Актриса вера кузнецова биография личная жизнь


Вера Кузнецова: жизнь и любовь известной актрисы

Кадр из фильма «Ссора в Лукашах», 1959 г.

Талант и обаяние Веры Кузнецовой захватывали внимание зрителей с первого момента её появления в кадре.

В каждую роль она вкладывала частичку своей души. Кузнецова довольно поздно начала сниматься в кино.

Но внутренняя красота, интеллигентность, умение с достоинством нести свои годы сделали Веру Андреевну одной из самых любимых и знаменитых советских актрис.

Путь на сцену

Вера Андреевна Кузнецова (Сдобникова) появилась на свет в Саратове 6 октября 1907 года. Её отец писал иконы, а в советские годы работал театральным декоратором.

Мать будущей актрисы вела домашнее хозяйство и воспитывала пятерых детей. Когда Вере исполнилось 11 лет, в семью пришло горе. Мама девочки ушла из жизни, и заботу о детях взял на себя отец.

Веру с детства привлекал магический мир театра. В школе она блистала в самодеятельных постановках, а с 16-ти лет постигала актёрское мастерство в местной драматической студии.

После школы Вера отправилась в Ленинград. Там девушка поступила в театральную студию Пролетарской культурно-просветительной организации. Окончив учёбу, Кузнецова стала актрисой ленинградского Нового театра.

Во время войны Вера выступала в составе фронтовой актёрской группы. Артистка без страха ехала на передовую, вкладывала всю душу в свои выступления, чтобы поддержать боевой дух солдат.

После победы Кузнецова вернулась на сцену Нового театра, где прославилась как яркая и одарённая актриса.

«Всесоюзная» мама и бабушка

Кузнецова начала сниматься в кинофильмах достаточно поздно – в 46 лет. Её дебютом стала лента «Большая семья». Актриса блестяще воплотила образ Агафьи Карповны и сразу завоевала любовь зрителей.

Веру Андреевну заметили маститые режиссёры и стали часто приглашать на съёмки. Возраст повлиял на её амплуа – актрисе часто предлагали роли добрых матерей и бабушек.

Она стала настоящим символом мудрой заботы, теплоты, домашнего уюта. Вера Кузнецова прекрасно сыграла в таких картинах, как «Отчий дом», «Жили-были старик со старухой», «Кортик», «Вечный зов».

Чаще всего Кузнецова играла второстепенных персонажей. Но актриса так живо и талантливо воплощала эти образы, что они становились главным украшением фильмов с её участием.

Друзья и коллеги вспоминали, что Вера Андреевна была необыкновенно тёплым и добрым человеком. Эти качества она дарила и своим героиням.

Счастливая семья

Вере Андреевне повезло встретить настоящую любовь, которая осталась с ней на всю жизнь. Во время работы в театре она познакомилась с актёром Анатолием Кузнецовым.

Молодые люди сразу понравились друг другу – это была любовь с первого взгляда. В 1927 году Анатолий и Вера поженились.

Семья всегда была для Веры Андреевны на первом месте. Супруги прожили в счастливом браке 27 лет. Они сохранили любовь и уважение друг к другу, были очень гармоничной парой.

Актриса подарила мужу двоих сыновей – Всеволода и Юрия. К сожалению, Юрий умер от рака в довольно молодом возрасте. Всеволод пошёл по стопам родителей. Он стал известным актёром, выступал в театре, играл в кинофильмах.

Последние годы

Анатолий Иванович ушёл из жизни в 1954 году. Вера Андреевна пережила его на 40 лет, но больше не вышла замуж и была верна памяти любимого супруга.

Актриса до последних лет продолжала выступать на сцене. Но здоровье становилось всё хуже. 1 декабря 1994 года Вера Кузнецова ушла из жизни в Санкт-Петербурге. Ей было 87 лет.

Вера Кузнецова создавала на экране образы простых русских женщин, родные и знакомые каждому зрителю. Нам в наследство остались любимые фильмы, которые она наполнила своей красотой, добротой и мудростью.

© Biografia.Ru, 2018 г.

zen.yandex.ru

Вера Кузнецова – биография, фото, личная жизнь, фильмы | Биографии

Вера Кузнецова: биография

Вера Кузнецова — актриса кино и театра, запомнившаяся зрителям по ярким ролям в фильмах «Большая семья», «Отчий дом» и «Жили-были старик со старухой». Талантливая и непосредственная, Вера Андреевна приковывала к себе внимание с первых кадров, а ее героини навсегда оставались в сердцах зрителей. Мало кто знает, что творческая биография Веры Кузнецовой насчитывает более 40 ролей.

Детство и юность

Девичья фамилия Веры Кузнецовой — Сдобникова. Будущая актриса родилась в городе Саратове 6 октября 1907 года. В семье Сдобниковых было пятеро детей. Отец Веры Андреевны работал иконописцем, а позже мастером-декоратором в местных театрах. Мать же занималась домом и воспитанием детей. В 1918-м мать будущей актрисы скончалась, и дети остались на попечении отца.

Вера Кузнецова в молодости

Увлечение театром пришло к Вере Кузнецовой в школьные годы, а уже в 1923 году девушка стала учиться актерскому мастерству в саратовской театральной студии. В 1925-м умер отец Веры. В том же году, окончив школу, девушка отправилась в Санкт-Петербург (тогда Ленинград) к сестре. На новом месте Вера Андреевна поступила в театральную студию ленинградского Пролеткульта, а спустя три года впервые вышла на сцену театра как полноправная актриса.

Театр

Организация Пролеткульт, как и другие творческие объединения того времени, в 1932-м была расформирована. Спустя год режиссер Исаак Кролль создал «Новый театр», в который пригласил служить и Веру Кузнецову. Первым спектаклем обновленного театра и коллектива стали «Бешеные деньги», поставленные по одноименной пьесе Островского. К сожалению, на тот момент у коллектива не было собственного помещения, и премьера прошла в стенах бывшей голландской церкви, что на Невском проспекте.

Вера Кузнецова в спектакле «Фельдмаршал Кутузов»

В 1937-м главным режиссером «Нового театра» стал Борис Сушкевич, с приходом которого для театра наступила новая веха творческого развития. Будучи и режиссером, и талантливым педагогом, Борис Михайлович приложил усилия, чтобы из начинающих актеров воспитать настоящих профи актерского мастерства. Сушкевич привил лицедеям «Нового» мхатовские традиции, выведя уровень их работы на более высокую ступень.

Вера Кузнецова играла в «Новом театре»

В 1938-м Вера Андреевна сыграла в пьесе «Мещане», в 1939-м был «Счастливый день» по Островскому. 1940 год отмечен для членов труппы длительными гастролями по Дальнему Востоку. Известие о начале Великой Отечественной войны застало коллектив в городе Хабаровске. Было решено оставить актеров на Дальнем Востоке. Члены труппы выступали перед экипажами военного флота, трудовыми бригадами и погранчастями. Спустя три года коллектив переводят на Урал.

Вера Кузнецова в сказке «Туфли с золотыми пряжками»

Несмотря на тяжелые военные условия, актеры находили в себе силы не просто отыгрывать заученные роли, но и постоянно работать над новыми постановками, расширяя репертуар. Коллекция ролей Веры Кузнецовой постепенно пополнялась. В спектакле «Русские люди» по Симонову Вера Андреевна сыграла Валю, затем появилась на сцене в образе княгини Тугоуховской в «Горе от ума». В 1944 году Веру Кузнецову включили в состав фронтовой бригады — актриса выступала прямо на передовой, поднимая боевой дух военных.

Вера Кузнецова в последние годы

В 1945-м, после войны, труппа «Нового театра» возвратилась в Ленинград. Борис Сушкевич умер, оставив театр на попечение режиссера Галины Короткевич. В 1951-м театр снова сменит руководителя, на этот раз главным режиссером станет Николай Акимов. За эти годы Вера Кузнецова сыграет в спектаклях «На дне» и «Последние» по Горькому, «Юность отцов» по пьесе Горбатова и многих других. Однако, несмотря на уважение коллег и любовь театралов, настоящую известность Вере Кузнецовой подарили съемки в кино.

Фильмы

Первые фильмы с Верой Кузнецовой появились в карьере актрисы поздно: женщине было уже 46 лет. Однако с первой же картины актриса полюбилась зрителям. Это был фильм «Большая семья», в которой Вере Андреевне досталась роль Агафьи Карповны. Коллегами актрисы по съемочной площадке стали Алексей Баталов, Клара Лучко, Сергей Лукьянов, Екатерина Савинова и другие известные звезды. Картина получилась столь удачной, что даже была отмечена наградой в номинации «Лучший актерский ансамбль» на Каннском кинофестивале.

Вера Кузнецова в фильме «Большая семья»

Яркий кинодебют привлек к Вере Кузнецовой внимание режиссеров. Амплуа актрисы создалось быстро: женщину приглашали на роли заботливых бабушек и мам. «Отчий дом», «Люблю тебя, жизнь», «Все остается людям», «Месяц август» — в этих картинах героини Веры Кузнецовой воплощали образец доброй мудрости, тепла и семейного очага. Особняком стоит роль Натальи Гусаковой в драме «Жили-были старик со старухой», вышедшей на экраны в 1964-м. Эту киноработу позже будут называть одной из лучших в карьере актрисы.

Иван Марин и Вера Кузнецова в фильме «Жили-были старик со старухой»

В 1973-м Вера Андреевна оставила службу в театре и сосредоточилась на съемках в фильмах, став штатной актрисой «Ленфильма». Несмотря на то что актрисе в основном доставались роли второго плана и эпизоды, Кузнецова выкладывалась каждый раз так, как будто играла главный образ.

Вера Кузнецова в фильме «Вечный зов»

Наиболее заметными кинолентами того времени с участием Веры Кузнецовой стали «Кортик», «Рассказы о Кешке и его друзьях», «Два капитана», сказка «Туфли с золотыми пряжками», сериал «Вечный зов». Фото Веры Кузнецовой в образе Глафиры Дементьевны украшали, пожалуй, коллекцию каждого киномана того времени. По воспоминаниям коллег Веры Андреевны, в жизни актриса была столь же доброй и отзывчивой, как и ее экранные героини.

Личная жизнь

Личная жизнь Веры Кузнецовой сложилась счастливо. Муж Веры Кузнецовой, Анатолий Иванович Кузнецов, также служил в театре Пролеткульта, а затем и в «Новом театре». В 1927 году влюбленные поженились.

Вера Кузнецова с мужем, Анатолием Кузнецовым

Первый сын Веры Кузнецовой родился в 1928-м. Мальчика назвали Всеволод. В 1945-м Вера Кузнецова подарила мужу второго сына — Юрия. Анатолий Иванович и Вера Андреевна прошли вместе долгий путь, сохранив при этом любовь и уважение друг к другу.

Смерть

Вера Андреевна скончалась 1 декабря 1994-го. Актрису похоронили в Санкт-Петербурге на Большеохтинском кладбище.

Могила Веры Кузнецовой и ее мужа

Смерть Веры Кузнецовой стала ударом для поклонников, однако в наследие от актрисы остались фильмы, наполненные талантливой игрой, а также настоящей теплотой и мудростью этой женщины.

Фильмография

  • 1954 — «Большая семья»
  • 1955 — «Дело Румянцева»
  • 1958 — «Евгений Онегин»
  • 1959 — «Отчий дом»
  • 1960 — «Люблю тебя, жизнь»
  • 1964 — «Жили-были старик со старухой»
  • 1971 — «Ход белой королевы»
  • 1971 — «Нам некогда ждать»
  • 1971 — «Месяц август»
  • 1971 — «Даурия»
  • 1972 — «Меченый атом»
  • 1980 — «Особо важное задание»
  • 1980 — «Каждый третий»
  • 1980 — «Жизнь моя — армия»
  • 1991 — «Хмель»

Фото

biografii.net

Кузнецова Вера Андреевна

Кузнецова Вера Андреевна Заслуженная артистка РСФСР (1976) Родилась 17 сентября (6 октября) 1907 года.

Умерла 11 декабря 1994 года.

Вера Кузнецова (в девичестве – Сдобникова) родилась в Саратове в большой многодетной семье, состоявшей из 6 детей. Её мать Анна Павловна Сдобникова (в девичестве – Паулинг) (1873–1918), немка по национальности, была домашней хозяйкой, занималась воспитанием детей. После её смерти все заботы о доме легли на плечи отца Андрея Петровича Сдобникова (1875–1925), который работал сначала иконописцем, затем – декоратором в театрах.

Среднее образование Вера получила в родном Саратове, в 1925 году окончив 10-ю единую трудовую школу. Период учёбы в ней совпал с её увлечением театром. В 1922 году из рабочей студии при заводе «Металлист» по смотру кружков она была принята в Саратовский Пролеткульт, где и начала театральное образование.

После смерти отца в 1925 году Вера переехала к сестре в Ленинград, где в 1926 году окончила театральную студию при 1-м рабочем театре Пролеткульта и стала артисткой этого театра. В 1932 году по решению ЦК ВКП(б) Пролеткульт был ликвидирован, а его творческий коллектив передан в ведение профсоюза. Так возник Ленинградский театр ЛОСПС, который позднее был объединён с театром под руководством Л.С. Вивьена и стал именоваться Реалистическим театром (с 1938 года – Новый театр, с 1953 года – Театр имени Ленсовета). Вера Кузнецова была в числе его основателей и прослужила на его сцене около сорока лет (до марта 1971 года). Сыграла там десятки разноплановых ролей, среди которых преобладали лирические и характерные героини: Глаша («Гроза» А.Н. Островского), Василиса Парфентьевна («Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина), Цветаева и Поля («Мещане» М. Горького), Роман («Дума о Британке» Ю.И. Яновского), Анна («На дне» М. Горького), Кэкка («Рыбаки» К. Гольдони), Сандырева («Счастливый день» А.Н. Островского), Валя («Русские люди» К.М. Симонова), княгиня Тугоуховская («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Ваня («Так и будет» К.М. Симонова), Красильникова («Хождение по мукам» А.Н. Толстого), Данилова («Спутники» В.Ф. Пановой), Ефимчик («Юность отцов» Б.Л. Горбатова), Надежда («Человек с ружьём» Н.Ф. Погодина), Еремеевна («Недоросль» Д.И. Фонвизина), Атуева («Дело» А.В. Сухово-Кобылина), профессор Орловская («После разлуки» Бр. Тур), Мари («Юстина» Х. Вуйлиоки), госпожа Соколова («Последние» М. Горького) и другие.

В 1940 году Ленинградский Новый театр по заданию Политуправления РККА в полном составе выехал на обслуживание частей Дальневосточного фронта и Военно-морского Флота. Вера Кузнецова попала в специальную бригаду по обслуживанию самых отдаленных воинских частей, работа в которой продлилась до 1943 года. Затем театр был переправлен на Урал, в Нижний Тагил, а летом 1944 года Кузнецова была участницей фронтовой артистической бригады, в течение трёх месяцев обслуживавшей части 2-го Белорусского фронта.

В кино Вера Кузнецова пришла уже в немолодом возрасте, имея за плечами многолетний театральный опыт. Дебютом стала небольшая роль Агафьи Карповны в «Большой семье» Иосифа Хейфица. Однако первый успех пришёл к актрисе только пять лет спустя в фильме Льва Кулиджанова «Отчий дом», где Кузнецова сыграла роль простой деревенской женщины Натальи Авдеевны, потерявшей в войну дочь и спустя много лет нашедшей её в приёмной семье. Вера Андреевна сыграла эту роль настолько искренно и достоверно, что с первых же минут пребывания на экране заставила сопереживать своей героине, простой, побитой жизнью, женщине.

Естественность, душевная теплота, обаяние, доброта – вот отличительные черты всех героинь, сыгранных Верой Кузнецовой. Кажется, что актриса не играла, а жила на экране, пропуская через себя чужие судьбы. Отсюда безоговорочное доверие зрителей, узнававших в ней своих матерей, бабушек, близких, знакомых.

Второй по значимости после «Отчего дома» для Кузнецовой стала роль старухи в фильме Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой», где она сыграла все ту же заботливую мать, переживающую за судьбу своих детей, разрывающуюся между ними и необузданной сварливостью мужа-старика.

Казалось бы, после таких заметных работ и признания зрителей режиссёры должны были бы завалить актрису предложениями новых интересных ролей. Более того – на неё должны были бы писаться сценарии. Но этого не произошло. Вере Андреевне пришлось довольствоваться небольшими ролями и эпизодами в не всегда удачных картинах, многие их которых канули в лета. Даже звание Заслуженной артистки РСФСР она получила только в 69 лет! По всей видимости, причиной этому была природная скромность и порядочность Веры Кузнецовой, никогда не выпячивавшейся и не стучавшейся в высокие кабинеты.

По воспоминаниям родственников, в жизни она была такая же, как на экране – добрая и заботливая. В быту отличалась постоянной забывчивостью, но зато в работе всегда оставалась собранной и пунктуальной. Очень часто её узнавали на улице. На рынке, куда она ходила за продуктами, всё отдавали даром.

Будучи артисткой Театра Пролеткульта, Вера Андреевна познакомилась с актёром Анатолием Ивановичем Кузнецовым (1905–1954), за которого в 1927 году вышла замуж. В их семье родилось двое сыновей – Всеволод и Юрий. Всеволод Анатольевич Кузнецов (1928–2003) впоследствии стал известным актёром, 47 лет прослужил на сцене Ленинградского БДТ, много снимался в кино. Младший сын Юрий Анатольевич Кузнецов (1945–1984) умер в возрасте 39 лет от рака.

Похоронена Вера Кузнецова на Большеохтинском кладбище рядом с мужем и сыном Юрием.

Фильмы и роли:

1954: «Большая семья» (Агафья Карповна); 1955: «Дело Румянцева» (соседка Румянцева); 1956: «Дорога правды» (мать Соболевой); 1958: «Евгений Онегин» (крепостная); 1959: «Отчий дом» (Наталья Авдеевна), «Ссора в Лукашах» (жена Петра Трофимова); 1960: «Кроткая» (Лукерья), «Люблю тебя, жизнь» (Корнеева); 1961: «Две жизни» (горожанка); 1962: «Половодье» (Пронина); 1963: «Все остается людям» (Анна Павловна); 1964: «Жили-были старик со старухой» (Старуха); 1966: «Зимнее утро» (тетя Таня); 1969: «Только три ночи» (мать Любы), «Эти невинные забавы» (бабка); 1970: «Африканыч», тв (Степановна, мать Нюши), «Взрывники», тв (мать Сергея), «В Москве, проездом» (бабушка); 1971: «Даурия» (Авдотья), «Месяц август» (Анна Матвеевна), «Нам некогда ждать» (Хохлова), «Ход белой королевы» (мать Наташи); 1972: «Ижорский батальон» (тетя Даша), «Меченый атом» (работница почты), «Такая длинная, длинная дорога», тв (старушка в поезде), «Укрощение огня» (мать Башкирцева), «Ура! У нас каникулы» (бабушка), «Юлька» (бабушка Юльки); 1973: «Кортик», тв (Терентьева), «Мачеха» (Екатерина Алексеевна), «Старые стены» (бабушка); 1974: «Время ее сыновей» (мать), «Рассказы о Кешке и его друзьях», тв (бабушка Анечки), «Сержант милиции», тв (Курушина), «Фронт без флангов» (старуха); 1975: «Память», тв (баба Поля), «Раба любви» (Любовь Андреевна); 1976: «Два капитана», тв (Нина Капитоновна), «Строговы», тв (жена Дубровина), «Туфли с золотыми пряжками», тв (нянька); 1977: «Родные», тв (Тарасова), «Трясина» (Корнакова); 1978: «Море» (Степанова), «По улицам комод водили» (пассажирка трамвая); 1979: «Пани Мария» (Раиса Яценко), «Пена» (мать Махонина), «Путешествие в другой город» (старушка на лавочке); 1980: «Жизнь моя – армия» (Серафима Петровна), «Каждый третий» (Дроздова), «Особо важное задание» (Клавдия Тихоновна); 1982: «Вечный зов», тв (Глафира Деменьевна), «Если враг не сдается…» (Устя); 1983: «Иванко и царь Поганин», тв (Маричка), «Тревожный вылет» (мать Курлихина); 1984: «Полоса препятствий» (Ольга Ивановна), «Похищение» (Анна Васильевна); 1985: «Подвиг Одессы» (Зинаида Александровна, мать Леонидика); 1986: «Счастлив, кто любил» (эп.); 1987: «Сказка про влюбленного маляра» (придворная дама); 1988: «Даниил – князь Галицкий» (княгиня Анна Галицкая); 1989: «Высокая кровь» (Надежда Викентьевна); 1990: «Овраги», тв (Парамонова); 1991: «Хмель» (Секлетина Карповна).

a-tremasov.ru

Вера Кузнецова: краткая биография, личная жизнь. Лучшие роли звезды

Искренность, душевность, обаяние – характерные черты всех персонажей, образы которых за свою долгую жизнь успела воплотить в кино Вера Кузнецова. Эта удивительная женщина, появившаяся на свет еще во времена существования Российской империи, дожила до 87 лет, сыграв свыше 60 ролей в художественных фильмах. Современники высоко превозносили талант звезды советского кинематографа, утверждая, что она буквально проживает жизнь своих героинь.

Вера Кузнецова: биография звезды

Будущая знаменитость появилась на свет в октябре 1907 года, ее родным городом стал Саратов. Вера Кузнецова - не единственный ребенок своих родителей, у которых было еще пятеро детей. Мать девочки отличалась слабым здоровьем, покинула этот мир, когда дочери едва исполнилось 10 лет. Отцу, трудившемуся декоратором в одном из саратовских театров, пришлось растить малышей в одиночестве.

Несмотря на многочисленные трудности, свалившиеся в те годы на семью, Вера Кузнецова вспоминала детство с удовольствием. Отец, влюбленный в театр, заразил своим увлечением и дочь. Будущая звезда кинематографа совмещала посещение средней школы с занятиями в местном театральном кружке, предавалась мечтам о ярких ролях, которые принесут ей известность. После школы ей удалось окончить театральную студию в Ленинграде, где к тому времени уже обосновалась старшая сестра. Первое появление девушки на сцене состоялось в 1928 году.

Звездная роль

Путь к славе, который вынуждена была пройти Вера Кузнецова, оказался долгим. В течение многих лет талантливая женщина пользовалась успехом лишь в узких театральных кругах, не сумев стремительно ворваться в мир кино. Ей было уже за 40, когда она получила первую роль в фильме, появившись в нескольких эпизодах драмы «Большая семья» в образе Агафьи Карповны.

Однако вовсе не эта картина позволила миру узнать о существовании такой удивительной дамы, как Вера Кузнецова. Актриса приобрела известность лишь тогда, когда сыграла Наталью Авдеевну в ленте «Отчий дом». Ее героиня – обыкновенная жительница деревни, разыскивающая дочь, потерянную в страшные военные годы. Игра Веры в этом фильме поражает своей естественностью, ее персонаж вызывает сочувствие даже у самых черствых зрителей.

Лучшие фильмы с ее участием

Как ни странно, успех драмы «Отчий дом» не заставил режиссеров завалить «Наталью Авдеевну» предложениями новых ролей. Биография Веры Кузнецовой показывает, что центральных персонажей ей доводилось играть редко. Один из самых ярких ее образов появился на свет благодаря фильму «Жили-были старик со старухой». Актрисе досталась роль любящей матери, которая пытается защитить обожаемых детей от тирана-отца.

Картина «Жили-были старик со старухой» окончательно закрепила за звездой амплуа матери и бабушки. Ее живые искренние персонажи неизменно завоевывали зрительскую симпатию. К примеру, в фильме «Месяц август» героиня актрисы делится с юными барышнями житейской мудростью, раскрывая перед ними секрет семейного благополучия. В картине «Люблю тебя, жизнь» ее персонаж пытается спасти своего сына.

С удовольствием принимала и приглашения поучаствовать в съемках фильмов для самых маленьких Вера Кузнецова. Актриса, биография которой подтверждает, что она была заботливой матерью для своих детей, легко завладевала вниманием юной аудитории. Она побывала Ниной Капитоновной в «Двух капитанах», сыграла Марью Гавриловну в известном «Кортике». Успела звезда появиться и в популярном сериале «Вечный зов», сыграв Глафиру Дементьевну, трудящуюся в госпитале.

Личная жизнь

Вера Кузнецова – актриса, биография которой показывает, что она не ставила карьеру превыше семьи. Эта удивительная женщина сохранила верность мужу, покинувшему ее в 1954 году, с которым она прожила в браке около 30 лет. Муж Веры Анатолий также работал актером. Пережить горе от его потери ей помогли дети, преданно заботящиеся о матери.

У актрисы Кузнецовой двое сыновей, один из которых пошел по стопам родителей. Всеволод в течение 47 лет проработал в одном из театров Санкт-Петербурга, его можно увидеть и в кино. В 1984 году на семью вновь обрушилось горе – смерть младшего сына Юрия, заболевшего раком.

Вера Кузнецова прожила яркую жизнь, навсегда оставив о себе память в истории кинематографа. Актрисы не стало в 1994 году, играть в театре эта мужественная женщина продолжала практически до самой кончины.

autogear.ru

Вера Кузнецова. Биография актрисы. Личная жизнь. Фото

Лучшая бабушка советского кино. Как актриса Вера Кузнецова покорила Канны

Она стала актрисой в 16 лет, но советские зрители запомнили ее в ролях бабушек и добрых тетушек.

Вера Кузнецова в фильме «Мачеха» (1973)

Вера Андреевна Кузнецова (тогда — Сдобникова) родилась 6 октября 1907 года в Саратове в бедной семье, где было 6 детей. Когда Вере было 11 лет, матери, тянущей на себе всё домашнее хозяйство, не стало. Отец, который трудился декоратором в разных театрах, буквально разрывался между домом и работой. В своих интервью Вера Кузнецова рассказывала, что именно отец преподал ей на всю жизнь уроки моральной силы и жертвенности. Впоследствии, как бы тяжело ей ни было самой, Вера Андреевна в первую очередь всегда думала о близких. А тогда благодаря профессии отца Вера не раз смотрела из-за кулис постановки в саратовских театрах. В результате в 16 лет девушка поступила в вечернюю театральную студию.

Когда отца не стало, Веру уже ничего не держало в Саратове — она перебралась в Ленинград, где к тому моменту уже обосновалась старшая сестра. Будущая актриса поступила в Ленинградскую Рабочую театральную студию Пролеткульта. А впервые на театральную сцену вышла в 21 год. Спустя несколько лет артистка вместе с другими коллегами основали Ленинградский Новый театр, впоследствии получивший название Ленинградский театр имени Ленсовета. Своего здания театру раздобыть не удалось, поэтому спектакли они играли в церкви, которую Советская власть «перепрофилировала» в очаг культуры. А в войну театральные подмостки Кузнецова сменила на фронтовые — в составе агитбригад ездила с концертами на передовую поднимать настроение и дух солдат. В Театра Ленсовета Кузнецова будет одной из долгожительниц — прослужит там 45 лет, сыграв десятки героинь, её партнерами по спектаклям были знаменитые Николай Крюков, Борис Сушкевич, Георгий Жжёнов и Алексей Петренко. Её сценическая карьера длилась сорок пять лет.

Вера Кузнецова в фильме «Большая семья». 1954 год.

А вот в дебют в кино у Веры Кузнецовой состоялся достаточно поздно — в 46 лет. Возможно, именно поэтому ей доставались в основном возрастные роли — Кузнецова в основном играла матерей, бабушек и добрых тетушек. Зато исполняла их с такой душой, что ее героини трогали сердце не только публики, но и кинокритики. Так было, начиная с первой киноработы — художественного фильма режиссёра Иосифа Хейфица «Большая семья» по роману Всеволода Кочетова «Журбины» о большой семье потомственных рабочих-судостроителей. где артистка исполнила мать семейства Агафью Карповну Журбину. Её мужа играл несравненный Борис Андреев, а одного из сыновей — Алексей Баталов. Картина полюбилась не только советским зрителям, но и завоевала почетную награду в номинации «Лучший актерский ансамбль» на кинофестивале в Каннах в 1955 г.

Вера Кузнецова в фильме «Два капитана». 1976 год.

После прекрасно сыгранной первой роли Кузнецова сразу привлекла внимание режиссёров. Она сыграет череду очень душевных ролей в картинах «Отчий дом», «Люблю тебя, жизнь», «Все остается людям», «Месяц август» — во всех этих лентах она играла добрых матерей и бабушек, хранительниц домашнего очага. Также замечательно исполнены роли в картинах «Кортик», «Рассказы о Кешке и его друзьях», «Два капитана», сказке «Туфли с золотыми пряжками», сериале «Вечный зов». Но больше всего, пожалуй, публике полюбилась кинодрама режиссёра Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой». Пожилой паре Гусаковых жизнь приготовила в старости тяжелое испытание — они лишаются дома из-за пожара и уезжают в Заполярье к дочери, жизнь которой никак не складывается. Вера Андреевна исполнила Наталью Максимовну Гусакову, а Людмила Максакова — её дочь.

«Жили-были старик со старухой». 1964 год.

Надо сказать, что амплуа матери и хранительницы семейного очага абсолютно соответствовало личной жизни актрисы. В 20 лет Вера вышла замуж в 1927 г. за артиста Анатолия Кузнецова и прожила с ним в любви и согласии вплоть до смерти супруга в 1954 году.

У Кузнецовых было двое сыновей Всеволод и Юрий. Всеволод Кузнецов родился спустя год после свадьбы и стал известным актёром, с 1956 года работал в знаменитом в БДТ, куда был приглашен самим Товстоноговым. Как и мать, Кузнецов считался прекрасным мастером ролей второго плана. В кино он сыграл более 30 ролей.

Вера Кузнецова в фильме «Туфли с золотыми пряжками». 1976 год.

Второго сына Юрия актриса родила достаточно поздно — в 1945 г.

Умерла Вера Андреевна в 1994 году в возрасте 87 лет. Похоронена Кузнецова, сыгравшая десятки ролей мам, рядом с мужем и младшим сыном на Большеохтинском кладбище.

infovzor.ru

Вера Кузнецова: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Героини непосредственной и искренней актрисы оставались в памяти зрителей навсегда. Вера Андреевна Сдобникова на свет появилась в 1907 году, 6 октября, в Саратове. Отец ее трудился иконописцем, а позднее стал в местном театре мастером-декоратором. Мама занималась детьми и домом. В 1918 она скончалась. Девочку растил отец. 

Во время учебы в школе Вера увлеклась театром. С 1923 она поступила учиться актерскому мастерству в местную театральную студию. После ухода из жизни отца девушка перебралась в Ленинград к сестре. Там она поступила в театральную студию Пролеткульта.

Через три года начинающая актриса дебютировала на сцене. После расформирования Пролеткульта на его основе в 1932 режиссером Исааком Кроллем был создан «Новый театр». Туда и пригласили Веру. Ее первой постановкой стала пьеса «Бешеные деньги».

В 1937 место главного режиссера занял Борис Сушкевич. Биография всех исполнителей круто изменилась. Талантливый педагог и постановщик прикладывал все усилия, чтобы артисты превратились в настоящих профессионалов. Лицедеев знакомили с мхатовскими традициями, выводили на высочайший уровень работы. 

В 1938 Вере Андреевна участвовала в спектакле «Мещане». 1939 начался «Счастливым днем» по Островскому. В сороковом труппа отправилась в продолжительные гастроли по Дальнему Востоку. В Хабаровске их застало известие о начавшейся войны. Было принято решение всем исполнителям оставаться.

Они выступали перед флотскими экипажами, погранчастями. Через три года коллектив перевели на Урал. Репертуар театра постоянно расширялся. Пополнялась и коллекция ролей Сдобниковой-Кузнецовой. Она играла Валю в «Русских людям» по произведению Симонова, стала княгиней Тугоуховской в «Горе от ума».

В 1944 она вошла в состав фронтовой бригады. Выступала актриса на передовой, поднимала дух военных. 

После войны труппа вернулась в Ленинград. На смену ушедшему из жизни Сушкевичу пришла Галина Короткевич. С 1951 руководитель вновь сменился на Николая Акимова. Вера Андреевна играла в «Последних» и «На дне», «Юности отцов».

По-настоящему известной актриса стала благодаря киноролям. Сниматься актриса начала достаточно поздно. Ей уже было за сорок. С первой же работы зрители полюбили исполнительницу. В кинокартине «Большая семья» Сдобникова-Кузнецова играла Агафью Карповну. С ней вместе снялись Клара Лучко, Екатерина Савинова, Сергей Лукьянов и Алексей Баталов. 

Фильм выдел столь удачным, что получил премию за лучший состав артистов на фестивале в Каннах. После яркого дебюта на исполнительницу обратили внимание другие постановщики. Амплуа сложилось быстро. Кузнецова играла любящих бабушек с заботливыми мамами. Она работала в «Отчем доме», «Люблю тебя, жизнь», «Месяц август», «Все остается людям».

Ее персонажи  становились идеалами мудрости и теплоты. Особняком стоит образ Натальи Гусаковой из «Жили-были старик со старухой». Работа признана одной из самых впечатляющих в артистической карьере. После 1973 работу в театре актриса оставила. Она полностью сосредоточилась на кинематографическом творчестве.

Вера Андреевна стала штатным сотрудником «Ленфильма». Главным образом ей получали роли второго плана и эпизоды. Все образы были реализованы так, что порой затмевали даже главных героев. В число наиболее знаменитых ее работ вошли «Рассказы о Кешке и его друзьях», «Кортик», «Два капитана», «Туфли с золотыми пряжками», телесериал «Вечный зов». 

Сюжет трехсерийного фильма про Кешку развивается вокруг увлечения ребят техникой. Автогонщик, уставший от проделок соседской ребятни, дает им восстанавливать списанный карт. Поначалу идею воспринимают в штыки все жильцы. Однако ребята увлеклись занятием.

Постепенно они вместо врагов обрели ревностных поклонников. Опекать самодеятельный клуб гонщиков стали и жилконтора, и местный участковый. Несколько ребят оказались в компании контрабандистов. Приятелям пришлось немало потрудиться, чтобы вызволить друзей из неприятностей.

Во время заезда мальчик заметил одного из преступников. Злодея ребята передали в руки милиции. В картине Вера Кузнецова сыграла бабушку Анечки.

В «Двух капитанах» 1977 актриса стала Ниной Капитоновной. В картине показана история Сани Григорьева. Став полярным летчиком он занимается поисками пропавшей полярной экспедиции капитана Татаринова. Герой влюблен в его дочь Катю, но им препятствует дядя девушки. Постепенно выясняется, что он сыграл роль в том, чтобы экспедиция не вернулась. 

Снимок Веры Кузнецовой в образе Глафиры Дементьевны из «Вечного зова», стал украшением коллекций всех киноманов ее времени.

По воспоминаниям, актриса оставалась в жизни столь же отзывчивой, какой была на экране.

Личная жизнь исполнительницы сложилась счастливо. Вместе со своим мужем артистом Анатолием Ивановичем Кузнецовым они вырастили двоих сыновей.

Первый ребенок, Всеволод, появился в 1928. Его брат Юрий родился в 1945. 

Скончалась актриса в 1994 в первый день декабря. Все ее работы наполнены талантом и подлинной мудростью. В них сохранилась частица ее тепла.

www.kakprosto.ru


Смотрите также