Актриса галина коновалова биография


Галина Коновалова: «Дурацкое бракосочетание вылилось в 40 лет совместной жизни» - 7Дней.ру

Галина Коновалова Фото: из личного архива Г. Коноваловой

Ненавижу это выражение — «старейшая». Вот объявляют: «А сейчас выйдет старейшая актриса Москвы…» — и все представляют, как эту старейшую сейчас подхватят под руки, и она, скрипя суставами подагристых ножек, как-нибудь выползет на сцену…

Я не чувствую своего возраста. О нем говорят разве что воспоминания о людях, которых больше нет и никогда не будет.

И это странно. Ведь, кажется, только вчера Рубен Николаевич, богемный любимец и знаток женщин, франт и исключительный талант, улыбался мне: «Наша барышня сама не знает, какие у нее прекрасные ножки!» А вот уже свергают его сына. И в большом зрительском фойе красивый, невероятно похожий на Пастернака и внешне, и каким-то необычным «надмирным» способом существования, всегда витающий в эмпиреях Женя Симонов прощается с нами и говорит, что очень всех любит и благодарен всем, кто столько лет был с ним рядом… И страшная пауза. Кто-то из партийных «активистов» торопится, велит продолжать собрание, и Люда Максакова бросает ему: «Иуда!»

Мягкий, удивительно добрый Миша застенчиво улыбается. Михаил Ульянов, которому предстоит заменить Женю. Он не принимал активного участия в перевороте.

Просто так решили — мол, член ЦК, народный… И сделали худруком.

И Володя Осенев, актер Театра имени Вахтангова, мой потрясающий муж, лучший из людей, каких я только знала, как живой стоит передо мной, и я слышу его неповторимый голос. Его голос и теперь слышат и знают даже те, кто родился много позже того, как Владимир Иванович умер. Вот и вы в детстве, конечно, смотрели мультфильм «Винни Пух» Федора Хитрука, там текст от автора читает как раз мой муж.

Как же не ценила я своего счастья! Все гарцевала. Считала, что, выйдя замуж за Осенева, осчастливила его. Мол, досталась ему эдакая царевна. А когда он умер, чуть ума не лишилась… Доктора со мной бились, потому что есть не могла и весила уже сорок килограммов.

Никак не получалось справиться с горем.

Если бы вы знали, как это страшно, когда остаешься последней в поколении! Я последняя из довоенного поколения вахтанговцев. Долго мы с Александром Граве были хотя бы вдвоем. И вот три года назад в Доме актера должен был состояться мой вечер. Меня уламывали, я не соглашалась. Наконец все случилось, вышло смешно и хорошо. Я, такая возбужденная, в букетах, с дочкой-внучкой-жучкой, еду домой, а у водителя работает радио. И что-то послышалось про Щукинское. Попросила сделать громче и слышу: «Умер педагог Щукинского театрального училища Александр Граве». Так я осталась последней... Без театра жизни, конечно, не представляю, хотя в моем возрасте можно было бы уже и успокоиться. Да, честно говоря, я почти и успокоилась.

Начинался 1937 год. Папа после службы в Ревеле был идеальным кандидатом на расправу. С отцом Фото: из личного архива Г. Коноваловой

Но пришел Туминас и меня «отрыл». Сейчас в трех его лучших спектаклях занята.

В поликлинике мне страшно называть свой год рождения! Потому что надоело смотреть в квадратно-недоверчивые глаза медработников. Скоро они начнут падать в обморок! А мне все кажется, что я прежняя, ничем не отличаюсь от той, что была лет двадцать назад. Так же обожаю натирать дома пол, летаю на репетиции и улыбаюсь, если спрашивают, помню ли я время, когда еще не было метро. Дорогие мои! Я помню Москву, когда извозчики кричали на Тверской: «Барин! Полтинничек до «Яра»! В лучшем виде прокачу!»

…Мы жили на Тверской, там, где теперь Манежная площадь. Мне было лет восемь, и я часто занималась тем, что разглядывала их лихие, стремительно мчащиеся сани.

Они летели мимо, обдавая жаром от азартно скачущей лошади и брызгами мелкого ледка из-под полозьев. А в санях — дама и кавалер, непременно красивые. Хотя сани проносились обычно быстро, лиц разглядеть невозможно, но я была уверена, что они чудо как хороши! Он наклоняется и поправляет полог на ее ногах. Крик: «Наверх! К «Яру!» — до сих пор живет в моих ушах. И они неслись туда, где сейчас располагается театр «Ромэн». Тогда казалось, что это уже и не в Москве вовсе, а вообще на краю земли. Я же мечтала, как вырасту в такую же даму и быстрые санки понесут меня вверх по Тверской в этот непонятный и притягательный «Яр».

В школу ездила на Мясницкую. Сейчас уже с трудом понимаю, как это родители меня отпускали? Одна, в какой-то немыслимой шубе маминого производства (ее волновали по большому счету только две проблемы — как приблизить мировую революцию и избежать детских простуд), с красным мешком для калош, я ездила туда на трамвае.

7days.ru

Коновалова Галина: биография, творческая деятельность

Десятки миллионов людей считают кинематограф неотъемлемой частью жизни каждого человека. Кто-то может с этим поспорить, а другие же просто-напросто согласятся, так как это является истинной правдой. Разнообразнейшие фильмы и сериалы — это уникальный способ справиться со стрессами, отдохнуть от окружающего мира и просто отлично провести время у экрана собственного телевизора.

А вы уже задумывались над тем, в чём заключается успех любого кинематографического произведения? Что важнее, сюжетная линия или актерское мастерство? Большинство людей уверены в том, что именно сюжет делает фильм интересным, но это не так, ведь актерская игра — это то, без чего ни одна кинолента не станет интересной и захватывающей. Сегодня мы поговорим об одной актрисе.

Коновалова Галина — известная во всём мире женщина, которая представляла собой великолепную актрису кинематографа и отличную артистку театра. В 1993 году эта женщина стала Заслуженной артисткой Российской Федерации, а в этой небольшой статье мы обсудим её биографию, узнаем фильмографию и многое другое. Давайте же начнем прямо сейчас!

Биография

Коновалова Галина, являющаяся популярной артисткой Союза Советских Социалистических Республик и России, родилась 19 июля по юлианскому календарю, или же 1 августа по-современному, 1916 года в городе Баку, столице Азербайджанской республики. Когда девочке было всего 7 лет, ее родители переехали в современную столицу Российской Федерации, где Галину приняли в первый класс школы, которая располагалась на Мясницкой улице. Тогда же и ее сестра пошла в третий класс той же самой школы.

1934 год ознаменовался для нашей актрисы поступлением в театральное училище. Через 4 года Галину приняли в труппу, благодаря чему ее карьера в выбранной сфере деятельности начала стремительно развиваться. После этого девушка начала появляться в мелких театральных постановках, а еще немного позже ее заметили и пригласили в другие более известные театры.

Нельзя не отметить, что Коновалова Галина была замужем за актером театра Владимиром Ивановичем Осеневым, который скончался 1 апреля 1977 года в возрасте 68 лет в столице современной России. От брака с этим мужчиной у актрисы осталась дочь Елена, родившаяся в 1940 году.

Награды и смерть

В течение своей довольно-таки длительной жизни эта актриса получила огромное количество наград, среди которых точно стоит выделить медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Кроме того, в 1986 году артистка получила орден «Знак почета», а следующая ее награда датируется 1993 годом, когда она стала Заслуженной артисткой Российской Федерации.

Также стоит выделить орден Дружбы, который женщина получила в 2011 году. Кроме того, в 2012 году актриса получила премию «Хрустальный Турандот», имея самую длительную карьеру в театре. Кстати, в том же году Коновалова Галина, биография которой уже была обсуждена в этом материале немного ранее, получила премию под названием «Звезда театрала», исполнив лучшую женскую роль в популярном спектакле «Пристань».

Умерла женщина 21 сентября 2014 года в столице России в возрасте 98 лет. Похоронили великолепную артистку рядом с мужем на территории Ваганьковского кладбища, расположенного в Москве и основанного в 1771 году.

Кстати, на мероприятии к 100-летию Галины Львовны, которое началась в 18 часов 25 октября, присутствовали такие личности, как Людмила Максакова, Римас Туминас, Сергей Маковецкий, Елена Сотникова, Алексей Кузнецов, Юрий Красков, Максим Суханов и многие другие.

Фильмография

Галина Коновалова — актриса, биография которой уже была обсуждена в этом материале, а вот о фильмографии речь пока не заходила. За свою очень длинную карьеру артистка исполнила огромное количество ролей в театральных постановках, а вот в кинематографических произведениях она сыграла всего 7 ролей.

В данном случае стоит выделить такие произведения кинематографа, как «Курьер Кремля», «Конармия», «Великая магия», «Пристань», «Долгое прощание», «Гудение шмеля», а также «Чтобы помнили». А сейчас давайте более детально обсудим некоторые из представленных произведений кинематографа более детально!

«Чтобы помнили»

Это кинематографическое произведение представляет собой популярный документальный сериал, который выпускался в период с 1993 по 2003 год, то бишь на протяжении 10 лет. Если говорить кратко, то проект «Чтобы помнили» — это уникальный цикл довольно-таки известного актёра кинематографа и театра Леонида Филатова, посвящённый актерам российского и советского кино, которые, к сожалению, ушли из жизни.

Нельзя не отметить, что примерная длительность одного эпизода данного проекта составляет 45 минут, а всего за всё время было выпущено более 100 эпизодов, общая продолжительность которых варьируется в пределах 5 тыс. минут. Как вы понимаете, за весь период существования этой программы ведущему удалось обсудить огромное количество актеров, их жизни и карьеры в кинематографе.

Отзывы об этой телепрограмме довольно-таки положительные. Люди довольны тем, что у них появилась возможность узнать что-то новое о давным-давно забытых личностях кинематографа. Нельзя не отметить, что Галина появлялась в новых выпусках программы достаточно часто.

«Курьер Кремля»

Этот интересный фильм появился на экранах в 1967 году, а его режиссером стал Борис Ниренбург. Сюжетная линия данного проекта переносит нас в осень 1919 года, когда инженер Пётр Иванович, который на самом деле является большевиком Марвином, везёт в Соединённые Штаты Америки своеобразное письмо, направленное к рабочим этого государства самим Владимиром Ильичом Лениным.

Через некоторое время главный герой добирается до места назначения, а после ему удается опубликовать данное письмо в одной из газет Соединенных Штатов. Интересно, что же из этого выйдет?

Отзывы об этом произведении тоже довольно-таки положительные. Людям нравится интересный сюжет и возможность окунуться в те события, которые происходили много лет назад. В целом, этот фильм рекомендуют!

Подытожим

Сегодня мы подробно обсудили такую известную личность, как Галина Коновалова. Эта женщина была готова отдать собственную жизнь своей работе, так как даже в последние годы жизни она работала в театре, за что есть стоит отдать должное уважение.

Кинематографические произведения с участием этой женщины стали одними из самых интересных фильмов и сериалов СССР и современной России. Кстати, фото Коноваловой Галины при жизни представлены в этой статье, поэтому у каждого есть возможность их внимательно изучить.

Выбирайте любую кинематографическую ленту, представленную сегодня, и приятного просмотра вам!

fb.ru

Галина Коновалова

«В начале пути я была просто хорошенькой барышней, потом была крупным политическим деятелем в театре, до сих пор – завтруппой, а Туминас пришел и под старость сделал меня Актрисой», - с присущей ей самоиронией рассказывает Галина Львовна Коновалова. В Театре имени Вахтангова актриса служит с 1938 года и сегодня, в свои 96, продолжает выходить на сцену в пяти спектаклях: «Дядя Ваня», «Пиковая дама», «Обычное дело», «Сирано де Бержерак», «Пристань». В «Пристани», в этом потрясающем «параде планет» вахтанговского театра, Галина Львовна блистает самой яркой звездой.

Немного найдется людей, способных, разменяв десятый десяток, открыться вдруг ошеломляющей палитрой актерских красок, эмоций, энергетических потоков, порхать по сцене в туфлях на каблуках и держать в счастливом восторге зал на протяжении 22-минутного монолога. Коллега по сцене актер Сергей Маковецкий считает игру Коноваловой «фантастическим пиршеством юмора и самоиронии», говорит, что «право показать зрителю язык, иронизировать с залом актриса заслужила своим отношением к театру, преданностью, талантом».

Галину Львовну называют «феноменом и уникумом вахтанговской сцены», «живой историей театра». Ее блестящее чувство юмора, острые реплики стали в театре легендарными. На вопрос журналиста «Какой была ваша первая роль?» Галина Львовна, не моргнув глазом, ответила: «О, это было до взятия Бастилии и Николая II».

Долгая актерская жизнь в театре – и совсем немного больших ролей, зато огромное количество маленьких и безымянных. Не каждый на ее месте был бы способен сохранять такую истовую преданность театру, к которому (по ее собственным словам) она относится «как ребенок к матери»; не подсиживать и не сплетничать, а быть утешительницей и громоотводом для бед и проблем коллег. Актер Александр Филиппенко говорит: «Есть люди, от которых улучшается настроение. Когда я слышу звенящий молодой голос Галины Львовны, я невольно улыбаюсь. Ее доброжелательность, открытость, душевность не могут не пленять!» А Людмила Максакова утверждает: «Секрет Галины Львовны — это вера в человека, что в наши дни редкость, ведь мы потеряли веру в людей. И вот одно из самых больших стропил, которое существует в Театре Вахтангова, - это Галина Коновалова. И наш театр будет оставаться театром, пока существует такой феномен».

Галина Львовна, мне посчастливилось побывать на спектакле Театра им. Вахтангова «Пристань». Тот фрагмент, который играете вы, – самый сильный. Вы знаете, мне многие так говорят. Может быть, это звучит нескромно, но это так. Я как-то довольно серьезно заболела, лежала в больнице и не могла участвовать в спектакле. Впоследствии наши же артисты нашего театра (что особенно ценно!) мне звонили, и говорили, что «без твоего отрывка спектакль не тот, чего-то там не хватает». А моя внучка сказала, что, кроме всего прочего, моя сцена очень выгодно вставлена в ткань спектакля: она идет после сцены Шалевича – мрачной, скучной, долгой. Внучка смешно это описала: «Юбилей, все должны быть нарядными, веселыми. И вдруг открывается занавес – музыка прекрасная, но мрачная, декорации прекрасные, но темные. А потом Шалевич сидит в темноте, про каких-то гусей говорит да еще спотыкается. Ну, думаю, все, пропал юбилей. И тут выскакиваешь ты, и оказывается, все только начинается!»

Я вообще человек по жизни очень неуверенный и к себе самой отношусь с большой иронией. А с «Пристанью» произошло удивительное перевоплощение. История рождения этого «ребенка» такая. Когда Римас только пришел в театр, всякое бывало - отношение к нему было очень неоднозначным. Сейчас уже не помню почему – то ли он мне очень понравился, то ли мне показалось, что Римас чувствует себя в театре неуютно, и сработала моя привычка помогать всем униженным и оскорбленным, - но я как-то подошла к его кабинету, распахнула дверь и заявила: «Знаете, я тут заведующая труппой, понимаю, что вы в нашем театре пока еще ничего не знаете, поэтому можете меня использовать во всех смыслах».

Римас с тех пор эту историю всем с юмором рассказывает, а я смеюсь и говорю: «Вы меня слишком широко поняли!».

Когда Туминас придумал «Пристань», весь театр был охвачен волнением. Обычно на юбилеях бывает как

: мы все долго сидим в хороших платьях, скучаем. Затем приходят люди с большими папками и зачитывают из них тексты – от профсоюзов, от министерства и т. д. Римас сказал: «Нет, артисты должны играть». Я думала вначале, что в «Пристани» будут задействованы только артисты с большими званиями, но он и мне сказал: «Давай думай, что будешь играть». При этом предлагал какую-то ерунду - то сваху из «Женитьбы», то Манефу из «На всякого мудреца довольно простоты».

Я никак не могла на что-то решиться, а потом попросила одного студента из театрального училища посоветовать какой-нибудь отрывок. Он мне целый список притащил из их учебной программы, и я выбрала один рассказ. Римас, когда прочитал, сказал: нет, мне не нравится. А потом, спустя какое-то время, когда я уже скисла и думала, что не буду участвовать, подошел и говорит: «Я придумал - мы это сделаем как немое кино». И тут началось самое интересное.

Обычно, «по системе», как нас учили, работа над ролью начинается с «застольного периода» - когда мы разбираем свой образ. Я говорю Римасу: «Давайте разберемся, кто она – моя героиня? Как я к ней отношусь – сочувствую, осуждаю?» А Римас посмотрел на меня, как на идиотку, и говорит: «Встаньте вон в тот угол, вы - давайте музыку, а вы - идите на меня, с остальным – дома разбирайтесь». И все. Мы очень мало репетировали. Римас придумал эту форму, и все встало на свои места. Я в спектакле 22 минуты болтаю и при этом страшно боюсь либо текст забыть, дибо упасть в обморок, либо голос сорвать. Боюсь, но играю, и каждый раз – сплошные аплодисменты. Просто неловко говорить, какую замечательную прессу получаю после спектаклей. Даже Людмила Максакова сказала: «Ну что ж, вы в этом спектакле лидируете!»

Расскажите, пожалуйста, о вашей роли в спектакле «Дядя Ваня».

- Бывает спектакль – холостой выстрел, бывает – попадание, а вот «Дядя Ваня» в постановке Римаса – это сверхпопадание. В нем все против банального смысла, против традиционного восприятия – начиная с главного героя. Ведь этих «Дядей Вань» в театрах было столько, сколько у меня волос на голове, и, как правило, перед нами красивый, шикарный герой, которому плохо, который страдает. А у Римаса дядя Ваня – невысокого роста, с немного странной речью. Но ведь от него невозможно оторваться! Конечно, у Сергея Маковецкого огромный талант. Но это также и талант режиссера, сумевшего предвидеть актера в этой роли.

C моей дурацкой ролью няньки как было. Я все приставала к Римасу: когда же будет распределение ролей? Потому что, если идет работа над спектаклем, атмосфера в театре сразу обязательно меняется к лучшему. И в один прекрасный день на мой очередной вопрос он вдруг ответил: «Вот когда вы согласитесь играть в спектакле, тогда и будет». «А кого?» - спросила я. «Няню», – ответил Римас. «Да вы что, охренели? Какую еще няню? Там какая-то старуха сидит, вяжет. Не буду играть», – возмущалась я. Но Римас был очень настойчив, и я, наконец, согласилась. Пришла на первую репетицию в чепчике, со спицами в руках, села в уголке. Римас говорит: «Это надо все снять». И пошло-поехало. Я, честно говоря, была ошеломлена, когда в прессе столько писали о моей няне в «Дяде Ване». Роли-то и нет никакой – там слово, там два, а вот получилось, няня Марина оказалась «председательницей всего этого дома»!

Готовясь к нашей встрече, я посмотрела телепередачу, в которой вы беседуете с актером Максимом Сухановым. И была поражена вашей феноменальной памятью, тем, как смачно, с какими мельчайшими красочными подробностями и нюансами вы рассказывали о событиях более чем полувековой давности. А ваша книга «Это было н

давно, это было давно» написана так живо, так выпукло, что без труда все это представляешь себе. Мало того, что вы прекрасный рассказчик, вы также и талантливый литератор.

- Я всегда шучу, что память – единственный орган, который у меня хорошо работает. Все остальное барахлит, а память действительно отличная. Я помню все телефоны, все дни рождения. А с книгой смешно получилось. Мы репетировали «Пиковую даму», а поскольку я там не Пиковую даму и даже не Германа играю, времени свободного было очень много. Ну я и рассказывала иногда молодым актерам о театре, о прошлой жизни, пока кто-то из них не предложил: «А ты бы взяла да написала об этом». Так я и начала прямо на репетициях на клочках какой-то бумаги писать. В общем, все было шаляй-валяй. Потом, когда после выхода книги появились такие хорошие отзывы, это было для меня полной неожиданностью. Даже известный критик Вера Максимова написала, что это самая интересная книга о Театре Вахтангова, потому что она не научная, а живая, настоящая.

Недавно вам вручили престижную театральную премию «Хрустальная Турандот»...

- Перед вручением я все думала, что же сказать в ответной речи. В мои времена всегда благодарили партию, правительство, родителей. И я собиралась сказать: «Родителей у меня, к сожалению, давно нет, к партии я отношения не имею, а правительство меня очень сильно расстраивает, и у меня к нему гораздо больше вопросов, чем ответов». Прорепетировала речь на внучке, а она мне и говорит: «И не думай даже, тебя тут же арестуют за такие слова». И тогда я придумала: скажу, что это очень знаково, когда на сцене, где прошла вся моя жизнь, я получаю эту игрушку. Ведь именно здесь я сыграла первую роль, тут ходили мои боги-педагоги, здесь я потеряла все (мой муж, замечательный актер, умер на этой сцене во время спектакля), от бархатного сценического занавеса оторвали кусок, чтобы сшить одежку для моей новорожденной дочери. А потом в театре появился красивый иностранец, построил волшебную «Пристань», и от нее я поплыла уже «артисткой императорских театров». И это правда. Хотя я играла много и даже успешно, до этого момента не довелось сыграть ни одной большой роли.

У вас потрясающий характер и очень сильная энергетика. Вы оптимист, всегда позитивно настроены, помогаете молодым актерам, Римаса поддержали. Наверное, поэтому в театре все вас любят.

- Мой муж всегда говорил, что, когда на гастроли отправлялся один, то обычно весь день сидел в номере в одиночестве – ну разве кто-то зайдет на футбол пригласить. «А если с тобой едем, в туалет не могу сходить: целый день в номере толкутся люди». Это правда. Люди идут ко мне поделиться своими проблемами и бедами, а я всегда стараюсь помочь, потому что всегда есть кто-то беднее меня или больнее меня. А кому хорошо – те без меня обходятся.

Я очень счастливо прожила свою жизнь в театре. И пусть не сыграла ни Офелию, ни Дездемону, никогда не была ущербной или несчастной. Наоборот, всегда была в центре событий. Чего я только не делала: организовала комсомольскую ячейку, выпускала стенгазету, просто горела всем этим.

И, возвращаясь к моей недавней речи на вручении «Турандот», я тогда сказала в конце: мы тут все свои, и если быть до конца откровенной и говорить интимные вещи, то у меня есть любовник. Повисла мучительная пауза, а я как ни в чем не бывало продолжаю: он, правда, немного моложе меня, но во всем помогает, и если бы не он, не знаю, как сложилась бы моя жизнь! Тут Этуш не выдержал и кричит: «Ну кто же он?» Я еще нарочно потянула время, а потом говорю: «Это... театр Вахтангова». Имела крупный успех, между прочим. (Смеется.

facecollection.ru

Галина Коновалова

На 99-м году жизни скончалась актриса Галина Коновалова

Седокова, Самбурская, Пескова посмотрели нового «Терминатора»

От Стервеллы до Дитрих: кем нарядились звезды на Хэллоуин 2019

Водонаева с сыном, Лопырева на премьере «Семейки Аддамс»

12-летняя дочь Реввы стала актрисой дубляжа

Собчак и Рудковская представили реалити-шоу «ЯнаСупер»

Светлаков назвал причину закрытия «Прожекторперисхилтон»

Нагиев, Бондарчук и бывший муж Анфисы Чеховой на съемках «Кухни»

Собчак взяла интервью у Ленина в новом шоу: кадры с площадки

Звезда «Уральских пельменей» объявила об уходе из шоу

«Располневший» Джаред Лето играет убийцу: фото со съемок

Курцын, Снигирь и Цыганов на премьере в Москве

Выбрана актриса на роль Элизабет Тейлор

Юбилейный концерт Пугачевой покажут в кино: премьера трейлера

Высоцкая поддержала мужа на показе фильма «Грех» в Риме

Бледанс и Шпица с сыновьями, дети Киркорова на премьере фильма

Боярский ответил на новости о плохом самочувствии на съемках

Харламов отреагировал на откровенные киносцены с участием жены

Дана Борисова с дочкой, Голубкина первыми увидели новое аниме

Лопез, Йоханссон, Лорен: звезды и легенды на почетном «Оскаре»

Бузова, Семенович, Салтыкова с дочкой на 23-летии «Муз-ТВ»

Рудова призвала бойкотировать шоу Малахова

Участник «Голоса» объяснил отказ пожимать руку Сюткину

Курцын пьет, Лопез хочет замуж: киноновости недели

Ян Гэ: «Нет ничего невозможного. Даже выйти за Брэда Питта»

Финал девятых «Звездных войн» утек в сеть

Аксенова и Прилучный с женой на премьере продолжения «Бывших»

Возлюбленная Петрова снимется в сериале о «фильмах для взрослых»

Режиссер нового фильма о Торе пообещал «удвоить безумие»

От Траволты до Скорсезе: все звезды на красной дорожке в Риме

kino.mail.ru

Галина Коновалова

Галина Львовна Коновалова (род. 1 августа 1916 — 21 сентября 2014) — советская и российская театральная актриса, заслуженная артистка России.

Биография

Галина Коновалова родилась 1 августа 1916 года. В 1934 году поступила в театральное училище при театре им. Евг. Вахтангова (курс В. К. Львовой). В 1938 году была принята в труппу этого театра.

В 2010 году была издана книга воспоминаний Галины Коноваловой «Это было недавно, это было давно...»

Ведёт рубрику «Легенда сцены» журнала «Театрал». На основе глав из этой рубрики в 2014 году выпустила книгу «Вахтанговские легенды».

В театре играла небольшие роли. С ноября 2011 года играет в спектакле «Пристань» в новелле «Благосклонное участие» бывшую артистку императорских театров. Эта роль была отмечена несколькими театральными премиями.

У меня полный ящик рецензий в связи со спектаклем «Пристань». Там я блеснула, без ложной скромности могу это сказать. В 97 лет блеснула… Сейчас вот худруком в Вахтанговский пришел иностранец, красавец Римас Туминас и увидел во мне артистку. В спектакле «Пристань» у меня случился успех. И нет никакой актерской зависти, что само по себе явление крайне редкое.

Когда сыграла первый прогон, помню, ко мне бежит Серёжка Маковецкий и такие слова говорит, что повторять просто стыдно. Так хвалил, что я едва не поверила в свою гениальность (смеётся).

Сейчас я в театре окружена в театре таким вниманием, что самой страшно становится. Думаю, уважение к возрасту — что в таком возрасте я ещё шевелю ногами и мозги сохранила.

Сейчас «Пристань» срывает аплодисменты и крики «браво», и я шалею, и не понимаю, что я там такого сделала, чтобы меня так принимать.

— Галина Коновалова, из интервью «Российской газете», 7 декабря 2012

По данным Всероссийского театрального общества, Галина Коновалова является старейшей действующей актрисой России.

Семья

  • Муж — актёр театра Вахтангова Владимир Иванович Осенев, народный артист РСФСР (1908—1977).
  • Дочь — Елена (род. 1940).

Награды и премии

  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1948).
  • Орден «Знак Почёта» (1986).
  • Орден Дружбы (2011).
  • Заслуженная артистка России (1993).
  • Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «За долголетнее и доблестное служение театру» (2012).
  • Театральная премия «МК», «Мэтры», сезон-2011/2012 (роль — бывшая актриса императорских театров в отрывке «Благосклонное участие» И. Бунина — спектакль «Пристань») (2012).
  • Лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая женская роль» (спектакль «Пристань») (2012).

Творчество

Работы в театре

  • «Мадмуазель Нитуш» — Адриена Лекуврер
  • «Чайка» — горничная
  • «Ромео и Джульетта» — служанка Капулетти
  • «Две сестры» — Сима
  • «Дамы и гусары» — Зузя
  • «Конармия» — баба
  • «Соломенная шляпка» — Аспазия
  • «Интервенция» — Санька
  • «Много шуму из ничего» — Урсула
  • «Свадебное путешествие» — Ольга
  • «Синий платочек» — Зоя
  • «Не в свои сани не садись» — Маломольская
  • «Артём» — Даша
  • «Золушка» — гостья
  • «Игра в каникулы» — Агнеш
  • «Из жизни деловой женщины» — Ольга Яковлевна
  • «Господа Глембаи» — Анита
  • «Дети солнца» — Авдотья
  • «Великая магия» — сеньора Марино
  • «Фронт» — крестьянка
  • «Самая счастливая» — медсестра
  • «Дела давно минувших дней» — вторая пожилая дама
  • «Тринадцатый председатель» — судебный заседатель
  • «Про Ивана-не-Великана» — Часы Золотые Стрелки
  • «Мистерия Буфф» — ткачиха
  • «Контакт» — нервная дама
  • «Правда памяти» — Лиходед
  • «Господа Глембаи» — старая дама
  • «Анна Каренина» — княгиня Мягкая
  • «И дольше века длится день» — старуха
  • «Кабинетная история» — тёща
  • «Уроки мастера» — сержант
  • «Пух! Пух! Пух!» — Тигра
  • «Али-Баба и сорок разбойников» — Зейнаб
  • «Пиковая дама» — первая старая горничная
  • «Лир» — Самаэль, ангел смерти
  • «Сирано де Бержерак» — дуэнья, сестра Марта
  • «Дядя Ваня» — Марина, няня
  • «Пристань» (Благосклонное участие) — бывшая артистка императорских театров
  • «Обычное дело» — мамаша
  • «Евгений Онегин» — московская кузина

Библиография

  • Галина Коновалова Это было недавно, это было давно.... — Зебра Е, АСТ, 2010. — 248 с. — ISBN 978-5-17-067938-6.
  • Галина Коновалова Вахтанговские легенды. — Театралис, 2014. — 256 с. — ISBN 978-5-902492-28-3.

Фильмография

  1. 1967 — Курьер Кремля — эпизод
  2. 1975 — Конармия — эпизод
  3. 1976 — Дамы и гусары — Зузя
  4. 1980 — Великая магия — синьора Марино
  5. 1987 — Тринадцатый председатель — первый заседатель
  6. 2002 — Линия защиты (11-я серия «Наезд») — Маргарита Михайловна Морозова, свидетельница
  7. 2004 — Долгое прощание — актриса театра
  8. 2010 — Дядя Ваня — Марина, няня

***************************************

Елена Михайлина Караван историй

Ненавижу это выражение — «старейшая». Вот объявляют: «А сейчас выйдет старейшая актриса Москвы…» — и все представляют, как эту старейшую сейчас подхватят под руки, и она, скрипя суставами подагристых ножек, как-нибудь выползет на сцену…

Я не чувствую своего возраста. О нем говорят разве что воспоминания о людях, которых больше нет и никогда не будет. И это странно. Ведь, кажется, только вчера Рубен Николаевич, богемный любимец и знаток женщин, франт и исключительный талант, улыбался мне: «Наша барышня сама не знает, какие у нее прекрасные ножки!» А вот уже свергают его сына. И в большом зрительском фойе красивый, невероятно похожий на Пастернака и внешне, и каким-то необычным «надмирным» способом существования, всегда витающий в эмпиреях Женя Симонов прощается с нами и говорит, что очень всех любит и благодарен всем, кто столько лет был с ним рядом… И страшная пауза. Кто-то из партийных «активистов» торопится, велит продолжать собрание, и Люда Максакова бросает ему: «Иуда!»

Мягкий, удивительно добрый Миша застенчиво улыбается. Михаил Ульянов, которому предстоит заменить Женю. Он не принимал активного участия в перевороте. Просто так решили — мол, член ЦК, народный… И сделали худруком.

И Володя Осенев, актер Театра имени Вахтангова, мой потрясающий муж, лучший из людей, каких я только знала, как живой стоит передо мной, и я слышу его неповторимый голос. Его голос и теперь слышат и знают даже те, кто родился много позже того, как Владимир Иванович умер. Вот и вы в детстве, конечно, смотрели мультфильм «Винни Пух» Федора Хитрука, там текст от автора читает как раз мой муж.

Как же не ценила я своего счастья! Все гарцевала. Считала, что, выйдя замуж за Осенева, осчастливила его. Мол, досталась ему эдакая царевна. А когда он умер, чуть ума не лишилась… Доктора со мной бились, потому что есть не могла и весила уже сорок килограммов. Никак не получалось справиться с горем.

Если бы вы знали, как это страшно, когда остаешься последней в поколении! Я последняя из довоенного поколения вахтанговцев. Долго мы с Александром Граве были хотя бы вдвоем. И вот три года назад в Доме актера должен был состояться мой вечер. Меня уламывали, я не соглашалась. Наконец все случилось, вышло смешно и хорошо. Я, такая возбужденная, в букетах, с дочкой-внучкой-жучкой, еду домой, а у водителя работает радио. И что-то послышалось про Щукинское. Попросила сделать громче и слышу: «Умер педагог Щукинского театрального училища Александр Граве». Так я осталась последней... Без театра жизни, конечно, не представляю, хотя в моем возрасте можно было бы уже и успокоиться. Да, честно говоря, я почти и успокоилась. Но пришел Туминас и меня «отрыл». Сейчас в трех его лучших спектаклях занята.

В поликлинике мне страшно называть свой год рождения! Потому что надоело смотреть в квадратно-недоверчивые глаза медработников. Скоро они начнут падать в обморок! А мне все кажется, что я прежняя, ничем не отличаюсь от той, что была лет двадцать назад. Так же обожаю натирать дома пол, летаю на репетиции и улыбаюсь, если спрашивают, помню ли я время, когда еще не было метро. Дорогие мои! Я помню Москву, когда извозчики кричали на Тверской: «Барин! Полтинничек до «Яра»! В лучшем виде прокачу!»

…Мы жили на Тверской, там, где теперь Манежная площадь. Мне было лет восемь, и я часто занималась тем, что разглядывала их лихие, стремительно мчащиеся сани. Они летели мимо, обдавая жаром от азартно скачущей лошади и брызгами мелкого ледка из-под полозьев. А в санях — дама и кавалер, непременно красивые. Хотя сани проносились обычно быстро, лиц разглядеть невозможно, но я была уверена, что они чудо как хороши! Он наклоняется и поправляет полог на ее ногах. Крик: «Наверх! К «Яру!» — до сих пор живет в моих ушах. И они неслись туда, где сейчас располагается театр «Ромэн». Тогда казалось, что это уже и не в Москве вовсе, а вообще на краю земли. Я же мечтала, как вырасту в такую же даму и быстрые санки понесут меня вверх по Тверской в этот непонятный и притягательный «Яр».

В школу ездила на Мясницкую. Сейчас уже с трудом понимаю, как это родители меня отпускали? Одна, в какой-то немыслимой шубе маминого производства (ее волновали по большому счету только две проблемы — как приблизить мировую революцию и избежать детских простуд), с красным мешком для калош, я ездила туда на трамвае. Родители нас с сестрой обожали, но им и в голову не могло прийти, что со мной может что-то случиться. То было удивительно наивное, чистое время.

Нашим самым популярным детским развлечением было ходить на Охотный ряд. Прогуливаясь по этому царству съестного между бочек с икрой, клеток с живой дичью, ящиков с огромными тушами, мы презирали тех, кто мог позволить себе это купить. Потому что мама моя их презирала!.. Слово «нэпман» считалось ругательным и ужасно обидным. Вместе со всеми бегала на демонстрации и парады, чтобы хоть одним глазком увидеть полубога Сталина. Проживая в доме для

семей революционеров и партийных работников, я свято верила в идею всеобщего равенства и братства.

Нам действительно было не важно, что нечего есть и нечего надеть, — мы же живем для светлого будущего! Все время казалось, что вот-вот это закончится, и тогда уж заживем! А потом еще то закончится, и еще…

Полный текст воспоминаний здесь - http://7days.ru/caravan/2013/12/galina-konovalova-duratskoe-brakosochetanie-vylilos-v-40-let-sovmestnoy-zhizni/4.htm#ixzz3Dwcvyt14

nekropole.info


Смотрите также