Удар по Пёрл-Харбору

Одним из самых известных событий Второй мировой войны на море является нападение японцев на базу американского флота Пёрл-Харбор. Основная роль в нанесении этого внезапного удара японским командованием отводилась палубной авиации с шести авианосцев, один из которых был построен «благодаря» природному катаклизму.
Когда летом 1937 г. после так называемого «инцидента у моста Марко Поло» началась очередная японо-китайская война, многие в Японии рассчитывали на быструю и достаточно легкую победу. Но война затянулась, и к началу 1940-х гг. перспективы победы стали весьма отдаленными. Совсем уж печальным положение Страны восходящего солнца стало в 1941 г., после того, как японцы ввели войска во Французский Индокитай, а в ответ американцы установили нефтяное эмбарго, справедливо рассудив, что снабжать агрессора нефтью не стоит. Согласно опубликованным после войны данным, даже при экономном расходовании запасов жидкого топлива Японии могло хватить лишь на полгода - при условии не слишком интенсивных боевых действий в Китае.
Получить топливо, необходимое для продолжения войны, да и нормального функционирования экономики в целом, можно было лишь путем захвата 1олландской Индии (Индонезии). Считая, что после этого Америка неизбежно вступит в воину, японское военно-политическое руководство решило упредить потенциального противника и нанести внезапный удар по базе Тихоокеанского флота США в Пёрл-Харборе на Гавайях. Для этого было сформировано  
Из 183 самолетов первой волны с «Кага» взлетели девять истребителей А6М2 («Зеро»), 14 горизонтальных бомбардировщиков и 12 торпедоносцев -все типа В5К2 («Кейт»). Главными целями для бомб и торпед считались восемь американских линкоров.
Ни одного авианосца в базе в тот момент не было, о чем Нагумо знал. Крейсера, эсминцы и вспомогательные суда считались второстепенными целями. Также удар предполагалось обрушить на американские аэродромы - как армейские, так и флотские.
По целому ряду причин - как чисто военного, так и политического свойства - нападение оказалось для американцев совершенно неожиданным. Появление врага над Пёрл-Харбором около 8 часов утра оказалось для них «сюрпризом», и, прежде чем удалось организовать противовоздушную оборону, японские бомбы и торпеды начали поражать цели. Нельзя сказать, что у «самураев» все прошло гладко. Из-за ошибки в подаче сигнала произошла определенная путаница в распределении целей и был нарушен порядок атаки. Но поскольку в первый момент американцы не оказали никакого сопротивления, эта ошибка не сыграла сколько-нибудь существенной роли.
Ударное авианосное соединение, в состав которого вошли шесть авианосцев, сведенных в три дивизии. 1-ю дивизию составляли «Акаги» (флагман командующего соединением вице-адмирала Тюити Нагумо) и «Кага», 2-ю дивизию - «Хирю» и «Сорю», 5-ю - новейшие «Сёкаку» и «Дзуйкаку». Кроме авианосцев в состав ударных сил также входили быстроходные линкоры, крейсера, эсминцы, подводные лодки и танкеры.
Когда 26 ноября 1941 г. соединение Нагумо вышло из залива Хитокаппу на Курильских островах в поход к Гавайским островам, окончательного решения о начале войны с Соединёнными Штатами еще не было принято, но реально она стала неизбежной. Тщательно спланированный переход завершился утром 7 декабря, когда с авианосцев стартовала первая волна самолетов, предназначенных для удара по базе Пёрл-Харбор.
При этом на «Акаги» подняли флаг, развевавшийся на броненосце «Микаса» во время Цусимского сражения.
Более серьезным просчетом можно признать выбор целей в принципе. Военные специалисты и историки ведут бесконечное обсуждение, насколько целесообразным можно считать решение японского командования сосредоточить удар на «линкорном ряду» - стоянке больших кораблей у острова Форд, проигнорировав многие другие важнейшие объекты. Но тут следует отметить, что, по всем предвоенным расчетам, именно линейным кораблям отводилась ключевая роль в морской войне, а отсутствие в гавани американских авианосцев было вызвано причинами, повлиять на которые японское командование все равно не могло.
Атака еще не началась, и самолеты первой волны только подходили к Пёрл-Харбору, когда с авианосцев поднялась в воздух вторая волна. Из 167 входивших в ее состав машин с «Кага» взлетели 26 пикирующих бомбардировщиков БЗА1 («Вал») и девять истребителей. Когда они появились над Пёрл-Харбором, американцы уже сумели как-то подготовиться к отражению налета и нанести японцам более существенный урон, но в целом погром продолжался.
Всего во время нападения на Пёрл-Харбор военно-морской флот Соединённых Штатов Америки потерял потопленными четыре линкора, минный заградитель и корабль-цель (старый разоруженный линейный корабль), повреждения получили четыре остальных линкора, три крейсера, три эсминца, плавмастерская и плавбаза гидроавиации, в которую врезался подбитый пикирующий бомбардировщик с «Акаги». На аэродромах и в воздухе было уничтожено 188 самолетов и около 200 серьезно повреждено. Погибли почти 2400 человек, более 1100 были ранены. Потери японцев оказались намного меньшими - всего 29 самолетов и 55 членов их экипажей.
Кроме палубных самолетов, японцы попытались использовать для атаки вражеской базы пять сверхмалых подводных лодок, доставленных к Гавайям специально оборудованными океанскими субмаринами-носителями. Но действия «малюток» оказались неудачными и не причинили американцам ущерба, а все они были потеряны. При этом девять моряков погибли, а лейтенант Сака-маки попал в плен, став первым японским военнопленным в этой воине. Одного из пробравшихся в гавань подводных противников уничтожил таранным ударом и глубинными бомбами американский эсминец «Монагхэн», о судьбе которого мы еще расскажем.
Американцы восстановили большинство потопленных и поврежденных кораблей, не сумев вернуть в строй только два наиболее тяжело поврежденных линкора - «Аризону» и «Оклахому». Пер вый из них и по сей день лежит на дне гавани, став своеобразным памятником самому трагическому событию в истории военно-морского флота США.
Ни одному из японских кораблей, принимавших участие в нападении на Пёрл-Харбор, не удалось пережить войну. В частности, все четыре авианосца 1-й и 2-й дивизий погибли в июне 1942 г. во время сражения у атолла Мидуэй. В их числе был и «Кага»: корабль, который должен был пойти на слом недостроенным и оказавшийся в составе Японского императорского флота только «благодаря» произошедшему в 1923 г. разрушительному землетрясению.

Акаги
Авианосец «Акаги», флагман вице-адмирала Нагумо - командующего японским Ударным соединением во время нападения на Пёрл-Харбор, был заложен как линейный крейсер, но после подписания Японией Вашингтонского соглашения перестроен в авианосец. Планировалась перестройка и однотипного «Амаги», но этот корабль так сильно пострадал во время Великого землетрясения Канто в 1923 г., что был сдан на слом. Вместо «Амаги» в авианосец пришлось перестраивать подлежащий разборке линкор «Кага».