине не могла посвятить себя целиком…»

Несмотря на то, что измена любимого человека оказалась для Збруева полной неожиданностью, он сумел достойно вынести этот удар. Во многом его спасла работа, которой тогда у него было много, как в театре, так и в кино. В 1963–1965 годах он снялся сразу в нескольких фильмах, среди которых самыми заметными были: «Путешествие в апрель» (1964) Вадима Дербенева, «Пядь земли» (1965) Андрея Смирнова и «Чистые пруды» (1966) Алексея Сахарова.

Большой удачей актера в кино стала роль сотрудника ОБХСС Алешина в фильме Герберта Раппопорта «Два билета на дневной сеанс». Наверное, одним из первых советских актеров Збруев воплощал на экране не кондового, во всем правильного милиционера, а вполне обычного паренька с улицы, волею судеб оказавшегося в органах. Фильм и начинается с того, что герой Збруева просит своего начальника отпустить его из милиции, так как эта служба ему в тягость.

Выйдя на экраны страны в 1967 году, фильм получил самые лестные отзывы публики. В прокате картина заняла 10-е место, собрав на своих сеансах 35,3 млн. зрителей.

В те же годы изменилась и личная жизнь Збруева: он вновь женился. На этот раз его супругой стала актриса Людмила Савельева, буквально ворвавшаяся в советский кинематограф с ролью Наташи Ростовой в фильме-эпопее «Война и мир».

Л. Савельева родилась 24 января 1942 года в блокадном Ленинграде. С одиннадцати лет начала заниматься балетом и после окончания средней школы поступила в Ленинградское хореографическое училище. Ей сулили прекрасное будущее на этом поприще. Она успела станцевать Жизель, и в Мариинском театре из нее собирались сделать солистку. Однако здесь в ее судьбу вмешался кинематограф. В самом начале 60-х С. Бондарчук приступил к работе над бессмертным романом Л. Толстого и стал отбирать актеров на главные роли. Среди них оказалась и Савельева, однако ее первые пробы режиссера не удовлетворили. И только со второго раза, когда девушка буквально заставила режиссера вновь посмотреть ее, она была утверждена на роль. Когда в 1966 году первая серия картины вышла на широкий экран, к Савельевой пришла настоящая слава. Ее стали узнавать на улицах, буквально не давая проходу. Тогда-то судьба и свела ее с А. Збруевым. Они стали мужем и женой. В 1968 году у них родилась дочь, которую в честь «звездной» роли ее матери назвали Наташей.

Между тем в начале 70-х годов Збруев по праву считался одним из самых популярных актеров советского кино. Фильмы с его участием (хотя большинство из них и не стали событиями в киноискусстве) пользовались огромной популярностью у зрителей. Например, картина режиссеров А. Мкртчяна и Э. Ходжикяна «Опекун» представляла собой глупую комедию о тунеядце Мише Короедове (его и играл наш герой). Однако в прокате 1971 года он собрал неплохую кассу, заняв 10-е место (31,8 млн. зрителей). Но самому А. Збруеву этот фильм запомнился с печальной стороны: во время съемок умерла его мать.

Актер вспоминает: «Когда она умирала, я снимался в Ялте. Представляете, море, белые корабли, красивые девушки, я молод, симпатичен, известный артист, меня любят, я люблю. И вдруг я узнаю о телеграмме, которую от меня скрыли: мама в больнице. Я все бросил, прилетел в Москву, добился, чтобы пустили в реанимацию. Старался улыбаться маме, а слезы все равно текли. И тогда она сказала: «Сашенька, ты не плачь, потому что я совершенно не боюсь смерти. Я так устала жить…»

Наиболее удачными фильмами Збруева в начале 70-х можно, смело считать только три: «Круг» (1973), который был продолжением знаменитых «Двух билетов на дневной сеанс» (в прокате он занял 15-е место, собрав 29 млн. зрителей), телефильм «Большая перемена» (1973) и «Романс о влюбленных» (1974; 10-е место,

36,5 млн. зрителей). Так как две последние картины вознесли актера на еще более высокую ступень зрительской популярности, стоит поговорить о них особо.

В «Большой перемене» режиссера Алексея Коренева Збруев сыграл роль Григория Ганжи. Первоначально на эту роль предполагался муж актрисы Светланы Крючковой (она сыграла Ледневу), но с ним что-то не заладилось. И тогда на горизонте возник Александр. Вот что он сам вспоминает об этой «звездной» роли: «Когда случилась «Большая перемена», все стали тыкать в меня пальцами: «Ой, Ганжа, Ганжа». Фильм-то на самом деле хороший, сейчас так ностальгически смотрится. Но мне хотелось серьезных ролей, а этот фильм дал мне такого пинка, что я так и полетел вперед с новым именем — Ганжа. Но очень часто оно меня выручало. В трудные времена, когда в стране были проблемы с едой, я, заходя в магазин, с грустью смотрел на пустой прилавок, а продавщица вдруг говорила: «Ой! Ганжа к нам пришел!» Я спрашивал: «А что же у вас пусто?» Она отвечала: «Для тебя — ради Бога, чего хочешь!» И доставала «чего хочешь» из каких-то закромов».

В фильме Андрея Михалкова-Кончаловского «Романс о влюбленных» наш герой сыграл хоккеиста Волгина. Отмечу, это была не первая спортивная роль Збруева — в 1968 году он сыграл чемпиона-шпажиста. Чтобы сыграть его, ему пришлось в течение полугода тренироваться под руководством известного фехтовальщика Коха. А затем он переквалифицировался в хоккеиста.

А. Збруев вспоминает: «Фильм этот, конечно, не о спорте, и Кончаловский пригласил меня совсем не потому, что я так уж хорошо играю в хоккей. Но на съемках пришлось столкнуться с хоккеем вплотную, провести немало времени, тренируясь со многими игроками сборной страны. А моими друзьями по фильму были такие мастера, как Якушев, Старшинов, Мальцев, Кузькин, — сплошные знаменитости. Они, правда, со мной на площадке «в поддавки» играли, но все равно это было очень интересно… В фильме даже есть мой проход, когда я всю команду соперников обвожу и забиваю шайбу. Соперниками у нас в картине была сборная Швеции, за которую выступали тоже переодетые наши мастера. К счастью, они понимали, с кем имеют дело, и «на корпус» меня не брали. В противном случае от меня бы, конечно, ничего не осталось».

Среди других картин того десятилетия, в которых снялся Збруев, стоит отметить еще две: «Победитель» (1976) и «Мелодия белой ночи» (1977). Оба фильма имели очень хороший прием у зрителей и принесли актеру заслуженную славу.

В 1977 году А. Збруеву было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Не менее успешно развивалась карьера артиста и на театральной сцене. С приходом в 1974 году в Ленком нового режиссера — Марка Захарова — дела этого театра явно пошли в гору, и каждый спектакль становился событием в театральной жизни страны. К началу 80-х годов Ленком стал «культовым» театром, и попасть в него было делом не простым. А после окончания каждого спектакля толпы поклонников поджидали своих кумиров у служебного входа. И особенно сильно донимали они тогда нескольких актеров: А. Збруева, О. Янковского, Н. Караченцова и А. Абдулова. Говорят, что первым не выдержал такого ажиотажа именно Александр. В один из дней он собрал у служебного входа наиболее ретивых своих воздыхательниц, выстроил их по росту и сказал стоявшему рядом администратору театра: «Посмотрите на них внимательно и запомните каждую. И чтобы с этого дня ни одна из них здесь больше не появлялась!»

И все-таки эта мера мало повлияла на ситуацию: поклонники продолжали осаждать своего кумира. Поэтому пешие прогулки Збруева от Ленкома до его дома на улице Горького (там располагается магазин «Наташа») доставляли ему массу неудобств.

В начале 80-х у Збруева в театре было несколько ролей: управляющий имением Боркин в «Иванове», учитель истории Хория в «Хории», пленный в «Оптимистической трагедии», король Генрих II в «Томасе Бекете». Как видим, в этом списке нет ни одного «громкого» спектакля, поставленного М. Захаровым на сцене Ленкома.

А. Збруев рассказывает: «В Ленкоме у меня был период, когда я не играл ничего и, естественно, находился в нервном состоянии. Казалось, что меня незаслуженно сбрасывают с театрального счета, тем более что я в это время много снимался. Меня тогда даже зрители спрашивать начали: «Вы что, ушли из театра?»

Из фильмов того десятилетия с участием Збруева отметим следующие: «Кольцо из Амстердама» (1981), «Наследница по прямой», «Предисловие к битве» (оба — 1982), «Шел четвертый год войны» (1983), «Успех» (1984), «Батальоны просят огня» (1985), «Попутчик» (1986).

Отмечу, что, несмотря на огромную популярность Збруева у зрителей, официальные власти относились к нему с недоверием. Характер он имел достаточно резкий, непреклонный, что чиновниками от искусства никогда не поощрялось. Например, в 1980 году, когда Збруев снимался в главной роли в фильме «Кольцо из Амстердама», съемочная группа должна была лететь в Голландию для съемок нескольких эпизодов. Однако режиссеру внезапно заявили, что все актеры лететь могут, а вот Збруев… «Но он же главный герой!» — попытался было возразить режиссер, но этот довод на чиновников не произвел никакого впечатления. Пришлось Голландию забыть и все «западные» эпизоды снимать в Прибалтике. Благо что в эти края актеру съездить разрешили.

Еще одна неприятность, правда, уже иного рода, случилась со Збруевым во время съемок картины «Батальоны просят огня»: он упал с лошади и сломал правую руку. Из-за этого ему вскоре пришлось бросить занятия теннисом, которым он начал увлекаться в начале 80-х.

В конце 80-х А. Збруеву было присвоено звание народного артиста РСФСР.

В 1985 году Збруев впервые решил сменить амплуа героя-любовника на экране и снялся в фильме В. Криштафовича «Одинокая женщина желает познакомиться». В нем он сыграл бывшего талантливого циркача, а ныне алкоголика, который пытается жениться по объявлению. Эта мелодрама взяла один из призов на фестивале в Монреале в 1987 году.

Еще одним резким поворотом в кинокарьере артиста стало исполнение… роли Сталина в картине А. Михалкова-Кончаловского «Ближний круг» (1992). Фильм снимался на деньги американцев, поэтому все главные роли в нем исполняли голливудские актеры. Однако роль Сталина режиссер отстоял для своих земляков и в конце концов остановил свой выбор на Збруеве, которого он знал еще по «Романсу о влюбленных».

В начале 90-х Збруев едва не погиб в автомобильной аварии. К счастью, все обошлось лишь сломанными ребрами и ключицей.

Между тем, в отличие от многих своих коллег, начинавших свою карьеру в кино в 60-е годы, Збруев до сих пор весьма успешно снимается и в большинстве своем в главных ролях. Из наиболее заметных его работ отмечу следующие: «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1990), «Право на счастье», «Дом на Рождественском бульваре» (оба — 1992), «Желание любви», «Ты у меня одна» (оба — 1993). О последней картине (ее снял Дмитрий Астрахан) стоит сказать особо.

В 1993 году на «Кинотавре» Збруев за свою игру в ней получил приз за лучшую мужскую роль. Затем картина была выдвинута на соискание премии «Ника», но ее с главным призом «прокатили».

А. Збруев вспоминает: «К режиссеру Астрахану как-то очень ревниво относятся — держат его на вытянутой руке, не впускают особенно. Наверное, здесь нужна своя дипломатия. Он же без оглядки вошел в круг, не осторожничая, предложил свое кино. Возможно, это стало раздражать — откуда ты такой явился, а ну на место!..

По моему внутреннему ощущению, фильм состоялся. Но вот идет церемония вручения «Ники» в Доме кино. Было чувство, что она моя… Это вопрос и тщеславия, и самоутверждения. Но — не сложилось. Мне показалось, что виной тому не очень чистоплотная ситуация. Хотя, возможно, я ошибаюсь. Ужасно расстроился. Пришел домой, всплакнул и выпил водки. На следующий день был в норме…»

А вот как об этом же вспоминает коллега нашего героя по театру А. Абдулов: «Я сказал Збруеву, не получившему «Нику» за замечательную работу у Астрахана:

— Надо, Саша, менять сексуальную ориентацию — тут же все бы получил. Что же ты дурака валяешь?

А он — не может, потому что классный мужик».

Отмечу, что в 1995 году вышел еще один фильм Д. Астрахана со Збруевым в главной роли: «Все будет хорошо». В этой картине актер сыграл роль эксцентричного миллионера Константина Петровича Смирнова, который в 70-е годы уехал в США, сделал там блестящую карьеру и в 90-е вернулся на родину уже в звании миллионера. Фильм получил прекрасные отзывы критики и был тепло принят зрителями. На фестивале в Варне он был отмечен одним из призов.

В отличие от кино, на театральной сцене у Збруева сегодня не так много ролей, но он относится к этому стоически. По его же словам: «Я, кстати говоря, никогда много и не играл. Но об этом не жалею, не страдаю. Другое дело: что я играю? Мне, может быть, достаточно было бы какой-то одной роли, но той, которая позволяла бы сделать тот выброс, который необходим. Мне не нужно двадцать ролей в сезон — это выхолащивает. Для артиста это даже вредно…

Хотя я не сыграл то, что хотел и мог, не снялся, где можно было сняться. Я чувствую, что мог бы сделать больше. Не в смысле количества, а в смысле значимости. Я иногда даже не понимаю, почему ко мне так хорошо относятся зрители. Не было у меня Роли! И это не мое тщеславие говорит, а неиспользованная энергетика».

Между тем в конце декабря 1995 года Збруев освоил еще одну ипостась: он стал бизнесменом и открыл в родном Ленкоме ресторан под названием «ТРАМ» (Театральный ресторан актеров Москвы). О том, как ему пришла в голову подобная идея, А. Збруев рассказывает:

«Идея пришла просто — жизнь подсказала. Актеры много времени проводят в театре. Собираются, как правило, в буфете. Он у нас неплохой вроде бы, но с какими-то тараканчиками и мышками. И вот сидим мы как-то с товарищем (он не имеет отношения к театру), смотрим — одежда на столах навалена, стулья сломаны. В общем, проходной двор. Товарищ мой и говорит: «Давай сделаем ресторан». Вложил деньги. И пожалуйста — «ТРАМ» существует. Это наш Ленком раньше так назывался, мы только расшифровывать стали по-другому: «Театральный ресторан актеров Москвы»…

Но это не совсем мой ресторан. Там мое имя. Скорее я человек из Ленкома, который здесь «на хозяйстве». И эта роль для меня пока необычна…».

Стоит отметить, что названия блюд в этом заведении имеют отношение к театру. Вот лишь несколько названий: салаты «Третий акт» и «На дне», горячее «Государственная премия», специальные блюда «Монтировщик Вася», «Захаров фиш», «От Збруева» и «Барон Мюнхгаузен». Кстати, на последнее название обиделся побывавший в ресторане Олег Янковский (он играл этого героя в телефильме М. Захарова). Он посчитал, что прежде, чем дать наименование этому блюду, стоило посоветоваться с ним. На что Збруев ответил: «Напрасно возмущается. Он что, полностью отождествляет себя со своим персонажем? Думаю, Шварценеггер не против, что в «Планете Голливуд» — его брюки и блюдо, названное в его честь. Наоборот, дополнительная реклама».

Если уж наш герой вспомнил про ресторан «Планета Голливуд», то стоит вспомнить, как он отнесся к его открытию. Вот его слова: «Смотрел по телевизору церемонию открытия. Шварценеггер, Депардье… Их встречали толпы людей, с ними возились крупные чиновники. Западные звезды явились в футболках, куртках. Я посмотрел на наших — они были в смокингах, бабочках. Рядом с Арнольдом, у которого куртка нараспашку, наши любимые артисты в белых воротничках стали похожи на официантов. Чудовищно. Горько смотреть, тем более что там были мои товарищи… Но я им об этом не скажу. Они меня не поймут: ты не прав, мы будем там встречаться, общаться… А зачем нам есть их котлеты? Приходите к нам, у нас есть свой ресторан «ТРАМ». Нет ведь, не придут…»

Что касается личной жизни актера, то Збруев один из тех, кто всячески избегает разговоров на эту тему. В одном из интервью он заявил: «Я стараюсь никого не пускать в свою личную жизнь и никогда не рассказываю в интервью ни о жене, ни о дочери. Всегда был против семейных актерских фотографий, участники которых предстают в каких-то исторических костюмах, с женой, детьми, собаками. Все это выглядит удручающе и, по-моему, ни к чему. И потом, как бы ни сложилась жизнь — человек в ней одинок».

И все же кое-что о личной жизни актера известно. Например, его дочь Наташа по стопам родителей не пошла, хотя попытка попробовать себя на съемочной площадке у нее была. В 1982 году она снялась в фильме Михаила Козакова «Если верить Лопатухину». Но в дальнейшем актрисой она так и не стала.

В середине 90-х годов стали распространяться слухи о том, что многолетний брак А. Збруева с Л. Савельевой распался. Артиста стали все чаще видеть в обществе другой женщины. Сам он от любых расспросов на этот счет категорически уходил, поэтому приведу слова его бывшей жены В. Малявиной, которая заявила летом 1997 года: «Саша совершенно запутался в женщинах. Сегодня у него две жены, и он как-то с ними не справляется: обе мне на него жалуются…»

В последнее время интервью со Збруевым появляются в российской прессе все чаще. Радует, что этого замечательного актера не забывают. Приведу лишь несколько отрывков из этих интервью.

«Люблю ли я свою родину? Это безответная любовь. Все мы ее любим, а она нас нет. Она все делает, чтобы затруднить жизнь, поставить новые проблемы. Я даже не знаю, за что мы ее потом любим. Может, за то место, где родился и вырос? За Арбат, по которому ходила моя мать, по которому отца повели на расстрел? За друзей, голубей, первую блатную песню. За что еще любить родину? Я не знаю, она только отбирает…

Жизнь — сплошной компромисс. Но есть внутреннее ощущение того, через что ни при каких обстоятельствах ты перешагнуть не можешь. Наверное, это называется забытым словом «честь». А сериалы по ТВ чудовищны! Я не могу слышать голосов из мексиканских сериалов, мне плохо становится. А чем лучше «Петербургские тайны»? Сделано банально, наспех. Хотите работать серьезно — возьмите другую литературу. Предложил мне Сергей Жигунов неплохую роль в «Графине Монсоро», но я не решился пятьдесят два дня подряд появляться на экране. Может быть, людям, которые боятся по вечерам выходить из дома и проводят жизнь у телевизоров, я бы даже доставил радость. Но не смог…

Поклонницы меня уже так сильно не одолевают. Здесь все нормально. Улыбаются, просят автограф, просто здороваются. Но еще больше мне нравится выезжать за город, подальше от Москвы. Отдыхаю в машине, когда еду один…

С детства я сохранил чувство локтя. Способность пережить боль. Я теперь понимаю, как многому меня научили двор, ребята, Арбат. В них была настоящая искренность, пусть даже в чем-то криминальная, но это были открытые души, они ничего не скрывали, говорили, не пряча глаз. А сейчас у меня как бы и друзей нет. Так — товарищи, приятели…»

Следующая глава

biography.wikireading.ru


Смотрите также