Появление парохода

"Клермонт" первый в мире удачый пароход

Промышленная революция и технический прогресс привели к изменению всего образа жизни значительной части человечества. Паровая машина, уверенно завоевав себе «место под солнцем» в промышленности, быстро доказала свою полезность и на море.
К началу XIX в. развитие паровых машин уже позволяло использовать их в качестве двигателей на кораблях. Однако военные моряки по различным соображениям (не последнюю роль играл обычный консерватизм) не проявили особой склонности к экспериментам. Зато в гражданском судостроении изобретатели развернулись вовсю.
Есть упоминание, что самый первый пароход был построен в Испании и прошел успешные испытания еще в 1543 г. Якобы его создатель даже пошел на то, чтобы освятить воду для котла в одном из монастырей, но помогло это лишь отчасти: на костер его не отправили, но проблем с инквизицией избежать не удалось. Последователей, что неудивительно, у отважного изобретателя не нашлось...
Первая успешная попытка построить пароход была предпринята еще в 1707 г. На небольшое речное судно установили паровой котел с предохранительным клапаном и пароатмосферную машину (в ней использовалось давление атмосферы при вакууме под поршнем для движения последнего вниз), созданную талантливым французским изобретателем Денни Папеном. Испытания прошли на реке Фульде, но сказать что-либо конкретное об их успешности нельзя: согласно дошедшим до нашего времени сведениям, местные лодочники, испугавшиеся появления опасного конкурента, разломали судно и уничтожили механизмы.
Развитие техники не останавливалось, паровая машина совершенствовалась и начала широко применяться в самых разнообразных целях. Особенно быстро внедрять механические установки начали после изобретений шотландца Джеймса Уатта (его порой даже называют «отцом Промышленной революции»). Именно Уатт смог превратить неуклюжие агрегаты с низким КПД во вполне эффективные паровые машины, пригодные для широкого приме нения в промышленности и, как показало время, на транспорте. Однако первые попытки установить на суда усовершенствованные механизмы оказались неудачными. Причины неудач в каждом конкретном случае оказывались различными, но итог оставался неизменным - создать пригодный для практической эксплуатации пароход не удалось.
В итоге честь называться создателем первого парохода выпала Роберту Фултону. Он родился в 1765 г. в Америке, в семье ирландских эмигрантов, с юности демонстрировал разнообразные способности, в том числе - к живописи. Нашлись меценаты, согласившиеся оплатить обучение Роберта в Лондоне, но там молодой человек увлекся изобретательством и добился немалых успехов как инженер (в частности, он создал несколько удачных и реализованных на практике проектов мостов). Затем Фултона заинтересовало кораблестроение.
Он даже разработал необычный и довольно успешный проект подводной лодки, вошедшей в историю под названием «Наутилус». Субмарина была построена и прошла испытания, о чем мы еще расскажем в последующих выпусках.
Возможность использования паровой машины на судах Фултон начал рассматривать всерьез где-то в конце XVIII в. Известно, что в 1802 г. он присутствовал на испытаниях буксирного катера с машиной Уатта мощностью 10 л. с., построенного англичанином У. Саймингтоном. Движителем этого небольшого судна служило расположенное в корме гребное колесо. Катер смог успешно буксировать баржи, но возникли опасения, что поднятые им волны будут размывать берега канала. Да и экономичность машины не выдерживала никакой критики.
Фултон, которого финансово и морально поддерживал американский дипломат и бизнесмен Р. Ливингстон, разработал свой проект парового судна. Его построили во Франции и успешно испытали на Сене, на том дело и заглохло. Наполеон не смог правильно оценить увиденное «чудо техники», французские власти тоже интереса к нему не проявили. Но компаньоны не потеряли присутствия духа. Они вернулись в Америку, по пути заказав в Британии - в бирмингемской фирме «Болтон энд Уатт» паровую машину мощностью 20 л. с.
В Соединённых Штатах Фултон занялся детальной проработкой проекта судна с паровой машиной, провел множество опытов для определения оптимальных размеров и формы корпуса, исследовал типы движителей. Без ошибок не обошлось, но созданный в 1806 г. проект оказался вполне успешным.
И весной следующего года в Нью-Йорке началась постройка судна, которое вышло на испытания 17 августа. Его без особых затей назвали «Пароходом Северной Реки», затем название дополнили словом «Клермонт». Именно под наименованием «Клермонт» детище Фултона и вошло в историю.
Плоскодонное судно имело водоизмещение около 100 т, длину около 40 м, диаметр бортовых гребных колес -примерно 5 м, топливом служили дрова. На двух мачтах можно было ставить паруса, однако парусное вооружение считалось вспомогательным. Коммерческая эксплуатация началась уже в сентябре, а вскоре пароход стал приносить прибыль. Вслед за «Клермонтом» Фултон, запатентовавший конструкцию в 1808 г., построил еще 17 пароходов. Любопытный факт: владельцы парусников и гребных лодок столь рьяно пытались мешать деятельности пароходов, что для пресечения этого явления потребовался специальный закон.
Когда в 1812 г. началась очередная война между Соединёнными Штатами и Британией, Фултон, как истинный патриот, разработал совершенно удивительный для своего времени проект: первого в истории военного корабля с механической установкой (иногда его классифицируют как пароходофрегат). Плавучая батарея «Демологос» предназначалась для защиты гавани Нью-Йорка.

Паровой военный корабль "Демологос"

«Демологос» представлял собой катамаран водоизмещением 2455 т, причем в одном корпусе находилась котельная установка, а в другом - паровая машина мощностью 120 л. с. Движитель - гребное колесо - находился между корпусами, надежно защищенный ими от вражеских выстрелов. Наибольшая толщина бортов достигала 5 футов, а прорезанные в них орудийные порты напоминали амбразуры в стенах крепости. Вооружение состояло из 32-фунтовых длинноствольных пушек, имелись печи для каления ядер. Изобретатель остался верен себе, предложив еще одно новшество - тяжелые орудия (так называемые колумбиады), предназначенные для поражения подводной части вражеских кораблей. Фултон умер в феврале 1815 г., еще до вступления корабля в строй. В память о создателе «Демологос» был переименован в его честь.
«Фултон» вступил в строй вскоре после окончания войны и никогда не участвовал в боевых действиях. После заключения мира его использовали в качестве плавучего склада; в 1829 г. первый в мире военный пароход погиб в результате взрыва хранившегося на нем пороха.

Пакетбол "Саванна"

Вслед за Соединёнными Штатами строительство пароходов развернулось во многих странах. Они не только плавали по рекам и озерам, но и начали выходить в море, совершая достаточно дальние переходы. В 1819 г. случилось очередное историческое событие -судно, оснащенное паровой машиной, пересекло Атлантический океан. Собственно говоря, пакетбот «Саванна» (в честь города в штате Джорджия) изначально закладывался как «чистый» парусник, машину получил в ходе постройки, да и большую часть трансокеанского перехода прошел под парусами.
Стоит также добавить, что по возвращении на родину машину с судна сняли и оно вплоть до крушения в ноябре 1821 г. оставалось парусным.
Но лиха беда начало: вслед за «Саванной» через Атлантику устремлялись все новые паровые суда. Они совершенствовались поистине стремительно, и всего через 19 лет после плавания «Саванны» британский пароход «Сириус» сумел пересечь океан без использования парусов. В конце перехода запасы угля закончились, и тогда в топку полетело все, что могло гореть. Для трансатлантика «Сириус» имел совсем небольшие размеры (длина - 54,4 м), и с точки зрения коммерческой выгоды он не мог конкурировать с более крупными и совершенными судами. Наиболее примечательными из них стали творения инженера Брюнелля
«Грейт Вестерн» и «Грейт Бритн», а также лайнеры, построенные по заказу судовладельца Сэмюэля Кунарда (основатель компании «Кунард Лайн», которого в литературе порой даже величают «Наполеоном бизнеса»).
Кунард смог создать компанию, не только с успехом перевозившую через океан множество пассажиров -от.полунищих эмигрантов до самых известных людей того времени -и всевозможные попутные грузы, но и получившую от правительства Британии контракт на доставку почты через Атлантику. Он также договорился с Адмиралтейством, что в случае необходимости организации срочных воинских перевозок предоставит свои лайнеры в распоряжение военных властей, за что компания получала определенные субсидии.

 «Монтебелло»
К середине XIX в. преимущества паровых (точнее - парусно-паровых) кораблей над чисто парусными стали очевидны даже для консервативной части морского офицерства. Конечно, не всем пришлись по душе дымящие «самовары», «кухонные плиты» и «коптящие небо вонючки». Но какие бы обидные прозвища ни придумывали пароходам флотские острословы в разных странах, появление винтового движителя сделало уход парусников со сцены вопросом ближайшего времени. Даже весьма долго прослужившие корабли стали оснащать паровыми машинами, одним из них стал 118-пушечный «Монтебелло», в качестве винтового линкора действовавший в Чёрном море в годы Крымской войны.

Линейный корабль "Монтебелло"


предыдущая следующая