Аксененко николай емельянович биография


Российский некрополь. Николай Емельянович Аксененко и его могила

       Я хочу остановиться на личности российского государственного деятеля, инженера железнодорожного транспорта Николая Емельяновича Аксененко. В недалёком прошлом он занимал посты первого вице-премьера и министра путей сообщения России.

       Многие его считали его конкурентом В. В. Путина за благосклонность первого президента России Б. Н. Ельцина в последние месяцы правления последнего. Николай Аксененко был хорошим железнодорожником и занимал пост министра путей сообщения. Но в тоже время он был и видным общегосударственным деятелем, назначенным на пост первого заместителя председателя Правительства России. После прихода к власти В. Путина, представителя КГБ, мнительного человека сильно боявшегося конкуренции, Аксененко лишился поста вице-премьера, оставшись министром путей сообщения. Но на этом злоключения Николая Аксененко не кончились: в 2001 году на него неожиданно было заведено уголовное дело, а в 2002 году он был фактически смещён с поста министра. Травля, за которой отчётливо просматривалась рука Путина и его гэбэшной банды, активно продолжилась. Обвинения против себя он не признавал, справедливо считая их политически мотивированными. Это сказалось на состоянии здоровья Николая Аксененко и он тяжело заболел. Скончался он в 2005 году в Германии, где находился на лечении, и был погребён на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

       В статье приводятся биографические сведения о Н. Е. Аксененко и сведения о его могиле.

       Биография:

       АКСЕНЕНКО Николай Емельянович.        Родился 15 марта 1949 в селе Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области. Образование получил в Новосибирской институте инженеров железнодорожного транспорта (1972) и в Академии народного хозяйства при Совете министров СССР (1990). В советское время работал на различных должностях на Восточно-Сибирской и Юго-Восточной железных дорогах. С 1984 - заместитель начальника Мурманского отделения, в 1985-1986 - начальник Ленинградско-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги. В 1986-1992 – заместитель начальника, главный экономист, первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги. С 1994 – заместитель, в 1996-1997 первый заместитель министра путей сообщения РФ. Министр путей сообщения РФ в правительствах В. С. Черномырдина, С. В. Кириенко (май – август 1998), Е. М. Примакова (сентябрь 1998 – май 1999). Входил в «премьерскую картотеку» президента Б. Н. Ельцина в числе других кандидатур на должность председателя Правительства РФ после отставки Е. М. Примакова в мае 1999. Однако Б. Н. Ельцин держал его лишь в роли хорошего запасного игрока: «Аксененко вроде бы по всем статьям подходит. Решительный, твёрдый, обаятельный, знает, как с людьми говорить, прошёл долгий трудовой путь, поднялся, что называется от земли. Сильный руководитель. Однако Дума изначально относится к нему неприязненно, встречает в штыки. Это хороший вариант, чтобы заранее разозлить, раздразнить Думу. Подготовить её к конфронтации. А потом выдать ей другую кандидатуру. Вот только кого? Степашина или Путина?» (Ельцин Б. Н. Президентский марофон. М.: 2000. С. 311). В мае 1999 получил статус первого вице-премьера в правительстве С. В. Степашина в связи с тем, что президент Б. Н. Ельцин рассматривал возможность использования полузакрытого бюджета Министерства путей сообщения для проведения предвыборной президентской кампании кандидата от «партии власти». Но затем ситуация изменилась и Н. Е. Аксененко вернулся на министерский пост. Работая в правительстве С. В. Степашина, демонстрировал свою независимость. В интервью подчёркивал собственное особое мнение, которое не совпадало с мнением С. В. Степашина. Имидж имел человека «семьи» Б. Н. Ельцина, представителями которой В. В. Путин начинал тяготиться. Некоторое время после победы В. В. Путина на президентских выборах продолжал возглавлять железнодорожное ведомство, потому что у нового главы государства не было близкого к нему человека на роль руководителя МПС. Н. Е. Аксененко пытался заверить В. В. Путина в своей лояльности, рассчитывая, что этот ход может сработать. В сентябре и октябре 2001 получил вызовы в Генеральную прокуратуру, но туда не являлся. В конце октября того же года прибыл к Генпрокурору, где ему предъявили обвинение в превышении должностных полномочий, принёсших крупный ущерб государству. Сразу после возращения из Генпрокуратуры созвал пресс-конференцию, на которой отрицал предъявленные ему обвинения и обещал обратиться к президенту В. В. Путину. Однако В. В. Путин его не принимал, и Н. Е. Аксененко подал в отставку с должности министра путей сообщения. 3 января 2002 освобождён от должности. В октябре 2003 утверждённое Генеральной прокуратурой РФ уголовное дело в отношении Н. Е. Аксененко было направлено в суд. Судебное разбирательство не состоялось из-за отъезда Н. Е. Аксененко на лечение за границу. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999). Супруга – сестра жены Г. М. Фадеева, предшественника и приемника Н. Е. Аксененко на посту министра путей сообщения РФ. Н. Е. Аксененко не признавал себя виновным, считая обвинение «политически мотивированным». 20 июля 2005 скончался в Мюнхене, в клинике университета Гросс-Хадерн от лейкемии крови. За два года лечения перенёс несколько операций, дважды ему пересаживали внутренние органы, костный мозг, донором которого стал его сын. По мнению многих хорошо знавших Н. Е. Аксененко людей, причиной тяжёлого онкологического заболевания стали глубокие переживания, которые снизили общий иммунитет, ослабили защиту внутренних органов. Погребён в Санкт-Петербурге, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, неподалёку от могил бывшего мэра А. А. Собчака и депутата Госдумы второго созыва Г. В. Старовойтовой.

       Биография составлена по:

  • Н. А. Зенькович. Путинская энциклопедия. Семья. Команда. Оппоненты. Преемники. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. Статья Аксененко Николай Емельянович, стр. 19-21.

           Могила:        Николай Емельянович Аксененко скончался 20 июля 2005 в городе Мюнхен, Германия.        Погребён на Никольском кладбище в Александро-Невской лавре в городе Санкт-Петербург. Могила на четвёртом участке.

    Изяслав Тверецкий, август 2010.

  • www.necropol.org

    Аксёненко Николай Емельянович — Биография

    Никола́й Емелья́нович Аксёненко (15 марта 1949, Новоалександровка, Новосибирская область — 20 июля 2005, Мюнхен) — российский государственный деятель, первый Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации в 1999—2000, министр путей сообщения в 1997—2002 годах (с перерывом в мае-сентябре 1999).

    Родился 15 марта 1949 года в селе Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области в многодетной семье помощника машиниста. Мать Аксёненко занималась хозяйством. Николай был самым младшим, 13-м ребёнком. В 1951 году семья переехала в Мошково.

    В школу пошёл в шесть лет, поскольку к тому времени умел хорошо читать и писать. В юности занимался боксом в тяжёлом весе и футболом.

    По окончании школы в 1966 году пытался поступить в Новосибирский электротехнический институт, но не прошёл вступительные испытания. В течение года трудился слесарем-сборщиком Новосибирского авиационного завода имени Чкалова. В 1967 году поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта на специальность «инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог». В институте курировал спортивно-массовую работу, там же познакомился с будущей женой.

    В 1969 году вступил в КПСС.

    Работа на железной дороге

    В 1972 году окончил институт и поступил на работу дежурным по станциям Вихоревка и Нижнеудинск Восточно-Сибирской железной дороги.

    В 1974 году был назначен начальником станции Азей Восточно-Сибирской железной дороги.

    С 1978 по 1979 год — заместитель начальника станции Отрожка Юго-Восточной железной дороги.

    С 1979 года работал заместителем начальника, позднее — начальником отдела движения Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги, заместителем начальника службы движения той же дороги.

    В 1984 году перевёлся на Октябрьскую железную дорогу, где занимал должности заместителя начальника Мурманского отделения (до 1985 года), начальника Ленинград-Финляндского отделения (до 1986 года), заместителя начальника дороги (с 1986 по 1991), главного экономиста, первого заместителя начальника Октябрьской железной дороги.

    в 1990 году окончил Академию народного хозяйства.

    Работа в Министерстве путей сообщения

    В 1994—1996 годах — занимал пост заместителя министра, с 1996 года — первого заместителя министра, с 15 апреля 1997 года — министра путей сообщения России. В период его работы была создана комиссия по регулированию тарифов, достроена железная дорога в Чечне, налажено транзитное сообщение через территорию России, создана телекоммуникационная компания «ТрансТелеКом». В 1998 году постановлением Правительства РФ была утверждена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», в которой были определены основные задачи и цели перестройки отрасли.

    Назначение вице-премьером

    19 мая 1999 года Аксененко был назначен Первым Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации в составе кабинета Сергея Степашина. Ранее рассматривался Борисом Ельциным как кандидат на премьерский пост, о чём спикер Думы Геннадий Селезнёв успел объявить публично, но в конечном счёте в Думу была внесена кандидатура Степашина.

    Аксёненко активно лоббировался Татьяной Дьяченко, Абрамовичем и Мамутом. Был момент, когда Ельцин позвонил Селезневу (17 мая 1999 года) и сказал, что в Думу вносится кандидатура Аксёненко, о чём думский спикер и объявил на пленарном заседании. Все тогда зашумели, потому что на премьерский пост была уже внесена кандидатура Степашина. На что Селезнев ответил: «Я же утром мыл уши».

    А было так. Татьяна зашла к отцу, и при ней Ельцин действительно позвонил Селезневу. Когда же она вышла, то Борис Николаевич послал адъютанта забрать указ на Аксененко, который сам при Татьяне подписал и отправил в Думу. Говорят, что, ещё не зная этого, Татьяна Борисовна позвонила Аксёненко и сказала, чтобы тот открывал шампанское.

    Аксёненко не позволили стать президентом обстоятельства: против него серьёзно выступала чубайсовская группа. Ельцин же не мог допустить раскола во власти, а потому в конце концов нашёл компромиссную фигуру в лице Путина.

    — Источник из администрации Президента РФ

    Одновременно с назначением вице-премьером был освобождён от должности министра путей сообщения.

    16 сентября 1999 года вновь назначен министром путей сообщения в кабинете Владимира Путина, сохранив за собой должность первого вице-премьера.

    С 31 мая 1999 по 18 января 2000 года возглавлял Комиссию Правительства РФ по оперативным вопросам.

    В сентябре 1999 года исполнял обязанности Председателя Правительства РФ во время поездки Владимира Путина в Новую Зеландию.

    10 января 2000 года, через 10 дней после отставки Бориса Ельцина, покинул пост вице-премьера, оставшись только министром. Согласно некоторым источникам, ему был предложено остаться лишь на одной из занимаемых должностей, и он выбрал министерскую.

    Я не олигарх, а государственный служащий, который постоянно чувствует ответственность за безопасность людей, за развитие системы путей сообщения. За то, чтобы людям было доступно и комфортно пользоваться железными дорогами.

    — Николай Аксёненко, октябрь 2000 года

    pomnipro.ru

    Аксёненко, Николай Емельянович - это... Что такое Аксёненко, Николай Емельянович?

    Никола́й Емелья́нович Аксёненко (15 марта 1949, Новоалександровка, Новосибирская область — 20 июля 2005, Мюнхен) — российский политический деятель, министр путей сообщения в 1997—2002 годах (с перерывом в мае-сентябре 1999).

    Семья

    Был женат. Жена — Галина Сияровна Аксёненко (род. в 1949 году).

    Сын — Рустам Николаевич Аксёненко (род. 29 июля 1974 года) — закончил Санкт-Петербургскую инженерно-экономическую академию и университет Уэстбера в Женеве. Экономист, акционер различных транспортных компаний. Основатель частной инвестиционной компании «Финартис». Проживает в Швейцарии. Женат на дочери бывшего председателя комитета по хлебопродуктам России Леонида Чешинского. В 2005 году получил эстонское гражданство за особые заслуги перед страной.

    Дочь — Олеся Николаевна Аксёненко (род. в 1977 году) — закончила Санкт-Петербургскую инженерно-экономическую академию, обучалась в Великобритании.

    Биография

    Родился 15 марта 1949 года в селе Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области в многодетной семье помощника машиниста. Мать Аксёненко занималась хозяйством. Николай был самым младшим, 13-м ребенком. В 1951 году семья переехала в Мошково.

    В школу пошёл в шесть лет, поскольку к тому времени умел хорошо читать и писать. В юности занимался боксом в тяжёлом весе и футболом.

    По окончании школы в 1966 году пытался поступить в Новосибирский электротехнический институт, но не прошёл вступительные испытания. В течение года трудился слесарем-сборщиком Новосибирского авиационного завода имени Чкалова. В 1967 году поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта на специальность «инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог». В институте курировал спортивно-массовую работу, там же познакомился с будущей женой.

    В 1969 году вступил в КПСС.

    Работа на железной дороге

    В 1972 году окончил институт и поступил на работу дежурным по станциям Вихоревка и Нижнеудинск Восточно-Сибирской железной дороги.

    В 1974 году был назначен начальником станции Азей Восточно-Сибирской железной дороги.

    С 1978 по 1979 год — заместитель начальника станции Отрожка Юго-Восточной железной дороги.

    С 1979 года работал заместителем начальника, позднее — начальником отдела движения Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги, заместителем начальника службы движения той же дороги.

    В 1984 году перевёлся на Октябрьскую железную дорогу, где занимал должности заместителя начальника Мурманского отделения (до 1985 года), начальника Ленинград-Финляндского отделения (до 1986 года), заместителя начальника дороги (с 1986 по 1991), главного экономиста, первого заместителя начальника Октябрьской железной дороги.

    в 1990 году окончил Академию народного хозяйства.

    Работа в Министерстве путей сообщения

    В 1994—1996 годах — занимал пост заместителя министра, с 1996 года — первого заместителя министра, с 15 апреля 1997 года — министра путей сообщения России. В период его работы была создана комиссия по регулированию тарифов, достроена железная дорога в Чечне, налажено транзитное сообщение через территорию России, создана телекоммуникационная компания «ТрансТелеКом». В 1998 году постановлением Правительства РФ была утверждена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», в которой были определены основные задачи и цели перестройки отрасли.

    Назначение вице-премьером

    Аксёненко и Путин

    19 мая 1999 года Аксененко был назначен Первым Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации в составе кабинета Сергея Степашина. Ранее рассматривался Борисом Ельциным как кандидат на премьерский пост, о чём спикер Думы Геннадий Селезнёв успел объявить публично, но в конечном счёте в Думу была внесена кандидатура Степашина.

    Аксёненко активно лоббировался Татьяной Дьяченко, Абрамовичем и Мамутом. Был момент, когда Ельцин позвонил Селезневу (17 мая 1999 года) и сказал, что в Думу вносится кандидатура Аксёненко, о чём думский спикер и объявил на пленарном заседании. Все тогда зашумели, потому что на премьерский пост была уже внесена кандидатура Степашина. На что Селезнев ответил: «Я же утром мыл уши».

    А было так. Татьяна зашла к отцу, и при ней Ельцин действительно позвонил Селезневу. Когда же она вышла, то Борис Николаевич послал адъютанта забрать указ на Аксененко, который сам при Татьяне подписал и отправил в Думу. Говорят, что, ещё не зная этого, Татьяна Борисовна позвонила Аксёненко и сказала, чтобы тот открывал шампанское.

    Аксёненко не позволили стать президентом обстоятельства: против него серьёзно выступала чубайсовская группа. Ельцин же не мог допустить раскола во власти, а потому в конце концов нашёл компромиссную фигуру в лице Путина.

    — Источник из администрации Президента РФ[1]

    Одновременно с назначением вице-премьером был освобождён от должности министра путей сообщения.

    16 сентября 1999 года вновь назначен министром путей сообщения в кабинете Владимира Путина, сохранив за собой должность первого вице-премьера.

    С 31 мая 1999 по 18 января 2000 года возглавлял Комиссию Правительства РФ по оперативным вопросам.

    В сентябре 1999 года исполнял обязанности Председателя Правительства РФ во время поездки Владимира Путина в Новую Зеландию.

    10 января 2000 года, через 10 дней после отставки Бориса Ельцина, покинул пост вице-премьера, оставшись только министром. Согласно некоторым источникам, ему был предложено остаться лишь на одной из занимаемых должностей, и он выбрал министерскую.

    Я не олигарх, а государственный служащий, который постоянно чувствует ответственность за безопасность людей, за развитие системы путей сообщения. За то, чтобы людям было доступно и комфортно пользоваться железными дорогами.

    — Николай Аксёненко, октябрь 2000 года [2]

    Уголовное дело

    19 октября 2001 года Аксёненко был вызван в генеральную прокуратуру, где ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий и нецелевом использовании прибыли железнодорожных предприятий.

    Дело Аксёненко основано на проверке Счетной палаты, результаты которой были обнародованы в июне 2001 года. Как утверждали аудиторы, руководство МПС отвлекало деньги от инвестпрограммы министерства, чтобы покупать себе квартиры по 400—800 тыс. $. Также, по версии Счетной палаты, немалая часть балансовой прибыли отрасли оказывалась на счетах многочисленных целевых фондов; часть нарушений была связана с деятельностью железнодорожных ГУПов.[3]

    23 октября Генеральная прокуратура изменила в своём обвинении пункт 2 на пункт 3 статьи 286, также новое обвинение содержало пункт 3 статьи 160 УК РФ. Двумя днями позже Аксёненко взял отпуск до 7 декабря.

    31 октября представители Генпрокуратуры сообщили, что в результате противоправных действий Аксёненко государству был нанесен ущерб более чем в 11 миллиардов рублей.

    3 января 2002 года премьер-министр Михаил Касьянов во время встречи с президентом Путиным выступил с предложением об освобождении Аксёненко от должности министра путей сообщения. В тот же день президентом был подписан соответствующий указ, а Аксёненко, в свою очередь, сам подал заявление об уходе с поста министра, мотивировав свои действия тем, что его отставка создаст более благоприятные условия для работы отрасли. Он также заявил, что морально ответственен за возникшие в подведомственной ему сфере проблемы.

    6 октября 2003 года адвокат Аксёненко Галина Крылова обратилась в Генпрокуратуру с ходатайством о выдаче подзащитному разрешения временно покинуть пределы России для прохождения обследования и курса лечения в одной из зарубежных клиник (Аксёненко страдал лейкозом крови). Через три дня с него сняли подписку о невыезде и разрешили выехать за границу, но «в обмен» он подписал протокол отказа от дальнейшего ознакомления с делом.

    13 октября 2003 года Генеральная прокуратура передала дело в отношении Аксёненко в суд. Однако судопроизводство фактически не велось.

    15 апреля 2005 года Президиум Верховного суда обязал президиум Мосгорсуда «возбудить надзорное производство». Но это решение принято не было.

    Смерть

    Николай Аксёненко умер 20 июля 2005 года в мюнхенской клинике Гросс-Хадерн от лейкемии. Похоронен в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

    Увековечение памяти

    Примечания

    dic.academic.ru

    Николай Емельянович Аксененко - это... Что такое Николай Емельянович Аксененко?

    Никола́й Емелья́нович Аксёненко (15 марта 1949, Новоалександровка, Новосибирская область — 20 июля 2005, Мюнхен) — российский политический деятель, министр путей сообщения в 1997—2002 годах (с перерывом в мае-сентябре 1999).

    Семья

    Был женат. Жена — Галина Сияровна Аксёненко (родилась в 1949 году). Сестра жены Геннадия Фадеева, преемника Николая Аксёненко на посту министра путей сообщения и первого президента ОАО «РЖД».

    Сын — Рустам Николаевич Аксёненко (родился 29 июля 1974 года) — закончил Санкт-Петербургскую инженерно-экономическую академию и университет Уэстбера в Женеве. Экономист, акционер различных транспортных компаний. Основатель частной инвестиционной компаниии «Финартис». Проживает в Швейцарии. В 2005 году получил эстонское гражданство за особые заслуги перед страной.

    Дочь — Олеся Николаевна Аксёненко (родилась в 1979 году) — закончила Санкт-Петербургскую инженерно-экономическую академию, обучалась в Великобритании.

    Биография

    Родился 15 марта 1949 года в селе Новоалександровка Болотнинского района Новосибирской области в семье помощника машиниста. Мать Аксёненко занималась хозяйством. Николай был самым младшим, 13-м ребенком. В 1951 году семья перееехала в Мошково.

    В школу Коля пошёл в шесть лет, поскольку к тому времени умел хорошо читать и писать. В юности занимался боксом в тяжёлом весе и футболом.

    По окончании школы в 1966 году пытался поступить в Новосибирский электротехнический институт, но не прошёл вступительные испытания. В течение года трудился слесарем-сборщиком Новосибирского авиационного завода имени Чкалова. В 1967 году поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта на специальность «инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог». В институте курировал спортивно-массовую работу, там же познакомился с будущей женой.

    В 1969 году вступил в КПСС.

    Работа на железной дороге

    В 1972 году окончил институт и поступил на работу дежурным по станциям Вихоревка и Нижнеудинск Восточно-Сибирской железной дороги.

    В 1974 году был назначен начальником станции Азей Восточно-Сибирской железной дороги.

    С 1978 по 1979 год — заместитель начальника станции Отрожка Юго-Восточной железной дороги.

    С 1979 года работал заместителем начальника, позднее — начальником отдела движения Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги, заместителем начальника службы движения Юго-Восточной железной дороги.

    В 1984 году перевёлся на Октябрьскую железную дорогу, где занимал должности заместителя начальника Мурманского отделения (до 1985 года), начальника Ленинград-Финляндского отделения (до 1986 года), заместителя начальника дороги (с 1986 по 1991), главного экономиста, первого заместителя начальника Октябрьской железной дороги.

    в 1990 году закончил Академию народного хозяйства.

    Работа в Министерстве путей сообщения

    В 1994—1996 годах — занимал пост заместителя министра, с 1996 года — первого заместителя министра, с 15 апреля 1997 года — министра путей сообщения России. В период его работы была создана комиссия по регулированию тарифов, достроена железная дорога в Чечне, налажено транзитное сообщение через территорию России, создана телекоммуникационная компания «ТрансТелеКом». В 1998 году постановлением Правительства РФ была утверждена «Концепция структурной реформы федерального железнодорожного транспорта», в которой были определены основные задачи и цели перестройки отрасли.

    Назначение вице-премьером

    19 мая 1999 года Аксененко был назначен Первым заместитель Председателя Правительства Российской Федерации в составе кабинета Сергея Степашина. Ранее рассматривался Борисом Ельциным как кандидат на премьерский пост, о чём спикер Думы Геннадий Селезнёв успел объявить публично, но в конечном счёте в Думу была внесена кандидатура Степашина.

    Аксёненко активно лоббировался Татьяной Дьяченко, Абрамовичем и Мамутом. Был момент, когда Ельцин позвонил Селезневу (17 мая 1999 года) и сказал, что в Думу вносится кандидатура Аксёненко, о чем думский спикер и объявил на пленарном заседании. Все тогда зашумели, потому что на премьерский пост была уже внесена кандидатура Степашина. На что Селезнев ответил: «Я же утром мыл уши».

    А было так. Татьяна зашла к отцу, и при ней Ельцин действительно позвонил Селезневу. Когда же она вышла, то Борис Николаевич послал адъютанта забрать указ на Аксененко, который сам при Татьяне подписал и отправил в Думу. Говорят, что, еще не зная этого, Татьяна Борисовна позвонила Аксёненко и сказала, чтобы тот открывал шампанское.

    Аксёненко не позволили стать президентом обстоятельства: против него серьезно выступала чубайсовская группа. Ельцин же не мог допустить раскола во власти, а потому в конце концов нашел компромиссную фигуру в лице Путина.

    — (источник из администрации Президента РФ)[1]

    Одновременно с назначением вице-премьером был освобождён от должности министра путей сообщения.

    16 сентября 1999 года вновь назначен министром путей сообщения в кабинете Владимира Путина, сохранив за собой должность первого вице-премьера.

    С 31 мая 1999 по 18 января 2000 года возглавлял Комиссию Правительства РФ по оперативным вопросам.

    В сентябре 1999 года исполнял обязанности Председателя Правительства РФ во время поездки Владимира Путина в Новую Зеландию.

    10 января 2000 года, через 10 дней после отставки Бориса Ельцина покинул пост вице-премьера, оставшись только министром. Согласно некоторым источникам, ему был предложено остаться лишь на одной из занимаемых должностей, и он выбрал министерскую.

    Я не олигарх, а государственный служащий, который постоянно чувствует ответственность за безопасность людей, за развитие системы путей сообщения. За то, чтобы людям было доступно и комфортно пользоваться железными дорогами.

    — Николай Аксёненко, октябрь 2000 года [2]

    Уголовное дело

    19 октября 2001 года Аксёненко был вызван в генеральную прокуратуру, где ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий и нецелевом использовании прибыли железнодорожных предприятий.

    23 октября Генеральная прокуратура изменила в своём обвинении пункт 2 на пункт 3 статьи 286, также новое обвинение содержало пункт 3 статьи 160 УК РФ. Двумя днями позже Аксёненко взял отпуск до 7 декабря.

    31 октября представители Генпрокуратуры сообщили, что в результате противоправных действий Аксёненко государству был нанесен ущерб более чем в 11 миллиардов рублей.

    3 января 2002 года премьер-министр Михаил Касьянов во время встречи с президентом Владимиром Путиным выступил с предложением об освобождении Аксёненко от должности министра путей сообщения. В тот же день президентом был подписан соответствующий указ, а Аксёненко, в свою очередь, сам подал заявление об уходе с поста министра, мотивировав свои действия тем, что его отставка создаст более благоприятные условия для работы отрасли. Он также заявил, что морально ответственен за возникшие в подведомственной ему сфере проблемы.

    6 октября 2003 года адвокат Аксёненко Галина Крылова обратилась в Генпрокуратуру с ходатайством о выдаче подзащитному разрешения временно покинуть пределы России для прохождения обследования и курса лечения в одной из зарубежных клиник (Аксёненко страдал лейкозом крови). Через три дня с него сняли подписку о невыезде и разрешили выехать за границу, но «в обмен» он подписал протокол отказа от дальнейшего ознакомления с делом.

    13 октября 2003 года Генеральная прокуратура передала дело в отношении Аксёненко в суд. Однако судопроизводство фактически не велось.

    15 апреля 2005 года Президиум Верховного суда обязал президиум Мосгорсуда «возбудить надзорное производство». Но это решение принято не было.

    Смерть

    Николай Аксёненко умер 20 июля 2005 года в мюнхенской клинике Гросс-Хадерн. В момент смерти с ним были его жена и дети. Похоронен в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

    Увековечение памяти

    Именем Н. Е. Аксененко в 2006 году названа привокзальная площадь станции Мошково на Транссибирской магистрали.

    Примечания

    1. ↑ Не шапку, а по шапке
    2. ↑ [1]

    Ссылки

    Wikimedia Foundation. 2010.

    dic.academic.ru


    Смотрите также