Актер стеблов биография личная жизнь


Евгений Стеблов: Вижу, как сыну непросто на монашеском пути

Sobesednik.ru пообщался с Евгением Стебловым и узнал, что его привело к вере и почему его сын ушел в монастырь. 8 декабря народному артисту РФ, актеру театра и кино Евгению Стеблову исполняется 72 года. Смешного и трогательного Сашу Шаталова из культового фильма Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» запомнила и полюбила вся страна. За роль Димы в фильме «Не хочу быть взрослым» артист получил Государственную премию РФ. Однако мало кто знает, что за светлой улыбкой актера скрываются тяжелые жизненные драмы.

«Я полностью переоценил свою жизнь»

Евгения Юрьевича с самой юности интересовали вопросы: «Для чего живет человек?», «Как он связан с вечностью?» Одним из знаковых моментов в жизни Стеблова стала автомобильная авария в 1976 году в Чехословакии, после которой он совсем иначе стал смотреть на жизнь.

— Это произошло по дороге в аэропорт перед вылетом в Москву на съемки «Неоконченной пьесы для механического пианино» Никиты Михалкова, в которой меня утвердили на роль Николая Трилецкого, — вспоминает Евгений Юрьевич. — И все мои ближайшие жизненные планы изменились. После аварии я попал в больницу. Несмотря на это, съемочная группа меня ждала. Но все равно пришлось отказаться от роли, так как была парализована рука на протяжении года. Никита пробовал других артистов на мою роль, но как-то не складывалось. Предложил ему, чтобы он сам ее сыграл, так как лучше знает, что ему как режиссеру нужно для картины в целом. Так и случилось.

Актерская профессия по сути своей парадоксальна. С одной стороны, она яркая и востребованная. С другой — считающаяся греховной, особенно в рамках религиозного воззрения. Например, в древности актеров, как и самоубийц, хоронили за оградой кладбища.

Согласно христианскому мировоззрению, каждому человеку с рождения дана своя судьба и именно ее нужно прожить, а не изображать других людей. Священнослужители считают, что актер на сцене примеряет на себя не только судьбы своих героев, но и грехи других людей, то есть «подыгрывает» Антихристу. Но либерально настроенная часть философов высказывают и такую точку зрения, что актерская профессия может приблизить человека к Богу, избавить его от тщеславия и эгоизма.

— Когда я лежал на больничной койке со сломанной рукой, то многое понял и осознал. Видимо, тогда Господь меня как будто остановил: «Одумайся! Переоцени свою жизнь», — рассказывает нам артист. — Я многое переоценил и понял, что и добро, и благодать — все это как бы разлито вокруг. И я могу это брать, давать…

Крестился в зрелом возрасте

Евгений Стеблов крестился вместе со своей супругой Татьяной Ивановной в зрелом возрасте. С нею он прожил в счастливом браке 38 лет. Сейчас актер женат второй раз.

— Мне было на момент крещения 33 года. Это событие в моей жизни никак не связано с возрастом Христа. Просто так получилось. Ни я, ни супруга не были крещены в младенчестве в силу того, что тогда в стране был распространен атеизм. Но я всегда интересовался вопросами религии. И рано или поздно, но пришел к тому, что все сотворено Богом и во всем Бог.

Сын актера подался в монастырь на Соловки

В 1976 году у Евгения Юрьевича и Татьяны Ивановны родился сын Сергей.

— Сергей крестился, когда еще был школьником. После этого он начал активно воцерковляться, — рассказывает нам актер. — Те люди, которые далеки от монастырской жизни, думают, что что-то должно повлиять на человека, чтобы тот начал духовный путь. Сейчас понимаю: это совершенно не так. У монастырских людей есть понятие: не человек выбирает монастырь, а монастырь — человека. Туда не берут людей, которые сегодня хотят одно, а завтра — другое.

С сыном Сергеем и супругой Татьяной Ивановной// Фото: из личного архива

Сергей окончил Щукинское театральное училище, затем Высшие режиссерские курсы. Работал у режиссера Никиты Михалкова в студии «ТриТэ». Создал Центр «Стеблов-фильм». Однако решил оставить мирскую жизнь.

— Когда в 2010 году не стало моей жены Татьяны, то мы с Сережей остались вдвоем. И как-то он проронил в разговоре, что хочет уйти в монастырь. Я ему сказал, что пусть сначала у него появится ребенок, потом он может уходить. Но он выбрал другой способ — поставить меня перед фактом. Написал записку: «При жизни мамы я на это не решался, потому что ее бы это убило. А вас с бабушкой это не убьет…»

Сначала отец даже не знал, куда конкретно сын ушел. Через неделю догадался, что тот наверняка направился в Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Ведь на протяжении нескольких лет он туда ездил трудником. Я пришел на подворье монастыря, поговорил с его представителем. В монастырь не принято являться без разрешения. Мы созвонились с благочинным. Потом я полетел на самолете к Сергею.

После нескольких лет трудничества Сергей три года пробыл послушником и сейчас уже третий год является иноком (монахом. — Авт.).

— Любой человек может стать трудником: приехать в монастырь и за ночлег и еду трудиться там ради Христа, — утверждает Евгений Юрьевич. — Послушник — человек, готовящийся к постригу в монахи и проходящий испытание послушанием в монастыре. Послушание — это дело, которое назначает послушнику игумен (настоятель мужского монастыря. — Авт.).

Евгений Юрьевич утверждает, что Сергей сильно возмужал внутренне.

— Заметил, что он со временем стал сдержаннее. Меньше говорит. Отвечает на любой вопрос, но сам не инициирует разговор. Путь монашества — нелегкий. И я вижу, как сыну непросто.

Евгению Стеблову было сложно принять то, что Сергей прервал свой род.

— Так как я люблю сына и верю в Бога, то ничего не оставалось, как принять это. Ведь жениться могут только представители белого духовенства, то есть священники. Например, после того, как человек заканчивает семинарию, туда съезжаются девушки, которые хотят стать матушками. Если семья не складывается, то он должен принять обет безбрачия. А сын пошел по пути черного монашества.

Мы спросили у Евгения Стеблова, есть ли у Сергея дальнейшие планы на жизнь…

— Если человек уходит в монастырь, то он от своей воли отрекается. И как сбудется Божий промысел, так и будет. Покинуть монастырь можно. Там никто насильно не держит. Уйти из мира в монастырь — одна психологическая ломка. Вернуться обратно в мир — другая. И трудно сказать, что бы я пожелал сыну. И не смею брать на себя такую ответственность.

Из интервью

— Приняв веру, как вы стали относиться к актерской профессии?

— Когда меня спрашивают, насколько это греховное занятие — быть актером, я отвечаю: «Надо понимать, ради чего человек занимается этой деятельностью». Если ради того, чтобы лицедействовать и себя показывать, то это греховно. А если ставит какую-то высокую цель, то нет. Бывает, что человек достигает духовных вершин благодаря актерской профессии. Вообще творчество имеет Божественное начало. Рассматриваю искусство как форму целительства.

Артист со второй супругой Любовью Глебовой// Фото: Андрей Струнин / «Собеседник»

— А чем именно занимается ваш сын в монастыре?

— Первый год Сергей трудился на кухне. И это одно из самых тяжелых послушаний. Ведь надо рано вставать, готовить на 40–50 человек. Потом он работал на скотном дворе. Спал в каптерке. Вставал посреди ночи, чтобы доить коров, и т.д. Также, помимо других дел, у него две церковные службы в день. В монастыре достаточно большая нагрузка.

Звонок монаху

«Я человек не мирской, поэтому не раздаю интервью»

Мы позвонили самому Сергею Стеблову, чтобы узнать, как у него дела.

— Я человек не мирской, поэтому не раздаю интервью. Да мне это и незачем. Позвоните лучше моему папе, который с вами с удовольствием пообщается.

news.rambler.ru

Евгений Юрьевич Стеблов (актер): биография, роли в кино и личная жизнь

Евгений Юрьевич Стеблов – актер с большим талантом и неуемной творческой энергией. На его счету свыше 40 ролей в сериалах и полнометражном кино. Вас интересуют подробности биографии и личной жизни артиста? Хотите узнать историю становления его карьеры? Тогда рекомендуем прочесть статью от начала и до конца.

Е. Ю. Стеблов, актер: биография, семья

Он родился 8 декабря 1945 года в Москве. В какой же семье воспитывался будущий актер? Отец Евгения, Юрий Викторович, получил высшее образование по специальности «радиоинженер». В 2000 году он скончался. А мать его, Марта Борисовна, много лет проработала учительницей в школе. Она жива. Братьев и сестер у актера нет.

Семья Стебловых проживала в коммунальной квартире, расположенной в бандитском районе. Каждый вечер на улице происходили разборки между местными бандитами. Женя был хилым и скромным парнем. Если бы его кто-то ударил, он не смог бы дать сдачи. К счастью, Стеблова-младшего никто не трогал.

Увлечения и способности

В школе Женя учился неплохо. Его любимыми предметами были литература, география и история. Наш герой с ранних лет испытывал интерес к искусству. Он красиво рисовал, создавал различные поделки. Родители всегда хвалили сына за старания и проявленную фантазию.

В восемь лет мальчик создал настоящий кукольный театр. Для изготовления кукол он использовал разнообразные материалы – резиновые клизмы, стекло, пробки от шампанского и так далее. Позже Женя стал устраивать театральные представления в школьном актовом зале и Доме пионеров. Детишки внимательно наблюдали за происходящим на сцене. Каждое выступление Стеблова заканчивалось громкими аплодисментами.

Выбор профессии

Родители понимали и принимали увлечение сына театром. Однако они хотели, чтобы Женя получил филологическое образование. Чтобы подготовить парня к поступлению в вуз, мама с папой даже наняли ему репетитора по литературе. Но здесь вышла осечка. Педагог оказался страстным любителем театра. Именно он привел Евгения в молодежную студию, открытую при драмтеатре им. Станиславского.

Наш герой с удовольствием посещал занятия. Еще бы, ведь там он часто видел таких известных актеров, как Никита Михалков, Чурикова Инна и Пашутин Александр.

В 1962 году Евгений окончил среднюю школу. Практически сразу же он подал документы в училище им. Щукина. Талантливому и уверенному в себе парню удалось покорить членов приемной комиссии.

Кинокарьера

Стеблов – актер, который впервые появился на экранах в 1963 году. Он сыграл Сашу Шаталова в картине «Я шагаю по Москве». Эту роль наш герой получил случайно. Евгений вместе с другом отправился на «Мосфильм». Там им посоветовали обратиться в съемочную группу указанного выше фильма. Молодые люди воспользовались рекомендацией. Режиссер Георгий Данелия уже выбрал актера на роль Шаталова. Однако он изменил свое решение после того, как увидел кинопробу Евгения. Стеблов – актер, который успешно вжился в образ Шаталова.

В 1963-1964 гг. вышли еще две картины с его участием – «До свиданья, мальчики!» и «Первый троллейбус». В обоих случаях режиссеры остались довольны сотрудничеством с ним.

Достижения

Какой же вклад в развитие отечественного кинематографа внес Евгений Юрьевич Стеблов? Актер снялся в более чем 40 фильмах. Ниже перечислены его наиболее яркие и интересные роли (за период с 1965 по 2013 г.):

  • «Похищение» (1969 г.) – Саша;
  • «Высокое звание» (1973 г.) – красноармеец Корольков;
  • «По семейным обстоятельствам» (1977 г.) – Игорь;
  • «Ты должен жить» (1980 г.) – Дима Щепов;
  • «Не хочу быть взрослым» (1982 г.) – папа Павлика;
  • «Наш человек в Сан-Ремо» (1990 г.) – известный композитор;
  • «Сибирский цирюльникъ» (1988 г.) – великий князь;
  • «Конференция маньяков» (2001 г.) – Кроткий;
  • «День выборов» (2007 г.) – Сан Саныч;
  • «Привет, киндер» (2008 г.) – главврач;
  • «Студия 17» (2013 г.) – ученый Олег Манохин.

В декабре 1983 года Евгению Стеблову присвоили звание «заслуженный артист РСФСР». Это еще не все. В 1993 году он стал народным артистом РФ.

Актер Евгений Стеблов: личная жизнь

Нашего героя нельзя назвать ловеласом и покорителем женских сердец. Мимолетные романы – не его вариант. С юных лет он стремился к серьезным отношениям, приводящим к браку и рождению детей.

В начале 1970 годов актер познакомился со своей будущей женой Таней Осиповой, финансистом по профессии. В нее с первого же взгляда влюбился Стеблов. Личная жизнь парня засияла новыми красками. Он поставил перед собой цель – добиться расположения красавицы. И у него все получилось. Вскоре влюбленные сыграли свадьбу. На торжестве присутствовали только самые близкие и дорогие люди.

В марте 1973 года Евгений и Татьяна стали родителями. На свет появился их сын Сергей. Супруги долгое время мечтали о дочери. Но судьба распорядилась по-своему. Их сын вырос, окончил ВТУ им. Щукина. После смерти матери он ушел в мужской монастырь.

Артист и его жена прожили в браке почти 38 лет. Их смогла разлучить только смерть. В 2010 году Татьяны не стало. Евгений Юрьевич тяжело переживал эту утрату.

Новая любовь

Общие друзья познакомили вдовца с приятной женщиной в возрасте. Ее зовут Любовь Глебова. Известному актеру она сразу же понравилась. А после разговора с ней Евгений понял, что влюбился. В 2011 году Глебова и Стеблов оформили отношения в ЗАГСе. Любовь Владимировна в свое время работала финансистом, как и первая супруга нашего героя. У нее есть дочь и два внука.

В заключение

Теперь вы знаете, где родился, учился, в каких фильмах снимался и с кем сейчас состоит в отношениях Е. Ю. Стеблов (актер). Фото, биография, личная жизнь и фильмография – все это содержится в статье. Пожелаем любимому актеру творческих успехов и семейного счастья!

fb.ru

СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич

Фото альбом

Фильмография:

1963 Я шагаю по Москве 1963 Первый троллейбус 1964 До свидания, мальчики

1965 Перекличка

1966 Когда играет клавесин 1968 Урок литературы 1969 Похищение 1970 Вас вызывает Таймыр 1971 Егор Булычов и другие

1972 Укрощение огня

1973 Высокое звание 1975 Раба любви 1976 Принцесса на горошине 1976 Рождение 1977 Любовь Яровая 1977 По семейным обстоятельствам 1978 Пока безумствует мечта 1978 Расписание на послезавтра 1979 Несколько дней из жизни И.И.Обломова 1979 Пена 1979 Родное дело 1980 Ты должен жить 1981 Безобразная Эльза 1981 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей 1982 Культпоход в театр 1982 Не хочу быть взрослым 1984 Осенний подарок фей 1985 Не ходите, девки, замуж 1985 Русь изначальная 1986 Не забудьте выключить телевизор 1988 Цитата 1989 Комедия о Лисистрате 1989 СВ. Спальный вагон 1990 Каталажка 1990 Наш человек В Сан-Ремо 1991 Еврейское счастье 1993 Аномалия 1993 Макаров 1993 Налетъ 1993 Никита Михалков. Сентиментальное путешествие на родину. Музыка русской живописи 1994 Черный клоун 1998 Сибирский цирюльник 1999 Ужин в четыре руки 1999 Фома Опискин 2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе 2000 Любовь.Ру 2000 Новый Год в ноябре 2001 Конференция маньяков 2002 Кино про кино 2003 Вечерний звон 2003 Сыщики-2 2003 Москва. Центральный округ - сериал 2004 Слушатель 2007 Сыщик Путилин

2007 День выборов

2007 Чайка - фильм-спектакль 2008 Я знаю, как стать счастливым! 2008 Привет, киндер! 2009 Золотая страна

2013 Студия 17

2013 Жить дальше

2013 Свадьба Кречинского - фильм-спектакль 2019 Медный всадник России

Сценарист: 1968 А я уезжаю домой - короткометражный

Родился 08.12.1945, Москва

Народный артист России (1993) Лауреат Государственной премии СССР имени Н.К. Крупской (1984, за участие в фильме «Не хочу быть взрослым»)

Потомственный дворянин

Евгений Стеблов является потомком старинного дворянского рода. Его прадед, генерал Павел Павлович Стеблов, в свое время был депутатом городской думы Рыбинска, служил в должности действительного статского советника. В том же Рыбинске предводителем дворянства был ни кто иной, как Сергей Владимирович Михалков - двоюродный дедушка Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского. В местном музее даже имеется фотография, на которой запечатлен Великий князь Владимир Александрович - брат Александра Третьего - во время посещения Ярославля и Рыбинска. Вокруг Великого князя - 10 первых лиц региона, среди которых - Михалков и Стеблов.

Спустя несколько десятилетий судьбы их потомков удивительным образом переплетутся. Но об это чуть позже…

Детство

Евгений Стеблов родился 8 декабря 1945 года в Москве. Его отец - Стеблов Юрий Викторович был радиоинженером, а мама - Стеблова Марта Борисовна работала учительницей. Родители свое дворянское происхождение не афишировали, но особо и не скрывали. Соседи по коммуналке Стебловых уважали, хотя и называли их «антилигентами». Как вспоминает сам артист – «очевидно из-за деда, который даже на коммунальную кухню не выходил без галстука».

Дом, где жили Стебловы, находился на проспекте Мира рядом с Рижским вокзалом и Марьиной Рощей, которая имела дурную славу, а проще говоря, была бандитским районом. Евгению приходилось не раз наблюдать и драки, и поножовщину. Сам он рос хилым парнем и драться не умел совсем, но его никогда не трогали. Если что-то затевалось, то парни всегда говорили: «Этого не трогать». Почему? Наверное, уже тогда все обращали внимание, что мальчик живет своей, отличной от всех, жизнью. И это действительно было так.

Когда Жене было три-четыре года, папа помог сделать ему складную ширму и научил вырезать из картона кукол. Весь этот театр мальчик с удовольствием возил на веревке по коммуналке.

Позже, когда Евгений пошел в школу, он создал уже настоящий кукольный театр. Женя сам придумал делать куклы из резиновых клизм - вставлял стеклянные глаза, пробки вместо носа и вырезал рот. Со своими представлениями он выступал в школе, в Доме пионеров - везде, где находились зрители. Ободренный успехами, Женя решился и написал письмо самому Сергею Владимировичу Образцову. Мэтр ответил на это письмо, и Женю Стеблова пригласили в Театр Образцова, где прикрепили шефа - заслуженную артистку Екатерину Васильевну Успенскую.

Выбор жизненного пути

Родители не препятствовали увлечению сына, но в будущем хотели видеть его филологом. Для этого они наняли для Жени репетитора - частного педагога по литературе. Однако от судьбы не уйдешь – тот педагог оказался страстным любителем театра. Он то и привел Женю в молодежную студию при Драматическом театре имени К.С. Станиславского.

О днях, проведенных в студии, Евгений Юрьевич вспоминает с особой теплотой. И это не случайно, ведь рядом с ним работали будущие знаменитые актеры: Инна Чурикова, Никита Михалков, Виктор Павлов, Александр Пашутин, Елизавета Никищихина и другие. А руководили молодой труппой режиссер Александр Борисович Аронов и актер Лев Яковлевич Елагин.

Судьба Евгения Стеблова была решена. Он начал усиленно готовиться к поступлению в театральный. Помогла ему в этом народная артистка СССР Цецилия Львовна Мансурова, с которой была знакома родная бабушка Евгения - Татьяна Яковлевна.

По просьбе бабушки знаменитая актриса прослушала юношу. Как раз перед этим Евгений провалился в Школе-студии МХАТ, где на экзамене декламировал стихи Маяковского. Цецилия Львовна посоветовала ему сменить репертуар. На экзамен в Щукинское училище он подготовил рассказ Бориса Житкова «Хвостики», и был принят, как говорится, на раз.

Утверждение на роль Саши Шаталова

В Щукинское училище Евгений Стеблов поступил в 1962 году, а уже спустя год состоялся его дебют на киноэкране. Опять же – судьба. Поступи он в Школу-студию МХАТ, кто знает, когда бы еще зрители увидели актера Стеблова - ведь во МХАТе студентам категорически запрещали сниматься. В Щукинском же хотя и запрещали съемки, но порой делали исключения. Так произошло и с Евгением.

В знаменитую картину «Я шагаю по Москве» Евгений Стеблов попал случайно. Многие студенты, мечтая сняться в кино, старались проникнуть на «Мосфильм» и попасться на глаза какому-нибудь режиссеру. Вот и Евгений со своим другом однажды отправились по этому маршруту. Вдруг кто-то заметит?

На «Мосфильме» они встретили знакомого парня из своего института. Он посоветовал им наведаться в съемочную группу фильма «Я шагаю по Москве», где как раз требовались молодые актеры. Евгений Стеблов вспоминает: «Мы туда зашли. Вообще, если это всерьез говорить, все это мистика. На Рижском вокзале у дома, где я родился, снимали много фильмов, в частности «Балладу о солдате», а я всегда смотрел, хоть меня гнали - я длинный был. Там меня маленькая женщина, одна из членов группы (позже я понял, что это второй режиссер) всегда гнала. А тут я увидел эту Маргариту Александровну Чернову. Я с ней потом несколько картин отработал. Она очаровательная женщина, совершенно без возраста. И была вторая - ассистентка Лика Авербах, дай ей Бог здоровья. Она заикалась. Я со страху не помню, но Лика Ароновна рассказывает так: «Ты так хотел сниматься, что мы решили и тебе сделать фотопробу…».

Да, если бы не Чернова с Ароновой… Режиссер фильма Георгий Данелия уже определился с актером на роль Саши Шаталова, одного из главных героев фильма, и ни о ком другом и слышать не хотел. Однако когда он увидел фотопробу Евгения, то изменил свое решение. Кстати, о том, что он занял место другого актера, Евгений Стеблов узнал лишь спустя много лет.

Георгий Данелия был дружен с Сергеем Бондарчуком. Через него он и вышел на ректора Щукинского училища Бориса Евгеньевича Захаву с просьбой отпустить молодого актера на съемки. Захава препятствовать не стал…

Триумфальный дебют

Успех фильма Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» был просто грандиозным. Картина, снятая в жанре городской сказки, рассказывала о трех молодых людях: двух москвичах (роли которых исполнили Евгений Стеблов и Никита Михалков) и пареньке-писателе из Сибири, приехавшем в столицу со своей рукописью (Алексей Локтев). Молодость и стала эмблемой фильма. Вся картина пронизана идеей, что все в этом мире легко, все возможно и все должно обязательно закончиться благополучно.

Особое место в картине занимал образ Москвы – города одновременно и реального, и сказочного. А довершала опоэтизирование столицы прекрасная музыка молодого композитора Андрея Петрова.

В этом фильме Евгений Стеблов создал незабываемый образ Саши Шаталова, трогательного и смешного, долговязого, застенчивого юношу, который перед уходом в армию собрался жениться, но никак не может сговориться с любимой.

Едва выйдя на экраны, картина тут же стала культовой для молодежи, а ее герои, как сегодня говорят, стали «суперзвездами». Кому-то такая слава могла вскружить голову, но только не им. Евгений Юрьевич вспоминает: «Слово «звезда» для нас тогда казалось неприличным. Мы хотели быть мастерами, актерами с большой буквы. Звезда – это констатация славы. Но звездность ничего не говорит о качестве дарования». И еще: «Честно говоря, я не понимал, в чем успех-то мой. Меня все хвалили, а я не понимал. Мне казалось, что это какой-то обман, недоразумение, что все скоро раскроется, и будут просто бить. Я увидел себя впервые на экране на кинопробах, когда нас утвердили. Я увидел на экране сумасшедшего человека. Я был травмирован. Мы же все себя внутренне видим лучше...»

«До свиданья, мальчики»

После удачного дебюта Евгений Стеблов снялся в небольшой роли в лирической киноповести Исидова Анненского «Первый троллейбус». А год спустя молодой актер получил приглашение от Михаила Калика на главную роль Володи Белова в фильме «До свидания, мальчики». Эта удивительно светлая и талантливая картина, поставленная по одноименному произведению Бориса Балтера, рассказывала о первой дружбе, первой любви. Кроме того, в ней впервые в нашем кинематографе очень тактично были изображены интимные отношениях несовершеннолетних героев.

Евгений Стеблов вспоминает: «Сколько я переживал по этому поводу!.. Сколько мне взрослые дамы давали советов, что я должен быть мужественным, но не грубым, нежным, но не инфантильным. Хотя по теперешним временам эта сцена была такая наивная, невинная. Я несколько эротических сцен имел в своей практике. То, что я потом играл уже в зрелые годы, не идет ни в какое сравнение. Но тогда я жутко волновался, не спал ночь. Но все получилось…»

К несчастью у этой картины оказалась нелегкая судьба. По завершении работы многие фрагменты были вырезаны цензурой, но даже в таком виде фильм вскоре запретили, и широкого экрана он не увидел. Авторский вариант пришел к зрителям только в конце 80-х, когда режиссеру позволили восстановить картину в том виде, в каком он снял ее когда-то…

Евгений Стеблов и Никита Михалков

Роль Саши Шаталова из фильма «Я шагаю по Москве» стала для Евгения Стеблова не только первым и главным успехом в жизни, она широко открыла перед ним двери кинематографа, закрепив на долгие годы за актером образ нескладного, неловкого сначала юноши, а затем и мужчины.

До окончания Щукинского училища Евгений Стеблов снялся еще в нескольких картинах. Помимо уже упомянутых фильмов «Первый троллейбус» и «До свиданья, мальчики», стоит также упомянуть кинороман Даниила Храбровицкого «Перекличка» и лирическую комедию Эдуарда Абалова «Когда играет клавесин».

В фильме «Перекличка» Евгению Стеблову вновь довелось сняться вместе с Никитой Михалковым. И, как признается сам Евгений Юрьевич, именно с этой картины и началась по-настоящему их крепкая мужская дружба. Свой первый фильм «А я уезжаю домой», сделанный им еще во ВГИКе, Никита Михалков снял по его рассказу. А впоследствии, став знаменитым режиссером, Михалков не раз приглашал Стеблова в свои фильмы.

Ленком и ЦАТСА

В 1966 году Евгений Стеблов окончил театральное училище имени Б. В. Щукина и был принят в труппу Театра имени Ленинского комсомола, которым руководил выдающийся режиссер Анатолий Васильевич Эфрос. К сожалению, здесь Стеблов имел счастье работать меньше сезона. За этот короткий период он успел сыграть Зубного врача в «Похождениях зубного врача» А. Володина, Витьку Аникина в спектакле «До свидания, мальчики» и яркий эпизод в «Судебной хронике» Волчека. После чего театр разогнали…

Анатолия Эфроса перевели в Театр на Малой Бронной, а Стеблова через военкомат мобилизовали в Театр Советской Армии (ЦАТСА). Первой и единственной работой Евгения Стеблова на этой сцене стала роль Юркевича в постановке Леонида Ефимовича Хейфеца «Часовщик и курица, или Мастера времени». Роль была сложна технически - за время сценического действия артисту предстояло сыграть четыре возраста героя. Евгений Стеблов начал репетировать, но вскоре из-за творческих разногласий ушел из театра.

Театр имени Моссовета

В 1969 году Евгений Стеблов пришел в театр имени Моссовета, театр, в котором блистали легендарные Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Серафима Бирман. Оказаться в таком окружении – это одновременно и огромное счастье, и огромная ответственность.

Евгений Стеблов дебютировал ролью Павла в «Старике» Максима Горького. Молодой актер играл так ярко, так размашисто и свободно, что тут же, как говорят в театре «прошел». «Великие старики» приняли талантливого актера, взяли под свою опеку, а это многого стоит!

Впоследствии Евгений Юрьевич неоднократно признавался в своей огромной признательности к этим людям, которые «ничему специально не уча, очень многому его научили».

Как известно и Раневская, и Бирман, и Марецкая не отличались покладистыми характерами. Евгений Стеблов оказался под стать им. Обладая внешностью божьего одуванчика, он всегда славился острым, как бритва, языком. Порой приходилось за это расплачиваться.

Непростые отношения у молодого актера сложились с Львом Федоровичем Лосевым, директором театра. Однажды, во время болезни Стеблова, директор ему заметил: «Что это вы все хвораете, Евгений Юрьевич? Главную роль опять получили, смотрите, не заболейте». На что Стеблов ему совершенно спокойно ответил: «Да мы-то заболеем - нас подождут, вы не заболейте, Лев Федорович». «Да, - вспоминает Евгений Юрьевич, - и в его лице я нажил себе не то чтобы врага, но, когда делили пирог - ну там тарификация, зарплата, премия, - тут я все и ощущал».

Однако вернемся к работам актера на сцене. О Евгении Стеблове – говорят, что он из тех артистов, которые не терпят режиссерского диктата, ему необходимо иметь свое свободное пространство. В таких условиях он легко и непринужденно включается в любую роль. Долгие годы с неизменным успехом он играл в спектакле «Миллион за улыбку» по пьесе А. Софронова. Великолепные рецензии собрал спектакль «Пять углов», в котором артист исполнил роль кавторанга Миши. Блестящими были работы Стеблова в спектаклях: «Правда хорошо, а счастье лучше» (Платон), «Гедде Габлер» (Бракк), «Двенадцатая ночь» (Мальволио), «Возможная встреча» (Бах) и многих других.

Личная жизнь

По молодости лет Стеблов был настоящим виртуозом в части покорения женщин. И это не удивительно. Высокий, симпатичный, умный, владеющий грамотной речью юноша ко всему прочему еще и стильно одевался. Узкие брюки, красные носки, зауженные мокасины, зачесанные назад волосы и супермодный в то время длинный прозрачный плащ (в простонародье называемый презервативом) – вот облик Евгения Стеблова конца 60-х. Ну, какая девушка могла устоять!

Сам же Евгений Стеблов в шутку делил женщин на три категории. Первая - женщина-любовница, вторая - женщина-трость, то есть женщина для прогулок, интеллектуальных бесед. Третья - поиск любви, чего-то настоящего.

Поиски настоящего закончились в 1971 году. Его избранницей стала Татьяна Осипова. Вместе они уже четвертый десяток лет. Бывало всякое… Евгений Юрьевич признается: «Бурная, очень бурная жизнь. Мы оба сильные натуры, оба темпераментные. Но! Никогда не доходило до развода - любовь всегда останавливала».

Кино. 1968 – 1975 годы

Параллельно с работой в театре Евгений Стеблов продолжал регулярно и довольно успешно сниматься в кино. Многие зрители запомнили его блестящие работы в комедиях Алексея Коренева: «Урок литературы» (1968), где Евгений Стеблов создал образ молодого учителя литературы Кости, решившего в один момент всегда говорить только правду; и «Вас вызывает Таймыр» (1970), где актер сыграл роль командированного Андрея Николаевича Гришко.

Не остались без внимания его работы в драме Сергея Соловьева «Егор Булычев и другие» и историко-биографическом фильме Даниила Храбровицкого «Укрощение огня». Но особенно удалась актеру роль Канина – звезды немого кино в великолепной мелодраме Никиты Михалкова «Раба любви», вышедшей на экраны в 1975 году.

Главные роли в «Рабе любви» исполнили несравненная Елена Соловей и обаятельный Родион Нахапетов. Персонаж же Евгения Стеблова был, собственно говоря, второстепенным. Однако, блистательно исполненный, он запомнился зрителю наряду с главными героями.

Прототипом героя Стеблова был артист Полонский, звезда российского немого кино. Евгений Юрьевич вспоминает, что, готовясь к роли, он специально просмотрел фильмы с его участием, но ничего примечательного там для себя не нашел. И тогда он решил сыграть на несоответствии. Своего персонажа он наделил неестественно тонким голосом, подчеркивая этим несоответствие внешности и поведения героя-любовника на экране и его немужской сути в жизни. Отношение артиста к герою было ироничным, но не лишенным нежности. Образ получился объемным, смешным и трагичным одновременно.

Стоит отметить, что это был первый случай в нашем кино, когда на экране был изображен человек нетрадиционной ориентации. Евгений Юрьевич с усмешкой вспоминает, что после этого у него поклонников прибавилось враз. «Да, хватало поклонников из этой сферы, - признается актер. – Ну, как: если человек подходит и говорит: я очень люблю ваше творчество, особенно роль в «Рабе любви», - сразу понимал, что это гомосексуалист. Оказывали внимание - ну там чемодан поднести, еще что-то. Но я знал, как с ними себя вести, - еще смолоду научили… Если человек проявляет навязчивость, надо сразу резко ударить… по руке, если он к тебе ее протягивает. Но при этом никак не изменить к нему отношение. Унижать не надо - продолжать общаться, как ни в чем не бывало».

Поворот в жизни

В 1976 году в жизни актера произошел резкий поворот. В том году его пригласили на роль Трилецкого в картину «Неоконченная пьеса для механического пианино». Однако эта роль не состоялась. Евгений Стеблов выехал из Праги, где он снимался в совместном фильме, и попал в автомобильную катастрофу…

В то время в Чехословакии, как и в других странах соцлагеря, очень боялись Кремля. Специально для операции был вызван очень заслуженный хирург. К несчастью, этот старый профессор уже редко оперировал, и от волнения он зажал Евгению пластиной 10 сантиметров нерва. Это привело к тому, что у Стеблова парализовало руку. В дальнейшем ему пришлось перенести еще две операции (оперировал личный хирург президента Слободы), прежде чем рука начала оживать опять.

Перенесенный стресс заставил Евгения Стеблова по-новому взглянуть на жизнь. Он вспоминает: «Тогда Господь меня остановил: «Одумайся! Переоцени свою жизнь. Какое твое место в ней?» И, возможно, это был один из существенных толчков к перемене моего мировоззрения. Меня это подтолкнуло к Богу. Может, это и раньше жило во мне, но я не понимал».

Для Евгения Стеблова это стало вторым рождением, и духовным, и физическим одновременно. Вместе с женой он принял крещение, хотя в те годы это было крайне непопулярно. Для этого ему даже пришлось специально договариваться со священником, чтобы тот не сообщал о процедуре в соответствующие органы…

Кино. 1977 – 1994 годы

После небольшого перерыва, связанного с аварией, Евгений Стеблов вернулся на киноэкран. В конце 70-х начале 80-х актер сыграл немало ярких, запомнившихся ролей. В 1977 году на экраны вышла лирическая комедия все того же Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам». В ней Стеблов сыграл Игоря, сумасшедшего (в хорошем смысле этого слова) отца. Кроме того, в картине снялись замечательные актеры: Галина Польских, Евгений Евстигнеев, Ролан Быков, Анатолий Папанов, Марина Дюжева и другие.

Среди других заметных работ Евгения Стеблова – роли в драме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», авантюрной комедии Юрия Горковенко «Пока безумствует мечта», детективе Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей» (доктор Джеймс Мортимер), музыкальной комедии Юрия Чулюкина «Не хочу быть взрослым» (Дима).

За роль Димы в фильме «Не хочу быть взрослым» Евгений Стеблов был удостоен Государственной премией РФ.

В постперестроечный период Евгений Стеблов снимался несколько реже. Среди наиболее удачных картин этих лет: сатирическая комедия Георгия Кеворкова «Каталажка», эротическая лента Валерия Рубинчика «Комедия о Лисистрате», фантасмагория Владимира Хотиненко «С.В.», психологический детектив Бориса Галкина «Черный клоун».

В новом веке

В середине 90-х Евгений Стеблов отошел от кинематографа. Хороших картин практически не снималось, а в том, что ему предлагали, он участвовать не хотел. Возвращение в кино состоялось благодаря старому другу Никите Михалкову. В 1998 году Евгений Стеблов сыграл Великого Князя в его знаменитой исторической картине «Сибирский цирюльник».

В настоящее время Евгений Стеблов по-прежнему работает в театре им. Моссовета, из которого ему доводилось уходить, а затем возвращаться вновь. «Конечно, сейчас это не тот театр Завадского, в который я перешел в 1969 году, - признается Евгений Юрьевич. - Но с руководителем Павлом Иосифовичем Хомским у нас очень хорошие отношения, я с ним много работал. Наш театр эклектичный, и в этом его заслуга. Он не навязывает одно эстетическое направление, у нас расцветают все цветы. И я это приветствую».

Кроме того, Евгений Стеблов занимается преподавательской деятельностью – он профессор РАТИ. Евгений Юрьевич признается, что и сегодня немало талантливой молодежи, вот только обидно, что настоящая культура в упадке, а расцветает масскультура: «Поступал один мальчик из Казахстана, приходит и говорит: «Вот мое портфолио». Он даже не понимает, что это театральное училище, а не модельное агентство. Его спрашивают: «Какие книги читаете?» Он совершенно на голубом глазу говорит: «Я очень люблю русскую культуру. Но я ничего не читаю. Зато я телевидение смотрю, почти все программы!». О чем тут говорить?».

А что же кино? В последние годы Евгений Стеблов вновь востребован отечественным кинематографом. Он очень убедительно сыграл маньяка доктора Кроткого в многосерийной комедии Олега Фомина «Конференция маньяков», снялся в мелодраме «Вечерний звон» режиссера Владимира Хотиненко, сериале «Любовь. Ru». Одна из последних работ актера – роль Федулова в сатирической комедии Владимира Зайкина «Слушатель».

Сын Евгения Юрьевича, Сергей Стеблов (1973 г.р.), пошел по стопам отца - он окончил Театральное училище имени Б. Щукина. Как и у отца, круг его профессиональных интересов очень широк. Он снимается в кино, написал пьесу «Пришельцы», которую поставили в театре «Вернисаж» и в которой играли оба Стебловых. Кроме того, Сергей пишет сценарии и пробует себя в телевизионной режиссуре.

Игорь BIN

Использованные материалы: Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия; Дмитрий Мельман, «Грешник голубых кровей» («Московский Комсомолец», 03.12.2005, http://www.mk.ru); Анна Чепурнова, «Евгений Стеблов: Ради искусства не стоит жертвовать жизнью» («Вечерняя Москва» №230, 08.12.2005); Андрей Морозов, «Евгений Стеблов: Пока не понимаю, что такое 60» («Известия», 08.12.2005, http://www.newizv.ru); Биография Евгения Стеблова на сайте «Международный Объединенный Биографический Центр» http://www.biograph.ru; Ольга Рябинина, «Евгений Стеблов: другая жизнь после автокатастрофы» («Аргументы и Факты», http://www.aif.ru); ТВ программа «Линия жизни». «Стеблов Евгений. Сюжет души» http://www.tvkultura.ru; Наталья Насонова, «Стеблов о случайностях и любви» http://www.dni.ru;

Марина Давыдова, «Сейчас все друг друга великими называют. Это же стыдно» («Известия»)

rusactors.ru

Евгений Стеблов: «Заработок никогда не был для меня главным» / Православие.Ru

Евгению Стеблову — 70. Всего 70. Потому что уже более полувека артист — на экране. Путевкой в жизнь стала картина Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Позже были роли у Михаила Калика, Алексея Коренева, Сергея Соловьева, Никиты Михалкова, Игоря Масленникова, Михаила Козакова... «Грех жаловаться», — признался Евгений Юрьевич в интервью «Культуре».

культура: Как готовитесь к юбилею?

Стеблов: Вот интервью даю... СМИ замучили — продохнуть некогда. Если серьезно, в родном Театре имени Моссовета репетирую роль купца Ахова в спектакле «Не все коту масленица» Островского. Премьера ожидается в конце января.

культура: А как же новые мемуары? Ваша книга «Против кого дружите?» пережила уже четыре издания. Может, стоит дополнить главами о ныне живущих коллегах?

Стеблов: Вы ошибаетесь — я не пишу воспоминаний. Эта книга — сюжет моей души. Использую внешнюю канву творческой судьбы, не более того. Два года назад написал маленькую, но очень важную для меня повесть «После» — о покойной жене Татьяне и моей любви к ней. Больше пока ничего. Я же еще преподаю в Институте театрального искусства, работаю в СТД...

культура: Преподаватели вузов часто жалуются, что студент нынче «не тот»: ничего не знает, ничем не интересуется...  

Стеблов: На актерские факультеты абитуриенты принимаются по конкурсу, так что в каком-то смысле все априори одарены. А мало-мальские способные пустыми, как правило, не бывают. Хотя в мире сейчас культурная деградация. Везде. Массовая культура доминирует, все упрощает, делает утилитарным. Последствия очевидны, мы их расхлебываем. Но это дело наживное. Я всегда говорю студентам: актерский факультет дает хорошее гуманитарное образование, если относиться к учебе добросовестно.

«Я шагаю по Москве»     

культура: В Вашем сложном графике сегодня есть место кино?

Стеблов: Какое кино? Где оно?.. Время от времени снимаюсь. Но потом этих картин не вижу. Проката нет. На сериалы, если случается участвовать, по ТВ не попадаю. Это раньше кино играло в нашей жизни большую роль. Советское кинопроизводство было выдающимся. Потом все распалось, но я все равно снимался. И в 90-е, и в нулевые. Теперь не очень интересно. Технологии, сама техника — все стало более совершенным. Съемки проходят быстрее. Но творческие задачи упростились... К счастью, заработок в кино никогда не был для меня главным. Я давно понял, что, если соглашаюсь ради денег, а материал не нравится, все рассыпается. Если же исхожу из творческого интереса — и результат приличный, и гонорар. И по факту, кинолент все равно достаточно... А вот, скажем, много ли работ было у Любови Петровны Орловой? Десятка полтора, не больше. А какой эффект они производили! Какое значение имела ее работа с Григорием Александровым для людей!

культура: Так у нее почти каждый фильм — жемчужина в короне советского кино.  

Стеблов: Кроме пары неудачных, да. Причем до встречи с Александровым это ведь была еще не та Любовь Орлова, которую мы знаем. Не очень люблю термин «звезда». Но она действительно — суперзвезда советского экрана. Даром, что не профессиональная драматическая актриса, а певица, танцовщица. Помню, как был поражен ее ролью в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Фаина Георгиевна тогда отказалась играть, роль передали Любови Петровне. И она сделала это по-своему. И так здорово! После Раневской-то — актрисы очень крупного масштаба.

культура: Они же совсем разные.  

Стеблов: Вот именно. Поэтому Раневская играла СТРАННУЮ миссис, а Орлова — странную МИССИС... К слову, у них были хорошие отношения, Фаина Георгиевна любила Любовь Петровну. Делить им было абсолютно нечего.

культура: Но свет звезды по имени «Любовь Петровна» наверняка распространялся по всему театру?

Стеблов: Любовь Петровна — уникальное явление, в жизни больше походившая на свой персонаж из фильма «Весна» — профессоршу в очках. Хрупкая, достаточно миниатюрная, с прекрасной фигурой. Следящая за собой. Когда я увидел ее первый раз за кулисами, возле служебного лифта, то подумал, что это молодая женщина. Только подойдя ближе, понял: Она. Лицо, конечно, было уже не 30-летней женщины. Но фигура!..

культура: Потом, пожалуй, только Людмила Гурченко до конца жизни сохраняла такую же стройность...  

Стеблов: Понимаете... Любовь Петровна аристократкой была... Гурченко, при всем уважении к ней, — другая. Сравнивать их не очень корректно. Орлову в театре за глаза звали Любочкой. Так к ней относились. Прозвища были у всех. Фаина Георгиевна — Фуфа. Вера Петровна Марецкая — В.П. Любочка же с удивительным достоинством несла свою славу. В обычном, человеческом понимании была очень скромна. А мера ответственности, которую она ощущала перед зрителями, — невероятно высока. Помню, у рабочего сцены случился юбилей, и он решил отметить его в театре. С разрешения дирекции накрыл стол в репетиционном зале, пригласил родственников из деревни и... всех народных артистов СССР. Никто не пришел. Кроме Любови Петровны. Если нужно было кому-то помочь — живо откликалась. Да и Фаина Георгиевна все время отправляла денежные переводы бедным людям, даром, что сама была небогата. Порой почти всю зарплату тратила на это...

«Фома Опискин» культура: А какими Вам вспоминаются Марецкая, Бирман?

Стеблов: С Верой Петровной у меня были очень хорошие отношения, мы много играли вместе. Прекрасное чувство юмора, внутреннее озорство, невероятная сила воли... Она ведь тяжело болела, перенесла несколько операций. Но оставалась до конца очень мужественной. Продолжала работать. А когда уже не могла, к ней домой приходили из радиокомитета, и она записывала передачи. Серафима Германовна Бирман — отдельная история. Я вообще спокойно отношусь к комплиментам, как к одному из обязательных атрибутов нашей профессии. Но двумя лестными отзывами дорожу. Михаил Ильич Ромм после «Я шагаю по Москве» сказал, что я должен играть Достоевского. И провидцем оказался. Очень люблю Федора Михайловича. Играл Алешу Карамазова, Ростанева в «Фоме Опискине». А во время перестройки в одной из центральных газет даже опубликовал большую статью о юморе Достоевского. Второй комплимент был от Бирман. Когда-то у нас шел спектакль «Несколько тревожных дней». Ростислав Янович Плятт играл отца, я — сына. Он — академик, физик, я — молодой кандидат наук. Два поколения, конфликт отцов и детей... И была у нас парная сцена, честно говоря, очень выигрышная для меня. Плятт вообще был замечательным партнером, очень деликатно уходившим в тень. А Серафима Германовна уже редко появлялась в театре. И вдруг зимой пришла. Сидела в директорской ложе. После спектакля я вышел из театра на Тверскую. Мороз. Тороплюсь к метро. Вдруг на углу у Маяковской понимаю, что за спиной кто-то тяжело дышит. Оборачиваюсь — и вижу Серафиму Германовну. Пожилую женщину, которая бежала за мной от театра, чтобы сказать: «Молодой человек! Очень приятно видеть на сцене человека с позицией»...

культура: И никакой звездности?

Стеблов: Так затаскано это слово, вы меня извините. Ну, при чем звездность, если речь о даровании? Да и термин голливудский, больше относящийся к киноиндустрии, чем к театру. Скорее, коммерческий, а не творческий. Однажды мы с сыном вели на телевидении ток-шоу. Вдруг гость программы говорит: «Я сейчас работаю с такой-то актрисой... Это еще никому не известная звезда!» Ну, абсурд!

культура: К слову, сына Вы давно видели? Он по-прежнему в Соловецком монастыре?

Стеблов: Раз в год летаю. Двумя самолетами... Да, Сергей на Соловках. Сначала был трудником. Все, кто приходит в монастырь, начинают с этого: живут, работают, молятся. Но пока не члены братии. Спустя год Сергея произвели в послушники. Это уже первый чин. Заполняется анкета, которую утверждает патриарх, шьется подрясник, в храме происходит чин его одевания. Три года в послушниках, и вот уже около года — инок. В рясе. В клобуке с лентами... Два раза в месяц созваниваемся. Поначалу это не благословлялось, но теперь можно. Сын проходит определенные этапы нелегкого пути. С Божьей помощью преодолевает борение...

культура: У Вас, по-моему, никогда подобных мыслей не возникало — оставить мирскую жизнь. Даже после ухода супруги, с которой прожили 38 лет. Хотя старец Боровского монастыря, отец Власий, и сказал Вам: тоже там будете, на Соловках...

На благотворительном концерте «Соловки: златая цепь времен» в Херсонесе     

Стеблов: Нет-нет... (смеется). Он имел в виду, что мы с монастырем будем вместе что-то делать. Так и получилось. Раз в год, может, чаще обитель проводит в одном из регионов музыкально-литературно-религиозно-просветительский вечер. Участвуют братский хор, солисты Мариинской оперы, симфонический оркестр Архангельской филармонии, детский хор. А наместник, благочинный и я читаем тексты. Идет видеоряд: история Соловецких островов и монастыря, житие святых Зосимы, Савватия и Германа, Соловецкий лагерь особого назначения, школа юнг во время войны, восстановление святыни и новая жизнь...

культура: Монастырь начал возрождаться в конце 1980-х. Но еще лет 12 назад производил удручающее впечатление. Как и весь остров. Инфраструктуры — никакой. Жить практически негде. В последнее время произошел большой подъем. Многое зависит ведь от наместника. А архимандрит Порфирий до этого назначения был казначеем в Троице-Сергиевой лавре.  

Стеблов: Все-таки это ставропигиальный монастырь. С Божьей помощью и участием патриархии проблемы решаются. Постепенно вводятся в строй реконструированные объекты. Но объем работы еще большой.

культура: Любите там бывать?

Стеблов: Я летаю на свидания с сыном. Обычно на неделю. Первый раз жил в гостинице вне монастыря, потом, по приглашению руководства, стал селиться в гостевых покоях. Удобно: в коридор выходишь — слышно песнопения. В пять утра уже служба начинается, а из коридора дверь ведет прямо в храм.

культура: Живете по уставу?

Стеблов: По мере сил. Никто не заставляет. Но мне кажется это разумным.

культура: Мирянину не всегда бывает легко отстоять длинную монастырскую службу.

Стеблов: Ну, я могу и посидеть немного. Да и живу фактически в здании храма. Меня же никто не контролирует. А трапезничаю с братией.

культура: Сергей ушел в монастырь сразу после смерти матери. А Вы спустя год женились... Как познакомили новую жену с сыном?  

Стеблов: Это удивительная история. Божий промысел. У моей падчерицы Лилечки был день рождения, и она попросила маму, Любовь Владимировну, подарить ей путевку на курорт под Петрозаводском. Люба решила поехать с ней. Пришла, рассказывает. А я говорю: «Так ведь в это время я буду в Петрозаводске с монастырем...» Представляете? Это же не было специально организовано! Я предупредил Сережу, и Любовь Владимировна с Лилей приехали из санатория на такси. Пообщались перед началом мероприятия, в антракте. Любовь Владимировна — человек воцерковленный, она сразу обняла Сережу. И все прошло хорошо. Потом уже я спросил его:

— Ну, как тебе девочки?

— Добрые.

культура: Немногословный...

Стеблов: Он разный. Но, безусловно, одаренный. Сергей ведь пьесы писал, кино снимал.

культура: Вы смирились с его решением?

Стеблов: А куда деваться мне, отцу? Значит, на то воля Божья.

культура: Творчество и литературные способности никуда от него не денутся...  

Стеблов: Вы опрометчиво думаете, что для него это самое главное. Для человека, который посвящает себя Богу, все занятия вытекают из главного. Одно из правил монастырской жизни — послушание. Сюда приходят не для того, чтобы без конца что-то инициировать. Хочешь жить своими проектами — оставайся в миру, за уши никто не тянет. В обитель приходят люди, которые понимают в определенном смысле тщетность пребывания в миру. И посвящают себя внутренней жизни, вере, молитве. Это серьезный выбор. Мирская жизнь — параллельно.

культура: В Вашей жизни была большая любовь к маме Сергея — покойной Татьяне Ивановне. И есть многолетняя мужская дружба. С Никитой Сергеевичем Михалковым.

Стеблов: Да, мы с Никитой столько лет вместе...

культура: С ХIХ века, кажется?

Стеблов: Неужели так плохо выгляжу? (Смеется.)

культура: Я имела в виду предков.

Стеблов: А-а, вон вы о чем. Наши предки действительно были знакомы в Рыбинске в конце ХIХ — начале ХХ века. Мой прадед Пал Палыч Стеблов — действительный статский советник, директор двух гимназий, председатель Городской думы. Сергей Владимирович Миха΄лков, двоюродный дед Никиты, — предводитель дворянства...

«Собака Баскервилей»     

культура: В середине ХХ века пути снова пересеклись: вы с Михалковым впервые снялись вместе в картине «Я шагаю по Москве», а Ваш дядя спас дядю Никиты Сергеевича...

Стеблов: Брат Сергея Владимировича во время войны попал в плен, потом оказался в тюрьме. Михалков за него хлопотал, и брата выпустили. Но прописки он был лишен. Ситуация дурацкая: прописать не могли, потому что не работал. А на работу не брали, потому что нет прописки. Мой дядя, Виктор Викторович Стеблов, был первым директором книжного магазина «Москва» (к слову, раньше он назывался «сотый» и находился на другой стороне улицы Горького), и многие деятели культуры ходили к нему за дефицитом. Вероятно, Сергей Владимирович и попросил его о помощи. В то время это было небезопасно, но мой дядя все-таки устроил дядю Никиты такелажником.

культура: Так это Виктор Викторович привил Вам любовь к книгам?

Стеблов: Да никто мне ее не прививал! В детстве, в юности, конечно, читал. Но книгочеем никогда не был.

культура: Как же начали писать — без любви к слову это вряд ли возможно?  

Стеблов: А вот это уже была потребность... В определенные периоды жизни Господь посылает важные книги, которые оказывают на меня большое влияние. Но беллетристикой не интересуюсь. Понимая природу писательского дела, я уже не хочу читать все подряд. Другое дело — религиозно-философские книги, жития святых, мемуары талантливых людей...

культура: Стало быть, и кино чужое не смотрите? Уж про него-то Вы тем более все понимаете.

Стеблов: Почему? Смотрю. Я не изолирован от своей среды. Однако еще в 1970-е почувствовал, что кино перестает быть доминирующим фактором общественного сознания. А потом Георгий Николаевич Данелия, крестный в кино, подтвердил мою мысль. Вернувшись с похорон Федерико Феллини, он сказал: «Это были похороны кинематографа». Сейчас кругом сплошная информация.

культура: Хотите сказать, что интернетом не пользуетесь?  

Стеблов: Нет. А зачем? Я с 17 лет — публичный человек. Про меня все известно. И я спокойно к этому отношусь. Скрывать мне нечего. Но и читать, что пишут о моей персоне, неинтересно. Живу по принципу: делай, что должно, и будь что будет. Однажды в санатории я познакомился с симпатичной семейной парой из-под Мурманска — примером самоотверженной взаимной любви. Сергей работал в шахте, его завалило, он чудом выжил, но оказался обездвижен. И теперь супруга Люда возит его на коляске. Для них интернет — средство общения. Они-то мне и сказали: «О Вас столько написано!» А я даже не догадывался... Словом, публичности достаточно, иной раз даже чересчур. Изливать душу в Сети потребности нет. Для этого есть сцена, экран, литература.

культура: У Вас ведь еще матушка, кажется, жива, можно с ней поделиться...

Стеблов: Да, папа ушел 15 лет назад. А маме, слава Богу, 92-й год. Конечно, у нее есть проблемы со здоровьем. Но она педагог по образованию, работала директором школы, и в принципе настолько организованный и сильный человек, что может служить примером выживания. Сама себя обслуживает. Хотя, естественно, я каждый день звоню и регулярно бываю у нее.

«Свадьба Кречинского» культура: Вы учились в маминой школе?

Стеблов: Нет, я этого не хотел... (улыбается). К слову, обе мои бабушки тоже были преподавателями. И я очень хорошо знаю учительскую среду. Вы не представляете, какая возня начиналась в коллективе, когда появлялся талантливый педагог... Хотя чем актерская среда отличается? Леня Филатов давно назвал вещи своими именами. «Сукины дети», да. Вообще-то артисты — замечательный народ. Если заняты делом. Но, не дай Бог, испытывают дефицит ролей, играют не то, что хочется. Тогда-то и начинаются интриги. Все-таки у нас среда гипертрофированного тщеславия. Слава тебе, Господи, в свое время я понял, что нет прямой взаимосвязи между дарованием и успехом. Это разные Божьи дары. Или испытания.

культура: Возвращаясь к Вашей дате... Понятно, что большая часть жизни позади. Жалеете о чем-то?

Стеблов: Грех жаловаться. Я поступил в институт в 16 лет — и был счастлив. В 17 лет начал сниматься, и к окончанию Щукинского училища имел за плечами четыре главные роли и одну локальную. В 1966-м началась моя театральная судьба. Спустя три года пришел в Театр имени Моссовета, где служу до сих пор. Было множество ролей. В основном центральных. Но я никогда не стремился сыграть как можно больше. Каждому человеку Господь посылает свою судьбу. Наивно представлять себе абстрактные схемы и стремиться к их исполнению. Надо в этой жизни быть счастливым, а не в какой-то другой.

культура: Чего желаете себе в день рождения?

Стеблов: Здоровья. Себе и близким. И чтобы сил хватило пройти тот путь, что Господь Бог уготовил.

pravoslavie.ru

Евгений Юрьевич Стеблов (актер): биография, роли в кино и личная жизнь

Народный артист РФ Евгений Юрьевич Стеблов всей своей творческой деятельностью на театральных подмостках и многочисленных съемочных площадках достаточно убедительно доказал свой высокий профессиональный уровень. Сегодня он помимо актерской деятельности удачно пробует себя в режиссуре и писательском амплуа.

Потомок известного и древнего дворянского рода появился на свет 8 декабря 1945 года в Москве. Интеллигентная семья (отец – радиоинженер, а мать – учительница и потом директор средней школы) привила в Жене жажду к знаниям и всему прекрасному. Все его детство прошло близи от печально известного в ту пору своей криминальной славой района «Марьиной рощи». Поэтому ребенок вырос не в субтильного молодого мужчину, а в нормального советского парня, всегда готового, как тогда говорили, «к труду и обороне».

После получения аттестата о среднем образовании Евгений не стал принимать в расчет желание родителей, мечтающих видеть свое чадо преподавателем филологии, и поступает в «Щуку». После получения высшего театрального образования Стеблов поступает на службу в «Ленком» (1966-1967), а потом в течение года выходит на подмостки в театре Советской армии. А с 1969 года Евгений Юрьевич входит в состав труппы театра имени Моссовета.

Прекрасная театральная подготовка позволила Стеблову успешно реализоваться и в кино. Именно под прицелом камер кинооператоров будущий Народный артист России максимально реализовался в своих известных всей стране персонажах. Сегодня фильмография актера очень впечатляет своей разноплановостью и полнотой: «Юность наших отцов» (1958), «Первый троллейбус» (1963), «Я шагаю по Москве» (1964), «Урок литературы» (1968), «Егор Булычов и другие» (1971), «Василий Теркин» (1973), «Рассказы Марка Твена» (1976), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1981), «Не ходите, девки, замуж» (1985), «Каталажка» (1990), «Ужин в четыре руки» (1999), «Вечерний звон» (2003), «Привет, киндер!» (2008), «Студия 17» (2013), «Сохрани мою речь навсегда» (2015).

Личная жизнь артиста выглядит очень убедительной и лаконичной. В 1971 году Евгений Юрьевич Стеблов женился на Татьяне Осиповой, которая работала финансистом. А в 1973 году у пары родился сын Сергей, пошедший в профессиональном смысле по стопам отца. В 2010 году после смерти Татьяны он сочетался браком во второй раз с Любовью Глебовой.

Кроме того, что Народный артист России является примерным семьянином, известно о его серьезном религиозном убеждении в ценностях Православия и неравнодушии к последним событиям в политической жизни страны.

www.kakprosto.ru


Смотрите также