Самые могучие из линейных кораблей

Среди множества парусных линейных кораблей, строившихся в разных странах в период с XVII по XIX в., «привилегированное положение» получили трехдечные гиганты, имевшие на вооружении 100 и более орудий.
Корабли, имевшие три пушечные палубы (дека), занимали особое место, 'сравнимое с современными авианосцами. Их постройка стоила дорого, немалые средства требовало и содержание, а в вопросах боевого применения существовали весьма специфические особенности. Поэтому в составе флотов подобных «мастодонтов» обычно имелось не слишком много. Но роль в сражениях им зачастую отводилась ключевая. Например, именно на трехдечном 100-пушечном корабле «Британниа» держал флаг во время сражения при Барфлере командующий англо-голландским флотом адмирал Эдвард Рассел. Да и флагманами большинства остальных английских эскадр служили 100-пушечные «Ройял Соверен» (флаг вице-адмирала Дела-валя), «Ройял Уильям» (контр-адмирал Шовель), «Виктори» (адмирал Эшби). Для устойчивости центра боевой линии Рассел перед своим флагманом поставил столь же мощный «Сент Эндрю», а позади — еще один стопушечник, «Лондон». Противник Рассела, французский командующий вице-адмирал Анн-Илларион де Контэн, граф де Турвиль, также в качестве флагмана выбрал могучий 104-пушечный «Солейл Руаяль».
Еще более убедительным примером значения трехдечных кораблей первого ранга может служить Трафальгарское сражение. Во главе обеих колонн, намеревавшихся прорезать строй франко-испанской эскадры, лорд Нельсон поставил именно самые крупные и прочно построенные 100-пушечные «Виктори» и «Ройял Соверен». Расчет британского флотоводца оправдался полностью: могучие линкоры, хотя во время сближения с противником и оказались под интенсивным огнем, на этом этапе боя избежали существенных повреждений. Зато их продольные залпы сразу же начали наносить противнику ужасающий урон.
Примером удивительной стойкости к неприятельскому огню может служить испанский гигант «Сантиссима Тринидад» (бывший трехдечный корабль, в ходе ремонта превращенный в единственный в мире четырехдечный), который в течение нескольких часов выдерживал сокрушительный обстрел с нескольких британских линкоров. Вероятнее всего, корабль меньших размеров превратился бы в «решето», но «Сантиссима Тринидад» сдался только из-за очень больших потерь в людях. Более того, если бы вскоре после окончания сражения не начался сильный шторм, англичане наверняка отбуксировали бы трофей в Гибралтар.
Другим примером способности больших кораблей выдерживать очень сильный обстрел в течение долгого времени служит французский флагман во время сражения при Абукире, 120-пу-шечный «Ориент». До момента, когда взрыв крюйт-камеры погубил его, этот корабль продолжал несколько часов упорно сражаться сразу с несколькими противниками.
К недостаткам трехдечных кораблей относили их недостаточную маневренность. Еще в середине XVII в. английский морской генерал Блейк предпочел перед сражением с голландским флотом перейти с большого, прочного и прекрасно вооруженного «Соверена» на меньший, но более маневренный корабль. При прорыве в бухту Виго в октябре 1702 г. английские адмиралы не стали бросать в бой свои самые крупные корабли, поскольку опасались поставить их под удар именно из-за неспособности представителей первого ранга маневрировать на ограниченном пространстве. Нельсон же считал, что оптимальным является 84-пушечный линейный корабль, сочетающий достаточную прочность корпуса с большой огневой мощью. Однако в начале XIX в. кораблестроители научились сооружать более длинные деревянные корпуса, что позволило увеличить их длину и отношение длины к ширине. В результате началось строительство трехдечных кораблей с более совершенными обводами и улучшенными характеристиками. Но тут на сцену вышли пароходы, а потом и броненосцы.
Сражение при Сент-Винсенте
Во время сражения при Сент-Винсенте командующий британской эскадрой адмирал Джон Джервис держал флаг на трехдечной «Виктории». Его противник — возглавлявший испанцев Хосе де Кордоба — в качестве флагмана также избрал трехдечный гигант, 130-пушечный «Сантиссима Тринидад». Однако наиболее ярко проявил себя сравнительно небольшой 74-пушечный «Кэптен» под брейд-вым-пелом коммодора Горацио Нельсона. Впрочем, тут определяющими оказались не особенности корабля, а талан и личное мужество будущего национального героя Британии.


предыдущая следующая