Крымская война
Севастополь перед началом осады
К началу Крымской войны Севастополь считался неплохо подготовленным к
отражению нападения с моря, но со стороны суши город был защищен слабо.
Заниматься его подготовкой к обороне пришлось уже после развертывания
боевых действий.
В начале 1850-х гг. Севастополь представлял собой гарнизонный город, в
котором проживало чуть более 45 ООО человек, из них свыше 32 500 -
нижние чины армии и флота. Хотя деятельность М. П. Лазарева позволила
превратить военное поселение во вполне — респектабельный южный
город, его облик обусловили именно оборонительные сооружения и
принадлежавшие флоту объекты (от новых Лазаревских доков до Морской
библиотеки).
Новейшим и сильнейшим укреплением на морском направлении являлась
казематированная Павловская батарея, располагавшаяся на Павловском мысу
(восточный берег Южной бухты). Это было прочное каменное сооружение, 33
каземата располагались в три яруса, поверх которых была устроена
платформа для открытой обороны. Создатели батареи предусмотрели три
фаса, один из которых позволял обстреливать вход в Южную бухту и
значительную часть рейда, второй - поражать вражеские корабли, идущие
по фарватеру, а третий, самый короткий, - действовать против
неприятеля, прорвавшегося в Южную бухту. Всего это укрепление имело на
вооружении 40 орудий.
Самыми же мощными по вооружению была Михайловская батарея - 86 орудий и
Константиновская, на которой стояло 80 орудий. Также очень мощной
считалась одна из номерных батарей - Четвёртая (в разное время - от 48
до 52 орудий). На батареях имелись калильные печи, позволявшие поражать
деревянные корабли калеными ядрами. В целом приморские укрепления могли
с успехом отразить нападение даже весьма многочисленного флота, а при
некотором усилении - любого противника.
Но на сухопутном фронте дела обстояли далеко не так благополучно.
Северную сторону защищало Северное укрепление, которое содержалось
далеко не в лучшем состоянии.
В 1853 г. морское командование обратилось к военному министру с просьбой привести его в порядок.
В письме указывалось, что требуются большие восстановительные работы,
включавшие расчистку рва, обновление брустверов, ремонт частично
осыпавшихся стен, установку положенного числа орудий (для которых даже
не имелось нужных лафетов).
В довершение всех бед в укреплении размещались артиллерийские склады,
которые следовало куда-то вывести. Для организации полномасштабных
работ не хватало людей и, как обычно, денег. Только в ходе войны,
особенно после появления в Чёрном море франко-британского флота,
отношение к обороне Севастополя с суши изменилось. На Северном
укреплении установили 47 орудий, долговременные сооружения дополнили
редутом. Но на строительство новых капитальных сооружений времени
катастрофически недоставало.
Самыми заинтересованными в повышении обороноспособности города
оказались моряки-черноморцы, прежде всего энергичный начальник штаба
флота В. А. Корнилов. Именно его можно считать инициатором привлечения
моряков к созданию новых батарей, получивших названия в честь кораблей,
экипажи которых вели работы: Парижской, Двенадцатиапостольской и
Святославской (всего 59 орудий). Также Корнилов провел тщательный
осмотр побережья, по итогам которого пришел к выводу: Константинов-ская
батарея расположена так, что при определенных условиях вражеские
корабли могут подойти к берегу и обстреливать ее с тыла. Для
предотвращения этой опасности было решено построить новые
оборонительные сооружения - земляную Карташевскую (по фамилии
полковника-артиллериста Карташева, занимавшегося ее постройкой) батарею
и каменную Волохову башню.
История ее создания очень любопытна. К постройке башни Корнилов сумел
привлечь отставного офицера Даниила Кирилловича Волохова - подрядчика
Морского ведомства при строительстве Севастопольского адмиралтейства.
Из чувства патриотизма Волохов не только организовал работы, но и
осуществил постройку за собственный счет! Весной 1854 г. всего за три
недели было воздвигнуто мощное оборонительное сооружение, прекрасно
проявившее себя во время бомбардировки Севастополя с моря в октябре
того же года.
Другим примером бескорыстного патриотизма стало возведение на средства
севастопольских купцов каменной башни на Малаховой кургане. Хотя ее и
не удалось укрепить столь тщательно, как Волохову башню, и верхняя
часть сооружения была разрушена при бомбардировках, нижний ярус
использовался защитниками города почти до конца осады.
В августе состоянием дел на сухопутной линии обороны обеспокоился сам
император. Он отправил Меншикову письмо с конкретными указаниями. Но
когда светлейший князь распорядился ускорить ход работ, выяснилось, что
катастрофически не хватает шанцевого инструмента - лопат, кирок,
топоров, ломов. Это сильно тормозило строительство, компенсировать
отсутствие настоящего инструмента подручными средствами удавалось
далеко не всегда. В результате к началу сентября не был полностью
завершен ни один из шести бастионов.
Забегая немного вперед, скажем, что союзники в начале борьбы за
Севастополь пытались прорваться в город с юго-западного направления,
через Четвёртый бастион, также недостроенный. Но как раз на этом
укреплении успели установить самую сильную артиллерию - четырнадцать
24-фунтовых и два 3-фунтовых орудия. А всего на оборонительных
сооружениях, защищавших главную базу флота с суши, имелось 192 орудия,
большая часть которых была небольшого калибра.
Черноморская трагедия
Хотя по состоянию на начало осени 1854 г. береговая оборона
Севастополя считалась достаточно сильной, русскому командованию
приходилось считаться с возможностью прорыва неприятельских эскадр мимо
батарей. Поэтому светлейший князь А. С. Меншиков настоял на принятии
решения перекрыть фарватер путем затопления нескольких старых линейных
кораблей и фрегатов. Во исполнение этого решения 11 сентября морякам
пришлось своими руками отправить на дно линейные корабли
«Силистрия», «Уриил», «Селафаил»,
«Три Святителя» и «Варна», фрегаты
«Сизополь» и «Флора». Большинство черноморцев
восприняло случившееся как личную трагедию: «Трудно вообразить
это грустное чувство при виде погружающегося родного корабля».
Например, Павел Степанович Нахимов много лет командовал
«Силистрией» и относился к этому линкору как к близкому
человеку.
предыдущая
следующая
Крымская война
Знаменитые морские сражения