Александр городецкий бард биография


Официальный сайт Александра Городницкого | Биография

Алекса́ндр Моисе́евич Городни́цкий (20 марта 1933, Ленинград) – советский и российский поэт, один из основоположников жанра авторской песни в России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, первый лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы (1999), член Союза писателей Москвы (1972), а также ученый-геофизик с мировым именем, доктор геолого-минералогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института Океанологии имени П.П. Ширшова Российской Академии Наук.

Стихи и песни Александра Городницкого переведены на языки многих народов мира, включены в школьные программы. Его творчеству посвящены многочисленные научные статьи, кандидатские и докторские диссертации.

Песня Александра Городницкого «Атланты держат небо» является неофициальным гимном Санкт-Петербурга. Именем Александра Городницкого названы малая планета Солнечной системы (астероид) №5988 «Gorodnitskij» и перевал в Саянских горах.

Родился в Ленинграде 20 марта 1933 года. Пережил здесь первую блокадную зиму. В апреле 1942 года эвакуирован вместе с матерью по Дороге жизни и далее в Омск, где работал отец в военной гидрографии. В 1945 году семья вернулась в Ленинград.

В 1947 году поступил в Студию литературного творчества Ленинградского дворца пионеров (руководитель студии – поэт Глеб Семенов).

В 1951 году окончил с золотой медалью среднюю школу и поступил на геолого-разведочный факультет Ленинградского горного института имени Г.В. Плеханова (специальность – «геофизические методы разведки полезных ископаемых»). В 1952 году переведен на вновь созданный геофизический факультет и зачислен на специальность «геофизические методы поисков радиоактивных полезных ископаемых».

В 1953 году вместе с Владимиром Британишским и Александром Гдалиным организовал литературное объединение (ЛИТО) Горного института.

В 1954 году первая геологическая экспедиция – в Среднюю Азию, на Гиссарский хребет. Занимался поисками урана.

В 1957–1972 годах работал в Научно-исследовательском институте геологии Арктики Министерства геологии СССР. С 1969 года руководил лабораторией морской геофизики.

В 1957–1962 годах в качестве геофизика, старшего геофизика, начальника отряда и начальника партии занимался геофизическими поисками медно-никелевых руд в северо-западной части Сибирской платформы, в Туруханском, Игарском и Норильском районах («Енисейская экспедиция»). Был одним из первооткрывателей Игарского медно-рудного поля (1962). С 1961 года принимал участие в океанологических экспедициях в различные районы Мирового океана на судах военной гидрографии (в том числе на паруснике «Крузенштерн») и Академии Наук.

В 1970 году впервые и на многие годы стал председателем жюри Грушинского фестиваля авторской песни.

В 1972 году принят в члены Союза писателей СССР. Рекомендатели – известные поэты Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Вадим Шефнер.

С 1972 года работает в Институте Океанологии имени П.П. Ширшова. В 1985 году возглавил лабораторию геомагнитных исследований. Многократно погружался на дно в подводных обитаемых аппаратах (впервые в 1978 году в Тихом океане на атолле Хермит). В 1988 году в экспедиции на судне «Мстислав Келдыш» в Северной Атлантике на глубоководном аппарате «Мир-1» погружался на глубину 4,5 километра.

Был на дрейфующей станции на Северном полюсе (1964) и в Антарктиде (1973).

Участвовал в поисках легендарной Атлантиды в районе подводной горы Ампер в Северной Атлантике (1982, 1984).

В 1999 году стал первым лауреатом Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы. В том же году по решению Российской Академии Наук именем Александра Городницкого была названа малая планета Солнечной системы (астероид) №5988 «Gorodnitskij».

В 2004 году присвоено звание заслуженный деятель науки Российской Федерации.

В 2013 году присвоено звание заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Имеет государственные и общественные награды.

Научная деятельность

Александр Городницкий – один из ведущих российских ученых в области геологии и геофизики океана. Он опубликовал более 260 научных работ (в том числе восемь монографий,) посвященных геофизике и тектонике океанского дна. В 1968 году на геологическом факультете МГУ защитил кандидатскую диссертацию на тему «Магниторазведка и электроразведка при изучении морского дна». В 1982 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора геолого-минералогических наук на тему «Строение океанической литосферы и формирование подводных гор». В 1991 году получил звание профессора по специальности «геология морей и океанов».

Александр Городницкий является одним из авторов нового метода измерений электрического поля океана и первооткрывателем биоэлектрического эффекта фитопланктона в море (1967).

На основе совместного анализа палеомагнитных, геологических и палеоклиматических данных вместе с Л.П. Зоненшайном составил серию карт – палеогеодинамических реконструкций океанов и континентов от кембрия до наших дней.

На основе решения общего уравнения теплопроводности Александр Городницкий разработал оригинальный метод определения мощности литосферы по ее возрасту, рельефу, аномалиям силы тяжести и величине теплового потока через дно океана. Им впервые составлена карта расчетной мощности литосферы Мирового океана, получившая подтверждение последующими сейсмологическими исследованиями. Предложена и обоснована теоретически и экспериментально оригинальная модель формирования вулканических подводных гор и островов на океанической литосфере.

Он является одним из основоположников палеомагнитного моделирования подводных гор по данным магнитных и батиметрических съемок.

Александром Городницким разработана новая петромагнитная модель океанической коры, в соответствии с которой, наряду с базальтами сейсмического слоя 2А, значительный вклад в магнитные аномалии вносят серпентинизированные перидотиты, образующие нижний слой океанической коры.

Поэтическое и песенное творчество

Атланты держат небо», «У Геркулесовых столбов», «От злой тоски не матерись» («На материк»), «Над Канадой небо сине», «Жена французского посла», «Снег», «Перекаты», «Кожаные куртки» («Песня полярных летчиков») – эти песни Александра Городницкого, написанные в дальних океанских плаваниях и в экспедициях на Крайнем Севере, давно стали народными. А сам поэт по праву признан живым классиком и одним из основоположников жанра авторской песни в России, наряду с Владимиром Высоцким, Булатом Окуджавой, Александром Галичем, Юрием Визбором.

Стихи Александр Городницкий начал писать в школе (1947) и первые поэтические публикации датируются 1948 годом, а песни – в первых экспедициях (1954). Долгое время они распространялись способом «магнитофониздата», в магнитофонных записях, зачастую – в чужом исполнении.

В 1967 году в издательстве «Советский писатель» вышел первый сборник поэта – «Атланты». В настоящее время он является автором более 50 книг стихов, песен и мемуарной прозы.

По мнению литературоведов:

«Творчество А. Городницкого несомненно стало одним из ярчайших явлений как авторской песни, так и поэтической культуры минувшего столетия в целом. Прошедшее почти полувековую эволюцию, на рубеже веков оно явило органичный синтез песенно-поэтического слова и глубинных философских, исторических, естественнонаучных интуиций, воплотив в своей многожанровой художественной системе сущностные качества современного мироощущения».

«Художническая натура Городницкого соединила в себе дар поэта-певца, многие песни которого стали голосом времени, и талант ученого-геофизика, океанолога, приобретшего в многочисленных экспедициях, погружениях на океанское дно богатый опыт чувствования человеческой души, природного бытия, истории и культуры».

Стихи и песни Александра Городницкого переведены на английский, болгарский, иврит, испанский, немецкий, польский, французский, чешский и другие языки мира, включены в школьные программы.

Телевидение и документальные фильмы

2003–2012 – автор и ведущий цикла научно-популярных фильмов на канале «Культура» «Атланты. В поисках истины» (42 серии).

2008 – документальный фильм «В поисках идиша». Авторы: Александр Городницкий, Наталья Касперович, Семен Фридлянд, Юрий Хащеватский.

В 2009 году на Нью-Йоркском международном независимом кино-видеофестивале фильм «В поисках идиша» признан лучшим иностранным документальным фильмом в номинации «Культура».

2009 – 34-серийный документальный автобиографический сериал «Атланты держат небо». Авторы: Александр Городницкий, Наталья Касперович.

В этом сериале Александр Городницкий вспоминает о довоенном детстве, войне и блокаде, школьных и студенческих годах, многолетних экспедициях в Арктике и Мировом океане, о поездках в дальние страны, истории авторской песни в России, ушедших поэтах и бардах. Значительное место занимает рассказ об эпохе и поколении шестидесятых годов и о многом другом. В фильме звучат стихи и песни Александра Городницкого в исполнении автора, которые составляют поэтическую основу повествования. Фильм снимался в 2005-2009 годах в России, Беларуси, на Украине, в Азербайджане, Израиле, Германии, Франции, США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В нем широко использованы уникальные кадры кинохроники, а также многочисленные видеоматериалы и фотографии из частных архивов в России и за рубежом. В 2012 году авторы фильма получили Царскосельскую художественную премию. В последующие годы в том же соавторстве выпущены документальные фильмы «И жить еще надежде» (2012), «Мой Питер» (2013), «Легенды и мифы Александра Городницкого» (2014), «Портреты на стене» (2015), «Только любовь остается» (2017).

В 2014 году фильм «Мой Питер» удостоен Царскосельской художественной премии.

gorodnitsky.com

Городницкий Александр Моисеевич

Список песен и стихов

«Снег»«Перекаты»«В Уэльсе»«Старинная пиратская» «Атланты»«Над Канадой»«Песня моряка» «Фрейлехс» «Деревянные города»«Песня полярных летчиков»«Песня болотных геологов»«На материк»«Чистые пруды»«Паруса Крузенштерна»«За тех, кто на земле»«Геркулесовы столбы»«Остров Гваделупа»«Жена французского посла»«Аэропорты XIX века»«Почему расстались»«Песня строителей Петровского флота»«Меж Москвой и Ленинградом»«Губернаторская власть»«Марш серых гномов»«Система Декарта»«Тени тундры»«Перелетные ангелы»«Финская граница»«Севастополь останется русским»«Атлантида»«Вальс геофизиков»«Бульварное кольцо»«Бухта Наталья»«Песенка радиста»«Колымская весна»«Тяжелое солнце»«Ленинградские дети рисуют войну»«Дорога в Израиль»«Памяти Освальда Даниеля Руфайзена»«Бахайский храм»«Народ и язык»«Мою внучку зовут Рахиль»«Остров Вайгач»«Поминальная по Идишу»«Песня американских летчиков»«Песня американских подводников»

«Падекатр»

Аудиоиздания

«Русские барды. Александр Городницкий» («Имка-Пресс», Париж, 1977)«Атланты» («Мелодия», Ленинград, 1987 Стерео С60 25771001) («Мелодия», г. Москва, 1987 Стерео С60 25771 001)«Встреча друзей» («Мелодия», Ленинград, 1987)«Берег» («Мелодия», Ленинград, 1988)

«Около площади» («Русско-немецкая музыка», Санкт-Петербург, 1993)

Дискография

«За тех, кто на Земле» (СПб, 1995)«Давай поедем в Царское Село» (СПб, 1997)«Впередсмотрящий» (Екатеринбург, 1996)«Система Декарта» (Самара, 1999)«На материк» (Москва, 1998)«Как медь умела петь…» (Москва, 1997)«Александр Городницкий», серия «Российские барды» (Москва, 1998)«Александр Городницкий», серия «Наши барды» (Москва, 2002)«Концерт в «Гнезде глухаря», ч. 1 - «Все перекаты…» (Москва, 1999)«Концерт в «Гнезде глухаря», ч. 2 - «Жена французского посла» (Москва, 1999)«Концерт в ЦАПе, ч. 1. - «Я иду по Уругваю» (Москва, 1999)«Концерт в ЦАПе, ч. 1. - «Гамлет» (Москва,1999)«За шпилей твоих окоем» (СПб, 2003)«Александр Городницкий - двойной альбом серия «Серебряные струны» (Москва, S.T.R.Records, 2002)«Концерт в Политехническом - двойной альбом» (Москва, 2000)«Двадцать первый тревожный век» (CD Land, 2003)«Весь Городницкий» (2 диска в формате MP3 РМГ Рекордс, 2002)«Река времен» (2008)«Навстречу судьбе» (2009)«От Оренбурга до Петербурга» (2009)«Новая Голландия» (2009)«Глобальное потепление» (2012)«Почему расстались» (2013)«У Геркулесовых столбов» (2013)«Детям»(2014)«Споем, ребята, вместе» (2014)«Давайте верить в чудеса» (2015)

«Перезагрузка» (2017)

Серия «Барды нашего века»

«Снег»«В океане зима»«Над Канадой небо сине»«Друзья и враги»«Аэропорты XIX века»«Острова в океане»«Если иначе нельзя»«Спасибо, что петь разрешили»«Беженцы-листья»«Имена вокзалов»«Двадцать первый тревожный век»«Уйти на судне»

«Гадание по ладони»

Литературные сборники

«Атланты» (Стихи. М.: Сов. писатель, 1967)«Новая Голландия» (Стихи. Л.: Лениздат, 1971)«Берег» (Стихи. М.: Сов. писатель, 1984)«Полночное солнце» (Стихи. М.: Сов. писатель, 1990)«Перелетные ангелы» (Стихи и песни. М.: Интербук, Свердловск: Старт, 1991)«Острова в океане» (Песни. М.: МГЦАП, 1993)«Созвездие Рыбы» (Стихи. СПб: Девятый вал, 1993)«Остров Израиль» (Стихи и песни. Иерусалим: 1995)«Времена года» (Поэмы. М.: Сампо, 1996)«Ледяное стремя» (Стихи. СПб: Звезда, 1997)«Атланты держат небо» (Иерусалим: Беседер, 1999)«Имена вокзалов» (СПб: Петрополь, 1999)«Стихи и песни. Избранное» (СПб: Лимбус Пресс, 1999)«На материк» (М.: «Вагант-Москва», 1999)«Давай поедем в Царское Село» (СПб: Бояныч, 1999)«За временем вдогонку» (М.: Вагант, 1999)«Васильевский остров» (М.: «Вагант-Москва», 1999)«Бульварное кольцо» (М.: «Вагант-Москва», 1999)«Зеленый луч» (М.: «Вагант-Москва», 1999)«Сочинения» (М.: Локид, 2000)«Когда судьба поставлена на карту» (М.: Эксмо, 2001)«И жить еще надежде» (М.: Вагриус, 2001)«Атланты» (СПб: Композитор (Санкт-Петербург))«Снег» (Екатеринбург: У-Фактория, 544 с., 2004) - ISBN 5-94799-366-X«Родство по слову» (Иерусалим: Бесэдер, 2005)«Гадание по ладони» (СПб: Фонд русской поэзии, 2006)«Время для хора» (Москва: Радуга, 2006)«Коломна» (СПб: Фонд русской поэзии, 2008)«Избранное» (Вита Нова, 2008)«Избранное» (Новосибирск: Талер-Пресс, 2008, 1 том, 2010, 2 том)«Берег надежд». Песни ленинградских авторов. 1950-1960-е годы. - СПб: Бояныч, 2002. - 448 с, ил. «Поющая душа». Песни ленинградских авторов. 1970-е годы. - СПб: Всерусский собор, 2008. - 864 с.Песни разных лет. Золотые страницы. - Харьков, 2013«Детям». Золотые страницы. - Харьков, 2014. (В книге использованы работы победителей Первого международного конкурса рисунка «Мир А.Городницкого глазами детей» в Санкт-Петербурге, 2014 г.)

«Свежий взгляд», № 2 (поэтический альманах). - СПб.: «ПапиРус», «Аrt-xpress», 2014, 100 с.

Мемуары

Городницкий А. И вблизи, и вдали. - М.: «Полигран», 1991. - 496 с. - («Барды»). Городницкий А. След в океане. - Петрозаводск: «Карелия», 1993. - 592 с.Городницкий А. И жить еще надежде… - М.: «Вагриус», 2001. - 640 с. - («Мой XX век»). 

Городницкий А. «Атланты держат небо…»: Воспоминания старого островитянина. - М.: Яуза: Эксмо, 2011. - 448 с.

Телевидение

В 2004 году вел на телеканале «Культура» программы «Атланты. В поисках истины» и «Вечера с Александром Городницким». В июне 2012 года на экран вышли новые выпуски передачи «Атланты. В поисках истины». С 2002 по 2008 год являлся ведущим музыкальной программы «Под гитару» на том же канале.

Кино

2004 - композитор и автор песен в фильме «Экстренное торможение». Авторы сценария - Александр Борисоглебский и Игорь Агеев, режиссер Петр Журавлев, производство компании «Русское ТелеВидео»

2005 «Атланты держат небо… Фильм-воспоминание в 4 сериях». Продюсер - Александр Борисоглебский. 2005 «Русское ТелеВидео». DVD Изг. ООО «Фортмедиа» СПб. Лиц. МПТР России ВАФ № 77-225

2007 - участник фильма «Дети блокады»

2008 вместе с белорусским режиссером Юрием Хащеватским, журналисткой Натальей Касперович (автор сценария фильма) и кинооператором Семеном Фридляндом снял документальный фильм «В поисках идиша».

2005-2010 год - работа над 34-серийным документальным автобиографическим сериалом «Атланты держат небо» вместе с журналисткой Натальей Касперович (соавтор сценария и режиссер). Сериал закончен в 2010 году. В 2012 году Александр Городницкий и Наталья Касперович получили за создание сериала Царскосельскую художественную премию.

2012 - создание документального фильма «И жить еще надежде». Авторы: Александр Городницкий, Наталья Касперович.

2013 - создание документального фильма «Мой Питер». Авторы: Александр Городницкий, Наталья Касперович. Фильм посвящен памяти замечательного оператора Семена Фридлянда, жизнь которого трагически оборвалась во время работы над картиной. В 2014 году Александр Городницкий и Наталья Касперович получили за создание фильма Царскосельскую художественную премию.

2014 - создание документального фильма «Легенды и мифы Александра Городницкого». Авторы: Александр Городницкий, Наталья Касперович.

2015 - создание документального фильма «Портреты на стене». Авторы: Александр Городницкий, Наталья Касперович.

2017 - создание документального фильма « Только любовь остается». Авторы: Александр Городницкий, Наталья Касперович.

2018 - создание документального фильма « Царскосельская тетрадь». Авторы: Александр Городницкий, Наталья Касперович.

ruspekh.ru

Александр Городницкий. Радио Шансон – Официальный сайт

Александр Городницкий 

Бард. 

Полное имя Александр Моисеевич Городницкий. 

Родился 20 марта 1933 года в Ленинграде. 

Семья Отец – Моисей Афроимович Городницкий, мать – Рахиль Моисеевна Городницкая. 

Детство-юность У Городницкого не самая простая биография. Война началась, когда мальчику было всего восемь лет. С сентября 1941 года по апрель 1942 года он находился в блокадном Ленинграде. Одно из его самых ярких воспоминаний о той поре связано с пожаром в доме, где жила их семья. Этажом выше от голода умерла соседка, а ее печка продолжала гореть. Пожар потушить было нечем, так как за водой пришлось бы бежать очень далеко – к проруби в Неве. Семья Городницких просто собрала вещи и тихо ушла. Много лет спустя эта история вдохновила Александра на текст «Сочится медленно, как струйка…» 

В 1951 году Городницкий окончил с отличием среднюю школу и успешно сдал экзамены на геофизический факультет Ленинградского горного института. Но при поступлении его поджидали неожиданные трудности. Нужно было показать свою физическую подготовку и прыгнуть в воду с вышки. Александр не умел плавать, но все равно решил попробовать. Он поднялся на вышку, посмотрел вниз и понял, что от ужаса не может двигаться. Помог случай – доска, на которой он стоял, спружинила, и абитуриент полетел в воду. Прыжок засчитали – так будущий бард вошел в ряды геологов. 

Городницкий окончил институт в 1957 году и получил диплом по специальности геофизика. Параллельно с научной работой участвовал в работе институтского литобъединения. Творчество Александр начал писать стихи еще в юности, их начали публиковать, когда ему было пятнадцать лет. Первые серьезные песни появились в начале 1950-х, когда Городницкий попал на Крайний Север. Тогда он сочинил «Кожаные куртки» и «Снег». Выяснилось, что стихи за Полярным кругом читать не любят, а вот песни люди поют с удовольствием: они стали чем-то вроде средства общения для полярников. Впрочем, песни Александр Городницкий писал и раньше. Так, в 1953 году он сочинил гимн геофизиков «Искатели урана». Чаще всего бард исполнял свои песни a-cappella или под чей-либо аккомпанемент. Сам же он признается, что играет на гитаре плохо, в основном, использует ее, чтобы подобрать мотив. Но все аккорды, тем не менее, знает. То есть, как и любой ученый, больше дружит с теорией. Довольно долго его песни распространялись с помощью магнитофонных записей, причем часто в чужом исполнении. Сегодня дискография Городницкого насчитывает более двадцати альбомов и сборников. Его песни поют туристы, таежники, геологи. 

Личная жизнь Жена Александра Городницкого, Анна Наль, – поэт и переводчик. Ей он посвятил несколько песен, в том числе «Чистые пруды» и «Собачья площадка» (обе были написаны в 1962 году). С их знакомством связана забавная история. Однажды Александр приехал из Ленинграда в Москву, чтобы навестить своего приятеля Иосифа Бродского. И тот показал Городницкому стихи, поразившие его до глубины души. Вскоре пришла девушка, которая их написала. Она с порога заявила, что ей скучно и хочется пива. Городницкий тут же бросил все и побежал в магазин. Бродский изумленно кричал ему вслед: «Ты с ума сошел? Мы же говорим о поэзии». Но остановить Александра было невозможно, это оказалась любовь с первого взгляда. Влюбленные поженились только через десять лет после знакомства. Но, как говорит Анна Анатольевна, если вычесть бесконечные экспедиции, плавания и переезды, то этот срок может сократиться до года. 

Достижения и награды Лауреат Царскосельской лицейской художественной премии (1998) и Государственной литературной премии им. Булата Окуджавы. Член Союза писателей России и Международного Пен-клуба. 

А знаете ли вы, что… Городницкий – не только бард и поэт, но также геолог, профессор, доктор наук, путешественник, побывавший в самых экзотических странах и несколько раз погружавшийся на дно океана, один из первооткрывателей Игаркинского медно-никелевого поля. Стихи Александра Городницкого включены в антологию современной русской поэзии. Многие песни барда стали народными, например, «От злой тоски не матерись…» Однажды он пытался доказать рабочим геологической экспедиции, что является ее автором. Артисту тут же объяснили, что песню написал старый зек. А позже, когда он приехал на Кольский полуостров, показали могилу «автора» этой песни. 

Хиты «Снег», «Деревянные города», «Перекаты», «Геркулесовы столбы», «Аэропорты XIX века», «Атланты».

radioshanson.ru

Александр Городницкий

А.М. Городницкий награжден медалями «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне», «250-летие Санкт-Петербурга» и «300-летие Российского флота». Он является членом Союза писателей России (1972) и Международного Пен-клуба.

Родился 20 марта 1933 года в Ленинграде, в семье служащих. Отец – Городницкий Моисей Афроимович (1908 г. рожд.). Мать – Городницкая Рахиль Моисеевна (1908 г. рожд.). Супруга – Наль Анна Анатольевна (1942 г. рожд.). Сын – Городницкий Владимир Александрович (1955 г. рожд.).

Александр Городницкий – житель блокадного Ленинграда. В 1951 году окончил с золотой медалью среднюю школу и поступил на геофизический факультет Ленинградского горного института имени Г.В. Плеханова, который окончил в 1957 году по специальности «геофизика».

В том же году был принят на работу в Научно-исследовательский институт геологии Арктики Министерства геологии СССР. В 1957–1962 годах в качестве геофизика, старшего геофизика, начальника отряда и начальника партии работал в северо-западной части Сибирской платформы, в Туруханском, Игаркском и Норильском районах. Занимался геофизическими поисками медно-никелевых руд и медного оруднения, включающими методы магнитометрии и электроразведки. Был одним из первооткрывателей Игаркского медно – рудного поля (1962).

С 1961 года принимал участие в океанографических экспедициях в Атлантике, Охотском, Балтийском и Черном морях, в том числе на экспедиционном паруснике «Крузенштерн». Является одним из авторов нового метода измерений электрического поля океана (1967). В 1967 году совместно с В.Д. Федоровым и А.Н. Парамоновым открыл биоэлектрический эффект фитопланктона в море. В 1968 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Применение магнитометрии и электрометрии для изучения дна океана». С 1969 по 1972 год руководил лабораторией морской геофизики в Научно-исследовательском институте геологии Арктики в Ленинграде.

В 1972 году перевелся на работу в Москву в Институт океанологии имени П.П. Ширшова Академии наук СССР, где до 1985 года работал старшим научным сотрудником в отделе тектоники литосферных плит. С 1985 года руководит лабораторией геомагнитных исследований. Участвовал более чем в 20 рейсах научно-исследовательских судов в различные районы Мирового океана. Был на Северном полюсе и в Антарктиде. Неоднократно участвовал в погружениях на обитаемых подводных аппаратах, принимал участие в поисках Атлантиды. В 1982 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора геолого-минералогических наук на тему «Строение океанической литосферы и формирование подводных гор». С 1991 года – профессор по специальности «геология морей и океанов».

Опубликовал более 260 научных работ, в том числе 8 монографий, посвященных геологии и геофизике океанического дна.

А.М. Городницкий активно ведет преподавательскую работу в Международном университете в Дубне, где является профессором на кафедре наук о Земле, и в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, где читает курс лекций по морской геофизике. Он академик Российской академии естественных наук (1992), заслуженный деятель науки Российской Федерации (2004). За научные заслуги награжден общественными орденскими знаками «Полярная звезда», «Рыцарь науки», «Синий крест Российской академии естественных наук», «Звезда созидания» и др.

Наряду с научной деятельностью Александр Городницкий широко известен как поэт и автор песен. Его, так же как Булата Окуджаву, Александра Галича, Владимира Высоцкого и Юрия Визбора, считают одним из основоположников жанра авторской песни в нашей стране.

Стихи Александр Городницкий начал писать еще в школе (1947), а песни – в первых экспедициях (1954). Его первые поэтические публикации датируются 1948 годом.

На песнях А. Городницкого выросло не одно поколение наших сограждан. Многие песни, написанные им на Крайнем Севере и в дальних океанских плаваниях и пользующиеся широкой популярностью до сих пор, считаются безымянными и народными. К их числу относятся песни «Снег», «Деревянные города», «Песня полярных летчиков», «Перекаты», «На материк», «Канада», «Геркулесовы Столбы», «Жена французского посла», «Чистые пруды» и многие другие. Песня «Атланты», занявшая первое место на Всесоюзном песенном конкурсе в 1966 году, стала легендой для десятков миллионов поклонников авторской песни.

Дискография А. Городницкого насчитывает около 50 наименований пластинок, лазерных дисков, аудио- и видеокассет с авторскими песнями. Среди них: «Русские барды. Александр Городницкий» («Имка-Пресс», Париж, 1977), «Атланты» («Мелодия», Ленинград, 1987), «Встреча друзей» («Мелодия», Ленинград, 1987), «Берег» («Мелодия», Ленинград, 1988), «Около площади» («Русско-немецкая музыка», Санкт-Петербург, 1993), «За тех, кто на Земле» (CD, Петербургская студия грамзаписи, 1995) и многие, многие другие.

Александр Городницкий – автор 28 книг стихов, песен и мемуарной прозы. Среди них: «Атланты» (Стихи. М.: Сов. писатель, 1967), «Новая Голландия» (Стихи. М.: Сов. писатель, 1971), «Берег» (Стихи. М.: Сов. писатель, 1984), «Полночное солнце» (Стихи. М.: Сов. писатель, 1990), «Перелетные ангелы» (Стихи и песни. Свердловск: Старт, 1991), «И вблизи, и вдали» (Мемуарная проза и песни. М.: Полиграф, 1991), «Острова в океане» (Песни. М.: МГЦАП, 1993), «Созвездие Рыбы» (Стихи. СПб.: Девятый вал, 1993), «След в океане» (Док. повествование. Проза и песни. Петрозаводск: Карелия, 1993), «Остров Израиль» (Стихи и песни. Иерусалим, 1995), «Времена года» (Поэмы. М.: Сампо, 1996), «Ледяное стремя» (Стихи. СПб.: Звезда, 1997), «Атланты держат небо» (Иерусалим, 1999), «Имена вокзалов» (СПб.: Петрополь, 1999), «За временем вдогонку» (М.: Вагант, 1999), «Избранные стихи и песни» (СПб.: Лимбус-пресс, 2000), «Сочинения» (М.: Локид, 2000), «Когда судьба поставлена на карту» (М.: Эксмо, 2001), «И жить еще надежде» (М.: Вагриус, 2001), а также многочисленные периодические публикации в отечественных и зарубежных литературных журналах, сборниках, альманахах.

Песни и стихи Александра Городницкого переводились на английский, французский, немецкий, болгарский, чешский, испанский, польский, иврит и другие языки.

На протяжении нескольких десятков лет много времени и сил А. Городницкий отдает пропаганде авторской песни. С 1971 года он бессменный председатель жюри самого большого в мире фестиваля авторской и самодеятельной песни памяти Валерия Грушина, что проходит на берегах Волги близ Самары. В качестве председателя и члена жюри он многократно участвовал в международных, всесоюзных и всероссийских фестивалях авторской и самодеятельной песни в Москве, Петербурге, Киеве, Таллине, Ульяновске, Курске, Челябинске и других городах. Читал курс лекций по авторской песне в России, США и Германии. Руководил творческими семинарами для молодых авторов.

Творчеству А. Городницкого посвящены многочисленные статьи, диссертации, рецензии и научные доклады в нашей стране и за рубежом. Песни Городницкого и комментарии к ним включены в учебные пособия по авторской песне для средней школы. Они многократно исполнялись по радио и телевидению в России и других странах, стали предметом многочисленных телефильмов.

Стихи и песни Городницкого включены в антологии современной русской поэзии (Антология русской поэзии «Строфы века» (1995), «Петербург в русской поэзии» (1975), «Закон случайных чисел», «155 поэтов в год 850-летия Москвы» (1997) и др.). В 1998 году ему присвоили Царскосельскую лицейскую художественную премию, а в 1999 году он первым был удостоен Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы.

А.М. Городницкий награжден медалями «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне», «250-летие Санкт-Петербурга» и «300-летие Российского флота». Он является членом Союза писателей России (1972) и Международного Пен-клуба.

Живет и работает в Москве.

facecollection.ru

Сказки и быль легендарного ученого-барда Александра Городницкого - МК

О полярных летчиках, атлантах и жене французского посла

«Выбрал не специальность, а образ жизни»

— Многое в моей жизни происходило случайно, — говорит Александр Городницкий. — В далеком 1947 году, за компанию с одноклассником, Володей Михайловским по кличке Бича, я отправился в ленинградский Дом пионеров записываться в студию рисования. Друг рисовал прекрасно, а вот я — чудовищно. В тот день занятий в студии рисования не было. Но в соседнем кабинете читали стихи. Я приоткрыл дверь, стал прислушиваться. Володя тянул меня к выходу, я сказал другу: «Ты иди, я тебя догоню». Услышанное настолько меня заворожило, что, осмелев, я тихо просочился в класс и сел за крайний стол. Это оказалась студия литературного творчества. Мне очень хотелось там заниматься. Но чтобы меня приняли, нужно было написать два стихотворения или один рассказ. Через несколько дней я принес два стихотворения. Одно называлось «Умирающий гладиатор» и подозрительно смахивало на стихотворение Лермонтова, а второе было про геологов. Меня приняли в студию. Если бы не тот поход во Дворец пионеров, не знаю, стал бы я вообще писать стихи?

Школу Александр Городницкий окончил с золотой медалью. Мечтал об историческом факультете Ленинградского университета. Но понимал, что из-за антисемитской пропаганды и пресловутого «пятого пункта» путь туда ему закрыт.

— Помимо того что я увлекался историей и литературой, не в меньшей степени мечтал о приключениях и экспедициях. Решив пойти в Горный институт, на геологоразведочный факультет, я выбрал не специальность, а образ жизни.

С золотой медалью Александру не нужно было сдавать экзамены. Но, как того требовали нормы ГТО, будущим студентам требовалось прыгнуть с вышки в воду.

Август выдался холодным, плавать Городницкий не умел, забравшись на вышку, он встал на полусогнутых ногах на шаткую доску… Увидев внизу серую воду, абитуриент понял, что никакая сила не заставит его шагнуть вперед. Когда стал разворачиваться, чтобы с позором спуститься, доска спружинила, нога Александр предательски соскользнула, и он полетел в воду.

— Мне засчитали прыжок. Опять же все получилось случайно. Упав с вышки, я стал геологом, — говорит, смеясь, Александр Моисеевич. — Хотя, согласно корреляционной теории случайных функций, все случайные вещи можно уложить в определенную закономерность.

На занятия в институт Александр Городницкий ходил в перекроенном отцовском кожаном полупальто, которое тот получил, работая в гидрографии. На третьем курсе, в 1954 году, он отправился на практику в Таджикистан, на Гиссарский хребет.

— Более красивого места, чем отроги Памира, я не встречал. Я провел там три полевых сезона. Мы искали месторождения урана. На титульном листе моего диплома стоял гриф «совершенно секретно».

Маршруты были тяжелыми. Александру Моисеевичу запомнилась фраза, выбитая на скальной стене: «Кто ходит в горах медленно, тот ходит хорошо, а кто ходит хорошо, тот ходит быстро».

Нередко приходилось буквально выживать. Однажды землетрясением разрушило мост через реку. Машина с продуктами к группе геологов и геофизиков пройти не могла. Есть было нечего. Пришлось распарывать бикфордовы шнуры для взрывных работ, откуда вытряхивали порох. Потом им набивали ружейные гильзы и стреляли горных куропаток.

Немало было и курьезного. Геофизикам приходилось откачивать воздух из шурфов специальным насосом в резиновые мешочки. Потом их отправляли в лабораторию, где определяли, есть ли в образцах радиоактивный газ — радон или торон.

Любопытно, что в качестве резиновых мешочков геофизики чаще всего использовали… презервативы. Когда они закончились, в аптеку в Сталинабад (название столицы Таджикистана Душанбе в 1929–1961 годах. — Авт.) были отправлены на лошадях студенты-практиканты Александр Городницкий и Геннадий Слонимский. Надо было видеть глаза девушки-провизора, когда молодые люди попросили отпустить им… 2 тысячи презервативов.

«Солнце незакатное и теплый ветер с веста»

После учебы Александр Городницкий попал в НИИ геологии Арктики. Попутный поиск урана тогда велся при всех геологических съемках, во всех экспедициях. Началась работа на Крайнем Севере. В Первом отделе института к секретным стотысячным картам Александру выдали кавалерийский карабин… для их охраны.

За 17 лет работы на Севере инженер-геофизик Городницкий исколесил, прошел, пропахал на брюхе все Арктическое побережье — от Мурманска до Певека. Работал и на многих островах Ледовитого океана. Полеты обеспечивала полярная авиация.

— Мне довелось летать в Арктике на всех видах самолетов. Запомнилось, как проводили съемку по арктическим полям, когда работали на СП-17. (Дрейфующая на паковом льду станция «Северный полюс». — Авт.) На биплане Ан-2, который летчики называли «Аннушкой», делали три круга, чтобы определить, нет ли разводьев. Как только самолет садился, мы выскакивали с прибором-гравиметром, проводили необходимые измерения и тут же снова поднимались в воздух. Дома у меня хранится впечатляющий снимок: лед — и из него торчит хвост Ан-2. Лыжи самолета провалились в полынью, «Аннушка» вот-вот уйдет под воду. На широких плоскостях самолет еще продержался некоторое время. Мы успели вытащить аппаратуру, снаряжение и рацию… Потом я спросил у коллеги: «Трудно было открыть дверь самолета?» И услышал: «Труднее было оторвать от двери руки, которые за нее схватились».

Не менее драматическим выдался полет, когда геофизики с учеными возвращались с СП-17 на Диксон. Накануне 1 Мая всем были вручены подарки: бутылка спирта и бутылка шампанского. Большинство решило отложить выпивку до бани на берегу. Только один пожилой техник употребил все сразу. И в самолет его пришлось заносить… Сразу после взлета самолет вошел в плотные снеговые облака. Началось обледенение. Самолет то поднимался на форсаже вверх, то снова опускался. Внизу была чистая вода. Летчики заперлись и не выходили из кабины. Самолет терял высоту… Уже над самой водой, чудом дотянув до берега, не разворачиваясь, летчики-асы смогли посадить самолет поперек взлетно-посадочной полосы… У машины оказалось разбитым правое шасси. Из салона пассажиры выходили на негнущихся ногах… Счастливым выглядел только пожилой техник, который мирно проспал весь полет.

— Тогда я понял, никогда не нужно ничего откладывать на потом, в том числе и выпивку, — говорит, улыбаясь, Александр Моисеевич.

Отдавая дань мастерству полярных летчиков, в 1959 году Александр Городницкий написал песню «Кожаные куртки, брошенные в угол...». Презентация песни, впрочем, прошла весьма своеобразно.

Возвращаясь после полевых работ в Ленинград, геологи из-за нелетной погоды на три дня застряли в Туруханске. Заглянув в гости к начальнику аэропорта, Александр Городницкий решил показать ему новую песню. Туруханский аэропорт тогда возглавлял майор военной авиации, которого «сослали» на Север за то, что он на спор посадил тяжелый бомбардировщик на Можайское шоссе в Подмосковье. Услышав песню про полярных летчиков, он объявил по селектору боевую тревогу и приказал подчиненным: «Отставить сон, начать немедленно разучивать песню…»

Эта песня осталась на Крайнем Севере и долго считалась народной. Но потом все-таки стало известно, что ее автор — Городницкий.

— А вот рассказы о том, что меня полярные летчики и по сей день возят везде бесплатно, — это всего лишь легенда, — говорит Александр Моисеевич.

На Севере, по рассказам ученого и барда, было немало экстремальных ситуаций.

— Норвежский полярный путешественник-исследователь Руаль Амундсен, первым достигший Южного полюса, когда-то сказал: «Каждое приключение — это результат плохо организованной работы». На Крайнем Севере, к сожалению, приключений хватало. В 1960 году на реке Северной пропал без вести мой друг Стас Погребицкий. Когда сошел снег, надо было идти вниз по реке, чтобы просмотреть выходы коренных пород вдоль берега. Вертолет из Туруханска группа ждала три дня. Когда он так и не прилетел, Стас, будучи начальником партии, сам ринулся сплавляться на резиновой лодке по реке. И пропал.

Я руководил группой по его поискам. В мощных порогах мы пропороли свои надувные лодки, утопили рацию. С базой удалось связаться только на шестые сутки, когда мы встретили катер новосибирской экспедиции. Первое, что я услышал в эфире, — как ругаются между собой начальник экспедиции, который находился в Курейке, и его заместитель, сидящий в Туруханске, каждый из них снимали с себя ответственность за гибель группы Городницкого… А Стаса Погребицкого так и не нашли. В память о друге я написал песню «Перекаты».

1960 год стал для Александра Городницкого самым драматичным в жизни.

— Осенью, когда уже выпал снег, мы привезли в центральный лагерь на оленьих упряжках ящики с образцами. Думали, что нашли месторождение, медно-никелевую руду. Но на глаз содержание в ней никеля не определишь. Нужен специальный метод. Лаборатория находилась в Игарке. Самолет Ан-2 с трудом сел, пилот сказал: «У меня приказ — брать только людей. Регион закрывается, идет циклон. Бросайте все до следующего года». Я был начальником партии. Понимая, что образцы уйдут под снег, я сказал: «Вместо себя я отправляю с самолетом ящик с образцами. Он как раз весит 70 килограммов. Кто еще?..» Из 11 человек со мной осталось шестеро. Теперь я понимаю, что совершил преступление, а тогда мне казалось это подвигом. Я думал, что вертолет вернется за нами часа через три, а он прилетел только через несколько недель. У нас вышла из строя рация, закончились продукты, курево, соль… Когда самолет сел, из палаток нас тащили на борт уже волоком. И потом еще долго откачивали в Туруханске. Это стало для меня уроком на всю жизнь. Самое интересное, что в образцах промышленного содержания никеля не оказалось. Мы рисковали напрасно. О том голодном месяце в тайге я написал песню «Черный хлеб».

«Самое главное в плавании — отпихнуть ногой берег»

Сухопутная жизнь Александра Городницкого резко изменилась с приходом в 1961 году в НИИ геологии Арктики черноусого морского офицера Николая Трубятчинского. С его подачи было решено применить институтскую магнитную и геофизическую аппаратуру на военных океанографических судах.

— В 28 лет я попал в эту первую экспериментальную геофизическую группу из девяти человек. А ведь мы относились к Первому главку, у нас был допуск, мы были секретоносителями, казалось, никакой зарубеж мне не светит… И тут вдруг — полугодичное плавание в Северной Атлантике, да еще и на крупнейшем в мире военном паруснике «Крузенштерн». И, как говорил наш флагманский механик Юрий Маклаков, «главное в плавании — отпихнуть ногой берег». Вот я и отпихнул ногой берег на всю оставшуюся жизнь.

Первый поход, как и первая любовь, не забывается. Пароходы и теплоходы, толкаемые винтом, идут, вспарывая воду. А парусник движется вместе с ветром, буквально летит. Слышен только скрип каната и шелест волны о борт.

По мнению Александра Городницкого, во время океанских экспедиций все чувства обостряются.

— С особой теплотой и ностальгией я вспоминал в океане о родном Петербурге, любимых местах. Во время третьего, длительного похода на «Крузенштерне» в 1963 году, сидя на палубе, я вспомнил Эрмитаж, куда ходил с отцом. И написал стихи: «Когда на сердце тяжесть, и холодно в груди, к ступеням Эрмитажа ты в сумерки приди…» Они мне не нравились. И я даже хотел выбросить черновик. Через месяц, разбирая бумаги, я еще раз прочел стихи, на них вдруг «намотался» нехитрый мотив, и получилась песня «Атланты». Эта песня стала неофициальным гимном Санкт-Петербурга, вошла в школьную программу. Когда в белую ночь я подхожу к Эрмитажу и вижу, как выпускники школ, взявшись за руки, поют мою песню, я понимаю: жизнь прожита не зря!

В том же походе, в 1963 году, на борту «Крузенштерна» была написана и другая популярная песня Александра Городницкого «Над Канадой небо сине».

— После длительного плавания в тропических широтах Атлантики мы пришли в канадский порт Галифакс в Новой Шотландии. После жары и стопроцентной влажности мы мечтали о прохладе. И тут, в Галифаксе, увидели на берегу березовую рощу, как в Подмосковье. Я по своей наивности думал, что березы растут только в России. У меня защемило сердце, и я написал:

Над Канадой небо сине,

Меж берез дожди косые…

Хоть похоже на Россию,

Только все же — не Россия

— Эта песня переведена на многие языки. На нее есть масса пародий. Самую остроумную пародию в 1969 году, когда у СССР были разногласия с Китаем, написал, на мой взгляд, Александр Раскин:

Над Пекином небо сине,

Меж трибун вожди косые.

Хоть похоже на Россию,

Слава Богу — не Россия.

А вот песня «Жена французского посла» стоила Александру Городницкому визы.

В 1970 году во время рейса советское судно зашло в порт Дакар, столицу Республики Сенегал, где как раз отмечался День независимости. Чтобы посмотреть военно-морской парад и гонку пирог, с судна спустили катер. Среди избранных оказался и Александр Городницкий. Взяв подзорную трубу, на центральной трибуне он разглядел жену чрезвычайного и полномочного посла Франции в Сенегале. Ученый успел только заметить длинное белое платье и широкую шляпку с газовым шарфом. Вечером, испробовав сенегальского вина, Александр Городницкий написал озорную песню: «Мне не Тани снятся и не Гали…» Песня стала популярной.

— В результате у меня возникли проблемы с оформлением визы за рубеж для следующего плавания, — говорит Александр Моисеевич. — Секретарь партбюро, вызвав меня к себе, допытывался: «У тебя с ней было?..» Напрасно я пытался убедить его, что это всего лишь песня-шутка. Партиец твердил: «Там такие слова, что явно написано с натуры». Песня стала, по сути, вещдоком. У меня отобрали загранпаспорт, инкриминируя мне «интимную связь с женой французского посла».

Визу в загранрейсы Александру Городницкому открыли только спустя три года, когда он переехал в Москву и стал работать в Институте океанологии имени Ширшова.

— Песню «Жена французского посла» поют по всему миру, особенно ее любят в российских посольствах за рубежом. А несколько лет назад во время моего творческого вечера на сцену поднялся чернокожий человек и по поручению Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Сенегал в России вручил мне тамтам. Было сказано, что впервые в России была написана песня о Республике Сенегал. Я также получил предложение посетить африканскую республику.

За сорок лет плаваний в океане Александру Городницкому довелось участвовать в более чем в двадцати рейсах научно-исследовательских судов. Он неоднократно погружался на подводных обитаемых аппаратах на недоступное для человека океанское дно.

— Как при такой кочевой жизни складывалась личная жизнь?

— С этим дела обстояли не очень хорошо. Старый советский тезис о том, что «любовь надо испытывать разлукой и расстоянием», — не работает. Не надо испытывать верность никогда. Здесь впору вспомнить строки Александра Кочеткова: «С любимыми не расставайтесь! Всей кровью прорастайте в них...»

— «Учитесь вы друзьям не доверять. Мучительно… Мучительнее после их терять...» Песня «Предательство» — автобиографичная?

— Это самая тяжелая и сложная из моих песен. Не дай бог никому писать такие песни. К сожалению, рано или поздно почти каждый человек сталкивается с этим, что очень болезненно. Когда меня спрашивают: «А чего нельзя простить человеку?» Я говорю: «Предательства». Сами понимаете, что эта песня без больших личных причин написана быть не могла. Большего я сказать не могу.

— Насколько сложно после Ленинграда было привыкнуть к Москве?

— Это два города с разной психологией. Петербург остается моей родиной, главной любовью. В Москве я живу с 1972 года. Я люблю этот город. После Москвы все города кажутся провинциальными. Все города — это города, а Москва — это страна. Здесь все приживается, она все переваривает. А ленинградец — как национальность. Это уже не поменяешь.

— Если бы вам предложили вернуться на один день в прошлое, какой из дней вы бы выбрали?

— 25 июня 1951 года. Выпускной вечер на Мойке. Когда все были еще живы — и папа с мамой, и друзья. И все было еще впереди. В тот день я был абсолютно счастлив.

— Вы стали как заслуженным деятелем науки РФ, так и заслуженным деятелем искусств РФ. А какая из наград вам особенно дорога?

— В науке, как и в литературе, никакие звания не работают, остается или не остается только одно — имя. А самая дорогая для меня награда — это знак «Жителю блокадного Ленинграда».

— О чем мечтаете?

— Очень хочется пожить хотя бы еще несколько лет и что-то написать. Мне кажется, что самого главного я сделать пока так и не успел. Это если говорить о себе. А вообще я бы очень хотел видеть Россию счастливой.

www.mk.ru

Городницкий, Александр Моисеевич - это... Что такое Городницкий, Александр Моисеевич?

Алекса́ндр Моисе́евич Городни́цкий (р. 20 марта 1933, Ленинград) — советский и российский учёный-геофизик, доктор геолого-минералогических наук, профессор, член Российской академии естественных наук. Широко известен как поэт, бард, считается одним из основоположников авторской песни. Лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы. Заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН[1].

Александр Городницкий родился 20 марта 1933 года в Ленинграде в семье служащих Моисея Афроимовича и Рахили Моисеевны Городницких. С сентября 1941 года по апрель 1942 года находился в блокадном Ленинграде.

В 1951 году окончил с золотой медалью среднюю школу и поступил на геофизический факультет Ленинградского горного института имени Г. В. Плеханова, который окончил в 1957 году по специальности «геофизика». Участвовал в работе институтского литобъединения под руководством Глеба Семёнова.

Научная деятельность

В 1959 году Городницкий начал работать в Научно-исследовательском институте геологии Арктики Министерства геологии СССР.

В 1957—1962 годах в качестве геофизика, старшего геофизика, начальника отряда и начальника партии работал в северо-западной части Сибирской платформы, в Туруханском, Игаркинском и Норильском районах. Занимался геофизическими поисками медно-никелевых руд. Был одним из первооткрывателей Игаркинского медно-никелевого поля (1962).

В 1972 году перевёлся в Москву, в Институт океанологии имени П. П. Ширшова Академии наук СССР, где до 1985 года работал старшим научным сотрудником в отделе тектоники литосферных плит. С 1985 года руководит лабораторией геомагнитных исследований. Участвовал более чем в 20 рейсах научно-исследовательских судов, в том числе — на военном паруснике «Крузенштерн», в различные районы Мирового океана. Неоднократно участвовал в погружениях на обитаемых подводных аппаратах, принимал участие в поисках Атлантиды, был в составе экипажа первого глубоководного погружения аппарата «Аргус» в районе пролива Гибралтар. В 1982 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора геолого-минералогических наук на тему «Строение океанической литосферы и формирование подводных гор». В 1991 году получил звание профессора по специальности «геология морей и океанов». Городницкий опубликовал более 260 научных работ, в том числе 8 монографий, посвящённых геологии и геофизике океанического дна.

Городницкий выступает с А. Костроминым

Поэтическое и песенное творчество

Стихи Александр Городницкий начал писать ещё в школе (1947), его первые поэтические публикации датируются 1948 годом. Первые песни появились в 1953 году («Вальс геофизиков» и др.). Долгое время они распространялись способом «магнитофониздата», в магнитофонных записях, зачастую — в чужом исполнении: в отличие от большинства других бардов, Александр Городницкий на протяжении десятилетий исполнял свои песни а капелла — лишь в последние годы он стал осваивать игру на гитаре.

На концертах в Москве Городницкий выступает с разными аккомпаниаторами, в Москве с Александром Костроминым, в Санкт-Петербурге его постоянный аккомпаниатор — Михаил Кане, в Минске — Алексей Нежевец, в Томске — Алексей Рудой[2].

А. Городницкий — член Союза писателей СССР (с 1972) и России, а также ПЕН-клуба. Президент Ассоциации российских бардов (АРБА)[3].

Семья

Жена — поэт и переводчик Анна Наль (р. 1942).

Наиболее известные песни

Аудиоиздания

  • «Русские барды. Александр Городницкий» («Имка-Пресс», Париж, 1977)
  • «Атланты» («Мелодия», Ленинград, 1987 Стерео С60 25771001) («Мелодия», г. Москва, 1987 Стерео С60 25771 001)
  • «Встреча друзей» («Мелодия», Ленинград, 1987)
  • «Берег» («Мелодия», Ленинград, 1988)
  • «Около площади» («Русско-немецкая музыка», Санкт-Петербург, 1993)
  • Севастополь останется русским

Дискография

  • «За тех, кто на Земле» (СПб, 1995)
  • «Давай поедем в Царское Село» (СПб, 1997)
  • «Вперёдсмотрящий» (Екатеринбург, 1996)
  • «Система Декарта» (Самара, 1999)
  • «На материк» (Москва, 1998)
  • «Как медь умела петь…» (Москва, 1997)
  • «Александр Городницкий», серия «Российские барды» (Москва, 1998)
  • «Александр Городницкий», серия «Наши барды» (Москва, 2002)
  • «Концерт в „Гнезде глухаря“, ч. 1 — „Всё перекаты…“» (Москва, 1999)
  • «Концерт в „Гнезде глухаря“, ч. 2 — „Жена французского посла“» (Москва, 1999)
  • «Концерт в ЦАПе, ч. 1. — „Я иду по Уругваю“» (Москва, 1999)
  • «Концерт в ЦАПе, ч. 1. — „Гамлет“» (Москва,1999)
  • «За шпилей твоих окоём» (СПб, 2003)
  • «Александр Городницкий — двойной альбом серия „Серебряные струны“» (Москва, S.T.R.Records, 2002)
  • «Концерт в Политехническом — двойной альбом» (Москва, 2000)
  • «Двадцать первый тревожный век» (CD Land, 2003)
  • «Весь Городницкий» (2 диска в формате MP3 РМГ Рекордс, 2002)
  • «Река времени» (2008)
  • «От Оренбурга до Петербурга» (2009)
  • «Новая Голландия» (2009)
  • «Глобальное потепление» (2012)

Серия «Барды нашего века»

  • «Снег»
  • «В океане зима»
  • «Над Канадой небо сине»
  • «Друзья и враги»
  • «Аэропорты XIX века»
  • «Острова в океане»
  • «Если иначе нельзя»
  • «Спасибо, что петь разрешили»
  • «Беженцы-листья»
  • «Имена вокзалов»
  • «Двадцать первый тревожный век»
  • «Уйти на судне»
  • «Гадания по ладони»

Литературные сборники

  • «Атланты» (Стихи. М.: Сов. писатель, 1967).
  • «Новая Голландия» (Стихи. Л.: Лениздат, 1971).
  • «Берег» (Стихи. М.: Сов. писатель, 1984).
  • «Полночное солнце» (Стихи. М.: Сов. писатель, 1990).
  • «Перелётные ангелы» (Стихи и песни. М.: Интербук, Свердловск: Старт, 1991).
  • «Острова в океане» (Песни. М.: МГЦАП, 1993).
  • «Созвездие Рыбы» (Стихи. СПб: Девятый вал, 1993).
  • «Остров Израиль» (Стихи и песни. Иерусалим: 1995).
  • «Времена года» (Поэмы. М.: Сампо, 1996).
  • «Ледяное стремя» (Стихи. СПб: Звезда, 1997).
  • «Атланты держат небо» (Иерусалим: Беседер, 1999).
  • «Имена вокзалов» (СПб: Петрополь, 1999).
  • «Стихи и песни. Избранное» (СПб: Лимбус Пресс, 1999).
  • «На материк» (М.: «Вагант-Москва», 1999).
  • «Давай поедем в Царское Село» (СПб: Бояныч, 1999).
  • «За временем вдогонку» (М.: Вагант, 1999).
  • «Васильевский остров» (М.: «Вагант-Москва», 1999).
  • «Бульварное кольцо» (М.: «Вагант-Москва», 1999).
  • «Зелёный луч» (М.: «Вагант-Москва», 1999).
  • «Сочинения» (М.: Локид, 2000).
  • «Когда судьба поставлена на карту» (М.: Эксмо, 2001).
  • «И жить ещё надежде» (М.: Вагриус, 2001)
  • «Атланты» (СПб: Композитор (Санкт-Петербург)),
  • «Снег» (Екатеринбург: У-Фактория, 544 с., 2004) — ISBN 5-94799-366-X,
  • «Родство по слову» (Иерусалим: Бесэдер, 2005).
  • «Гадание по ладони» (СПб: Фонд русской поэзии, 2006).
  • «Время для хора» (Москва: Радуга, 2006).
  • «Коломна» (СПб: Фонд русской поэзии, 2008).
  • «Избранное» (Вита Нова, 2008).
  • «Избранное» (Новосибирск: Талер-Пресс, 2008, 1 том).
  • Берег надежд. Песни ленинградских авторов. 1950—1960-е годы. — СПб: Бояныч, 2002. — 448 с, ил. — ISBN 5-7199-0153-1.
  • Поющая душа. Песни ленинградских авторов. 1970-е годы. — СПб: Всерусский собор, 2008. — 864 с. — ISBN 978-5-903097-23-4.

Мемуары

Телевидение

В 2004 году вёл на телеканале Культура программы «Атланты. В поисках истины» и «Вечера с Александром Городницким». В июне 2012 года на экран вышли новые выпуски передачи «Атланты. В поисках истины».

Кино

  • 2005 год «Атланты держат небо… Фильм-воспоминание в 4 сериях» 2005 «Русское ТелеВидео». DVD Изг. ООО «Фортмедиа» СПб. Лиц. МПТР России ВАФ № 77-225
  • В 2008 году вместе с белорусским режиссёром Юрием Хащеватским, журналисткой Натальей Касперович (автор сценария фильма) и кинооператором Семёном Фридляндом снял документальный фильм «В поисках идиша».

2005—2010 год — работа над 34-серийным документальным автобиографическим сериалом «Атланты держат небо» вместе с журналисткой Натальей Касперович (соавтор сценария и режиссер). Сериал был закончен в 2010 году. В 2012 году Александр Городницкий и Наталья Касперович получили за создание сериала Царскосельскую художественную премию.

Награды

Примечания

dic.academic.ru


Смотрите также