Линейный корабль «Золотой дьявол»

Линейный корабль «Золотой дьявол»

В 1634 г. по личной инициативе короля Англии Карла I были выделены средства на постройку особенно мощного и, что было немаловажно, красивого, богато украшенного корабля для Королевского флота.
В следующем году в Вулвиче был заложен корабль «Соверен оф зе Сиз» (в переводе — «Повелитель морей»). Построенный знаменитым корабелом Питером Петтом, которому помогал его отец Финеас Петт, также выдающийся кораблестроитель, судно сошло на воду в октябре 1637 г. В соответствии с пожеланиями монарха новый флагман флота действительно украсили на славу, не пожалев средств не только на резные украшения, но и на позолоту. Впрочем, о боевой мощи тоже не забыли: при водоизмещении около 1550 т (в пересчете, поскольку не совсем точные и подчас противоречивые подсчеты того времени выполнялись в английских тоннах), длине по килю 39 м (127 футов) и ширине 14,17 м (46 футов 6 дюймов) он нес на трех батарейных палубах и надстройках многочисленную артиллерию. Интересно, что согласно первоначальному замыслу планировалась установка 90 орудий, на момент же вступления в строй их оказалось 102, причем без учета самых мелких. Корабль неоднократно перевооружался и в один из периодов службы нес на нижней палубе 30 орудий (пушки и полупушки), на средней — также 30 (кулеврины и полу-кулеврины), на верхней орудийной палубе — 28 пушек меньшего калибра. Легкая артиллерия размещалась на верхней палубе, форкастле и на кормовой надстройке, а общее число стволов достигало 126.
В процессе долгой службы корабль неоднократно переименовывался и перестраивался. После свержения в Англии королевской власти его название в 1651 г. сократили, и корабль принял участие в Первой англо-голландской войне просто как «Соверен». А после реставрации монархии название опять «удлинилось», и «Соверен» переименовали в «Ройял Соверен». Первая большая перестройка была осуществлена в 1660 г. на верфи в Чатеме, в результате уменьшения высоты кормовой надстройки «Соверен» потерял характерную «галеонную» форму корпуса и превратился в 100-пушечный линейный корабль 1-го ранга (водоизмещение — 1630 т). Особенности же парусного вооружения — брамсели и крюйсель — позволяли изначально считать его переходным типом. Еще одну большую модернизацию «Ройял Соверен» прошел в середине 1680-х гг., вновь в Чатеме. Хотя число орудий на борту не увеличилось, пушки стали более мощными и совершенными, а водоизмещение возросло до 1710 т. Несмотря на продолжительный срок службы, корабль не утратил боевого значения до конца столетия, успешно сражался не только против голландцев, но и против французов в период войн Аугсбургской лиги. Возможно, он еще долго оставался бы одним из «повелителей морей», но в январе 1697 г. во время очередного ремонта в Чатеме на «Ройял Соверене» случился пожар, уничтоживший большую часть корабельных конструкций. Однако не все! И в начале XVIII в. часть старого линейного корабля использовали при строительстве нового, получившего название в честь предшественника и тоже служившего очень долго.
Военная карьера «Соверена» началась в период правления Кромвеля, во время Первой англо-голландской войны он являлся флагманом талантливого флотоводца, морского генерала Роберта Блейка в сражении у Кентиш-Нок осенью 1652 г. Со своими 90 орудиями «Соверен» оказался самым сильным из участвовавших в битве кораблей. В последующем он неоднократно действовал против голландцев, причем броский внешний вид, огневая мощь и отвага экипажа привели к тому, что голландцы стали называть своего грозного противника «Золотым дьяволом». И в конце карьеры, как в проигранном англо-голландским флотом сражении при Бичи-Хед, так и в победоносном у Барфлёра, где на нем держал флаг вице-адмирал Делаваль, «Ройял Соверен» проявил свои лучшие качества.

Барфлёр и Ла-Хог
В 1692 г. французский флот по воле короля Людовика XIV оказался вынужден вступить в сражение с имевшими почти двукратное превосходство англо-голландскими силами у Барфлёра. Несмотря на талант французского командующего графа Турвиля и хорошую выучку личного состава, победа осталась за союзниками. Три поврежденных французских корабля укрылись в Шербуре и еще 12 — в Ла-Хоге. Английские и голландские адмиралы смогли организовать атаку брандеров на Шербур и рейд на Ла-Хог, уничтожив все 15 линейных кораблей, включая знаменитый «Солейл Руаяль».