Айвазовский биография и творчество


Жизнь и творчество И. Айвазовского

Подробности Категория: Искусство России XIX века Опубликовано 21.06.2018 16:52 Просмотров: 446

Иван Константинович Айвазовский (Ованес Айвазян) – выдающийся русский художник армянского происхождения.

И. Айвазовский известен как художник-маринист и баталист, а также как меценат. Он стал знаменитым художником ещё при жизни, был живописцем Главного Морского штаба, академиком и почётным членом Императорской Академии художеств, почётным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.Айвазовский написал более 6 тыс. картин, большей частью морской тематики. Но есть в его галерее и произведения других жанров. 

Основные факты биографии И.К. Айвазовского (1817-1900)

И. Айвазовский. Автопортрет (1844). Уффици (Флоренция, Италия)Иван Константинович Айвазовский прожил большую жизнь, наполненную творческими достижениями, путешествиями, встречами с выдающимися людьми своей эпохи.

Художник родился в Феодосии, там же прожил жизнь, умер и похоронен.

Детство

Художественные и музыкальные способности у будущего мариниста проявились в раннем детстве. На скрипке он научился играть самостоятельно, а рисованию его учили случайные люди, но принявшие горячее участие в судьбе юного таланта: феодосийский архитектор Яков Христианович Кох, феодосийский градоначальник Александр Иванович Казначеев. При его помощи Айвазовский был зачислен в симферопольскую гимназию, а затем за казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

Начало творческой деятельности

Два года молодой художник работал в Крыму: писал морские пейзажи, занимался батальной живописью, участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где наблюдал с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе. В конце лета 1839 г. вернулся в Петербург, получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. Сблизился с кругом К. Брюллова и М. Глинки.

В Европе

В июле 1840 г. Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. Останавливались в Венеции и Флоренции.

И. Айвазовский «Хаос. Сотворение мира» (1841)Эту картину он подарил монастырю на острове св. Лазаря, где пребывал его брат Габриэл.

Творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер. За свои картины молодой художник получил золотую медаль Парижской академии художеств.

Затем Айвазовский посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Париж, Португалию и Испанию.

Осенью 1844 г. он вернулся в Россию. Ему было 27 лет.

Зрелые годы

В 1844 г. Айвазовский был назначен живописцем Главного морского штаба России, в 1847 г. стал профессором Петербургской Академии художеств. В своем творчестве он прославил героические дела русского флота, оборону Севастополя и по мере сил откликался на все важнейшие события своего времени.Основными и самыми знаменитыми его работами являются морские пейзажи и сражения. Но этим его творчество не ограничивалось. Айвазовский изображал крымские прибрежные города, степи Украины, писал картины на библейские и исторические темы. Его кисти принадлежат и некоторые портреты (в основном близких ему людей).

И. Айвазовский. Портрет вице-адмирала М. П. Лазарева (1839)Всю жизнь Айвазовский много путешествовал. Он побывал во многих странах Европы, на Кавказе, в Египте. А в возрасте 72 лет предпринял вместе с женой путешествие в США, после чего написал картину «Ниагарский водопад».

И. Айвазовский «Ниагарский водопад» (1893). Холст, масло. 35 х 52 см. Национальная картинная галерея Армении (Ереван)Айвазовский наблюдал за водопадом в разное время, делая зарисовки то при луне, то в полуденный зной, то вечером. Альбом художника пополнился двадцатью тремя рисунками, выполненными с натуры.

В 1895 г., возвращаясь из очередного путешествия, Айвазовский заехал к знакомому в Таганрог. Таганрогскому паломническому приюту с часовней Императорского православного палестинского общества, представителем которого был Ипполит Ильич Чайковский, брат композитора, Айвазовский подарил свою картину «Хождение по водам», которая была размещена в часовне.

И. Айвазовский «Хождение по водам» (1888). Холст, масло. Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург)Даже при создании картин на библейские темы он не изменял своему основному призванию – изображению водной стихии. Практически на каждом своем полотне он старался изобразить водную гладь или бушующие волны, если это было оправдано сюжетом. Зачастую им отводилась большая часть холста, даже если это не соответствовало названию произведения.Морские волны в этом произведении – часть сюжета. Айвазовский для картины использовал сцену из Евангелия: «...ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Евангелие от Матфея; 14:25-33).

Карьера Айвазовского была очень успешной. Художник был награждён многими орденами и получил чин действительного тайного советника (II класс табели о рангах), что соответствовало званию адмирала. В 1864 г. ему было пожаловано потомственное дворянство.

Феодосия. Айвазовский-меценат

Как бы долго ни путешествовал Айвазовский, он всегда возвращался в родную Феодосию. «Мой адрес – всегда в Феодосии», - писал он П.М. Третьякову. Свой город он очень любил и активно занимался его делами и проблемами, благоустройством, способствовал процветанию города. Художник открыл в Феодосии школу искусств и картинную галерею, превратив Феодосию в один из центров живописной культуры на юге России и подготовив формирование школы живописцев крымской природы (Киммерийская школа живописи), инициировал постройку городского концертного зала, заботился об устройстве в Феодосии библиотеки.По своему проекту и на личные средства он возвёл фонтан памяти градоначальника Феодосии А.И. Казначеева (в 1940-е годы фонтан был утрачен).Айвазовский инициировал строительства железной дороги «Феодосия – Джанкой», которую построили в 1892 г., и нового порта в Феодосии, ставшего самым большим в Крыму торговым портом.

В 1886 г. Феодосия испытывала сильную нехватку воды. «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», - писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 г. Были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в город. В парке у набережной по проекту художника построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно. Сейчас фонтан носит имя Айвазовского.

Музей АйвазовскогоОн оставил завещание: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу».

Иван Константинович Айвазовский умер (2 мая 1900 г. в своём родном городе Феодосия в возрасте 82 лет и был похоронен в соответствии с его завещанием – во дворе феодосийской средневековой армянской церкви Святого Саркиса.

Могила И.К. Айвазовского во дворе армянской церкви в Феодосии

Марины И. Айвазовского

Говорить о творчестве И. Айвазовского начнём с самой известной его картины «Девятый вал».

И Айвазовский «Девятый вал» (1850). Холст, масло. 221 × 332 см. Государственный Русский музей (Петербург)Своим названием картина обязана распространенному мнению, будто каждый девятый вал во время шторма является особенно большим и страшным.Айвазовский изобразил рассвет после бурной ночи. Корабль не выдержал стихии, но люди оказались сильнее её. За обломок мачты погибшего корабля цепляются четыре человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый старается выбраться из воды на мачту, ухватившись за человека, падающего с неё. Люди не теряют надежды на спасение. Тёплые тона картины, восходящее солнце делают море менее суровым и дают зрителю надежду на спасение людей.Восходящее солнце своим золотистым сиянием пронизывает водяную пыль, валы и пену на гребнях волн. Великолепие раннего солнечного передано И. Айвазовским со смелостью и силой.В картине все находится в движении. Айвазовский помогает зрителю почувствовать мощь и красоту бушующего после урагана моря. Сам художник говорил: «Движения живых струй неуловимы для кисти; писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запоминать их».Верхняя часть картины наполнена фиолетово-розовой мглой, пронизанной золотом низкого солнца и расплывающихся, клубящихся облаков. Под ними хрустальное, зеленовато-синее море, высокие бурные гребни которого сверкают и переливаются всеми цветами радуги.

Картина сразу была названа шедевром.

Ещё несколько морских пейзажей И. Айвазовского.

И. Айвазовский «Буря на море ночью»

И. Айвазовский «Буря над Евпаторией»

И. Айвазовский «Встреча солнца. Море» (1849). Холст, масло. 46,3 х 38,2 см

И. Айвазовский «Аю-Даг»

И. Айвазовский «Лазоревый грот» (1841). Донецкий художественный музей

Батальные сюжеты И. Айвазовского

И. Айвазовский «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» (1892). Холст, масло. 221 × 339 см. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского

На картине изображён исторический эпизод победы российского брига «Меркурий» над превосходящими силами турецкой эскадры во время патрулирования турецкого пролива Босфор в Чёрном море.14 мая 1829 г. бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А.И. Казарского из-за слабого ветра не смог уйти от погони и был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре. Российский бриг был вынужден вступить в бой, имея на борту 18 орудий против 200 орудий противника. Два часа шёл бой, «Меркурию» удалось повредить опоры, поддерживающие одну из мачт «Реал-бея», мачта рухнула за борт, и корабль потерял ход и возможность маневрировать. Оставшись один на один с другим турецким кораблём «Селимие», российский бриг смог нанести примерно такие же повреждения, как и «Реал-бею», мачта рухнула и корабль был вынужден уйти из боя. «Меркурий» получил очень тяжёлые повреждения, но при этом потерял всего 4 человека из экипажа. Бриг благополучно вернулся в Севастополь.

И. Айвазовский «Смотр Черноморского флота в 1849 г.»Смотр флота происходил на Севастопольском рейде в 1849 г. Линию боевых кораблей Черноморского флота возглавляет 120-пушечный линейный корабль «Двенадцать апостолов», за ним следуют 84-пушечные «Ростислав», «Святослав» и «Ягудиил».В правом нижнем углу полотна изображён император Николай I, принимающий парад на борту пароходофрегата «Владимир». Группа офицеров окружает командующего Черноморским флотом адмирала М.П. Лазарева: за его правым плечом стоит начальник штаба флота В. А. Корнилов, за левым плечом – П.С. Нахимов, крайний слева – В.И. Истомин.

Многие из изображённых на картине кораблей через 4 года после смотра приняли участие в Синопском сражении, все были затоплены своими экипажами на Севастопольском рейде во время обороны города в Крымской войне.

И. Айвазовский «Синопский бой»

И. Айвазовский «Синоп. Ночь после боя 18 ноября 1853 года»Сино́пское сраже́ние – разгром турецкой эскадры русским Черноморским флотом 18 ноября 1853 г. под командованием вице-адмирала Павла Степановича Нахимова. Сражение произошло в гавани города Синоп (около 300 км от Севастополя) на черноморском побережье Турции. Турецкая эскадра была разгромлена в течение нескольких часов. Это сражение вошло в историю как последнее крупное сражение парусных флотов.

Другие пейзажи И. Айвазовского

И. Айвазовский «Зимняя сцена в Малороссии»

И. Айвазовский «Тифлис»

И. Айвазовский «Зимний пейзаж»

ency.info

Иван Константинович Айвазовский — биография, творчество и самые известные произведения

Русское изобразительное искусство XIX столетия уходит своими корнями в традиции живописи предыдущего века, хотя и вносит в сюжеты классицизма национальные черты. Считается, что на переходе эпох особых изменений в культуре не произошло.

Наверное, ни один из художников того времени не снискал такую славу, как Иван Айвазовский, биография которого так же ярка, как и картины.

Он закрепил за собой право считаться одним из лучших представителей своего времени.

Детство и юность

В семье феодосийского купца армянского происхождения Константина и его жены Рипсиме родился сын Ованес Айвазян. Имя будущего художника, данное при рождении, является армянским вариантом русского Иван, а фамилию отец писал на польский манер (Гайвазовский). Супруги некоторое время жили в Галиции, после чего переехали в Молдавию, а затем — в Крым. После чумы 1812 года купеческая семья разорилась и стала жить в бедности. В доме на возвышенности у Чёрного моря и родился будущий маринист.

Иван Айвазовский с детства тяготел к искусству. Мальчик самостоятельно освоил игру на скрипке, проявлял отличные способности к рисованию. Внимание на будущий талант обратил феодосийский архитектор Яков Кох, подаривший ему первые карандаши, бумагу и краски. Он же посоветовал показать юношу градоначальнику Феодосии Александру Казначееву.

Окончив уездное училище, Айвазовский по протекции городского главы был зачислен в гимназию в Симферополе. Оттуда он перевелся в петербургскую Императорскую Академию художеств.

Становление художника

Если говорить о биографии Айвазовского кратко и о самом важном, то нельзя не упомянуть о его учёбе в пейзажном классе живописца Максима Воробьёва в Санкт-Петербурге. Его пейзажи 1835 года были отмечены серебряной медалью, после чего юное дарование определили в помощники к маринисту из Франции Филиппу Таннеру. Последний запрещал художнику работать самостоятельно, но тот, вопреки табу, представил пять своих работ на выставке учебного заведения 1836 года. Картины получили позитивные отзывы критиков. Но учитель пожаловался на ученика императору Николаю I, после чего все его работы были сняты с конкурса.

Спустя полгода Айвазовский, получив прощение, был зачислен в класс к профессору батальной живописи Александру Зауервельду.

Всего через несколько месяцев учёбы у мастера — в сентябре 1837 года — работа «Штиль» была удостоена Большой золотой медали на выставке академии.

За годы учёбы Айвазовский создал такие известные картины:

  • «Вид на взморье в окрестностях Петербурга»;
  • «Этюд воздуха над морем»;
  • «Штиль».

В академии заметили талант Айвазовского и отметили его необычным решением. Юноша был выпущен из учебного заведения на два года раньше положенного срока.

Выпускнику было предписано отправиться на два года в Крым, после чего его ждала шестилетняя командировка в Европу.

Работа в Крыму и Европе

С 1838 года художник был на 2 года командирован на Крымский полуостров. Там Айвазовский писал как морские пейзажи, так и батальные работы. В частности, он наблюдал за высадкой десанта в долине реки Шахе. Позже он написал со сделанных им с натуры набросков полотно «Десант отряда в долине Субаши».

В этот период художник создал такие известные картины:

  • «Фрегат под парусом»;
  • «Ялта»;
  • «Десант Н. Н. Раевского»;
  • «Керчь»;
  • «Конец бури на море».

Июль 1840 года ознаменовался для мариниста отъездом в Европу вместе с одноклассником по академии Штернбергом. Побывав на острове Святого Лазаря, художник после долгих лет разлуки встретился со своим братом Гибриэлем, жившим при монастыре. Местным монахам Айвазовский подарил одну из известнейших своих картин «Хаос. Сотворение мира».

До 1844 года (времени своего возвращения в Россию) пейзажист побывал во многих странах:

  • Италии;
  • Англии;
  • Швейцарии;
  • Голландии;
  • Франции;
  • Испании;
  • Португалии.

Находясь в итальянском Сорренто, Айвазовский выработал привычную для себя манеру творчества — он лишь немногое время проводил на открытом воздухе, делая зарисовки.

В мастерской выполнялась основная часть работы над полотном, что оставляло некоторый простор для творческой мысли художника.

Вояж по Старому континенту был для Айвазовского успешным — его работы благосклонно встречали критики, их охотно смотрели и покупали ценители искусства.

Одну из картин мариниста приобрёл Папа Римский Григорий XVI.

Во время плавания на корабле по Бискайскому заливу с художником произошёл курьёзный случай. Судно попало в сильнейший шторм, его пассажирам лишь чудом удалось выжить. После этого парижские газеты сообщили о гибели ставшего уже известным Ивана Айвазовского.

Расцвет творчества

По возвращении на родину Айвазовского назначили живописцем Главного морского штаба. В 1847 году ему было присвоено звание профессора Академии искусств в Петербурге. Известного художника похожими регалиями удостоили академии Парижа, Рима, Флоренции, Штутгарта, Амстердама.

Его творчество значительно расширилось изображением степей Украины, которые ему счастливилось созерцать во время поездок из Крыма в Петербург и обратно. Айвазовский начал писать сцены из истории и на библейскую тематику. Художник не считал себя портретистом, поэтому рисовал лишь знакомых и близких ему людей.

Маэстро много путешествовал, привозя из каждой поездки работы или зарисовки для них. В частности, обширное собрание работ было создано после путешествия Турцию. Из Египта художник вернулся с известнейшей картиной «Великая пирамида в Гизе». Посетив со второй женой, которой стала Анна Никитична Саркисова, США, Айвазовский написал впечатляющий пейзаж Ниагарского водопада.

В 1850 году была написана одна из самых знаменитых и интересных работ мастера — «Девятый вал». Полотно изображает морскую стихию и людей после шторма. Самая большая из волн — девятый вал — готова обрушиться на тех, кто спасается на обломке мачты. Тёплые тона полотна и лучи солнца, несмотря на грозность морской стихии, дают надежду на спасение людей.

Одной из выразительнейших работ этого времени становится красочное полотно «Коктебельская бухта» (1853). В 1857 году специально для выставки в столице Франции мастер создал серию картин «Богатства России». За впечатляющие полотна первым среди художников России Айвазовский был удостоен ордена Почётного легиона. В 1864 году художнику был пожалован титул потомственного дворянина.

В 1873 году Айвазовский начинает написание одной из выдающихся своих работ — «Радуги». Хоть полотно относится к любимому жанру художника, в работе использованы совершенно новые для него цветовые решения.

Последней работой мастера стала картина «Взрыв турецкого корабля», так и оставшаяся незаконченной. 19 апреля 1900 года Иван Айвазовский умер.

Жизнь в Феодосии

Иван Айвазовский сильно любил свою родную Феодосию. Осенью 1845 года художник начал строительство собственного дома на городской набережной, в котором проводил выставки своих работ, встречался с известными деятелями искусства.

В деревне Шейх-Мамай успешный художник приобрёл собственное имение, имел он также дом в Судаке. В последнем он часто любил играть на скрипке под аккомпанемент игры известного композитора Александра Спендиарова.

Айвазовский заботился о культурной жизни родного города. В Феодосии он создал школу живописи и картинную галерею, беспокоился об обустройстве местной библиотеки, был инициатором создания городского концертного зала. В начале 90-х годов XIX столетия, на средства художника был возведён городской фонтан в память о градоначальнике Казначееве, поддержавшем его в юности.

Активно интересуясь археологией, Айвазовский спонсировал и руководил раскопками более 90 крымских курганов. Многие находки крымчанина до сих пор хранятся в Эрмитаже.

Забота о родном городе проявлялась не только в налаживании культурной жизни Феодосии.

Мастер писал много писем чиновникам с просьбой расширить городской порт.

Результатом его обращений стало возведение крупнейшего в Крыму торгового порта. Айвазовский стал инициатором строительства железнодорожной ветки из родного города в Джанкой.

Когда в 1886 году город испытывал нехватку пресной воды, художник подарил ему на постоянной основе 50 тыс. вёдер в сутки из своего источника в Шейх-Мамае. От отдалённого на 25 вёрст деревенского имения к городу был проложен водопровод. Айвазовский сам спроектировал фонтан в парке, из которого местные жители могли бесплатно брать воду.

Он был копией фонтана, который художник видел в Константинополе.

Немудрено, что свой дом и все предметы искусства, которые в нём находились, феодосиец завещал родному городу. Благодаря этому была основана Феодосийская картинная галерея. Иван Айвазовский стал первым человек, удостоившимся звания почётного гражданина Феодосии.

Наследие великого мариниста

Иван Константинович Айвазовский, произведения которого ценились ещё при жизни, и сегодня является одним из самых «продаваемых» авторов. Его работы выставляют на продажу ведущие аукционы мира — «Кристис», «Сотбис», «Коллер». Полотно мариниста «Вид Константинополя и Босфора» ушла с молотка за рекордные 3,2 миллиона фунтов стерлингов.

Картины его часто становятся объектами хищений («Вечер в Каире», «Закат в степи», «Море»). Некоторые из них спустя время появляются на аукционах, но возвращаются по протекции правоохранительных органов настоящим владельцам. Другие полотна ищут до сих пор. Картину под названием «Восход» преступники, забрав под видом реставрационных работ из музея, подделали и вернули дубликат. Подделка была уничтожена, а судьба подлинника неизвестна.

Русский художник армянской национальности прославился как маринист и баталист. Часто исторические события или фигуры были лишь предлогом для описания морских красот. Художник также писал на темы библейских сюжетов и истории. Айвазовский мастерски использовал всю цветовую гамму, обыгрывая морскую тематику. Прекрасное владение игрой тени и света демонстрирует полотно «Ночь на Чёрном море», написанное в 1879 году. Его кисти принадлежат около полдюжины тысяч картин.

Следует отметить тот факт, что некоторые критики обвиняли художника в повторяемости. В частности, Фёдор Достоевский, отмечая, что «Буря под Евпаторией» Айвазовского так же изумительна, как и все его другие бури, сравнивал производительность мастера с писательской скоростью Александра Дюма.

Признанием заслуг Ивана Айвазовского являются многочисленные памятники, установленные в городах по всему миру, чествование мастера в нумизматике и филателии, использование его имени в топонимике. В 1997 в честь маэстро был назван астероид (3787) Aivazovsky.

Биография и картины художника Айвазовского являются примером безграничного трудолюбия, трепетных чувств к родным местам и морю. Вся его жизнь была посвящена тому, чтобы увековечить родину и морскую стихию на века.

(Пока оценок нет) Загрузка...

ktotakoj.ru

Иван Константинович Айвазовский

Великий художник-маринист Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в семье рыночного старосты и мастерицы-вышивальщицы. До появления самого младшего сына в семье Константина и Рипсиме Айвазовских уже воспитывалось четверо отпрысков: три девочки и мальчик, названный Саргисом. При крещении будущей знаменитости было дано имя Ованес, которое впоследствии приобрело славянский вариант Иван.

Дом, в котором родился Айвазовский

Детство художника

Первые годы жизни мальчика в солнечной Феодосии прошли радостно и беззаботно. Семья торговца считалась довольно зажиточной, и в детстве маленький Ваня не знал ни в чем отказа. Счастье оборвалось внезапно: в 1812 году эпидемия чумы стала причиной разорения Константина. Теперь положение спасало мастерство матери семейства, производящей чудесные вышивки на заказ. Может быть, искусство Рипсиме и сформировало художественный вкус и мастерство будущего художника?

Свои первые произведения маленький гений выполнял на мокром песке.

Коренной житель портового города, Иван был без ума от моря. Морские пейзажи в любое время суток и при любой погоде просто завораживали мальчика. И немудрено, что, едва проснувшись, он мчался на берег, чтобы полюбоваться очередным шедевром природы. Ведь море никогда не бывает одинаковым! Конечно, рука сама тянулась к хворостине, чтобы тут же, на песке запечатлеть чудесную картину. Через мгновение безжалостные волны слизывали набросок. Но Ваня не унывал: его неуемная фантазия и естественная натура не знали предела.

Автопортрет. 1874 год.

Первые уроки художественного мастерства Иван получил от архитектора Якова Христиановича Коха. Познакомился юный Ованес с меценатом во время своей службы в греческой кофейне, куда его устроил отец. Несмелые наброски десятилетнего мальчика заворожили Коха недюжинным талантом автора. Вскоре он представляет юное дарование градоначальнику Феодосии А. И. Казначееву, ставшему впоследствии ярым поклонником произведений Ивана Константиновича Айвазовского.

С тех пор жизнь и судьба гения кардинально изменились: в 1831 году по ходатайству Казначеева, который к тому времени стал губернатором Тавриды, юноша зачислен в Таврическую гимназию, а в 1833 отправляется на учебу в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Здесь куратором Айвазовского стал профессор Максим Воробьев, который привил художнику тонкое понимание природы. Обожающий музыку, учитель был чрезвычайно обрадован тем фактом, что его ученик владеет игрой на скрипке. Скрипка, по мнению Воробьева, как никакой другой музыкальный инструмент, владела невесомой связью с художественными полотнами.

Начало учебы

Воздух над морем. 1935 год.

Мастерскую индивидуальность Айвазовского формировали произведения европейских художников, которые без устали копировал юный Ованес. Именно срисовывание известных полотен и оттачивало мастерство Ивана.

Первый успех и серебряную медаль второго достоинства получил в 1835 году этюд художника «Воздух над морем». Смелые мазки и необычная колористика картины очаровали зрителей и немного испугали маститых художников того времени: до Айвазовского еще никто не отображал такую концепцию моря. Впоследствии одаренность Айвазовского приобрела новых известных поклонников – А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, К.П. Брюллова, М.И. Глинки. Дружба с ними наложила большой отпечаток на развитие личности и таланта Ивана Константиновича.

В 1837 году состоялась первая презентация полотен Ивана Константиновича Айвазовского. На академической выставке было представлено шесть морских пейзажей, за которые молодой человек удостоился золотой медали первой степени. К тому же, высшая оценка сулила художнику поездку на два года за границу с целью приобретения опыта. Однако, по причине малолетства Айвазовский был отправлен в Крым, где и продолжил самостоятельно оттачивать мастерство. Натуры Ялты, Гурзуфа, Феодосии, Керчи были запечатлены в картинах навечно.

Айвазовский никогда не искал легких путей. Уже в 1839 году он принимает участие в военно-морском походе к берегам Кавказа.

Цель похода – военная разведка. Цель художника – новые впечатления. Славные русские флотоводцы и будущие герои Севастополя М.П. Лазарев, В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.Н. Истомин остались друзьями Айвазовского на долгие годы. Их доблесть потрясла юношу. В свою очередь, Ованес привел в изумление опытных морских волков: при высадке десанта в Субаше он проявил смелость и отвагу как настоящий моряк. Отвага Айвазовского была отмечена высшими чинами в Петербурге.

Поездка вместе с другими пансионерами в Рим сулила продолжение образования и усовершенствование в пейзажной живописи. Изучая произведения классического искусства в музеях Рима, Венеции, Флоренции и Неаполя, Ованес перенимает опыт великих мастеров. Посещение музеев европейских городов отложили неизгладимый отпечаток в сознании юного художника.

В Италии Айвазовский посещает своего брата Гарика, живущего в монастыре. Изучая история своего рода, старший брат узнал, что фамилия предков – Айвазян. В итоге братьями было принято решение убрать из своей фамилии букву «Г». С тех пор Ованес Гайвазовский (а именно так юноша подписывал свои полотна) стал Иваном Айвазовским. Случилось это в 1841 году на 24 году жизни мастера.

Итальянский период

Свои пятьдесят знаменитых пейзажей Иван Константинович Айвазовский написал, воодушевленный природой Италии. Выставки в Неаполе и Риме вызвали огромное внимание как со стороны критиков, так и со стороны простых зрителей. Достоверное изображение моря и воздуха вызывало настоящий ажиотаж. Большую популярность приобрели картины, написаны в период 1841-1843 годов: «Вид на венецианскую лагуну», «Неаполитанский залив», «Побережье Амальфи», «Хаос. Сотворение мира.», «Неаполитанский залив в лунном свете», «Побережье. Штиль.» и другие. Успех полотен принесли автору европейскую славу.

В Италии Айвазовский работал и встречался со знаменитыми земляками, жившими в то время за границей: Н.В. Гоголем, художником А.А. Ивановым, профессором Академии художеств Петербурга Ф.И. Иордан. Оставили в душе мариниста и незабываемые встречи с английским коллегой Дж. Тернером.

Вид Амальфи. 1865 год.

В 1844 году автор произведений Иван Константинович Айвазовский возвращается на родину известным мастером и академиком Римской и Амстердамской Академии художеств. В России он сразу был назначен академиком пейзажной живописи Петербуржской Академии художеств.

Итогом полученного звания стал большой заказ от правительства – изобразить все русские военные порты в Балтийском море. Исполнение заказа послужило поводом причисления мастера к Главному морскому штабу. Звание живописца и право ношения адмиралтейского мундира стало приятным завершением Итальянского периода творчества.

Изображения морских баталий

Будучи свидетелем и активным участником военно-морских походов, маринист не мог обойти вниманием изображения батальных сцен. Среди известных картин на данную тему можно выделить «Кронштадский рейд», «Десант Н.Н. Раневского у Субаши», «Петр І при Красной Горке», «Морское сражение при Ревеле», «Наваринский бой» и многие другие.

Произведения Ивана Константиновича Айвазовского отображают доблесть российских моряков в разные исторические периоды. Вдохновленный очередным подвигом или героической историей, автор тут же брался за кисть, и писал до тех пор, пока картина не приобретала величественное совершенство. Рассматривая батальные сцены, зритель как бы погружается в процесс завоевания очередной вершины. Для достижения подобного эффекта не требуется 3D системы: мазки, красочная палитра и глубокое исполнение полностью поглощают созерцателя.

Библейские мотивы

Хождение по водам. 1890-е годы.

Будучи глубоко верующим, Айвазовский написал ряд полотен на библейскую тему. Одухотворенный Святым Писанием и рассказами своего брата-священнослужителя Гавриила, Иван Константинович олицетворял в своих картинах наиболее значимые священные моменты. Однако, на всех шедеврах присутствовала водная стихия – лейтмотив работ мастера.

Презентация Иваном Константиновичем Айвазовским сотворения мира величественно и незабываемо. Написанная в 1864 году картина представляет собой сплошной водно-небесный хаос. Полотно притягивает необъяснимой энергией. Перед картиной «Сотворение мира» можно стоять долго – и отойти, так и не поняв до конца ее мистической глубины.

Полотно «Всемирный потоп» иллюстрирует первую в мире глобальную катастрофу. Мертвые тела, низвергающиеся в бездну, навевают ужас и священный трепет. В такие моменты невольно задумываешься о смысле бренного бытия.

К библейским мотивам относятся также и картины «Сошествие Ноя с горы Арарат», «Переход евреев через Красное море», «Хождение по водам». И все полотна неразрывно связаны с водной стихией.

Пирамиды. 1895 год.

Не только море

Пейзажист-маринист Иван Константинович Айвазовский рисовал не только морские пейзажи. Красочны и необычны изображения художником видов дагестанского аула Гуниб, афинского Акрополя, большой пирамиды в Гизе, фонтана и дворца в Петергофе, Воробьевых гор в Москве. Интересные решения иллюстраций украинских пейзажей отображены в шедеврах «Жатва на Украине», «Зимний вид в Малороссии», «Волы на берегу» и многие другие. Свободная душа мариниста не могла пройти мимо широких степных просторов, безграничности небесного приволья. Чумаки на волах, мельницы находят сходство с далекими кораблями и скалами, а колыхающиеся от ветра душистые растения – с непокорными морскими волнами. Украинский период творчества живописца отмечен романтизмом и оптимистичным настроем.

Жены и дети

Иван Айвазовский, Юлия Гревс и их дочери. Слева направо: Елена, Александра, Мария, на коленях — Жанна.

За всю свою жизнь Иван Константинович Айвазовский был женат дважды. Первая супруга, дочь лейб-медика, простая гувернантка в доме богатой вдовы. До роковой встречи у 31-летнего мужчины не было никаких романтических отношений. Неискушенный в любовных играх, художник влюбился в строгую девушку в закрытом платье. Две недели ухаживаний – и избранница проронила вожделенное «да». А в положенный срок через девять месяцев на свет появилась первая дочь Елена.

С первой женой мастер прожил 12 не совсем счастливых лет. Любительница светской жизни, Джулия не желала всю жизнь прозябать в скромной Феодосии. На 13 годе совместной жизни супруга, забрав четырех дочек – Елену, Александру, Марию и Жанну, уезжает в Одессу. Развод Айвазовский получил спустя долгие двадцать лет супружества.

Второй брак настиг живописца в преклонные 65 лет. Избранницей гения стала вдова купца из Феодосии Анна Саркизова. Примечательно, что супругов разделяла разница в 40 лет. Однако, это не помешало супругам прожить в мире и согласии до самого конца мариниста.

Взрыв турецкого корабля. 1900 год.

Последняя картина

На протяжении долгой жизни Иван Константинович Айвазовский создал более шести тысяч картин. Многие полотна он писал с натуры. Но истинным мастерством художник считал умение творить шедевры по памяти. Именно по памяти была сотворена и последняя картина живописца «Взрыв корабля». Художник задался целью еще раз пересмотреть легендарный подвиг греческого повстанца Канариса при взрыве корабля адмирала.

С самого утра 19 апреля 1900 года Айвазовский сел за работу. К вечеру полотно было почти готово. Наклоненный корабль, оторванные части мачт и рей свидетельствуют о только что прозвучавшем взрыве. Греческие повстанцы, спешно покидающие место происшествия, еле виднеются вдали. Для большей достоверности оставалось наложить только несколько завершающих мазков. Уставший живописец решил перенести окончание картины на завтра. Но шедевру суждено было остаться неоконченным: ночью сердце художника Главного морского штаба, адмирала Ивана Константиновича Айвазовского остановилось во сне.

Похоронен великий живописец в родной Феодосии во дворе армянской церкви святого Сергия. На саркофаге выгравирована символическая эпитафия: «Родившись смертным – оставил по себе бессмертную память».

ayvazovskiy.su

Иван Константинович Айвазовский биография и картины

Замечательный художник маринист Иван Константинович Айвазовский, как известно родился Феодосии в армянской семье у Константина и Рипсиме Айвазовских 29 июля 1817 г, если по армянски более точно фамилия звучит, как, Айвазян, хотя в быту и в доккументах фамилия отца могла звучать, Гайвазовский.

С самого раннего детства у молодого Айвазовского были выявлены наклонности к искусству, как самоучка он научился играть на скрипке и конечно очень тяготел к рисованию. На способности молодого дарования внимание обратил тамошний архитектор Кох Я.Х., который просвятил мальчика некоторым азам рисования и живописи.

Талант рисовать был замечен тогдашним губернатором Тавриды Казначеевым А. И., который позаботился о зачислении юного дарования в 1831 г. в Таврическую гимназию,

Успехи в рисовании айвазовского раскрывались все более и более, слухи о молодом таланте дошли до градоначальника Феодосии, который помог устроить юношу оканчивающего уездную школу в более авторитетное заведение в гимназию в городе Симферополе. Проучившись с успехом некоторое время в этом заведении, с помощью учителя рисования немецкого художника И.Л. и Гросса оценившего молодой талант в Айвазовском, направляет его в Петербург в академию художеств и там молодого художника зачисляют на учебу в 1833 г. , где его творчество было оценено художником К. П. Брюлловым, очень лестно отзывался о художнике писатель А. С. Пушкин.

В академии Айвазовский упорно развивает свое мастерство и 1835 году была закончена работа с картиной Вид на взморье в около Санкт Петербурга и воздуха над морем, за эти первые произведения художнику была присвоена серебряная медаль Для дальнейшего развития молодого мариниста направляют к известному французскому художнику Ф. Таннеру.

Закончив академию с большой золотой медалью, получил право поездки в родной Крым, где плодотворно работает, пишет этюды Феодосии, Ялты, Севастополя, Гурзуфа. Для продолжения совершенствования своего творчества, Айвазовский вместе с другими художниками академии, в 1840 г. едет в Италию Рим, посещает Венецию, Флоренцию, Неаполь. Знакомится с мировым европейским искусством в различных музеях Европы и плодотворно трудится.

Спустя некоторое время Айвазовский становится очень знаменитым художником маринистом в Европе. Ему присвоено звание академика Римской, Амстердамской и Парижской академии художеств. Вернувшись на родину в 1844 году признанным мастером в 27 лет отроду, ему и в России присваивается звание академика.

Характер Таннера был не простой, строгий, обучая Айвазовского некоторым секретам мастерства, он запрещал ему всякое вольнодумство в создании работ не по теме, тем не менее Айвазовского тянуло к тематике своих картин и в тайне от строгого учителя создает 5 работ в 1837 г. и смело выставляет их в академии художеств, которые получили положительные отзывы.

На непослушание художник Филипп Таннер обращается к царю Николаю 1 с жалобой на своего ученика, соответственно царь уважая Таннера приказывает картины Айвазовского снять с выставки а художника наказать. Этот момент был конечно не приятен для молодого мариниста, прошло долгих шесть месяцев после этого каверзного случая, когда несколько все забылось его наконец простили за его прошлое не академическое поведение и направили в кафедру батальной живописи для занятий более близкому для Айвазовского, это морская живопись с военной тематикой под руководством профессора А. И. Зауэрвейда.

В данном классе художник раскрывает себя с еще большим успехом к 1837 году он заканчивает свой морской пейзаж под названием Штиль, картина получает много отзывов, смотря на это в академии Ивану Айвазовскому вручают Большую золотую медаль, это была мечта всех студентов академии. Дополнительно к медали он заслужил право посетить свой родной Крым и поездка в Европу.

В Крыму Айвазовский продолжает заниматься творчеством, пишет ряд своих любимых морских пейзажей, его приглашают к участию в военных действиях, где художник наблюдает высадку морского десанта на реке Шахе в Черкессии и создает наброски для будущей картины Десант отряда в долине Субаши, впоследствии выкупленную царем. В 1839 году Айвазовский заканчивает обучение в художественной академии и получает звание дворянина.

В обширной биографии художника очень много связано с Турцией, где редкий талант Айвазовского был очень высоко оценен.

В 1845 году Айвазовский посещает Турцию в составе географической экспедиции возглавлявшей Литке Ф. П. Художник посетил Стамбул, который впечатлил художника своей необычной красотой. Этот город художник еще раз посещал в 1856 году, его принимают, как дорого гостя сам султан Абдул-Меджид 1-й, который был поклонником таланта художника имевший в своей картинной галерее работу Ивана Константиновича. Воодушевленный приемом султан наградил художника почетным орденом Нишан Али.

В своем творческом пути Айвазовским создано множество картин с турецкой тематикой, по его работам учились турецкие художники, авторитет художника в Турции был огромен, одна из работ досталась в подарок от друзей султану Абдул-Азизу, под огромным впечатление от картины он сделал хороший коммерческий заказ художнику написать с десяток пейзажных полотен со зрелищными видами Босфора и Стамбула. Султан просто души не чаял в этом мастере пейзажа, часто приглашал его во дворец и впоследствии художником было написано дополнительно около 20 работ. Сам турецкий Падишах наградил его дорогой турецкой наградой - орденом Османии 2-й степени. Чуть позже через год, Айвазовский подготовит новые пейзажные работы в подарок с русской тематикой Зима в Москве и картина Вид на Петербург с моста Святой Троицы.

Как известно Россия часто воевала с Турцией, но на данном этапе в 1878 году, война была прекращена и был подписан мирный договор, в залах турецкого дворца висели картины Ивана Айвазовского, эта выставка благотворно способствовала духу мирных отношений между двумя сторонами. также в честь мира и дружбы картины принадлежащие турецким коллекционерам выставлялись в России и на этот раз художник был награжден алмазной медалью самим султаном Абдулом Хамидом 2-м. а в 1847 году ему присвоили почетное звание профессора академии художеств Петербурга. Можно выделить одну из работ того периода в 1848 году Чесменский бой с характерным морским сражением. Но военная тематика работ иногда сменялась лирическими полотнами морских стихий 1849 году Буря на море ночью

В 1950 году художник снова удивляет современников неожиданным очередным шедевром Девятый вал, работа никого не оставляла равнодушным, некоторые историки и биографы сравнивали ее с увиденным самим Айвазовским штормом из которого ему удалось вырваться живым и невредимым. Хотя в столице и в европейской прессе уже печатали газеты о гибели мариниста, но все как видим обошлось и мастер живописных морских стихий продолжал создавать и радовать публику своими шедеврами. В 1853 году из под кисти художника выходят полотна: Картина Айвазовского Лунная ночь. Купальня в Феодосии, с очень красивым закатом Море. Коктебельская бухта

60-е и 70-е годы 19 века можно с уверенностью назвать полным расцветом творчества Айвазовского. Обилие картин о море, среди этих произведений заметны: Всемирный потоп, Лунная ночь в Константинополе 1862 г, Вид Одессы с моря 1865 г, Морской вид 1867 г, В бурю 1872 г, Радуга 1873 г, Ночь. Голубая волна 1876 г. и другие работы.

В начале 80-х годов художник создает ряд картин среди которых одно из самых его заметных полотен картину Черное море. Несмотря на то, что картина написана в сдержанных тонах и море отражено в пасмурный день, тем не менее картина получила множество положительных отзывов. Сам Крамской отметил картину , как самое грандиозное в творчестве художника. Одна из красивейших работ тихого моря в 1885 году Штиль

Работая вплоть до конца 19 века Айвазовский художник не перестает удивлять тогдашнюю публику все новыми работами в 90-е годы его талант не ослабевает в этот период созданы картины Шторм 1897г , масштабное произведение Среди Волн 1898 г и картина В бурю 1899 г

В 1900 году весной в апреле художник творил очередную картину Взрыв корабля, но картина так и не была закончена, 19 апреля 1900 года художник скончался в своей мастерской. Ныне его мастерская в Феодосии это дом музей Айвазовского

За свою творческую историю Айвазовским было создано более шести тысяч полотен, много картин были куплены русским меценатами, различными коллекционерами со многих стран мира. Его полотна и сегодня продаются и оцениваются огромными суммами, все это говорит об уникальном таланте пейзажиста-мариниста у которого и по сей день нет равных

Знаменитые картины Ивана Айвазовского:

Морское сражение при Наварине 1827 г. Вид на взморье в окрестностях Петербурга 1835 г. Ночь. Контрабандисты 1836 г. Ветряная мельница на берегу моря 1837 г. Морской берег 1840 г. Неаполитанский залив 1841 г. обережье в Амальфи 1841 г. Венеция 1842 г. Гондольер на море ночью 1843 г. Кораблекрушение 1843 г. Мхитаристы на острове св. Лазаря 1843 г. Вид Феодосии 1845 г. Морской вид с часовней 1845 г. Спасающиеся от кораблекрушения 1844 г. Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент 1846 г. Морское сражение при Ревеле (9 мая 1790) 1846 г. Башня. Кораблекрушение 1847 г. Чесменский бой 1848 г. Девятый вал 1850 г. Буря 1850 г. Синопский бой 1853 г. Буря над Евпаторией 1861 г. Всемирный потоп 1864 г. Черное море ночью 1870 г. В бурю 1872 г. Черное море 1881 г. Прибой 1895 г.

Буря у берегов Одессы 1898 г.

www.art-portrets.ru

Айвазовский – биография: кратко о личной жизни, творчестве, интересных фактах и знаменитых произведениях

В середине лета 1817 года, а именно 17 июля в провинциальном городке Феодосия, что находится в Крыму, в семье местного бедного купца родился мальчик. Он оказался пятым ребенком в семье, где ни достаток, ни образование членов семьи не предвещали рождение гения. Однако пройдут годы, и именно ему суждено будет прославить свое имя, город и родину несравненными картинами, достойной уважения гражданской позицией и человечностью. Во всем мире этого человека называют по фамилии — Айвазовский, а биография его кратко будет изложена в данной статье.

Айвазян-Гайвазовский

Родители будущего художника по национальности были коренные армяне. После бегства от турецкого гнета с исторической родины они некоторое время жили у родственников в Галиции. В Феодосию беженцы попали скорее случайно. Однако шло время, и этот тихий городок оказался тем местом на земле, где они и решили поселиться навсегда.

И. К. Айвазовский автопортрет

Это интересно! Область Галиция в XIX веке являлась территорией Восточной Польши со столицей в городе Галич. Позднее столицей области стал Львов. В настоящее время это территория Западной Украины (Львовская, Ивано-Франковская и частично Тернопольская области).

Бегство от геноцида и семейные неурядицы в семье Айвазянов во многом повлияли на паспортные данные будущего гения, а именно:

  • имя Геворк, данное при рождении отцу, в русском варианте звучит как Константин,
  • фамилия семьи была изменена для конспирации на польский манер,
  • имя сына Ованес в русском языке созвучно с именем Иван.

Таким образом, мальчик, рожденный, как Ованес Айвазян, свои первые шаги по жизни сделал, как Иван Константинович Гайвазовский. Пройдут годы и уже в зрелом возрасте художник-гений еще раз сменит свою фамилию на Айвазовский.

Это интересно! Жизнь Нобелевского лауреата: краткая биография Ивана Бунина

Как все начиналось

В Феодосии дом Айвазянов располагался на самой окраине, откуда благодаря возвышенности открывался красивый вид на Черное море. Ежедневно оно представало взору юного Вани в разных состояниях:

  • умиротворенная гладь,
  • игривая зыбь,
  • суровый шторм.

Кроме этого, «самое синее в мире» не всегда соответствовало присвоенному ему эпитету. В зависимости от неба, оно играло красками от лазури до практически черного цвета. Все это не осталось безразличным для юной души, а переродилось в желание обязательно запечатлеть увиденное.

Было бы наивным предположить, что искусство рисовать у малолетнего Вани появилось на пустом месте. В общении с архитектором Феодосии Кохом был заложен фундамент для рождения таланта художника. При этом уроки рисования и строительного черчения, подаренные зодчим, стали по сути путевкой в мир изобразительного искусства и не только.

Дом, где родился Айвазовский

В тринадцать лет Ваня Гайвазовский, благодаря рекомендациям градоначальника Феодосии, поступает в губернскую гимназию Симферополя. После ее окончания в 1833 году он отправляется в столицу государства Российского, в Санкт-Петербург, где его ждут экзамены и успешное поступление в Императорскую Академию художеств. Именно здесь юный Айвазовский через свои этюды, эскизы и полноценные картины обретает первую известность. Особую роль здесь сыграл мэтр живописи тех времен Максим Воробьев, в чьем классе молодой художник практиковался вплоть до 1839 года.

На эту пору приходится и дебют выставочной деятельности художника Ивана Айвазовского. Он оказался более чем успешным. Так в 1835 году экспозиция молодого мариниста Айвазовского из пяти полотен произвела фурор в столичном бомонде. При этом картина «Этюд воздуха над морем» удостоилась почетной серебряной медали.

Это интересно! Иван Тургенев: интересная и краткая биография писателя

Этюд воздуха над морем

В 1837 году к Айвазовскому приходит новый успех. Его полотно «Штиль» удостаивается большой золотой медали. С этого момента работы крымского художника выставляются в Императорской Академии художеств практически на постоянной основе.

Через год художник посещает с творческой командировкой родную Феодосию и Севастополь. В поездке по Крыму художник экспериментирует, знакомится лично с ведущими военачальниками Черноморского флота, и, конечно же, он много рисует. Феодосия вдохновляет его.

В 1840 году решением попечительского совета академии Айвазовского направляют на стажировку в Италию. Именно здесь последующие годы жизни Иван Константинович постигает мастерство корифеев изобразительного искусства Европы. Выставки художника не заставили себя долго ждать. Столицы Старого Света в своих галереях одна за другой размещают полотна молодого русского художника. Результат везде одинаков — успех и рукоплескания неординарному, уникальному и неподражаемому таланту Айвазовского. Итогом европейской практики становятся:

  • Золотая медаль Парижской Академии художеств,
  • Звание академика уже у себя на родине.

Это интересно! Александр Грибоедов: интересная краткая биография

Штиль

По возвращении в Россию Айвазовского принимают в штат Главного штаба морских сил. Здесь он начинает работать над серией заказных картин для нужд этого ведомства. Этюды, пейзажи, сцены морских сражений выходили из-под кисти художника с удивительной скоростью. Творчество Айвазовского в эти годы держало по сути экзамен на стойкость. В итоге рождается целая серия полотен о Балтийском море. На полотнах появляются Кронштадт, Ревель, Красная Горка, Санкт-Петербург, а также картины морской тематики и баталий, связанных с этими городами.

И все-таки душа Айвазовского всегда просилась на юг — поближе к родному Крыму. Он подает рапорт с просьбой вернуться в Феодосию, чтобы закончить начатые ранее работы. Так появляются полотна на тему Черного моря. Особо дороги художнику стали картины из серии, посвященной Севастополю:

  • Севастопольский рейд,
  • Синоп,
  • Вход в Севастопольскую бухту,
  • Синопский бой.

На период творчества после службы в штабе морских сил приходится расцвет таланта Айвазовского. Его произведениями украшались кабинеты и дома самых высокопоставленных чиновников, а также центральные залы учреждений и ведомств. На эти же годы приходится написание одного из самых знаменитых шедевров великого русского мариниста — «Чесменский бой» (1848 год). Через два года их список пополнил «Девятый вал». Кстати, реалистичность батальных сцен на картинах Айвазовского имеет под собой веское основание. В ходе Русско-Турецкой войны ему не раз доводилось выходить в море в составе команд действующих кораблей российского флота.

Девятый вал

Личная жизнь Айвазовского

Год 1848 знаменателен для художника не только рождением шедевров. В этот год Айвазовский заключает брак с Юлией Грефс — дочерью петербургского врача английского происхождения. Брак казался счастливым, но не во всех отношениях. С одной стороны, Иван Константинович называл свою жену главным вдохновителем и музой его творчества. Но с другой — «камнем преткновения» у супругов оказались различные взгляды на место жительства. Супруга мечтала о столице и светском обществе. Душа же художника искала покой, уединение и темы для своих картин. Айвазовский не мыслил себя без Феодосии, Крыма и Черного моря.

Это интересно! Анна Ахматова: творчество и биография кратко

В 1858 году супруги расстались и не виделись в последующем практически 20 лет. Только в 1877 году чета Айвазянов была официально разведена.

На второй брак Айвазовский решился только через пять лет после завершения бракоразводной процедуры. Его избранницей стала вдова известного в Феодосии коммерсанта Анна Саркизова (в девичестве Бурназян). Невзирая на большую разницу в возрасте (Анна была младше Ивана Константиновича на 40 лет), их союз можно было назвать счастливым, а чувства истинными. Семейная идиллия продолжалась почти 18 лет, пока ее не прервала смерть художника.

Женщины Айвазовского

Это интересно! После кончины супруга убитая горем вдова дала обет не покидать стен дома, в котором он умер. Клятву свою Анна сдержала, и за 25 лет она ни разу не вышла из флигеля, примыкавшего к художественной галерее Феодосии.

За эти годы через Феодосию прошла Первая мировая война. Здесь же Анна встретила и приход Советской власти. Пережила вдова и немецкую оккупацию в годы Великой отечественной войны. Умерла Анна Айвазовская-Бурназян в 1944 году. Похоронена она в Феодосии, рядом с мужем во дворе местного собора, в котором его крестили и венчали.

Полезное видео: Айвазовский Иван Константинович- биография

Художник — меценат — гражданин

Ни для кого не секрет, что за годы, когда Айвазовский писал картины, он сумел заработать приличный капитал. Это открывало великому художнику огромное поле деятельности как меценату. Так на его деньги в родной Феодосии открывается художественная галерея и школа для юных художников.

Зная не понаслышке о вечной проблеме Феодосии — питьевой воде, Иван Константинович строит на свои средства фонтан и прокладывает в город 20-тикилометровый водопровод от родника, бившего на территории его имения. По завершении строительства все это он подарил любимой Феодосии.

Кроме этого он финансировал еще и прокладку железной дороги в порт Феодосии. В 1892 году состоялось ее торжественное открытие, что стало решающим фактором для активного развития крупнейшего торгового порта Крыма.

В подтверждение многогранности интересов художника можно назвать его почетное членство в Одесском обществе археологов и любителей древностей. И неспроста в Феодосии, на горе Митридат, на деньги художника был построен музей исторических артефактов.

Это интересно! К большому сожалению, в 1941 году уникальное здание музея Феодосии, построенное по проекту Айвазовского, в результате бомбардировок было разрушено.

Полезное видео: Иван Айвазовский

Вывод

Жизнь Айвазовского оборвалась второго мая 1900 года. В тот день мир потерял великого художника, настоящего гражданина и Человека с большой буквы. Им гордятся жители Феодосии, крымчане и, безусловно, все россияне. Творчество Айвазовского давно перестало быть просто произведениями искусства. Оно стало частью мировой культуры. И это не преувеличение.

tvercult.ru


Смотрите также