Крымская война

Балаклава - важнейшая британская база

Заняв Балаклаву в сентябре 1854 г., британцы сразу же оценили ее значение как первоклассной базы снабжения: находившаяся недалеко от Севастополя бухта могла принимать корабли и суда любого размера. Вскоре там закипела работа.
Захолустная Балаклава неожиданно превратилась в оживленный армейский лагерь, населенный множеством людей. Там появился гарнизон, устанавливались палатки, строились склады.
В городке разместились многочисленные штабы. Для снабжения всей этой «орды» требовалось множество припасов, с доставкой которых зафрахтованные Адмиралтейством и правительством суда справлялись с большим трудом. Поэтому в бухте вскоре начали швартоваться «купцы» под самыми разными флагами, почуявшие хорошую наживу. Вся эта «суета сует» продолжалась вплоть до Балаклавского сражения, когда возникла угроза появления на берегу бухты русских войск. Но спустя некоторое время стало ясно, что эвакуации не будет и база сохранится. Немалая заслуга в этом принадлежала контр-адмиралу Лайонсу.
После того как в начале декабря 1854 г. вице-адмирал Дандас был отозван на родину, а командование принял Лайонс, работы по превращению
Балаклавы в настоящую базу снабжения действующих в Крыму британских войск развернулись особенно широко. Были проведены дополнительные промеры, и уже в середине месяца появилась новая точная карта бухты и окрестностей. Организация стала весьма совершенной: берега разделили на участки, к которым подходили транспорты с определенными грузами. Для их приемки строились все новые причалы, отдельно выделялись места, куда могли подходить шлюпки с кораблей.
Создание нормальных пирсов и совершенствование причальной линии позволяло без проблем высаживать на берег войска и выгружать лошадей и рогатый скот. Огромное количество вооружения и боеприпасов, доставленных по морю, позволили британцам (и в целом союзникам) получить значительное превосходство над защитниками Севастополя. Если в начале осады русская артиллерия выпускала больше снарядов, чем противник, то к середине лета 1855 г. положение разительно изменилось. Теперь на один русский выстрел приходилось несколько неприятельских.
От возможных нападений со стороны суши Балаклаву прикрывали новые сильные укрепления, а от атаки с моря бухту обеспечивали несколько постоянно находившихся там кораблей Королевского флота, которые были готовы в любой момент открыть огонь в случае необходимости.
Общее руководство деятельностью базы возлагалось на моряков. Особо надо отметить вклад в организацию снабжения войск контр-адмирала Эдварда Боксера, ставшего с декабря 1854 г. суперинтендантом в Балаклаве. Этот офицер волонтером поступил на флот еще в 1798 г., участвовал в наполеоновских войнах, служил под началом Коллингвуда. До назначения в Крым Боксер почти 10 лет возглавлял порт в Квебеке и занимался организацией судоходства у побережья Канады. Он сумел организовать дело так, что все снабжение доставлялось войскам своевременно и в нужном объеме, по его инициативе был проложен телеграфный кабель между Крымом и Варной (это обеспечивало быструю связь не только с Турцией, но и с Парижем и Лондоном). Удалось создать систему обеспечения пароходов углем, для чего привлекались специально оборудованные суда. Даже борьбе за чистоту воды в бухте адмирал сумел уделить время. Жизнь этого толкового и практичного управленца оборвалась в начале лета 1855 г. - он умер от холеры.
Среди судов, доставлявших в Балаклаву подкрепления, боеприпасы и прочие грузы, жизненно необходимые для действующей армии, встречались не только неказистые трудяги, но и самые знаменитые на то время пароходы «Грейт Бритни» и «Гималайя», прославленный клипер «Грейт Рипаблик» и другие красавцы-клипера, барки, корабли (в данном случае имеется в виду тип полной парусной оснастки), бриги. Национальный состав этой многочисленной флотилии был самым пестрым, хотя понятно, что главную роль играли британцы, французы и нейтральные американцы.
В начале существования базы самым трудным этапом доставки грузов войскам был именно участок от Балаклавы до позиций. После урагана, случившегося в ноябре 1854 г., осадная артиллерия под Севастополем почти прекратила огонь, поскольку подвезти боезапас оказалось совершенно невозможно. Да еще среди тягловых лошадей и мулов, не желавших есть подмоченный морской водой фураж, начался массовый падеж.
И тогда англичане решили построить железную дорогу от Балаклавы до своих позиций под Севастополем.
Справились с непростой задачей они блестяще. Патриотически настроенные частные предприниматели смогли набрать нужных людей и отправить их в Крым. При этом штат работников подбирался таким образом, чтобы управленческий аппарат оказался минимальным, зато квалификация администраторов, инженеров и медиков - самой высокой. Везти из Англии пришлось буквально все - рельсы и шпалы, доски и инструмент. Чтобы ускорить строительство дороги, кроме завербованных рабочих пришлось привлечь солдат. Стройка шла днем и ночью, для чего пришлось использовать особые светильники. Успешность работы обеспечивалась и применением новейших механизмов. Так, из Туманного Альбиона доставили специальную машину для забивания свай.
Незадача вышла с паровозами: первые привезенные локомотивы не смогли преодолевать крутые склоны. Тогда их поставили на вершинах возвышенных участков в качестве неподвижных лебедок. С помощью длинных канатов они втягивали вверх по уклонам груженые составы, которые по ровным участкам таскали лошади и мулы. А в дополнение к железной дороге для доставки грузов на позиции в Балаклаву привезли чудо тогдашней техники - паровые трактора. Они оказались очень полезными, но недостаточно прочными, и к лету 1856 г. все вышли из строя.
Русские офицеры, осматривавшие после окончания войны Балаклаву, даже называли ее «окрестностями Ливерпуля». История британской базы завершилась к июлю 1856 г., когда после заключения мира британцы покинули Крым. Все, что было возможно, они вывезли с собой.

Эх, дороги...
Британские торговые суда и военные транспорты регулярно доставляли в Крым самые разные грузы. За исключением краткого периода после урагана в ноябре 1854 г. войска у Севастополя не испытывали нужды ни в продовольствии, ни в боеприпасах. Но «узким местом» стал подвоз всего необходимого на позиции: бомбы и ядра оказывалось проще доставить из Англии в Крым, чем из Балаклавы к Севастополю. Чтобы исправить положение, понадобилось даже построить железную дорогу.

 

Жертвы войны
Во время Крымской войны небоевые потери сторон значительно превышали число погибших непосредственно в боях. Так обстояло во всех армиях, в том числе и в британской. Различные болезни - от простуды до холеры - унесли множество жизней, причем большинство умерших было похоронено на крымской земле. Многочисленные могилы появились и на берегу Балаклавской бухты. Именно там после ноябрьского шторма погребли тела погибших моряков.


предыдущая следующая Крымская война