Трехдечные корабли в Российском флоте

В России постройку 100-пугиечных кораблей начали еще при Петре I. В1723 г. на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге заложили первый столь крупный корабль, названный «Петр I и II».
Чертежи самого большого на тот момент корабля Российского флота утвердил сам император, но строительство велось уже при Екатерине I, а завершилось после ее смерти. Не обошлось без проблем, однако они оказались связаны не с ошибками проекта или какой-то отсталостью российского кораблестроения, а с нарушениями, допущенными самим главным строителем. Дошло до того, что, когда для контроля за строительством была собрана группа опытных корабельных мастеров, главный строитель буквально костьми ложился, но старался под любыми предлогами не допустить их на верфь. Однако, несмотря на допущенные нарушения пропорций, спущенный на воду в 182*7 г. линейный корабль прослужил, по отечественным меркам, долго. До 1744 г. он оставался в составе флота, затем был поставлен на большой ремонт и находился в плавучем доке в Кронштадте, но в 1752 г. его «разломали за ветхостью».
Строительство кораблей первого ранга продолжилось в 1732 г., когда состоялась закладка 110-пушечной «Императрицы Анны». На этом корабле становится заметной тенденция, когда фигурирующее в официальном названии число орудий означало именно ранг, а не фактический состав вооружения. Реально пушек на «Императрице Анне» стояло несколько больше; в более поздние времена это несоответствие порой выражалось довольно большими цифрами.
В целом в России не увлекались созданием большого числа трехдечных кораблей для императорского флота вплоть до начала 1780-х гг. Во время знаменитой Архипелагской экспедиции Балтийского флота в эскадрах Орлова и Спиридова кораблей первого ранга не числилось, и турок успешно громили сравнительно небольшие двухпалубные корабли. Но уже в войне со Швецией в 1788-1791 гг. успешно действовали «Ростислав» (флагман С. К. Грейга во время Гогландского сражения), «Иоанн Креститель» (он же — «Чесьма»), «Трех Иерархов», «Саратов», «Св. Равноапостольный князь Владимир» и «Дву-на-десять Апостолов».
Этот первый из кораблей русского флота, названный в честь двенадцати апостолов, был заложен в Петербурге в мае 1785 г. и спущен на воду в августе 1788 г. Он участвовал в нескольких сражениях. В июле 1789 г. в составе эскадры В. Я. Чичагова — у Эланда, где избежал серьезных повреждений, а потери экипажа ограничились тремя ранеными. Куда более жестокий бой линейному кораблю довелось выдержать в июне следующего года при Красной Горке, где он получил много пробоин, едва не лишился мачты, а потери составили 10 человек убитыми и еще 22 моряка получили ранения. После отступления шведов к Выборгу «Дву-на-десять Апостолов» участвовал в составе эскадры Чичагова в блокаде неприятеля, а затем в Выборгском сражении. Служба линкора завершилась в 1802 г., и он был разобран.
В августе 1800 г. для Балтийского флота в Петербурге был заложен особенно мощный корабль — 130-пушечная «Благодать», спущенная на воду через два года. Затем строились и другие крупные корабли, относившиеся к первому рангу. Однако их количество всегда оставалось сравнительно небольшим, и основной силой вплоть до начала строительства броненосцев оставались двухдечные линкоры.
На Чёрном море первый корабль, имеющий на вооружении более 100 орудий, был заложен в Херсоне в самом конце 1799 г. под названием «Ягудиил». А в ноябре 1808 г. там же началось строительство 110-пушечного трехдечного линейного корабля «Двенадцать Апостолов». Он сошел на воду в середине 1811 г. и прослужил два десятка лет. Новый этап в строительстве больших кораблей начался в 1832 г., когда в Николаеве заложили 120-пушечную «Варшаву», спущенную на воду уже через год. В разработке ее проекта участвовал командующий Черноморским флотом адмирал А.С. Грейг, причем проектировщиками использовался так называемый параболический метод.
На деятельности Грейга стоит остановиться особо. Он крайне неодобрительно относился к чиновникам Морского министерства и оказался втянут в длительный конфликт с ними, и даже с морским министром А. В. фон Моллером. Дошло до того, что в поданной на имя императора докладной записке Грейг фактически обвинил руководство министерства в некомпетентности. Он даже потребовал, чтобы Черноморский флот получил независимость от столичной бюрократии. Увы, но талантливый ученый, неплохой адмирал и толковый организатор оказался не слишком искушен в подковерной борьбе. Воспользовавшись ошибками в оформлении отчетной документации, фон Моллер смог доказать Николаю I, что Грейт не справляется со своими обязанностями. Сам же командующий фактически подыграл своим противникам, не захотев разбираться в допущенных ошибках и проверять документы лично. Это стоило ему поста, и командование Черноморским флотом принял выдающийся моряк М. П. Лазарев.

Линейный корабль "Три святителя"

К сожалению, Михаил Петрович не всегда объективно оценивал деятельность своего предшественника, допустив целый ряд несправедливых обвинений в его адрес. Однако сделать Лазареву действительно удалось многое. Уже в начале 1835 г. был утвержден и с мая введен в действие новый штат Черноморского флота, определявший его судовой состав и разделение кораблей на ранги. Требовалось содержать в строю три 120-пушечных корабля, двенадцать 84-пушечных, семь больших фрегатов, пять корветов, а также значительное число малых кораблей и вспомогательных судов. В том же году в рамках реализации этой программы в Николаеве заложили 120-пушечный корабль «Три Святителя», постройка которого оказалась связана с множеством трудностей из-за проблем с доставкой строевого леса.
В 1836 г. в составе Черноморского флота числился всего один 120-пушечный корабль, десять 84-пушечных и один 74-пушечный. У нескольких из них подходил к концу срок службы, а от 74-пушечных кораблей вообще было решено отказаться, поскольку приходилось учитывать угрозу столкновения не только с относительно слабым турецким флотом, но и с эскадрами ведущих европейских держав.
М. П. Лазарев, пользовавшийся большим уважением императора, при личной встрече с Николаем I смог добиться выделения дополнительных средств на новое кораблестроение и получил указание после спуска на воду «Трех Святителей» заложить очередной 120-пушечный корабль. Царское распоряжение было выполнено неукоснительно:, «Три Святителя» спустили на воду 28 августа 1838 г., а уже 4 октября в освободившемся эллинге был заложен новый трехдечный корабль, получивший название «Двенадцать Апостолов». Его проект разработал начальник Николаевского корпуса корабельных инженеров полковник Д. И. Воробьев, а руководил строительством капитан С. И. Чернявский. Интересно, что Чернявский незадолго перед этим находился в длительной командировке в Британии.
По оценке одного из ведущих российских историков парусной эпохи, Галины Александровны Гребенщиковой, проектировщики и строители широко использовали английский опыт: «При сравнительном анализе кораблестроительных элементов «Двенадцати Апостолов» и «(Зиееп» можно сделать вывод о несомненной схожести этих двух кораблей.

Линейный корабль «Двенадцать Апостолов»

«Двенадцать Апостолов» стал первым во флоте принципиально новым кораблем, построенным по новейшей ; технологии с использованием всех известных на тот период последних достижений в теории и практике : кораблестроения. Он являл собой гармоничный синтез передовой английской школы и особенностей : российского судостроения».
Корабль «Куин, о котором говорится в приведенной цитате, — 110-пушечный : линкор первого ранга, спущенный на : воду в 1839 г., считался одним из лучших представителей своего класса.
Он участвовал в Крымской войне : (в том числе в бомбардировке ; Севастополя в 1854 г.), а вскоре после : заключения мира был капитально перестроен, превратившись в двухдечный 86-пушечный винтовой линейный корабль. На слом «Куин» сдали в начале 1870-х гг.
При постройке «Двенадцати Апостолов» большое внимание уделялось качеству материалов и срочности работ. Лазарев лично отдал указание: «...распорядиться, чтобы со стороны порта приняты были строжайшие меры, дабы ни в коем случае при изготовлении для прописанного корабля всех принадлежностей не могло встретиться остановки». Отношение к делу хорошо иллюстрирует и такое предписание, полученное Чернявским: «...предпочтительно перед прочими строителями судов выбрать для сказанного корабля потребное количество орехового дерева».
Считается, что Лазарев строил флагманский корабль, на котором собирался сам выходить в море. Он лично контролировал отделку адмиральской каюты и салона, где был устроен мраморный камин; мебель красного дерева закупалась в Одессе, ковры — в Турции. Впрочем, о боевых качествах тоже никто не забывал. По этому поводу один из высших сановников Российской империи, морской министр светлейший князь А. С. Меншиков, писал Николаю I: «...корабль «Двенадцать Апостолов» при том едва ли не из сильнейших кораблей в Европе и Америке, ибо весь нижний дек его состоит из 68-фунтовых бомбовых пушек».
Еще в процессе строительства командиром нового линкора был назначен один из лучших офицеров Черноморского флота, капитан 2 ранга В. А. Корнилов, пользовавшийся особым доверием адмирала. Торжественный спуск будущего флагманского корабля флота на воду состоялся 15 июля 1841 г.
После «Двенадцати Апостолов» для Черноморского флота были построены еще два 120-пушечных корабля: «Париж» и «Великий князь Константин». После этого в Николаеве заложили еще два трехдечных гиганта — 135-пушечный «Цесаревич» и 130-пушечный «Босфор» (после известной победы над турками переименованный в «Синоп»), но времена уже настали другие. Достроенные как винтовые линейные корабли, они после окончания Крымской войны были переведены на Балтику, где служили до 1874 г.

Эллинг в Николаеве
Главным центром кораблестроения на Чёрном море в первой половине XIX в. являлся Николаев. Именно на верфях Николаевского адмиралтейства были построены все российские линейные корабли, принимавшие участие в Крымской войне. Адмиралтейство располагало двумя эллингами: для сооружения линейных кораблей, несколькими эллингами для малых кораблей и транспортов, хорошо оборудованными мастерскими.

Эллинг в Николаеве

«Двенадцать Апостолов» в постройке

120-пушечный корабль «Двенадцать Апостолов» строился в Николаевском адмиралтействе. Его закладка состоялась 4 октября 1838 г., спуск на воду — 15 июля 1841 г. Считается, что командующий Черноморским флотом адмирал М. П. Лазарев уделял особое внимание постройке этого линкора, поскольку намеревался держать на нем флаг во время практических плаваний.

«Двенадцать Апостолов» в постройке

«Куин»

При проектировании и строительстве «Двенадцати Апостолов» широко использовался опыт британского кораблестроения. По мнению многих историков, в качестве прототипа для российского 120-пушечного корабля был выбран британский линкор «Куин», построенный в Портсмуте по проекту У. Саймондса. В годы Крымской войны «Куин» отправили на Чёрное море, в 1855 г. она участвовала в бомбардировке Севастополя. Когда по итогам войны был сделан вывод о бесполезности парусных линкоров, «Куин» в 1858-1859 гг. перестроили в винтовой 86-пушечный корабль.

Линейный корабль «Куин»

предыдущая следующая