Крейсер Варяг

Служба в русской империи
Имя:                                    Варяг
Строитель:                         Уильям Крамп и сыновья, Филадельфия
Заложен:                             Октябрь 1898
Запущен:                             31 октября 1899
Ввод в эксплуатацию:    2 января 1901
Судьба:                                Затоплен 9 февраля 1904

Служба в Японской Империи
Имя:                                  Соя
Приобретение:              Военный трофей
Ввод в эксплуатацию: 9 июля 1907
Судьба:                              Вернулся в Россию, 5 апреля 1916

Служба в России           
Имя:                                    Варяг
Приобретение:                 5 апреля 1916
Судьба:                                1920г. сел на мель, затонул 1925г.

Общие особенности
Тип:                                   Крейсер
Водоизмещение:          6500 длинных тонн (6604 т)
Длина:                              129,6 м (425 футов 2 дюйма) W / L
Ширина:                            15,8 м (51 футов 10 дюймов)
Осадка:                              6,3 м (20 футов 8 дюймов)
Силовая установка:      2-вала вертикальной тройки паровых двигателей, 30 котлов 20000 МГП (15000 кВт)
Скорость:                          23 узлов (26 миль / ч, 43 км / ч)
Вооружение:  
12 × 1 - 152 мм (6 дюймов) орудий
12 × 1 - 75 мм (3,0 дюйма) орудий
8 × 1 - 47 мм (1,9 дюйма) орудий
2 × 1 - 37 мм (1,5 дюйма) орудий
6 × 1 - 381 мм (15,0 В), погруженных торпедных аппаратов

История
Императорское Адмиралтейство заключило контракт с компанией Уильям Крамп и сыновья из Филадельфии, штат Пенсильвания, чтобы построить корабль, и его киль был заложен в октябре 1898 года. Запущен 31 октября 1899 года под командованием капитана Владимира Behr, он был введен в эксплуатацию в Императорском Русском Военно-морском флоте 2-го января 1901 года.
Во время ее строительства, помощник врача, Лев Александров, оставил передовую группу корабля 20 апреля 1899 года, и подал на получение американского гражданства. Он был арестован за дезертирство. Его дело дошло до Верховного суда Соединенных Штатов, который вынес решение, что судно, хотя и не принято на вооружение в Императорском Русском военно-морском флоте, был военный корабль в соответствии с условиями договора 1832 между Россией и Соединенными Штатами.
Во время битвы Чемульпо в начале русско-японской войны, Варяг (под командованием капитана первого ранга Всеволод Руднева) принял неравный бой с японской эскадрой адмирала Уриу (один броненосный крейсер, пять защищенных крейсеров и восьми эсминцев) в героической попытке вырваться из гавани Чемульпо (Инчхон) 9 февраля 1904г. Чемульпо был в нейтральных водах Кореи. Адмирал Уриу дал русским кораблям в гавани письменный ультиматум плыть 12:00 или подвергнуться нападению в самой гавани. Капитан Руднев, в сопровождении канонерской лодки Кореец, потеряв 31 человек убитыми, 191 раненых (из 570) с вооружением, и корабли вернулись в гавань на 1:00 вечера, экипаж решил не сдаваться, и потопить корабль. Экипаж был спасен путем перевода их на английский крейсер Talbot , французский крейсер Pascal, и итальянский крейсер Elba; капитан американского крейсера Виксбург отказался принять матросов, объяснив это как нарушение нейтралитета США.
В 1907 году Всеволод Руднев (к тому времени уволен из морской службы России в чине контр-адмирала) был награжден японским орденом за эту битву, хотя он и принял награду, но никогда не носил его в общественных местах.
Варяг был позже спасен японцами и отремонтирован. И передан в Императорский флот Японии как легкий крейсер Соя.
Во время Первой мировой войны, Россия и Япония были союзниками и несколько кораблей были переданы японцами  русским. Он был возвращен в Императорский Военно-морской флот в Владивостоке 5 апреля 1916 года и снова переименован в Варяг. Его отправили в Великобританию для ремонта, и должен был повторно введен в эксплуатацию в Арктической эскадре ВМФ России. Однако после Октябрьской революции 7 ноября 1917 года он был захвачен британцами и продан в Германию в 1920 году на металлолом. В том же году во время буксировки в Ферт-оф-Клайд, он сел на мель на скалах рядом с шотландской деревне Lendalfoot  (55 ° 11'03 "N 04 ° 56'30" W Координаты: 55 ° 11'03 "N 04 ° 56'30" W). Он, затонул в 1925 году его так и не нашли.

Наследие
Героизм экипажа Варяга при Чемульпо был отмечен в 1904г песней, которая остается популярной и сегодня:
Наверх вы, товарищи, все по местам!
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш гордый "Варяг",
Пощады никто не желает.

В воскресенье 30 июля 2006 (День Военно-морского флота России), был открыт памятник крейсеру на Lendalfoot, в церемонии приняли участие высокопоставленные политики России и флота, ветераны и местные сановники.
В 2010 году, в качестве жеста добро воли, посвященного 20-летию установления дипломатических отношений между Кореей и Россией, флаг Варяга был передан Российской стороне.

Через несколько минут ударил снаряд в рубку. В воздухе закружились стружки. Адмирал еще раз был ранен в ногу. Сидевший на корточках командир судна Игнациус опрокинулся, но сейчас же вскочил на колени и, дико оглядываясь, схватился за лысую голову. Кожа на ней вскрылась конвертом, из раны заструилась кровь. Его унесли на перевязку. Флаг-офицер, лейтенант Кржижановский, руки которого были исковыряны мелкими осколками, словно покрылись язвами, ушел в рулевое отделение — поставить руль прямо. Все приборы в боевой рубке были уничтожены, связь с. остальными частями корабля расстроилась. .
Почти одновременно разорвался снаряд на правом крыле мостика. Писарь Устинов, стоявший вблизи боевой рубки в качестве ординарца, свалился и не мог уже встать: обе ноги у него были оторваны. На всем судне это был самый серьезный и смирный парень. И теперь, когда его понесли на носилках, он не кричал и не стонал от боли, а покорно улыбался, словно ему было щекотно от смертельных ран.
Около трех часов пожаром были охвачены ростры, верхняя штурманская рубка, передний мостик и каюты J на ней. Внутри боевой рубки лежали неубранные трупы офицеров и матросов. В живых остались только четверо, но и те были ранены: сам адмирал Рожественский, флаг-капитан Клапье-де-Колонг, флагманский штурман  с Филипповский и один квартирмейстер. Им предстояла страшная участь — или задохнуться в дыму, или сгореть, так как боевая рубка, охваченная со всех сторон пламенем, напоминала теперь кастрюлю, поставленную на костер. Сообщение с мостиком было отрезано. Оставалось только одно — выйти через центральный пост. Раскидали трупы в стороны, открыли люк, и все четверо начали спускаться вниз по вертикальной трубе, уходящей в глубину судна, почти на самое его дно. Все боялись за раненого адмирала — если сорвется, то разобьется вдребезги. Но он благополучно очутился в центральном посту. . Они не только пополняют реки и озера, но и используются населением. Немалые запасы ценной пресной воды на Земле содержит самое глубокое озеро мира - Байкал. Важный хранитель пресных вод - материковые льды. В Тихий океан впадают Амур, Хуанхэ, Янцзы. Янцзы - самая длинная река Евразии (6300 м). Она разливается во время муссонных дождей. При впадении в море Янцзы образует большую дельту. На значительном протяжении Янцзы - судоходная река. В нижнем течении по ней могут подниматься даже океанские суда. Воды реки и ее притоков используются для орошения. В ее бассейне живет четверть населения Китая. Ганг также протекает по территории с муссонным климатом. По количеству воды Ганг уступает лишь Амазонке и Конго. Начало берет в Гималаях и течет по самой увлажненной территории материка. Как и Янцзы, Ганг разливается летом. Мутно-желтые воды реки приносят с гор огромную массу твердых частиц, при впадении в Бенгальский залив Ганг образует обширную дельту. Инд питается водами от таяния снегов и льдов в Гималаях и от выпадающих там муссонных дождей, но уступает Гангу по многоводности. Одна из крупнейших сибирских рек это Лена, а самая многоводная река Енисей. Территории внутреннего стока. Значительная часть материка не имеет стока в океан. Самая крупная из рек этой области - Волга. Вместе со своими притоками она собирает воду со значительной части Восточно-Европейской равнины. Умеренно континентальный климат равнины определяет режим Волги. (Вспомните его особенности.) Благодаря водохранилищам река остается полноводной и судоходной все лето.
Сухая и безводная Средняя и Центральная Азия почти лишена рек. Начало они берут высоко в горах, спускаясь на равнину. Эти немногочисленные реки впадают в бессточные озера. Вода дает жизнь пустынным землям, поэтому население оазисов использует эту воду на орошение. Высокие подъемы воды бывают летом, когда под жаркими лучами солнца в горах тают снега и льды. Самая крупная река этой части Азии - Амударья. Опишите по картам и плану (см. Приложение) одну из рек материка по своему выбору. Определите особенности этой реки, связанные с рельефом и климатом. Укажите источник питания и особенности режима рек западной части Евразии. Как эти особенности сказываются на хозяйственном использовании рек? 3. Найдите на карте реки Дунай, Рейн, Эльбу, Одер, Вислу. Как изменяются питание и режим этих рек в условиях умеренно континентального климата. Женевское озеро в Альпах. Летом же, в сухое время, они заметно мелеют, а некоторые даже пересыхают. В отличие от них на реках с муссонным режимом осадков уровень воды летом резко повышается (рис. 96). В это же время тают снег и лед в горах. Начинается бурное половодье, реки выходят из берегов и вызывают сильное наводнение. Население строит дамбы, но речные воды иногда прорывают их и приносят большие беды. Зимой уровень воды сильно понижается, а в муссонном климате умеренного пояса реки даже замерзают, например Амур. На Больших Зондских островах, где климат экваториальный, реки имеют дождевое питание и всегда многоводны. Немало рек Евразии имеют ледниковое питание. К ним относятся реки внутреннего стока, стекающие с высоких гор Центральной Азии. Они разливаются в конце весны и в начале лета, когда тают горные снега и ледники. Одна из таких рек - Амударья. Озера Евразии многочисленны и разнообразны по происхождению, размерам и водному режиму. Подобно рекам, по территории материка они размещаются неравномерно. Особенно велика численность озер на северо-западе Евразии. Самые крупные из них - Ладожское и Онежское. Их котловины, образовавшиеся в результате медленного опускания земной коры, были впоследствии обработаны ледниками и имеют значительные глубины. Вода в них пресная. .Там, где климат сухой и жаркий, озер, как правило, мало и они имеют соленую воду. Таковы озера территории внутреннего стока. Ряд озер в горах расположен в разломах земной коры. В самом глубоком разломе лежит озеро Байкал. В Альпах находится известное своей красотой Женевское озеро. Остатком древнего морского бассейна, когда-то соединяющегося с Мировым океаном, являются Каспийское и Аральское моря-озера. На юго-востоке Казахстана расположено озеро Балхаш, а в горах Тянь-Шаня незамерзающее озеро Иссык-Куль (что значит «теплое озеро»). Хозяйственное значение озер велико. Многие из них - Байкал, Ладожское, Онежское и другие - содержат большие запасы чистой пресной воды, удобны для судоходства. Современное оледенение. Значительные площади Евразии покрыты современными ледниками. Они имеются на многих северных островах - в Исландии, на Шпицбергене, на Новой Земле и др., а также в самых высоких горах - в Альпах, Гималаях, на Тянь-Шане и Памире. Сползая вниз, горные ледники дают начало многочисленным рекам. В странах с жарким и сухим климатом их вода расходуется на орошение, без которого невозможно выращивать культурные растения. Особенно широко используются воды Хуанхэ, Янцзы, Инда, Ганга, Амударьи. .

Многолетняя мерзлота. На большой территории Северной Евразии распространена многолетняя мерзлота. Ее называют также «вечной». Она охватывает почти 1/3 территории азиатской частит материка. Мерзлый слой горных пород содержит лед и имеет толщину от нескольких метров на Кольском полуострове до 1500 м на полуострове Таймыр. Летом мерзлый слой оттаивает на глубину 40-150 см. Причина образования многолетней мерзлоты, как считают ученые,- холодные, малоснежные зимы и среднегодовые температуры ниже 0 °С. В то же время большая толщина вечномерзлого слоя - свидетельство его большой древности. Реки, текущие по слою мерзлого грунта, широко разливаются весной, образуя многочисленные болота, так как вода не может просочиться вглубь и застаивается. Многолетняя мерзлота затрудняет строительство дорог, жилых помещений, развитие земледелия.