Авианосец «Кага»

Участник атаки на Пёрл-Харбор авианосец «Кага» был перестроен из линкора, предназначенного для разборки на металл по итогам Вашингтонской конференции. Но в судьбу недостроенного корабля вмешались непреодолимые силы природы.
Еще в годы Первой мировой войны обострилось соперничество между странами, формально являвшимися союзниками в борьбе против возглавляемого Германией Четвертного союза. Входившие в Антанту США и Япония уже в 1917 г. начали строительство флотов, предназначенных для грядущего передела мира. В частности, в Стране восходящего солнца была утверждена амбициозная программа «8 - 4», подразумевавшая постройку восьми сверхмощных линейных кораблей и четырех линейных крейсеров и подлежащая реализации в течение семи лет. Спустя три года -уже после окончания мировой войны - программу сделали еще более впечатляющей. Теперь она называлась «8 - 8», и число линейных крейсеров сочли нужным увеличить вдвое.
Многочисленные корабли - линкоры и линейные крейсера, авианосцы, большие и малые крейсера, эсминцы, подводные лодки и т. д., заложенные как в годы войны, так и после ее окончания, находились в постройке во всех крупнейших странах мира. Экономика большинства из них не могла выдержать столь тяжелого бремени военных расходов, поэтому в ноябре 1921 г. в Вашингтоне открылась представительная международная конференция. На ней обсуждались различные проблемы, но наибольшую известность Вашингтонская конференция получила именно в связи с принятием Великобританией, США, Японией, Францией и Италией договора об ограничении морских вооружений.
Были установлены договорные рамки по количеству кораблей основных классов - как по числу находящихся в строю, так и по водоизмещению, а также оговорены определенные границы по размерениям и вооружению кораблей. Милитаристские круги во многих странах восприняли соглашения негативно, причем особенно болезненно к ним отнеслись японские военные и политики националистического толка. Впрочем, здравомыслящие политики, как и представители флотского командования, понимали, что страна все равно не выдержит полномасштабного соперничества с Америкой - не позволяло состояние экономики.
Большинство заложенных по программе «8 - 8» кораблей (включая все линкоры) предполагалось сдать на слом, но Япония получила право достроить в качестве авианосцев два линейных крейсера - «Акаги» и «Амаги». Был разработан оригинальный проект их переоборудования в плавучие аэродромы, завершена подготовка к началу работ. И тут произошло страшное событие, вошедшее в историю как Токийское землетрясение 1923 г., или Великое землетрясение Канто.
Ужасающее стихийное бедствие, получившее свое название по наиболее пострадавшему региону, началось 1 сентября, сильные толчки продолжались двое суток. Всего произошло не сколько сот подземных толчков, но наиболее разрушительными оказались первые. В заливе Сагами образовались цунами, высота которых достигала 12 м. Они буквально опустошили многие прибрежные районы. В результате собственно землетрясения и возникших после него пожаров были очень серьезно разрушены крупнейшие города Японии - ее столица Токио и важнейший экономический центр и крупный порт Иокогама, а также Йокосука и ряд других больших городов. Достаточно сказать, что в Токио было полностью разрушено или сгорело свыше 300 тысяч зданий. Потери населения оказались чудовищными: свыше 170 тысяч человек официально признаны погибшими, почти 550 тысяч - пропавшими без вести! Общее число пострадавших и оставшихся без крыши над головой исчислялось миллионами. Экономика понесла потери, сопоставимые с двумя годовыми бюджетами.
Естественно, что бедствие такого масштаба не обошло стороной и военно-морские верфи. В том числе на верфи в Йокосуке значительные повреждения получил корпус «Амаги». И тогда японцы решили заменить его другим кораблем, достроив в качестве авианосца линкор «Кага» (назван в честь исторической провинции на острове Хонсю). По проекту это был огромный и мощный корабль водоизмещением почти 40 000 т, вооруженный десятью 410-мм орудиями в пяти двух-орудийных башнях. Правда, в отличие от первоначально выбранного линейного крейсера он не был быстроходным. Корпус недостроенного линкора перевели с верфи «Кавасаки» в Кобе на военно-морскую верфь в Йокосуке. Там вскоре начались работы, завершившиеся спустя четыре с лишним года.
Вступивший в строй в марте 1928 г. авианосец «Кага» стал одним из крупнейших и сильнейших представителей своего класса, построенных до Второй мировой войны.
Он имел мощное артиллерийское вооружение и неплохое бронирование («линкоровское наследство»), просторные и вместительные ангары, большую дальность плавания. Вот только мощность механизмов - 91 000 л. с. - признавалась недостаточной для столь крупного корабля. И неудивительно, ведь линкор не рассчитывался на достижение рекордных скоростей.
Выявленные в первые годы службы недостатки авианосца японцы постарались устранить во время масштабной модернизации, проводившейся в 1934-1935 гг. на верфи в Сасебо. Полное водоизмещение «Кага» превысило 43 500 т, за счет установки более совершенных котлов мощность механизмов была увеличена до 125 000 л. с., полетную палубу удлинили почти до 250 м, появились противоторпедные буи. На корабле могла разместиться многочисленная авиагруппа - до 90 самолетов разных типов. .
За время службы «Кага» не раз участвовал в боевых действиях. Впервые взлетевшие с него самолеты вступили в бой с китайцами в районе Шанхая в 1932 г. Модернизированный авианосец принял участие и в полномасштабной войне с Китаем, начавшейся летом 1937 г. После нападения на Пёрл-Харбор корабль успешно действовал у архипелага Бисмарка и у острова Ява. Но 4 июня 1942 г. во время сражения у атолла Мидуэй «Кага» был атакован американскими палубными пикирующими бомбардировщиками и серьезно пострадал от четырех прямых попаданий 1000-фунтовых бомб и нескольких близких взрывов. .
На авианосце готовили самолеты к вылету, поэтому вражеские бомбы вызвали большие пожары в ангарах и на полетной палубе. Справиться с огнем оказалось невозможно, и понесший тяжелые потери экипаж оставил корабль. Спустя несколько часов после атаки «Кага» затонул. Остов корабля был найден исследователями в самом конце XX в.

Сражение у атолла Мидуэй
В начале июня 1942 г. японцы допытались захватить Мцду»й. Они надеялись после захвата Мидуэя выманить в этот район американский флот и разгромить его в генеральном сражении. В состав группы выделенной для захвата атолла, входили и «герои Пёрл-харбора » тяжелые авианосцы «Акагй», «Кага», «Хирю и «Сорю». Однако застать американцев врасплох не удалось, и вся операция завершилась провалом. Погибли все четыре тяжелых авианосца и тяжелей крейсер «Микума», американцы потеряли один авианосец.