Актер рыбников алексей биография


Алексей Рыбников

Любимые миллионами фильмы, вошедшие в «золотой фонд» советского кинематографа, без его музыки потеряли бы многое. Поклонники творчества Алексея Рыбникова уверяют – душу. И если вспомнить пронзительную мелодию «Встреча» из кинофильма «Сказки о звездном мальчике», то понимаешь – слова о душе вовсе не пафос. Музыкальное сопровождение встречи сына с мамой красной линией подчеркивает смысл картины.

Композитор Алексей Рыбников

А как представить киносказки «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку» без песен «Затянуло бурой тиной…» и «А-а, крокодилы-бегемоты…». «Тот самый Мюнхгаузен», «Вам и не снилось…», «Усатый нянь» – любимые кино-хиты юности легко находили дорогу к сердцу с помощью мелодий Рыбникова. И лукавит утверждающий, что не прослезился, слушая романс «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось».

Детство и юность

Будущий композитор родился в послевоенной Москве в творческой семье с трагической родословной. Мужчины-предки по линии матери – из белых офицеров, верой и правдой служивших царю. Деда-генерала расстреляли в Первую мировую. Бабушке Алексея Рыбникова, пытавшейся защитить мужа, прострелили руки, а маму, девочку пяти лет, вывели на расстрел, и лишь чудо спасло ребенка от гибели.

Алексей Рыбников в детстве

Чудом остался жив и отец Алексея, Лев Самойлович. В 14 лет подростка, заболевшего туберкулезом, отправили умирать в туберкулезный барак. Лева сбежал из страшного места, где каждый день видел смерть, и решил встретить последний день жизни на воле.

Спас мальчика православный сельский батюшка, приютивший в домике при храме. Священник выходил еврейского парнишку, научил петь церковные псалмы. От настоятеля музыкально одаренный юноша перенял азы скрипичной игры.

Семья Рыбниковых жила в коммунальной квартире вчетвером – родители с Алешей и бабушкой ютились в десятиметровой комнате. Папа с мамой считали каждую копейку, хотя Лев Рыбников был лучшим скрипачом в оркестре Александра Цфасмана. Творческая жилка обнаружилась и у мамы, Александры Алексеевны. Женщина из подручных материалов сооружала для светских модниц невероятные шляпки и шали.

Алексей Рыбников в молодости

Мама в мечтах видела сына знаменитым композитором. Зато отец, тонко чувствовавший фальшь и требовательный, критично оценивал музыкальные способности Алеши. Но уступил, когда мама настояла на покупке пианино: место громоздкому инструменту нашли, продав буфет.

Первая попытка поступить в музыкальную школу провалилась: от Алексея Рыбникова, разучившего на пианино пару пьес, учителя потребовали повторить спетые мелодии голосом. Мальчик от неожиданности растерялся. Стену пробила мамина настойчивость: женщина нашла преподавателя по сольфеджио. В следующем году Алексея Рыбникова приняли.

Первые годы отец ругал сына за «отсебятину» и вольные импровизации, пока не заметил у мальчика искру композиторского таланта. Чтобы убедиться в способностях Алексея, поступившего в элитную школу при Гнесинке, Рыбников-старший попросил Арама Хачатуряна глянуть на сочинение сына.

Алексей Рыбников

Именитый композитор посмотрел ноты и тут же принял юного коллегу в свой класс при консерватории, где юное дарование начало изучать композицию. Спустя 5 лет, в 1967-м, Рыбников получил диплом с отличием, а через 2 года окончил аспирантуру. Талантливого 18-летнего аспиранта оставили преподавать, чем он и занимался до 1975-го.

На тот момент у Алексея Рыбникова была семья. Чтобы обеспечить ее существование, молодой музыкант брался за любую подработку: давал уроки студентам Гнесинки, играл на пианино в детских садиках, руководил учебным оркестром в театральном вузе.

Музыка

Начало творческой биографии Алексей Рыбников положил в 8 лет, написав первые фортепианные пьесы для сказки-фэнтези «Багдадский вор». А балет 11-летнего композитора «Кот в сапогах» и стал тем сочинением, которое убедило Арама Ильича Хачатуряна взять мальчика под свою опеку.

Но официальным дебютом молодого композитора стала фортепианная соната «Хороводы», которую Рыбников сочинил на 1-м курсе консерватории. Музыкальные критики уже тогда обратили внимание на нешаблонность «почерка» Алексея, умение вплетать фольклорные мотивы в современную канву.

Алексей Рыбников в студии звукозаписи

В 1967 году Алексей Рыбников, вдохновленный стихами о толпе, растоптавшей цветок, написал дипломную скрипичную балладу. Спустя два года появилась Первая соната, в которой музыкант виртуозно смешал русские и западные традиции.

Но если Первую сонату приняли благожелательно, то Вторую профессура консерватории и советские музыкальные критики назвали слишком авангардной, разгромив в пух и прах. Композитор, не ожидавший такой разгромной критики, заболел язвой желудка.

Хачатурян оказался единственным, кто поддержал Рыбникова. Арам Ильич утешил молодого коллегу, рассказав, что тоже заработал «композиторскую язву» после «разноса» дебютных произведений.

Алексей Рыбников

За каприччио «Скоморох» Алексея Рыбникова сначала ругали, но потом вручили премию. Музыкант научился стойко принимать удары судьбы и не боялся экспериментировать. Покинув стены консерватории, Рыбников, вдохновленный стихами поэта Людвика Ашкенази, написал первые романсы «Молитва» и «Телефон».

В середине 1960-х Алексей Рыбников прочно связал жизнь с кинематографом и драмтеатром. Поначалу работа в кино рассматривалась как неплохой заработок, но, начав соединять драматургию с музыкой, Рыбников увлекся и превратил в дело всей жизни.

Заказы на музыкальное озвучивание кинофильмов давали полет фантазии, материальную стабильность и невероятно мобилизовали. Ведь свободному художнику, а в середине 1970-х Алексей Рыбников оставил государственную службу, халтурить было не с руки: кинопродюсеры брак не принимали.

В 1970-х музыканта, увлекшегося роком, позвали писать музыкальное сопровождение «Острова сокровищ». Появившаяся перед этим рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» стала открытием для московского композитора и вдохновила на смелые эксперименты.

С тех пор Алексей Рыбников создал произведения, украсившие более чем сотню кинокартин. Самыми известными лентами с музыкальным сопровождением Рыбникова в 1970-х стали фильмы «Остров сокровищ», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Усатый нянь» и «Тот самый Мюнхгаузен».

В 2000-х востребованность композитора не уменьшилась, он сочинил музыку к популярным сериалам и художественным картинам. За услугами к Алексею Рыбникову обращались Тигран Кеосаян, Эльдар Рязанов, Станислав Говорухин и Владимир Хотиненко.

Театральные режиссеры тоже не обошли Рыбникова вниманием. Алексей Львович сочинил музыку для спектаклей «Коварство и любовь» и «Прозрачный мальчик», которые с аншлагами шли в театрах столицы.

Наибольшую известность Алексею Рыбникову принесли музыкальные сочинения, предназначенные для сценической постановки. В 1976-м в Ленкоме состоялась премьера первой в Советском Союзе рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую Алексей Львович написал в соавторстве с Павлом Грушко.

Инициатором создания оказался Марк Захаров, поставивший оперу в Ленкоме. Музыкальный спектакль шел на подмостках театра 17 сезонов. В оригинальном сезоне главных героев рок-оперы сыграли Александр Абдулов и Любовь Матюшина.

Спектакль Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»

Чиновники Минкульта встретили революционный спектакль в штыки, назвав рок-оперу «чуждым жанром». Но после 11 отказов и переделок постановке дали «зеленый свет». Ленком и всех причастных ждал оглушительный успех, Алексея Рыбникова назвали композитором 1979 года.

В конце 1980-х тираж альбомов с музыкой звездного композитора достиг рекордной цифры – 10 миллионов копий. А в 1981 году в Ленкоме состоялась премьера второго рок-хита Алексея Рыбникова: театралы увидели оперу «Юнона и Авось». И снова сумасшедшему успеху предшествовал громкий скандал, ведь «опальный» рок композитор-революционер соединил с не менее «опальными» православными молитвами.

В 1982-м альбом запретили, а в 1983 году он лидировал в хит-параде: Алексей Рыбников выиграл суд, которым запрет с «Юноны и Авося» был снят. Ленком с рок-оперой Рыбникова отправился на зарубежные гастроли. В Париже по воле Пьера Кардена спектакль увидели на Елисейских полях. В Британии сняли фильм по рок-опере, который вскоре показали в 50 странах мира.

В начале 1990-х Алексей Рыбников представил поклонникам новый шедевр – мистерию «Литургия оглашенных». Постановка сопровождалась аншлагами в России (за 2 сезона состоялось 70 представлений) и в Америке.

В 1999 году в российской столице, в Большом Ржевском переулке, открылся Театр Алексея Рыбникова на полтысячи мест. На официальном сайте театра можно узнать о грядущих представлениях и заказать билет на спектакль.

Спектакль Алексея Рыбникова «Юнона и Авось»

В начале нового столетия Рыбников представил поклонникам своего творчества музыкальную драму о трагической судьбе непризнанного коллеги Максима Березовского. Зрители впервые увидели спектакль «Маэстро Массимо» в нулевых.

Спустя 5 лет Алексей Рыбников порадовал поклонников Пятой симфонией, названной «Воскрешение мертвых», а в 2012-м на подмостках его детища театралы-меломаны впервые увидели постановку «Аллилуйя любви» – микс известных произведений Рыбникова для театра и кино.

Личная жизнь

Композитор дважды побывал в ЗАГСе. Жен Алексея Рыбникова роднит имя Татьяна. В первом браке родились двое детей – Анна и Дмитрий.

Алексей Рыбников и его жена

Анна Рыбникова стала кинорежиссером. Она первой исполнила роль Кончиты из «Юноны и Авося» в 1980 году. Девочке на тот момент исполнилось 13 лет. Артистки, которым выпадало счастье играть Кончиту, за эталон берут запись юной Ани Рыбниковой.

Сын пошел по стопам отца. Дмитрий Рыбников пишет эстрадную музыку для мультфильмов, сериалов и полнометражных фильмов, сотрудничает с западными исполнителями.

Алексей Рыбников сейчас

В 2017 году Ленком в 1500-й раз представил театралам звездную рок-оперу на стихи Андрея Вознесенского, песни которой стали хрестоматийными.

Алексей Рыбников в 2017 году

В 2017-м Рыбников вернулся к мистерии «Литургия оглашенных», премьера которой состоялась четверть века назад. Алексей Львович, углубив философскую и духовную тему, снял одноименный фильм, впервые выступив как режиссер. Картина выйдет на экраны в 2018 году.

Дискография

  • 1971 — «Остров сокровищ»
  • 1975 — «Приключения Буратино»
  • 1977 — «Про Красную Шапочку»
  • 1977 — «Усатый нянь»
  • 1978 — «Новые приключения капитана Врунгеля»
  • 1978 — «Шла собака по роялю»
  • 1979 — «Тот самый Мюнхгаузен»
  • 1980 — «Вам и не снилось»
  • 1982 — «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»
  • 1983 — «Сказка о Звездном мальчике»
  • 1984 — «Прохиндиада, или Бег на месте»
  • 1986 — «Русь изначальная»
  • 1992 — «Воспитание жестокости у женщин и собак»
  • 2006 — «Заяц над бездной»
  • 2006 — «Волкодав из рода Серых Псов»
  • 2006 — «Андерсен. Жизнь без любви»
  • 2009 — «Поп»
Page 2

Михаил Яншин

Актёр театра и кино, театральный режиссёр, народный артист СССР

24smi.org

Судьба актёра: Николай Рыбников

13 декабря 2018

В жизни Николая Рыбникова было две больших любви — кинематограф и Алла Ларионова. Ради них он был готов на любые жертвы…

Николай Рыбников родился 13 декабря, а вот год в разных источниках указывается то 1930, то 1928. Так же достоверно неизвестно кем был его отец — актёром Борисоглебского драматического театра или же простым слесарем на заводе. В 1941 году отец ушёл на фронт, а мать с двумя сыновьями переехала в Сталинград к сестре. Вскоре с фронта пришла похоронка… Трагическая весть подкосила женщину. У неё появились серьёзные проблемы с сердцем, и через несколько месяцев она умерла, а мальчики остались круглыми сиротами на попечении тётки.

Рыбников был завсегдатаем школьной самодеятельности и даже числился актёром вспомогательного состава местного драмтеатра, но заниматься всерьёз актёрской профессией сначала не думал. После школы поступил в Сталинградский медицинский институт и отучился два года, прежде чем понял, что совсем не мечтает быть врачом… Он забрал документы и поехал в Москву, где с первой попытки поступил во ВГИК. В институте он был «звездой»: преподаватели ценили за талант и темперамент, а студенты — за царящее вокруг него веселье.

Он был талантливым имитатором и часто вместе с друзьями устраивал розыгрыши. Узнав о каком-нибудь сомнительном поступке соседа по общежитию, они заманивали ничего не подозревающего студента в комнату, и тут по радио диктор начинал рассказывать всю их подноготную… Про одного рассказали, что он тайком посещает церковь, про другого — что он в командировке фотографировал приграничные территории. Студенты бледнели от ужаса! На самом деле «передача» шла из шкафа, где сидел Рыбников и вещал в подключённый к радиоприёмнику микрофон.

Однажды розыгрыш чуть не стоил ему не только актёрской карьеры, но и свободы… Голосом знаменитого диктора Левитана он зачитал по комнатному радио «постановление правительства» о резком снижении цен. Ничего не подозревающие студенты встретили эту новость с восторгом, и слухи донеслись не только до преподавательского состава, но и вышли за пределы общежития. Обман раскрылся, и Рыбникова отчислили из института. И это было ещё хорошо — если бы следователь не отнёсся ко всему как к дурацкой шутке, то он вполне мог попасть под статью! Дело спустили на тормозах, а вскоре Рыбникова восстановили в институте — грех было лишаться такого талантливого студента… По мотивам этих событий Пётр Тодоровский снял фильм «Какая чудная игра», но финал был придуман другой.

После окончания вуза Николай Рыбников стал актёром Театра-студии киноактёра и почти сразу же начал сниматься в кино. Дебютом был эпизод без упоминания в титрах в фильме «Сельский врач». В следующем фильме — «Команда с нашей улицы» — была уже полноценная роль, но сам фильм не имел успеха. Заметили Рыбникова после выхода драмы «Тревожная молодость», и режиссёры стали предлагать ему главные роли. Один за другим вышли знаменитые фильмы «Высота», «Девушка без адреса» и «Весна на Заречной улице», после которой актёр стал всесоюзно знаменитым. Мало кто из актёров 50-х годов мог сравниться по популярности с Рыбниковым.

Ещё во ВГИКе Рыбников влюбился в первую красавицу курса Аллу Ларионову. Популярная девушка его ухаживания принимала прохладно и предпочитала более эффектных поклонников. Актёр не отступал — признавался в любви, слал телеграммы, но каждый раз натыкался на равнодушие и так переживал, что решил повеситься. За подготовкой его застал Сергей Герасимов, кричал на весь институт, что «это додуматься надо — вешаться из-за жабы!» и увёл к себе на мужской разговор. О попытках самоубийства Рыбников больше не думал, но успокоиться по поводу Ларионовой не мог. Так прошло около восьми лет…

По сути, их судьбу решил третий человек. Алла Ларионова была влюблена в Ивана Переверзева и ждала от него ребёнка, когда он повторно женился на своей первой жене — актрисе Надежде Чередниченко. Ларионова порвала отношения с любвеобильным актёром и попросила подружку невзначай сообщить Рыбникову о том, что она свободна… Уже через несколько дней они подали заявление в ЗАГС. Дочь Переверзева актёр любил не меньше, чем свою собственную, которая родилась через четыре года. Брак получился крепким и счастливым — они прожили более 30 лет, до самой смерти Рыбникова.

Ради ролей Николай Рыбников себя не жалел. Во время съёмок фильма «Высота» актёр сам взялся выполнять трюк со спуском по железному канату, но перед первым дублем не надел перчатки и несколько метров просвистел вниз, сжимая канат голыми руками! Никто ничего не заподозрил, и только когда понадобилось снять дубль, выяснялось, что у актера страшно разодраны ладони. Ради роли в комедии «Девчата» актер похудел на 20 килограмм, чтобы выглядеть моложе, а потом опять пострадал на съёмках. Работали на Северном Урале, где было -40 градусов, и суп, который Надежда Румянцева привозила «лесорубам», тут же покрывался ледяной коркой. Николай Рыбников по команде режиссёра поднёс ложку ко рту, отхлебнул и… примёрз. Виду не подал, оторвал с вместе с кожей, сплюнул кровь и продолжил работу.

Актёр очень хотел, чтобы в «Девчатах» роль Анфисы сыграла его жена, но режиссёра переубедить не удалось. Обиду Рыбников выплёскивал на получившую роль Светлану Дружинину. С Надеждой Румянцевой отношения тоже не складывались — Рыбников был знаменитостью и не хотел играть с менее известной партнёршей… Вообще, в жизни актёр отличался от своих экранных обаятельных героев. Он был сдержанным закрытым человеком, не давал интервью, любил побыть один и всё свободное время проводил на даче с семьей и малочисленными друзьями. Он дружил с Сергеем Бондарчуком, Леонидом Гайдаем и известными шахматистами Ефимом Геллером и Михаилом Талем, которых упорно пытался обыграть. Порой их с Ларионовой дача превращалась в игорный дом, где мужчины сражались в шахматы, а их жены — в покер.

Рыбников блистал в 50-х и 60-х годах, снялся в драмах «Им покоряется небо», «Нормандия-Неман», «Хоккеисты», эпопеях «Война и мир» и «Освобождение», а потом предложений стало в разы меньше. Его типаж перестал быть востребованным, а лесорубы и сталевары потеряли популярность. Он изредка появлялся в эпизодах и второплановых ролях, и самыми известными фильмами последних лет стали «Выйти замуж за капитана» и «Частный детектив, или Операция «Кооперация». В 1990 году Николай Рыбников сыграл в драме Дмитрия Астрахана «Изыди!», и эта роль стала для него последней…

www.domkino.tv

Алексей Рыбников: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото

Любимые миллионами фильмы, вошедшие в «золотой фонд» советского кинематографа, без его музыки потеряли бы многое. Поклонники творчества Алексея Рыбникова уверяют – душу. И если вспомнить пронзительную мелодию «Встреча» из кинофильма «Сказки о звездном мальчике», то понимаешь – слова о душе вовсе не пафос. Музыкальное сопровождение встречи сына с мамой красной линией подчеркивает смысл картины.

Композитор Алексей Рыбников

А как представить киносказки «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку» без песен «Затянуло бурой тиной…» и «А-а, крокодилы-бегемоты…». «Тот самый Мюнхгаузен», «Вам и не снилось…», «Усатый нянь» – любимые кино-хиты юности легко находили дорогу к сердцу с помощью мелодий Рыбникова. И лукавит утверждающий, что не прослезился, слушая романс «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось».

Детство и юность

Будущий композитор родился в послевоенной Москве в творческой семье с трагической родословной. Мужчины-предки по линии матери – из белых офицеров, верой и правдой служивших царю. Деда-генерала расстреляли в Первую мировую. Бабушке Алексея Рыбникова, пытавшейся защитить мужа, прострелили руки, а маму, девочку пяти лет, вывели на расстрел, и лишь чудо спасло ребенка от гибели.

Алексей Рыбников в детстве

Чудом остался жив и отец Алексея, Лев Самойлович. В 14 лет подростка, заболевшего туберкулезом, отправили умирать в туберкулезный барак. Лева сбежал из страшного места, где каждый день видел смерть, и решил встретить последний день жизни на воле.

Спас мальчика православный сельский батюшка, приютивший в домике при храме. Священник выходил еврейского парнишку, научил петь церковные псалмы. От настоятеля музыкально одаренный юноша перенял азы скрипичной игры.

Семья Рыбниковых жила в коммунальной квартире вчетвером – родители с Алешей и бабушкой ютились в десятиметровой комнате. Папа с мамой считали каждую копейку, хотя Лев Рыбников был лучшим скрипачом в оркестре Александра Цфасмана. Творческая жилка обнаружилась и у мамы, Александры Алексеевны. Женщина из подручных материалов сооружала для светских модниц невероятные шляпки и шали.

Алексей Рыбников в молодости

Мама в мечтах видела сына знаменитым композитором. Зато отец, тонко чувствовавший фальшь и требовательный, критично оценивал музыкальные способности Алеши. Но уступил, когда мама настояла на покупке пианино: место громоздкому инструменту нашли, продав буфет.

Первая попытка поступить в музыкальную школу провалилась: от Алексея Рыбникова, разучившего на пианино пару пьес, учителя потребовали повторить спетые мелодии голосом. Мальчик от неожиданности растерялся. Стену пробила мамина настойчивость: женщина нашла преподавателя по сольфеджио. В следующем году Алексея Рыбникова приняли.

Первые годы отец ругал сына за «отсебятину» и вольные импровизации, пока не заметил у мальчика искру композиторского таланта. Чтобы убедиться в способностях Алексея, поступившего в элитную школу при Гнесинке, Рыбников-старший попросил Арама Хачатуряна глянуть на сочинение сына.

Алексей Рыбников

Именитый композитор посмотрел ноты и тут же принял юного коллегу в свой класс при консерватории, где юное дарование начало изучать композицию. Спустя 5 лет, в 1967-м, Рыбников получил диплом с отличием, а через 2 года окончил аспирантуру. Талантливого 18-летнего аспиранта оставили преподавать, чем он и занимался до 1975-го.

На тот момент у Алексея Рыбникова была семья. Чтобы обеспечить ее существование, молодой музыкант брался за любую подработку: давал уроки студентам Гнесинки, играл на пианино в детских садиках, руководил учебным оркестром в театральном вузе.

Музыка

Начало творческой биографии Алексей Рыбников положил в 8 лет, написав первые фортепианные пьесы для сказки-фэнтези «Багдадский вор». А балет 11-летнего композитора «Кот в сапогах» и стал тем сочинением, которое убедило Арама Ильича Хачатуряна взять мальчика под свою опеку.

Но официальным дебютом молодого композитора стала фортепианная соната «Хороводы», которую Рыбников сочинил на 1-м курсе консерватории. Музыкальные критики уже тогда обратили внимание на нешаблонность «почерка» Алексея, умение вплетать фольклорные мотивы в современную канву.

Алексей Рыбников в студии звукозаписи

В 1967 году Алексей Рыбников, вдохновленный стихами о толпе, растоптавшей цветок, написал дипломную скрипичную балладу. Спустя два года появилась Первая соната, в которой музыкант виртуозно смешал русские и западные традиции.

Но если Первую сонату приняли благожелательно, то Вторую профессура консерватории и советские музыкальные критики назвали слишком авангардной, разгромив в пух и прах. Композитор, не ожидавший такой разгромной критики, заболел язвой желудка.

Хачатурян оказался единственным, кто поддержал Рыбникова. Арам Ильич утешил молодого коллегу, рассказав, что тоже заработал «композиторскую язву» после «разноса» дебютных произведений.

Алексей Рыбников

За каприччио «Скоморох» Алексея Рыбникова сначала ругали, но потом вручили премию. Музыкант научился стойко принимать удары судьбы и не боялся экспериментировать. Покинув стены консерватории, Рыбников, вдохновленный стихами поэта Людвика Ашкенази, написал первые романсы «Молитва» и «Телефон».

В середине 1960-х Алексей Рыбников прочно связал жизнь с кинематографом и драмтеатром. Поначалу работа в кино рассматривалась как неплохой заработок, но, начав соединять драматургию с музыкой, Рыбников увлекся и превратил в дело всей жизни.

Заказы на музыкальное озвучивание кинофильмов давали полет фантазии, материальную стабильность и невероятно мобилизовали. Ведь свободному художнику, а в середине 1970-х Алексей Рыбников оставил государственную службу, халтурить было не с руки: кинопродюсеры брак не принимали.

В 1970-х музыканта, увлекшегося роком, позвали писать музыкальное сопровождение «Острова сокровищ». Появившаяся перед этим рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» стала открытием для московского композитора и вдохновила на смелые эксперименты.

С тех пор Алексей Рыбников создал произведения, украсившие более чем сотню кинокартин. Самыми известными лентами с музыкальным сопровождением Рыбникова в 1970-х стали фильмы «Остров сокровищ», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Усатый нянь» и «Тот самый Мюнхгаузен».

В 2000-х востребованность композитора не уменьшилась, он сочинил музыку к популярным сериалам и художественным картинам. За услугами к Алексею Рыбникову обращались Тигран Кеосаян, Эльдар Рязанов, Станислав Говорухин и Владимир Хотиненко.

Театральные режиссеры тоже не обошли Рыбникова вниманием. Алексей Львович сочинил музыку для спектаклей «Коварство и любовь» и «Прозрачный мальчик», которые с аншлагами шли в театрах столицы.

Наибольшую известность Алексею Рыбникову принесли музыкальные сочинения, предназначенные для сценической постановки. В 1976-м в Ленкоме состоялась премьера первой в Советском Союзе рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую Алексей Львович написал в соавторстве с Павлом Грушко.

Инициатором создания оказался Марк Захаров, поставивший оперу в Ленкоме. Музыкальный спектакль шел на подмостках театра 17 сезонов. В оригинальном сезоне главных героев рок-оперы сыграли Александр Абдулов и Любовь Матюшина.

Спектакль Алексея Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»

Чиновники Минкульта встретили революционный спектакль в штыки, назвав рок-оперу «чуждым жанром». Но после 11 отказов и переделок постановке дали «зеленый свет». Ленком и всех причастных ждал оглушительный успех, Алексея Рыбникова назвали композитором 1979 года.

В конце 1980-х тираж альбомов с музыкой звездного композитора достиг рекордной цифры – 10 миллионов копий. А в 1981 году в Ленкоме состоялась премьера второго рок-хита Алексея Рыбникова: театралы увидели оперу «Юнона и Авось». И снова сумасшедшему успеху предшествовал громкий скандал, ведь «опальный» рок композитор-революционер соединил с не менее «опальными» православными молитвами.

В 1982-м альбом запретили, а в 1983 году он лидировал в хит-параде: Алексей Рыбников выиграл суд, которым запрет с «Юноны и Авося» был снят. Ленком с рок-оперой Рыбникова отправился на зарубежные гастроли. В Париже по воле Пьера Кардена спектакль увидели на Елисейских полях. В Британии сняли фильм по рок-опере, который вскоре показали в 50 странах мира.

В начале 1990-х Алексей Рыбников представил поклонникам новый шедевр – мистерию «Литургия оглашенных». Постановка сопровождалась аншлагами в России (за 2 сезона состоялось 70 представлений) и в Америке.

В 1999 году в российской столице, в Большом Ржевском переулке, открылся Театр Алексея Рыбникова на полтысячи мест. На официальном сайте театра можно узнать о грядущих представлениях и заказать билет на спектакль.

Спектакль Алексея Рыбникова «Юнона и Авось»

В начале нового столетия Рыбников представил поклонникам своего творчества музыкальную драму о трагической судьбе непризнанного коллеги Максима Березовского. Зрители впервые увидели спектакль «Маэстро Массимо» в нулевых.

Спустя 5 лет Алексей Рыбников порадовал поклонников Пятой симфонией, названной «Воскрешение мертвых», а в 2012-м на подмостках его детища театралы-меломаны впервые увидели постановку «Аллилуйя любви» – микс известных произведений Рыбникова для театра и кино.

Личная жизнь

Композитор дважды побывал в ЗАГСе. Жен Алексея Рыбникова роднит имя Татьяна. В первом браке родились двое детей – Анна и Дмитрий.

Алексей Рыбников и его жена

Анна Рыбникова стала кинорежиссером. Она первой исполнила роль Кончиты из «Юноны и Авося» в 1980 году. Девочке на тот момент исполнилось 13 лет. Артистки, которым выпадало счастье играть Кончиту, за эталон берут запись юной Ани Рыбниковой.

Сын пошел по стопам отца. Дмитрий Рыбников пишет эстрадную музыку для мультфильмов, сериалов и полнометражных фильмов, сотрудничает с западными исполнителями.

Алексей Рыбников сейчас

В 2017 году Ленком в 1500-й раз представил театралам звездную рок-оперу на стихи Андрея Вознесенского, песни которой стали хрестоматийными.

Алексей Рыбников в 2017 году

В 2017-м Рыбников вернулся к мистерии «Литургия оглашенных», премьера которой состоялась четверть века назад. Алексей Львович, углубив философскую и духовную тему, снял одноименный фильм, впервые выступив как режиссер. Картина выйдет на экраны в 2018 году.

krestyanka.com

Алексей Рыбников

От Валерии до Малышевой: звезды на закрытом показе «Примадонны»

70 лет Алексею Рыбникову: любимые мелодии из кино и спектаклей

Седокова, Самбурская, Пескова посмотрели нового «Терминатора»

От Стервеллы до Дитрих: кем нарядились звезды на Хэллоуин 2019

Водонаева с сыном, Лопырева на премьере «Семейки Аддамс»

12-летняя дочь Реввы стала актрисой дубляжа

Собчак и Рудковская представили реалити-шоу «ЯнаСупер»

Светлаков назвал причину закрытия «Прожекторперисхилтон»

Нагиев, Бондарчук и бывший муж Анфисы Чеховой на съемках «Кухни»

Собчак взяла интервью у Ленина в новом шоу: кадры с площадки

Звезда «Уральских пельменей» объявила об уходе из шоу

«Располневший» Джаред Лето играет убийцу: фото со съемок

Курцын, Снигирь и Цыганов на премьере в Москве

Выбрана актриса на роль Элизабет Тейлор

Юбилейный концерт Пугачевой покажут в кино: премьера трейлера

Высоцкая поддержала мужа на показе фильма «Грех» в Риме

Бледанс и Шпица с сыновьями, дети Киркорова на премьере фильма

Боярский ответил на новости о плохом самочувствии на съемках

Харламов отреагировал на откровенные киносцены с участием жены

Дана Борисова с дочкой, Голубкина первыми увидели новое аниме

Лопез, Йоханссон, Лорен: звезды и легенды на почетном «Оскаре»

Бузова, Семенович, Салтыкова с дочкой на 23-летии «Муз-ТВ»

Рудова призвала бойкотировать шоу Малахова

Участник «Голоса» объяснил отказ пожимать руку Сюткину

Курцын пьет, Лопез хочет замуж: киноновости недели

Ян Гэ: «Нет ничего невозможного. Даже выйти за Брэда Питта»

Финал девятых «Звездных войн» утек в сеть

Аксенова и Прилучный с женой на премьере продолжения «Бывших»

Возлюбленная Петрова снимется в сериале о «фильмах для взрослых»

Режиссер нового фильма о Торе пообещал «удвоить безумие»

От Траволты до Скорсезе: все звезды на красной дорожке в Риме

kino.mail.ru

Алексей Рыбников

Имя: Алексей Рыбников (Aleksey Ribnikov)Дата рождения: 17 июля 1945 г.Знак зодиака: РакВозраст: 73 годаМесто рождения: МоскваДеятельность: композиторОбразование: Московская государственная консерватория с отличиемСемейное положение: женат, двое детейВикипедияБез музыки Алексея Рыбникова многие фильмы стали бы опустошёнными. Композитор вдыхал в них душу, поэтому и помнят до сих пор песню Красной Шапочки и черепахи Тортиллы, его бессмертный романс из «Юноны и Авось». Не менее, чем музыка, интересна биография композитора.Родился Алексей после войны в Москве. Семья была творческая. По мужской линии все были белыми офицерами, которые присягали царю. В Первой мировой войне деда композитора расстреляли. Мама и отец остались живы, только благодаря Богу. Отец заболел туберкулёзом и дожидался со всеми смерти в общем бараке, сбежал оттуда. Хорошо, что попал к батюшке, который смог вылечить мальчика Алексея, научил петь и играть на скрипке. Трудно пришлось еврейской семье. Отец подрабатывал музыкой, а мать шила для дам модные шляпки. Родители купили пианино для своего Алёши, чтобы он мог заниматься музыкой. Мама разглядела в сыне композиторские способности. При поступлении в музыкальную школу Алексей не смог пропеть некоторые мелодии, поэтому его не приняли, но по настоянию мамы он брал уроки сольфеджио. На следующий год удача была на стороне Рыбникова. Отец требовал от сына точного исполнения композиций, но потом понял, что мальчик создаёт свою музыку. В семье родился композитор! Арам Хачатурян, который был знаком с отцом Алексея, просмотрел ноты сочинений мальчика. Хачатурян зачислил юного композитора в свой класс. Через пять лет Рыбников получил красный диплом, окончил аспирантуру и стал преподавать в консерватории, в которой учился. В это время Алексей подрабатывал, обучая студентов Гнесинки. Он аккомпанировал на мероприятиях в детском саду, в театральном вузе был руководителем оркестра. Биография Рыбникова как великого композитора уже была начата в восьмилетнем возрасте, когда ему удалось сочинить несколько пьес-сказок. В 11 лет Алексей сочинил балет «Кот в сапогах». Студент 1 курса консерватории создал сонату для фортепиано «Хороводы», соединив фольклорные мотивы и современные музыкальные мотивы. В качестве дипломной работы юноша написал балладу для скрипки, а через 2 года у него появилась Первая соната со смешением русской и западной музыки. Вторая соната, созданная Рыбниковым чуть позже, была раскритикована многими музыкальными деятелями. На этой почве у композитора разыгралась язва желудка. Хачатурян был на стороне молодого композитора и как мог, успокаивал Алексея.Композитор Рыбников продолжил работать над созданием новых произведений и написал каприччио «Скоморох», который принёс ему музыкальную премию. Появились первые романсы. Но самая важная часть биографии композитора началась с приглашения в кино и театр. За музыку, созданную для фильма и спектакля, хорошо платили. Это было первой причиной к согласию композитора сотрудничать с кинематографом и драмтеатром. Рыбников серьёзно относился к тому, что поручали ему кинопродюсеры.Композитор часто менял свои музыкальные предпочтения: его увлёк рок – родилась рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Количество фильмов, в которых звучит музыка Рыбникова, перевалило за 100. То, что сочинял композитор, было всегда востребованным. Режиссёры сотрудничали с Алексеем с удовольствием. Эльдара Рязанова, Станислава Говорухина и Владимира Хотиненко подкупало профессиональное и серьёзное отношение Рыбникова к работе. Музыка композитора становилась настоящим украшением любого спектакля.Рыбников – первый композитор, который создал рок-оперу. Этот жанр был новым, поэтому у него появились противники. Министерство культуры через несколько отказов для постановки на сцене дал «добро» для рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Театр Ленкома поставил пьесу и насладился успехом, Рыбников стал композитором года. Второй ошеломляющий успех Алексея был после постановки оперы «Юнона и Авось», а потом были зарубежные гастроли.Алексей Рыбников женился два раза. В обоих случаях жену звали Татьяной. От первого брака у композитора двое детей: первой родилась девочка, которую назвали русским именем Анна. Наследнику дали имя Дмитрия. Дочь тоже выбрала профессию, связанную с киноискусством, она стала кинорежиссёром. Анна с 14 лет уже играла в спектаклях, в самых знаковых постановках. Сын стал композитором, он тоже востребован при озвучке мультипликационных фильмов, сериалов и художественных картин.

В Москве открыт Театр, который носит имя композитора. В зале 500 зрительских мест. У театра свой сайт, на нём есть вся информация о настоящем репертуаре. Рыбников попробовал себя в роли режиссёра, его фильм стал премьерным в 2018 году. Любой фильм, любая постановка только выигрывает от той музыки, которая звучит с экрана или со сцены. Музыка Алексея всегда очень точная и конкретная, зрители её очень любят.

biography-life.ru

Алексей Рыбников

Даже если кому-то незнакомо имя Алексея Рыбникова, музыку его слышали все. Мы выросли на детских фильмах с его музыкой. Золотое время для Рыбникова — это, конечно, 80-е. Помимо детского кино, в Москве гремела написанная им рок-опера «Юнона и Авось». Причём, он и сам это замечает, музыку к кино и спектаклям считали чем-то прикладным. «Юнону и Авось» выпустили не как рок-оперу, а как спектакль в Ленкоме. В чём разница? А в том, что в рок-опере главный — композитор, а в спектакле — режиссёр. Впрочем, смелости у Марка Захарова не отнять, поставить такую вещь во времена СССР было делом непростым и рискованным. На сцене не было места рок-музыке, православным песнопениям, намёкам на культуру хиппи. Не было до Ленкома. Люди на «Юнону и Авось» просто ломились. Кто был в этом театре, знает, какой зал маленький, трудно представить, что тогда творилось. Я давно интересуюсь Рыбниковым, но многие вещи узнала впервые. Например, как удалось «пробить» рок-оперу на сцену театра, как удалось записать пластинку. Что меня удивило в Алексее Львовиче, так это склонность к мистицизму. Разных загадочных случаев и совпадений с ним случалось немало. Но он описывает всё это как-то спокойно, в полном осознании реального мира. Вы когда-нибудь встречали магический реализм в non-fiction? Впрочем, чему удивляться, композитор живёт в мире духовного больше, чем в мире материального, а музыка — самое абстрактное из искусств. Рыбников собрал весь духовный опыт человечества в общении с иными мирами в «Литургии оглашенных». Там и шумеры, и «Махабхарата», и тибетская «Книга мёртвых», и Заветы. Да и так ли далека мистика от воли случая или стечения обстоятельств, силу которых признаёт гораздо большее количество людей? Именно так был найден актёр на главную роль в «Литургию оглашенных». Для этого понадобились иностранная делегация, эксперименты композитора К. (в котором угадывается Сергей Курёхин) и фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько. Однако и прагматичности Рыбникову хватало. В 90-е он сумел открыть своё дело, решить все вытекающие из этого на то время проблемы (мошенничество директора, бандитские угрозы, большие долги). А уж рассказ Рыбникова про американские гастроли — чистый О`Генри. Что я ещё вынесла из книги — творческому человеку обязательно нужно, чтобы рядом с ним была спутница, которая ценит его именно с творческой стороны. В случае с композитором, она должна любить его музыку, восхищаться его талантом. Кажется, а разве можно по-другому, когда вся страна любит и восхищается? Одно дело со стороны любить, а другое — изнутри. Да и 90-е своё дело сделали. Так случился второй брак, который запустил новый творческий виток.

К сожалению, книга описывает лишь малую часть жизни Рыбникова. Есть ещё немного про детство, про родителей, про учёбу у Хачатуряна, про работу у Любимова. Про музыку к детским фильмам, к примеру, в ней ничего нет, про оперу «Война и мир» тоже, нет про друзей (а я знаю, что Рыбников очень дружил с Геннадием Хазановым), нет про детей. Есть ещё о чём писать, очень ждём.

www.livelib.ru


Смотрите также