Линейный корабль "Императрица Мария"

Линейный корабль "Императрица Мария"

Последним (по времени вступления в строй) парусным линейным кораблем, пополнившим состав Черноморского флота, стала 84-пушечная «Императрица Мария». Здесь необходимо уточнить, что понятие «84-пушенный корабль» в данном случае определяет ранг, а не точное число пушек на двух орудийных палубах (деках) и верхней палубе.
Императрица Мария» стала вторым линкором, носившим это наименование. Первый такой линкор (также относившийся к 84-пушечным) служил на Чёрном море в 1827-1843 гг., участвовал в войне с Турцией, особенно отличившись при бомбардировке Варны и захвате Сизополя, а также в отражении попыток турецких войск отбить эту крепость. А в 1833 г. в составе отряда контр-адмирала М. Н. Кумани «Императрица Мария» участвовала в Босфорской экспедиции, успешно
обеспечившей безопасность Константинополя от наступления египетской армии. После вывода из состава флота корабль превратили в блокшив, а название «по наследству» досталось новому линкору. Его заложили в Николаеве в апреле 1849 г. (строитель подполковник И. С. Дмитриев), а спустили на воду в мае 1853 г. Размерения: длина — 61м (200 футов), ширина — 17,4 м (56 футов 8 дюймов). Вооружение по штату состояло из восьми бомбических 68-фунтовых орудий, пятидесяти шести 36-фунто-вых и двадцати 24-фунтовых пушек. .
Численность экипажа (также по штату) — 770 человек.

Линейный корабль "Императрица Мария"

Уже в июле «Императрица Мария» под командованием капитана 2 ранга П. И. Барановского перешла из Николаева в Севастополь, после чего немедленно вышла в море на испытания, а затем приняла участие в августовских учениях Черноморского флота. В сентябре новейший линейный корабль в составе эскадры П. С. Нахимова участвовал в переброске на Кавказ 13-й пехотной дивизии, приняв на борт 939 офицеров и нижних чинов Бело-стокского полка. Перевозка войск и их высадка в Анакрии и Сухум-Кале, осуществленные организованно и в самые сжатые сроки, получили должную оценку императора Николая I: он наградил Нахимова орденом Святого Владимира II степени. Надо сказать, что для мирного времени это была очень высокая награда. .
После начала войны с Турцией (Крымской, или Восточной, войны) на новые корабли выпала большая нагрузка. Они почти постоянно находились в море, не раз попадая в жестокие осенние шторма. Во время Синопского сражения (о нем мы еще расскажем подробно) именно на «Императрице Марии» держал флаг командующий русской эскадрой вице-адмирал П. С. Нахимов. Флагман русской эскадры действовал блестяще, выведя из строя несколько вражеских кораблей и подавив береговую батарею, но и сам получил немало попаданий, причинивших довольно серьезные повреждения и потери в людях: 16 матросов были убиты,59 моряков (включая П. И. Барановского) получили ранения.

Тактико-технические характеристики корабля «Императрица Мария»
Водоизмещение, т..............................................................................4160
Длина, м   .........................................................................61
Ширина, м.....................................................................................17,25
Осадка, м  ............................................................................. 7,32
Площадь парусов, м2...........................................................................коло.2900
Скорость хода, узлов. .........................................................................12
Вооружение (по штату):
68-фунтовых бомбических пушек.................................................................8
36-фунтовых пушек и пушко-карронад.............................................................56
24-фунтовых пушко-карронад....................................................................20
Экипаж, человек...............................................................................770.(по.штату)

Линейный корабль "Императрица Мария"

После боя Нахимову пришлось перенести флаг на менее пострадавший 120-пушеч-ный корабль «Великий князь Константин», а «Императрицу Марию» в Севастополь на буксире привел пароходофрегат «Крым».
Хотя корабль довольно быстро отремонтировали, в море он больше никогда не выходил: вступление в войну Великобритании и Франции,
направивших мощные эскадры в Чёрное море, вынудило российское командование отказаться от активных действий парусных эскадр. Линейные корабли оказались «заперты» в Севастополе, их экипажи сражались на суше. После падения Малахова кургана русские войска в конце лета 1855 г. оставили Южную сторону Севастополя, после чего остатки флота пришлось затопить. История корабля завершилась 28 августа.