Александр щербаков ярилов зной биография


Руководитель фолк-группы «Ярилов зной» Александр Щербаков: Музыкальная сфера, мне кажется, ближе всего к духовной

№37 (886) / 4 октября ‘16

Творчество

Александр Щербаков – музыкант, певец, автор песен. Родился в Воронежской области в 1981 г. С детства увлекался народным творчеством, после школы поступил в Россошанский педагогический колледж. После двух лет учебы перевелся в Воронежское областное училище культуры на отделение «Дирижер оркестра русских народных инструментов». Спустя несколько лет окончил Московский государственный институт культуры по специальности «режиссер массовых представлений».

6 лет работал в Государственном академическом русском народном хоре имени М.Е. Пятницкого. Параллельно с работой в прославленном коллективе занимался собственным проектом: фолк-группой «Ярилов зной». В 2013 г. группа стала финалистом популярного телеконкурса «Фактор А», получив высокую оценку творчества от зрителей и членов жюри, в том числе А.Б. Пугачевой.

В 2015 г. «яриловцы» стали победителями конкурса «Новая звезда» на телеканале «Звезда». Группа – лауреат премии имени генералиссимуса А. В. Суворова «За вклад в патриотические традиции Отечества».

Сегодня коллектив активно занимается творческой деятельностью, гастролирует, участвует во многих телевизионных программах, выпускает видеоклипы, готовит к выходу сольный альбом.

Александр Щербаков женат и воспитывает троих детей.

Известный российский историк Василий Ключевский считал, что музыка – это акустический состав, благодаря которому просыпается аппетит к жизни – подобно тому, как благодаря известным аптечным составам просыпается аппетит к еде. Сегодня таким живительным составом с нами поделится руководитель фолк-группы «Ярилов зной» Александр Щербаков. Саша, ты занимаешься искусством, которое имеет богатую историю и своими корнями уходит глубоко, к самому, можно сказать, истоку. А что ты знаешь о своих корнях, об истории своей семьи?

– Мои предки – выходцы из воронежских крестьян. Мой дедушка по линии матери был председателем колхоза, а по линии отца – ведущим трактористом в деревне. Николай Иванович, Царство ему Небесное, играл на гармошке, гитаре, я это в детстве все слышал. Дедушка, который был председателем, тоже играл на гитаре. Его любимым поэтом был Сергей Есенин. Мой прадедушка, тоже Иван, участвовал в Великой Отечественной войне, трижды бежал из плена.

Трижды?

– Это просто какие-то нереальные вещи… Так как был грамотным, он собирал по селам – я не знаю, как назвать, оброк или что-то, но люди сдавали какой-то продуктовый налог (яйца, масло, молоко).

Моя мама играла в народном оркестре на контрабасе, представляешь?

Ничего себе! В народном обычно бас-балалайка?

– Нет, есть балалайка-контрабас, то есть огромная балалайка, и на ней очень сложно играть.

Там струны не для женщины...

– Она играла кожаным медиатором.

Там медиатор, как каблук...

– Да.

То есть твоя семья с музыкой всегда была связана?

– Не скажу, что постоянно звучала музыка, но все-таки она была в доме. Как-то в школу пришел гармонист – искал себе учеников, преемников. Я и еще несколько парней взялись учиться на гармошке где-то лет в 8. Мне очень это понравилось.

Первый парень был, с гармошкой!

– Да, гармошку всегда приветствовали в деревне. Ее и сейчас, в принципе, любят, и в городах, всегда хорошо принимают. Я начал потихоньку играть. Подбирал все подряд – все, что по радио передавали в те годы, и параллельно, конечно, русское народное. Но я не думал, что профессионально свяжу жизнь с музыкой.

А как получилось?

– Я простыл и попал в больницу (это было в Пушкине). Перед тем как выписаться, открыл журнал «Из рук в руки» и прочел: «В хор имени М. Е. Пятницкого на замещение вакантных должностей требуются вокалисты». И я сразу же позвонил (этот звонок я даже записал на диктофон). Они говорят: «Приходите, мы Вас послушаем».

Я пришел, меня встретил концертмейстер и спрашивает: «Вы знаете что-нибудь из репертуара хора имени М. Е. Пятницкого?». Я говорю: «А что он поет?» (я знал, что народные песни). Он говорит: «Вы знаете «Степь да степь кругом» или «По Дону гуляет»?».

Ну, ты же должен был это знать – парень с гармошкой.

– У меня вокального образования нет, я был больше инструменталистом, пел для себя. Я учился в Воронежском областном училище культуры на дирижера оркестра русских народных инструментов, там я играл на первом баяне.

Я захожу в кабинет, вижу: сидит очень серьезная женщина в народных сапогах, спортивном костюме с надписью «Хор имени М. Е. Пятницкого» и говорит: «Дуй изо всех сил, пой, сколько есть у тебя мощи «Из-за острова на стрежень»». И я затянул. Они с концертмейстером заулыбались и говорят: «Давай, Саша, попробуем. Три месяца походишь, попоешь, посмотришь, послушаешь».

И ты там прописался?

– Да, я там прижился и благополучно отработал 6 или 7 лет.

Бетховен считал, что музыка должна высекать огонь из людских сердец. Я думаю, ты с этим тезисом, безусловно, согласишься – даже само название твоего коллектива, «Ярилов зной», жаркое, огненное. Ты можешь сказать, как вспыхнула эта искра и как родился коллектив «Ярилов зной»?

– До того, как я стал работать в хоре имени Пятницкого, я жил и работал в городе Россоши Воронежской области. Был руководителем народного ансамбля, где пели и фольклорные песни, и авторские. И параллельно стал писать какие-никакие, а свои, простенькие песни. Появился вокально-инструментальный коллектив, который мы назвали тогда «Ярилов зной». Тогда я не задумывался, языческое ли это название – в храм я тогда, к сожалению, не ходил. Был один раз в детстве, бабушка на Пасху меня взяла, на большую ночную службу. У меня до сих пор эти впечатления остались.

Прошло время. Работая в хоре имени М. Е. Пятницкого, продолжал писать песни, и параллельно мы уже начинали работать с коллективом. Настал момент, когда на одном большом концерте вышел хор Пятницкого, а потом – «Ярилов зной». Конечно, руководитель хора пригласила меня в кабинет и говорит: «Саша, тебе надо определиться». Я ее прекрасно понимаю. Мы мирно поговорили, я ушел и стал развивать свой коллектив.

На данный момент мы хотим уйти от этого названия.

Но это уже своего рода бренд.

– Да, я понимаю, что это раскрученный бренд, но название встречает много противоречий: православные люди не всегда с пониманием относятся – пока они не услышат, что мы играем и поем, с опаской смотрят на такое название и говорят: «Как это так: православный телеканал, а позвали руководителя группы «Ярилов зной»?». И приходится всем постоянно объяснять, что мы православные люди, просто такое название.

Надо обязательно будет сообщить телезрителям, как вы будете называться.

– Это просто. Так как я автор большинства песен и лет 15 руковожу коллективом, то просто останется мое имя.

Вы и члены вашего коллектива пишут музыку?

– Да, но в тех песнях, которые я пишу, много народной мелодики и народных инструментов – балалайка, гармошка, духовые (жалейки, свирели).

Это довольно редкие в наше время инструменты.

– Да.

У вас есть специалист по народным духовым инструментам?

– Я сам играю несложные вещи и какие-то баянные партии тоже.

Жанр, в которым ты занимаешься, достаточно редкий на сегодня. Скажи, ты, как художник, какую миссию несешь своим творчеством? Что ты хочешь сказать людям?

– Раньше была моя жизнь, а музыка стояла как бы в стороне, то есть мы шли параллельно. В какой-то момент я почувствовал противоречие от того, что живу я так и стремлюсь к одному, а музыка немножко другая. И я стал перестраивать музыку, чтобы она была моим логическим продолжением, тем, о чем я думаю, чего хочу, чтобы мои внутренние ощущения, мое миропонимание естественным образом проецировались на музыку.

Практически все наши песни – о нашей родной стране, об уважении к старшим, о любви, но не о такой обыденной (это слово сейчас стало разменной монетой), а к Родине. Где-то они касаются вопросов веры. Взять любую песню, которую мы поем, даже народную – например, «Черный ворон»: там такая глубина, и, если правильно ее подавать, люди все это чувствуют.

Скажу без преувеличения: к нам на концерты ходят слушатели от 3-х до 50-ти лет, но все-таки мы стараемся работать больше на молодежь – за ней будущее, и когда ты пишешь песню, задача, чтобы она была в плеере у молодых людей; и это очень непростая задача.

Сложно привлечь молодежь, да? Век поменялся, приходится что-то новаторское использовать, аранжировки какие-то?

– Конечно. Приходится находить баланс, чтобы это было и современно, и традиционно.

И глубоко.

– Да, и глубину сохранять. Непростая задача, но мы пытаемся ее решить. У нас сейчас выйдет трек «Любо мне». Мы его исполнили недавно в Воронеже, в филармонии. У нас был большой концерт, и там же мы записали клип на эту песню.

Нам бы хотелось, чтобы она звучала на радио. Я считаю, там все для этого есть, мы учли все моменты формата.

Мы заговорили о формате, поэтому не могу не спросить тебя о громких медийных проектах, которые дали большую огласку творчеству вашего коллектива: «Фактор А» и победа в конкурсе на телеканале «Звезда». Расскажи, какой опыт дали эти проекты? Начнем с «Фактора А» Аллы Борисовны.

– На «Факторе А» мы были поставлены в условия, когда за 4 дня должны были сделать песню практически с нуля: нам дают какой-то материал, и на его основе мы должны показать себя, остаться собой и еще пройти в следующий тур.

Достаточно сложно.

– Конкретно мы занимались аранжировкой, постоянно находились в студии. Потом, как вести себя на сцене? Материал был не присущ нам.

Вам кто-то помогал на проекте?

– Нашим наставником была Лолита Милявская. Она нам помогала, насколько могла: она тоже человек занятой. Там у нас появилось много хороших знакомых, с некоторыми из них я общаюсь. Мы сняли клип на пасхальную песню, я отправил ее Лолите, она посмотрела и сказала: «Поздравляю с хорошей работой».

Потом был телепроект «Новая звезда», где мы представляли Воронежскую область. Там победителем стала Елена Лаптандер, но нас отметил звездой победителей, как прорыв в народном искусстве, Максим Дунаевский. Вся съемочная группа и жюри были впечатлены нашим «Черным вороном», им понравилось. Потом я пел песню на стихи Сергея Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных».

Высокая похвала от Дунаевского...

– Да. Когда такие люди говорят: «Хорошо», ты понимаешь, что движешься в правильном направлении. Но в целом телепроекты мне самому дали понимание, туда ли я вообще иду.

Вектор? То есть они направили?

– Да, они в чем-то меня огранили. Мне удалось попробовать себя в разных жанрах, и я понимал, где мне комфортно, хочу я развиваться в эту сторону или не хочу.

Благодаря этому нас узнали люди, даже на моей малой родине, в Воронежской области. Не так давно мы были там с концертами и отсняли клип. Организаторы увидели нас на телепроекте и пригласили.

Хочу немножко рассказать о видеоклипе на песню «Любо мне». Мы получили огромное удовольствие: съемки проходили на лоне природы, на берегу Дона, с реальными лошадьми, казаками, которые живут этим на самом деле, то есть относятся к этому не как артисты.

Эту работу мы делали совместно с ансамблем казачьей песни «Станичники». Это дети старших классов, но тоже с горящими сердцами и глазами. Им это нравилось. Мы просто стали большой дружной семьей. Я приехал из Воронежа с такими впечатлениями, что надолго хватит.

Александр, мы с тобой знакомы уже несколько лет, и наше знакомство произошло на церковном клиросе. Я хотел спросить, как ты попал в храм? Ты сказал, что в детстве был там всего единожды, с бабушкой. Как ты пришел к Православию?

– Я женился на девушке, окончившей Свято-Тихоновский институт. Ее семья – верующие люди, и потихоньку вместе с ними я вошел в храм, первый раз исповедовался, причастился. И сейчас я считаю, что по-другому и быть не могло.

У преподобного Серафима Саровского есть такие слова: «Наша жизнь есть море, Святая Православная Церковь наша – корабль, а кормчий – Сам Спаситель». Ощущал ли ты штормы в этом море и помощь Капитана?

– У каждого свой шторм, но на своем уровне я чувствую, что без Капитана давно бы уже заблудился и разбился о скалы или утонул в пучине… Если вернуться к тем же телепроектам, о которых мы говорили, когда тебе начинают писать тысячи, какой ты хороший, распрекрасный, – просто крышу сносит, говоря молодежным языком. И если не думать о покаянии, о том, что гордыня – это страсть, то просто собьешься и погибнешь. И это правда.

Может быть, какие-то чудеса встречались в твоей жизни (я уверен, что каждый православный их видит в своей жизни) – помимо тех проектов? Они тоже – судьбоносные явления в жизни.

– Я долгое время курил сигареты. Наверное, лет 10–12, причем пачки по две, и не знал, что с этим делать. Были моменты, когда я отказывался. Месяца два не курил, занимался спортом, а потом опять начинал. И так около года. Я уже просто мучился и просил: «Господи, помоги, пожалуйста, мне побороть эту страсть». И родители моей жены говорят: «У нас в Филипповском, во Владимирской области, в храме Николая Чудотворца есть отец Стахий (он недавно умер, Царство ему Небесное). Давай к нему съездим».

Мы приезжаем на службу в храм, у меня в кармане новая пачка сигарет и зажигалка. Мы подходим, он говорит: «Давай сюда». Я вынимаю, даю ему – и как отрезало. У меня даже не было желания курить, понимаешь? Все!

Действительно, чудо. Хочу тебя поздравить: совсем недавно ты в третий раз стал отцом – у тебя три дочки. Можешь поделиться секретом семейной жизни?

– Я еще учусь.

Мы все учимся.

– Я еще достаточно молодой отец.

Вот это и интересно – именно от молодых услышать.

– Секрет семейного счастья, наверное, я до конца еще не раскрыл, но могу рассказать немного о своих детях, семье. Старшая дочь у меня учится в Богородской православной гимназии, во 2-м классе. Обе старшие девочки поют в фольклорном ансамбле «Неждана» в городе Электростали. Младшую мы назвали Евфросинией – она родилась в день Евфросинии Московской.

Красивое имя.

– Имя красивое, но в жизни я не встречал людей с таким именем, поэтому мы думали, как ей будет с ним.

Я думаю, ей Небесная покровительница поможет.

– Да. Все-таки были еще варианты, но мы назвали Евфросинией. Посмотрели на нее, когда она родилась, – точно Евфросиния (смеется).

Мы с тобой заговорили о формате. В нашей стране вроде бы существует цензура. Но, глядя на многие современные клипы, мы понимаем, что цензуры, как таковой, нет, к сожалению. Как ты относишься к тому, что народную песню мы очень редко слышим и видим на телеэкранах? Средства массовой информации, видимо, просто не допускают этого формата?

– Ну, странная ситуация. Мне непонятно, почему на федеральных каналах показывают «Евровидение», а не показывают, к примеру, международный славянский фестиваль «Оптинская весна», куда представители славян из разных стран мира присылают своих лучших молодых исполнителей. В этом году мне посчастливилось быть в жюри, и я просто потрясен уровнем этого фестиваля, который проходит в Козельске, недалеко от Оптиной пустыни. Какой он светлый! Какой настоящий! И это все на уровне Козельска. Об этом знают только те, кто занимается фольклором и народным искусством.

А почему так происходит? Ведь мы должны помнить о своих корнях. Мне кажется, на государственном уровне это должны поднимать.

– Все правильно, на удивление. Когда я пел в хоре имени М.Е. Пятницкого, бывал в разных странах мира. Ты приезжаешь в Индию, включаешь любой телеканал и слышишь народные, фольклорные нотки.

Я тоже был в Индии – все телевидение было действительно индийским.

– И не только.

В каждой стране так, да?

– У мусульман тоже. Только, наверное, у нас, у русских, на федеральных каналах нет корневой народной песни. Ее просто нет.

Может быть, поэтому такой провал в музыке? Взять Чайковского, Рахманинова – это была русская музыка. А сейчас мы пытаемся подстроиться под Запад, но это никому неинтересно – на Западе есть свои, и гораздо лучше.

– Конечно, мы теряем. Это же корневая система. Музыкальная сфера, мне кажется, ближе всего к духовной – она завязана на чувственном уровне.

Аппетит к жизни, я с этого начал.

– Да, как ты сказал, правильно. Отношение федеральных СМИ какое-то, я бы сказал, немного снисходительное. Может быть, где-то наверху надо все решать? Хорошо, что на телеканалах «Союз» и «МузСоюз», радио «Вера» потихонечку стали включать. И хочу похвастаться: в Краснодаре есть государственное радио «Казак FM», которое идет вразрез с законами шоу-бизнеса, но оно там первое, представляешь? То есть его слушают все. Там не слушают другие радиостанции – только «Казак FM», а там качественный фольклор и современные обработки (тоже достаточно неплохие). Это говорит о том, что народ хочет слушать, но ему не дают этой возможности, а пичкают тем, что на потребу.

Просто монополизация.

– Да, как ты правильно сказал в самом начале про цензуру.

Что с одной стороны, она есть, а с другой – иногда бывает страшно смотреть.

– Да-да. И что с этим делать? Тем, кто попадает к нам на концерты, нравится, потом люди приходят еще. А где нас послушать, кроме интернета? Только на «Казак FM», телеканалах «Союз» и «МузСоюз».

Но, с другой стороны, на том же Западе есть направления кантри, джаз, рок, и все они очень развиты и обособленны друг от друга. У нас такого нет. У нас есть просто поп-музыка, и все под эти рамки надо подогнать.

– Ощущение, как будто бы стоит какой-то запрет на традиционное народное искусство. Есть государственные коллективы, но это другое.

К сожалению, и государственные коллективы мы нечасто слышим. Телеканал «Культура» – это очень мало для страны.

– Да, очень мало. Почему на федеральных каналах мы не видим ни хора имени М.Е. Пятницкого, ни Кубанского казачьего хора, ни молодые коллективы, которые есть, и хорошие, и их любит народ, но без СМИ люди будут очень долго о них узнавать.

Будем надеяться, ситуация изменится в лучшую сторону.

– Может. Будем как-то менять ее с Божией помощью.

По традиции, в заключение беседы я прошу всех наших гостей сказать что-нибудь доброе, теплое телезрителям.

– Дорогие телезрители, помощи вам Божией, терпения! Смотрите почаще телеканал «Союз», здесь очень много хорошего (это единственный канал, который работает у нас дома, телевизор смотрим только из-за него). Спаси всех Господи!

Спаси Господи! Саша, я от всего сердца благодарю тебя за эту встречу. От наших телезрителей и себя лично хотел бы подарить тебе образ Пресвятой Богородицы, Владимирской Божией Матери. Желаю тебе и твоей семье крепкого здоровья, творческих и духовных сил. Храни вас Господь! Спасибо!

Записала:Людмила Моисеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:http://tv-soyuz.ru/peredachi/kanon-muzykant-pevets-rukovoditel-folk-gruppy-yarilov-znoy-aleksandr-scherbakov-chast-1;http://tv-soyuz.ru/peredachi/kanon-muzykant-pevets-rukovoditel-folk-gruppy-yarilov-znoy-aleksandr-scherbakov-chast-2

www.orthodox-newspaper.ru

Артисты и коллективы

БИОГРАФИЯ

Фолк-группа «Ярилов Зной» - финалисты главного музыкального конкурса России «ФАКТОР «А». Фолк-группа «Ярилов Зной» — это команда талантливых молодых музыкантов-единомышленников. Русская песня в их исполнении, оставаясь самобытной, становится актуальной и неповторимой. Именно поэтому они ни на кого не похожи. Совсем недавно появившись на телевидении и радио в рамках проекта «Фактор А, «Ярилов Зной» стремительно набирает обороты, успешно завоевывая свое место на российской поп-сцене.

Сочетая традиционный фолк и рок-балладу, оригинальное звучание народных инструментов и интересные аранжировки с великолепным вокалом, они создают новый современный саунд.

Коллектив сформировался вокруг двух вокалистов – Алексея Петрухина и Александра Щербакова. Каждый из фронтменов имеет музыкальное образование, а также большой исполнительский опыт (оба в свое время работали в хоре им. Пятницкого, где и познакомились). Алексей получил диплом по специальности “дирижер народного хора”, а также закончил вокальный факультет РАМ им. Гнесиных; он работал в музыкальном театре национального искусства п/р В. Назарова и в мюзиклах “Бременские музыканты”, “Лукоморье”, “ZORRO” , а в настоящее время является артистом мюзикла “Граф Орлов”.

В репертуаре группы авторские песни, военно-патриотические песни, русские народные песни.

Состав группы:

Щербаков Александр – вокал, гитара

Петрухин Алексей – вокал

Чернавский Александр – клавиши

Протодьяконов Роман – бас-гитара

Захарато Константин – балалайка

Кириенко Андрей – баян

Чеботарёв Александр – барабан

Ходоровский Ян – гитара

Четоев Сергей – духовые

ФОТО

rusartcom.ru

Канон. Музыкант, певец, руководитель фолк-группы «Ярилов зной» Александр Щербаков. Часть 1

Сегодня ведущий программы Александр Крузе встретится с музыкантом, певцом, руководителем фолк-группы «Ярилов зной» Александром Щербаковым. Александр расскажет о своем происхождении, о становлении коллектива «Ярилов зной», о нынешней творческой деятельности и о планах на ближайшее будущее.

– Известный российский историк Василий Ключевский считал, что музыка – это акустический состав, благодаря которому просыпается аппетит к жизни подобно тому, как благодаря известным аптечным составам просыпается аппетит к еде. Сегодня таким живительным составом с нами поделится руководитель фолк-группы «Ярилов зной» Александр Щербаков.

Александр Щербаков – музыкант, певец, автор песен. Родился в Воронежской области в 1981 году. С детства увлекался народным творчеством, после школы поступил в Россошанский педагогический колледж. После двух лет учебы перевелся в Воронежское областное училище культуры на отделение «дирижер оркестра русских народных инструментов». Спустя несколько лет окончил Московский государственный институт культуры по специальности «режиссер массовых представлений».

Шесть лет работал в Государственном академическом русском народном хоре имени М. Е. Пятницкого. Параллельно с работой в прославленном коллективе Александр занимался собственным проектом: фолк-группой «Ярилов зной». В 2013 году группа стала финалистом популярного телеконкурса «Фактор А», получив высокую оценку творчества от зрителей и членов жюри, в том числе Аллы Борисовны Пугачевой.

В 2015 году яриловцы стали победителями конкурса «Новая звезда» на телеканале «Звезда». Группа «Ярилов зной» является лауреатом премии имени генералиссимуса Александра Васильевича Суворова «За вклад в патриотические традиции Отечества».

Сегодня коллектив активно занимается творческой деятельностью, гастролирует, принимает участие во многих телевизионных программах, выпускает видеоклипы, готовит к выходу сольный альбом.

Александр Щербаков женат и воспитывает троих детей.

– Саша, ты занимаешься таким искусством, которое имеет богатую историю и своими корнями уходит глубоко, к самому, можно сказать, рождению российской национальности как таковой. А что ты знаешь о своих корнях? Что ты знаешь об истории своей семьи?

– Я знаю, что мы выходцы из простых воронежских крестьян. Мой дедушка по линии матери был председателем колхоза, а по линии отца – ведущим трактористом в деревне. Николай Иванович, Царство ему Небесное, играл на гармошке, гитаре, я это в детстве все слышал, естественно. Дедушка, который был председателем, тоже играл на гитаре. Его любимым поэтом был Сергей Есенин.

Но если уже брать совсем глубоко, то мой прадедушка, тоже Иван, участвовал в Великой Отечественной войне, трижды бежал из плена.

– Трижды?

– Это просто какие-то нереальные вещи. И потом, так как был грамотным, он собирал по селам, я не знаю, как назвать, оброк или что-то, но люди сдавали какой-то продуктовый налог (яйца, масло, молоко).

Моя мама играла в народном оркестре на контрабасе, представляешь?

– Ничего себе! В народном обычно бас-балалайка?

– Нет, есть балалайка-контрабас, то есть огромная балалайка, и на ней очень сложно играть.

– Там струны не для женщины.

– Она играла таким кожаным медиатором.

– Там медиатор, как каблук.

– Да.

– То есть твоя семья с музыкой была связана, да?

– Не скажу, что постоянно звучала музыка, но все-таки она была в доме. Как-то в школу пришел гармонист: он искал себе учеников, преемников. Я и еще несколько парней взялись учиться на гармошке, где-то лет в восемь. Я так за это ухватился, мне очень это понравилось.

– Первый парень был, с гармошкой.

– Да, гармошку всегда приветствовали в деревне. Да ее и сейчас, в принципе, любят, и в городах, всегда хорошо принимают. Я начал потихоньку играть. Подбирал все подряд: все, что по радио передавали в те годы, и параллельно, конечно, русское народное. Но я не думал, что профессионально свяжу жизнь с музыкой, когда вырасту.

– А как получилось?

– Я простыл и попал в больницу (это было в Пушкине). Перед тем как выписаться, открыл журнал «Из рук в руки» и прочел: «В хор имени М. Е. Пятницкого на замещение вакантных должностей требуются вокалисты». И я сразу же позвонил (этот звонок я даже записал на диктофон). Они говорят: «Приходите, мы Вас послушаем».

Я пришел, меня встретил концертмейстер и спрашивает: «Вы знаете что-нибудь из репертуара хора имени М. Е. Пятницкого?» Я говорю: «А что он поет?» (я знал, что народные песни). Он говорит: «Вы знаете “Степь да степь кругом” или “По Дону гуляет”?»

– Ну, ты же должен был это знать, парень с гармошкой.

– У меня вокального образования нет, я был больше инструменталистом. Пел для себя. Я учился в Воронежском областном училище культуры на дирижера оркестра русских народных инструментов, то есть там я играл на первом баяне.

Я захожу в кабинет, вижу: сидит очень серьезная женщина в народных сапогах, спортивном костюме с надписью «Хор имени М. Е. Пятницкого» и говорит: «Дуй изо всех сил, пой, сколько есть у тебя мощи “Из-за острова на стрежень”». И я затянул. Они с концертмейстером заулыбались и говорят: «Давай, Саша, попробуем. Три месяца походишь, попоешь, посмотришь, послушаешь».

– И ты там прописался?

– Да, я там прижился и благополучно отработал шесть или семь лет.

– Людвиг ван Бетховен считал, что музыка должна высекать огонь из людских сердец. Я думаю, ты с этим тезисом, безусловно, согласишься, потому что даже само название твоего коллектива, «Ярилов зной», жаркое, огненное. Ты можешь сказать, как вспыхнула эта искра и как родился коллектив «Ярилов зной»?

– До того как я стал работать в хоре имени Пятницкого, я жил и работал в городе Россоши Воронежской области. Там я был руководителем народного ансамбля, где пели и фольклорные песни, и авторские. И параллельно я стал писать какие-никакие, а свои, простенькие песни. Появился вокально-инструментальный коллектив, который мы назвали тогда «Ярилов зной». Тогда я не задумывался о том, языческое ли это название. В храм я тогда, к сожалению, не ходил. Был один раз в детстве, бабушка на Пасху меня взяла, на большую ночную службу. У меня до сих пор эти впечатления остались.

Прошло время. Работая в хоре имени М. Е. Пятницкого, я продолжал писать песни и параллельно мы уже начинали работать с коллективом. Настал такой момент, когда на одном большом концерте вышел хор Пятницкого, а следующие – «Ярилов зной». Конечно, руководитель хора пригласила меня в кабинет и говорит: «Саша, тебе надо определиться». Я ее прекрасно понимаю. Мы мирно поговорили, я ушел и стал развивать свой коллектив.

На данный момент мы хотим уйти от этого названия.

– Но это уже своего рода бренд.

– Да, я понимаю, что это раскрученный бренд, но название встречает много противоречий. Православные люди не всегда с пониманием относятся, то есть, пока они не услышат, что мы играем и поем, с опаской смотрят на такое название и говорят: «Как это так: православный телеканал, а позвали руководителя группы “Ярилов зной”?» И приходится всем постоянно объяснять, что мы православные люди, просто такое название.

– Надо обязательно будет сообщить телезрителям, как вы будете называться.

– Это просто. Так как я являюсь автором большинства песен и лет пятнадцать стою у истоков коллектива, то просто останется мое имя.

– Помимо народных песен, вы пишете сами. Коллектив пишет музыку?

– Да, но в тех песнях, которые я пишу, много народной мелодики и народных инструментов: балалайка, гармошка, духовые (жалейки, свирели).

– Это довольно редкие в наше время инструменты.

– Ну, да.

– У вас есть специалист по народно-духовым инструментам?

– Я сам играю несложные вещи. И какие-то баянные партии тоже.

– В целом жанр, в которым ты занимаешься, достаточно редкий на сегодняшний день. Скажи, ты как художник какую миссию несешь своим творчеством? Что ты хочешь сказать людям?

– Раньше, Саша, была моя жизнь, а музыка стояла как бы в стороне, то есть мы шли параллельно. В какой-то момент я почувствовал противоречие от того, что живу я так и стремлюсь к одному, а музыка немножко другая. И я стал перестраивать музыку, чтобы она была моим логическим продолжением, тем, о чем я думаю, чего хочу; чтобы мои внутренние ощущения, мое миропонимание естественным образом проецировались на музыку. Практически все наши песни о нашей родной стране, об уважении к старшим, о любви, но не о такой обыденной (это слово сейчас стало разменной монетой), а о любви к Родине. Где-то они касаются вопросов веры. Взять любую песню, которую мы поем, даже народную. Например, «Черный ворон»: там такая глубина, и если правильно ее людям подавать, они все это чувствуют.

Скажу без преувеличения: к нам на концерты ходят слушатели от трех до пятидесяти лет, но все-таки мы стараемся работать больше на молодежь, потому что за молодежью будущее, и когда ты пишешь песню, задача, чтобы она была в плеере у молодых людей. На самом деле это очень непростая задача.

– Сложно привлечь молодежь, да? Век поменялся уже, приходится что-то новаторское использовать, аранжировки какие-то.

– Конечно. Приходится находить такой баланс, чтобы это было и современно, и традиционно.

– И глубоко.

– Да, и глубину сохранять. Непростая задача, но мы пытаемся ее как-то решить. У нас сейчас выйдет трек «Любо мне». Мы его исполнили недавно в Воронеже, в филармонии. У нас был большой концерт, и там же мы записали клип на эту песню.

Нам бы хотелось, чтобы она звучала на радио. Я считаю, там все для этого есть, мы учли все моменты формата.

– Мы заговорили о формате, поэтому не могу не спросить тебя о тех громких медийных проектах, которые дали большую огласку творчеству вашего коллектива: «Фактор А» и победа в конкурсе на телеканале «Звезда». Расскажи, какой опыт дали эти проекты? Начнем с «Фактора А» Аллы Борисовны.

– На «Факторе А» мы были поставлены в такие условия, когда за четыре дня должны были сделать песню практически с нуля, то есть нам дают какой-то материал, и на его основе мы должны показать себя, остаться собой и еще пройти в следующий тур.

– Достаточно сложно.

– Конкретно мы занимались аранжировкой, постоянно находились в студии. Потом, как вести себя на сцене? Материал был не присущ нам.

– Вам кто-то помогал на проекте?

– Нашим наставником была Лолита Милявская. Она нам помогала насколько могла, она тоже человек занятой. Там у нас появилось много хороших знакомых, с некоторыми из них даже я общаюсь. Мы сняли клип на пасхальную песню, я отправил ее Лолите, она посмотрела и сказала: «Поздравляю с хорошей работой».

Потом был телепроект «Новая звезда», где мы представляли Воронежскую область. Там победителем стала Елена Лаптандер, но нас отметил звездой победителей как прорыв в народном искусстве Максим Дунаевский. Вся съемочная группа и жюри были впечатлены нашим «Черным вороном», им понравилось. Потом я пел песню на стихи Сергея Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных».

– Высокая похвала от Дунаевского.

– Да. Когда такие люди говорят: «Хорошо», ты понимаешь, что движешься в правильном направлении. Но в целом телепроекты дали понимание мне самому, туда ли я вообще иду?

– Вектор? То есть они направили?

– Да, они в чем-то меня огранили. Мне удалось попробовать себя в разных жанрах, и я понимал, где мне комфортно, хочу я развиваться в эту сторону или не хочу.

Благодаря этому нас узнали люди, даже на моей малой родине, в Воронежской области. Не так давно мы были там с концертами и отсняли клип. Организаторы увидели нас на телепроекте и пригласили.

Хочу немножко рассказать о видеоклипе на песню «Любо мне». Мы получили огромное удовольствие, потому что съемки проходили на лоне природы, на берегу Дона, с реальными лошадьми, казаками, которые живут этим на самом деле, то есть относятся к этому не как артисты.

Эту работу мы делали совместно с ансамблем казачьей песни «Станичники». Это дети старших классов, но тоже с горящими сердцами и глазами. Им это нравилось. Мы просто стали большой дружной семьей. Я приехал из Воронежа с такими впечатлениями, что надолго хватит.

(Продолжение следует.)

Автор и ведущий программы Александр Крузе Записала Людмила Моисеева

tv-soyuz.ru

По народным мотивам. Лидер группы «Ярилов зной» о музыке и телепроектах

Когда Александра Щербакова увидели по телевизору в его родном селе Ольхов-Лог Каменского района, у людей от удивления открылись рты. Скромный Саша, который бегал к деревенскому гармонисту, чтобы брать уроки музыки, очень возмужал. Теперь он уверенно держит в руках гармонь, поёт, как настоящий казак, и покоряет залы песнями собственного сочинения.

Перед концертом, который состоится в Воронеже 12 ноября, наш теперь уже знаменитый земляк вместе с музыкантами группы «Ярилов зной» рассказал о себе и своей музыке.

Всё решил телевизор

Известность пришла к группе «Ярилов зной» и его лидеру Александру Щербакову точно по плану - после проекта «Фактор А» Аллы Пугачёвой на телеканале «Россия». Ансамбль, который поёт песни в народном стиле, уже был известен в фольклорной среде. Ребята, сами сочиняющие песни и делающие аранжировки с использованием народных инструментов, выступали по небольшим клубам и даже имели своих фанатов. Но нужно было развиваться дальше, и Александр решил пойти на кастинг проекта.

«Там были тысячи человек, - рассказывает Щербаков. - Но мы отличались, потому что пришли со своей песней, тогда как другие исполняли кавера. Плюс в аранжировке и голосе слышался стиль - народность».

В общем, проект «Ярилов зной» «попал» и покорил жюри. Певица Лолита и сейчас общается с ребятами и даёт советы, если они просят. Говоря о проекте, музыканты утверждают, что получили огромный опыт в плане работы на сцене с микрофонами. Но главное - проект помог группе заявить о себе, теперь она гастролирует по всей России. Поют в Государственном концертном зале и на других площадках, вместе с той же Лолитой и прочими звёздами шоу-бизнеса.

Музыка предков

Музыка группы «Ярилов зной» - это смесь поп и фолк-мотивов. Ребята говорят, что стараются сделать народную музыку интереснее и понятнее молодёжи.

«Чтобы передать наш посыл, мы взяли такое яркое название, - поясняет Александр. - Но это никак не связано с язычеством, скорее, просто литературный приём. Изначально так назывался коллектив, в котором я раньше играл».

Кстати, музыка сопровождает Щербакова с детства. Уже в девять лет он начал ходить к местному гармонисту трижды в неделю - учился игре на народном инструменте, правда, без нот и каких-то других, традиционных для музыкальных школ вещей. Половина на интуиции, половина на подражании, что-то строилось на фантазии. Занятия проходили душевно и очень интересно. Так что, когда Александр пошёл в педагогическое училище, там он сразу стал играть в народном ансамбле. После двух лет учёбы окончательно осознал своё призвание и перевёлся в Бобровское музыкальное училище культуры на отделение «дирижёр оркестра русских народных инструментов». А затем переехал в Москву, и здесь опять распорядилась судьба.

«Я открыл газету с объявлениями о работе, - говорит Александр. - Там писали, что требуются мужчины с баритоном в хор Пятницкого. Пришёл на прослушивание, и меня взяли».

Почти семь лет наш земляк выступал в хоре, но в душе всегда мечтал создать что-то своё. Песни Александр писал ещё с училища, и материала с каждым годом становилось всё больше. И вот в 2011 году он основал группу «Ярилов зной». Пригласил барабанщика, баяниста, балалаечника, бас-гитариста и клавишника. Сразу попасть в «десяточку» не удалось: некоторые музыканты уходили, менялся также голос инструментов. И сегодняшний состав отличается от того, который был даже на телевизионном проекте.

О родных и огороде

Однако факт есть факт: сейчас «Ярилов зной» нарасхват - гастроли, концерты.

«Раньше в родное село чаще приезжал, сейчас выбираюсь раз в год, - вздыхает Александр. - Мы с братом стараемся приехать, когда идёт уборка урожая, заготовка сена, сразу - недели на три. Кстати, в детстве отлынивал от огорода, а теперь, наоборот, работаю в удовольствие».

У родителей Александра без малого 60 соток. И хотя музыкант говорит, что сейчас работать стало полегче, появилась техника, всё равно любой городской житель удивляется, как удаётся убирать такую площадь.

Семью - свою жену и двух дочек, старшей из которых восемь лет, а младшей - всего пять месяцев, Александр периодически привозит на малую родину.

«Старшей нравится народная музыка, - говорит артист. - Включаю ей качественный фольклор, и она подпевает с первых нот. А вот я, к сожалению, рос на Аллегровой и всём том, что крутили по радио. В общем, слушал всё подряд, а была бы возможность, слушал бы фольклор. Только уже в осознанном возрасте, работая в хоре Пятницкого, я услыхал казачий коллектив, который исполнял песню «Чёрный ворон». Вот тогда я понял, чем стоит заниматься».

Смотрите также:

chr.aif.ru

Ярилов Зной, Петрухин Алексей и Александр Щербаков

Вокалисты группы «Ярилов Зной» Алексей Петрухин и Александр Щербаков являются ее основателями. Репертуар группы состоит из русского фольклора и является весьма востребованным.

Ребята выступают на крупнейших эстрадных площадках страны, сотрудничают с кинокомпаниями, участвуют и побеждают на фестивалях и концертах.

С февраля 2013 года Алексей Петрухин и Александр Щербаков принимают участие в третьем сезоне проекта «Фактор А» на телеканале «Россия» в категории «Группы» под руководством Лолиты Милявской.

Александр Щербаков личная жизнь

Саша родился 13 ноября 1981 года в селе Ольхов Лог Каменского района Воронежской области. Здесь он окончил школу и музыкальную школу в поселке Каменка по классу баяна.

Затем Щербаков поступает в Училище культуры города Воронеж и заканчивает его по классу дирижера оркестра русских народных инструментов. Однако в поисках заработка, работает монтером на железной дороге, попутно выступая в эстрадном коллективе, который сам создает.

В 2006 году Александр узнает, что в хор имени Пятницкого требуются вокалисты. После прослушивания Щербакова берут с испытательным сроком. На прослушивании Саша знакомиться с Алексеем Петрухиным.

Они поют в хоре шесть лет, а через четыре года вместе с Алексеем создают группу «Ярилов Зной»

У Александра Щербакова есть жена и две дочки, старшей – четыре года, младшей – 1,5. Семья живет в городе Электросталь.

Сейчас Александр продолжает обучение и получает профессию режиссера на театрально-режиссерском факультете МГУКИ.

Алексей Петрухин

Алексей родился в Казахстане 1 февраля 1984 года в городе Целиноград.

Семья Петрухиных в 1997 году переезжает в Россию, в Волгоградскую область. Здесь Алексей оканчивает Волгоградский институт искусств им. П. Серебрякова по специальности «дирижер народного хора» и переезжает в Москву.

В Москве он работает в Музыкальном театре национального искусства, исполняя ведущие роли.

В 2006 поступает в хор имени Пятницкого и является его солистом до 2009 года, попутно обучаясь в РАМ имени Гнесиных по классу вокала.

По окончании Алексей участвует во многих мюзиклах, – “Зорро”, “Бременские музыканты”, “Лукоморье”, где исполняет главные партии.

Вместе с Александром Щербаковым является – вокалистом и основателем фолк-рок группы “Ярилов зной”.

Фактор А, Последние новости

www.vasilisa-prekrasnaja.ru


Смотрите также