Линейные корабли

ленейный корабль

Линейные корабли властелины морей

Совершенствование артиллерии и развитие военно-морской науки привели к появлению новых боевых порядков, самым эффективным из которых по опыту войн второй половины XVII в. был признан линейный строй.
Кораблестроители смогли создать тип корабля, наиболее полно удовлетворявшего требованиям именно боя в линии: с расположением орудий вдоль бортов, мощным прочным корпусом, тремя мачтами с полным (корабельным) вооружением. Корабли, переоборудованные после начала очередной войны из больших торговых судов — такие «линкоры» составляли большинство в эскадрах времен Первой англо-голландской войны, — остались в прошлом, как и «универсальные» галеоны, пригодные и для морских сражений, и для перевозки грузов.

ленейный корабль4

К началу XVIII в. сила флотов уже измерялась именно количеством линейных кораблей, хотя представители этого класса могли очень существенно отличаться друг от друга. Основным критерием считалось количество пушек, от этого зависел ранг корабля. Но существовали и другие параметры, например калибры артиллерии. Понятно, что 30-фунтовые пушки обладали намного большей мощью, чем 18-фунтовые. Но орудия большего калибра имели и большую собственную массу, были дороже, имели меньшую скорострельность, требовали многочисленных расчетов непосредственно для обслуживания пушки и большего числа людей на подаче боезапаса. Кораблестроителям и морякам приходилось постоянно искать компромиссы между желаемой огневой мощью и другими качествами кораблей, их возможностями и стоимостью. В результате на вооружении не прижились очень тяжелые 50- и 42-фунтовые орудия, а наибольшее распространение имели пушки калибром от 9 до 32 фунтов. Ярчайшей иллюстрацией может служить знаменитый флагман лорда Нельсона во время Трафальгарского сражения: первоначально на нижней палубе «Виктории» было установлено 30 42-фунтовых пушек, но к началу XIX в. они уступили место такому же числу 32-фунтовых.
Вторыми по силе и значению после линейных кораблей считались фрегаты. Наиболее крупные представители этого класса могли почти не уступать своим «старшим братьям» по водоизмещению и вплотную приближаться к ним по числу орудий. В отдельных сражениях большие и хорошо вооруженные фрегаты при недостаточной численности главных сил даже ставили в линию, иногда — с явной пользой для дела. Опыт сражений российского Черноморского флота с турецкими эскадрами показывает, что бой в линии не всегда становился для фрегатов страшным испытанием. Но тут дело скорее не в достоинствах русских фрегатов, а в недостаточной выучке турецких артиллеристов: им не удавалось добиться большого числа попаданий в противника. Когда же фрегаты оказывались под огнем первоклассной артиллерии, которую обслуживали хорошо обученные расчеты, результат оказывался совсем другим.

ленейный корабль4

Во время сражения при Абукире в состав французской эскадры входил отряд фрегатов в составе 44-пушечных «Дианы» и «Джустиса», а также 36-пу-шечных «Артемиза» и «Сэрьеза». Казалось бы, немалая сила. Но в бою они оказались практически неспособны противодействовать британским линкорам. Когда «Сэрьез» попытался помочь своим главным силам, он был мгновенно выведен из строя и затонул. В то же время прочные корпуса линкоров с их толстенными бортами без смертельных повреждений выдерживали множество попаданий. Несколько дней спустя после Абукирского сражения небольшой английский линейный корабль, 50-пушечный «Линдер», встретился в море с бежавшим из Абукира французским 74-пушечным «Женере». .На «англичанине» имелся явный некомплект команды (всего 262 человека), в то время как на «Женере», кроме собственной команды, находились моряки с двух погибших в сражении линейных кораблей — 936 человек. Несмотря на столь существенное неравенство сил, бой длился около шести часов. В итоге «Линдер», потеряв 35 человек убитыми и 57 ранеными (включая командира), спустил флаг; потери французов оказались куда большими — 100 убитых и 188 раненых. Окажись на месте «Линдера» фрегат, ему вряд ли удалось бы продержаться так долго. .

ленейный корабль

Впечатляющим оказалось превосходство линейных кораблей над представителями «младших классов» в двух крупных сражениях XIX в. — Наваринском и Синопском. Они лишний раз наглядно подтвердили, что даже большие фрегаты не могут противостоять линейным кораблям в артиллерийском бою.
Среди линейных кораблей особое место занимали самые грозные и хорошо вооруженные — трехдечные гиганты, несшие на своих палубах 100 и более орудий. Именно к числу этих властелинов морей относился российский линейный корабль «Двенадцать Апостолов», о котором будет рассказано в следующем выпуске.

Битва при Абукире
При Абукире британская эскадра под командованием Горацио Нельсона наголову разгромила французов. Талант английского адмирала и более высокая подготовка его матросов и офицеров позволили добиться решающего успеха при сравнительно небольших потерях. В бою линейные корабли продемонстрировали свое подавляющее превосходство над фрегатами и в мощи артиллерии, и в способности выдерживать огонь неприятеля.