Азовские походы

Азовские походы 1694-1696, две русские военные кампании во время русско-турецкой войны 1686-1700 , во главе с Петром Великим и направленная на захват турецкой крепости Азов (гарнизон - 7000 человек), которая блокировала доступ России к Азовскому и Черному морям. Поскольку Крымские походы 1687 и 1689 не удались из-за трудностей перемещения большой армии по степи, Петр решил попробовать речной поход.

Первый Азовский поход
Первый Азовский поход начался весной 1695 года. Петр Великий приказал своей армии (31 000 солдат и 170 орудий) продвигаться к Азову. Армия состояла из полков и донских казаков и была разделена на три части под командованием Франца Лефорта, Патрика Гордона и Автонома Головина. При этом поставки были отправлены вниз по Дону из Воронежа. В 1693 году Османский гарнизон крепости состоял из 3656 человек, 2272 из которых были янычары. С 27 июня по 5 июля, русские заблокировали Азов с земли, но они не могли контролировать реку и предотвратить пополнение запасов. После двух неудачных атак на 5 августа и 25 сентября осада была снята 1 октября.
Другая русская армия (120 000 солдат, в основном кавалеристов, стрельцов, украинских казаков и калмыков) под командованием Бориса Шереметева отправилась в низовья Днепра, чтобы взять Османские форты там. Основной форт в Гази-Керман был сдан, когда его пороховой погреб взорвался, а также Ислам-Кермен, Таганский и Таван, но русские не смогли захватить области и сняли большую часть своих сил. По договору Константинополя эти области были объявлены демилитаризованной зоной.

Второй Азовский поход
В конце 1695, русские начали готовиться ко второму Азовскому походу. К весне 1696 года они построили флот, чтобы блокировать турецкие подкрепления для гарнизона. Кавалерия под командованием Шереметева (до 70000 человек) была вновь отправлена в низовья Днепра. 23-26 апреля, главные силы (75 000 человек) под командованием Алексея Шеина начали продвигаться к Азову по суше и по воде (реках Воронеж и Дон). Петр 1 и его флот уехал в Азов 3 мая. 27 мая русский флот (2 линейных корабля, 4 фрегата, 23 галер и т.д., построенный в Воронеже и близлежащих районах) под командованием Лефорта достигли моря и заблокировали Азов. 14 июня турецкий флот (23 судов с 4000 мужчин) появился в устье Дона. Тем не менее, он отступил после того, как потерял 2 корабля в бою. После массивной бомбардировки с суши и моря и захвата внешнего вала крепости украинскими и донскими казаками 17 июля Азовский гарнизон сдался 19 июля.

Последствия
Азовские походы показали значение наличия флота и положило начало поворота России в морскую власть. Успехи России на Азове укрепили позиции во время конгресса 1698-1699 и высказались за подписание договора Константинополя в 1700 году. В Азовская пристань не была удобна для военного флота, Царь выбрал другое, более подходящее место 27 июля 1696 мыс Таган-Рог (Таганрог). На 12 сентября 1698 г. Таганрог была основана гавань, которая стала первой военной базой ВМФ России.
Хотя кампания имела успех, было ясно, Петр I достиг лишь частичные результаты, так как его флот не мог выйти из Азовского моря в связи с Крымским и Османским контролем над Керченским проливом. Но это дало возможность постройки регулярного военного флота, военные корабли были необходимы для противодействия Османским атакам. 20 октября 1696 г. Боярская дума постановила создании регулярного Императорского военно-морского флота, эта дата считается днем рождения русского флота. Первая судостроительная программа состояла из 52 судов.

Скопились группы матросов. Некоторые из них, соблюдая старые морские традиции, побывали перед смертью в бане и переоделись в чистое белье. Таких убежденных, что на том свете они должны предстать перед богом, как на адмиральском смотру, было немного. В одной из групп находился и кочегар Бакланов в грязном рабочем платье. Что чувствовал он, глядя на приближающиеся корабли противника? Священник Паисий, облаченный в ризу с крестом в
В одной руке, с волосяной кистью в другой, торопливо обходил верхнюю палубу. Его сопровождал, неся чашу со святой водой, матрос, исполнявший на судне обязанности
дьячка. Около каждой башни они оба останавливались, и? .
священник наскоро кропил башню святой водой, а потом, бормоча слова молитвы, крестом благословлял дула орудий.
Кочегар Бакланов, оглянувшись и увидев Паисия, сказал:
Смотрите-ка, ребята, наш рыжий клоп колдовством занялся. Но только, по-моему, он зря старается. Сейчас начнется кормежка рыб человеческим мясом. А милосердный бог будет смотреть и радоваться, как христолюбивые воины захлебываются в море.
Оцените состояние природы своей местности. Какие изменения в ней вы считаете вредными? 2. Назовите растения и животных, которых вы занесли бы в Красную книгу своей местности. Таким образом, в результате взаимодействия человека и природы происходят изменения в природе, не всегда полезные для нее. Поэтому правильное понимание особенностей взаимодействия природы и человека, знание научных основ разумного использования природных богатств и их охраны — важная задача каждого из нас. Уважение к природе должно стать правилом каждого. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране. Целостность географической оболочки требует согласованности и объединения усилий в использовании природы и в ее охране. Необходимость в международном сотрудничестве обострилась в связи с ухудшением состояния природы на всем земном шаре. Охрана природы может быть связана с решением экологических проблем на разных уровнях — местном, национальном (в границах государства) и общемировом. Совместная деятельность государств позволяет оценить изменения в природе и разработать основные правила использования природных богатств, с тем чтобы обеспечить рост производства и в то же время не допускать ухудшения природной обстановки. Многие страны объединяют свои усилия в решении экологических проблем. Были заключены соглашения об охране птиц, полезных для сельского хозяйства, ряд международных соглашений о защите вод и воздушного бассейна, по охране Балтики от загрязнения и по разумному использованию ее природных богатств. Успешным оказалось международное соглашение ряда стран об охране белого медведя в Арктике. . Важное значение для сохранения природного комплекса Антарктиды имеет международный договор об Антарктиде. Международный союз охраны природы и природных богатств, организованный в 1968 г., ведет Красную книгу, в которой регистрируются виды животных и растений, находящихся на грани исчезновения. Работа на местности Пониманию и лучшему усвоению закономерностей географической оболочки и природного комплекса, а также вопросов взаимодействия природы и человека поможет вам работа на местности. Она включает описание природного комплекса (участка леса, холма, оврага, долины реки, болота, луга и т. д.); раскрытие связей между компонентами природных комплексов, обусловленных различиями в получении тепла и влаги; выявление характера воздействия человека на природу. Изучение того или иного природного комплекса проводится отдельными группами под руководством учителя. При этом вам необходимо использовать не только полученные ранее знания по географии и ботанике, но и приемы учебной работы на местности (составление простейшего плана местности, описание рельефа, погоды, растительности и т. д.), приобретенные в VI классе. Каждая группа (5—6 человек) выполняет следующие виды работ:
1. Описание рельефа местности на территории комплекса. Указать, в какую сторону понижается рельеф. Оп Наблюдение за погодой в часы пребывания на участке (температура, облачность, осадки, ветер, атмосферное давление). Освещенность участка в целом и в отдельных местах (открытый, затемненный, наклонен к югу, к северу). На Знакомство с имеющимся водоемом (ручей, река, пруд, озеро). Выяснить, как водоем влияет на увлажненность изучаемого комплекса. Зн Взятие почвенных проб. Описание внешнего вида почвы (цвет, структура, наличие растительных остатков). Увлажненность почвы в разных местах участка (сухая, слегка влажная, влажная). Определить, в чем состоит связь почвы с материнской породой, название типа почвы. Вз 6.Описание растительного покрова. Видовой состав растительности, наличие ярусов, особенности травяного покрова, наличие мхов. Описать 2—3 преобладающих на участке растения, объяснив особенности их внешнего вида и приспособленность к окружающей среде. Выявление видов животных, встречающихся на территории.